16 января 2013
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V

Дата: 2004 г.

Автор: А. Жук

Источник: Турклуб "СПЛАВ" (Приморский край, г. Владивосток)

Началось все 26-07. Сейчас кажется, так давно… И так долго еще до следующего лета, тем более тут, в Москве, где чувствуешь себя почти декабристом, про которых Герцен, кажется, писал: "страшно далеки они от народа"… Соскучилась ;-)

Летописцев у нас в группе два: один официальный - Оля Городничая, другой спонтанный - эт я. В походе пишу обычно просто для себя, а тут вот пришлось впервые писать "прилюдный" отчет. Пишу, соответственно, имея на руках и Олин, и свой дневник, так что частенько буду цитировать "официальный источник"… Места, процитированные из Олиного дневника, помечены курсивом и примечанием "О.И."

Выехали из Владивостока 26, точнее уже 27-го июля ночью, в 1-34, поездом Владивосток-Новокузнецк. Самое яркое, пожалуй, воспоминание о дороге, - неестественно чистый вагон. Проводники - отец с дочерью - полы мыли практически непрерывно, а в местах общественного пользования постоянно присутствовала туалетная бумага…

Нас 12, как у Блока (что-то меня на революционные темы потянуло, не к добру…), 9 из Владика, трое хабаровчан. Если по экипажам, то так:

Кат 4:

1. R, Кариков Геннадий Григорьевич, всуе "шеф"
  2. Проломов Саня
  3. Лавыгина Наталья
  4. Жук Алена, т.е. я

Кат 2:

1. Леонтюк Павел Евгеньевич, в народе Евгеньич
  2. Фролова Света (Гюльчатай)

1. Середа Коля
  2. Оля Гофман-Городничая
  3. Хабаровская двойка:
  4. Перехода Саша
  5. Семенчуков Петя, проще - Петрович

…Петрович был особенно любим в команде, поскольку имел статус бессменного "разливая" горячительных напитков, и не раз близкие и не очень окрестности Байкала слышали звучное "Пе-тро-ви-и-ич!!!", что означало "пора к станку…"

Два слова о "начальниках": руководитель похода - Евгеньич. Соответственно, ему и карты в руки. Штабные. А шеф - Геннадий Григорьевич - имеет безусловно счастливое выражение лица от того, что наконец-то сбылась мечта: он идет в поход действительно участником. НЕ НАДО НИКЕМ РУКОВОДИТЬ!!! Еще не раз у нас на катамаране вытянется лицо от удивления, когда уши услышат: "ребят, а может, зачалимся, ягодку пособираем, кофейку сварим, а?" Кто ходил с шефом, меня поймет… А вам, Геннадий Григорьевич, мои аплодисменты.

Мы заходим на Снежную с юга. До Улан-Уде - поездом, дальше - машина до Баян-Гола (бурятский поселок), а потом еще до зимовья на тракторах около 26 км. От зимовья должны быть лошади (ох уж эти лошади, не зря Евгеньич шутил на вокзале перед камерой: "…лошадей не будет!!!"). На бедных животных теоретически должно быть навьючено около половины груза, другая половина - опять же теоретически продолжает оставаться навьюченной на бедных туристов… Лошади идут до перевала Бархе-Даба, оттуда до Снежной - вниз да рукой подать, а там дальше стапель и вода… Таков был план. Что получилось реально - читайте дальше…

Есть еще другая группа, они выехали из Владика 21-го июля и будут заходить на реку с севера, через Патовые озера. Там 8 человек, Кроха - за главного, и у них должна быть очень тяжелая пешка, больше 100 км с полным грузом… Когда я писала в дневнике эти строки, они уже шли вовсю… Удачи ребятам.

Состав северной группы

1. Кравцов Игорь
  2. Вадик Анненков

29 августа

Едем. Едем весело, в карты режемся и хохочем, если не сказать ржем… Спать ложимся в 5-6 утра. Не знаю, кто как, а я в карты играю, как правило, 2 раза в год: в поезде, по дороге в поход и обратно… Такая вот закономерность.

Оля выдала всем "партийное задание": написать самим себе и группе пожелания и напутствия на поход. Вот что получилось:…

Паша Леонтюк: "Очень рад, что идея клуба состоялась. Мы собрались с кем хотели, у нас классные отношения в группе, у нас впереди столько радостей, что хочется поделиться…"

Кариков Геннадий Григорьевич: "Собрались такой компанией, что уже одно это - восторг души. Не измените себе!"

Лавыгина Наташа: "Сегодня говорилось, что главное в жизни - впечатления. Но кроме этого в жизни еще сеть воспоминания. Мне очень хочется, чтобы воспоминания об этом походе мы рассказывали внукам"

Перехода Саня: "Уважаемые друзья! От всей души поздравляю вас с началом нового похода на реку Снежная. Желаю вам семь футов под килем, вернуться всем из похода живыми и здоровыми"

…Как сказал, а?

Колупаев Вадик: "Настоящему индейцу нужно только одного! О лучшем я и не мечтал"

Семенчуков Петя: "Дорогие друзья, уважаемые дамы! Как хорошо, что мы в месте и идем на речку. Будьте здоровы и счастливы!"

Проломов Саня: "Привет, чуваки-туристы! Безумно рад, что все задуманное сбывается. Ура, на волю, в пампасы! Компашка образовалась - супер, веселая, дружная. Надеюсь, на реке тоже будет все прикольно. Так будем получать удовольствие от общения с природой и друг с другом. P.S. Кстати, хороший повод выпить!"

Жук Алена: "У Митяева есть песня: "Лето - это маленькая жизнь". Каждый поход - это тоже целая жизнь. И здорово, что она у нас еще впереди, тем более - в такой душевной компании…"

Городничая Оля: "Однажды… 14 лет спустя. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Нарушая привычный уклад жизни, появилась хорошая возможность получения оргазма от самоистязания"

Оля - из клубовского набора 1986-го года, одна из первых трех КМС (1990). После 14-тилетноего перерыва - снова в строю… Надеюсь, надолго.

О.И.: Вечером наш врач Вадик лечил Павла Евгеньевича после сыгранного накануне футбольного матча… Снес полноги. Вадик обдирал воспаленную шкуру, старался изо всех своих медицинских сил. Евгеньич вынес все мужественно - настоящий "кабан".

Далее день ознаменовался нахождением забытых и потерянных вещей. Коля Середа совершенно неожиданно обнаружил пакет с колбасами, салом, сыром и водовкой, который, мы были в этом уверены, остался у Бори Фейгина.

Далее в рюкзаке моем (Гофман-Городничая) объявился первый сюрприз - завернутый в газетку и пакет кирпичик… Спасибо тебе, Борюсик, от всей души за подарок.Спустя некоторое время находим у Середы по запаху пакет с перьями и пухом от общипанной (и съеденной накануне) дикой утки. Так вот откуда зловоние!

Вечером около 19 должны быть в Улан-Удэ. Так оно и получилось. Улан-Удэ встретил дождем. Нас уже ждал микроавтобус.

В Улан-Удэ заехали в аптеку и в магазин за продуктами. Цены на продукты в целом ниже чем у нас. От Улан-Удэ до Баянгола 460 км, общее время в пути с момента выезда из города 21.45 - 7.40 = 9.55, - почти 10 часов…

О.И.: Дорога до Баянгола проходила в экстремально сжатых условиях. Утрамбованные туристы-водники вместе с рюкзаками в течение 10 часов добирались до бурятской деревни. Перепутав в ночи повороты, проскочили указатели, кстати, исключительно на родном бурятском языке, что давало огромную пищу для размышлений: "ни хрена не понятно…"

По дороге останавливались в закусочной, называется "АЛТАН ТУЯА" - по-русски "золотой луч". На двери забавная вывеска: "закрывайте двери, как дома холодильник". Действительно, что-что, а холодильник оставлять открытым не принято… Народ налопался поз (если кто вдруг не знает, - это такие большие пельмени , приготовленные на пару. Как манты, только бурятские. Помню, несколько лет назад меня сразила наповал красочная вывеска на главной улице Северобайкальска - "Горячие позы". Искренне задумалась, а не бордель ли это…). Наше кулинарное "открытие" - бухлеор - бульон с большим куском мяса на кости, очень густой, наваристый, с картошкой. Мясо в тарелке - горкой, как башня. Вообще буряты без мяса - не буряты. Иногда даже жалко, что я его не люблю…

Дорога до Баянгола неплохая, примерно до середины (д. Петропавловка) - асфальт, дальше - грунтовка. Боялись, что будет мокро, но ничего, доехали… Володя (водитель) завез нас даже за Баянгол, искали группу из Кургана, вместе доехать трактором до зимовья, но что-то как-то не нашли…

30 июля

В 5.40 прибыли в назначенное место. Все бы хорошо, да холодно… Температура нулевая, иней на дороге… А народ местами одет совсем легко, Оля вот даже свитер не взяла. Ну ничего, замерзнуть не дадим)) Навестили тракториста с утра пораньше, обещал "как только свои дела сделает", приехать за нами на двух тракторах (договаривались об этом еще из Владика). Но, видимо, масштаб его "дел" мы недооценили. А будет ли трактор? Вот в чем вопрос...

…Пока ждали трактор в поселке:

...Вадик с Наташкой плющатся у костра на одном коврике. В обнимку. Результаты оценим позже. А пока комментарии общественности (Саня Перехода):

Спит Розита и не чует,

Что на ней моряк ночует.

Вот пробудится Розита

и прогонит паразита!..

Тракторист вместе с тракторами и телегой нашелся около 14-ти по местному… В телегу погрузили рюкзаки, сверху - нас. Никогда не пробовали сафари на тракторах по пересеченной местности? Рекомендую…

О.И.: Дорога проходила по изрядно пересеченной местности, местами, как положено, по кручам и обрывам. Мы, руками и зубами вцепившись в борта телеги, надеялись на высокий профессионализм бурятов-водителей (Вот что-то не помню, они на этот раз трезвые были или как обычно? /Алена) и свою счастливую звезду.

Со временем дорога становилась все хуже и хуже, телега застревала, и пришлось ее отцепить и оставить. Началась сплошная топь. Рюкзаки перегрузили на два трактора, сами повисли сзади, как груши (12 человек плюс 7 бурятов на 2 трактора) /мне нравится Олино разделение на "человеков" и "бурятов"/. Один трактор все время застревал, другой его все время вытаскивал. Было принято решение команде с 1 трактора идти пешком.

Когда дорога на возвышенности стала чуть лучше, все опять погрузились на трактора и поехали к летнему стану (летнику) бурятов. Направление - в устье реки Дурей и реки Будай через перевал Будой в долину реки Музайка (эвенкские названия). Проезжали реку Сончино (с бурятского - дикий лук).

Трактор скачет по болотам и кочкам как сайгак. Буряты без страха и с азартом ведут свою технику, а у нас сердце уходит в пятки. Первая остановка была возле крытой беседки (бурхан, святое место у бурят), где буряты с радостью высадились, и как водится, объявили о необходимости проведения торжественной церемонии с использованием спиртных напитков (закуска - один огурец на всех). И так - три раза по дороге. Ну очень уважают обряды и традиции предков :

Приехали вечером около 19.00. Накрапывал дождь. Дров в долине практически не было, собирали на сопках. Разбили лагерь, приготовили ужин, позвали бурятов. Рассчитались с Валерой деньгами (около 7 тыс. руб.) и водкой, которую они очень уважают и постоянно выпрашивают.

31 июля

О.И.: Подъем около 8.30. Все обошлось как нельзя лучше: без гимнастических этюдов (шутка). Местные жители ночью ходили на охоту и забили трех гуранов (сибирских косуль). Коля Середа, как лучший из охотников, был приглашен для освежевания. Вадик был в помощниках. Дали с собой в дорогу мяса, на завтрак желающим была предложена свежая печень. Гофман-Городничая и Фролова взяли с собой на память рога двух гуранов. И таскались с ними, как "со списанной торбой", предлагая примерить всем желающим.

Алена: да, точно, потом их еще и варили, чтобы там живность не завелась, а еще помню такую картину: собранный кат, уже привязаны рюкзаки, а сверху, протыкая воздушное пространство острыми отростками, расположились накрепко прижгутованные рога… Я, помню, тогда поежилась: не дай бог киль, и выныривать из под такого ката… Может шашлык на палочке получиться :

О.И.: Вышли около 11-ти, т.к. трактора с людьми ехать уже не могли.

Долго и нудно шли вверх. Слава богу, налегке пока. Часть народа шла пешком от зимовья, четыре человека часть пути (до обеда) везли на тракторах рюкзаки. Кстати, мой доехал в таком виде… По уши в жидкой грязи (слоем порядка сантиметра), а сверху еще и в навозе… И как его в таком виде на спину-то?… Да, еще и дыра около 7 см и в рюкзаке, и в герме. Сучок поймал.

О.И.: Первыми вышли Кариков с Аленой (дежурные) с котлами. Вторая группа: Перехода, Середа, Фролова, Лавыгина, - пробирались по колено в воде, форсировали реки, преодолевая густые заросли кедрового стланника, и так 13 км.

Видели свежие следы матерого волка, после того, как прошли Кариков с Аленой. По этому поводу был высказан ряд предположений по поводу их дальнейшей участи. /Алена: узнала об этом, только прочитав Ольгин дневник. Как-то задним числом нехорошо стало…/

На маршруте видели два зимовья, где видели копыта изюбра. Хотели взять их с собой, получился бы славный комплект к рогам…

Встали на обед в пол-второго.

После обеда на подъеме здорово растянулись, интервал на конец пути - три часа. Первым наверх прибежал шеф. Прибежал с отрывом от нас в час!! Потом - Вовка Сидоренко, следом - остатки нашего экипажа (Наталья Лавыгина, Саня Проломов и я). Причем пока мы тащили только свой груз и каркас от ката (достал он нас основательно, между прочим), Вовка челночил со своим рюкзаком и мерзавчиком, и при этом шел впереди нас!!! Лось!! А потом на последних 10-ти минутах еще и забрал у нас каркас. Наша благодарность не знала границ… Потом народ подтягивался постепенно, мальчишки челночили с "мерзавчиками" с групповой снарягой, особенно тяжело пришлось Оле и Светланке, которые здорово потянули голеностоп.

О.И.: Оля о себе: …на подъеме умудрилась упасть и вывихнуть ногу. Треск стоял такой, что я думала, ступня оторвется. Выбыла из строя сначала сама, и о рюкзаке уже не могло быть и речи… Немного расходившись, понесла "мерзавчик", а мой рюкзак несли Коля, Вадик и Светик помогала. Огромное спасибо за помощь и поддержку.

Сводка по времени:

11.20 - вышли с летника (налегке). ; человека - на тракторах с рюкзаками, остальные - пешком.

13.30 - обед. Трактора ушли назад.

15.20 - вышли с полным грузом. Подъем на перевал.

19.45 - 22.45 - народ подтягивался на перевал.

1 августа

Следующая запись в дневнике - уже на перевале Бархе-Даба. Осталось спуститься вниз - и вода.

14-15 - мы внизу, на месте стапеля. Вышли 11.20, пришли 13.00. Шли 15 через 5. Итого чистого ходового времени 1.10. Тропа хорошая, большей частью сухая. Только уже в долине короткий заболоченный участок, метров 150.

О.И.: Около14.00 все собрались внизу. Было решено ставить лагерь и начинать постройку судов. Особое внимание уделялось качеству древесины, применяемой для палубной оснастки и несущих мачт.

Приходил бурят. Точнее, приезжал, на лошади. У них лагерь ниже по течению, охотятся. Сказали, если будем стоять около них, мяса дадут. Мы с Натальей напросились покататься. Коняшку зовут Орлик, ему 4 года, гнедой. Спокойный, как танк.

О.И.: Всадник поведал, что ниже по течению туристов-водников не встречал. Где же Кроха? Не успел остыть след лошади первого аборигена, как на поляну выехали уже четверо бурятов и языком жестов предложили поменять мясо изюбра на огненную воду. Когда сделка состоялась, они, несказанно обрадовавшись, скрылись из виду.

Ужин в тот день был, я вам скажу, нешуточный. Два котла изюбрятины, уха (благо рыбы наловили немеряно), плюс девчонки еще оладушек напекли. И это, насколько я помню, помимо раскладки.

О.И.: Поздно вечером наконец выдалась минутка привести в порядок Ольгины и Светкины рога и копыта. С этой целью рога были замочены в котелке и поставлены на большой огонь костра. Проварив рога часа три, оставили их в котелке и пошли спать. Ночь выдалась холодной, и утром обнаружили холодец поразительных вкусовых качеств. Лучшие рестораны мира были бы рады подать на стол продукт столь отменного качества со столь высоким содержанием пантокрина.

Относительно копыта: туристке Ольге был проведен массированный отсасывающий массаж икроножной части ноги и голеностопного сустава с применением биологически активных добавок: вытяжки золотого корня. Довольно эффективное средство.

2 августа

15.00 - сидим, плющимся. Народ достраивается. Нам попроще было, продолины были с собой (о, как приятно их было тащить вверх!) и посадки надувные. Рюкзаки перетряхнули к воде, но уверенности, что сегодня выйдем, нет. Ждем Кроху. Он должен был подойти еще вчера. Есть предчувствие, что ночевать останемся тут.

Шеф пробежался вверх поискать Кроху на предыдущем притоке, но безрезультатно. Зато грозу поймал.

Происшествие дня: Саня Перехода уронил на себя каркас от навеса, сооруженный бурятами-охотниками. Эдакое сооружение, состоящее из четырех, кажется, продольных и одной поперечной березовых дрын, где поперечная дрына закреплена между двумя растущими елями, и на нее, соответственно, под углом опираются "продолины". На это дело накидывается нечто непромокаемое и получается вполне приличное укрытие от дождя. Так вот, Саня по какой-то причине решил, что это - легкоатлетический снаряд, и решил продемонстрировать окружающим чудеса собственной физической формы, дошедшей до нужной кондиции вследствие постоянных физических нагрузок и высококалорийного питания. Но навес столь грубого отношения к себе не оценил, о чем и сообщил Сане, уронив его на землю и удобно устроившись сверху. Напугал, честно говоря… В общем, Саня здорово ушиб левое плечо и грести на следующий день практически не мог, посему пересел к нам на четверку, а Наталью Лавыгину депортировали на двойку к Петровичу…

О.И.: Определили круг народных примет:

1. Кости рыбьи после ухи в костер не бросать, - рыба ловиться не будет.

2. Под березами не стоять, - к членовредительству…

Лес тут смешанный, береза / листвяк, из ягоды - красная смородина, по дороге от Баянгола было много жимолости. Грибы есть. Моховики, подберезовики, сыроежки. Не густо и местами.

6.45 Пришли курганцы. Первый раз мы про них услышали в Баян-голе, когда ждали трактор. Они, не дождавшись нас (тоже про нас слышали) ушли пешком. Мы их догнали на тракторах, посадили к себе в телегу. Пять человек, две девушки (Лена и Света) и трое мужчин (Сергей, Саша и, кажется, Виктор). Воду идут четверкой, один пассажир. Правда, ехали они с нами недолго. На полпути до зимовья трактор увяз, и они пошли пешком. "Экипаж" нашего трактора тоже слез и налегке отправился следом, т.к. трактор продолжал бессовестно вязнуть на каждом шагу. Телегу оставили (на обратном пути заберут), рюкзаки погрузили на трактора.

Так вот, сейчас курганцы нас догнали, ищут место под стапель. Строиться будут завтра, торопиться им некуда, они со своими стыкуются 8-го на Байри, это в 40 км ниже.

Только что был консилиум на тему "как жить дальше" Крохи все еще нет, и есть два варианта "почему". Либо они еще не вышли с гор (плутанули или просто шли медленнее, чем рассчитывали). И тогда их надо ждать. Либо они уже построились, но неверно сориентировались на речке (место, где мы стоим, плохо читается на карте) и опомнились где-нибудь километрах в 10 ниже по течению. И тогда их надо догонять. Вот такая петрушка. В конце концов мы подумали, и Евгеньич решил: сегодня стоим тут, а завтра встаем очень рано и идем целый день.

Кстати, погода уже дня 2 как наладилась. Тепло. Только часа два как гроза бабахнула, но сейчас опять солнце.

3 августа

В дневнике написано, что встали в 7.20 местного. Странно, у меня какое-то перманентное ощущение, что вставали все время поздно… Вышли в 9 с копейками. Оставили опознавательные знаки для Крохиной группы: черный флаг на дереве (черный полиэтиленовый пакет) и поленницу с запиской и знаком R.

Началась рыбалка. Видела двух линков, пойманных Евгеньичем, двух - Вадюшкиных. В 13.20 встали на обед. Вечером - в 20.30 - на ночь.

О.И.: Место замечательное. День солнечный, теплый. Разбили лагерь, к ужину ребята-рыбаки (Петя, Вовка, Паша) наловили рыбы, которую Наташа пожарила на радость всем. По этому поводу были выданы горячительные напитки, целых три порции. Народ разморило, стало тепло и душевно. По окончании законных трех порций был объявлен тост за Карикова, и руководство не смогло зажать и четвертую порцию…

4 августа

11.20 - вышли из устья р. Урдо-Зубоскун (правый приток)

Затем справа были р. Орто-Оглок и два "Митрича" - Большой и Малый. На карте обозначены как р. Б.Митрич и р. М.Митрич. Давай обсасывать варианты…

Б. - большой, березовый, бравый… М. - мужской… А если М. - мужской, то Б. - женский, только в нецензурном варианте (Проломов, естественно…)

13.20 - встали на обед

Обедаем. Ждем народ уже около часа, рыбачат, растянулись. Кофе попили, уху сварили. Только что пришли наши рыбаки, принесли очередную партию рыбы. В основном линок, и один хариус, специально для Григорьича, на уху… Стоим в конце пр.12 (трехкилометровая шивера) на правом повороте. Здесь оборудованная охотничья стоянка, столик с навесом. Правда, каты далеко оставить пришлось, основная струя под левым берегом, а здесь мелкая правая протока огибает маленький островок.

На следующем левом повороте должен быть п.13, первое серьезное препятствие на этой реке.

Планы на сегодня - матрасные. Продолжаем ждать Кроху. Тратим вторую дневку из двух имеющихся. Мда… Потом придется драпать, чтобы уложиться в сроки.

Евгеньич рыбу фотографирует. Хвостов 15, наверное. Самый большой - больше полуметра.

Сходили по берегу просмотреть 13-й порог (Вовка, Алекс Проломов и я). Дошли до левого поворота - 2 км вместо 1 по карте) - нет ничего. Вернулись. Кросс получился тот еще. Четыре км в полном водном снаряжении под солнышком. Гидрашка-полукомбез 3 мм, куртка 5 мм… Сказать, что я вскипела, значит не сказать ничего. Кстати, метрах в 500 от стоянки на берегу - зимушка, туда идет тропа.

Вышли в 16.30. 13-й, естественно оказался на следующей паре поворотов, километрах в 4 от места обеда.

Влетели в него с ходу. Порог интересный, и R говорит, что валы в эту воду максимальные для этого порога (метра 2).

По описанию после предпороговой шиверы надо держаться левой части русла левее огромного обломка скалы, там слив 1,5 м, потом стрелять в центр, чтобы не угодить в бочку левее слива. Конечно, мы в нее и рюхнулись… Хорошая бочечка.

Порог 4 кат. сложности, все прошли без проблем.

На 13-м решено было не останавливаться, идем до 26-го (п. Мраморный). Название свое получил за большие глыбы белого кварца по обоим берегам реки на втором, прямом участке порога. Порог несложный; предпороговая шивера, за ней на некрутом левом повороте прижим под правый берег. Дальше - слив в правой части русла. Если идти левее, можно легко миновать прижим, да и слив тоже. Хотя зачем?.. Дальше - второй, прямой участок порога. Метровые валы, прямой проносной участок метров 70 (хотя с глазомером у меня туго : ). Хорошее место для самосплава. Уболтала R и Евгеньича, и мы устроили там учебу.

На страховке двойка (Вовка и Коля), с выбросками Саня Проломов и Петя.

Первым (и единственным представителем оппозиционной половины человечества) шел Вадик, потом девчонки: мы с Натальей, Света, Оля. Наташка верещала громче всех, что еще хочет жить, в результате в воду залезла вместе со мной, и порог мы с ней шли наперегонки.

Перед тем, как залезть в воду, на берегу долго отвечала Свете с Натальей на вопрос: "А что делать-то?", рассказывала, что надо идти ногами вперед и беречь попу… После чего в пороге меня успешно одело кобчиком на камень, да так, что хромала потом на обе ноги всю Снежную и пол-Харамурина… Это называется, меньше трепаться надо. Четко помню момент удара, группируюсь, следующий камень амортизирую ногами, падаю в слив, выныриваю и вижу направленный в лицо объектив камеры. Евгеньич говорит, на записи четко виден момент удара. В общем, хромаем теперь…

Выловили нас с Натальей чисто, ее - Алекс, меня - Петя. Дальше шли девчонки, Светланка, потом Оля. Алекс четко положил выброски им обоим, и обе их мечтательно проигнорировали :. Светланку второй выброской зацепил Петя, Олю выудили катом. Санька потом долго переживал о том, что девчата не "уважили" его выброски… Хотя его вины в этом нет, положил четко.

Потом Вадик прошел второй раз, и выгребся на берег сам, раньше выбросок. Реплики из зала: "…блин, Вадик, гад, ушел от спасателей…" Поступило даже предложение кинуть его назад в воду и выловить по всем правилам, чтобы не нарушал регламент.

Сформулирован 1-й закон Архимеда в "водном" варианте:

Тело, ввергнутое в воду

Рвет оттуда на свободу

Масса выпертой воды

Равна массе, впернутой туды

После самосплава вышли в 18.30, прошли 27-ю шиверу, после которой - правый приток Бузыр-Желга, в устье которого хорошее место для стоянки, избушка, а километрах в 4-х выше по ключу должна быть баня. Тут мы и заночевали.

На ночевку встали около 19-ти. Вовка, Вадик и я побежали смотреть Калибр (пр. 29), он метрах в 500 ниже. Просмотр по левому берегу. Предпороговая шивера, речка сужается, по обоим берегам - скала. Косой слив через всю речку, дальше - участок быстротока метров 25, затем еще один слив, высотой больше полутора метров. Посредине реки - огромный зуб. Сейчас он залит водой, в 1999-м, когда здесь были Вовка с Вадиком, торчал. Говорят, с него можно прыгать. Справа от зуба обливные камни, но проход есть, и достаточно простой. Левую половину русла можно условно разделить на три части. Справа - бочка (с зуба), слева - мощный косой вал (сейчас есть отбой), по центру - чистый слив, куда и нужно идти. Под левый берег близко лучше не лезть, там карманы, может здорово ударить о скалу. Ребята говорят, так случилось в прошлый раз с Юлей Балыбердиной, ее выкинуло с ката после удара о скалу и сломало посадку. Дальше - участок спокойной воды, улов со скалистым берегом справа (там удобно ставить страховку) и чуть ниже на правом повороте, большой улов слева, где удобно чалиться после прохождения. Но туда мы полезем завтра :

Посидела на скале над мощной бочкой, красота такая, бочка метра два, не меньше. Я сидела в 1-1,5 над водой, а скала усыпана обкатанными водой кусками коры. Вот вода прет…

5 августа

А сегодня у нас баня :. И дневка. Место здесь классное. В ключе вода - бирюзовая. Петрович остается рыбачить, а остальные потихоньку перемещаются баню топить. Обещаны выборы мисс Снежной топлесс и шпионаж с видеокамерой.

У Саньки Переходы плечо проходит потихоньку, вчера уже работал. Хотя намного легче не стало: вчера он чем-то траванулся и чувствовал себя неважно. Называется, шило на мыло :. Но сегодня уже бодренький. У Евгеньича нога тоже лучше.

Прикол дня: "Наташка, ты носильница или потаскуха?" сим вопросом из уст руководителя группы была удостоена Наташка, притащившая из леса пакет грибов.

Только что пришел Перехода спрашивать, на сколько белье в стиральную машину закидывать. Поскольку оно было не сильно грязное, постановили стирать в эконом-режиме, часа 3, без отжима. Машинка здесь воздушно-пузырьковая, естественно…

Забегая вперед, скажу, что белье, извлеченное через три часа из ключа, где оно было зажато между камней, было не только чисто выстирано, но и протерто до дыр. Больше подобные эксперименты никто, на сколько я знаю, повторять не стал…

14.00. Мы уже в бане. Топим. Мальчишки (Сашки) дошли за час десять, мы (Наталья, Вовка, R, я) чуть дольше. Тропа вдоль Бузыр-Желга, несколько бродов, причем один был по пояс, и течение хорошее… Шеф нас разок напугал, упал, палка подломилась… Идти долго и неинтересно, хотя, может быть, это мне с моим кобчиком так показалось. Великая благодарность Наташке, которая вела меня всю дорогу практически "под ручки", т.к. если строевым шагом я могла ходить практически без проблем, то любое отклонение от прямолинейной траектории, любой перепад высот типа ямки или пригорка заставлял изрядно задуматься о смысле жизни… По дороге ягоды много разной, смородина черная, красная, костяника, жимолость, черемуха.

Баня - на пригорке. Внизу около ручья поляна. На ней стоит ванна. Мальчишки развели под ней костер, налили воды и засунули туда нас с Натальей. Суп варить. Фото прилагается.

Пока все. А, у Вовки в камере (ему Евгеньич дал) села батарейка, так что эротическая видеосъемка отменяется.

У Евгеньича день рожденья 8 августа, сейчас, пользуясь его отсутствием, сочиняем частушки по поводу…

Паша, Паша, просыпайся,

Ну, а это уж совсем безобразие (и комплимент Светику):

Светка грудью навалилась

не на Пашу, на весло

Ну а он-то все страдает:

"Как же ж мимо пронесло!"

Баня оказалась не ахти… Но зато…

ОБЪЯВИЛСЯ КРОХА!!! Радости воссоединившегося коллектива не было границ. Вечером устроили объединенную попойку с попевками.

Дальше я это грязное дело (написание дневника) забросила. Оля, кажется, тоже. Но поскольку положение официального летописца обязывает, то события были восстановлены Олей и ребятами "по горячим следам" в поезде на обратном пути со Снежной.

И еще: хочется воспеть дифирамбы Колиному чаю, - из местных травок. Талант! Пробовала повторить, - берешь вроде те же ингредиенты, а всё не то…

Итак, продолжаем, опираясь на Олины записи…

6 августа

Подъем в 7.00. Вышли в 9.00. Зачалились, просмотрели Калибр. Прошли по берегу двумя отделениями, отработали тактику прохождения. Первым прошел кат Карикова, - хорошо. Дальше - Вадик и Вова. Устроили показательные выступления с заходом в бочку после обливняка. Порог поражает своей мощью. Но идется приятно; все прошли хорошо.

На обед встали в 14.00. Обедали не спеша, впереди был порог "Извилистый". До обеда рыбаки наловили кучу рыбы, поэтому вторым блюдом была уха. Не торопясь, мы блаженствовали на берегу, пока не набежала грозовая туча и не лупанул дождь.

Извилистый просмотрели по левому берегу. Порог состоит из двух ступеней, во второй - по центру огромный камень, в который бьет струя. На этом камне мы чуть не оставили Наташкину коленку… Но, как говорится, отделались легким испугом.

Один из самых сложных порогов на Снежной, после Жабы и Снежинки, - это Мунгул-Гольский. Подошли к нему в 17.10, зачалились справа, просмотрели. Порог 5 к.с., очень длинный, из двух ступеней, достаточно сложный. Главное - первая ступень, после которой есть улов справа, где можно зачалиться.

Первыми пошли Вовка и Вадик, прошли чистенько, хорошо. Встали на страховку в улове. Потом пошла наша четверка. В первой бочаре кат давануло, и ткань на днище левой гондолы разошлась от носа до кормы. Потом посмотрели, лопнула шкура под заплаткой. Просто за счет того, что гондолу сдавило обратным валом в бочке. Надувашка практически полностью выскочила из шкуры, и весь левый борт ушел под воду.

Ощущения были достаточно забавные: вдруг у тебя из-под ног уходит опора и у гондолы куда-то девается нос… Инстинктивно тут же коленки - на продолины, а уж в вал, извиняйте, головой… А Саня Проломов в это время мужественно отмахивается веслом и руками от болтающейся сбоку надувашки, пытаясь убрать куда-нибудь в сторону этот черный воздушный шарик объемом в n-нное количество кубических метров. Давая, тем самым, мне на носу возможность хоть как-то работать и умудряясь периодически еще и работать сам…

Забавная была реакция у Наташки: она сидела на правом (целом) борту и поняла, что что-то случилось, только тогда, когда мы уже чалились… "И чего они в нас выбросками кидают?… Так хорошо идем…"

И действительно, учитывая, что одной гондолы практически не было, мы прошли достаточно чисто. Не последнюю роль сыграл, думаю, тот факт, что гермы у нас с Алексом Проломовым были не внутри рюкзаков, а поверх (а то рюкзак вечером мокрый будет, чистоплюи такие… :), и в них (в гермах) было некоторое количество воздуха.

Остальные прошли практически без приключений. Кат Паши на середине порога носом поймал скалу, и потребовался небольшой ремонт (минут на 20).

Мы же шились почти 2 часа… И клеились. Под дождем, который не замедлил пойти. А тут еще и темнеть стало… В общем, вторую ступень Мунгул-Гольского мы шли в изрядных потемках.

Пока мы шились-клеились, группа встала лагерем (в 20.30) двумя отделениями сразу за порогом. Когда мы добрались до них, порядком измученные (в 22.15 судя по Олиным записям), уже был готов ужин, и нам с шефом даже поставили палатку… За что огромное спасибо, т.к. сил на это не хватило бы точно… Если не ошибаюсь, в этот день мы с шефом еще и были дежурные… Какой же это кайф - согреться и поесть!..

7 августа

Подъем объявили не понятно во сколько, то ли в 7.00, то ли в 8.00 (в дневнике неразборчиво). Но, собственно говоря, неважно, т.к. вышли все равно после 12.00, т.к. нам пришлось продолжить ремонт. Профилактика, наклеенная по всей длине гондолы по шву, отвалилась. И не мудрено: клеили под дождем, сушили головешками, и не успели приклеить, как засунули кат в воду. В общем, к 12.00 мы привели кат в чувство, теперь уже основательно, и наша компания двинулась дальше.

Прошли несколько шивер, 65-66 пороги шли без просмотра. Наш кат шел тогда первым… Как выяснилось, на вчерашнем происшествии наши приключения не закончились. В 66 пороге врюхались в бочку. Зашли ближе, чем "надо" (как позже выяснилось) в бочку, где нас сначала тормознуло, а потом стало крутить на месте против часовой стрелки косым валом-отбойником от скалы у правого берега. И так 6 раз. Ощущения такие, будто тебя посадили на граммофонную пластинку, только граммофон мало того, что пластинку крутит, так еще и переваливается с боку на бок, норовя опрокинуться.

Все попытки уцепиться за вал и выдернуть кат из бочки разбивались пеной о мощь стихии. На витке четвертом, наверное, стали появляться подленькие мысли: "блин, толку-то никакого, крутимся на месте, а ведь сил-то с каждым оборотом больше не становится…" Конец нравственным мукам положил шестой виток, когда кат, накренившись по диагонали больше обычного и задрав в небо левый нос, практически на грани киля вывалился из бочки. Вот чудеса, думаю… Чего это он?…

Оказывается, чудес не бывает. Поняли мы это, услышав крики подходящей сзади двойки (кажется, Вовка с Вадиком): "шеф!" и увидев, как Григорьич задумчиво плывет метрах в 6 перед катом, пытаясь удержать в руках каску. Бросились догонять, поймали, выловили шефа. Как выяснилось, в руках была не только каска, но и очки, из которых выдавило одно стекло. Так Геннадий Григорьевич заслужил от Паши прозвище "циклоп" :

Что же произошло? Шеф прыгнул в воду, чтобы водным якорем вытащить кат. Влекомый в бочке нижним течением, до последнего держался за катамаран (фактически находясь под ним), что и придало кату поступательное ускорение и выдернуло из бочки, при этом, правда, почти поставив кат на свечу по диагонали…

Выставили страховку, отсемафорили остальным катамаранам держаться левее, - все прошли без проблем. Дальше шли осторожно, - скоро водопад. Ориентировались на впадающий справа ручей Кит-Кит. Зачалились справа, - перед водопадом характерный узнаваемый улов.

Посмотрели водопад, - зрелище, конечно, величественное… Называется он "Хармын Дулю", что в переводе означает "полет белки". Интересно, кто придумал название? Этот человек должен быть и поэтом, и хорошим натуралистом с цепким взглядом…

Просмотрели Жабу и Снежинку. Результат - обносим. Риск слишком велик. Интересные все же шутки шутит природа. Это я про Жабу. Ведь камень действительно ОЧЕНЬ похож на жабу, даже забавно…

Обед - около 15.00. Дежурные Вовка и Вадик. Пока ребята готовили, народ обносил каты по тропе до места лагерной стоянки. Обнос около километра. Затруднен большим количеством поваленных деревьев поперек тропы, плюс хорошие перепады высоты: то спуск, то подъем… Зато там было много черники и маслят. Последние вечером разнообразили ужин.

На стоянке обнаружили совсем свежие следы пребывания другой группы, - вареный рис, аккуратно сложенный горкой около пенька. Как потом выяснилось, подкармливали местного бурундучка.

Наш главный рыболов - Петрович - накануне выловил пару приличных линков (об остальных не упоминаем, - очень много) и решил приготовить сюрприз. Тайно договорились с поварами из соседней группы, и к концу ужина преподнесли рыбу, запеченную в фольге со смородиновыми листьями. Кою и уговорили успешно под коктейль "гербамарин", имевший следующий состав: гербамарин - 0,3%, вода - 40%, остальное - спирт. Сколько - считайте сами. Народ процентный состав напитка одобрил.

Помнится, в тот вечер второе отделение пришло в гости, и Игорь Кравцов с шоу-группой долго радовал окрестности Снежной жемчужинами российской поп-музыки. Было на удивление забавно, хоть и не походило совсем на традиционный туристический репертуар…

На утро у Евгеньича был день рожденья. Решили встать пораньше и устроить поздравлялки. В результате, я бы сказала, истине больше соответствовала формулировка "лечь попозже". Угомонились мы в пятом часу утра...

Да, еще один пищевой "изврат" этого вечера: второе отделение напекло пирожков с грибами. Комментарий в дневнике Ольги: "совсем с ума сошли" ;-) На самом деле - прикольно.

Да, еще. Вечером, засидевшись с народом, Вовка с Вадиком решили, что утром можно не готовить, т.к. осталась куча ухи. Подогреем мол, и все… Можно посидеть подольше, а потом подольше поспать… Логично? Вполне… Но никто же не думал, что сидеть будем так долго, а туристы - народ прожорливый : Под конец уху пришлось ревностно защищать.

8 августа

Хмурое летнее утро - 7.30. Накрапывает дождь. Надо же было уродиться в такую погоду!

Прогулявшие всю ночь дежурные спят крепким беззаботным сном. Едва забрезжил рассвет, и от реки потянуло прохладой. Николай решил замочить в реке свое бренное тело. После водных процедур по торжественному случаю были подняты на ноги все туристы нашего отделения, и начался процесс подготовки реквизитов для поздравления именинника.

Часть группы приступила к надуванию презервативов (между прочим, с различными вкусовыми добавками и ароматизаторами), купленных заранее вместо воздушных шариков. Дальше у Оли прикольно получилось: В связи с полноценным отдыхом и продолжительным воздержанием мужской половины группы сексуальная гормональная энергия, трансформировавшись в физическую, вырвалась наружу с необузданной силой, в результате чего часть заготовленного реквизита была разорвана в клочья. Пришлось задействовать резервный фонд участников группы.

Подготовившись, подошли к палатке Евгеньича и устроили побудку. Из палатки появилась заспанная с раскрытым от удивления ртом физиономия Паши. Незамедлительно в рот была вставлена соска-пустышка, которой новорожденный с несказанным удовольствием зачмокал. Сей процесс вызвал обильное слюноотделение, и пришлось срочно надеть слюнявчик, исписанный искренними поздравлениями и пожеланиями участников группы. Сразу после подношения даров коллективом местного народного творчества были исполнены частушки на тему "Пашу нашего любили…"

Выход около 10.30. Холодно, промозгло, плюс сильный шквалистый ветер в лицо. Грести приходилось не покладая руг и ног, и все равно - холодно. И в который раз, - хвала тому ЧЕЛОВЕКУ, который изобрел гидрашку… Каждый раз, когда она мне не дает окончательно замерзнуть, собираюсь открыть для себя Его имя, порывшись в глубинах инета, и, как всегда, согревшись, откладываю сие таинство "на потом"…

Пройдя 3 км от стоянки, встретили смешанную группу (Москва, Ангарск, Иркутск). Маршрут - Снежная (каты + каяки), плюс первопрохождение нескольких притоков, в т.ч. Селенгинки (каяки). Приняли нас очень тепло, и в прямом, и в переносном смысле. Напоили горячим чаем с молоком и конфетами. Обменявшись координатами, мы расстались (с трудом) с гостеприимными хозяевами и пошли дальше.

Кстати, с одним из москвичей - Толей Липатовым - мы встретились в Москве, и, надеюсь, не в последний раз. Во Владивосток передала его фильм со Снежной и диск с фотографиями, интересно не только с профессиональной, но в первую очередь с художественной точки зрения. Диски у Евгеньича, искренне рекомендую всем посмотреть. Мне очень понравилось.

Непогода преследовала до конца дня. Шли без обеда, с перекусом. Вечером измотанная и замерзшая группа готова была бросить свои тела где угодно. Но впереди была еще "Серая ямка".

Порог делится на 2 ступени. Первую основная масса катов прошла без приключений. Основная… Видимо, в честь дня рождения Светланка решила устроить Евгеньичу ритуальное омовение. Кат левым бортом бросило на чемодан посреди реки, и не успел Паша произнести приличествующее случаю "…отставить макать капитана!", как оба они со Светой оказались под водой. Паша "пошел" быстрее и удачнее, а Светланку до момента зачаливания ожидал еще и клык посреди струи, на который она благополучно налетела, после чего мы достаточно долго ждали, когда же ее каска снова появится над водой…

Светланку выловили одной из двух брошенных выбросок. Евгеньич же тем временем стремительно удирал от спасателей навстречу второй ступени порога, но был успешно перехвачен катом-двойкой (Крохой и Юлькой). Нет уж, тов. руководитель, на сегодня купаний хватит.

Вторую ступень прошли без эксцессов, хотя небольшие повреждения были. Оля с Колей сломали продолину на левой гондоле. Четверка Ольги Баталовой из второго отделения, насмотревшись "ужасов нашего городка", обнесла порог. Наталья не была уверена в своих силах, и решила не идти. Зато Саня Перехода, отойдя от удара и набравшись сил, прошел порог 3 раза. Светланка, после первого своего оверкиля, преодолев страх и сжав волю в кулак, прошла вторую ступень порога с удвоенной энергией.

Впереди ждали только шиверы и теплый ночлег у ручья Селенгинка, который наш кат благополучно миновал, "затормозив" метрах в 300 ниже. Второе отделение встало на ночлег на Селенгинке, состоялось трогательное (со слов Ольги, не знаю, не присутствовала…) прощание руководителей. В это время экипажи судов, клацая от холода зубами, медленно, но уверенно замерзали. Назревала сложная политическая ситуация. Верхи не хотели, низы не могли.

А поскольку наш кат стоял ниже, и мы (Наталья, Проломов, Алена; шеф вверх к остальным ушел), примерзшие к нему и злые на весь свет, там же, то и всем остальным пришлось сниматься с уже насиженных мест и искать место ниже по течению. Мда... Бывает.

9 августа

Подъем около 9.00. Отход - 11.30. Вода спокойная без препятствий. Галерные работы. Около 15.00 были в Выдрино. Сушили каты, перебирали вещи… Последняя суета. Ходили в деревню за продуктами. Вечером была баня у пенсионерки, в доме у реки. Ночевали на вокзале.

10 августа

В 15.00 - электричка на Слюдянку. Здесь нам предстояло расставаться. Часть группы едет домой, а мы - на Харамурин. Ребята в Слюдянке долго и с переменным успехом пытались взять билеты в восточном направлении, и в конце концов, естественно, уехали. А мы…

Но это уже - другая история.