20 декабря 2021
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: II

О Т Ч Е Т
о лыжном походе второй категории сложности по Кольскому полуострову
Ловозерские и Хибинские тундры
с 24 февраля по 8 марта 2020 года

1.Справочные данные.

1.1. Организация, проводящая поход

Участники группы — члены т/к „Романтик“ (пер. Шампанский 11-А, к. 80, спорткомплекс). Тренировочный и подготовительный процессы проводились на базе т/к „Романтик“.

Выпускающая организация: Федерация Спортивного Туризма г. Одесса, ул. Кирова,5.

1.2. Параметры маршрута

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км.

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

Лыжный

Вторая

24 февраля — 8 марта 2020 г.

1.3. Район похода

Кольский полуостров Ловозерские и Хибинские тундры.

1.4. Нитка маршрута

Заявленная:

пос. Ловозеро — оз. Светлое  - д.р. Светлая  - д.р. Куклухтнюнуай — оз. Сейдозеро — д.р. Мончесуай  — пер. Куфтуай(н/к) — г. Тавайок — пер. Юж.Тавайок (н/к) — г. Паргуайв — д.р. Тавайок — оз. Умбозеро — залив Тульилухт - д.р. Каскаснюнйок — пер. Умбозерский — д.р. Партомйок — д.р. Кунийок — база КСС — пер. Юж.Рисчорр — пер. Сев.Рисчорр (1А) — база КСС — д.р. Петрелиуса - пер. — пер. Зап. Петрелиуса (1А) — г. Юдычвумчорр - д.р. Мал.Белая — г. Хибины — д.р. Мал.Белая - пос. Хибины.

Пройденное:

пос. Ловозеро — оз. Светлое  - д.р. Светлая  - д.р. Куклухтнюнуай — оз. Сейдозеро — д.р. Мончесуай  — пер. Куфтуай(н/к) — г. Тавайок — пер. Юж.Тавайок (н/к) — г. Паргуайв — д.р. Тавайок — оз. Умбозеро — залив Тульилухт - д.р. Каскаснюнйок — пер. Умбозерский — д.р. Партомйок — д.р. Кунийок — база КСС— пер. Сев.Рисчорр (1А) — база КСС — д.р. Петрелиуса - пер. — пер. Зап. Петрелиуса (1А) — пер. Рамзая - р. Поачйок — оз. Мал.Вудьявр — пос.Кукисвумчорр.

1.5. График движения

27.02.

д.р. Куклухтнюнуай - оз. Сейдозеро - д.р. Мончесуай

28.02.

д.р. Мончесуай - пер. Куфтуай(н/к) — г. Тавайок — пер. Юж.Тавайок (н/к) — г. Паргуайв — д.р. Тавайок

д.р. Тавайок — оз.Умбозеро - залив Тульилухт - д.р. Тульйок

01.03.

д.р. Тульйок - д.р. Каскаснюнйок

02.03.

д.р. Каскаснюнйок — пер. Умбозерский — д.р. Партомйок — д.р. Кунийок — база КСС Куэльпорр

03.03.

База КСП Куэльпорр — пер.Сев. Рисчорр — База КСП Куэльпорр

04.03.

Дневка

05.03.

База КСП Куэльпорр — под пер.Зап. Петрелиуса (1А)

06.03.

под пер.Зап. Петрелиуса (1А) - пер. Зап.Петрелиуса - пер. Рамзая - р. Поачйок — оз. Мал.Вудьявр — пос.Кукисвумчорр

Итого активным способом передвижения 134*1,2=160,8 км

1.6. Карта схема маршрута

Отчёт о лыжном походе второй категории сложности по Кольскому полуострову Ловозерские и Хибинские тундры

1.7. Состав группы

Фото участников

2. Содержание отчета

2.1. Краткая характеристика района

На крайнем северо-западе России, за Полярным кругом, занимая часть материка и обширный Кольский полуостров, лежит Мурманская область. Ее площадь — 144 936 квадратных километров. Рельеф области очень разнообразен. Особенно резко различаются между собой западная и восточная ее части. На западе и в центре Кольского полуострова — многочисленные горные массивы. Самый крупный из них и наиболее привлекательный для туристов — Хибинские тундры, одна из вершин которых — Юдычвумчорр — достигает высоты 1200,6 метров. Хибины, как и лежащие к востоку от них Ловозерские тундры (вершина-Ангвундасчорр, высота 1127 метров), имеют пологие выпуклые склоны и плоские платообразные вершины. Горные массивы рассечены глубокими ущельями и долинами, по дну которых, зажатые отвесными скалистыми стенами, бегут ручьи и речки. На склонах Хибинских и Ловозерских тундр встречаются ледниковые цирки, напоминающие громадные чаши. Снег на горных склонах и в глубоких долинах не тает в течение всего короткого северного лета.

Кольский полуостров получает значительно меньше тепла и света, чем более южные районы страны. Зимой солнце вообще не показывается над горизонтом, и над Кольскими тундрами висит долгая полярная ночь. Зато летом солнце не заходит круглые сутки. В связи с этим и времена года не совпадают с общепринятыми календарными сезонами.

Огромное значение для климата области имеют движения воздушных масс, от которых зависят колебания температуры образование облаков и осадков. Для этих широт характерны атмосферные вихри в виде циклонов и антициклонов. Перемещение воздушных масс при этом происходит на сотни тысяч километров. Циклоны и антициклоны сменяют друг друга много раз.

Особенности климата Мурманской области обусловлены также ее положением между морем на севере и материком на юге. Побережье и континентальная часть Кольского полуострова различны по климату.

В районах Кольского залива и Мурманского побережья климат формируется, главным образом, под влиянием теплого течения Гольфстрим, благодаря которому даже в суровые зимы юго-западная часть Баренцева моря не замерзает. Это определяет высокую влажность воздуха, частые туманы, облачность, штормы. Климат здесь умеренно холодный, морской, со сравнительно мягкой зимой и прохладным летом.

В центральных районах Кольского полуострова климат более континентальный. В горных массивах Хибин и Ловозера. расположенных выше 500 м над окружающей местностью, на климат влияют высокие слои атмосферы.

Средняя месячная температура воздуха испытывает значительные годовые колебания. Наиболее низкая температура наблюдается в феврале, а местами и в январе. В эти месяцы она колеблется от -5 до -9° на Мурманском побережье, от -10 до -14° в остальной части области. В отдельные дни зимой температура воздуха может опускаться до 40 — 45° мороза, а летом — повышаться до 30° тепла. Наиболее высокая температура наблюдается в июле, а на побережьях — местами и в августе: на Мурманском побережье от +9 до +10° и в других районах области от +11 до +14°.

За год наблюдается от 180 до 200 дней с осадками. Годовое количество осадков по области от 500 до 700 мм, в горах увеличивается до 900-1300 мм. Наименьшее количество их выпадает в марте, а наибольшее — в июне и августе, причем 40-49% осадков в виде снега, 40-46% — дождя и 12- 14% — мокрого снега с дождем. Устойчивый снежный покров образуется, в основном, в конце октября или начале ноября и разрушается в первой или второй декаде мая. Наибольшей высоты снежный покров достигает в конце марта или начале апреля. В защищенных местах он обычно бывает до 50-70 см, в горах — до 100-200 см. К числу характерных зимних явлений природы относится гололед, образующийся во время дождя или тумана при слабом морозе. Изморозь чаще всего бывает в горных районах, закрываемых облаками. Здесь ее отложения иногда достигают нескольких сотен сантиметров, под тяжестью их обрываются линии связи и электропередачи.

2.2. Подъезд и отъезд.

1.Поезд 024 ША

Сообщение: Одесса-Главная > Москва Киевская

Дата отправления: 21.02.2020, 15:08

Дата прибытия: 22.02.2020, 15:55 (МСК)
2.На метро добираемся до Москвы Курской.
3. Поезд 120 ВД
Сообщение: Москва Курская  > Оленегорск
Дата отправления: 22.02.2020, 21:33(МСК)
Дата прибытия: 24.02.2020, 09:15(МСК)
4. На частном бусе добираемся с ЖД станции Оленегорск до села Ловозеро (контакт водителя +79036756530).

Рассматривался также вариант добирания на самолете:

Туда: Одесса- Питер (каждый день) 3250 грн  14:30-19:20 ,

Питер- Оленегорск (каждый день) 9:50-10:00, 1000 грн

Вылетам например в субботу в обед, прилетаем вечером, ночуем в Питере, утром в Вс уезжаем в Оленегорск, в Пн утром на месте.

Назад : Оленегорск- Питер 22:05- 22:20, ночуем в питере , утром самолет Питер -Одесса 10:35-13:40

Итого : самолет (6500) + поезд (2000) + 2 ночи хостел (500) в две стороны = 9000 грн (1,5 суток добирания)

В итоге выбор пал в пользу поезда - более длительного но дешевого варианта добирания.

Обратный путь.

Поход мы закончили на 2 дня раньше запланированного (6.03), поэтому было принято решение ночевать в хостеле в Кировске(финиш похода), а на следующий день (7.03) добраться до Апатитов и ждать поезда (09.03.2020 в 01:38).

Кировск:
Мы спустились в Кировск около санатория “Тирвас” и дошли до Апатитового шоссе. Нашли на booking.com  хостел  "http://www.kirovsk.red/" rel="nofollow" (Лабораторная ул., д.4, Кировск). Словили машину, которая с Олегом Соколовым отвезла наши рюкзаки в хостел за 250р. Все остальные (7 человек) добрались на пустом автобусе, который ехал в депо, водитель решил нас бесплатно подвезти.
Хостел Кировск RED:

Приятные апартаменты, большая кухня со столовой, душ и туалет на коридоре. Он нам обошелся 350р с человека за ночь.
7.03 в 12:00 выселяемся из хостела, на проспекте Ленина садимся на 102 автобус в Апатиты.(проезд нам обошелся в 82р/чел билет+багаж).

Апатиты:

в Апатитах вышли на остановке “Площадь Ленина”. Пешком дошли до съемной квартиры (пр.Ленина 14).
Днем ранее, нашли на www.hibiny.com квартиру в Апатитах и созвонились с владельцем Алексеем (+7 950 897-28-62).

Квартира стоила 2000р за сутки, но так как она не рассчитана на 8 человек и нам надо было остаться там до полуночи, мы договорились на 3000р.

в 23.00 8.03.2020 Алексей (владелец квартиры) довез нас двумя ходками на ЖД станцию Апатиты 1 (обошлось в 600р).

Добирание домой:

1.Поезд 091АА

Сообщение: Апатиты 1 - Москва Октябрьская (ЛЕНИНГРАДСКИЙ ВОКЗАЛ)

Дата отправления: 09.03.2020 в 01:38(МСК)

Дата прибытия: 10.03.2020 в 10:36(МСК)
2. На метро добираемся до Москвы Киевской.
3. Поезд 023 МБ

Сообщение: Москва Киевская  > Одесса-Главная
Дата отправления: 10.03.2020 в 20:41(МСК)

Дата прибытия: 11.03.2020 в 19:50

2.3. Аварийные выходы и запасные варианты маршрута.

Аварийные варианты:

а) с оз.Сейдозеро через оз.Ловозеро в пос. Ловозеро;

б) после пер. Юж.Тавайок спуска к оз.Умбозеро через оз. Умбозеро выход в пос.Ревда;

в)после перехода через оз. Умбозеро в пос. Коашва.

Запасные варианты:

а) с базы КСС Куэльпорр через пер.Кукисвумчорр в сан.”Тирвас”;

б) после пер. Зап.Петрелиуса через пер.Рамзая в сан. “Тирвас”;

в) после пер. Зап.Петрелиуса при плохой видимости спуститься в д.р. Малая Белая и подняться на г. Юдычвумчорр с юго-западного отрога.

2.4. Изменения маршрута и их причины

Маршрут был пройден в соответствии с планом.

По причине высокой лавинной опасности ПСП базы КСС Куэльпорр настоятельно не рекомендовало прохождение пер. Юж.Рисчорр. В связи с этим группа ограничилась радиальным восхождением на пер. Сев.Рисчорр.

По причине неблагоприятных погодных условий, плохой видимости, после прохождения пер.Зап.Петрелиуса решено отказаться от восхождения на г.Юдычвумчорр, и по запасному варианту через пер.Рамзая спускаться в сан.”Тирвас” и далее в пос. Кукисвумчорр. С пос. Хибины в зимнее время рейсового транспорта в Апатиты нет.

Аварийным выходом с маршрута воспользоваться необходимости не возникло.

2.5. Техническое описание прохождения маршрута

1 день (24.02.20)

В 9:15 по расписанию прибыли на вокзал Оленегорска. Рейсовые автобусы ходят 2 раза в день, отправление со станции в 10:30 и в 20:15 в пути 1.5 часа. В связи с тем, что одному из участников группы необходимо было попасть в банк, мы не стали привязываться к рейсовому автобусу и договорились с частником за 4500р. Успев сделать все необходимые приготовления в 11:20 мы выехали с вокзала Оленегорска и в 12:30 прибыли в пос. Ловозеро к началу маршрута.

В службе МЧС России с недавнего времени вступили в силу новые правила. Теперь регистрация походных групп проходит на сайте "https://forms.mchs.ru/service/registration_tourist_groups/show" rel="nofollow" (МЧС Мурманска +78152451475) за 10 дней до выхода на маршрут. Заполняется бланк заявка и отправляется в госслужбу. Через эл.почту  rescue@com.mels.ru, как раньше, уже не регистрируют. В КСС Кировска не все спасатели в курсе данных новостей, так что моя заявка на старую электронку осталась без внимания. Пришлось в телефонном режиме регистрироваться в МЧС Мурманска, на что ушло мин 20 телефонного разговора (благо была Российская телефонная карточка). Еще оператор МЧС попросил 2 раза в день выходить на связь, и даже на следующий день утром позвонил, поинтересовался не нужна ли нам помощь (далее по маршруту связь появилась только в районе Умбозера, а связались мы с Мурманским МЧС уже после похода, сидя в поезде Мурманск-Москва).

Распаковав лыжи и собрав рюкзаки в 13:08 мы вышли на маршрут. Погода пасмурная. Температура около -5 С. Идем по по припорошенной буранке временами ее теряем, привыкаем к лыжам и тропежке. В лесу тропежка глубокая 30-35 см. Через 2 перехода обед. В лесу на костровой сетке быстро закипятили водички и с новыми силами через 2 перехода, найдя сушину стали лагерем. Снег неглубокий 60-70 см, что позволило нам вырыть яму для костра удобно поужинать возле костра. Т.к. было довольно тепло печку решили всю ночь не топить. Прошли 5 км.

пос. Ловозеро. СТАРТ.

Первый ужин у костра.

2 день (25.02.20)

С ночи идет снег. Выходим в 08:32. Немного подмерз шатер. Собираем лагерь, одеваем лыжи и стартуем. По лесу находим тропу и начинаем небольшой подъем к оз. Светлое. По пути нас догоняет рыбак на снегоходе, который предложил помочь нам подвезти рюкзаки до оз.Светлое. Принимаем его любезное предложение и 30 мин идем налегке, до того места где мужик пропустил поворот буранки и застрял в пухляке. 25 мин впятером вытаскиваем снегоход. Благодарим мужика за помощь одеваем рюкзаки и доходим до озера. Пересекаем озеро и возле р. Светлая становимся на обед. Снег не прекращается. Удалось набрать воды в реке и сэкономить время на растопку снега. После обеда промазали с направлением движения, пришлось возвращаться 20мин. Движемся вдоль речки без дороги, тропежка 30-35 см. Скорость черепашья, приходится постоянно петлять, сушин нет. Ближе к границе леса стали лагерем. Еле приготовили ужин на “сухой” березе. Печка практически не горит. Решили утром не завтракать, а остановиться у ближайшей ели и приготовить завтрак. За день пройдено 14 км.

Выход на оз. Светлое

Вдоль р. Светлая.

3 день (26.02.20)

Выход в 7:20, через 30 мин нашли пару елок и за час позавтракали. Переменная облачность температура -5 С. Двигаемся вверх по р. Светлая, тропежка 25-30см, каруселим. Обед не гарячий перед каньоном. Каньон проходит не по реке как показано на карте а параллельно реке. Проходим его в лыжах и выходим на плато. двигаемся с небольшим набором высоты, тропежка снега наверху 5-7 см. Думали заночевать на перевале между р. Светлая и р. Куклухтнюнуай, но приняли решение спуститься до зеленки. Спуск поначалу приятный, потом с падениями, а потом 150м пешочком по плотному фирну, и опять одели лыжи. На лагерь стали в 19:30. Сушину не нашли, печку не топили. Пройдено за день 10 км.

Движемся вдоль р. Светлая

Начало каньона

Каньон

Конец каньона

Спуск в сторону оз. Сейдозеро.

4 день (27.02.20)

Выходим в 9:00. Погода солнечная, температура -5 С. Спуск по дороге вдоль р.Куклухтнюнуай местами крутоват, но в целом приятный. За 2 перехода спустились к оз. Сейдозеро, отфографировались с красивыми видами и айда через озеро напрямки. Где заканчивается озеро и в него впадает р. Мончесуай устроили гарячий обед. Через 2 перехода на границе леса нашли прекрасное место для лагеря с большим обилием дров. На лагерь встали в 16:00, за день пройдено 8 км.

Спуск по р.Куклухтнюнуай

Вид с оз.Сейдозеро на наш будущий подъем по р. Мончесуай

Вид на оз. Сейдозеро с границы леса

Прекрасное место для лагеря

5 день (28.02.20)

Вышли пораньше в 7:30, чтобы успеть успеть проскочить 2 перевала и заночевать у оз. Умбозеро. Погода солнечная, температура -8 С. Подъем по р. Мончесуай приятный и красивый. Воды в реке под снегом не видно тропежка неглубокая 10-15 см, иногда встречаются крутые надувы из плотного фирна, на таких подъемах помогает кант и “лесенка”, а на спусках попа. Участок около 25м и крутизной 60 ⁰ снимаем лыжи бьем ступени. Далее фирн плотный можно спокойно подниматься без лыж. Через 1 переход выходим на плато г. Маннепахк. Встречаем 2 местных на снегоходах, ищущих свое стадо оленей, которых дикие олени увели. Траверсируем г. Маннепахк, через 1 переход одеваем лыжи. Обед на пер. Куфтуай. Через г. Тавайок спускаемся на пер.Юж.Тавайок. Далее подъем на г. Паргуайв, и не доходя ее уходим траверсом в западном направлении. Легкий ветерок и фирн, приятное катание до спуска к зеленке перед оз. Умбозеро. Последние 1,5 - 2 км крутой спуск фирн, боковое соскальзывание, умение падать и попа нам помогли. С началом леса из-за крутизны склона пришлось снять лыжи и пешком протропить до ровного участка где и стали лагерем в 19:30, за день пройдено 18 км. Нашли пару сушин из твердых пород дерева (вяз или бук)которая прекрасно горит. Ночью дежурили и немного подсушились.

Подъем по р. Мончесуай

Участок где пришлось снять лыжи

Вышли наверх

Пер. Куфтуай

Пер. Юж. Тавайок, хоть в футбол играй.

Женский коллектив группы на пер. Юж. Тавайок.

Траверс г. Паргуайв.

Спуск в сторону оз. Умбозеро.

6 день (29.02.20)

Выход в 8:30. Через пару переходов по припорошенной лыжне, вдоль р. Тавайок вышли к оз. Умбозеро. Переменная облачность -10 С. На озере очень слабенький ветерок, за 3 перехода пересекаем озеро. Много следов от снегоходов, кое где рыбаки. Обед горячий в лесу в дельте р. Тульок. В южной части залива Тульилухт есть домик, но т.к. он нам не по пути, не заходили в него. Немного севернее р. Тульок идет дорога хорошо накатанная снегоходами. Двигаясь по ней в направлении пер. Умбозерский через 2 перехода нашли прекрасное место с множеством сушин, и даже удалось набрать воду в реке. Лагерем стали в 17:30, за день пройдено 15 км. Далее следовал мастер-класс от Олега Соколова как валить большую сушину, что наши милые девчонки и сделали глазом не моргнув.

Начало движения по оз.Умбозеро.

Залив Тульилухт

Дорога в направлении пер. Умбозерский

7 день (01.03.20)

Выход в 8:30, солнечно, настроение боевое. Движемся по буранке вдоль р. Каскаснюнйок, играем в “есть контакт”. Наслаждаемся прекрасными видами. Гарячий обед в шикарнейшем месте, мимо проезжает группа на снегоходах (комерция тут процветает).Через переход после обеда устроили групповые прыжки на фоне хибинских гор и кучу малу с кормежкой снегом. Лагерем стали в 17:30, на границе леса, найдя пару сушин. За день пройдено 14 км.

По дороге под “есть контакт”

Им сказали что здесь есть еда

Попытки заснять как мы высоко прыгаем

Олег и р. Каскаснюнйок

8 день (02.03.20)

Всю ночь шел снег и утром продолжал идти. Шатер промок и обмерз. Утром мин 20 отдирали лед, и вытряхивали снег из шатра чтобы как то запихнуть в рюкзак. Пасмурно, -5 С. Вышли в 8:00, поначалу буранка просматривалась хорошо, но ближе к перевалу периодически терялась и приходилось тропить. Через 3 перехода поднялись на пер. Умбозерский. На нем небольшой турик сложен, записку не нашли. Съели по сникерсу и покатили вниз, каталка приятная. Дорога накатанная снегоходами просматривается хорошо, двигаясь по ней через 2 перехода стали на обед в лесочке. Меж деревьями периодически попадались растяжки(похоже на силки на зайца). Через 10 мин спустились до слияния р. Партомйок и р. Кунийок. Далее дорога широченная, часто возят коммерцию на снегоходах. Через 2 перехода прибыли на базу КСС Куэльпорр. За день пройдено 16 км.

На базе ККС есть услуги предоставляемые дежурными спасателями КСС, а рядышком есть гостиница “Рамзай-Север”.

Услуги спасателей:

Домик для туристов вполне комфортный: есть печь, место для сна (широкие нары). Стоимость 400р. сут/чел.
Баня (небольшая) на 3-5 чел. Обошлась в 3000р за 2 часа.

Интернет мобильной связи тут нет, поэтому интернет тоже их вид заработка. 1 телефон в день 300р., не быстрый но есть.

Услуги гостиницы:

Проживание: эконом вариант 1500р.сут/чел., стандарт 2000р. сут/чел. Если проживаешь у них то сюда входит и душ и туалет.

Душ можно принять отдельно за 300р. в туалет сходить за 50р.

Комплексный обед в кафе (первое, второе, салат и чай) стоит 750р. (тут можно попробовать лосятину).

Выбрав эконом вариант жилья, мы расчистили проход к домику указанному спасателем Василием и обосновались в нем на 3 дня.

Упаковывание шатра.

Дорога на пер. Умбозерский

Пер. Умбозерский

База КСС Куэльпорр.

9 день (03.03.20)

С вечера пообщавшись со спасателями и узнавши у них погоду и лавинную ситуацию, решили отказаться от прохождения пер. Юж. Рисчорр, а радиально подняться на пер. Сев. Рисчорр, с возможным заходом с него на вершину Каскасньюнчорр. Вышли в 8:35, взяли 3 рюкзака, привальные, пуховки, и т.д. Солнечно -5 С. Москвичи оставили после себя лыжню, которой мы успешно воспользовались. С окончанием лесной зоны ветер усиливается, благо дело, по большей части в сторону перевала. За 3 перехода поднялись на перевал. Стало ясно что на г. Каскасньюнчорр из-за погоды мы точно не пойдем. Скушали по шоколадке и назад. Ветер штормовой метет мелкую крупу, те кто носил маску на лбу(запотела маска) пожалели о том на спуске, когда ветер стал дуть прямо в лицо. Каталка с перевала великолепная, даже те у кого лыжная техника не очень, смогли ее подтянуть и получить удовольствие от езды на лыжах. По дороге вниз заехали на водопад Красивый, ничего не увидели. Во-первых он замерзший, а во-вторых сверху не видно самого водопада. В 13:30 приехали в наш теплый домик. Вечером банька с купаниями в проруби.

Подъем на пер. Сев.Рисчорр.

Пер. Сев.Рисчорр.

10 день дневка (04.03.20)

Утром поздравили Егора с днем рождения. Далее по плану было ничего не делать, спать, поесть оленины или лосятины в кафе “Рамзай север”, поспать еще пару раз и т.д., но на обеде Олег сказал что договорился за аренду снегохода, и у каждого будет возможность порулить на “творении рук человека”. Все остались довольны, и даже северное сияние вечером увидели.

Катание на снегоходе -  5000р. за 2 часа.

11 день (05.03.20)

Погоду на сегодня передавали штормовую, но более сил сидеть в теплом домике не было (расслабляет неимоверно). Еще денек в уюте и мы бы совсем раскисли. Выход в 9:30, пасмурно. Через пару переходов начался постоянно усиливающийся встречный ветер. Последние переход до озера под пер. Зап. Петрелиуса порывы ветра ложили всю группу. Улетело пару накидок на рюкзак, не пристрахованных к рюкзаку. Первый раз строили ветрозащитную стенку, ушло около 3,5 часа, благо к вечеру ветер поутих, получилось хорошо. За день пройдено 10 км.

12 день (06.03.20)

Ночью дуло. Под утро ветер поутих. Вышли в 8:00, температура -8 С. Видимость 50-70м. Подъем на пер. Зап. Петрелиуса осуществляли пешком, хотя можно было бы и в лыжах серпантином. Через 40 мин. были на перевале. Скушали по шоколадке. Ветер практически стих но видимости по прежнему нет. Подниматься на г. Юдычвумчорр смысла никакого. Решено через пер. Рамзая спускаться в сторону оз Мал. Вудъявр. Но группа настолько хорошо отдохнула что вечером мы пили чай в хостеле г. Кировск. С перевала немного приспустились на ощупь, благо никуда не улетишь, и траверсом через 3 перехода были на пер. Рамзая. Очень красивое скальное ущелье. А дальше приятная каталка вниз, по дороге встречаются снегоходы (прям много). Идя по дороге вниз, после обеда поймали небольшой подлип. По дороге встречаются рыбацкие домики, стройка. В 16:40 дошли до сан. “Тирвас”. От туда пол часа пешком до трассы. Автобус, Кировск, хостел. За день прошли 18 км.

Подъем на пер. Зап. Петрелиуса.

Пер. Зап. Петрелиуса.

Пер. Рамзая.

Оз. Мал. Вудъявр.

Цивилизация близко.

Автобусная остановка возле сан. “Тирвас”.

2.6. Список и вес группового снаряжения

2,8

Нижний тент

1,5

Печка, труба, пластина под трубу

6,1

Огневое (спички, зажигалки, сухой спирт)

Щетки-смётки

0,1

Итого

47,5

Средняя нагрузка на М ~ 7,5 кг, на Ж ~ 4,3 кг.

Выводы, рекомендации, наблюдения зам. по снаряжению:

Было взято 5л. бензина. Часть оставили в заброске, большую взяли на старт, т.к. предполагались ночевки с отсутствием дров. Однако в первой половине похода бензин использован не был. Часть оставили у спасателей на дневке.

Вместо лавинного щупа были использованы 2 пары лыжных палок, которые скручивались между собой.

В поход взяли шатер типа «Зима». 10-ти гранный, 12-ти местный. Диаметр дна - 480 см, высота шатра - 250 см. Для группы из 8 человек было достаточно свободно и комфортно. Оставалось место и под рюкзаки, ботинки и удобное дежурство возле печки. Шатер с полом, место под печку открывается  змейкой и находиться справа от входа в шатер. В качестве нижнего тента использовался полиэтилен. В шатре был перешит внутренний полог, который хорошо растягивался по граням.

Под трубу печи была изготовлена металлическая пластина (размером  ~ 30х30 см) с овальным вырезом для фиксации трубы.  Пластина вставляется в специальный карман шатра. Также был взят в поход отдельно шток. Шток включал три составные части и подставку, соединения были выполнены из пластиковой трубы, которая при хорошо работающей печке тоже нагревалась и деформировалась. Конструкцию штока необходимо пересмотреть, т.к. в связи с перепадом температур, он гнулся, пришлось усиливать запасной лыжей.

Пилу типа «Дружба», можно не брать, а заменить еще одной цепной. Можно выиграть на весе, незначительно уступив в некоторых местах в удобстве.

К термосу необходимо относится достаточно аккуратно. Примерзла внутренняя крышка и при открытии сломали пластиковый клапан.

2.7 Список продуктов (раскладка)

Вариант

Кол-во, раз

г на чел. в день, г

Средний вес приёма, г

Средний вес на человека в день, г

Всего Завтраков В.1

930,00

финики

1 000,00

Вывод Завхоза о раскладке в походе:

Если посмотреть на количество грамм нашей раскладки, то на душе сразу становится сытно. Так и было. И если начать с конца, то группа по окончании похода признала, что было много, что критично голоден никто не был и всё такое.

Изначально я закладывала такой вес на человека, исходя из того, что в походе зимой обычно есть хочется больше, что в группе 4 здоровых мужика и 4 не менее здоровые девушки, что есть заброска. Много грамм - это действительно было. И сыты были все. Тащить всё это не стало критичным, на мой взгляд. Но, понятно, что могло быть легче. Наверное таскать на себе груз в виде еды это приятнее, чем лишнее снаряжение или лишние личные вещи, которые оказались ни к чему. И, возможно, именно поэтому на разборе похода ребята высказались о завхозе так, что было “много еды”, а про “тяжело еду нести” никто не сказал (или промолчали).

Главным выводом является то, что рассчитывать столько грамм на все дни похода не рационально. В первые дней 4-5 есть не так сильно хочется, как после истечения этих дней. Привальных можно было брать на первые дни процентов на 30-40 меньше. Дальше их уже хорошо ели и они перестали оставаться. А основную раскладку во все дни можно было урезать процентов на 15.

Рассчитанные сухари тоже оставались, и в итоге примерно от 2 кг сухарей мы избавились, оставили их там, где найдут другие туристы (один раз на популярной тропе на р. Тавайок и второй раз на базе КСС на Куэльпорре в домике спасателей).

Также на фактическое количество еды в походе повлияли некоторые факторы. Такие как:

●     чуть больше тушенки, чем рассчитали

●     чуть больше привальных, чем рассчитали

●     остатки еды из поезда

●     регулярные поставки сладостей и съедобных сюрпризов с записками от наших друзей

●     сюрпризы группе от самих участников

Харчі вместо обычной каши или супа

Харчі стали дополнительным разнообразием, а также быстрым и экономным по топливным ресурсам вариантом пищи. Особенно удобно при холодной ночевке без дров, когда чтобы приготовить еду достаточно на горелке вскипятить воду.

Отсутствие сушеного мяса

В нашей группе одна участница не употребляет мясо в пищу. Поэтому мясо в завтраках и ужинах у нас было в виде тушенки, потому что тушенка уже готовая и, в отличие от сушеного мяса, не требует времени для варки или размачивания. Это было удобно.

Супы без картошки

Традиционно в суповые наборы кладут сушеную картошку. В этот раз мы обошлись без нее. По факту потому, что при закупке сушеной картошки в магазине не было. А также были выявлены участники, которые не любят картошку в супах или относятся к ней без каких-либо эмоций. А лично я не вижу в ней вообще никакого смысла из-за того, что это (на мой взгляд) крахмальный корнеплод, что в сушеном и после вареном виде просто делает пищу более тяжелой, но при этом не питательной. Если коротко, то без картошки - тоже самое, только ещё и лучше, потому что без картошки.

Горячие обеды

Около 70% обедов были горячими. Мы делали кипяток, которым заливали пюре, вермишель или хлопья быстрого приготовления. Ну и конечно же делали чай. Однозначно рекомендую практику с горячими обедами. Их очень приятно употреблять на морозе.

2.8 Список личного снаряжения

Перчатки синтепоновые

Репшнур 4-6м.

Бахилы

Лавинная лента (не менее 15м.)

Спальное:

Палки лыжные

Крепления

Кошки

Выводы, рекомендации, наблюдения зам. по личному снаряжению:

Берите в походы хорошее снаряжение!

Если делаете бахилы из галоши, не поленитесь и утеплите их. Это можно сделать войлочной тканью или любой другой. Теплые ноги - залог здоровья.

Не носите лыжную маску нигде кроме глаз, иначе она запотеет и в нужный момент воспользоваться нею не удасться.

Перчатки хорошо иметь синтепоновые (очень теплые), для холодной погоды и бивуачных работ, и легенькие (рабочие), для теплых ходовых дней.

На мой взгляд, имеет смысл взять хотя бы одну запасную лыжу. Это неудобно при движении, зато при необходимости может пригодиться.

2.9 Список ремнабора

наименование

кол-во (шт)

Напильник трехгранный (надо брать)

Плоскогубцы или мультитул

Сапожное шило (крючок) со сменными наконечниками

Шило крепкое

Отвертка со сменными насадками

Отвертка крепкая под шурупы на креплениях

Проволока мягкая

Пуговицы

Булавки

20 шт

Верёвочки разные, типа стропы (на оттяжки, шнурки и т.д.)

15-20м.

Фурнитура несколько видов

Скотч

1 мот.

Наждачка

0.1 м*м

Канты разные

6 шт

Клей "Слон" или "Секунда"

Клей “момент”

1 тюб

Запасные крепления или детали к ним

2 компл

1 тюбик

Насадки для отвертки

5 шт

Мазь для лыж (парафин с серебрянкой)

100 грамм

Пружины запасные

3 шт

Сверла 4-5 мм (зажимались в шило сапожное)

Надфиль круглый и плоский

Нож канцелярский

Полотно ножовочное

Ложка запасная

Изолента

1 рулон

Хомуты 10-25 мм для зажима колец на палках

Стопор - кольца 16-20 мм для зажима колец на палках

Шайбы разные, металл и пластик для колец

Выводы, рекомендации, наблюдения ремнаборщика:

1. Лыжи, если они деревянные и не новые, лучше немного усилить заранее - сделать накладки из стеклопластика - эпоксидка, армированная тканью - на задники лыж и на изгибе носка.

2.Чтобы постоянно не перетирался леер на креплениях, необходимо грани на прорезях щёчек креплений отшлифовать сначала надфилем, а затем мелкой наждачной бумагой.

3.Новые "собачки" при застегивании цепляются за свою крепежную площадку. Рекомендую перед установкой "собачек" турбинкой или шлифовальным кругом уступ крепежной площадки обточить так, чтобы не было "ступеньки"...

4.Лыжные палки в группе обычно все разных видов и диаметров. Кольца часто ломаются, иногда теряются. Столкнулись с проблемой купить на Украине запасные кольца. Можно сделать самодельные, из листового ПВХ 2 мм. Диаметр отверстия делается по самой тонкой палке, с возможностью расширить. Увеличить диаметр отверстия в походе удобно с помощью угла нагретой печки - одеваем на угол и вращаем, оплавляя края до необходимого размера. Не забудьте открыть вход в шатер заранее - для вентиляции))

Для крепления колец использовали шайбы и металлические хомуты.

5.Очень рекомендую взять с собой "жидкую латку" - продается на староконке для ремонта ПВХ лодок. Используется для ремонта одежды, шатра, ботинок, бахил. Просто наносится на поврежденный участок равномерным слоем - через пару часов превращается в эластичную, прочную латку.

6.Для зашивания больших порезов на бахилах, тентах используйте "байдарочный шов" (шов "восьмерка") - шов, который не стягивает ткань. Через два-три стежка вяжите страховочный узелок. Если потом сверху промазать "жидкой латкой" - получается полностью герметично.

7.Круглую резинку диаметром 2 мм можно купить на 7 м км по цене 100 грн / 100 метров. Её хорошо использовать для крепления карематов сбоку рюкзака, для "колец" на карематы при сворачивании, для различных затяжек. Если на концы резинки, длиной 0,5-1 метр привязать маленькие крючки из проволоки - получается что-то типа страховки накидки на рюкзак от сильного ветра.

2.10 Горелки и костровое снаряжение

Брали с собой две, совершенно идентичные, жидкотопливные горелки Optimus Nova.

Для защиты от ветра были предусмотрены два металлические экрана, каждый из 8 ми секций, размером 8 х 24 см и кусок стеклоткани 1 х 1 метр. Края стеклоткани были обсрочены на обычной швейной машине капроновой ниткой.

Штатные баллоны горелок обычно на 0,5 литра. Они были заменены на 1 литр, т.к. 0,5 литра может не всегда хватить на приготовление. А прерывать приготовление пищи на заливку бензина не очень радует. Тем более, что вес пустых баллонов 0,5 и 1 л практически не отличаются.

Костровое:

Сеточка костровая (тонкая жесть), тросик костровой, 2 кана по 5 и 7 л., топор - 1шт, ножовки - 2шт (для отпиливания нижних веток, а также для пиления снежных кирпичей), пила “Дружба” - 1шт (пилит любые бревна практически без прикладывания физических усилий, из минусов не всегда удобно пилить, громоздкая и немного тяжелее цепной), цепная пила 1шт (ни разу за поход не достали, обходились ножовками и  “Дружбой”).

2.11. Список аптечки

1 уп.

Ксероформ

заживляющий порошок

Порошок наносят на кожу тонким слоем 2 или 3 раза в течение дня.Перед нанесением порошка рану промывают перекисью водорода, процедуру повторяют 2 раза в день

13.

Устройство для осуществления искусственного дыхания

14.

18.

Йод

1 фл

Обработка кожи вокруг раны.

19.

2. Мази

Бупантен Плюс

1 тюб 30 гр

раны любого генеза, когда есть риск инфекции: ссадины, царапины, порезы, трещины, ожоги, язвы, дерматиты

Крем наносят тонким слоем один или несколько раз в день, по мере необходимости на предварительно очищенную рану(без нагноений) или воспаленные участки кожи и слегка втирают

Доктор МОМ

20 г

разогревающая мазь

против кашля и простуды

Пантенол

после ожогов

Крем для рук

1 тюб

от шелушений и обветривания рук

Герпевир

1 тюб

инфекции губ и лица, вызванные вирусом простого герпеса

Дип-Рилиф

1 тюб

«Охлаждающая» противовоспалительная мазь с диклофенаком натрия и ментолом. применять для облегчения боли и уменьшения воспаления при ревматической, мышечной и суставной боли, при боли в позвоночнике, а также при боли и отеках при повреждении, растяжении связок и спортивных травмах.

На кожу над суставом/ушибом.применяется в первые 2-3 дня после растяжения, ушиба и т.п

Левомеколь

1 тюб

для очищения ран от гнойно-некротических масс и уменьшения отека.

трофические язвы;

фурункулы;

ожоги 2-3 степени;

Мазью пропитывают стерильные марлевые салфетки, которые накладывают на рану

Финалгон

1 тюб

«Согревающие» мази. Симптоматическая терапия боли при воспалении в суставах и мышцах (артралгия, артрит, миалгия, миозит, тендини), боли в пояснично-крестцовом отделе позвоночника (ишиас, люмбаго), плече-лопаточный синдром

На кожу над суставом/ушибом, лучше применять после того, как закончится острая фаза травмы, т.е., после 3-го дня

3.Обезболювающие и жаропонижающие

Терафлю

против гриппа и простуды

развести пакетик в горячей воде

Нимесил

обезболювающее

Валидол

2 пласт по 8 таб.

Истерия,невроз, укачивание. при болях в области сердца

по 1-2 т. рассасывать 2 раза в день

Супрастин

1 пласт 10 таб

сезонный и круглогодичный аллергический ринит;

аллергический конъюнктивит

зудящие аллергические дерматозы

по 10 мг (1 таб.) 1 раз/сут или по 5 мг (1/2 таб.) 2 раза/сут.

Стрептоцид

10 таб

инфекционные заболевания кожи; слизистых оболочек; цистит.

по 2т. 2 раза в день при приеме пищи

Кетанов

18 таб

кратковременное лечение боли умеренной интенсивности

Взрослым кетанов следует при необходимости принимать по 10 мг каждые 4–6часов. Максимально принять кетанов внутрь можно 40 мг в сутки.

Отипакс

Лечение среднего заостренного отита;

Лечение фликтенульозного вирусного отита (состояния после гриппа);

4 капли препарата в слуховой проход 2 раза в сутки.

Сульфацил

1 фл

глазные капли. применяют для лечения инфекционно-воспалительных заболеваний глаз: блефарит, конъюнктивиты, гнойные язвы роговицы.При солнечном ожоге или воспалении глаз.

2-3 капли 5-6 раз в день

Парацетамол

21 таб

обезболивающее.Облегчение симптомов при простуде и гриппе, таких как лихорадка, ломота

4. Желудочно-кишечные заболевания

Активированый уголь

при легких отравлениях

1т. на 10 кг

Спазмалгон

10 таб

почечная колика и воспалительные заболевания мочевыводящих путей, протекающие с болью. лечение при слабо и умеренно выраженном болевом синдроме при спазмах гладких мышц внутренних органов

по 1-2 таблетки в сутки максимальная суточная доза - 2 таблетки. после еды

Атоксил порошок

6 шт

сорбет. острых кишечных заболеваний (сальмонеллеза, других пищевых токсикоинфекций), при пищевых отравлениях, в т.ч. грибами;

3 раза по 1 пак.

Но-шпа

24 таб

спазмы гладкой мускулатуры; головном боле

по 2 т. 2 раза в день

1-2 т. при приеме пищи

Пиколакс

Запоры

1-2 таб 1 раз в день. Взрослым по 5–10 мг 1 раз в сутки. При тяжелом и стойком запоре взрослым рекомендуется принимать по 15 мг однократно.

Маалокс

13 таб

Изжога

1-2 т. через час после еды

Ципрофлоксацин

10 таб

Инфекции органов брюшной полости (например инфекции желудочно-кишечного тракта, желчевыводящих путей, перитонит).

2x500 мг

Лоперамид

3 пласт

диарея

3-4 т. в день При острой диарее начальная доза составляет 4 мг, затем по 1 таблетке (2 мг) после каждой дефекации в случае жидкого стула.

5.Органы дыхания

Мукалтин

1 уп

лечение кашля при острых и хронических заболеваниях респираторного тракта, которые сопровождаются образованием густой и вязкой мокроты

по 2 табл. 4 раза в сутки до приема пищи

АЦЦ-лонг 6 таб. по 600 мг

6 таб

отхаркивающее средство, применяемое для разжижения мокроты при заболеваниях дыхательной системы

1 раз в сутки: выпить, растворив таблетку в воде.

Деквадол

гингивит, ангина

1 т. каждые 2-4 часа рассасывать медленно

Септефрил

29 таб

стоматит. заболевания полости рта, глотки, гортани

после полоскания ротовой полости.таблетка в полости рта должна находиться до полного рассасывания. Избегать приема пищи и напитков в течение 1 ч после применения препарата.1т. 4-6 раз в день

Нафтизин

острый ринит

Нафтизин нельзя применять более 3 дней

Фурацилин

20 таб

полоскание рта и горла, заживление ран

1 таблетка в 100 мл. тёплой воды. Полоскать, промывать.

Доксицклин антибиотик

10 таб

инфекции дыхательного тракта: пневмония и другие заболевания нижних дыхательных путей

принимать во время еды. В первый день лечения острых инфекций суточная доза составляет 200 мг однократно или по 100 мг с интервалом 12 часов, в последующие дни — 100 мг.

Азитромицин антибиотик

1 курс 3таб

при заболеваниях дыхательных путей (бронхит, пневмония) и ЛОР-органов (гайморит, отит и пр.)

за час до еды или через 2 часа после еды не более 1 раза в сутки.

Ампулы

Дексаметазон

9 ампл по 1 мл

Шок, отек головного мозга, тяжелые инф. заболевания, тяжелая аллергия

вводить медленно-при острых и неотложных состояниях. 3-4 раза в сутки

Димедрол

2 ампл по 1 мл

Анафилактический шок

внутримышечное введение; внутривенно - разбавить натрий хлоридом

Кетанов

5 амп. по 1 мл

Обезболивающее

внутримышечно, через 20мин, хватает на 6 часов.

Личная аптечка

1. Бинт широкий 1 рулон

2. Эластичный бинт, наколенники и тд, если есть необходимость

3. Антипростудный чай (Фервекс,Терафлю и др.) 5 шт

4. Обезболивающее (Спазмалгон,Нимесил, Ибупрофен и тд.) 1 пластинка

5. Средство от боли в горле (Стрепсилс, Декатилен и др.) 1 пластинка

6. Антибиотик (Азитромицин, Амоксил) на один курс лечения - 3 таблетки по 500мг/ 6 таблеток по 250мг

7. Пластырь 1шт

По 3 драже/чел в день

Вес аптечки в походе – 3 кг

Структура аптечки в походе:

Экстренная, носилась в верхней части рюкзака сразу под клапаном, чтоб можно было быстро достать. В нее входили все ампулы, 2 широких и 1 узкий бинт, перчатки, спиртовые салфетки, 2 шприца 2куб  2 шприца 5 куб, устройство для осуществления искусственного дыхания.

Основная или “перевязочная” аптечка. В нее входили оставшиеся бинты, шприцы, шина, вата, пластыри, хлоргексидин, йод, ножницы, пинцет, пилочка, ксероформ, таб.гидроперита, спирт, нашатырный спирт, эластичные бинты, электронный термометр.

Все таблетки, мази, капли были расфасованы в отдельные зип пакеты, каждый из которых был подписан в зависимости от назначения. Все эти пакеты складывались в один гермомешок.

Также к аптечке в зоне доступа прилагался проскоченный список медикаментов  похода с их описанием и дозировкой.

По возможности все жидкости из стеклянных тар были перелиты  в пластиковые.

Все пластинки с таблетками и мази были проскочены, чтоб в случае деформации таблетки не терялись и мази оставались в тюбиках.

Болезни в походе:

– мозоли (йод, хлоргексидином, левомиколь, пластырь)

– обезболивающие при растяжении связок, трении мозолей (кетанов, ибупрофен)

– растяжения, боли в мышцах ( Дип-Рилиф, Финалгон,Капсика, эластичный бинт)

– изжога/ расстройство пищеварения (Маалокс, Сорбекс)

– простудные заболевания/кашель ( антипростудные чаи, АЦЦ, мукалтин, фурацилин, доктор Мом мазь, леденцы от боли в горле, курс антибиотика  Азитромицин)

Выводы:

Все замерзает, поэтому рекомендую часть ампул носить в кармане куртки или ближе к телу.

В случае не экстренного использования аптечки, отогреть мази или жидкости можно теплом своего тела или поместив их в горячую воду ненадолго.

В личную аптечку стоит брать 2 уп. любого антипростудного чая (учитывая, что он есть в общей), этого количества будет достаточно.

Широкие рулонные пластыри и левомеколь наше все:)

2.12. Отчет финансиста

на 1 чел.

Всего

Билеты на поезд (Од.-МСК, МСк-Ол., Ап.-МСК.,МСК-Од.)

7,715 грн

Заброска в Апатиты и Куэльпорр

194 грн

1,550 грн

Подъезды: жд Оленегорск -Ловозеро, Автобус Кировск-Апатиты , до ЖД Апатиты 1, до хостела

313 грн

2,500 грн

Еда: раскладка, дополнительные закупки в Апатитах Оленегорске, кафе на Куэльпорре

2,187 грн

17,500 грн

Ночевки: база КСС Куэльпорр (3 ночи), хостел в Кировске, хостел в Апатитах

762 грн

6,090 грн

Дополнительно: баня, катание на снегоходе

385 грн

3,080 грн

На личные расходы

685 грн

5,480 грн

Комиссия за снятие денег в банкомате

22 грн.

175 грн

Итого (суммы округлены до 5 грн):

13,805 грн

110,435 грн.

Рекомендации по должности:
1. Быть требовательным к участникам на этапе сбора денег перед покупкой билетов. На направление Москва-Мурманск активный спрос на билеты, желательно брать их, как только появляются в продаже. Мы взяли чуть позже (из-за долгого сбора денег) и некоторые участники ехали на боковых полках, что менее комфортно.
2. Подготовить варианты Хостелов и добирания по каждому запасному варианту финиша похода.

2.13. Рекомендации гитариста:

1.Для настройки гитары рекомендую приложение в смартфон GuitarTuna

2.Перед транспортировкой обязательно ослаблять все струны.

3.Гитару носил в самосшитом тонком чехле со вставкой большого на 100 литров кулька. Крепил на рюкзак эспандером, струнами к рюкзаку.

4.Брал полный запасной комплект струн, ( первая и вторая струна - по две)

Впечатления участников.

То на что было тяжело решиться… Но ни минутки сожаления)

Пройдя свой лыжный поход в Карпатах, я закончила с мыслью, что это был мой первый и последний такой опыт. Лыжи не управляемые, уровень умения кататься на которых стремиться к 0. Явная нелюбовь к холоду, почти постоянная влажность и сырость. Ну что в этом может быть привлекательного?! Но как всегда бывает, проходит время и всякие негативные ощущения притупляются и все что кажется нетерпимым уже не такое и страшное. И вот этот момент просыпается Оно – любопытство). Кольский – это заманчиво, еще ничего не зная, он манит. Кажется, что  это крайний «Север», а север не для слабаков и пропустить такую возможность увидеть своими глазами – кощунство. И все эти сомнения, которые до последнего не отпускают и только сидя в поезде ты понимаешь, что уже все, осталось только вперед) Отдельно можно говорить о добирании. Это тебе не сел в самолет и через пару часов ты уже на месте. Это трое суток в поезде, в предвкушении, легком переедании и кучей песен под гитару. И в ожидании снега. Москву проехали – нет,  Питер – нет, и так большая часть России. И уже вопрос, а он точно будет? И то приятное чувство, когда мельком он уже кое-где лежит, а выходишь по месту назначения, так вообще сугробы. И вот те самые первые неловкие шажочки на лыжах. И тебе кажется, что ноги не твои и лыжи абсолютно лишние и холодно… Но в тебе играют эмоции, новизна и все хорошо. А потом ты попадаешь в сказку. То чувство, когда Новогоднего настроения не было, а тут оно появилось. Действительно очень красивая природа. Лес, елки со снежными шапками и снег хрустит. И он, снег, там белого цвета. Не серый и не коричневый, грязный, как мы привыкли в Одессе, когда он изредка у нас появляться, а кристально белый. Удержаться и не пробовать его на зуб было не возможно. А чего стоит прохождение замерзших озер, по которым идешь и не видишь конца, есть только направление. Эта монотонность, уводит тебя из реальности, ты уходишь куда-то в свои мысли и уже не замечаешь как тело само движется вперед и  не обращаешь внимание на группу (хоть это и не очень хорошо). Мне кажется, что все были на своей волне. Что удивительно все время на лыжах, подъемы и спуски. И даже не умея кататься, появляется азарт. Сможешь спуститься или нет, съедешь попой вниз или нет, упадешь / не упадешь. А если падаешь, то тут же встаешь и дальше… А когда получается съехать и не упасть, радуешься как ребенок) В итоге ты настолько привыкаешь к лыжам, что когда идешь уже пешком, тебе чего-то не хватает. Конечно, местами было тяжело. Причем не столько физически, сколько морально: тебе еще долго вниз, а ты все падаешь и падаешь. В один из таких моментов, полулежа в снегу, оглядываешься и понимаешь сколько  ты пропускаешь, концентрируясь на движении. Природа вокруг завораживает, даже вставать не хочется в этот момент, только лежать и наслаждаться. Очень жаль, что нельзя перемотать как пленку, и пересмотреть более внимательно. Нам очень повезло с погодой. Поймали много солнечных дней, слегка почувствовали морозец (это теперь мой личный рекорд по низким температурам), словили ветерок, который сносит тебя как кеглю в боулинге. Очень интересные ощущения когда ты идешь в тумане и ничего не видно. Идешь ты вверх или вниз, и идешь ли ты вообще… Пока не упрешься куда-нибудь, ты не осознаешь рельефа. Находишься как вакууме, кругом все белое. Классно, когда ты что-то делаешь в новинку. А в этом походе было таких моментов много. Валить сушину и пилить дрова «Дружбой» (даже если они выходят кривыми), дежурить у печки. Здорово, что мы один разочек построили стеночку. Хорошо что построили, хорошо что один раз) Очень интересный опыт. Было потрясающе катнуть с Рисчорра без рюкзаков. И очень круто на дневке покатать на снегоходе, несмотря на то как было стыдно перед ребятами, когда его доставали из сугроба. Впервые искупаться в прорубе. Выбежать в шортах и футболке смотреть на северное сияние. Столько всего произошло хорошего, что трудно вот так вот кратко выразить словами. И напоследок, то без чего поход быть просто не может и то что в этом походе было офигенным. Люди! Где каждый был на своем месте,  со своим характером и изюминкой. Мне казалось, что мы все такие разные, местами не совместимые, а на деле очень душевно теплые, помогающие друг другу делом, словом, обнимашками. Каждому отдельное спасибо!

Как всегда после похода: «Мало, хочу еще! Верните меня обратно!»

Арина

Крайне рекомендую данный маршрут для прохождения. Много отличных видов и возможностей отточить свою лыжную технику. Особенно впечатлили Хибины, куда действительно хочется вернутся и покорить больше вершин. Очень понравился Куэльпорр как перевалочный пункт, где можно хорошенько отдохнуть и решить все существующие походные проблемы.

Что касается группы, все показали себя как великолепные, неувядающие участники, с которыми хочется идти в любой поход. Отдельное восхищение хочется выразить женскому коллективу, которые сражались и терпели, что очень восхищает.

Руководитель впечатлил своим подходом, которого у меня как у участника еще никогда не было. Мне очень импонирует вольный стиль руководства, но для группы с категорией меньше это может стать проблемой. Готов идти с руководителем в 3 или 4 лыжную.

Егор

Если сказать очень коротко, то Кольский полуостров - это замечательный район для лыжных путешествий. Сравнивать его по пригодности к лыжному туризму мне приходиться только с украинскими Карпатами, поскольку не довелось бывать в лыжном походе где-то ещё.

Больше всего, наверное, меня впечатлил климат и рельеф.

Климат морозный и сухой. После влажных Карпат с дождями зимой климат Кольского ощущается очень комфортным и радушным для туристов. А рельеф такой, что на перевал можно нормально зайти в лыжах, или где-то локально преодолевая препятствия пешком. Ещё этот район показался мне довольно компактным. И также при хорошей видимости довольно удобным в ориентировании.

Конечно, там очень красиво! Виды тундры, леса у подножия платообразных гор и красота самих гор. Там есть ощущения, что ты не в цивилизации. Есть ощущение чистоты и первозданности природы.

Очень здорово, что в походе нам довелось увидеть северное сияние. Без этого, думаю, было бы как-то не то.

Хочу ли я ещё раз туда вернуться? Однозначно да!

Люда

Начну с далека… я никогда не думала, что вообще пойду в своей жизни в лыжный поход. Но к счастью жизнь изменила мои планы. То, что я побывала на Кольском полуострове и даже прошла поход до сих пор не укладывается у меня в голове. При подготовке я не ожидала, что этот поход станет одним из моих любимых, что группа настолько будет сплоченной и дружной, и что природа такой нереально красивой.  Мне очень понравился район похода.  По моим личным ощущением, это не было похоже ни на горный поход,  ни  на лыжный в Карпатах. Совсем другая реальность, классные плато и бесконечные озера, прохождения коих в какой-то момент может утомить, но это незабываемый опыт и виды. Также классно было прочувствовать “север”, когда учишься ходить при сильном ветре, или идешь в “молоке”, учишься строить стеночку, вылезать из снега провалившись по бедро, и идти дальше. Это все опыт, который не забудется никогда, особенно личный опыт. Теперь я точно никогда не буду носить маску где-то там, кроме как на лице; если порвется бахил, то на обеде его надо быстро залатать, а если бахил слетит с ботинка, то лучше отстать, но засунуть его обратно во избежание холодных ног. Мне понравилось, что в отличии от похода в Карпаты  это был действительно лыжный поход, и за все время привыкаешь к лыжам и учишься управлять ими. Я далеко не самый лучший лыжник, но теперь я могу сказать, что не боюсь их. Я стала себя уверенней чувствовать на лыжах, я теперь понимаю, как это ходить нормально елочкой или лесенкой. Спуски по-прежнему моя любимая часть, но у меня пропал страх перед ними, я научилась падать и вставать и даже проезжать дальше, чем 2 метра. На деревянных лыжах мне ходить понравилось больше, чем на пластике. Возможно, дело в том, что мы их хорошо подготовили и не было страха, что эта лыжа разлетится подо мной при очередном падении. Стиль руководства мне тоже понравился. Было приятно, что никто на тебя морально не давит, не торопит, не поднимает голос и даже не злится. И в такой спокойной атмосфере было здорово находиться, идти, работать на  бивуаке. Когда наступал тупняк, просто можно было посмотреть, что делают остальные и идти помогать. Было чувство безопасности, хотя моментам проскальзывали вопросы “эйй как они тут проехали или поднялись, это же  нереально? когда мы уже остановимся, я сыта по горло снегом ( в прямом смысле)? “. Но это все такие неотъемлемые моменты любого похода, что я не воспринимаю это как минусы; без этого и поход не поход, а прогулка.  И в такие моменты очень круто, когда участники друг друга поддерживают и помогают, как улыбкой, так и делом, а у нас было 8 штук таких участников. Спасибо за возможность в какие-то моменты идти первой и вести за собой наш караван. Это не было так мол “вот карта, вон компас, веди”. Это было спокойно, без страха, что куда-то не туда свернешь, но при этом я извлекла для себя опыт и навыки. Единственное, что я уже ранее озвучила,  хотелось больше информации о маршруте по ходу похода, я согласна, что это зона ответственности участника тоже интересоваться и задавать вопросы, но как участник  либо лишний раз не хочешь отвлекать рукля, либо тупняк ловишь на привале.

Отдельное спасибо за терпение, когда я так долго готовила аптечку перед походом. Я большой любитель дедлайнов, а тут еще надо делать то, что не совсем хочешь и понимаешь.  Но в самом походе мне понравилась эта должность, и я с удовольствием пойду еще в поход медиком, чтоб отточить навыки и набраться еще больше опыта.

Лиля

Итоги:

Кольский п-ов прекрасный район для походов 1-3 к.с. Здесь можно научиться уверенно стоять на лыжах. Не крутые склоны (относительно Карпат, Кавказа) позволяют повысить лыжную технику. Великолепная природа заполярья постоянно радует глаз. Климат прекрасно позволяет отработать постановку лагеря в пургу, научиться строить стеночки, иглу, двигаться по маршруту в белой мгле и т.д. Все это нужно хоть раз почувствовать на себе. Как это идти в шквальный ветер, когда порыв сбивает с ног всю группу, или как тропить «каруселью», чтобы вся группа не мерзла, а с тропящего пот сходил, чтобы в походах высшей к.с. это не было «сюрпризом». Если повезет, можно и северное сияние увидеть.

Все основные перевалы были успешно пройдены. Из того что не удалось но хотелось – подняться на г. Юдычвумчорр(погоды не было), иглу не построили. От окончания маршрута в пос. Хибины, после общения со спасателями в Куэльпорре, решили отказаться и уходить через пер. Рамзая, т.к. между пос. Хибины и Апатитами, в зимнее время, рейсового сообщения нет, либо своим ходом, либо на снегоходах.

То ли группа попалась физически крепкая, то ли маршрут был не слишком напряженный, но на 9 день вместо дневки группа захотела сбегать на пер. Сев. Рисчорр. Три дня в домике, где тепло и уютно, сильно расслабляют. Рекомендую по возможности 1 или 2 дня не больше отдыхать.

Данный маршрут рекомендую к прохождению.

Ходите в походы, берегите себя и помогайте ближним.

Источник: "https://drive.google.com/file/d/1yq8GAuf3ce5CgvIgzS9RGd0EmYtbUf9m/view" rel="nofollow"