Виды туризма

28 декабря 2020
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Вид туризма: Автопутешествия и автомобильный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 10 0

ОТЧЕТ о автомобильном туристском походе некатегорийном по северной части Московской области совершенном группой туристов ФСТ-ОТМ в период с 15 по 19 апреля 2015 года.

Маршрутная книжка № 13 П

Руководитель группы - (автор канала)

Город Москва 2015 г.

Отчет об автомобильном туристском походе по северной части Московской области

Оглавление

1. Справочные сведения о походе. 3
2. Общегеографическая и туристская характеристика района похода. 3
2.1. Талдомский район. 3
2.2. История края. 4
2.3. Экскурсионные и достопримечательные объекты.. 5
3. Климатические и иные характеристики района похода. 7
3.1. Рельеф, 7
3.2. Климат. 7
3.3. Растительность, 7
3.4. Гидрография. 7
3.5. Административное деление, население и населенные пункты.. 7
3.6. Земли района. 8
3.7. Водоснабжение. 8
3.8. Территориальная оценка возможной пожарной обстановки на территории Талдомского муниципального района. 8
3.9. Координирующие органы МОСЧС: 9
3.10. Органы управления МОСЧС: 9
4. Организация похода. 12
5. Техническое описание маршрута. 12
6. Развернутый график. 13
7. Материальное оснащение группы. 14
7.1. Лопата штыковая. 14
7.2. Лебедка ручная. 14
7.3. Домкрат «Хай-джек». 14
7.4. Применение хайджека на бездорожье. 16
7.5. Цепи. 17
8. Смета похода. 18
9. Итоги, выводы, рекомендации. 18
10. Фотографии. 19

 

1. Справочные сведения о походе.

На Биостанцию Дружины охраны природы Биологического факультета МГУ «Костеневский Ям» (расположена в пос. Костенево Талдомского р-на Московской области) меня приглашали давно, но никак не получалось туда выбраться. И вот в очередные выходные все сложилось как нельзя лучше. Совмещая приятное с полезным, лишь немного удлинив маршрут доездки, решил заодно и попутно отсмотреть три подозрительные термоточки.

«Интересная будет поездка» - подумал я и решил оформить ее как ПВД. Изначально планировалось пройти по дорогам «туда» (если верить яндекс-картам) 234 километра (одометр намотал 267), то, что можно отнести к «активной части» - сотню верст намотать в округе Экостанции (одометр намерил 167, из которых совсем немного по асфальту* ) и 163 версты обратно (140). Итого – длина маршрута по плану составила 497 км, реально – 574 км.

Определяющих препятствий как таковых нет – полный привод потребовался для прохождения нескольких участков разбитых грунтовок, правда, неоднократного. Никого сподвигнуть на поездку не удалось и пришлось ехать до Экостанции и обратно одному. Там, правда, экипаж машины доукомплектовали тремя боевыми девчонками.

Погода: в течение всего маршрута погода постоянно и быстро менялась, по несколько раз в день не только «локально», в месте нахождения наблюдателя, но и сама группа, быстро передвигаясь, переходила из одной погоды в другую. Так, например, во время очередного сеанса радиосвязи с Экостанцией у них шел снег с видимостью не более ста метров, (и мы хорошо видели, как туча засыпает снегом экостанцию), а у нас, на болоте, в десяти километрах, светило Солнце...

По ночам – ясно, температура около ноля, влажность низкая. Утром малооблачно, солнечно. Временами низкая облачность, осадки от мокрого снега, снега с дождем, до «крупы-недограда». Вместе с облачностью менялся и ветер.

2. Общегеографическая и туристская характеристика района похода.
2.1. Талдомский район

Талдомский район — самый северный район ПодМосковья. Расположен в чаше Приволжской низменности, прорезанной реками Дубна и Хотча на стыке Московской, Ярославской и Тверской областей, крае давно обжитом, с давней историей, богатой историческими событиями. Площадь района – 1.4 тыс. кв. км

Район образован в 1929 году. В него вошла часть земель Калязинского уезда Тверской области и часть земель Дмитровского уезда Московской области. В составе района город Талдом, 4 поселка, 10 сельских округов, около 180 населённых пунктов. Численность населения по переписи 1994 г - свыше 50 тыс. человек.

Центр района г. Талдом расположен в 110 км к северу от Москвы.

2.2. История края

Талдом, сейчас город, а в недалеком прошлом – деревня, упоминается в летописях в 1677 году как деревня Талдом в семь дворов с 38 душами мужского пола, принадлежавшая архиепископу Тверскому и Кашинскому Симеону. Название, по наиболее вероятной версии, финское (от финского слова «талоуден» — хозяйственный дом). К началу XVIII века деревня Талдом становится, благодаря близости волжских пристаней, со второй половины XIX в. крупным торговым селом, в котором получили развитие скорняжные и кожевенные промыслы. С 1680 г. это и перевалочный пункт на Каширском тракте. До 1744 года оно входило в Дмитровский стан, затем относилось к Кашинскому, а с 1776 года — к Калязинскому уезду. В конце 19 века Талдом стал известен своим обувным производством.

Все это отражено на гербе г. Талдом - «В зелёном поле серебряный журавль с воздетыми крыльями, стоящий на левой лапе в червлёном (красном) сапоге и держащий в клюве золотую головку колоса. В левой части – герб Московской области».

Отчет об автомобильном туристском походе по северной части Московской области

Живописная природа области, большие лесные массивы, обилие водоемов благоприятны для проведения климатотерапии и лечения. На территории района имеются минеральные источники.

Несмотря на удаленность района, его история богата именами и биографиями, известными всей России. В с. Спас-Угол - родина сатирика Н. Салтыкова-Щедрина. Неброская красота здешней природы привлекала в Талдомские края писателя Михаила Пришвина, бывал здесь Сергей Есенин. В с. Вербилки в 1766 году английским подданным Ф. Гарднером был основан фарфоровый завод, а в с. Запрудня, в 1860 году крестьянином Ф. Тимофеевым - стекольный завод.

Во второй половине XIX в. торговое село с развитым производством обуви - сказалась близость села Кимры. В 1894 г. была открыта фирма И. И. Бычкова, которая вела торговлю обувью. Роль Талдома как центра кустарного производства обуви усилилась в годы Первой мировой войны 1914-18 в связи с выполнением военных заказов. В ноябре 1918 г. село Талдом было переименовано в город Ленинск. В 1929 г. было возвращено название Талдом в связи с появлением в стране нескольких городов с одинаковым названием Ленинск. ("http://culttourism.ru/moscow_region/taldom/" rel="nofollow"На северо-востоке Московской области в Талдомском и Сергиево-Посадском районах лежит обширная болотистая Дубненская низина - низменность площадью более 300 кв. О её журавлиных болотах, потаённых озёрах и глухих лесах ещё в 30-е годы прошлого века, почти сто лет назад, писал М.М. Пришвин. Он и дал краю название «Журавлиная родина»..

Интенсивное освоение Дубненской низины началось в 30-е годы XX в. Основные изменения коснулись рек, болот и заболоченных лесов. Русло Дубны было углублено и спрямлено, была проведена лесомелиорация, началась разработка пойменных лесов и торфяников для нужд сельского хозяйства. Несмотря на хозяйственную освоенность, Дубненская низина не утратила своей экологической целостности и в настоящее время представляет собой единую систему водно-болотных угодий различного типа — от практически ненарушенных переходных болот с реликтовой растительностью до полностью преобразованных человеком ландшафтов — выработанных торфяников.

2.3. Экскурсионные и достопримечательные объекты

Будучи в Талдоме в дневное время, следует посетить Талдомский районный историко-литературный музей (Дата основания 01.01.1918 г., Дата открытия 01.05.1920 г. Директор: Бондарева Ольга Владимировна, тел: (849620) 6-05-42 Сайт: museum-taldom.ru E-mail: museum-taldom@mail.ru) и расположенный в том же здании Талдомский краеведческий музей (+7 (8220) 205 42) Адрес: 141900, Московская область, г. Талдом, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 41

В историко-литературном музее собраны исторические данные об истории города, а также собраны уникальные фотографии, книги, автографы и предметы, принадлежащие писателям — уроженцам Талдомской земли, а также тех, которые жили здесь или просто приезжали. Среди них: М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Зилов, С. А. Клычков, М. М. Пришвин, С. А. Есенин, В. Н. Ажаев, П. В. Слетов и другие. Музей расположен в доме купца первой гильдии Д. И. Волкова. Дом является первым каменным домом в Талдоме и был построен в конце XIX века в стиле ар-нуво с балконами и потолками конструкции Монье. В музее сохранилась планировка, двери, печи, лепнина и паркет. Талдомская районная библиотека размещена в доме купца Ф. К. Киселёва. Дом интересной архитектуры был построен в 1907 году. Имеет сложную кирпичную кладку, сложные узоры на окнах и дверях, а крышу венчают интересные кокошники в псевдорусском стиле.

Недалеко от Талдома, в селе Спас-Угол, бывшем родовом имении писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, расположен и его музей.

3. Национальный парк «Журавлиная родина»

Пришвинская «Журавлиная родина» сохранилась до наших дней. 35 лет назад здесь был создан государственный одноименный заказник. Сейчас в Дубненской низине действует целый комплекс охраняемых природных территорий, его площадь более 36 тысяч гектаров. Здесь сохраняются места обитания редких видов животных и растений, места остановок водоплавающих и журавлей на пролёте, реликтовые ландшафты — болота и озёра ледникового происхождения, истоки рек, старые еловые леса. Весь этот комплекс входит в резервный список Водно-болотных угодий международного значения и является ключевой орнитологической территорией России. Планируется устроить сделан Природный парк до 2020 года.

Пойма реки Дубны заболочена — топкие ивняки и заросшие тростником старицы соседствуют с заливными лугами и сырыми ольшаниками с дубовыми гривами. Пойменные леса и болота граничат с сельскохозяйственными землями — пашнями, выгонами, сенокосами. Сельскохозяйственные угодья совершенно необходимы для многих видов птиц. Список птиц, встречающихся на территории заказника, включает 254 вида. Среди них 63 вида занесены в Красную Книгу Московской области, 18 — занесены в Красную Книгу России.

Вся «Журавлиная родина» уже более 35 лет постоянно находится под присмотром студенческой Дружины Охраны Природы Биофака МГУ, учёных-экологов и целого ряда общественных природоохранных организаций, и, может быть поэтому, популяции большинства редких видов растений и животных стабильны, как, например, гнездовая популяция серого журавля. Территория «Журавлиной родины» продолжает оставаться крупным местом миграционных остановок водоплавающих, куликов, хищных птиц и журавлей. Этому способствует строгий запрет весенней и осенней охоты в границах заказника «Журавлиная родина», площадь которого составляет 11000 га. Чтобы сохранить дикую природу, здесь запрещается посещение территории в период размножения птиц и зверей, сбор грибов и ягод, въезд автотранспорта, устройство туристических стоянок и фотосъёмка.

Сейчас региональный заказник «Журавлиная родина» работает на уровне национального парка. Здесь ведется и научная работа и экскурсионная деятельность, проводятся экологические, фольклорные и природоохранные конференции и полевые семинары. Каждый год в сентябре открывается Фестиваль Журавля — экскурсионная программа для детей и взрослых. Здесь можно увидеть даже без бинокля сотенные стаи журавлей, пройти по моховому болоту, сфотографировать гадюку, попробовать клюкву с кочки, побывать в городском историко-литературном музее, в музее М.Е. Салтыкова-Щедрина — уроженца села Спас-Угол, в доме-музее С.А. Клычкова, пройти тропами М.М. Пришвина, послушать лекцию в Талдомском историко-литературном музее. Даже магазины здесь называются «Журавушка», и на гербе города Талдома тоже красуется журавль, одетый в сапожок — символ старинного башмачного промысла.

В «Журавлиной родине» была создана первая в России государственная районная администрация особо охраняемых природных территорий. Ее задачи — сохранение болот, разнообразия животных и растений и создание долгосрочной системы управления и поддержания ценных природных объектов, в том числе за счёт развития традиционного сельского хозяйства. Сейчас эта организация государством не финансируется и работает на спонсорские средства и благотворительные пожертвования граждан.

В деревнях Костенево и Дмитровка расположены стационары заказника — Экостанция Костеневский Ям и Биостанция Дмитровка (частные дома, купленные и обустроенные вскладчину). На них базируются студенты-экологи, волонтёры, учёные-природоохранники, зоологи, ботаники и болотоведы, студенты естественнонаучных факультетов столичных и областных ВУЗов, проходящие в заказнике практику. Каждый год Журавлиная родина принимает более 2000 посетителей — учёных, студентов, экотуристов, школьников и юных натуралистов.

Возле п. Бельское, заселили бобров и образовали своеобразный заповедник. В 1979 году в деревне Дубровки организован заказник "Журавлиная родина". Это место крупнейшего в Центральной России предотлетного скопления серых журавлей. На его территории встречаются редкие растения и животные (серые журавли, большие кроншнепы, подорлик, сокол-дербник, белая лазоревка, несколько видов болотных бабочек и др.). Ежегодно в начале сентября проводятся экологические экскурсии для всех желающих.

4. Климатические и географические характеристики района похода.

4.1. Рельеф.

Талдомский муниципальный район расположен в северной части Московской области. Рельеф местности плоский, реже увалисто-волнистый; почвы дерново-подзолистые, подзолисто-глеевые, болотные; грунты песчаные и сухо-песчаные, торфяные, мощность торфа достигает 5 м.

4.2. Климат

Климат: умеренный континентальный. Средняя температура января - 10,5 оС, июля +17,5 оС. Преобладающее направление ветра в январе – юго-западное, в июле – северо-западное 2-5 м/с. Осадков выпадает от 450 до 650 мм в год. Время начала ледостава – ноябрь, вскрытия рек – первая половина апреля. Средняя продолжительность снежного покрова – 150 дней. Вегетационный период около 170 дней.

4.3. Растительность,

Растительность: характеризуется широколиственно-сосновыми, сосновыми и мелко-сосновыми лесами. Площадь лесопокрытой территории составляет 75,182 га. Высота лиственных деревьев 20-25 м, хвойных-17-30 м.

4.4. Гидрография

Гидрография: относится к территориям со спорадическим распределением грунтовых вод невысокой водоносности. Главные реки: Дубна, Хотча, шириной 5-20 м, глубиной 0,7-2 м. Дно рек песчаное или илистое. В юго-западной части района проходит канал имени Москвы.

4.5. Административное деление, население и населенные пункты

Талдомский муниципальный район расположен в северной части Московской области на границе с Тверской областью. На юге и западе граничит с Дмитровским, на востоке – с Сергиево-Посадским районами.

Территория района занимает площадь 1426,6 кв. км (142,66 тыс. га.) и по административно-территориальному признаку делится на 4 городских и 4 сельских поселения.

Районный центр – город Талдом.

В структуру органов МОУ входят исполнительно-распорядительные органы – администрация района, территориальные администрации городских и сельских поселений.

Население района составляет 48,5 тыс. человек, которое проживает в 178 населенных пунктах.

4.6. Земли района

Площадь земель Талдомского района, по данным отдела по Талдомскому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области составляет, всего: 142663 га, в том числе сельхозугодий - 49445 га, земель в стадии мелиоративного строительства и восстановления плодородия - 165 га, лесных площадей - 8373 га, болот и площадей под водой – 4157 га, площадей, улиц и переулков, проездов, набережных, дорог, прогонов - 3377 га, парков и скверов, застроенных территорий - 3881 га, нарушенных земель - 478 га, прочих земель - 1568 га.

Всего садоводческих товариществ - 4128, из них принадлежит г. Москве - 3992, с численностью населения - 156153 чел. Жителям Московской области отведено 136 садовых объединений с численностью 3264 чел.

4.7. Водоснабжение

Водоснабжение района представлено противопожарным водоснабжением (16 участков водопроводных сетей), искусственными (85) и естественными (5) водоемами в населенных пунктах района, а также проходящими через лесные угодья реками (8), расположенными в лесах озерами (4) и искусственными водоемами (9).

4.8. Территориальная оценка возможной пожарной обстановки на территории Талдомского муниципального района

Поскольку на территории района расположены торфяники, частью искусственно осушенные для разработки, важной составляющей описания района является оценка возможной пожарной обстановки. Началом пожароопасного периода на территории Талдомского муниципального района считается середина апреля – начало мая.

В засушливый период ухудшения пожарной обстановки следует ожидать в северо-западной, южной и юго-восточной части района. Наиболее возможными районами к возникновению пожаров являются:

· - по лесным пожарам - районы деревень Волдынь, Ольховик, Желдыбино, Овсянниково, Коришево, Кушки, Гусенки ; п.Темпы;

· по торфяным пожарам - районы деревень Воргаш, Бельское, Айбутово, Шатеево, Григорово.

4.9. Координирующие органы МОСЧС:


В районе постоянно действует Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) администрации Талдомского муниципального района (образована Постановлением Главы Талдомского муниципального района от 13.04.1999 № 906), координирующая деятельность предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, действующих на территории района, по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- Дубненское Территориальное управление силами и средствами по Талдомскому району ГУ МО «Мособлпожспас», ГУМЧС России по Московской области;

- на потенциально опасных объектах экономики и объектах жизнеобеспечения населения – КЧС и ОПБ.

4.10. Органы управления МОСЧС:

- в районе – КЧС и ОПБ Талдомского муниципального района, отдел ВМР администрации Талдомского муниципального района, Дубненское территориальное управление силами и средствами по Талдомскому району ГУ МО «Мособлпожспас»;

- на объектах экономики – специально назначенные лица по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Органы повседневного управления МОСЧС:

- отдел ВМР администрации Талдомского муниципального района, Дубненское территориальное управление силами и средствами по Талдомскому району ГУ МО «Мособлпожспас»;

- дежурный Главы Талдомского муниципального района;

- дежурно-диспетчерская служба на базе ПЧ-272 Дубненского Территориального управления силами и средствами по Талдомскому району ГУ МО «Мособлпожспас».

При подготовке материала использовалась информация с сайта
taldom-okrug.ru/_doc/pojarnay_bezopasnost/2.docx

5. Организация похода.
5.1. «Доездка» до ключевого участка

Поселок Костенево расположен около трассы, идущей в широтном направлении, соединяющей Талдом с трассой М104 Загорск-Калязин. Доехать из Москвы, соответственно, можно либо с Дмитровского шоссе (уйдя с него на трассу на Талдом), либо с Ярославского шоссе, уйдя с него на Сергиев-Посад из Сергиева-Посада на трассу на Калязин. Как вариант, можно, конечно, проложить маршруты доездки и по дорогам между Ярославским и Дмитровским шоссе, но этот маршрут займет много времени, дороги – большей частью грейдеры, с небольшими асфальтовыми участками, легко проходимые даже для недоприводных пузотерок, интереса не представляют.

Подготовка к маршруту много времени не заняла. Проверить уровни технических жидкосетй в машине, положить в нее домкрат, лебедку, троса… Из шкафа покидать в рюкзак спальник, коврик, смену белья, да купить немудреный запас продуктов – и все. К выезду готов.

В весеннее время, от схода снега до зеленой травы на Экостанции постоянно дежурят несколько человек – защищая заказник «Журавлиная родина» от весенних палов травы. Высматривают дымы с наблюдательной вышки, заметив, едут тушить. Кроме того, необходимо отслеживать и места прошлых травяных палов – там, где пал прошел по торфянику, вполне мог местами «зацепиться» за торф и уйти под землю. Вот для обследования таких удаленных торфяников, куда не добраться без полного привода, меня и пригласили.

Да и одной из целей написания отчета было распространение информации о опасности природных пожаров, их запредельном количестве и той команде с Биостанции, что в свободное от работы время участвуют в природоохранных мероприятиях.

6. Техническое описание маршрута.

Весь асфальт от Москвы до Костенево ровный, даже трасса, идущая в широтном направлении, без выбоин, с широкими обочинами. Грейдеры как грейдеры, без проблем доступные недоприводным пузотеркам. Грунтовки (кроме мест с размешанной «грязью» большей частью сухие, по насыпям или осушенным торфяникам, так же легко проезжаемы для любых автомобилей, кроме, пожалуй слишком низких и длиннобазных (габаритная проходимость). Места с размешанной грязью затруднения для преодоления не вызывают.

В самом заказнике грунтовки представляли очень легкое «бездорожье»… Не на УАЗке, на 41 «Москвиче» я, пожалуй, только в ту лужу, где заснят УАЗик не рискнул бы сунуться.

 

7. Развернутый график.

 

раздел будет оформлен позднее

8. Материальное оснащение группы.

Материально-техническое оснащение штатное.

8.1. Лопата штыковая.

Должна быть прочной. Первое и главное требование. Вес не так критичен, сломанная, но легкая лопата бесполезна. Из всех лопат, попавших в мои руки, выжили только две. Фискаревая, у которой лопата приварена к срезанной наискось «анатомически» изогнутой ручке и старая добрая БСЛ-110. Все остальные очень быстро гнулись и ломались, даже при вскопке грядок, словно сделанные из фольги. Упало сильно за последнее время качество лопат. Когда в школе учился, лопаты не ломались. А фискаревую-сварную я проверил. Одним из самых изуверким и диким способом. Представьте ленточный кирпичный фундамент шириной в кирпич (то есть в длину кирпича, 250 мм) и высотой в пять кирпичей, в пять рядов кирпичей, скрепленных местами еще достаточно прочным раствором. Фундамент заглублен в землю – так, что верх кирпичей сантиметров на 10 ниже уровня земли. Я нагло втыкал лопату рядом с фундаментом и тянул ее, выворачивая кирпичи, ломая фундамент. Лопата выжила! 16 погонных метров фундамента были выкорчеваны.

8.2. Лебедка ручная.

На любом рынке можно найти в изобилии ручные рычажные лебедки. Имея разную грузоподъемность, они кардинально разделяются на два класса.

Первый – «детский». Идентифицируются по механизмам, колеса и храповики которых набраны из двух-трех, иногда четырех заготовок, выштампованных из листа толщиной 2-3 мм. Храповые механизмы и храповики насажены на оси, так же свернутые из листа и соединенные несколькими сварными точками. Все это убожество собрано при помощи ботов 12 мм «строительного» качества. Трубки и болты гнутся сразу и с не очень большими усилиями на рычагах. Годны разве что для детских игр. Я таких сломал пяток точно.

Второй – «взрослый» – детали храповых механизмов выштампованы из толстого, 6-8 мм, листа. Эти лебедки немного дороже, но намного прочнее. Длина хода у них небольшая, поэтому представляют интерес только в комплекте с длинной статической веревкой или тросом

8.3. Домкрат «Хай-джек».

Китайский клон имеет минус – если в механизм попала грязь, сразу заедает. Впрочем, если иметь старую добрую детскую «брызгалку» - пластиковую бутылку со вставленной в пробку частью корпуса шариковой ручки, вымыть грязь не проблема. (А пластиковых бутылок сейчас на много порядков больше!) Впрочем, подклинивший штифт можно вынуть, зажав его пальцами и потянув.

Очень часто приходится наблюдать странную, с полным пренебрежением правилами безопасности, работу с Хай-Джеком. Остановлюсь на этом поподробнее.

Обычный домкрат, который входит в комплект любой пузотерки… ну или почти любой имеет очень важное достоинство. Он малогабаритен. Правда, размеры багажников пузотерок часто таковы, что он занимает половину полезного объема, если вместе с колесом. Для шмурдяка места практически не остается. Вместе с тем, есть и недостаток, прямо продолжающий достоинство – высота подъема таким домкратом сравнима с ходом подвески пузотерки «на отбой» и часто не превышает размера спичечного коробка. Ну, не край, пачки сигарет. Высота точки, от земли, за которую можно поднять более-менее нормальную машину, превышает не только высоту точки подхвата пузотерки, но размер пузотерочного колеса. Для решения проблемы подъема внедорожника придумали и специальный внедорожный домкрат – хайджек. Специфичный домкрат, требующий и специфичных методов обращения с ним.

Правило нулевое – как держать этот странный и страшный агрегат из металла. Буду расписывать действия для правши, у левши все наоборот - зеркально..Ладонь левой руки развернуть вправо, согнуть лодочкой и обхватить рейку джека. Хват открытый, большой палец вертикально вверх, четыре пальца не заходят на сторону домкрата, обращенную к ручке (для пользователя – обращенной вправо). В противном случае палец может сыграть роль гвоздика между молотом и наковальней. Роль наковальни исполнит рейка Джека, роль молота будет в исполнении ручки. Эта вредная трубчатой формы железка иногда срывается, и, приводимая в действие весом машины, летит вверх. Так когда-то работали катапульты, тяжелый противовес (сейчас это машина), поднятый на большую высоту, швырял здоровенные булыжники, привязанные к другому концу рычага, в неприятеля. Булыжник иногда попадал в неприятеля, иногда даже ему по руке. Или даже голове. На Джеке булыжника нет, бьет сам рычаг, и бьет без промаха. Поэтому пальцы на ребро рейки не выставлять. Голову, да и другие, не менее ценные части тела, в сектор, ометаемый ручкой, тоже не совать. Поверьте, даже если голова в каске, получить по ней ручкой приятного мало. Теперь, придерживая домкрат правой рукой (механизм опущен в самый низ, ручка прижата к рейке) поставить домкрат вертикально около подъемной точки на машине. Так, что если поднять механизм, клык на нем подхватит машину. Теперь строго тарированным пинком – так удобнее - площадка передвигается под машину. Проверить - домкрат должен стоять в вертикальной плоскости, перпендикулярной машине и немного от нее отклоняться. А насколько отклоняться – определяется экспериментальным путем: когда машина поднята, домкрат должен стоять вертикально. Если домкрат поставить сразу вертикально, то он в процессе подъема будет точно так же наклоняться к машине, упрется в бок машины и помнет его.

Хай-джек установлен! Теперь, наклонившись, надо перевести переключатель режимов (единственный переключатель на изделии, расположенный слева от механизма) в верхнее положение до щелчка (потребует заметных усилий), и, схватившись за ручку, тянем за нее вверх, пока клюв механизма не упрется в подъемную точку. В процессе подъема должен быть слышен треск – это штифт перескакивает по отверстиям в рейке. (первый раз можно поднимать медленно и посмотреть, как работает штифт).

Клык подведен под площадку, механизм вниз не идет. Хорошо. Можно начинать подъем машины. Если переключатель режимов перевести теперь вниз, а ручка будет прижата к рейке, механизм просто упадет вниз. Иногда на ногу. Поэтому стоять, широко расставив ноги, левая нога впереди-слева опорная, правая – сзади-справа

Отводим ручку от рейки в горизонтальное положение. Крепко схватившись за ручку и начинаем делать возвратно-вращательные движения ручкой вверх-вниз. Амплитуду целесообразно ограничить моментами перещелкивания штифтов.

Поднимая машину, следите за тем, чтобы рейку домкрата не перекашивало. По мере того, как машина поднимается и все больший вес переходит с подвески на Джек, усилие на ручке возрастает. Когда колеса оторвутся от земли, усилие перестанет возрастать.

Когда машина поднята на требуемую высоту, зафиксируйте ручку джека в сложенном (прижатом к ручке) положении. Слегка сначала и тут же посильнее покачайте машину, чтобы убедиться, что она стоит прочно и падать с домкрата не собирается. Но все равно, четверть сферы, ограниченной двумя плоскостями (бортом машины и асфальтом), с радиусом, равным высоте джека, надо считать опасной зоной, в которой можно получить хороший удар от домкрата.

Опустить машину не только не сложнее, но и опаснее, чем поднимать. Схватив Джек левой рукой за верх рейки (помните, как хватать??) правой опустить ручку до горизонтального положения. Левой рукой опустить переключатель вниз. Если переключатель большой, можно переключить ребром ботинка.

Ну и правило третье – отпускать ручку можно только в одном случае. Если переключатель режима поставлен на подъем, а ручка поднята в вертикальное положение. НИКОГДА НЕ ОТПУСКАЙТЕ РУЧКУ не в верхнем положении, Отпускайте, только прижав ЕЕ К РЕЙКЕ.

Внимание и осторожно! Если переключатель поставлен на «опускание», при поднятии ручки механизм Джека упадет сам вниз по рейке самостоятельно, если этого не происходит, поднимите ручку вверх и подергайте.

8.4. Применение хайджека на бездорожье

Если машина села на мосты на межколейный бугор, можно поднять ее до высоты, когда колесо сантиметров на 10 выходит из колеи и толкнуть ее вбок. Она упадет с домкрата (домкрат тоже упадет, но он на это рассчитан)и переставится вразрез колее. Совершать это действие лучше сначала с более тяжелой частью автомобиля, а потом с более легкой.

Под поднятое колесо можно положить сэнд-траки, ветки, бревна… коврики из салона, если они там почему-то еще остались…

Реечный домкрат — устройство универсальное, и с его помощью можно: оторвать боковину камеры от диска, если надо разботовать колесо, (пытаясь поднять автомобиль, установив домкрат на колесе), использовать в качестве тисков, — для этого нужно развернуть и переставить на требуемую высоту съемный носик, и даже выпрессовать обойму подшипника (я выпрессовывал, выстругав оправку из дерева и зажав шкив с внешним кольцом подшипника и оправкой между клыком хайджека и силовым бампером).

Следует осторожно подходить к выбору точек, за которые поднимается автомобиль - исключительно силовые элементы, выдерживающие большие нагрузки. Но даже в этом случае желательно располагать домкрат посередине силового бампера или порога, (или непосредственно под лонжероном рамы) иначе вся нагрузка пойдет на одну из точек крепления обвеса и она может попросту не выдержать.

Немудреная приспоба - лифт-мейт одевается на клык джека и придумана, чтобы поднимать автомобиль хай-джеком за колесный диск.(обычно цепляется к нему двумя крюками. Да, часто на современных обмыленных как бы внедорожниках нет сбоку места, за которое его можно поднять. Да что греха таить, на УАЗе, если не установлены силовые пороги (действительно силовые, а не их подобие, согнутое из нержавеющих труб, годных только для полотенцесушителей) сбоку тоже не за что хватать машину… Но и подъем машины за колесо годен только для того, чтобы под колесо что-нибудь подложить. Ни вбок машину не толкнешь, ни колесо не снимешь.. При обращении с колесной насадкой есть неприложное правило - крюки можно цеплять только выше оси колеса. Иначе поднятое колесо может провернуться, и автомобиль упадет вниз. Хорошо, если обойдется без травм у людей и вмятин на кузове.

Есть приспособы и для того, чтобы цепляться к силовому бамперу, низ которого скошен.

Регулярно смазывайте реечный домкрат. Иначе однажды он попросту откажется работать и придется заниматься его обслуживанием и ремонтом прямо в поле.

Надо помнить, что хай-джек – ненадежная опора. При необходимости выполнения любых действий, требующих присутствия человека под машиной, ее следует установить на прочные и устойчивые колдобашки. Например, короткие бревнышки.

8.5. Цепи

Цепи на колеса – поистине волшебная вещь, превращающая обычную шоссейную резину в злую грязевую. Цепи бывают «простые» - лесенка – два параллельных отрезка цепи соединены поперечными отрезками навроде веревочной лестницы и «фигурные», где из отрезков цепи плетется хитрый узор. Вот пример – фургончик, китайский собрат старого доброго «Бычка», тоже пятитонный, только переднеприводный, груженый всяким скарбом столько, сколько поместилось в кузов, никак не меньше пяти тонн, с самыми простыми цепями-лесенками на передних колесах, шел в горку по грунтовке, где под десятисантиметровым слоем хорошо размешанной «густой сметаны» был твердый грунт) куда как увереннее, чем УАЗик с включенным передним мостом, но на простой дорожной резине. Недостаток у цепей один. Точнее, два. Их надо надеть на колеса. Лучше перед засадным участком. И потом снять. Не меньшее волшебство – снять их, не испачкавшись. Ну и конечно, зазор между колесами и рессорами должен быть достаточным, чтобы там поместились цепи.

9. Смета похода.

 

Раздел будет оформлен позднее

10. Итоги, выводы, рекомендации.

Полноприводная техника с адекватным водителем на Станции нужна всегда. Дороги, идущие про насыпям на торфах, легко проходимы на дорожной резине.

График и маршруты поездок зависят от планов работы Станции и могут быстро меняться. Так, в субботу погода была совсем «негорючая» и все время я провел на Станции.

Цели поезди были практически полностью достигнуты. Поездить по умеренному бездорожью, «размять» после зимы полный привод, и чтобы сделать все это не без пользы…

Категория сложности соответствует заявленной «без категории» – несколько разбитых участков грунтовок, в местах, где дороги пересекают старицы рек, участки, уже недоступные для недоприводных пузотерок, но не представляющие особой сложности для «УАЗ-469» на дорожной, незлой резине тянут только на ПВД без категории.

11. Фотографии

Отчет об автомобильном туристском походе по северной части Московской области

Экостанция Костеневский Ям

 

Отчет об автомобильном туристском походе по северной части Московской области

Во дворе. Вид со второго этажа.

 

Отчет об автомобильном туристском походе по северной части Московской области

На болотах

 

Отчет об автомобильном туристском походе по северной части Московской области

Снег на дереве.

 

Отчет об автомобильном туристском походе по северной части Московской области

Прогар. Старый, холодный.

 

Отчет об автомобильном туристском походе по северной части Московской области

Дозаправка.

 

Отчет об автомобильном туристском походе по северной части Московской области

Затвор на водорегулирующей дамбе

 

Отчет об автомобильном туристском походе по северной части Московской области

Дорога

 

Отчет об автомобильном туристском походе по северной части Московской области

Канал Река Дубна

 

Источник : "https://zen.yandex.ru/media/mechanical_engineer_instructor/turizm-otchet-ob-avtomobilnom-turistskom-pohode-po-severnoi-chasti-moskovskoi-oblasti-5cb30e4b19ea8500b3f60197" rel="nofollow"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию