Виды туризма

16 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2006
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II
0 2681 0
Автор: Антон Петроченко (Томск)

Содержание:
  1. Справочные сведения:
    1. Проводящая организация;
    2. Район путешествия;
    3. Общие сведения;
    4. Подробная нитка маршрута;
    5. Определяющие препятствия маршрута;
    6. Состав группы;
    7. Адрес хранения отчета;
  2. Содержание отчета:
    1. Общая смысловая идея путешествия;
    2. Варианты подъезда и отъезда;
    3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты;
    4. Изменения маршрута и их причины;
    5. График движения на маршруте;
    6. Техническое описание прохождения маршрута;
    7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте;
    8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте
    9. Дополнительные сведения о походе;
    10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения;
    11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
1. Справочные сведения
1.1. Проводящая организация

Туристско-альпинистский клуб ТУСУР (ТАКТ), г. Томск, takt.tomsk.ru

1.2. Район путешествия

Россия, Горный Алтай, Турочакский район.

1.3. Общие сведения

Вид туризма: водный.
Категория сложности: II (вторая).
Протяженность активной части маршрута: 90 км.
Продолжительность путешествия: общая - 9 дней, ходовых дней - 4.
Сроки проведения: 1 мая - 9 мая 2003 г.

1.4. Подробная нитка маршрута

г. Томск – пос. Артыбаш – сплав по реке Бия – пос. Усть-Лебедь – г. Томск.

1.5. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия, названиеКатегориятрудностиДлинаХарактеристикапрепятствия
Порог КобыровскийВторая800 мСредние валы
Порог ПыжинскийВторая500 мСредние валы
Порог ЩекиВторая200 мВалы, прижим
Порог СаракокшинскийВторая700 мСредние валы
Мощная шивера возле Верх.БийскаВторая700 мСредние валы

Путь прохождения – походной колонной.

1.6. Состав группы

№ Фамилия, имя,отчествоГод рожд.Место работыТуристская подготовкаОбязанности в группе
1Петроченко Антон Валерьевич1981Панасоник СНГ toshiq()mail.ruЧуя-Катунь 5(У), Урсул-Катунь 4(У)Руководитель Капитан К1
2Петроченко Мария Николаевна1980БезработнаяЧуя-Катунь 5(У), Урсул-Катунь 4(У)Матрос К1, видео-оператор
3Рахманов Алексей Георгиевич1978"ВостокГазпром-Геофизика"Она 4(Р), Харамурин 5(У)Каяк Фото-оператор
4Бурцева Ирина Владимировна1983"ТомскАгропром Проект"Золотой Китат 1(У)Медик, Капитан К2
5Паршина Анастасия Федоровна1982БезработнаяЗолотой Китат 1(У)Завхоз, Капитан К3
6Шипуля Дмитрий Владимирович1982Безработныйб/оМатрос К2
7Ищенко Наталья Викторовна1984Студент ТГУб/оМатрос К4
8Волков Петр Петрович1976Филиал ФГУПУшайка 1(У)Капитан К4, завснар
9Климова Тамара Владимировна1984

Студент ТУСУР

б/оМатрос К3

1.7. Адрес хранения отчета

Заявочные материалы были рассмотрены МКК федерации туризма Томской области, и была выдана маршрутная книжка № 0-16-06. Отчет сдан в МКК Томской федерации туризма.

2. Содержание отчета
2.1. Общая смысловая идея путешествия

Горный Алтай - красивейший горный район. Основное отличие от других горных районов - обилие дорог, по которым можно добраться почти до любой реки, что исключает пешую заброску. Бия - вторая по мощности (после Катуни) река Горно-Алтайской республики. Основную массу воды она получает от Телецкого озера; среднегодовой расход воды на выходе 221 куб. м в секунду. На первых 100 км среднее падение примерно 1,5:2 м на километр. Скорость течения 7-9 км в час, в зависимости от уровня воды в Телецком озере. Характер реки - горно-равнинная. Основные левые притоки: Пыжа, Саракокша. Основные правые притоки: Тулой, Тондошка, Лебедь. Видимого увеличения ширины реки практически не происходит в связи с тем, что перечисленные притоки добавляют мало воды, относительно Телецкого озера. У истока река чистая, постепенно грязные притоки выносят глину и песок, до Турочака река уже полностью становится мутной. При удалении от истока характер местности практически не меняется, за исключением того, что горы становятся несколько ниже, но живописнее. 

Климат - резко континентальный, погода в течение дня может резко меняться, достаточно часто идут дожди.

Основной целью путешествия было получить опыт прохождения несложной горной реки, в которой имелись бы ощутимые пороги. По всем параметрам река Бия нас устраивала. Сплав был осуществлен на катамаранах-двойках и одном каяке.

2.2. Варианты подъезда и отъезда

Вдоль всей Бии идет автомобильная дорога. Обычно из Бийска заброска осуществляется через Горно-Алтайск. Хорошая асфальтированная дорога уходит из Горно-Алтайска на поселок Артыбаш. На трассе попеременно встречаются указатели с километражем до поселков Чоя, Турочак (Турачак), Артыбаш, Иогач.

От моста через Бию возле поселка Верх.Бийск до Артыбаша вверх по Бии – 38 км, до Турочака вниз по Бии – 30 км. От Турочака до Усть-Лебедя еще 8 км. Далее асфальт заканчивается и от Усть-Лебедя до Бийска дорога идет гравийная.

Внимание! В мае 2006 года в районе поселка Усть-Лебедь, как и на всем Алтае, был чрезвычайно высокий весенний паводок, в результате которого был смыт мост через реку Лебедь. Через 5 дней после спада, когда наша группа выходила с маршрута, в районе моста дежурил катер "Братан" турочакского МЧС, способный перевозить небольшой груз и пассажиров. В результате автомобильный транспорт может попасть на один берег из Бийска по гравийной дороге (160 км), а на другой – из Горно-Алтайска. Учитывайте этот момент при отъезде с Бии.

При выборе места старта сплава необходимо учесть следующую информацию. Можно начать сплав из Телецкого озера, если оно вскроется к тому моменту. В 2006 году в результате поздней весны в начале мая озеро еще было сковано льдом и только начинало пускать айсберги в Бию. В истоке Бии находится мост, который является формальным окончанием Телецкого озера и началом Бии. По одну сторону от него находится поселок Артыбаш, по другую – поселок Иогач. Внутри поселков постоянно идут застройки домиков для туристов, которые занимают новые площади по берегу, но пока в первой половине Артыбаша есть место, где от дороги до воды не более 100 метров и имеется площадка для постройки. Асфальтовая дорога на одном берегу заканчивается с окончанием Артыбаша, и начинается гравийная, по которой осуществляется подъезд к базам отдыха на Телецком озере. Позади баз имеется широкая поляна с выходом к воде.

Со стороны Иогача удобных мест вне поселка меньше, стартовать там не рекомендуем.

Вдоль Бии на протяжении первых километров до притока Юрток по правому берегу идут базы отдыха, которые заняли большинство удобных полянок. Возле Юртока есть большая полянка, на которую летом может выехать транспорт.

Если суда не требуют длительного времени и места на постройку можно стартовать и возле моста, чтобы захватить первый порог Бии.

Сотовая связь во всем районе пока отсутствует (на 2006 год).

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Автомобильная асфальтовая дорога пролегает по правому берегу от Артыбаша до Турочака (Усть-Лебедя) не далее 2 км от Бии. Автомобильная активность довольно высокая.

Сплавляться по Бии можно как по низкой, так и по высокой воде. До притока Лебедь в Бию впадают некрупные притоки, и уровень воды зависит только от Телецкого озера. Река течет не в кайоне, поэтому для критичного уровня воды необходим крайне большой паводок. Хотя как показала природа, в притоке Лебедь в апреле-мае 2006 года вода поднялась на 3-4 дня более чем на 7 (семь!) метров по сравнению с летним уровнем. Бия имеет не очень большой уклон, и при отсутствии большого числа камней в русле, вряд ли сможет набрать критический уровень.

2.4. Изменения маршрута и их причины

Весь маршрут был пройден в соответствии с заявленным в маршрутной книжке планом.

2.5. График движения на маршруте
Дни путиДатаУчастки маршрутаКМЧистое ходовое времяОпределяющие препятствия на участке

Метеоусловия

102.05Постройка---Переменная обл.
203.05Пос. Артыбаш – п.Щеки202 чПороги Юрток, Кобыровский, ПыжинскийПасмурно,
304.05Дневка---Снег, дождь
405.05П.Щеки – п.Юрок202 чПороги Щеки, Кебезенский, СаракокшинскийПеременная обл., снег,
506.05Юрок – 4 км до Турочака353,5 чШивера у Верх.БийскаПеременная обл.
607.054 км до Турочака – Усть-Лебедь152 чПорог КипятокПеременная обл.

Итого сплав по реке Бия – 90 км.

2.6. Техническое описание прохождения маршрута

В тексте и на схеме приняты следующие обозначения: Л – легкое препятствие (II кат. сложности); П – простое препятствие (I кат. сложности). Все препятствия одной категории сложности имеют сквозную нумерацию.

2 мая.

Томск – Артыбаш, постройка.

В качестве транспорта наша группа из 9 человек использовала пассажирскую "Газель", загрузив рюкзаки вместо задних сидений, а рамы и каяк на крышу. Выехав из Томска 1 мая в 19-00, мы решили, по рекомендации водителя опробовать дорогу на Алтай, ведущую не через Новосибирскую, а через Кемеровскую область. Были названы две причины – менее избитая, а значит лучшая дорога и малое количество машин.

По классике дорога на Алтай из Томска проходит через Новосибирск, далее идет по Чуйскому тракту через Бийск на Горно-Алтайск, далее туристы разъезжаются на маршруты. Прямая дорога из Кемеровской области ведет из Новокузнецка в Бийск, и на состояние 2006 года находится в ужасном состоянии. Эта когда-то гравийная дорога (150 км) полна ям и колдобин. Ведет она через какой-то хребет-перевал с небольшим набором высоты. На некоторых участках не позволяет двигаться быстрее 20 км/ч. Мы были, мягко говоря, удивлены, увидев гаишника часа в четыре ночи, который встретился со своим постом и светофором на богом забытом участке дороги, возможно на границе Кемеровской области и Алтайского края. В качестве борьбы с лихачами используются знаки ограничения скорости 40.

В части дороги ближней к Новокузнецку стояла какая-то автодорожная техника, видимо работа над этим участком продолжает вестись, но по предположению водителя еще лет пять там лучше не появляться. По времени Томск-Бийск мы только потеряли во времени. Мы были в Бийске около 8 утра.

Не сразу попав на правильную выездную дорогу из Горно-Алтайска, мы были в 2 километрах от Артыбаша возле притока Юрток в 13-00. От Артыбаша до Юртока вдоль правого берега Бии все удобные полянки заняты 5-6 базами отдыха. Спросив разрешения, на одной из них мы поставили машину и занесли вещи на небольшую поляну между последней и предпоследней базами отдыха. Несмотря на наличие туалетов, зимой отдыхающие видимо предпочитают выходить на природу с видом на Бию. Так что смотрите под ноги при выборе места стоянки. Альтернативное место стоянки было на правом берегу Юртока недалеко от Бии, но, к сожалению, в начале мая оно было под снегом, да и при поздней весне открыто холодным ветрам.

К вечеру после сборки катамаранов съездили на Газели на экскурсию в Артыбаш. Отличное обзорное место открывается в конце Артыбаша. Там можно спуститься с дороги на небольшой склон, который пока не застроен. С моста посмотрели на первые пороги Бии. Тот, что под мостом, - 1Л представляет собой просто небольшие валики. Метров через 100-150 под правым берегом находится второй (2Л) – быстроток с валами около полуметра на протяжении 100 метров. Мы их не проходили.

3 мая.

Пос.Артыбаш – пор.Щеки.

Встав в 8-00, к 12-00 уже всё необходимое упаковали и подвязали на катамараны. Всё ненужное было сложено в один рюкзак и сдано на хранение водителю. С ним мы условились встретиться 8 мая на мосту через Лебедь. Тогда мы еще не знали, что несколькими днями ранее этот мост был разрушен. После небольшого построения вышли.

После впадения Юртока начинается одноименный порог – 3Л. Длиной метров 30-50 с полуметровыми валами. Отлично просматривается с правого берега. Проходили мы его по очереди вместе с немногочисленными  льдинами, которые начали свое движение из Телецкого озера. В этот порог заходили несколько раз, воспользовавшись большим уловом под левым берегом. В этот день оно уловило льдины, и нам с ними было тесновато.

Далее около 2 км находятся три простые шиверы 1-3П, протяженностью по 70-100 м. Еще через 40 мин. после плавного правого поворота появляется порог Кобыровский – 4Л, протяженность которого 700-800 м с перерывом 200-300 м. Представляет собой с наплыва едва различимый слив и последующую шиверу с валами до 0,5 м.

Порог Пыжинский – 5Л расположен за левым поворотом реки, перед селом Усть-Пыжа. Шивера, состоящая из двух ступеней с валами 0,5-0,7 м. Длина около 400-500 м.

Сразу за следующим правым поворотом на правом берегу село, а слева впадает мутная Пыжа, перед которой короткий порог Косой – 6Л, представляющий собой сужение реки и как следствие косые валы до 0,5 м, стоящие с обоих берегов на протяжении 70-100 м, по середине узкий быстроток – двум катамаранам не разойтись. Следом с небольшим интервалом в 200-300 м следуют две шиверы 4П и 7Л, первая покороче, и валы поменьше, вторая до 300 м с валами до 0,8 м. Вторая уже за селом.

Ещё через 20-25 мин. за левым поворотом открывается, пожалуй, самый живописной порогЩеки – 8Л. Представляет собой высокие бомы над водой с обоих берегов и высокий скалистый остров посередине. Порог находится на протяжении всего острова, река приобретает видимый уклон, участок валов находится на всем протяжении острова в обеих протоках. Ходовое время 2,5 часа, пройдено 20 км.

Мы остановились перед Щеками на правом берегу на небольшом участке, где на въезде написано, что он арендован, и надо платить деньги в село Кебезень. Мы встали на самую дальнюю от входа и от дороги часть, но самую ближнюю к порогу. Мы имели сведения, что ниже порога на удобной поляне на правом берегу стоит база отдыха, а мы не хотели иметь такое соседство.

К плюсам выбранного места можно так же отнести то, что рядом имелась тропка на бом, где можно осмотреть окрестность. Но если тренироваться и кататься на этом пороге, то это место стоянки не слишком удобно, поскольку, чтобы вернуться на него из порога по правому берегу необходимо обойти лесистый бом, либо подниматься по левому берегу вверх по течению и перегребать Бию. Через два дня мы узнали, что дороги к базе занесены снегом и никого на базе нет. Это летний вариант базы с домиком и баней, запертой на замок. Возможен дефицит дров.

4 мая.

Дневка.

Всю ночь и утром шел мокрый снег. Ночью промокли палатки. С целью восстановления хорошей погоды были сооружены два снежных идола разных полов, и идол-мужчина был принесен в жертву разъяренной группой. Также духам Алтая через костер были дарованы новые носки с цветочками, облитые коньяком. Уже на следующий день погода поправилась, и стало появляться солнышко.

5 мая.

Пор.Щеки – Пор.Юрок.

Вышли в 12-00. Проработали порог Щеки с фото- и видеосъемкой. Это, пожалуй, единственный порог, на котором можно сделать хорошие кадры. В других местах река очень широка, пороги длинны.

В правой протоке имеется прижим к правому берегу, валы. Можно удобно зайти вверх через тень острова. Прокатились поочередно на разных типах катамаранов – на Тритонах и на катамаранах более легких, имеющих обводы Тритона.

В 15-30 ушли с порога.

Через 10 мин. сплава небольшая шиверка 5П и через 300-400 м порог Кебезенский – 9Л, протяженность которого до 700 м, валы небольшие, до 0,7 м. Оканчивается порог уже в д. Кебезень. В деревне находится паромная переправа через Бию. Имеются магазины.

За левым поворотом реки, через несколько сот метров начинается порог Саракокшинский10Л, который состоит из трех протяженных шивер (высота вала до 0,7 м) с быстротоками между ними. Заканчивается порог впадением слева Саракокши (Сарыкокши). За ней ещё небольшая шивера 6П. Затем река успокаивается и до следующего препятствия – несложной шиверы 7П около 40-50 мин сплава.

В 17-30 зачалились на левом берегу, увидев обжитое стояночное место. Оно находится, не доходя получаса до порога Юрок.

Было пройдено за день около 20 км при 2 ч чистого ходового времени.

6 мая.

Пор.Юрок – 4 км до Турочака.

Вышли в 11-00. Где-то через 20 мин встретили первое на сегодня препятствие. Порог Юрок(11Л) по нашей воде представлял собой небольшие валики, образующиеся от отбоя реки от большого бома справа. Справа до порога впадает небольшая речка Юрок, в чем руководитель убедился, сбегав до знака на трассе во время небольшой остановки.

Миновав поселок Тулой, через еще минут 30 мы подошли к самому мощному по нашей воде порогу – двухступенчатой шивере 12Л, начинающаяся выше поселка Верх.Бийск. Валы до 1.5 м возле поселка наконец-то замочили участников похода до касок, каякер был насквозь мокрый и даже не заметил поселка на берегу, будучи поглощенным валами.

Ниже поселка еще одна небольшая шивера, прижимающая к левому берегу. В конце ее находится высокий мост через Бию, который лучше проходить меж центральных опор. После него находится короткая шивера с валиками до 1 м.

Мост мы миновали в 12-15. Пройдя еще час и шиверу 8П, встали на обед на полтора часа. Через 30 мин после выхода подошли к устью правого притока Тондошки. В этом месте, как видно по карте, Бия делает крутой левый поворот, а затем крутой правый. Здесь она заметно ускоряется, течение увеличивается по всей ширине почти в два раза. По берегам лежат торосы. Здесь находится шивера 9П.

В 16-45 миновали длинный скальный участок по правому берегу, сразу за ними есть небольшая полянка, пригодная для остановки в более позднее время. Нам она показалась заболоченной, как и много других полянок по обоим берегам, которые мы смотрели ниже. В результате встали через полчаса на правом берегу на краю широкой поляны.

За этот день мы прошли около 35 км при 3,5 ч ЧХВ. Проходящий широким шагом мужик с вязанкой каких-то веток указал своим видом на близость Турочака.

7 мая.

4 км до Турочака – Усть-Лебедь.

В конечный день сплава решили сильно не спешить, поэтому вышли в 12-00. Небольшой дождик на воде не показался помехой, и обогнув большой остров к 12-45 мы вошли в Турочак. В конце его было последнее препятствие на маршруте - порог Кипяток 10П. Это большое кружало на резком левом повороте. Поддавшись течению, мы совершили круг почета под берегом поселка. Единственное место, где пришлось чуть-чуть погрести, был прижимчик к скале в конце кружала. Обратного закручивания воды в большой водоворот не было.

Далее Бия разливается в широкую гладь. На правом берегу видна гитара, нарисованная на скале. По сведениям новосибирских групп в этом месте удобно завершать маршрут. Возможно, здесь проходят турслеты, так что с дровами могут быть проблемы.

Мы же шли ниже до Усть-Лебедя. На этом участке нам еще встретились небольшая шивера с левого берега с отбоем от выступающей скалы и еще одно менее выраженное кружало, также под правым берегом. Остаток пути опытные члены группы расслаблялись в думах, как им посвящать новичков.

Ориентиром к подготовке на чалку возле Усть-Лебедя может служить резкий правый поворот реки с тремя островками в центре. Миновав остров, необходимо держаться правого берега для избежания судорожного выгребания с середины реки. Не доходя до реки Лебедь можно найти место и разобраться среди домиков. Либо можно перегрести течение Лебедя и пристать на другом берегу, на базе отдыха "Лебедь" ("Swan") с дружелюбным хозяином и баней, что мы и сделали. Было пройдено 15 км за 2 ч ЧХВ.

Вечером не сразу удалось поверить развед-группе, что моста через Лебедь нет… К этому времени уже наполовину разобрали катамараны, и так не хотелось их собирать заново, чтобы переехать на другую сторону, куда должен приехать водитель из Горно-Алтайска. К нашему счастью в качестве неполноценной замены моста курсировал катер "Братан" турочакской МЧС, который и переправил нас на следующий день.

8 мая.

Усть-Лебедь - Томск.

В 14-00 точный как часы прибыл водитель, быстро загрузились и выехали в Томск. В 4 утра уже въезжали в ночной предпраздничный Томск.

2.7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

В районе Бии, как и на всем Алтае, в мае еще очень холодно, даже при наличии жаркой погоды в дневное время, температура ночью опускается до нуля. Так что необходимо брать с собой как крем от холода, так и крем для загара. В нашем походе все были одеты практически по-зимнему, наличие пуховка и шерстяных носков обязательно.

Клещи из-за холодней поздней весны нам не встречались, хотя все по привычке осматривались достаточно часто. Летом в районе Телецкого озера их встречается достаточно.

Вода в Бии выходит из Телецкого озера, в котором ее температура даже в июле не поднимается выше 10-15 градусов. Ниже по течению она прогревается, но все равно купание больше похоже на закаливание. С другой стороны, палящее на Алтае солнце может обжечь открытые участки кожи за несколько часов.

2.8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте

Несомненно, одним из интересных занятий может быть экскурсия по Телецкому озеру. Отличное обзорное место находится в конце Артыбаша, где можно заглянуть за мыс на правом берегу и увидеть несколько километров озера. Всё озеро имеет длину 77,7 километров и с этой точки видна только малая часть. Максимальная глубина озера 325 м ставит его на 5-е место по глубине среди озер бывшего СССР. Летом с базы отдыха "Золотое озеро" 2 раза в день ходит экскурсионный катер на 12-метровый водопад Корбу. Попасть на него может любой желающий. Время экскурсии – четыре часа. Экскурсовод с мегафоном расскажет интересные подробности истории освоения Телецкого озера. Необходимо с собой брать теплую одежду, потому что даже в 40-градусную жару на озере при движении катера холодно. Можно также заказать 4-5 местные моторные лодки, которые кроме Корбу могут показать еще несколько водопадов.

Есть возможность летом подняться на обзорную точку на горе Телан-Туу (см. фото в приложении), которая находится в конце Артыбаша. Можно посетить Серебряный ключ, вода которого содержит ионы серебра. Фраза на кресте возле источника: "Сей источник освящен преподобным Макарием основателем православной миссии на Алтае в 183х (не разборчиво, возможно 8 или 9) году". Дорога к нему находится из середины Артыбаша вверх. На эти места ежедневно проходят экскурсии на базе "Золотое озеро", но если необходимо быстро и везде – спрашивайте дорогу у местных жителей.

Небольшая выдержка из книги Н.М. Дмитриенко "День за днем, год за годом. Хроника жизни Томска в XVII-XX столетиях", 2004 г:

"Еще в 1633 году через 29 лет после основания города Томска, томский боярский сын Петр Сабанский с казаками достиг Телецкого озера, где вступил в бой и разбил отряд князя Мандрака, захватил в плен его, жену, сына Айдара с женой. Его привез в качестве заложника в Томск, остальных отпустил под обязательство платить ежегодно дань.

Щеглов И.В. Указ.соч - с 68-72"

Имеются сведения, что пороги на Бии в советское время взрывались, чтобы сделать реку судоходной. Возможно, туристы-водники лишились 1-2 дополнительных категорий сложности.

2.9. Дополнительные сведения о походе

Характеристика средств передвижения.

В качестве средств передвижения были выбраны катамараны-двойки, как наиболее оптимальные сплавные средства для тренировки экипажа технике гребли и понимания структуры и динамики водного потока. Бия – широкая река и здесь могут использоваться суда любого разумного объема – рафты, четверки, каяки.

Рамы для катамаранов были привезены с собой. Наличие в походе эколога опровергало использование живых деревьев. Для вырубки леса под рамы необходимо выбирать место ниже Артыбаша.

Лагерное и специальное групповое снаряжение

  1. Катамараны в комплекте - 4 шт
  2. Каяк – 1шт
  3. Запасные весла - 3 шт
  4. насос-лягушка - 1шт
  5. ремнабор
  6. палатки – 2 шт
  7. тент лагерный
  8. котлы – 2 шт
  9. костровые принадлежности
  10. топор туристский – 2 шт
  11. пила цепная – 2 шт
  12. мед-аптечка
  13. фотоаппарат цифровой
  14. фотоаппарат пленочный
  15. цифровая видеокамера Sony
  16. видеокассеты 3 шт
  17. аккумуляторы 2 шт
  18. веревка d=8mm, 20м

Личное специальное снаряжение

  1. спасательный жилет (24-30л)
  2. шлем защитный
  3. костюм защитный
  4. нож-стропорез

Состав мед-аптечки

  1. бинт марлевый 5шт
  2. вата хлопковая 50г
  3. бинт трубчатый 2шт
  4. йод 10мл
  5. мазь стрептоцидовая 20г
  6. детский крем 20г
  7. финалгон, мазь 20г
  8. индометацин, мазь 40г
  9. бальзам-звездочка 1шт
  10. лейкопластырь, рул. 1шт
  11. лейкопластырь бактерицидный - 10шт
  12. калия перманганат 3г
  13. космопор Е, повязка 1шт
  14. спички 1уп
  15. кислота аскорбиновая 2,5г - 10шт
  16. парацетамол 20шт
  17. ампицилина тригидрат 20шт
  18. цитрамон 10шт
  19. пенталгин 4шт
  20. анальгин 10шт
  21. бенальгин 10шт
  22. валидол 6шт
  23. но-шпа 20шт
  24. нитроглицерин 10шт
  25. стрептоцид 16шт
  26. мумие алтайское 10шт
  27. левомицетин 6шт
  28. бесалол 6шт
  29. фталазол 10шт
  30. уголь активированный 10шт

Метеорологические особенности

Нами была замечена следующая природная закономерность. Утром в чистом небе всходило солнце, которое нагревало и испаряло снег. Часам к 11-12 появлялись облака, из которых сыпал снег или капал дождь, после обеда и до вечера снова переменная облачность, уже без осадков. Поэтому можем рекомендовать в таких случаях выходить пораньше, чтобы уже на воде встречать непогоду, а не во время сборов.

2.10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

Стоимость автобуса типа "Газель" от Томска до Артыбаша и из Турочака до Томска - 23000 руб. (за 9 человек и груз). Водитель во время нашего сплава уезжал в Горно-Алтайск.

Стоимость питания на маршруте - 500 руб/чел. 
Стоимость ремнабора - 400 руб. 
Стоимость аптечки - 600 руб.

2.11 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Весь маршрут пройден успешно и точно по графику. Были проведены теоретические семинары и практические занятия по водной подготовке, включающей в себя:

  • технику гребли,
  • поведение в аварийных ситуациях,
  • динамика и структура водного потока,
  • тренировочные многократные прохождения порога,
  • проба гребли на каяке

Группа была подготовлена к прохождению рек более 2 к.с.

Для других групп можно рекомендовать ходить в более теплое время года, когда можно обойтись без многочисленных теплых вещей. По словам нашего каякера, Бия вполне подходит в качестве первой реки на каяке при условии умения делать эскимосский переворот.

При наличии цифрового фотоаппарата рекомендуем использовать его в качестве инструмента хронометриста. Выставить дату и время в правильную для данного часового пояса, и фотографировать основные пороги и события.

Рекомендации по заброске:

При заброске на Алтай лучше использовать классический маршрут через Новосибирск. Не стоит этого делать через Кемеровскую область, поскольку участок трассы Новокузнецк-Бийск (150 км) еще несколько лет будет представлять собой ухабистый участок, что перекрывает все достоинства этого направления. Из Бийска до Артыбаша лучше добираться через Горно-Алтайск.

В апреле-мае 2006 года был разрушен мост через реку Лебедь на трассе Бийск-Турочак. В мае там работал небольшой катер "Братан" (см. приложение), на котором можно перевозить людей и небольшой груз.

Дополнительную информацию можно найти в следующих отчетах:

turizm.lib.ru/t/turism/biya.shtml
splav-academ.narod.ru/reports/river/biya/biya02/biya02.htm
matvey.gorodok.net/tur/BK03/bk03.htm

Отчет о водном туристском походе II к.с. по реке Бия (Горный Алтай)Отчет о водном туристском походе II к.с. по реке Бия (Горный Алтай)Отчет о водном туристском походе II к.с. по реке Бия (Горный Алтай)Отчет о водном туристском походе II к.с. по реке Бия (Горный Алтай)Отчет о водном туристском походе II к.с. по реке Бия (Горный Алтай)Отчет о водном туристском походе II к.с. по реке Бия (Горный Алтай)Отчет о водном туристском походе II к.с. по реке Бия (Горный Алтай)Отчет о водном туристском походе II к.с. по реке Бия (Горный Алтай)Отчет о водном туристском походе II к.с. по реке Бия (Горный Алтай)Отчет о водном туристском походе II к.с. по реке Бия (Горный Алтай)Отчет о водном туристском походе II к.с. по реке Бия (Горный Алтай)Отчет о водном туристском походе II к.с. по реке Бия (Горный Алтай)Отчет о водном туристском походе II к.с. по реке Бия (Горный Алтай)Отчет о водном туристском походе II к.с. по реке Бия (Горный Алтай)Отчет о водном туристском походе II к.с. по реке Бия (Горный Алтай)Отчет о водном туристском походе II к.с. по реке Бия (Горный Алтай)Отчет о водном туристском походе II к.с. по реке Бия (Горный Алтай)Отчет о водном туристском походе II к.с. по реке Бия (Горный Алтай)Отчет о водном туристском походе II к.с. по реке Бия (Горный Алтай)


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию