18 января 2013

4. Всего дней: 18, из них ходовых: 7
  5. Средний ход за день: 16 км
  6. Характер передвижения: рыболовно-развлекательный
  7. Лучшее местное пиво: Макарий версий 2.0 (Бархатное) и 11.0 (Губернское)

Байдарки:

• Таймень 3 - 2 шт.
  • Нева 3 (Тритон Лтд) - 1 шт.
  • Вуокса 3 (Тритон Лтд) - 1 шт.

Одни покрутят пальцем у виска,

Другие с завистью согреют взглядом спину…

А мы в попутную погрузимся машину

И вновь отправимся события искать

С собой пол-дома в лодки заберем

И мужики ругаться будут долго:

Зачем вам столько?! Удочка да Волга,

Для отдыха, а больше не попрем.

Ах, боже, - вскинут женщины глаза:

А детям сапоги, рубашки, майки,

Котлы, коптильня, спальники, фуфайки…

А вдруг торнадо, смерч или гроза.

Как сборы утомительны и гадки,

А вроде бы готовились весь год,

Маршрут чертили и "пасли" народ,

Чинили лодки, тенты и палатки.

Ну вот, дождались! Груда рюкзаков,

И поезд, и вокзал, и детское смятенье…

Поехали! И скинут груз оков, -

Мы едем в отпуск, едем в безвременье!

Давайте познакомимся

Знакомьтесь: с бородою - Алексей,

На нем подбор команды сей,

(1967 г.р.; Дева; опыт походов: горы до 3Б-5 сезонов, байдарка - 6 сезонов; походник-практик, характер нордический, стойкий. Практичен, неприхотлив, суров, расчетлив. Любитель-искуситель. Любит шумные застолья в хорошей компании, дикие места и свою жену)

Высокий самый - Михаил

Маршрут по Волге предложил

(1965 г.р.; Рыба, опыт походов имеется, рыбак-спортсмен. Неприхотлив, но склонен к изыскам. Любитель больших рек и обширных озер. Характером - конфуцианец-пофигист. Преданно любит своих женщин: жену и собаку.)

Вот - Эдик, главный наш рыбак

Советы он давать мастак

(1967 г.р. Телец, опыт походов небольшой, рыбак-добытчик; "начальник на природе", водоизмещением равен своей байде, характером - сивуч. Любит поесть, попить, поспать, порыбачить без женщин, хотя к последним неровнодышит.)

Евгений, трудоголик и поэт,

В походы не ходил без малого 6 лет.

(1964 г.р., Рыба, имел опыт походов в студенческие годы, последние 4 года без отпуска, отец-добытчик, философ-идеалист, эрудит. Нептун на "полставки". Всеяден и всепитен. Характер спокойный, с возникающими иногда признаками маниакально-депрессивного бреда, осложненного паранойей. Замечен в связях с женой через мобилу с середины Волги в неурочное время.)

А это наши "мамки" -

Гребцы, подруги, няньки,

Врачи, русалки, повара,

А каждая еще жена….

Знакомьтесь:

Таня

(1965 г.р., Рак, с 7 лет в "пароходе"; мамка-походница, сварлива, но отходчива, дружелюбна, но обидчива. Путает "лево" и "право". Любит комфорт, рыбу и шоколадки. В хорошем настроении - душа компании. В общем, все еще ребенок и не наигралась в песочек.)

Лена

(1968 г.р. Рак, опыт походов незначителен; мамка-философ; терпелива, но взрывоопасна, падка на искушения, но удается остаться добропорядочной. Путает "лево" и "право". Любит спокойный сон, шумные застолья в хорошей компании, рыбалку, но не любит рыбаков.)

Светик

(1965 г.р. Скоропион, обширный опыт походов; мамка-затейница; нетерпелива, любопытна и энергична, иногда слишком, податлива и смешлива. Путает "право" на "лево". Держит на откорме собаку и троих "мальчиков". Не любит риск, комаров и плохую погоду.)

Отчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 г

А это, это наши дети:

СережаАня и Вован

ГринькаСанька и Степан.

(Мелочь от 6 до 14 лет, гонятели комаров, собиратели грибов, строители песчаных замков. Характер шишкозакидательный, орательно-верещательный, мамконепослушательный. Любят сладкое безумно, купание безмерно, беготню до одури родителей.)

Прошу не смейтесь, братцы,

Но было нас тринадцать!

И чтоб с судьбу не искушать

Пришлось с собой собаку взять:

(Рита - боксер, она же - Тусик, она же - Ассоль, она же - Песчаный Тушканчик, она же - Тыгдымская Лошадь, в зависимости от ситуации. Ее любят все. Она любит Мишу, сгущенку, норки, игры и купание.)

Описание маршрута

Маршрут пролегал от Работок до Васильсурска. По карте составил 110 км.

Все члены компании из Санкт-Петербурга. До Нижнего Новгорода добирались на фирменном поезде "Санкт-Петербург - Горький", т.к. только он приходит в Нижний утром. От вокзала нетрудно поймать машину, чтобы довезти вещи до речного вокзала (это около 5 трамвайных остановок). "Газель" стоит 200 руб., причем, что туда, что обратно. Пункт старта выбирали так, чтобы он был ниже Кстова, где расположен химкомбинат. До пристани "Работки" добрались на ракете, причем пришлось платить за багаж (багажом считаются байдарки, а не рюкзаки). До Работок от Нижнего Новгорода плыть1час 40 мин.

1 день

Работки. Дома с пристани практически не видны, поэтому вашим сборам никто не помешает, кроме бродячих собак и пасущихся коз. Сборка лодок осложнена тем, что ровное место найти сложно - проселочные дороги имеют уклон и расположены довольно далеко от воды, на тропинке, идущей вдоль берега, - высокая трава и ямы, а на полосе прибрежной гальки - много мусора. Так что, дерзайте! От пристани видно как река делает поворот, и хотя экономичнее идти по правому берегу, этого долго делать не стоит, т.к. в 200 м от пристани стоят под разгрузкой баржи с гравием, а затем они же для мелкого ремонта. Все хорошие стоянки мы нашли на левом берегу, в основном он низкий с песчаными отмелями и удобными местами для подхода лодок. От Работок шли около часа до 1 стоянки за островом Татинским. На левом берегу Волги нашли неплохую стоянку на мыске: широкая поляна, по краям которой растут дубы и липы, подъем от воды к ней немного крутой, но невысокий. Вдоль берега полоса песка, вход в воду резкий. Можно стоять большим лагерем.

2 день

Встали рано, около 8 часов. Рыба на спиннинг не брала, хотя мы видели, как вдоль острова плавал все утро мужик и ловил судака на ядовито-зеленый риппер. Самым большим недостатком стоянки оказалось несусветное количество оводов, слепней и комаров, которые появились после 9 часов. Поэтому мы довольно быстро сбежали из этого места.

Далее мы следовали вдоль левого берега. Ближе к устью Керженца места становились живописнее: широкие пляжи с белым песочком, обрамленные сосновыми рощами, особенно милыми нашим северным сердцам. Дети с радостью искупались, когда мы остановились на перекус, но вставать на ночлег в этих местах не рекомендуется, т.к. очень много местных "отдыхающих" на моторках и без. В Керженец мы попали через боковую протоку, на карте не обозначенную, по подсказке местных (на своей схеме мы ее указали). Вход в Керженец узкий и извилистый, торчат притопленные бревна и опоры старых мостков, мелко. Берега влажные, заросшие осокой, травой, ивняком, не располагают к пешим прогулкам, зато озера в устье Керженца богаты рыбой (она просто выпрыгивает из воды). Здесь мы поймали первых щук и потеряли первые блесны, т.к. в воде очень много коряг. В этой системе озер и проток очень легко заблудится, много отмелей и проходов, где курице по колено. Стоянку нашли на коровьем поле, по левому берегу основного русла Керженца, перед поворотом к Макарьевскому монастырю. Т.к. стояли выходные дни, мы вынуждены были оставаться на этом месте 2 дня.

3 день

Каждый занимался чем хотел. Устроили себе и детям футбол, не помешали даже коровьи лепешки. Рыбаки в 30 м от места стоянки нашли себе клевое место. Ловили и коптили, ели и снова ловили.

4 день

Собирались долго, т.к. мешали комары, никакие антикомариные средства не помогали. Вышли почти в 12 часов дня. Из Керженца в Волгу вышли, придерживаясь левого берега. Макарьевский монастырь стоит на месте впадения Керженца в Волгу. Историю свою ведет с CVIII века. С воды смотрится великолепно: белые стены с угловыми башнями, белые храмы, серебряные купола, но внутри как везде в провинции - бедность и запустение. Далее берега Волги теряют свою живописность, много населенки по левому берегу, т.к. идет автомобильная дорога. Правый - густо порос деревьями, холмы крутые, дно у берега каменистое. За населенным пунктом Просек стали искать стоянку. Нам очень хотелось найти стоянку на правом берегу, но в тех местах, где правый берег становится пологим либо расположены населенные пункты, либо неудобья: кочкарник, кустарник или болотина. ….. Вдоль правого берега образовалось несколько островов после подъема уровня Волги. Для стоянок они не пригодны, из воды торчат засохшие деревья и коряги. Это места для рыб и рыбаков. Огромные сазаны, словно дельфины, плещутся в 3 - 5 метрах от лодки, то жерех бьет, то на окуневое место наткнешься. Чайки орут, рыбаки впадают в транс, дети машут подсачниками, женщины в разных направлениях тычут пальчиками и восхищенно шепчут громким шёпотом: "Вон там! Такая плюхнулась!" Рыба шизует! На левом берегу (ориентир - створный знак) на краю сосняка отличная стоянка: можно встать на песке, можно подняться и встать в разнотравье. Мы нашли ее к 19-30. До ближайшей деревни 5 км, но в километре от этого места стоят одиночные дома. Есть грунтовая дорога, поэтому можно наткнуться на отдыхающее местное население.

5 день

Эта стоянка порадовала всех: дети собирали грибы и землянику, мамки радовались великолепному цветущему лугу и щавелю, мужики рыбачили. Вход в воду песчаный, пологий ("детский пляж" метров 10 в ширину), а затем резкий обрыв. Фарватер в этом месте близко подходит к левому берегу, поэтому вода только условно чистая. Живности много: ужи ползают и плавают, жабы квакают, цапли бродят, соколы парят, чайки орут, кузнечики-кобылки стрекочут до одурения. А какие там ящерки: обычные серые с полосками вдоль боков и толстенькие, похожие на саламандр, пятнистые с желтым пузом. С удовольствием простояли в этом месте двое суток. У нас кончился хлеб, и именно это двинуло нас дальше. Согласно карте вблизи есть деревня под названием Великовское, но найти мы ее не смогли.

6 день

Путь к четвертой стоянке был не прост, но приятен. Мы держались все время левого берега, т.к. Волга в этом месте разливается широко, много островов и отмелей (на карте эти места изобилуют полуостровами, которые стали островами, потому как Волга поднялась). Узкие протоки ведут вглубь материка, теряются в густой зелени. Приготовьте фотоаппарат, здесь есть что поснимать: то цапля на длинной ветке, то сухое дерево причудливой формы, то заброшенный полузатопленный буксир (это и был вход в протоку к деревне, мимо которого мы проскочили), обрывы и дубравы, сосняки и цветущая липа, заливы, заливчики, острова и островки. Пожалуй, это один из самых живописных участков нашего похода. Острова и полуострова сменяли друг друга, вечер близился, но подходящей стоянки не было! Все более-менее удобное было занято. Рыба заиграла. Появились рыбаки. На очередном повороте Волги между двух островов нас остановил бой жереха. И пока рыбаки метались, потеряв голову, авангард пошел разведывать окрестности. Волевым решением стоянка была найдена на острове. На первый взгляд ничего хорошего, кроме песчаного пляжа и ровного места под палатки. Но…! Это была стоянка без комаров (за это можно простить все)! Птичий остров, поросший ивняком. Дрова почти отсутствуют. От солнца спрятаться негде (эта проблема решается, если у вас есть тент, у нас он был и не один). Это счастье! Место облюбовано местными рыбаками. Рыбы было много разной. Мы поймали даже раков (см. раздел для рыбаков). Купаться приятно, т.к. это зона подтопления и много отмелей (в двадцати метрах от берега можно вдруг найти место по пояс) вода парная. С другой стороны острова вид на крутой правый берег и поселок (кажется Белозериха, дело в том, что 2 поселка почти смыкаются).

7 и 8 день

Посетили поселок. В нем можно купить не только хлеб (местное население выращивает в промышленных масштабах огурцы, нестандартные огурцы-переростки можно забрать бесплатно), но и клубнику и мороженое. Кстати, пиво можно купить везде, не брезгуйте разливным, оно очень высокого качества, особенно "Макарий" (традиционное русское) и "Ярпиво" (европейское). За время стоянки успели, наконец-то, наесться рыбой, устроили "игрища" для детей и взрослых. Но нас ждало Бармино!

9 день

Мужики жаждали увидеть легендарное Бармино, но собирались как всегда, после 11. Перед поворотом на Бармино на правом берегу холм похожий на египетскую пирамиду. В поселке много отдыхающих. Магазинчик на горе около старой разрушенной церкви. Там можно купить даже курицу, но аборигены говорят, что настоящий магазин выше, там, где каменные дома (мы туда не пошли). Остров Барминский видно от пристани, он довольно длинный, есть места для стоянок, но его очень любят местные рыбаки. Обходить его быстрее по правой протоке, мы же пошли левой, но это нас спасло от неожиданной грозы. Кстати, грозы в этих местах налетают стремительно, ветер почти ураганный, льет, как из ведра, и молнии лупят так, что лучше помнить правилах поведения в грозу. Берега везде пологие, на острове есть заболоченные протоки. Мы встали перед протокой на Каменку на левом обрывистом берегу. По всей видимости, здесь была когда-то деревня или хутор.

10 день

Мужики удрали ни свет, ни заря на рыбалку. Любовались мастерским заходом метеора в узкую протоку к Каменке. После завтрака пошли на рыбалку снова. В этих местах ловят все и на все. Местные жалуются, что рыбы мало стало, но, по нерасторопности одного из рыбаков нашей команды, (не так подводил подсак и шугал рыбу) другой рыбак упустил метрового сома (дело было на глубине не более 1 м и рыба была хорошо видна). А нашего Мишу на лодке сорвал с якоря и возил за собой 20 мин другой сом (этого не видели, но думаем, что никакая другая рыба этого не сделала бы). Еще бы! Взрослый мужик в "Таймене 3" и за борт брошен якорь из полуторалитровой бутылки с песком! Двое наших рыбаков еле успели догрести до своего берега при первых каплях грозы, последние 20 метров еле выгребли, т.к. вода "кипела" от ветра и дождя, а потом как бурлаки тащили лодки вдоль берега. Дождь спутал наши планы, и мы не отметили экватор.

11 день

Рыбачили. Отмечали экватор и устроили День Нептуна.

12 день

Пошли вдоль левого берега. Это места для рыбаков, даже самые неумелые смогут оценить эти заводи и затоны. Стоянки есть, но не очень удобные для больших компаний. После Сомовки (поселок на правом берегу) вдоль левого берега начинаются протоки, ведущие в дали неизведанные. К сожалению мы туда не сунулись, а зря. Они живописные, явно рыбные и все ведут к Михайловке. В непосредственной близости, от которой и встали мы на небольшом острове.

13 день

Место рыбное (дети эту стоянку назвали "Щучья"). Здесь ловятся достойные щуки и окунь бодро берет, много леща и подлещика. В Михайловке (ужасно совдеповский поселок) можно купить продукты, но выбор очень бедный. Только с пивом хорошо, - рядом с пристанью "Разнежье" стоит ларек, где продают великолепное, холодное пиво из кегов. Вдали виднеется корабельный лес. Места неплохие, но несколько обезображенные близостью цивилизации (стекла, банки, помойки).

14 день

Решили идти дальше. Нас чуть было не остановила гроза, но она прошла стороной к нашему счастью. Ветер был встречный и освежающий. Шли вдоль правого берега, т.к. левый очень изрезан. Из воды торчат стволы и коряги, берега илистые и грязные. По берегу идет дамба, а вдоль дамбы автомобильная дорога. Берега неинтересные. Если вы устали, то по левому борту есть длинный мыс с сосняком (ориентир бревенчатая избушка), там можно встать, но места не самые лучшие. Хорошие стоянки есть только по левому берегу почти у самого Васильсурска. Остальные места могут использоваться только в качестве вынужденной (аварийной) стоянки. Ужасный бурелом, в воде коряги, пни и прочие дрова, берега обрывистые, дно глинистое, полянки с такими кочками, что если вы не йоги, вам не уснуть на них. Много лягушек, змей и комаров. Такие комары водятся только в тундре, честное слово. У нас в Ленинградской области они гораздо гуманнее. Гребите вдоль левого берега, срезая заливы, на створный знак - не доходя до него 100 м, начинаются прекрасные стоянки.

15-17 день

Стояли в сосновом лесочке, кушали оладьи в тени старой березы. Строили песчаные замки купались и ловили, ловили, ловили рыбу. Тут-то Миша и поймал окуня на килограмм. Даже наша собака уже ела рыбу только без косточек и шкурки, и только спинку, и только окуня.

18 день

Уходим. Опять наши планы спутала гроза. Сила ветра при грозе была такова, что мимо проходящая ракета не могла встать на крыло, и чуть не была вынесена на берег. В Васильсурске около пристани молнии разбили 2 дерева. От стоянки до пристани гребли 15 мин. Ночевать на горушке у пристани можно, но не очень удобно. Мы попросились у мужика-сторожа с пристани переночевать на втором этаже этого плавучего "дома", - нормально. Там, как в гостинице, есть комнаты и, местами, даже кровати с сетками. На его плитке сварили макароны и чай (вблизи пристани, чуть ниже по течению, есть родник).

19 день

В 8-00 мы отплывали на ракете в Нижний (плыли 4 часа). А в 17 часов поезд на Петербург.

До свидания, Волга!

Обратите внимание, что очередь надо занимать рано утром, т.к. потом набегает толпа и все. Людей на пароход пускают по количеству мест и, кто не поместился, остается на берегу. Билеты продают уже на пароходе. Если все места заняты, то "Ракета" идет без остановок до Нижнего. Из Васильсурска ходит паром через устье Суры на другой берег. Там есть автобусная остановка и можно добраться на автобусе или до Нижнего или до трассы, где можно поймать машину.

Карта-схема

Отчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 г

Условные обозначения:

• Красная линия - маршрут
  • Красный символ рыбки - клевые места (сами догадайтесь)
  • Символ треугольника - места стоянок
  • Символ флага - рекомендуемые места для стоянок
  • Символ крестика - возможности встать лагерем нет

Ну, вот и сбылась мечта дурака:

Я в отпуске, а это значит

Есть утро, удочка и тихая река…

Наверно это счастье, не иначе!

Советы рыбакам

Наши рыбаки пока еще не раскачались для советов последователям. Но, если интересно, что и на что и как ловится в Бармино, то вот ссылка:"http://www.barma.nnov.ru/" rel="nofollow". Там же выложена карта острова Барминский в разделе "Лоция".

Отчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 гОтчет о водном туристском походе на байдарках по Волге в 2002 г