2 февраля 2021
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Киргизия
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: II

Отчет о спортивном горном походе 2 к.с. в районе Северного Тянь-Шаня (Киргизский хребет) совершённом участниками т\к Странник с 1 по 10 июля 2010 г.

Маршрутная книжка № 02\2010
МКК ТСС КР

Руководитель группы: Агафонов Владимир
Email: strannikschool@gmail.com

Общие сведения

Вид туризма Горный
Район путешествия Киргизский хребет
Категория сложности Вторая
Количество участников 8 (Восемь)
Сроки проведения 1-10 июля 2010 г.
Продолжительность маршрута 10 дней
Протяжённость маршрута 115 км
В том числе с преодолением естественных препятствий 100 км

Нитка маршрута заявленная

г.Бишкек – ущ. Кегеты – ущ. Ат-Джайлоо – перевал Чон (1Б, 3900) – ущ. Туюк – пер Кок-Мойнок (н/к, 2902) - ущ. Кок-Мойнок – перевал Туристов (1Б, 4000) – ущ. Бытый – пер. Иссык-Ата С. (1Б, 4000) – ущ. Иссык-Ата – курорт Иссык-Ата – г. Бишкек

Нитка маршрута пройденная

г. Бишкек - ущ. Кегеты – ущ. Ат-Джайлоо – пер. 30 лет Победы (1Б, 4092м) – ущ. Туюк – пер.Кок-Мойнок (Н/К, 2902м) - ущ. Кок-Мойнок – пер. Бытый Центр (1Б, 4000м) - ущ. Бытый – пер. Иссык-Ата С. (1Б, 4000м) – ущ. Иссык-Ата – курорт Иссык-Ата - г. Бишкек

Причины изменения маршрута

Маршрут изменили на третий день похода. По погодным условиям не дойдя до выхода на перевал Чон решили подниматься на перевал 30 лет Победы. Категория сложности перевалов одинаковая, однако имело место некоторое сокращение расстояния маршрута, которое было компенсировано заменой перевала Туристов — перевалом Бытый Центр.

Определяющие препятствия

Вид препятствия Наименование Категория трудности Характер препятствия Путь прохождения
Перевал 30 лет Победы 1Б, 4092м сн/ос р. Кегеты — р. Ат-Джайлоо — лед. Б.Уларовый
Перевал Бытый Центр 1Б, 4000м сн/ос р. Кок-Мойнок — лед. Варданянца (Муз-Кёль) — лед.  Маллицкого (Б. Бытый)
Перевал Иссык-Ата Сев. 1Б, 4000м сн/ос р. Бытый — лед. Петросянца II (Иссык-Ата)

Идея похода

Поход спланирован как учебный, для повышения спортивной квалификации учеников Школы горных гидов "Странник". Маршрут включает в себя прохождение закрытых ледников, крутые снежные и осыпные склоны, идеально подходит для спортивного роста группы прошедшей начальную туристскую подготовку и поход 1 К.С.

Район Киргизского хребта выбран не случайно. Достаточно простой и близкий заезд в горы и выезд из гор. Хорошие тропы, близкий выход к людям. Все локальные препятствия, запланированные на маршруте, проходятся большинством участников впервые. Маршрут пролегает по самой высокой (средней) части Киргизского хребта. Примечательно разнообразие климатических зон встречающихся на маршруте.

Немаловажный фактор в пользу Киргизского хребта для нашей группы — небольшие транспортные расходы, что в период финансового кризиса в стране играет порой решающую роль для многих участников.

Меры безопасности на маршруте

Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий в совокупности с достаточным опытом и квалификацией участников. А именно:

1. Более 70 % участников имели опыт горного похода 1 к.с.
  2. Существование простых выходов к людям практически с любой точки маршрута. По основным ущельям района проложены дороги либо хорошие тропы.
  3. Выбор безопасных мест для лагеря и для обеда.
  4. Прохождение сложных участков и перевалов с предварительной разведкой.
  5. Преодоление основных препятствий в первой половине дня, в хорошую погоду.
  6. Движение по маршруту только в светлое время суток. Группа придерживалась тактики ранних подъемов и ранней постановки лагеря.
  7. Умеренный темп движения, выбор темпа по последнему участнику (там, где это необходимо). Наличие сильного замыкающего на сложных и опасных участках.
  8. Умеренный вес рюкзаков, распределение нагрузки на участников согласно их возможностям.

№ п\п Фотография Ф.И.О. Обязанности

Олег Игоревич

Ремонтник

Туристская характеристика маршрута

Киргизский хребет расположен на небольшом удалении от Бишкека и имеет достаточно удобные подъезды. Долины крупных рек хорошо освоены и имеют автомобильные дороги иногда до самых верховьев (Ала-Арча, Кегети), через перевал Кегеты проложена автомобильная дорога в долину реки Каракол Восточный. Долины всех крупных рек Киргизского хребта связаны удобным автобусным сообщением с Бишкеком. По долинам рек Каракол Западный и Каракол Восточный проложена через перевал Каракол дорога, соединяющая поселки Сусамыр и Кочкорка, которые в свою очередь связаны с Бишкеком. По долинам рек Суек Западный и Суек Восточный через перевал Суек проложена дорога из Сусамыра в Кочкорку, но она используется гораздо реже, чем дорога по Караколу.

Туристское освоение района началось во второй половине 70-х годов (если не считать немногих более ранних походов), и к настоящему времени пройдено чуть больше половины известных в Киргизском хребте перевалов и около четверти в хребте Карамойнок, однако информация о них до сих пор рассеяна и не систематизирована. Описаний на многие, даже давно хоженные, перевалы нет.

Большое количество перевалов 1А, 1Б категорий трудности и достаточное количество перевалов 2А, 2Б категорий трудности позволяют совершать в районе горные походы I-IV категорий сложности. Все эти перевалы очень техничны и разнообразны по своему характеру. Перевалов ЗА категории трудности немного, они имеют приблизительно одинаковый характер: на юге и востоке- снежные или осыпной склон, на севере и западе - крутой ледовый или скальный склон ( можно сравнить для примера перевалы Южная Корона, Северная Корона, Восточный Салык (Усеченка) и др.). Поэтому целесообразно планировать прохождение этих перевалов в разных направлениях: один - с запада на восток, второй - наоборот. Это позволит совершать здесь полноценные горные походы V категории сложности.

Ущелья Киргизского хребта чем то похожи и в то же время неуловимо разные. Каждое из них индивидуально. За что и любят киргизские горы, так это за их неповторимость. Богат растительный и животный мир Киргизского хребта, кроме того в этих чудных местах на удивление вкусная, кристально-чистая вода. Мало того, что она чистая, считается, что она ещё и полезная. Такую воду называют «живой». Берёшь кружку, зачерпываешь и пьёшь. Всё просто! Не надо никакого кипячения. Некоторые ездят в горы исключительно за водой и правильно делают, ведь она однозначно лучше воды из-под крана.

Отдельного внимания заслуживает конечная точка нашего маршрута — курорт Иссык-Ата, который славится своими горячими источниками, здесь располагается несколько бассейнов с целебной радоновой водой. Температура воды даже зимой не опускается ниже 40°, в ней очень приятно искупаться после похода… На территории курорта находится священный источник Иссык-Ата, упоминания о котором встречаются в рукописях средневековых историков и путешественников по Великому Шелковому Пути с VII века нашей эры. На скале вблизи животворного родника высечено древнее изображение Будды-целителя, наследие древнего культа, связанного с почитанием природных стихий, существовавшего здесь, по-видимому, на протяжении тысячелетий.

В заключение отметим, что район становится все более популярным. Удобные подъезды, широкая сеть чистых рек, богатая природа - все это привлекает сюда большое число любителей путешествий. Нет сомнений в том, что в ближайшие годы «белые пятна » на туристской карте Киргизского хребта будут сняты, и тогда район станет еще более доступен.

Климат и особенности

Вершины Киргизского хребта достигают почти 5000 м: наивысшие - пик Семенова -Тян -Шанского (4875 м) и пик Западный Аламедин (4856 м). Образование современного рельефа района - результат двухстороннего процесса: мощные тектонические движения приводят к горообразованию; c другой стороны, происходят эрозионные процессы - вымывание реками, выветривание. Реки создают также некоторые положительные формы рельефа (например, конусов выноса на реках Ала-Арча, Аламедин). В результате выветривания образовались мощные осыпи - весьма характерный здесь элемент рельефа. Часть продуктов выветривания выносится ледниками и водой в долины и отлагается в виде морен или обширных галечных пойм вдоль русел рек.

На климат района оказывает сильное влияние циркуляционные процессы атмосферы над Западной Сибирью и Казахстаном, а также высотная зональность и значительная солнечная радиация. Сильно влияют на климат горные системы: над ними формируются мощные циклоны, они же загораживают приток воздуха из Атлантики. Приток масс воздуха идет в основном из Сибири и Казахстана: зимой преобладают холодные северо-восточные ветры из Сибири, летом - из Западной Сибири и юго-восточных районов европейской части б. СССР (северные и северо-западные ветры). На юге над Центральной Азией формируются более теплые массы воздуха, однако проникают к району редко - мешают мощные горные системы, расположенные южнее хребта. Кроме этого существуют ветры местного значения: фены и горные бризы. Теплый и сухой фен возникает при высоком давлении воздуха на плоскогорье Сусамыр, лежащем южнее Киргизского хребта. Он приносит на северные склоны тепло и сухость. Горные бризы возникают из-за дневного нагрева Чуйской долины. Они определяют суточное направление ветра в ущельях хребта: днем оно северное, ночью - южное. Скорость ветра в высокогорной зоне достигает 3 м/с, на перевалах - 4 м/с и более. Для долин характерны горнодолинные ветры, в холодное время суток дующие с гор, в теплое - из долин. Относительная влажность составляет 60-70% и мало меняется в течении года.

В целом климат района континентальный, однако сложность и расчлененность рельефа вызывают значительные контрасты в температурах и степени увлажнения. Количество осадков сильно зависит от высоты и времени года. Весной нередки туманы, дожди, снегопады; количество осадков составляет 80 мм в месяц. Лето влажное, прохладное; средняя температура летних месяцев +12°С. Наиболее теплый и сухой месяц лета - август. Осень ясная, теплая, самый сухой и теплый месяц осени - сентябрь. Ноябрь - холодный зимний месяц. За три осенних месяца выпадает 50 мм осадков, причем в основном в ноябре. Зима холодная, но не суровая: долины защищены хребтами от северных ветров. В высокогорье зима более холодная – это объясняется высотой и тем, что эти места открыты для ветров. Наиболее холодный месяц - февраль; средняя температура на высоте 2100 м - 7,5°С. Киргизский хребет зимой подвергается довольно частому воздействию теплых фенов, вызывающих оттепели; температура воздуха повышается до 0° и выше. Осадки на зиму составляют 80 мм, выпадают в основном в виде снега. Общее количество осадков невелико (520-760 мм в год) и зависит от высоты. Летом их количество увеличивается с высотой, а зимой наоборот. Самый сухой месяц для всех поясов - сентябрь. Самый мокрый - май. Лето в горах влажное; в июле в высокогорье выпадает в 7-8 раз больше осадков, чем в средневысоких горах.

Господство летом северо-западных, а зимой северо-восточных ветров приводит к неравномерному распределению осадков в зависимости от экспозиции склонов; северные склоны влажнее южных. Положение снеговой линии также сильно зависит от экспозиции: на северных склонах она опускается до 3600-3800 м, на южных доходит до 3900-4200 м. Вечные снега тянутся на 200 км между верховьями рек Мерке и Киндыкты на западе и перевалом Шамси на востоке. Именно здесь расположены основные ледники, наиболее интересные для туризма и альпинизма перевалы и вершины, причем северные отроги Киргизского хребта выше и сложнее главного водораздельного хребта. Большая часть сложных и интересных перевалов расположена в двух из этих отрогов - Алаарчинском (Аксайская подкова) и Аламединском (Аламединская стена). Наиболее освоен район реки Ала-Арча, где расположен одноименный альпинистский лагерь. Хребет Карамойнок освоен сравнительно мало. Оба хребта отличаются сильной асимметрией в направлении север - юг. Северные склоны имеют мощное оледенение, на южных склонов ледников почти нет, они, как правило, скальные, сильно разрушенные. Следствием этой асимметрии является большое количество односторонних перевалов, тактика прохождения которых и используемое снаряжение сильно зависят от направления, в котором проходят перевал.

Высокогорье Киргизского хребта представляет собой глубоко расчлененный альпийский рельеф, что обуславливает обилие различных форм ледников. Наибольшее количество ледников относится к каровому и долинному типам, много висячих ледников и различных переходных форм. Многие ледники на различной площади покрыты обломочным материалом, почти все имеют мощные современные морены. Часто встречаются обширные зоны разломов, ледопады, ледосбросы. Для хребта Карамойнок наиболее характерны каровые ледники, часто "забронированные" моренным чехлом. Ледопады здесь практически не встречаются, трещин, как правило, немного. Языки ледников района спускаются до 3000 м и ниже. Скорость движения ледников небольшая - до 30 м в год. Скалы в районе в основном сильно разрушенные, однако встречаются монолитные стены, контрфорсы, ребра.

В Киргизском хребте весьма много подвижных осыпей, сложенных из обломков различного размера. Реки имеют типичный горный характер, средний уклон - 6 м/1 км длины. Питание рек смешанное, т. е. они получают воду от таяния ледников и вечных снегов, с одной стороны, и сезонных снегов - с другой. Дождевое питание имеется только летом, когда могут образоваться паводки с большим увеличением уровня воды. Сток рек в зависимости от времени года составляет: 10% - весной, 62% - летом, 19% - осенью и 9% - зимой. Озера района чаще всего небольшие, мелкие, подпруженные моренами (например, озеро Проценко, озеро под южным склоном пика Молодая гвардия). Очень красивая группа молочно-изумрудных озер в верховьях ущелья Аламедин.

Изменение климатических условий с высотой определяет высотный характер растительности. Внизу до высоты 900 м лежит степь, освоенная под земледелие. Выше, до высоты 1600 м, находится пояс мелкодревовидных злаковых. В горах средней высоты - 1600-2800 м- господствуют травы, кустарники, арчовые и в некоторых ущельях еловые леса, у верхней границы леса - арчовое редколесье. Еще выше (2600-3700 м) - пояс субальпийских и альпийских лугов, арчового стланика. На субальпийских лугах масса цветов, сочная зеленая трава. Однако все это в июле, к середине августа жухнет и выгорает, остаются только некоторые виды цветов: эдельвейс, таргыл, лапчатка, полынь. Выше 3700 м - царство камней, снега, льда.

Варианты подъезда и отъезда с маршрута

Начальная точка маршрута — ущ.Кегеты расположено в 85км от г. Бишкек. Добраться сюда можно на рейсовом микроавтобусе через г.Токмак. Схема проезда следующая: Рейсовый микроавтобус Бишкек — Токмак (расстояние 60 км, стоимость проезда — 45 сом, расписание — каждые 20 мин). В г. Токмак от автовокзала на внутригородском транспорте переезжаем на центральный городской рынок откуда по маршруту г.Токмак — ущ.Кегеты (Лесхоз) 2 раза в день ходит маршрутка (15 местный бусик, стоимость проезда — 40 сом. Хочется отметить что как правило количество пассажиров намного превышает количество сидячих мест, так что придётся ехать в тесноте.

Конечная точка маршрута — курорт Иссык-Ата связан с Бишкеком регулярным автобусным сообщением. (расписание -3 раза в день, стоимость проезда 55 сом). Последняя маршрутка с курорта отъезжает в 16.00.

Стоит предупредить, что везде водители норовят содрать плату за багаж (рюкзаки), все по разному, примерно 50% от стоимости проезда с человека.

Если группа достаточно большая гораздо удобней воспользоваться услугами заказного транспорта. В г. Бишкек большое количество турфирм с удовольствием предоставят Вам любой вид транспорта для этих целей по вполне приемлемой цене. Это наилучший вариант, так как втискиваться с огромными рюкзаками в переполненные маршрутки весьма проблематично.

Технический отчёт

График движения

День пути Дата Участок маршрута Расстояние (км) Способ Ходовое время
1 01.07.10 г.Бишкек — ущ.Кегеты (Лесхоз) 85 авто 2 часа
1 01.07.10 Ущ.Кегеты (Лесхоз) — ущ.Кегеты (водопад) 8 пешком 1ч. 55мин
2 02.07.10 ущ.Кегеты (водопад) — ущ.Ат-Джайлоо (граница зоны леса) 15 пешком 3ч. 25мин
3 03.07.10 ущ.Ат-Джайлоо (граница зоны леса) — начало морен (Ат-Джайлоо) 12 пешком 3ч. 10мин
4 04.07.10 Прохождение пер.30 лет Победы (1Б, 4092м) — под ледник Б.Уларовый 6 пешком 9ч.
5 05.07.10 Лед.Б.Уларовый — р.Туюк (под н/к пер.Кок-Мойнок) 10 пешком 2ч. 45мин
6 06.07.10 Пер.Кок-Мойнок — верховья ущ.Кок-Мойнок (морены) 15 пешком 5ч. 35мин
7 07.07.10 ущ.Кок-Мойнок — лед.Варданянца (Муз-Кёль) (под перевал Бытый Ц.) 10 пешком 3ч. 45мин
8 08.07.10 Лед.Варданянца — пер.Бытый Ц.(1Б, 4000м) — лед.Маллицкого (Б.Бытый) — под пер.Иссык-Ата С. 10 пешком 3ч. 40мин
9 09.07.10 Прохождение пер.Иссык-Ата С.(1Б,4000м) — лед.Петросянца II (Иссык-Ата) — ущ.Иссык-Ата 24 пешком 7ч. 15мин
10 10.07.10 Спуск по ущ.Иссык-Ата от вершины Ботвей до курорта Иссык-Ата 5 пешком 1ч. 55мин
10 10.07.10 Курорт Иссык-Ата — г.Бишкек 85 авто 2 часа

1-й день: (01.07.2010) Бишкек—Кегеты—Переход до водопада

Начало пути от места слияния рек Кегеты и Кёль-Тор (фото 1). Для ориентира - в этом месте находится бывший пионерский лагерь и автомобильный мост через реку Кегеты. Маршрутка сюда ходит 3 раза в день с г. Токмак. Мы добирались с Бишкека на заказном бусике. На переезд ушло меньше 2-х часов и в 11.25 мы уже начали движение по хорошей грунтовой дороге, ведущей в верховья ущ.Кегеты (фото 2).

Погода жаркая, солнце палит нещадно, на ночёвку становимся в 14.25 под знаменитым Кегетинским водопадом (фото 6). Место красивое, обзорное. Над водопадом слева в скалах находится большой грот который мы посетили.

Ходовое время—1ч 55мин.

Фото 1. Начало пути от места слияния рек Кегеты и Кёль-Тор

Фото 2. ущ. Кегеты

Фото 3. Водопад в ущ. Кегеты

Фото 4. Над водопадом Кегеты

Фото 5. Хоровод под водопадом

Фото 6. Ночевка возле водопада Кегеты

2-й день: (02.07.2010) Переход Кегеты—Ат-Джайлоо

Погода солнечная. Вышли от водопада в 8.30 и продолжили путь вверх по ущелью (фото 7). До слияния рек Кегеты и Ат-Джайлоо наш путь по просёлочной дороге, проходимой даже для некоторых легковых машин. В устье Ат-Джайлоо находится старая турбаза (ещё со времён СССР). Турбаза редко используется по назначению, и в основном служит приютом для охотников.

За турбазой следят местные егеря и лесники. Когда мы проходили там никого не было, на дверях замки.
Здесь заканчивается дорога. Дальнейший путь по тропе вдоль левого берега р.Ат-Джайлоо до границы лесной зоны. Ат-Джайлоо — красивое, лесистое ущелье (фото 8). Много грибов и земляники. Идти по нему одно удовольствие. На ночёвку остановились на открытой площадке у границы зоны леса в 16.00 (фото 10).

Ходовое время: 3ч 25мин.

Фото 7. Серпантин в 2-х км выше водопада

Фото 8. Сквозь дебри лесов ущ. Ат-Джайлоо

Фото 9. Брод через очередной небольшой ручей

Фото 10. Ночевка на границе лесной зоны

3-й день: (03.07.2010) Путь вверх по Ат-Джайлоо до морен

Выход в 9.30. Подъём от границы леса по тропе вдоль левого берега. Набор высоты небольшой, ущелье достаточно широкое, открытое, местность хорошо просматривается. По дороге типичная для альпийской зоны растительность, много цветов, встречаются Эдельвейсы. В 12.30 на зелёной лужайке возле реки останавливаемся на обед.

В 15.00 продолжаем набор высоты по тропе вдоль левого берега ручья. Погода начинает хмуриться, пошёл дождь. Через час ( в 16.00) подошли к началу морен. Чуть выше хорошо просматривается начало подъёма к перевалу 30 лет Победы. Здесь удобное места для лагеря, рядом вода, место защищено от ветра. Несмотря на ранний час ставим лагерь.

Дождь продолжает идти. Подошла к концу пузогрейско-акклиматизационная часть маршрута, завтра наш первый перевал.

Ходовое время: 3ч 10мин.

Фото 11. ущ. Ат-Джайлоо выше зоны леса

Фото 12. Без взаимопомощи бывает туго..

Фото 13. Верховья ущелья Ат-Джайлоо

Фото 14. Верховья ущелья Ат-Джайлоо

4-й день: (04.07.2010) Прохождение пер. 30 лет Победы (1Б, 4092)

Выход в 8.00. Чуть выше стоянки вправо (по ходу) уходит нужная нам щель (рис 15). Подъём крутой (местами до 45°), сначала по траве, а затем по крупной осыпи (рис 16). Придерживаемся левого (по ходу) борта осыпи, как наиболее логичного и простого пути подъёма.

К 13.00 поднялись под перевальный взлёт. Место представляет собой закрытый с трёх сторон сухой каменистый цирк. Надо сказать, что на протяжении всего пути подъёма нет воды. Местами шум воды хорошо слышно под камнями ,но добраться до неё непросто. Под перевалом находим место где можно разгрести камни и добраться до воды, готовим обед. Погода часто и резко меняется. Перевал затягивает туманом. Пошёл дождь с ветром, через короткий промежуток времени превратившийся в снежную бурю. Ставим рюкзаки по кругу, накрываемся тентом и спокойно обедаем пережидая непогоду.

В 15.30 выходим на перевальный взлёт. В качестве цели выбираем крайнюю правую (по ходу) седловину на гребне. Подъём — крупная осыпь, держит хорошо (рис 17), перед седловиной небольшой участок снега в котором хорошо протаптываются ступени. До седловины поднимались достаточно долго, только в 18.40 выгребли на перевал. Тура нет, строим свой, оставляем записку и начинаем спуск. Спуск — снежный склон крутизной до 45°. Снег подтаял, можно топать ногами, спускаемся не связываясь, самостраховка с помощью ледоруба обязательна (рис 19). Нижняя часть спуска — мелкая каменная осыпь (рис 20).

На ледник Б.Уларовый спустились в 20.10. Ледник небольшой, открытый, пологий, без трещин. Поскольку время к ночи, чуть ниже ледника присматриваем место для лагеря. Здесь ровная каменистая площадка, есть вода, достаточно места для нескольких палаток. В 20.40 ставим палатки.

Ходовое время: 9 часов.

Фото 15. Подъем на пер. 30 лет Победы

Фото 16. Подъем на пер. 30 лет Победы

Фото 17. Подъем на пер. 30 лет Победы

Фото 18. Седловина перевала 30 лет Победы

Фото 18. На седловине перевала 30 лет Победы

Фото 19. Верхняя часть спуска с перевала 30 лет Победы

Отчёт о горном походе 2 к.с. по Киргизскому хребту

Фото 20. Нижняя часть спуска с перевала 30 лет Победы - выход на ледник Б. Уларовый

5-й день: (05.07.2010) Спуск в ущ. Туюк Иссык-Атинский

Выход в 9.00. Начинаем спуск в ущ.Туюк. Тропы нет и мы выбираем путь придерживаясь середины ущелья. Спуск по остаткам древней морены не представляет особого труда, под ногами мелкая (фото 21), хорошо слежавшаяся насыпь, местами поросшая травой. Через час пути моренные нагромождения заканчиваются, появляется ручей к которому спускаемся придерживаясь правого борта морены. Дальнейший спуск по руслу ручья. Воды немного. Ещё через час ущелье круто поворачивает влево (по ходу). В этом месте сливаются два ручья (наш и текущий со стороны перевала №299).

Воды становится больше. Ущелье узкое, скалистое, часто приходится переходить с одного берега ручья на другой выбирая путь для спуска (фото 22). К 13.00 спускаемся в ущ.Туюк. Хорошо просматривается н/к перевал Кок-мойнок (фото 23). На левом берегу р.Туюк на склоне стоит чабанская палатка, на лугу пасуться кони. Течение позволяет перейти на левый берег вброд, также напротив чабанской стоянки есть небольшой мостик из двух брёвен, которым мы и воспользовались.

Останавливаемся на обед. Погода солнечная, небольшой ветер. Горный склон рядом со стоянкой покрыт горелой арчёй, так что с дровами в этом месте проблем нет. Готовим обед на костре (фото 24). По плану ночёвка должна быть на озере Кок-Мойнок, но там нет дров. Перед нами стоит выбор между красотой озера и вечерним костром с гитарой. В итоге костёр перевешивает и мы остаёмся на ночёвку в Туюке.

Ходовое время: 3 часа.

Фото 21. Морены ледника Б.Уларовый

Фото 22. Спуск в ущ.Туюк Иссык-Атинский

Фото 23. Ночёвка в ущ.Туюк Иссык-Атинский под перевалом Кок-Мойнок

Фото 24. Ночёвка в ущ.Туюк Иссык-Атинский под перевалом Кок-Мойнок

6-й день: (06.07.2010) Подъём по ущ. Кок-Мойнок

Выход в 9.00. Неспеша поднимаемся на перевал Кок-Мойнок. Путь от лагеря до седловины занял 1,5 часа. Озеро с седловины не видно, мешает скала. Красивый вид на озеро открывается на спуске (фото 25). Спустившись с перевала переходим на левый берег р.Кок-Мойнок (фото 26).

Погода портится, начинается мелкий дождь, от радиального выхода на озеро отказываемся, желание искупаться убивает плохая погода. Ущ. Кок-Мойнок достаточно широкое, вдоль левого берега есть тропа по которой мы и поднимаемся в верховья ущелья (фото 27). Вскоре ручей пропадает под камнями.

В 13.00 останавливаемся на обед у маленького озерца образовавшегося благодаря небольшому ручью стекающему с левого склона ущелья. Погода портится, время от времени начинает идти дождь. В 15.30 подошли к моренным холмам некогда бывшего здесь ледника. Приходится лавировать между холмов, выбирая наиболее лёгкий путь.

Путь по морене маркирован туриками, поднимаемся придерживаясь правой (по ходу) стороны ущелья. В 17.15 из за ухудшения погоды ставим лагерь не доходя до ледника на морене. Площадка ровная, травянистая, много эдельвейсов, защищена от ветра окружающими моренными холмами (фото 28). Единственный недостаток — отсутствие воды, приходится топить воду из снега.

Ходовое время: 5ч. 35мин.

Фото 25. Вид на озеро Кок-Мойнок с перевала

Фото 26. Брод через ручей Кок-Мойнок

Фото 27. Вверх по ущ. Кок-Мойнок

Фото 28. Ночёвка на моренах ледника Муз-Кёль

7-й день: (07.07.2010) Подъём под перевал Бытый Центр

Выход в 10.25. Выходим поздно, т. к. дожидались солнышка, чтобы немного просушиться после вчерашнего дождя. Подниматься на ледник с мокрыми вещами не хотелось. Через 2 часа, в 12.25 подходим к языку ледника Варданянца (Муз-Кёль). Обедаем и на всякий случай одеваем страховочные системы (фото 30).

На ледник заходим с правого борта, ледник пологий, закрытый, трещин не замечено. По леднику передвигаемся не связываясь. Наш путь в правый (по ходу) цирк ледника к перевалу Бытый Центр. В нижней части снег на леднике сильно подтаял, нога проваливается по колено в раскисшую снежную кашу. К счастью это длилось не долго, с середины ледника идти гораздо легче, снег плотный и хорошо держит (фото 31).

Лагерь разбиваем непосредственно под перевалом Бытый Центр. На гребне хорошо просматриваются два прохода, какой из них наш выясняет разведка, пока остальные ставят лагерь (фото 32). Время 16.00, разведка возвращается с добрыми вестями. Наша перемычка крайняя правая (по ходу), нашли тур с запиской. Погода хмурится, временами идёт снег.

Ходовое время: 3ч. 45мин.

Отчёт о горном походе 2 к.с. по Киргизскому хребту

Фото 29. Путь к леднику Варданянца (Муз-кель)

Фото 30. Обед под ледником Варданянца

Фото 31. Путь к перевалу Бытый Ц. с востока

Отчёт о горном походе 2 к.с. по Киргизскому хребту

Фото 32. Ночёвка под перевалом Бытый Ц.

8-й день: (08.07.2010) Прохождение пер. Бытый Центр (1Б, 4000м)

В 8.10 выходим на штурм перевала (фото 33). Погода ясная, солнечная. Поднимаемся по следам наших вчерашних разведчиков. Склон снежный, крутизна до 40° (фото 34). Подъём несложный и уже через 20 минут делаем привал на седловине перевала (фото 35). Тур находится в северной части седловины, сняли записку группы туристов из г. Югорска (ХМАО-Югры), под руководством Голоколенова А.Г. от 05.08.2009г. В записке перевал обозначен как Муз-Кёль центр, что не соответствует действительности, видимо ребята немного ошиблись... Оставляем свою записку и готовимся к спуску.

Спуск к леднику Бытый просматривается только до середины — крутая осыпь (до 50°). Спускаемся двумя связками по 4 чел (фото 36). Осыпь живая, легко спустить камень, во избежании травматизма сокращаем дистанцию в связке до 2-х метров. Протяжённость спуска около 200м, сыпуха до самого низа. В 10.30 мы на леднике Бытый, съели по конфете и не развязываясь пересекаем закрытый ледник в северозападном направлении (к перевалу Иссык-Ата С.).

Перевал Иссык-Ата Сев. Находится в соседнем цирке, их разделяет небольшой гребень, который обходим без потери высоты от кромки ледника, плавно заворачивая в цирк перевала Иссык-Ата Сев (фото 37). К 13.30 подошли под перевал Иссык-Ата Северный, взлёт как на ладони, хорошо просматривается. Погода начинает портится, то снег, то дождь, временами затягивает туманом.

Ставим лагерь на леднике под перевалом (фото 38). Время позволяет, и после обеда Витёк и Миша уходят на разведку перевала. Возвращаются через час с добрыми вестями, нашли тур с запиской, протоптали хорошие ступени на взлёте.

Ходовое время: 3ч. 40мин.

Фото 33. Подъём на пер. Бытый Ц. с востока

Фото 34. Вид с пер. Бытый Центр на восток

Фото 35. На седловине пер. Бытый Центр

Фото 36. Спуск с пер. Бытый Центр на запад

Фото 37. Траверс к перевалу Иссык-Ата С.

Фото 38. Ночёвка под пер. Иссык-Ата С.

9-й день: (09.07.2010) Прохождение пер. Иссык-Ата Сев. (1Б, 4000м)

Выход в 9.00. Поднимаемся по готовым ступеням, которые за ночь хорошо подмёрзли (фото 39). Идти одно удовольствие, по ходу отрабатываем технику самостраховки на ледорубе. Подъём от лагеря до седловины занял 1,5 часа (фото 40). В 10.30 снимаем записку группы туристов из г.Киева (т/к Крокус) под руководством Мединцева Е.С. от 16.08.2007г. Погода замечательная, светит солнышко, ветер умеренный. Съедаем заслуженную порцию конфет, устраиваем фотосессию, прощаемся с перевалом и в 11.15 начинаем спуск (фото 41). Спуск на запад — 150м осыпи крутизной 35° по которой уверенно на короткой дистанции спускаемся к леднику Петросянца II (р.иссык-Ата) (фото 42). Спуск занял не больше 5 минут.

Часть ледника которая ближе к перевалу Иссык-Ата С. практически вся стаяла и мы спускаемся по боковой морене придерживаясь правого борта ледника. К 13.00 спустились с морены в долинную часть ущелья, здесь из под морен вытекает небольшой прозрачный ручеёк, который по всей видимости далеко внизу превращается в бурную реку с гордым названием Иссык-Ата. Делаем привал на обед.

В 14.30 продолжаем спуск по тропе вдоль правого берега ручья. Через 30 минут спустились к развилке Иссык-Ата — Минжилки. Чуть ниже находится верхнее Иссык-Атинское озеро. Озеро большое, вода белесого цвета, обходим его вдоль правого берега по тропе (фото 43).

В 17.00 дошли до начала второго озера. Небольшой привал и продолжаем спуск, который не представляет особых трудностей, хорошая тропа по правому борту ущелья позволяет передвигаться достаточно быстро. Погода начинает портится, временами идёт дождь. Наша цель — спустится до зоны леса. Не доходя несколько километров до развилки Иссык-Ата — Бытый переправляемся по мосту на левый берег Иссык-Аты (Хороший ориентир — чуть ниже моста лежит огромный камень в несколько метров высотой, в форме разбитого сердца).

Лагерь разбиваем в арчёвнике немного не доходя до развилки (фото 44). Погода скверная, идёт дождь.

Ходовое время: 7ч. 15мин.

Отчёт о горном походе 2 к.с. по Киргизскому хребту

Фото 39. Подъём на пер. Иссык-Ата Сев.

Фото 40. Вид с пер. Исык-Ата Сев. на восток

Фото 41. На седловине пер. Иссык-Ата Сев.

Фото 42. Спуск с пер. Иссык-Ата Сев. на запад

Фото 43. озеро Иссык-Ата (верхнее)

Фото 44. Ночёвка в ущ. Иссык-Ата

10-й день: (10.07.2010) Спуск по до курорта Иссык-Ата

Выход в 11.40. Достаточно поздно, но мы никуда и не торопимся, до курорта 2 часа ходу, правда по плану ещё учебный брод через Иссык-Ату... Место для брода выбрали немного ниже вершины Ботвей (фото 45). Нанырявшись вдоволь и поняв безуспешность наших стараний перейти эту реку вброд устраиваем обед на берегу реки, там же где и бродили. На попытку переправы ушло около двух часов, за это время помериться силами с течением успели почти все активные участники группы (фото 46).

Обедать закончили в 15.30 и продолжили спуск до курорта по левому берегу по хорошо набитой тропе. Здесь проходит хорошо набитая тропа, по дороге встретили две чабанские стоянки. Тропа идёт преимущественно по склону, высоко над рекой, а вдоль берегов раскинулись живописные рощи (фото 47).

На курорт вышли в 17.00. Неужели под ногами Асфальт?!!... Узнаём насчёт транспорта до Бишкека, выяснилось что последняя маршрутка уехала в 16.00. На удивление это никого не расстроило, так как очень хотелось искупаться в горячем термальном бассейне, что мы и сделали с превеликим удовольствием всей нашей дружной компанией (фото 48).

Билет в бассейн по 50 сом с чел. Вдоволь накупавшись позвонили в город и вызвали машину. Обратно ехали весело — 8 чел + водитель + 8 рюкзаков — всё это запхалось в Honda Odyssey и даже доехало до Бишкека.

Отчёт о горном походе 2 к.с. по Киргизскому хребту

Фото 45. Гора Ботвей (Бытый)

Фото 46. Попытка брода через Иссык-Ату

Фото 47. ущ. Иссык-Ата

Фото 48. Термальный бассейн на курорте Иссык-Ата

Небольшое видео неудачной попытки брода через реку Иссык-Ата

Итоги, выводы, рекомендации

Маршрут прошли уложившись в контрольные строки. Имело место изменение нитки маршрута по погодным условиям. Акклиматизационный период протекал постепенно, что позволило избежать горной болезни и психологических перегрузок.

Серьёзных травм у участников не было (ушибы, мозоли и царапины не в счёт). Имели место заболевания трёх участников похода. В первом случае — простуда, слабость, головная боль, во втором — проблемы с желудком, нежелание принимать пищу в течении нескольких дней, тошнота, слабость, в третьем — воспалительные процессы в ротовой полости. Выручила аптечка — преимущественно противовоспалительные препараты в таблетках и инъекции.

Настроение группы на всём протяжении похода бодрое. В целом маршрут можем считать пройдёным успешно. Сложность маршрута соответствует заявленной 2к.с. Погодных аномалий на протяжении маршрута не наблюдалось, имело место стабильное ухудшение погоды во второй половине дня, характерное для этого времени года на Киргизском хребте. Солнечных и пасмурных часов было поровну.

Состояние здоровья группы к концу похода в целом положительное, за исключением сильной слабости участницы, которая из -за проблем с желудком длительное время не принимала пищу.

Разнообразие пройденных природных и климатических зон, технических препятствий позволяет рекомендовать данный маршрут к прохождению спортивным группам прошедших начальный курс туристской подготовки.

Дополнительные сведения

Перечень группового специального снаряжения

1. Верёвка основная Ø10мм. * 50м. – 2шт.
  2. Карабины – 5шт

5. Котел – 2шт (5л)
  6. Ремнабор (состав прилагается) – 1
  7. Аптечка (состав прилагается) – 1

Перечень личного снаряжения на каждого участника

1. рюкзак – 80л - 1
  20. перчатки – 1
  21. верхонки брезентовые – 1
  22. фонарик электрический – 1
  23. КЛМН (кружка, ложка, миска, нож)
  24. фляжка для воды -1
  25. туалетные принадлежности
  26. крем от загара –1
  27. бандана х/б – 1
  28. сменная обувь (сандалии) – 1
  29. блокнотик + гелиевая ручка и карандаш
  30. спички – 4 коробка (2 запаять в полиэтилен)

Личное специальное (на каждого участника)

1. каска – 1
  2. ледоруб – 1 (Айсбаиль)
  3. страховочная система – 1
  4. ус самостраховки - 1
  5. репшнур Ø5мм – 1шт * 5м.
  6. карабин – 2

Состав ремнабора:

1. пасатижи малые
  2. шило
  3. сапожный крючок
  4. нитки капроновые (толстые и средние)
  5. нитки шёлковые обыкновенные
  14. ремкомплект для примуса + смазка для насоса

Состав аптечки:

• Бинты стерильные 2 шт.
  • Бинты нестерильные (широкие 2 шт. и - узкие 5 шт.)
  • Вата медицинская 100 гр.(стерильная и нестерильная)
  • Эластический бинт 1 шт.
  • Лейкопластырь 5 шт.
  • Английская булавка 5 шт.
  • Hожницы 1 шт.
  • Бактерицидный пластырь 5 шт.
  • Раствор бриллиантовой зелени 30 мл (или йод) Обработка ссадин, краев ран.
  • Спирт винный 330 мл. Растирания, согревающее - наружно и внутрь.
  • Марганцовокислый калий 10 гр. Светло-розовый раствор - промывание желудка при отравлениях; темно-розовый - обработка краев ран.
  • Пантоцид 10 таб. (или перекись водорода) - Обработка раны: обеззараживание, промывка (2 таб. на стакан воды). Обеззараживание воды для питья - 1 таб. на литр
  • Двууглекислая сода 100 гр. Полоскания горла, промывание желудка. 1 ложка на стакан.
  • Hашатырный спирт 2 амп. При обмороках - разбить ампулу и дать понюхать

Сердечные

• Валидол 10 таб. Успокоительное, сосудорасширяющее. При сердечных болях 1 таб. под язык.
  • Hитроглицерин 10 таб. При сильных сердечных болях 1 таб. под язык (можно одновременно с валидолом).
  • Экстракт валерианы 20 таб. Успокоительное по 1-2 таб.

Желудочные

• Левомицетин 20 таб. Антибиотик широкого спектра действия: инфекции кишечника, дыхательных путей, воспаление ран. За 30 мин до еды. 1-2 таб. 4-6 раз в день.
  • Пурген (Фенолфталеин) 10 таб. Слабительное
  • Активированный уголь 30 таб. При отравлениях. Hе применять одновременно с другими препаратами. По 1-4 таб.
  • Фестал 20 таб. Ферменты кишечника. Улучшает пищеварение. По 1-3 таб. Во время или после еды.

Противовоспалительные

• Тетрациклин 20 (или Эритромицин) таб. Антибиотик. При простуде, раневой инфекции. По 1-2 таб. 4-6 раз в день.
  • Порошок на рану - профилактика воспаления
  • Ампициллин (Ампиокс) (или Кефзол), 20 капс. Сильный антибиотик. При пневмонии, дизентерии, ангине, раневых инфекциях и т.д. По 1капс. 4-6 раз в день.
  • Этазол 30 таб. (или Сульфадимезин) Антибиотик. При пневмонии, дизентерии, ангине, раневых инфекциях и т.д. По 1-2 таб. 4-6 раз в день.
  • Бисептол 20 таб. При простуде, раневой инфекции и др. По 1-2 таб. 4-6 раз в день.

Обезболивающие, жаропонижающие

• Аспирин (или Упса) 30 таб.Жаропонижающее, противовоспалительное. При простудах, легких недомоганиях, повышении температуры.
  • Анальгин (или Максиган, Панадол, Парацетамол, Спазган, Баралгин) 20 таб. Жаропонижающее, противовоспалительное. При головная боли, радикулите, простуде, мышечных болях, повышении температуры.
  • Бутадион (мазь) 1 тюб. Болеутоляющее. При мышечных болях, растяжениях, снятие отеков при ушибах, укусах насекомых.
  • Цитрамон 20 таб. При головных и других болях.
  • Апизартрон (мазь) (или Випратокс, Випросал) 1 тюб. Противовоспалительное и обезболивающее. Ускоряет восстановление тканей.
  • При растяжениях, ушибах, мышечных болях, судорогах. После растирания - в тепло и покой.
  • Hо-шпа 10 таб. Спазмолитик (печеночные и почечные колики, приступы бронхиальной и аллергической астмы, желчекаменная болезнь, при повышении давлении). По 1- 2 таб. 2-3 раза в день.

Другое

• Диазолин 10 таб. или (Димедрол Супрастин), Аллергические состояния, дерматозы, приступы бронхиальной астмы, почечные и печеночные колики, повышении давления). Во время еды 1-2 таб.
  • Мумие 10 таб. Противовоспалительное. Для лучшего заживления, снятия отеков.
  • Прополис 10 таб., снимает зубную боль (заклеить дырку)
  • Гидрокортизон (глазная мазь) 1 тюб. Инфекции и травмы глаз
  • Ацикловир 5% (мазь) 1 тюб. Против герпеса
  • Крем для рук "Зодиак" 1 тюб. При огрубении кожи,трещинах (натирать на ночь)
  • Витамин "Ревит" (или Аэровит, Аснитин) Кол-во участников* Ежедневно по 3 шт. каждому участнику. Кол-во дней*3
  • Пантенол аэрозоль При ожогах и других повреждениях кожи.
  • Промедол (или Трамал) 2 амп. (наркотик). Сильное обезболивающее. При травмах, инфаркте. Эффект через 20 мин., длится 3-5 часов. Внутримышечно 1-2 амп.
  • Тавегил 2 амп. При сильных аллергических реакциях (приступ удушья, отек, аллергия на лекарственый препарат). Внутримышечно 1-2 амп. HЕ сочетать с алкоголем!!!
  • Преднизолон 2 амп. Гормональное средство. При шоках, аллергических реакциях, терминальных состояниях. Внутривенно медленно. Противопоказания: язва желудка.
  • Hовокаин 2 амп. (или Лидокаин) Местное обезболивающее. При необходимости произвести манипуляции на небольшой ране. Обколоть рану по периметру (3- 5 уколов), вводя постепенно раствор на разную глубину. Эффект наступает сразу и длится 30 минут.
  • Шприцы для инъекций 6 шт. (4шт. по 2 мл. и 2 шт. по 5 мл)

Приложения

1. Летопись похода в вольном изложении Наташи Отчёт о горном походе 2 к.с. по Киргизскому хребту (147.51 КБ)
  2. Орографическая схема с ниткой маршрута Отчёт о горном походе 2 к.с. по Киргизскому хребту (4.72 МБ)
  3. Паспорт перевала 30 лет Победы (1Б,4092) Отчёт о горном походе 2 к.с. по Киргизскому хребту (924.72 КБ)
  4. Паспорт перевала Бытый Центр (1Б, 4000) Отчёт о горном походе 2 к.с. по Киргизскому хребту (1.56 МБ)
  5. Паспорт перевала Ыссык-Ата С. (1Б, 4000) Отчёт о горном походе 2 к.с. по Киргизскому хребту (1.02 МБ)

Автор: Агафонов В. А.

Отчеты

Источник : "https://strannik.kg/the-report-on-a-hike-with-2-to-the-north-of-the-tien-shan-ky/" rel="nofollow"