Виды туризма
Клуб туристов г.Екатеринбурга
Отчет №
о водном походе третьей категории сложности по рекам Рыбная-Кан
Руководитель:
Солдатова Оксана Владиславовна тел. 922-20-78-443
e-mail: oks-soldatova@yandex.ru
Поход проведен в сроки:
с 30апреля по 11 мая 2015 г
Маршрутная книжка № 27/15
Отчет рассмотрен МКК и зачтен как поход третьей категории. Справки выданы в количестве штук.
Использовать отчет в библиотеке СТК г. Екатеринбурга
г. Екатеринбург, 2015 г
Справочные сведения о путешествии
ПАСПОРТ МАРШРУТА
Район похода: южная оконечность Енисейского кряжа, Восточный Саян
Нитка маршрута: г. Екатеринбург - (поездом) г. Красноярск –(авто) ст. Громадская - р. Рыбная – р. Кан – р. Енисей (сплав) – пос. Кононово – (авто) г. Красноярск – (поезд) г. Екатеринбург
Протяженность активной части маршрута:147 км
Время путешествия: с 1 по 11мая2015 г Количество дней активного маршрута: 7 Вид туризма: водный
Категория сложности: третья
Тип судов:
К-1, катамаран четырехместный спортивный, пр-во Горшкова
К-2, катамаран четырехместный спортивный, пр-во Горшкова
К-3, катамаран четырехместный спортивный, пр-во Горшкова
К-4, катамаран двухместный спортивный, пр-во Горшкова
Уровень воды: средний Изменений маршрута не было
Маршрут рассмотрен МКК Свердловской области СТК г. Екатеринбурга. Маршрутная книжка №27/15
Адрес хранения отчёта: г. Екатеринбург, ул. Радищева, 51
Штамп (полномочия) МКК, рассмотревшей маршрут: 166-00-5665555.1.1.
Состав группы
№ п/п |
Фамилия , имя , отчество |
Год рожд. |
Туристский опыт |
Обязанности в группе |
1 |
Солдатова Оксана Владиславовна |
1970 |
3ВУ р.Манарага - р. Косью 2011 3ВУ р.р. Инзер-Лемеза 2011 1ВР р. Усьва 2012 2ВР рр. Бия-Катунь 2013 |
Руководитель Капитан 1К4 |
2 |
Петроман Юлия Викторовна |
1970 |
5ВУ р. Чилик 2014 |
Фотограф Матрос К2 |
3 |
Чернов Сергей Анатольевич |
1966 |
ПВД. Тренировки на пор. Ревун |
Ремонтник Капитан 2К4 |
4 |
Шухман Юлия Викторовна |
1976 |
ПВД. Тренировки на пор. Ревун |
Медик Матрос 2К4 |
5 |
Сысолин Игорь Анатольевич |
1966 |
2ВУ рр. Бия-Катунь 2013 |
Видео-оператор Матрос 2К4 |
6 |
Калягина Елена Геннадьевна |
1969 |
4ВУ рр. Чуя-Катунь 2013 |
Культ.-мас. сектор Матрос 2К4 |
7 |
Гарифуллина Люция Мухаметовна |
1955 |
4ВУ рр. Чуя-Катунь 2013 |
Матрос 1К4 |
8 |
Михайлов Антон Васильевич |
1983 |
ПВД. Тренировки на пор. Ревун |
Зав. снар Матрос 1К4 |
9 |
Бурцев Олег Евгеньевич |
1962 |
5ВР. рр Шавла-Аргут, 2008 |
Лоцман Капитан 3К4 |
10 |
Маркина Татьяна Николаевна |
1963 |
5ВУ рр. Чуя-Катунь 2013 |
Завхоз Матрос 3К4 |
11 |
Барышева Анастасия Юрьевна |
1976 |
4ВУ рр. Чуя-Катунь 2013 |
Хронометрист Матрос 3К4 |
12 |
Казанцев Егор Владимирович |
1984 |
4ВУ рр. Чуя-Катунь 2013 |
Матрос 3К4 |
13 |
Жуков Евгений Анатольевич |
1981 |
ПВД. Тренировки на пор. Ревун |
Костровой Матрос 1К4 |
14 |
Ивченко Дмитрий Евгеньевич |
1978 |
5ВУ рр. Жомболок-Ока Саян. 2010 |
Капитан К2 |
Сведения о страховой компании
Участники группы были застрахованы от несчастных случаев в Страховой компании ОАО «САК «Энергогарант» «Уралэнергогарант», отделение «Кокс- полис». Страховка обеспечивала экстренную медицинскую и медико–транспортную помощь в результате несчастного случая или внезапного заболевания
Обзорная схема маршрута
Определяющие препятствия маршрута
№ |
Вид препятствия |
Название |
К. с. |
Длина, м |
Характеристика препятствия |
Способ прохождения |
1 |
Порог 1 (12 км от Порога 0) |
ЛЭП |
3 |
200 |
Валы, бочка посередине реки в конце порога |
Сходу, кильватерной колонной со взаимостраховкой |
2 |
Порог 2 (1,5 км от порога 1) |
|
3 |
1500 |
Частые камни в русле, скорость 7-9 км/час, сливы и небольшие бочки |
Сходу, кильватерной колонной со взаимостраховкой |
3 |
Порог 3 |
|
3 |
200 |
Вход с поворота, через «ворота» с сужением русла, далее-крупные камни по центру русла |
Разведка порога и места для чалок и страховки. Проходили по очереди |
4 |
Порог 4 |
Буфет |
2 |
150 |
С левой стороны реки слалом между камнями, валы. У правого берега, у скалы бочка |
Сходу, кильватерной колонной со взаимостраховкой |
5 |
Порог 5 |
|
3 |
70 |
Валы и бочки в хаотичном порядке, обливные камни |
Сходу, кильватерной колонной со взаимостраховкой |
6 |
Шивера |
Каньон |
3 |
3500 |
Косые валы, бочки, камни в русле |
Сходу, кильватерной колонной со взаимостраховкой |
7 |
Порог |
Косой |
2 |
150 |
На левом повороте реки перед скалой. Прижим слабый, валы, 0,5 м. |
Сходу, кильватерной колонной со взаимостраховкой |
8 |
Шивера 700 м до Большого Канского |
Поливная |
3 |
100 |
Валы до 1 м, крупные камни вдоль берегов. Проходится по основной струе |
Сходу, кильватерной колонной со взаимостраховкой |
9 |
Порог |
Большой Канский |
2 |
500 |
В центре русла цепь камней-островов. Вдоль правого берега каменные выступы. |
Разведка порога. Страховку выставляли в конце порога катамараном. Проходили по очереди |
График движения группы .
Заявленный
Даты |
Дни пути |
Участки маршрута |
Км |
Способы передвижения |
30.04 -01.05 |
1-2 |
Поезд. Екатеринбург – г. Красноярск |
- |
Поезд |
02.05 |
3 |
г. Красноярск - Автопереезд на ст. Громадская. Стапель. |
110 |
Авто |
03.05 |
4 |
Ст. Громадская, Стапель -- Ольгинский мост |
9 |
Сплав |
04.05 |
5 |
Ольгинский мост - Порог 3 |
23 |
Сплав |
05.05 |
6 |
Порог 3 - Устье р. Рыбной |
30 |
Сплав |
06.05 |
7 |
Устье р.Рыбная - ш. Сокольная |
25 |
Сплав |
07.05 |
8 |
Ш. Сокольная - пор. Большой |
9 |
Сплав |
08.05 |
9 |
Пор. Большой Канский – Устье Кана |
20 |
Сплав |
09.05 |
10 |
Устье Кана - Енисей – Кононово. Антистапель - г.Красноярск |
5 100 |
Сплав Авто |
10.05-11.05 |
11-12 |
Поезд Красноярск- Екатеринбург |
- |
Поезд |
Фактический
Даты |
Дни пути |
Участки маршрута |
Км |
Способы передвижения |
30.04 - 01.05 |
1-2 |
Поезд. Екатеринбург – г. Красноярск |
- |
Поезд |
02.05 |
3 |
Прибытие в Красноярск 06:40 (местн) Радиальный выход в Заповедник «Столбы» Переезд к точке старта сплава – ст. Громадская |
15 110 |
Пешком Авто |
03.05 |
4 |
Ст. Громадская, Стапель – 2-й завал |
4 |
Сплав |
04.05 |
5 |
2-й завал –3-й завал - Ольгинский мост – Порог0 «Дамба», Порог 1 «ЛЭП» |
20 |
Сплав |
05.05 |
6 |
Порог 2 - Порог 3 - Порог 4 «Буфет», Порог 5, Порог 6 (шивера) |
38 |
Сплав |
06.05 |
7 |
Устье р.Рыбная –Порог Косой – (устье Мал. Итат (баня)) |
29 |
Сплав |
07.05 |
8 |
(устье Мал. Итат) - порог Большой Канский – д. Подпорог |
30 |
Сплав |
08.05 |
9 |
д. Подпорог – Устье Кана- траверс Енисея -- Антистапель |
11 |
Сплав |
09.05 |
10 |
Устье Кана –Кононово -- г. Красноярск Выезд – 14:30 Вокзал – 17:30 (закупки в поезд) Поезд – (15:43) 19:43 местное |
100 |
Авто |
10.05- 11.05 |
11-12 |
Поезд Красноярск- Екатеринбург |
- |
Поезд |
Итого активными способами передвижения: 147 км в т. ч.: сплав – 132, пешком - 15
Сведения о районе путешествия
Река Рыбная берет свое начало в Северо-Западной части Восточных Саян, являясь крупным притоком реки Кан, впадает в него слева.
Питание реки дождевое и снеговое. Протяженность реки 290 км, протяженность сплавного участка 70 км. Площадь водосбора около 110 кв.км. Средняя скорость течения 6-7 км/час.
В начале сплавного участка река равнинная, спокойная, с песчаными берегами, поросшими тальником и черемухой. Скорость течения на начальном участке, 4-5 км/час, а ширина 10-15 метров. В середине сплавного участка - это река с серьезными препятствиями. По берегам появляются живописные скалы, часто встречаются шиверы, прижимы. Все пороги находятся на этом же участке реки.
В конце сплавного участка долина реки становится шире и перекаты встречаются редко. Характер реки спокойный, частые плесы, перед впадением в реку Кан - трехкилометровый подпор.
Река Кан протекает в основном в лесостепи. Она проходит через три района Красноярского края: Партизанский, Рыбинский, Уярский. В Рыбинском районе река протекает в лесной местности. В Уярском врезается в горный массив Саянских отрогов, поросших дремучей тайгой.
Высокая вода в реке Кан бывает в период весеннего таяния снегов: с начала мая до середины июня. Предпочтительно совершать сплав в этот период времени. Ширина на сплавном участке 80-200 метров. Площадь бассейна 36.900 кв.км. Средняя скорость течения реки 8-9 км/час в начале и середине сплавного участка, 3- 4 км/час в конце его. Река Кан протекает в основном по лесостепной зоне.
Подъезды и подходы к началу маршрута
Заезд группы в Красноярск осуществлялся по железной дороге.
От Красноярска к точке начала сплава, станция Громадская, переместились на автобусе ПАЗ, транспортного предприятия «Пассажирские перевозки» (Красноярск): т. 2-592-506, e-mail: avtobus-24@yandex.ru, сайт:www.avto-124.ru
Обратный выезд
Выезд с места антистапеля (окрестности пос. Кононово), с берега Енисея, тем же автобусом.
Возвращение в Екатеринбург железнодорожным транспортом.
В связи с тем, что выезжали в праздничный день, 9 мая, стоимость билетов составляла 50% от стандартной цены.
Аварийные выходы с маршрута
Если идешь со станции Громадская от ж/д моста, первый вариант выхода с
маршрута – это асфальтовый автомобильный мост «Ольгинский», расположенный в 9км от начала сплава. От него до ближайшего населенного пункта 3км.
Далее с маршрута можно выйти на «дамбе», до нее от начала сплава 12км, дорога из щебня подходит прямо к воде. Есть возможность выброски на машине.
Последний вариант выхода с маршрута – это из деревни Подпорог. Нужно двигаться в деревню Больше-Бальчук, до нее 10км, от туда на пароме по Енисею до Красноярска, или на другую сторону Енисея, а оттуда автобус или машина. Есть по правой стороне Енисея дорога из д. Подпорог до г.Красноярска, но для того, чтобы ей воспользоваться нужен спец - пропуск.
Организация путешествия
Данный поход был организован как учебно-тренировочный для повышения, закрепления и проверки навыков, полученных на теоретических занятиях у участников разного уровня водной подготовки, официальное подтверждение имеющегося опыта и навыков участников, приобретенных ранее.
Дополнительной целью похода было составить собственное впечатление о реке и районе, в целом.
Выбор оптимального режима прохождения маршрута производился с учетом рекомендаций преодоления сложных участков рек, длительности переходов, возможностей организации ночевок. Учитывалась возможность аварийных выходов с маршрута. Выбор пути на маршруте осуществлялся с учетом погодных условий и физического состояния группы.
На заброску, продукты и общественные нужды (ремнабор, аптечка), т.е. на поход в целом каждым участником было затрачено по 13000 руб.
Техника безопасности: Группа формировалась из водников, имеющих возможность подтвердить наличие опыта прохождения рек, минимум 2 к. с. Полный курс предпоходной подготовки был выполнен в рамках вводных инструктажей и практических занятий на пор. Ревун
Постоянно обращалось внимание на выбор максимально безопасных и комфортных мест для привалов и ночлегов. При прохождении потенциально сложных участков реки производился предварительный осмотр препятствий. Использовались личные средства безопасности, контроль и фото-видеосъемка прохождения препятствий, по мере возможности. В темноте и тумане движение не производилось.
Каждое судно было оборудовано спас. концом ("морковка") по 30 м., чальным концом по 17 – 20 м и минимальной аптечкой. Рем. наборы находились на двух катамаранах. Основной комплект аптечки находился на одном катамаране. На случай потери весел на каждом катамаране находилось еще одно запасное весло.
Личная безопасность обеспечивалась наличием у каждого участника каски, спасательного жилета достаточного объема и гидрокостюма.
При движении по реке использовалась тактика хождения кильватерной колонной со взаимостраховкой экипажей с воды, а также прохождение группы с применением страховки с воды
Техническое описание маршрута
1-2 день (30.04-1.05.2015)
Отъезд большинства группы в г. Красноярск состоялся 30 апреля, в 19 часов с ж/д вокзала Екатеринбург-пассажирский, на поезде 076Э «Москва-Нюренгри». 1 участник, житель г. Курган, присоединился к группе в г. Тюмень. Время в пути – 34 ч.
3 день (2.05.2015)
На железнодорожный вокзал города Красноярск поезд прибыл в 6:40 утра.
Вещи были сданы в Камеру хранения, приведя в смятение сотрудниц объемом и количеством. Эта услуга обошлась нам в 300 руб./чел. (4200 на группу)
Вход в Природный заповедник «Столбы» находится на юго-западной окраине города Красноярск. Прямого транспорта от железнодорожного вокзала до Заповедника нет. Решив вопрос с багажом, мы отправились на общественном транспорте, с неизбежной пересадкой возле Оперного театра. Со смотровой площадки у фонтана «Реки Сибири» впервые увидели на противоположном берегу хребет Столбов.
В течение всего дня погода преимущественно ясная, температура в городе +15
В 10 утра мы были у одного из официальных входов в заповедник - Кордон
«Лалетино».По мере подъема к скалам, заметно менялась погода. Вернее сказать: время года. После
преодоления высоты 500 метров, обнаружили в лесу сплошной слой снега, которого даже в малом количестве нет в городе. Температура ниже градусов на
Вокруг – мягкая мокроснежная зима.
С 10 до 16 гуляли в заповеднике. Весь путь –более
16 км. Последний 2-х километровый участок «туда» особенно крут – 400 метров набора высоты.
Ввиду скромного лимита времени, посмотрели только центральную, парковую часть заповедника: скалы Бабка, Внучка, Дед (часть группы), 1-й Столб и знаменитые Перья.
От заповедника проехали на железнодорожный вокзал, загрузили вещи из камеры хранения, посетили магазин для последней закупки продуктов (хлеба), по предложению водителя заехали на смотровую площадку и далее, покинули Красноярск, направляясь к Громадской.
В 20 часов прибыли на реку. Искомое место для стапеля нашли не сразу, но быстро. Около 21 часа распрощались с машиной.
Темнело, погода была неустойчивой (порывы ветра, налетающий временами мелкий дождь). Все основные работы решено было отложить на следующий день.
4 день (3.05.2015)
Планировалось выйти после обеда (13 ч.), за вторую половину дня пройти 9 км по спокойному, но извилистому участку до моста от д. Ольгино, встать на стоянку после первого порога – Дамба.
Старт в 14 часов. Переменная облачность, порывистый ветер. +10 Реальность серьезно скорректировала наши планы.
Русло реки извилистое, ширина 20-30 метров. Через час после старта мы обнаружили впереди завал, образованный упавшим стволом с левого берега к правому. Под обрывистым ПБ просматривался потенциальный проход достаточной ширины, но чуть ниже поверхности поперек протянулось несколько довольно толстых веток.
2 катамарана зачалились максимально близко к проходу, оценили ситуацию и приняли решение расчистить протоку, спилив 2-3 ветки прямо в воде.
После получасовой работы это удалось.
Д. Ивченко и А. Казанцев на расчистке протоки
Прохождение катамарана через прорубленную протоку
В 17.30, от входа в заповедник к вокзалу ехали уже на заказанном заранее ПАЗике, который должен был доставить нас к месту стапеля.
Через 1 км пути опять завал. На этот раз, абсолютно не проходимый по воде. На ПБ обнаруживаем широкую тропу по берегу и прибрежным кустам. Мы не первые, кто здесь в текущем году был вынужден обносить это место с катамаранами.
Ввиду того, что день клонился к вечеру, и начинало ощутимо холодать, все наши 4 катамарана решили переносить без разгрузки. Мероприятие заняло еще около часа.
После спуска на воду, начался поиск места для стоянки, так как у нас было 2 абсолютно мокрых после первого завала участника. В 18 часов нашли отличную поляну. К ночи стало совсем холодно, 0 - -2.
За день пройдено 5 км, половина запланированного пути.
5 день (4.05.2015)
Проснувшись, обнаружили, что ночью пришли ощутимые заморозки. Вокруг все покрыто снегом/инеем, Температура -5. Сборы затянулись. Вышли в 11 часов
Не успев пройти час, пришлось остановиться перед третьим завалом: на крутом повороте реки в воде лежали 2 ствола на расстоянии 20 метров друг от друга. Притопленный первый ствол оставлял возможность пройти у левого берега, второй не доставал до правого. Там тоже остался не перекрытый проход.
Спилили/срубили сучки на первом стволе.
Катамараны один за другим «разгонялись» поперек русла, переваливались через первый ствол, уходили под противоположный берег и обходили следующий. Все прошли благополучно.
Далее, завалов больше не было.
Следующем пунктом программы был Ольгинский мост и техногенный порог
№ 0 «Дамба»
До моста шли около часа. Характер реки и береговые пейзажи мало чем отличаются от уральских. Погода пасмурная.
После моста приготовились к встрече с первым порогом. Напряженно высматривали пейзажи,
знакомые по фото и описаниям, изученным до сплава. В итоге, к
нашему разочарованию, порога не оказалось.
Дамба существует, но значительный слив, о котором упоминалось в отчетах, отсутствовал.
По моему мнению, дело не только в уровне воды. Возможно, по естественным причинам, или вследствие деятельности человека изменился характер дна.
После прохождения препятствия №0, река принимает горный характер. Скорость течения увеличивается, начинаются небольшие шиверы, встречаются участки скалистого берега и камни в русле.
К 17 часам, пройдя от нулевого порога 12
км, подошли к первому порогу – «ЛЭП». Приближение к порогу легко определить по видимой издалека ЛЭП и нарастающему шуму воды.
Порог № 1 «ЛЭП» в среднюю воду представлял собой хаотично
расположенные в русле небольшие сливы и валы, на фоне заметного повышения скорости течения. Длина порога приблизительно 70 м, ширина 25-30 м.
Ориентиры: на подходах река долго петляет, непосредственно перед порогом делает поворот направо, видна ЛЭП над водой. При высоком уровне воды рекомендуется осмотр порога с правого берега.
Самое сложное место в пороге – финишный участок, перед самым поворотом реки вправо. Плотность камней и бочек резко увеличивается и все завершается сливом. Участок хорошо виден с берега, обходится слева.
Порог сложности/опасности не представлял, поэтому проходили его сходу, кильватерной колонной со взаимостраховкой.
Финиш – 18 часов. Отличная стоянка сразу за порогом (50 м.) на повороте В течение дня – Переменная облачность. Температура – ок. +10. Ветрено.
6 день (5.05.2015)
Утро ясное, +10. Старт – 11. В течение дня, переменная облачность. Ветер.
После порога «ЛЭП» за правым поворотом виден левый поворот, на котором и начнется следующий порог. Расстояние – 1,5 км.
Порог № 2. Протяженность препятствия 1500
метров, что затрудняет и осмотр и страховку с берега. Зачалившись на правый берег и
осмотрев начало порога, приняли решение проходить сходу,
кильватерной колонной со взаимостраховкой.
Порог на всем протяжении несколько раз изгибается. В русле встречается много камней, как обливных,
так и довольно значительно возвышающихся над поверхностью, что требовало постоянного маневрирования и повышенного внимания.
3 катамарана прошли благополучно. Четвертый, 2К4 эффектно въехал на камень, не сумев совершить поворот на 90 град. в очень ограниченном пространстве между сливом и скалой. В итоге, на несколько минут встал почти вертикально, на боку. 1 член экипажа съехал с баллона и ушел самосплавом до следующего скопления камней.
С помощью спас-конца («морковки») вытянули на берег.
Все закончилось благополучно.
Эксцесс случился в конце второй трети порога. После передышки продолжили движение.
Порог № 3 расположен в 30 минутах хода от конца продолжительного порога №2 Расположен на правом повороте реки. На входе 2 скалы на противоположных
берегах («ворота»). Между ними слив поперек русла высотой 0,5 м. Через 20 метров у правого берега полуобливные крупные камни. В более высокую воду, за ними – бочка.
Перед прохождением препятствия зачалились на ПБ. Обсудили траекторию движения. Засняли прохождение всех экипажей.
Заходили ближе к правому берегу, после слива ушли от камней у правого берега, от камней в центре – под левый берег.
Порог 4 «Буфет»
Ориентиры: река делает плавный поворот налево, а потом направо. Порог на правом повороте. С левой стороны пологий берег с кустарником (до этого в
основном были скалистые берега), а с правой стороны реки отвесный скалистый берег.
Есть возможность пройти порог по левой стороне, аккуратно маневрируя между камнями. В высокую воду по центру стоят валы до1.5 м, посередине порога с правой стороны у скалы стоит бочка, на выходе из порога еще две прямых бочки их можно обойти. В нашу воду, среднюю, порог состоит из беспорядочно
разбросанных обливных камней, которые нужно обходить в заметно ускоряющемся потоке. Ширина порога до 35 м
Для просмотра порога зачалились на левый берег. Страховку с берега решили не ставить, так как была возможность пройти вдоль левого берега (слалом среди камней). Проходили порог кильватерной колонной со взаимостраховкой.
Порог 5 начинается после крутого правого поворота пенными валами на левом повороте. Ширина порога от 25 до 35 м. Порог постоянно извивается. Небольшие Валы и маленькие бочки в хаотичном порядке, обливные камни.
Проходили, придерживаясь правой стороны, более свободной от частых камней, время от времени смещаясь к центру и обратно, для обхода прибрежных валунов. Отдельно расположенный ближе к концу порога камень «зуб» легко обошли.
Все катамараны прошли порог успешно.
Порог 6
За поворотом после окончания порога №5, скорость течения нарастает снова и начинается продолжительная, свыше 3 км, шивера (интересней последних порогов). Русло то расширяется до 30-40 метров, то сужается до 15-20. Хаотично, и довольно плотно располагаются скопления камней, валов, небольшие бочки, косые валы,
сбойки. Есть возможность чалки на левый берег. Шивера резко заканчивается.
Самый насыщенный ходовой день завершился в 19.30. Пройдено около 40 км.
На крутом левом повороте, на высоком берегу обнаружилась оборудованная стоянка. У всех было ощущение, что «работа» закончилась и с завтрашнего дня начинается отпуск. Кроме Большого Канского порога никаких сложностей больше не ожидалось. Так, собственно, и получилось.
За 5 мая были пройдены все самые интересные пороги и шиверы маршрута по Рыбной.
7 день (6.05.2015)
С этого дня погода «повернула к лету». С раннего утра ясно, +15.
Непомерно медленные и ленивые сборы после напряженного дня накануне и групповое фото перед стартом.
Река расширяется и скорость течения реки становится меньше. Через час после старта подошли к устью. Погуляв по стрелке, вдоль левого берега вышли в Кан.
Кан в месте слияния шире Рыбной раза в четыре. После затихшей в низовьях Рыбной, сразу ощущается давление течения более полноводного Кана.
Двигались преимущественно вдоль правого, солнечного берега.
В 10 км от устья р. Рыбной прошли порог «Косой».
Находится на живописном резком повороте реки перед скалой влево. Прижим из-за скромного количества воды больших сложностей не создал. Стояли небольшие валы, 0,5 м. Прошли сходу, со взаимостраховкой
Далее река сохраняет очень спокойный характер со скоростью течения около 7 км/ч.
Разрушенный мост между шиверами «Крутая» и «Сокольная» опасным нам не показался. Опоры моста почти не возвышаются над водой. Сам мост сгорел
несколько лет назад. Шиверы «Крутая», «Сокольная» увидеть не смогли.
За день пройдено 29 км. На стоянку встали в 16 ч.
После прохождения порога «Косой», через 15 км от старта, соблазнившись хорошими стоянками, не смотря на настойчивый ветер, остановились на ранний чайный обед. Учитывая приличную скорость приближения к финишу, решили устроить полу-дневку с баней. С 13:30 начали искать подходящее место для подобной стоянки.
После нескольких попыток увидели деревянную лестницу на высокий берег, с невдалеке вытекающим ручьем. В глубине леса виднелась крыша. Таким образом, мы нашли на берегу средне-чистый дом с баней невдалеке. Что особенно произвело впечатление, это отделка бани: пластиковые окна, свежая деревянная обшивка внутри, железная, быстро греющаяся печка. С дровами в округе тоже все было хорошо – только не ленись!
8 день (7.05.2015)
Старт – 11. Ясно, +15
Ожидавшийся порог «Итатский» отсутствовал.
После 3 км пути, двойного изгиба реки: влево, затем вправо, началась шивера
«Загадка». При нашем уровне воды, беспорядочное скопление полуметровых валов особой сложности не представляло, но заставило «собраться». Заходили по
основной струе. Прошли сходу, со взаимостраховкой
За 400-500 м. до порога шивера
«Поливная». Прошли аналогично предыдущей.
Большой Канский порог.
По малой и средней воде посередине реки стоит большой
каменный остров, по большой воде видна только его верхушка – камень. Порог проходиться вдоль левого или правого берега. Вдоль ПБ – каменные выступы, создающие в центре правого прохода бурную полосу «сбойки струй»
Перед прохождением осмотрели порог с правого берега, зачалившись в «бухте». Оговорили траекторию движение и место сбора после прохождения.
Порог проходили по правому проходу. В нескольких местах течение пытается вынести катамаран на середину реки. По правой стороне прошли одну небольшую косую бочку, слив.
После выхода из порога К2 зашел «в тыл» одной из последних
скал в русле для фотосъемки порога и проходивших остальных катамаранов.
После порога, в большом количестве появились на берегах рыбаки. Пообщавшись с ними в деревне Побпорожье (в которой нет торговых точек), находящейся на километр ниже порога, получили в подарок имениннице (Ю. Шухман) 2 свежепойманных налима.
Пройдя три километра, увидели на высоком берегу оборудованную стоянку, там и остановились, около 19 часов.
За день пройдено 30 км
9 день (8.05.2015)
Старт – 11. Ясно. До +20
Неспешно выдвинулись к месту антистапеля. До устья остановились, чтобы набрать дров, так как слышали о проблеме с ними на левом берегу Енисея, напротив впадения Кана. У нас никаких проблем не возникло. Привезенные дрова даже не
сожгли.
Так как ночевка и встреча с заказным автобусом предполагалась на берегу Енисея, траверс осуществляли от впадения Кана.
Стоянка на антистапель с 16 часов.
10 день (9.05.2015)
В 13 часов выезд в Красноярск. Отъезд в Екатеринбург
Итоги, выводы и рекомендации
Группа успешно выполнила все поставленные перед ней спортивные задачи. Запланированный график маршрута, в целом, был выдержан.
Выяснили, что лоция реки Кан (источник – Пермский «Зодиак») по нашей воде (средняя) не везде соответствует реальности, поэтому на всем протяжении маршрута нужно быть предельно внимательным.
Первый участок классического маршрута по данным рекам, Грамадская – Ольгинский мост (9 км), похоже, пришло время исключать из маршрута, в связи с наличием нескольких имеющихся завалов и, судя по состоянию берегов, возможного увеличения их количества в уже недалеком будущем.
За время прохождения было два укуса клеща, они оказались не энцефалитными. Одного человека смыло с катамарана, но оперативно сняли с камня с помощью спасконцов. Спасработы (пор. №2) были проведены грамотно и слажено, что говорит об опыте большинства участников и слаженности группы в целом.
Группе, вышедшей на маршрут Рыбная - Кан, желательно иметь
-
хорошую физическую подготовку
-
иметь уверенные навыки маневрирования на катамаране
Опыта походов 2 к.с. только по уральским рекам может оказаться недостаточно.
Если группа планирует ночевку на левом берегу Енисея, то траверс реки лучше осуществлять от устья реки Кан, не совершая проводку за островом. В настоящее время, для встречи с автотранспортом не обязательно добираться до пос. Кононово - приличная грунтовая дорога идет вдоль всего берега.
Все участники нашей группы получили хороший опыт и приобрели новые навыки прохождения рек шиверистого типа.
Приложения
Специальное снаряжение
Групповое |
Личное (на группу) |
||
Наименование |
Количество |
Наименование |
Количество |
Катамаран К4 |
3 |
спасжилет |
14 |
Катамаран К2 |
1 |
каска |
14 |
Спасконец |
4 |
гидрокостюм |
14 |
Насос |
4 |
весло |
14 |
Запасное весло |
4 |
гермомешок |
14 |
Ремнабор |
2 |
|
|
Аптечка |
1 |
|
|
Палатка |
6 |
|
|
Котелок |
4 |
|
|
Топор |
2 |
|
|
Пила |
1 |
|
|
Чалочный конец |
4 |
|
|
Весовые характеристики груза, взятого на маршрут:
Наименование |
На 1 человека |
На группу 10 чел. |
Продукты (всего / в день) |
5,4 / 0,6 кг |
54,0 |
Групповое снаряжение |
17 |
170 |
Личное снаряжение |
8 |
80 |
Всего: |
30,4 |
304 |
Максимальная нагрузка на одного мужчину 35,8 кг
женщину 25 кг
Ремонтный набор и Походная аптечка
Ремонтный набор |
|
|
Походная аптечка |
|
Узкогубцы |
1 шт. |
|
Цитрамон |
1,5 пач |
Шило |
1 шт. |
|
Эритромицин, 250 мн, |
20 таб |
Иглы |
20 шт. |
|
Спазган, 10 т |
2 уп |
Шнурки |
4 шт. |
|
Валидол с глюкозой 10 таб |
|
Скотч |
2 шт. |
|
Нитроглицерин, 0,5 мг |
40 таб |
Фурнитура |
комплект |
|
Гевискон 2 таб |
|
Стропа |
комплект |
|
Уголь 2,5 уп |
|
Нитки |
комплект |
|
Парацетомол |
16 таб |
Шурупы |
комплект |
|
Левомецетин |
10 таб |
Отвертка |
2 шт. |
|
Фестал |
10 таб |
Резиновые клеи |
5 шт. |
|
Гидропирит |
8 таб |
Кусок наждака |
1 шт. |
|
Регидрон (19 гр) |
2 пак |
Булавки |
10 шт. |
|
Гидрокортизон , мазь |
10 гр |
Изолента |
1 шт. |
|
Быструм- гель |
|
Проволока (разная) |
комплект |
|
Бальзам "Спасатель" |
|
Ножницы |
1 шт. |
|
Пантенол , крем |
46 гр |
Заплаты капроновые |
комплект |
|
Преднизалон , 30 мг |
3 амп |
Напильник |
1 шт. |
|
Тавегил , 2 мг |
5 амп |
Надфили |
комплект |
|
Лидокаин,2 мл. 2% |
10 амп |
Резинка |
1 шт. |
|
Кетонал , 2 мл |
5 амп |
Резина |
комплект |
|
Перцовый пластырь 10х18 |
2 |
Напёрсток |
1 шт. |
|
Йод |
10 мл |
Запасные болты |
Комплект |
|
Бинт эластичный (тонк) |
1 |
Заплаты для баллонов |
комплект |
|
Бинт нестер. (5м х 10 см) |
2 |
|
|
|
Бинт стер. (7м х 14 см) |
2 |
|
|
|
Бактерицидный пластырь |
1 уп. |
|
|
|
Салфетка спирт(прединъекц) |
9 шт |
|
|
|
Смекта |
5 шт |
|
|
|
Вата стерильн |
50 мг |
|
|
|
Вата не стерильн |
|
|
|
|
Пластырь тканевый (5м) |
3 |
|
|
|
Салфетки марл стер |
10 шт |
|
|
|
Марганцовка |
3 г |
|
|
|
Мотилиум |
6 шт |
|
|
|
Шприц 6 мл |
4 шт |
|
|
|
Шприц 2 мл |
8 шт |
|
|
|
Мотилиум |
6 шт |
Картографический материал
Фрагмент карты 200k--o46-34. Финишный участок сплава
Фрагмент карты 200k--o46-35. Средняя часть сплава
Фрагмент карты 200k--n46-05. Начальный участок сплава, наиболее насыщенный препятствиями.
Комментарии