Виды туризма

13 августа 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Саянский
Вид туризма: Автопутешествия и автомобильный туризм Категория сложности: IV
0 1464 0

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

 

Проводящая организация 

Справочные сведения 

Турклуб Берендеи НИ ТГУ, г. Томск, пр. Ленина 36, "http://berendei.tsu.ru" rel="nofollow" 

  1. Место проведения туристского маршрута 

Западная Сибирь: Томская и Кемеровская области, Красноярский край, Республика Хакасия. 

  1. Количественная характеристика пройденного маршрута 

 

Дисциплина (вид туризма) 

Категория сложности 

маршрута 

Протяженность активной ча- 

сти, км 

Продолжительность ак- тивной части 

Сроки проведения 

(только активной части маршрута) 

общая 

ходовых 

авто 

четвертая 

1712 

16.09-20.09.2020 

 

Подробная нитка маршрута. 

Г. Томск – г. Мариинск – пос. Тисуль – г. Ужур – пос. Копьево – д. Устинкино – д. Чебаки – ур. Половинка – р. Тарча – пер. Вершина Састыгжула – р. Састыгжул – д. Ефремкино – пгт Шира – д. Чалгыстаг – с. Сонское – пос. Туманный – г. Сорск – д. Усть-Бюр – р. Уйбат – пер 1023 м. – р. Теренсуг – ур. Тамалык – пер. Овечий Новый – р. Светлый Ключ – р. Томь – пос. Бискамжа – пос. Вершина Тёи – д. Шора – р. Балыкса – ур. Усть-Веселый – р. Веселая – пер. Вершина Фёдоровки – р. Федоровка – р. Ортон – ур. Большой Ортон – р. Большая Березовка – р. Березовка – пос. Ортон – р. Колос – пер. Изыгаш – р. Бол. Изыгаш – р. Малый Чакрик – пер 742 м – р. Майзас – пос. Майзас – г. Междуреченск – г. Юрга –– г. Томск 

 

Определяющие препятствия маршрута 

№ 

Вид препят- ствия 

Наименование пре- пятствия 

 

КТ 

Характеристика препятствия (характер рельефа, протяжённость, высота валов, глубина колодца, скорость и т.п., новизна) 

протяженное 

пос. Тисуль – г. Ша- рыпово 

Участки гравийной дороги с подъемами и спус- ками до 10%, 84 км 

протяженное 

пос. Копьево – д. Че- баки 

Гравийная дорога, местами разбитая и с лужами, 

72 км 

протяженное 

д. Чебаки – д. Еф- ремкино 

Сильно разбитая лесовозами грунтовая дорога, броды, лужи без каменистого ложа, далее зарос- шая травой дорога на перевал, спуск по долине р. Састыгжул по грунтовой дороге с крупными кам- нями, упавшие деревья, несложные броды, 35 км. На правах первопрохода 

протяженное 

Пос. Туим – пос. Ту- манный 

Гравийно-грунтовая дорога с лужами и сильно разбитыми участками, 55  км 

протяженное 

д. Усть-Бюрь – ур. Тамалык – мост че- рез Теренсуг 

Каменистая дорога, вдоль рек Уйбат и Теренсуг, повсеместно лужи, текущая вода по дороге. Не- сложные броды, 61 км 

протяженное 

Мост через Теренсуг 

  • пер Овечий Новый 

  • р. Томь – с. Бис- камжа 

Горная грунтовая дорога со взлетами до 18%, на множественных ровных участках сильно разби- тая колея, скольжение по сырой глине. Пять бро- дов сложной конфигурации через р. Томь. Вза- имное вытаскивание на сложных участках, 22 км. На правах первопрохода 

протяженное 

д. Бискамжа – пос. Вершина Тёи – 

д. Шора – ур. Усть- 

Веселый 

Гравийная дорога с повсеместной гребенкой, не- сложные горные автомобильные перевалы, 68 км 

 

протяженное 

ур. Усть-Веселый – пос. Ортон 

Горная дорога, два автомобильных перевала кру- тизной до 18%, вода по полотну и повсеместно лужи и броды через притоки, большой брод через 

р. Ортон, 50 км. 

протяженное 

пос. Ортон – пос. Майзас 

Непрофилированная гравийная дорога, два авто- мобильных перевала крутизной до 15%, затяж- 

ные спуски и подъемы, лужи, 77 км 

 

Обзорная карта региона 

 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Схема 1. Общая схема маршрута 

 

  1. Состав туристской группы 

№ 

Ф И О 

Год рожд. 

Место работы, учебы 

Обязанность в группе 

Туристский опыт, разряд (звание) 

 

Ковригин Евгений Анатольевич 

 

1980 

ООО Замена, ме- денжер 

 

руководитель 

вод. стаж 20 лет, 5 а.у. (Сибирь), 3 а.р. (Си- бирь), 1 разряд 

 

Макунин Алексей Анатольевич 

 

1975 

АО БАРС групп, инженер 

 

водитель 

вод. стаж 10 лет, 5 а.у (Тува), 

5 а.р. (Сибирь), КМС 

 

Юричев Алексей Николаевич 

 

1985 

АО Империал Энерджи, началь- ник отдела 

 

запасной водитель 

вод стаж, 15 лет, 4 а.у.(Сибирь), МС 

 

Егорова Марина Леонидовна 

 

1975 

НИ ТГУ, мастер производствен- ного обучения 

 

водитель 

вод стаж 11 лет, 5 а.у. (Сибирь) 

Лушникова Ната- лия Анатольевна 

1972 

самозанятая 

запасной водитель 

вод стаж 3 года, 5 а.у. (Сибирь) 

 

Дудченко Ярослав Борисович 

 

1996 

ООО Наумен, ин- женер-програм- мист 

 

механик 

 

4 а.у. (Алтай, Сибирь) 

Suzuki Escudo С 335РС 70, 1994 г. выпуска 

Suzuki Escudo К 274 ТТ, 1996 г. выпуска 

 

Место хранения отчета 

Отчет находится в библиотеках Томской федерации спортивного туризма и турклуба Берендеи Томского государственного университета. Электронная версия отчета на сайте http://berendei.tsu.ru в разделе ОТЧЕТЫ 

 

Рассмотревшая МКК 

Поход рассмотрен МКК Томской федерации спортивного туризма. Шифр МКК 170-00-555534530 

 

Содержание отчета 

Общая идея маршрута 

Изначально прохождение маршрута планировалось на июнь 2020, но из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки он был отложен на неопределенные сроки. 

Однако осенью сложились просто замечательные условия для того, чтобы поход состоялся. Мы постарались подобрать сроки, чтобы захватить золотую осень в Кузнецком Алатау. Но основными целями стало прохождение ранее не пройденных нами участков – перевалов Верховье Састыгжула и Овечьего, а также хорошо знакомого по другим отчетам проезда из Балыксы в Междуреченск – для замыкания нитки в полноценное кольцо – для логичности и красоты маршрута. 

Дополнительно мы собирались обкатать одну из восстановленных машин, которая поломалась в июльском походе одного из участников. 

 

Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучре- ждений и другие полезные сведения. 

Маршрут кольцевой, специального заезда или отъезда не требует, проходит по территории Российской федерации, в пограничные зоны не входит Заказники Кискачинский заказник проезжается краем по дорогам общего пользования, каких-то специальных мер по предупреждению органов власти или управлений ООПТ не предпринималось. 

Группа регистрировалась и вставала на учет в Томском управлении МЧС (№34273386). 

 

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты. 

Запасной вариант проезда предусматривались для двух перевалов: 

  • Вершина Састыгжула – через прижимы Белого Июса в Ефремкино 

  • Овечий – обратно в Усть-Бюр и далее через Немир и Бирикчуль и далее в Вершину Тёи, что позволило бы не снижать категорию сложности маршрута. 

 

  1. Изменения маршрута и их причины. 

Маршрут пройден без изменений и точно по графику. 

  1. График движения. 

День 

 

Дата 

 

Участок 

Время движения 

Метеоусло- вия 

Раст, км 

Тип покрытия 

Нач. 

Окон. 

ЧХВ 

Асф. 

Грав. 

Грунт 

16.09 

2020 

 

Томск – Мариинск 

 

18:05 

 

21:20 

 

3:00 

Переменная 

облачность, ночью дождь 

 

222,4 

 

220 

 

 

2,4 

 

 

17.09 

2020 

Мариинск – Тисуль – Шарыпово – Ужур – Копьево – оз. Ошколь 

- Ефремкино 

 

08:35 

 

19:45 

 

09:10 

Переменная облачность, без осадков 

 

417,4 

 

271 

 

99,6 

 

46,8 

 

 

 

 

18.09 

2020 

Ефремкино – Шира – Чалгыстыг – Сонское 

– Туманное – Сорск – Усть-Бюрь – р. Терен- суг – пер. Овечий Но- 

вый 

 

 

08:45 

 

 

21:00 

 

 

09:15 

 

Облачно, временами дождь 

 

 

257,6 

 

 

98 

 

 

108 

 

 

51,6 

 

 

19.09 

2020 

Пер. Овечий Новый – р. Томь – Бискамжа – Вершина Тёи – ур. 

Усть-Всеселый – Ор- тон - Междуреченск 

 

 

09:10 

 

 

22:10 

 

 

11:30 

 

Облачно, временами дождь 

 

 

274,4 

 

 

20 

 

 

168 

 

 

86,4 

 

 

20.09 

2020 

Междуреченск – Но- вокузнецк – Ленинск- Кузнецкий – Юрга – 

Томск 

 

09:30 

 

19:10 

 

07:10 

 

Ясно 

 

540 

 

540 

 

 

ВСЕГО 

40:05 

 

1711,8 

1149 

375,6 

187,2 

Процент дорог по видам покрытия 

67% 

22% 

11% 

Расчет категории сложности маршрута: 

 

Протяженность маршрута — 1711,8 км, продолжительность 5 дней, осень (межсезонье) 

Локальные определяющие препятствия: подъемы на перевалы Вершина Састыгжула и Овечий Новый с участками уклона выше до 20%, броды через р. Томь с крупными камнями 

Протяженные препятствия: определяющие участки № 3, 6, 8 и предопределяющие № 4, 5 из раздела 1.5. 

 

Определяющие факторы: 

«Туристский район» - суммарная протяженность участков по дорогам без покрытия - 562км (40,5% от минимальной протяженности, указанной в таблице 1 Методики категорирования автомобильных маршрутов); 

«Новизна» - участки Чебаки – пер. Вершина Састыгжула – Ефремкино (35 км) и р. Теренсуг – пер. Овечий Новый – Бискамжа (22 км); (прим – для маршрутов 4 к.с. как определяющий фактор не применяется, но в группе были все участники с опытом маршрутов 4 и 5 к.с.) 

«Оборудование»: прохождение отдельных участков возможно только при помощи других членов группы (вытягивание), при использовании специально приготовленных средств повышения прохо- димости автомобилей (реечный домкрат, лебедка, буксировочный трос, альпинистские веревки и карабины) 

«Требования к средствам передвижения»: полноприводные автомобили на внедорожной резине, с установленными дополнительными средствами защиты агрегатов и силовых механизмов. Исполь- зование современных средств связи и позиционирования. 

Вывод: нитка маршрута имеет протяженность выше минимальной, необходимый набор определя- ющих (3 шт.) и предопределяющих (2 шт.) препятствий имеется. Несмотря на то, что количество дней меньше рекомендуемого, но минимальная протяженность и количество препятствий соответ- ствует регламенту, а также присутствует обоснованный элемент новизны, то считаем, что маршрут имеет категорию сложности — четвертую. 

 

Техническое описание прохождения группой маршрута. 

День 1. 16 сентября 2020 

Участок: Томск – Халдеево – Тюменево - Мариинск 

Собрались к 17:00 возле дома одной из участниц, перераспределили грузы по машинам и в 18:00 выехали в направлении Мариинска дружной колонной из двух автомобилей от границы города. Богатые краски золотой осени ворвались в наш вечер вместе с лучами заходящего солнца, под вечер решившего выглянуть из-за туч. Дорога местами ремонтируется. Гравийный участок сократился уже до 9 км – дорогу готовят к передаче в федеральную собственность. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири 

Фото 1. Группа перед выездом

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 2. Группа перед выездом 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири 

Фото 3. Золотая осень на трассе на Мариинск

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 4. Перед мостом через Китат 

Так не спеша мы добрались до заправки Газпромнефть перед Мариинском. Заправились, потом нашли магазин и купили забытую дома решетку для приготовления на ужин, ставшего уже традиционным, шашлыка. 

На ночлег остановились за рекой Кия на ее правом берегу в километре с небольшим выше моста, проехав немного по гравийке через поселок, а затем по полевой дороге. 

Пока разжигали угли, начался дождь. Но к этому времени палатки были уже установлены. 

Для защиты от осадков между машинами натянули тент. Поужинали и легли спать. 

День 2. 17 сентября 2020 

Участок: р. Кия – д. Усть-Серта – пос. Тисуль – пос. Кинжир – г. Шарыпово – г. Ужур – ст. Копьево – д. Подкамень 

– д. Чебаки – ур. Половинка – руч. Тарча – пер. Вершина Састыгжула – р. Састыгжул – мраморный карьер 

Утром проснулись рано, еще до 7 часов, позавтракали чаем/кофе, бутербродами и печеньем. Выехали в 8:30. Трасса не такая оживленная. Идет строительство развязки с восточной стороны объезда Мариинска. За заправками и кафе мы свернули в направлении поселка Тисуль. Дорога местами неровная. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 5. На месте первой ночевки

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 6. На развилке Тисуль-Тяжинский 

На въезде в Тисуль фотографируемся, а в самом поселке заезжаем сначала в продуктовый магазин, а затем на заправку Газпромнефть, где наливаем гарантированно качественный бензин во все имеющиеся у нас ёмкости и баки. Входит 95 литров. 

От Тисуля дорога волнами идет к поселку Кайчак, за ним становится гравийной, прерывась деревенским асфальтом Тамбара, затем взбирается на увалы и за Кинжиром, пересекает реку Урюп. Так мы попадаем в Красноярский край. За посёлком Едет и примыкающей к нему станцией Инголь дорога снова становится гравийной. С очередного увала, на который мы взбираемся по грейдеруемой в момент проезда дороге, видно между огненных берез и осин жемчужину этого уголка нашей страны – озеро Инголь. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 7. На въезде в пос. Тисуль

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 8. Гравийка за пос. Тамбар 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 9. На въезде в Шарыповский район

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 10. У Березовского водохранилища 

 

Еще один увал и мы спускаемся в котловину Берешского водохранилища, на берегу которого решаем устроить полноценный обед. Солнышко припекает, дует свежий бриз. 

После обеда проезжаем Березовскую ГРЭС, затем окружной дорогой город Шарыпово и выходим на трассу до Ужура. Машины едут отлично. Небо хмурится. За ЗАТО Солнечный заправляемся на КрасноярскНефтепродукте - проверенной сети заправок. 

Еще немного и за Златоруновском на перевальчике начинается долгожданная Хакасия. Проезжаем, не останавливаемся. Сворачиваем на станцию Копьево, проезжаем ее северной окраиной и выходим на дорогу, ведущую в итоге в Приисковый – зимой - неплохой горнолыжный курорт, а летом там место паломничества на Ивановские озера. 

Вскоре сворачиваем налево – на Устинкино, за деревней дорога переходит в гравийку, перебирается по мосту через Черный Июс, и мы въезжаем в Ошкольскую степь. Проезжаем мимо одноименного озера. Горы слева подходят все ближе к дороге, отвесными стенами на гребнях обрываясь вниз на десятки метров. Их склоны поросли еще зеленой лиственницей, но в окружении золота берез. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 11. По Ошкольской степи

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 12. Гравийка в Ошкольской степи 

Вскоре за развилкой на Гайдаровск проезжаем через чахлую деревеньку Чебаки, знаменитую домом золотопромышленника Иваницкого, резко выделяющимся архитектурным стилем от остальных строений – он двухэтажный и с башней. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 13. Запасной водитель – Алексей Юричев

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 14. Въезд в д. Чебаки 

 

Видео участка Сверток на Устинкино-Чебаки: "https://www.youtube.com/watch?v=U4UK4ry7dAE" rel="nofollow" 

За Чебаками сворачиваем влево – на ур. Половинка. Дорога все еще гравийная, но уже встречаются лужи, и она становится все уже и уже. Наконец подъезжаем к развилке. Дорога шириной – двум машинам не разъехаться. Она перебирается через чахлый мостик через реку Тарча, проезжает мимо фермерской усадьбы и устремляется в теснину ручья Тарча. 

Чем глубже мы заезжаем в ущелье, тем более разбитой становится дорога. Ребята, бывшие здесь в 2015 году, говорят, что она раньше была лучше в этой части. Сейчас она сильно разбита колесной техникой. Нас спасает лишь грязевая резина, приподнятые машины и то, что основание у луж все же каменистое. Нижний брод через ручей сильно разбит. 

Выше, у впадения первого левого притока мы обнаруживаем причину такого состояния дороги – здесь стан лесорубов. Далее дорога превращается в заросшую травой, но еще хорошо читаемую. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 15. Сверток на ур. Половинку

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 16. Дорога из Половинки 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 17. Разбитая лесовозами дорога (р. Тарча)

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 18. Очередная лужа с водой 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 19. Травянистый участок

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 20. Колейность с водой 

 

Переезжаем несколько ручьев и доезжаем до развилки, преодолеть участок за которой не смогли при первой попытке проезда здесь. Тогда тут текли ручьи и подмыли полотно дороги, у нас не было столько опыта и такой подготовленной техники. Мы с некоторыми усилиями форсируем подъем, потом глубокую лощину с ручейком, затем пару крутых лбов. Затем дорога приводит на седловину перевала Вершина Састыгжула. Прохождение данного перевала в рамках спортивного маршрута мы не встречали. Местное население рассказывало, что перевал изредка используется 

охотниками, а в ранее время по нему проходила дорога от изб в верховье Састыгжула до д. Половинка, когда еще не было объезда прижимов Белого Июса напротив д. Ефремкино. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири 

Фото 21. Дорога заросла травой

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 22. Ручей по дороге 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири 

Фото 23. Развилка рядом

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 24. Упавшее дерево на перевале 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири 

Фото 25. Перевал Вершина Састыгжула

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 26. Группа на перевале Вершина в сторону подъема Састыгжула 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 27. Группа на перевале

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 28. Выполаживание с остатками забора 

На перевале фотографируемся, затем объезжаем бревно по кустам справа, затем спускаемся до выполаживания с большими полянами, где виднелись остатки деревянного забора. Далее дорога идет правым бортом, перед переходом на левую сторону распиливаем упавшую березу, затем вброд переезжаем левый приток реки. Далее до Белого Июса дорога изобилует крупными камнями, приходится аккуратно проезжать, чтобы не повредить автомобили. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 29. Еще бревно на дороге

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 30. Пилим упавшую березу 

Видео участка Чебаки-Састыгжул "https://www.youtube.com/watch?v=hNdbis2Ve-A" rel="nofollow" 

В итоге выезжаем на пологое поле рядом огороженной территорией, помеченной на Викимапии как «Частное домовладение». Оттуда выходим на каменистую дорогу, по которой поднимаемся на место запланированной ночевки – Мраморный карьер Ефремкинского месторождения. 

Ставим палатки, ужинаем, наблюдаем насыщенное звездное небо и ложимся спать. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 31. К броду через Састыгжул

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 32. Выход долины Састыгжула на поляну 

День 3. 18 сентября 2020 

Участок: Мраморный карьер – Ефремкнино – Шира – Чалгыстаг – Сонское – Туманное – Сорск – Усть-Бюрь – ур. Тамалык – пер. Овечий Новый 

Просыпаемся в 7 утра. Облачно. Временами ветрено. Завтракаем, складываем вещи в машины, осматриваем верхнюю часть карьера, фотографируемся там и выезжаем в 08:45 в направлении пгт Шира. 

Магазины в Ефремкино еще закрыты, фотографируемся у таблички на выезде. В магазинчик заезжаем в Трошкино. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 33. На месте ночевки в карьере

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 34. Вид на Ефремкино с карьера 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 35. На месте основной выработки мрамора   

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 36. На выезде из Ефремкино 

Перед Топаново, за мостом через реку Тюрим начинается участок гравийки, который идет почти до развилки на Черное Озеро. Далее едем в Шира. Не планируем тут заправляться. Хотели около элеватора купить свежего хлеба в пекарне – но не стали ждать 20 минут, сегодня еще обширные планы на препятствия. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 37. На въезде в Шира

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 38. Гравийная дорога на Чалгыстаг 

 

Выезжаем из Шира в направлении Туима, не доезжая до него сворачиваем влево на гравийку до Чалгыстага. На въезде в последний фотографируемся под легким моросящим дождиком. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири 

Фото 39. На въезде в Чалгыстаг

Фото 40. Многовариантность дорог на Сонское 

За деревней начинается грунтовка. Встречаются лужи и глубокая колея. Также для проезда предоставляется несколько вариантов дороги, когда одну сильно разбивают, рядом накатывают новую. Сложный участок от Тисинской петли до ур. Жарки. От последнего урочища начинается старая гравийка до Сонского, которая от старого, ныне не эксплуатируемого Сонского тоннеля становится идеальной. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 41. Перед Тисинской петлей

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 42. Лужи в колее на дороге 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 43. Колея на дороге

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 44. Ревизия ходовой части перед Сонским 

 

Проезжаем перевал. По рации сообщают, что в зеленой Эскудо наблюдается треск в заднем правом колесе. Останавливаемся, осматриваемся. Решаем ехать в Сорск, чтобы взять ремкомплект для задних тормозов, заодно и пообедать там. 

Видео участка Чалгыстаг-Сонское "https://www.youtube.com/watch?v=h-t7yDyL8DY" rel="nofollow" 

На выезде из Сонского делаем фотографию. Далее едем по широкой профилированной гравийке, ведущей в Большую Ербу, но вскоре сворачиваем с нее направо в Туманное. Дорога грунтовая, но накатанная. Проезжаем мимо оз. Дикое, затем скважину с минеральной водой и за железнодорожным переездом снова выходим на асфальт в пос. Туманный. 

По асфальту едем в Сорск, где обедаем в кафе возле городской администрации, затем пробуем попасть в магазин, но попадаем на обеденный перерыв. Решаем не ждать, заправляемся на единственной городской заправке и едем в Усть-Бюрь. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

 

Фото 45. На выезде из Сонского

Фото 46. На выезде из Сорска 

От Усть-Бюря начинается непрофилированная гравийная дорога с лужами, сначала по долине р. Уйбат, а затем после перевала по долине Теренсуга. После перевала шаманим задние тормоза на зеленой Эскудо, потом перед Тамалыком шаманим их еще раз. Уже более радикальным способом. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 47. Гравийка из Усть-Бюря

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 48. Лужи на гравийке 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 49. Гравийку размывает немного

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 50. Брод через Уйбат 

 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 51. Брод через Уйбат

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 52. Первый ремонт тормозов 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 53. Дорога за перевалом хуже

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 54. Второй ремонт тормозов 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 55. Остановка на дороге

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 56. В урочище Тамалык 

 

Видео с окрестностей на месте ремонтов: Первый ремонт "https://youtu.be/gP5L-jBGn0s" rel="nofollow" Второй ремонт "https://youtu.be/OGU2m1ArdNs" rel="nofollow" 

 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири 

Фото 57. Пещерка в Тамалыке

Фото 58. Разрушающийся мост через Теренсуг 

Так с двумя почти часовыми остановками доезжаем до поворота на пер. Овечий. Переезжаем по разрушающемося мосту Теренсуг и плавно начинаем подниматься в гору. Пару раз на выполаживаниях застреваем на колее, но выезжаем, сдав назад и разогнавшись. 

Постепенно колея становится глубже и разбитее. Черная Эскудо застревает. Выдергиваем ее, сращивая несколько веревок стропу и трос от лебедки, но получается это не быстро и не с первой попытки – мешают бревна в колее, которые забились под переднее правое колесо. Достаем реечный домкрат, убираем бревна. В это время начинается ливень и резко стемнело из-за густых плотных туч. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

 

Фото 59. Мост через Теренсуг

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 60. Последний пролет – уже брод 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 61. Черная эскудо переезжает мост

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 62. Засели в колее первый раз 

 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 63. Подъем на Овечий

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 64. Черная Эскудо застряла 

После освобождения из грязи продолжаем подъем – скользко, подняться получается только ходом и то, лишь цепляя одной стороной обочину. Но в итоге выезжаем на седловину перевала Новый Овечий, где на широкой площадке останавливаемся на ночлег. До Бискамжи по прямой остается 18 км. 

Видео участка: "https://www.youtube.com/watch?v=-XP3ePkmcOo" rel="nofollow" 

Натягиваем тент, ставим палатки, готовим ужин. Дождь накрывает время от времени, но не ливнем. После ужина ложимся спать. Ночью прохладно. Пару раз проезжали люди. Похоже на УАЗик и квадроцикл. 

 

День 4. 19 сентября 2020 

Участок: пер. Овечий Новый – р. Серебряный Ключ – р. Томь – Бискамжа – Вершина Теи – Шора – ур. Усть- Веселый – пер. Вершина Федоровки – ур. Большой Ортон – Ортон – пер. Изыгаш – пер. 742 м. – Майзас – Междуреченск 

Просыпаемся утром в 7 часов. Завтракаем, чиним заклинивший трос лебедки. Собираемся и выезжаем. Спуск с перевала после седловины крутой. По причине сырости от дождя накануне у утром стараемся ехать с большой дистанцией и цепляя парой колес траву с одной из сторон. В средней части спуска до долины р. Светлый Ключ есть колея, но проблемной грязи нет. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

 

Фото 65. На месте ночевки на перевале Овечий Новый

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 66. Спуск с перевала на юг

 

Такая грязь начинается ниже. Лужи, ямы, объезды преследуют нас до самой Томи. Несколько раз выдергиваем зеленую Эскудо динамической стропой. Иногда у экипажа получается проехать нормально там, где проезжает черная Эскудо. Обе машины примерно одинаково 

лифтованы и оборудованы одинаковой грязевой резиной. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 67. Зажим на тормозном шланге

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 68. В нижней части спуска с пер. Овечий 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 69. Подъем на Овечий Старый (непроезжий)

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 70. Черная Эскудо в камуфляже 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 71. Зеленая Эскудо прорывается

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 72. Дергаем зеленую Эскудо 

 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 73. Заляпано грязью, но романтично

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 74. Протока Томи 

Около небольшой протоки Томи смыли грязь со стекол и поехали дальше. Через небольшой грязевой участок выехали на каменную дорогу, которая привела к первому броду. Река стала мельче. Но прямой брод все же слишком глубок – проходим его в болотниках – 70-80 см. Поэтому едем через диагональный обратный. Черная проезжает нормально, а зеленой не хватает мощи выехать на берег – двигатель нестабильно работает на уклоне. Потом с разгона выезжает. Смотрим почему: долили топлива – все нормализовалось. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 75. Грязевой участок рядом с Томью

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 76. Каменная дорога 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири 

Фото 77. Подъехали к первому броду

Фото 78. Черная эскудо переезжает первый брод 

Второй брод – самый сложный на дальнем берегу глубина. Летом прошлого года здесь объезжали по дуге за камнем с крутыми поворотами. Но сейчас стало мельче. Проезжаем прямо. 

 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 79,

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 80. На втором броде через Томь 

 

Третий брод – комбинация из нескольких зигзагов. Простой. Глубины больше середины колеса нет. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 81. Начало третьего брода

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 82. Основной зигзаг третьего брода 

Четвертый брод самый тоже простой, как и пятый - выше островка выводит уже на самый берег, где начинается каменистая дорога в Бискамжу. На той стороне планировали быстро перекусить, но начался дождь, поэтому перекус устроили за Бискамжой, просто свернув немного с дороги. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 83. Подъехали к пятому броду

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 84. Въезжаем в Бискамжу 

 

Видео участка: Перевал – Бороды: "https://www.youtube.com/watch?v=lHq9xh7d_2I" rel="nofollow" Броды через Томь: "https://www.youtube.com/watch?v=3RGnwmPFaCA" rel="nofollow" 

 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 85. Перекус за Бискамжой на берегу Тузухсуга 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

  Фото 86. Дорога на Вершину Тёи 

Вскипятили чай и перекусили основательно – бутерброды, печенье, консервы. Едем в направлении Вершины Тёи. Там планируем заправиться и зайти в магазин. Успешно выполняем задуманное, попутно восхищаясь глубиной карьера, где добывают руду, и размерами отвалов, окружающих поселок – местами теряется разница между рукотворными и природными горами. 

От Вершины Теи с перевала едем по широкой профилированной гравийке через поселок Шора, далее через одноименный перевал в долину р. Нижний Азыххол – правый приток реки Балыксу. Переезжаем последнюю, сворачиваем налево (направо – в поселок Балыкса), зразу подъезжаем к КПП прииска. Показываем маршрутную книжку и нас пропускают, вкратце объясняя дорогу по горным разработкам. Но мы все равно немного блудим, но быстро находим верный путь. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири 

Фото 87. Гравийка на Вершину Тёи

Фото 88. На въезде в пос. Вершина Тёи 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 89. Гравийка по долине р. Бол.Шора

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 90. Указатель на Кемерово в долине Балыксы 

После ур. Усть-Веселого начинается дождь. Дорога с лужами, то набирает, то теряет высоту. В итоге круто взбираемся на перевал Вершина Федоровки. Немного отдыхаем, фотографируемся и едем вниз – уже в Кемеровскую область – здесь по гребню проходит граница субъектов РФ. 

 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 91. По долине р. Весёлая

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 92. На пер. Вершина Фёдоровки 

Дорога каменная, временами течет вода прямо по ней. Потом сливается в речку Федоровку. Много раз переезжаем как ее саму, то ее правые и левые притоки – все вброд. Мостов нет. После долгих трясок подъезжаем к широкому Ортону. Брод нормально проезжаемый. Воды немного. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 93. Каменистая дорога с водой

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 94. Очередной брод через Фёдоровку 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 95. Перед бродом через Ортон

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 96. Вторая машина готовится к броду 

За бродом проезжаем через бывшее поселение Большой Ортон, за которым дорога сворачивает вправо на перевал 714 м, объезжая прижимы реки. После спуска снова едем вдоль 

 

Ортона в одноименный поселок, но не въезжая в него, сворачиваем направо и по профилированной гравийке начинаем движение в сторону Междуреченска. 

Видео участка Усть-Веселый – р. Ортон "https://www.youtube.com/watch?v=dNSG5BecA6Q" rel="nofollow" Р. Ортон - перед пос. Ортон "https://www.youtube.com/watch?v=GsdkIOps33I" rel="nofollow"&t=4s 

Сначала по мосту переезжаем каменистую реку Колос, затем едем ее правым берегом до свертка на перевал Изыгаш – самую высокую точку нашего маршрута. Низкая облачность не позволяет окинуть широту перспективы, открывающуюся с полки. На перевале выливаем все топливо из канистр в баки. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 97. Подъем на перевал от Большого Ортона       

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 98. Вдоль реки к пос. Ортон 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

 

Фото 99. Обвал на дороге

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 100. На перевале Изыгаш 

Спуск довольно крутой, но дорогу выровняли по сравнению с описанием 2013 года. Спускаемся и начинаем взбираться на следующий перевал (742 м). В верхней части – крутые зигзаги и очень опасная обочина. Затем спускаемся в долину Майзаса, проезжаем одноименный поселок, а по понтонному мосту и реку Томь на правый берег. 

Вскоре начинается асфальт, и мы едем в Междуреченск – в небольшую гостиницу, где планировали ночевать. Очень в тему, так как на улице очень сыро и прохладно. Принимаем душ, ужинаем и ложимся спать. 

 

День 5. 20 сентября 2020 

Участок: Междуреченск – Мыски – Новокузнецк – Ленинск-Кузнецкий – Юрга - Томск 

Просыпаемся между 6 и 7 часами утра, завтракаем, собираемся, осматриваем зеленую Эскудо на предмет троения и шума и выезжаем. Погода солнечная, но пока прохладная. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 101. Возле гостиницы

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 102. На выезде из Междуреченска 

Заправляемся в Мысках. Объезжаем Новокузнецк, выходим на дорогу для автомобилей Новокузнецк-Лениск-Кузнецкий. Катим неспеша под 80. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 103. Объездная вокруг Новокузнецка

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 104. Выехали на дорогу для автомобилей

Не доезжая Полысаево отваливается кардан на зеленой Эскудо. Это очень странно, перед поездкой обе машины проверялись на предмет люфтов и прочих неисправностей ходовой. 

Откручиваем его, включаем полный привод и потихоньку едем. За Полысаево обедаем в кафе. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 105. Отвалился кардан

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 106. Стоянка на обеде у кафе 

Выезжаем на автомагистраль Ленинск-Кузнецкий – Кемерово. Сворачиваем перед самим Кемерово на Томск, за топками заправляемся на ближайшей Газпромнефти, а затем сворачиваем на Юргу. 

Юргу проезжаем совсем краем – через подныр под железной дорогой. Неспеша катим в Томск. Сначала въезжаем в Томскую область, а затем и в сам город. Фотографируемся и разъезжаемся. Зеленую Эскудо везем сразу в сервис – на ремонт и обслуживание. 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 107. Начало автомагистрали

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 108. Въезжаем в Юргу с юга 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 109. По дороге из Юрги в Томск

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 110. Въезжаем в Томскую область 

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири  

Фото 111. Въезжаем в Томск

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Фото 112. Маршрут закончен 

 

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте. 

- подъем и спуск на пер. Овечий Новый – крутой подъем и спуск в условиях сырой погоды может быть опасным. 

  • броды через р. Томь и Ортон – крупные камни на дне и неудачный выбор сезона для переправы может быть опасным. Дополнительно достаточная глубина бродов создает предпосылки к попада- нию воды в раздаточную коробку и мосты автомобилей. Что и было выявлено в последствии при послепоходном обслуживании техники. 

  • дикие звери – в районе похода обитают медведи и росомахи, а также лоси, причем у последних в этот период – гон. 

  1. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на марш- руте. 

Озеро Инголь – озеро-памятник природы на территории Шарыпосвского района Красноярского края в предгорьях Кузнецкого Алатау. Длина 3,5 км, максимальная ширина 1,5 км. Глубина 37,5 м. Озеро проточное, но питается ключами, вытекает Ингольский ручей – приток реки Оюъюл. Подъе- хать к озеру можно с севера с дороги Тисуль-Шарыпово, и с востока. На берегу расположена база отдыха. 

Березовское водохранилище – искусственный водоем на р. Береш, наполнен с 1981 по 1987 год. Сооружен для охлаждения Березовской ГРЭС- работает вместо традиционных градирен. Размеры 8 на 5 км, площадь зеркала 27 км2. На берегу расположены базы отдыха, является местом круглого- дичной рыбалки. 

Сулекская писаница – памятник изобразительного искусства, датируемый VII-IX веками. Пред- ставляет собой скалу с большим количеством рисунков на эпические и бытовые сцены жизни. 

Есть изображения людей и животных. Расположена недалеко от развилки Приисковый-Устин- кино. Имеется визит-центр, где можно заказать экскурсию. Считается наиболее крупным памятни- ком на севере Хакасии. 

Карьер с отпечатками древних животных – находится недалеко от дороги Устинкино-Чебаки, не доезжая озера Ошколь в выемке хребта Верхняя Арга к юго-юго-востоку от вершины 853м. 

Имеются отпечатки раковин и водорослей. 

Озеро Ошколь – озеро в одноименной долине – Ошкольской степи. Пресное, для отдыха подхо- дят только восточный и западный берег, восточный более доступен – к нему есть съезды с основ- ной дороги, а на западный проезд бывает затруднен. С севера и с юга берег озера заболочен. На южной оконечности гряды, ограничивающей с запада котловину озера есть наскальные рисунки. Крепость Све-Тах – памятник 2 тысячелетия до н.э., расположен на вершине одноименной горы в 4,5 км от д. Чебаки, отчетливо просматриваются остатки крепостной стены их плит песчанника. 

Уникальное сооружение и археологический объект. Открыта в 1888 году археологом Клеменцем Дмитрием Александровичем. 

Пещера Берлога – находится в 300 метрах от пер. Вершина Састыгжула на север, вход – на вы- соте 800 м., представляет собой щель 1 на 4 м, далее расширяется. Иногда затекает льдом. Длина ходов 136 м, глубина 31 м. Категории трудности пещера не имеет. 

Мраморный карьер – месторождение мрамора в 2 км от с. Ефремкино, открыто в 19992 году. Мра- мор высокого качества. В настоящее время не эксплуатируется. Является самодеятельным экскур- сионным объектом. Проход свободный. 

Тисинский и Сонский тоннели – железнодорожные тоннели на ветке Ачинск-Абакан, между станцией Тисин и Сон. Тисинский – эксплуатируется длина 230 м), но для него строится объезд, насыпь уже почти готова. Сонский (длина 755 м) законсервирован для расширения в рамках элек- трификации всей ветки, для него построен временный переезд через Батенёвский кряж. Тоннели изначально построены с вводом жд ветки в действие в 1914-16 годах. 

Кискачинский заказник – зоологический региональный заказник на территории Усть-Абакан- ского района. Горностепная территория, по долине р. Кискач имеются проявления карста. 

Верховье реки Томи – находится на западном (локально) склоне Абаканского хребта, два истока 

– Правая и Левая Томь стекают с со склонов гребня южнее горы Карлыган. Правая Томь течет по заболоченной низине, после слияния и впадения левых протоков и правого притока – р. Харатас становится довольно многоводной. В межень переезжается на внедорожниках вброд. 

Карьер в пос. Вершина Тёи – Тёйское месторождение железной руды, находится возле истока р. Тёя. Открыто в 1930 году. Градообразующее предприятие, станция железно йдороги. С 2010 по 2020 год не функционировал. 

 

Дополнительные сведения: 

Географическая и климатическая характеристика района 

Основная часть маршрута, где находятся определяющие препятствия, пролегает по Кузнецкому Алатау и краем затрагивают Юго-Восточную часть Абаканского хребта – в его западных отрогах, поэтому характеристику целесообразнее сделать именно для этой части района без описания въездной и выездной ниток. 

Начиная от пос. Тисуль и на юг распространяется настоящая обширная горная страна - Кузнецкий Алатау, хотя и древняя по геологическим меркам, которая на юге вплотную примыкает к системе Западного Саяна, а именно к протяженному Абаканскому хребту и его многочисленным отрогам. 

Рельеф очень расчлененный – долины рек разного порядка, водоразделы, покрытые тайгой до высоты 1100-1300 м. Лес и его ресурсы, богатые природными ископаемыми недра естественным образом стали причинами густой сети дорог через всю эту горно-таежную местность. 

Логистика хозяйственной деятельности неоднократно переигрывалась, но хорошие дороги в районе путешествия остались с времен насыщенной жизни этого края. 

Крупные реки – весьма полноводны, но их сток в летний период неустойчив, так после весенних паводков уровень может колебаться от крайне низкого до наводнений в зависимости от продолжительности и интенсивности осадков. Это относится, в частности, к обоим Июсам. 

Уйбат, Теренсуг, Верховье Томи, Балыкса, Ортон и их многочисленные притоки в верхнем течении имеют малую площадь водосбора, поэтому вторая половина лета и начало осени – самое благоприятное время для форсирования их вброд – большая часть мостов либо ветхие, либо разрушены, либо даже никогда не существовали. 

Склоны и широкие долины в своей массе заболочены, что обусловлено большим количеством атмосферных осадков, близостью водонепронецаемых коренных пород и слабо водопроницаемых рыхлых покровных отложений с преобладанием глинистых частиц. 

На большей части территории господствует резко континентальный климат. Лето здесь непродолжительное и жаркое. В степной зоне в июльские солнечные и безветренные дни каменистые и песчаные грунты нагреваются до +50°С, а температура воздуха доходит до +35-37°С. Зато летние ночи в ясную погоду прохладные, температура воздуха иногда снижается до 0°С , а в первой половине июня бывают и заморозки. Зимы продолжительные и сравнительно холодные. На курорте «Озеро Шира» средняя месячная температура июля + 18.8°с, января - -18.9°С. Наиболее высокая температура (+37°С) регистрировалась на курорте «Озеро Шира» в июле-августе, наиболее низкая (-49°С) на ж.д. станции Шира в январе. Среднегодовая температура курорта «Озеро Шира»- 00С, пос. Коммунар - -0.1°С, ж.д. станции Шира - -0.5°с. Годовая амплитуда колебаний температуры достигает 85°С, суточная - 30°С. На температуру влияет не только высота над уровнем моря, но и разнообразие форм рельефа. 

Атмосферные осадки в степной и лесостепной зонах выпадают, главным образом, в летнее время, в гольцовой и горнотаежной зонах-преимущественно осенью и в первой половине зимы. 

Общее годовое количество атмосферных осадков сильно уменьшается в направлении от гольцовой зоны к степной: пос. Коммунар - 807 мм, пос. Беренжак - 435 мм, Малая Сыя - 395 мм, пос. Туим - 353 мм, ж.д. станция Шира - 312 мм, курорт «Озеро Шира» -283 мм, Черное озеро - 266 мм. 

В конце июня, в июле, реже, начале августа в степной и лесостепной зонах атмосферные осадки часто выпадают в виде ливней с очень крупным градом (градины до 100 г весом). С ливнями также связано образование селей. Во второй половине августа и в сентябре осадки обычно выпадают в виде затяжных моросящих дождей. 

Снежный покров в степной зоне маломощный. При этом значительное количество снега испаряется и большие площади оказываются бесснежными всю зиму. В лесостепной зоне снежный покров больше и устойчивее, увеличиваясь в таежной и гoльцовой зонах [1]. 

 

Характеристика средств передвижения 

Suzuki Escudo: 1996 г выпуска, госномер К 274 ТТ70, кузов TA01W (три двери) 

Подключаемый полный привод с механическими хабами, понижающей раздаточной короб- кой и принудительной блокировкой межосевого дифференциала. Защита днища ДВС, АКПП и пе- реднего редуктора. Установлены усиленные пружины подвески, лифт 50 мм. Бензобак 43 л 

Установлена электрическая лебедка, экспедиционный багажник, шноркель и фаркоп. Шины CORDIANT OFFROAD MT 235/75/R15 

Suzuki Escudo: 1994 г выпуска, госномер С 335 РС70, кузов TВ01W (пять дверей) 

Подключаемый полный привод с автоматическими хабами, понижающей раздаточной ко- робкой и принудительной блокировкой межосевого дифференциала. Защита днища ДВС, АКПП и переднего редуктора. Установлены усиленные пружины подвески, лифт 50 мм. 

Установлен фаркоп. 

Шины CORDIANT OFFROAD MT 235/75/R15 

Оба автомобиля перед маршрутом проходили подготовку — диагностику ходовой части, двигателя, цепей электропитания и замену всех технических жидкостей. 

 

  1. Перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения 

Автомобили были укомплектованы следующим специальным снаряжением: 

  • реечный домкрат 1500 мм; 

  • ручная лебедка ЛР 1,6 т с тросом 9 м с дополнительным блоком (как запасная); 

  • два комплекта динамического троса с шаклами; 

  • набор стальных карабинов с нагрузкой на разрыв 5 т; 

  • две веревки по 40 м диаметром 10 мм; 

  • комплект расходных веревок по 2,5 м; 

  • две доски 150 мм на 50 мм длиной 1200 мм в качестве сандтреков; 

  • две лопаты. 

На группу был взят расходуемый и пополняемый дополнительный запас топлива общим объ- емом 65 л в каждый автомобиль. 

Для связи между машинами использовались радиостанции Baofeng UV-5r. 

Для работы на сложных грязевых участках участники имели пару сапог и несколько пар пер- чаток, для прощупывания бродов один из участников был экипирован болотными сапогами. 

Для ремонта автомобилей имелся набор разнообразных ключей, ремкомплект и набор масел, трансмиссионных и прочих рабочих жидкостей. 

 

Сведения о автомобильных заправочных станциях и местах отдыха 

По пути следования были отсечены следующие АЗС: 

  1. Развилка в Камаевке (отвилок на Асино) 
  2. Турунтаево 
  3. По дороге на Ижморку (5 км к югу от поворота на Мариинск) 
  4. Мариинск (3 заправки) 
  5. Тисуль (2 заправки, но лучше заехать внутрь поселка и заправиться на фирменной Газпромнефти) 
  6. Шарыпово (две заправки) 
  7. За д. Парная 
  8. Ужур (3 заправки, предпочтительно КрасноярскНефтепродукт) 
  9. Копьево (2 заправки) 
  10. Шира (2 заправки) 
  11. Сорск 
  12. Усть-Бюр (не поняли, работает или нет) 
  13. Вершина Тёи (1 заправка, АИ92) 
  14. Балыкса 
  15. Междуреченск 
  16. Мыски 
  17. Трасса Новокузнецк-Ленинск-Кузнецкий – Кемерово – Юрга – Томск заправки присутствуют на доступном расстоянии 

Придорожные кафе: 

  1. За Мариинском (У Ксюши) 
  2. Перед Березовской ГРЭС 
  3. В пос. Береш 
  4. В Полысаево 
  5. Перед Ленинском Кузнецким несколько кафе 

 

Запланировать более длительную остановку и рассчитывать на ремонт (при наличии запчастей) можно в Мариинске, Шарыпово, Ужуре, Шира, Междуреченске, Новокузнецке, Ленинске-Кузнецком, Кемерово и Юрге 

  1. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения. 

Статья затрат 

На группу 

Сумма на 1 чел. в руб. 

ГСМ 

18806 

3134 

Питание 

9372* 

1562 

Проживание 

6000 

1000 

Прочие расходы 

2490 

415 

Итого: 

36668 

6111 

* без учета питания в придорожных кафе Заправки: 

Где 

Дата, время 

Марка 

Кол-во, литры 

Цена 

Сумма 

Мариинск 

16.09.2020 21:02 

АИ-95-5 

50 

42,35 

2177.5 

Тисуль 

17.09.2020 10:28 

АИ-95-5 

95 

44,35 

4199.06 

Ужур 

17.09.2020 15:26 

АИ-95-5 

30 

46,50 

1395 

Сорск 

18.09.2020 13:33 

АИ-92-5 

80 

41.90 

3352 

Вершина Теи 

19.09.2020 13:40 

АИ-92-5 

40 

44,25 

1770 

Мыски 

20.09.2020 10:15 

АИ-95-5 

45 

44,35 

1552.25 

За Топками 

20.09.2020 16:08 

АИ-95-5 

65 

44,35 

2614.1 

Томск * 

21.09.2020 10:32 

АИ-95-5 

40 

43,65 

1746 

Всего 

445 

 

18806 

* Последняя заправка делается для полного расчета количества топлива и расходов на него из расчета, что машины выезжают на маршрут с полными баками, и должны закончить его также с полными баками. 

 

Итоги, выводы и рекомендации по итогам прохождения маршрута. 

  1. Маршрут пройден в хорошем спортивном темпе со значительным запасом прочности. В рамках маршрута пройдены два участка на правах первопрохода. 
  2. Автомобили были хорошо подготовлены, их обслуживание и ремонт не занял много времени и не повлиял в значительной мере на график маршрута или на его изменение. 
  3. Препятствия соответствовали как опыту участников, так и уровню подготовки автомобилей. Слаженная работа группы позволила без задержек пройти сложные участки. 
  4. Все участники справились со своими обязанностями, подняли уровень технической и специальной подготовки для прохождения маршрутов 5 к.с. 

 

Копия маршрутной книжки. 

 

Отчет об автомобильном походе по Западной СибириОтчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

Отчет об автомобильном походе по Западной Сибири

 

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию