Виды туризма
ОТЧЁТ |
о водном туристском путешествии 3-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия Российской Федерации по реке Охта на байдарках, совершенном с 3 по 14 августа 2014г. |
Руководитель Кванин А.Л.
Проводящая организация
Поход был организован и проведён самодеятельной сборной группой туристов города Москвы и Московской области.
Общие сведения
Вид туризма |
Категория сложности |
Протяженность активной части похода, км |
Продолжительность, дней |
Сроки проведения |
|
водный |
3 |
130 |
общая |
активная часть |
03.08.2014 –
– 14.08.2014 |
14 |
12 (8+4) |
Подробная нитка маршрута
Запланированный маршрут
Ст. Идель (Сосновец, Беломорск) – Кевятозеро (Куккумозеро) – р. Охта – Муезеро – р. Охта – Юляозеро – Средняя Охта – оз. Лежево – Пебозеро – оз. Воронье – Нижняя Охта
– р. Кемь – Подужемская ГЭС – ст. Кемь.
Пройденный маршрут
Соответствует запланированному.
Место проведения
Река Охта третий по величине приток реки Кемь, по сути – озерно-речная система, состоящая из чередования озер с соединяющими их речными участками. Основные притоки Охты: справа – реки Одава и Норга, слева – Чуруж, Сянда, Вермасручей. Типичная река восточной Карелии с чистейшей прозрачной водой, красивыми скалистыми берегами, большими озёрами и множеством порогов до 4 к.с. Особенностью реки можно назвать обширные заболоченные участки без вариантов в начальной части маршрута (так называемая «гнилая Охта»). До 1966 г. по реке проходил лесосплав, от которого в настоящее время осталось 6 разрушенных плотин, ряжевые стенки и лотки на порогах. Наиболее существенным последствием лесосплава явилось спрямление реки искусственным прокопом между оз. Лежево и Пебозером (ныне почти всегда непроходимым для любых плавсредств). Охта пересекает значительное количество моренных гряд, образуя около 46 порогов и шивер. Сложность препятствий на реке идет по нарастающей. Препятствия длиной от 25 до 600 м весьма разнообразны по характеру. В верховьях преобладают мелководные перекаты и шиверы, а начиная с порога Ойнегайне, река прорезает коренные породы, образуя мощные пороги: Ойнегайне, Лоуна, Хемег, Кивиристи, Печко-порог, Тютерин, Охта. Средний уклон межозерных участков – 0,8 м/км. Распределение стока: июнь – 135%, июль – 81%, август – 84% от среднелетнего. Нижняя Охта впадает в р. Кемь несколько выше плотины Подужемской ГЭС. Окончание маршрута у пос. Подужемье, и отъезд до ж/д вокзала г. Кемь – 18 км (от плотины ходит автобус). Возможности аварийного схода с маршрута ограничены в связи с отсутствием жилых населенных пунктов на реке.
Уровень воды во время похода средний, приближающийся к низкому. Погода в первой части маршрута была теплая и солнечная, во второй – дождливая и ветреная. Несмотря на поздние сроки похода, на реке встречалось довольно много туристических групп, в т.ч. коммерческих. Неприятно поразила степень загрязнения на крупных стоянках (необустроенность, мусор, обилие прочих продуктов жизнедеятельности человека).
Определяющие препятствия маршрута
Указанные препятствия, кроме оговоренных, пройдены всеми участниками в составе своих экипажей.
Вид пре- пятствия |
Категория трудности для байдарок |
Длина препятствия
(для протяжён- ных) |
Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, название и т.п.) |
Порог |
2 |
100 |
Ойнегайне |
Порог |
3 |
200 |
Хемег |
Порог |
4-5 |
50 |
Кивиристи (не пройден) |
Каньон |
3 |
400 |
Кивиристи (не пройден) |
Порог |
2 |
50 |
Печко |
Порог |
3-4 |
150 |
Тютерин (пройден одним экипажем) |
Порог |
3-4 |
300 |
Охто |
Состав группы по экипажам
Поход проводился с использованием каркасно-надувных байдарок «Маринка-2» и
«Маринка-3» производства мастерской ФМК (г. Подольск, МО)
- «Matrix» («Маринка-3»):
-
Кванин Алексей Леонидович, 1986 г.р., руководитель, , фото-видео, без справочного опыта
-
Рожнина Анна Игоревна, 1987 г.р., матрос, медик, без справочного опыта
-
Кванина Варвара Алексеевна, 2008 г.р., пассажир, вообще без опыта
- «Энтерпрайз» («Маринка-3»):
-
Мазурин Александр Владимирович, 1983 г.р., капитан, штурман, казначей, без справочного опыта
-
Мирошникова Мария Дмитриевна, 1987 г.р., матрос, без справочного опыта
-
Вита, бортовой пес (бигль), без справочного опыта
- «Маринка» («Маринка-2»):
-
Яшкин Дмитрий Сергеевич, 1989 г.р., капитан, реммастер, без справочного опыта
-
Иванов Дмитрий Александрович, 1989 г.р., матрос-завхоз, без справочного опыта
Ребенок, Кванина Варвара, в прохождении определяющих препятствий не участвовала, и вместе с собакой высаживалась на берег – наблюдать за взрослыми и сторожить вещи.
Варианты подъезда и отъезда
Заброска:
Мурманским поездом до станции Идель (Сосновец, Беломорск). От ст. Идель группа забрасывалась на «Урале», заранее заказанном через интернет. До места выброски (западный край оз. Кевятозеро) - около 130 км (около 5 часов езды). Стоимость заброски составляет - минимум 10 000 рублей.
Выброска
От Подужемской ГЭС брали «буханку» за 1 500 рублей (ехали около 30 минут). Но ходит регулярный автобус от ГЭС до вокзала в г. Кемь. Далее – любым московским или транзитным поездом до Москвы.
Аварийные выходы с маршрута
Есть тропа от порога Кивиристи, которая ведет до дороги, расстояние около 4км. Других нормальных вариантов выброски с маршрута нет. Необходимо действовать по ситуации, обращаться, в крайнем случае, к местным жителям.
Имевшиеся лоции
Отчет о походе группы Лапиной М.Ю. "http://gaba.su/Pages/Publication_955.html" rel="nofollow" Лоция с сайта Афанасенкова М.А. "http://www.afanas.ru/myreport/ohta/oht.htm" rel="nofollow" Картографический материал:
"http://vk.com/club72434037?z=photo-72434037_335589324" rel="nofollow"%2Fwall-72434037_10
Описание прохождения маршрута.
День 1 (2 августа – суббота).
Москва - Идель Поезд.
Поезд №212, отправление 2 августа 1:26 с Ленинградского вокзала. Благополучно добрались до вокзала, благополучно погрузились в вагон, благополучно поторчали на традиционном мосту на ст.Свирь, благополучно прибыли к полуночи на станцию Идель.
День 2 (3 августа – воскресенье).
Идель – стоянка ниже оз.Кевятозеро.
На станции Идель нас ждала заранее договоренная машина
(+7(921)222-21-
30 Игорь), которая за 11000р обеспечила нам пятичасовые попытки заснуть во время езды по местным ухабам. Доброска была не на традиционный мост около оз.Муезеро, а, по предложению водителя чуть выше по течению на западный берег озера Кевятозеро
(на карте у нас этого места даже не оказалось – поверили водителю на слово, что плыть можно). Собираем лодки и в районе восьми утра мы уже на воде.
Ура! Началось!
Руки привычно сжимают весла, но кое- как наспех запиханные вещи в байдарках и чумные после бессонной ночи в трясущейся машине головы как бы намекают, что далеко мы сегодня не уплывем.
Заливчик Кевятозера, из которого вытекает Охта зарос травой по берегам, поэтому у нас возникли в нем сомнения (2).
Надежный критерий: если слева уже деревня – вернись на один мысок назад. В истоке находится разрушенный мост (остались опоры). Небольшие перекатики и мелко. КНБ время от времени чуть не цепляет дно. Предполагаем, что вода все же низкая, но еще теплится надежда.
Дальше река течет через болото, местами русло сужается до двух корпусов байдарки
(3).
Река несколько километров течет на восток, потом цепочка перекатов и река
поворачивает на запад, выходя в Куккомозеро. Перед заводю хорошая стоянка на высоком правом берегу (4). Минус: стоянка ОЧЕНЬ высоко. Лень таскать вещи. Но все же решили встать там, т.к. неизвестно, будут ли места приличней дальше и не заснем ли мы на ходу, плывя к ним. Дальше день отсыпались, лежалиничегонеделали, вспоминали вкус черники, комары вспоминали вкус нас. Отдельные добровольцы сбегали на Еттозеро искупались. К ночи, разумеется, разгулялись.
Итог дня: прошли 12,5 км. Мда… Все же ушли довольно далеко для того нашего состояния.
День 3 (4 августа – понедельник).
Сегодня мы запланировали дойти до о.Троица, что на оз.Муезеро.
Прошли перекатики, переплыли Куккомозеро. На выходе из Куккомозера – мост, не отмеченный на карте (5), затем перекатик. Цепочка перекатов-шиверок, выходящая в Муезеро, начинается плотиной (6). По нашей воде первый слив плотины требует проводки (высокое бревно). Дальше мелко и идется сходу.
На о.Троица хорошая стоянка на ближайшем мысу, но за дровами придется идти далеко (7).
Первые полноценные посиделки с гитарой и возлияниями. Алкороль в ударе!
Ничего, завтра – дневка.
Итог дня: 12 км. Встали там, где планировали.
День 4 (5 августа – вторник).
Дневка.
И вот тут мы вообще-то были неправы, но узнали об этом слишком поздно. На о.Троица располагается заброшенная деревянная церковь с сопредельным хозяйством, являющаяся центром «паломничества» проплывающих мимо туристов. Рядом с церковью висит табличка с просьбой не вставать на острове более, чем на одну ночь. Да, неудобно получилось, но что теперь поделать ,вроде мы никому все равно не помешали. От стоянки к церкви идет проторенная тропа, так что заблудиться невозможно. На острове видны остатки сельскохозяйственной деятельности. Есть малинник. Рядом с церковью растет неимоверной толщины
дерево, разумеется, все завешанное лоскутками – срочно где-то что-то в карманах откопали
-
добавили свой.
По пути к церкви много дров. Помня, что около стоянки их нет, захватили парочку стволов на обратном пути. Надо заметить, что так как остров является популярным местом среди проходящих туристов, то оставлять стоянку без присмотра мы не решились. Аня с Варей пожертвовали собой и остались караулить лагерь.
День 5 (6 августа – среда).
Старый добрый анекдот:
«10:00 Подъем.
10:30 Подъе-о-о-о-ом! 11:00 Подъем, я сказал!»
Да нет, вроде в десять уже и кое-как поднимаемся и вроде видна какая-то деятельность в лагере, но вышли на воду все равно в два часа дня. И этот бич нас будет преследовать весь поход.
Как поется в одной из наших песен: «Что нас дальше ждет? – Болото!» Поэтому сегодня мы планируем дойти до Юляозера и встать на нем. Путь неблизкий, а мы все никак не соберемся. А куда торопиться? Погода отличная, небольшое количество облаков её совсем не портят, тепло, купаемся. Но в итоге все же закусили себе кто до чего сумел дотянуться, погрузились в лодки и вышли.
На входе в Охту из Муезера остров (8). Обошли слева. За ним - плотина: слив мелкий, но чистый. Дальше река начинает петлять.
За полкилометра до впадения реки Чуруж (9) появляются камни в русле. Вскоре после притока стоянка на правом берегу. Далее снова камни в русле, шиверы, перекаты – идутся сходу. Потом река уходит в болота до самого Юляозера. На правом берегу Юляозера есть стоянки (минимум четыре) (11). Занято, либо не нравится – идем дальше.
В итоге подходящую стоянку на Юляозере мы так и не нашли. Ушли в Юзмозеро и в полдевятого встали (12) на мыске, отделяющем его от оз.Ригорека в метрах 200-300 от протоки. Однако, жрут!
Пообедоужинали, искупались, попытались порыбачить и легли спать.
Итог дня: 26 км. А вышли бы раньше – может и стоянки бы были посвободнее.
День 6 (7 августа – четверг).
Наша цель – озеро Лежево.
Вышли, прошли оз. Ригорека, которое на Яндекс картах обозначено как Мусорное, а на Генштабе и так, и так, причем непонятно, где кончается Ригорека и начинается Мусорное. Вышли в Алозеро. На правом берегу протоки между этими озерами какая-то табличка. К сожалению, мы не собрались выйти посмотреть, а жаль – интересно.
Алозеро разделено на две части плотиной. Перед плотиной остров. Справа есть сток совсем заваленный. Слева два стока. Хороший осмотр по левому берегу. Пошли в левый сток между бревнами. «Matrix» пошел без матроса и пассажира во второй канал справа.
«Энтерпрайз» в полном составе в крайний правый. «Маринка» без матроса во второй справа. Мелко, но, в общем-то, дальше просто шиверка. После зачалились под левый берег. Вскоре дошли до пор. Немес (14). До него несколько шивер, перекатов. Сам порог - просто шивера. «Энтерпрайз» обновил шкуру. На стоянке сразу за порогом перекусывали
и клеились. Пока клеились, Matrix ушел вперед искать стоянку на оз.Лежево.
И снова болото. Лоция не врет – имеются перекатики. И насчет Сянды (15) – левого притока не обманула. Действительно, можно уйти в него, задумавшись. Но, как говорится, предупрежден - значит вооружен!
До Лежева дошли без приключений. Если на стоянку могут придти люди – мы такую стоянку не хотим. Поэтому указанные в лоции стоянки на выходе в озеро даже как-то и не рассматривали всерьез.
Ушедший вперед Matrix нашел стоянку на острове (16), где и повесил нам ярко оранжевый сигнал. Судя по продуктам жизнедеятельности человеческих особей – стоянка часто принимает коммерческие группы. Но зато очень много черники – это несколько смягчает наше негодование. Присутствуют комары – куда ж без них.
Поужинали, искупались, завели патефон, в смысле гитару и во сколько-то разошлись
спать.
Итог дня: 21 км. В преддверии надвигающихся сумерек разделяться на озере как-то
жутковато.
День 7 (8 августа – пятница).
Утром просыпаемся, купаемся, завтракаем, купаемся, собираемся, купаемся, выходим… А, нет, все еще купаемся…
А пройти мы хотим сегодня всего ничего – до озера Вороньего. Зато по пути нам надо преодолеть пор. Пебозерский, первый, между прочим, на маршруте, который, согласно имеющейся лоции, может в каких-нибудь обстоятельствах дотянуть до 3 к.с. Так что мы в предвкушении.
А пока нам надо выйти из озера Лежева. Там плотина (17). Падение все же есть, слив четкий, прикольные валы. Потом ровная протока. Клюет! Далее заросшее Торосозеро, потом лоток с валами перед собственно, Пебозерским порогом – матросам рекомендуется одеть юбку.
Но вот и сам порог (18).
Приведу выдержки из обоих лоций:
Расположен на выходе в Пебозеро. Лоток с валами и камнями. Опытные экипажи без проблем идут его сходу, учитывая только два момента: 1)не попасть в разрыв правой стенки, куда идет половина реки, вовремя уйдя налево; 2) на выходе обливной камень обходить справа впритирку и тут же уходить за него (налево). Камень виден с воды хорошо. (Афанасенков М.А.)
При просмотре не увидели мощного потока, уходящего вправо, возможно он имеется в бОльшую воду, также увидели, что слева от камня проход более разумен, чем справа. Камни справа от камня торчат больше, слева же практически чисто и есть немного обливных камней (дополнение Лапиной М.Ю.)
В нашу воду: осмотр ЛБ. Заход из центра в слив, обходя справа по струе большой камень, сразу после него уходим влево: вправо несет, прижимая к гряде камней. Далее лоток, на выходе из которого камень – можно обходить справа, можно слева. Справа глубже, но уже, слева шире, но мельче. В лотке справа на полпути пенится, но там вроде чисто.
Прохождение:
«Matrix» (Кванин, Мазурин) – подсели чуть на гряде, но быстро слезли, камень обошли слева,
цепанули бортом левый камень, но дном чисто.
«Маринка»
(Яшкин, Иванов) занесло вправо, сели на гряду, зачерпнули бортом полбайдарки воды, чуть не кильнулись, отчерпались, отвели назад для второго захода. От ПБ заходить крайне неудобно. Капитану пришлось проводить байдарку на струю, снимая с мелких камней. Сразу
за камнем ушли влево, оттуда – в лоток. Камень прошли справа, цепанули правым бортом, дном – чисто. В том сливе после камня гряда камней только чтоб байдарка прошла. В правой части острый камень будет слева, справа – не критичен.
«Энтерпрайз» (Мазурин, Мирошникова): зашли чисто, пошли в левый слив, хорошо попали между камней.
После порога шли по Пебозеру и думали, не перекусить ли нам. Решили совместить с экскурсией в нежилую деревню Пебозеро (19), тем более, что налетел ветер и пошли вокруг тучи.
Пристали, поднялись. Пара разрушенных домов, весьма сомнительно укрывающих от дождя и ветра. По пути много малины. Дом разваливается на
глазах. Там и перекусили.
Осторожно! Можно провалиться под пол. Переждать дождь не удалось. Только встали на воду как раз он и пошел. Экипаж
«Маринки» шел в одно весло и одну удочку,
потому отстал. Неплохо на оз.Хизиярви ловится в дождь – вечером будем есть рыбу! На входе в оз.Воронье дождь переродился в прекрасный ливень, классический летний – шел минут пять, но вымочил насквозь.
Придя на остров Духов (20) (о.Денис-Остров на Генштабе), поняли, что стоять там не хотим – «грязновато». На доугом конце острова есть еще стоянка, но она нас не прельстила – местá под палатки довольно условные.
Прошвырнулись по соседним островам – нашли стоянку «на четверочку» (64.835,33.726) (21). Продуваемый мыс, более менее высокий берег. Есть стол, очаг, баня. Минусы: много комаров (но это везде), маленькие размеры острова (100х50м), мало дров, но за дровами можно сплавать на соседний остров.
Итог дня: 11 км. И кто же принес на о.Духов дефибриллятор?
День 8-9 (9-10 августа – суббота-воскресенье).
Двухдневка.
Сплавали в местный «ларек» к леснику. Из ассортимента там оказались на тот момент только пиво (140р/0.5л) и сникерс (90р). Заодно узнали, что уровень воды считается ниже среднего, а Карелию 4 дня назад вообще закрыли для туризма в связи с пожароопасностью. Но маршрут надо заканчивать.
Устроили баню, сплавали за дровами, сплавали за черникой – устроили блины.
День 10 (11 августа – понедельник).
Ну вот и все. Халява заканчивается. Воронье – последнее крупное озеро на маршруте. Дальше будет только река и пороги, пороги и река. Ну за тем и приехали!
Вышли поздно: часа в четыре-полпятого. Обогнули мыс, и пошли строго на север, но ветер снес метров на 300 на восток. На плотину вылезли посмотреть (22). Проходим по центру с пробиванием бочки. Прошли успешно. Потом сразу маленькие шиверки и за поворотом порог Олений (23). Хороший слив, немного камней, без проблем идется сходу. Проходим и выходим в Корнизозеро.
В Пичепорог (24) жуткая заходная протока. Очень мелко, много камней, то и дело цепляем, сидим. При заходе везде – налево. На карте Пичепорог отмечен в правой протоке
-
пусть это не смущает. Сам порог – длинная быстрая весьма приятная шивера. Проходим чисто.
Сразу за порогом заводь. Стоянка на правом берегу и острове. На острове нет мест под палатки. Встали на правом берегу часов в шесть. Есть стол, есть места, нет дров.
Итог дня: 8 км. Ну вот и пороги!
День 11 (12 августа – вторник).
День был очень насыщенный. Прошли много порогов.
Снялись со стоянки и поплыли по широкой просторной реке на северо-запад. Вскоре дошли до пор. Кожаный (26). Порог идется сходу. Обливает. Рекомендуется надеть юбки.
Через километр пор. Ойнегайне (27). Вылезли посмотреть по ПБ. Приятный порожек с валами и бочкой в конце разветвления. Разгоняемся и наслаждаемся жизнью. Аквапарк!
Еще через километр Лоунапорог (28). Порог
интересный. Пролазали весь, чтобы выработать линию движения в нашу-то воду. В итоге:
основное препятствие
две плиты друг за другом в середине порога ближе к ЛБ (возможно, при более высокой воде их вообще видно не будет, но у нас это – самое ответственное место порога). Слив с первой плиты крайне мелкий, надо проходить в котел за ним мощным сливом справа, затем сразу выруливать направо во второй слив, который тоже мелкий, но не настолько. При возможности сделать резкий правый
поворот можно пройти близ камня, где мощный слив, но туда тяжелее выгрести и можно влететь в скалу. Удалось найти-таки ориентиры. Проходим с переменным успехом.
«Matrix» взял слишком вправо, подсели на скалу, развернулись на ней и могли бы войти чисто в слив, но перекрутились и уперлись носом в скалу. «Маринка» поздно взяла налево, но в первый слив все же вошла, зацепив камень. «Энтерпрайз», как и предшественники, тоже взял правее, но в струю вошел хорошо.
Полтора километра – и порог Хемег (29). Аквапарк-2. Сильная струя справа, камней нет. На выходе уйти со струи в левую часть, последний слив - в камнях. Проходим по правой части левого выхода. Вправо несет не так сильно, как ожидалось, поэтому
«Маринка» сильно ушла налево и вошла в улово у ЛБ. Докрутив оборот, вернулись на струю и вошли в выход чисто. Остальные следом прошли без проблем.
А за заводью уже порог Кивиристи (30). « - Если войти под вот таким углом, а потом если вот в этот момент гребануть веслом и если тогда сделать бедрами вот так…» Слишком много «если…». Мы решили, что не готовы к прохождению этого порога, как бы красив он ни был. Хотели пройти первую ступень, обнести вторую и таки попробовать спустить лодки в каньон, но знающие люди отсоветовали, сказав, что от первой ступени идет хорошая тропа обноса, дорога, практически проспект (только вот размокшая от дождей). Решили не мучиться и обнесли порог целиком.
Цепочка шивер (31) после Кивиристи на карте обозначена как пор.Темный, в лоциях названа как пор.Черный, Белый. Местами сильно заливает, не брезгуем юбками. Идем сходу.
Следующая остановка – порог Печко (32 – приблизительно). В лоции: «Ориентир: глыба на правом берегу, струя уходит за нее». Перед порогом Печко есть слив
«Квазипечко». Там тоже глыба на правом, с нее легко скатиться что по центру, что от глыбы
-
как угодно. Скатываемся и радуемся, что легко отделались. Рано! Настоящий Печко через метров 200 дальше. Уже, собственно его и видно. Хороший осмотр с глыбы, только вот очень скользко. Заходим по центру, цепляя правый край заходной бочечки. Далее немного правее в основной язык. Держимся левой части языка, ибо в правой просматриваются острые камушки. Далее длинная шивера. Затем цепочка шивер «Петрушка». Идем дальше.
Справа высокий берег. Время от времени попадаются стоянки, или места, где можно их устроить. На одной из них и встали (33).
Итог дня: 15 км. Клуб хромых на левую ногу после похода идет к врачу. День 12 (13 августа – среда).
Снимаемся с лагеря и идем дальше. Перед нами пороги Муравейные (34). Длинная цепочка шивер. В конце – направо. Струя очевидна, проходим веселым маршем и с песней. Видим тургруппу, с которыми вместе смотрели Кивиристи - «знакомимся по жиже».
«Маринка» немного подтекает. Накануне экипаж поленился проверить состояние – теперь поделом им.
Километром ниже разрушенный мост (35), высокие валы, матросы одевают юбки.
И вот Тютерин (36)! Мощный слив по плите. Проходится слево под берегом, НО! Килевым судам, видимо, в принципе по такой воде не стоит ходить в этот порог.
«Matrix» в составе Кванин-Мазурин пошел. Посидели на заходе, потом внизу, ткнулись носом, еще посидели – очень мелко. И в сливе камень поймали. Посмотрев на
несчастную лодку, требующую
немедленного ремонта, остальные от греха обнеслись. За компанию с «Matrix’ом», чтоб не скучно было, подклеивается и «Маринка». «Энтерпрайз» тем временем идет обживать уговоренную стоянку на пороге Курна (37).
Доходим до стоянки и встаем там вместе со своими новыми уже упомянутыми знакомыми. У нас завтра совместная дневка, а сегодня ужин, перетекающий в пир, «…ведь только песня и гитара чего-то стоят на земле!»
Итог дня: 14 км. Замечательно гребется под «Песню о тревожной молодости».
День 13 (14 августа – четверг).
Дневка.
Лениво просыпаемся, надеваем спасжилеты и идем
самосплавляться по Курне. Вокруг
интересные люди, интересные беседы, новый опыт. Сходили принесли грибов, пожарили.
Обменялись рецептами, кто как делает спирт употреблябельным.
Выяснили, что в
Москву мы ехать будем в одном вагоне. Легли спать. Завтра – Охтопорог!
День 14 (15 августа – пятница).
Встали, собрались, пошли. Вот и он, Охтопорог (38), последнее препятствие маршрута.
Сильный мощный слив от левого берега. Далее шивера. Отдельно хочется отметить мелкий слив с плиты в ниней части порога сразу после мощного слива под левый берег. На плиту несет. Нужно сильно выгребать вправо.
Статистика прохождения грустна. «Matrix» (Кванин-Мазурин) - оверкиль после первого слива, вверх днищем налетел на камень – пробит баллон. «Маринка» (Яшкин- Иванов) - оверкиль после первого слива, байдарка осталась цела – спасибо экипажу
«Matrix’a», подстраховавшему и вытащившему байдарку со струи.
Пока «Маринка» готовилась к старту, «Matrix» отчерпывался и чинился. Выловив
«Маринку», ребята передали эстафету в виде ремника и черпака, и отправились дальше по порогу. «Энтерпрайз» (Мазурин – Мирошникова) - первый слив пройден с уходом в левый берег носом, далее шли по шивере нормально. «Маринка», отчерпавшись и проводив- подстраховав «Энтерпрайз», также завершила прохождение порога. И «Matrix», и
«Маринка» не смогли избежать мелкого слива с плиты.
Оперативный ремонт баллона не удался и «Matrix’у» пришлось завершать маршрут сразу после Охтопорога. Шедшие сзади катамаранщики с мотором предложили доставить
разобранные лодки с экипажами к Подужемской ГЭС (5 км). «Энтерпрайз» остался за компанию.
«Маринка» пошла вперед на поиск места антистапеля. Нашли там, где и планировали: перед бетонным ограждением реки по ЛБ улово с хорошим выходом к воде, поляной и подъездом.
Разобрали лодки, сложили рюкзаки, вызвали машину. На буханке до Кеми дорога заняла минут 30 (Борис +79535310209; +79215209269). Там нас ждал вокзал, и столовая железнодорожников.
Итог дня: 6,5 км. Маршрут завершен в срок.
День 15 (16 августа – суббота).
Поезд.
Кемь – странное место. Там наверняка встретишь знакомых. Поздоровавшись со всеми, кого встретили, поужинав посменно в столовой, не без приключений погрузились в поезд №237АФ (отправление 00:45, в Москве 22:26), в котором оказались «прекрасно» расположены вагоны: два последних – перед первыми. Отдышались, сели, едем. И снова Свирь, мост, пиво с рыбкой. Мы едем домой!
Итог дня: «Чуть-чуть беспомощно вагоны качаются…» Итог похода: 126 км.
Лоция
Представленная ниже лоция есть скорректированная лоция группы Лапиной М.Ю.
Скорректированные места отмечены жирным курсивом. Хронометраж нашей группой не велся, поэтому оставлен исходный.
ЧХВ - чистое ходовое время до препятствия;
Название |
ЧХВ |
Катег. байд, осмотр |
Ориентир |
Описание |
Примечание |
||
Охта, вода ниже среднего (в правом рукаве на выходе пор.Хемег торчат камни)
Существенно ниже среднего. В заходе на Охтопорог перед сливом – обливняк, чистой струи в Хемеге нет. |
|||||||
оз.Кевятозеро |
- |
- |
|
Стапель на западном берегу. Охта вытекает из него к западу от дер.Кевятозеро |
Залив, из которого вытекает Охта плохо заметен. Надежный ориентир – деревня. |
||
От Кевятозера |
- |
- |
Если слева от вас |
Узкое русло через болото. На |
|
||
до Куккомозера |
|
|
деревня – значит |
полпути к Куккомозеру |
|||
|
|
|
прошли мимо. |
появляется высокий правый |
|||
|
|
|
|
берег – можно встать. |
|||
оз.Куккомозеро |
- |
- |
- |
|
|
||
мост |
0-00 |
- |
- |
Удобно выгружаться в 100м ПЕРЕД мостом ("перед" по дороге, а не по реке) - там неплохие места для стоянки и ночевки. Дров уже нет. |
|||
П6-7 |
0-05 |
0-1 |
Видны с моста |
Мелкие перекаты |
- |
||
Пл2а |
0-25 |
0-1 |
Озерко продолжается налево, а река через плотину уходит как бы поперек |
Лоток, быстроток. Сходу. |
- |
||
П8-10 |
0-10 |
1-2,
П10 |
- |
Каменистые шиверы, сходу. П10 - узкая с неплохим падением - требует аккуратности. |
Чайникам можно просмотреть П10 - прямо у выхода в Муезеро. |
||
о.Троицы |
0-30 |
- |
См карту. Церкви с воды не видно. |
Неплохая стоянка на ближайшем - западном мысу. Церковь находится на восточном. К ней ведет тропа вдоль всего острова. |
Стоянки есть и на соседних островах и прямо у впадения Охты в Муезеро (ПБ). |
||
Пл3 |
0-50 |
0 |
курс 40 от острова Троицы (от церкви) |
По правому осмотра |
проходу |
без |
Слева от плотины есть стоянка. Далее до Чуружа разумных стоянок нет. Встретится перекат П11. |
Чуруж |
0-40 |
- |
Впадает слева |
Указан как надежная привязка. |
Минут через 10 на ПБ - стоянка. Выше по Чуружу стоянок нет. |
||
П12-14 |
0-15 |
1 |
- |
Перекаты/ шиверки |
За ними - болото. Стоянок не будет ВООБЩЕ НИКАКИХ. |
||
впадение в Юляозеро |
3-00 |
- |
- |
Цепочка стоянок ПБ. Стоянки есть и далее - на Ригореке и Хизипоки. |
Остров в Юляозере лучше обойти справа - через Ригореку. Короткие протоки обычно непроходимы. |
||
|
|
|
|
Далее на Юзмозере высокий берег, подходящий для стоянки. |
|
||
Пл4 |
2-20 |
1-2 |
Ряжевые стенки, шум воды.
После лотка уходить по струе левее острова |
Два лотка. Проходимы оба, желателен осмотр. Правого лотка - с ПБ, левого - с ЛБ. |
Советую правый - в нашу воду глубина была 5см и мы тащили лодки по бревенчатому дну лотка - никаких следов. А в левом известны случаи серьезных повреждений (что-то торчит на дне). |
|
|
|
|
|
При нас рафты проходили левым- без последствий
Мы приняли решение идти в левый лоток между бревнами. КНБ прошли без повреждений. |
П15 |
0-00 |
1-2, ЛБ |
Сразу за плотиной |
Шивера с заметным падением. Можно сходу, но аккуратно. |
Между П15 и П16 на озерке есть стоянка на ЛБ. |
П16 |
0-15 |
0-1 |
На выходе из озерка. |
Перекатик. |
- |
П17
пор. Немес |
0-15 |
1 |
- |
Цепочка шивер-перекатов |
За ним впадает бурный ручей справа и тут же хорошая стоянка ПБ. Дальше - болото - стоянок ВООБЩЕ НИКАКИХ! |
|
|
|
|
|
В болоте несколько шивер- перекатов |
оз.Лежево |
2-00 |
- |
- |
Есть две стоянки ПБ - почти у выхода в озеро и 5-10 минут ранее. На самом озере мы пристойных мест не заметили.
Есть стоянка на ПБ, на мысе перед деревней, есть на острове напротив выхода.
На острове посреди озера есть удобная стоянка. |
|
Стоянка у выхода в озеро (по сообщениям читателей) обживается местными, строится сруб... |
|||||
Пл.5 |
1-40 |
0 |
Видна от мыса, на котором остатки дер. Лежево |
Ворота. Падения нет. Просмотр не нужен абсолютно. |
За плотиной - симпатичный корридор-аллея, затем - озеро. |
|
|
|
курс 345 на пл.5 |
|
|
|
|
|
(от развалин поселка) |
|
|
П18 |
0-50 |
1 |
Развилка. Основная струя - вправо, там начинаются ряжевые стенки.
левая мелкая |
Лоток с мощными валами "американские горки". Валы были даже в нашу супермалую воду. Идётся сходу по центру (смотреть нечего - ровная струя). |
В левой протоке, которая обходит этот лоток (от развилки) - мель. Лучше идти по лотку. |
|
|
|
|
Валы высотой до 30см |
|
П19 + П20 "Пебозерский" |
0-10 |
|
Перекат (П19), ряжевые стенки (видны издали), шум воды. |
Располож на вых в Пебозеро.Лоток с валами и камнями. |
Шиверка П19 плавно переходит в порог. |
|
|
|
|
1)не попасть в разрыв правой стенки, куда идет половина реки, вовремя уйдя налево; 2) на выходе обливной камень обходить справа впритирку и тут же уходить за него (налево). |
Хорошие стоянки ПБ за порогом. Влезает 60 человек (проверено). |
|
|
2-3, ЛБ |
|
Вправо сильно не несет, особенно если идти левее, в лоток. Обливной камень на выходе обходится и слева, можно с маневром за ним вправо. |
|
Пл.6 |
2-00 |
|
- |
Несложная, но осмотр |
Правее плотины на озере есть |
|
|
|
|
желателен, т.к. с воды заход |
стоянки. На Вороньем вообще |
|
|
1, |
|
неочевиден. |
хорошие берега для стоянок. Отдельно отмечу о.Духов с |
|
|
|
|
|
выставкой деревянной |
|
|
|
|
|
скульптуры и ларек с баней. |
П21+П22 Олений |
0-3 |
1-2 |
Хорошо виден прямо от плотины |
Каменистая горка - сходу по струе. |
Между Пл.6 и П22 небольшой перекат П21. |
По Корнизозеру к Пичепорогу |
|
|
Следует пройти озеро в конец до сада камней слева, уйти в них, за ними видны бревна, обходить их слева (бревна лежат на острове) |
На острове есть стоянка |
|
П23 Пичепорог |
0-45 |
1-2 |
ВСЕ ветвления - везде |
Длинная мощная шивера. |
Есть стоянки на ПБ. |
|
|
|
НАЛЕВО. Далее - |
Сходу по струе. Требуется |
|
|
|
|
сужение русла, |
некоторый маневр. |
|
|
|
|
ускорение течения, |
|
|
|
|
|
каменистые берега. |
|
|
П24 Кожаный |
0-40 |
1-2 |
Завал - бревна на мели посередине реки. Крутой ЛП, потом ПП (обход завала) |
Локальная гряда - сходу по струе. |
Есть стоянка. |
П25 Ойнегайне +П26 |
0-30 |
|
Крутой ЛП - выхода сразу не видно. Ряжевая стенка под ЛБ, порог в правой протоке |
Шивера с бочкой на выходе. Бочка удобна для катания. |
После порога - перекат П26.
Хорошие стоянки на ПБ. |
|
|
2, ПБ |
Ряжевой стенки не видно, но слышен шум воды, чалка в заводь ПБ или к камням. |
|
Есть несколько стоянок на пороге (минимум 2), большие |
П27 Лоуна |
0-20 |
2-3, ПБ |
Зигзаг - левый поворот с бревнами на ПБ (ряжевая стенка ПБ) (на мели-острове посередине) и тут же - правый поворот уже в порог.
Просмотр ЛБ (если удастся пройти по берегу), ПБ (с острова, чалка к бревнам) |
Порог в левой протоке, правая мелкая. Длинный порог с заметным уклоном. Ключевые места (в т.ч. косые сливы) находятся ближе к выходу и допускают несколько вариантов прохождения. Однокорпусным судам очень желателен просмотр, хотя он и неудобен.
В нашу воду основное препятствие – два мелких последовательных слива с плит у левого берега. По камням можно допрыгать – посмотреть. |
После порога за углом - локальный слив П28 (сходу по центру), поворот налево и тут же порожек П29 - по струе сходу. |
П30 Хемег |
0-20 |
|
Река упирается в косу ЛБ из каменных глыб, огибая ее справа. Чалиться сразу к глыбам (или до них), не поворачивая направо вместе со струей. |
Сначала - узость с валами и небольшим прижимом к скале ПБ, а на выходе - гряда камней. Чистый проход у ЛБ - нужно успеть сойти со струи и завернуть. |
Есть стоянки на обоих берегах. ВНИМАНИЕ! На ЛБ могут ночью обворовать (см. подробнее на Кивиристи). |
|
|
2-3, ЛБ |
|
В нашу воду проход у ЛБ не очень чистый, густо торчат камни – надо попасть между ними. |
|
П31 Кивиристи |
0-05 |
3-5, ЛБ |
Сразу за П30, за мысом ЛБ.
Можно перечалится в улово ЛБ за первой ступенью, но осторожно, чтобы не улететь во 2ступень |
Три ступ.
Перед первой - "пляж" на ЛБ с видимой просекой и тропой обноса. Можно легко обнести весь порог. 1ступень - несложн. слив.
2ступень - узкий высокий (несколько метр) водоскат с бочкой и/или котлом в зависим от воды.
3ступень - красивый каньон с валами. |
Есть стоянки, но на ЛБ обычно занято и, разумеется, туго с дровами. Справа за порогом дрова есть, но кататься и наблюдать катание не так удобно. |
ВНИМАНИЕ! К порогу идёт тропа, которая примерно через 4км перерастает в автодорогу к трассе Кемь-Калевала и посёлку. Её используют местные для нового "бизнеса" - воруют по ночам мелкие и ценные вещи у туристов (в т.ч. из тамбуров палаток!). |
Первые сообщения появились в 01году, но систематическим стало к 04 году. Крайне рекомендуется выставлять дежурных на ночь и кооперироваться с соседними группами. Осторожно относиться к местным "рыбакам" и детям даже ДНЁМ: это - наводчики.
Не светить фото-видеокамерами, спиннингами, мобильниками... Не найдут ночью - могут лодки порезать с досады... Если же рюкзак "исчез", поищите остатки в окрестном лесу вдоль тропы |
|||||
П32-34 |
0-10 |
1-2 |
- |
Шиверы сходу по струе. Две из них еще называют порогами "Черным" и "Белым". |
При желании можно найти стоянку.
Стоянка на ЛБ за островком |
П35 Печко |
0-05 |
2, ПБ |
Глыба у ПБ, река поворачивает направо ЗА глыбу. Чалка до глыбы
Можно чалится к ряжевой стенке ПБ, перегораживающей левую протоку |
Локальная гряда, два чистых слива на выбор. Проще попасть в левый - туда сносит.
Слив один, в центральной протоке, направлен к камню и ЛБ, по большой воде образуется бочка |
В 200 м перед порогом небольшой слив с похожими ориентирами. Не перепутать!
Есть стоянка. Не видно |
П36 "Петрушка" |
0-05 |
1 |
- |
Цепочка шивер - по струе. |
При желании можно найти стоянку. Дальше до "Муравейных" со стоянками плоховато...
Но мы все же нашли. |
узость1 |
0-05 |
1 |
издали заметное скальное сужение русла - ворота- |
чистый слив с валами высотой ок. 50см |
|
П37-П41 Муравейные |
0-50 |
1-2 |
Избушка на ЛБ.
Не заметно
Просто видны камни и начинаются шиверы |
Несколько шиверок - порожков. Самый интересный в конце - слив упирается в камни - все обходится если не хлопать ушами.
На выходе большой камень- плита посередине, следует вовремя уйти направо (на секунду раньше, чем вам захочется – на камень несет) |
При желании можно найти стоянку.
Есть рыбацкая стоянка на ЛБ прямо напротив последнего камня. |
П42 Мост |
0-15 |
1 |
Остатки моста |
Перекат по струе |
Стоянка ЛБ за мостом. Далее до П43 опять со стоянками туго. |
П43 Тютерин |
1-15 |
3-4, ЛБ |
Поворот направо, хорошо протоптанная тропа обноса и ровная поляна на ЛБ. |
Отлогий водоскат по плитам, торчат зубья. В большую воду можно идти слева. В среднюю и малую лучше обнести, т.к. соотношение кайф/риск ниже разумного.
В большую воду можно обойти по правой протоке. |
Удобный для стоянок и обноса мыс, однако плохо с дровами - нужно за ними плавать или заранее захватить с собой. Далее до П44 разумных стоянок нет. |
П44 Курна |
1-15 |
1-2
ПБ |
Скальное сужение. |
Быстроток почти без падения. В большую воду возможны валы, прижимы. По центру без просмотра. |
Хорошая стоянка на ПБ. |
П45 Охтопорог |
0-15 |
3-4, ПБ |
Поляна на ПБ, русло перегорожено грядой камней. |
Проход через гряду слева - там основной слив сложной структуры (ключевое место). Далее очень мощная шивера с цепочкой мелких сливов.
В низкую воду на заходе в слив посередине выплывает обливняк – заходить приходится из-под берега. |
На ПБ есть стоянки. В отличие от Кивиристи, порог с виду проще чем на самом деле. Один из немногих порогов, где байдаркам реально необходим фартук. Не пренебрегайте страховкой - путешествие перевернутого каркасного судна по шивере редко хорошо кончается. |
Подужемская ГЭС |
1-30 |
- |
Плотина. Незадолго ДО - скальный остров. |
Чалка и антистапель в поселке на ПБ недалеко от плотины. Лодочная пристань (мостки).
На левом берегу перед бетонной стенкой (второй, которая уже до самой плотины идет) есть заливчик метров 5-10 с удобным подходом к воде и грунтовой дорогой. |
До остановки менее 10 минут пешком. Автобус в Кемь ходит регулярно. Между П45 и ГЭС на ПБ довольно много стоянок |
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
Главный совет – не забывать про здравый смысл. Соизмеряйте уровень препятствий с уровнем подготовки группы.
Пор. Кивиристи. Если не собираетесь проходить весь порог, то лучше первую ступень не идти, а сразу начать обнос. Тропа обноса – проспект. После первой ступени для обноса придется лезть вверх по скалам.
Пор. Тютерин. Непроходим каркасными и каркасно-надувными судами.
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
- Группа прошла запланированный маршрут в запланированные сроки.
- Хорошо помогает детский горшок – очень удобно отчерпываться.
- Берегите ноги! По возможности используйте жесткую обувь и не пинайте камни.
- Москитные сетки на шляпах – великая вещь. У нас было всего две на команду, но они спасали при ремработах и сборе ягод.
- Ребенок пережил путешествие хорошо и хочет ходить в Карелию ещё. Не пренебрегайте горшком.
- Не стоит пытаться пройти порог Тютерин на каркасных или каркасно- надувных судах. Надувные байдарки, рафты и катамараны проходят (при наличии соответствующего опыта).
- Не стоит проходить порог Кивиристи без соответствующего опыта управления судном и страховки с берега. Обносить удобнее всего сразу и весь.
- Общие расходы составили по 10 000 рублей со взрослого человека, 6 500 рублей с ребенка.
- Для провоза в поезде животных требуется справка с ветстанции. Телефон ветстанции +7 (81458) 2-15-48
- Телефон для заброски (пос. Идель): +7(921)222-21-30 – Игорь. Для выброски (Подужемская ГЭС): +7(953)531-02-09;+7(921)520-9269 – Борис.
Комментарии