Виды туризма

13 октября 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 12 0

ОТЧЁТ 

о кайт путешествии в районе полярного урала, совершенном с « 10» по «16» апреля  2016 г. 

 

 

Маршрутная книжка № 2П 

Руководитель группы Седов Артем Сергеевич 

телефон домашний: 8 926 5768228 

e-mail: sedov_artem@mail.ru  

 

 

1. Справочные сведения (Паспорт путешествия) 

 

Вид туризма 

Кайт туризм (Лыжный, преимущественно с использованием буксировочного воздушного змея (кайта)). 

Район 

Республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ, Северная часть Полярного Урала 

Категория сложности 

н/к. Маршрутная книжка № 2П 

Время проведения 

10.04.2016 - 16.04.2016 

Маршрут (заявленный) 

г. Воркута – р. Б.Уса – р. Нияю – р. Естовис –  пер. Естото (н/к) – р. Б. Пойпудына  - р. Лонготьеган – г. Лабытнанги 

Маршрут фактический (пройден по запасному варианту):  

 

г. Воркута – р. Б.Уса – р. Нияю – р. Естовис – пер. Естото (н/к) – р. Б. Пойпудына  - ст. 110км (Полярный) 

Протяженность 

121 км по генеральному курсу, (171 км с учетом галсов) 

Продолжительность 

6,5 ходовых дней, в том числе 2 дневки по метеоусловиям. Под кайтом 3,5 дня. Всего на маршруте около 40 ходовых часов. 

Снаряжение специальное 

Лавинный лист (лопата) – 3 шт, Спутниковый телефон  (iridium) -1 шт, Санки-волокуши -4 шт, кайт – 2 шт на чел., рации 4шт., GPS – 4шт., ледоруб – 3шт., ледобур -4 шт. 

Продуктовая раскладка 

Средний вес продуктов в день на человека – 1000 гр. 

Аптечка 

Стандартная аптечка для лыжного/горного похода.                            У каждого из участников также были индивидуальные средства первой помощи.  

 

1.2 Список группы. Ф.И.О., телефон, руководителя и участников, туристический опыт. 

№№ 

Фамилия, имя, отчество 

Дата 

рождения 

Телефон, е-mail 

Туристический опыт 

(в том числе не заявленный) 

Седов Артем 

Сергеевич 

31.01.1983 

89265768228 

Sedov_artem@mail.ru 

 3ГУ Камчатка,  2ГР Тянь-Шань  

Инструктор по горному туризму 2005-10г. 

Кайт марафоны Trans-Onego Kite Enduro 2014, 2015 гг. 

Чемпионата Мира по кайтингу на сверхдлинной дистанции «Транс – Онего 2016» 

Радиальные ПВД под кайтом Кольский п-ов 

Кайт поход по полярному Уралу «Европа-Азия» (ст. Чум - ст. 141 км.) 2015г. 

Многочисленные кайтовые путешествия с протяженностью до 150 км по рекам и озерам Центрального региона. 

Кузин Андрей Анатольевич 

10.06.1978 

89253294070 

Кайт марафоны Trans-Onego Kite Enduro 2013, 2014, 2015. 

Радиальные ПВД под кайтом Кольский п-ов 

1 дневный кайтпереход Череповец-Рыбинск 

Чемпионата Мира по кайтингу на сверхдлинной дистанции «Транс – Онего 2016» 

Кайт поход по полярному Уралу «Европа-Азия» (ст. Чум - ст. 141 км.) 2015г. 

Многочисленные кайтовые путешествия с протяженностью до 150 км по рекам и озерам Центрального региона. 

Иванов Петр Андреевич 

01.06.1984 

89161019083 

Лыжные походы (детско-юношеский туризм): Хибины 2001, Кемь-Беломорск 2002, Заонежье. 2003. 

1 дневный кайтпереход Череповец-Рыбинск 

Кайт марафоны Trans-Onego Kite Enduro 2014, 2015. 

Чемпионата Мира по кайтингу на сверхдлинной дистанции «Транс – Онего 2016» 

Многочисленные кайтовые путешествия с протяженностью до 150 км по рекам и озерам Центрального региона. 

Атаманов Андрей Александрович 

12.06.1981 

89216597677 

3ЛУ Кольский. 

Радиальные ПВД под кайтом Кольский п-ов 

Кайт марафоны Trans-Onego Kite Enduro 2014, 2015. 

Чемпионата Мира по кайтингу на сверхдлинной дистанции «Транс – Онего 2016» 

Многочисленные кайтовые путешествия с протяженностью до 150 км по рекам и озерам Северо-Западного региона. 

 

1.3 Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов. 

 

 

 

Видео будет опубликовано на канале через какое-то время… "https://www.youtube.com/channel/UCy2oR2iF8TEB-trTGjyO6-A" rel="nofollow"  

 

1.4 Поход рассмотрен 

 

 

 

 

2. Общая идея путешествия, стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна. 

 

«Eсли человек чем-то по-настоящему увлечен, это его увлечение можно рассматривать как особый мир, если миров таких несколько в конце концов они начинают соединяться. И на стыке появляется что-то новое и интересное. Раньше для меня таким миром были горы, сейчас кайтинг, а стремление пропускать через себя километры и искать оптимальный маршрут было всегда…» 

 

статья о нашем прошлогоднем походе "Соединяя миры" - пересечение полярного Урала под кайтом (или отпуск с элементами экспедиции) на сайте RISK.RU 

 

Совмещаются ли кайтинг и горы, совмещаются ли относительно простые (по физической подготовке) путешествия и первозданная красота до которой не так просто добраться, совмещаются ли скорость и большие пройденные расстояния с большим количеством вещей и еды обеспечивающих комфорт и уют.  

В общем, как это свойственно обычному человеку, мы хотели получить всего и побольше, да еще и за короткий срок… 

У нас нет информации о Кайт путешествиях и путешественниках, по горной местности это накладывает определенные трудности в планировании и тактике. Именно этот вопрос нас и интересовал. Как спланировать? Что из этого получится? Было понятно, лишь, что расстояния, которые люди проходят на кайтах в походах за день, можно смело делить на два из-за сложности рельефа и связанных с ним ветровых потоков.  

Таким образом оформились исследовательские цели данного путешествия: 

  • Как рассчитать ходовое время и расстояние с учетом рельефа и погоды (какой запас нужен при планировании?)  
  • Как будут меняться преобладающие ветра в долинах. Возможно ли проехать все это время используя силу ветра или придется идти на своих двоих или же часто менять снаряжение из-за частых изменений ветра на рельефе?  
  • Эффективней ли будет такое передвижение по сравнению с классическим лыжным походом? 
  •  Какова предельная численность и скорость команды? 

Было принято решение зарегистрировать маршрут в МКК для того чтобы:  

 - Обратить внимание людей, занимающихся кайтингом и, только присматривающихся к возможностям которые это занятие открывает, на обеспечение безопасности своих мероприятий, а также повышение сознательности своих действий.   

 - Показать что походы возможно заявлять через официальные организации по спортивному туризмом, что опять же вынуждает более серьёзно подойти к вопросам снаряжения и медицины а также дает возможность официально регистрироваться в местных органах МЧС. 

Ну а также нельзя забывать про цели просто хорошо отдохнуть, покататься на кайте и насладиться великолепными видами гор. Только тут где встречаются просторы тундры и горы Урала возможно было сделать то что мы планировали. 

Характеристика региона. 

Зимний Полярный Урал имеет несколько особенностей, которые трудно встретить вместе в других местах: 

  • Хорошая доступность. Маршрут можно начать или закончить прямо на одной из станций железной дороги Москва-Лабытнанги (с ответвлением на Воркуту). Время в пути от Москвы до этих пунктов - двое суток или меньше. 
  • Разнообразие рельефа, насыщенность района техническими препятствиями. На Полярном Урале есть все, от бескрайней ровной тундры до перевалов.  
  • Очень суровый климат. В районе практически отсутствует лес, поэтому зимой он представляет собой, по сути, снежную пустыню.  
  • Кроме того, есть и эмоциональный фактор. Полярному Уралу свойственно нечто, что можно выразить словами суровое очарование. Бесконечная равнина тундры, где редкие деревца можно встретить лишь в отдельных ложбинах; высокие, иногда остроконечные вершины; вертикальные стены каров высотой до нескольких сотен метров; гладкие, отполированные ветром, словно инопланетные холмы; полное безлюдье - все это создает особое ощущение спокойного величия окружающего мира, куда хочется вернуться, несмотря на все трудности походов в этом районе. 

Теплая погода с наибольшим количеством ветреных дней устанавливается здесь с конца марта. Снег тает в конце апреля (обычно). 

3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения. 

 

Воркутинского ПСО: ул.Ленинградская 10а. Такого дома на улице нет. Сейчас спасатели находятся напротив во дворе СМУ. 

 

Поезд Москва- Воркута, и Москва-Салехард. 

Также между Воркутой и Салехардом ежедневно курсирует местный поезд, который останавливается почти на всех станциях.  

4. График движения. 

 

Даты  

Дни  

пути 

Участки маршрута 

Время на маршруте 

(час) 

Путь фактический 

(км) 

Пройденное расстояние по маршруту (км) 

Способы 

передвиж. 

10.04 

г. Воркута – р. Б.Уса 

2,5 

25,3 

22 

кайт 

11.04 

Ночевка в том же месте (штиль) 

12.04 

р. Б.Уса - р. Естовис 

50,2 

42 

кайт 

13.04 

р. Естовис  - пер. Есто-то н/к - р. Б. Пойпудына 

46,7 

35 

кайт, пешком 

14.04 

Ночевка в том же месте (пурга, штиль) 

15.04 

р. Б. Пойпудына  - г.592м.  

27 

15 

кайт, пешком 

16.04 

г.592м. до станции 110км (Полярный) 

8,5 

24 

22 

пешком 

ИТОГО 

 

 

 

176 

121 

 

 

5 Изменения маршрута и их причины 

 

В связи с исчерпанием дней запаса из-за пурги и штиля, а так же в связи                                         с малоснежной зимой 2015/2016г и аномально ранним сходом снега в западной части уральского хребта, группа пошла по запасному варианту через долину реки                         Б. Пойпудына. 

 

6 Планирование графика движения. 

 

Одной из целей этого похода была проверка и отработка методов планирования кайт походов, т.к. слишком много факторов влияют на продвижение по маршруту. Если для походов по ровным просторам достаточно заложить дни запаса на погоду, то здесь приходится учитывать рельеф в широком понимании, учитывать преобладающие ветра и расположение основных долин по отношению к ним. Информация по кайт походам в горных районах, а тем более по их планированию отсутствует. С этой целью, несмотря на то что поначалу мы даже не знали как подступиться к прикидке графика, мы справились превосходно. Для планирования такого километража и времени были проанализированы наши прошлые походы по Онеге, Рыбинскому Горьковскому Ивановскому водохранилищам, а также Наш прошлогодний Кайт поход по Полярному Уралу.  

 

Для планирования похожего мероприятия можно пользоваться этими цифрами, но нужно помнить что очень высока неопределенность этих расчетов, ну и конечно цифры будут менятся в зависимости от региона, местности, снежного покрова, погоды опыта и схоженности группы. 

 

Также эти цифры совсем не применимы к походам по равнинным участкам. 

 

Соответствие реального графика прохождения по маршруту и планируемого графика прохождения. 

Дни  

Планируемый график движения 

Км 

Запасной вариант 

Км 

График движения 

Км 

г. Воркута – р. Б.Уса 

30 

 

 

г. Воркута – р. Б.Уса 

22 

р. Б.Уса - р. Естовис 

41 

 

 

День Запаса 

р. Естовис  - пер. Есто-то н/к -          р. Б. Пойпудына 

10 

 

 

р. Б.Уса - р. Естовис 

42 

р. Б. Пойпудына - р. Лонготьеган  

(р. Глыбовый) 

30 

р. Б. Пойпудына до станции 110км (Полярный) 

40 

р. Естовис  - пер. Есто-то н/к -          р. Б. Пойпудына 

35 

р. Лонготьеган  

30 

110 км – южный край плато Енганаэпе 

40 

День Запаса 

р. Лонготьеган – г. Лабытнанги 

60 

южный край плато Енганаэпе - Воркута 

40 

р. Б. Пойпудына до станции 110км (Полярный) 

15 

День Запаса 

 

 

р. Б. Пойпудына до станции 110км (Полярный) 

22 

День Запаса 

 

 

Ожидание поезда. 

 

 

 

 

5. Описание прохождения группой маршрута. 

(далее повествование от лица нашего фотографа, Андрея Кузина, с небольшой редакцией) 

 

В этом году мы снова решили перейти из Европы в Азию на кайтах через Полярный Урал. Маршрут выбрали немного отличающийся от прошлогоднего. Изначально хотели пройти от Воркуты через перевал Эсто-то в долину                                      Б. Пайпудыни, далее по долине Лонготьегана на Ямальскую сторону, ну а оттуда в Лабытнанги. Проще говоря мы хотели доехать на лыжах по снегу при помощи небольшого парашюта и ветра из одного города в другой через Уральский хребет. 

И вот в середине апреля мы полные отваги, не смотря на крайне теплую весну, садимся в поезд до Воркуты. В этом году наша команда несколько сменила состав. Помимо меня (Андрей Кузин) и Тёмы «Mawerick‘а» к нам присоединяются мой друг и напарник по команде Freegliding Bastards Питэ Иванов а также наш старый питерский кайт-товарищ Андрюха Атаманов.                    . 

Разрыв страницы

 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

В поезде ехали "на задумчивых щах", ибо по прогнозам и отзывам нас ждала голая жопа тундра без снега. 

 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

По приезду в Воркуту нас великодушно встретил на вокзале Виктор Богино (человек огромного радушия и энтузиазма, ему не безразлична судьба своего города и он всячески готов ввязываться сам и продвигать любые идей, чтобы отвлечь и заинтересовать молодежь). Он посадил нас в свою Буханку. Едем в регистрироваться в МЧС.                          .                     Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Но вскоре мы покидаем Воркуту и выгружаемся из буханки в голой тундре за городом.Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Виктор настоятельно рекомендует переночевать у него в балке (жилом вагочике) стоящим на плато Энганепе. До него по прямой от места старта 30 км. Это не совсем по пути, но и крюк не большой, поэтому решаем воспользоваться предложением Виктора и попробовать дойти до балка. Сейчас начало шестого вечера, у нас есть 2-3 часа до полной темноты, за это время должны успеть преодолеть 30 км тундры, ветер к тому же попутный. Упаковали сани, Андрею его рамные сани еще пришлось и собрать. Разложили большие кайты и двинули на восток. Дует 6 м/с едется нормально, хоть местами и по кустам. 

 

Первая разведка боем показала что движение возможно, но требует особого внимания и лавировки между кустами, это немного замедляет наш темп, но мы хотя бы едем.  

Проехав полпути уперлись в реку Усу. Она внизу на фото и не замерзла. Слева воркутинский водозабор, от его плотины идет открытая вода. Спускаемся к реке уходя правее, там каньон, там не пройти. Спустившись еще ниже по течению находим проход между каньоном и открытой водой, переправляемся по очереди на другой берег. Следующая преграда - ручей в овраге заросший деревьями. Иду первый, нахожу проход. Беспроблемно проезжаю ручей на Ионе-13 на 50м стропах. За мной идет Питэ на Хроно 15. Хроно складывается в самом интересном месте. Мне даже показалось, что на деревья, но нам повезло, кайт упал на снег. Тем временем смеркается. Пока Питэ расправлял кайт, Андрюха с Тёмой беспроблемно переезжают овраг. Минут через 10 и Петр готов стартовать. Темнеет, но мы решаем ехать пока хоть что-то видно.  

Подрезаем снегоходные следы, идущие прям по курсу на балок. Становимся на след, так надежнее. Теперь с одной стороны у нас есть четкий ориентир для движения, а с другой, даже не знаю, как объяснить сложившуюся ситуацию, яхтсмены меня поймут, попробуйте двигаться по сложному извилистому фарватеру шириной всего лишь в 2 раза больше ширины яхты, вот это мы и испытывали. В общем это что-то новое для нас, хотя ехали то мы как раз за просторами.  

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

Вскоре снег пропадает везде, кроме узкой дорожки утрамбованной снегоходом. Да нам просто повезло. Ехать в сумерках на кайтах по дорожке шириной 60см, это просто праздник какой-то:)). Сбиваемся в плотную группу, это немного замедляет наше передвижение, т.к. уже нет возможности маневра еще и вперед-назад, но зато повышает безопасность. И вот долго ли коротко, но уже в темноте мы выскакиваем на плато прямиком к балку. Быстро приведя балок по инструкциям Виктора в рабочее состояние, мы наварили пельменей, уничтожив остатки пива и отдыхаем с походным кальяном. 

На рассвете я вышел на улицу оглядеться, слева вдалеке внизу вчерашние кусты. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

 

Наше жилище выглядело вполне пристойно:)Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

 

 

Здесь присутствует даже утепленный туалет. 

 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

 

Вид на плато Энганепе. Красиво, но совсем безветренно.Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

На следующий день ветра почти не было. Нам удалось отъехать пару километров от балка, но дальше началось неэффективное елозенье на одном месте, мы ждали ветра, в надежде запускали кайты и отдирали потом их из кустов. Движение без саней по ровной площадке было возможно, но как только пристегивали сани... 

Так наступил вечер, и мы решили еще одну ночь провести в уютном балке. Итог дня, потерян первый день запаса, что дополнительно к сложной ситуации со снегом заставляет задуматься о прохождении маршрута за столь короткое время. 

 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

 

Следующее утро встретило нас свежим ветерком, и мы стали собираться на маршрут. Собравшись, выходим в тундру. Направляемся на слияние реки Ния-ю и Усы, так проложен наш виртуальный маршрут по космоснимкам. Подойдя к Усе, спускаемся на лед. Нас окружают гигантские снежные наддувы и оголенные серые скалы, торчащие из берегов. На слиянии рек две промоины с бурной водой. Ехать по реке в каньонах казалось бы удобно, но при таком течении и сложном русле состояние льда может меняться резко и не в нашу пользу. Выходим в тундру на вездеходную дорогу к перевалу. Движемся по снегоходным следам и колеям от вездеходов. Вчерашняя ситуация с фарватером повторяется. Теперь то мы уже умеем это делать. Но тут ситуация усложняется. Снега становится все меньше и наш фарватер сокращается местами до ширины саней. Снегоходный след подозрительно уходит в сторону. Идем по вездеходным колеям, да да, теперь ширина полоски, по которой нужно ехать это несчастные 30 см. Дорога упирается в реку, на реке лед и бараньи лбы по берегам, на кайте не пройти, ищем пути объезда. а ветер тем временем усилился, да так, что приподнимает на разворотах. надо лавироваться против ветра немного назад по кустам, чтоб миновав камни, выйти на чистый лед и пересечь реку. Через минут 20 справляемся с рекой. Далее вновь выходим на дорогу, где остался снег или лед в колеях. На одном из пригорков снег переходит в песок и ехать на кайте становится не возможно. Разворачиваемся и ищем северный склоны сопок, где остался снег. Так, с боем и пробираемся к Уральскому хребту. 

 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Один из снежных склонов сопок, снега на фото по меркам этого года, немеряно. 

 

Разрыв страницы

 

Вскоре ехать по тундре стало невозможно совсем из-за отсутствия снега, да и ветер постепенно выключили. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Картина простирается далеко вперед и совсем нас не радует. 

      В 100 метрах река Ния-Ю. Спускаемся к реке, чтобы найти немного снега, и на островке, ставим лагерь.Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Снежная пила в действии. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

 

Лагерь кайтеров в русле Ния-Ю посреди растаявшей тундры. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

 

Суровая красота севера. (Фото утра предыдущего дня). 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

 

На следующе утро идем смотреть местную достопримечательность каньон Ния-Ю, благо он оказался в нескольких сотнях метрах от нашей ночевки. 

 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Полярный квартет. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

 

Двигаться дальше по маршруту планируем по льду реки. Каньоны позади русло расширилось и выровнялось, теперь лед относительно безопасен. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Разрыв страницы

 

Через несколько километров по ходу движения количество снега вокруг возросло, и мы выбрались из узкого русла реки на заснеженные поля. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

 

Между плато Энганепе и Уральским хребтом. Вот настоящие просторы где много снега и ветра — вот где можно развернуться и гнать до горизонта, но нам не туда.Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Остановились на перекус у северо-восточной оконечности Энганепе. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Впереди открывается вид на Уральский хребет. Нам надо уйти левее к перевалу. До него 30км. Ветер попутный, должны дойти быстро.Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

 

На подъезде к перевалу Эсто-то. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

 

Под перевалом на замерзшем озере ветер неистово вдувал с горы, хотя по всем данным эта гора должна была закрывать преобладающий ветер. Мы же стремившись под ее защиту получили как раз усиление ветра до 11 с порывами до 15 м/с. Что же будет на перевале? Срочно остановились и поменяли кайты на штормовые. В нашей группе это были крылья 5-7 м.кв. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Привал совместили с заменой кайтов. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

 

Проходим еще пару километров и подходим к перевалу, ветер после смены кайтов стал стихать, и вот нам уже его не хватает. Начинаем менять обратно на большие, но не спешим этого делать, т.к. есть предчувствие что его совсем выключают. Через 20 мин все наши опасения подтвердились. То есть за время чуть больше часа ветер стих с 11(15) м/с до 3х. дааа, это Полярный Урал.  

Эх, мечта заехать на кайте на перевал и ощутить то чувство, когда сила ветра легко и непринужденно затаскивает тебя на перевал, вместо героического подъема тяжестей так и осталась мечтой. Что-то сложностей становится все больше. 

В узком кулуаре перевала ветер отсутствует, как класс, приходится вспоминать свое туристическое докайтовое прошлое, впрягаться в сани и пилить вверх, ситуация немного осложняется тем, что у кайтера все снаряжение в санях, так гораздо комфортнее ехать, но когда начинается пешка…  

Разрыв страницы

 

Артем всем своим видом показывает, что нам туда. (пер. Эсто-то) 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

 

Пеший подъем на Эсто-то. Медленно, но верно мы затаскивали себя и сани со скарбом на перевал.   

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

На перевале Эсто-то. Вид на Азию. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Стали спускаться с перевала в долину Б.Пайпудыни. Кто пешком, кто на лыжах. Уже темнеет. Спустились метров на 400. Понимаю, что пора ставить лагерь. Парни предлагают искать некое укрытие для лагеря. Пошли траверсом к ближайшей горе. Тем временем чувствую, что силы покидают меня. Я с утра отказался от завтрака, и съел за весь день только пару батончиков и орехи. Идти еще пару сотен метров по снегу совсем не хочется. Парни ушли вперед, а я их проклял и лег на сани. Пролежал сколько то минут, понял, что скоро так засну и замерзну, а меня никто не спасет. Добредя до лагеря (100 метров - прим. Рук. :) откопал последнее пиво в дебрях саней и улегся в палатку его поглощать. Потом поел горячего, и совсем полегчало, готов был бодрствовать. Однако все мои друзья уже давно спали. 

Проснувшись с утра, удивились, что тент палатки сильно хлопает, да и снегу между тентом и внутрянкой намело. Вылезли наружу, а там пурга и дует пятнашку. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Залезли обратно в палатку. Там, как дома. на термометре +29С под потолком. Солнце печет апрельское. Пурга и солнце, день чудесный Пережидаем пургу, раскочегарили кальян. (Прим. Не повторяйте это дома Мы за здоровый образ жизни – рук.) 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

Пурга поутихла, вылезли собираться.        .Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Решаем, что можно ехать на штормовых кайтах. Собираемся. Ветер стихает постепенно. Пока собрались (это примерно час полтора) ветер кончился почти весь. Мы смогли отъехать на один километр от лагеря на крыльях большого размера, и на этом все. Небо затянуло, пошел снег вертикально вниз. Решили просто поставить лагерь и поупражняться со снежной пилой. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

Примерно за час построили микроиглу. На следующее утро Петр пытается показать, что он туда влез. Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Второй день запаса исчерпан нужно принимать решение. В долине реки                                  Б. Пойпудына снег есть, но, то что мы видели до гор, и информация от местных, что на западной стороне снега меньше заставляет сильно задуматься. Мнения разделяются. Но рисковать временем не можем. К тому же прогноз, полученный по спутниковому телефону из Москвы от поддерживающего нас метеоролога Алексея Лалекса совсем нестабилен. Вместо преодоления еще 150 км неизведанности до Лабытнанги, мы решили идти по запасному варианту долине реки Большой Пайпудины к ж/д станции "110 км", что давало шансы уложиться в отведенную на поход неделю.  

Утро нового дня встретило нас свежим ветром, и мы наскоро засобирались. Стартовав от места ночевки на штормовых кайтах, мы спустились в русло Пайпудыни, откуда наш путь лежал строго против ветра. Ветер внизу подстих, на эффективную зарезку уже не хватало. Сменили кайты на большие. Прошли против ветра несколько километров, после чего ветер выключили, и включили жару под палящим апрельским солнцем. Самое время переходить на скитур. Вот тут то мы и начали задумываться об обратной стороне того комфорта что мы везли в санях.  

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

Где-то в самом центре Полярного Урала. Мы жарились на солнце и ждали ветра. Издалека доносился еле различимый лай собаки, чуть позже послышался звук снегохода.  

 

 

По другой стороне широкой долины двигался караван оленеводов. Они переходили с одной стоянки на другую. Они здесь дома, это мы, как только выключили ветер стали практически беспомощными в тающей апрельской тундре. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

В итоге мы втроем пошли пешком, Артем продолжает елозить на кайте. Двигался ли он быстрее нас? Нет. Сколько он сжёг калорий намахивая кайтом, а сколько мы, волоча 30 кг сани, так же неизвестно. Но рано или поздно мы его обогнали.Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 Выйдя на след каравана оленеводов мы пошли по утоптанной оленями тропе. Это сильно быстрее, чем по целине. Перешли по следам Пайпудыню и остановились на водопой увидев открытую воду. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

После пяти дней питья топленого снега (несмотря на то, что постоянно пьем неплохие изотоники) очень хочется попить свежей водички. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Артем тем временем догонял нас на кайте не желая ничего слушать. Но вскоре и ему пришлось перейти на мышечную тягу чтобы нас догнать. Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Так мы и двигались по оленьей тропе, которая стала забирать на склон. Вид назад на долину Большой Пайпудыни. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Силы были подрастрачены, и с первыми признаками сумерек мы стали ставить палатку. Лагерь бурлаков на оленьей тропе. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

Ветер так и не появился, зато температура упала до минусовых значений.Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

С утра мимо палатки проехал снегоход разбудив нас. Мы решили, что стоим на оленеводческой тропе ведущей вероятно всего к станции Сейда. Вылезли из палатки. Ветра нет. 3й день нет ветра! Опять пешка с санями. Пока собирались вроде раздуло. Разложили крылья, запустились, не теряем надежду, хотя по прогнозам из Москвы ее нет. Отъехали на километр от места ночевки, и ветер опять закончился. Складываем кайты, идем пешком. Решили перейти на другую сторону реки, так как там по карте проходит дорога на станцию "110 км". Пешком идти невозможно, проваливаешься по-колено, а то и по-пояс. Все идут на камусах, у меня их нет. Я подвязал веревки под лыжи. Идти так можно, но крайне неудобно. Еще же сани сзади. Преодолев километр кустов и несколько рукавов реки вышли на другой берег на дорогу. По ней недавно прошел снегоход, что нам сильно облегчило жизнь. По следам можно было идти без лыж почти не проваливаясь. Я тут же снял лыжи, да и ботинки лыжные тоже снял. Надел легчайшие сапоги из ЭВА и пошел пешком. Андрей Атаманов тоже снял лыжи, а Петр с Артемом продолжали скитурить. Нам предстояло преодолеть 18 километров снегоходного следа. Шли мы быстро, и чтоб не выбиться из сил раз в час делали привал, где отпивались изотоником и отъедались карпаччо. На одном из привалов на пайпудынской дороге. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Вот и знакомые по прошлому году места, мы раскатывали эти долины вдоль и поперек и тут знакомо каждое деревце, виден поселок и железка. Мы с Петром шли чуть впереди, и я предложил разложить кайты, коль дуть стало. Разложились, я стартанул, и чуть отъехал вперед от места старта, там тянуло еще лучше. Я этому очень обрадовался, подзатянул даже триммер и стал ждать пока появится красный Хроно в небе. Но он все не появлялся и не появлялся. В рацию Петр сообщил, что ветер у него чуть подстих, и он не может запуститься. 

И это всего в паре сотен метров от меня. И по рельефу вокруг никто такого не смог бы и предположить. Ещё одна удивительная особенность горного ветра. Не дожидаясь провала у себя, я сказал, что двину к железке искать ночлег пока дует, и опустил кайт из зенита в центр окна. Доехал не без приключений. Пытаюсь связаться по рации с остальными участниками экспедиции, которые по каким-то причинам еще сюда не добрались. В обрывках слов доносится, что у них не особо дует, и они идут пешком. Странно, у железки дует метров 10. В этот момент приезжает последний сегодняшний поезд идущий в цивилизацию, это значит, что мы ночуем на 110м.  

Станция 110й км. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Пока парни подходят к станции, иду искать жилье по заброшенному поселку геологов. Найдя в глубине поселка живых и невредимых, как это ни странно, геологов, я выяснил, что переночевать нам в общем то негде, кроме как в инструментальной мастерской у Константиныча, бессменного работника ст.110 км. Вторая же перспектива - спать в холодном гараже в вездеходе, ну и третьим вариантом остается наша любимая палатка. Дожидаюсь парней на окраине поселка, и мы идем к Константинычу проситься на ночлег. После недолгих переговоров нам была отдана теплая "Инструменталка", только корыто с салярой было велено снять с буржуйки и переставить в сени...))) 

Разрыв страницы

 

Ночевка в "Инструменталке" Константиныча. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Вид с утра на наши хоромы. Когда я делал это фото, сзади подошел Константиныч и спросил: - Ну как, перебичевали?:) 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Наша спортивная часть закончилась, куда либо добраться за полдня мы не успеваем, да и время пролетело слишком быстро. Чтоб скоротать время в ожидании поезда, мы пошли гулять по заброшенному поселку геологов. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

Внутри брошенных зданий. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Тем временем в поселке продолжалась жизнь. По улицам ездил привычный для здешних мест транспорт. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Кирпичная стена продолжала сражаться с западными ветрами. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

 

Подошедший бичевоз комфортабельный и теплый поезд Лабытнанги-Воркута доставил нас в Сейду, где мы стали ожидать Воркутинского поезда до Москвы. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

Билеты к сожалению были только в сидячий вагон, и следующие 40 часов мы коротали в электричке Воркута-Москва. Ездить в сидячих поездах на дальние расстояния, это особый экспириенс, и я знаю даже некоторых людей постоянно его практикующий. Первое время, пока поезд шел по Коми, где много вахтовых поселков, люди менялись с завидным постоянством. За ночь почти все лица в вагоне несколько раз поменялись. Народ садился на платформах, где нет касс, соответственно рассадка по местам не могла быть выполнена корректно, люди просто занимали свободные кресла. Мы же в этой суете заняли крайние места с обоих концов вагона, где можно было хоть как-то вытянуть ноги. Лучшие места в сидячем вагоне. 

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

Отчёт о кайт путешествии в районе полярного Урала

И так и ехали до самой Вологды, где нас проводник попросил пересесть на места согласно билетам. На самом деле ехать в сидячем сложно только ночью, т.к. просто неудобно спать. А днем одни плюсы по сравнению с плацкартом: сиденья удобнее, воздух в вагоне много свежее, у каждого есть персональный столик, привлекательная цена. 

 

  

 

 

 

 

 

40 часов в электричке из Воркуты. 

6. Итоги, выводы и рекомендации по снаряжению:  

 

Ходовая часть: У всех было по 2 кайта. Основновные: Ион-2-13, Экстази-2-12, Озон Хроно-15, Джокер-4-16. Штормовики: Ион-2-7, ФС Спид-4-10. Все кайты кроме Хроно показали себя с хорошей стороны, Озон несколько раз складывался в сложных ветровых и рельефных условиях. 

Лыжи: фрирайд, три пары BD Zealot 192 и 182см, Rossignol Bandit 185см. Крепления: телемарк, тлт, скитур. 

Сани у всех были разной конструкции. Рыбацкие п/э сани, детские пластиковые сани Pelikan в 2 слоя, самодельная конструкция из листа высокомолекулярного полиэтилена, а так же лыжно-рамные сани Андрея производства КорольКо (Петрозаводск). Пока ехали на общественном транспорте лидерство по комфорту держали сани-корыта с колесами. Когда начался кайтинг, все сани поехали более-менее одинаково, а вот как пришлось сани тащить за собой, выяснилось, что едут только лыжные сани Андрея, а сани остальных не едут. 

Одежда. Тут напишу только за себя.(т.е. Андрей Кузин) Базовый слой: Кобинезон- изотермик от Сплава из Polartek HiLoft. Супер весчь, заменяет 4 предмета одежды. Надевался на голое тело и не снимался до конца похода. Спал в нем, в осеннем спальнике Huski Ember при t наружней -1-10С. Утепляющий слой: прималофтовые крутки разной степени утепления Arcteryx Atom Hoody Lt либо Сплав Импульс, в зависимости от температуры и активности. Внешний слой: Fjell Raven Anorak No8 + fjell Raven Tour trousers. Анорак и штаны самосбросы от шведского производителя винтажного туристического снаряжения. Смесовая ткань, никакой мембраны. Намазал пчелиным воском пожирнее, растер утюгом и порядок. Дышит отлично, не течет пока ливня не будет, искр и острых предметов не боится в отличии от мембраны. Анорак имеет охерительный капюшон и нагрудный карман литров на 7, из-за чего и покупался. В карман прячется перекус, питье, навигатор, анемометр и прочая мелочь, которая может потребоваться во время движения под кайтом. В штанах имеются накладные карманы на передней стороне бедер не мешающие ремням трапеции, а на коленях вшиты специальные ниши, куда я вставляю куски пенки вместо наколенников. Для стоянок пуховик Сивера, второй сверху в их линейке. 

Бивуак: 5-местная Палатка MSR Stormking. Это Весчь! Показала себя с наилучшей стороны. По форме пятиугольник с длиной стороны в 2 метра и высотой 1,6м. В ней четверым мужикам было просторно, тепло и более- менее сухо. Готовили часто в палатке на бензине отведя под кухню один из ковриков лежащих по центру. Ставится палатка крайне быстро, хотя в сильный ветер для этого нужна сноровка из-за большой парусности. Однако, растянутая на ветру стоит, как каменная. Ветер в 15 м/с, даже не думал сгибать дуги. Минус один - цена. Для поддержания уюта и минимальной просушки вещей у нас по вечерам в палатке горела газовая лампа kovea 2905 с самодельным жестяным плафоном для лучшей работы на обогрев. Съела лампа чуть больше одного 450гр баллона за 4 ночевки, жгли ее не жалея. Так же неплохо помогает избавляться от влаги в палатке быстросохнущее полотенце, которым стоит по утру пройтись по внутренним стенкам. 

Кухня: Горелки Primus Omnifuel и мультитопливная Kovea, как запасная. Использовался только Primus. Кастрюли на 3 литра от Primus и на 2 литра от Snowpeak. Кастрюля Primus 3L с радиатором использовалась, как основная для топления снега, и показала себя с лучшей стороны. Буквально за 15 минут из снега делали 3 литра кипятка. 2х литровый титановый ковш Snowpeak использовался для утреннего кофе и прочих "мелочей". Топливо - галоша. Сожгли около 3х литров. Это примерно по 150 мл в день на человека. Так же у каждого было по 1 литровому термосу куда мы заливали разведенный изотоник. 

В качестве навигации у всех были персональные приборы Garmin с заранее проставленными маршрутными точками. Для связи с большой землей использовали спутниковый телефон Iridium.Для связи между собой участники группы имели портативные УКВ-радиостанции с запасными аккумуляторами.  

 

7. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута и безопасности. Да и вообще по таком у отдыху. 

 

Итак мы совместили несовместимое. Прошли сложный, но интересный маршрут из Европы в Азию через горы используя преимущественно силу ветра. Очень интересно было почувствовать на себе изменчивость и неповторимость Уральских ветров. А также получили массу впечатлений.  

Наша группа имела большой опыт в кайт походах, у участников был примерно равный уровень подготовки, и мы неоднократно путешествовали вместе. Это позволило пройти довольно сложную местность с протяженными бесснежными участками, изобилующую сложными руслами рек и оврагов быстро на сколько позволила погода, а главное безопасно. 

Мы еще больше набрались опыта понимания ветров и их изменений на сложном рельефе, а также значительно повысили свой уровень катания.  

Да и отдохнули мы хорошо несмотря ни на что J 

 

 

 

Потенциально опасные участки, препятствия, явления на маршруте. 

Небольшое отступление. 

Нередко приходилось слышать о прохождении маршрута Череповец - Рыбинск без снаряжения для ночевки и с аптечной состоящей из бинта и зеленки.  Да этот маршрут можно пройти 1м днем, но редко кто задумывается о том, что будет если на середине пути изменится погода или случится что-то еще, а группа в 80 км до ближайшего населённых пункта. Понятно, что никто не застрахован от случайностей, но сделать определённые действия чтобы повысить выживаемость все-же стоит. 

Пурга. 

Пурга на Полярном Урале вещь неизбежная, ее может не быть и неделю, а может продолжаться 2-3 дня. В среднем на каждые 4-5 дней похода надо закладывать один день пурги. 

Лавины. 

Снега было достаточно мало. Лавинная опасность на пройденном маршруте была минимальная. При большем количестве снега она может возрасти. 

Реки 

В конце марта - начале апреля все реки и ручьи еще подо льдом. На всем маршруте мы видели несколько промоин именно от течения в сложном русле, вид этих промоин пугает и завораживает, течение в них сильное настолько что вода бурлит. В случае более позднего окончания маршрута и ранней весны реки могут вскрыться, и будут проблемы с их переходом. 

Скорость.  

Из-за большой скорости необходимо оперативно контролировать все опасные места и обходить их, также велика вероятность растеряться на маршруте буквально за пару минут. У нас был кто-то всегда ведущим, он контролировал маршрут и периодически посматривал назад. У нас была схоженная группа поэтому все двигались довольно плотно, также 2й и 3й контролировал сзади идущего, но также была договоренность, что если кто-то останавливается или хотя бы 1 человек теряется из виду, все включают рации. 

Недостаточная видимость. 

Растеряться в кайт походе, как уже говорилось дело 2х минут. Мы двигались довольно плотной группой, и контролировали друг друга визуально, также у каждого были рации. При этом существовала и еще один сценарий при потеряшках и невозможности связаться по рации. У каждого участника в персональном GPS была карта с проставленными по всему маршруту (не далее 2х км) пронумерованными точками и договорённость о встречи на следующей по ходу точке. Эти точки все равно нужны были при планировании детального маршрута по Гугл снимкам, необходимо было просто увеличить их частоту. 

Выводы. 

Большинство потенциально опасных участков и явлений можно обойти или избежать при правильной тактической и технической подготовке группы.  

Если какая-либо информация в этом отчете будет кому-то из кайтеров полезна, и он найдет для себя что-то новое, что заставит повысить свой уровень, или заставит задуматься о каких-то вещах, значит этот отчет писался не зря. 

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию