17 января 2013
Макарова Елена (Нижний Новгород)
Тип материала: Описание Регион путешествия: Верхневолжский район
Год путешествия: 2011

Автор: Макарова Елена (Нижний Новгород)

21.04.2011 (прошли примерно 1,5 км)

Начало нашего пеше-водного похода.

Доехали на машине до деревни Здорово. Дорога закончилась, начался снег по колено. Вещи наши уложены в чехол с байдаркой и рюкзак, кроме этого в руках палатка и гитара. Пошли в направлении деревни Корельское, недалеко от которой находится мостик через реку Алсма. По дороге туда встретили пешего туриста. Остановились, поговорили. Он долго не мог поверить, что мы тащим на себе байдарку.

Наш путь до моста составил примерно 2,5 км пешки по снегу. Дошли за 4 часа.

На мосту выяснили единственное хорошее обстоятельство: река на месте, все остальное - плохо: по берегам глубокие сугробы, река узенькая и довольно мелкая (воды, по сравнению с летом, прибавилось несильно). Стапель прошел в глубоком снегу, а шкура замерзла и никак не хотела налезать на железо.

Наконец пошли (в 13 часов). В начале ,в принципе, все как ожидалось: река мелкая, петляет, встречаются бревна, которые перегораживают русло. Большинство пропиливаем, те, что нельзя спилить, обносим. Двигаемся очень медленно, ждем стрелки с ручьем Алсма - довольно полноводным притоком. Надеемся, что после него река разойдется.

Уже вечером (около 18 часов) достигли, наконец, ручья, и почти сразу после него встали на ночевку. Стоим в глубоком снегу, приходится чистить место под костер и палатку (полное продолжение наших зимних походов). С надеждой на завтрашний день ложимся спать.

22.04.2011 (прошли примерно 5 км)

Вышли. Река действительно слегка расширилась, стала глубже, но лучше от этого не стало. Даже хуже: обносы стали длиннее, а снег еще глубже. Толстые бревна постоянно лежат поперек русла. Где может - пилим, где не можем пилить - тащим. Назвали такие обносы эскимосскими, т.е. толкаем байдарку по снегу, как сани в тундре.

Однако, двигаемся.. Но тут новое препятствие: попали в полосу поваленных деревьев летнего прошлогоднего урагана. Вековые деревья лежат в несколько этажей. Обносы сквозь бурелом стали настолько длинны, что это уже не обносы, а что-то другое. Буквально прорубаемся по непроходимым кустам, тащим и тащим.

Днем прошли деревянный действующий мост на урочище Лелеки, сразу за которым длинный обнос.

Плюс к этому стало холоднее, и пошел дождь. Надели плащи, сделали еще несколько таких обносов и решили вставать (около 19-30), т.к. солнце уже садится.

23.04.2011 (прошли примерно 10 км)

Утро началось с длиннющего "обталкивания" очередного завала.

Но вот лес стал редеть, и река потихонечку вышла в затопленное поле. Появились несколько участков, где нам удалось погрести веслами. Стало повеселее. Прошли Собачий хутор, около которого аккуратно обошли электрический провод, который провис и ушел под воду.

Дальше ничего хорошего. Река разошлась на несколько рукавов и завела нас в заросли затопленных кустов (похоже ушли не в тот рукав). Вокруг нас было абсолютно неподвижное поле, заросшее кустами и залитое водой. Потыкавшись в разные стороны и поплутав по кустам поймали русло. Выскочили к деревне Доенки около 19 часов. От нее идет дорога к реке, а там разрушенная плотина и маленький водопадик.

В этом месте мы могли сойти с маршрута, однако этого не сделали.

За Доенками протащились через два гнилых старых моста, прошли немного и встали. Река вошла в болотистый лес и стала делиться на небольшие рукава, которые сходились и расходились. На слиянии двух таких рукавов мы встали на ночевку.

24.04.2011 (прошли примерно 3,5 км)

Ночью было холодно, все наши мокрые вещи замерзли (шнурки от ботинок торчали как антенны, завязать их было нельзя). Встали, поели кашу, пошли. По сравнению с прошлыми днями завалов было немного: где-то по 1 на 20-25 метров и начали встречаться заколы с ловушками для бобров. Но нас начало тревожить другое: по краям появился лед, и чем дальше, тем закраины становились шире и длиннее. В один момент лед вообще сошелся. Мы рубили его топором, веслами, раскачивая байдарку, ломали кусок за куском, чтобы хоть чуть-чуть продвинуться вперед. Шли, наверное, метров 50 в час.

Наконец дошли до места, где лед закрыл всю реку от берега до берега и был толщиной 25-30 см.

Всё. Дальше идти было нельзя никак. Решили оставить байдарку, забрать вещи и пойти дальше пешком. В зависимости от обстоятельств либо за ней вернуться сразу, либо выйти так и вернуться за ней летом. Пошли по навигатору по направлению к турбазе "Алсма" примерно в 15 часов.

Скоро выяснилось, что путь нам предстоит сложный. Лес оказался затопленным болотом, в котором было много ручьев, рукавов, покрытых не до конца растаявшим льдом. Шли по довольно тонкому льду с тяжелыми рюкзаками. Несколько раз провалились по пояс в воду. Трудно было вылезать обратно на лед, а больше всего боялись утопить навигатор.

Но вот дошли до рукава, очень похожего на русло. Прошли до рукава от байдарки примерно 1,3 км за 2-3 часа. Стало понятно, что здесь на берегу надо оставить вещи и возвращаться за байдаркой. Немного отдохнули, пошли назад.

Без рюкзаков шлось легче, даже прыгали с льдины на льдину. В принципе, провалившись пару раз особых ощущений уже не испытываешь. Дошли до байдарки. Умный навигатор вывел нас в точку с погрешностью 8-10 метров. Взяли байдарку, пошли этот путь третий раз. Этот проход был самым тяжелым, т.к. уже устали и начинало темнеть, а до вещей, еды и палатки надо было дойти обязательно. Впрочем с байдаркой были и свои плюсы: ручьи проходили легко (клали байдарку поперек и просто переползали по ней на другой берег). За 70 метров до вещей (по навигатору) присели отдохнуть, уже наступила полная темнота. Ориентиров не было никаких и без GARMINа найти что-то в этом болоте было нереально. Навигатор опять не ошибся и вывел нас к вещам.

После этого стало полегче. На единственном маленьком сухом месте поставили палатку, о костре речи не было - вокруг вода. Залезли в сухие спальники, попили чай и мгновенно заснули.

P.S.: видимо, после Доенок мы ушли в малый правый приток Алсмы, с которого и уходили пешком.

25.04.2011 (прошли примерно 3,5 км)

Ночью опять были заморозки, процесс одевания ботинок растянулся надолго. Кстати, испробовали такую вещь: наливали горячий чай в ботинки (несладкий) - помогает их надеть. Еще обнаружили, что за ночь река покрылась тонкой корочкой льда. Вся. Это не порадовало, но деваться некуда.

Пропиливались и проталкивались через кусты, серьезных завалов не было. Так прошли километра два. Дошли до места, где русло разошлось в разные стороны: влево заросло травой и явно уходило в болото, вправо сужалось и уходило в лес. Куда идти? Навигатор настойчиво предлагал идти влево. После долгих колебаний ушли в лес, надеясь на то, что где-нибудь дальше вернемся в русло. Попетляли по лесу протаскивая и прорубая завалы. В дополнении к бревнам снова пошел лед. Рубили его, кололи, ломали байдаркой как лодоколом, т.е. разгонялись и врезались в лед, разламывая его на куски. Потратили уйму сил и времени, но за 4-5 часов прошли метров 500 (не больше).

Обносы были сложные: приходилось вылезать на непрочный лед вдоль берега и уже по нему вытаскивать байдарку на берег. Наконец уперлись в кусок реки, покрытый льдом насколько хватало глаз.

Решили остановиться. Самое неприятное было в том, что этот замерзший рукав уводил нас всё дальше на север и нисколько не приближал нас к устью, находившемуся на юго-западе. Не факт, что он вообще впадал в Линду.

Решили плюнуть на поиски русла, идти по азимуту к турбазе. Взяли направление, пошли. На этот раз ничего не оставили, тащили, продирались частями, т.е. за 2 раза переносили гермы, а затем байдарку. Лезем, толкаемся по болоту. К 18 вечера снова находим рукав, похожий на русло, широкий с быстрым течением. Встретилась даже забавная шиверка. Только прошли её, снова проблема: русло исчезло (опять болото, опять река растеклась по болоту). Темнеет, опять встаем на болоте. Палатку ставим между тремя близко расположенными кочками на положенные палки и лапник. Сварили чай, хорошо остался газ. Ночью опять здорово похолодало.

26.04.2011 (прошли примерно 2 км)

Утром пошли в направлении турбазы, т.к. осталось уже недалеко (по прямой около 1 км) и была слышна дорога. Дотолкались, пошло на повышение, вода сошла, и мы, наверное, впервые за 6 дней вышли на сухую полянку. Очень обидно, что вчера до нее не дошли каких-то 200-250 м и спали в воде, хотя могли бы быть с костром. Продолжаем наш "многокилометровый" обнос. После болот такой кайф тащить байдарку по сухому лесу без снега и воды!

Идем все время вверх, чувствуется до турбазы недалеко, видим лесные дороги. Пройдя по территории турбазы насквозь, увидели, наконец, большую воду - целое море. Получили удовольствие помахав веслами.

Вышли в Линду, прошли два низких мостика и вышли в расчетную точку в д.Филиповское.

Резюме

1. Алсму идти можно, но водным сплавом это назвать сложно.

2. Для небольшого похода 2-3 дня начинать лучше от ур.Лелеки. Там деревянный мост и к нему идет дорога от д. Здорово. Можно начать выше от мостика на дороге на д.Корельское, но там Алсма узенькая (до стрелки с ручьем Алсма) - много поворотиков, идти трудновато.

3. На участке от ручья Алсма до Собачьего хутора река входит в полосу поваленных деревьев от прошлогоднего летнего урагана. Много длинных обносов.

4. У Собачьего хутора оборван и уходит в воду провод от ЛЭП.

5. Много бобровых плотин.

6. Высоких берегов у Алсмы нет на всем ее протяжении. Соответственно все ночевки либо в снегу, либо на очень сырых местах. Первая сухая полянка появится уже только недалеко от турбазы в устье.

7. Примерно за 1-1,5 км до Доенок река выходит в затопленное поле, заросшее густым кустарником, течения почти нет, легко потерять русло и уйти в дебри. Необходимо держаться компаса или навигатора.

8. У Доенок остатки разрушенного гидросооружения. К нему из деревни идет дорога. Здесь водный поход лучше и закончить.

9. Ниже Доенок реки Алсма как таковой нет, а есть полузамерзшее болото со множеством ручьев мелких и глубоких. Чтобы выйти к Линде необходим компас или навигатор, а также снаряжение, позволяющее там передвигаться и тащить на себе байдарку и вещи.

На этом все.

Отчет в пеше-водном походе по реке Алсма в Нижегородской областиОтчет в пеше-водном походе по реке Алсма в Нижегородской областиОтчет в пеше-водном походе по реке Алсма в Нижегородской областиОтчет в пеше-водном походе по реке Алсма в Нижегородской областиОтчет в пеше-водном походе по реке Алсма в Нижегородской областиОтчет в пеше-водном походе по реке Алсма в Нижегородской области