18 января 2013
Год путешествия: 2000
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: VI
0 1904 0
Руководитель: Сергей Климин (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5720

3. Итоги путешествия, выводы, рекомендации
Справочные сведения о маршруте
Паспорт маршрута

Нитка маршрута: г. Москва – п. Нижнеангарск (ж/д) – верховья р. Укучикта (вертолет) – сплав по р. Укучикта до устья – пеший переход вверх по р. Левая Миня и перевал на р. Малая Миня – сплав по р.р. Малая Миня и Миня до автомоста – пос. Киренга (автобус) – г. Москва (ж/д).

Протяженность активной части маршрута: 190 км.

• водная часть: р. Укучикта – 30 км; р.Малая Миня – 40 км; р.Миня – 80 км.
  • пешеходная часть – 40 км.

Категория сложности: 5 – 6.

Уровень воды:

• р. Укучикта: ниже среднего - средний - выше среднего.
  • р. Малая Миня: средний - ниже среднего.
  • р. Миня: ниже среднего.

Средства сплава: 2 4-х местных и 2 2-х местных катамарана.

Сроки путешествия: 01 – 28 июля 2000 года.

№ п/п Фамилия И.О. Год рожд. Туристский опыт Обязанности
1 Климин С. В. 1964 Кекемерен 6р. М. Нарын 5р. Китой 5р. Урик-Хоньчин-Даялык 5 р. Шавла-Аргут 5р. МС руководитель, капитан К4-1
2 Сечко О. Ю. 1966 Чаткал 5у. М. Нарын 5у. Китой-Онот 5у. Урик-Хоньчин-Даялык 5 у. Шавла-Аргут 5у. врач, матрос К4-1
3 Мягкова С. С. 1974 Кекемерен 6у. Урик-Хоньчин-Даялык 5 у. Шавла-Аргут 5у. фото, летопись, матрос К4-1
4 Карташов К. А. 1970 Она-Карасума 5у. Большая Лаба 2(5)у. матрос К4-1
5 Вилинский Д. Б. 1976 Кекемерен 6у. М. Нарын 5у. Урик-Хоньчин-Даялык 5у. Китой-Онот 5 зам. рук. зам. руководителя, капитан К4-2
6 Александров Ф. Г. 1976 Чирка-Кемь 4у. Урик-Хоньчин-Даялык 5у. Рем. мастер, матрос К4-2
7 Аравин А. А. 1976 Китой-Онот 5у. Шавла-Аргут 5у. матрос К4-2
8 Ларионова Н. Ю. 1976 Кекемерен 6у. Урик-Хоньчин-Даялык 5 у. Шавла-Аргут 5у. Китой-Онот 5у. фото, матрос К4-2
9 Медников М. Г. 1958 Кекемерен 6у. М.Нарын 5у. Китой-Онот 5у. Урик-Хоньчин-Даялык 5 у. К2-1
10 Мандрыкин С. В. 1969 Кекемерен 6у. Пскем 6у. М.Нарын 5у. Китой-Онот 5у. Урик-Хоньчин-Даялык 5 у. видео, К2-1
11 Демидов А. В. 1967 Китой-Онот 5у. Шавла-Аргут 5у. Белая 2(6)у. Снежная 5у. завхоз, К2-2
12 Наумова Н. М. 1976 Китой-Онот 5у. Мзымта 2(5)у. К2-2

Заброска и выход с маршрута

Из Москвы до п. Нижнеангарск ходит один поезд № 76 Москва – Тында отправлением в 20:27 с Казанского вокзала по нечетным дням. В пути чуть меньше 4-х суток. Поезд прибывает в Нижнеангарск поздно по местному времени, поэтому здесь придется заночевать. Мы заранее созванивались с начальником аэропорта (8-30130 – 5-12-02 Стаюсупов Алексей Иванович) по поводу вертолета, через него же забронировали места в гостинице. Гостиница достаточно дорогая (примерно 180 р. с человека) и с местами здесь проблема. Чтобы попасть в аэропорт, надо по центральной улице пройти около 1.5 км в сторону Москвы, гостиница еще на 400 – 500 м. дальше. Час лета МИ-8 по местным расценкам обходится в 16.600 р., рассчитывать следует на 1 – 1.5 часа (с расчетом туда – обратно). По словам летчиков – мы первая группа, которой удалось улететь за последние несколько лет. Обычно вертолет либо сломан, либо занят. Так что пеший вариант заброски не следует сразу исключать. По договоренности с летчиками мы полетели не сразу на Укучикту, а "прошли" над верховьями Малой Мини до ее глобального поворота на запад, что позволило нам сделать общую разведку верховий и отследить нужный нам перевал. От взлета до посадки уложились в 50 минут.

Маршрут заканчивается у моста через р. Миня, где можно разобраться, просушиться и переночевать. В будни, начиная часов с 9-и утра в сторону Киренги проходит 8 – 10 лесовозов, которые берут по 2 – 3 человека. В субботу и воскресенье лесовозы не ходят! Нам случайно подвернулась машина, на которой привезли геологов. В пути около 2-х часов.

От станции Киренга до Москвы ежедневно в 19:59 (по Москве) ходят поезда: № 75 Тында – Москва по нечетным и № 131 Северобайкальск – Москва по четным. Билетов нет на несколько дней вперед. Никаких! В кассах нам объяснили сей факт сезоном отпусков и поднятием цен на билеты Аэрофлота. Уехали поездом № 71 Северобайкальск – Иркутск (21:20 по нечетным) до Тайшета и далее перекладными…

От станции Киренга можно уехать поездом до Красноярска (сутки). Из Красноярска от вокзала за 300р и 40 мин можно добраться до аэропорта Емельянова, откуда есть 2 регулярных рейса на Москву. Правда, есть опасность, что их объединят в один и тогда шансы взять билет очень невелики.

Туристская характеристика района путешествия

Район Северного Прибайкалья, ограниченный хребтами Унгдар и Акиткан сравнительно недавно начал осваиваться туристами-водниками. Но уже сейчас можно сделать вывод о том, что со спортивной точки зрения этот район является безусловно интересным и весьма своеобразным. Основной рекой здесь является р. Укучикта, содержащая в зависимости от уровня воды пороги 5 – 6 категории сложности. Причем большинство порогов включают в себя водопадные сливы от 1.5 до 4 – 4.5 метров. Однако, короткая спортивная часть маршрута по Укучикте (около 30 км) требует на наш взгляд какого-либо логического продолжения в виде связки с другой рекой. тем более, что "белых пятен" здесь еще достаточно.

Именно такую задачу поставила перед собой наша группа, выходя на маршрут. При разработке многочисленных вариантов мы пользовались гидрографическими данными и информацией о районе, которая имелась в Москве, Санкт-Петербурге (группа Тихомирова) и Иркутске (Л. Измайлов).

1. Стандартный вариант, пройденный уже десятком групп: р. Укучикта – р. Левая Миня – р. Миня включает в себя достаточно тяжелую 5-и дневную пешку в верховья Укучикты (если не повезет с вертолетом), 30-и километровый участок с порогами 5 – 6 категории сложности и 3 – 4 дневный доплыв по спокойной воде.
  2. Маршрут, пройденный нашей группой: р. Укучикта – р. Малая Миня - р. Миня, включал в себя сплав по Укучикте до ее устья, 4-х дневный переход вверх по р. Левая Миня и перевал в долину р. Малая Миня, 3-х дневный сплав по р.р. Малая Миня и Миня. На наш взгляд, р. Малая Миня не представляет спортивного интереса из-за невысокой сложности препятствий и большого количества завалов.
  3. р.Укучикта – р. Малая Миня – р. Савкина – р. Окунайка. Маршрут был записан нами как один из запасных вариантов в случае опережения запланированного графика. О р. Савкина никакой информации нет.
  4. р.Уокит – р. Укучикта – р. Левая Миня – р. Миня. Маршрут пройден питерцами (С.Тихомиров) и группой из Благовещенска (Кононенко). На р. Уокит есть несколько порогов 5-й кат. сложности. Ввиду небольшого расхода представляет интерес для маломерных судов. Маршрут вполне логичен, так как пеший переход на Укучикту увеличивается незначительно. (Здесь имеется в виду р. Уокит – приток р. Тыя).
  5. р.Укучикта – руч. Уокит – р. Миня. Ручей Уокит, в отличие от предыдущего тезки течет строго в противоположную сторону и является притоком р. Миня. Начинается от слияния двух истоков, каждый из которых зарегулирован озером. Средний уклон реки сравним с уклоном Укучикты. Переход с Укучикты возможен по тропе, идущей вдоль р. Средний Минакан. Другой информации о реке нет.
  6. р.Иловирь – р. Левая Миня – р. Укучикта – р. Левая Миня – р. Миня. Река Иловирь является крупным правым притоком р. Мини, характеризуется достаточно большим средним уклоном и по высокой воде, очевидно, может представлять интерес для маломерных судов. По непроверенной информации на ней имеется продолжительный каньонный участок. Дальнейший сплав по р. Левой Мине спортивного интереса не представляет, что подтверждается незначительным уклоном реки, нашими наблюдениями во время пешки вдоль Левой Мини и информацией о прохождении группы украинцев. Переход на р. Укучикта возможен от зимовья в средней части р. Левая Миня.
Техническое описание маршрута

23.07 23 м/н – пос. Киренга. 60 а/м
24.07-28.07 24-28 пос. Киренга – г. Москва - ж/д

Сплав по р. Укучикта

Наш группа начала сплав в 3 км выше по течению устья р. Левая Укучикта у отметки 1156 м. Здесь река делает крутой правый поворот, разбиваясь на две протоки и огибая небольшой островок. Слева впадает мелкий приток. Чуть ниже протока удобная поляна для ночевки и стапеля. С лесом для рамы проблем нет, с комарами и мошками тоже – всего в избытке. Уровень воды в Укучикте по нашим оценкам средний или чуть ниже. Участок верхних порогов мы не видели, однако, судя по нашему уровню воды, спортивный сплав там вряд ли возможен.

Препятствие №1 . Шивера. Начинается в 600- 700 м выше лагеря. В русле множество обливных и открытых мелких камней, в конце шиеры русло делится небольшим островком на две протоки.

Стартовали в 11:00 ниже пр.№1. Через 150 м спокойной воды река делает крутой леывй поворот и начинается участок шивер.

Препятствия № 2, 3. Шиверы. Практически неотделимы друг от друга. Сразу за левым поворотом струя наваливается на крупный камень в центре русла. Проходили левее камня. Далее на прямом участке река равномерно и достаточно круто падает. В русле обилие открытых и полуобливных камней. Общая протяженность пр. № 2,3 - 700 м. На прохождение затратили около 30 мин. Шли, стараясь держаться основной струи с лавировкой между камнями. Груженые "четверки" часто приходилось проводить, "двойки" чувствовали себя значительно веселее.

Препятствие № 4. Шивера-порог. Начинается сразу за предыдущим препятствием разгонной шиверой. В конце шиверы скала перегораживает треть русла у правого берега, образуя крутой слив высотой более 1 м.

Препятствие № 5. Шивера-порог. Левая часть русла забита множеством камней. Основная струя идет вдоль правого берега, наваливается на скальный выступ, образуя слив высотой 0.5 – 0.6 м. Далее в скальном сужении еще ряд невысоких сливов, заканчивающихся прижимом к скалам левого берега. "Двойки" шли по основной струе, "четверки" пришлось провести ниже первого слива, так как был негабарит.

Препятствие № 6. Порог "Стипль-Чез". Через 300 м от предыдущего препятствия. Начинается разгонной шиверой. Основная струя идет под левым берегом. В конце препятствия скальное сужение. Выступающая с правого берега плоская плита и большой полуобливной камень в левой трети русла образуют два слива высотой более 1.5 м. Левый слив узкий, в габарит катамарана (1.5 м), заканчивается сильным боем в скалу левого берега. Правый слив более широкий с мощной бочкой за ним. Проходили по правому сливу, прижимаясь к обливному камню. За порогом большой улов у правого берега.

Препятствие № 7. Порог. Короткое препятствие длиной 100 – 150 м. Ряд небольших сливов, располагающихся в скальном сужении. В конце порога улов. Проходили по основной струе.

Препятствие № 8. Шивера. Проходили по основной струе. В русле много открытых и обливных камней.

Отчет о водном туристском путешествии 6 категории сложности, совершенном с 1 июля по 27 июля в районе Северного Прибайкалья по маршруту: р.Укучикта – р.Малая Миня – р.МиняПрепятствие № 9. Порог "Русская горка". Начинается разгонной шиверой. Основная струя идет под левым берегом. Для осмотра чалились на левый берег перед плавным левым поворотом. Сужение реки и резкий перепад хорошо заметны с наплыва. Порог образован выходами скальных плит и представляет собой многоступенчатый слив с общим перепадом около 4-х метров. Под водой хорошо заметны острые камни и рваные края плит. Основной свал воды идет в левой половине слива.

"Двойки" прыгали по ступеням слива в левой его трети. "Четверки" заходили под левым берегом и, разгоняясь, "простреливали" слив слева направо вдоль верхней плиты, так как глубина потока в этом направлении была максимальной. На выходе прижим к правобережным скалам. За порогом огромный улов.

Препятствие № 10.-12. Шиверы – пороги. Общая длина участка около 600 м. Русло достаточно узкое, появляются крупные камни. Требуется интенсивная лавировка. Участок заканчивается в устье р. Левая Укучикта. Само устье плохо заметно с наплыва, так как находится за скалой и закрыто крупным камнем. \

Препятствие № 13. Порог. Короткое препятствие длиной 60 –70 м. Расположено сразу за устьем притока. По характеру похоже на предыдущее, но чувствуется возросшая мощь воды. Сразу за порогом русло реки расширяется, правый берег понижается.

Препятствие № 14. Шивера. Простое препятствие длиной 600 – 700 м. Правый берег – галечная отмель, поросшая кустарником. В конце шиверы с правого берега выступают плоские плиты. Основная струя упирается в них, образуя слив высотой 0.7 – 0.8 м. Сразу за сливом справа улов. Здесь мы зачалились и, разгрузив катамараны, отправились по тропе на ночевку к устью одного из рукавов р. Поворотной.

С утра начали прохождение, не снимая лагеря. За ночь уровень воды поднялся на 20 см.

Препятствие № 15. Порог, открывающий первый каньон. Длина 90 – 100 м., от предыдущего препятствия отделен коротким участком быстротока. Нагромождение крупных камней в центре русла делит поток на две части. Правая протока круто падает вниз. В конце 40-метровой горки два крупных обливных камня сжимают поток до 1.5 м, который падает сливом более 1 м в 4-х метровую щель между центральными камнями и плитами правого берега. Левая протока, более широкая и вначале спокойная, затем на 2/3 перегорожена грядой крупных камней с которых вода отвесно падает более 1.5 метров через острые зубья и края плит. Треть протоки под самым левым берегом огибает нагромождение камней и сливается за ними мелководной горкой. За слиянием проток образуется бурная шивера, в конце которой с правого берега выступает гряда крупных камней. Вдоль гряды косой слив менее 1 м с бочкой, под правым берегом большой улов.

"Четверки" избрали вариант прохождения под левым берегом, что успешно проделали с небольшой посадкой ката на камни перед слиянием проток. В конце порога чалились в улов правого берега на страховку.

"Двойки" решили проходить правой протокой. К2-2, шедший первым на заходе в "габаритный" слив зацепил правый обливник, в результате чего свалился в слив на ребре и был перевернут через левый баллон. Один из гребцов самостоятельно выбрался на правый берег в середине выходной шиверы. Второй вместе с катамараном зачалился к гряде правобережных камней в конце порога, откуда был снят с помощью страховки.

Экипаж К2-1, решив что для утра уже достаточно весело, спокойно прошел порог по левой протоке.

Отчет о водном туристском путешествии 6 категории сложности, совершенном с 1 июля по 27 июля в районе Северного Прибайкалья по маршруту: р.Укучикта – р.Малая Миня – р.МиняОтчет о водном туристском путешествии 6 категории сложности, совершенном с 1 июля по 27 июля в районе Северного Прибайкалья по маршруту: р.Укучикта – р.Малая Миня – р.МиняПрепятствие № 16. Порог "Двойной". Начинается разгонной шиверой сразу за предыдущим препятствием. Основная струя идет под левым, а затем переходит под правый берег. Перед локальным правым поворотом река сжимается невысокими скальными воротами, поделенными пополам группой камней. Справа от камней косой слив до 1 м с мощной бочкой, слева слив прямой и менее мощный. Через 5 – 6 метров быстротока скальные глыбы с обоих берегов вновь сжимают реку, образуя слив высотой около 3.5 метров с мощной бочкой за ним. Правая часть слива достаточно полога, левая – более крутая и падает через гряды камней. Основная масса воды после слива наваливает на пологую правобережную плиту и уходит влево двухступенчатым сливом с общим перепадом более 1.5 метров. Через 30 м быстротока река делает локальный S -образный поворот. Здесь несколько сливов до 1 метра. Далее у левого берега удобный для чалки улов.

Страховку спасконцом ставили сразу за основным сливом у правого берега. Связку порогов №№ 16. и 17. проходили тандемами с интервалами 30 – 40 м., что обеспечивало дополнительную страховку. Первый тандем составляли К4-1 и К2-1. Экипажи четко выдержали намеченную линию движения: входные ворота проходили по левому сливу, чтобы исключить возможность разворота судна перед основным сливом, в основной слив прыгали в его правой, более пологой части. Далее, легко уйдя от навала на правобережную плиту, проходили по центру выходного слива. За S -образным поворотом чалились в улов левого берега. Пока экипажи осматривали с левого берега следующее препятствие, остальные участники, обеспечивающие страховку, видео- и фотосъемку, заняли новые позиции.

Отчет о водном туристском путешествии 6 категории сложности, совершенном с 1 июля по 27 июля в районе Северного Прибайкалья по маршруту: р.Укучикта – р.Малая Миня – р.МиняПрепятствие №17. Порог "Распятие". Начинается локальным левым поворотом, далее на прямом участке ряд невысоких сливов переходит в мощный пологий водоскат длиной 20 – 25 метров. В конце водоската основной поток упирается в плоскую скалу в центре русла, поворачивает вправо на 90 0 и падает пологим сливом более 2-х метров с мощной бочкой. Ширина прохода в этом месте около 4-х метров. Левее скалы проход чуть уже 2-х метров, но заход туда сложен и чреват посадкой на скалу, от которой практически нет отбоя. За порогом большой улов, в котором с правого берега поставили страховку спасконцом. Напротив ключевого места порога можно достаточно легко спуститься к воде или подняться из каньона на тропу. К4-1 и К2-1 с интервалом в 30 – 40 м успешно преодолели порог по основной струе. Перед крутым правым поворотом основного потока старались прижиматься к правобережному обломку скалы. "Двойка" четко вписалась в узкий поворот, "четверка" за счет своих габаритов и инерции проехала левым баллоном по водяной подушке плоской скалы. Чалились за порогом в улове у правого берега. Поднявшись наверх из каньона, экипажи отправились к пор. "Двойной", чтобы обеспечить страховку и съемку прохождения порогов вторым тандемом.

К4-2 и К2-2 также успешно преодолели связку препятствий №№ 16. и 17, практически повторив линию движения предыдущих судов.

Препятствие № 18, 19. Пороги, общая протяженность около 300 м. Начинаются через 50 – 60 м быстротока после порога "Распятие". На заходе несколько сливов высотой около 1 м, далее островок из крупных камней в центре русла. Правая протока забита острыми камнями с негабаритными (по крайней мере для "четверки") проходами между ними. В левой протоке достаточно широкий проход, но он наполовину перекрыт бревном, застрявшим в камнях острова. Бревно слегка прикрыто водой и торчит навстречу потоку. Накануне вечером, до подъема воды, торец бревна был открыт, создавая непроход. За каменным островом основная струя собирается под правый берег, а затем через полуобливные камни уходит под скальную стенку левого берега, образуя достаточно мощный прижим. Справа большой улов и впадение одного из рукавов р. Поворотной.

Участок препятствий № 18, 19. осмотрели утром при общей разведке каньона. Проходили в режиме походной колонны с взаимостраховкой. Пр. № 18. шли левой протокой, пропуская торец бревна между баллонами. Уйдя от прижима в пр. №19, чалились вправо на галечную отмель у устья р. Поворотной.Отсюда можно подняться к лагерю. За время обеда сняли палатки и загрузили вещи на катамараны.

Препятствие № 20. Шивера-порог. Расположена сразу за местом чалки. Маневр между камней, валы до 1 м. Шли сходу.

Препятствие № 21. Шивера-порог. На заходе несколько невысоких сливов, далее группа камней в центре реки делят русло на две протоки. В левой – слалом между подводными и полуобливными камнями. Правая – падает отвесным сливом около 1.5 м через острые края плиты и зубья. Шли сходу левой протокой. При желании пройти справа препятствие лучше осмотреть, так как легко повредить оболочку судов.

Препятствие № 22,23. Шиверы. Шли сходу. Мощность шивер идет по убывающей. Ходовое время чуть более часа.

Препятствие № 24. Порог. На локальном левом повороте слив чуть более 1 м с навалом на береговые плиты. Линия движения видна с наплыва.

Препятствие № 25. Порог. Через 300 м после предыдущего препятствия река делится на два рукава крупным островом. Основная протока – левая. Чуть выше слияния проток чалились к левому берегу для осмотра. Порог является входом в каньон № 2 и представляет собой слив более 2 м через все русло, за которым река входит в скальный корридор с высотой стенок от 5 до 20 м. Правая часть слива более крутая, здесь много острых плит и зубьев. В левой части слива более полого,ширина чистого прохода около 2.5 – 3 метров. За сливом около 30 м быстротока, далее несильный навал на группу камней в центре. Слева от камней проход в габарит катамарана, справа – навал на правобережную скалу.

Основной слив порога проходили вдоль левого берега по узкому пологому языку. Страховку первого судна не ставили, так как спуск в каньон за сливом возможен только с правого берега, что малоэффективно при ширине реки более 30 м. К тому же места для проведения самостоятельных спасработ за сливом вполне достаточно. К4-1 после прохождения слива встал в улов левого берега и подстраховал остальные экипажи.

Препятствие № 26. Шивера. Длина около 300 – 400 м. В русле валы и сливы до 1 метра. Шли сходу.

Препятствие № 27. Порог. Река свалиается под скалу левого берега, образуя достаточно мощный прижим.

Препятствие № 28. "Кобра". Мощное препятствие длиной около 200 метров. Перед порогом скальная стенка левого берега заканчивается и здесь можно зачалиться для просмотра. Порог начинается короткой разгонной шиверой. На локальном левом повороте русло реки сжимается скальными выходами, образуя в этом месте слив около 2 м с мощной бочкой. Правая часть слива более крутая и изломана подводными камнями и плитами. Слева – пологий, чистый язык шириной около 4-х метров. Далее поток сильно наваливается на скальный выступ правого берега (напоминающий голову кобры), образуя мощный прижим. Отразившись от выступа, основная струя уходит под нависающие скалы левого берега. По нашей воде второй прижим был более сложным и опасным. Страховку спасконцом ставили в конце порога с левого берега.

Первым порог проходил К4-1. Во входной слив прыгали в его левой части. Груженую "четверку" остановило на несколько секунд и хорошо потрясло. Затем экипаж вытянулся из-под слива и, разогнавшись, чисто "прострелил" порог между двумя прижимами. Чалились на правый берег. К4-2 после прохода первого прижима не смог быстро (грамотно) зайти во 2-й и зачалился в карман левого берега, оттуда поднялся немного вверх по струе и траверсом прошел прижим, на выходе из которого сильно приложился к скале левого берега. "Двойки" шли по основной струе, на выходе обе задевали кормой левобережную скалу. У К2-1 во входном сливе сломалась поперечина, проходящая сквозь наплыв. В результате был пробит баллон. На ремонт затратили около часа, за это время свободные от ремонта участники осмотрели правый берег в районе порога "Кобра". В лоции одной из групп здесь была отмечена стоянка, однако, ни одного приличного места для 4-х палаток нам не удалось найти. Поэтому было решено заканчивать ремонт и плыть до устья реки Верхний Минакан.

Препятствие № 29,30. Шиверы общей длиной более 1 км. В начале русло сильно забито камнями, далее линия движения упрощается. Шли сходу. Чалились в устье бурно впадающего правого притока. Как оказалось – это один из рукавов р. Верхний Минакан. Основное устье находится в 70-80-и метрах ниже и закрыто локальным правым поворотом реки. Перечалка туда по нашей воде вызвала некоторые опасения, так как здесь уже шла мощная заходная шивера препятствия № 31. Хорошая стоянка есть на высоком берегу за препятствием № 31.

Отчет о водном туристском путешествии 6 категории сложности, совершенном с 1 июля по 27 июля в районе Северного Прибайкалья по маршруту: р.Укучикта – р.Малая Миня – р.МиняПрепятствие № 31. Порог, являющийся началом третьего каньона. Начинается заходной шиверой сразу за впадением первой протоки р. Верхний Минакан. Сначала каменистая отмель у правого берега отжимает основную струю влево, затем поток по плавной дуге вновь возвращаетсся под правый берег. Действительно напоминает трек, даже наклон реки виден на глаз. Заканчивается шивера-трек сливом более 1 м с мощной бочкой. Еще через 15 м быстротока следует водопадный слив более 2 м с котлом. Затем река сжимается скальными воротами, за ними мощные улова у обеих берегов. Странно, что такой красивый водопадный порог не получил своего названия: мы про себя окрестили его "Ниагарой".

При прохождении этого порога и третьего каньона в целом мы вновь использовали тактику, отработанную еще на первом каньоне и являющуюся, на наш взгляд, наиболее оптимальной в данном случае. Тандем из "четверки" и "двойки" проходил каньон до конца с промежуточными чалками внутри каньона. Остальные участники передвигались по берегу, обеспечивая страховку и съемку в заранее оговоренных местах.

Прохождение каньона начали после обеда, до обеда отдыхали в палатках под проливным дождем. Вода поднялась еще на 25- 30 см. Страховку спасконцом пр. № 31 ставили с правого берега сразу за основным сливом и в улове за скальными воротами, куда можно спуститься по небольшому кулуару напротив лагеря.

Все суда проходили порог по основной струе, прыгая в выходной слив в его центральной части. За скальными воротами чалились в улов левого берега.

Отчет о водном туристском путешествии 6 категории сложности, совершенном с 1 июля по 27 июля в районе Северного Прибайкалья по маршруту: р.Укучикта – р.Малая Миня – р.МиняПрепятствия № 32, 33. Пороги. По нашей воде пр. № 32 являлось входной частью сложного и мощного порога № 33. "Саянский вальс". Чалка между ними тоже весьма проблематична, поэтому оба препятствия проходили в связке. Сразу за местом чалки основная струя уходит под правый берег, образуя слив более 1 м с последующим навалом на береговой выступ. Далее полуподводная плита отбрасывает весь поток влево, где идет навал на береговые скалы. Затем левобережая скала и крупные камни в русле образуют S -образный коридор, по которому река падает несколькими ступенями сливов. Общий перепад около 2.5 метров (это пр. № 32). Через 15- 20 м мощной шиверы поперек всего русла косой слив высотой более 1 метра. Далее следует короткий участок быстротока, в конце которого крупный обломок скалы делит русло на две части: левая шириной в габарит катамарана и правая шириной 3- 3.5 м, куда идет основной поток. Отражаясь от обломка, струя почти перпендикулярно бьет под нависающие скалы правого берега. Через 15- 20 м следует пологий слив около 2 м с мощным котлом, после которого поток вновь поджимает к правобережным скалам. Далее основная струя переходит под левый берег, образуя несильный прижим, затем река успокаивается. Из улова правого берега можно подняться наверх, здесь же в улове была поставлена страховка спасконцом.

Отчет о водном туристском путешествии 6 категории сложности, совершенном с 1 июля по 27 июля в районе Северного Прибайкалья по маршруту: р.Укучикта – р.Малая Миня – р.МиняОтчет о водном туристском путешествии 6 категории сложности, совершенном с 1 июля по 27 июля в районе Северного Прибайкалья по маршруту: р.Укучикта – р.Малая Миня – р.МиняК4-1 на заходе шел по основной струе. В косой слив прыгали в его правой части, затем разогнавшись, пытались проскочить справа от обломка скалы впритирку к нему. Однако отбойная струя оказалась достаточно сильной, судно развернуло вправо и "приложило" правым бортом к береговым скалам. За обломком скалы экипаж в несколько гребков сместил судно на середину струи и зашел в выходной слив строго по центру. Котел, расположенный под сливом, вновь отбросил судно на нависающие скалы правого берега. (Главная задача гребцов правого баллона в этом пороге – беречь собственные коленки). Выбравшись из прижима, экипаж зачалил судно в конце порога к правому берегу.

К2-1, шедший в тандеме с первой "четверкой", пытался повторить линию движения первого судна. Однако, при прохождении косого слива правый гребец был выбит из упоров и основную часть порога прошел, держась за раму.

К4-2 шел тем же путем. В узости между скальным обломком и правым берегом судно очень сильно развернуло вправо и ударило о скалу носом. Правый матрос был выбит из упоров, но остался на катамаране. К2-2, учитывая опыт прохождения первой "двойки", после заходной части порога сместился под левый берег. Косой слив в этом месте значительно ниже и не такой мощный. Далее, на участке быстротока перед скальным обломком траверсировал струю под правый берег. Прошли достаточно чисто, но без "трения" с правобережной скалой все равно не обошлось. В конце порога все суда чалились к небольшой отмели у правого берега и по кулуару поднимались наверх для осмотра следующего препятствия.

Отчет о водном туристском путешествии 6 категории сложности, совершенном с 1 июля по 27 июля в районе Северного Прибайкалья по маршруту: р.Укучикта – р.Малая Миня – р.МиняПрепятствие № 34. Порог "Вираж". Отделен от предыдущего препятствия 40-метровым плесом. На заходе в порог левее центра лежит полуподводная плита. Основная масса воды идет справа от плиты. После нескольких ступенек-сливов поток наваливается на наклонные плиты правого берега и поворачивает влево на 90 о. Левая часть струи упирается в скальный выступ берега и падает с него косым 1.5 метровым сливом. В месте слияния потоков образуется мощная бочка, за которой основная масса воды устремляется под нависающие скалы левого берега. На протяжении 15- 20 метров на этот берег идет сильный навал. В конце порога огромный улов у правого берега. В этом улове ставили страховку спасконцом. Спуститься сюда можно по наклонным плитам сразу за скальным выступом правого берега (при влажной погоде желательны веревочные перила). Все суда проходили порог вдоль скал правого берега, за бочкой телемарком уходили в улов правого берега.

Препятствие № 35. Простая шивера длиной около 250- 300 метров. Ближе к концу шиверы правый берег понижается. Шиверу проходили без просмотра, чалились направо. Ночевка на прежнем месте.

С утра отнесли рюкзаки к судам и продолжили сплав.

Препятствие № 36. Шивера-порог. Состоит из двух ступеней. Первая за предыдущим препятствием – шивера средней сложности. Далее русло делится островом на две протоки, основная - правая. За островом на сбое струй стоит большой прямоугольный камень, на который наваливается основная масса воды. Прижим очень сильный, а обилие полуобливных и надводных камней затрудняют маневр. Слева и справа от камня сливы до 1 м. После 40- 50 метров средней шиверы река делает локальный правый поворот. В центре реки несколько крупных камней создают ряд габаритных ворот. Далее река входит в скальное сужение с несильным навалом на левый берег.

Первую часть препятствия шли сходу правой протокой. К4-2 не сумел избежать навала на прямоугольный камень. Прижало так сильно, что экипажу пришлось срочно вылезать на камень и вытаскивать туда катамаран. Сразу за камнем чалились к левому берегу для осмотра выходной части препятствия. Проходили по основной струе с лавировкой между камней.

Препятствие № 37. Шивера средней сложности. Протяженность 400- 500 метров. В русле много открытых и полуобливных камней. Заканчивается препятствие за островом в устье небольшого левого притока.

Препятствия № 38, 39. Участок шивер. Протяженность около 3- 3.5 км. Примерно через 1 км после начала участка – устье правого притока – р. Средний Минакан. Весь участок шли сходу, чистое ходовое время 25 минут.

Препятствие № 40. Порог. Расположен за островом на слабом правом повороте реки. На заходе несколько сливов до 1 м, далее скальное сужение, в котором пологий косой слив около 1.5 м. За сливом русло вновь расширяется. Шли сходу по основной струе. В 100 м за порогом водопадный приток с левого берега.

Препятствие № 41. Шивера. Протяженность около 1 км, в русле невысокие валы и полуобливные камни, шли сходу. Чалка к левому берегу перед началом левого поворота со скальными выходами.

Препятствие № 42. Порог. Скальные выходы левого берега и плиты в центре реки образуют достаточно узкий коридор, куда сваливается почти весь поток. Здесь несколько ступенек - сливов более 1 м и несильный навал на левый берег. Затем река расширяется и через все русло идет слив более 1.5 м с мощной бочкой. Слева и в центре слив очень крутой, под скалой правого берега – несколько проще. После осмотра этого и следующего препятствия было решено идти препятствия 42 и 43 в связке.

Препятствие № 43. Порог. За выходным сливом порога № 42 около 30 м мощного быстротока, после чего река сжимается плитой левого брега и крупнокаменистой отмелью справа. В основной струе друг за другом идут два слива: первый более 1.5 м, второй более 1 м. Оба слива с мощными бочками. Левее центра часть потока переваливает через левобережную плиту, образуя отвесный слив около 2-х метров, за ним участок спокойного быстротока.

Страховку двумя спасконцами ставили с левого берега: один – напротив выходного слива пр. № 42, второй – ниже сливов пр. № 43. Идущий первым экипаж К4-1 выбрал линию движения ближе к левому берегу. В выходной слив пр. № 42 прыгали левее центра. Бочка оказалась настолько мощной, что полностью остановила груженую "четверку". С трудом вытянувшись из-под слива, экипаж в несколько гребков сместил катамаран с основной струи под левый берег. Разогнавшись на быстротоке, прыгали в водопадный слив пр. № 43 ближе к левому берегу. Небольшая с виду бочка остановила судно и развернула его лагом, после чего у катамарана переломились все пять поперечин. Поскольку судно осталось на ровном киле, экипаж сумел сместить его вдоль бочки и зачалить в улов за плоской левобережной плитой. На изготовление новой рамы ушло около 4-х часов (совместно с обедом). После ремонта К4-1 встал на страховку в улове левого берега.

Остальные суда учли печальный опыт и избрали другие линии движения. После входной горки пр. № 42 смещались под правый берег и проходили слив в его более пологой части. Затем разгонялись и по основной струе пробивали сливы пр. № 43. Бочки оказались очень мощными, но тем не менее все суда прошли успешно. Чалка в улове правого берега.

Препятствие № 44. Порог. Отделен от предыдущего 80-метровым участком быстротока. На правом повороте реки крупные камни с обоих берегов сжимают поток. Чистый проход по центру. Здесь один за другим расположены несколько сливов высотой около 1 метра с бочками. Осмотр делали еще во время обеда с левого берега. Порог значительно слабее предыдущего, поэтому дополнительного осмотра перед прохождением не делали. Шли по основной струе с интервалами 40- 50 метров.

Препятствие № 45. Шивера. Длина около 400 –500 м. Заканчивается на плавном левом повороте в устье бурно впадающего правого притока – р. Верхний Минакан.

Препятствие № 46. Шивера. Начинается сразу за устьем притока, длина около 150 метров. Фактически эта шивера является входной для пр. № 47 "Март". Обилие полуобливных камней сильно затрудняет маневр. Поэтому по средней и выше воде не лишним будет осмотреть шиверу на предмет выбора места чалки перед следующим порогом. Мы шли сходу, чалились к левому берегу перед огромной плоской плитой. От плиты вверх поднимается тропинка, здесь хорошее место для лагеря. Зачалили суда и поднялись по тропинке к месту ночевки.

Препятствие № 47. Порог "Март". На входе в порог русло реки сжимается огромной плоской плитой слева и крупными камнями справа. Основной поток образует водяную "горку", которая на 25 – 30 метрах падает на 2- 2.5 метра. Заканчивается "горка" мощнейшей бочкой по всей ширине русла. В 8 – 10 метрах за бочкой выходы плит с обеих сторон еще больше сжимают поток. В образовавшихся "воротах" водяной бугор поднимается на высоту 0.7- 0.8 метра. За бугром около 2-х метров почти отвесного падения и мощный котел. Далее 8 - 10 метров быстротока, после чего русло перекрыто несколькими грядами полуобливных камней, через которые весь поток сваливается под левый берег. Здесь в скальном сужении расположены два слива высотой более 1 метра. За вторым сливом – улова у обоих берегов.

Отчет о водном туристском путешествии 6 категории сложности, совершенном с 1 июля по 27 июля в районе Северного Прибайкалья по маршруту: р.Укучикта – р.Малая Миня – р.МиняВероятность аварии в основном сливе порога была изначально оценена нами как очень высокая. По принципу "двоих выловить проще, чем четверых" первым было решено пустить К2-1, кроме того, этот экипаж имеет максимальный из всей группы опыт "киля" с самостоятельными спасработами. Первую точку страховки спасконцом поставили напротив основного слива под скалами левого берега, несмотря на то, что расстояние до ближайшего края слива являлось предельным для точного броска – около 25 – 30 метров. Однако, основная струя после слива шла именно под левый берег. Еще две точки страховки спасконцами были поставлены в левобережных уловах на выходе из порога.

Экипаж К2-1 заходил в порог по основной струе, держась чуть левее центра для того, чтобы в основном сливе проскочить в "щель" между камнем слева и вершиной "водяного бугра". Бочка в конце входной "горки" полностью погасила скорость судна и развернула его. Перед тем, как въехать на "бугор", экипаж успел выставить судно носом по течению, но в основной слив прыгали почти без положительной скорости. В сливе "двойка" мгновенно перевернулась через диагональ. Экипаж сумел выбраться на раму. Крутанувшись несколько раз вокруг своей оси, судно постепенно сползло в правую часть котла (очевидно, самая низкая точка) и там прочно "зависло". После первого броска спасконца стало понятно, что до катамарана страховка с левого берега не дотянется. Поэтому двое участников, захватив спасконец, переправились на К2-2 на правый берег выше порога. Закрепив веревку, они выдернули аварийное судно в улов правого берега. Спасработы заняли 20 минут. Все это время перевернутую "двойку" сильно "трясло" и вращало вокруг оси. Экипаж пытался самостоятельно вытянуть судно из-под слива, но ему это не удалось, только весла погнули. После ликвидации аварии обе "двойки" провели вверх по течению вдоль правого берега и перечалили к месту стоянки. На этот день решили сплав закончить и остаток дня посвятили просмотру следующих препятствий каньона. К вечеру вода прибыла еще на 10 – 15 см.

Отчет о водном туристском путешествии 6 категории сложности, совершенном с 1 июля по 27 июля в районе Северного Прибайкалья по маршруту: р.Укучикта – р.Малая Миня – р.МиняНа следующий день попытку пройти "Март" предпринял экипаж К-4-1. Перед прохождением выставили страховку "морковкой" в конце порога, после чего К2-1 и К2-2 поочередно провели суда по узкой левой протоке за основной слив, перекинув их через несколько крупных камней. Успешно пройдя выходную часть порога, К2-2 встал на страховку в улов правого берега, а экипаж К2-1 поднялся по правому берегу до основного слива и организовал страховку на месте вчерашних спасработ. К4-1 заходил в порог строго по центру струи, сильно разгоняясь. Из первой бочки вышли с достаточным запасом скорости. Однако, после прыжка с "водяного бугра" катамаран глубоко погрузился в пенный котел, его развернуло лагом и мгновенно перевернуло через левый баллон. Также как и предыдущее, судно переместилось в правую часть котла, откуда и было выловлено страховкой. Одного из гребцов в сливе вымыло и он выбрался на камни правого берега в 20 метрах ниже по течению. "Четверку" провели вверх по течению и переправили на левый берег к месту стоянки.

Обсудив итоги прохождения порога "Март" и результаты осмотра дальнейших препятствий каньона, а также учитывая, что отставание от запланированного графика движения увеличилось уже до 2-х дней, приняли решение обнести оставшиеся препятствия каньона. Сомнение вызывали два препятствия: водопад "Мраморный" - три последовательных слива, два из которых аналогичны основному сливу порога "Март" и "водопад 4 м" - слив сложной формы с общим перепадом 4 метра и расположенный за ним котел огромного размера под отрицательной скалой левого берега. Мощь котла явно превышала возможности наших судов. Организация страховки и спасработ, равно как и проводка судов внутри каньона весьма трудоемка, а тропа левого берега идет здесь в 100 метрах над рекой.

В этот же день мы разобрали катамараны и отнесли их по тропе за порог № 56 "Квинтет". В этом месте тропа выходит к реке и есть небольшая каменистая отмель, где можно делать стапель. Ходовое время с грузом – 40 – 50 минут, максимальный перепад высот 95 – 100 метров. К вечеру катамараны были готовы и мы отправились на ночевку в базовый лагерь. Дальнейшее описание препятствий каньона было составлено во время осмотра. До порога "Мраморный" почти везде можно пройти вдоль воды, далее начинаются локальные "бомы", за порогом сплошная стена левого берега тянется за порог № 55 "Водолаз".

Препятствия № 48, 49, 50, 51. Мощные шиверы средней сложности, идущие практически без перерыва. Много полуобливных камней, несколько сливов высотой более 1 метра.

Препятствие № 52. Водопад "Мраморный". Начинается 1.5 метровым сливом вдоль правого берега, затем после короткого участка быстротока косой косой слив в воротах из камней. Высота слива более 1.5 метров, за ним мощная бочка и навал на скальный обломок, едва прикрытый водой. Далее основной поток идет в правой части русла, наваливается на скалу, перегораживающую половину реки и вдоль нее падает влево косым сливом более 2-х метров. Под сливом мощный котел, слева и справа улова.

Препятствие № 53. Порог. Водяная горка с общим перепадом около 1.5 метров. У основания горки поток упирается в скальный обломок, стоящий в центре русла. Проход возможен с обеих сторон от обломка: справа навал на береговую скалу, слева – чисто. За порогом чалка к наклонным плитам правого берега.

Препятствие № 54. Порог "Водопад 4 метра". После 20 м спокойной воды русло сжимается выступающей справа плоской плитой. Поток падает вдоль скал левого берега мощным многоступенчатым сливом с общим перепадом 3.5 – 4 метра. Кромка слива имеет достаточно сложную форму. Основная струя под сливом бьет в нависающие скалы левого берега, образуя мощный котел. Затем короткий участок быстротока и огромная скала в центре русла. Поток огибает скалу с обеих сторон и успокаивается.

Препятствие № 55. Порог "Водолаз". Расположен на локальном левом повороте реки. Выступающая с правого берега плита перегораживает 3/4; русла, образуя пологий слив более 1.5 метров под левым берегом. За сливом русло снова расширяется, справа за плитой огромный улов.

Препятствие № 56. Порог "Квинтет". После короткого участка быстротока поток прорезает монолитную скалу несколькими проходами. В каждом проходе пологий слив 1 – 1.5 метра. Проход возможен через любые "ворота". Далее русло резко расширяется, образуя мелководную шиверу с обилием открытых мелких камней.

Препятствия № 57 – 59. Шиверы средней сложности. В начале препятствия мы загрузили вещи на катамараны и далее шли сходу. Общая длина шиверы около 1 км. В конце шиверы огромная плоская плита левого берега перегораживает 2/3 русла, отжимая поток вправо. Чалка на левый берег за 30 – 40 метров до плиты.

Препятствие № 60. Порог "Водопад 5 метров". Начинается разгонной шиверой. Затем между левобережной плитой и скалами правого берега следует слив с общим перепадом около 4-х метров. Под сливом мощнейшая (но проносная) бочка. Наиболее удобный заход – правее центра. Левая часть струи бьет в скальный выступ. Ниже слива мощный улов.

Отчет о водном туристском путешествии 6 категории сложности, совершенном с 1 июля по 27 июля в районе Северного Прибайкалья по маршруту: р.Укучикта – р.Малая Миня – р.МиняПеред прохождением обнесли вещи за левобережную плиту. Туда же отнесли К4-1 и К2-1. К2-1 переправился на правый берег там встал на страховку и съемку. К4-1 страховал из улова левого берега. Первым порог прошел К4-2. На заходе приходилось идти вдоль правого берега, чтобы попасть в слив правее центра. Зашли достаточно четко, однако, поверхность воды в сливе имеет наклон в двух плоскостях, за счет чего корма соскальзывает вниз и судно входит в бочку под некоторым углом. Полностью удержать судно от разворота не удалось и при ударе о бочку выбило носового гребца. Экипаж в полном составе зачалился к скалам правого берега.

Далее, придерживаясь той же линии движения порог чисто прошел экипаж К2-2.

Затем занесли вверх К4-1 и также прошли порог. На сливе "четверку" сильно развернуло и из бочки она вышла "на ребре", однако киля удалось избежать.

В улове левого берега загрузили вещи на катамараны и продолжили сплав, предварительно осмотрев с тропы левого берега препятствия 61.и 62.

Препятствие № 61. Порог. Начинатся сразу на выходе из улова. Состоит из трех коротких ступенек, разделенных участками быстротока. В каждой ступени лавировка между крупными камнями и сливы более 1 метра. Шли по основной струе.

Препятствие № 62. Порог. Образован скальными выходами и представляет собой пологий слив высотой около 2 м. На выходе поток упирается в крупный скальный обломок. Шли по основной струе. Проходили между обломком и скалами правого берега.

Препятствия № 63.– 70. Участок мощных шивер средней сложности. В русле обилие камней, но линия движения хорошо просматривается с наплыва. Общая протяженность шивер около 2.5 – 3 км. Препятствие заканчивается длинным прямым участком, в конце которого низкие скалы правого берега перегораживают практически все русло. Одна из скал по форме напоминает пулю, лежащую на боку. Это ориентир порога "Водопад 10 метров". Река в этом месте делает локальный левый поворот почти на 90 о. Чалились перед поворотом к пологим выходам скал правого берега.

Отчет о водном туристском путешествии 6 категории сложности, совершенном с 1 июля по 27 июля в районе Северного Прибайкалья по маршруту: р.Укучикта – р.Малая Миня – р.МиняПрепятствие № 71. Порог "Водопад 10 метров". За крутым левым поворотом река снова поворачивает вправо на 90 о. На этом участке несколько гряд острых камней через все русло образует серию сливов до 1.5 метров в узких воротах. После короткого участка быстротока река сжимается скальными берегами и падает вниз двухступенчатым водопадом. Первая ступень отвесная с перепадом около 4 м, вторая – более пологая, перепад около 6 метров, в середине ступени бой в скалу левого берега. У основания водопада мощнейшая бочка, далее огромный улов.

Тропа обноса начинается сразу за плоской скалой к которой мы причалили. Она взлетает вверх около 40 – 50 метров, затем идет по ровной полочке, после чего круто спускается вниз на галечную отмель за водопадом. Пока готовился обед, успели обнести все суда и вещи.

Препятствие № 72. Порог. Состоит из двух ступеней. Первая начинается сразу на выходе из улова под водопадом и представляет собой слив чуть более 1 метра с навалом на камень. Далее в русле еще несколько сливов меньшей высоты и участок быстротока. За левым поворотом начинается вторая ступень. Группа камней в центре русла делит реку на две протоки. В правой - слив около 1 метра с навалом на береговые камни, в левой – пологий чистый слив. Шли сходу левой протокой, за слиянием чалились в улов правого берега.

Прерпятствие № 73. Порог "Июль". Крупные камни в центре резко сужают русло. Основная струя идет левее центра. После короткого участка быстротока поток несколькими ступенями сваливается под скалу левого берега. Общий перепад более 1.5 метров, навал несильный. За порогом справа большой улов. После осмотра шли по основной струе.

Препятствие № 74.- 80. Шиверы средней сложности. Требуется интенсивная лавировка, так как в русле много открытых и обливных камней. Однако, опасности препятствие не представляет, можно идти сходу. От порога "Июль" до стрелки с Левой Миней 15 минут сплава.

Ближе к устью Укучикта разбивается на несколько рукавов, образуя "дельту". Шли держась правой стороны, наиболее полноводной протокой. Оборудованная стоянка есть на левом берегу Левой Мини, напротив устья Укучикты.

Пеший переход на р. Малая Миня

Во время дневки в устье Укучикты мы провели разведку начального участка пешего перехода. На нашем, левом берегу кроме слабых звериных троп ничего найти не удалось. В 200 метрах выше лагеря начинались броды через несколько достаточно полноводных притоков. Чуть выше по течению на крутом повороте реки просматриваются скальные выходы и каменистые осыпи до самой воды.

На правом берегу у впадения крайнего левого рукава Укучикты разведчики обнаружили полуразвалившееся зимовье. От него вверх по Левой Мине начинается хорошая тропа. Было принято решение начинать пешку по правому берегу, а затем, при удобном случае, переправиться на левый.

15 июля. Утро начинаем с брода через Левую Миню. В 300 метрах выше лагеря в русле реки небольшой островок. Выше него река имеет ширину около 60 метров, течение несильное, максимальная глубина 0.6 – 0.7 метра. На правом берегу в месте брода разрушенное зимовье, от которого начинается тропа. На протяжении первых 2.5 – 3 км тропа вполне приличная, идет над рекой на высоте 50 – 60 метров. Затем в болотистых низинах начинает периодически теряться и вскоре пропадает вовсе. Правый берег реки становится обрывистым. Разведка показала, что ниже нас тропы нет. Шли, постепенно набирая высоту, продираясь сквозь заросли кедрового стланика. На границе леса и курумника появляется достаточно устойчивая тропа, которая плавно поднимается наверх и отходит от реки в верховья притока. По тропе мы поднялись на седловину водораздела и начали спуск в долину следующего притока. Примерно через 1 км после начала спуска тропа потерялась окончательно. Провели разведку вниз по склону на 100 – 150 м. Берег круто обрывается к воде и зарос кедровым стлаником, тропы не обнаружили. Продолжили движение, придерживаясь границы леса и курумника. Изредка появлялись и тут же пропадали звериные тропы. Шли до 21:00, так как были проблемы с водой, а терять высоту до реки не хотелось. Встали на ночевку у крохотного ручейка, выбивающегося из-под курумника. Места под палатки имели достаточно сложный рельеф, но выбора уже не было. Чистое ходовое время - 5 часов 20 минут. За день прошли 13 – 15 км.

16 июля. С утра траверсировали несколько курумников, спускающихся далеко вниз. Много "живых" камней. Лишайники, которыми покрыты камни, сползают с них при любом неаккуратном движении, несмотря на то, что погода давно стоит сухая. Продвигались медленно, с "опорой на весло". На обед вышли ко второму крупному ручью. Поразило обилие "кровососущих", на Укучикте было значительно меньше.

После обеда продолжили движение вверх по ручью. Приближаться к Левой Мине или идти траверсом не было смысла: под нами крутые "бараньи лбы", на другой стороне притока – также не просматривалась безопасная линия движения. Примерно через час подъема вдоль ручья вышли на верховое заболоченное плато. Впереди было видно небольшое озеро. Около озера пересекли вправо заболоченную низину и вышли к подножию холма 1330 м., где встали на ночевку. Чистое ходовое время 3 часа, прошли около 6 км, тропы не было весь день. Остаток дня занимались общей разведкой с вершины холма и поисками тропы, которая бы вывела нас к зимовью на берегу Левой Мини.

17 июля. Поиски тропы оказались безрезультатными. Очевидно, охотники редко посещают эти места или забросили вовсе. Только так мы можем объяснить тот факт, что "ломовая" тропа с зарубками, идущая по сухому лишайнику, с переходом на "менее устойчивую" почту просто "растворяется" бесследно под ногами.

Если верить карте, то самые обрывистые участки берега Левой Мини мы уже обогнули. Поэтому приняли решение спускаться к реке по ближайшему ручью за водоразделом, а не заниматься поисками тропы, обозначенной на карте (возможно, что и она находится в плохом состоянии).

С утра обогнули холм 1330 метров и "штурмовали" в лоб перемычку водораздела, продираясь сквозь густые заросли кустарников. За подъемом – такой же заросший кустарниками спуск к небольшому озеру. Дальше двигались по "каменной реке" - сухому руслу ручья с водой, журчащей где-то глубоко под камнями. Примерно на середине спуска нашли хорошую тропу с зарубками, которая спускалась к Левой Мине. На берегу реки тропа вновь бесследно исчезла. Устроили обед, хорошо ловился хариус. После обеда пошли вверх по реке. По возможности стремились двигаться вдоль воды. Вновь нашли хорошую охотничью тропу и пока она не исчезла, успели пройти 2 – 2.5 км. Вышли на огромное открытое пространство, покрытое сухой желтой травой. Очевидно, это бывшее болото. На этом "футбольном поле" и заночевали. Чистое ходовое время 5 часов 30 минут, прошли около 10 – 11 км.

18 июля. Продолжили движение вдоль берега Левой Мини. Через полчаса хода пересекли крупный ручей. Еще через 15 – 20 минут нашли удобное место для брода через Левую Миню – каменистая отмель перегораживает полреки, течение слабое. Перешли вброд, глубина 0.4 – 0.5 м., только у самого левого берега какая-то длинная, узкая яма с глубиной до 1 м. Те, кто повыше – перенесли рюкзаки, оставшиеся "пролетели с разбега". Огромные полчища кровососущих не дали расслабиться и высохнуть после брода. Начали подъем по правому борту распадка. В центре распадка – четыре крупных озера и вокруг них все сильно заболочено. Поднявшись над рекой на 20 – 30 метров, попали в такие густые заросли, что приходилось передвигаться ползком, ориентиров никаких не видно. Шли, выбирая проход почище, пытаясь по компасу выдержать направление движения. Увлеклись настолько, что траверсом выскочили на левый борт распадка выше перевала. Вовремя заметили и спустились на седловину, к достаточно крупному озеру. Обед, купание.

Вдоль ручья, вытекающего из озера, начали спуск в долину Малой Мини. Периодически попадались звериные тропы. Пешка заканчивалась, а вместе с ней кончалась и хорошая погода: начался противный моросящий дождь. Спустились к реке в том месте, где она делает глобальный поворот на запад. Река здесь разбита на множество проток, во всех основных протоках – огромный вековой завал. После разведки перенесли вещи на 500 метров ниже по правому берегу. Здесь все протоки собираются в одно русло и на берегу есть "условно ровная" площадка для ночлега. За день прошли около 8 км., чистое ходовое время с учетом переправы – 3.5 часа. Пешка кончилась, следующий день – стапель.

19 июля. В месте стапеля Малая Миня течет одним руслом. Воды маловато, но по основной струе плыть можно. По нашим оценкам уровень воды средний или чуть ниже. Берега реки низкие, заболоченные, густо заросшие кустарником. Похоже, что наш лагерь – единственное сухое и возвышенное место в ближайших окрестностях. С лесом для рамы проблем не было, вокруг лагеря огромное количество елок нужного диаметра. Когда-то, очень давно, здесь были охотники: мы нашли два старых капкана, прикрепленных к деревьям проржавевшими насквозь цепочками. Более свежих следов пребывания человека мы не видели. Комаров и мошки в здешних лесах было значительно больше, чем на Укучикте. Наши запасы репеллента после Укучикты начали резко сокращаться.

Сплав по р.р. Малая Миня и Миня

20 июля. Сплав по реке Малая Миня начали в 150 – 200 метрах ниже мощного завала на глобальном повороте реки. Здесь все протоки собираются в одно русло. 10:30 выход. Стараемся держаться основной струи, в русле слабые шиверы и мелководные перекаты. 10:57 Береза поперек русла. Обнос по галечной отмели. 11:05 Завал за крутым правым поворотом реки. Проводка вдоль завала по краю струи. 11:13 Отплыли, идем более полноводной правой протокой. Через 100 м опять завал на левом повороте. Отвязали рюкзаки и перенесли их на 50 – 60 м вниз по течению, затем протащили суда. 11:40 Загрузились, отплыли. 11:47 Завал на правом повороте. Не разгружаясь обнесли по галечной отмели правого берега. 11:54 Завал, обнесли. 12:24 Завал на правом повороте. Провели суда по краю струи.

12:38. После правого поворота крупный левый приток. За ним видно крутое падение. Это начало среднего каньона Малой Мини. Чалка на правый берег для осмотра.

Препятствие № 1. Группа камней в центре русла делит реку на две протоки. Более чистая – правая. Здесь сливы до 0.7 – 0.8 м и узкие ворота из камней. На выходе за слиянием проток – слабая шивера. Шли по основной струе, без посадок на камни не обошлось.

Препятствие № 2. Основная струя идет под левым берегом. На локальном правом повороте слив 0.7 – 0.8 м и несильный прижим к левобережной скале. Далее улов справа. Шли сходу.

Препятствие № 3. Водяная горка длиной 40 – 50 м со множеством полуобливных камней. Далее локальный правый поворот. Скала левого берега и крупный камень в центре образуют ворота с навалом на левый берег. Прошли после осмотра по основной струе. Чалка сразу за скалой в улов левого берега. Обед.

Препятствие № 4. За левым поворотом слив 0.6 – 0.7 м между камней. Просмотрели во время обеда. 15:02 Прошли препятствие № 4 сходу по основной струе.

15:15. Разбои, мелководные шиверы и перекаты. Завал на левом повороте, провели суда. За правым поворотом опять завал, опять проводка. 15:40 Завал на левом повороте, провели около 100 метров. Через 20 м за правым поворотом глухой завал. Обнос. 16:20 Дерево над водой. Прошли сходу, вывесившись за борт. За левым поворотом снова завал. Провели суда по левой, мелководной протоке. 16:40 Два завала с интервалом 50 м на правых поворотах. Обнос.

17:11. Река мелкая, сильно петляет, перекаты. 17:56 Шивера-перекат на правом повороте. В этом месте Малая Миня поворачивает на север.

18:05. Препятствие № 5. Порог на слабом левом повороте. Горка с навалом на плиту в центре русла. Шли сходу, левее плиты.

18:07. Левый приток. Если бы не поджимали сроки, мы бы ушли пешком по этому притоку на р. Савкина.

18:15 – 18:27. Перекур. Диспут на тему "плыть до упора или искать стоянку среди заболоченных берегов?". 18:34 Завал. Провели. В 20 м ниже сильный прижим под левый берег, дальше перекат и снова завал. Провели. 19:00 Большой завал. Отвязали вещи. 19:17 Обнесли, загрузили вещи, отплыли. 19:27 Завал еще больший. Обнесли рюкзаки по правому болотистому берегу около 100 – 120 метров. Катамараны частично обнесли, частично сплавили по мелководным протокам. 20:17 Загрузились, отплыли. На реке перекаты и прижимы. Долина широкая, берега низкие, заболоченные. Стоянок нет. 20:45 Большой завал. Провели по левой мелководной протоке. Дальше завалов вроде не видно.

21:30. Перед нами речку перешел олененок, а следом за ним росомаха. Порадовались, воспряли духом. 21:38 Начало нижнего каньона.

Препятствие № 6. На правом повороте горка с прижимом к левому берегу, слив около 1 м. Река входит в каньон с высотой стенок от 5 до 15 метров. Прошли сходу, так как за порогом увидели хорошую чалку и место для стоянки на высоком правом берегу. Чалка за порогом в улов правого берега.

Вылезли наверх. Здесь стоит лабаз и вся поляна вокруг завалена спиленными деревьями. Поплыли дальше.

Препятствие № 7. Прижим на правом повороте, шли вдоль правобережной отмели.

Препятствие № 8. Заходная горка с навалом на камень в центре. Далее прижим к правобережным скалам. Шли по основной струе.

21:54. Препятствие № 9. Прижим с валами на правом повороте в левой протоке.

Препятствие № 10. Через 100 м от предыдущего. Прижим на левом повороте. Чалка сразу за порогом в улове левого берега.

22:00. Ставим лагерь на высокой полке левого берега. Светло как днем. Что-то тут с местным временем явно напутано.

21 июля. После предыдущего ходового дня на сегодняшний планировалась дневка. Однако, вскоре планы изменились после того, как выяснилось, что в реке рыбы нет. Ну, то есть абсолютно! Вода настолько прозрачная, что даже в глубоких ямах под скалами видно дно и отсутствие рыбы. Все попытки ловли на различные наживки кончились безрезультатно. Видимо, большое количество деревьев в воде выше по течению не способствует проживанию рыбы в реке. Плывем дальше.

12:56. Выход.

Препятствие № 11. Через 100 м. На крутом левом повороте прижим к правобережной скале. За порогом сплошные скальные стенки каньона заканчиваются.

13:07. Левый приток. За ним перекат и прижим к левому берегу. 13:14. Правый приток. 13:18. Левый приток. Река делится на протоки и начинает сильно петлять. 14:28 – 15:51. Обед на галечной отмели правого берега. 17:02. Устье Малой Мини.

Сплав по реке Миня

17:02. Р. Малая Миня впадает в левую протоку реки Миня. За правым поворотом – слияние проток. 17:27 – 17:35 Чалка за левым поворотом к левому берегу. Перекур. Неудачная попытка поймать рыбу. 17:47 Правый приток. Рыба понемногу начала ловиться. 19:35 Встали на ночевку на поляне правого берега. После ужина обнаружили клубок змей недалеко от лагеря.

22 июля. С утра аккуратно перебираем содержимое рюкзаков и стучим ботинки о камень, прежде чем надеть. К счастью, более тесного знакомства с гадами ползучими не состоялось.

10:56. Выход. Горы остались далеко позади, и Миня заметно сбавила скорость течения. Все чаще встречаются участки стоячей воды. Вдоль подмытых берегов огромное количество топляка. Сразу перестала ловиться рыба. 13:15 – 14:30. Обед на галечно – песчаной отмели правого берега.

18:10. Крупный левый приток. В его устье жилое зимовье. 19:40 Мост через Миню. Сразу за мостом зачалились на правый берег. В воде полно всякого "железа". Аккуратно вытаскиваем суда на берег и разбираем. Маршрут окончен.

Итоги путешествия, выводы, рекомендации
  1. Наша группа прошла красивый и интересный маршрут в новом для себя районе, связав в одну "нитку" сравнительно недавно открытую реку Укучикта и первопрохождение еще одного притока – р. Малая Миня.
  2. На наш взгляд, пройденный маршрут можно оценить 6-й категорией сложности за счет 30-ти километрового участка р. Укучикты. По сравнению со стандартной "пятеркой" здесь можно выделить:
    • каньонный характер реки на некоторых участках затрудняет разведку и организацию страховки с воды в ключевых местах.
    • высокая концентрация препятствий
    • большой средний уклон реки (около 17 м/км) и, как следствие, обилие водопадных сливов от 1.5 до 4 м в сочетании с достаточным расходом воды в июле месяце.
      Если оценивать более точно и применять "горную" классификацию, то в июне – июле р. Укучикта можно оценить как "6А" (если брать в расчет средний уровень воды). Анализируя фото и видеоматериалы предыдущих групп, а также оценивая характер пройденных препятствий по реке считаем, что в условиях более низкой воды (например, в августе) маршрут по Укучикте можно оценивать как "пятерку", но эта "пятерка" не должна быть первой для выпускающейся группы.
  3. Река Малая Миня содержит набор препятствий, достаточный для 3, максимум 4 (в условиях большой воды) категории сложности. Здесь имеется три каньона – ущелья: средний и нижний мы прошли, верхний располагался значительно выше места стапеля и был оценен нами с вертолета. Спортивный сплав по Малой Мине вряд ли целесообразен из-за большого количества завалов в средней части реки.
  4. Пройденный по Укучикте маршрут представляет интерес для сплава на 4-х и 2-х местных катамаранах. В условиях более низкой воды в большинстве препятствий "четверкам" будет "тесно".
  5. К недостаткам маршрута можно отнести:
    • Короткая спортивная часть, что заставляет искать какую-либо связку (см. раздел "Туристские возможности района").
    • Обилие кровососущих насекомых. Из всех защитных средств, которые мы брали с собой, лучше всего зарекомендовали себя карандаш "Аутан" и крем "Офф". Наши кремы, типа "Тайги", выбросили сразу же, ввиду их бесполезности.
  6. Рассчитывать на гарантированную вертолетную заброску из Нижнеангарска нельзя, даже если вы заранее созвонились. Нам крупно повезло. Вертолет там всего один и достаточно старенький, целую неделю перед нашим приездом его ремонтировали. А еще неделей раньше он постоянно был на лесных пожарах и прочих ЧП.
  7. Следует отметить, что в конце июля существует большая проблема уехать из Киренги до Москвы, несмотря на то, что поезд теперь ходит ежедневно.
  8. Вопреки многим отчетам, рыба в Укучикте есть даже выше водопадов. Первого хариуса мы поймали за порогом "Вираж". Но самая лучшая рыбалка была в устье Укучикты и в верховьях Левой Мини. На Малой Мине рыбы нет. На самой Мине ниже впадения Малой Мини ловить рыбу тоже достаточно грустно.