24 декабря 2020
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Горно-Кавказский
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: II

Нитка маршрута: а/л Ростсельмаш — д. р. Геби-Дон — пер. Авсанау 1А — лед. Бартуй — пер. Цагардор 1Б — д. р. Фастаг-Дон — д. р. Караугом-Дон — пос. Дзинага — а/л Ростсельмаш — д. р. Урух — ур. Чефандзар — пер. Загадок 1Б — лед. Айхва — пер. Светлова 1Б* - в. Айхва Узловая 1Б альп. - д. р. Урух — а/л Комы-Арт.

Подробный отчёт - внутри...

1. Проводящая организация

Наименование

Некоммерческое партнёрство Клуб туристов при МГТУ им. Н. Э. Баумана

Выпускающая МКК

МКК НП ТК при МГТУ им. Н. Э. Баумана

Адрес

Москва, Госпитальная набережная, д.4/2, Спортивный комбинат МГТУ.

Сайт

3. Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория

Протяжённость активной ходовой части похода, км

Продолжительность, общая/ходовых дней

Сроки проведения

Горный

Вторая

04.07.2011-14.07.2011

4. Нитка маршрута заявленная

А/л Ростсельмаш — д. р. Геби-Дон — пер. Авсанау 1А— ледн. Бартуй — пер. Цагардор 1Б — д. р. Фастаг-Дон — д. р. Караугом-Дон — пос. Дзинага — а/л Ростсельмаш — д. р. Урух — ур. Чефандзар — пер. Солдат 1Б— пер. Рцывашки 1Б— лед. Вост. Рцывашки — пер. Осыпной 1Б — лед. Сев. Суган — р. Псыгансу — пер. Зюзина 1Б— д. р. Хазны-Дон — пер. Загадок 1Б— д. р. Урух — а/л Ростсельмаш.

5. Нитка маршрута пройденная

А/л Ростсельмаш — д. р. Геби-Дон — пер. Авсанау 1А — лед. Бартуй — пер. Цагардор 1Б — д. р. Фастаг-Дон — д. р. Караугом-Дон — пос. Дзинага — а/л Ростсельмаш — д. р. Урух — ур. Чефандзар — пер. Загадок 1Б — лед. Айхва — пер. Светлова 1Б* - в. Айхва Узловая 1Б альп. - д. р. Урух — а/л Комы-Арт.

6. Сокращения, терминология, допущения

Пер. - перевал

РСО-А — республика Северная Осетия-Алания

ЧХВ — чистое ходовое время

• Везде, где не оговорено особо, километраж приведён без учёта горного коэффициента 1,2
  • Везде, где не оговорено особо, понятия правый и левый даны орографически
  • Все высоты указаны согласно показаниям прибора GarminEtrex

Характеристика препятствия

Цагардор

Подъём со стороны ледн. Бартуй

Открытый лёд до 250, до 300 м., самостраховка ледорубами, закрытый ледник до 200, до 1 км., одновременная страховка

Спуск на ледн. Вост. Цагардор

Осыпь до 300 до 80 м., снег до 300, до 200 м, самостраховка ледорубами, закрытый ледник до 300, одновременная страховка

Загадок

Подъём со стороны р. Айхва-Дон

Снег, до 300, до 200 м, осыпь до 300 до 400 м, самостраховка ледорубами

Спуск на ледн. Айхва

Закрытый ледник, разорванный бергшрундом: участок до 500, до 60 м, 120 м перильной страховки, закрытый ледник до 300, до 2 км, одновременная страховка

Светлова

1Б*

Подъём с ледн. Айхва

Зарытый ледник до 250,до 2 км, одновременная страховка. При прохождении ледопада - попеременная страховка, перевальный взлёт-снег до 450 до 100м.

Спуск к р. Айхва-Дон

1988

1ГУ

8. Адрес хранения отчёта, наличие видео и киноматериалов

Библиотека т/к МГТУ: г. Москва, Госпитальная наб., д.4/2, Спорткомбинат МГТУ, т/к.

Кино/видео материалов не имеется.

Техническое описание и дневник похода.

1. Общая идея похода.

Идея сводить двойку родилась морозным февральским вечером в холодном и неуютном новом помещении Клуба. Рожать помогали старшие товарищи. Некоторая ясность с районом похода появилась, когда стало понятно, что режим КТО в Кабардино-Балкарии не снимут и Приэльбрусье так и останется закрыто. Оставался Западный Кавказ и Дигория. На Западном Кавказе я уже бывал, хотелось посмотреть новый район. Дигория менее исхожена, чем Приэльбрусье и потому более интересна. И после нескольких консультаций у Александра Зотова, щедро снабжавшего информацией по району, маршрут был готов.

Сроки похода были ограничены с одной стороны, сессией (почти вся команда—студенты), а с другой стороны, четвёркой Александра Вереникина, куда я планировал сходить. Таким образом, получилось со 2 по 18 июля, считая дорогу. Маршрут был построен в виде восьмёрки, то есть состоял из 2 колец, продолжительностью по 5 и 8 дней. Заезд осуществлялся через Владикавказ, далее в Дигорское ущелье, стартовали от детского лагеря Ростсельмаш рядом с пос. Кусу, заброску оставили неподалёку на т/б Орлиное гнездо.

Первое кольцо было акклиматизационно-разминочным, включало в себя 1 перевал 1А и 1 перевал 1Б, также 1 день отводился на ледовые занятия на леднике Бартуй. Поскольку в этом сезоне двойка была проведена всего одна, а также из-за невозможности провести сборы на УСБ Джан-Туган, занятия проводились без инструктора, силами отделения. На следующий день после занятий прошли перевал Цагардор (1Б) и по долинам рек Фастаг-Дон и Караугом-Дон вышли к пос. Дзинага, а оттуда к заброске.

Второе кольцо должно было быть очень насыщенным техническими препятствиями: 6 перевалов 1Б, причём не самых простых, как, например перевал Осыпной или перевал Загадок. Однако, из-за проблем с погранпропусками и неспокойной обстановки в КБР, пройти целиком второе кольцо не удалось. В итоге был пройден перевал Загадок в обратном направлении, а затем после разведки массива Айхва—перевал Светлова, параллельный перевалу Загадок. Вообще, в Суганском хребте перевалы 1Б можно пересчитать по пальцам одной руки. И чтобы чем-то ещё себя занять, с перевала Светлова радиально сходили вершину Айхва Узловая.

Тем не менее, несмотря на неожиданное изменение маршрута, необходимый набор препятствий на двойку был пройден.

В общем, район очень красивый, интересный, и, местами неожиданный. Также следует учесть, что в целом, район сложнее Приэльбрусья. Это касается и технических препятствий и всего остального. Скажем, в долинах троп там практически нет.

Перед походом участники прослушали курс лекций Горной Школы и сдали зачёт. Были проведены снежные и скальные практические занятия, часть команды принимала участие в традиционном майском Первенстве МГТУ. В качестве проверки на местности был пройден Кросс-поход, организованный ТК МГТУ и ТК Вестра.

2. Транспорт, расходы, связь, погранпропуска

От Москвы до Владикавказа мы ехали поездом. Поезд №34 Москва-Владикавказ, отправление из Москвы с Казанского вокзала 2 июля в 21-50, прибытие во Владикавказ 4 июля в 09-36. Стоимость проезда в плацкартном вагоне по состоянию на июль 2011 года составляла 2189,8 р. Трансфер до места старта и погранпропуска были заказаны во Владикавказской фирме ВК-Энтерпрайс, директор Алексей Медведев, сайт "http://www.travelvlad.com/" rel="nofollow", адрес электронной почты alatis@mail.ru.

Стоимость пропуска в Ирафский район РСО-А на группу из 8 человек составила 2000 р. Несмотря на то, что я неоднократно писал в эту турфирму о том, что во время похода планируется выйти на территорию КБР, они на это никак не отреагировали, даже не сказали, что делать и к кому кроме них обратиться. В итоге пропуск был сделан только один, в РСО-А. На вокзале нас встретил Алексей, вручил попуск, а на вопрос А где второй пропуск? И что же нам делать, если кабардинские пограничники остановят? он развёл руками и сказал: Ну,…скажите что-нибудь.... После этого желание иметь с этой компанией дело в дальнейшем напрочь пропало. Пользоваться услугами фирмы Алексея Медведева я бы не рекомендовал.

Пройдя вокзальную площадь сели в Газель. Водителя зовут Кермен, его телефон- +7(919)-425-60-46. Заехали купить местную сим-карту Мегафон. Потом поехали в ПСО г. Владикавказ, расположенный по адресу пр. Коста, 273. Раньше они находились где-то в центре города, а сейчас их перенесли за город. Встали на учёт в ПСО и поехали в сторону Дигорского ущелья. По дороге остановились у рынка купить фруктов. Всего дорога заняла 6 часов: на месте мы были в 4 часа дня. К тому же водитель забыл заехать на погранзаставу в пос. Дзинага и пришлось возвращаться. Стоимость транспорта в один конец составила 7000 р. Отчасти такая высокая цена объясняется плохим качеством дороги в Дигорском ущелье: пока ехали, сломалась рессора. Обратно нас забирал тот же водитель, обратная дорога стоила столько же. То есть всего с нас взяли 16000 р. Немного напрягал тот факт, что оплачивать фирма требовала заранее, ещё весной и через банк.

Приехали к детскому лагерю Ростсельмаш, и пошли узнавать насчёт заброски. В Ростсельмаше заброску нам оставить не разрешили, потому что там дети, пришлось оставлять на т/б Орлиное гнездо, в 200 метрах по дороге от Ростсельмаша. За то, что Магомет будэт харашо сматрэт за нашей заброской заплатили 500 р.

Погранзастава в районе всего одна: в пос. Дзинага, но пограничников мы встречали постоянно. Они активно патрулируют долины рек Фастаг-Дон, Караугом-Дон, Бартуй-Дон, Геби-Дон, из-за того, что рядом есть перевал Геби-Вцек 1Б, ведущий в Грузию. Причём, судя по всему, поднимаются и на ледники: с собой у них мы видели верёвки и ледорубы. Кроме того, в зоне леса встречалось много их стоянок.

Когда мы уже заканчивали первое кольцо и отмечались на заставе, что выходим из погранзоны, офицер спросил, куда мы собираемся дальше. Узнав, что пойдём через Штульскую перемычку в КБР, он предупредил, что если поймают кабардинские пограничники, то в лучшем случае—оштрафуют и выгонят. И просто по-человечески он очень не рекомендовал туда ходить, дескать, неспокойно. В любом случае, быть пойманными в погранзоне КБР без пропусков не хотелось. А что полагается за нахождение без пропуска в погранзоне в условиях режима КТО, я, честно говоря, не знаю. Тем не менее, мы продолжили движение по запланированному маршруту вверх по долине реки Урух. Когда ночевали возле ур. Чефандзар, ночью мимо нас проходил отряд пограничников, возвращавшихся из дозора со стороны Штульской перемычки. Все они сказали то же самое, что Штульскую перемычку пересекать не следует, да и они нас без пропусков в КБР не пустили бы. Всего в долине Уруха мы провели 1,5 суток, и всё это время выше по долине находилось человек 5 пограничников в дозоре, а ниже нас в коше сидело ещё человек 10. Постоянно сменяли друг друга. Ощущение было, что они ждали, что кто-то придёт через перевал Штулу-Вцек (1А). В общем, встречаться ни с кабардинскими пограничниками, ни, тем более, с кем-то, не хотелось, потому и было принято решение об изменении маршрута. Поскольку перевал Солдат, находящийся в Штульской перемычке теперь был для нас недоступен, автоматически выпадали следующие 3 перевала. Из доступных нам перевалов Суганского хребта оставался перевал Загадок, который решено было идти в обратном направлении, а дальше действовать по обстоятельствам. На днёвке у Чефандзара сходили вниз, где ловил телефон и сообщили в Москву об изменении маршрута.

Сотовая связь ловит только в главных долинах: у лагерей в долине реки Урух, в долине реки Караугом-Дон. Спутникового телефона не было.

В оставшееся после похода время проживали в палатках на территории а/л Комы-Арт, за 70 руб/чел в день. В альплагере есть душ, с 7 до 10 утра бесплатный или за 25 рублей в любое время. Хлеб, крупы и овощи можно приобрести у завскладом в а/л Комы-Арт, а за остальным мы ходили в магазинчик на территории детского лагеря Ростсельмаш. Выпивку можно приобрести в баре тоже на территории детского лагеря.

Страховка в СК Росно на 14 дней со страховой суммой в 10000$ стоила 329 руб/чел.

3. Запасные варианты и аварийные выходы с маршрута

• Вместо пер. Цагардор – р. Фастаг-Дон – р. Караугом-Дон – пос. Дзинага пройти ледн. Бартуй – р. Бартуй-Дон – пос. Ногкау
  • Вместо пер. Солдат – р. Ахсу пройти пер. Штулу-Вцек – р. Ахсу
  • Вместо пер Осыпной – ледн. Сев. Суган – р. Псыгансу пройти пер. Дышь – р. Псыгансу
  • Вместо пер. Зюзина пройти пер. Элион
  • Вместо р. Хазны-Дон – ледн. Айхва – пер. Загадок – р. Айхва-Дон – р. Урух пройти р. Хазны-Дон – р. Геологов – пер. Столетий – р. Биляги-Дон – пер. Куйдар – пос. Одола.

Аварийные выходы с маршрута:

При необходимости с первого кольца можно выходить к пос. Дзинага и Ногкау. Со второго кольца – к пос. Верхняя Балкария или к пос. Таши-Тало.

Запасные варианты 2-6 стали неактуальны после изменения маршрута.

4. Изменения маршрута и их причины.

Не пошли пер. Солдат 1Б— пер. Рцывашки 1Б— лед. Вост. Рцывашки — пер. Осыпной 1Б — лед. Сев. Суган — р. Псыгансу — пер. Зюзина 1Б— д. р. Хазны-Дон из-за отсутствия пропуска в погранзону КБР и неспокойной обстановки в КБР. Вместо этого прошли пер. Загадок 1Б в обратном направлении - пер. Светлова 1Б* - в. Айха Узловая 1Б альп. – д. р. Урух.

5. График движения

День пути

дата

Участок пути

Путь, км (без коэфф. 1,2)

Перепад высот, м

+1338

-208

06:25

С утра ясно, после обеда переменная облачность

06.07.11

Ледовые занятия на ледн. Бартуй

4,0

+250

-250

Ясно

07.07.11

Ледн. Бартуй – ледн. Кушдарх – пер. Цагардор 1Б – ледн. Вост. Цагардор – р. Фастаг-Дон

10,0

+680

-1350

09:10

С утра ясно, вечером переменная облачность, туман

08.07.11

Р. Фастаг-Дон – р. Караугом-Дон – пос. Дзинага – а/л Ростсельмаш – р. Урух – ур. Чефандзар, слияние рек Урух и Галдори-Дон

+780

-670

06:00

С утра ясно, вечером переменная облачность, туман, ночью ливень, гроза.

09.07.11

6,5

+765

03:55

Переменная облачность, туман, дождь, вечером ясно.

11.07.11

Пер. Загадок 1Б – ледн. Айхва

4,5

+585

-560

07:25

С утра-переменная облачность, в обед туман, дождь, вечером дождь.

12.07.11

Разведка массива Айхва (1/2 группы)

6,0

+400

-400

03:30

С утра ясно, в обед переменная облачность, туман

13.07.11

Ледн. Айхва – пер. Светлова 1Б* - в. Айхва Узловая (рад) 1Б альп – Айхвинские ночёвки

4,5

+720

-500

04:15

С утра переменная облачность, с обеда и до ночи – дождь, туман, гроза, град

14.07.11

Айхвинские ночёвки – р. Айхва-Дон – р. Урух – а/л Комы-Арт

8,5

-1500

02:30

Ясно, в обед – переменная облачность.

Всего

+5518

-5488

43:50

6. График высот

Нормальный трек и график высот записать не удалось из-за отказа оборудования.

7. Подробное описание маршрута

7.1. Перевал Авсанау

3058 м

На подъём — снежно-осыпной, на спуск - травянистый

Северо-запад - юго-восток

В хребте Чирх и соединяет долину р. Геби-Дон и ледн. Бартуй

прохождение

5.07.2011 со стороны р. Геби-Дон. Снята записка группы туристов из г. Ульяновск под руководством Кушманцева С. И. От 20.06.2011. Описание даётся от д. р. Урух до оз. Маскутицад на моренах ледн. Бартуй.

Необходимое снаряжение

Ледорубы и/или треккинговые палки, каска, при прохождении рано утром могут потребоваться кошки.

День 1

04.07.11

Вечер — дождь

А/л Ростсельмаш — мост через р. Урух — р. Геби-Дон

3,5 км

-50

ЧХВ 00:40

4 июля в 16-00 приехали к а/л Ростсельмаш. Ехали почти 6 часов из-за того, что водитель забыл заехать в пос. Дзинага в соседнем ущелье на погранзаставу. Пришлось возвращаться. Ещё на чудесных буераках была сломана рессора, ну это уже мелочи. Занесли заброску на т/б Орлиное гнездо и в 17-30 пошли по левому берегу р. Урух вниз по течению, в направлении пос. Кусу. Через 30 минут подошли к мосту через р. Урух. (фото 1) Мост шириной в 2 бревна. С дороги виден. Перешли р. Урух и, пройдя по тропе по кустам на правом берегу через 10 минут нашли полянку, где и заночевали. (фото 2) На ночёвку встали в 18- 10. вечером и ночью был дождь с грозой. Стоянку охраняет вот такой вотпограничник. (фото 3)

Фото 1. Мост через р. Урух у пос. Кусу

Фото 2. Стоянка 04.07.

Фото 3. Пограничнег=)

Фото 4. Тропа вдоль берега р. Геби-Дон.

День 2

05.07.11

День- перем. облачность

р. Геби-Дон — пер. Авсанау — оз. Маскутицад

10,5 км

+1338

-208

ЧХВ 06:25

5 июля в 7-30 выходим. Погода хорошая: ясно. Идём по тропе, петляющей по кустам по правому берегу р. Урух. Через 45 минут выходим к р. Геби-Дон и продолжаем движение вверх по её правому берегу. Тропа идёт вдоль реки(Фото 4), местами подходит близко к воде, иногда исчезает под водой. Потом тропа уходит от реки и забирает круто вверх (Фото 5) по склону, поросшему смешанным лесом. В 9-00 нас останавливают пограничники и просят предъявить пропуска. За 5 минут разобрались с пропусками, взяли телефон командира на случай экстренной связи и пошли дальше. Набрав 150 метров, тропа переходит на траверс. Пересекаем 2 кулуара (Фото 6), на дне которых текут ручейки (Фото 7), любуемся водопадиками (Фото 8) на противоположном берегу реки.

Фото 5. Тропа в лесу

Фото 6. Кулуар

Фото 7. Пересекаем кулуар

Фото 8. Водопадик на противоположной стороне р. Геби-Дон

Далее движемся траверсом и около 10 часов утра выходим из зоны леса.(Фото 9) Высота 2200 метров. Идём по широкой долине р. Геби-Дон. (Фото 10) Тропа теряется в зарослях рододендрона (Фото 11), и наконец, пропадает совсем. Постепенно появляются облака. Через 80 мин. ЧХВ, набрав 320 метров, в 11-50 останавливаемся на обед (Фото 12). В 13-20 заканчиваем обед и начинаем забирать влево от реки (Фото 13). Прямо вверх по реке- это путь к пер. Гебивцек. Пик Ростсельмаш (Фото 14) остаётся у нас справа ПХД. Через 90 минут ЧХВ по травянисто-осыпным валам (Фото 15) и небольшим снежникам

Фото 9. ГЗЛ в д. р.Геби-Дон

Фото 10. Д. р. Геби-Дон

Фото 11. Тропа в д. р. Геби-Дон. Рододендрон.

Фото 12. Обед 05.07

Фото 13. Вид от места обеда в сторону пер. Авсанау

Фото 14. Пик Ростсельмаш

Фото 15. Подходы к пер. Авсанау.

Фото 16. Снежник-1 на пути к пер. Авсанау

(Фото 16), (Фото 17) крутизной до 15гр. выходим в перевальный цирк (Фото 18) пер. Авсанау. Ниже и левее осталась ярко-зелёная заболоченная лужайка с озером, откуда вытекает ручей. Пер. Авсанау — самая правая седловина в обширном цирке. (Фото 19)

За 35 минут набираем оставшиеся 150 метров по снежнику крутизной до 20гр.(Фото 20, ) (Фото 21) и выходим на широкую травянистую седловину (Фото 22) перевала Авсанау. Отдыхаем (Фото 23), наслаждаемся цветочками (Фото 24) и панорамой ледника Бартуй. (Фото 25)(Фото 26)

Фото 17. Снежник-2 на пути к пер. Авсанау

Фото 18. Перевальный цирк пер. Авсанау

Фото 19. Пер. Авсанау 1А

Фото 20. Перевальный взлёт пер. Авсанау

Фото 21. Группа на перевальном взлёте пер. Авсанау

Фото 22. Седловина пер. Авсанау

Фото 23. Avsanau-relax!!

Фото 24. Цветочки

За 30 мин. ЧХВ по травянистому склону крутизной до 30гр.(Фото 27), (Фото 28) спустились к оз. Маскутицад (Фото 29) в моренном кармане ледн. Бартуй. Обошли по моренному валу озеро вокруг за 25 минут и в 17-40 встали на ночёвку (Фото 30) у впадения речки в оз. Маскутицад. Место симпатичное, площадки под палатки есть.

И с пер. Авсанау, и с места ночёвки хорошо просматриваются перевалы Цагардор, Электрон и Красивый.(Фото 31.)

Фото 25. Вид с пер. Авсанау на ледн. Бартуй

1 час 55 минут

От ГЗЛ до места обеда

1 час 30 минут

От места обеда до перевала Авсанау

2 часа 5 минут

Спуск с перевала к оз. Маскутицад

0 часов 55 минут

6 часов 25 минут

Резюме: Логичная и несложная 1А, ведущая из д. р. Геби-Дон к ледн. Бартуй. Единственное, что несколько осложняет жизнь — обилие камней и рододендрона выше ГЗЛ в д. р. Геби-Дон.

День 3

06.07.11

Утро- ясно

День - ясно

Вечер — перем. облачность, сухая гроза

Ледовые занятия на Ю-В ветви ледн. Бартуй

4,0 км

+250

-250

Продолжительность занятий — 06:40

Весь день 6 июля посвятили ледовым занятиям на леднике Бартуй. Сначала занимались на пологой части ледника, после выдвинулись к разломам на его юго-восточной ветви, на подходах к г. Цихварга.

Темы занятия:

• движение в кошках: подъём-траверс-спуск, преодоление трещин
  • организация страховки на льду
  • элементы ледолазания
  • движение в связках (Фото 32-39)

Фото 32. Организация станции

На подъём — снежно-ледовый, на спуск - снежно-осыпной

запад -восток

Расположен

В северо-восточном хребте от г. Цихварга и соединяет ледн. Кушдарх и ледн. Вост. Цагардор

прохождение

7.07.2011 со стороны ледн. Кушдарх Снята записка группы туристов из г. Москва, ТК Ветер РГАУ-МСХА им. Тимирязева под руководством Киселёва А. В. от 11.08.2010. Описание даётся от ледн. Бартуй до д. р. Караугом-Дон

Необходимое снаряжение

Комплект личного специального снаряжения, ИСС, ледорубы, треккинговые палки, каски, кошки, верёвка основная (3 на 8 чел.).

День 4

07.07.11

Утро- ясно

День- ясно

Вечер — перем. облачность, туман

Ледн. Бартуй – ледн. Кушдарх – пер. Цагардор – ледн. Вост. Цагардор – р. Фастаг-Дон

10,0 км

+680

-1350

ЧХВ 09:10

7 июля продолжили движение по запланированному маршруту. Вышли в 6-20, перелезли курумник на моренных валах и вышли на ледник. Несмотря на то, что ледник Бартуй практически плоский в этой части, утром пришлось одевать кошки. (Фото 40 ) За 55 мин. ЧХВ пересекли ледник и сделали привал на его правобережной морене (Фото 41 ). Вылезаем на морену, поднимаемся к озеру 2900 м (Фото 42 ), затем переходим по камням ручей, стекающий с ледн. Электрон, и подходим под крутой осыпной склон. От края ледн. Бартуй до начала подъёма от ручья к ледн. Кушдарх дошли за 30 мин. ЧХВ. Траверсом начинаем подниматься к ледн. Кушдарх. (Фото 43 )

Фото 40. Ледн. Бартуй утром

Фото 41. Правобережная морена ледн. Бартуй

Фото 42. Оз. 2900 м.

Фото 43. Путь подъёма к ледн. Кушдарх

Склон крутизной до 300, осыпь средняя, много живых камней. Движемся плотной группой. Вышли к ручью, стекающему с ледн. Кушдарх, и пошли вдоль него. (Фото 44 ) За 55 мин. ЧХВ вышли к снежнику у подножия ледн. Кушдарх. (Фото 45 ) В 9-10 начали подъём по леднику. (Фото 46 ) С целью тренировки было решено идти напрямик, по открытой части ледника, крутизной до 30гр. (Фото 47 ) Прежде чем начать движение по открытому льду, я убедился, что все участники чувствуют себя уверенно, и что кошки у всех хорошо подогнаны. Преодолев участок открытого льда (Фото 48 ), вышли на закрытую и более пологую часть ледника. Связались в связки (3+3+2) и продолжили движение вверх по закрытому леднику крутизной до 20гр. (Фото 49 ) К этому времени снег уже немного раскис. Из-за экспозиции склона, этот перевал лучше идти как можно раньше утром. Перевал Цагардор — самая правая седловина в цирке. (Фото 50 ) Седловина характерная, полностью занесённая снегом. (Фото 51 )

Фото 44. Путь подъёма на пер. Цагардор, вид с пер. Авсанау

Фото 45. Нижняя часть ледн. Кушдарх

Фото 46. Открытый участок ледн. Кушдарх.

Фото 47. Подъём по ледовому склону

Фото 48. Выполаживание ледн. Кушдарх

Фото 49. Закрытая часть ледн. Кушдарх.

Фото 50. Перевальный взлёт пер. Цагардор 1Б

Фото 51. Седловина пер. Цагардор

В 10-45 вышли на перевал. (Фото 52-54 ) Ясно, ветер умеренный. От момента одевания кошек прошло 85 мин. Полюбовались завораживающими видами: Караугомский ледник (Фото 55 ) на востоке и Суганский хребет на западе. В 11-30 начали спуск в направлении ледн. Вост Цагардор.

Фото 52. Группа на перевале Цагардор

Фото 53. Памятная табличка на пер. Цагардор

Фото 54. Рыженькие

Фото 55. Вид с пер. Цагардор на Караугомский массив

Плотной группой преодолели короткий (80 м) осыпной участок крутизной до 35о (Фото 56 ), особенно стрёмный участок прошли по одному. Далее начинается снежник крутизной до 30о

(Фото 57), выводящий к ледн. Вост. Цагардор. Склон освещён солнцем, снег рыхлый, ступени формируются хорошо. За 75 мин. ЧХВ спустились к ледн. Вост. Цагардор.

(Фото 58 ) Связались в связки (3+3+2) и продолжили спуск. (Фото 59-60 ) Через 45 мин., в 13-50 остановились на обед внизу ледника на его левобережной морене. В 15-45 пошли дальше. (Фото 61) Погода по-прежнему хорошая. Спускаемся по морене ледн. Вост. Цагардор (Фото 62), кое-где встречаются площадки под палатки и что-то похожее на туры, однако, явной тропы нет. По довольно неприятным травянисто-осыпным склонам за 75 мин. ЧХВ спустились в широкую долину, к слиянию рек Фастаг-Дон и ручья, текущего с ледн. Вост. Цагардор. (Фото 63)

Фото 56. Осыпь в начале спуска с пер. Цагардо

Фото 57. Снежник на спуске с пер. Цагардор

Фото 58. Ледовое безобразие ледн. Вост. Цагардор

Фото 59. Пер. Цагардор путь спуска

Фото 60. Вид на спуск от места обеда 07.07.

Фото 61. Морены ледн. Вост. Цагардор

Фото 62. Спуск к р. Фастаг-Дон

Фото 63. Долина р. Фастаг-Дон

Идём вниз по долине р. Фастаг-Дон. (Фото 64) Тропы нет, долина поросла высокой травой, под которой притаились камни. Погода хорошая, переменная облачность, правда, из долины уже начинает подниматься туман. (Фото 65) Примерно через 60 минут начинает то появляться, то пропадать тропинка. (Фото 66) Через 100 мин. ЧХВ от слияния рек тропа подходит вплотную к реке и уходит под воду.

Очевидно, раньше тропа обходила скальный прижим у самой воды, а теперь вода поднялась. В 20 метрах ниже видим группу Б. П. Лещенко, движущуюся нам навстречу. Они сосредоточенно вешают верёвку вверх по травянистому склону в обход скального прижима. Мы попытались найти путь обхода выше. Прошли с гимнастической страховкой один скальный прижим и упёрлись во второй, непроходимый. (Фото 67)

Фото 64. Верховья д. р. Фастаг-Дон

Фото 65. Туман

Фото 66. Курумничек

Фото 67. Вид со станции вниз

Там были обнаружены 2 вбитых крюка и довольно свежая расходная петля. Усилили здешнюю петлю своей и за 75 мин. группа спустилась дюльфером (Фото 68)с самостраховкой пруссиком на 1 верёвку. (Фото 69) Спуск начали в 19-30. (Фото 70).

Сдёрнули верёвки и, пройдя ещё 5 минут остановились на более-менее приемлемых площадках на берегу реки возле ГЗЛ. На ночёвку встали в 20-50. Вечером, пройдя чуть ниже, в прямую видимость с долиной р. Караугом-Дон, удалось первый раз за поход поймать сотовую связь и сообщить в Москву о наших делах. (Фото 71)

Фото 68. Вечерний дюльфер

Фото 69. Прижим, общий вид

Фото 70. Левый берег Фастаг-Дона

Фото 71. Вечер 07.07

Расчёт ходового времени:

От места ночёвки до ледн. Кушдарх

2 часа 25 минут

Подъём по ледн. Кушдарх до пер. Цагардор

1 час 25 минут

От пер. Цагардор до места обеда

2 часа 0 минут

От места обеда до д. р. Фастаг-Дон

1 час 20 минут

По д. р. Фастаг-Дон до места ночёвки

(без учёта времени на дюльфер)

1час 55 минут

9 часов 10 минут

Дюльфер

1 час 15 минут

Резюме: Красивая и логичная 1Б, ведущая с ледн. Бартуй в д. р. Фастаг-Дон. Проходить рекомендуется рано утром. Также, в д. р. Фастаг-Дон следует быть готовым ко всяким неожиданностям.

День 5

08.07.11

Вечер — туман, дождь, гроза

32 км

+780

-670

ЧХВ 06:00

Утром отсыпались после напряжённого дня до 7-45, вышли в 9-45. Пошли вниз по долине р. Фастаг-Дон. Тропа идёт по сосновому лесу, местами пропадает. За 40 мин. ЧХВ вышли в д. р. Караугом-Дон. (Фото 72), (Фото 73). Отличные виды на остатки Райской поляны (Фото 74) и Караугомский ледник. Тропа идёт по левому берегу реки и приводит к броду через ручей, текущий с ледника Иська. (Фото 75), (Фото 76). За день до этого место брода и выход с берега реки на тропу Лещенко отмаркировал турами. Ещё через 50 минут подошли к мосту (Фото 77), (Фото 78) и перешли на правый берег. Тропа становится более нахоженной, кое-где встречаются схроны пограничников. В 13-30, через 2 часа 50 минут ЧХВ после выхода с места ночёвки пришли в с. Дзинага на погранзаставу.

На погранзаставе отметились, что выходим из погранзоны, сообщили офицеру о наших дальнейших планах. Он посоветовал Штульскую перемычку не пересекать и сказал, что нас туда не пустят. Мы пока, правда, не поняли, каким образом.

После погранзаставы дошли до магазина, где и заобедали. Погода хорошая, солнечно. Договорились с водителем Газели и на машине доехали до а/л Ростсельмаш, забрали заброску, тут же распределив её по людям, и проехали ещё немного вверх по д. р. Урух. (Фото 79)

Фото 72. Слияние рек Фастаг-Дон и Караугом-Дон

Фото 73. Устье реки Фастаг-Дон

Фото 74. Остатки Райской поляны

Фото 75. Брод через ручей, текущий с ледника Иська.

Фото 76. Брод через ручей, текущий с ледн. Иська

Фото 77. Река Караугом-Дон

Фото 78. Мост через р. Караугом-Дон

Фото 79. Долина реки Урух. Дорога

В 16-45 вышли из машины, и пошли вверх по долине по дороге. (Фото 80-83) За 1 час 25 минут ЧХВ дошли до слияния рек Урух и Галдори-Дон у Чефандзарского болота. (Фото 84) Встали на ночёвку в 18-55. (Фото 85-87)

Погода испортилась: вечером туман и небольшой дождь, а ночью была сильная гроза. Поздно вечером мимо нашего лагеря прошёл отряд пограничников, спускавшихся с дозора вниз. Они ещё раз сказали, что в КБР нас не пустят, и не рекомендовали нам туда ходить.

Фото 80. Водопад на впадении р. Айхва-Дон в р. Урух

Фото 81. Привал в долине р. Урух

Фото 82. Новая мода

Фото 83. Долина р. Урух

Фото 84. Ур. Чефандзар

Фото 85. Ирисы.

Фото 86. Стоянка 08-09.07

Фото 87. К ужину

День 6

09.07.11

Утро — Перем. облачность, дождь

День - Перем. облачность, дождь

Вечер — Перем. облачность, дождь

Днёвка

0 км

ЧХВ 00:00

Днёвка-отсидка. По причине плохой погоды и общей неясности, что делать. С 10-00 до 12-30 руководитель и Фёдоров Николай сходили вниз по долине, чтобы поймать сотовую связь и связаться с Москвой. По пути проходили стационарный лагерь пограничников в коше.

Решено было идти пер. Загадок в обратном направлении, а дальше действовать по обстоятельствам. О том, что маршрут существенно изменяется, и было сообщено Зайцеву Андрею.

Весь день было облачно, иногда шёл дождь. Команда расслаблялась, читали вслух книжку, а особо неугомонные сбегали на ближайший холм. (Фото 88-92)

Фото 88. Долинар. Урух. Вид от водопада.

Фото 89. Р. Урух

Фото 90. Пограничники идут к Штульской перемычке

Фото 91. Слияние рек Урух и Галдори-Дон

Фото 92. Днёвка

7.3. Перевал Загадок (Уруймаговой)

1Б?

3640 м

На подъём — снежно-осыпной, на спуск - снежный

север-юг

В Суганском хребте и соединяет д.р. Урух и ледн. Айхва

прохождение

11.07.2011 со стороны д.р. Урух. Снята записка группы туристов из г. Санкт-Петербург, Петроградского клуба туристов под руководством Гордиенко А. А. От10.08.2009. Описание даётся от д.р. Урух до ледн. Айхва.

Необходимое снаряжение

День 7

10.07.11

Утро — дождь, туман

День- дождь, туман

Вечер — Перем. облачность

р. Урух — подходы к пер. Загадок

6,5 км

+765

ЧХВ 03:55

10 июля в 10-35 вышли на маршрут и пошли вниз по д. р. Урух. Погода плохая: туман, иногда идёт дождь. Дошли до коша между бродом и водопадом и начали подниматься наверх. Поднимаемся по мокрому травянистому склону, тропы нет, да мы особо её и не ищем. Очень скоро все стали мокрые по пояс.

Облачность двухслойная: (Фото 93) верхнее облако висит неподвижно, зацепившись за хребет, а нижнее — то спустится в долину, то поднимется и накроет склон. Когда видимость есть — идём (Фото 94-95), когда нет — отдыхаем. Ориентируемся только по GPS, изредка удаётся увидеть какой-нибудь визуальный ориентир. Идём по гребню между правым (орографически) и центральным рукавом р. Айхва-Дон. (Фото 96), (Фото 97)

Фото 93. Двухслойная облачность

Фото 94. Подъём от д. р. Урух к пер. Загадок

Фото 95. Переменчивая погода

Фото 96. Путь подъёма по травянистому гребню

За 4 часа ЧХВ дошли (Фото 98) до зелёной полянки у слияния 3х ручьёв в верховьях правого рукава р. Айва-Дон. (Фото 99), (Фото 100) Высота 3055 м. Воду берём в ручье. Здесь в 16-10 пообедали, там же заночевали. Вечером погода улучшилась, открылась панорама ГКХ и вид на г. Лабода. (Фото 101)

Фото 97. Вид с долины р. Айхва-Дон в сторону д. р. Урух

Фото 98. Не смотря ни на что…

Фото 99. Место ночёвки 10.07 и вид в сторону пика Загадок

Фото 100. Ночёвка 10.07

Фото 101. Вечером развиднелось

День 8

11.07.11

День- туман, дождь

Вечер — сильный дождь

Пер. Загадок — ледн. Айхва

4,5 км

+585

-560

ЧХВ 07:25

(Фото 102), (Фото 103) 11 июля в 5-00 подъём, в 7-25 вышли на маршрут. Из-за того, что накануне был неверно идентифицирован перевальный цирк, в течение 40 мин. двигались не в том направлении. (Фото 99), (Фото 100). (Пошли левее ПХД, а не правее скального ребра). Осознав ошибку, приспустились и траверсом вышли под осыпной конус перевального цирка. Осыпь на конусе средняя, всё живое, в лоб подниматься практически невозможно. Траверсом пересекаем конус и уходим в заснеженный кулуар под скалами. Движемся плотной группой (Фото 104) и через 1 час 30 мин. ЧХВ после привала в не том цирке выходим в цирк перевала Загадок (Фото 105).

Фото 102. Рассвет над ГКХ

Фото 103. Начало ходового дня

Фото 104. По кулуару в обход осыпного конуса

Фото 105. Перевальный цирк пер. Загадок

Погода начинает портиться: с долины, и с противоположной стороны Суганского хребта наползают облака. Одеваем кошки и поднимаемся по снежнику крутизной до 30гр. до начала осыпи. (Фото 106) Осыпь средняя, крутизна до 30гр., всё едет.

Часть пути пытаемся облезть по скалам (Фото 107-109), но затем снова приходится вернуться на осыпь. Плотной группой идём к перевальной седловине (Фото 110). Седловина неочевидна, скорее угадывается. Погода портится, видимость ухудшается. В 12-00, через 2 часа ЧХВ от перевального цирка вышли на седловину (Фото 111). С северной стороны ещё видны просветы в облаках, и иногда проглядывает солнце, а с юга уже всё затянуло.

На спуск просматривается крутой закрытый ледник (Фото 112) (в начале спуска до 50гр.). Бергшрунд не виден, но в описании присутствует.

Фото 106. На краю снежника на пер. взлёте пер. Загадок

Фото 107-109. Обходим осыпь по скалам

Фото 110. Седловина пер. Загадок

Фото 111. Группа на пер. Загадок

Фото 112. Вид с пер. Загадок в сторону ледн. Айхва

В 13-00 начинаем спуск. Повесили 3 верёвки. (Фото 113-118) Первая верёвка пересекала бергшрунд: удалось найти место, где он был забит снегом. Первая и вторая верёвки шли по снегу крутизной 40-50гр., третья была повешена для подстраховки и выводила уже на пологую часть ледника.

Первую верёвку закрепили на ледорубный крест и сдёрнули, остальные снимал последний участник и спускался под нижнюю страховку. Выйдя на пологую часть ледника, связались в связки (3+3+2) и пошли вниз. (Фото 119) Через 2 часа 15 минут ЧХВ спустились вниз по леднику, обошли скальное ребро, разделяющее ледник, и подошли к бараньим лбам восточной ветви ледн. Айхва. Погода плохая: туман и дождь.

Фото 113. Первая верёвка на спуск

Фото 114. Вид с перевала на 2 и 3 станции

Фото 115. Вид с 3-ей верёвки вверх

Фото 116. Вид с 3-ей станции на 2 и 1 станции.

Фото 117. Путь спуска с пер. Загадок

Фото 118. Бергшрунд на спуске с пер. Загадок

Фото 119. Пологая часть ледн. Айхва

Ещё через 10 минут, в 15-50 остановились на обед.(Фото 120-121) В какой-то момент ненадолго развиднелось, и стало видно, что в 200 метрах ниже на моренах можно заночевать. В 18-00 ушли с места обеда и через 50 минут встали на ночёвку. (Фото 122) Есть площадки под 2 палатки, рядом течёт ручей с ледн. Айхва. (Фото 123) Весь вечер и ночью шёл дождь.

Фото 120. Обед 11.07

2 часа 0 минут

От перевала до места обеда 11.07

2 часа 25 минут

От места обеда до места ночёвки

50 минут

12 часов 5 минут

Резюме: Довольно сложная 1Б, соединяющая д. р. Урух и ледн. Айхва. Кроме того, нормальных описаний найти не удалось, то есть 50-градусный ледник на спуск стал сюрпризом. Рекомендуется к прохождению в обратном направлении.

День 9

12.07.11

Разведка массива Айхва

6,0 км

+400

-400

ЧХВ 03:30

Весь день был посвящён разведке массива Айхва для того, чтобы определиться с дальнейшими планами. Была идея найти пер. Белаг Центральный (1Б*) и через него выходить на ледн. Биляги Южный. Разведка длилась с 13-00 до 17-00. состав разведгруппы: Коноваленко, Семерикова, Фёдоров, Студилина. (2 связки-двойки). (Фото 124) С собой взяли аптечку, спальник, пенку, 2 верёвки, необходимое личное специальное снаряжение и перекус. Найти перевал Белаг центральный не удалось, из-за того, что неверно была определена в. Айхва Узловая. С нижней части ледника она вообще не просматривается.

В связках (2+2) шли по правой ветви ледн. Айхва. Ледник пологий, до 15гр.. Сначала вышли в район пер. Геологов (1Б, 3650 м.), тур не обнаружен. (Фото 125) На подъём сначала ведёт закрытый ледник, далее снежник, а потом небольшой участок осыпи. (Фото 126) На спуск просматривались крутые, до 70гр. , камнеопасные кулуары. На седловину вышли в 15-00.

Фото 124. Разведгруппа

Фото 125. Вид на пер. Геологов

Фото 126. Вид на пер. Геологов с пер. Белаг Северный

Далее группа пошла по снежнику вниз к началу ледника, а руководитель в одиночку поднялся на пер. Белаг Северный (2А). (Фото 127-128) Выход на седловину — 15-50. (Фото 129) На подъём — можно пройти по скальным полкам, повесив, максимум, одну верёвку. На спуск — 50 метров осыпи крутизной до 45 градусов, далее — пологий ледник Белаг Северный. Была снята записка группы туристов Краснодарского ТК Крокус под руководством Фалина А. от 10.08.2004.

Фото 127. Вид от пер. Геологов вниз

Фото 128. Пер. Белаг Северный 2А

Фото 129. Седловина пер. Белаг Северный

Не найдя пер. Белаг Центральный, двинулись обратно в лагерь, попутно просмотрев пер. Светлова (1Б*), параллельный пер. Загадок, который и решено было идти.

Весь день была переменная облачность, дождя не было.

7.4. перевал Светлова

север-юг

В Суганском хребте и соединяет д.р. Урух и ледн. Айхва

Прохождение

13.07.2011 со стороны ледн. Айхва. Снята записка группы туристов из г. Ульяновск под руководством Кушманцева С. И. От 18.06.2011 Описание даётся от ледн. Айхва до Айхвинских ночёвок.

7.5. Вершина Айхва Узловая

1Б альп. (рад)

3800 м

Скальный гребень

В Суганском хребте между пер. Светлова и пер. Айхва

прохождение

13.07.2011 с пер. Светлова. Снята записка группы альпинистов из г. Воронеж под руководством Тузлукова А. от 13.07.2011. Описание даётся от пер. Светлова до Айхвинских ночёвок.

ледорубы, треккинговые палки, каски

День 10

13.07.11

День - перем. облачность

Вечер — туман, дождь, гроза, град

4,5 км

+720

-500

ЧХВ 04:15

Подъём общий, в 6-00. В 8-00 вышли на маршрут. Идём в кошках и связках (3+3+2). За 40 мин. ЧХВ подошли к месту обеда 11.07. (Фото 130) Ещё через 10 мин. начали подниматься на ступень ледника Айхва. (Фото 131-132) Поначалу ледник закрытый, крутизна до 25гр., а верхней части разорван широкими трещинами, забитыми снегом. Идём по центру ледопада, поскольку слева ПХД у скал бергшрунд. Преодолев 2 трещины с попеременной страховкой (Фото 133-134), подошли к бергшрунду шириной 2 метра. Пришлось всё-таки уходить левее, под скалы, и какое-то время двигаться по мелкой осыпи, лежащей на льду.

Фото 130. Вид с восточной ветви ледн. Айхва в долину р. Хазны-Дон

Фото 131. Ступень ледн. Айхва на пути к пер. Светлова

Фото 132. Подходы к пер. Светлова

Фото 133. Преодоление снежных мостов с попеременной стовкой

Фото 134. Как-то так

Через 1 час 15 мин. ЧХВ от места привала вышли в перевальный цирк.(Фото 135) Ледник пологий, закрытый. Седловина очевидна, находится рядом с в. Айхва Узловая. Айхва Узловая с этого участка ледника очень даже хорошо видна, примерно понятно, где мог бы быть пер. Белаг Центральный, и становится ясно, где именно мы накануне ошиблись. Перевальный взлёт снежный, крутой: до 45гр.. Заходим траверсом. К тому же взлёт разорван бергшрундом, однако он практически полностью забит снегом. В 11-10 через 35 мин. ЧХВ от перевального цирка, выходим на седловину. (Фото 136) Седловина широкая, при желании можно поставить палатки. Вода днём может стекать со снежника на в. Айхва Западная.

Наблюдаем в 50 метрах ниже в сторону спуска большую группу альпинистов, явно спускающихся с в. Айхва Узловая. Руководитель догоняет их, выясняет что категория вершины 1Б альп., и что обычно на неё ходят по западному гребню. Решено радиально сходить на вершину, благо, время и погода позволяют. С собой берём аптечку, спальник, пенку, 1 верёвку и ИСС у каждого. Плотной группой поднимаемся по разрушенному скальному гребню. В целом, всё идётся ногами, кое-где многочисленные альпинисты уже натоптали тропу. Только в 1-2 местах есть элементы несложного лазания. За 30 мин. поднимаемся на вершину. (Фото 137-138)

Фото 135. Вид с седловины пер. Светлова на ледн. Айхва

Фото 136. Группа на пер. Светлова

Фото 137. Группа на в. Айхва Узловая

Фото 138. Деффчонки

Любуемся, фотографируемся (Фото 139-141). Ещё за 30 мин. спускаемся обратно на перевал. (Фото 142-144) В 12-40 начинаем спуск в направлении Айхвинских ночёвок. Склон снежно-осыпной, крутизна до 30гр., снег уже раскис, поэтому идти не очень приятно. (Фото 145) За 50 мин. ЧХВ подходим к первым площадкам на высоте 3300 м.

Воду нужно искать под камнями. Оборудовано и отмаркировано здоровенным 2-х метровым туром (Фото 146). Все места ниже уже заняты альпинистами, поэтому решено остаться здесь, тем более, погода портится. Обедаем. Начиная с обеда, идёт то дождь, то град, ближе к вечеру начинается гроза.

Фото 139. Вид с в. Айхва Узловая в сторону ледн. Биляги Южный

Фото 140. Вид с в. Айхва Узл. в сторону Айхвинских ночёвок

Фото 141. Вид с в. Айхва Узл. в сторону в. Айхва Зап.

Фото 142. Спуск с Айхвы Узл. по гребню

Фото 143. Вид с гребня Айхвы Узл. на в. Айхва Зап. и пер. Светлова

Фото 144. Спуск с Айхвы Узл.

Фото 145. Путь спуска с пер. Светлова

Фото 146. Внушительный тур на месте ночёвки 13.07

Личный состав развлекается строительством туров, аналогичных имеющемуся, поэтому, когда мы покидали это место, туров стало ну очень много. (Фото 147-148)

Фото 147. Славно поработали

Фото 148. На утро

Мимо нашего лагеря постоянно ходят туда-сюда альпинисты на акклиматизацию.

От этого места уже начинается тропа, ведущая вниз, в долину р. Урух к кошу и водопаду.

От места ночёвки до перевального цирка

1 час 55 мин.

Подъём на перевал

35 минут

Подъём на вершину

30 минут

Спуск с вершины на перевал

От перевала до места ночёвки

50 минут

4 часа 20 минут

Резюме: Логичная и красивая 1Б, соединяющая д. р. Урух и ледн. Айхва. Более безопасна и проста, чем пер. Загадок. Не вполне понятно, почему в таком случае пер. Загадок имеет более низкую категорию.

В. Айхва Узловая при восхождении по западному гребню технической сложности не представляет, однако может стать приятным дополнением к пер. Светлова.

День 11

14.07.11

Айхвинские ночёвки — р. Айхва-Дон — р. Урух — а/л Комы-Арт

8,5 км

-1500

ЧХВ 02:30

Утром выспались и просушили вещи после вчерашней непогоды. В 11-50 начали спускаться вниз. Тропа сначала угадывается, а потом становится всё более чёткой и натоптанной. Через 1 час 45 мин. ЧХВ дошли до водопада. Встретили группу Б. П. Лещенко, поднимавшуюся к Айхвинским ночёвкам.(Фото 149) Перекусили, искупались и пошли дальше по дороге (Фото 150).

Через 45 мин. ЧХВ подошли к а/л Комы-Арт. Насчёт проживания нас направили в один из домиков возле столовой к начальнику связи (или начспасу?), старой бабушке. Разместились в палатках на территории лагеря, поскольку народу было много и места не хватало, пришлось стоять в кустах у реки. Стоимость проживания в палатке — 70 руб./чел в сутки. В альплагере есть душ, с 7 до 10 утра бесплатный или за 25 рублей в любое время. Продукты вроде хлеба, круп и овощей можно приобрести у завскладом, а за остальным мы ходили в магазинчик на территории детского лагеря Ростсельмаш (Фото 151-152).

Альплагерь охраняется полицией, однако следует иметь в виду вредную привычку местных стражей порядка ходить в спортивном костюме, но при этом с табельным оружием. И вообще, по крайней мере, тот коп, с которым мы имели дело, вёл себя вызывающе.

На следующий день, 15 июля, осилили только радиалку за пивом в бар в детском лагере Ростсельмаш. А вечером снова была гроза.(Фото 153)

Фото 149. Вид с тропы на водопад в д. р. Урух

Фото 150. По долине р. Урух к а/л Комы-Арт

Фото 151. Пик Кубус

Фото 152. а/л Ростсельмаш

Фото 153. В день отъезда

8. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

• Основную опасность на маршруте для нас представляли потенциальные камнепады при прохождении скальных перевалов. Почти на всех перевалах скалы сильно разрушены, покрыты обломочным материалом, что приходилось учитывать при движении. На всех потенциально камнеопасных участках двигались плотной группой, особо неприятные участки проходили поодиночке. В некотором смысле нам повезло, что мы не смогли пойти пер. Осыпной и пер. Зюзина, славящиеся своими осыпями.
  • Было достаточно снега, поэтому почти все ледники были закрытыми. При движении по ледникам всегда обеспечивалась одновременная страховка. А при прохождении верхней части ледопада под пер. Светлова обеспечивалась попеременная страховка. При движении по снежникам в первой половине дня одевали кошки. На снежных склонах самостраховка обеспечивалась ледорубом, а на простых снежниках с пологим выкатом — иногда треккинговыми палками.
  • Из тактических моментов, возможно, прохождение участка ледн. Бартуй — пер. Цагардор — д. р. Фастаг-Дон — Райская поляна имеет смысл разбивать на 2 дня. Как оказалось, долина Фастаг-Дона — не самый простой участок пути и таит в себе всякие неожиданности.
  • Также не следует забывать о мерах предосторожности при общении с местным населением. Лучше каких-либо контактов вообще избегать. В долинах девушкам следует носить скромную одежду, ну и тем более, не ходить поодиночке.

9. Итоги, выводы, рекомендации.

Пройден достаточно интересный и техничный маршрут. Пусть не все поставленные задачи удалось выполнить, однако все участники получили ценный опыт.

Район красивый, есть препятствия на любой вкус: и снежно-ледовые, и большое количество скальных маршрутов в массиве Айхва.

10. Список использованной литературы.

Материалы, использованные при подготовке к походу:

Приложения

1. Картографический материал

Использовалась, в основном, склейка генштабовских листов.

• Листы Генштаба по району: K-38-028, K-38-039, K-38-040
  • Старая обзорная хребтовка
  • Генштаб Всея Осетии, обработанный Михаилом Голубевым, дико тяжёлый

2. Перевальные записки

Записка с пер. Авсанау

Записка с пер. Цагардор

Записка с пер. Загадок

Записка с пер. Белаг Сев.

Записка с пер. Светлова

Записка с в. Айхва Узл.

3. Адреса и контакты МЧС

Владикавказский ПСО. Г. Владикавказ, пр. Коста, 273. Тел. 8-867-2-74-41-03

4. Раскладка

Раскладка была коллективная, в личку были сухари и сахар.

5. Список общественного снаряжения

Список общественного снаряжения стандартный для горного похода 2кс. Разве что, ледобуров было взято с запасом: по 2 на связку.

6. Аптека

Аптечку особо не ели.

Источник : "https://tkmgtu.ru/otchety/94-gornye-pokhody/kavkaz/tsentralnyj-kavkaz/1687-otchjot-o-gornom-pokhode-2ks-po-digorii-konovalenko-fjodor-iyun-2011" rel="nofollow"