Виды туризма

27 июля 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II
0 1790 0

Отчет о водном походе по реке Суна

15-22 июля 2019г.

Общая информация о маршруте

1.1 Справочные сведения

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода

Продолжительность

Сроки проведения

общая

ходовых дней

водный

вторая

121 км

8 дней

7 дней

15.07-22.07.2019

Район проведения  — Республика Карелия

Нитка маршрута: г. Петрозаводск – ст. Гимольская – оз. Гимольское – оз. Кудамгубское – оз. Чудозеро – пос. Поросозеро – р.Суна – оз. Пяльвозеро – р.Суна – оз. Линдозеро – р.Суна – оз. Викшозеро – пос. Гирвас – г. Петрозаводск

1.2 Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия

Категория сложности

Характеристики препятствия

Способ прохождения

Порог Мельничный

2 к.с.

Длина порога 200 м. По центру и слева мощные валы. Резкий правый поворот струи в средней части порога и стояки и камни на выходе. В пороге – обломок скалы, он выступает над водой и хорошо виден. Под левым берегом – плита и нагромождение бревен и камней.

Провели осмотр порога с правого берега. Первой прошла байдарка Хатанга, как наиболее устойчивое и закрытое судно. Страховку для него организовали с правого берега. Далее байдарка Хатанга стала на страховку в нижней части порога. Так же совместно со страховкой с воды была продолжена страховка с берега. Сложность в том, что приходится на мощной струе разворачивать байдарку поперек течения, чтобы уйти под правый берег. Логичнее идти в два приема. Проходить входную шиверу с двумя поворотами и уйти под левый берег (в маленькое улово). Там развернуться поперек реки и пересечь струю (тянет влево на камни), под правым берегом развернуться по струе на выходе.

Порог Лебикоски

2 к.с.

Порог длинный, примерно 1 км, четырехступенчатый, но воды немного, поэтому достаточно мелкий. При желании 1 ступень можно посмотреть. 2-4 ступени – шиверы, много камней, но все легко обходится.

Осмотрели 1 ступень. Проходили порог ближе к правому берегу по основной наиболее глубокой струе, линия движения хорошо видна с воды.

Порог Уйтоженкоски

2 к.с.

Длина около 200 м. Осмотр слева. На входе бурная шивера с плавным правым поворотом и неплохими валами при разливе реки до 50 м, затем быстроток с валами до 1м. На выходе – горка со стоячими валами

Осмотрели с левого берега. Проходится легко, линия прохождения хорошо читается с воды, лавируя между камнями.

 

Порог Длинный

2 к.с.

Длина 1,2 км. С воды надежный проход читается плохо. Осмотр с левого берега. Вход простой, маломощный, далее – отдельные камни на слабом течении. В сужении – опасные обливняки, проход с берега виден плохо. На выходе слив через гряду больших валунов, проход виден с воды.

Осмотрели вход в порог с левого берега, примерно 50 м входа — там плавный правый поворот, в центре плита с бочкой, поэтому заходили чуть левее главной струи; а после плиты уходить вправо в просвет между основной струей и отбойными валами под правым берегом, чтобы не влететь в гряду камней у левого берега.

Далее шли сходу по чётко различимой центральной струе.

Первой шла Хатанга, до суводи под правым берегом – для промежуточного зачаливания, страховки и фотографирования.

1.3 Сведения о руководителе и участниках

Фамилия, Имя, Отчество

Туристская подготовка

Обязанности в группе

1

Баширова Лариса Викторовна

1Р Вуокса

2У Шуя

3У Кутсайоки-Тунтсайоки

Руководитель

картограф

2

Синявин Антон Юрьевич

 

2У Шуя

Штурман

реммастер

3

Пенкин Александр Александрович

2У Шуя

Завхоз

начпрод

1.4 Варианты подъезда и отъезда

Поезд №680ЧА г.Петрозаводск – п.Гимолы Муезерский район Республики Карелия (время в пути 5ч), в летнее время поезд ходит только 3 дня в неделю – воскресенье, вторник и пятница, расписание необходимо уточнять, т.к. часто меняется.

Выброска – автомобиль п.Гирвас Кондопожский район Республики Карелия – г.Петрозаводск (время в пути 2ч)

1.5 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Аварийный выход возможен в пос. Поросозеро Суоярвского района Республики Карелия (примерно в 25 км от стапеля), от озера до г.Суоярви 86 км, далее лучше выходить в конце маршрута, т.к. по маршруту населенных пунктов и автомобильных дорог нет вплоть до п.Гимолы.

Круглосуточный телефон МЧС по Республике Карелия:

8 (814-2) 79-56-00

График движения

День

Дата

Нитка маршрута

Протяженность (км)

Ходовое время (ч)

Препятствия на участке

Метеоусловия

1

16.07

ст.Гимольская – оз.Гимольское – р.Суна – оз.Кудамгубское

 

12

5

нет

ясно, +20, ветер умеренный

2

17.07

оз Кудамгубское – р.Суна – оз.Чудозеро – п.Поросозеро – р.Суна

 

23

6ч 30мин

нет

переменная облачность, +20, сильный юго-восточный ветер

 

3

18.07

р.Суна – оз.Пяльвозеро – р.Суна

 

15

8

пор.Пристанский – 2 к.с.

пор.Валазменский – 2 к.с.

пор.Мельничный – 2 к.с.

переменная облачность, около 20 градусов тепла, дождь

4

19.07

р.Суна – оз. Дяньгаслампи

 

28

8

пор. Маркотъкоски – 2 к.с.

пор.Коссаниски – 2 к.с.

пор.Корбикоски – 2 к.с.

пор.Лебикоски – 2 к.с.

переменная облачность, +15 дождь

5

20.07

Дневка

ясно, +25

6

21.07

оз. Дяньгаслампи – оз. Линдозеро – р.Суна – оз. Викшозеро

 

32

9ч 30

пор.Уйтоженскоски – 2 к.с.

пор.Шильмятойкоски – 2 к.с.

пор.Ковеланлиете-Коски – 2 к.с.

пор.Леполису – 2 к.с.

пор.Сухой – 2 к.с.

пор.Каданлоама – 2 к.с.

пор. Длинный – 2 к.с.

пор.Руозмикоски – 2 к.с.

пор.Ледяной – 2 к.с.

ясно,  +20, ветер западный, северо-западный

 

22.07

оз. Викшозеро – пос. Гирвас

12

4

нет

ясно, +20

Техническое прохождение маршрута

Заброска. 15.07

Выезд из Петрозаводска в 19:39 поезд №680ЧА 15.07. На станцию Гимольская прибыли в 01.52 16.07.

День 1. 16.07

От ж/д станция Гимольская до стапеля на берегу озера Гимольское примерно 2 км, прибыли к 03.00 и встали на ночёвку. В 9.00 подъём и стапель. На маршрут вышли в 12.00. Началом маршрута было озеро Гимольское. Погода солнечная. Ветер умеренный и не затруднял движения по озеру. Далее по реке Суна 4 км. На входе в Кудамгубское озеро встали на обед в 15.00. В 16.00 продолжили путь. На выходе из Кудамгубского озера в 18.00 встали на ночлег. Отбой в 22.00.Отчет о водном походе по реке Суна

День 2. 17.07

Подъём в 8.00. На воду вышли в 11.00. Скорость воды в реке умеренная, не превышала 3-4 км/час. Обед устроили на острове в Чудозере с 13.30 до 15.00.

Дальнейшее движение по озеру затруднял встречный юго-восточный ветер. Ж/д мост в посёлке Поросозеро преодолели около 16.00. На стоянку остановились за 2 км до порога Пристанского в 19.00

День 3. 18.07

Подъём в 8.00, завтрак. Погода переменная, около +20 градусов. Вышли на воду около 11.00. Через 2 км начался порог Пристанский. Ориентирами являются резкое сужение реки до 40 метров и ЛЭП. Провели осмотр с правого берега. Прошли по основной струе в центре. Для байдарок важно не нарваться на обливной камень на выходе из порога под правым берегом. Длина порога 250 метров. Далее за порогом с ходу прошли мелкую шиверу длиной около 200 метров. Затем следует порог Валазменский. Длина порога около 100 метров. Провели осмотр порога с правого берега. Прошли порог по основной струе, обогнув обливной камень в центре. Стоит быть аккуратным, так как на выходе из порога под правым берегом расположена каменная гряда. Далее с ходу прошли несколько шивер общей протяжённостью несколько сот метров. За ними следовал порог. Длина порога 200 м. Главный ориентир порога — резкий правый поворот под 90 градусов. По центру и слева мощные валы. Резкий правый поворот струи в средней части порога и стояки и камни на выходе. В пороге – обломок скалы, он выступает над водой и хорошо виден. Под левым берегом – плита и нагромождение бревен и камней. Провели осмотр порога с правого берега. Первой прошла байдарка Хатанга, как наиболее устойчивое и закрытое судно. Страховку для него организовали с правого берега. Далее байдарка Хатанга стала на страховку в нижней части порога. Так же совместно со страховкой с воды была продолжена страховка с берега. Порог, образованный валами до 1 м и бочками, проходили по основной струе.Отчет о водном походе по реке Суна

После Мельничного порога река впадает в озеро Пяльвозеро. Здесь с 14.00 до 15.00 организовали обед. Далее шли под правым берегом. Встречный ветер с дождём препятствовал движению. После Пяльвозера Суна протекает среди болот. Мест для стоянок нет. На стоянку остановились около 20.00 около порога Маркотъкоски на рыбацкой стоянке с домиком.

В течение дня достаточно часто рыбачили, т.к. позволяло время и запланированный километраж.

День 4 19.07.

Подъём в 8.00. На воду вышли в 11.00. Провели осмотр порога Маркотъкоски с правого берега. Порог длиной около 150 метров, состоящий из двух ступеней. Прошли порог по основной струе, лавируя между редкими обливняками. Скорость течения порога умеренная, не превышала 6-8 км/час. За ним следовал порог Коссаниски, протяжённостью около 800 метров. Порог, образованный небольшими валами, прошли с ходу по основной струе. Первой, в целях безопасности, проходила байдарка Хатанга. За ней с интервалом в 40-50 метров остальные два судна. За ним сходу прошли порог Корбикоски, протяжённостью 100 метров. Так как воды на пороге было немного, пришлось лавировать от правого к левому берегу, огибая торчащие обливные камни. Конец порога представляет собой резкое сужение реки, проходящее между опорами разрушенного моста. В этом месте сходу преодолели несколько валов высотой до 1 метра. На обед встали в 14.30. С обеда вышли в 15.30.

После обеда проходили порог Лебикоски, протяжённостью около 1 км. Порог мелкий, с множеством торчащих камней, четырехступенчатый, но воды немного, поэтому достаточно мелкий. Осмотрели 1 ступень. В итоге проходили порог ближе к правому берегу по основной наиболее глубокой струе. Приблизительно через 4 км вышли в озеро Дяньгаслампи. На восточном берегу встали на большую оборудованную стоянку в 20.00.

День 5. 20.07 Днёвка

День был солнечным, жарким. Весь день рыбачили. Клюёт множество мелких окуней. Так же возможно поймать небольших щук до 40 см.Отчет о водном походе по реке Суна

День 6. 21.07

Подъём в 8.00. Вышли на воду в 11.00. Прошли озеро Линдозеро при попутном ветре. После моста до посёлка Линдозера через 200 метров порог Уйтоженкоски. Провели осмотр порога с левого берега. Первой проходила байдарка Хатанга. Остановившись в центральной части порога в улове под левым берегом организовала страховку и фото с воды. Порог проходили по центральной мощной струе с валами до 1 м и небольшими бочками. Далее за порогом плёс протяжённостью около 5 км. Перед порогом Шильмятойкоски встали на обед с 14.30 до 16.00.

Отсюда начинается череда порогов, прерываемая короткими плёсами. Порог Шильмятойкоски шли с ходу по центральной S-образной струе. Отклонение от неё значило нарваться на многочисленные камни. Длина порога около 500 метров.

За ним следует порог Ковеланлиете-Коски длиной 200 метров. Осмотр слева. На входе – отлогий слив в скальной узости, по бокам обрамленный косыми валами до 1м. Заходили в центральный вал, затем крутой левый поворот с грядой камней по оси с мелководьем на выходе.

Далее порог Леполису длиной 250 метров. Прошли сходу под правым берегом. За ним преодолели череду перекатов по основной наиболее глубокой струе. Затем около 1,5 км плёса и порог Сухой, оправдывающий своё название. Скорость в пороге небольшая, до 5 км/ч. Проходили сходу по центру, лавируя между мелководными камнями. Далее небольшой плёс с мелкими островами и за ним порог Каданлоама. Порог шиверистого типа длиной 300 метров с небольшим перепадом прошли с ходу по центру.

После впадения реки Черанга с правого берега начинается порог Длинный протяжённостью около 1,2 км. С воды надежный проход читается плохо. Осмотрели вход в порог с левого берега, примерно 50 м входа — там плавный правый поворот, в центре плита с бочкой, поэтому заходили чуть левее главной струи; а после плиты уходили вправо в просвет между основной струей и отбойными валами под правым берегом, чтобы не влететь в гряду камней у левого берега. Далее шли сходу по чётко различимой центральной струе. Первой шла Хатанга, до суводи под правым берегом – для промежуточного зачаливания, страховки и фотографирования. Далее снова небольшие шиверки прошли сходу, огибая мелководья. Далее следует порог Руозмикоски, протяжённостью 120 метров. Ориентир порога — скалистый островок в русле. Провели осмотр порога с левого берега. Заходили чуть правее центра в язык, далее лавировали между большими обливными камнями. Через 1 км последний порог на маршруте — порог Ледяной. Порог длиной около 500 метров прошли сходу. Так же как и большинство порогов на Суне — порог шиверистого типа. Проходили по основной струе, лавируя между обливняками и мелководьями. Сразу за порогом широкий плёс и высокие скалистые берега. На стоянку встали за 2 км до впадения реки Семча в 22.00.

В этот день решили пройти большее расстояние, т.к. позволяли погодные условия, оставляя себе запас времени на последний день для посещения местных достопримечательностей.

День 7. 22.07

Подъём в 7.00. На воду вышли в 9.00. Преодолели озеро Викшозеро и снова вошли в реку Суна. Антистапель был у плотины через реку Суна (урочище Водопад Гирвас) в 13.00 в поселке Гирвас.

На месте антистапеля мы познакомились с дружелюбной семьей из Рыбинска, они нас накормили обедом и предложили вместе съездить до вулкана, в ответ мы покатали их дочку на всех наших трех судах.

После обеда поехали осматривать вулкан Гирвас – экологический парк. Точные координаты стоянки у вулкана — 62.484776, 33.670096, это в трех километрах от поселка Гирвас. Если добираться на машине, то нужно ехать по трассе Р-21 «Кола» и свернуть у указателя с надписью «Гирвас». Доехав до поселка, окажетесь на перекрестке (его легко узнать, там везде магазины), после чего нужно повернуть налево и примерно через три километра окажетесь на месте. Для автомобилей есть парковка. Вход в парк 100 руб.

Машина до Петрозаводска приехала в 16.00. На ж/д вокзал г.Петрозаводска приехали к 18.00.

Конец маршрута.Отчет о водном походе по реке Суна

Дополнительные сведения о походе

Потенциально опасные участки на маршруте

В этом сезоне река сильно обмелела, рекомендуем при сплаве в июле-августе, когда река мелеет, тщательно выбирать траекторию движения в пороге, особенно на каркасных байдарках. Предпочтительнее держаться основной струи.

Характеристика реки

Реки Карелии сравнительно коротки. Так, Суна имеет протяженность 280 км. Большинство рек, представляющих туристский интерес, и вовсе не длиннее 75-150 км. При этом значительная часть километража (вплоть до 50%) может приходиться на проточные озера. Суна представляет собой озерно-речную систему, состоящие из цепи озер, соединенных порожистыми протоками.  Речные же системы, не содержащие в основном стволе сколько-нибудь заметных озер (как Сиг, Летняя), в Карелии редки.

Относительно малая длина рек Карелии в сочетании с заметной разницей высот истоков и устьев обуславливает значительный их уклон. В среднем он составляет около 1 м/км, а на порожистых участках — до 3-5 м/км. При этом практически все падение уровня воды срабатывается на локальных препятствиях, между которыми идут тихие плесы.

Для оценки характера реки существенно распределение падения по ее длине — продольный профиль. Обычный продольный профиль, так называемый «профиль равновесия», представляет собой вогнутую кривую. Но реки Карелии геологически очень молоды, их русла проходят по трудно размываемым породам и они только начали вырабатывать себе долину (с неширокими поймами, без высоких террас) и продольный профиль. В Южной Карелии, где коренные твердые породы покрыты довольно мощным покровом послеледниковых отложений, размыв долины рек происходит более или менее равномерно. В этом случае продольный профиль представляет собой почти прямую линию), нарушаемую лишь на участках сосредоточения порогов. Такой профиль имеет река Суна.

Суна относится к «многоводным» рекам, т.е. с расходом выше 50 куб. м/сек, прохождение перекатов и шивер, как правило, затруднения не вызывает. Зато пороги бывают сложны, и опасны, в первую очередь из-за мощных неоднородностей потока — прямых и косых валов, «бочек» и пенных котлов за сливами, прижимов, суводей. Средний уклон у таких рек меньше — 0,5-0,8 м/км.

Препятствия (По материалам книги «На байдарках по Карелии», автор — А.Л. Нилов)

Искусственных препятствий в Карелии относительно мало. Это, в основном, деревянные плотины, построенные для регулирования уровня воды в интересах лесосплава. Сложность их преодоления, как правило, тем выше, чем хуже их сохранность.

Дополнительную сложность на препятствиях могут создать низкогабаритные мосты лесовозных дорог и лесооттеснительные ряжевые стенки, особенно-в узостях. На плесах ряда сплавных (в настоящем и прошлом) рек хлопоты могут доставить полузатонувшие бревна.

Наиболее часты на реках Карелии перекаты — каменистые отмели на участках поворота или расширения русла. Они, как правило, коротки — не длиннее 50-100, реже — 200 м, На малых и средних реках часто приходится сталкиваться с неприятным, ловушечным типом перекатов. Начинаются они четко выраженной струей в камнях, а на выходе рассыпаются крутой каменистой горкой с сомнительными проходами. Пожалуй, на подобных «косогорах», а не на серьезных препятствиях расходуется основное количество клея и резины.

Большими уклонами характеризуются шиверы — участки падения реки, беспорядочно засоренные камнями, разбивающими речной поток. Преимущественная их длина 300-500 м, хотя встречаются шиверы и по 50 м, и по 1,5-2 км. Кстати, туристам, возможно, интересно будет узнать о происхождении слова «шивера». Оно чаще встречается (в том числе — и в туристских описаниях) в Сибири. Но туда оно было принесено северорусскими землепроходцами. А родилось слово в речи карельских поморов-из саамского чиврай, что значит «галька, булыжник».

Пороги образуются в местах выхода коренных пород, где сужения русла, гряды крупных камней или плиты создают ступени-сливы. Наиболее сложно сочетание порогов с шиверами. Peдко, но встречаются в Карелии каньоны и каньонообразные сужения, например — на Охте, Беломорской Шуе, Калге.

Любопытно, что писал 150 лет назад о сплаве по карельским порогам собиратель фольклора и составитель эпоса «Калевала» Элиас Леннрот: «Внимание кормщика во время преодоления пoрога предельно сосредоточено — он не допустит ни на полвершка отклонения от правильного пути… Их удивительно зоркие глаза уже издали замечают все камни, даже те, что глубоко скрыты под водой. Для того, чтобы запомнить норов каждого порога, они в стихотворной форме заучивают его особенности. Про Сийтикоски… говорят: «На загривке Сийти гладок, а внизу — осиный рой». Про другие пороги говорят: «Помоги бог на Юнккоски, сохрани на Каллиокоски. а по Леппикоски я и сам спущусь… »

Бывает, что сложность порогов уже превышает туристские возможности. Тогда они переходят в разряд достопримечательностей. Именно на этих, скромных по саянским, алтайским, памирским меркам, водопадах и водоскатах часто устраиваются дневки, где приятное (созерцание) сочетается с полезным (обносом).

Правда, каскадные водопады типа Гирвас (14,8 м) и Порпорог (16,8 м) на Суне ныне существуют лишь на фотографиях. Это цена электрификации и строительства каналов. Остается разве что обделенный водой водопад Кивач (10,7 м).

Стоимость проживания, питания, снаряжения и т.д.

Заброска: поезд г.Петрозаводск – ст.Гимолы – 600 руб./чел.

Выброска: автомобиль пос.Гирвас – г.Петрозаводск –2 т.р.

Средства сплава у участников группы собственное.

Раскладка была составлена из расчета двух горячих приготовлений пищи (завтрак, ужин), перекус (обед), карманное питание в виде сухого пайка (орехи, сухофрукты, энергетические батончики и т.д.). Приготовление пищи осуществлялось на дровах, проблем с их наличием на стоянках не возникало. Питание на маршруте (3 человека. 7 дней) – 7000 руб.

Итоги, выводы и рекомендации

В итоге, выбранная стратегия прохождения похода и компоновка группы оказалась удачной, маршрут был пройден в полном составе без происшествий. Маршрут может быть пройден как за короткий срок в спортивном режиме, так и в качестве летнего путешествия. Маршрут рекомендуется проходить период июня-июля, когда уровень воды достаточно высок.

 

Источник : "https://putnicki.ru/otchet-o-vodnom-pohode-po-reke-suna/" rel="nofollow"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию