Виды туризма

18 Января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
0 66 0
Отчёт подготовили:
- описание - Александр Камков, Ирина Крамарская (Москва);
- фотографии - Елена Цыганова (Москва)

1. Справочные сведения

1. Проводящая организация: Турклуб МИТХТ, маршрутная книжка 1/4-218.

2.

Вид туризма Категория сложности похода Протяжённость активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
Водный Вторая с эл. третьей 108 11 9 26.07 – 5.08 2004 года.

3. Район, подрайон, массив похода: Кольский полуостров.

4. Подробная нитка маршрута: ст. Хабозеро - оз. Бол. Сайгозеро - р. Большая - оз. Верхнее - оз. Колвицкое - р. Колвица - Колвицкая губа Белого моря - г. Кандалакша,


2. Содержание отчёта

1. Общая характеристика района и маршрута
Маршрут проходил в юго-западной части Кольского полуострова по рекам Большая и Колвица с выходом в Колвицкую губу Белого моря.
Маршрут можно разделить на 3 участка:
1 участок: от места сборки катамарана по реке Большая до оз. Верхнее. На этом участке река Большая - равнинно - таёжная река. Порожистые участки сменяются длинными плёсами с очень медленным течением. Низкие заболоченные берега чередуются с высокими, покрытыми хорошим сосновым и еловым лесом.
Но одна особенность: практически все пороги и шиверы абсолютно непроходимы ни для каких судов (разве что для маленьких надувных лодок). По причине крайне низкого уровня воды. Река в пороге совершенно свободно переходится вброд, самое глубокое место - 0, 5 м.
2 участок: от оз. Верхнее до оз. Колвицкое. Участок Большой, соединяющих эти два озера, несколько отличается от верхнего. Воды здесь побольше, пороги становятся похожими на пороги 2 к.с.
Оба озера очень красивы - высокие берега с хорошим сосновым и еловым лесом. Изобилуют рыбой, особенно Верхнее (щука, окунь, плотва). Однако лов рыбы без лицензии запрещён. Лицензию можно купить в Кандалакше в управлении рыбинспекции. Но, по непроверенным данным, бюрократы, тактикой проволочек, лицензии выдают только жителям Мурманской области, специально подводя туристов под штраф. На этих озёрах (и реке Колвица) также запрещена стоянка ближе 50 м от воды.
На Верхнем рыбнадзора нет и в принципе быть не может - Большая непроходима для моторных лодок, а пешком, к счастью, инспектора не ходят. А вот на Колвицком на нас "наехали". Маршрутная книжка с грозной надписью "Туристско-спортивный союз России" несколько остудила пыл охранников рыбы. Дело закончилось составлением протокола об административном нарушении. Руководителю группы через 4 дня надлежало явиться в управление для "разборок". Но в это время мы были ещё на маршруте… Бумага с требованием уплатить штраф в размере 500 р. пришла на домашний адрес.
При наличии удочек - их бы изъяли, штраф при этом может подняться этак тысяч до 2. В случае неуплаты - удочки просто не вернут.
3 участок: р. Колвица - Белое море. Реку Колвицу можно считать горно-таёжной, что не характерно для рек Кольского полуострова. Изобилует порогами от 2 до 6 к.с. Пороги чередуются с плёсами, что создаёт практически идеальные условия для спортивного сплава. Один недостаток - река очень короткая, всего 12 км. Ну а Колвицкая губа Белого моря - великолепный участок для завершения маршрута.

2. Варианты подъезда и отъезда
Маршрут начинается на станции Хаброзеро. Станция - "четвертьстанок", останавливаются только электрички. Место остановки обозначено небольшим деревянным настилом. Посёлок - несколько домов, ни почты, ни магазина нет. А посему добираться нужно "на перекладных" - сначала доехать до станции Африканда на любом Мурманском поезде, а затем на электричке. Теоретически в Африканде можно арендовать машину, которая довезёт до места сборки судна на Бол. Сайгозере.
Мы прибыли в Африканду в 9-10 на поезде № 112 Москва-Мурманск. А уже через час ехали на электричке Кандалакша - Апатиты. Электричка ходит только по рабочим дням.
Заканчивали маршрут в Колвицкой губе Белого моря. Вдоль северного берега губы проходит автотрасса Умба - Кандалакша, достаточно оживлённая. 4 раза в сутки ходит автобус Колвица - Кандалакша. Мы добрались на попутке.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
На протяжении всей длины р. Большая не проходит ни через один населенный пункт. Аварийный выход возможен только с западного берега Колвицкого озера - здесь по берегу озера и р. Колвица идет дорога Умба-Кандалакша. Подъезды удобные и явно часто используемые не только туристами, но и местными рыбаками. Снятся можно с любого места. Дорога идет далее вдоль берега залива до города. Подъезды к морю так же имеются.

4. Изменения маршрута и его причины
Первоначально планировалось после Большой пройти вдоль восточного побережья Колвицкого озера на север до озера Бол. Глубокое. Здесь собирались пройтись пешком на г. Рисовская Иолга. Но из-за отсутствия воды в Большой, мы потеряли 2 дня. Пришлось несколько укоротить маршрут и пересечь Колвицкое озеро по кратчайшему пути.

1. График движения

День Дата Участки маршрута Препятствия Способ передви-жения Примечания
1 26.07 Хабозеро-оз. Сайгозеро нет пеший заброска на место стапеля, начало маршрута
2 27.07 оз. Сайгозеро нет дневка сборка катамарана
3 28.07 р. Большая низкий уровень воды на порожистых участках сплав, проводка пороги труднопроходимы, низкая скорость движения, не в среднем не более 2-3 км в час
4 29.07 р. Большая низкий уровень воды в порогах и шиверах сплав, проводка пороги труднопроходимы из-за низкого уровня воды, низкая скорость движения, шкуродер
5 30.07 р. Большая – оз.Верхнее длинный порожистый участок (ок.2 км) с низким уровнем воды сплав, проводка прохождение некоторых участков затруднено из-за низкого уровня воды
6 31.07 оз. Верхнее – протока – оз. Колвицкое шкуродер на порогах в протоке, усилился ветер (встречно-боковой) на озере сплав прохождение некоторых участков затруднено, присутствует шкуродер, но уровень воды значительно выше из-за чего выросла скорость движения до 5-6 км в час; на оз. Колвицком сильный встречно-боковой ветер.
7 01.08 оз. Колвицкое нет дневка  
8 02.08 оз. Колвицкое – р. Колвица шивера (2 к.с.), у моста; небольшой порог (2 к.с.) в 200-250 м от шиверы; пор.Кривой (3 к.с.); сплав р.Колвица начинается с довольно короткой шиверы (ок.70 м) около а/д моста; далее на удалении ок. 250 м находится простой порог.
9 03.08 р. Колвица-Белое море (Колвицкая губа) пор.Прижимистый (3 к.с.), шиверы, пор.Белый сплав, переезд к заливу Белого моря на этом участке порогов гораздо меньше, но их категория возрастает.
10 04.08 Колвицкая губа радиальный выход пеший дневка
11 05.08 Колвицкая губа, Белое море - Кандалакша нет сплав, переезд в Кандалакшу разборка катамарана, отбытие в Кандалакшу

Итого активными способами передвижения: 9 дней, 108 км.

6. Техническое описание прохождения маршрута

26-30.07, 1-5 дни, 1 участок: ст.Хабозеро - оз.Бол. Сайгозеро - р. Большая - оз. Верхнее
От места высадки - деревянного настила - проходим вдоль ж/д полотна назад, в сторону Африканды, метров 300. Здесь проходит дорога, перпендикулярно полотну. По ней проходим около километра, пересекаем заболоченную пойму ручья (есть деревянный настил-мост). Далее выход на хорошую грунтовую дорогу и по ней около 5 км. В этом месте дорога ближе всего подходит к озеру. К берегу идёт старая колея. Метров через 300 в лесу есть место для стоянки. Второе - на песчаной косе, левее метров 150. Берега озера места заболочены, местами имеют место скалистые выступы. Но есть и песчаные берега.
Отчет о водном туристском путешествии турклуба МИТХТ третьей категории сложности в районе Кольского полуострова


Из растительности преобладают сосны, немного лиственных (осины, березы), много грибов. В этом году было мало ягод.
Наличие хвойного леса позволило быстро собрать каркас для судна. К вечеру следующего дня (27.08) группа была полностью собрана и выдвинулась к истоку р. Большая. Идти пришлось при довольно сильном встречно-боковом ветре, поэтому держались берегов. Пройдя вдоль побережья порядка 6 км, группа вышла к истоку реки и встала лагерем на ночевку. Место для лагеря есть у истока реки на правом берегу. К ночи ветер утих.
Согласно лоции, пороги на реке Большая начинаются в 1,5-2 км от истока. До моста речка шириной метров 10, течёт в низких заболоченных берегах. Первая преграда - старый мост, слишком низко висящий над водой. Необходим аккуратный проход, потому как в бревнах есть гвозди и скобы. Далее следует каскад порогов и небольших шивер.
Из-за низкого уровня воды проход по ним на судах затруднен. При быстром течении средняя глубина не превышает 20-30 см. Во многих местах требовалось протаскивание катамарана по камням без снятия вещей.
Порожистый участок длится около 1 км, далее течение успокаивается, а глубина увеличивается до 2 метров. При продвижении следует опасаться острых подводных камней, сидящих близко к поверхности.
Берега на протяжении нескольких километров низкие и болотистые. Места для стоянок отсутствуют.
На реке порожистые участки (со скальными выступами) чередуются с 2-4 км плесами. В 7-8 км от истока берега начинают повышаться, появляются сосны. Здесь можно найти удобное место для стоянки, в том числе и обжитые рыболовами и туристами.
Из-за того, что два последних года лето выдалось засушливым, по берегам много горелого леса.
Скорость движения на р. Большой очень низкая из-за постоянных проводок на порогах, поэтому группа вышла к оз. Верхнему только на 5 день (с опоздание на 2 дня от графика).
Оз. Верхнее - небольшое озеро, соединенное с оз. Сайгозеро и оз. Колвицким в единую водную систему через р.Большую и небольшую протоку. В озере много рыбы - щуки, окуни. Хорошие стоянки на островах по левую сторону от устья. Хорошее место есть также у истока протоки.

31.07-1.08, 6-7 дни, второй участок, оз. Верхнее - оз. Колвицкое
Протока до оз. Колвицкого находится на противоположном берегу от устья за небольшим островом (правым). Из-за небольшого перепада высот и зарегулированного (озерами) режима расхода воды, протока вполне проходима для катамарана. Есть небольшой шкуродер, но не везде. Есть подводные камни, лежащие близко к поверхности.
Все препятствия легко проходимы без просмотра, струя, как правило, четко прослеживается. Эти пороги отдалённо напоминают препятствия 2 к.с. Протока небольшая (около 8 км) и впадает в оз.Колвицкое.
Озеро Колвицкое большое и очень красивое. По берегам - хороший сосновый лес, много мест для стоянок. Подождали до вечера. И, как только ветер стал стихать, двинули на противоположный берег озера. Сначала на маленький островок (около часа), а затем к берегу (ещё 1 ч 20 мин.) к узкой косе, разделяющее озеро на две части. Здесь много хороших стоянок. Место - часто посещаемое рыболовами и туристами. Но останавливаться здесь, несмотря на красоту и удобство, нежелательно. На озере дежурит патруль рыбнадзора, а здесь вы очень хорошо видны.
Как уже сообщалось, всё оз. Колвицкое и река Колвица считаются рыбоохранной зоной. Здесь запрещены стоянки (лагери) на расстоянии ближе 50 м от берега (а там вся коса - метров 60). Именно сюда и подкатили на моторке инспектора.

2.08-5.08, 8-11 дни, третий участок, оз. Колвицкое - р. Колвица - Белое море
Огибаем косу. За ней на расстоянии около 3 км находится исток реки Колвицы. У истока озеро образует залив с большим количеством островов, поэтому лучше держаться левого берега, дабы не петлять по протокам. Недалеко от берега проходит трасса Умба-Кандалакша, ее очень хорошо слышно.
Сама р. Колвица берет начало от небольшой полуразвалившейся плотины (или моста). Далее скорость течения ускоряется до первого препятствия - шиверы (2 к.с.).
Дальнейшее описание р. Колвица взято из отчёта Клуба туристов МГТУ им. Н. Э. Баумана (Маршрутная книжка № 1/4-323, руководитель Аллёнов С.А), выделено курсивом. Описание очень полное и качественное. Нет смысла "изобретать" что-то ещё. Мы добавили небольшие комментарии (идут обычным шрифтом).

Начало сплава - мост шоссе Умба - Кандалакша. Со стоянками здесь плохо. Можно компактно встать на правом берегу выше моста, или несколько ниже моста на левом берегу, после порога здесь небольшая заводь со стоячей водой. Здесь же, на правом берегу - замечательный строевой лес (Однако ходит некий абориген в камуфляже и на что-то намекает - дескать здесь или зона, или пионерлагерь для детей депутатов, и, в общем уходите все отсюда, не пугайте нам собак).
В настоящее время лагерь закрыт, никого нет.
Пр. 1. Шивера, 1 к. с. Находится под а/м мостом, длина около 50 м. Просмотр необязателен, но неизбежен - отсюда начинается сплав. В 10 м ниже моста - остатки старого моста (быки у берегов). Валы до 0,3 м. после моста струя тянется метров 60 и втекает в глубокий плес (метров 100), вдающийся влево.
Вообще-то шивер две. Вторая, точная копия первой, метров через 100 от первой. И с категорией - кат хорошо тряхнуло, а экипаж - умыло. Крутовато для 1 к.с.
Пр. 2. После плеса река сужается и поворачивает направо. На левом берегу остатки ряжевой стенки. Здесь порог 2 к. с., длиной около 70 м. Просмотр необязателен. Находится на прямом участке реки, есть камни, которые просто обходятся.
После препятствия 1-1,5 км гладкой воды, широкие плесы со слабым течением, местами простые перекатики.
Пр. 3.
Порог Кривой, 2-3 к. с. Порог начинается на правом повороте. Просмотр необязателен, хотя неопытным группам, может быть, стоит посмотреть