Виды туризма

11 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
0 1221 0

Дата: 01 июня - 14 июня 2005 г.

Маршрутная книжка: 177-04/4-014

Руководитель: Моисеенков М.М. (Москва)

Содержание

Справочные сведения о походе
Характеристика района похода
График движения
Таблица метеонаблюдений
Техническое описание маршрута
Выводы и рекомендации
Краеведческое задание

 

Справочные сведения о походе

  1. Проводящая организация: ГОУ ДТДМ "Хорошево" УО СЗУО ДО г. Москвы
  2. Округ: СЗАО
  3. Район похода: Подмосковье
  4. Вид туризма: водный
  5. Категория сложности: 3-я степень
  6. Нитки маршрута: р. Протва (4 км ниже с. Борисово - Пафнутьев монастырь); экскурсионная программа: г. Верея, г. Боровск, Пафнутьев монастырь, Николо-Черноостровский монастырь.
  7. Протяженность: 87 км
  8. Сроки: 01.06.-14.06.2005
  9. Прод. акт. части: 9 дней.
  10. Маршрутная книжка № 177-04/4-014
Ф.И.Г.р.ОпытОбязанностиЭкипажПолнота
прохождения
маршрута
1Моисеенков М.М.49Ока 4Р. Китай 5УтренерБайд–1100%
2Рожкова И.Н.61Воньга 2Упом. тренераБайд–2100%
3Яруллина Регина90Воньга 2УкраеведБайд–3100%
4Антонова Таисия93ПВД–узав. пит.Байд–1100%
5Парфенов Евгений93ПВД–укостровойБайд–3; каяк100%
6Беседин Григорий93Волошка 1укомандирБайд–4; каяк100%
7Рожков Дмитрий94ПВД–уотв. за снар.Байд–4; каяк100%
8Ампилогова Наталья93ПВД 2Умед. аптекаБайд–5100%
9Зорина Алина92ПВД –УтопографБайд–5100%
10Галдилин Артем92ПВД–УсанитарБайд–6100%
11Дроздецкий Герман93ПВД–УфотосъемкаКаноэ; каяк100%
12Мазаева Алеся91ПВД–УтопографБайд–2100%
13Плюснин Андрей93ПВД–Укостровойканоэ; каяк100%
14Тлупов Эрнест91Волошка 1Утехописаниеканоэ; каяк100%
15Парфенова Дарья91ПВДтехописаниеБайд–6100%
16Пирязев Олег91Волошка 1Уотв. за лагерьБайд–7; каяк100%
17Слизовский Антон95ПВД–Уотв. за снар.каноэ; каяк100%
18Халыкова Ирина94ПВД–Уметеонаблюд.Байд–7; каяк100%

Характеристика района и маршрута похода

Географическое положение. Поход проходил по соседствующим областям центра европейской части России - Московской и Калужской. Почти 3/4 маршрута приходятся на Московскую обл., расположенную в центральной части Восточно-Европейские равнины в междуречье Волги и Оки. На севере и западе Московской области расположены Смоленская и Московская возвышенности (наиболее высокая часть - Клинско-Дмитровская гряда - до 285 м). Территория понижается к Ю-В и переходит в Мещерскую низменность. Климат умеренно-континентальный. Средняя температура января -10°С, июля - 17°С. Осадков в год выпадает 450-650 мм. Наиболее влажный месяц - июнь. Несмотря на высокий уровень урбанизации в Подмосковье сохранились обширные лесные массивы. Наиболее распространены береза, осина, дуб, ольха, сосна, ель. Животный мир представлен волком, лисицей, енотовидной собакой, лосем, кабаном, бобром, выдрой. На болотах можно встретить аиста и журавля. На территории Московской области находятся один заповедник (Приокско-террасный),один кационалънъш парк (Лосиный остров) и около 20 заказников. В пределах Московской области насчитывается более 2000 рек и ручьев и более 350 озер. Однако названия имеются лишь у 675 водоемов. В области обнаружено около 30 целебных минеральных источника. Спелеологами отыскано свыше 50 пещер.

В пределах Подмосковья (Московская область и пограничные территории соседних областей) можно совершать пешие (1-2 к.с.), лыжные и водные (1 к.с.),велосипедные, автомобильные, мотоциклетные (1-2 к.с.) походы, осуществлять спелеологические и скалолазные тренировки. Наибольший интерес в Подмосковье принадлежит краеведческой составляющей туризма. На территории Подмосковья известно более 20 исчезнувших древних городов. Местоположение некоторых из них (например, Перевитска) до сих пор не установлено. Сохранились церкви 14 (с. Каменское) - 17 веков, монастырские и усадебные ансамбли, старинные парки. Имеется целый ряд уникальных по красоте природных объектов (сосновый бор по левому берегу р. Москвы в районе Красного стана). На территории Подмосковья находится Бородинское поле и целый ряд памятников, связанных с крахом планов молниеносной войны фашистской Германии.

Что касается туристских возможностей района, непосредственно прилегающего к нитке маршрута, то они определяются прежде всего следующим. Река Протва протекает через Царев Борисов городок, г. Верею, г. Боровск, пос. Вышгород. На притоках Протвы расположено два равнинных водопада и месторождение полудрагоценных камней.

Подъезд к маршруту можно осуществить следующим образом. Электропоездом от Белорусского вокзала или от станций Беговая, Фили, Кунцево (они соседствуют с одноименными станциями метрополитена) до ст. Можайск (соответственно 1 час 56 мин, 1 час 51 мин, 1 час 43 мин и 1 час 38 мин езды при цене билета 95.00 руб. от Белорусского вокзала).

Электропоезда уходят 1 раз в 2 часа, начиная с 5 час 14 мин утра. От станции Можайск до начала маршрута (варианты начала: Кобяково, Тропарево, Андреевское, Борисово, Семенково, Верея) ходят рейсовые автобусы (в каждый пункт 4 раза в день). Время в пути от 35 до 90 минут. Стоимость от 20 до 85 руб. На ст. Можайск легко взять в аренду машину до любого указанного варианта начала маршрута. Цена около 15 руб/км.

Выезд с маршрута. Заканчивать маршрут удобнее в Боровске (чалка на ПБ перед первыми кирпичными строениями; от них до автостанции 0,6 км) или у Пафнутьева монастыря (левый берег, до остановки 1 км). В обоих случаях далее автобусом до ст. Балабаново Киевской ж/д. Ехать около 30 мин. Билет 20 руб.

Мы выезжали арендованным автобусом от монастыря через Малоярославец. Если автобус заказывать в Боровском ПАТП (30 мин. пешком от монастыря в сторону Боровска по автотрассе Боровск -Балабаново, тел. 2-75-13), то это обойдется в 7400 руб. Однако здесь надо принять во внимание, что автобусы изношены до предела и без поломок до Москвы может и не доехать.

От Малоярославца до Киевского вокзала 2 ч 30 мин электропоездом. Билет 85 руб. Электропоезда по расписанию 1 раз в 3 часа, но поскольку часты отмены электричек, то расписание теряет всякий смысл.

Возможности закупок продуктов. По нитке маршрута в населенных пунктах Борисово, Верея, Вышгород, Ревякино, Боровск имеются хорошие магазины, которые позволяют пополнить продовольственные запасы. В прибрежных населенных пунктах Золотьково, Мерчалово, Васильеве, Дуброво, Залучное, Загрязье магазинов никаких нет. 2 раза в неделю сюда наезжает автолавка. В остальных деревнях магазины есть, но ассортимент крайне узкий.

Сведения о музеях, медпунктах. В с. Борисове и г. Верее есть краеведческие музеи, но они летом не работают. Работает очень интересный музей в Пафнутьевом монастыре (история Боровска, окрестностей, старообрядчества). В Боровске есть музей-квартира К.Э. Циолковского (ул. Советская, 22), но он был закрыт.

В с. Борисове и г. Верее есть амбулаторные пункты. В г. Боровске имеется больница.

Детских туристских организаций на всем маршруте нет.

Обоснование выбора района и маршрута; особенности маршрута

Выбор маршрута определили следующие факторы:

- удобный подъезд и отъезд;

- возможность схода практически в любой точке;

- относительно хорошее санитарное состояние реки;

- обилие достопримечательностей;

- характер реки, позволяющий легко организовать многоплановые тренировочные занятия на воде и на берегу.

Запасные и аварийные варианты

Запасные варианты не разрабатывались.

Аварийный сход с маршрута возможен, нетрудоемок и непродолжителен (не более 8-ми часов до Москвы) практически в любой точке маршрута.

Предпоходная подготовка и тренировки

Предпоходная подготовка и тренировки осуществлялись в соответствии с программой дополнительного образования "Путеводитель".

Раздел подготовили: Яруллина Регина, Парфенов Евгений

График движения

№ дня путиДатаУчастокПротяженность (км)ЧХВ, ч:минОпределяющие препятствия
101.06.2005Москва – р. Протва (р–н с. Борисова)1182:50
202.06.2005стапель
303.06.2005м.н. – д. Мерчалово73:10участок с камнями и быстротоками в районе Мерчалово
404.06.2005м.н. – Красная Слобода123:50подводные камни, слив, прижим в начале участка; быстротоки, камни, нависающие деревья перед р. Ратовкой быстротоки, нависающие деревья в районе Красной Слободы
505.06.2005м.н. – д. Васильево154:40остатки моста ниже д. Афанасьево
606.06.2005дневка
707.06.2005м.н. – р. Руть186:00Остатки понтонного моста перед с. Дуброво
808.06.2005м.н. – Ефаново92:30завал перед д. Ефаново
909.06.2005дневка
1010.06.2005м.н. – р. Боринка164:50низкогабаритный мост после д. Ревякино
1111.06.2005м.н. – Пафнутьев монастырь113:15
12–1312–13.06.05экскурсии
1414.06.2005м.н. – Москва1084:35

Активная часть маршрута:

Общая протяженность - 88 км

продолжительность - 9 дней

Таблицу подготовила Парфенова Дарья

Таблица метеонаблюдений

Дата

Время

t ºС

направл. ветра

Вид облачности

Осадки

Примечания

01.06.

14–00

20–00

20

17

З–С–З

З–С–З

перистые

нет

нет

02.06

8–00

14–00

20–00

17

22

20

З–С–З

З

З

кучевые

кучевые

нет

нет

нет

нет

03.06

8–00

14–00

20–00

19

23

20

З

З

З

кучевые

кучевые

слоисто–кучевые

нет

нет

нет

04.06

8–00

14–00

20–00

14

16

15

З

З

З

слоисто–кучевые весь день

дождь

нет

нет

весь день сплошная облачность

05.06

8–00

14–00

20–00

14

17

16

З

З–Ю–З

З

слоисто–кучевые весь день

нет

нет

дождь

облака после обеда грядами

06.06

8–00

14–00

20–00

14

18

16

З–С–З

З

З

слоисто–кучевые весь день

дождь

дождь

нет

Дожди кратковременные крупно–капельные,

ночью ливень

07.06

8–00

14–00

20–00

15

20

18

З–Ю–З

З–Ю–З

З–Ю–З

кучевые весь день

нет

нет

нет

08.06

8–00

14–00

20–00

16

21

18

З–Ю–З

З–Ю–З

З–Ю–З

кучевые весь день

нет

нет

нет

09.06.

8–00

14–00

20–00

17

22

18

Ю–З

Ю–З

Ю–З

кучевые весь день

нет

нет

нет

10.06

8–00

14–00

20–00

17

22

18

З–Ю–З

Ю–З

Ю–З

кучевые весь день

нет

нет

нет

11.06

8–00

14–00

20–00

18

23

19

Ю–З

Ю–З

Ю–З

кучевые весь день

нет

нет

нет

12.06

8–00

14–00

20–00

19

24

20

Ю–Ю–З

Ю–Ю–З

Ю–Ю–З

кучевые

кучевые

нет

нет

нет

нет

13.06

8–00

14–00

20–00

19

24

20

Ю–Ю–З

Ю–Ю–З

Ю–Ю–З

нет

нет

нет

нет

нет

нет

14.06

8–00

18

Ю–Ю–З

кучевые

нет

В середине дня был короткий ливень

Таблицу подготовила Халыкова Ирина

Техническое описание маршрута

1-2 июня 2005 г.

Выезжаем из клуба автобусом в 930. Через 2 ч 50 мин выгружаемся в 4-х км ниже с. Борисова. От места выгрузки до стартовой поляны 150 м. Ставим лагерь. Стапель. Ночью не дежурили.

Ночуем на ПБ на краю большой поляны. Вода из родника на ЛБ. Дров средне.

3 июня 2005 г.

Пропетляв около 5 км после с. Борисова р. Протва входит в смешанный лес (ель, береза, осина, липа, ольха). Здесь реку пересекает безопорный бетонный мост (бетонные плиты, река частично под ними, частично через них). На ПБ большая поляна, удобная для сборки судов. На ЛБ развалины, лагеря. Ниже бетонных плит металлический пешеходный мост. Настила нет, но перебраться можно. Мост над водой 1,5 м. Глубина под мостом около 1 м.

Собранные лодки ставим на воду ниже бетонных плит, зачалив их к плитам. Грузим. После обеда отчаливаем. Идем (стараемся идти) кильватерной колонной. Через 0,8 км река выходит из леса. По ПБ слышен, но почти не виден правый ручей-приток. Чалимся в районе устья притока и идем на экскурсию на водопад. Это через кусты около 200 м.

Продолжаем сплав. Через 0,3 км высокий автомост и по ЛБ д. Золотьково. Ниже деревни - 0,4 км после последнего строения - долина реки резко сужается, ЛБ поднимется вверх двумя террассами. Нижняя обрывается в реку. Видны выходы древних известняков. Здесь еще два водопада и несколько больших родников. В конце обрыва река поворачивает направо на 90?, левый берег чуть отступает. Река почти 1 км течет в лесном ущелье.

Сразу после обрыва чалимся на ЛБ и идем осматривать родники. Место очень красивое.

Продолжаем сплав. Через 1 км после обрыва с водопадами и родниками ЛБ выполаживается, лес заканчивается (теперь только по высокому ПБ). Река плавно поворачивает на ЮВ. По ЛБ д. Мерчалово. На этом участке уклон возрастает. Скорость реки 6-8 км/час. Тростники разбивают поток на рукава. Глубокие проходы, сначала под ЛБ, а затем под ПБ. В протоках камни. В конце участка высокий металлический пешеходный мост.

В виду первых строений Мерчалова чалимся на ЛБ, разбиваемся на тандемы. Дистанция между парами 30-35 м. В конце участка восстанавливаем кильватерную колонну.

Ниже пешеходного моста смешанный лес вновь по обоим берегам. Через 1 км чалимся на ЛБ на ночь.

Луговая полоса (50 м) между лесом и рекой. Чалка удобная. Дров много. Вода из реки. Купаться хорошо (плотное чистое дно).

Пройдено 7 км. Ходовое время 3:10.

4 июня 2005 г.

Отчаливаем. Через 0,2 км ЛБ берег повышается и превращается в меловой обрыв (высота 8 м). Река поворачивает направо, разливается, резко мелеет, но если правильно выбирать линию движения (от середины постепенно смещаемся почти под самый ЛБ, затем в сужении после поворота снова на центр), то обходишься без проводок. После поворота и короткого (15 м) быстротока в сужении прижим к ПБ, глинистый обрыв, омут.

Перед сужением чалимся на ЛБ. Осматриваем. Первым идет байдарка руководителя и встает на страховку с воды в улов под ЛБ в район прижима. Продолжаем сплав. ПО ЛБ лес исчезает, строения Рождествено, затем по ПБ Митяево, брод, остатки моста. Через 0,3 км километровый участок быстротоков, надводных и обливных камней, повисающих деревьев.

Участок идем тандемами с одной промежуточной чалкой.

Завершается участок поворотом реки на Ю. Через 0,5 км правый приток - р. Ратовка. Вскоре после него видны первые строения г. Вереи. Город по обоим берегам реки. В городе высокий пешеходный мост (проход любым пролетом) и через 1 км высокий бетонный автомост (проход любым пролетом). После автомоста река собирается в узкую быструю (8-10 км/час) протоку под ЛБ и поворачивает на С, а затем делает большую излучину и снова уходит на Ю. (Участок не сложен.) Почти в самой вершине излучины по ЛБ остатки строений бывшего женского монастыря. Ниже строений начинается сложный участок разбоев в низких полузатопленных островках и зарослях тростника.

Первой шла байдарка руководителя. Она проходила часть участка и передавала по рации команду на прохождение остальным судам с ориентирами проходимых проток. В основном это были средние и правобережные рукава. Всего было 2 промежуточные чалки.

В конце участка в виду пятиэтажных блочных домов (2 штуки) по ПБ встаем на ночевку на ЛБ.

Низкий берег. Чалка и площадка под лагерь удобные. Лиственный лес (ива, береза, осина). Вода из реки. Лагерь ночью не охраняем.

Пройдено 12 км. Ходовое время 3:50.

Экскурсии по г. Верее и Красной Слободе заняли 5:45.

5 июня 2005 г.

Отчаливаем. Через 0,3 км высокий бетонный мост. Проход левым пролетом. Лес по обоим берегам отсутствует. Через 0,5 км после моста по ПБ за бетонным забором какие-то строения, ниже строений сброс в реку канализационных стоков. Через 0,2 км по ПБ строения северной оконечности д. Загряжское. Река начинает четырехкилометровую излучину. ЛБ высокий, красивый, порос соснами. В конце излучины высокий автомост и строения южной окраины Загряжского. После моста явные признаки загрязнения реки канализационными сбросами исчезают.

Ниже моста ПБ высокий, порос смешанным лесом. Так более 1 км. Затем начинается населенный участок: Ковригино, Пафнутьево (ПБ), Афанасьево (ЛБ), Кузьминское, Сотниково (ПБ), Васильево (ЛБ). Леса здесь нет. Но река, зажатая в высокие берега по-прежнему очень живописна. Спокойные участки чередуются с быстротоками. Иногда в русле валуны. На выходе из Афанасьево высокий бетонный автомост. Сразу же за ним остатки прежнего моста (бетонные трубы), слив, остатки арматуры.

Здесь мы чалились на ЛБ, осматривали препятствие и поочередно проходили с береговой страховкой ниже слива с ЛБ. Потом по желанию (захотели 4 экипажа и каяки) поднимали суда вдоль ЛБ и проходили слив повторно. Через 2 км д. Васильево, а через 0,6 км на ПБ выходит красивый лиственный со старыми дубами лес.

Чалимся на ПБ на ночь. Место живописное. Чалка не очень удобная (невысокий, но крутой берег). Вода из родника. Дров много. Площадка удобная. Купание удобное, но пляжа нет.

Пройдено 15 км. Ходовое время 4:40.

6 июня 2005 г. Дневка.

7 июня 2005 г.

Отчаливаем. Ниже Васильево берега Протвы понижаются. Леса нет. Но ивняковые заросли делают реку красивой.

Через 2,5-3 км высокий бетонный автомост. Вскоре после него по ПБ деревни Ивково и Серенское. После них почти 3 км берега без строений. Дойдя до церкви в Набережной слободе (ЛБ), река поворачивает с Ю на З и начинает четырехкилометровую излучину, в вершине которой расположены на ПБ Новоборисовка и Вышгород. Завершив излучину, Протва снова течет на Ю. По ЛБ смешанный лес. При этом левый берег невысок (около 1 м), но отвесно уходит в воду: удобных чалок нет. В конце леса металлический автомост (проход любым пролетом), а через 1 км остатки понтонного моста. Для осмотра чалимся прямо на него и поочередно - страхуем с моста руководителя - проходим препятствие. Через 0,7 км строения с. Дуброво (ЛБ), а через 1,3 км безлесье заканчивается: ПБ делается высоким (?10 м) и обрывистым, поросшим смешанным (ель, береза, осина) лесом. В конце лесного участка правый приток (Руть). Входим в него (ширина 4 м, течение слабое, дно песчаное плотное чистое) и через 50 м подъема чалимся на ПБ и встаем на ночь.

Чалка удобная, площадка удобная, дров много, вода из Рути.

Пройдено 18 км. Ходовое время 6:00.

8 июня 2005 г.

Отчаливаем. Ниже Рути берега без леса, но живописные. Через 1,2 км по ПБ д. Залучное. Через 4 км река входит в лес. По правому низкому берегу он сначала смешанный, затем лиственный, с незначительной примесью хвойных. По левому берегу лес сосновый с примесью березы. Очень красивый участок. Через 1 км после входа в лес река сужается до 20 м, уклон увеличивается. Вскоре Протва поворачивает с СВ на ЮВ. В этом месте несложный завал: береза с ЛБ упала вершиной на ПБ. Ствол над водой на высоте 1 м. Наиболее безопасный проход под ЛБ. Завал виден издали.

По команде с направляющего судна чалимся на ЛБ. Первой проходит лодка руководителя. Затем поочередно остальные суда.

Через 1 км после завала река выходит из леса. Чалимся на ЛБ в виду д. Ефаново (ПБ).

Чалка удобная. Место очень живописное. Дров много. Площадка удобная. Купание удобное. Вода из реки.

Пройдено 9 км. Ходовое время 2:30.

9 июня 2005 г. Дневка.

10 июня 2005 г.

Отчаливаем. Проходим д. Ефаново. Ниже нее лес вновь по обеим берегам вплотную к реке. Через 1 км он кончается. Бетонный автомост. Ниже него д. Ревякино. В конце деревни низкогабаритный понтонный мост. Под ПБ возможна проводка лодок.

Чалимся на мост. Экипажи выходят на мост. Лодки на чальных концах проводим под ПБ, садимся в них с моста и продолжаем сплав.

Через 2 км к ЛБ подходит лес. Здесь заканчивается Подмосковье и начинается Калужская земля. Через 1 км лес заканчивается и здесь, в Калужской области. Еще через 1 км по ПБ д. Беницы, затем (через 2 км) по обеим берегам строения деревни Рыжково и Сатино. После Сатино по обоим берегам чернолесье, множество родников. В конце лесного участка слева приток - р. Исьма.

Ниже Исьмы река расширяется до 50-60 м, течение слабое, берега высокие, леса нет. На ЛБ д. Загрязье с коровником на берегу, затем через 2 км с. Совьяки с восстанавливаемой церковью 19 в.

Спустившись на 1 км от Совьяков чалимся на ЛБ на ночь.

Стоим на низкой, поросшей ивняком прибрежной террасе рядом с бродом. Площадка удобная, дров средне, вода из реки.

Пройдено 16 км. Ходовое время 4:50.

11 июня 2005 г.

Через 1,2 км от места ночевки слева приток Боринка. Сразу же после него река с В поворачивает на Ю. Здесь слева высокий, поросший старыми соснами очень живописный обрывистый берег. Через 1 км река вновь поворачивает на В. Справа - с. Красное, и впереди видны первые дома и церкви г. Боровка.

Почти 4 км река течет между домами. Затем справа, после деревянной церкви бывшего Высоковского монастыря строения заканчиваются, а слева тянутся непрерывно еще почти 7 км вплоть до Пафнутьева монастыря. По прямой это около 2 км, но река делает здесь две большие излучины. В конце второй, не доходя 0,3 км до монастырских стен и башен чалимся на ЛБ.

Стоим на стрелке в устье Истерьмы (левый приток) под купой старыйх ив. Площадка удобная, дров много. Вода из реки Протвы. На противоположном берегу (правый) стройплощадка: вернулись к проекту 80-х годов затопления поймы и создания Боровского водохранилища. Видимо, появились деньги у власти не только на социальные программы.

Пройдено 11 км. Ходовое время 3:15.

12-14 июня 2005 г.

Экскурсионная программа. Выезд арендованным автобусом в Москву.

Раздел подготовили : Тлупов Эрнест, Плюснин Андрей

Выводы и рекомендации

Заявленный маршрут был пройден полностью без изменений и ЧП. Основные учебные (техническая подготовка группы к участию в походах I-II к.с.) и познавательные (знакомство с ключевыми достопримечательностями маршрута) цели реализованы.

Воспитательное значение: дети получили опыт самоорганизации и осуществления взаимодействия в рамках разновозрастного коллектива в условиях продолжительного похода.

Познавательное значение: получили навыки и наработали умения, необходимые для выживания в условиях автономного похода I-II к.с.

- наработали важнейшие приемы и элементы техники управления байдаркой в водном потоке.

- познакомились с архитектурными ансамблями городов Верея, Боровск и окрестностей.

Останавливая свой выбор на данном районе необходимо учитывать его густонаселенность, с особой тщательностью планируя график движения и продумывая места ночлегов. В выходные и праздничные дни лучше находиться в возможно большем удалении от мест массового отдыха.

Что касается нитки маршрута:

  • не рекомендуется планировать более длинные дневные переходы: упустится слишком много;
  • сплав от с. Борисова возможен и в межень;
  • не следует брать воду из Протвы в районе Загряжского и из р. Боринки из-за канализационных сбросов;
  • в районе Сатино действующие фермы, поэтому на берегах большие стада коров.

Интересные места и объекты:

  • с. Борисово (фундаменты Борисова городка);
  • Верея и Красное село, Боровск, Высоково, Пафнутьев монастырь (памятники гражданской и культовой архитектуры 16-19 в.в.);
  • водопады в районе Золотьково;
  • пейзажи участков Золотьково-Рождествено, Загряжское, Ефаново.

Список использованной литературы

  1. Водный туризм. ФиС, 1968.
  2. Белоусова Л.С., Денисова Л.С. На разных широтах. М., Лесная пр-ть, 1976.
  3. Энциклопедия туризма. М., БРЭ, 1993.
  4. Сабанеев Л., Плечко С. Водные маршруты СССР. Европейская часть. М., ФиС, 1973.
  5. Рыжавский Г.Я. По рекам и озерам Подмосковья. М., 2002.

Раздел подготовил Моисеенков М.М.

Краеведческое задание

Старинный русский город

Введение

В двадцати километрах от начала активной части нашего маршрута стоит один из старейших русских городов - Верея. Он очень живописно расположен по обоим берегам р. Протвы, и просто пройти сквозь него неторопливо - уже большое эстетическое удовольствие. Но у него еще и многовековая история. Он помнит поляков, видел Наполеона. А если чуть углубиться в город, то окажется, что он архитектурно очень и очень выразителен. Избирая г. Верею как экскурсионный объект, преследовали следующие педагогические и познавательные цели:

  • знакомство с историей города;
  • знакомство с архитектурными памятниками Вереи
  • прикосновение на основе узнанного к проблемам постсоветского периода истории Родины.

Описание методики работы

Для достижения указанных целей на общем собрании группы очень коротко и эмоционально насыщенно было рассказано об удивительно красивом старинном городе Верее, через который мы будем проплывать на байдарках и в котором обязательно остановимся, чтобы поесть мороженого. Далее было предложено вызваться двум добровольцам, чтобы подготовить к походу экскурсии по темам:

  • история Вереи
  • архитектурные памятники города.

На вторую тему доброволец - учащийся художественной школы - нашелся сам, а на первую был назначен лично руководителем.

Необходимая литература по первой теме была подсказана руководителем. Тезисы обоих сообщений были проверены вскоре после Мстинских соревнований.

Вечером накануне прохождения через Верею у костра было сделано сообщение по истории города, затем руководитель организовал беседу-обсуждение. В заключение он дал задание подготовить фотоматериал к отчету о походе.

На следующий день группа высадилась в городе и прослушала рассказ (докладчики говорили и наперебой, и соблюдая очередность), гуляя по городу, делая снимки, поглощая мороженое и пытаясь найти дом, в котором ночевал Наполеон.

На ближайшей дневке у вечернего костра на основе увиденного было организовано обсуждение изменений, произошедших с Вереёй в советский и постсоветский период ее истории. Основные согласованные мнения были запротоколированы для внесения в отчет о походе.

Содержание проделанной работы

1. Основные тезисы к истории города

1.1. Верея. Так в летописи 1371 г. и в договоре 1382 г. вел. кн. Дмитрия Ивановича с вел. кн. рязанским Олегом Ивановичем.

Вереисча, может Верея, предполагает В.Н. Татищев, описывая события 1159 г.

Веретея, Вереть - так в разных списках Судебника 1550 г.

На гербе города изображены "две дубовые воротные вереи с навесными золотыми крючьями, означающими собою имя сего города". Другими словами название города выводится из значения слова "верея" - столб, на который навешивают створки ворот, и интерпретируется как название, отражающее пограничное положение города (1, с. 58) или тот факт, что р. Протва, делая две излучины, "описывает таким образом полный круг" (2, с. 505). Это наиболее распространенная трактовка содержания ойконима.

Е.М. Поспелов (3, с. 51) полагает, что для объяснения названия города "может быть привлечено топографическое значение термина "верея" - участок земли или леса, который (термин - ред.) конкретизируется в говорах: псковск. - "возвышенное сухое место", новгородск., череповецк. - "возвышенное место, покрытое лесом и спускающееся к речке косогором или обрывом", пермск. - "высокое место", уральск. - "песчаный холм", "возвышенное место на берегу" и т.д.". Отсюда автором делается вывод, что названием города стал народный географический термин, характеризующий расположение населенного пункта. Данная интерпретация, по его же мнению, не представляясь искусственной, позволяет также понять происхождение существующих в Подмосковье еще двух ойконимов Верея - деревня в Раменском районе и рабочий поселок в Орехово-Зуевском. Оба населенных пункта расположены на сухих возвышенностях и окружены пойменными лугами или болотами.

1.2. Согласно Н.М. Карамзину первое достоверное письменное упоминание Вереи относится к 1371 г. В этом году Ольгерд Литовский совместно со Святославом Смоленским "воюет" Московские земли и овладевает Вереей, номинально входящей в состав Рязанского княжества, но уже вовлеченную в сферу влияния Москвы. В 1382 г. Дмитрий Донской заключает договор с Олегом Рязанским, согласно которому Верея входит в состав Московского княжества не только фактически, но и юридически.

Поскольку раскопки на территории Вереи и в окрестностях не проводились - исключение: раскопки на территории Верейского Кремля в 1946-47 гг. - всестороннего точного представления о древней, домонгольской Верее нет.

Во второй половине I тысячелетия н.э. буквально в 20-ти километрах от нынешней Вереи обитали угро-финские племена, а с ними соседствовали восточнобалтийские. Это достоверно. Достоверно также, что с конца I тысячелетия н.э. на эту территорию начинается проникновение славянских племен. Причем с берегов Оки по Протве, Наре, Москве движутся вятичи. Было ли здесь поселение до славян и если было, то чьим - угро-финским или восточнобалтийским - неизвестно. Предположительно Верея возникла все же как поселение вятичей одновременно с соседним Можайском как речная пристань в непосредственной близости от волока из р. Протвы в р. Москву. Предположительно также, что домонгольская Верея располагалась не на северо-восточном, а на юго-восточном выступе верейской террасы при впадении в Протву ручья Течелка (Кичелка), где были удобные для строительства причалов речные заводи.

1.3. При Дмитрии Донском и по 16 в. включительно - Верея важное звено в системе городов/крепостей Московского княжества.

1389-1432. Находится завещанием Дмитрия Донского в составе удельных земель князя Андрея Дмитриевича (3-й сын), являясь "отъезжей волостью Можайского княжества".

При Михаиле Андреевиче (Михаил Верейский, сын князя Андрея) с 1433 г. Верея и ряд других территорий составляют небольшое удельное княжество, следующее в фарватере политики Московских князей.

1483 г. Иван III объявляет Верейский удел пожизненным владением Михаила, которое по его смерти должно войти в состав Московских земель. Так и происходит.

1503 г. по духовной грамоте Ивана III Верея и ряд других земель переходят к Андрею Старицкому (младший сын Ивана III).

Значение Вереи как опорного военного пункта несло городу наряду с положительными и отрицательные последствия: в 1409 г. ее захватывает и сжигает Едигей, в смутное время город примыкает к Болотникову, затем его занимают войска Лжедмитрия II (1608 г.), через два года гетман Жолкевский размещает в Верее гарнизон, который разоряет и грабит окрестности, в 1618 г. королевич Владислав сжег Верею дотла (это не образ, а факт, на посаде не осталось никого, и лишь к 1625 г. после Указа 1620 г. Разрядного приказа о сыске и возвращении в посад беглых людей число домов в Верее достигло 38.

После Переяславской рады и возвращения в 1667 г. в состав России Смоленска Верея теряет военное значение, отпадает необходимость держать в городе военных людей и запасы. В итоге в конце 17 в. воеводское управление отменено. Во второй половине 18 в. воеводское правление ненадолго восстановлено, но затем вновь отменено.

В целом 18 в. - начало истории Вереи купеческой. Удачное расположение (через нее идут кратчайшие пути от Оки к Смоленскому тракту, Гжатской и Бельской пристаням, а от них в Петербург, Польшу и Ригу) в условиях хозяйственных сдвигов в стране привели к тому, что к концу правления Петра I в Верее насчитывается 1500 купцов и посадских.

В конце 18 века - наивысшая точка экономического процветания - в городе 11 кирпичных, 5 солодовенных, 4 кожевенных и 2 пивоваренных завода, 1 фабрика изразцов и обливной глиняной посуды. Но доминирующая роль принадлежала посреднической торговле и торговому огородничеству. В последнем ведущее место занимало выращивание и оптовая торговля луком и чесноком.

Война 1812 г. (Верея была оккупирована корпусом Жюно, затем освобождена Дороховым, затем, после битвы под Малоярославцем, через город прошли теперь уже отступающие французы - ночь с 15 на 16 октября 1812 г. в городе провел Наполеон лично) безусловно нанесла ущерб местной экономике, но он был быстро преодолен. А вот введение в строй в 1868 г. Белорусской железной дороги стало роковым. Торгово-посреднический капитал, определявший процветание города, оказался в глубоком структурном кризисе. Верея из важного военного в прошлом, ведущего купеческого в настоящем, вошла в свое захолустное завтра.

Она перестала занимать третье место в Московской губернии по численности купечества, поскольку часть купцов из оптовиков-посредников разорилась, не выдержав конкуренции с железной дорогой, но другая часть - и большая - претерпела исключительно географические изменения: перестала быть жителями Вереи. Город в результате заметно потерял в суммах, уходивших на городские нужды, не столько через налоговую систему Российской империи, сколько через систему пожертвований и частного финансирования.

Церкви строить перестали. Но количество рабочих мест уменьшилось несущественно, а огородничество по-прежнему приносило доход. Заметно изменился лишь статус города: жизнь стала сонной, утратив ажиотаж деловой активности, а дом в Верее утратил знак престижности и стал просто жильем. Но крыша над этим жильем не протекала. Лихорадка первой революции почти не задела Верею. По окрестным селам и имениям прошла и пожарами и захватами земель - аграрный вопрос в России и тогда стоял очень остро - а в городе обошлось несколькими митингами, организованными приезжими.

Накануне Первой мировой войны Верея - тихий малопромышленный город, живой, здоровый, неторопливо растущий: в дополнение к двум училищам (уездному и приходскому) открылись начальное училище с шестилетним курсом обучения, ремесленная школа, готовившая мастеров слесарно-кузнечного дела, женская гимназия. В дополнение к уже существовавшим аптеке и больнице строится новое больничное здание: первое здание в Верее с центральным отоплением, водопроводом и канализацией. Это здание и сегодня в начале третьего тысячелетия, остается главным корпусом городской больницы. В 1916 году (война в разгаре!) начато строительство городского водопровода.

Советская власть добралась до города лишь 29 января 1918 г. До начала Великой Отечественной войны был достроен (1925 г.) городской водопровод, в 1933 г. создана сапоговаляльная мастерская силами Верейского отделения общества слепых, в 1935 г. построен сушильный завод (переработка сельскохозяйственных продуктов), перед самой войной созданы леспромхоз, мебельный комбинат и пищекомбинат.

Оккупация Вереи фашистами длилась 92 дня с 17.10.41г. по 18.01.42г. Сожженными и разрушенными оказались 429 жилых домов и все промышленные предприятия. Уже к концу 1942 г. строится и пускается в действие электростанция на жидком топливе, восстанавливается сапоговаляльная фабрика и мебельный Райпромкомбинат.

В 1952 г. завершено строительство кирпичного завода. В 1956 г. мебельный комбинат и кирпичный завод объединились в завод стройматериалов и налаживают в 1957 г. выпуск бухгалтерских и ученических счетов. В 1953 г. сапоговаляльная мастерская реорганизована в швейное производство, которое в 1958 г. объединяется со швейной артелью и становится швейной фабрикой. В 1963 г. построено новое здание швейной фабрики, а в 1965 г. без нового строительства, то есть на изысканных площадях начинают работать мастерские Московского экспериментального механического завода, специализирующиеся на изготовлении нестандартного оборудования для швейной промышленности. С 1963 по 1977 гг. кроме здания швейной фабрики выстроены средняя школа и 24 двухэтажных и пятиэтажных жилых дома, Дом связи, детский комбинат, универмаг, Дом быта, автостанция.

Без нового строительства путем реконструкций в городе учреждены и функционируют следующие предприятия и хозяйственные организации: ПМК-1 Водстроя, филиал Можайского деревообделочного комбината, филиал Можайского автотранспортного предприятия, молокозавод, зональный узел связи, комбинат бытового обслуживания, служба газа, участок Моссельэнерго, небольшой асфальтовый завод. Всего к началу 80-х годов ХХ в. в Верее насчитывалось 2500 рабочих и служащих. Из 1500 строений, составляющих город, 1316 принадлежали индивидуальным владельцам. Основу жизни по-прежнему составляла сельскохозяйственная деятельность.

2. Архитектурные памятники города

В формировании архитектурного облика Вереи можно выделить три этапа, или периода: начальный, время архитектурного расцвета и советский.

1. Начальный период становления архитектурного облика Вереи, восстанавливаемый по письменным источникам, результатам раскопок и сохранившемуся охватывает 14 - середина 17 века.

В конце 14 в. площадь городища (около 3 тыс. кв. м) была обнесена земляным валом. Над валом возвышались стены деревянной крепости с двумя башнями. В крепости располагались княжеские терема. Основание земляного вала с трех сторон омывали Протва и небольшой ручей, а с четвертой - западной - доступ к валу городища закрывал искусственно углубленный овраг, запруженный плотиной и наполненный водой. На другой стороне рва размещался торг. Вал и остатки рва-оврага сохранились, но не полностью, так как укрепления сильно пострадали в смутное время и более не восстанавливались.

В 1552 г. на городище закладывается первое в Верее каменное сооружение - собор Рождества Христова, построенный князем Владимиром Андреевичем Старицким. Собор перестраивался на рубеже 17-18 веков, в 1802 г. к нему пристроены в стиле классицизма трапезная и удивительно изящная колокольня. М.А. Ильин считает, что собор был воздвигнут на основании, относящемся к 15 в.

2. Второй период начинается в последней трети 17 в. и длится почти 200 лет, до введения в строй Белорусской железной дороги. В 1667-1679 гг. к северу от города на высоком берегу р. Протвы во Входоиерусалимском монастыре сооружается Спасский собор: пятиглавый, четырехстолпный с позакомарным покрытием, купола луковичные. Необычна компоновка основного объема с колокольней. Увенчанный каменным шатром восьмигранник колокольни пристроен к северо-западному углу собора и соединен крыльцом с верхними и нижними рундуками.

В 1777 г. возводится церковь Богоявления. Выстроена купцом М.Е. Седельниковым в стиле барокко.

В 1798 г. "тщанием купцов Занегиных" строится церковь Константина и Елены. Здание хорошо показывает переход от стиля барокко к классицизму. Интересно также явное стремление усилить выразительность южного и северного фасада за счет пристройки колокольни почти вплотную к основному объему. В этом смысле перекличка со Входоиерусалимским собором очень вероятна.

В 1784 г. после придания Верее статуса уездного города утверждается регулярный генеральный план реконструкции города. Центр города полностью перестраивается. Площадь уездного училища, здание магистрата, торговые ряды, два сквера, радиально расходящиеся улицы - все это возникает именно в данный период и гармонично увязывается с земляными валами древнего центра. Ансамбль, состоящий из двух частей, в 1802 г. объединяется в целостное вертикальной доминантой колокольни, выполненной в классическом стиле и очень удачно дополняется в 1912 году памятником генералу И.С. Дорохову.

При реконструкции все промышленные заведения были выведены за черту города.

В первой четверти 19 в. город насчитывал 763 жилых и административных домов и зданий, в том числе 52 каменных.

3. Советский период

В 1918 г. уничтожается памятник И.С. Дорохову, прах героя Бородино выкидывается из усыпальницы. Восстановлен в 1957 г.

С 1933 г. промышленные предприятия начинают возвращаться в город.

Начиная с 70-х годов последовательно осуществляется несколько проектов, уничтожающих в архитектурном смысле центр города (снос западного и частично северо-западного сектора торговых рядов и постройка здания универмага, сокращение площади скверов для строительства автостанции и др.)

4. Основные итоги обсуждения информации, полученной в Верее во время экскурсии

4.1. Верея - старинный красивый город с интересными архитектурными памятниками. Но красивый и интересный он не из-за отдельных старинных архитектурных памятников, а из-за всего: чистая речка, протекающая через город, живописные берега, много зелени, резные наличники, старинные каменные интересные дома, старинные красивые церкви, куры и козы, разгуливающие по улицам.

4.2. Если отремонтировать все исторические памятники и восстановить прежний вид центра, то город был бы еще привлекательнее. Хорошо бы еще убрать кирпичные и блочные дома. На окраинах их трогать не надо, там они стоят самостоятельно и город не портят.

4.3. Кирпичные индивидуальные дома в городе только новые и несколько старинных. Получается, что доля каменных домов составляет 13%. В 1869 г. это показатель составлял 10,6%, то есть вырос за 100 лет на 2,4%. А за предшествующие 69 лет (с 1800 года) данный показатель увеличился на 3,8%. Другими словами, даже если не учитывать, что с 1869 по 1917 гг. каменное строительство в городе продолжалось (больница, гимназия и др.), то все равно в советский период истории города темпы каменного строительства упали более чем на 10%.

4.4. За советский период истории Вереи в городе не построено ни одного здания, которое могло бы претендовать даже не на статус архитектурного шедевра, а просто эстетически украсило город. Дома, построенные в постсоветский период гораздо красивее.

4.5. В советский период истории все здания, интересные в архитектурном плане и делающие город красивым, пришли в аварийное состояние. Исторический центр города, если и не полностью уничтожен новым строительством, то сильно изуродован.

4.6. Если бы мы совершили какой-нибудь героический поступок и отдали свою жизнь за город, нам не хотелось бы, чтобы нам поставили такие же памятники, какие ставились в Верее при Советской власти. Нам хотелось бы такой памятник, как генералу Дорохову.

4.7. Если реставрационные работы и реконструкция будут идти так же, как они идут в Верее сейчас, то город скоро вновь станет красивым. Новое строительство в городе может быть в стилевом плане и спорно, но не уродливо. Облик города меняется, а не убивается.

Выводы и практические рекомендации

Чрезвычайно насыщенный маршрут. Идти его надо очень неторопливо. Либо, если совершаете длинные переходы, продумывайте тематические циклы экскурсионных посещений. Очевидные темы таких циклов: "Археологические памятники" - Вышгород, Борисово; "Славные имена" - Федченко, Циолковский, Дорохов, Ушаков; "Высокая трагедия старообрядцев" - Аввакум, Морозова, Урусова.

На нитке маршрута множество объектов, позволяющих совершать краеведческую работу, прямо нацеленную на формирование активной и осмысленной гражданской позиции на основе сравнительного анализа советского и постсоветского периодов истории России. В этом плане особенно выразительно с. Борисово. Это наглядная история деревни в ярких картинках, живописующая все эксперименты, проделанные над крестьянством в 20 веке.

Список литературы

1. Все Подмосковье: Географический словарь Московской области. М., 1987.

2. Города Подмосковья. Книга третья. М., Московский рабочий, 1981 г.

3. Памятники архитектуры Подмосковья. Юго-Западное направление. М., 2001.

4. Ильин М.С. Подмосковье, М., 1966.

5. Поспелов Е.М. Топонимический словарь Московской области. М., Профиздат, 2000.

Раздел подготовили: Яруллина Регина, Галдилин Артем, Пирязев Олег, Плюснин Андрей, Моисеенков М.М. 

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию