Виды туризма

5 мая 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Украина
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
0 638 0

Федерация спортивного туризма – объединение туристов г. Москвы Московский городской центральный клуб туристов 

ОТЧЕТ 

О водном туристском спортивном походе 3 к.с. 

По маршруту: г. Москва – г. Коломыя – с. Зеленое – р. Черный Черемош – пор. Дзембронь – пор. Гуки – с. Устерики – с. Голошина – р. Белый Черемош – пор. Дудки – пор. Воротца – с. Яблоница – с. Черная Тиса – р. Черная Тиса – Каньон – с. Кивилив – г. Петрос – г. Рахов – г. Ивано-Франковск – г. Львов – г. Москва, совершенном с 27 апреля по 10 мая 2013 года.

Маршрутная книжка № 1/4 – 314 

Руководитель группы Федосеев П.Д. 

140324, Московская обл, Егорьевский р-н, с. Починки, ул. Молодежная, д. 31, кв. 55 тел. 8-926-808-01-23 

Москва 2013 

 

Паспорт маршрута 

Район проведения похода 

Западная Украина (Карпаты) 

Сроки проведения похода 

27.04.2013 – 10.05.2013 

Протяженность маршрута: 

Пешая Водная часть Итого 

 

42 

101 

143 

Количество дней на маршруте 

14 

Количество участников 

10 

Средства сплава 

К-2 «Джек» (1.3 куб.м.) 

К-2 «Викинг» (1.3 куб.м.) 

К-2 «Кудяблик» (1 куб. м.) 

К-2 «Сердце анархии» (1.5 куб.м.) 

К-2 «Джон» (1.3 куб.м.) 

Категория сложности 

третья 

Основные препятствия, характеризующие сложность маршрута 

Черный Черемош: 

Пор. Дзембронь Пор. Гуки 

 

Белый Черемош: 

Пор. Дудки 

Пор. Воротца 

 

3-4 

Черная Тиса: 

Каньон 

 

3-4 

Климат 

Умеренно-континентальный 

Материальные затраты (на одного человека) 

Поезда – 4800р Заброски/переброски – 1500р 

Проживание – 900р Питание – 1500р 

Прочие расходы – 3000р 

Итого – 11700р 

 

Схема маршрута и карты 

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

 

 


Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе КарпатОтчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

 


Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

 

 

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

 

Общая часть 

Состав группы 

№ 

Ф.И.О. 

Год 

рожд. 

Туристский опыт 

Обязанности в 

группе 

Федосеев Павел Дмитриевич 

1990 

Алтай, Башкаус 6у; Новгородская обл., Мста 1(с эл. 2)Р 

Руководитель, капитан К-2 

«Джек» 

Киселева Мария 

Николаевна 

1988 

Кольский п-ов, Тумча 2у; Новгородская 

обл., Мста 1(с эл. 2)у 

К-2 «Джек» 

Филатова Екатерина 

Александровна 

1977 

Карелия, Тохмайоки – Уксунйоки 3у; Новгородская обл., Мста 1(с эл. 2)у 

Капитан К-2 

«Викинг» 

Посаженников Алексей 

Александрович 

1984 

Новгородская обл., Мста 1(с эл. 2)у 

К-2 «Викинг», завхоз 

Маляревский Илназ 

Геннадьевич 

1990 

Абхазия, Юпшара – Гега – Бзыбь 4у 

Капитан К-2 

«Кудяблик», медик 

Усачев Виктор Евгеньевич 

1987 

Карелия, Тохмайоки – 

Лойммоланйоки – Уксунйоки 3у; 

Новгородская обл., Мста 1(с эл. 2)у 

К-2 

«Кудяблик», 

главбух 

Окороченков Сергей 

Александрович 

1985 

Карелия, Тохмайоки – Уксунйоки 3у; Новгородская обл., Мста 1(с эл. 2)у 

Капитан К-2 

«Сердце анархии», завпит 

Костикова Наталья 

Михайловна 

1986 

Карелия, Тохмайоки – 

Лойммоланйоки – Уксунйоки 3у; Новгородская обл., Мста 1(с эл. 2)у 

К-2 «Сердце анархии» 

Рыжова Анастасия 

Валерьевна 

1990 

Аксаут – Зеленчук – Большая Лаба 3у; Новгородская обл., Мста 1(с эл. 2)у 

Капитан К-2 

«Джон», реммастер 

10 

Русаков Ростислав 

Игоревич 

1993 

Карелия, Тохмайоки – Уксунйоки 3у; Новгородская обл., Мста 1(с эл. 2)у 

К-2 «Джон», фотограф 

 

Смысловая идея и цели похода, организация похода и обеспечение безопасности 

Смысловая идея похода 

При выборе места сплава выбор пал именно на Карпаты в силу того, что никто из группы еще ни разу там не был и вообще этот сплавной регион был для нас загадкой. Река Черный Черемош была выбрана поскольку, по имеющимся данным, эта река остается сплавной в любую воду, в ней присутствовали и слаломные участки и пороги с 

перекатами и прижимами при общей сложности 3 к.с. – Черный Черемош является идеальной рекой для старта. О Белом Черемоше было известно то, что это намного более узкая река, с обилием камней и увеличенным уклоном – хорошая слаломная речка. Прут – интересная река с обилием порогов, но с сильной зависимостью от уровня воды. И Черная Тиса – река, о которой мало было что известно. Мы знали, что это была река со множеством порогов вплоть до 4 к.с. и интересным каньоном. Но сведений о реке после 2008 года, когда было наводнение, не имелось, и нам хотелось узнать, что там вообще произошло. Кроме того, в группе присутствовала часть пеших туристов, для кого был интересен пеший выход в горы и часть любителей скалолазания, кому была интересна поездка на скалы Довбуша. 

Для большинства участников группы были известны реки только равнинного типа, так что знакомство с горными реками начального уровня являлось идеальным вариантом. 

Цели похода 

  • Составление отчета для МГЦКТ 

  • Получение опыта прохождения горных рек начального уровня 

  • Знакомство с культурой региона 

  1. Обеспечение безопасности 

Все препятствия проходились со взаимостраховкой с воды и дополнительно страховкой с берега для определяющих препятствий. Каждый экипаж имел свой комплект самостраховки. Каждый член группы во время сплава, разведки и установки страховки находился в гидрокостюме, каске и спасательном жилете. Каждое судно было оборудовано одним или двумя запасными веслами. 

 

Организация похода 

Экспедиция проводилась силами туристического клуба Московского государственного университета тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова (Турклуб МИТХТ) при содействии Федерации спортивного туризма – объединения туристов г. Москвы. 

 

 

Общая характеристика района путешествия 

Общегеографическая характеристика 

Маршрут проходил по Ивано-Франковской, Черновицкой, Закарпатской и Львовской областям Украины. Карпаты – горная система в Центральной Европе, расположенная на территории Чехии, Словакии, Украины, Венгрии, Польши, Румынии, Сербии и частично Австрии. Украинские Карпаты простираются с юго-запада на юго-восток более чем на 250 км, преобладает песчанико-сланцевый состав. 

 

Гидрография 

Все реки Украины при планировании водных походов можно разделить на четыре типа: это спокойные равнинные реки, порожистые равнинные реки, реки Карпат и реки Крыма. 

К рекам Карпат относятся: Черный Черемош, Белый Черемош, Черемош, Черная Тиса, Белая Тиса, Тиса, Прут, Турбат, Брустурянка, Свича, Мизунка, Чечва. 

Наиболее популярной рекой является Черный Черемош – на этой реке из года в год собирается большое количество туристов в силу того, что, в отличие от всех остальных рек, на этой реке почти всегда в весенний период наблюдается высокий уровень воды. 

До окончания с. Зеленое интересным представляется только лишь порог «Берды», находящийся на слепом правом повороте, образующий несильные бочки. Далее, до с. Красник река переходит в почти непрерывную шиверу с чередующейся сложностью. На этом участке тяжело, но можно разглядеть ключевые участки «Верхняя Дзембронь», 

«Нижняя Дзембронь» и «Гуки». Скорость течения достаточно большая - 10-15 км/ч, средний уклон 9,7 м/км. Длина реки – 87 км. Далее, до конца с. Верховина река носит спокойный характер, а после села до слияния с Белым Черемошем опять несколько усиливает свой характер, имеет множество прижимов и шивер в целом не выше 3 к.с. 

Белый Черемош образуется слиянием двух рек – Сарата и Перкалаб. Сплав от дамбы Мариен (начало реки) возможен лишь в большую воду, которая наблюдается на реке очень редко. В нашу воду сплав был возможен от с. Голошина, что в 5 км ниже дамбы. До села Яблоница ширина русла варьируется от 6 до 25 м, скорость реки по наблюдениям в некоторых местах доходит до 20 км/ч. На этом участке сосредоточены два наиболее сложных порога – Дудки и Воротца. Средний уклон составляет 14 м/км. Сложность Белого Черемоша заметно выше Черного Черемоша. Сплав после с. Яблоница опять же возможен только в условиях большой воды, т.к. в селе установлена плотина и часть воды уходит на орошение. В селе Устерики Белый и Черный Черемош образуют одну реку – Черемош. 

Прут – левый приток Дуная длиной 989 км. Уклон в верховьях 7-10 м/км. Черемош является правым притоком Прута. Река представляется довольно интересной для сплава, на ней имеются порог Прикарпатский четвертой категории сложности и порог- водопад «Пробой». Но Прут, как и большинство рек Карпат, обладает непредсказуемым ходом уровня воды и сплав возможен далеко не всегда. 

Река Черная Тиса ранее имела очень интересный участок от с. Черная Тиса до г. Рахов, но наводнение, случившееся в 2008 году, разрушила все пороги и расширила русло, оставив только каньон в районе с. Кивилив. Каньон имеет искусственное происхождение и играет роль укрепления железной и автодороги. Его длина составляет около 10 км, а препятствия доходят до 4 к.с. 

Река Брустурянка схожа с Черным Черемошем, но имеет в дополнение порог водопад с кусками арматуры на дне. 

Остальные реки имеет короткие и не сложные сплавные участки и не представляют реального спортивного интереса. 

Рельеф местности 

Украинские Карпаты − часть Восточных Карпат. Их ширина колеблется от 50 км (по линии пгт Куты − с. Гринява) до более чем 100 км (по линии пгт Верхнее Синевидное − г. Виноградов), длина вдоль северо-восточного края достигает 280 км, общая площадь превышает 2400 км2. 

Вместе с предгорьями − Предкарпатской равниной (Предкарпатье) и Закарпатской низменностью (Закарпатье) − площадь Украинских Карпат составляет более 3700 км2. 

Наиболее высокий район Украинских Карпат − Черногора. Ее главный хребет фиксируется вершинами Петрос (2020 м), Говерла (2061 м), Брескул (1911 м), Пожежевская (1822 м), Данцер (1855 м), Туркул (1933 м), Поп Иван Черногорский (2022 м). Параллельно главному хребту проходят хребты меньших размеров с вершинами Козмеска (1592 м) и Марышевская (1567 м), а также Кукул (1540 м) и Кострич (1544 м). На северо-восточном макросклоне главного хребта Черногоры хорошо сохранились двухступенчатые древнеледниковые кары, троговые долины, а местами − скалистые межкаровые гребни (Большой и Малый Козлы). 

 

Климат 

Климат Карпат определяется их географическим положением и горным рельефом. Карпаты лежат на широте Полтавы и Запорожья (49—48° с. ш.), но на 10—12° западнее этих городов (22—26° в. д.). 

В предгорьях на северном и южном склонах развит теплый и влажный климат, свойственный широколиственным лесам и северной лесостепи. Климат северных предгорий более холодный и континентальный по сравнению с южными. В низменном Закарпатье лето теплое (средняя температура июля 19—20°), зима короткая и мягкая (средняя температура января от -2° до -5°), атмосферных осадков выпадает 600—700 мм в год. 

С поднятием в горы температура воздуха понижается, количество атмосферных осадков возрастает до 1500 мм и более, увеличивается облачность. По кратковременным наблюдениям (1906—1910 гг.) на Пожижевской полонине в Черногоре, расположенной на высоте 1375 м, самый теплый месяц года — август — имеет среднюю температуру воздуха 11,1°, часто наблюдаются туманы и грозы; в июне и июле два дня из трех бывают с дождями, осадков выпадает много, сумма их только за выпасной сезон (июнь—сентябрь) 680—700 мм. 

В межгорных котловинах и долинах распространена инверсия температуры, отразившаяся на растительности в снижении пояса хвойных лесов. Известны также явления, свойственные горному климату — горно-долинные ветры и фены. 

 

 

  1. Подъезды и съезды с маршрута 

 

  1. Подъезд 

Подъезд на начальное место сплава возможен как из г. Коломыя, так и из г. Черновцы, куда идут поезда из Москвы (25000 руб.). Нами был выбран первый вариант. Съезды с маршрута возможны практически в любой его точке, что делает маршрут более подходящим с точки зрения безопасности для групп с невысоким опытом. Из г. Коломыя (Ивано-Франковская обл.) по предварительной договоренности была совершена заброска на Газели до с. Зеленое (на 2 км дальше). Дальше начиналась пограничная зона, и заезжать туда не рекомендуется ввиду патрулирования пограничниками во избежание лишних проблем. Путь занял четыре часа с несколькими остановками для закупки необходимых продуктов и стоил 700 грн. Курс в наше время был 4 рубля за одну гривну. 

 

Переезды и выброска 

Переездов было много ввиду высокой насыщенности похода. Первый переезд был совершен со стрелки рек Черного и Белого Черемошей на 2 км выше порога «Дудки» (Черновицкая обл.). Предварительно не договаривались, созвонились на месте с водителем ГАЗа-66 и забросились на место. Путь занял два часа по бездорожью и стоил также 700 грн. По окончании сплава по Белому Черемошу из с. Яблоница (100м до плотины, ЛБ) был совершен переезд на автобусе до с. Черная Тиса (Закарпатье). Катамараны в сдутом состоянии прикреплялись к специально оборудованной крыше. Путь занял четыре часа, и дорога была в полном порядке по сравнению с предыдущей заброской. Стоимость – 1000 грн. После окончания сплава по р. Черная Тиса мы сели в поезд Рахов-Львов и благополучно доехали до г. Ивано-Франковск (40 грн.), откуда на найденной возле вокзала Газели доехали до скал Довбуша. Спустя день мы вернулись в Ивано-Франковск на машине, которую для нас любезно нашла девушка, работающая на скалах в кафе (600 грн.). Доехали до г. Львов (820 грн.) на поезде и спустя день вернулись домой на поезде Львов – Москва (16500 руб.). Все цены приводятся в расчете на группу из 10 человек, включая все багажные расходы. 

 

Аварийные сходы с маршрута 

Вдоль всех рек проложены автомобильные дороги и в случае надобности выброска почти из любого места сплава не составляет проблем, более того местная связь ловила практически везде. Также на пути постоянно встречались деревни, в которых нас щедро угощали и, несомненно, оказали бы необходимую помощь. 

 

График маршрута 

Дата 

Дни пути 

Участок маршрута 

Расстояние 

Способ 

передвижения 

Место ночевки 

Препятствия 

Время выхода 

Время прихода 

27.04. - 

28.04 

1, 2 

Москва - Коломыя 

1635 км 

Поезд 

Поезд 

 

 

 

28.04. 

Коломыя - 2 км 

выше с. Зеленое 

85 км 

Газель 

Большая 

поляна, ЛБ 

 

 

 

 

29.04. 

 

2 км выше с. Зеленое - с. 

Верховина 

30 км 

Сплав 

ПБ за селом возле ручья 

Пороги, шиверы 

11:15 

18:00 

 

30.04. 

 

с. Верховина - с. Устерики - 2 км 

выше пор. Дудки 

17 км + 24 

км 

Сплав, ГАЗ-66 

2 км. Выше 

пор. Дудки ЛБ 

Шиверы 

11:00 

23:00 

 

1.05. 

 

2 км выше пор. Дудки - с. 

Яблоница - с. Черная Тиса 

12 км + 99 

км 

Сплав, автобус 

с. Черная Тиса 

Пороги, шиверы 

10:00 

1:00 

 

2.05. 

 

с. Черная Тиса - пос. Кивилив 

20 км 

Сплав 

пос. Кивилив 

Шиверы, каньон, техногенные 

препятствия 

12:00 

16:00 

 

3.05. 

 

пос. Кивилив - гора Петрос - пос. 

Кивилив 

20 км + 22 

км 

Пешком 

пос. Кивилив 

Горы 

9:00 

0:00 

4.05. 

пос. Кивилив - 

дневка 

пос. Кивилив 

Каньон 

 

5.05. 

 

пос. Кивилив - г. Рахов - г. Ивано- Франковск 

20 км 

Сплав, поезд 

Поезд 

Каньон, шиверы, 

техногенные препятствия 

11:00 

5:00 

 

6.05. 

 

10 

г. Ивано- Франковск - скалы 

Довбуша 

90 км 

Газель 

Скалы Довбуша 

 

6:30 

9:00 

 

7.05. 

 

11 

Скалы Довбуша - г. Ивано-Франковск - 

г. Львов 

90 км + 142 

км 

Газель, поезд 

г. Львов 

 

15:00 

0:00 

8.05. 

12 

г. Львов 

 

 

 

9.05. - 

10.05. 

13, 

14 

г. Львов - г. 

Москва 

1320 км 

Поезд 

Поезд 

 

 

 

Итого активными способами передвижения: 

Пешком 

42 км 

 

Сплав 

99 км 

 

 

Техническое описание 

День 1 

 

28 апреля 

Приехали утром на вокзал города Коломыя, где нас уже ждал водитель Василий. Приехали не без приключений, на перроне поезд стоял всего две минуты, вследствие чего было необходимо разрабатывать тактику разгрузки вагона, который был практически полностью занят вещами нашей группы. В момент отправления поезда от станции все вещи были с успехом выкинуты из состава, нас провожал «Червоный флаг» проводника, сигнализирующий машинисту о том, что надо подождать, о котором проводник вспомнил уже после нашего отбытия. 

Погрузили вещи в машину Василия и отправились за продуктами, а заодно и на экскурсию по городу. Надо сказать, что Василий очень хороший человек, все время потчевал нас рассказами о местности и достопримечательностях. На месте поменяли валюту по отличному курсу, которого в Москве найти никому не удалось, так что всем совет – по этому поводу не беспокойтесь. Закупили продукты, местные сим-карты, пообщались с местным населением, которое вопреки всяким легендам крайне приветливо даже в городах. Отправились в горы. 

 

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

По дороге на реку увидели уровень воды, который нас вполне обрадовал. Скорость потока заметно высока, уровень воды вполне достаточный для хорошего сплава. 

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

Примерно через четыре часа мы были на месте старта по реке Черный Черемош. Остановились за с. Зеленое на большой зеленой поляне. Пропустить ее сложно, от дороги она находится справа, за поворотом. Это левый берег реки. Дрова в течение нашего похода были везде. Начали стапель. 

На месте приняли решение стартовать следующим днем, так как раннее прибытие, долгая дорога и сбор катамаранов нас порядком вымотал. Заодно отметили день рождения Сергея, единственного представителя местного населения из нас. 

Заночевали на поляне. Местное население очень дружелюбное и проблем с ним не возникало. Один раз подошел пограничник, поинтересовался, когда мы отплываем и не собираемся ли возвращаться. 

День 2 

 

  1. апреля 

 

Подъем в 9:00, завтрак и сборка вещей. Вышли в 11:00. 

 

Через 30 минут несложного сплава за правым поворотом ждет один из узнаваемых, но не опознаваемых с воды порогов – «Берди» (1-2 к.с.). Порог представляет несколько косых сливов со слабыми бочками. Опасности и трудности не представляет. Прошли страховкой с воды в установленном порядке. Возможен осмотр с левого берега. 

 

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

В первые часы сплава усиленно отрабатывалась чалка на быстротоке и "в тени" камней и деревьев, а также слаженность экипажей и сработанность порядка сплава по реке. 

Далее сплав состоял в основном из прижимов и лавирования между камнями и прохождения мостов, под некоторыми висят опознаваемые тросы. Под одним из мостов годом ранее трагически погибла девушка, поэтому было принято решение пройти это 

место со страховкой, в том числе учитывая присутствие в экипажах новичков и ранний этап сплава. 

 

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

 

Место представляет несложное препятствие в виде нескольких валов и небольшой бочки. 

Далее спокойный сплав с наблюдением прекрасных пейзажей до впадения реки Дземброня слева, после которой характер реки заметно меняется. Возрастает количество и высота валов и сила прижимов. По правому берегу в месте впадения реки находится хорошее место для стоянки, есть дрова. 

Опознавание порогов было большой проблемой, так как после наводнения 2008 года порожистый участок реки превратился в одну длинную шиверу. Тем не менее, первая ступень пор. «Дземброня» опознать удалось. Это шивера с торчащими в некоторых местах камнями. Прохождение в кильватерном порядке. Траектория прохождения очевидна – по струе – и читается с воды. Первые два экипажа проходят тандемом, остальные – со страховкой двумя катамаранами с воды. Остальные именные пороги опознать не представлялось возможным. Характер реки – сплошная шивера с прижимами, перекатами, камнями и валами. 

 

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

Абсолютно везде траектория прохождения очевидна и не вызывала ни у кого трудностей. Вместе с тем, необходимость постоянного пребывания в тонусе и ухода от прижимов тренировала экипажи. Несколько раз устраивались чалки на шиверистых участках. 

В конце порожистого участка Черного Черемоша находится порог «Нижний Гук», который представляет собой резкий правый поворот, сопряженный шиверой и навал на 

большой плоский камень у левого берега. Проход требует активной работы. Выходная шивера – разбросанные по руслу камни, основная струя течет по центру. 

Далее несложные прижимы и шиверы. 

 

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

Плодотворно поработав в порогах, встали на стоянку за селом Верховина на полке холма на ЛБ. Хорошее ровное место, много дров. Ориентиры – католическая церковь на противоположном берегу и чистейший ручей, стекающий высоко с горы. 

 

3 день 

30 апреля 

Подъем в 9:00. Выход в 10:00. Идем до с. Устерики три часа с мыслью успеть пройти Белый Черемош до окончания сплавного дня. Приплываем на стрелку рек Черного и Белого Черемошей, чалимся на правом берегу сразу после впадения справа Белого Черемоша (дополнительный ориентир – железобетонный мост) и звоним единственному местному водителю – Василию. Договариваемся, он должен дождаться группу в с. Яблоница и приехать за нами. По плану в два часа должны были уложиться. За это время обходим окрестности, осматриваем реку. Воды на вид очень мало, для сплава впритык. Но, услышав о другой идущей группе, принимаем решение идти тоже, так как по всем приметам река обещает быть интересной. Заметна высокая скорость реки, обилие камней и узкое русло. Лишь уровень воды настораживает. 

Через два часа созваниваемся с водителем, он все еще ждет другую группу, которая задерживается. Потихоньку проходит обед, а за ним и день. Звоним водителю – недоступен. Находим телефон другого водителя, который оказывается братом первого и 

уверяет нас в том, что тот встретил другую группу и едет к нам. В общем, водитель приехал в девять часов вечера, и как оказалось, он не захотел ехать до моста на другой берег и решил перейти со своим ГАЗом-66 реку вброд. В итоге он там застрял и заодно утопил телефон. Ну, в конце концов, грузимся в кузов и под песни под гитару уезжаем в ночь. 

 

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

Доезжаем до места на 1 км выше порога «Дудки» и встаем на ночевку на левом берегу. 

Резюме по Черному Черемошу 

Сплав составляет 36 км, половина из которого по населенке. В целом, река простая и сложность препятствий не превышает III К.С., но в то же время она является идеальным началом похода, целью которого является обучению новичков начальной технике слалома – требуется постоянное лавирование между камнями и уход от прижимов. Скорость потока высокая, 8-15 км/ч, уклон местами заметен на глаз. Особенное внимание следует обратить на встречающиеся постоянно мосты, на некоторых из них есть тросы, которые могут представлять опасность. 

 

4 день 

1 мая 

Подъем, сборы, осмотр воды. 

Река впечатляет. Уклон Белого заметно выше, чем у его собрата, скорость потока также выше, много камней и узкое русло. Все в предвкушении. За местом, где мы стояли, река резко уходила вправо и что находится за поворотом, видно не было. Отличный шанс поучиться траверсировать поток. Перечаливаемся в том же месте, но на другом берегу. Отлично. Разведываем место за поворотом и видим место с хорошим перепадом высоты и разбросанными в русле камнями. Страховка с берега, проход в принципе очевиден, главное успевать лавировать между камнями. Сложность препятствия не выходит за предел второй категории. 

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

Далее порог «Дудки» (ориентир – мост и правый поворот реки), состоящий из нескольких ступеней. Первая ступень состоит из каскада с нарастающей крутизной, но в нашу воду следствием были лишь небольшие бочки. Разведка по левому берегу. Проход по центру по основной струе. 

 


Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

Но вторая ступень дает прикурить и заставляет подумать над тактикой прохождения. 

 

Она состоит из разбросанных по руслу крупных камней и расчески у правого берега. Камнями посередине реки создаются узкие косые ворота. Ориентир – резкий поворот влево после недолгого спокойного участка реки. Прижим к расческе усложняет прохождение порога. Страховка с берега первых двух экипажей и с берега и воды остальных. Разведка по левому берегу. 

 Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

Штурмовой катамаран Джек проходит со страховкой с ЛБ, задев один из камней, далее чалится на ПБ и один из членов экипажа встает на страховку возле расчески. К-2 Викинг проходит идеально и встает на страховку с воды. Далее Кудяблик и Джон одинаково проходят препятствие, наваливаясь на камни в косых воротах. Сердце анархии задевает рамой торчащий из-под воды камень и проходит, не задев ворота. Препятствие можно смело записать четвертой категорией, учитывая сложность лавирования и существенный перепад воды – около 5 м на 100 м порога. 

Далее сплавляемся до подвесного моста и через несколько минут видим мост, перегораживающий реку. Обнос по небольшой струе возле правого берега. 

 

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

Далее на левом повороте сразу идет порог «Воротца». Ориентир – резкий поворот реки влево и виднеющееся начало скального каньона. Чалка и разведка по левому берегу. Кроме резкого левого поворота заметных ориентиров нет, только стоящий на правом берегу большой камень. В нашу воду препятствие имеет III К.С., но в большую воду способно достигать всех пяти. Первая ступень препятствия состоит из 14 каскадов, находящихся на плавном левом повороте. Уклон около 5-7 м на 100 м порога. Далее во второй ступени вся вода бьет в скалу у правого берега. Необходима тщательная разведка и надежная страховка на каждой ступени. Прохождение по основной струе по центру в кильватерном порядке. Страховка первого экипажа с берега, Викинга, Кудяблика и Сердца анархии с берега и воды и Джон страховался четырьмя катамаранами с воды. 

 

 

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе КарпатОтчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

Все экипажи прошли порог идеально в соответствии с обговоренной тактикой прохождения. 

 

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

После порога в нескольких минутах сплава находится подвесной мост, рядом с которым на левом берегу есть магазин. Докупаем необходимое и сплавляемся в течение часа до с. Яблоница. Посреди деревни находится плотина, которая отводит часть воды на орошение. В высокую воду теоретически прохождение плотины и сплав до слияния Черемошей возможен. Но не в нашу воду – дальше просто камни. Созваниваемся с водителем и чалимся на левый берег прямо перед плотиной. К 21:00 приезжает автобус с оборудованной крышей, к которой мы привязываем сдутые катамараны. Отправляемся на неизведанную реку Черную Тису в село Черная Тиса. По дороге останавливаемся возле реки Прут и наблюдаем крайне низкий уровень воды. 

Прибываем к часу ночи, быстро разгружаемся и ложимся спать. 

 

Резюме по Белому Черемошу 

Реке можно смело приписать третью категорию сложности. Она намного интереснее Черного Черемоша, но очень зависит от воды, хоть и сплав возможен в любую. Верить тому, что воды на Белом Черемоше может быть недостаточно для сплава не следует, так как нам говорили, что нынешний уровень чуть ли не самый низкий из наблюдаемых. 

Река состоит из двух именных порогов и нескольких несложных препятствий. Уклон на протяжении всей реки заметен на глаз. Множество камней, перекатов и прижимов. 

 

5 день 

2 мая 

Просыпаемся утром и оказывается, что мы заночевали чуть ли не в самом центре деревни. На нас смотрят как на пришельцев, но очень доброжелательно. Вокруг нас собираются дети – видно давно тут не было туристов. Местные жители угощают дровами, продуктами и местными легендами о реке. Заклеиваем порванный накануне катамаран Кудяблик и попутно готовим яичницу из принесенных нам в дар яиц. 

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

Тем временем, посмотреть на нас собирается все больше людей. Фотографируемся, обещаем еще приехать и отчаливаем в поисках описанных когда-то порогов. Никаких порогов нет. Заметна мель вдоль берегов и разбросанные груды камней. Видно, наводнение 2008 года поработало над Тисой всерьез. Наблюдаем за множеством церквей вокруг. Местные жители снимают нас на телефон. Чувствуем себя первопроходцами. Периодически попадаем в несложные шиверы и перекаты и через три часа подходим к самому главному препятствию похода – Каньону. Каньон образован железобетонными стенами, поддерживающими авто- и железную дорогу, ориентиром являются эти самые стены и два подряд железобетонных моста перед ними. 

 

 

За невозможностью страховки проходим Каньон в небольшой дистанции между экипажами. В течение всего Каньона разбросаны камни, включая огромные булыжники. Множество бочек, неграмотное прохождение которых грозит оверкилем. Бочкам сопутствуют сливы до двух метров. Проходим половину каньона и чалимся. Сегодня мы должны найти место для ночевки, а завтра нас ждет радиальный выход на вторую по высоте гору украинских Карпат – Петрос. Нашли и сняли домик у замечательного гуцула Михаила Ференца. Помылись, поужинали и легли спать. 

6 день 

3 мая 

С утра встаем, собираемся и отправляемся на гору Петрос – вторую по величине гору украинских Карпат высотой 2020 м. Заплатили 50 грн. за групповой вход на территорию Карпатского Национального заповедника прямо на входе. 

Заблудиться, в принципе, очень сложно – на всем пути до горы стоят указатели с километражем, и путь протоптан многочисленными группами. Но нам все же удалось. До натоптанной дороге путь составлял 25 км от поселка, и нам предлагали проводника, знающего тропы, сокращающие пусть на 5 км. От услуг проводника мы отказались как от неспортивного бонуса. После десяти километров пройденного пути нам захотелось приключений, и мы решили срезать, пойдя по азимуту в надежде сократить путь на те самые километры. Часть пути мы шли вдоль реки Кивилэ, которая на некоторых участках вполне допускает сплав на каяке. 


Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе КарпатОтчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

Несколько раз рельеф не давал нам продолжить путь по азимуту, и мы траверсировали холмы. Но, в конце концов, мы вышли к желаемой горе. Судя по имеющимся географическим данным, набор высоты составил чуть больше километра. 

Ближе к вершине лежал снег, росла брусника, росли подснежники и встречались следы кабанов. 

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе КарпатОтчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

 

 


Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

 

 

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

Идя обратно, мы также несколько заблудились, с трудом выйдя к поселку Квасы уже затемно, пройдя в общей сложности около 50 км за день, набрав и потеряв по километру высоты. Тактика прохождения была выбрана не очень удачно, следует держаться дороги, так как очень большая извилистость троп и невозможность на некоторых отрезках идти по азимуту, привносят серьезные трудности в ориентирование. 

 

7 день 

4 мая 

После тяжелого ходового дня мы устроили дневку, на которой решили несколько раз пройти каньон, арендовав у местных жителей ГАЗ-51. Надо сказать, каньон является серьезным участком реки, на которой крайне не рекомендуется сплавляться неподготовленным экипажам. Некоторые прижимы усложнены наличием металлической сетки с торчащей проволокой, удерживающей каменные укрепления, столкновения с которыми ведут за собой неминуемую аварию. Кроме того, возможность зачалиться существует лишь на нескольких участках. Но экипажи были натренированы, новички получили необходимый опыт и их квалификация не вызывала сомнений. 

За скромную плату водитель возил катамараны и нас от начала каньона до конца, на каньоне тренировалась чалка на быстротоке, прохождение бочек и уход от прижимов. Линия прохода очевидна и читается с воды. Прохождение осуществлялось в кильватерном порядке взаимной страховкой с воды. Водитель ГАЗа подтвердил несплавной уровень воды на Пруте. Жаль, не удалось нам совершить изначально запланированный маршрут. 

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

 

 


Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

 

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

Вечером модернизировали имеющийся у Михаила душ и сделали небольшую баню. Рядом с домом находилась русская православная церковь и как раз на следующий день была Пасха, и мы могли видеть приготовления местного населения к празднику. Местные жители считают Пасху очень большим праздником и всем поселком наряжаются и к утру выходят освящать продукты и продемонстрировать односельчанам свой наряд. 

 

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

 

8 день 

5 мая 

Утром Михайло принес нам всяческие яства: сало, домашнюю колбасу, яйца и каравай. Мы пообещали обязательно вернуться, попрощались и двинулись дальше. 

Сплав продолжили с середины каньона, после него река приобретает спокойный характер. Идем в течение еще трех часов до впадения реки Белая Тиса слева – ориентир начала города Рахов. После впадения реки стоит мост, с которого в нас кидались камешками глупые дети. Это, пожалуй, капля дегтя в цистерне с медом общения с местным населением. Далее шли еще 15 минут до автомобильного моста в центре города. Справа от него находится католическая и православная церковь. Чалимся. Антистапель проводим в небольшом парке возле берега. 

 

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

Ночью едем на поезде до города Ивано-Франковск, откуда поедем на скалы Довбуша. 

Резюме по Черной Тисе 

 

Мы шли на эту реку с целью узнать, что произошло после большого наводнения летом 2008 года, когда очень долго шли дожди и уровень рек поднялся на рекордную величину. То, что мы увидели, нас не очень обрадовало – все пороги уничтожены. На реку стоит идти только с целью прохождения Каньона и только опытным группам. Каньон имеет категорию сложности 3-4 и требует активной работы практически на всем участке длиной около 4 км. Таким образом, сплавная часть Черной Тисы, исключая Каньон, спортивного интереса не представляет. 

 

9 день 

6 мая 

Ночью погрузились в поезд с небольшими проблемами – город Рахов является единственным городом, в котором мы встретились с какой-то недоброжелательностью местного населения – проводница совсем не хотела пускать нас с нашим грузом. Проблема решилась покупкой багажных квитанций на каждого члена экипажа, после чего она уже официально не имела право нас не пускать. Советуем делать это сразу, т.к. цена квитанции всего четыре гривны. Погрузились и заночевали. 

С утра погрузили катамараны в камеру хранения в г. Ивано-Франковск и нашли машину возле вокзала, которая отвезла нас на Скалы Довбуша, в район города Болехов. Водитель оказался не достойным человеком и отказался нас везти последние четыре километра пути, подвезя нас только к границе территории Скал (автономер этого водителя АТ0772ВН), поэтому нам пришлось ловить еще одну машину. Проход на территорию стоил 7 грн. с человека 

Добравшись, заночевали прямо на территории в лесу. Вода есть, проблем нет. 

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

 

 


Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

 

 


Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе КарпатОтчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

 

10 день 

7 мая 

Нашли машину у продавщицы в одном из кафе на территории и от водителя узнали, что до Львова ехать немного дальше, но по хорошей дороге, так что получается быстрее. Наш конечный пункт был город Львов, но наши катамараны лежали на вокзале Ивано- Франковска, так что выбора у нас не было. Доехали до вокзала и купили билеты на поезд. Была альтернатива с автобусом, но наши вещи нас ее лишили, т.к. рамы мы везли с собой. Кроме того, билеты были только на тот поезд, который стоял на станции две минуты. Но так как ВУЗ наш технический, путем тщательного просчета вероятностей места остановки нашего вагона, посадка для нас окончилась в срок, мы ошиблись всего на десять метров. Есть повод для гордости. 

Через два часа мы уже были во Львове. Заселились в один из многочисленных хостелов в центре города уже к часу ночи. 

Весь следующий день мы пробыли в этом замечательном городе и утром 9 мая отправились домой. 


Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат


Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

Отчет О водном туристском спортивном походе 3 к.с. в районе Карпат

  1. Выводы и рекомендации 

 

В целом, поход полностью соответствовал заявленной категории сложности. Были пройдены три реки: Черный Черемош, Белый Черемош и Черная Тиса. Реку Прут, к сожалению, пройти не удалось из-за низкого уровня воды. Каждый член экипажа получил необходимый для себя новый опыт. Ошибки в планировании похода и в прохождении препятствий учтены. 

Рекомендации и замечания: 

 

В поход стоит идти тем, кто хочет: 

а) получить опыт прохождения горных рек 

б) полюбоваться природой украинских Карпат в) планирует совершить поход в теплом регионе г) познакомиться с культурой Западной Украины 

  1. Заброска возможна как из города Коломыя, так и из города Черновцы 
  2. Валюту стоит менять в Украине, курс намного выгоднее любого места, которое можно найти, например, в Москве 
  3. Поход следует начинать с реки Черный Черемош, так как цена ошибки на ней невелика и у экипажей есть время привыкнуть друг к другу, отработать необходимые техники и т.д. 
  4. Зависимость сплава от воды в имеющихся отчетах несколько преувеличена – наш уровень воды был низок, что понизило мощность бочек, но существенно увеличило слаломность сплава. В любом случае спортивный интерес есть. 
  5. Оптимальное время старта – на две недели раньше нашего, т.е. середина апреля. К середине-концу мая питание рек становится исключительно дождевым. 
  6. Проблем с дровами и местом для ночевки не было. Но в любом случае местное население очень приветливо и договориться можно практически обо всем. 
  7. Реки Черный Черемош и Черная Тиса густо заселены на большей части дистанции, на Белом Черемоше деревень почти нет 
  8. Связь была практически на всей дистанции. Следует пользоваться услугами местного оператора «Киевстар», второй вариант – использовать «Билайн», но как нам сказали, он ловит не везде 
  9. Не следует стесняться своего происхождения, в случае если Вы москвич. Более того, многим было сразу это понятно, но никто не проявлял хоть малейшего неуважения. Рассказы про бандеровцев-головорезов крайне преувеличены 
  10. Сплав по Черному Черемошу теоретически можно закончить в с. Верховина, хотя путь до устья недолог вследствие быстрого течения 
  11. Все цены в регионе примерно в два раза ниже московских 
  12. На дистанции есть несколько мест, откуда возможно совершить радиальный пеший выход. Учитывая необычайную красоту и невысокую сложность похода, сделать это крайне рекомендовано 
  13. В р-не впадения р. Дзембронь в Черный Черемош можно совершить выход на гору Поп-Иван, но дистанция до нее намного больше, чем до г. Петрос из пос. Кивилив, которую посетили мы 
  14. Поход можно разнообразить кроме совершения радиальных выходов также поездкой на Скалы Довбуша и в замечательный город Львов. Нами было принято решение посетить все эти места 
  15. При сплаве по р. Черный Черемош очень трудно ориентироваться, так как ориентиры однообразны: мост, поворот реки и т.д. 
  16. Сплавляться по рекам можно в любую воду. Исключая Прут – самую интересную, но самую зависимую от уровня воды реку 
  17. Село Зеленое находится в погранзоне, но проблем не возникало, пограничники лишь поинтересовались, когда мы отплываем и вернемся ли назад 
  18. Сплав по Белому Черемошу выше порога Дудки не представляет интереса вследствие очень низкого уровня воды, также как и после дамбы в с. Яблоница 
  19. Сплав по Черной Тисе следует начинать на 2 км выше пос. Кивилив, т.к. спортивный интерес представляет только сплав в Каньоне. Также можно начать сплав в г. Ясиня, находящегося неподалеку 
  20. Посещение скал Довбуша рекомендуется проводить оставив вещи во Львове, если планируется поездка туда. Наш маневр промежуточной остановки в Ивано- Франковске себя не оправдал 
  21. Не стоит беспокоиться по поводу заблаговременной покупки билетов на транспорт между промежуточными пунктами или о договоренности с водителями. Возможность договориться на месте была всегда. 

Список телефонов, используемых нами в походе: 

  1. Василий (Коломыя-место стапеля) +380679067133 
  2. Василий (Устерики-Белый Черемош) +380674252466 
  3. Василий (Белый Черемош-Черная Тиса) +380975092317 
  4. Михаил Ференц (дом в пос. Кивилив) +380974460796 

Список телефонов, найденных в других отчетах: 

1. Василий (Устерики) +380986681620 2.   Николай (Яремча) +380967416197 3. Николай (Ворохта) +380974556966 

4. Василий (Верховина) +380863724400 5. Такси (Рахов) +380977001249 

Список отчетов, используемых при подготовке к походу: 

  1. Мария Вежнина (2010 год) – библиотека МГЦКТ 
  2. Андрей Сеславин (2008 год) – "http://turizm.lib.ru/c/ceslawin_a_a/carpatians_2008.shtml" rel="nofollow" 
  3. Дмитрий Ващук (2008 год) – "http://www.brodyaga.org/geography/384/25691/" rel="nofollow" 

По всем вопросам обращайтесь по email: fedoseevpd@mail.ru 

 

 

 

 

 

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию