Виды туризма

15 сентября 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Казахстан
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
0 146 0

Клуб туристов г. Екатеринбурга СООО «Уральские тропы» 

Отчет №    

о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану 

(реки Белая Уба и Уба) 

Маршрутная книжка № 44/17 

Руководитель:Солдатова Оксана Владиславовна e-mail: oks-soldatova@yandex.ru

Поход проведен в сроки: 

с 28 апреля  по 11 мая 2017 г 

Отчет рассмотрен МКК и зачтен как поход третьей категории. Справки выданы в количестве штук. 

Использовать отчет в библиотеке СТК г. Екатеринбурга 

г. Екатеринбург, 2017 г 

 

Справочные сведения о путешествии 

Паспорт маршрута 

Район похода: 

Восточный Казахстан (Юго-Западный Алтай) 

 

Нитка маршрута: 

г. Екатеринбург-г. Новосибирск-ст. Лениногорск (поезд) – пос. Поперечное (авто) – р. Белая Уба – р. Уба - пос. Верх-Уба (сплав) - ст. Шемонаиха (авто) –г. Барнаул - г. Екатеринбург (поезд) 

 

Протяженность активной части маршрута: 198 км Время путешествия: с 28 апреля по 11мая 2017 г Количество дней активного маршрута: 8 

Вид туризма: водный 

 

Категория сложности: третья 

 

Тип судов: 

  1. К4, катамаран четырехместный спортивный, пр-во Горшкова 
  2. К4, катамаран четырехместный спортивный, пр-во Горшкова 
  3. К4, катамаран четырехместный спортивный, Белрафт 4Т 
  4. К2, катамаран двухместный спортивный, пр-во Горшкова 
  5. К2, катамаран двухместный туристический, "Гоблин-2" (Барнаул) 

 

 

Уровень воды: от среднего до паводкового Изменений маршрута не было 

 

 

 

 

 

Маршрут рассмотрен МКК Свердловской области СТК г. Екатеринбурга. Маршрутная книжка №34/16 

Адрес хранения отчёта: г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана 57, к. 244 

Штамп (полномочия) МКК, рассмотревшей маршрут: 166-00-5665555.1.1. 

 

Определяющие препятствия маршрута 

№ 

Река 

Вид 

препятствия 

Название 

Длина, 

м 

к.с. 

Прохождение 

Уровень 

воды 

 

 

Уба 

 

порог 

Сучья Дыра 

 

  1. ступень 

  1. ступень 

 

 

40 

100 

 

 

Все Все 

 

выше 

среднего 

Уба 

порог 

Дурная протока 

100 

Все 

выше 

среднего 

 

 

 

 

Уба 

 

 

порог 

Большие Убинские пороги 

 

 

  1. ступень1 

  1. ступень 

  1. ступень 

  1. ступень 

 

 

 

700 

800 

500 

300 

3у-4 

 

 

4С2 

 

 

Ивченко, Оглобличев, Едигарьев, Чернов, Барсуков, Томилов 

Обнос 

Обнос Обнос 

 

 

 

Высокий Высокий 

Паводковый Паводковый 

 

 

 

 

1 Используется деление порога на ступени, предложенное казахскими водниками 

2. Субъективная оценка участников при нашем, высоком уровне воды. 

 

Состав группы 

№ п/п 

Фамилия, имя, отчество 

Год рожд. 

 

Домашний адрес 

 

Туристская подготовка 

распределение по сплавным 

средствам 

 

Солдатова Оксана Владиславовна 

 

1970 

 

г. Екатеринбург 

3ВР: р. Бухтарма (Казахстан), 2017 4ВУ:Аксаут,Кубань,Б.Зеленч,Учкулан2017 

Руководитель группы 

Матрос 1 К2 

 

Барсуков Александр Витальевич 

 

1964 

 

г. Барнаул 

Катунь (Ильгумень- с. Чемал), 2008 Катунь (Ильгумень-Еланда), 2008 

Чуя-Катунь (Буревестник- с. Куюс)2012 

 

Капитан 2 К2 

Едигарьев Анатолий 

Владимирович 

1971 

г. Нижний Тагил 

4ВУ: Аксаут,Кубань,Б.Зеленч,Учкулан2017 

Лоцман 

Капитан 2 К4 

Едигарьева Екатерина 

Борисовна 

1962 

г. Нижний Тагил 

4ВУ: Аксаут,Кубань,Б.Зеленч,Учкулан2017 

Матрос 2 К4 

Жук Антон Павлович 

1972 

г. Екатеринбург 

2014: рр.М. Инзер-р.Лемеза,2015: р.Зилим Тренировки на пор. Ревун, р. Исеть 

Матрос 3 К4 

Зубков Эдуард 

Владимирович 

1978 

г. Нижний Тагил 

2014: рр.М. Инзер-р.Лемеза, 

Тренировки на пор. Ревун, р. Исеть 

Матрос 2 К4 

Ивченко Дмитрий 

Евгеньевич 

1978 

г. Екатеринбург 

5ВУ: Жомболок-Ока Саянская, 2010 

Зам. рук. по ТВТ 

Капитан 1 К2 

Кузьмин Илья 

Михайлович 

1972 

г. Екатеринбург 

2014: рр.М. Инзер-р.Лемеза,2015: р.Зилим 

Тренировки на пор. Ревун, р. Исеть 

Матрос 3 К4 

Кузьмина Анастасия 

Ильинична 

1994 

г. Екатеринбург 

2014: рр.М. Инзер-р.Лемеза,2015: р.Зилим 

Тренировка на пор. Ревун, р. Исеть 

Матрос 3 К4 

10 

Машарова Дарья 

Александровна 

1981 

г. Екатеринбург 

3ВУ: р. Бухтарма (Казахстан), 2017 

Завхоз 

Матрос 1 К4 

11 

Оглобличев Василий 

Владимирович 

1981 

г. Екатеринбург 

4ВУ, ррОна-Абакан, 2008 

Хронометрист 

Капитан 1 К4 

12 

Петроман Юлия 

Викторовна 

1970 

г. Нижний Тагил 

5ВУ: Чилик, 2015 

4ВУ: Аксаут,Кубань,Б.Зеленч,Учкул 2017 

Медик 

Матрос 2 К4 

13 

Пискунов Евгений 

Владимирович 

1975 

г. Екатеринбург 

2017: рр. Уфа, Каква 

Тренировка на пор. Ревун, р. Исеть 

Матрос 1 К4 

14 

Пискунов Юрий 

Владимирович 

1971 

г. Екатеринбург 

3ВУ: р. Бухтарма (Казахстан), 2017 

Матрос 1 К4 

 

15 

Томилов Владимир Германович 

 

1979 

 

г. Екатеринбург 

2008 –Алтай, 5-6, У, р.Чуя, Мажой, 

2014 –Алтай, 5, р. Катунь (верх)-р.Катунь, Мульта – Яломан. 

 

Матрос 2 К2 

 

16 

Чернов Сергей Анатольевич 

 

1966 

 

г. Курган 

 

3ВУ рр. Песчаная и Кумир, 2017 

Зав. снар., ремонтник 

Капитан 3 К4 

Сведения о страховой компании 

Участники похода застрахованы от несчастных случаев страховой компанией ОАО «САК 

«Энергогарант» «Уралэнергогарант», отделение «Кокс-полис» 

 

Обзорные схемы 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Рис. 1. Железнодорожная часть путешествия 

(Екатеринбург – Новосибирск-Риддер; Шемонаиха-Барнаул-Екатеринбург) 

 

Автопереезды Туда: 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Рис. 2. Маршрут автопереезда к месту старта 

 

Обратно: 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Рис. 3. Маршрут автопереезда от места финиша водного маршрута до 

ст. Шемонаиха 

 

«Сплавная часть» похода – реки Белая Уба и Уба 

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Рис. 4. Реки Белая Уба и Уба 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

 

Рис. 5. Схема сплавного участка р. Белая Уба и Уба 

 

Сведения о районе путешествия 

Рудный Алтай — юго-западная пониженная часть Алтая, главным образом между реками Чарыш и Иртыш, расположен преимущественно в пределах Восточно-Казахстанской области Казахстана и частично в России. На территории Рудного Алтая сосредоточены значительные месторождения полиметаллических руд. Название предложено геологом В. К. Котульским. 

Рудный Алтай включает в себя Убинский, Колыванский, Калбинский хребты, а также отроги Тигирецкого, Ивановского, Ульбинского хребтов и Холзуна. Преобладающие высоты составляют 1200—2000 м. К западу высоты постепенно уменьшаются, и Рудный Алтай приобретает характер низкогорья. 

К главным минералам полиметаллических руд региона относятся пирит, сфалерит, галенит и халькопирит; подчинённое значение имеют блёклые руды, самородные серебро и золото, теллуриды. Главные жильные минералы: кварц, хлорит, серицит, барит и карбонаты. 

Уба — река в Казахстане, правый приток Иртыша. Протекает по территории Восточно- Казахстанской области и России. Образуется слиянием рек Белая Уба и Чёрная Уба (Рудный Алтай). Верховья с северо-востока и запада сжаты Тигирецким, Коксуйским и Убинским хребтами. В верхнем течении река порожиста, в нижнем течении разбивается на рукава. На реке расположен город Шемонаиха. 

Уба замерзает в ноябре — начале декабря, вскрывается в марте — апреле, половодье с апреля до середины июля. В мае, сентябре выпадает наибольшее количество осадков. Во время ливней уровень воды резко поднимается. Летом, особенно в июле, августе, при отсутствии дождей в течении двух-трех недель река сильно мелеет. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Основные притоки — Становая Уба, Сакмариха, Белопорожная Уба, Малоубинка. 

Длина реки — 278 км, площадь водосборного бассейна — 9850 км². 

По данным наблюдений с 1954 по 1987 год среднегодовой расход воды в районе города Шемонаиха (62 км от устья) составляет 177,79 м³/с. 

На всем протяжении горной части Убы растет лес: пихта, береза, в низинах часто встречаются заросли черемухи. Попадаются ель, сосна. 

В долинах рек Белая Уба и Уба животный мир очень богат. На маршруте видели переплывающих реку маралов, на берегу встречались косули. 

Наибольшие суммы солнечного тепла в горах приходятся на межгорные котловины, широкие речные долины и высокие водоразделы. Продолжительность солнечного сияния здесь превышает таковую, например, в Ялте или Сочи. 

Значительно меньше светит солнце в глубоких долинах и на северных склонах. Поэтому при выборе мест стоянок и биваков нужно помнить, что восточные склоны освещаются на час-полтора раньше, нежели западные. Это тем более важно учитывать, так как в первую половину дня обычно меньше и облачность. 

Город Риддер связан железной дорогой с остальным миром. Попасть сюда можно практически из любой точки бывшего Союза, город удобен для начала заброски на реки Белая Уба, Черная Уба, верховья Катуни и любого другого маршрута берущего начало на Рудном Алтае. 

В село Поперечное на начало маршрута удобнее всего доехать на коммерческом автобусе (что мы и сделали), дорога занимает около двух часов. 

В километре от поселка (вниз по реке) разбивается лагерь, производится сборка плавсредств, упаковка и распределение снаряжения и продуктов. При наличии гитары производится вечерний концерт. 

Поселок Верхняя Уба (конец маршрута), связан асфальтовой дорогой со станцией Шемонаиха, на автобусе или автомобиле добраться можно в течение одного часа. 

Аварийный выход в силу малонаселённости местности удобнее всего производить в п. 

Карагужиха. 

Поселок Карагужиха (в случае аварийного выхода) не имеет постоянной транспортной связи с "большой землёй", но из него довольно легко найти попутную машину. 

В наиболее экстренных случаях следует обратить внимание на правый берег реки, вдоль которого часто проходит дорога и встречаются заимки. Довольно оживлённое движение происходит также на мосту у стрелки Чёрной и Белой Убы. 

 

Подъезды и подходы к началу маршрута 

 

Заброска группы к началу маршрута осуществлялась на 2 поездах и авто. 

Поезда: Екатеринбург– Новосибирск, Пересадка, Новосибирск– г. Риддер (ст. Лениногорск) 

 

 

От вокзала Риддера до с. Поперечное переместились на автобусе ПАЗ. 

 

Перевозчик – ОАО "Лениногорское 

пассажирское автотранспортного предприятие", ул. Гоголя, 2/3, 8 (72336) 2-45-29 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Рис. 6. Расположение точки старта (стапеля) 

 

С реки снялись в деревне Верх-Уба, Шемонаихинский район, ВКО. 

 

 

На двух микроавтобусах (Газель и Мерседес) доехали до до железнодорожного вокзала приграничного г. Шемонаиха. 

Перевозчик – ИП Шевченко Михаил Федорович, тф: 8-705-528-09-30 (примерно то же - Автостанция г. Шемонаиха, тф: 8(723323)- 19-22) 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Рис. 7. Расположение точки финиша 

(антистапеля)

 

До Екатеринбургадобирались на 2 поездах. 

Г. Шемонаиха – г. Барнаул, Пересадка, Барнаул – Екатеринбург 

 

График движения группы 

Заявленный (запланированный) 

Даты 

Дни пути 

Участки маршрута 

Км 

Способы передвижения 

28.04 

г. Екатеринбург – г. Новосибирск 

Поезд 

29.04 

г. Новосибирск – г. Риддер 

Поезд 

30.04 

г. Риддер – с. Поперечное. Стапель. 

60 

Авто 

01.05 

сплав до стрелки с Черной Убой 

25 

Сплав 

02.05 

слияние Черной и Белой Убы – пор. Сучья 

Дыра 

10 

Сплав 

03.05 

Пор. Сучья Дыра – пор. Дурная протока 

20 

Сплав 

04.05 

пор. Дурная протока- – пор. Пихтовый 

25 

Сплав 

05.05 

пор. Пихтовый – 1, 2 ступень пор. БУП – р. 

БелопорожнаяУба 

25 

Сплав 

06.05 

Р. БелопорожнаяУба – 3, 4 ступени БУП – дер. 

Первомайское 

35 

Сплав 

07.05 

10 

Дер. Первомайское – 5 км выше 

пос.Верхнеубинки 

35 

Сплав 

08.05 

11 

Антистапель. Переезд в Шемонаиху 

60 

Авто 

09.05 

12 

Шемонаиха - Барнаул 

 

Поезд 

10.05 

13 

Барнаул - Екатеринбург 

 

Поезд 

 

 

ИТОГО, сплав: 

175 

 

 

 

График движения фактический: 

Даты 

Дни пути 

Участки маршрута 

Км 

Способы передвижения 

28.04 

г. Екатеринбург – г. Новосибирск 

Поезд 

29.04 

г. Новосибирск – г. Риддер 

Поезд 

30.04 

г. Риддер – с. Поперечное. Стапель. 

60 

Авто 

01.05 

Поперечное – мост на Белой Убе 

31 

Сплав 

02.05 

Мост на Белой Убе– р. Уба - пор. Сучья Дыра – 

кардон Гусляково 

15 

Сплав 

03.05 

Кардон Гусляково – пор. Дурная протока – г. 

Теремок 1-й 

20 

Сплав 

04.05 

Гора Теремок 1-й– с. Карагужиха 

40 

Сплав 

05.05 

Пос. Карагужиха – БУП. 1 ступень –р. 

Белопорожная – БУП. 2 ступень 

12 

Сплав 

06.05 

БУП. 2 ступень – БУП. Обнос за 3 ступень 

Пешком 

07.05 

10 

БУП. Обнос 4 ступени 

Пешком 

08.05 

11 

Выход из БУП – с. Верх-Уба 

с. Верх-Уба – г. Шемонаиха 

75 

60 

Сплав 

Авто 

09.05 

12 

Г. Шемонаиха - Барнаул 

 

Поезд 

10.05 

13 

Барнаул - Екатеринбург 

 

Поезд 

 

 

ИТОГО, активными способами передвижения: 

198 

 

 

Километраж измерен по GPS-навигатору. 

 

Техническое описание маршрута 

1 -2 день (28-29.04.2017) 

На поезде переезд в Новосибирск. На поезде Томск1-Лениногорск, переезд Новосибирск- Лениногорск (Риддер). Пересечение российско-казахстанской границы. 

 

3 день (30.04.2017) 

В 6 утра прибыли в Риддер.На вокзале нас встретил заблаговременно заказанный ПАЗ. До выезда из города навестили круглосуточный обменный пункт валюты, пекарню, продуктовый магазин. 

Работающих ранним воскресным утром предприятий общепита в городке не нашлось. В Поперечное приехали в 11 часов. Погода не жаркая, но солнечная. 

Немного покружив по селу, водитель привез нас к самой реке, на место проведения фестивалей, в 1 километре от последних построек. За сутки стоянки местные жители не побеспокоили нас ни разу. Удобное и просторное место для стапеля на берегу. В селе есть продуктовый магазин. Пром. товаров практически нет. Немало побегав по улицам, нашли неплохую баню - ул. Центральная, 47. 

За день неспешных сборов, Дима и Анатолий успели совершить пробежку-разведку по окрестностям реки. Далее, вниз по течению местность заболочена и просматриваются разбои. Точной и очевидной линии движения не разобрать. 

К вечеру похолодало, пошел несильный, но нудный дождь. 

 

4 день (1.05.2017) 

Начало сплава. Солнечно, +10. Периодически проходит небольшой дождик со снегом. 

Уровень воды - средний. 

Движение по реке началось в 11.30, вдоль левого берега, кильватерной колонной. Впереди, на первых километрах пути ожидался и был обнаружен завал, в 2 км от Поперечного. 

 

Проход, не видимый с воды, был найден при осмотре окрестностей, чуть выше места общей чалки. Вообще, на протяжении всего маршрута, ПБ для движения предпочтительней почти на всем протяжении пути. 

Далее, река периодически разбивается на протоки, по берегам много топляка, но непроходимых завалов больше не встретилось. Впрочем, это вовсе не означает, что движение дальше было абсолютно безмятежным. Периодически приходилось маневрировать между подтопленными деревьями, расческами, завалами. Порой требовался моментальный уход на траверсе струи в более просматриваемые протоки, экипажем приходилось ускоренно нарабатывать слаженность работы и взаимопонимание (в первые дни, как известно, у многих экипажей из-за несхоженности возникают с этим проблемы) 

Появился несильный холодный встречный ветер. В течении дня периодически налетали слабые осадки в виде дождя с вкраплениями снега. Замерзли все. 

 

За 3 километра до впадения Черной Убы, на зигзаге реки, подошли к мосту через Белую Убу. Два правых пролета, под которые уходит основная струя, забиты топляком. Свободен проход через третий, крайний левый. Сам мост невысокий. При высоком уровне воды, вероятно, с проходом могут возникнуть проблемы. 

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

 

Рис. 8 Мост через Белую Убу 

Рис. 9 Мост на спутниковой карте 

 

После прохождения моста, за 2 км до стрелки Черной и Белой Убы, нашли хорошую стоянку на левом берегу, сразу за горой, у подножия. 

 

5 день (2.05.2017) 

Проснувшись около 8 утра, обнаружили снежный покров толщиной до 15 см. Морозно. 

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

 

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану Рис. 10 

Рис. 11 

 

Выход в 11. Прошли 10 км до порога Сучья Дыра. 

У поселка 8 Марта - навесной мост. В нашу, еще среднюю воду, в середине русла мост невысоко над водой. В паводок, не исключено, затапливается по центру. Возле опор довольно высокий. 

Порог обнаружен легко. Скальный красноватый остров в центре русла был хорошо виден с воды в конце относительно прямого участка русла. Правый берег для зачаливания не очень удобный, но больших трудностей не создал - скорость течения умеренная и расстояние для повтора попыток достаточное. 

По верху, метрах в 15 от воды, вдоль реки идет щебеночная дорога, удобная для просмотра первой и второй ступеней порога. Между ступенями имеется съезд почти к самой воде. 

Первая ступень порога. Ширина русла, примерно, 50 метров. 

Первая треть (левая протока) слив высотой около 1 метра, валы. Вторая треть - остров. Третья (правая протока), более широкая, косой слив ок. 1 м. с встречным валом под ним, у ПБ - пологий проход. Далее, струи обоих проток сходятся в центре. Вдоль берегов стоят бочки и валы. 

Через 50 метров река делает поворот влево и входит в километровый каньон, сужается до 30 м. течение ускоряется. В месте поворота небольшой прижим к скале ПБ. Вдоль ПБ бочки чередуются с уловами в камнях. Вдоль ЛБ - отвесные скальные стенки и тихая вода. 

Вторая ступень порога. Через 500 м после поворота. Представляет собой косой слив через все русло, с большой пенной бочкой по центру, вызывающей опасения.. У ЛБ - сразу за сливом и небольшой бочкой навал воды на большой камень. У ПБ слив пологий, но через 50 метров большая бочка, от которой 

нужно уходить к центру, в быстроток с валами до 1,5 метров, сделав четкий маневр поворота почти на 90 градусов. 

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

 

Рис. 12 Первая ступень порога Сучья Дыра 

Рис. 13 Вторая ступень порога Сучья Дыра 

 

Все экипажи прошли первую ступень по правой протоке, далее уходя к центру. После поворота смещение влево. Обойдя, таким образом, серию валов и бочек, возвращение к ПБ и зачаливание. Из-за крутых каменистых берегов и высокой скорости течения, на всем протяжении порога чалка усложнена. 

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

 

Рис. 14. 1 К4 «Рыжик» проходит первую ступень 

Рис.15 К4 «Зеленка» проходит 1 ступень 

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

 

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

 

Рис.16 К4   «Васюра» проходит слив на   второй 

ступени 

Рис. 17 К2 проходят слив на второй ступени 

 

Аналогичным образом пройдена и вторая ступень.Первыми проходили два К2 и вставали на страховку К4 с воды. При ширине русла +\-30 м. и обрывистых берегах данного участка страховку спас. концом сочли неэффективной. 

По дороге над правым берегом и на кордоне Гуслякова, курсировал автомобиль Урал с будкой, встречаются табуны лошадей и других копытных. 

После успешного преодоления порога Сучья Дыра прошли кордон Гуслякова и встали на лугу. К ночи заметно похолодало. 

 

6 день (3.05.2017) 

Подъем ок. 8.00. За 3 предутренних часа количество снега удвоилось, доходило до 20-30 см. 

Морозно. 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

 

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану Рис. 18 

Рис. 19 

В течении дня погода начала уверенно улучшаться: солнечно, без осадков. 

 

 

 

 

Дошли до порога Дурная протока. Осмотр по ЛБ. 

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Рис. 20 Осмотр Дурной Протоки 

 

Русло распадается на 2 протоки. Правая - мелкая, спокойная и малозаметная. В левой протоке вся масса воды ускоряясь проходит между двух крупных камней у берегов, стоят валы до 1,5-2 метров. За камнями - заводи-улова. Экипаж 2 К4 (Рыжик) встал на страховку и съемку. Все экипажи прошли порог весело и без проблем: 1 К4 (Васюра), 1 К2, 3 К4 (Зелёнка), 2 К2 (Гоблин), 2 К4 (Рыжик) 

 

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Рис. 21. К4 «Васюра»: Оглобличев, Пискуновы, Машарова 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Рис. 22. К4 «Зеленка»: Чернов, Кузьмины, Жук 

 

 

 

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Рис. 23. К2 «Гоблин»: Барсуков, Томилов 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Рис. 24. 1-й К2: Ивченко, Солдатова 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Рис. 25. К4 «Рыжик»: Едигарьевы, Петроман, Зубков 

 

 

 

 

 

Пороги, классифицированные ранее как препятствия 1 и 2 категории сложности (Ворота, Палати, Пихтовый, Покровские) залиты водой и явно не выражены по весенней воде. Река широкая, траектория движения просматривается с воды хорошо. Названные препятствия проходили сходу. Периодически наблюдались сужения русла и скопления валов до 1,5 метров. Впереди шел крупногабаритный 1 К4 

«Васюра»(Белрафт). 

Дневная температура начала заметно подниматься. 

На стоянке обнаружили первую “поломку” - повреждение “шкуры” К4 «Васюра». Сушили-клеили. После теплого дня пришла самая холодная ночь похода - до -10. 

 

 

7 день (4.05.2017) 

Переход к селу Карагужиха, преддверию Больших Убинских порогов (БУПов) 

Переменная облачность. Тепло. Единственное заметное препятствие - порог Сакмаринский, хаотично расположенные в русле валы до метра и небольшие бочки на протяжении 200 метров, прошли сходу. 

Пройдя 40 км за день, остановились на противоположном от деревни берегу на ночевку и для разведки дальнейших участков. 

 

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Рис. 26. Карагужиха 

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Рис. 27. Лагерь напротив Карагужихи 

 

Ввиду того, что подготовка и общий настрой группы позволял надеяться на успешное прохождение препятствий 3-4А кс, а понимание того, что выпавший ранее снег и резко возросшая 

температура воздуха могут привести к паводку, породили сомнения, стоит ли входить в каньон БУПов, или сняться (объехать) эти пороги? На ночь установили вешку для наблюдения за уровнем воды. 

Принятие решения оставили на утро. Ночь выдалась очень теплой. 

 

8 день (5.05.2017) 

Начало прохождения Больших Убинских порогов 

Утро солнечное. Уровень воды поднялся незначительно: 10-15 см. 

Принимается решение двигаться вперед. В случае возникновения трудностей, предполагается проходить сложные участки усиленными экипажами. Участники, не готовые к прохождению сложных препятствий, обойдут их по берегу. 

В 10:30 начали осторожное движение в сторону БУПов. Отмеченный на генштабовских картах мост, ныне разрушен. На правом и левом берегах остались оплывшие насыпи опор и с обоих сторон видна подходящая к берегу дорога. 

Перед поворотом зачалились на ПБ для осмотра входной шиверы. На протяжении километра (дальше не пошли) наблюдается мощная струя с валами до 2 м., без камней и бочек в русле. Все залито. Траектории движения по шивере могут быть различны. Можно идти не по центру струи и, в принципе, обойти большинство возникающих мощных валов. Этим успешно пользовались экипажи K2. 

Проходили кильватерной колонной со взаимостраховкой. Первым шло самое крупное судно - К4 Белрафт. В середине участка зачалились в прибрежных уловах для отдыха, общего сбора и обмена впечатлениями. Всё идет штатно. 

За 0,5 км до устья Белопорожной Убы шивера закончилась, долина реки резко расширилась, течение замедлилось и успокоилось. По ПБ прекрасные условия для зачаливания и организации стоянки. Пересекли русло Белопорожной Убы и встали для отдыха, просмотра дальнейших участков. Вода в Белопорожной Убе чистая и синяя, в отличии от желтоватой и мутной воды Убы. 

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Рис. 28. Расположение основных препятствий в каньоне Больших Убинских порогов 

Осмотр по ПБ. У первого же, ближайшего поворота, долина опять сужается, река входит в каньон. Присутствуют короткие участки тропы. В основном же, лес, заросли кустарника и курумник, склоны довольно крутые. 

При просмотре данного участка обнаружено: 

  • В центре, ближе к ПБ, мощный винтовой слив с обратным валом, через который идет основная струя русла. 
  • Слева наблюдаются мощные отбивные косые валы. 
  • Заход осложнен серией мощных валов и бочек. 
  • Обход основной бочки возможен вдоль берегов, справа и слева. 
  • После бочки на повороте, прямой участок с серией мощных валов до 2 - 2,5 метров. Ширина русла до 40 м. делает страховку спас. концом малоэффективной и ненадежной. 
  • Мощная струя с валами затем устремляется в плавный поворот налево где следует вторая ступень порога. Спокойного участка воды после первой ступени в нашу воду нет. 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

 

Рис. 29. Ключевой участок ступени «Зигзаг» 

 

Данное препятствие было субъективно оценено, как препятствие 4С кс. 

В связи с установившейся жаркой погодой, в течении дня уровень воды поднимался. 

На “совете стаи” было принято решение пройти этот участок усиленными экипажами. Само прохождение осуществлять тандемом (К4+К2) для взаимостраховки во время первого прохождения и, в последующем, для обеспечения страховки с воды. 

В 13 часов, первым отправился в путь К4 “Рыжик”, с экипажем, состоящим из капитанов 4- х из 5 судов флотилии: Ивченко Дмитрий, Оглобличев Василий, Едигарьев Анатолий, Чернов Сергей, так как именно командиры экипажей должны были оценить возможность прохождения препятствия штатными командами. 

Катамаран К4 входил в порог под правым берегом и потом смещался влево, для того чтобы пройти бочку слева. Экипаж сталкнулся с мощными косыми валами,идущими от левого берега, которые постоянно разворачивали судно в центр, где находился винтовой слив. Обойдя препятствие, слева, потребовалось пересечь мощную струю под правый берег с опасностью уйти во вторую ступень порога. 

Вторыми пошла К2 “Гоблин” - Барсуков Александр и Томилов Владимир. Ключевую бочку обошли справа, что потребовало от экипажа немалого мастерства и физических усилий. 

Первый прогон показал, что для преодоления этого препятствия, как никогда необходимы максимальная слаженность и взаимопонимание в экипаже, плюс, немалая физическая сила и выносливость для максимально интенсивной работы на протяжении 800 метров. С воды, субъективное восприятие сложности порога - 5 кс. 

Учитывая всё выше изложенное, решили, что перегонять все катамараны будут только эти два экипажа со страховкой “двойкой” с воды. Остальные участники группы обходят ступень по берегу с максимальным количеством вещей. 

По мере роста уровня воды в течении дня, неожиданно менялась картина внутри самого порога, пропадали ориентиры, будучи залитыми водой. Заход в порог под правым берегом стал 

значительнее сложнее, появились дополнительные локальные бочки.косые валы мощнее. Чалка на ПБ становилась все сложнее из-за высоты и мощи валов. 

 

Рис. 30. Прохождение через «Зигзаг» К4 «Васюра» (Белрафт) 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

 

 

 

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

К 17 часам прогон через первую ступень трех катамаранов К4 и двух К2 был завершен. На ночь группа встала на оборудованной стоянке, на повороте реки. Высота берега от поверхности воды - 15 метров. 

 

 

Рис. 31 Лагерь на высоком берегу, после Зигзага 

 

 

На вечернем совещании было принято решение о раннем выходе утром на просмотр следующих участков, по итогам которого будет приниматься решение о порядке дальнейшего следования по маршруту. 

Погода стабилизировалась. Солнечно. +15. 

 

9 день (6.05.2017) 

Подъем в 7 утра. Уровень воды, по сравнению с вечерним, поднялся. 

Выход на осмотр последующих участков. По результатам, принято решение об обносе за “каменные ванны” - 2 и 3 ступень БУПов. 

Если вечером капитаны видели траекторию движения возможную для прохождения, то утром из- за поднятия воды, все заметно усложнилось. До “ванн”, участок с ярко выраженными крутыми валами, косыми вдоль берегов и хаотично расположенными бочками. На участке русла напротив 

“ванн” наблюдалась огромная бочка на ¾ ширины русла. Проход только вдоль левого берега. Чуть ниже, опять у ЛБ, следующая бочка. 

Важно, что 2 и 3 ступень надо было идти в связке из-за того, что при причаливании меж ступенями на правый берег, обойти мощнейшую бочку слева практически невозможно из-за высокой скорости струи. 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Рис 32. Вторая ступень БУПов 

Благополучное прохождение подобных участков возможно только достаточно сильными экипажами, имеющими опыт преодоления препятствий 4-5 кс. В нашей группе, ⅔ участников имели опыт 2-3 кс. В связи с чем, было принято решение об обносе этих 2-х участков. 

В прочитанных до похода отчетах ПБ рекомендуется как основной для просмотра и возможных обносов. В нашу воду, ввиду почти полного отсутствия береговой линии, обнос катамаранов по тропе в собранном виде был НЕВОЗМОЖЕН. На местности мы обнаружили неявно выраженную тропу до первых плит (300 м). Далее, наблюдался травяной склон, частично заросший колючим кустарником с выходами горных пород. Угол наклона - 45-60 градусов. Вдоль берега шла узкая, до 3 метров береговая линия, состоящая из курумника, заваленного топляком. Наш путь проходил на высоте до 100 м над водой. Порой травянистые склоны заканчивались крутыми обрывам на прибрежные камни. 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

 

Рис. 33 Склоны каньона БУПов 

 

Первая “ходка” - в основном, перенос личных вещей, продолжалась 3 часа: с 9:30 до 12:30. Преодолено примерно 3,5 км., под палящим солнцем. Когда “караван” начал останавливаться в изнеможении, была найдена совсем небольшая, но относительно ровная площадка для ночевки и стапеля. 

После разгрузки и отдыха в течении получаса, мужская часть команды и наш неутомимый завхоз Даша, в 13:15 отправились назад, на 2-ю ходку - перенос общего снаряжения и катамаранов. Для обустройства лагеря остались 3 женщины. 

За 6,5 часов команде необходимо было вернуться в лагерь, пообедать тем, что приготовили оставленные в “базовом лагере” дежурные, собрать оставшееся снаряжение, разобрать и упаковать катамараны, пройти 3,5 км обратно. 

Около 17 часов начала портиться погода, появилась пока не плотная низкая облачность, налетал порывистый сильный ветер, пролетали редкие капли, за горами был слышен гром. 

В случае начала дождя, перемещение по склонам крайне опасно и, на наш взгляд, невозможно. Выход один: группа встает, жжёт костер, ждет просыхания травы и камней! 

В этот раз нам повезло. Команда, понимая все опасности дождя и наступления темноты, мобилизовалась и шла без остановок, успев вернуться до темноты и грозового дождя, которые пришли одновременно, около 21 часа. Дождь, то усиливаясь, то ослабевая, шел до самого утра. К воде от стаявших снегов добавилась дождевая. 

На месте новой стоянки удалось пристроить 1 четырехместную палатку, и ту под приличным углом. Там переночевало 6 человек. Впритык к большой скале был натянут тент, на высоте 1,5 м от земли, чтобы дождевые струи не задувались ветром в центр. Под ним, на рюкзаках и катамаранах переночевала большая часть группы. К счастью, ночь была довольно теплая. 

10 день (7.05.2017) 

Общий подъем в 5 утра. 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Надежды на понижение уровня воды не оправдались. С 6 до 12 наблюдался резкий рост уровня воды. За эти часы, у нас на глазах, почти полностью ушел под воду ствол 2 метра высотой, стоящий в прибрежных камнях. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 34 Торчащий из воды 2 м ствол 

Рис. 35 Тот же ствол через 3 часа 

 

Река вспухла, выгнувшись вверх в центре русла. Внезапно возникали и исчезали огромные валы на гребне потока. Плыли не бревна, а целые стволы с корневищами. Цвет воды изменился на песочный. Все признаки полноценного паводка наличествовали. 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

 

Рис 36. Русло реки в паводок 

 

Продолжать сплав в таких условиях - крайнее безумие, т. к. впереди находился не разведанный участок правого поворота, частично скрытого большой скалой на ПБ. 

Накануне, участок до выхода был вполне проходимым. С наступлением паводка русло представляло собой пульсирующие валы до 3-4 м. и крупные бочки. 

В группе появилось беспокойство: до планового выхода с маршрута осталось 2 ходовых дня, а перспективы нашего приближения к антистапелю очень неопределенны и пока не внушают оптимизма. 

После разведки принято решение продолжить обнос до выхода из БУПов. Расстояние по прямой не велико - 1-1,5 км., но на пути стоит крутой скальный гребень, обрывающийся прямо в реку, с крутым склоном, поросшим травой и колючими кустарниками с каменистыми вкраплениями. 

В целях безопасности на особо опасных участках были провешаны веревки (5 х 25 м) 

Подъем: набор 80 м высоты на 450 метров расстояния. Спуск: сброс 100 м высоты на 500 м расстояния. Все это с немалым грузом. Большей частью команды проделано до 3-х ходок. 

К 15 часам все было сделано. Мы добрались до выхода из каньона. Со скалы прекрасно просматривается спокойная река и первые острова. 

Стапель на хороших полянах. 

8 мая, в 20 часов, в деревне Верх-Уба, нас будет ждать заказанный автотранспорт, чтобы доставить на вокзал Шемонаихи. До точки предполагаемой встречи - от 50 до 80 км (по разным версиям), у нас имеется только 1 ходовой день. Вечер 7 мая получился и веселый, и тревожный одновременно. 

 

11 день (8.05.2017) 

Завершение водной части похода 

Подъем в 4 утра. Уровень воды опустился почти на 0,5 метра. В 6:45 отчалили и начали движение в сторону Верх-Убы. 

Благодаря быстрому течению больших масс воды, средняя скорость на первой трети пути достигала 12-14 км/час. 

Река периодически распадается на широкие протоки. Предпочтение отдавалось наиболее полноводным. 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану  

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Рис. 37 Разлив Убы после каньона 

 

В районе полудня начал дуть встречный ветер, постепенно усиливаясь. Отчаянная гребля оказалась малоэффективной и очень трудозатратной. Наилучший эффект был достигнут просто используя давление водных масс на весла - “водяной парус”. При использовании этого приема, в течении 4 часов мы двигались со стабильной скоростью 6,5-8 км/час. 

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Рис 38. Команда перед выходом с реки 

 

За 10 км. до прибытия непосредственно в Верх-Убу, начали встречаться признаки цивилизации: стада, люди, машины. Пионерский лагерь, упоминаемый в отчетах, нами обнаружен не был. Возможно, мы прошли другой протокой. 

Путь по реке завершился в 16 часов. Таким образом, за этот рабочий день длительностью 9 часов, с 2 кратковременными выходами на берег, было пройдено 75 км. 

Ранее заказанный транспорт прибыл вовремя и в 20. часов мы выехали к жд вокзалу в Шемонаихе. 

Вокзал Шемонаихи является таможенной зоной и встретил нас недружелюбно. Дежурный полисмен проверил паспорта, миграционные карты, долго звонил начальнику вокзала, спрашивая, можем ли мы переночевать на вокзале... Все-таки разрешили, но строго настрого запретили пить пиво и громко разговаривать. На вокзале, судя по расписанию, в день всего четыре поезда. Кафе на вокзале нет. 

Таким образом, получилась холодная и жесткая ночевка: спали на плиточном полу, на пенках. Холодно. Более предпочтительный вариант, наверное, ночевать в палатках где-то в окрестностях Верх-Убы, а приезжать уже под утро на поезд, к 7 утра, но это для тех, кто легко встает в 3-4 ч. ночи, и при этом бодр и собран. 

 

12 день (9.05.2017) 

 

Из Шемонаихи выехали около 8 утра. Пересадку делали в Барнауле, с 18:20 до 22:45 (мск) 

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

Рис 39. Перед посадкой в поезд в Шемонаихе 

 

13 день (10.05.2017), Барнаул - Екатеринбург 

6. Организация путешествия. Итоги и выводы 

 

Маршрут р. Белая Уба – Уба был достаточно популярен среди туристических групп в 80- 90-х годах. Несмотря на это, в сети Интернет очень мало отчетов по сплавам в майский период (скорее всего они находятся в архивах туристских организаций). Существующие отчеты о сплавах в летний период, на наш взгляд, не отражают специфики прохождения данного маршрута весной. 

Для перемещения к старту (с. Поперечное) и финишу (п. Верхубинка) маршрута использовался заказной транспорт. Важно отметить, что частный автотранспорт в регионе развит крайне слабо. Даже заблаговременный поиск не гарантирует положительный результат. В нашем случае, заброску и выброску с маршрута осуществляли муниципальные автотранспортные предприятия. С «частниками» договорится так и не удалось. 

На всем протяжении маршрута Поперечное-Верхубинка присутствуют населенные пункты. Люди и транспорт встречаются, но редко. В п. Карагужиха замечен легкий автотранспорт (автомобили УАЗ). Аварийный выход с маршрута возможен. 

Сотовой связи на маршруте нами обнаружено не было (в том числе и у п. Карагужиха). 

От радиальных выходов (обычно рекомендуют подъем на гору Теремок, оттуда открывается отличный вид на долину реки) мы отказались из-за свежего снежного покрова. Маршрут достаточно живописен, а каньон БУПа является настоящим украшением маршрута. 

 

Первая половина сплава проходила при высоком уровне воды, вторая - в режиме паводка. 

Сразу после старта от п. Поперечное идут разбои, требующие от экипажей очень слаженной работы. 

Прохождение Больших Убинских Порогов (БУП) во время паводка значительно усложняется быстротой и мощностью потока, огромными и пульсирующими валами, бочками, неоднозначной чалкой и страховкой. 

В отчетах существует путаница в разбивке БУП на ступени. В данном отчете приведена привязка ступеней к снимкам со спутника (использован сервис Google Maps). 

Часть группа имела опыт прохождения таких сложных порогов, но в совокупности с другими участниками группы и не имением достаточного времени для проработки и обеспечения страховки, было принято решение отказаться от прохождения БУП. 

Обнос БУП по правому берегу сложен и возможен только при полностью разобранных катамаранах. Левый берег нами не обследовался, но по заверениям местных туристов обнос тоже непрост. Большинство участников группы получили походный опыт обноса препятствий в экстремальных условиях, которого ранее не имели. 

В итоге, похода показал, что несмотря на обнос Больших Убинских порогов, группа полностью выполнила поставленные задачи и готова к более серьезным маршрутам. 

 

Приложения 

Специальное снаряжение 

Групповое 

Личное (на группу) 

Наименование 

Количество 

Наименование 

Количество 

Катамаран К4 

спасжилет 

16 

Катамаран К2 

каска 

16 

Спасконец 

гидрокостюм 

16 

Насос 

весло 

20 

Запасное весло 

гермомешок 

16 

Ремнабор 

 

 

Аптечка 

 

 

Палатка 

 

 

Котелок 

 

 

Топор 

 

 

Пила 

 

 

Чалочный конец 

 

 

Весовые характеристики груза, взятого на маршрут: 

 

Наименование 

На 1 человека 

На группу 10 чел. 

Продукты (всего / в день) 

4,8 /0,6 кг 

76,8 

Групповое снаряжение 

13 

208 

Личное снаряжение 

12 

192 

Всего : 

29.8 

476,8 

Максимальная нагрузка на одного мужчину 32     кг женщину 25      кг 

 

Личное снаряжение 

Наименование 

Кол-во 

Наименование 

Кол-во 

Рюкзак 1 шт 

1 шт 

Попер 1 шт 

1 шт 

Пенка (коврик) 1 шт 

1 шт 

КЛМН комплект 

1 шт 

Одежда и обувь 

 

 

 

Куртка 

1 шт 

Термобельё 

1 компл 

Штаны 

1 шт 

Лѐгкая обувь 

1 пара 

Анорак 

1 шт 

Шерстяные носки 

1 пара 

Водолазка (тельняшка) 

2 шт 

Носки х/б 

2 пары 

Нижнее белье 

2 смены 

Перчатки ХБ (рабочие) 

3 пары 

Прочее 

 

 

 

Документы комплект 

 

Гигиенические принадлежности 

(паста, щѐтка, мыло, туал. бумага) 

 

Деньги 

 

Спички и сух. горючее в 

гермоупаковке 

1 компл. 

Еда 

 

 

 

Сухари 

2-3 бул. 

Личный сахар, соль, перец 

 

По желанию 

 

 

 

Фотоаппаратура 

компл. 

Ремнабор личный 

компл. 

Письм. принадлежности 

компл. 

Аптечка личная 

компл. 

 

 

Отчет о водном походе третьей категории сложности по Восточному Казахстану

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст

Похожие статьи

Описание
17 января 2013
р. Уба
Описание
16 января 2013
р. Курчум
Описание
16 января 2013
р. Кальджир
Описание
16 января 2013
Река Бухтарма
Описание
15 января 2013
Река Арысь
Описание
14 января 2013
Реки Кеген и Чарын
Описание
02 января 2013
Река Абакан
Лоция
02 января 2013
Башкаус
Добавить публикацию