9 января 2013
1. Справочные сведения
1.1. Характеристика похода

Вид туризма: водный.
Категория сложности похода: пятая.
Протяженность активной части похода:
   сплав по реке Чорох: 150 км,
   сплав по реке Олту: 7 км,
   всего сплав: 157 км,
   радиальный выход в Дорткилисе: 16 км,
   радиальный выход в долину Бархала: 20 км,
   всего пешком: 36 км,
   всего активно: 193 км.
Продолжительность похода: 12 дней.
Сроки проведения: с 6 по 18 августа 2005 года.
Средства сплава: 4-х и 2-х местные катамараны.
Район проведения похода: Качкарские горы, Турция.
Нитка маршрута: г. Москва – г. Стамбул – г. Эрзурум – г. Испир - сплав по р. Чорох до впадения р. Олту – сплав по р. Олту от впадения р. Тортум до устья – сплав по р. Чорох – г. Артвин – г. Стамбул – г. Москва.
Условия проведения похода: низкая вода, характерная для времени проведения похода.
Культурная часть: Стамбул – Эрзурум - Трабзон – Сумела – Сивас – Дивреджи – Сивас – Кайсери – Гереме – Деринкую – Невшехир – Кайсери – Ургюп – Ихлара – Егирдир – Хиераполис – Памуккале – Афродисиас – Кушадасы – Приена – Милет – Дидим – Эфес – Сардос – Бергама – Асклепион – Троя – Чанаккале – Бурса – Изник – Сафранболу – Хаттушаш – Кайсери – Стамбул.
Адрес хранения отчета: Библиотека МГЦТК.
Поход рассмотрен МКК: МГЦТК.

1.2. Список группы

Судно № п/п Фамилия имя отчество Год рождения Туристская подготовка
Катамаран 1 1 Лифанов Александр Валентинович 1957 Чилик, Чон-Кемин, Кекемерен, Матча, Обихингоу, Казан-Коксу – 6Р, Шавла, Сумульта, Башкаус-Чулышман, Туполанг, Китой-Онот – 5Р
2 Палагута Константин Алексеевич 1949 Ойгаинг-Пскем -6р, Чарын, Чон-Кемин, Чилик; - 6у, Бий-Хем – Улуг-О, Жом-Болок – Ока – 5Р
Катамаран 2 3 Великанов Юрий Аркадьевич 1948 Чилик, Ойгаинг-Пскем - 6р, Бий-Хем, Жом-Болок-Ока - 5р, Кекемерен, Чаткал – 6у
4 Башкирова Ирина Михайловна 1967 Кекемерен –6у, Чаткал, Башкаус-Чуя, Чон-Кемин, Жом-Болок – Ока, Бий-Хем – Улуг-О - 5у
5 Савин Алксандр Александрович 1952 Кекемерен, Мал.Нарын – Нарын, Обихингоу – 6у, Бий-Хем, Китой, Чилик – 5у.
6 Тройков Семен Михаилович 1985 Кумир-Коргон-Чарыш– 4(5)у, Кекемерен – 6у
Катамаран 3 7 Романенко Андрей Николаевич 1960 Чарын-Чон-Кемин, Казан-Коксу-6у, Башкаус- Чулышман-5у, Туполанг, Китой, Шавла – 5р
8 Леонов Сергей Николаевич 1961 Чарын - ЧонКемин, Казан-Коксу-6у, Башкаус-Чулышман, Туполанг, Китой, Шавла – 5у
9 Тройков Михаил Александрович 1958 Чилик, Чон-Кемин, Кекемерен, Матча, Обихингоу –6у, Жом-Болок – Ока, Китой –Онот– 5у
10 Лифанова Наиля Камилевна 1960

Казан-Коксу, Башкаус-Чулышман, Туполанг, Шавла, Китой, Жом-Болок-Ока –5у

11 Романенко Наталья Вячеславовна 1966 Она-4у, Мзымта-2(5)у, Кура-3у, Кереть-3у

1.3. График движения

Дата Дни
пути
Участок Способ передвижения Активно (км)
05.08 – 06.08.05 Москва – Стамбул-Анкара
– Эрзурум
Самолет
Автобус
07.08.05 1 г. Эрзурум – г.Испир Автомобиль
08.08.05 2 Стапель
09.08.05 3 Испир – ниже 2 автомобильного моста после Испира через Чорох Сплав 26
10.08.05 4 Сплав ниже 2 крепости на правом берегу Чороха Сплав 32
Стамбул - Москва Самолет

2. Содержание отчета
2.1. Общая смысловая идея похода

Приходится только сожалеть о том, что происходит после распада Советского союза. Нестабильность чувствуется во всем. Еще вчера друзья до гроба, а сегодня без заграничного паспорта и таможни въезд воспрещен. Мало кто из туристов не столкнулся с этим. А если сюда еще наложить правовой беспредел при полной или частичной неспособности власти контролировать ситуацию в стране и развитие преступности и бандитизма на фоне обнищания народа, то картина в бывших республиках СССР, а ныне очень независимых государствах станет полной.

Это лирическое отступление. На практике наша группа планировала совершить поход по теплым местам, то есть не в Сибири и не Алтае, в августе, причем важным было отсутствие пешей части, возможность хотя бы части группы уложиться в две недели, а категория маршрута – дело второе. По привычке рассматривался вариант Казахстана, Киргизии и Узбекистана. За последнее время ситуация с оформлением пограничной зоны на границе Казахстан – Китай только ухудшилась. Казахские власти требуют личной явки группы за получением пропуска в пограничную зону, причем прождать его можно не один день. Таким образом, сплав по рекам Юго-Восточного Казахстана был отложен на неопределенный срок. Нам удалось списаться с фирмой из Ташкента, которая гарантировала переход через Киргизо – Узбекскую границу по реке Чаткал, и с фирмой из Бишкека, которая гарантировала пересечение Казахо – Киргизской границы и доставки нас в верховья реки Сандалаш. В результате переговоров вырисовался основной маршрут – Сандалаш – Чаткал за две недели, плюс Пскем за еще одну неделю.

Так бы оно и было, если бы не переворот в Киргизии и не последовавшие за этим волнения в Узбекистане. Боевое применение войск это не фальсификация выборов, а установленные на Кигризо – Узбекской границе мины заставили серьезно задуматься о том, что "Нам оно нужно?". Последней каплей послужил категорический отказ командования одного из членов группы выдать ему заграничный паспорт с выездом в Узбекистан. Потребовалось срочно искать новый маршрут.

И тут пришла мысль о загранице. Наиболее доступна для россиян Турция. Цена билета сравнима с билетом по России, а то и дешевле, в стране стабильность, по словам С.Лагоды практически нет воровства, а полиция занимается не проверкой регистрации, а реальной помощью иностранцам. После недельного штудирования русских, турецких, американских и немецких сайтов выяснилось, что ни в одном из них нет информации достаточно полной для прохождения маршрута по Турции, а люди, организующие коммерческий сплав по Турции, на любой вопрос отвечали однообразно – покупайте у нас тур, мы вас прокатим. Причем некоторые готовы были прокатить нас в любое время, а некоторые только в середине мая – июне. Тем не менее, на основании скудной информации, а так же личных бесед с С.Лагодой был сделан однозначный вывод о возможности проведения похода только по одной реке – Чороху, которая в августе имеет достаточно воды для прохождения порогов. Вывод этот был подтвержден фильмом Уфимских туристов, прошедших Чорох в сентябре и Московских туристов, прошедших его в конце августа.

Отметим, что где-то в недрах загашников туристического руководства валяется отчет уфимцев, но он недоступен широкой публике, которая может использовать для подготовки только два отчета С.Лагоды из интернета.

В результате родилась идея прохождения реки Чорох с исследованием возможности летнего сплава по его притокам Бархал (С.Лагода заранее предупреждал о невозможности прохождения его не в половодье и, как показала практика, оказался прав), Тортум (можно пройти, если электростанция ниже озера Тортум будет работать, хотя бы как в Красной поляне, расходуя 20 кубометров в секунду, чего, как показала практика, не происходит) и Олту. После прохождения маршрута планировалось, что часть группы уедет из Артвина в Стамбул, где проведет день и улетит в Москву, а часть – снимет машину и еще неделю пробудет в Турции, осматривая местные достопримечательности. По результатам похода планировалось написать отчет, чтобы следующей группе не приходилось заниматься таким мучительным сбором информации, каким пришлось заниматься нам.

2.2. Сведения о районе путешествия

Рафтинг и каякинг в Турции сегодня одно из практически обязательных развлечений туристов в турции. Оно стало таким же популярным, как катание на водных мотоциклах и дайвинг. Центральная часть Турции довольно засушлива и все реки, протекающие там, либо полностью разбираются на орошение, либо проходят через цепочку дамб, образуя искусственные водохранилища. Для сплава эти реки не представляют интереса. Местные гиды в Кападокии правда водят по какой-то речушке 2 категории сложности, но протяженность сплава там два часа, остальное – поход к водопаду на притоке, шашлык на природе и купание. В какой-то мере это относится и к рекам северной и южной частей Турции, но здесь еще остались маршруты, достойные для сплава.

В южной части Турции сплав может проводиться по рекам, стекающим с гор Таурус в Средиземное или Эгейское моря. В северной части Турции реки, по которым можно сплавляться, стекают с Качкарских гор в сторону Черного моря. Наиболее часто упоминаются реки Анамур, Даламан, Гексу, Копрукей, Фиртина.. Для коммерческого сплава используются участки рек с отдельными секциями (участками сплава) от 4 категории сложности (только весной и в начале лета) до 2 категории сложности – круглый год. Ориентировочная продолжительность сплава по каждой из этих секций – 1 день. В то же время коммерческий сплав никогда не проводится по участкам реки с большим количеством камней, поскольку гиды очень не любят рвать рафты о камни, то есть по верховьям рек никто не ходит. Следовательно, если группа туристов поднимется несколько выше, чем точка начала коммерческого сплава, она почти наверняка получит пару – тройку секций 5 – 6 категории сложности по Российской классификации, но и одновременно с этим может получить пару – тройку габаритных непроходов или высоких водопадов, обнос которых потребует значительного времени. Добавьте к этому практически полное отсутствие информации о реках в доступной литературе, а гиды принципиально не дают никакой информации, ибо водить группы – их заработок, и вы легко получаете маршрут на 4 – 6 полноценных ходовых дней, что вполне соответствует обычному майскому походу по Северному Кавказу или Мзымте. Для прохождения маршрута группе лучше всего поймать снеговой или дождевой паводок. На юге Турции это апрель – середина мая, на севере Турции – апрель – середина июня, а также ноябрь. Следует отметить, что все реки протекают в узких ущельях, а местами в каньонах, поэтому пик паводка нарастает быстро и вода может быстро подниматься на 4 – 8 метров. При таком паводке сплав по основной реке может стать чрезвычайно опасным, зато возможным и очень интересным может стать сплав по какой-нибудь соседней речушке, которая в обычное время воробью по колено.

Особняком стоит река Чорох, в турецкой транскрипции Чорух Нехри. Длина сплавной части составляет около 300 километров. Сплав в верховьях ограничивает нецелесообразность сплава по разбоям мелкой речушки, сплав в низовьях ограничен государственной границей Турции с Грузией, а теперь еще и плотиной в городе Борчка. Это, пожалуй, единственная Турецкая река, по которой возможен полноценный, с точки зрения требований квалификационной комиссии, сплав, то есть не единица с элементами шестой, а полноценная шестерка весной, пятерка летом и, вероятно, четверка осенью. Сплав по реке возможен с мая по конец сентября. Летом расход воды составляет от 20 кубометров в секунду в районе г.Испир до 100 кубометров в секунду в районе с.Демиркент. По сведениям С.Лагоды расход в конце апреле – начале мая примерно в 10 раз больше. При этом уровень реки в районе первых порогов и ниже Юсуфели приблизительно на 2,5 метра выше чем в нашу воду, а на пороге Демиркент – на 4 метра выше, чем у нас.

Весной и в начале лета можно проводить сплав и по притокам Чороха Бархалу Тортуму и Олту. Коммерческий сплав проводится по низовьям Бархала от пос. Сарыгел (2 – 3 категория сложности по Российской классификации). Выше сплавлялся только С.Лагода и, возможно, иностранные каякеры. Расход в устье реки в апреле оценен Лагодой в 40 кубометров в секунду. В наше время расход в устье составлял 7 – 8 кубометров в секунду. На Тортуме и Олту коммерческого сплава нет – слишком много камней. Тортум прошел С.Лагода в мае при уровне воды в устье Тортума около 40 кубометров в секунду. У нас уровень воды в Тортуме составлял около 7 кубометров в секунду, в Олту после слияния с Тортумом около 20 кубометров в секунду. Нам, кстати, гиды в один голос твердили, что Олту в верховьях не интересна, а низовья летом непроходимы. Тем не менее, на участке Олту от впадения Тортума до устья нет ни одного габаритного непрохода.

Территория, где проводился наш поход, относится к бассейну Чороха. Это горная страна, наиболее высокие вершины которой расположены в верховьях Бархала и достигают 3900 метров, а высоту более 3000 метров имеет достаточно много гор по всему району. В начале мая хребты покрыты зимним снегом и в течение месяца происходит его интенсивное таяние. Именно на май приходится пик половодья на реке Чорох и большинстве его притоков. Климат района сухой субтропический, за исключением самых низовьев Чороха (примерная граница в г.Артвин), тяготеющих к обильно увлажняемым Аджарии и Колхиде. Побережье Черного моря от Трабзона на восток и долина Чороха ниже Артвина покрыты лесом, однако, не таким пышным, как на нашем кавказском побережье. От Артвина вверх по Чороху количество зелени быстро убывает, горы становятся голыми, деревья растут в основном в поселках и на возделываемых участках земли. Ущелье Чороха довольно узкое, на большом протяжении нашего маршрута носит каньонообразный характер, а кое-где является настоящим каньоном. По берегам Чороха довольно много дикого инжира, граната, винограда и ежевики. На солнечных местах виноград, ежевика и инжир поспевают уже в начале августа.

В отличие от группы Сергея Лагоды у нас было время для того, чтобы выбрать место стоянки, поэтому мы можем опровергнуть его утверждение о том, что ставить лагерь все время приходится у кого-нибудь на огороде. Практически в любом месте, кроме каньонов, можно найти место для установки нескольких палаток. Да, места хуже, чем на подмосковной полянке, но вполне достойные. С дровами, кстати, тоже никаких проблем. Достаточно полчаса – минут сорок, чтобы собрать достаточное количество плавника и сухостоя. Единственная проблема – питьевая вода. Питьевую воду можно взять в любом доме, если вы остановились недалеко от поселка. Все роднички на автомобильной дороге оборудованы водопроводными кранами, так что воду можно брать и оттуда.

Местные жители чрезвычайно гостеприимны. Нас неоднократно подвозили на машинах, угощали чаем и фруктами и даже подарили свежепойманную рыбу килограмма на полтора. При этом турки относятся к туристам очень деликатно. Если вы остановитесь на ночлег около населенного пункта в России, то можете быть уверены, что через пару часов у вас будет больше гостей, чем вы хотите. В Турции мы стапеливались практически в городе Испир и две ночи стояли в Юсуфели. При этом у нас не было посетителей, включая даже вездесущих мальчишек. За время похода у нас не пропало ни одной веревочки.

Во всех населенных пунктах обязательно есть магазины. В магазинах можно купить фрукты, овощи, сыр, молочные продукты и хлеб. Можно при желании купить чай, рис, сахар, а вот с консервами гораздо хуже. Рыбные консервы кое-где есть, но их качество оставляет желать лучшего. Из двух банок, купленных нами, одна оказалась относительно приличной, а вторую не стали жрать даже вечноголодные турецкие коты. Мясных консервов нет нигде. Чтобы съесть местную колбасу или сосиски, надо очень хотеть кушать. При подготовке похода следует также учитывать, что фрукты, овощи и хлеб стоят дешевле, чем в Москве, остальное – дороже, особенно сыр и колбаса. Особо стоит вопрос о спиртном. Винные магазины есть во всех городах и крупных поселках. Стоят они либо в туристической зоне, если она есть, либо где-нибудь на отшибе. На фронтоне этих магазинах обязательно висит либо эмблема пива Эфес, либо эмблема пива Туборг. В магазинах обычно два – три сорта пива (в городах значительно больше) несколько видов крепких напитков и несколько сортов местного вина. Поллитровая банка пива стоит от 60 рублей в горах до 35 рублей в крупных городах. Вино от 120 до 800 рублей за бутылку. Вино, кстати, довольно среднее, напоминает дешевые сорта молдавского вина, но с худшим букетом. Самый дешевый местный крепкий напиток со звучным названием ВОТКА хуже по качеству чем водка за 30 рублей, которую у нас продают из-под полы, а стоит не дешевле 450 рублей за пол литра. Более качественные напитки, соответственно, стоят еще дороже. Поэтому крепкое спиртное лучше привезти из России. Норма ввоза спиртного в Турцию – два литра на человека. Местные, кстати, не отказываются от выпивки на халяву, несмотря на то, что мусульмане. Как они говорят, в коране нет явного запрета на выпивку, запрещено одурманивать мозг, а если пропустить пару рюмочек, то ничего плохого в этом нем. Несмотря на то, что пять раз в сутки звучит громогласный призыв к молитве, мечети посещаются довольно слабо. В селах женщин с закрытыми лицами мы не видели ни разу, зато в городах можно увидеть рядом подружек, причем одна будет в модных шмотках, а другая в черном одеянии, перчаток и хиджабе, откуда в лучшем случае будет виден нос, а в худшем только пара глаз. К слову, в хиджабах ходят все таки достаточно редко, но дамам в походе лучше все же в купальнике по берегу не разгуливать – могут не правильно понять.

Все сказанное о турках ни коем образом не касается цыган, которых тоже можно встретить по берегам реки. От этих людей лучше держаться как можно дальше, ибо воровство для них – основной способ заработка. Турки не позволяют цыганам надолго задерживаться в городах и поселках.

Со времен сплава по Чороху Сергея Лагоды много что изменилось. На автозаправке у слияния Олту и Чороха, где у Лагоды была многодневная стоянка, гостиница ликвидирована. Гостиница отсутствует и в поселке Ахалт, отель Чичек (цветок) теперь находится выше города на берегу Бархала. В самом Юсуфели гостиниц предостаточно, но они находятся достаточно далеко от Чороха. Наиболее дешевый вариант для стоянки в Юсуфели – в парке на слиянии Бархала и Чороха. Дров, кстати, хватает и здесь.

В Юсуфели достаточно много иностранцев. Они приезжают сюда весной и в начале лета для того, чтобы сплавиться по реке или совершить трекинг по горам. Цена сплава в местных фирмах колеблется от 80 долларов до 120 евро в день. Дневные перегоны обычно следующие Цеврели – Юсуфели, Юсуфели – Демиркет и Сарыгел – Юсуфели. Летом и осенью подавляющее большинство туристов приезжает ради прогулки по горам. Трекинг может дополняться скалолазаньем или восхождением на одну из вершин. При желании от Артвина несложно добраться до горы Арарат и совершить восхождение на ее вершину (2 – 3 дня).

Животный мир района довольно разнообразен. Поскольку мы далеко от обжитых мест не уходили, то и видели лишь тех, кто способен уживаться с человеком – белок, куропаток, орлов. В реке довольно хорошо ловится рыба. Мелкие рыбешки, типа наших хариусов, отлично клюют на сыр. Крупные рыбины, похожие на речную кефаль, ловятся на нанизанное мясо мелких рыбешек. Из нежелательных соседей, прежде всего, хочется упомянуть комаров. Да, это не Карелия и не верховья Бий-Хема, комары здесь мелкие и их гораздо меньше, но кусаются они не слабее карельских. Рекомендуем обязательно взять репелленты, которые пригодится и на побережье Черного моря. Неоднократно встречались со змеями. Видимо, это какой то местный вид гадюк длиной от 30 сантиметров до полутора метров. Живут они в основном у уреза воды, куда и ныряют, если их потревожить. Несколько змей мы спугнули даже непосредственно в городе Юсуфели, поэтому, выходя на берег, внимательно смотрите под ноги.

Погода на маршруте была в основном солнечная. В первый день немного покапал дождик, но всего полчаса. Зато на следующий день в тени термометр остановился на отметке +37. А где ее возьмешь на сплаве – тень? Температура воды в реке явно больше +20. Гидрокостюм не нужен. Если взял спальник, то ночь проводишь не в нем, а на нем. Однажды воспользовались проверенным методом – спели песню Егорова "Я вас люблю мои дожди". Даже в Египте после этого небо хмурилось и падало несколько капель. Здесь, на следующий день после исполнения, собрались тучи, поднялся порывистый ветер и разразился получасовой тропический ливень, который мы переждали в саду под раскидистым грецким орехом. Больше крамольные песни не пели, и погода была отличной. В низовьях реки, после впадения Олту, во второй половине дня может подыматься ветер, который дует снизу вверх по реке, а так как ущелье Чороха здесь очень узкое, то создается эффект аэродинамической трубы. Катамаран без помощи гребцов останавливается в пороге, а боковой порыв в течение нескольких секунд может переместить катамаран от одного берега к другому. Все это касается груженой четверки, а на двойке приходится грести изо всех сил вниз по течению, чтобы скомпенсировать силу ветра.

В настоящее время на Чорохе у Артвина строится электростанция. Склоны гор по берегам Чороха зачищены, дорога уходит на высоту 300 метров над уровнем воды, делая петлю в 10 километров. Ниже Артвина в поселке Борчка уже построена дамба через реку высотой метров сто, река уходит в донное отверстие дамбы. Видимо, через несколько лет низовья реки уйдут под воду.

Район похода имеет богатейшие возможности для организации экскурсий и радиальных выходов. Наиболее полно достопримечательности перечислены в английском путеводителе по Турции серии Lonely Planet. Российские версии путеводителей дают по этому району гораздо более скудную информацию.

2.3. Транспортные возможности района

Для заброски в Турцию можно воспользоваться тремя видами транспорта – самолетом, паромом и автомобилем. Рассмотрим эти возможности.

Последнее время стало уже привычным, когда группа туристов доезжает до реки на автомобиле, который потом сопровождает группу по дороге вдоль реки или дожидается окончания сплава в заранее намеченной точке. Такой способ заброски практикуют москвичи при сплаве по рекам Северного Кавказа и Мзымте, Новосибирцы и туристы из Барнаула при сплаве по рекам Алтая, туристы государств Средней Азии. Преимущества такого варианта организации заброски очевидны – ограничения по весу определяются только грузоподъемностью автомобиля, сплав производится на разгруженных судах и к тому же практически в любом месте можно организовать базовый лагерь, мало заботясь о том, сколько километров придется накрутить от катамаранов до палаток. При всем указанном выше, этот вариант имеет и недостатки. При заброске от города до реки необходимо проехать достаточно длинный путь, автомобилем должен управлять шофер, который практически не будет принимать участие в сплаве, автомобиль, возможно, должен пересекать государственные границы. В Турцию можно заехать по дороге через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию или через Грузию. Любой из этих вариантов достаточно проблематичен. В первом случае требуется получение транзитных виз на каждую страну, что само по себе хлопотно и может отнять достаточно много времени и нервов, во втором случае налицо нестабильное состояние Грузии и возможные проблемы с пребыванием автомобиля на Грузинской территории. Существует, правда, еще возможность переправить автомобиль паромом либо из Сочи, а Трабзон, либо из Одессы в Стамбул, но цена перевозки настолько высока, что можно говорить о запретительных пошлинах. Сюда следует добавить и то, что цена на неэтилированный бензин АИ-95 в Турции во время нашего похода составляла 2, а на дизельное топливо – 1,5 USD за литр. Учитывая вышеизложенное очевидно, что вариант заброски на автомобиле вряд ли станет популярен.

Наиболее популярный вариант заброски в северную часть Турции на сегодня – поездом до Сочи, далее паромом до Трабзона, далее автобусом, долмушем (маршрутное такси) или на снятой машине к точке начала сплава. Преимущества этого варианта заброски очевидны – нет никаких проблем с преодолением границы, с количеством груза. Здесь же отметим, что цена за снятую машину в разы превосходит цену на автобус и даже на долмуш, при том, что груз в Турции не оплачивается. С другой стороны есть и недостатки. Во-первых, паром ходит не каждый день и надо заранее узнать дату отправки в порту Сочи, чтобы не куковать сутками на берегу. То есть нельзя выехать из Москвы, например, в пятницу вечером и в воскресенье днем через две – три недели вернуться домой. Во-вторых, стоимость поездки. Для тех, кто не знает, перелет Москва – Сочи – Москва и даже купейный вагон Москва – Сочи – Москва стоит дороже чем перелет Москва – Стамбул – Москва (190 USD) или Москва – Анталья –Москва (210 USD). Добавим сюда стоимость парома от 60 до 75 USD в одну сторону. И это при том, что рейсовый автобус от Стамбула до Самсуна и далее до Трабзона будет идти часов 15 – 18, но обойдется максимум в 30 USD с носа. И, наконец, в-третьих, хорошо планировать уехать из Сочи в середине мая или в ноябре, когда проблем с обратными билетами не существует. Но взять обратный билет из Сочи в конце июня, июле или августе могут только виртуоз по общению билетными кассирами, толстосум, готовый на большую переплату спекулянтам или человек имеющий лапу в руководстве железной дороги размером с ковш шагающего экскаватора. Есть, впрочем, и варианты. Так, широко известный в узких кругах Сергей Лагода предпочитает доезжать до Сочи на личных машинах одногрупников, после чего машины ставятся на прикол на платную стоянку и дожидаются возвращения туристской группы в Россию. Наверно, это самый предпочтительный вариант с точки зрения независимости группы от общественного транспорта на территории России.

И, наконец, самолет. Он необходим всем тем, кто собрался посетить южную часть Турции, а также может использоваться при заброске в северную или центральную часть Турции. О ценах на чартерные авиарейсы уже было сказано выше. Заметим, что чартерные рейсы в Стамбул рассчитаны на челноков. Мы воспользовались рейсом, на котором в Турцию (Стамбул) бесплатно можно перевозить 40 килограмм груза плюс 5 килограмм ручной клади (можно подумать, что кто-то ее будет взвешивать), а обратно 30 килограмм плюс те же самые 5 килограмм ручной клади. Реально туда можно было вывозить 100 килограмм, а обратно действительно 30, поэтому в ручной клади у каждого было килограмм по 10 – 12. От Стамбула или Антальи дальше до большинства крупных городов Турции можно долететь, но этот вид транспорта не пользуется особым спросом ввиду относительной дороговизны. Так, из аэропорта крупного города Кайсери (район Кападокии) в день вылетают 5 – 10 рейсов, причем половина из них – международные (Нидерланды, Германия, Италия, Франция).

Основной вид транспорта в Турции - рейсовые автобусы. Чем автобус дальше едет, тем дешевле стоимость километра пути. Для справки – цена билета на автобус Артвин – Ставмбул (18 – 20 часов в дороге) составляет 1400 рублей на наши деньги, в дороге поят водой бесплатно и раза три за поездку предлагают бесплатно кофе, чай или фанту. Автобус от Эрзурума до Испира стоит около 700 рублей при времени в пути 4 часа. Железные дороги в Турции, кстати, тоже существуют. Но турки не любят ими пользоваться. Поезда идут заметно медленнее, чем автобусы, поскольку все пути в Турции однопутные. Вызывает нарекание и состояние вагонов, и сервис в них.

Теперь об автобусах. Невозможно, как в России, списать расписание автобусов и повесить его на стенку, поскольку в Турции нет единой автобусной кампании не только в стране, но даже и в мелком городке. Так, в Стамбуле, Анкаре на автовокзале вы увидите около 80 компаний, причем у каждой свои цены и свое расписание. Как правило, каждая компания осуществляет перевозки от одного до десяти направлений. Конкуренция между кампаниями довольно слабая, поскольку, как правило, все автобусы отправляются заполненными пассажирами под завязку, да еще в пути подбирают левых пассажиров. Поэтому, за стойкой любой компании вам подскажут номера тех стоек, где работают с нужным вам направлением. Целесообразно обойти все эти стойки и поинтересоваться расписанием и ценой. Следует отметить, что можно сесть и на проходящий автобус, причем без билета, но это будет дороже процентов на 20 – 30. Если Вы находитесь не на автовокзале (по-турецки ОТОГАР), можно воспользоваться услугами многочисленных туристических компаний (не путать с офисами автобусных компаний, где цены такие же, как и на отогаре), которые возьмут вам билет и доставят до автобуса, но это обойдется вам в 30 – 50 процентов от стоимости билета. Некоторые автобусные компании отправляют автобус не с отогара, а прямо от офиса. Например, автобусная компания, обслуживающая маршрут Эрзурум – Испир – Ризе находится в центре Эрзурума около основного офиса крупнейшей автобусной компании Турции МЕТРО. Поскольку основной заработок этой маленькой компании – доставка зимой лыжников из аэропорта Эрзурума до курорта, а также от города, до подъемников, то эта автобусная компания не выходит на междугородний автовокзал со своими автобусами типа нашего ПАЗика, а отправляет автобусы прямо от конторы. В ее услуги, как, впрочем, и в услуги других компаний входят дополнительные бесплатные сервисы. Например, вас могут забрать прямо из отеля на долмуше и доставить к автобусу, либо наоборот, после окончания рейса посадить на долмуш, который доставит вас от отогара до определенного района города. Последнее довольно актуально в ряде городов, поскольку отогар может быть вынесен за город на несколько километров. Однако, есть в проезде на автобусе и отрицательные моменты. Во-первых, будьте готовы к тому, что в автобусе вам будут регулярно доставаться места сзади, то есть наименее удобные. Во-вторых, в автобусе категорически запрещается пить пиво и пользоваться сотовым телефоном. Скорость движения автобуса в среднем составляет 80 километров в час с учетом остановок и заправок. Поэтому, зная расстояние, несложно рассчитать время в пути. Как правило, опоздание автобуса в конечную точку маршрута составляет 1 час на каждые 6 часов пути.

На короткие расстояния, а также по крутым горным дорогам автобусы не ходят, но ходят маршрутные такси (долмуши). Например, до дороге от Испира до Юсуфели ходят только долмуши и такси. Как правило, долмуш это форд-транзит какой-либо модификации. Если долмуш идет по расписанию, то цена места в нем, как правило, невелика. Но если вы нанимаете его самостоятельно то цены будут значительно выше, что, впрочем, не мешает вам торговаться. В частности, долмуш снятый нами для поездки из Трабзона в Сумелу и назад обошелся даже немного дешевле, чем рейсовый долмуш, но мы договорились лишь с четвертой – пятой машиной. Долмуш снятый нами на полдня и сопровождавший нас при прохождении ущелья ниже Юсуфели, а также забросивший наши суда к слиянию Олту и Тортума обошелся группе приблизительно в 800 рублей. Водитель, подвозивший нас от точки конца сплава до отогара в Артвине, не знал, сколько с нас взять, поэтому зашел в автобусную контору и спросил о цене билета на автобус на аналогичное расстояние, после чего взял с нас именно эту плату. Повторюсь, что груз, какой бы он ни был, не оплачивается.

2.4. Замечания к техническому описанию

Местные гиды обычно делят реку на 4 части, ориентируясь не на участки сплава (секции), которым собственно и присваивается категория сложности, а на населенные пункты: Байбурт – Испир (106 километров), Испир – Чамлыкая (28 километров), Чамлыкая – Теккале (44 километра), Теккале – Артвин (81 километр). В иностранных описаниях маршрута характеристики препятствий не приводятся, зато в каждом описании пороги называются по разному и их количество меняется. В частности в американском описании между Испиром и Чамлыкая зафиксированы четыре порога с названиями "Сука", "Алексис", "Династия", "ГвоздикСука". В Турецком варианте порогов уже три "Белые лошади", "Кошмар" и "Министерский". Ниже по реке американцы выделяют порог "Длинная миля", а турки два порога "Лягушачья нога" и "Французская дыра". И лишь порог у поселка Демиркент все называют одинаково "Кинг-Конг". Кстати, это единственный порог, у которого иностранцы приводят ориентир - б ольшой бетонный знак с буквами EIE на шоссе. Непонятно только, для кого этот знак стоит – с реки его не видно.

Сергей Лагода в своем отчете дал более полное описание реки в условиях большой воды. Других доступных отчетов по реке в Москве нет. Отчет уфимцев, завоевавших 3 место на чемпионате России в классе пятерок за сентябрьский сплав по Чороху канул в закрома судейской коллегии и недоступен для простого туриста. Поэтому, как и в отчете Сергея Лагоды, названия порогам даваться не будут (не мы первые проходили, не нам и называть).

Реку можно разбить на 7 участков.

1. Байбурт – Испир. Длина 106 километров при среднем падении 3,5 метра на километр. Река имеет категорию не выше второй, летом слишком мелка для прохождения, весной проходится за 2 – 3 дня, но обычно от Байбурта никто не ходит по причине отсутствия спортивного интереса.
  2. Испир – туннель на дороге Испир – Юсуфели. Длина 7 километров при среднем падении около 8 метров на километр. Расход воды от 20 кубометров в секунду в августе до 300 кубометров в секунду в апреле. Отдельные пороги, перекаты и шиверы 5 категории сложности весной и 4 категории сложности летом.
  3. Туннель – капитальный автомобильный мост через Чорох. Длина 15 километров. Расход воды от 30 кубометров в секунду в августе до 400 кубометров в секунду в апреле. Падение на 10 – 15 метров в каждом пороге, между порогами плесы, позволяющие организовать страховку с берега и воды. Мощнейшие пороги шестой категории сложности весной, пороги 5 категории сложности при одном габаритном непроходе в августе. При меньшей воде количество непроходов возрастет.
  4. Участок от капитального автомобильного моста до Юсуфели. Длина более 50 километров со средним падением около 8 метров на километр. В большую воду хаотичные валы, большие пенные бочки, отдельные пороги 5 – 6 категории сложности. В августе – в основном сплав по перекатам и несложным шиверам. Иногда встречаются крутопадующие пороги до 5 категории сложности включительно.
  5. Юсуфели – впадение реки Олту. Ущелье длиной 7 километров. Падение местами не менее 20 метров на километр. Камни и крупные скалы в русле реки шириной от 20 до 80 метров. Весной несколько участков 6 категории сложности, в августе, при уровне воды на 2,5 метра ниже, чем весной, несколько выраженных порогов пятой категории сложности.
  6. Впадение реки Олту – мост ниже поселка Демиркент. Длина 12 километров падение около 10 метров на километр. Весной до поселка Демиркент мощные отдельные пороги 5 категории сложности. В августе на участке сложных препятствий нет. Перед поселком Демиркент самый мощный порог маршрута. Весной вода здесь поднимается на 8 метров, по сравнению с августом, образуя простой, но очень мощный и опасный порог 6 категории сложности. В августе порог можно оценить 5 категорией сложности.
  7. От поселка Демиркент до Артвина. Длина 44 километра. Река выполаживается, в среднем падение около 4 метров на километр. Река протекает в узком ущелье, а местами в каньоне, за 25 километров до Артвина ущелье расширяется, река успокаивается. В большую воду высокие стоячие валы 4 категории сложности. В августе отдельные перекаты и прижимы, иногда горки, 2 – 3 категория сложности.

Трудно описывать сложность прохождения порогов пятой категории группе, в которой почти каждый участник имеет опыт прохождения нескольких шестерок. В принципе, мы могли бы пройти весь маршрут без просмотров и береговых страховок, но остались бы без фотографий и видеосъемки. Фотографии делались в основном с дороги и описывают скорее общий вид препятствия, а не высоту и мощь валов и бочек. Мощь бочки видна только на последней фотографии.

Пройти Бархал, Тортум и верховья Олту нам не удалось из-за низкой воды. Участок от слияния Олту с Тортумом до слияния Олту с Чорохом мы прошли полностью. Весной на этом участке несколько порогов 5 и 6 категории сложности. В августе практически весь участок представляет собой непрерывный порог, требующий хорошего владения слаломной техникой. Валы несущественные, но количество скал в воде очень велико, следовательно, 5 категория сложности.

Ниже при описании будет в скобках даваться категория препятствий от четвертой до пятой, причем по образу и подобию С.Черника к пятой категории будут относиться подкатегории 4C, 5A, 5B. К более высокой категории 5 C на маршруте можно отнести только габаритный непроход, но мы его не шли из-за высокой вероятности разбить катамаран в первый же день, хотя при несколько большем уровне воды этот непроход безусловно проходим.

Ниже нигде не оговаривается аварийный сход группы с маршрута. Он не требует комментариев, поскольку вдоль реки постоянно идет дорога и сойти можно в любой точке маршрута. Во всех крупных населенных пунктах есть частные врачи и больницы, которые могут оказать помощь в случае необходимость. При желании можно застраховаться, но, если вы скажете, что собираетесь сплавляться по реке, страховка влетит вам в копеечку, в противном случае вам придется доказывать страховой компании, что вы получили травму в безопасном месте, а это проблематично. Посещая объекты, не оборудованные специально для иностранных туристов, помните, то ограды, ступеньки, поручни, лестницы не являются обязательным атрибутом, а если вы свалитесь вниз и свернете шею – ИНШААЛЛА (на все воля Аллаха).

2.5. Техническое описание

6 августа 2005 года.

Мы прилетели в Стамбул около полуночи. Пока получили багаж и оформили визу (стоимость 20 USD), часы пробили полночь, что означало окончание работы метро. От аэропорта до автовокзала на метро можно доехать за полчаса и 25 рублей. Мы же пошли по пути наименьшего сопротивления – договорились с туристским агентством на трансфер группы до автовокзала и на покупку билетов до Анкары на ночной автобус. Мы выиграли время, но переплатили процентов 30 – 40. Деньги тоже пришлось менять в аэропорту, где курс не выгодный, а за обмен берут от 2 до 4 процентов. Лучше деньги менять в банках, где курс примерно одинаковый, а за обмен процентов не берут, но банки вечером и по выходным не работают. В городах, где бывает много туристов, банки организуют меняльные конторы в торговых центрах или на крупных базарах, которые работают с 9 до 12 ночи каждый день. В Анкаре, куда мы прибыли рано утром (Стамбул – Анкара около 6 часов пути на автобусе) мы уже самостоятельно купили билеты до Эрзурума, куда мы прибыли в половине 11 ночи, проведя в пути почти весь день. На Эрзурум из Анкары ходит 4 рейса автобусов одной компании, два рейса второй и, возможно, еще несколько проходящих рейсов прочих кампаний В автобусах не только бесплатно поили обычной холодной водой, но и каждые три часа наливали кофе, причем один раз даже с кексом. В услуги также входит бесплатное спрыскивание рук туалетной водой. Очень освежает.

В Эрзурум прибыли в кромешной темноте и вдвоем отправились искать подходящий отель на одну ночь. Ближайший к отогару отель оказался довольно дорогим, поэтому мы воспользовались услугами путеводителя, где были указаны самые дешевые отели города, и отправились в центр. Пропетляв полчаса, мы обратились к полицейскому, которых тут в изобилии в ночное время. Поняв из нашего объяснения только слова "отель" и его наименование, он вызвал по рации полицейскую машину, которая доставила нас до входа. Договорившись о ночлеге, мы уже не стали копытить мостовую, а просто остановили полицейскую машину и, прикинувшись наивными, просто спросили, как добраться до отогара. Из нашей тирады снова было понято только одно слово "отогар", в результате нас вновь посадили в "бобик", отвезли на автовокзал и на глазах изумленной группы высадили у наших вещей. Далее, после некоторой суеты мы сняли за приемлемую сумму долмуш, который доставил нас к отелю.

7 августа 2005 года.

Утро посвятили осмотру Эрзурума. Посетили крепость, медресе, музей. Очень вовремя нашли лавочку с пивом. Продегустировали и вдвоем отправились искать транспорт на Испир. По пути на отогар мы свернули в центр города и увидели офис автобусной фирмы "М ETRO ", куда зашли на всякий случай и оказалось, что не зря. При слове Испир нам немедленно указали на контору рядом, которая собственно и занимается транспортными перевозками Эрзурум – Испир – Ризе. Мы немедленно приобрели билеты на автобус, который уходил через час (всего 6 рейсов в день), причем автобус сначала заехал к гостинице, забрал всю группу и наши вещи, а потом вернулся к конторе, где забрал остальных пассажиров.

Дорога до Испира горная, автобус тапа нашего ПАЗика преодолел за четыре часа три перевала высотой выше 2000 метров, после чего вышел в долину Чороха. Дорога вдоль Чороха вначале идет высоко над водой, после чего спускается и переходит на левый берег реки. У моста через Чорох нам найти место для стоянки не удалось. Далее с гор спускается дорога, ведущая к побережью черного моря. Здесь нам рекомендовали стапелеваться либо на левом, либо на правом берегу. За время, прошедшее с 1997 года у перекрестка вырос довольно большой поселок на левом берегу. У реки место для стоянки найти сложно – все занято под сады и огороды. На другом берегу реки выстроен туристический комплекс. Возле него несколько десятков автомобилей, владельцы которых приехали на пикник к реке. Стоять там, мягко говоря, неуютно. Едем дальше до Испира. По пути смотрим на реку – сплошные мелкие гребенки.

Перед въездом в город Испир автомост, над которым видны развалины крепости (фото 1). Перед мостом в Чорох впадает правый приток, в устье которого кладбище. По правому берегу реки идет проселочная дорога. Если пройти по ней метров, то в 15 метрах от дороги полянка в обрамлении тополей – прекрасное место для стапеля. На полянке ставим палатки. Воду можно брать из крана в доме у моста. В городе можно купить фрукты, овощи и хлеб. В 300 метрах ниже моста через Чорох у дороги маленькая лавочка, где продается пиво и спиртные напитки.

8 августа 2005 года.

С раннего утра и до обеда собираем катамараны. Вставать легко, поскольку время отличается от Московского на один час причем поясного времени в Турции нет, а время определяется по европейской части страны. То есть когда в Москве 7 утра, в Турции 6 утра и это несмотря на то, что в Грузии, на долготе которой мы находимся – 8 утра. Местное население иногда проходит мимо, но к лагерю никто не подходит. После обеда инициативная группа из пяти человек отправляется вниз по реке – просмотреть первые пороги и понять, насколько сложен будет сплав, поскольку С.Лагода рекомендовал первые пороги проходить с базовым лагерем у правого притока перед тоннелем.

От Испира до тоннеля полтора часа ходьбы по асфальтовой автодороге. Во время просмотра делаем заметки для завтрашнего прохождения. Очевидно, что лоция Лагоды в нашу воду не соответствует действительности, что в общем то и не удивительно, поскольку все берега увешаны тряпками, показывающими уровень воды в половодье, а они на этом участке висят на высоте 1,5 – 2 метра над водой. У тоннеля на старой дороге встртили группу рыбаков, ловивших рыбу с высоты 30 метров, и уже поймавших одну, килограмма на полтора весом. Услышав, что мы из России, свою добычу они немедленно подарили нам.

За тоннелем на левом берегу реки видны остатки заброшенной шахты, а на правом берегу осталась опора от канатной дороги к этой шахте. Ниже у самой дороги остатки более древней шахты.

После того, как мы прошли еще несколько километров и уже собрались поворачивать назад, мы наткнулись на габаритный непроход. По лоции Лагоды никакого непрохода здесь нет. Еще бы, для того, чтобы прыгнуть через камни нам не хватает около полуметра воды, а у него вода была метра на 2 – 2,5 выше. Мы отметили ориентиры непрохода и отправились в обратный путь. Около правого притока разговорились с турком, отдыхающим с семьей в саду. После недолгой беседы он отвез всех нас на своей автомашине в Испир.

9 августа 2005 года.

После раннего подъема мы вышли на воду уже в начале десятого. Гидрокостюмы не нужны, вода теплая.

В 200 метрах ниже лагеря перед мостом через Чорох расположено первое препятствие (4 ) . Река после впадения притока делится на две протоки. Правая протока мелкая и в конце протоки полностью забита камнями, в левой протоке метровые валы. Далее река делает правый поворот. Основная струя идет вдоль левого берега и заканчивается перед вторым мостом метровой бочкой. Под правым берегом слишком много камней для чистого прохода. Ниже второго моста короткий порожек. Чисто можно пройти в правой трети русла. Через сто метров после этого левый поворот реки. На автодороге знак – до Артвина – 157 километров, до Юсуфели – 77 километров, рядом со знаком магазинчик пиво-вино.

Порог все суда проходили по основной струе – сначала вдоль левого берега через бочку (фото 3), затем уход в правую часть русла (фото 4,5). Страховка не выставлялась. Видеосъемка велась с первого моста.

Через 200 метров гребенка пересекает по диагонали всю реку. Требуется угадать какой проход шире и хватит ли в нем воды. Двойка прошла без проблем в узкий проход в центре реки. Четверкам пришлось пару метров проползти по камням в более широких проходах.

Далее 1,5 – 2 километра на реке короткие перекаты и отдельные простые шиверы. Ниже перед выраженным прижимом к левому берегу с правого берега в центр подходит гряда, образуя шиверу (4). Проход с маневрированием в левой трети реки. Прошли сходу.

Далее около 2 километров слабых шивер до автомобильного моста через правый приток. Сам приток грязный, но на правом берегу притока есть источник, к которому ведет тропа. В 50 метрах выше устья можно разбить лагерь.

Через 500 метров после впадения правого притока дорога поднимает над рекой и уходит в тоннель. За 100 метров до тоннеля река образует заводь. На низком берегу видны остатки былых пикников. От реки набитая тропа выводит на дорогу (фото 6). Ниже заводи мощный прижим к левому берегу и река уходит в скальный каньон со спокойным течением и отвесными берегами, поворачивая сначала налево, а затем направо.

За поворотом слева впадает ручей, высоко над водой видно отверстие заброшенной не так давно шахты. Боле старая шахта расположена на правом берегу сразу за тоннелем. Сразу за поворотом реки начинается трехступенчатый порог (5 A). В первой ступени камни образуют горку, заканчивающуюся прижимом к левому берегу. Проход возможен по центру реки с огибанием большого надводного камня в начале порога справа или слева с последующим уходом от прижима. Вторая ступень начинается через 60 метров после первой. Большая часть русла перегорожена камнями, оставляющими узкий проход у правого берега, после чего требуется уйти в центр. Третья ступень следует через 30 метров после второй и представляет собой горку с относительно чистым быстротоком с метровыми валами в центре русла.

Порог проходили поочередно, организовав фото- и видео- съемку с правого берега. На всякий случай ниже второй ступени поставили страховку спасконцом.

Все экипажи прошли препятствие одинаково, разойдясь только при заходе в первую ступень. Одна из четверок обогнула первый камень слева (фото 7), а остальные суда – справа. Далее все шли по намеченной линии движения (фото 8, 9). Прохождение проблем не вызвало.

Через 200 метров остров. В протоках короткий пятидесятиметровый порог с трехметровым метровым перепадом воды. Правая протока засорена камнями, но падение равномерное а проходы достаточны по ширине для катамарана. Вход в левую протоку забит камнями, далее в левой протоке быстроток, ведущий в прижим к камню у левого берега, ниже которого крутой метровый слив (4).

Экипажам не захотелось лезть в левую протоку. Да, проход слева более красив, но удастся ли преодолеть камни на заходе в левую протоку, еще вопрос, а в правой очевидный простой проход. Все прошли сначала у самого правого берега, а дальше по центру правой протоки.

Через 250 метров после предыдущего порога – трехступенчатый порог (5 B ). В первой ступени Z -образная горка приводит в сильнейший прижим к левому берегу. Вторая ступень находится в узости между больших камней. Ширина реки еще больше сужается обливным камнем, лежащим у правого берега. В узости полутораметровый слив с бочкой. Третья ступень разделена со второй шиверой. В третьей ступени крутой двухступенчатый слив. Сначала надводные камни перекрывают правую половину русла. Подводная часть этой гряды образует крутой слив, язык которого упирается в полуобливную скалу в центре, за которой следует вторая ступень слива. Прохода справа здесь нет – вся вода уходит в узкий проход под нависающую скалу у правого берега. Слева проход через пенную яму. Порог заканчивается 50-метровой шиверой с более чистым проходом под правым берегом.

Это самое сложное место верхней части реки. Береговую страховку поставили ниже второй ступени, после чего поочередно проходили препятствие. Двойка, идущая первой испытала проблемы только с прижимом к левому берегу на заходе. Судно практически сбросило в прижим и экипажу с трудом удалось выбраться из неприятной ситуации. Далее проблем не было, так как перед каждой ступенью было достаточное расстояние для захода в нее по оптимальной линии движения. Одна из четверок также прошла препятствие без особых проблем (фото 10), вовремя подрезав прижим на заходе. Капитан второй четверки вошел в первый слив второй ступени строго носом, а не полулагом, как это делали суда до него. В результате катамаран не успел уйти влево перед вторым сливом и был вывален на полубливной камень серединой, причем капитан завис над водой на полутораметровой высоте. После того, как капитан перебежал по судну на нос, экипажу удалось снять судно с постамента. На этом прохождение было закончено.

В 500 метрах ниже порога завал (5С). При воде выше нашей на метр, а есть все основания считать, что при паводке вода поднимается не менее чем на 2 – 2,5 метра, этот порог будет безусловно проходим. Гряда камней на входе полностью перегородила реку. Проходы в гряде не шире метра, да и те ведут на камни второй гряды, что делает прохождение завала в нашу воду очень рискованным в первую очередь для судов. Высота слива с первой гряды выше полутора метров, перепад воды на второй гряде несколько меньше. Теоретически можно было бы попытаться прыгнуть в левой трети русла, но один баллон в этом случае пошел бы по обливняку, а второй через сухой камень, причем сразу после прыжка пришлось бы делать очень резкий маневр с уходом от крупной надводной скалы, что проблематично. В результате решили поберечь суда и обнести 50 метров (фото 11,12).

Пока суда разгружались, обносились и загружались вновь, руководитель поймал подвернувшуюся очень кстати попутку и доехал на ней до автомобильного моста, просмотрев на обратном пути оставшиеся препятствия третьего участка.

Следующее препятствие через 200 метров ниже непрохода. Перед левым притоком над рекой навесной пешеходный мост, под ним порог (5А). Река перегорожена двумя грядами камней. В первой гряде проходы в центре русла под мостом. Вторая гряда практически полностью перегородила течение, оставив проход ближе к левому берегу. В проходе метровый водопадный слив с жесткой бочкой, после которого еще метров 70 крутопадающей шиверы. Проходы чище в левой трети реки.

Проходили единственно возможным путем через водопадный слив, а дальше ближе к левому берегу (фото 13).

Ниже горы немного расходятся, река становится заметно шире. Через 300 метров крутой мелкий перекат, более глубокий у левого берега, за ним хорошее место стоянки на правом берегу. Воду можно взять на дороге из крана у подвесного моста.

В 500 метрах ниже стоянки в русле появляются крупные камни – это ориентир следующего порога (5А). Река справа и слева забита камнями. Единственный чистый проход требует маневра в центре реки. Проход заканчивается метровым водопадным сливом. Непосредственно в нижнем бьефе левой половины слива лежит камень, едва прикрытый водой, за ним стоит скала. Вода за сливом бьет в камень и скатывается вправо в пенный котел. Прыгнуть в котел – единственный вариант прохождения порога. За котлом количество камней несколько уменьшается, но чистый проход по-прежнему требует интенсивной работы в центре русла.

Проходили поочередно по единственно возможной линии. В сливе довольно основательно притопило двойку (фото 14), погнув АМГ-шную продолину рамы. Четверки прошли без проблем (фото 15).

От порога около 500 метров сплава до автомобильного моста. На мосту – магазинчик. При желании можно купить фрукты и хлеб.

У моста зачалились, купили два арбуза, хлеба и устроили обед, отметив таким образом прохождение второго и третьего участков реки.

До следующего автомобильного моста на реке простые шиверки и перекаты. Под мостом мощная крутая трехсотметровая шивера с полутораметровыми сливами (5А).

Препятствие проходили, страхуя друг друга с воды. Двойка проходила шиверу ближе к правому берегу, маневрируя по наиболее пологим сливам, четверки по центру, по основной струе. Ниже шиверы остановились на левом берегу и стали искать место для ночлега. По левому берегу вдоль воды идет дамба, а за ней проселочная дорога. На левом берегу сильно разбросанное вдоль дороги село. От дома до дома больше сотни метров. Место для ночлега можно найти и в пределах самого села – есть достаточно полянок в обрамлении грецкого ореха, но мы ушли на самый край террасы левого берега, встав там, где огороды заканчивались на выкошенной площадке около реки. До ближайшего дома отсюда метров триста, а у уреза воды либо родничок, либо просто фильтрующаяся через камни вода, достаточно чистая для питья. Здесь и решили остановиться.

Через 500 метров после моста очень мощная и крутая стометровая горка по крупным камням (4С) , после которой перекат послабее. Далее 3 – 4 шиверы до места нашей стоянки.

Проходили по основной струе.

10 августа 2005 года.

Сплав начали по простым шиверам. Через 25 минут сплава явственно ощущается подпор реки, течение практически останавливается. Река перегорожена селевым выносом с левого берега. В промытый проход под правым берегом снесены зеленые кусты, что позволяет сделать вывод о недавнем происхождении препятствия. Проход напоминает реку подмосковную Каширку в половодье, то есть для каяка проход нормальный, а катамаран неминуемо повиснет на кустах и корнях деревьев. Обнос по конусу выноса 50 метров.

Через 300 метров после первого селевого выноса следующий ручей образовал еще один селевой вынос, а еще через 300 метров – третий вынос. Второй и третий выносы промыты более основательно, в обоих случаях есть проход ближе к левому берегу. Второй вынос просматриваем, а третий проходим сходу.

Через 200 метров после третьего селевого выноса река сначала плавно поворачивает налево, а затем резко направо. На правом повороте сильнейший прижим к левому берегу. Сразу за прижимом видно село, в нем порог (4С) со сложной линией движения длиной около 300 метров.

Перед левым поворотом зачалились, и просмотрели препятствие, поскольку с воды не видно, есть проход вправо или река полностью перегорожена скалами, чего можно ожидать после прохождения свежих селевых выносов. Просмотр показал оптимальную линию движения в пороге – в правой трети реки, маневрируя между крупными камнями. Прохождение трудностей не вызвало.

Далее около километра сплава по относительно спокойной воде. Впереди виден мост с трансформаторной будкой, река разбивается на две протоки. Под мостом лучше идти левой протокой. За мостом начинается километровая многоступенчатая шивера. Линия движения – по основной струе. После шиверы еще около километра перекатов и впереди веден автомобильный мост, по которому основная дорога переходит на левый берег, за ним сразу подвесной мост и знак – до Юсуфели 50 километров, до Артвина - 130. За мостом начинается двухступенчатый порог (4) . Прохождение по основной струе. Ниже порога в реку слева впадает ручей молочно-белого цвета, за ним с правого берега впадает приток покрупнее и на правом берегу видны дома.

Прошли участок без проблем. У моста с транформаторной будкой иностранные лоции рекомендуют устраивать ночлег. Мы не нашли ни одного подходящего места. Видимо интернетовские описания безнадежно устарели.

До следующего автомоста с водомерным постом синего цвета около двух километров сплава, а еще через полтора часа сплава порог на селевом выносе длиной 250 метров с маневрированием между камней и крутыми полутораметровыми сливами (5А).

Порог проходили сходу, держась в правой половине реки, где селевой вынос промыт лучше.

Через полтора километра через реку переброшен бетонный автомобильный мост, по которому основная дорога вновь переходит на правый берег, а еще через километр полуразрушенный архаичный деревянный мост. На холме на правом берегу видны остатки сторожевой башни (фото 2). Слева есть неплохое место для стоянки, но непонятно, как быть с питьевой водой. Еще через километр видна еще одна крепость на правом берегу (фото 16). В русле появляются крупные камни, чуствуется небольшой подпор воды, на левом берегу опора от разрушенного подвесного моста. Это ориентир порог (4С) , с большим количеством вариантов прохода.

Каждый экипаж прошел порог по своему. Двойка после захода в левой половине реки ушла под правый берег и прошла до конца порога там (фото 18). Первая четверка после захода слева обогнула первые камни препятствия, после чего ушла в центр (фото 19). Вторая четверка прошла весь порог под левым берегом с телемарком в середине порога. В общем, размялись и развлеклись.

День клонился к вечеру, а солнце полностью закрыли тучи. Дальнейший сплав проходил по относительно спокойной реке с перечалками к правому и левому берегам и поиском места стоянки с питьевой водой. Неплохое место для стоянки находится в 15 минутах сплава от порога на левом берегу в устье пересохшего горного потока перед небольшим селом. У воды довольно ровная песчаная площадка с сухостоем и плавником, довольно крутой выход к домам, где можно взять питьевую воду. Пока проводилась разведка, стал дуть сильный порывистый ветер и разразился ливень. Группа спряталась под раскидистое дерево грецкого ореха и занялась яблоками и виноградом, принесенными разведчиками. Через 20 минут ливень стих и постепенно прекратился. Место для стоянки решили поискать получше.

В 5 минутах сплава от предыдущего места на правом берегу видна широкая каньонообразная промоина склона и одинокий дом на крутом берегу. В пяти метрах над водой ровная песчаная терраса, поросшая кустарником. На ней мы разбили свой лагерь. Зачалиться надо в устье промоины. Между кустами, которые идеально защищают от порывов ветра, достаточно места для установки палаток. Воду можно взять из источника, который расположен у автомобильной дороги. Труба проведена к бассейну у дома, который заполнен чистой питьевой водой. К автомобильной дороге можно подняться по дну промоины. По берегам промоины сад в котором растут яблоки, виноград, айва, орехи и кизил.

11 августа 2005 года.

Утром сплав был продолжен. Через 15 минут сплава после стоянки автомобильный мост, за ним на правом повороте порог (5А). Левый берег отвесный, к нему довольно ощутимый прижим, у правого берега россыпь крупных надводных и обливных камней.

Порог проходили без просмотра в правой части русла, уходя по воротам от прижима к левому берегу.

Через 40 минут сплава в русле появляются крупные камни. Это ориентир длинного порога (5А). Порог образован несколькими грядами камней, через которые переливается вода. В середине порога над рекой перекинут низкий пешеходный мостик.

Порог проходили без просмотра по основной струе. Высота мостика оказалась достаточной для прохождения. При более высокой воде может понадобиться проводка или обнос.

Через 20 минут сплава на правом повороте остров. В обоих протоках стометровые пороги – перкаты (4С) с большим количеством обливных камней и валами.

Проходили без просмотра по основной струе, идущей по правой протоке.

Ниже острова, через 10 минут сплава через реку перекинут подвесной мост, а еще через 20 минут на левом берегу видны остатки крепости (фото 17) и еще один подвесной мост. Отсюда около часа сплава до села Теккале, которое расположено на крутом левом берегу в 100 метрах над водой. К реке спускаются только сады. В конце села на скале левого берега видны остатки большой крепости (фото 21). Здесь хорошие места для ночлега. Лагерь можно стоять либо на правом берегу напротив села на террасе в 20 метрах над водой (мост на левый берег в километре ниже), либо у воды в конце села, практически под крепостью.

Вероятно, можно выйти на дорогу и в начале села, этот выход не очевиден. Мы остановились в конце села. Здесь выход на дорогу даже несколько положе, чем в начале и середине села, но все равно достаточно крут и проходит по тропинке с искусственными ступеньками и деревянными лестницами. До центра села от наших катамаранов (после выхода на дорогу) около полукилометра. В центре села расположена туристическая фирма, где можно переночевать, заказать коммерческий рафтинг и автомобиль. Сразу за фирмой перекресток, откуда уходит дорога в Дорткилисе (Четыре церкви) – одну из основных местных достопримечательностей, внесенных во все путеводители по Качкарским горам. Не посетить это место будучи здесь, по крайней мере не разумно.

До Дорткилисе от Теккале 7 километров по асфальтированной крутой горной дороге с набором высоты 500 метров. Основное здание - грузинская церковь 11 века находится метров на 30 выше дороги и к нему ведет набитая тропа (фото 20). Остальные монастырские постройки расположены рядом с основным храмом. В храме остатки росписи и резьбы по камню. Выше Дорткилисе есть еще одна церковь, к которой ведет пятикилометровая тропа и набор еще 500 метров по вертикали. Но особого желания лезть туда мы не испытали – слишком большой набор высоты по крутой тропе, да еще на солнцепеке. Прогулка в Дорткилисе заняла у нас половину дня.

От Теккале до Юсуфели 7 километров по дороге. Ниже Теккале через реку перекинуты два моста. Один - в километре ниже Теккале, второй – в двух километрах ниже села. От второго моста до Юсуфели, а точнее до впадения левого притока Бархал 45 минут сплава.

Зачалились сразу за впадением Бархала и сразу стало ясно, что по Бархалу мы сплавляться не будем. Вода чистая, прозрачная, но ее слишком мало даже для сплава на каяке. После зачалки инициативная группа отправилась на разведку места ночлега. По рекомендации С.Лагоды мы прочесали поселок Ахалт, не обнаружив там никаких гостиниц или кемпингов. Гостиницы, как выяснилось потом, расположены либо в центре Юсуфели, либо в дальнем конце города, выше по Бархалу. Однако, возвращаясь к месту зачалки, во дворе дома у дороги мы обнаружили сушащийся рафт и целый склад каяков и водного снаряжения. После беседы с хозяином дома мы поняли, что сын хозяина работает в конторе по катанию на рафтах и каяках, причем в отличие от хозяина дома он очень прилично говорит по-английски.

Выяснилось, что сына зовут Некметтин Кошкун (Necmettin Coskun) и он действительно работает гидом. Обучался он на южном побережье, катая туристов из Анталии и прилежащих районов, а сейчас женился и перебрался в родные места. Он сказал, что стоять мы вполне можем в саду, а точнее в тополевых посадках прямо у слияния рек. Место там грязноватое, поскольку находится прямо в городе, а приходящие сюда скушать арбуз – другой турки не очень любят убирать за собой. Тем не менее, большого выбора у нас не было. Мы несколько убрали мусор и сделали из лежащих рядом досок вполне приемлемое место для проведения ужина.

Центр города расположен в двухстах метрах от места стоянки. Здесь же и достаточно много магазинов, где мы купили фрукты, овощи, хлеб, айран и пиво. Вечером мы принимали гостей – гида и его брата. Были песни под гитару и расспросы о порогах и достопримечательностях в районе Юсуфели, заливаемые индийским чаем и спиртом от Брынцалова. От костра разошлись уже под утро.

12 августа 2005 года.

Поскольку разведка Бархала оказалась излишней, решено было устроить радиальный выход в горы. Можно было доехать и до поселка Сарыгель и выше от центральной площади, откуда отправляются долмуши но в результате просто пошли пешком в ближайшей крепости, расположенной в пяти километрах выше по Бархалу. Путь пролегает по проселочной дороге по правому берегу Бархала и идет сначала по пригородам (фото 22), где расположены туристические отели с наваленными во дворах рафтами и каяками, а далее идет между полей и садов. Дорога обрамлена зарослями спелой крупной ежевики, что существенно снизило темп движения.

Крепость расположена на отвесной скале (фото 23), но кажется, что к ней можно подняться. Рядом с крепостью есть автомобильный мост через Бархал, а выше моста в Бархал впадает правый приток. Мы прошли вверх по притоку еще около километра, пытаясь найти путь подъема в крепость. Дальше пути группы разделились – часть отправилась дальше по притоку просто в горы, а часть вернулась назад по автомобильной дороге по левому берегу Бархала и вышла на просмотр порогов Чороха до впадения Олту.

Просмотр реки оказался прост, поскольку, как и в случае с верхним участком, все препятствия хорошо видны с дороги. В результате просмотра выяснилось, что в устье Олту воды достаточно для сплава, а поскольку на участке от впадения Тортума в Олту до устья Олту притоков нет, то минимальная точка, откуда можно сплавляться – слияние Тортума и Олту. Одновременно стало ясно, что очень сложных порогов на просмотренном участке нет – все можно идти сходу. Кроме этого нам показалось, что на автозаправке у моста нас готовы принять на ночлег, как это было у С.Лагоды.

Остальные члены группы в это время, насмотревшись на местных мальчишек, купили пару рыболовных наборов и забросили закидушки, нанизав на крючки кусочки сыра. К ужину мы имели несколько рыбок.

Вечером местный гид нам рассказал, что раньше подняться в крепость можно было по тропинке, а потом по мосту, перекинутому через расщелину горы. Однако, лет двести тому назад случилось землетрясение, которое разрушило мост. Тропинка заросла и смылась весенними ливнями, а крепость теперь можно подняться только в полном альпинистском снаряжении с крючьями и веревками.

12 августа 2005 года.

С утра снова встретились с гидом и еще раз предложили ему занять место в катамаране, попробовать, каково оно стоять на коленях. На всякий случай он отказался, но предложил нанять долмуш, который сопровождал бы нашу группу до моста, перевозя наши вещи и фото- кино- оператора, а после этого закинул бы нас до слияния Тортума и Олту. Мы, естественно, с радостью согласились. Машина одновременно решала и вопрос заброски на Олту и избавляла от необходимости тратить время на организацию фотосъемки. Все пороги в этот день страховали только с воды. После каждого порога катамараны собирались и капитанам выдавались ценные указания по прохождению следующего препятствия на основании вчерашнего просмотра.

За Ахалтом река входит в ущелье. С правого берега водопадом впадает ручей у которого можно зачалиться перед началом прохождения участка. Это ориентир первого препятствия длиной 300 метров (5А). В русле обливные камни и пенные ямы за ними Проход сначала по центру, затем под правым берегом у скалы (фото 24).

Проходили, как намечено, с интервалом 50 – 100 метров. Прижим к скале правого берега обходится достаточно просто.

Через 300 метров на правом повороте порог (5А). Реку перегораживает несколько гряд камней. Между камнями достаточно широкие проходы с полутораметровыми крутыми сливами.

Проходили по центру реки (фото 25) по сливам с минимальным маневрированием для того, чтобы показать гиду, наблюдавшему за нами из машины, возможности катамаранов.

Через 300 метров перед правым поворотом в русле насыпана дамба. Горка, в центре валы до полутора метров, в конце дорожки валов полутораметровая бочка, за ней сто метров шиверы. Проход по основной струе (фото 26,27).

После правого поворота впереди видно село, в русле камни – ориентир следующего четырехступенчатого порога (4С) тянущегося около полукилометра. Первая ступень начинается перед селом (фото 28,30). В русле много камней, валы. Проход из-под правого берега в центр. Ниже первой ступени с правого берега впадает ручей. За ним – вторая ступень. По всей ширине реки бочки и обливные камни. Чище проход слева. После короткого быстротока третья ступень – шивера с узкими проходами (фото 29). Шире проходы в центре русла. Четвертая ступень начинается за правым поворотом – в центре русла валы. Проход сначала у левого берега, далее по центру.

Весной этот порог один из самых опасных на участке. Все ступени сливаются в одну, подводные камни образуют мощные хаотические валы. В нашу воду двойка объехала практически все, не замочив верх катамарана, четверки шли по основным валам, легко пробивая их.

Следующее препятствие расположено за подвесным мостиком. Короткий крутопадующий порог (4С). Чище под левым берегом, но в конце порога на него идет навал струи, в центре русла метровые валы и бочки, у правого берега россыпь камней. Можно идти в левой трети, но нужен четкий заход в несколько ворот между камнями.

Двойка прошла порог слева, четверки, не желая напрягаться продавили валы и бочке в центре русла.

Через триста метров с правого берега впадает ручей. За ним на прямом участке расположен порог (5 A ). В русле большие камни образуют несколько гряд с мощными бочками. У левого берега проход в нашу воду перекрыт полностью. Проход через бочки в правой трети реки, а затем под правый берег, уходя от прижима к скале.

Очень приятный порог, позволяющий продемонстрировать наблюдателям технику гребли на ката маране. Двойка прошла, зацепив одну бочку, после чего стала в улов за большую скалу в центре русла. Четверки также без особых проблем прошли порог ближе к правому берегу.

В этом месте легко представить паводковый подъем воды. В хороший паводок струя перехлестывает через скалу в центре, делая ее полуобливной (фото 31).

Далее до автомоста слабые шиверы. Перед мостом довольно сильный навал на левый берег. Перед мостом, а лучше сразу за ним можно причалить к правому берегу и вынести катамараны на дорогу. Выход на дорогу на левый берег Чороха гораздо хуже.

Вот здесь то и выяснилось, что вчера нас, мягко говоря, дезориентировали. Стоять на автозаправке действительно можно, только негде. Часть левого берега Чороха засыпана землей и на ней посажен сад, который отделен от берега трехметровой стеной. На берегу под садом стоять неприятно – сюда сбрасывается весь мусор с заправки и сливается канализация. Второй этаж здания у автозаправки разгромлен и ночлежка, которая там была, приказала долго жить. К сожалению, никто на заправке не владеет английским вообще и, при адресованном к ним вопросе иностранца, они просто соглашаются. В конце концов, с помощью гида удалось выяснить, что стоянка есть несколько ниже по течению реки, а воду можно брать на заправке.

Не разгружая долмуш, поехали вниз по Чороху. Стоянку действительно нашли километрах в трех ниже заправки на правом берегу рек и тени нескольких инжиров. Место на песочке, но ровное и с дровами никаких проблем. Маленький ручеек с чистой водой капает на дорогу со скал напротив этого места. Здесь мы разгрузили долмуш, спустили вещи к реке в тень кустов и оставили там с вещами одного человека, после чего вернулись к мосту и загрузили на долмуш четверку.

Переезд до моста через Тортум занял не много времени. Дорога все время идет над рекой, что позволяет довольно полно просмотреть реку. Мы не нашли на реке ни одного габаритного непрохода и ни одного слишком сложного участка. Река чем-то напоминает Улуг-О в районе Рижского каскада или верхний участок Шавлы, с которого убрали все завалы. У моста через Тортум мы остановились, поскольку ехать куда-либо дальше просто бессмысленно. Немного ниже моста сливались 6 – 7 кубометров в секунду кристально чистой воды Тортума с 12 – 15 кубометрами в секунду грязнухи Олту, еще более грязной, чем Чорох. Сплав по Тортуму невозможен ввиду маловодности. Сплав по Олту от следующего крупного правого притока мало спортивен, а выше притока невозможен в силу маловодности. Долмуш вновь отправилчя к мосту через Чорох, откуда привез два катамарана (фото 32) и оставшуюся часть группы. На мосту через Чорох мы расстались с гидом, поблагодарив его за содействие (фото 33).

Перед мостом через Тортум на левом берегу реки есть хороший сход к воде и место для катамаранов у воды. Отсюда примерно метров сто до слияния Тортума и Олту. Последний раз умываемся чистой водой из Тортума и начинаем сплав по Олту.

От острова после впадения Тортума до искусственно выложенной стенки на левом берегу Олту тянется сплошной пятикилометровый порог (5 A ). При падении реки около 15 метров на километр в русле масса камней. Проход, как правило, однозначен, поскольку расход воды позволяет сплавляться на катамаранах на пределе.

Первой шла двойка, чтобы в случае непрохода успеть уйти от него и отсигналить четверкам. Ввиду отсутствия каких-либо ориентиров и характерных участков, фотосъемку не производили. Река пробивается через каменное сито. Требуется постоянная работа экипажа для того, чтобы избежать навала на торчащие в изобилии камни и не попасть в очередной прижим. Линия движения – по основной струе. Четверки повторяли линию движения двойки с большим или меньшим успехом. Меньший – это когда четверка наезжала таки на обливной камень, или когда весла гребцов клинило в камнях. Результат прохождения – минус одно весло на четверке.

В 200 метрах ниже стенки короткий бурный порожек (4С) , после чего километр сплава по спокойной воде. Затем еще один короткий порог (4С) на левом повороте реки с прижимом. За поворотом ущелье, а точнее каньон, несколько расширяется, река становится шире.

За 700 метров до впадения Олту в Чорох в русле вновь появляется большое количество камней. От этого места и практически до устья Олту тянется шивера (4С).

Все перечисленные выше препятствия экипажи проходили по основной струе. При подходе к Чороху вверх по реке задул ветер, причем временами настолько сильный, что останавливал в шивере не только двойку, но и четверки. В устье Олту зачалились и заполнили все наличные емкости водой на автозаправке.

При выходе на Чорох, ветер только усилился. Если более тяжелые четверки в четыре весла еще могли сплавляться вниз по реке к оставленным вещам, то двойку просто забило ветром вверх по плесу и зажало в конце слабой шиверы. Каждый последующий плесовый участок двойка проходила на пределе силы гребцов. Трехкилометровый сплав от моста до места стоянки занял не менее полутора часов.

После установки лагеря вся наличная питьевая вода была вылита в каны, а на запрвку отправилась экспедиция за второй заправкой воды в пустые емкости. Этого хватило и на ужин и на завтрак.

14 августа 2005 года.

Сплав продолжился по отдельным простым шиверам и плесам. Дорога переходит на правый берег Чороха и часа через полтора сплава от места стоянки поднимается над рекой метров на пятьдесят. Впереди пологий правый поворот, левый берег – отвесная скала. Это ориентир порога "Кинг-Конг" в иностранной транскрипции – самого опасного порога на Чорохе. Ориентир, который приводится в иностранных описаниях маршрута - б ольшой бетонный знак с буквами EIE виден только с шоссе над рекой. В нашу воду можно пройти по правому берегу до ключевого места порога, но для того, чтобы осмотреть весь порог, необходимо выйти на шоссе. Выход на шоссе с берега не прост, поскольку берег довольно крутой (от 30 до 60 градусов) и сложен из конгломерата в перемешку с мелкими осыпями. Подъем судов, в случае обноса порога весной по мокрому грунту, будет чрезвычайно сложен. За порогом более-менее хорошее место спуска с дороги у садов Демиркента, но самое лучшее место – в километре ниже порога у следующего моста через Чорох.

Порог "Кинг-Конг" (5В) имеет протяженность 300 метров. В нашу воду на зазоде в порог лежат несколько камней, после чего резко возрастает падение реки и река сужается скалами до 10 метров. Русло перегорожено скалой, уходящей от левого берега к правому. У левого берега скала сухая, в центре с нее падает двухметровый водопадный слив, ближе к правому берегу слив положе. За этой скалой у правого берега лежит подводная скала, за которой образуется мощная полутораметровая бочка. Самое непрятное место в центре струи между двух скал – здесь вода образует воронку, натыкаясь после водопадного слива на подводную скалу и уходя вниз под нее. Под самым правым берегом вода, сливающаяся с первой скалы, переливается через вторую, образуя трек длиной метров 6 и шириной чуть более двух метров. На треке стоят два метровых вала. Заход на трек осложнен надводным береговым камнем у правого берега. Ниже трека бой с подушкой в правую береговую скалу. Ниже описанного ключевого места в русле последовательно стоят две полутораметовых бочки, ниже которых река делится на две части огромной скалой. Основная часть воды идет справа от скалы через каменистый перекат с метровыми пенными ямами. Слева от скалы русло забито камнями. Ниже переката несильный прижим к левому берегу и двухсотметровый плес до села Демиркент.

Экипаж двойки просмотрел порог снизу, остальные экипажи сразу выбрались на дорогу и смотрели порог сверху. Первым порог прошла двойка. Ключевое место экипаж прошел по треку, обойдя все бочки на заходе, далее – по подушке в прижиме и влево (фото 34), обойдя две бочки в струе, после чего, непосредственно перед скалой вновь вправо, уходя в наиболее глубокое место переката (фото 35). Первая четверка практически повторила прохождение двойки, но полностью уйти под правый берег не успела и одним баллоном прошла через бочку за второй подводной скалой. Здесь ее развернуло и она кормой вперед преодолела две последовательные бочки в струе, после чего снова развернулась и вошла на перекат носом. Капитан второй четверки решил действовать по-простому и направил катамаран в центр струи (фото 36). После слива с первой скалы левый баллон катамарана попал в воронку. Катамаран заметно тормознуло (фото 37). Не смотря на внушительный объем носового и центрального наплыва, левый передний гребец полностью ушел под воду, а вместе с ним и половина левого баллона. Каматаран всплыл и продолжил сплав. Видимо в этом месте динамический удар по наплыву был настолько силен, что баллон из серебрянки (новый, не гнилой) не выдержал удара и надорвался не по шву, а прямо по материи. В следующие две бочки катамаран вошел без скорости. В каждой бочке катамаран подержало. Носовые наплывы получили новые удары. В результате, ниже порога баллон в левом носовом наплыве был полностью разорван. Так как ниже по реке не ожидалось неординарных порогов, наплыв решили клеить уже в Москве, не тратя время на маршруте на ремонтные работы.

Далее, перед следующим мостом река поворачивает налево и входит в каньон высотой метров двадцать, тянущийся до моста через Чорох. В нашу воду река практически спокойна, но весной на этом месте валы без проблем положили двойку из группы С.Лагоды. Сразу за мостом пологий выход на дорогу.

По мосту дорога переходит левый берег и, судя по топографической карте, уходит от реки. Это, конечно, оказалось полной ерундой. Дорога, как и выше, шла вдоль реки. Между дорогой и рекой тянутся заросли дикого инжира, вполне поспевшего в наше время. Река все больше успокаивается. Основные препятствия, если это можно так назвать, быстротоки и отдельные горки с прижимами там, где река входит в скальные коридоры. Места довольно красивые, но категорировать их рука не поднимается, все слишком просто.

Ближе к вечеру начинает задувать ветер. Помня вчерашний день, начинаем готовиться к ночлегу. Несколько раз зачаливаемся к левому берегу берегу и ищем подходящее место. Наконец находим ровную песчаную площадку метра на полтора выше уреза воды. В трехстах метрах от места стоянки, выше по течению на дороге кран с питьевой водой. Опять никаких проблем с дровами. Дров хватает на ужин, на посидеть до полуночи у костра и попить чаю, и остается на завтрак.

15 августа 2005 года.

Последний день на реке. Течение окончательно успокаивается, река выходит из каньона в более широкую долину. Далее сплав не интересен, а во второй половине дня, если поднимется ветер, то идти будет чрезвычайно тяжело. В то же дорога проходит рядом. Собираем и сушим катамараны и пакуем рюкзаки. Практически сразу после выхода на дорогу ловим пустой долмуш, который соглашается довезти нас до отогара в городе Артвин.

Незадолго до Артвина дорога уходит вправо от реки по притоку, долго петляет, поднимаясь высоко в горы, после чего вновь выводит к Чороху. Берега Чороха перед Артвином зачищена на высоту метров 200, что говорит о намерении перекрыть здесь реку. Далее дорога спускается к мосту, пересекает Чорох и уходит вверх к отогару, который расположен метров триста над рекой. То-то было бы весело подниматься сюда на глазах изумленных зрителей по узкой, забитой машинами дороге на солнцепеке с нашими непомерными рюкзаками. В волнении от не свершившегося восхождения мы прибываем на отогар, расплачиваемся с водителем и выясняем нашу дальнейшую судьбу. Шестеро участников похода покупают билеты на прямой автобус до Истамбула, который уходит в районе четырех часов вечера, остальные пятеро приобретают билеты до Трабзона. На прощанье сдвигаем бокалы – кто пива, кто айрана – купленных здесь же на отогаре.

Последующие дни и культурная программа.

Шестерка участников, уехавших в Истамбул, проводит два дня в районе Султан Ахмет. Первый день они тратят на осмотр достопримечательностей и прогулку – шопинг по этому району, чем – то напоминающему Черкизовский рынок, разросшийся до города районного масштаба. Второй день полностью посвящают отдыху, уехав на кораблике на остров в Мраморном море, где чистая вода и нормальные пляжи.

Пятерка, приехавшая в Турцию на три недели за оставшееся время успевает проехать по маршруту Трабзон – Сумела – Сивас –Дивреджи – Сивас – Кайсери – Гереме – Деринкую – Невшехир – Кайсери (здесь берется на прокат машина) – Ургюп – Ихлара – Егирдир – Хиераполис – Памуккале – Афродисиас – Кушадасы – Приена – Милет – Дидим – Эфес – Сардос – Бергама –Асклепион – Троя – Чанаккале – Бурса – Изник – Сафранболу – Хаттушаш – Кайсери (автомобиль сдается) – Стамбул. Плюс сюда полтора дня в Стамбуле с осмотром все того же Султан Ахмета, прожиганием последнего червонца на Самбульских базарах и в локартах, а также купанием в мраморном море непосредственно в самом Стамбуле. На снятой машине мы проехали 3400 километров, а с учетом автобусов общий пробег по Турции зашкаливает за 6000 километров. Если есть горно-водные и пеше-водные маршруты, то наш маршрут следует считать авто-водным.

2.6. Выводы и рекомендации
  1. Маршрут соответствует заявленной пятой категории сложности и пройден группой в новом для всех участников районе полностью. В отличие от других Турецких рек, маршрут полноценен и по препятствиям, и по протяженности, причем может проходиться не только в паводок, но и в межень.
  2. Доказана возможность прохождения реки Олту от впадения Тортума до устья в августе, то есть не в паводок.
  3. Однозначно определена непроходимость на катамаранах летом остальных притоков Чороха. Сплав по притокам летом возможен только на пластиковых каяках, но вряд ли интересен, ввиду маловодности.
  4. Группа может выбрать, Чорох какой категории она желает пройти. Если проходить маршрут в апреле – мае, то это безусловная шестерка, проходимая на больших судах, в конце мая – июне – это пятерка, возможно с отдельными элементами шестой, проходимая на любых судах, в июле – начале августа это просто пятерка, в конце августа – сентябре – это четверка с отдельными элементами пятой категории и, возможно, обносами. В ноябре, когда пойдут дожди, сложность реки вновь может возрастать.
  5. Все пороги Чороха просты для просмотра и организации страховки.
  6. Сплав по Чороху имеет и отрицательные и положительные стороны. Плохо то, что вода в Чорохе и Олту грязная, а также то, что долина реки довольно плотно заселена. С другой стороны температура воды позволяет комфортно сплавляться без гидрокостюмов, а температура воздуха – спать без спальников и вообще без палаток. Местное население настолько хорошо относится к туристам, что можно не прятать вещи в палатки на ночь и не снимать на ночь все веревки с катамаранов.
  7. Цена похода в Турцию при использовании чартерного самолета до Стамбула или Антальи оказывается меньше, чем цена похода в Саяны и даже на Алтай. На дорогу потребуется 190$ на самолет туда и обратно, 20$ - виза, 120 – 160$ на автобусы от аэропорта до реки и обратно.
  8. Маршрут с гарантией проходится за две недели Москва- Москва, что очень важно для туристов, имеющих двухнедельный отпуск.
  9. Маршрут позволяет организовать дополнительную экскурсионную программу, как в рамках прохождения реки (Дорткилисе, Сарыгель), так и отдельно. При желании в маршрут можно включить пешеходную или горную часть – трекинг по Качкарским горам и восхождение на вершины Качкарских гор. Можно даже организовать восхождение на Арарат, так как до Арарата от Артвина несколько часов на автобусе. Можно, как сделали мы, взять машину напрокат и за неделю проехать всю Турцию вдоль и поперек.
  10. Есть все основания думать, что низовья реки скоро будут затоплены водохранилищем, плотина которого уже возводится в Артвине.
2.7. Замечания к картографии

При подготовке маршрута мы использовали топографические карты масштаба 1:200000 и 1:100000. Впервые за многолетнюю практику использования военных топографических карт можно констатировать, что карту рисовали люди в невменяемом состоянии. На карту неправильно нанесены дороги и тропы, перепутаны или не правильно указаны названия населенных пунктов. Пользоваться приведенной картографией можно только при ориентировании по складкам местности и крупным притокам, не называя местным жителям тех бредовых наименований, что даны вместо реальных названий сел и городов.