9 апреля 2021

3-й категории сложности
по реке Пистайоки, Карелия,
совершенному группой туристов ТК МАИ
в период с 07 по 14 июля 2020 года.

Руководитель группы: Пименов И.Б.

Маршрутно-квалификационная комиссия ТК МАИ рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю
_____________________ категорией сложности.

Отчет использовать _________________________________

Москва, 2020 г.

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма:

Протяженность:

89 км

Нитка пройденного маршрута:

оз. Кимасъярви – пор. Сакал (II) – пор. Захар (III) – пор. Змеиный (III) – пор. Соленый (II) – пор. Падун (III) – пор. Межозерный (III) – пор. Лужма (II) – пор. Семиповоротный (III) – пор. Одинокое дерево (II) – пор. Курки (III) – пор. Петух (II) – пор. Грива (II) – пор. Фурляляй (III) - порог Имисев (III) – пор. Талии (II) – пор. Хирви (III) – пор. Поалла (III)

Видео:

"https://www.youtube.com/watch?v=frfVhG41DWA" rel="nofollow"&t=215s

Пименов Илья Борисович (руководитель)

Хатанга Спорт 3 – Б1, капитан

Хатанга Спорт 3 – Б3, капитан

Пименова Ольга Владимировна

Хатанга Спорт 3 – Б3, матрос

Основная идея похода. Общая характеристика реки

Пойти на реку возникло спонтанно. В 2019 году мы прошли Охту, в 2021 году есть планы на Умбу. В 2020 году планировали сходить горную пятёрку и взойти на Казбек. Но в планы вмешались известные ограничительные меры, из-за которых в планируемые для похода сроки был запрет на посещение приграничной зоны. Горы оказались закрыты, и взгляд был обращён в прямо противоположную сторону – на Север. В рамках подготовке к Умбе мы решили пройти ещё одну «троечную» реку.

Пистайоки (Писта) – одна из самых интересных, труднодоступных и диких рек Карелии. Долгое время сплавиться по реке было затруднительно из-за жестких приграничных ограничений. Здесь можно прочувствовать все прелести автономного маршрута.

Но, главное, Пистайоки – одна из самых порожистых рек в Карелии. На 115 км сплава падение составляет 150 метров. При этом, падение уже пройденных нами карельских рек значительно меньше - падение Охты около 60 метров на 120 км, Керети – 75 метров на 60 км сплава. И действительно, подходя даже к порогам 2 категории, видишь их заметное падение. Увидев падение реки уже в первом пороге Сакал, мы поняли необходимость существенно более серьёзного отношения к реке.

Сложные пороги равномерно распределены по всему маршруту, и ежедневно приходится преодолевать не меньше одного порога третьей категории. На реке 17 знаковых порогов 2-3 категории и столько же шивер 1-2 категории. На иных реках даже безымянные шиверы 2 категории вполне могли быть именными определяющими препятствиями.

Истоком реки является озеро Йоукамоярви (Финляндии).

Питание реки преимущественно снеговое и дождевое.

Рыбалка на реке запрещена, необходима лицензия, которую надо покупать в посёлке Клевала.

Помимо сплава, нас манили и ещё не изведанные нами уголки Карелии, Вологодской и Ленинградской областей. Каждый раз при поездке на север помимо водного, мы, фактически, совершаем ещё и автомобильное путешествие. В этот раз мы хотели подняться на одну из самых высоких гор Карелии – Воттоваара (417 м), которая при этом больше всего овеяны мифами и легендами, а также посетить Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастырь.

Изменения маршрута

Из-за начавшейся грозы в третий день похода мы были вынуждены встать на стоянку значительно раньше запланированного – на берегу оз. Вихельтаярви, но в следующий день мы нагнали отстование.

Наш водитель, который помогал нам с заброской и выброской, сослался на введённые в 2020 году ограничения и отказался забирать нас от посёлка Войница, что было для нас удивительно и очень досадно. В результате мы были вынуждены завершить маршрут порогом Поалла. Несмотря на то, что оставшиеся препятствия не составляют технической сложности, остался осадок незавершенности. Ситуацию некоторым образом скрашивал тот факт, что подавляющие большинство групп заканчивает маршрут также на этом пороге, а некоторые не проходят даже порог Поалла, выбрасываясь от бетонного автомобильного моста.

Картографческие материалы

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Отчет о водном туристском походе по реке ПистайокиОтчет о водном туристском походе по реке ПистайокиОтчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

График движения (лоция)

Описание дано для высокого уровня воды, прохождение порогов осуществлялось на надувных байдарках «Хатанга Спорт – 3», среднее место которых было занято грузом.

КМ – километраж маршрута к началу препятствия; СВ – сквозное время (прохождение на байдарке); ВДн – время дня к началу препятствия; УВП – условное время осмотра и прохождения препятствия;
ВПП - время от предыдущего препятствия (если у последнего УВП>0, то от его окончания; если УВП=0, то от начала предыдущего препятствия)

ЛП - левый поворот, ПП - правый поворот, ЛБ - левый берег, ПБ - правый берег

07.07.2020

0,00

Стапель

N 65.74848° E 30.39101°

Старт от разрушенного моста у восточной оконечности оз. Кимасъярви.

Стапель на поляне у озера.

Много хороших мест для стоянок.
В нескольких метрах от озера на западном крае дороги есть родник.

0,60

Порог Сакал
(Трек)

N 65.74455° E 30.39929°
Через 600 м после старта от разрушенного моста у южной оконечности озера.
Желателен осмотр.
L - 200 м, из них первые 100 м валы, потом порог успокаивается.

По основной струе, по центру (у берегов - отмели и камни). Мощные валы. Прижимает к правому берегу, там обливняки. Через 50 м от начала порога - ЛП, здесь особенно сильно наваливает на ПБ.

Прошли сходу без осмотра, однако посмотеть порог стоит. Обычно в лоциях указывается осмотр по ЛБ, но на видео в Ютубе народ фотографирует и страхует с ПБ.
Мы не ожидали на пороге второй категории встретить валы с мощным течением, сопоставимые по характеру с третьей ступенью Кивиристи на Охте.
По большой воде очень вдохновляющий порог.

1,45

Порог Захар
(Драный)

N 65.73782° E 30.40268°
Река резко расширяется, появляется множество островов, проток и заливчиков.
L - 500 м

Прямо по курсу узкий одинокий остров с деревьями в ряд. Перед островом налево через завалы камней и деревьев уходит один из рукавов реки, туда не надо. Нужно идти прямо, правее от острова, где первая V-образная небольшая бочка. Белая вода от первой бочки указывает нам дальнейший путь справа от двух следующих островов, прижимаясь к их берегам. Второй из указанных островов проходим с ЛП между островом и обливняком, за которым начинается слив (50 м от предыдущей бочки). Сразу за сливом перед слудующим островом делаем крутой ПП, чтобы обойти остров справа. Впереди по курсу к острову премыкает ещё одна бочка (0,5 м). Сложности бочке добавляет крутой ЛП, который нужно сделать в этом месте, чтобы обогнуть остров. После бочки шивера (50 м) до ПП, после которого начинаяется длинная 300 м шивера. После шиверы делаем ПП и, оставляя заключительный остров справа, проходим по основной струе между большим валуном, который оставляеем слева, и несколькими камнями поменьше, которые оставляем справа.  Далее идём по заключительному, крутому, с мощными валами сливу (50 м). Слив проходим по основной струе, после которого поворачиваем налево и выходим в оз. Куелилампи.

Осмотр порога желателен, т.к. разобраться в лабиринте проток и острово не просто. На сколько эффективно это можно делать с берега мы не проверяли, т.к. прошли порог сходу, поверив описаниям, где, в частности, указывалось, что он 2 категории. Отдельные препятсвия этого порога возможно и не очень сложные, но, это хороший разноплановый порог, требующий быстрых решений, по совокупности, по большой воде мы оценили этот порог 3 к.с.
В лоциях есть упоминание о возможности обноса по ЛБ.
Камни в реке очень острые, в результате второй порог оставил на одной из байдарок порезы, которые нужно было заклить.

2,50

0:10

Стоянка на мысу на оз. Куелилампи

При выходе в озеро, правее залива (тупик) на красивом мысу хорошие стоянки.

Красивые стоянки служат хорошим местом для починки и отдыха, т.к. многочасовой автопробег от Москвы до Кеми давал о себе знать (вполне себе авто-поход).

08.07.2020

2,50

4,00

0:35

Слив

N 65.72923° E 30.43972°
Виден с воды между берегом (слева) и островом (справа).

Красивый мощный слив. По центру.

Можно идти сходу. Мы остановились, т.к. в навигаторе точка была помечена, как порог Змеиный.

4,50

0:45

Порог Змеиный

N 65.72690° E 30.44762°
После крутого ПП.
Осмотр по ЛБ.
L - 250 м

Остров на входе обходим слева, прижимаясь к берегу и оставляя справа не только остров, но и пару обливняков. Сразу за островом – маленькая бочка, после которой нужно резко принять вправо на центр реки, чтобы избежать навала на выступ левого берега. На средине пути до сужения ещё одна маленькая бочка. За сужением самое интересное – ЛП и красивая бочка с валом. На выходе крутая горка с мощными валами.

Слив правее острова, который обычно упоминается в отчетах, плохо просматривался с ЛБ, поэтому был выбор проход левее. По малой воде он возможно непроходим.
Напомнил порог Краснобыстрый на Керети, а также Мураш, но без длинного перегона между ступенями.
По большой воде несложная, но троечка.

1:55

1:35

Порог Солёный

N 65.72418° E 30.45864°
Через 5 мин после предыдущего порога, сразу после острова, который остаётся слева по ходу.
Осмотр по ЛБ, к берегу удобно пристать, обойдя остров слева.
L - 200 м

Вход в порог сразу за островом, по центру струи. Идём ближе к обливняку, который угадывается слева по куурсу по небольшой пенной бочке за ним, т.к. сразу справа по курсу прячется ещё один обливняк. По малой воде начало порога возможно более очевидно. Далее небольшой участок спокойной воды и полуметровый водоскат с косой бочкой. После держимся по центру русла, левее пенной струи. Задача проскочить мимо плотного ряда обливных камней, которые выстроились от берега до берега. Сразу за ними начинается второй мощный S-образный слив, общей высотой около метра. Для его прохождения поворачиваем влево, под 45 градусов к берегу, и проходим пенный слив с косой бочкой, за которым поворачиваем направо и по мощным валам завершаем ключевой участок порога. В заключение порога выходная шивера правее скального острова.

Посмотрев порог, прошли его одновременно походным строем.
Красивый порог, но до тройки всё-таки не дотягивает.

6,10

2:40

2:30

Порог Падун

N 65.72368° E 30.47370°
Через 250 м после порога Солёный влево уходит большой залив, именно там и прячется Падун.
Осмотр по ЛБ.
L - 250 м

Входим в порог с резким сужением русла. Далее следует крутой S-образный водопадный слив (1,3 м) с косой бочкой в основании. Слив начинается с крутого ЛП (при этом струя воды делает поворот больше, чем на 90 градусов), мощным течением прижимает к скале правого берега. После слива делаем крутой ПП.
Далее следует мощная шивера со множеством обливных камней в русле. Путь нужно выбрать при просмотре с берега, т.к. сильное течение оставляет мало времени для манёвра.
Метров через 80 после слива, перед ЛП ещё один слив с мощными валами, после которого река расширяется, у ПБ даже некое подобие залива. Здесь нужно делать крутой ЛП, избегая залитых скал у ПБ, на которые сильно тянет течением. На выходе крутая 50-метровая горка с мощными валами, проход узкий – по краям обливняки.

Сначала, через 300 м после порога Солёный пристали к высокому характерному правому берегу. Здесь хорошие стоянки. Пошли посмотреть правую протоку. Ближе к началу мощный косой слив с валом и мелкая шивера на выходе. Не вдохновила, даже не стали продираться сквозь деревья, чтобы посмотреть, чем заканчивается шивера.
Сели в лодки и пошли в залив к ЛБ искать левую протоку с украшением реки в лице порога Падун.
Время прохождения учитывает как прохождение левой основной протоки, так и осмотр правой.
Возле такого порога нужно вставать на ночёвку, чтобы накататься в удовольствие, и тогда груженными его идти смысла нет.

7,00

7,40

5:20

5:00

На ЛП перед разливом

Сходу. Но путь не столь очевиден, приходится лавировать между выступающими скалами и множеством обливных камней, местами валы.

9,10

5:35

5:15

Два моста

Под разрушенным мостом приходится пригибаться

9,80

6:00

5:40

Выход из озера

Обходим остров на выходе из озера по левой протоке

11,80

Сразу за островом

Сразу за островом шивера. После разлива на ПП еще одна шивера. Всё сходу.

13,00

6:20

15,60

(порог Проходной)

Сразу за мостом, перед выходом в оз. Мандуярви

Сразу за мостом перекат, за ним остров. Идти по левой протоке. Сходу по струе. После острова ЛП и выход в озеро.

15,90

оз. Мандуярви

19,00

7:10

6:50

0:30

Стоянка на острове

N 65.66014° E 30.52009°

Хорошие стоянки на мысу острова у юго-восточной оконечности озера, между левой и средней протоками.

Разрыв страницы

09.07.2020

19,00

7:10

Порог Межозёрный
(Коварный)

N 65.65920° E 30.51968°
Справа от большого острова
Осмотр по ЛБ центральной протоки (ПБ острова)
L - 200 м

Три протоки. Правая и центральная сливаются вместе. Левая протока широкая и манит своей спокойной водой, но за поворотом ждёт мелководье.
Нам идти по центральной протоке. На выходе из озера короткий слив разделён на двое локальным скальным образованием. Под углом 90 градусов вправо уходит второстепенный слив. Нужно идти прямо по левому сливу (общей высотой метр), прижимаясь правым бортом к скальному образованию (аккуратно, на него наваливает течением). Заход по диагонале  справа налево. Течения в сливе косые. После слива течением наваливает на остров. Делаем ПП и аккуратно обходим остров справа вдоль берега (аккуратно, справа по курсу большой обливняк). За островом ЛП, после которого мощная выходная шивера (около 100 м) с валами и обливняками в русле.

С острова удобно осматривать порог.
В этой связи время прохождения в час указано оценочно, для сохранения общего хронометража лоции.
В этой связи время на прохождени оценить сложно.
Отличная возможность покатать порог вечером и утром.

19,35

1:45

0:06

Череда шивер

После S-образного поворота (сначала ПП, затем ЛП)
L - 1 000 м

Череда шивер общей продолжительностью в километр заканчивается выходом в оз. Вихельтаярви.
По мере движения мощность шивер усиливается. Всё идётся сходу.

Начался сильный ливень.

9:16

2:06

0:05

Стоянка на правом берегу озера Вихельтаярви

N 65.60023° E 30.56287°

Вслед за ливнем началась гроза.
Увидев удары молний, решили не искушать фортуну и сразу причалили к берегу.

10.07.2020

0:32

0:12

L - 100 м

Валы, обливняки. Сходу по основной струе.

32,00

9:58

0:42

Озеро Пистаярви (начало)

Идём на юг, от острова к острову, прикрываясь от ветра. Встречный ветер слабо радует, ещё меньше способствует нашему продвижению.

20 минут (из 2:15 ) протратили на отдых и перекус под прикрытием одного из заключительных островов.

43,00

12:13

2:57

2:15

Порог Лужма
(Родео)

N 65.48141° E 30.50975°
Сразу на выходе из озера
L - 250 м

Сходу, по основной струе, которая ближе к правому берегу. Узкий проход , по краям обливные камни. В центре порога череда отличных мощных косых валов и бочка.

После двухчасовой гребли против ветра по славному озеру Пистаярви красивый порог Лужма был хорошей разминкой перед Семиповоротным.

44,30

12:23

3:07

Выход из озера

Сразу после порога Лужма озерко со странным, прижимающим к правому берегу течением, с которым приходится побороться.

Ветра, практически, не было

44,30

На выходе из озерка

44,70

Шивера

Сходу. В средней части появляются белые гребешки валов. Заканчивается перед ЛП, за которым начнётся ещё одна легенда реки - порог Семиповоротный.

45,20

12:28

3:12

0:04

Порог Семиповоротный

N 65.46387° E 30.52835°
Сразу после ЛП
L - 1 000 м

После ЛП уклон заметно возрастает. Непрерывная череда мощных разнонаправленных валов, требующих постоянной работы. Порог имеет множество поворотов, но явных прижимов нет. Первый остров в середине порога обходим слева, второй остров обходим справа.
Идём преимущественно ближе к центру. Линия движения видна с наплыва.
Один обливной камень по центру русла посредине прямого участка перед первым островом. Несколько обливных камней у правого берега после ЛП у второго острова (на них немного сносит течением). И еще обливной камень встречаем на курсе сразу за коротким плёсом перед заключительной выходной шиверой в прямой видимости озера.
Идём сходу, походным строем со взаимной страховкой.

Шли без осмотра.
Из-за протяженности и некоторого однообразия сложно запомнить выбранную линию движения.
Однако просмотр, возможно поможет кому-то понять характер препятсвия, если это не удалось сделать по результатам промостра видео в Инете и фото в отчётах.

46,20

Озерко-разлив

На мысу напротив порога отличная стоянка:
N 65.45622° E 30.53335°

Остановились отдышаться и вылить воду, набравшуюся в одной из байд из-за сорванной юбки. (остановка - 10 мин).

46,90

12:52

3:36

Порог Одинокое дерево

N 65.45278° E 30.53217°
Небольшой остров с деревом посредине русла.
300 м после озерка-разлива.
L - 400 м

Две ступени. Первая – справа от острова, ближе к ПБ. Сначала слив, затем череда мощных валов (70 м). Красиво. После первой ступени перестраиваемся по спокойной воде (100 м) чуть левее центра. Далее вторая ступень – выходная шивера с бочкой посредине. Всё читается с воды. Сходу.

47,40

Озеро Муасъярви

Озеро имеет вытянутую форму. После 3.5 км делает большой дугообразный ПП, после которого с резким сужением и ЛП озеро заканчивается.

По берегам видно множество стоянок, но мы хотим останавиться ближе к порогу, чтобы иметь возможность покататься.

53,00

4:21

0:45

Стоянка на ЛБ перед порогом Курки

N 65.42519° E 30.54556°
Сразу после озера за ЛП на ЛБ.

Одна стоянка есть сразу за озером - на ЛБ видно место для зачаливания, но стоянка маленькая, тёмная и далеко от порога Курки.
Вторая - сразу за поворотом уже в прямой видимости от порога. Она чуть больше и значительно светлее.

Аккуратно! При поиске стоянки необходимо избежать случайного захода в порог Курки без осмотра.
Мы сначала пристали к первой стоянке, всё исследовали и перечалились к следующей.
Посмотрели порог. Покатались. Круто!

11.07.2020

За ЛП
Осмотр по ЛБ
L - 350 м

Заход вдоль ЛБ, проходя в непосредственной близости от отмели с провбивающейся сквозь воду травой и деревцем (по малой воде должно быть островок). Далее начинается заходная шивера с валами. Затем мощный слив (0,8 м) – основная ступень порога, перегораживающая всю реку. После слива мощная бочка. На первый взгляд она должна быть проносной, но при прохождении пришлось побороться, чтобы вырваться, сохранить курс и не быть положенным на бок. После бочки нужно резко принять вправо и далее по мощным косым валам по струе идти в сторону правой трети русла. Затем небольшое расширение, река немного успокаивается. Есть возможность перестроиться чуть левее центра, т.к. после расширения начинается выходная шивера с обливняками и мощными валами у ПБ. Левее центра река спокойнее, выла меньше, но выбирать курс приходится между едва заметными обливниками. Ближе к ЛБ обливняков ещё больше.

Риск оверкиля груженой байдарки в бочке порога Курки посчитали слишком высоким, поэтому утром перед стартом перенисли вещи в конец порога. В итоге только пороги Курки и Поалла мы не проходили с грузом на борту.
Для сквозного прохождения (без ночёвки) порога в лоции приведено оценочное время - 2 часа, для сохранения общего хронометража лоции.
По большой воде один из пяти топовых порогов реки Пистайоки.
К этим порогам, на наш взгляд, относятся Падун, Семиповоротный, Курки, Имисев, Поалла.

54,10

54,70

15:47

2:10

Порог Петух

N 65.41199° E 30.54487°
L - 100 м

Гряда скальных выходов (островков) перегораживает реку от ЛБ до середины. Правая половина реки издалека кажется свободной, в реальности обливные камни у берега сразу не различимы. Фактически ширина чистого прохода не больше 10 м. Течение в пороге довольно сильное.
Заход по чистому пологому сливу основной струи чуть праве выступающей посредине скалы (островка). Первые пенные барашки после обливняков правой части реки остаются справа по борту. Миновав скальные выходы встречаем первый мощный вал, а за ним пенную бочку, которые с легкостью подбрасывают груженую байдарку. Дальше череда валов поменьше. Порог заканчивается плёсом.
Сходу, порог читается с воды.

По малой воде отмели у ЛБ и ПБ могут быть более явными, а слив ярко выраженным.

55,20

200 м после ЛП, по портоке слева от острова
Осмотр по ЛБ
L- 250 м

Несколько островов перегораживают реку. Вдоль ЛБ между ним и ближайшим островом протока. Перед ней нужно пристать к берегу и осмотреть порог.
По протоке быстроток с небольшими валами. После острова крутой ЛП и более широкая протока между ЛБ и ещё одним островом. В протоке крутой слив (0,5 м) с двумя мощными валами-гребнями, затем череда валов. Далее короткий участок с шиверой поспокойнее, после которой мощный слив (0,4 м) по основной струе, оставляя на входе справа по борту небольшую бочку. На выходе из слива ПП и мощная бочка с валами. Далее череда мощных валов вдоль ПБ на выходе из порога.
Посмотрели порог и прошли одновременно походным строем со взаимной страховкой.

Сильная двойка

58,30

Озеро Вайкульское

63,30

17:22

3:45

Разрушенный мост

Смотрели по ЛБ

Выбор протоки между остатками опор не однозначен.
Пристали к ЛБ, чтобы аспокойно просмотреть вариант прохода.

Посмотрели с левого высокого берега на варианты прохода и накоротке побеседовали с рафтерами, которых привезли к мосту для однодневного сплава до оз. Корпиярви.

63,60

Порог Фурляляй
(Вайкульский каскад)

N 65.34676° E 30.56351°
За третьим ЛП после моста (средний ЛП пологий)
Осмотр по ЛБ (пристать перед ЛП, за которым порог)
L- 700 м

Порог с постоянным падением, и поэтому c постоянным мощным течением даже на спокойных участках. Множество поворотов, но линия движения в целом определена основной струёй, поэтому хорошо читается с воды.
Заход вдоль ЛБ. Далее 100 м вдоль ЛБ по шивере с валами (аккуратно слева у берега обливняки). В конце первой шиверы посредине маленький остров. Покачавшись на валах у острова, нужно сделать резкий ПП (течение тащит к ЛБ) и зайти по пологому сливу от ЛБ (аккуратно, слева обливняк с белой пеной после него) на центр русла следующего прямого и относительно спокойного участка.
Через 100 м остров. Еще 100 м идём по валам левой протоки вдоль острова. Посредине этой протоки у ЛБ обливняк с небольшой бочкой, который оставляем по левому борту.
После острова пологий ПП и относительно спокойное русло 50 м. Идём по центру. На уровне второй бухты (по ЛБ) начинается участок струи с валами (вначале участка у ПБ отмель с обливняками). Далее ещё один короткий участок относительно спокойной реки, и ключевой участок – крутой слив, который идёт от ЛБ и почти доходит до ПБ. Слив высотой почти метр (вошедший в него экипаж полностью исчез на несколько мгновений из вида последующих экипажей) завершается бочкой. Затем череда мощных валов с пологим ЛП, после которых ещё один участок относительно спокойной воды (50 м), и завершающая шивера с красивыми валами.
Смотрим и проходим порог походным строем со взаимной страховкой. После порога длинный плёс.

На Ютубе есть фильм, где оба острова на пороге успешно обошли справа (суда – каяк и байдарка).
Важно при просмотре по ЛБ после второго острова обойти два заливчика (бухты) и посмотреть перед заключительной частью порога мощный слив с бочкой (ключевой участок) и варианты его прохода (или обхода). В остальном линию движения в пороге по основной струе можно определить с воды, но предварительный осмотр значительно это облегчает. Кроме того, при осмотре можно определить места для возможных промежуточных зачаливаний.
При осмотре мы не стали обходить бухты, потому что, бросив взгляд вдоль реки от ЛБ перед первой из них, из-за отблесков солнца не разглядели ступени с бочкой и посчитали, что рассмотрели всё на этом пороге. В результате бочку проходили сходу, рассматривая её одновременно с прохождением. Второму и третьему экипажу было несколько легче, на их глазах первый экипаж исчез с головой на несколько мгновений из виду. Это было хорошим предупреждением о наличии чего-то серьёзного впереди.
Обход слива с бочкой вдоль ПБ мы заметили только краем глаза, а окончательно разглядели уже при изучении своих видеозаписей. Сходу определить и воспользоваться вариантом обхода затруднительно, потому что требуются усилия для своевременного перестроения к ПБ с уходом от основной струи. Мы нисколько не пожалели, что не обошли слив, наоборот получив удовольствие от ключевого участка порога.

72,00

5:50

Стоянка на ПБ перед порогом Имисев

N 65.30268° E 30.58714°
За ПП. Впереди через 100 м видно начало порога и ясно слышен его шум.

Отличные просторные стоянки на верху холма. Вдоль берега и радиально от стоянок проходит множество тропинок. Очень удобно здесь встать и покатать порог утром и вечером.

12.07.2020

72,00

72,10

Порог Имисев

N 65.30162° E 30.58706°
Явных ориентиров нет. После очередного ПП у ПБ видна большая скала в русле, а через некоторое время слышен шум и видны первые белые гребни порога
Осмотр по ПБ
L - 300 м

Две ступени. Первая ступень (100 м) – узкая протока - коридор с заметным падением и мощным течением между каменными отмелями у обоих берегов делает плавный поворот направо. Заход по струе, далее на всём протяжении мощные косые валы (до 0,7 м).
После первой ступени ЛП, за которым прямая вторая ступень (100 м) с ещё большим падением и большей скоростью.
Вторая ступень – более широкий проход вдоль ЛБ. Правая половина реки представляет непроходимую отмель. Заход по основной струе с косыми валами. За двумя мощными валами резкий слив с косой бочкой. По правому борту остаётся обливняк с ещё одной бочкой. Затем выходная шивера с чередой мощных косых валов (до 0,7 м).

Стоянки рядом с порогом позволяют покататься на нём и утром, и вечером. При покатушках ступени можно проходить по отдельности, заходя в улова, от куда также можно организовать страховку.
Утром погрузили вещи и прошли порог сразу по двум ступеням без промежуточного захода в улова.
Для сквозного прохождения (без ночёвки) порога в лоции приведено оценочное время - 1 час, для сохранения общего хронометража лоции.

72,55

0:07

Порог Талии

N 65.29331° E 30.56844°
Явных ориентиров нет. Через 500 м прямого участка после ЛП. На прямом прогоне слышен шум и видны барашки порога
Осмотр по ПБ
L - 100 м

Порог начинается пологим мощным сливом и завершающим его валом (самый мощный на реке). Затем ещё один мощный слив и косой вал, который лодку подбрасывает ещё сильнее. Далее выходная шивера с мощными косыми валами (до 0.6 м).
Можно пройти сходу, но идущим на лодках лучше посмотреть линию прохода первых двух валов, чтобы неожиданно не лечь на бок.

Причалили для осмотра за долго до порога (за 300 м), увидев хорошую чалку по ПБ. До порога идёт хорошая тропа, более приличного места для причала мы не заметили.
Во многих отчетах указывается на осмотр по ЛБ.

74,50

21:39

2:12

1:20

Порог Хирви

N 65.28662° E 30.56718°
После S-образного поворота (ПП, затем ЛП)
Осмотр по ЛБ
L - 350 м

Начало порога - за ЛП. Вдоль ЛБ простой перекат с отдельными камнями в русле. Вдоль ПБ простая шивера, также с камнями в русле. Для дальнейшего движения есть два варианта – пройти по прямой 100 м до заводи у ЛБ и уже оттуда стартовать в основную часть порога. Или, пройдя по прямой 50 м (после ЛП), сделать крутой ПП и, маневрируя между обливняками, сразу зайти в основную часть порога. Мы выбрали второй вариант.
Протяженность основной части порога -  250 м. После ПП, в начале основной части порога посредине русла – небольшой остров (напоминает остатки ряжевой стенки). Протока справа от него мелкая, непроходная. Посреди левой протоки – бочка, между ней и ЛБ мелко. Проход по левой протоке между бочкой и островом. Он требует аккуратного захода, т.к. вдоль острова отмель с камнями, скрытыми под водой.
За первой бочкой – плита, залитая водой и окруженная косыми валами.
Далее – по основной струе с косыми валами к ПБ. После чего порог несколько успокаивается. На выходе из порога – слив по плите (0,7 м), перегораживающей всю реку, и сразу за сливом – бочка.
Очень много камней в русле на протяжении всего порога.

В S-образном повороте после ПП мы причалили к мысу перед ЛП, заметив неплохое место для зачаливания. Это место удобно, чтобы после осмотра пройти порог целиком. Но можно, сделав ЛП, обогнуть мыс и, пройдя прямую простую чать порога, зачалиться к ЛБ перед ключевой частью порога, что существенно сократит хождение по берегу.

78,00

4:40

Порог Корпикоски

N 65.21784° E 30.52274°
На выходе из озера в правой бухте между островами
Можно посмотреть по ЛБ
L - 150 м

Три протоки между двумя островами и берегами реки. Выбрали левую протоку. Заход по узкому сливу, затем шивера, в левом повороте огибающая мыс ЛБ.
О просмотре не пожалели, т.к. в протоке торчали доски и арматура, которые очень даже можно было задеть.

Нас привлекла очень красивая поляна с цветущем иванчаем на южном берегу озера. Времени было достаточно. И мы решили пристать и найти место для ночевки, чтобы провести время в этом красивом месте.
Для просмотра порога достаточно было просто взглянуть на него, остальные 20 минут были потрачены не на просмотр порога, а на поиск стоянки.

84,50

24:32

5:05

0:05

Стоянка на ЛБ рядом с остатками разрушенного моста

Стоянка на ЛБ после порога Корпикоски у остатков разрушенного моста.

Грибное и рыбное место.
Пешком можно дойти до автомобильного бетонного моста. За ним нужно пройти около 100 метров на запад, здесь небольшой пяточек, где есть Мегафон и МТС (нужное место помечено лентами на ветках).

Разрыв страницы

2:00

Порог Поалла

N 65.20329° E 30.50834° - первая ступень
За пологим ЛП. Явных ориентиров нет.

N 65.20111° E 30.50769° - вторая ступень.
За широким плёсом после первой ступени.

Осмотр порога по ЛБ
L - 450 м (всего порога)
L - 150 м (2 и 3 ступень)

Порог состоит из трех ступеней. Первая ступень короткая (40 м) и простая с небольшим сливом и валами. Бочка в русле легко обходится. Можно идти сходу, без осмотра. В некоторых отчетах упоминается, как отдельный порог Таппара.
До следующей ступени 200 м плёса. Перед ступенью зачаливаемся к ЛБ для осмотра.
После плёса левая половина русла перегорожена камнями. Проход второй ступени (70 м) у ПБ по пологому сливу с мощным течением. Струя направлена по диагонали от ПБ влево. На входе череда мощных валов (до 0,8 м), затем волнение несколько успокаивается. Ступень проходится по основной струе.
Окончание шиверы второй ступени фактически упирается в начало третей ступени. Здесь русло от берега до берега перегорожено крупными камнями. Сложность представляет нахождение с воды правильного захода, т.к. с высоты байдарки он не виден. При неправильном заходе можно не только зависнуть на камнях, но и упереться в отвесный (1 м) слив с бочкой. Точка захода определяется при осмотре с ЛБ. Проходится ступень ближе к ЛБ по крутому сливу (высотой более 1 м) с хорошей бочкой. Далее короткая шивера, которая, фактически, находится уже в границах одноименного озера.
После второй ступени для отдыха и осмотра можно зачалиться в улов у ЛБ перед третьей ступенью. Мы проходили вторую и третью ступень одновременно, без остановки.

Озеро

Стоянки на ЛБ озера.

Стоянок множество на любой вкус.

Водитель отказался забрать нас из посёлка Войница, сославшись на введённые ограничения, и мы были вынуждены завершить маршрут.

Поэтому, с одной стороны, было жаль, что не прошли реку до конца. С другой стороны, появилась отличная возможность покататься по одному из топовых порогов на реке.

14.07.2020

89,00

27:17

Днёвка

К вечеру обнесли порог Поалла в обратном направлении и вернулись против течения на стоянку у озера Корпиярви.

Здесь машина может подъехать вплотную к стоянке, и не придётся носить вещи.

При выброске ещё используют стоянку под мостом, но там темно и сыро, хотя мост можно использовать в качестве навеса.

Разрыв страницыДальнейшее описание сплава составлено на основании лоций и отчетов других групп, прошедших маршрут до посёлка Войница. Данное описание добавлено в отчет для полноты лоции и удобства её использования последующими группами.
При расчете времени на данном участке использовалась средняя скорость 6 км/ч. Километраж и расчет времени ведётся от стоянок у порога Поалла.

Стоянка на ЛБ

Озеро Поалла

В западной части озера широкий выход реки

89,30

27:17

Порог Ристикоски

За вторым островом после озера

Пологий слив и валы (0,4 м). Идётся сходу.

Озеро Тарайсъярви

сразу за порогом Ристикоски

90,50

93,50

27:57

Озеро Аллаярви

94,40

Выход из озера

Выход из озера по протоке левее острова.

94,60

28:07

1:15

Шивера

Сразу после выхода из озера

95,20

Озеро Верхнее Куйто

Скорость передвижения сильно зависит от силы и направления ветра.

Зачалиться для антистапеля можно через 10 км на левом (западном) берегу в заливе перед поселком Войница, но это если удастся договориться с водителем по выброске из этого места, или штатно идти до залива после посёлка (через 12 км после устья Пистайоки).

107,50

30:17

3:25

2:10

Антистапель

На северо-западном берегу в заливе за посёлком Войница

Краткое описание прохождения маршрута, схемы и фотоматериалы

День 1. 07.07.2020. Озеро Кимасъярви – пор. Сакал (II) – пор. Захар (III) – озеро Куелилампи

До начала маршрута удобнее забрасываться из Лоухов. Выброску после окончания маршрута удобнее делать до Кеми. Но мы в Карелию приехали на машинах, поэтому нам нужно выбрать один населённый для заброски и выброски. В этом случае удобнее оставить машины в Кеми, отсюда забрасываться и сюда выбрасываться.

Приехали мы в Кемь после около двух ночи, сразу перегрузились и тронулись в путь к началу маршрута. Дорога до озера Кимасъярви заняла около 5 часов.

В пути удалось немного подремать. Одна дорога от Москвы была непростой, и мы, поставив палатки, перед стапелем пару часов поспали.

Стартовав от разрушенного моста и вскорости подойдя к порогу Скал, мы очень удивились сильному падению реки и мощному течению в пороге. Подобного мы не встречали на других реках Карелии, поэтому подумали, что осматривать порог Сакал всё-таки было необходимо, тем более это первый порог на реке.

Мощное течение в этом и всех остальных порогах было связано с очень высоким уровнем воды, из-за которого на Подужемской ГЭС сбрасывали воду (о чем впоследствии нам рассказал наш водитель).

Вскорости после порога Сакал мы достигли порога Захар. Прохождение порога – это прохождение через сложную систему множества островов. Рекомендация из лоции «желателен осмотр с «ключевого» острова» оказалась слишком абстрактна, определить «ключевой остров» было затруднительно, поэтому шли без предварительного осмотра. Именно это обстоятельство дало импульс написанию новой лоции, представленной в настоящем отчёте, чтобы более подробно раскрыть нюансы прохождения порогов этой замечательной реки.

Чтобы разгрузить первый день сплава после дальней дороги, планировали остановиться на озере Куелилампи, пройдя только два порога. С другой стороны, если пойдётся хорошо, можно было дойти до порога Падун, чтобы покататься на нём.

Однако, в реке Пистайоки на всём её протяжении очень много острых камней. Подобного мы также не встречали на других реках Карелии. В результате стоянка на озере Куелилампи после порога Захар была не только запланированной, но и вынужденной.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 1. Начало порога Сакал.

Фото 2. Уже первые валы порога Сакал потребовали активной работы.

Фото 3. К камням, что впереди у правого берега, сильно наваливает течением.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки
Фото 4-1. Космический снимок порога Захар.

Фото 4-2. Космический снимок порога Захар с нанесенным треком.

Фото 5. Схема порога Захар из отчета о походе 2011 года спортивных групп
ГОУ ООЮТЭ ЮОУО ДО г. Москвы (библиотека МГЦТК № 7219).
Руководители – Божева И.М., Устинов С.В. и Макаров А.В.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки
Фото 6. Впереди первый остров, протока слева от него (с бревнами в русле) непроходная. Порог начинается бочкой справа от острова (прямо по курсу).

Фото 7. Первая бочка. Дальнейшее движение правее следующего острова
(прямо по курсу).

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки
Фото 8. Проход между островом и обливняком (виден справа по борту). Впереди по курсу остров, который нужно обходить справа через вторую бочку на пороге.

Фото 9. Поворачиваем после слива, чтобы обойти справа остров.

Фото 10. Слева по борту, у острова бочка – нам туда.

День 2. 08.07.2020. пор. Змеиный (III) – пор. Соленый (II) – пор. Падун (III) – озеро Мандуярви – пор. Межозерный

Собрались. Вышли.

У нас в треке на навигаторе первое препятствие – несложный слив был отмечен, как порог Змеиный. Поэтому, памятуя вчерашние пороги, остановились и посмотрели. Всё оказалось достаточно просто, поэтому попрыгали в лодки и прошли походным строе. Можно было не осматривать.

Следующим порогом был порог Змеиный. Для байдарок нужно посмотреть, т.к. мощный вал в сужении на повороте требует аккуратного прохождения. Хороший порог в стиле Мураша и Краснобыстрого на Керети. При заходе выбрали протоку левее острова., что потребовало активного маневрирования при обходе острова. Прошли поочередно со страховкой с берега.

Вскорости порог Солёный. Осмотра требует косой S-образный слив в конце порога. Хороший порог, на голову выше того же Ойнегайне на Охте, но до тройки не дотягивает.

После порога пристали к характерной скале на правом берегу. Посмотрели правую протоку порога Падун. В отсутствии мощной левой протоки или в случае стоянки перед порогом можно было бы и пройти – хорошая двойка, только не понравилась мелкая шивера на выходе. Отчалили и пошли искать «настоящий» порог Падун в левой пороге. Окружающая тишина и спокойная гладь залива никак не предвещали, что нас ждёт уже через несколько минут.

Рядом с Падуном нужно вставать на ночёвку или даже устраивать днёвку, что насладиться прохождением этого замечательного порога. Не только водопадный слив, но и последующая шивера требуют внимательного осмотра и выбора линии движения, т.к. течение в пороге очень быстрое, времени на принятие решения мало, а камней и многочисленных сливов в русле предостаточно. Посмотрели. Расставили страховку. Прошли поочередно.

Вскорости после порога были две шиверы. Вторая на левом повороте, вполне достойная, по большой воде на уровне второй категории.

Затем было ещё одно характерное препятствие для Пистайоки – проход под разрушенным мотом. Нужно выбрать достаточно полноводный проход между опорами, при этом должно хватить места по высоте, чтобы даже пригнувшись не задеть торчащие вниз брёвна. Возможно группам на катамараных некоторые из разрушенных мостов нужно обносить.

Далее любовались красотами окружающей природы, проходили отдельные шиверы, дошли до озера Мандуярви. Вечером на озере была спокойная вода, и мы с большим удовольствием дошли до ночевок на острове в юго-восточной части озера, рядом с порогом Межозёрный. Хороший порог. Не менее интересный, чем Охтопорог на Охте. Приятно покатать и вечером, и утром.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки
Фото 11. Слив перед порогом Змеиный.

Фото 12. Прохождение слива. Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 13-1. Космический снимок порога Змеиный.

Фото 13-2. Космический снимок порога Змеиный с нанесенным треком.
На снимке также отмечено начало порогОтчет о водном туристском походе по реке Пистайокиа.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 14. Остров на входе. На переднем плане левая протока.

Фото 15. Остров на входе. Вид против течения. Хорошо видна правая протока.

16. Бочка с мощным валом на повороте.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 17. Впереди остров вначале порога Змеиный.

Фото 18. Обход обливняка (справа по борту) перед левой протокой. Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 19. В левой протоке.

Фото 20. Обходим левый берег после протоки. Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 21. Вход в бочку с валом на левом повороте.

Фото 22. Прохождение бочки. Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 23. Выходная шивера порога Змеиный.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 24-1. Космический снимок порога Солёный.

Фото 24-2.Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки Космический снимок порога Солёный с нанесенным треком.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 25. Водоскат с косой бочкой.

Фото 26. Проходим водосОтчет о водном туристском походе по реке Пистайокикат.

Фото 27. Подходим к S-образному сливу.

Фото 28. Впереди бочка S-образного слива порога Солёный. Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 29-1. Космический снимок порога Падун. Снизу видна правая протока.

Фото 29-2. Космический снимок порога Падун с нанесенным треком.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 30. Заход в правую протоку. Справо видно начало ключевого вала.

Фото 31. Ключевой вал правой протоки порога Падун.

Фото 32. Заход в порог Падун по левойпротоке. Впереди ключевая ступень (водопад).

Фото 33. Непосредственно перед водопадом, наваливает на правый берОтчет о водном туристском походе по реке Пистайокиег.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 34. Водопад порога Падун в левой протоке.

Фото 35. Прохождение порога Падун.

День 3. 09.07.2020. пор. Межозерный (III) - озеро Вихельтаярви

Собрались. Обносить вещи далеко, порог вполне проходится груженым, поэтому погрузились. Расставили страховку и пошли.

После порога Межозёрный – озеро Хирвасъярви.

От озера Хирвасъярви и до озера Вихельтаярви всего около 4 км, но это очень динамичные 4 км. Непрерывно друг за другом следуют шиверы, некоторые из них заслуживают вторую категорию.

По мере движения начался мощный ливень, а за ним – гроза. При выходе в озеро Вихельтаярви молнии били уже достаточно близко. Решили не рисковать и пристали к берегу. Так как удар молнии по лодке на озере – это не то, что мы искали в этом походе.

Ливень продлился до самого вечера, поэтому решили остаться на стоянке до утра.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 36. Закат над озером Мандуярви.

Фото 37. Лилии у порога МежозОтчет о водном туристском походе по реке Пистайокиёрный.

Фото 38. Левая протока широкая вначале,
мелкая за поворотом

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 39. Вид на порог Межозёрный от стоянок.

Фото 40-1. Космический снимок порога Межозёрный.

Фото 40-2. Космический снимок порога Межозёрный с нанесенным треком.
На снимке также отмечено начало порога и стоянка.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки
Фото 41. Слив на входе порога.

Фото 42. Входной слив и следующий за ним остров.

Фото 43. Прохождение слива.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 44. Выходная шивера после острова.

День 4. 10.07.2020. Озеро Вихельтаярви – пор. Лужма (II) – пор. Семиповоротный (III) – пор. Одинокое дерево (II) – оз. Муасъярви – пор. Курки

Собрались. Вышли. Пара шивер до озера Пистаярви.

О вот самое большое озеро на реке. Озеро Верхнее Куйто не в счет, там река уже заканчивается.

Озеро нас встретило встречным ветром и волнением. Шли от острова к острову, в целом сохраняя южное направление. Перед одним из заключительных островов ненадолго остановились, чтобы размяться и попить чайку. Вместе с короткой остановкой на 11 км озера потратили чуть больше двух часов. Неплохо.

После озера динамичный порог Лужма, хорошая разминка перед Семиповоротным. Отлично покатались на валах.

Далее озерцо и пара шивер в ожидании Семиповоротного.

После встречного ветра на озере Пистаярви накопилась некоторая усталость, поэтому при прохождении порога Семиповоротный необходимо было правильно распределить свои силы. Этот порог требует непрерывной работы и лавирования по волнам, чтобы не быть опрокинутым.

За Семиповоротным разлив и ещё один порог – Одинокое дерево, короткий, но красивый.

Далее озеро Муасъярви, вытянутое с северо-запада на юго-восток. По берегам видно множество открытых солнечных стоянок. Но наша цель – порог Курки.

На левом повороте перед порогом Курки увидели удобное место для зачаливания. Рядом с ним можно было встать на стоянку, но темно и далеко до порога. Пошли смотреть порог и более удобные места для стоянок ближе к порогу. И такая стоянка есть, небольшая, но для нашей группы в самый раз.

Осмотрели порог Курки и поняли, что груженным его проходить затруднительно, слишком сложно будет удержаться в бочке, а киль в ней неприемлем. Потренировались в прохождении порога. Все попытки обошлись без киля, но мнение проходить порог только налегке упрочилось.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки
Фото 45. Впереди порог Лужма.

Фото 46. Начинаем раскачиваться на волнах порога.

Фото 47. В пороге Лужма.

Фото 48. В пороге Лужма.

Фото 49-1. Космический снимок порога Семиповоротный.

Фото 49-2. Космический снимок порога Семиповоротный с нанесенным треком.
На снимке также отмечено начало порога и стоянка. Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки
Фото 50. В первой части порога Семиповоротный.

Фото 51. В пороге Семиповоротный.

Фото 52. Впереди первый остров. Обходим слева.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 53. Повернули после первого острова.

Фото 54. Впереди по левому борту еще один остров. Обходим справа.

Фото 55. Повернули за второй остров (слева виден его берег).
По правому борту – обливняк.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки
Фото 56. Идём вдоль второго острова.

Фото 57. Выходная шивера порога Семиповоротный.

Фото 58-1. Космический снимок порога Одинокое дерево.

Фото 58-2. Космический снимок порога Одинокое дерево с нанесенным треком. Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 59. Впереди порог Одинокое дерево. Проход прямо по курсу, справа от дерева.

Фото 60. Первый слив порога. Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 61. Катаемся на валах первой ступени.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки
Фото 62. Вот такая динамичная довечка.

Фото 63. Впереди – выходная щивера порога Одинокое дерево (вторая ступень).

Фото 64. Здесь тоже весьма динамично.

День 5. 11.07.2020. пор. Курки (III) – пор. Петух (II) – пор. Грива (II) – оз. Вайкульское – пор. Фурляляй (III) – порог Имисев

Собрались. Отнесли вещи за порог. Пошли. Всё стабильно, все экипажи прошли порог Курки без киля. Очень мощный и красивый порог. Сильная бочка, мощная выходная шивера. Однозначно третья категория. Встречающиеся упоминания о второй категории возможно уместны для порога только при малой воде, но никак при большой.

Погрузились после порога Курки и вышли в путь. После шиверы прошли красивый порог Путух. Вскорости мощная шивера, после которой левый поворот, и нужно пристать к левому берегу посмотреть порог Грива. Мощный порог, хоть и двойка. Посмотрели и прошли походным строем.

Меньше, чем через 3 км после порога – Вайкульское озеро. Идём на юг. Нам повезло, погода спокойная, поэтому 4 км по озеру прошли быстро. А там и разрушенный мост. Из воды торчит обгоревший остов. Пристали к левому берегу, чтобы с высоты разглядеть наиболее безопасный проход.

За мостом пара шивер и за крутым левым поворотом порог Фурляляй (он же Вайкульский каскад). Порог можно весь осмотреть по левому берегу, главное – заключительный мощный слив с бочкой. Либо пройти сходу первую часть порога и пристать к левому берегу в первой бухте по левому берегу. И там уже немного пройти и посмотреть ключевой слив с бочкой.

Мы пристали к левому берегу и прошли, как думали, до конца порога. На самом деле остановились перед первой бухтой и ключевой участок не увидели. Пошли порог походным строем. Первый экипаж сходу влетел в бочку, но успешно её преодолел. Следующие два экипажа очень удивились, когда первый без видимых причин сперва исчез на их глазах на несколько мгновений, а потом появился взлетая на волнах. Так второй и третий экипаж были предупреждены о мощном сливе, и успели подготовиться.

После порога семикилометровый переход и пристаём к правому берегу перед порогом Имисев. Встали, пошли осмотреться. На холме увидели отличные просторные стоянки. Решили встать здесь. Пошли смотреть порог.

Порог Имисев – красивый, с двумя мощными ступенями – шиверами. Вторая шивера начинается бочкой. Каждая стоянка перед порогом всегда представляет замечательную возможность покататься и получить удовольствие.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 65-1. Космический снимок порога Курки.

Фото 65-2. Космический снимок порога Курки с нанесенным треком.
На снимке также отмечено начало порога и стоянка.

Фото 66. Ключевая бочка порога Курки

Фото 67. На фото видно, что ступень с бочкой перегораживает всё русло.

Фото 68. Катаемся по порогу. Экипаж проходит бочку.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 69. Экипаж проходит бочку.

Фото 70. Заходная шивера порога Курки.

Фото 71. На краю бочки.

Фото 72. На краю.

Фото 73. Заходим в бочку.

Фото 74. Выходим из бочки порога Курки.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 75. Валы сразу за бочкой. В правойц части кадра виден слив у правого берега.

Фото 76. Валы за бочкой. Идём к правому берегу.

Фото 77. Идём к правому берегу.
Впереди виден небольшой «плёс» между двумя шиверами порога Курки.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 78. Заканчивается первая шивера.

Фото 79. Выходная шивера порога Курки.

Фото 80. Работать нужно до конца порога.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки
Фото 81-2. Космический снимок порога Петух.

Фото 81-2. Космический снимок порога Петух с нанесенным треком.

Фото 82. Впереди порог Петух.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 83. Заход по слуиву между островом (слева)
и отмелью с пенными струями (справа).

Фото 84. Спереди бочка и выходная шивера.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 85. Родео на пенных валах.

Фото 86-1. Космический снимок порога Грива.

Фото 86-2. Космический снимок порога Грива с нанесенным треком.
В верхней части видна предшествующая шивера.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 87. Входная протока порога Грива между левым берегом и первым островом.

Фото 88. Входная протока с воды.

Фото 89. Впереди второй остров и крутой левый поворот со сливом.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 90. Слив после левого поворота.

Фото 91. Перед сливом порога Грива после левого поворота.

Фото 92. Вал после слива. Справа по борту – обливняк.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 93. На валах после слива.

Фото 94. Заключительный слив с бочкой порога Грива.

Фото 95. Заключительный слив с бочкой. Далее видна выходная шивера.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 96. Проходим бочку заключительно слива.

Фото 97. Выходная шивера.

Фото 98-2. Космический снимок порога Фурляляй.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки
Фото 98-2. Космический снимок порога Фурляляй с нанесенным треком.

Фото 99. Заход в порог Фурляляй после левого поворота.

Фото 100. Первый слив порога.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 101. Шивера, идём вдоль левого берега. Впереди можно угадать первый остров.

Фото 102. Начинаем обходить в правом повороте первый остров (виден на фото).

Фото 103. Обливняк с бочкой у левого берега после правого поворота.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 104. Впереди второй остров порога Фурляляй. Идём левой протокой.

Фото 105. Обливняк с бочкой у левого в левой протоке второго острова.

Впереди слева по борту угадывается первая бухта.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 106. Выходная валы в левой протоке второго острова.

Фото 107. После второго острова. Впереди слева по борту видна вторая бухта.

Фото 108. Отмель с обливняками у правого берега.
Впереди угадываются валы после бочки.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 109. Впереди ключевой участок порога Фурляляй.

Фото 110. Первый экипаж влетает в слив с бочкой.

Фото 111. Пробиваем бочку.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 112. Выходные валы после бочки.

Фото 113. Ключевой участок перед вторым экипажем.

Впереди на волах угадывается первый экипаж.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 114. Заключительные валы порога Фурляляй.

День 6. 12.07.2020. пор. Имисев (III) – пор. Талии (II) – пор. Хирви (III) – озеро Корпиярви – пор. Корпикоски

Собрались. Погрузились. Прошли порог Имисев. Погода блеск.

Пара шивер и вот уже порог Талии. Красивый сильный порог. На Пистайоки даже двоечные пороги маленькие троечки. О реки мы получали большое спортивное и эстетическое удовольствие. Потратили очень много времени на переходы по берегу, т.к. удобная чалка была достаточно далеко от самого порога. Подробнее о самом пороге – см. лоцию выше.

Меньше километра и еще один порог – порог Хирви. Пристали, посмотрели, прошли поочередно.

Еще три километра – и озеро Корпиярви. Очень живописное озеро. Плыли по нему в спокойном ритме. Маршрут практически пройден, торопиться некуда. Есть время полюбоваться природой. Озеро длинное (6 км). За счет многочисленных изгибов ветер на озере сильно не разгоняется, или нам просто повезло с погодой. Увидев на южном берегу красивую поляну всю покрытую с цветущим иван-чаем, мы отказались от идеи дойти до порога Поалла. Остановились рядом с цветущей поляной и пошли искать стоянку. Хорошее место нашли на левом возвышенном берегу после порога Корпикоски, рядом с остатками разрушенного моста. Есть места еще дальше по берегу, но они тёмные и с комарами.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 115. Космический снимок порога Имисев с нанесенным треком.

Фото 116. Перед первой ступенью порога Имисев.

Фото 117. Начало порога Имисев.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 118. Шивера первой ступени. Виден пологий правый поворот.

Фото 119. Катаемся на волнах.

Фото 120. Заключительная шивера первой ступени порога Имисев.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 121. Расслабляться нельзя. Работаем до конца.

Фото 122. Перед левым поворотом, за которым вторая ступень.

Фото 123. Вторая ступень в прямой видимости.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 124. Входим во вторую ступень порога Имисев.

Фото 125. Косые валы перед бочкой во второй ступени.

Фото 126. Впереди бочка. Справа по борту – обливняк.

Фото 127. Бочка.

Фото 128. Выходная шивера порога Имисев.

Фото 129. До конца порога нельзя терять концентрацию.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 130. Слив и первый вал порога Талии.

Фото 131. Бочка за первым валом и выходная шивера

Фото 132. Заход в порог по сливу.

Фото 133. Первый вал.

Фото 134. Прошли первый вал, дальше не легче.

Фото 135. Штурмуем бочку.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 136. Вид с берега на штурм экипажем бочки и выходную шиверу.

Фото 137. Космический снимок порога Хирви с нанесенным треком.

Фото 138. Бочка и остров в начале основной части порога, проход между ними.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 139. Прямой участок в начале порога. Справа впереди виден поворот реки, после которого начнётся основная часть порога. Можно зачалиться впереди у левого берега.

Фото 140. Начало основной части порога. Идём между островом (справа по борту)
и бочкой, что спереди-слева по курсу.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 141. Бочку оставляем слева по борту.

Фото 142. За первой бочкой проходим плиту с косыми валами.

143. Выходная шивера порога.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

144. Бочка в конце порога Хирви.

Фото 145. Начало порога Корпикоски.

Фото 146-1. Вид на озеро Корпиярви с берега.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 146-2. Когда цветёт Иван-Чай.

День 7. 13.07.2020. пор. Поалла (III)

Собрались. Вышли.

До железобетонного моста – 5 минут. Еще 15, и мы дошли до первой ступени порога Поалла. Пристали, посмотрели. Всё просто. До основной части порога далеко, поэтому прошли первую ступень и зачалились к левому берегу для осмотра второй и третей ступеней.

Торопиться некуда. Поэтому разгрузились на берегу, решив встать на стоянку рядом со второй ступенью.

Порог очень красивый и мощный. Осмотрелись. И прошли налегке.

В конце порога на левом берегу у озера отличные, просторные и светлые стоянки. Перенесли вещи от второй ступени к озеру.

Поалла - ещё один порог на реке, рядом с которым можно и нужно останавливаться не только на ночёвку, но и на днёвку, чтобы с удовольствием, не жалея времени, покататься по его пенным гребням.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 147-1. Космический снимок порога Поалла.

Фото 147-2. Космический снимок порога Поалла с нанесённым треком.

Фото 148. Вторая ступень порога Поалла.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 149. Вторая ступень порога. Впереди видно одноименное озеро и тонкую белую полоску третей ступени.

Фото 150. Вдалеке видна вторая ступень. У левого края – начало третей ступени.

Фото 151. Третья ступень порога Поалла.

Отчет о водном туристском походе по реке Пистайоки

Фото 152. Заходим во вторую ступень.

Фото 153. Проходим вторую ступень порога Поалла.

Фото 154. Финальная бочка порога Поалла.

День 8. 14.08.2020. Днёвка

Исследовали возможные варианты выхода с порога. Ничего не понравилось. И к вечеру обнесли порог в обратном направлении и против течения вернулись на предыдущую стоянку. Здесь машина может подъехать вплотную, ничего и некуда носить не надо.

После чего пошли позвонить водителю подтвердить нашу встречу для выброски с маршрута. Мобильная связь (операторы Мегафон и МТС) есть на небольшом пяточке на дороге восточнее бетонного автомобильного моста. Место связи обозначено разноцветными ленточками на кустах.

Использованные материалы

1. Лоция на сайте Афанасенкова М.А. (именно эта лоция чаще всего приводится в отчетах): "http://www.afanas.ru/myreport/pista/pis_to.htm" rel="nofollow"

1. Комментарии к лоции на сайте «Ветер перемен»:
    "https://weter-peremen.org/biblioteka/otchety/voda/kareliya/pista-2011" rel="nofollow"

1. Отчет на сайте турклуба Перово о походе по руководством Григорьевой Т.:
    "http://tk-perovo.ru/index.php?id=110" rel="nofollow"

1. Отчет из библиотеке МГЦТК (tlib.ru) № 7219 – отчет о походе 2011 года спортивных групп ГОУ ООЮТЭ ЮОУО ДО г. Москвы (руководители – Божева И.М., Устинов С.В. и Макаров А.В.)

1. Картографические материалы – сайт "https://nakarte.me" rel="nofollow"

Транспортная доступность

Заброску и выброску мы осуществляли из города Кемь, куда удобно добираться на машине. Если ехать на поезде, то дешевле и проще забрасываться из Лоухов, а выбрасываться в Кемь.

Выводы и рекомендации

1. Пройден интересный маршрут по красивой реке.
  2. По большой воде река очень мощная и требует аккуратности на всём протяжении.
  3. Не рекомендуется в качестве первой реки третьей категории.
  4. Помимо настоящего отчета рекомендуется ознакомиться с видеоотчетом о нашем сплаве: "https://www.youtube.com/watch?v=frfVhG41DWA" rel="nofollow"
  5. После прохождения реки Пистайоки представляется удобная возможность (при наличии погоды) посетить Соловки. Мы же в этот раз поехали смотреть самую загадочную гору Карелии – Воттоваару, первый бальнеологический курорт России – Марциальные воды, Богородице-Рождественский Ферапонтов мужской монастырь (и фрески Дионисия) и один из крупнейших монастырей в Европе – Кирилло-Белозёрский монастырь.

Источник : "http://tkmai.ru/heading/papers/2130/Karelia_Pitsaioki_jul_2020_Pimenov.htm" rel="nofollow"