14 июля 2020
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II

ОТЧЁТ

о водном туристском походе II к.с. по р. Сакмара,
совершенном группой туристов Саратовского областного клуба туристов в период с 1 по 12 мая 2013 г.

Маршрутная книжка № ...В-2013
Руководитель группы Усачева С.А.
410012, г.Саратов, ул. Гоголя 112/116, кв.112
тел. +7 927 141 30 11, e-mail: Usasva@mail.ru

Оглавление

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  2. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
  3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
  4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
  5. Изменения маршрута и их причины.
  6. График движения.
  7. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  8. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
  9. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
  10. Дополнительные сведения о походе.
    • 10.1. Питание.
  11. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
  12. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
  13. Фото пройденных перевалов.

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Проводящая организация:

Саратовский клуб туристов. Саратов, ул. Мичурина, 69, турклуб.
e-mail: saratov-tur@narod.ru

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Южный Урал: республика Башкортостан, Оренбургская область. Река Сакмара.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

231км

12дней/10дней

с 1 по 12 мая 2013

Средства сплава: одно- и двухместные каркасные, каркасно-надувные, надувные байдарки. Уровень воды: выше среднего. Погода: преимущественно ясная в течение всего сплава.

1.4. Подробная нитка маршрута.

г.Саратов – г.Уфа – г. Сибай - д.Юлдыбаево - р.Сакмара – д.Старо-Якупово – д.Верхнегалеево- пос.Янтышево - пос.Большеабишево - д.Чураево - г.Кувандык – г.Саратов.

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

Категория трудности

Длина препятствия

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)

Путь прохождения (для локальных препятствий)

0,4 км

Ложный Яманташ. Несколько последовательных небольших сливов в центре русла, после одного из сливов поток идет на огромный камень, затем – шивера. Высокая скорость течения, прижимы к скалам.

Маневрируя по центру, затем вдоль правого берега

III

0,7 км

Яманташ.
Порог, состоящий из 4 ступеней. Высокая скорость течения, сложная линия движения с пересечением струи.

Наиболее целесообразно проходить первые три ступени под левым берегом, четвертая – справа или по центру

шивера

0,35 км

Питекантроп.
Мощная шивера с сильным течением длиной около 350 м. На входе много больших надводных и подводных камней, валы.

По центру, обходя камни, на выходе смещаться к левому берегу

0,3 км

Баракал.
Слив водопадного типа с перепадом около метра. Перед сливом – шивера в повороте реки вправо длиной около 300 м.

В среднюю и высокую воду в любом месте слива.

1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

N

Светлана
Александровна

21.03.1987

Хопер 2009,1кс-У, Медведица 2010,1кс-У, Ю.Шуя 2010 3кс-У, Пистайоки 2011 3кс-У, р.Хопер 2012 1Р

Руководитель

Вуокса 3:                   Герасимов Александр, Усачева Светлана,
Нерис:                                    Лещев Виталий, Романова Алина
Таймень:                   Шлыков Александр, Залялов Тимур
Также в последний момент к нам присоединились еще два экипажа, не заявленные в маршрутной книжке, но которые также прошли с нами весь поход.
Ватерфлай:                Минин Андрей,
Скаут 2:                     Чебышев Петр, Коганов Сергей.

1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Отчет находится в Саратовском областном клубе туристов, фото и видеоматериалы у руководителя и участников похода.

1.9. Поход рассмотрен Саратовской областной МКК (шифр МКК 164-00-545520200).

На этапе разработки маршрута его участники исходили из следующих целей:
- ознакомление с реками Урала, природой и историческими достопримечательностями региона, в данном географическом регионе ранее участники не сплавлялись;
- повышение мастерства участников в условиях весеннего сплава;
-приобретение опыта прохождения локальных препятствий, таких как пороги, шиверы, перекаты; большинство участников ранее подобного опыта не имели.
При сборе предварительной информации по реке Сакмара была проведена работа по изучению предполагаемого района путешествия. Анализ  отчетов о походах по Уралу позволил нам остановить свой выбор на р. Сакмара исходя из следующих соображений:
- согласно данным, эта река является не самой простой - II к.с. - т.е. представляет интерес в спортивном отношении для нашей группы, большинство участников которой имеют опыт прохождения рек 1к.с., однако не имеют опыта прохождения препятствий более высоких категорий.
-количество порогов невелико и в весеннее время самые сложные пороги не превышают III к.с., что вполне достаточно для приобретения опыта прохождения категорийных препятствий;
-В случае слишком высокого уровня воды любое препятствие можно с легкостью пропустить, обойдя по берегу
- маршрут проходит по населенной местности - в случае необходимости не возникает проблемы с аварийным выходом с маршрута;
- несомненный интерес представляет природа Урала;
- удобство подъезда к началу маршрута и отъезда по его окончанию.

3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

3.1. Варианты подъезда и отъезда.

Стартовав из г. Саратов у группы было два варианта заброски.
1 вариант: Прямой поезд до г. Кувандык, далее заброска на арендованой газели около 200 км до пос. Юлдыбаево
2 вариант: Заброска с пересадкой в г. Уфа. Саратов Уфа, Уфа-Сибай, далее на арендованой газели 35 км до пос. Юлдыбаево.
Учитывая неопределенную погоду майских праздников, неизвестное состояние полевых дорог и достаточно слаборазвитую транспортную сеть в г.Кувандык решено было выбрать первый вариант как более надежный. Отъезд из г. Кувандык на прямом поезде сомнений не вызывал.

Подъезд к началу маршрута

12.05.13 23.45

20 час
53 мин

Примечание: указанное время Московское. Местное время респ. Башкортостан и Оренбургской области -2 часа.

4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Запасных вариантов маршрута как таковых нет, рек для переброски тоже поблизости нет. Зато много возможностей для аварийного выхода. Фактически из любой деревни на реке, коих довольно много. Есть информация об автобусном сообщении с населенными пунктами, однако точного расписани мне найти не удалось.
1) д.Верхнегалеево - два раза в неделю ходит автобус из Акъяра (районный центр) и дальше в Сибай либо на юг в сторону Кувандыка и Орска;
2) д.Сабырово - должен ходить автобус из п.Залаир, и уже оттуда в Сибай, расписание неизвестно;
3) д.Янтышево - многие группы здесь заканчивают маршрут, после прохождения "горной" части маршрута. Ежедневное автобусное сообщение с Акъяром, с д.Акназарово тоже должен ходить автобус в Акъяр;
4) д.Бол.Абишево - должен ходить автобус в Акъяр и Кувандык;
5) д.Чураево - ежедневное сообщение с г.Кувандык, есть почта, магазины, телеграф;

5. Изменения маршрута и их причины.

Изменений маршрута не было. Маршрут пройден полностью и в запланированный срок. Менялись только места некоторых ночевок по сравнению с заявленными в маршрутной книжке. Группа приняла решение организовывать места ночевок и обедов только в местах впадения в Сакмару ручьев и притоков с чистой питьевой водой.

6. График движения.

с.Юлдыбаево – порог Ложный Яманташ

8 км

00ч 58 мин

Шивера сразу на повороте после стапеля, мелкие шиверы по ходу

Пасмурно, временами мелкий дождь

28 км

3 ч. 33 мин

Пор. Баракал

пос. Михайловка-ур. Бикбово (6 км от Янтышево)

28 км

3 ч. 37 мин

Шиверы на входе в гранатовую долину и на выходе из нее

ур. Бикбово (6 км от Янтышево)-руч. Зурком

Сильный встречный ветер

Итого

231 км

7. Техническое описание прохождения группой маршрута.

День 1 (2 мая).

В районе 12.30 по местному времени прибыли на место стапеля (пос. Юлдыбаево). Погода дождливая. Место для стапеля очень удобное. Просторно, можно спрятаться от дождя под мостом. Предыдущая группа оставила нам горящий костер, на котором и был сварен наш первый походный обед. На обед и стапель уходит в среднем 4 часа. На сегодня километраж небольшой. Все делаем основательно и не спеша)))

Река Сакмара

Фото нашей команды перед стартом

Первой выходит Вуокса (Света и Саша) и Андрей на Ватерфляее. Течение реки непривычно быстрое, особенно для отвыкших после зимы от маневров и гребли участников. Ждем остальных. Сразу на первом повороте слышен шум шиверы. В русле много камней. Не замечаем один из них, чиркаем дном. Сигнализируем остальным участникам держаться левее. Все благополучно проходят. Все учасники пребвают в некоторой растерянности. Река непривычная, другая, течение, рельеф, подводные камни. По сравнению с р. Медведицей заставляет постоянно быть в напряжении, вглядываясь в бурлящую впереди воду.
Поначалу берега пологие, однако уже через два километра по берегам появляются скальные выходы, берега становятся круче. Уже есть ощущение, что мы на Урале.
По ходу движения проходим еще несколько небольших шивер и перекатов, не представляющих большой сложности. Встаем на ночевку на правом берегу реки, перед порогом Ложный Яман Таш. Прохождение порога оставляем на утро. Место стоянки великолепно. У подножья высоких отвесных скал большая поляна с зеленой травкой. Также здесь есть родник.
Мы решили не рисковать и, по возможность, использовать воду только из родников и небольших притоков. ода в самой Сакмаре достаточно мутная. В принципе, пить ее можно, хорошенько прокипятив, но из анализа отчетов о предыдущих походах, вынесли информацию, что от нее может трескаться кожа на руках. Правда это или нет, мы проверять не стали.

Стоянка на Ложном Яман Таше

Вид на стоянку сверху

Есть еще одна большая стоянка на левом берегу, в непосредственной близости  порога. Оттуда можно наблюдать за прохождением других групп а также обносить порог для повторного прохождения. Мне кажется, одна даже более удобна для ночевки. Однако там уже стояло две группы и свободного места не было.

День 2 (3 мая).

Первая ночь выдалась холодной. Утром на траве лежал иней. Некоторые участники немного замерзли ночью. Километраж на сегодня небольшой. Есть возможность немного потренироваться на первом пороге.
После завтрака совершаем радиальную прогулку на вершину скалы. Оттуда открывается классный вид на реку, порог, нашу полянку-стоянку.
Поскольку порог первый для нашей группы, решаем идти на разгруженных лодках. Переправляемся с вещами на левый берег, разгружаем. Идем смотреть порог. Порог несложный, но то, что для многих он первый, добавляет ему грозности. Главное тут, войти в поток под правильным углом, чуть правее от камня, а после слива вырулить на основной поток, выходящий к левому берегу.

Вуокса на Ложном Яман Таше

Тимур-Саша, ложный Яман Таш

Первым проходит Андрей на своем надувастике. Все чисто. Встает на страховку.Затем  проходит Вуокса, капитан которой очень переживал и нервничал)) Тоже чисто. Оказалось, все проще, чем казалось с берега. Затем идут Саша с Тимуром. Тоже чисто. Затем Виталя с Алиной. Проходят слив порога, входят в выходную струю и… отклоняются от ее центра, ловят косой вал. Оверкиль. Андрей, стоявший на страховке, быстро пришел на помощь. Первый оверкиль в походе. Тренировка спасработ. Не успев вылезти на берег, Алина заявила, что они непременно идут второй раз. Потом прошли Петр с Серегой на надувном скауте Далее желающие (вуокса, Тимур-Саша и Алина-Виталя) обнесли лодки выше по течению и прошли порог заново, учитывая ошибки, возникшие при первом прохождении.  Загрузили лодки, двинулись дальше.

Оверкиль и спасработы

На солнечной полянке

Метров в 200 от полянки начинается вторая ступень Ложного Яман Таша. Ее проходим сходу, без просмотра, держась левого берега.
Выходим на курс. По пути останавливаемся на желтой солнечной полянке немного отдохнуть и сфотографироваться.
Примерно через 40 мин доходим до порога Яман Таш. В лоции были описаны ориентирытакие как линия ЛЭП и заброшенные стойла для скота на берегу. Однако мы их не обнаружили. Лоции, которые мы изучали, в большинстве своем датирован 2001-2006 годами. За это время все могло измениться. О начале порога нас предупредил катамаран, зачалившийся для просмотра.
Имея навигатор, можем более точно указать местонахождения порога. Координаты 52.285179 57.817482. Координаты всех значимых объектов, мест стоянок и обедов приведены в отдельной таблице в описании ниже.
Зачаливаемся. Идем осматривать порог. Смотрим на прохождения других групп. Почти все на катамаранах. На каркасных байдарках за весь поход мы встретили только  одного каякера в самом начале.
Смотрим порог. Параллельно находим хорошее место для стоянки с которого удобно проходить вверх и вниз вдоль порога. Стоянка находится между 2-ой и третьей ступенью Яман Таша. Решаем сегодня идти первые две ступени. Определяем линию движения. На первой ступени держаться левее, по струе и в самом конце резко поворачивать вправо, уходя от большого обливняка. Во второй ступени нужно попасть четко в слив между двумя обливняками и не поймать отбойный вал от камня.
Разгружаем байдарки. Идем на пустых.
Первым проходит Андрей, затем Вуокса, после Алина с Виталей и Саша-тимур, Петр-Серега. Все прошли чисто. Эмоций от прохождения много. Довольные и счастливые в   часов вечера наконец обедаем.

Алина-Виталя 1-я ступень

Саша-Тимур 2-я ступень

День 3 ( 4 мая).

Сегодня у нас дневка в потрясающем месте на пороге Яман Таш. Катаемся-тренируемся на порогах, смотрим на прохождения других экипажей, любуемся красотой гор.
Утром совершаем экскурсию на вершину скалы Пятикантроп. Оттуда видно одноименную шиверу, однако выработать стратегию прохождения с такой высоты достаточно сложно.

Скала Пятикантроп

Оверкиль Саши-Тимура на 2-ой ступени

После экскурсии снаряжаем суда и в путь, на тренировки. Сначала заново проходим первые две ступени.
Вуокса и Алина-Виталя проходят хорошо, лучше чем вчера вечером, а вот Тимур с Сашей на второй ступени неверно выбрали угол входа в струю за камнем. Оверкиль. Снова тренируем спасработы. На этот раз в них участвуют все. Вытаскиваем байдарку, отливаем воду.
Саша с Тимуром решают идти снова. И вновь входят в струю неверно, их выбрасывает на камень. Вновь оверкиль.
Немного отдохнув и погревшись на солнышке идем на третью ступень. Первым идет Андрей. Проходит слева в узкий слив рядом с берегом, затем резко уходит вправо, обходя огромный обливник и дальше по центру валов выходит на выход из порога. Стратегия ясна. Обсуждаем возможные варианты. Андрей встает на страховку. Первыми готовятся идти Алина с Виталей. И тут происходит неожиданное. Мы все видим, как лодка Витали, бесконтрольно, без капитана подходит к порогу. Оказалось, что он оставил ее на берегу и не привязал. Ее сдуло ветром в воду и она самостоятельно пошла в порог.

Спасение лодки

Саша-Тимур на 3-й ступени.

Остановить лодку перед порогом не было возможности. Течением ее снесло в самый правый слтв под скалой, который она прошла, не перевернувшись и там и застряла в улове. Надо было спасать. Виталик взял спасконец, прикрепил к себе и полез в воду. На другой берег перебрался выше порога. Течение сильное, сбивает с ног. Долго не мог добраться до лодки. Наконец спрыгнул в  нее и их понесло течением. Течение сразу за порогом очень сильное, даже привязанная к лодке морковка, которую держат вдвоем с трудом удерживает лодку. Еще помешал некстаты вышедший на порог катамаран. Одно неудачное движение и лодка перевернулась, наполнилась водой и стала еще тяжелее. Вот тут то отработка спасработ была нешуточной. В конце концов и Лодку и Виталю извлекли на берег. Лодка отделалалась слегка приоторванной ручкой, за которую почему-то крепили морковку. Виталя провел в холодной воде около 30 минут, однако неопреновые шорты майка и боты не дали ему замерзнуть.
Дальше мы все таки пошли на третью ступень. Первыми прошли Света и Саша на Вуоксе. По заранее разработанному плану, в непосредственной близости от левого берега. Самое сложное было успеть повернуть перед камнем, но удалось достаточно дегко. Вышли в струю, а дальше в чистый слив с валами.

Виталя-Алина, 3-я ступень

Света-Серега вторая

Затем прошли Виталя с Алиной. сделали это мастерски. Не успели доверуть лодку на входе в слив, в итоге скатились с него боком, каким то учудом удержав лодку от оверкиля. Но это им помогло, так как не пришлсь доворачивать лодку в обход камня, она уже была развернута в нужную сторону. В итоге порог пройден чисто и, я бы сказала, красиво! Потом пошли Тимур с Сашей. Слив прошли хорошо, однако не успели довернуть лодку. Их вынесло на камень. Оверкиль. Причем возможность выбора из потока до страховки, которая стояла значительно ниже, не было. Так что ребятам пришлось сплавиться по струе достаточно далеко.
На этом тренировки этого нелегкого дня окончились. Вечером у костра долго делились впечатлениями о прожитом дне.

День 4 (5 мая).

Утром жаждущие новых приключений вновь прокатились сквозь все четыре ступени сразу, правда, на надувнушке, дабы избежать лишнего ремонта, если что то пойдет не так.
Сразу после старта, за скалой нас ждало новое непростое испытание. Знаменитая шивера пятикантроп. Длиной более 300 метров. Тактику движения придумывали по воспоминаниям шиверы, увиденной со скалы. Перыми пошли Саша со Светой на Вуоксе. немного неверно расчитали траекторию, прошли левее, чем следовало и не вписались в прогал между камнями. Сели на камень. Поток в этом месте силный. В лодку начало заливать. К тому же, она груженая, тяжелая. Столкнуть сложно. Вышли из лодки , сняели ее с камня еле-еле, но, к счастью, без последствий. Забрались обратно и зачалились. Сигнализировали ребятам по какой траектории лучше двигаться. Остальные прошли шиверу благополучно. Погрузились на суда и двинули в уже не столь короткий, как был вначале путь.
Обедали на ручье недалеко от горы  Эмаль. Была идея прогуляться на нее радиально, но при ближайшем рассмотрении энтузиазма не вызвала. Кооординаты обеда ниже.
Стоянок в этом районе практически нет. Проходим Верхнегалиево, затем Нижнегалиево, небольшой хутор. За ним есть хорошая полянка с ручьем, не очень заметная с воды (координаты ниже). Ниже по течению примерно в 4 км по левому берегу есть еще одна стоянка (координаты ниже). Наша стоянка хороша всем, за исключением большого количества клещей, которые так и норовили залезть в палатки и под одежду.

День 5 (6 мая).

Стартуем, доходим до порога Баракал. Не очень заметен с воды, так как перед ним поворот реки координаты ниже.
Не доходя до порога есть очень хорошая стоянка с баней. Координаты ниже.
На самом пороге хотели встать, сделать полудневку, однако место открытое, продувается, нет ни скал ни деревьев. Однако выделяем время для покатушек на пороге.
В нашу воду есть два варианта прохождения порога. Первый: Заход по центру, маневрировани между камней, слив вплотную к правому берегу. Нужно достаточно быстро повернуть лодку, чтоб уйти от обливняка в сливе. Второй вариант, справа от большого Камня в середине потока. Тут важно попасть точно в центр струи. Правее находятся камни, левее-отбойный вал от большого камня, который может вызвать оверкиль.

Виталя на Баракале, проход справа

Виталя-Саша, проход у камня

Первое прохождение: по правому берегу. Первым Андрей, потом Саша-Света, Тимур, Виталик-Алина и экспериментальные экипажи Света-Алина на Вуоксе, Виталя один.
Показалось слишком просто. Решили попробовать второй вариант, правее большого камня
Второе прохождение: Света-Саша, прошли. Хотя в какой то момент казалось, что не успеем. Виталя-Саша Шлыков- оверкиль, Виталя-Серега, Саша Ш-Тимур.

Вуокса, проход у камня

Купания в пороге

Параллельно желающие устроили тренировку по прохождению порога без байдарки. Просто сплав по струе. Такая тренировка очень полезна, чтобы научиться правильно вести себя при  оверкиле. Правильная посадка в воде предостерегает от ударов о камни, а тренировка учит не паниковать при оверкиле. А еще, это весело.
Тут же обедаем и продолжаем путь.
Андрей, как самый тихоходный, вышел немного пораньше. Вскоре догнали его. Оказалось, что у него техническая неисправность-сломался клапан байдарки. Какое то время пытаемся помочь советами все вместе, потом решаем оставить с ним одну лодку с Петром и Серегой, который хорошо смыслит в ремонте клапана и отправляемся на поиски места ночевки.
По пути встречаем достаточно интересный порожек-перекатик. Ночуем на ручье в живописном месте. Вечером поднялись на скалу полюбоваться закатом.

День 6 (7 мая).

Выходим в 10.20. Сразу за стоянкой, метрах в ста, поворот реки с порожком-шиверой. Заставляет держать ухо востро. Доходим до гранатовой долины. Сходу проскакиваем гранатовый ручей. Останавливаемся, оглядываемся. Сходили на разведку. Ручей красивый. Прямо на ручье есть хорошая стоянка Человек на 6-8. Координаты ниже. Однако решили особо здесь не задерживаться. Немного пособирали камни с вкроплениями гранатов (честно говоря, представляла их себе немного по другому) и двинули дальше. Погода начала портится. Накрапывает мелкий дождь. Обедаем на ручье Кубагуш близ урочища Утарбаево. Судя по всему, излюбленное место рыбаков. Тут даже есть кровать)))
Под дождем идти не очень приятно, вскоре после обеда начинаем искать стоянку. Однако берега высокие, ручьев мало, периодически попадаются кладбища и населенные пункты. Приближаемся к Янтышево. Наконец находим ручей (координаты ниже) но встать там негде. Спускаемся метров 500 ниже, находим просто шикарную стоянку напротив ур.Бикбово. Однако за водой ходим 500 м. в ручей.

День 7 (8 мая).

Утро выдалось очень холодным. Грелись горячим чаем. Перед выходом на воду одели на себя кто что мог. Через 6 км после старта пос. Янтышево. Останавливаемся,  чтобы сходить в магазин. Не то, чтобы нам было нечего кушать, скорее побаловать себя чем-то особенным. Провели почти час в магазине. Грелись. Купить можно в принципе много чего, однако хлеба не было. Набрали конфет, кетчупа, даже немного соленой рыбы. Двинули дальше. Сегодня по случаю холодной погоды решено идти без обеда и встать пораньше.
Чуть ниже Янтышево *в 4 км) на ЛБ есть неплохая стоянка. Но нам вставать рано, идем дальше. Моросит дождик. Холодно. Греемся маханием веслами. Как и ожидалось после анализа отчетов после Янтышево Сакмара стала шире и размереннее. Порожки и перекаты встречаются теперь реже, да и уже не такие сильные. Однако берега очень красивы. Часто попадаются пасеки по берегам.
В по км ниже Янтышево слышен шум падающей воды на ЛБ. Большой ручей падает с перепада высот в скалах, образуя водопад. Любопытно.

Водопад

Уютная кухня под дождем

Почти сразу за водопадом встаем на ночевку на ручье Зурком (координаты ниже). Большая просторная полянка, обрамленная зарослями цветущей черемухи. Вешаем тент, согреваемся, кушаем. И… засыпаем. Потом встаем, ужинаем и… снова засыпаем. Вот такой холодно-ленивый денек у нас выдался.

День 8 (9 мая).

Утром на наше счастье погода наладилась. Сегодня километраж значительный, так как вчера пол дня проспали. Значительных препятствий на реке больше нет. Течение быстрое, но спокойное. К обеду появилось солнышко. Доходим до дер. Большеарспангулово. Тут устраиваем обел и фотосессию. Виталик сходил в деревню, купил пару десятков яиц. После этого села заканчивается Башкирия и начинается Оренбургская область. Проходим Малоарслангулово, затем Большеабишево, Малоабишево. Встаем на ночевку ниже Малоабишево на ручье (координаты ниже).

День 9 (10 мая).

Погода снова хорошая. Течение ровное. Берега заросшие черемухой. Много пасек. Хорошо, красиво, солнечно.

Наша флотилия

В воздухе

Примерно через 19 км чуть ниже Чураево встаем на обед на ручье Кызыл яр (координаты ниже). На самом ручье отдыхали местные жители, поэтому встали на обед чуть ниже, метрах в 60. Пришлось подняться немного вверх по склону до полянки. Пока готовили обед устроили небольшой пожар. А потом поупражнялись в прыжках в высоту на красивой полянке.
Ниже Чураево появляется много мелей, завалов, коряг в воде. Одно из мест даже прозвали Палеонтологическим музеем. Там коряги особо живописные, каждая похожа на вымершего динозавра)))
В одном месте завал такой, что полностью преграждает реку (координаты ниже), бобры постарались на славу!!! Мы шли первые, угодили в него. Пришлось вылезать на плотину!!! (выдержала!) и перетаскивать лодку.

Проводка лодки через завал

Однако выяснилось, что есть обходной путь по соседней узкой протоке. Остальные команды прошли там.
Со стоянками ниже Чураево туго. Берега в основном либо низкие заболоченные либо покрытые густыми зарослями. Долго ищем стоянку. Наконец находим отличное место на  ручье  на ЛБ не доходя 5 км до Рамазаново (координаты ниже). Большая поляны, недалеко ручей , есть кострище, бревна для сидения.
Вечером желающие сходили прогуляться на гору, с которой уже виден г. Кувндык, конечная точка нашего водного маршрута.

День 10 (11 мая).

Ну вот и наступил последний день нашего похода. От этого немного грустно((( До Кувандыка остается 20 км. Проходим их за 2,5 часа. Уже на подходе к финишу поднялся сильный встречный ветер. Казалось, нас сдувает назад вместе с лодкой.
Антистапель и обед у моста г. Кувандык. Затем мы заказали машину, которая отвезла наши вещи и часть группы на вокзал на грузопассажирской газели. Цена вопроса … р, тел водителя (…). В принципе, можно ехать на маршрутке или идти пешком. Но с байдарками и вещами это сделать проблематично.
Без проблем добираемся до вокзала г. Кувандык. Немного гуляем по городу в ожидание поезда, затем спим на вокзале. Стоянка поезда в г. Кувандык 4 мин. Нужно очень тщательно готовиться к быстрой заброске вещей. У нас получилась пробежка с вещами вдоль всего поезда.

На вокзале г. Кувандык, 2 часа ночи

Прощальное фото

GPS координаты основных маршрутных точек

Маршрутная точка

Ночевка 9 дня

Антистапель

8. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

К числу наиболее опасных препятствий на маршруте можно отнести:
1) п.Яманташ, порог III категории трудности, 4 ступени, сложная линия движения, большая скорость течения весной. Описание порога и его прохождение см. Техническое описание прохождения маршрута.
2) ш.Питекантроп, порог-шивера II категории трудности (весна), сложная линия движения, валы, косые сливы.
3) Заколы - повсеместно по берегам рек стоят заколы для ловли рыбы с железными штырями - попадать на них очень нежелательно!
4) Завалы - деревья (исполинские тополя), лежащие в воде и переграждающие почти полностью русло, начинают попадаться ближе к концу маршрута, когда Сакмара вырывается на степные просторы Оренбургской области. Тем не менее, обносных завалов не было, всегда оставался проход.
К числу наиболее опасных явлений природы отнесем:
1) Клещи. Их не просто много, а очень много. Достаточно равномерно они распределяются по всему маршруту начиная с п.Яманташ и до самого Кувандыка. Клещи крупнее марийских раза в 1,5, но более медлительные, это позволяет их замечать и снимать до того как они укусят. Проводить мероприятия по удалению клещей (правда, сразу трех с одного человека) пришлось только в предпоследний день похода. Всеми участниками похода предварительно были сделаны прививки от клещевого энцефалита, что в данных условиях Южного Урала необходимо.
2) Заморозки по ночам (хотя это и свойственно большинству весенних походов), должны быть повышенные требования к спальникам и теплым вещам.
3) Солнце - несмотря на нежаркую погоду, весеннее солнце довольно ярко и коварно, необходимы головные уборы, желательно панамы, адмирал например, пренебрег данным правилом (надевать головной убор с полями), за что и поплатился солнечным ожогом щек и носа до волдырей.

К числу интересных природных объектов относится п.Яманташ. Данный порог по своеобразию, неповторимой красоте, природе, можно отнести к ландшафтным памятникам природы. За порогом находится живописная скала Питекантроп. На поляне перед ней выложены из камней большие знаки (условно назовем их "Инь и Янь", "Стрекоза").
          Красиво выглядит устье р.Крепостной Залаир, особенно в солнечную погоду. Устье ее каньонообразно. Скалы невысокие, но живописные. Сложены они розовыми, красными, серыми сланцами верхнего протерозоя. Вершины скал сильно разрушены и заканчиваются округлыми останцами, которые придают им причудливый вид стен средневековых замков. Это место вполне можно отнести также к ландшафтным памятникам природы Башкирии.
          Следующий интересный объект - шурфы для горного хрусталя. В 10 км от д.Сабырово когда то была д.Караяновка (в районе ручьев, в верховьях которых находится д.Михайловка), сейчас здесь большая поляна, полого уходящая по левобережному склону. На этом месте можно остановиться и сделать радиальный выход к старым шурфам, где в 40-х годах добывали горный хрусталь. Однако мы решили не останавливаться и не искать это место.
          Бурю положительных эмоций вызывает "гранатовая долина" - узкий каньонообразный участок русла, где вплотную к реке подступают высокие величественные горы. Изюминка этой долины - "Гранатовый ручей", расположен в начале долины по ЛБ. Много разных камешков в русле (и еще больше клещей, которые сидят где только можно), можно поискать гранаты, нам не попались, во всяком случае что-то на самом деле красивое, даже из низкосортных гранатов, хотя мы поднялись вверх по руслу ручья метров на 500. Обязательно надо подняться на одну из гор - полюбоваться открывающимся видом.
          Впечатляет "Долина ветров" за д.Янтышево. Отвесные скалы полукругом, замыкает круг река, в центре выход из земли невысоких скал, на всем этом пространстве вокруг скал бегает табун лошадей.
          Где-то в 8 км ниже д.Акназарово по ЛБ впадает ручей и если прислушаться, то слышен шум подающей воды. Пройдя метров 50 вверх по ручью выходим к трехступенчатому водопаду. Его общая высота - более четырех метров. На нижней ступеньке вода падает с высоты около 2-х метров в небольшое и неглубокое озерцо (диаметром метров 4-5).

10. Дополнительные сведения о походе.

(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)

Сакмара (общая длина 798 км) - правый, самый крупный приток реки Урал - берет начало на восточных склонах южной части хребта Уралтау. Верхнее течение Сакмары, по которому проходит маршрут, имеет в целом меридиональное направление; река здесь течет параллельно Уральскому хребту, преграждающему доступ влажных северо-западных ветров в бассейн реки Урал. С востока Сакмара закрыта хребтом Ирендык. Климат этих районов очень засушлив. В межень верховья Сакмары маловодны, поэтому в поход рекомендовалось идти в мае - первой половине июня, когда высокая вода облегчает преодоление каменистых перекатов.
Сакмара имеет характер полугорной реки. Широкая долина с пологими лесистыми склонами и луговыми террасами сменяется узкими каньонообразными участками там, где река пробивает себе путь через Зилаирское плато. До устья правого притока - Урман-Зилаира немало порогов и перекатов.
Исходя из наличия наиболее красивых и спортивных участков реки нами была определена стратегическая цель - пройти данную реку в начале месяца мая на участке от с. Юлдыбаево до г.Кувандык. На данном отрезке река делится на два участка:
1) От с.Юлдыбаево до впадения р.Урман-Залаир. Долина реки здесь сжимается отрогами Залаирского плато, русло изобилует порогами и каменистыми перекатами, здесь сосредоточены основные пороги на реке. Участок полностью находится на территории Республики Башкортостан.
2) После впадения р.Урман-Залаир до г.Кувандык, Сакмара все больше приобретает равнинный характер и можно больше времени уделять красотам местных гор и природы в целом. За д.Большеабишево река течет по Оренбургской области.
Тактически прохождение реки включало просчитанное передвижение на определенное расстояние каждый день, с ночевкой в заранее намеченных местах, осмотр наиболее сложных порогов (см.п.3.5. Определяющие препятствия маршрута), прохождение с выставлением страховки. Остальные препятствия с учетом уровня подготовки членов группы проходились без осмотра.

Схема прохождения порогов:

Отчет о водном туристском походе II к.с. по р. Сакмара Отчет о водном туристском походе II к.с. по р. Сакмара
Схема прохождения первой части порога Ложный Яман-Таш Схема прохождения второй части порога Ложный Яман-Таш
Схема прохождения первой и второй ступени порога Яман-Таш Схема прохождения третьей ступени порога Яман-Таш
Схема прохождения четвертой ступени порога Яман-Таш Схема прохождения порога Баракал.

11. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

Расходы

Доп. покупки продуктов

500 р.

Машина до вокзала г. Кувандык

Прививка от клещевого энцефалита.

9000/18000

1000/ 2000 р

Итого

79263/70263

7807/ 8807

12. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Сакмара является одной из самых популярных башкирских рек. По сложности она, пожалуй, уступает только связке рек Большой и Малый Инзер, Лемеза.
"Прорываясь в вольные степи, бьется река о крутобокие скальные кручи, шапками пены покрывается на порогах и шиверах, перескакивая через них, делает почти сходящиеся излучины - меандры и, наконец, выходит в степную ширь, отражая в зеркальной глади своих плесов леса. Но и здесь она проявляет непокорный характер: то, упираясь узкими быстринами перекатов в пойменные берега, разрушает их, сваливает вековые деревья, то вдруг мелеет, разливаясь по широкой долине, то, разбиваясь на протоки, прячется между островами - попробуй разберись, какой протокой плыть!" ("Башкирия туристская", 1985)
Сакмара - это сплав спортивности и "отдыхательного" варианта сплава. Четко выраженная сложность (несмотря на плесы) первых 100 километров (осмотровые пороги 3,2 категории трудности) уменьшается с выходом реки на степные просторы, позволяя больше наслаждаться окружающей природой, но в тоже время быстрота потока, завалы, мели держат тело в тонусе, таком приятном для настоящего спортсмена, отдых должен быть спортивным. Сплав по Сакмаре дает такую возможность - и проявить себя на порогах, перекатах, шиверах, небольших завалах и морально отдохнуть, встряхнуться. Сакмара очень подходит для весеннего похода, она разгоняет кровь после длительной зимы, дает возможность почувствовать байдарку, весло, работу в команде.
Итак, тезисно все сказанное выше будет выглядеть так:
- все пороги проходимы на байдарке, однако нужно обладать достаточным опытом и внимательностью;
- удобный подъезд и отъезд можно обойтись без привлечении дополнительных средств передвижения на маршруте. В п. Сибай можно нанять на автовокзале автобус;
- место для стапеля довольно удобное, дорога подходит к реке
- много ручьев, проблемы с водой обычно не бывает, можно кипятить и пить воду даже из довольно мутной весенней реки;
- мест для стоянок довольно много в начале маршрута и совсем мало в конце, желательно заранее продумывать места ночевок;
- Может быть холодно, рекомендуется брать теплые вещи;
- прививка от клещевого энцефалита лишней не будет, т.к. клещей очень много;
- неопрен очень спасает в холодной воде, не только во время оверкилей, но и во время погрузки-разгрузки лодки, а также в порогах, где волна может накрывать с головой.

Цель, поставленная на данный поход командой, была успешно выполнена. Мы ознакомились с природой Урала, совершили первый серьезный весенний категорийный поход, уточнили описание препятствий, все члены команды повысили уровень мастерства, усовершенствовали технику управления байдаркой. Веселая дружеская атмосфера усилила положительные эмоции от похода.