11 сентября 2020
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Горно-Кавказский
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: I

Отчёт о горном походе 1 к.с в районе Центр. Кавказа в июле 2019 года.

Справочные сведения о походе

Район похода: Центральный Кавказ, район т/б Чегем - т/б Башиль.

Краткие сведения о походе

Вид туризма

Горный

Категория сложности

первая

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Всего

ходовых дней

Сроки проведения

8 июля - 16 июля 2019 г.

Подробная нитка маршрута

Запланированная нитка: пос. Безенги - пер. Шики (н/к, 2509) - пос. Эльтюбю - пер. Джилги (1А, 3592) - турбаза Башиль - пер. Нарзанный (н/к, 3153) - мин. ист. у турбазы Чегем - пер. Кору Западный (1А, 3789) - пер. Илипсар (н/к, 3015) - пер. Ширман (1А, 3511) - пос. Безенги

карта с планируемым маршрутом

Пройденная нитка: пос. Безенги - пер. Шики (н/к, 2509) - пос. Эльтюбю - пер. Джилги (1А, 3592) - турбаза Башиль - пер. Нарзанный (н/к, 3153) - мин. ист. у турбазы Чегем - пер. Зелёный (1А, 3682) + пер. Тютюргу Западный (1А, 3733) - пос. Эльтюбю

карта с пройденным маршрутом

Причины изменения маршрута:

1. Не пошли последние 2 перевала (Илипсар и Ширман) из-за отставания от графика.
  2. Из-за явно повышенной сложности перевала Кору Западный (1Б с необходимостью спуска по верёвке), что не соответствует походу I к.с., пошли связку более простых перевалов Зелёный и Тютюргу Западный

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия

Категория трудности

Высота препятствия

Характеристика препятствия

Перевал Джылгы

3592 м

Травянисто-осыпной

Связка перевалов Зелёный +Тютюргу Зап.

3733 м

Снежно-осыпной

ФИО, год рождения, туристический опыт руководителя и участников

ФИО

1983

Центральный Кавказ, Приэльбрусье
(июль 2010, 4г, у)

Киргизский Алатоо (июль 2014, 5г, у)

Западный Кавказ (май 2013, 2г, р)

Руководитель, фотограф

Дудин Сергей Александрович

1993

а/л Безенги, альпсборы (значок, 2017)

Завхоз

Сухов Сергей Алексеевич

1975

а/л Уллутау, альпсборы (3р., 2017)

Участник

Измайлов Рамиль Равилевич

1986

а/л Ала-Арча, альпсборы (значок, 2017)

Медик

Бусаров Вадим Анатольевич

1981

Центр. Кавказ (1 с эл. 3 ГУ)

Участник

Отчёт о горном походе 1 к.с в районе Центр. Кавказа

Основная часть отчёта Общая смысловая идея похода

Цели похода можно сформулировать следующим образом:

1. Пройти интересный горный поход с разнообразными препятствиями для приобретения/повышения опыта участников.
  2. Пройти красивый поход с обилием зелени для психологического отдыха от городской жизни.

В районе похода я был дважды:

1) летом 2010 года - мы спустились вдоль реки Джайлык-Су и прошли по дороге от турбазы Башиль до турбазы Чегем, и далее до мин. источников.

2) в мае 2017 года - мы прошли от погранзаставы в ущелье р. Черек Балкарский перевал Шики и ушли по долине реки Булунгу под перевал Столбовой 2-ой.

Рассчитывая на данный опыт, а также для развития навыков ориентирования в горах без использования GPS-навигаторов я не взял с собой GPS-навигатор. Таким образом в течение похода у меня не было доступа к современным картам, а также не было возможности в случае отсутствия видимых ориентиров (в тумане, в темноте, в ущелье и т.д.) точно определить местоположение группы.

Для фиксации высоты и координат важных точек (перевалов, мест ночёвок, мест переправ) я использовал смарт-часы со встроенным GPS-приёмником, но без функции отображения карты.

Характеристика района путешествия

Район путешествия - ущелья рек Черек Безенгийский и Чегем - находятся в Центральной части Центрального Кавказа и характеризуются высотами перевалов 3500 - 3900 м, т.е. это высоты, к которым нужна 2-3 дневная активная акклиматизация.

Район характерен наличием двух туристических баз (Башиль и Чегем), а значит наличием дорог, по которым можно совершить экстренный сход с маршрута. Базы находятся в сосновом лесу в красивом и приятном месте, где хорошо отдыхать, и где восстановление организма после нагрузок происходит достаточно быстро. В районе базы Чегем находятся минеральные источники с вкусной газированной минеральной водой.

Ущелье реки ДжылгыСу - каньон с отвесными стенами, редко посещается людьми. Его прохождение предполагает многочисленные броды. Каньон интересен обилием зелени и нетронутостью природы.

В верховьях реки Булунгу (Кору) находится достаточно большой ледник, который переходит в зону осыпей. Эта часть маршрута более высокая и позволяет участникам познакомиться с высокогорными формами рельефа.

Подъезд и отъезд

Из Пензы мы доехали до Пятигорска на поезде 057 Иркутск-Кисловодск, там же мы сели на обратный поезд несколькими неделями позже. Все переезды от вокзала и до вокзала мы осуществляли на машинах, заказанных в фирме «альплагерь Безенги»:

- из Пятигорска до Нальчика

- из Нальчика после получения пропуска в погрануправлении до селения Безенги

- из Эльтюбю до Нальчика после завершения похода.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Сойти с маршрута можно практически в любом месте, так как он проходит через населённые пункты и турбазы, к которым есть хорошие дороги. Исключения составляют:

1. Ущелье ДжылгыСу - выход возможен либо обратно по ущелью (1-2 ходовых дня), либо через перевал в Башиль (также 1-2 ходовых дня)
  2. Верховья реки Булунгу (Кору) - выход возможен путём спуска по долине (1-2 ходовых дня)

График движения

м.н. - р. Сарынсу - пер. Турист - т/б Башиль - устье руч. Болдошке

7,99

-1,2

м.н. - руч. Болдошке - пер. Нарзанный - мин. ист.

7,29

71,52

+5,8

-5,7

Расчёт километража производился в программе Google Earth инструментом «Линейка» и не учитывает коэффициент 1,2.

Техническое описание прохождения маршрута

В ходе описания приводятся высоты некоторых точек. Если не указано «по GPS», то данная высота получена по показаниям барометрического альтиметра в смарт-часах и может отличаться от показаний по GPS на +|-50 метров.

8.07 (День 1)

Водитель довёз нас до погранзаставы в ущелье реки Черек Безенгийский выше селения Безенги. В погранзаставе проверили пропуска, переписали состав группы и нитку маршрута.

Фото 1 - Группа на старте маршрута

Движение по маршруту начали в 13:25, стартовав от погранзаставы (h = 1530 м) (фото 1). Рядом с погранзаставой протекает ручей, вдоль которого мы планировали подниматься на перевал. Удобная для подъёма дорога начинается от окончания селения Безенги, от погранзаставы же нам пришлось двигаться по 20-30 гр. травянистому склону прямо вверх. Набрав 100 метров по травянистому склону, ушли на выполаживание в непосредственной близости от реки Шики. Здесь высокая трава и кусты. Пришлось лезть через высокую траву, местами траверсируя 40°-ный склон. Продравшись, мы вышли на мостик через ручей и попали на дорогу к остаткам селения. Здесь находится музей балкарского поэта начала 20 века Кязима Мечиева.

Следующие 30 минут поднимались по дороге, далее дорога закончилась у ручья, где мы расположились на обед (15:00-16:30)

После обеда мы продолжили подъём без тропы, по траве. Трава невысокая, проблем для передвижения не представляет. За 2 ходки по 40 минут поднялись до верха отрога Каргашильского хребта - локального перевала (h = 2550 м) (фото 2).

Фото 2 - Подъём на локальный перевал в цирк перевала Шики

Далее за «перевалом» находится слегка наклонённый и всхолмлённый травянистый цирк, на котором пасутся стада лошадей и коров.

После перевала мы пошли влево-вниз, траверсируя склон. Слегка приспустившись к ровному травянистому месту у ручья, встали лагерем (ок. 19:00). Выше по ручью на склоне пасутся стада коров, надо внимательно относиться к употреблению воды из ручья, не пить её сырой.

9.07 (День 2)

Со стоянки вышли в 8:00. Травянистый цирк наполнен туманом, видимость ограничена. Пошли по направлению к западному склону цирка и поднялись на него, используя скотные тропы. В тумане прошли верхнюю часть хребта и начали спуск по травянистому 10-15 градусному склону. Таким образом мы перевалили Каргашильский хребет немного южнее и выше перевала Шики, и оказались в долине реки Чегем. Здесь облаков нет, они не переваливают через хребет.

Спустились на висячую долину к речке, текущей с перевала Шики (фото 3) (отсюда собственно перевал как низшая точка хребта виден отчётливо (фото 4)), и пошли в некотором отдалении от неё. Затем речка уходит в скальные прижимы, мы взяли влево в направлении коша. Обойдя кош справа, начали спуск по травянистому склону (уклон 10-20 градусов). Здесь местами трава уже высокая и мешает передвижению. При подходе к выходам скал взяли вправо, и спустились к дороге, пересекающей вброд реку из-под перевала Шики (h = 1800 м).

Фото 3 - Висячая долина западнее перевала Шики

Фото 4 - Перевал Шики с запада, со стороны реки Чегем

Далее пошли по грунтовой дороге, и после пересечения реки Кардан вышли на грунтовую пыльную широкую дорогу. По ней мы спустились в селение Эльтюбю, почти напрямую к мосту через реку Чегем.

Перейдя Чегем по мосту, мы прошли по улице Эльтюбю до главной площади с мечетью, оттуда повернули налево. У окончания посёлка есть небольшой мостик через реку ДжылгыСу, по той стороне (орографически левая) в ущелье уходит хорошая тропа, которая доводит до грота-загона для скота и на этом заканчивается. Мы прошли по тропе около 300 метров, после чего спустились к реке (h = 1600 м).

Время ок. 13:00, но мы решили ставить палатки, так как вчерашний день был длинный и утомительный, и на данный момент накопилась усталость. Чтобы подготовить места для палаток, пришлось раскидывать камни. На противоположном берегу чуть ниже видны ровные травянистые лужайки, но, к сожалению, их уже начали огораживать забором.

После обеда прошёл сильный дождь, до вечера погода была неустойчивая.

10.07 (День 3)

Сегодня нам надо пройти каньон и дойти до места, где можно поставить палатки. Из-за этого решено было встать в 4:00, чтобы выйти с рассветом.

Выход в 6:15. Небо ясное, с утра прохладно.

Вдоль ручья дошли до поворота каньона на 90 гр. влево. После поворота у ручья стало идти неудобно: нагромождения крупных скользких камней, густые заросли деревьев и кустов. Решили вылезти на каменисто-травянистый 15-20 градусный склон (орографически левый борт долины). По склону идти гораздо проще, но местами надо преодолевать балки, в которых густая высокая растительность с камнями внизу и есть риск повредить ноги. Я готовился к походу, используя отчёт группы из Одессы, которая ходила здесь в 2010 году. Группа также шла выше реки, а затем, чтобы спуститься к реке, вешала верёвки. Помня это, я внимательно искал глазами, где путь непосредственно вдоль реки будет удобным, чтобы как можно раньше спуститься и пойти там. К окончанию второй 40-минутной ходки, ок. 8:00 по очередной балке-оврагу с высокими кустами и низкими деревцами мы спустились к реке на ровную каменистую отмель (фото 5).

Фото 5 - Отмель у реки. Раскидав камни, здесь можно поставить палатки

В принципе, это место похоже на то, где мы ночевали прошедшую ночь, здесь также при желании можно, раскидав крупные камни, поставить палатки. Однако надо помнить, что при длительных ливнях и разливе реки эта отмель может оказаться под водой. Как я понимаю теперь (после похода мы общались с местным егерем), это первое ровное открытое место после поворота каньона.

Далее мы пошли вдоль реки по её орографически левому берегу. Каньон ДжылгыСу впечатляет: рыжеватые отвесные стены с каскадом нависающих выступов-карнизов выглядят эффектно. Около реки периодически встречаются турики из камней.

Спустя около часа мы подошли к месту, где справа по ходу к реке подступала отвесная скала, и решили перейти вброд на другой берег. Первый брод всегда вызывает отторжение у участников, так как все хотят сохранить ноги сухими, но уже понятно, что это будет первый, но далеко не последний брод. Река достаточно узкая и мелкая, брод вполне доступен в местах, где река немного разливается и не имеет крупных камней в русле.

В 11:30 мы остановились на обед на левом (орогр.) берегу реки. (h=1900) К этому времени мы уже сделали 6 бродов (фото 6). Хорошо, что погода солнечная и тёплая, можно разуться и посушить ступни ног. Недалеко от места обеда есть укрытие егеря с большой печкой и нарами человек на 7. Оно может быть использовано в экстренных случаях или при походе в холодное время года.

Фото 6 - Очередной брод реки ДжылгыСу

В 14:00 мы закончили стоянку на обеде и пошли дальше. Через 5 минут мы подошли к каскаду водопадиков, который обходится слева по ходу, - вновь пересекли реку вброд. Далее движение было сходным - вдоль реки, периодически пересекая её вброд.

Ок. 15:00 мы увидели впереди водопад (фото 7). Рядом с ним группа из Одессы вешала верёвку. Я поднялся по травянистому крутому распадку, подходящему к реке справа, выше каньона на пологие травянистые склоны, чтобы разведать возможный вариант движения. Таким образом водопад можно обойти правее и значительно выше, но подъём по распадку будет трудоёмким, а через 500 метров пологий склон вновь разрезается распадком, и придётся потерять высоту. После разведки было принято решение обходить водопад слева по ходу от него, как и группа из Одессы, также используя верёвку.

Для обхода надо пролезть 10 метров по каменисто-земляному внутреннему углу крутизной ок. 70 градусов, выше можно закрепить верёвку за дерево. В нашей группе у каждого участника была страховочная система (только беседка) и пруссик для схватывающего узла, поэтому подъём проблем не вызвал (фото 8).

Фото 7 - Водопад на реке ДжылгыСу

Фото 8 - Подъём левее по ходу от водопада

В 16:30 мы продолжили движение вдоль реки. Характер движения тот же, с периодическими бродами.

Ок. 17:30 мы наконец вышли из каньона. Долина раскрылась, и мы пошли по травянистым лужайкам в 50 метрах слева по ходу от реки. Через 300 метров мы вновь упёрлись в каньон, теперь уже правого притока ДжылгыСу из-под перевала Джылгы-Кум. Вернулись, попробовали подняться по скотопрогонной тропе вверх, предполагая, что тропа обогнёт каньон сверху. Поднявшись, мы увидели, что каньон длинный и тропа идёт вдоль него, очевидно, на перевал Джылгы-Кум. Спустились к реке, где и заночевали (h = 2400). Хороших площадок нет, но более-менее ровные и без камней места можно найти (фото 9).

Фото 9 - Стоянка у реки ДжылгыСу выше первого каньона

11.07 (День 4)

Опять подъём в 4:00. Выход в 6:00.

Наш путь лежит на перевал Джилги (1А), группа из Одессы в 2010 году с места нашей ночёвки ушла на перевал Джилги-Кум. Описания дальнейшего участка нашего маршрута в Интернете я не нашёл, будем двигаться в режиме первопрохождения.

Перешли реку ДжылгыСу на орограф. левый берег и поднялись выше каньона на пологий травянистый склон, затем двигались 20 минут по нему выше реки. После поворота склона увидели, что он обрывается скальным сбросом. Пришлось опять спускаться к реке и продолжать движение непосредственно вдоль реки, переходя её то туда, то сюда. Опять мы вошли в каньон. По сравнению со вчерашним днём каньон стал узким, без растительности, с зализанными скользкими скалами по краям реки. Затем впереди оказался ещё один водопад - 3-метровый слив через щель в зализанных скалах. Понятно, что каньон дальше непроходим.

Решили обходить его сверху слева по ходу. Глубокая разведка показала, что надо вылезти по травянистому 45-градусному склону под пояс скал, пройти вдоль них по узким травянистым полочкам, и вылезти выше по траве на 20-градусный склон, по которому уже продолжать движение к нашему перевалу.

Одна из полочек была узкая и ненадёжная, поэтому для подстраховки повесили верёвку - горизонтальные перила. С точками крепления верёвки проблема, поэтому для обеспечения подстраховки на 2 метрах склона пришлось растянуть все 50 метров верёвки.

Выход из каньона, включая разведку и организацию перил, занял 2 часа. В итоге к 10:00, набрав от реки метров 150, мы достигли участка склона, по которому можно было достаточно просто и быстро двигаться в сторону перевала Джилги. Дальше мы пошли траверсом склона, река осталась далеко внизу (фото 10). Через 40 минут движения склон разрезает сухой каменистый жёлоб, пришлось набрать дополнительно высоту и пройти его в том месте, где в жёлобе есть каменистая горизонтальная «ступень».

Каньон внизу закончился, можно идти непосредственно вдоль реки по камням, но, во-первых, на спуске иногда проглядываются выходы скал и крутизна ближе к реке увеличивается, во-вторых, не хочется терять высоту.

Фото 10 - Движение выше реки ДжылгыСу в обход второго каньона

К 12:00 мы вышли к повороту долины влево, далее река начинает падать круче, и мы без значительной потери высоты по осыпному склону спустились к её руслу.

Ок. 12:30 мы остановились на обед у реки (h = 2900). Здесь уже прохладно и дует свежий ветер. Вновь сушим ноги и ботинки.

В 14:00 вышли и продолжили подъём вдоль реки. Через 5 минут подошли к упавшему вертолёту Ми-8 со «вскрытым» фюзеляжем (фото 11). Как нам рассказал позже егерь из Эльтюбю, это вертолёт геологоразведчиков, он упал здесь ещё в советские времена.

Фото 11 - Остатки упавшего вертолёта в верховьях реки ДжылгыСу

Выше в русле реки уже начались снежники. На высоте 3150 находится закрытая от ветров зелёная «чаша», здесь неплохое место для лагеря.

После очередного подъёма вышли на «плато», плавно подводящее к перевалу Джилги. Характерным его признаком являются торчащие красные скальные останцы на гребне правее перевала. Взлёт крутизной около 20 градусов, со снежником (или ледничком?), который обходится справа (фото 12).

Фото 12 - Перевал Джилги с севера

На перевал вышли в 17:20. Высота 3585 м (по GPS). Седловина - широкое мелкокаменное поле, местами растёт трава. Очень сильный ветер, из-за него резко стало холодно. Перевал является хорошей обзорной точкой на высочайшие вершины Центрального Кавказа - от Коштан-тау и Дых-тау до Тютю-Баши и Джайлыка. К сожалению, на горы уже наползли тучи, но всё же очертания некоторых можно разглядеть.

Сфотографировались у огромного тура в восточной части седловины (фото 13) и начали спуск прямо вниз по линии падения воды. Крутизна 10-15 градусов.

Фото 13 - На перевале Джилги

На ночёвку остановились в 18:20 у ручья из-под перевала Кумтюбе (h = 3300). Палатки поставили на ровном мелкокаменистом участке (фото 14). Дует очень сильный ветер, растянули все оттяжки палаток, юбку завалили камнями. У реки чуть потише, так как она течёт в небольшом углублении.

Фото 14 - Ночёвка на каменистом участке у ручья из-под перевала Кумтюбе

Мы отстаём от графика на полдня, сегодня по плану мы должны были спуститься в Башиль.

12.07 (День 5)

Всю ночь дул сильный ветер, шёл дождь, гремел гром и сверкали молнии. Палатку гнуло и шатало. Крепкого сна не было.

Утром дождь продолжался. Я решил сегодня сделать разгрузочный день, так как следующий перевал Нарзанный предполагалось пройти за день от долины до долины, а для этого надо стартовать с утра от Башиля. Таким образом сегодня нам надо спуститься в Башиль, и там будет полуднёвка.

Собирались под дождём, вышли из лагеря в 8:45. Пошли вниз параллельно ручью, быстро спустились до реки Сарынсу, вдоль неё идёт грязная скотопрогонная тропа. Пошли по ней. Дождь усилился, мы уже промокли насквозь.

Тропа идёт выше реки, и мы шли по ней около часа. Затем, увидев незначительное понижение в гребне справа, пошли в это понижение - это перевал Турист (н/к), который ведёт к тропе-спуску в долину реки Башиль-Ауз-Су (фото 15). На перевал также ведёт несколько скотных троп.

Фото 15 - Подход к перевалу Турист с восточной стороны

На перевале были в 10:45 (фото 16). Высота 2709 м (по GPS). Видна долина Башиль-Ауз-Су и подъём на наш следующий перевал Нарзанный (фото 17).

Фото 16 - На перевале Турист (н/к)

Фото 17 - Долина реки Башиль-Ауз-Су

Спуск вниз простой, по мокрой траве. Приспустившись с перевала на 100 метров, увидели слева зелёную будку и пошли на неё.

От будки серпантином вниз ведёт набитая тропа пограничников. Почти сразу начинается сосновый лес. На тропе нас встретили пограничники, вышедшие навстречу, проверили пропуска.

После спуска тропа выводит на мосток через Джайлык-Су, а затем на широкую дорогу, которая идёт вдоль реки Башиль-Ауз-Су. Пройдя по дороге метров 200 в сторону течения реки, свернули на подвесной мост и вышли к западному краю турбазы Башиль.

Повернули направо и пошли по хорошо набитой тропе вдоль реки. Через 20 минут достигли ручья Болдошке, который стекает со склона и впадает в реку Башиль-Ауз-Су. В 50 метрах от ручья в лесу недалеко от берега реки Башиль-Ауз-Су есть несколько мест под палатки и костровое место. В 13:30 там остановились на ночёвку.

В обед выглянуло солнце, но периодически налетают тучи и начинается дождь. Вечером пришёл густой туман. Толком ничего не высушишь. Погода нестабильная.

13.07 (День 6)

Подъём в 4:00, выход в 6:00.

В долине висит достаточно плотный туман.

Вернулись 50 метров назад до ручья и по его орографически правому берегу начали подъём. Через 5 минут мы поднялись до пояса скал.

Разведка показала, что есть 2 тропы, по которым люди преодолевают скалы и выходят выше на залесенный склон. Правая как бы более простая, но там пояс скал выше. Мы выбрали левую тропу (про неё писал Михаил Голубев в своём отчёте о майском походе 2013 г.). Пролезли 7 метров скал, не используя верёвку (фото 18), а затем пошли по тропе по лесу. Уклон склона 30-45 градусов, тропа из-за серпантина несколько положе. Где-то тропу теряли, там лезли прямо вверх.

Фото 18 - Прохождение пояса скала при подъёме вдоль ручья Болдошке

За 30 минут прошли лес на склоне и поднялись до выполаживания. Здесь уже альпийские луга, нашлась тропа. Пошёл дождь.

Тропа ушла вправо и вывела на висячую долину, покрытую высокой травой. Посреди долины протекает ручей, пасётся стадо лошадей (фото 19). Двигаясь по тропе, а иногда и без неё, мы держали путь на морену, которая спускается с перевала. Постепенно уклон стал больше, градусов 20.

Фото 19 - Висячая долина выше зоны леса у ручья Болдошке

В 9:10 поднялись до окончания морены - здесь ещё трава. Облака немного расступились и открылся вид на пройденный нами ранее перевал Джилги - на него и на место нашей ночёвки после его прохождения лёг снег.

Выше трава постепенно закончилась и началась осыпь из средних и крупных камней. Сейчас все камни мокрые и скользкие, двигаться по ним приходится очень аккуратно. Спустя ещё час подъёма решили вылезти на гребень морены, которая оставалась у нас справа (фото 20). Путь по гребню морены также иногда преграждают крупные камни, их приходится обходить по склону морены. Опять пришёл туман.

Фото 20 - Подъём по морене к перевалу Нарзанный

Мы двигались в направлении вытянутого языка снежника (фото 21). Пройдя по снегу, а где-то и обойдя его по камням, мы в 11:30 вылезли на перевал Нарзанный (фото 22). Откуда-то слева с мелкоосыпного склона подходит тропа, по которой лошади переходят перевал. Ниже мы её не видели.

Фото 21 - Перевал Нарзанный

Собственно перевальная точка - это узкий гребешок, но палатки можно поставить и до, и после перевала. Высота 3127 метров (по GPS). И с той, и с другой стороны туман, идёт мелкая крупа.

Фото 22 - На перевале Нарзанный

Сняли записку со следующим содержимым:

21.06.17

Салют!
Группа в составе 1 человека идёт в сторону т.б. Башиль, а затем на перевал Охотников. Пришёл со стороны т.б. Чегем.

Брод через Гараауз-Су проблематичен, мостов не нашёл.

На перевале оказался в 13:10.

Погода - дождь/снег/туман и всё вместе.

Снял записку из г. Иваново под руков-м Смирнова Игоря.

Всем хорошей погоды, а не как у меня.

P.S. Лишь верхушка перевала у тура без снега. Всё остальное в снегу.

В нашем случае погода такая же, как и у того соло-туриста, но снега меньше.

Спуск в его первой части происходил по низкой траве и был достаточно комфортным. В 12:30 остановились на обеденный перекус. Дождь закончился, облака стали подниматься, по другую стороны долины открылся ледник Шаурту и прилегающие вершины (фото 23). Сверху дул сильный холодный ветер, засиживаться не было никакого желания.

Фото 23 - Долина Гара-Ауз-Су и ледник Шаурту

В 13:30 начали спуск дальше. Постепенно трава стала выше, под ней камни, которых не видно (фото 24). Спускаться уже некомфортно, старались искать полосы, где камни не заросли травой, и там спускались.

Фото 24 - Нижняя часть спуска с перевала Нарзанный к реке Гара-Ауз-Су

На последних 200 метрах спуска нашлась тропа. Вокруг было большое количество спелой и сладкой земляники, а также чабрец и душица. Облака раскидало, открылось голубое небо, потеплело. Некоторое время мы позволили себе «попастись». Но самое сложное на этот день у нас было впереди.

К 16:00 мы завершили спуск и вышли в пойму реки Гара-Ауз-Су. Каменистая пойма достаточно широкая, в ней несколько проток, которые преодолеваются перепрыгиванием в узких местах или по выступающим камням. Между протоками заросли высокой травы и кустов.

Наконец мы вышли к слиянию рек Гара-Ауз-Су и Тютюргу. Прошли немного вверх по течению Гара-Ауз-Су. Река серьёзная. У меня небольшой опыт перехода вброд бурных горных рек, но по моим представлениям эта река - на грани того, что можно перейти вброд стенкой. Рисковать не хотелось. При планировании похода предполагалось оценить сложность брода на месте и в случае непроходимости вечером ждать утра. Но участники не хотели мочить ноги с утра, к тому же манили нарзанные источники. Я побежал на разведку выше по течению до нарзанных источников. Мне показалось, что там река такая же бурная.

Двое участников ходили ниже по течению, они сказали, что там перейти проще. Мы пошли туда. В том месте такая же широкая пойма со множеством рукавов. Все рукава слабенькие и легко переходимые, кроме последнего, дальнего от нас. До него метров 100, но по бурлению воды можно предположить, что его перейти будет проблематично.

Я использовал военную топографическую карту с сайта Михаила Голубева caucatalog.ru. «Базовое» содержимое карты старое, наверное, 80-ых годов. На карте обозначен мост напротив турбазы Чегем. Мы прошли вдоль реки километр до места напротив базы Чегем. Моста нет.

Я ходил из т/б Башиль в т/б Чегем по дороге в походе 4 к.с. в 2010 году. Я помню, что был надёжный бетонный мост в километре от развилки дорог «на Башиль - на Чегем». До этого моста отсюда 5 километров. Решили сделать крюк и идти туда. Благо что на этом берегу есть хорошая грунтовая дорога, набора высоты практически нет, идти приятно.

К сожалению, дорога вела вдоль реки на протяжении 3 километров, а затем ушла вброд на ту сторону. Мы по этому броду не перейдём. Попробовали пройти дальше по левому орографически берегу Гара-Ауз-Су, но вскоре открылось, что река поворачивает и подмывает склон, надо лезть по осыпям, чего под вечер уже никак не хотелось.

Что же, придётся вернуться выше слияния Гара-Ауз-Су и Тютюргу и перейти реку стенкой.

Люди устали, некоторые участники натёрли мозоли, от хождения туда-сюда все были не в восторге.

К месту брода подошли около 19:30, уже начало темнеть. Вадим, уверенный в своих возможностях, пошёл на разведку и преодолел реку в одиночку, едва не потеряв равновесие в реке у дальнего берега. Оставшиеся четверо надели каски, расстегнули пояса рюкзаков, построились стенкой и перешли реку там же. Самое глубокое и сложное место оказалось у дальнего берега, там стенка тоже пошатнулась, но устояла.

Почти сразу после брода мы вышли на грунтовую дорогу и по ней дошли километр до нарзанных источников. Время 20:30. В темноте поставили палатки, поели и легли спать.

14.07 (День 7)

Подъём в 7:00. Долго собирались, сушились, грелись на вышедшем солнце. Пили вкусный нарзан. Рамиль встал на час раньше, нагрел воды разведённым снизу костром в ванне, стоящей у источника (фото 25). А затем, смакуя, принял нарзанную ванну (фото 26).

Фото 25 - Нарзанные источники

Фото 26 - Рамиль принимает нарзанные ванны

Вода в реке около источников спала, теперь река не кажется такой бурной и непреодолимой, какой была вчера вечером.

Вышли в 9:45. Пошли по грунтовой автомобильной дороге, около реки Тютюргу пошли по тропе вверх по течению, дошли до подвесного моста и перешли реку по нему.

Далее тропа вернулась на дорогу, по ней мы дошли до т/б Чегем. После перехода первого встреченного ручья сразу повернули вправо и пошли по редкому сосновому лесу без тропы вверх. Немного забирая влево, достигли ещё одного ручья, который перешли по камням. По орографически правой стороне ручья идёт хорошо набитая тропа, по ней мы быстро набрали высоту и вышли выше зоны леса (12:00). Здесь тропа заканчивается, наверное, отдыхающие на турбазе доходят сюда как до обзорной площадки (фото 27).

Фото 27 - Ущелье Гара-Ауз-Су в сторону перевала Твибер с точки выше леса

Затем мы прошли по небольшой висячей долине (фото 28) по высокой траве, иногда по тропе, иногда без. После поднялись на следующую ступень, там остановились на обед (13:10 - 15:00).

Фото 28 - Небольшая висячая долина у ручья Уллукурчуху

На первой ходке после обеда мы поднялись влево-вверх (ручей остался внизу) (фото 29), после чего был длинный ровный участок вдоль ручья. На второй ходке после обеда мы ушли от ручья на морены, двигались по камням. Затем был очередной осыпной взлёт, и далее зажатая между осыпей ровная долинка с ручьём. После ручей поворачивает по ходу влево, мы срезали поворот через морену. Время 18:30, высота 3300 метров. У ручья нашли закрытое со всех сторон местечко, там встали лагерем (фото 30).

Фото 29 - Подъём в стороне от ручья на первой ходке после обеда

Фото 30 - Ночёвка после поворота ручья на высоте 3300 м

Вечером необъяснимо резко захолодало. Ночью опять был сильный ветер.

15.07 (День 8)

Встали в 6:00. Утром холодно.

Вышли в 8:15. От стоянки пошли вдоль ручья, и за 15 минут по мелкой осыпи поднялись на ровную мелкоосыпную площадку. Здесь кто-то стоял лагерем, видны сооружения из камней для кухни. Дальше уже надо подниматься по леднику. Вроде как для перевалов 1А ледник не свойственен, но здесь он есть. Лёд открытый, а у нас нет кошек. Очень аккуратно, используя микровыемки и лежащие на леднике маленькие камни, мы преодолели этот взлётик. И сделали это очень вовремя, так как солнце уже разогревало лёд, и мелкие камни уже готовы были посыпаться вниз (фото 31).

Фото 31 - Подъём языку по ледника на перевал Зелёный

Выше взлётика тело ледника закрыто снегом. Мы по снегу по 20-градусному склону взошли на самую очевидную седловину (фото 32). Но это оказался не наш перевал, это перевал Зелёный (1А), он ведёт в долину реки Тютюргу, т.е. обратно к т/б Чегем.

Фото 32 - Подъём на седловину перевала Зелёный

Наш перевал Кору Западный (1А) в этом же цирке левее по ходу, седловина не очевидна, подъём на седловину со стороны т/б Чегем по 30-градусной осыпи (фото 33). Мы решили пройти на седловину перевала Кору Западный через вершину 3812, так как на неё шла тропа (фото 35). На вершину зайти легко, но вот гребень от вершины до перевала Кору Западный - это набор скальных жандармов. Спуск с перевала Кору Западный в сторону реки Булунгу начинается скальным сбросом, на котором, очевидно, надо вешать верёвку (фото 34). У нас не предполагался в походе спуск по верёвке, в группе было всего одно спусковое устройство.

Фото 33 - Перевал Кору Западный с запада с подъёма на вершину 3812

Фото 34 - Перевал Кору Западный с востока

Фото 35 - Перевал Зелёный с подъёма на вершину 3812

Спуск с перевала Тютюргу Западный просматривается с вершины и он явно простой. Спуск с вершины 3812 на седловину перевала Тютюргу Западный осложнён выходами скал, также требует использования верёвки. В связи с этим было принято решение вернуться на седловину перевала Зелёный и с неё траверсировать на перевал Тютюргу Западный (1А).

Мы вернулись по гребню почти до седловины перевала Зелёный, с того места, где траверс стал просматриваться полностью, начали траверсировать на перевал Тютюргу Западный по средней осыпи (фото 36, 37). Осыпь достаточно устойчивая, где-то встречаются примятости, как будто этот траверс мы совершаем не первые.

Фото 36 - Перевал Тютюргу Западный со стороны реки Тютюргу

Фото 37 - Траверс с перевала Зелёный на перевал Тютюргу Западный

На седловине перевала были в 11:20 (фото 38). Высота 3720 м (по GPS).

Фото 38 - На перевале Тютюргу Западный

Сняли записку со следующим содержимым:

Группа туристов г. Москва турклуба «Муми-Троль» под руководством Смирновой Т.В., совершая поход 1 к.с., вышла на перевал Тютюргу Западный (1А, 3736 м) со стороны р. Булунгу (и пер. Кору).

Погода по ту сторону перевала радует: высокие облака и кусочки голубого неба. А вот всю долину реки Кору снова заволокло облаками.

Сегодня 01.07.19.

Состояние группы хорошее: проверяют себя на прочность. Спуск начинаем в 12:40 в сторону р. Тютюргу. План максимум - спуститься на т/б Чегем к заброске.

Всем удачи и хорошей погоды!

У нас погода отличная: тепло, солнце, голубое небо, местами кучевые облака.

Если спускаться с седловины прямо вниз, то попадаешь на остатки ледника. Ледник легко обходится по мелкой осыпи, если на спуске взять чуть левее.

Собственно «взлёт» перевала короткий, мы его прошли вниз за 10 минут (фото 39). Далее движение осуществлялось по цирку по грязной мелкой осыпи и песку. Вода в ручье, который начинается из умирающего ледника, жёлто-грязного цвета. Спускались прямо вниз, держась края склона под вершиной Кору. Справа лежит ледник Булунгу.

Фото 39 - Начало спуска с перевала Тютюргу Западный

Ниже на выходе из цирка нашли место с подготовленными местами под палатки. Рядом грязная лужа - наверное, когда здесь стоят, лужа проточная.

Далее повернули влево и спустились ещё метров на 100 в карман морены, по которому течёт ручей. Ручей перешли на правую сторону, забрались на морену и спустились по ней до слияния ручья из ледника Булунгу и ручья со стороны цирка перевала Столбовой 2-ой. Во втором ручье вода почище, у слияния организовали обеденный перекус (13:40).

С обеда вышли в 15:00. Немного поискав место, перешли ручей из-под ледника Булунгу по камням. Дальше мы двигались по скотным тропам по зелёнке по левому берегу реки Булунгу (Кору), иногда удаляясь, иногда приближаясь к реке (фото 40). Встречаются стада коров.

Фото 40 - Массив Джорашты-Куршоган из долины реки Булунгу

Ниже долину заполнили облака (фото 41), и ок. 16:30 мы погрузились в них. Теперь вокруг туман, видимость ограничена, ищем место под палатки и ручей. И то, и другое вместе не встречается.

Фото 41 - Верховья долины реки Булунгу

В 18:00 дошли до развалившейся ограды какого-то загона для скота. Тропа идёт несколько выше реки. Разведка показала, что в русле реки есть протоки с чистой водой. С ровными площадками сложнее, но для наших 2 палаток местечко можно найти .

Спустились, поставили палатки (коорд. С.Ш. 43°11,9619', В.Д. 043°07,0476', h = 2275 по GPS), начался сильный дождь с грозой.

У нас остался 1 ходовой день, пройти перевал и выйти в долину реки Черек Безенгийский мы уже не успеваем - для этого надо в лучшем случае 2 напряжённых ходовых дня. Поэтому мы выйдем в селение Эльтюбю и там завершим поход.

16.07 (День 9)

Подъём в 7:00. С утра солнце и тепло (фото 42). Не спеша, собирались, сушились - нам осталось идти чуть-чуть и только вниз.

Фото 42 - Лагерь у реки Булунгу

Вышли в 9:10. За 30 минут по тропе дошли до брода через реку Булунгу чуть ниже слияния с рекой Ракит. Тропа перекидывается на другой берег, а мы вряд ли здесь перейдём - река очень бурная. Наверное, местные пастухи переправляются здесь на лошадях.

Была произведена глубокая разведка как вниз по течению, так и вверх. Теоретически можно продолжать движение по левому берегу реки Булунгу и выйти затем на тропу, спускающуюся в сел. Булунгу (Верхний Чегем). Однако путь будет трудоёмким: надо будет лезть по склону, по высокой траве, скрывающей камни.

Разведка вверх по течению дала более оптимистичные результаты: приблизительно в 10 минутах движения есть крупные камни по обеим сторонам реки (коорд. С.Ш. 43°12,2037', В.Д. 043°07,2488', h = 2227 м) (фото 43). Перепрыгнув с одного на другой, можно легко пересечь реку Булунгу. В этом месте мы и переправились: Вадим перепрыгнул первым, ему передали рюкзаки, потом перепрыгнули остальные.

Фото 43 - Место переправы через реку Булунгу

По другой стороне идёт тропа, которая приводит к месту брода через р. Ракит (чуть выше слияния). В месте брода образована естественна запруда, и выше течение слабое, там можно легко перейти вброд. Мы так и сделали.

Дальше тропа выводит на грунтовую дорогу. До спуска в селение устроили обед - там нас опять проверила группа пограничников, выдвинувшихся нам навстречу.

После обеда мы спустились по грунтовой дороге до селения Булунгу (фото 44), оттуда по автомобильной дороге дошли до Эльтюбю. Опять зашли в ущелье ДжылгыСу, поставили палатки точно на тех же местах, где ночевали неделю назад.

Фото 44 - Селение Булунгу

Вечером мы сняли баню у жены местного егеря, живущего на выходе из ущелья ДжылгыСу, а позже съели вкусный ужин в его доме.

17.07 (День 10)

В 8:00 за нами в селение Эльтюбю приехала Газель, нанятая фирмой «Альплагерь Безенги», и мы уехали в Нальчик. Поход окончен.

Потенциальные опасности на маршруте

1. Камнепады при движении под скалами в каньоне. Каньон надо проходить в касках.
  2. Переправы через бурные реки Гара-Ауз-Су, Булунгу. Переправы должны быть тщательно разведаны, выбран наиболее безопасный путь пересечения реки.
  3. Движение по склонам с высокой травой, скрывающей камни. Преодолевая такой склон, необходимо быть внимательным и не торопиться.

Итоги и выводы

Маршрут пройден не полностью, но в мере, достаточной, чтобы достичь целей похода. Маршрут интересен тем, что проходит по живописным и нечасто посещаемым местам Центрального Кавказа района Башиль - Чегем. С перевалов можно обозревать высочайшие вершины и мощные ледники (в случае хорошей погоды).

К недостаткам стоит отнести

1. ошибки в принятиях решений:

1) лишние движения при поиске возможности переправиться через реку Гара-Ауз-Су

2) невыход на перевал Кору Западный.

Этих ошибок можно было избежать при более тщательной подготовке к маршруту.

1. неустойчивая погода (сильные ветра, дожди, туман), что привело к излишней физической и психологической усталости участников и несколько подпортило впечатление от похода. При планировании похода всё же предполагалось, что погода в среднем будет несколько лучше.

Источники

1. "http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7175" rel="nofollow" - Отчёт группы из Одессы о походе 3 к.с. в июле 2010 года
  2. "http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6194" rel="nofollow" - Отчёт группы Михаила Голубева о походе 1 к.с. в мае 2013 года