Виды туризма

18 октября 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: I
0 1247 0

ОТЧЁТ

о лыжном туристском походе

первой категории сложности по Кольскому п-ову (Хибины),

совершённом группой туристов Горной Секции МФТИ (Москва),

в период с 29 января по 5 февраля 2013 года.

 

 

Маршрутная книжка ___1/2 - 101___

 

Руководитель группы: Отачкин Алексей

 

e-mail руководителя: alexey.otachkin@gmail.com

тел. руководителя: 8-985-438-41-64

 

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю категорией сложности «1+» (усложнённая единичка).

 

Прим.:

МКК во время защиты похода ругалась на то, что маршрут скорее похож на двойку, чем на единичку, поскольку в маршруте пройден перевал Ю. Чорргор, который МКК оценивает как 1А. Ругалась, несмотря на то, что сама нас на такой маршрут выпустила. Тем не менее, после совещания поход решили считать усложнённой единичкой.

 

Содержание

 

1. Общие сведения о походе................................................................................................... 3

2. Состав группы......................................................................................................................... 5

3. Подготовка к походу.............................................................................................................. 6

4. Характеристика района похода......................................................................................... 6

5. Маршрут.................................................................................................................................... 8

6. Техническое описание....................................................................................................... 11

День 1. ст. Имандра – р. Гольцовка – сев. оконечность хребта Хибинпахкчорр............ 11

День 2. подход под ущ. Аку-Аку с севера – попытка траверса восточного отрога

хребта Хибинпахкчорр – спуск в лес....................................................................................... 15

День 3. вдоль р. Меридиональный на юг – левый берег р. Часнайок.................................. 19

День 4. пер. Ю. Чорргор – база КСС ..................................................................................... 21

День 5. база КСС – пер. Ю. Рисчорр - р. Каскаснюнйок (слияние притоков)................... 25

День 6. г. Партомчорр, радиально........................................................................................ 29

День 7. пер. Умбозерский – база КСС................................................................................... 34

День 8. база КСС – пер. Кукисвумчорр - Кировск............................................................... 37

7. Рекомендации...................................................................................................................... 40

8. Транспорт. Связь. МЧС. Страховка................................................................................. 40

9. Смета...................................................................................................................................... 41

10. Ремнабор............................................................................................................................. 42

11. Аптечка................................................................................................................................. 43

12. Снаряжение........................................................................................................................ 44

13. Ссылки.................................................................................................................................. 45

 

 

  1. Общие сведения о походе

Организация

Горная секция МФТИ

Район похода

Кольский полуостров, Хибины

Вид туризма

лыжный

Категория сложности похода

первая

Сроки похода

с 29 января по 5 февраля 2013 года

Протяженность маршрута

Эквивалентная протяжённость*

99 км

122 км

*   ЭП=П+5x(B+T), где П=99 км, В=4,727 км (сумма набора и сброса высоты), Т=0

ЭП = 99 +5*4,727 = 122 км

Продолжительность активной части

8 дней

 

Нитка маршрута (запланированная)

ст. Имандра — ущелье Аку-Аку — р. Юмъекоруай — пер. Юмъекорр (690, н/к) — р. Меридиональный — пер. Ю.Чорргор (820, н/к) — база КСС — пер. Южн. Рисчорр (890, нк) — р. Каскаснюнйок — оз. Академическое через пер. Куропачий (430, н/к), рад — г. Партомчорр (1080), рад. — пер. Умбозерский (560, н/к) — база КСС — пер. Кукисвумчорр (479, н/к) — Кировск

Нитка маршрута (пройденная)

ст. Имандра — р. Гольцовка — р. Меридиональный — пер. Ю.Чорргор (820, н/к) — база КСС — пер. Южн. Рисчорр (890, нк) — р. Каскаснюнйок — г. Партомчорр (1080), рад. — пер. Умбозерский (560, н/к) — база КСС — пер. Кукисвумчорр (479, н/к) — Кировск

 

Определяющие препятствия:

Препятствие

Сложность

пер. Южный Чорргор, (848 м)

н/к ()

пер. Южный Рисчорр (898 м)

н/к

г. Партомчорр (1096 м)

н/к

пер. Умбозерский (530 м)

н/к

пер. Кукисвумчорр (486 м)

н/к

(прим.: высоты в таблице измерены gps-навигатором)

 

Высотный профиль (суммарный набор высоты = 2453 м, сброс высоты = 2274 м)

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Схема маршрута

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

2. Состав группы

ФИО

Почта

Год рождения

Походный опыт

Должность

Авдеенко Павел Владимирович

vladimirovic93@

gmail.com

1993

-

Метеоролог

Бочкарёв Егор Игоревич

bochkarevei@

gmail.com

1992

1 ГУ

Фотограф

Григорьева Полина Викторовна

www.theatre@

mail.ru

1994

-

Финансист

Мещерин Илья Семирович

mesherin.ilya@

phystech.edu

1994

-

Хронометрист

Отачкин Алексей Евгеньевич

alexey.otachkin@

gmail.com

1989

1, 2 ЛУ,

2 ГУ, н/к ПР

Руководитель, медик, завснар

Родкин Дмитрий Михайлович

vodkin2009@

yandex.ru

1992

1, 2, 3 ГУ

Ремонтник

Щедрина Дарья Юрьевна

daryaschedrina@

gmail.com

1992

-

Завхоз

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Авдеенко Паша

Бочкарёв Егор

Григорьева Полина

Мещерин Илья

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

 

Отачкин Лёша

Родкин Дима

Щедрина Даша

 
           

 

 

3. Подготовка к походу

Поскольку группа сформировалась по большей части из новичков, подготовка к походу была достаточно интенсивной. При том, что собрать всю группу по разным причинам до похода не удавалось, приходилось устраивать тренировки каждые выходные. С конца ноября и до самого похода было проведено 5 выходов с ночёвкой в районе Икшинского карьера. Отрабатывались навыки передвижения на лыжах по рельефу и постановки лагеря. Помимо этого для знакомства группы был проведён выезд на соревнования по ночному ориентированию, проводимые турклубом МГТУ имени Баумана в декабре.

 

4. Характеристика района похода

Хиби́ны — крупнейший горный массив на Кольском полуострове. Компактность района и наличие большого количества несложных перевалов делают Хибины идеальным местом для проведения новичковых лыжных походов.

Несмотря на то, что в январе-феврале световой день достаточно короток, район позволяет планировать маршруты так, чтобы ночёвки проходили в лесной зоне. При этом отличительной особенностью района является то, что, в связи со значительной туристической посещаемостью, на наиболее популярных участках могут возникнуть проблемы с поиском дров: сухой лес практически полностью выбран.

Существует множество различных источников, где подробно описана структура Хибинских гор (см. раздел «Ссылки»). С точки зрения совершённого маршрута логично выделить западную, центральную и восточную части Хибин, разделённые горными хребтами. Наиболее простой путь из западной в центральную часть пролегает через перевал Южный Чорргор – для похода 1 категории сложности это, пожалуй, единственный логичный путь перехода. Попасть из центральной части в восточную наиболее легко через перевал Умбозерский. Более сложные пути – через перевалы Южный или Северный Рисчорр. Также возможен вариант с обходом горного массива с севера.

Юго-западная часть Хибин видится более сложной в плане перевалов и для похода 1 кс плохо подходит. Юго-восточная часть гор сильно разработана карьерами и поэтому представляет мало интереса.

Вообще, весьма ограниченное количество некатегорийных перевалов (подходящих для прохождения в новичковых походах) накладывает существенные ограничения на возможные варианты построения маршрутов. Тем не менее, нетрудно построить простой маршрут, позволяющий посетить практически все участки Хибинских гор.

В настоящее время в центральной части Хибин к северу от базы КСС и южнее озера Гольцовое значительная часть лесных массивов долины р. Кунийок вырублена под разработку здесь карьера. Это существенно снижает привлекательность данного участка с точки зрения туризма, и можно предположить, что с течением времени ситуация будет ухудшаться. Спуск с перевала Умбозерский по долине реки Партомйок выводит на вырубку. По состоянию на зиму 2013 года сам перевал и окрестности губительной деятельностью не затронуты.

Аварийные варианты маршрута

В Хибинских тундрах возможны самые разнообразные аварийные варианты маршрута. В случае необходимости, двигаясь долинами рек, или в обход гор в сторону железной дороги или в сторону городов и поселков, практически всегда в течение суток можно выйти к людям.

В центральной части Хибин, в долине реки Кунийок, расположена база спасателей Куэльпорр. Из многих участков гор до базы можно добраться быстрее, чем до других населённых пунктов. Здесь всегда можно рассчитывать на помощь, договориться о переезде на снегоходе или вездеходе через перевал Кукисвумчорр в г. Кировск.

Из западной части Хибин (долина реки Гольцовой и притоков) в течение дня можно выйти к станции Имандра.

Самый простой способ выйти к людям из восточных Хибин (долина реки Каскаснюнйок) – через перевал Умбозерский до КСС. Через перевал часто прокладывают дорогу снегоходы, что существенно облегчает движение.

 

 

5. Маршрут

План похода по дням (заявленный)

дата

День пути

километраж

Участки маршрута

Способ движения

29.01

1

12

Ст. Имандра – ущ. Аку-Аку – р. Юмъекоруай

лыжи/ пешком

30.01

2

8

м/н – пер. Юмъекорр – р. Меридиональный

лыжи

31.01

3

14

м/н – пер. Ю. Чорргор (820, н/к) – база КСС

лыжи/ пешком

01.02

4

14

База КСС – пер. Ю. Рисчорр (890, н/к) - р. Каскаснюнйок

лыжи/ пешком

02.02

5

16 рад

м/н – оз Академическое через пер. Куропачий (430, н/к), рад.

лыжи

03.02

6

16 рад

м/н – г. Партомчорр (1081), рад

лыжи/ пешком

04.02

7

16

м/н – пер. Умбозерский (560, н/к) – база КСС

лыжи

05.02

8

20

База КСС – пер. Кукисвумчорр (479, н/к) - Кировск

лыжи

06.02

9

 

запасной

 

07.02

10

 

запасной

 

 

План похода по дням (пройденный)

дата

День пути

километраж

Участки маршрута

Способ движения

29.01

1

7

Ст. Имандра – р. Гольцовка – сев. оконечность хребта Хибинпахкчорр (западный отрог).

лыжи

30.01

2

6

м/н – подход под ущ. Аку-Аку с севера – попытка траверса восточного отрога хребта Хибинпахкчорр – спуск в лес

лыжи/ пешком

31.01

3

6

м/н – вдоль р. Меридиональный на юг – левый берег р. Часнайок

лыжи

01.02

4

15

м/н – пер. Южный Чорргор (820, н/к) – база КСС

лыжи/ пешком

02.02

5

14

база КСС – пер. Ю. Рисчорр (890, н/к) - р. Каскаснюнйок (слияние притоков)

лыжи/

пешком

03.02

6

18 рад

м/н – г. Партомчорр (1081), рад

лыжи/ пешком

04.02

7

19

м/н – пер. Умбозерский (560, н/к) – база КСС

лыжи

05.02

8

22

База КСС – пер. Кукисвумчорр (479, н/к) - Кировск

лыжи

 

Пояснения к заявленному маршруту

При планировании маршрута была поставлена цель провести несложный новичковый поход, при этом охватив наиболее интересные из доступных участки Хибин. Поскольку для руководителя этот поход являлся первым опытом руководства категорийным походом, виделось наиболее разумным построить маршрут по частично известным руководителю местам (где он побывал годом ранее, участвуя в походе 2 к.с. //Гилажев, маршрутная книжка 1/2-201).

Виделся удачным вариант с началом маршрута в западной части гор, с переходом в центральную часть до базы КСС, затем кольцевой переход в восточную часть, с последующим выходом в Кировск (с переездом в Апатиты). При таком варианте построения маршрута основным преимуществом является выход на базу КСС в середине и в конце маршрута. Также переход сюда возможен в случае возникновения непредвиденных обстоятельств в течение одного дня на протяжении большей части маршрута.

Старт на станции Имандра был выбран из-за того, что возникло желание пройти ущелье Аку-Аку с севера на юг, а на следующий день перейти перевал Юмъекорр. Это виделось рациональным, поскольку в первый день группа могла привыкнуть к нагрузкам, а также посмотреть интересный участок гор (ущелье Аку-Аку было пройдено руководителем годом ранее с юга на север). На случай плохой погоды был спланирован запасной вариант с обходом горного массива по лесной зоне вместо перевала Юмъекорр.

Перевал Южный Чорргор был выбран в качестве пути перехода в центральную часть Хибин как наиболее простой и единственный из доступных. В связи с предполагавшимися проблемами с дровами на этом участке маршрута, были приняты меры на случай холодной ночёвки (газ и бензин с запасом на 2 дня).

Выход в восточные Хибины был спланирован в виде кольца КСС – Южный Рисчорр – Умбозерский – КСС. Стоянка в долине реки Каскаснюнйок была спланирована на значительном удалении от перевалов (место слияния северного и южного притоков), чтобы увеличить вероятность нахождения сухого дерева для заготовки дров.  Из этой точки были запланированы два радиальных выхода – на озеро Академическое и на гору Партомчорр. В случае нехватки времени от любого из радиальных выходов можно было отказаться.

Переход от КСС до Кировска через перевал Кукисвумчорр без особых усилий совершается за один ходовой день. Однако по опыту прошлого года в случае непогоды перевал может быть практически непроходим (годом ранее сильный встречный ветер и метель не позволили пройти перевал). В связи с этим было принято решение до последнего момента экономить один из запасных дней.

Наличие двух запасных дней в сумме с двумя запланированными радиальными выходами позволяли в случае необходимости вносить изменения в спланированный график.

 

Причины изменения маршрута

1.    Непогода, а также обилие свежего рыхлого снега в лесной зоне в первые 3 дня похода существенно изменили планы на прохождение первой части маршрута. В первый день не удалось дойти до входа в ущелье Аку-Аку: во второй половине дня погода сильно ухудшилась, видимость упала, поднялся ветер. Поэтому группа была вынуждена после обеда остановиться на границе зоны леса к северу от Аку-Аку.

2.    Во второй день погода не улучшилась и попытки войти в ущелье при шквальном встречном ветре на подходах не увенчались успехом. Чтобы не терять время в надежде на улучшение погоды, было принято решение отказаться от прохождения Аку-Аку и перевала Юмъекорр. Вместо этого было решено, обходя массив с севера,  подходить сразу под Южный Чорргор. Остаток дня и весь следующий день были посвящены достижению этой цели.

3.    Таким образом, перевал Южный Чорргор был пройден на четвертый день маршрута, вместо запланированного третьего дня.

4.    В связи с потраченным днём, а также чтобы не рисковать застрять в восточной части Хибин, было решено отказаться от одного из радиальных выходов. В результате группа не пошла на озеро Академическое, ограничившись выходом на гору Партомчорр.

 

6. Техническое описание маршрута

В данном описании маршрут для удобства разбит на три части, соответствующие этапам прохождения путешествия:

1.    Дни 1 – 4: Переход от ст. Имандра до базы КСС через перевал Южный Чорргор.

2.    Дни 5 – 7: Кольцевая часть маршрута от КСС в долину р. Каскаснюнйок через пер. Южный Рисчорр с радиальным выходом на г. Партомчорр и возвращением через пер. Умбозерский на КСС.

3.    День 8: Переход КСС – Кировск через пер. Кукисвумчорр.

Фотографии к каждому ходовому дню приводятся после завершения текстового описания к данному дню.

Часть первая

Схема маршрута*:

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

* цифрами обозначены места ночёвок

День 1. 29.01.2013

Нитка: ст. Имандра – р. Гольцовка – сев. оконечность хребта Хибинпахкчорр (западный отрог).

Пройденное расстояние: 7 км

Набор высоты: 145 м

Сброс высоты: 0 м

ЧХВ: 3,2 ч

Погода: Пасмурно, облачность 100%, временами небольшой снег. Погода портится к вечеру, ветер сильный, порывистый. Видимость в первой половине дня хорошая, к вечеру сильно падает. Ночью ветер, временами небольшой снег.

Температура: около -5, -10°С

Описание:

В 8:30 выходим из поезда Москва – Мурманск на станции Имандра. В 8:54 начинаем движение на юг в направлении гор. Движемся по следу снегохода параллельно железной дороге. На небольшом отдалении от посёлка след уходит на восток, поэтому ненадолго сходим с дороги и пересекаем небольшой овраг. Под снегом видно большое количество железнодорожных шпал. Поднимаемся на накатанную дорогу, уходящую в лес. Движемся по ней на юг. С 9:40 до 9:50 привал на дороге. В 10:05 подходим к навесному мосту через р. Гольцовка – переходим по одному (фото 1). Мост в хорошем состоянии, расположен близко к ж/д мосту. Лёд на реке лежит, но наломан.

В 10:14 продолжаем движение от моста – сначала по лесу вдоль ЛЭП, затем выходим на дорогу. Дорога ведёт сначала на юг, затем поворачивает на восток, пересекает большую ЛЭП, тянущуюся к западу от гор (фото 2), слегка петляет. В 11:25 делаем привал, смазываем лыжи – далее наклон увеличивается. В 12:45 подходим к небольшому озеру в лесу (фото 3) – отсюда дорога поворачивает в южном направлении. Однако по плану нам нужно двигаться на восток, чтобы подойти ко входу в ущелье Аку-Аку. Сделав привал и сходив на разведку по дороге, принимаем решение продолжить путь по целине, азимутом на восток.

Снег глубокий, наклон местами непривычно крутой для группы, поэтому темп движения резко падает. В 13:35 делаем привал. Местами в лесу появляются отдельные выступы скал. Переходим в зону редколесья, со значительными открытыми участками. Отсюда открываются виды на оз. Имандра и г. Имандра (фото 4). Постепенно погода портится. Ветер усиливается и видимость падает, а группа после непривычного подъёма в уставшем состоянии. В 14:15, увидев в лесу хорошую сушину, принимаем решение закончить движение. Сначала обедаем на границе леса, затем спускаемся в лес на ровную площадку, расположившуюся в углублении в скалистом русле ручья. Здесь ветер значительно слабее, много хвороста и несколько сухих деревьев. К западу от лагеря обнаруживаем глубокое ущелье с отвесными стенками (фото 5). Двое участников идут на разведку оптимального пути для завтрашнего подъёма. Из-за портящейся погоды через полчаса возвращаются в лагерь.

Группа долго готовит лагерь для ночёвки и заготавливает дрова – времени много. Отбой в 21:50. Координаты лагеря: N67 49.124 E33 17.495.

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 1. Переход через мост на р. Гольцовая.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 2. ЛЭП, пересекающая дорогу к северу от хребта Хибинпахкчорр.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 3. Озеро в лесу севернее хребта Хибинпахкчорр.

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 4. (1) - Вид на г. Имандра и г. Манепахк с юго-западной стороны;

(2) – вид на озеро Большая Имандра.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 5. Ущелье в северной части отрога хребта Хибинпахкчорр.

 

День 2. 30.01.2013

Нитка: место ночёвки – подход под ущ. Аку-Аку с севера – переход первого притока р. Гольцовки – попытка траверса восточного отрога хребта Хибинпахкчорр – спуск в лес.

Пройденное расстояние: 6 км

Набор высоты: 160 м

Сброс высоты: 250 м

ЧХВ: 6,35 ч

Погода: Пасмурно, облачность 95-100%, временами небольшой снег. Ветер умеренный, существенно усиливается с набором высоты. Видимость средняя.

Температура: около -5, -10°С

Описание:

В 6:20 подъём. В 9:20 начинаем движение по остаткам проложенных вчера следов (они уже сильно заметены). Движемся по безлесным открытым участкам вверх, в южном направлении. У отдельных участников проблемы с лыжными креплениями, что несколько замедляет группу. В 10:28 группа неожиданно встречает перед собой преграду в виде глубокого ущелья, протянувшегося перпендикулярно запланированному направлению движения (фото 6). Оказалось, что мы вышли к борту ущелья Крест, которое на картах обозначалось в меньших масштабах. Спуск в ущелье или его переход имеющимися средствами невозможен, поэтому с потерей высоты обходим его в восточном направлении. Переходим несколько неглубоких оврагов – это также замедляет движение группы с учётом того, что отдельные участники ещё неуверенно держатся на лыжах в трудных участках. Делаем технический перерыв с 11:25 до 11:55 – разгружаем одну из участниц.

В медленном темпе без привалов доходим до леса у ручья – первого притока р. Гольцовой. Далее движемся вверх вдоль ручья в южном направлении. Лес молодой, по большей части сосновый. В 12:35 привал в лесу. Руководитель идёт на разведку выше леса в поисках входа в ущелье Аку-Аку и обнаруживает овраг, являющийся продолжением ущелья. В 12:55 группа начинает подъём и вскоре выходит из зоны леса. На открытых участках не утихает ветер, но есть надежда, что в ущелье можно будет от него укрыться. В 13:30 добираемся до входа в ущелье: ожидания не оправдались – прямо из ущелья дует сбивающий с ног встречный ветер, частицы снега режут глаза. При таких условиях пройти здесь не представляется возможным, поэтому приходится развернуться и вернуться в лес.

На месте предыдущего привала с 14:00 до 14:45 устраиваем обед. Принимаем решение отказаться от части маршрута: от ущелья Аку-Аку и перевала Юмъекорр. До перевала Южный Чорргор будем добираться в обход этого участка с северной стороны. Таким образом частично реализуется заявленный обходной вариант маршрута.

В 15:10 спускаемся к ручью – здесь открытое безлесное пространство. Правый берег ручья крутой и безлесный, левый покрыт лесом и более пологий (по нему мы поднимались). Несмотря на то, что погода не улучшается, принимается решение попытаться срезать путь: вместо обхода по лесу долинами рек мы поднимаемся на правый берег ручья (пешком, с опорой на палки, фото 7), смещаясь севернее. Такой путь был выбран в маршруте, пройденном руководителем годом ранее (движемся по старому треку на gps-навигаторе), однако при лучших погодных условиях. Поднявшись до выполаживания и начав движение в восточном направлении, снова встречаем сильный встречный ветер. С набором высоты ветер усиливается и видимость падает. Делаем вывод, что по такому ветру пройти отрог выше зоны леса азимутом на восток мы можем не успеть до темноты, что видится опасным. Решаем спускаться в сторону ближайшего леса на север.

На данном участке есть опасная особенность – ущелье, протянувшееся с запада на восток в северной части отрога. Это ущелье плохо просматривается глазами, особенно в плохую погоду. Не исключено наличие карнизов с южной стороны, переход ущелья «в лоб» видится невозможным. Поэтому на данном участке рекомендуем быть очень осторожными! Если не знать о наличии ущелья, его можно просто вовремя не заметить (можно предположить, что с тектонической точки зрения данное ущелье является продолжением  ущелья Крест, считая, что оно переходит через ручей на восток).

Двигаясь в восточном направлении, рискуем застрять в непогоде, поэтому идём на запад – здесь ущелье уходит в лес и превращается в проходимый, хотя и глубокий, овраг. Лес же здесь поднимается значительно выше, чем на других участках ручья (этот участок просматривался с левого берега во время спуска, но на него не обратили должного внимания). Переходим через овраг, устраиваем привал в 16:10. Погода несколько улучшилась – отсюда видны озеро Имандра и окрестности (фото 8), ненадолго появляются участки синего неба. Отсюда также видно ущелье Крест, которое мы обходили с северной стороны (фото 9).

Далее движемся в направлении на северо-восток, пытаясь до спуска в лесную зону максимально продвинуться на восток, но при этом не набирая высоты. Снег на открытых участках преимущественно плотный. Ближе к границе леса крутизна склонов возрастает – упираемся в крутой берег ручья, не обозначенного на картах, текущего в северном направлении. Выбирая наиболее безопасный спуск (открытые участки видятся лавиноопасными, ввиду обилия снега), спускаемся в лес. Вскоре находим поваленную сосну, разбиваем лагерь. Оказывается, что дрова сырые – тратим много времени на поиски хорошей сушины, но практически безуспешно. Отбой в 1:10.

Координаты лагеря: N67 49.137 E33 19.324.

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 6. Вид на ущелье Крест с его северного борта.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 7. Подъём на правый крутой берег притока р. Гольцовой.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 8. Вид на оз. Большая Имандра с северной оконечности хребта Хибинпахкчорр.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 9. Вид на ущелье Крест с востока.

 

День 3. 31.01.2013

Нитка: место ночёвки – вдоль р. Меридиональный на юг – левый берег р. Часнайок.

Пройденное расстояние: 6 км

Набор высоты: 84 м

Сброс высоты: 0 м

ЧХВ: 4,5 ч

Погода: Пасмурно, облачность 100%, временами небольшой снег. Ветер умеренный, на открытых участках сильный. Видимость средняя.

Температура: около -5, -10°С

Описание:

В 7:30 подъём. Выходим в 10:50. Из зоны леса в течение дня не выходим. Движемся по лесу с плавным набором высоты, сначала огибая отрог, затем войдя в долину р. Меридиональный. Какое-то время движемся по границе леса – здесь большое количество сосновых сушин и спиленных деревьев. По мере приближения к ручью снег становится глубже, тропёжка усложняется, темп движения падает. Местами проходим через густые заросли. Переходы строго по 40 минут, привалы по 10-15 минут.

Видится наиболее рациональным переход через ручей выше слияния с притоком, берущим начало под перевалом Юмъекорр, поэтому движемся на юг, не приближаясь к ручью. Подойдя поближе к месту слияния р. Меридиональный, его левого притока и р. Часнайок, поворачиваем на восток, преодолеваем приток – широкое ровное русло без открытых участков воды с сильным боковым ветром (14:55, фото 10). Дойдя до р. Меридиональный, устраиваем обед (15:20). Ручей существенно уже притока, но здесь есть участки открытой воды. Переход по толстому льду не представляет сложности (16:20). Правый берег крутой, но невысокий (всего несколько метров) – поднимаемся лесенкой. Набираем в ручье воду в термосы для ужина.

Перейдя ручей, поднимаемся по еловому лесу вдоль ручья Часнайок. Лесные склоны средней крутизны. Лес здесь полностью выбран, сухих деревьев по всей видимости нет, даже сухой хворост на елях практически отсутствует. Примерно в 17:00 недалеко от границы елового леса (переходит в заросли низкорослой берёзы выше по течению) ставим лагерь в укрытом от ветра месте. Готовимся к холодной ночёвке, окружаем палатку стенкой (насыпью – снег рыхлый), уменьшаем размеры палатки, опустив крышу, рюкзаки заносим внутрь. Приготовление ужина на газу внутри палатки.

Один из участников в последние несколько дней был простужен – сейчас его состояние ухудшилось, поднялась температура, глубокий кашель. Становится понятно, что участнику нужно сходить с маршрута, но при этом ближайший способ сойти – за перевалом Южный Чорргор на КСС (до Имандры по глубокому снегу за день дойти проблематично, а под перевалом снег плотный).

Здесь, как и практически в любой точке долины р. Меридионального, есть сотовая связь (МТС). Звоним спасателям, чтобы узнать прогноз погоды и лавинную обстановку на перевале Южный Чорргор. По-прежнему передают снег, потепление до -5°С и лавинную опасность 4 балла из 5. Тем не менее, идти перевал разрешают при соблюдении мер лавинной безопасности. Решаем на следующий день при благоприятных условиях штурмовать перевал.

Координаты лагеря: N67 47.598 E33 22.924. Отбой в 21:30.

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 10. Западный приток р. Меридионального.

 

День 4. 01.02.2013

Нитка: место ночевки – пер. Южный Чорргор (820, н/к) – база КСС

Пройденное расстояние: 15 км

Набор высоты: 480 м

Сброс высоты: 580 м

ЧХВ: 7 ч

Погода: Утром пасмурно, облачность 100%, временами небольшой снег, видимость средняя, сильный ветер. Во второй половине дня погода улучшается - переменная облачность 50%, хорошая видимость, ветер слабый.

Температура: около -5°С

Описание:

Побудка в 6:07, завтрак в палатке. В 8:30 выходим вдоль ручья в направлении перевала Южный Чорргор. Подъём по пологому склону, густо поросшему низкорослой берёзой. Ветра почти нет, тепло. На первом привале в 8:30 группа снимает тёплый слой одежды. Далее местность более открытая – справа по ходу движения крутизна склонов возрастает, так что пытаемся выбирать наиболее пологий путь подъёма, не удаляясь от ручья. В 9:56 привал – разматываем лавинные ленточки – далее будет более крутой открытый снежный склон.  Т.к. у одного участника лавинная лента запуталась и это не сразу заметили, группа несколько растянулась и потеряла на этом около 10 минут.

Далее подъём до самого перевального взлёта пологий и открытый (фото 11, 12). Снег плотный, но не скользкий. Постоянно дует достаточно сильный встречный ветер. На склоне растительность отсутствует, встречаются отдельные крупные камни, за которыми пытаемся устраивать привалы. Видимость периодически падает, а затем появляется снова. Очертания перевала впереди при этом постоянно различимы. Сквозь низкие облака видно синее небо – понятно, что «непогода» висит низко над перевалом. Видимость назад в сторону озера Имандра постоянно отличная.

Под перевальный взлёт подошли ровно в 12:00, сняли лыжи, устроили привал. На перевальном взлёте много снега – выбираем путь подъёма от камней до камней, поднимаясь на открытых участках «в лоб». В самых сложных участках наклон достигает 35 градусов и более, движение первого затруднено глубокой тропёжкой. Держим дистанцию, на крутые участки выходим по одному (фото 13). Преодоление перевального взлёта заняло 55 минут (поднялись в 13:10). На седловине съедаем перевальный шоколад, делаем фото с флагом ГС МФТИ (фото не сохранилось).

В 13:37 начали спуск с перевала. Спуск более крутой и видится более лавиноопасным, чем подъём. В начале спуска – относительно узкий кулуар, левый борт крутой и каменистый. Пытаемся двигаться, придерживаясь больших групп камней, соблюдаем дистанцию 50-100 метров. Не рискуем надевать лыжи, чтобы не подрезать склоны, поэтому до выполаживания, где начинается первая растительность, идём пешком (фото 14). С 14:30 до 15:00 устраиваем обед у больших камней. Далее в 15:10 уже надеваем лыжи, а в 15:40 сматываем лавинные ленты. Погода налаживается, здесь практически нет ветра, появляются участки открытого неба.

Дальнейший спуск проходит по левому берегу ручья, текущего от перевала, в направлении северо-восток. Спуск некрутой, проходит по редколесью, плавно переходя в еловый лес (фото 15). В 16:35 вышли на след снегохода. Далее по следу с одним привалом к 18:10 добрались до базы КСС. На базе заняли «Дом сурка», других постояльцев-туристов не обнаружили. Допоздна парились в бане, в результате ужинаем только в полночь и постепенно ложимся спать.

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 11. Вид на перевал Южный Чорргор (очертания перевала выделены линией, т.к. плохо читаются на фото из-за облачности).

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 12. Начало подъёма на пер. Южный Чорргор, левый берег р. Часнайок.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 13. Перевальный взлёт перевала Южный Чорргор.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 14. Путь спуска с перевала Южный Чорргор.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 15. Вид на долину р. Кунийок со стороны перевала Южный Чорргор, недалеко от границы леса.

 

 

Часть вторая

Схема маршрута:

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

 

День 5. 02.02.2013

Нитка: база КСС – пер. Ю. Рисчорр (890, н/к) - р. Каскаснюнйок (слияние притоков)

Пройденное расстояние: 14 км

Набор высоты: 508 м

Сброс высоты: 580 м

ЧХВ: 6,5 ч

Погода: Утром переменная облачность, ветер слабый. Во второй половине дня облачность слабая, ветер слабый.

Температура: утром около -5°С, вечером -10°С

Описание:

Подъём в 8:10 выход с базы КСС в 10:00. Перед отправлением делаем фото у столбов с указателями (фото 16). Движемся в направлении перевала Южный Рисчорр. На начальном участке пути идём по следу снегохода (по словам спасателя, несколько дней назад снегоходы проходили через Южный Рисчорр). Вначале движемся по лесу, который плавно переходит в редколесье. Долина реки здесь широкая и каменистая, склоны окружающих гор (г. Рисчорр, г. Куэльпорр)  крутые, на склонах во многих местах видны лавинные прочёсы, доходящие до дна долины. Температура на этом участке по термометру около нуля.

В месте, где сливаются притоки реки Рисйок, ведущие на Южный и Северный Рисчорры, следы снегохода теряются. Здесь снег более плотный, местами обледенелый. Движемся, прижимаясь максимально близко к ручью, на склоны не выходим – по всем признакам они лавиноопасны (движение с лавинными лентами с соблюдением дистанции). Перевал виден чётко (фото 17).

В 12:35 подошли почти под самый перевальный взлёт, делаем привал. Под перевалом, несмотря на почти ясное небо, висит мгла, так что очертания склонов читаются очень плохо. Боковые склоны здесь почти без выступающих камней, крутизна порядка 30 градусов. Двигаясь по руслу ручья, натыкаемся на след лавины (сошедшей в направлении течения). С этого момента поворачиваем левее и начинаем подъём в направлении седловины по склону «в лоб», сняв лыжи.

Подъём по крутому участку занимает у группы чуть более часа (с 13:00), выполаживание здесь начинается только за 200 метров до седловины (фото 18 с этой точки). Здесь группа собирается – дожидаемся последних участников, подъём даётся нелегко. Снег почти на всём протяжении подъёма достаточно глубокий, но плотный – получается делать глубокие ступени.

На перевал поднялись в 14:30. Видимость отличная, ветер несильный, склоны гор с обеих сторон красиво освещены (фото 19, 20). На перевале памятник и непонятная металлическая конструкция (стол с прорезью в центре). Делаем групповое фото с флагом (фото 21), начинаем спуск.

Начало спуска – крутой, но недлинный склон. Спускаемся ногами «в лоб» - по краям крутизна несколько возрастает. Крутые склоны г. Каскасньюнчорр и плато Кукисвумчорра со снежными карнизами – на выполаживании надеваем лыжи и быстро отъезжаем подальше (фото 22).

Дальнейший спуск – по отрогу строго на восток. Наша цель – до темноты добраться до леса на слиянии притоков р. Каскаснюнйок. Склоны здесь пологие и ровные, местами фирн, но по большей части неглубокий снег. Иногда удаётся набрать скорость при спуске. Примерно в 4 км на восток от перевала Южный Рисчорр на отроге имеется пологая безымянная возвышенность – чтобы не набирать высоту, огибаем её с южной стороны. Движение здесь однообразное, практически по горизонтали. От начала спуска с перевала движемся без привалов около 2 часов, лишь притормаживая, чтобы группа не растягивалась (спешим доехать до леса, пока не стемнело). Первый полноценный привал – в 17:10. Делаем обед – далее спуск в лес хорошо просматривается, так что спуститься сможем даже в сумерках. Похолодало – термометр показывает -10°С.

В 17:30 продолжаем движение – по-прежнему строго на восток. Вскоре после спуска в зону леса находим большую сухую ель, останавливаемся на ночлег (18:30). Снег здесь очень глубокий – порядка 1.5 метров (выяснилось при копании ямы под костёр). Работы в лагере традиционно занимают много времени. Вечером небо чистое, наблюдаем северное сияние. Отбой в 1:00.

 Координаты лагеря: N67 45.536 E33 52.854.

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 16. Группа у указателей на выходе с базы КСС.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 17. Перевал Южный Рисчорр с западной стороны.

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 18. Вид на запад с перевального взлёта Южного Рисчорра. Долина реки Кунийок.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 19. Вид на запад с седловины перевала Южный Рисчорр. В центре кадра – пик Марченко.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 20. Вид на восток с седловины перевала Южный Рисчорр.

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 21. Групповое фото на перевале Южный Рисчорр.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 22. Перевал Южный Рисчорр с восточной стороны.

 

День 6. 03.02.2013

Нитка: место ночёвки – г. Партомчорр (1081), радиально

Пройденное расстояние: 18 км (эквивалентное – 9 км)

Набор высоты: 820 м

Сброс высоты: 820 м

ЧХВ: 6 ч

Погода: Безоблачно, ветер слабый. Ближе к ночи – снегопад.

Температура: около -10°С

 

Описание:

По изначальному плану после спуска в долину реки Каскаснюнйок мы планировали совершить подряд два радиальных выхода – на озеро Академическое и гору Партомчорр. Однако при том, что в первой половине похода мы отстали от графика на день, а рисковать остаться в долине из-за непогоды без запасных дней не хотелось, от одного из радиальных выходов мы отказались. В итоге решили идти на гору Партомчорр (днём ранее, во время спуска с перевала Южный Рисчорр, у нас была возможность оценить «интересность» обоих радиальных выходов).

Подъём в 7:15, выход из лагеря в 10:00. Палатку разобрали (чтобы надеть лыжи), прочее бивачное снаряжение сложили внутрь. С собой взяли только 2 рюкзака, обед, пуховки, аптечку, лавинное снаряжение и отдельные части ремнабора. Сначала по лесному склону спускаемся в пологую долину реки (лагерь поставили на высоте 60 м от дна долины), затем теряем около 20 минут на то, чтобы один из участников сбегал в лагерь за забытым обедом. Переходим реку (полностью закрыта льдом и засыпана снегом), начинаем подъём на противоположный борт долины. Начальный участок движения от лагеря – почти строго на север. Здесь, чуть восточнее, с северного склона долины в Каскаснюнйок впадает небольшой приток, текущий из поросшего лесом распадка, в юго-восточном направлении. Мы поднимаемся по лесу с западной стороны от него. Первый полноценный привал делаем в лесу, в 11:25.

Вскоре сосновый лес редеет, сменяется берёзовым кустарником. Склоны становятся более открытыми и более пологими. В районе полудня из-за южных хребтов гор поднимается солнце (Видим солнце в первый раз за поход – идёт шестой день из восьми!), становится ярко. Мы поднимаемся в западном направлении, не доходя до перевала Восточный Партомчорр (остаётся севернее). В 12:10 доходим до перегиба, откуда открывается вид на южную часть долины (фото 27), делаем привал. Далее движемся севернее, чтобы подняться на длинный восточный отрог горы Партомчорр. Вероятно, чуть более пологий подъём со стороны перевала Восточный Партомпорр, но и здесь без проблем можно подняться лесенкой (фото 23).

В 13:10 делаем привал у большого камня, поднявшись до верхней линии отрога, и далее движемся по ней на запад в направлении вершины – здесь склоны становятся пологими (фото 25). Сам подъём достаточно однообразный и монотонный. Разнообразие вносит открывающийся во все стороны пейзаж – отлично видны практически все восточные Хибины и Ловозёры. На протяжении почти всего подъёма движемся классическим ходом – лыжи не проскальзывают, очень полого (фото 24).

В 14:30 начинается более крутой подъём – подходим под привершинный взлёт. Оставляем лыжи и дальше идём пешком. Снег здесь плотный от постоянного ветра, идём не проваливаясь. Крутой привершинный участок короткий – около 70 м по высоте и 300 метров по горизонтали. Перед ним непродолжительное выполаживание – здесь в 14:40 делаем передышку перед последним участком подъёма. Видно, что с других сторон склоны более крутые. Сама вершина пологая, наверху, по всей видимости, тур, полностью занесённый снегом. С вершины открывается вид на север в сторону озера Гольцового (фото 28), как, впрочем, и во все другие стороны (фото 29). Сюда мы поднялись в 15:00

На вершине дует сильный ветер, поэтому, не задерживаясь, делаем групповое фото (фото 26) и спускаемся до пологого участка. Здесь обедаем (15:40), затем доходим до лыж. Спуск проходит быстро – на отдельных участках удаётся разогнаться, хотя есть протяжённые участки, где наклона недостаточно, чтобы лыжи хорошо ехали. Спускаемся по своим же следам. Без привалов добираемся до места своей остановки на границе редколесья в 16:30. Последний участок спуска перед привалом – относительно крутой (есть возможность проехаться на хорошей скорости).

Дальнейший спуск до лагеря проходит без привалов. Группа разбивается на две части по 3 человека – первая половина быстрее идёт обустраивать лагерь. На подходах встречаем чужие лыжные следы. Разведка показала, что в 300 метрах от нашего лагеря расположилась группа туристов (позже выяснилось, под руководством Панченко Сергея), которые шли от КСС похожим маршрутом на следующий день после нас.

В лагере в полном составе группа собирается уже по темноте в 18:00. Восстанавливаем палатку, готовим ужин и заготавливаем дрова. Ближе к ночи пошёл снег, который не прекращался всю ночь – наутро тент палатки весь заледенел. Отбой в 00:00.

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 23. Начальный участок подъёма. Восточный отрог г. Партомчорр.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 24. Подъём на г. Партомчорр. На заднем плане – г. Восточный Партомчорр.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 25. Вид с востока на г. Партомчорр и отроги горы Лявочорр.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 26. Групповое фото на вершине г. Партомчорр

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 27. Панорама в западном направлении. Точка съёмки – юго-западнее пер. Партомпорр.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 28. Панорама с вершины г. Партомчорр в западном направлении.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 29. Панорама с вершины г. Партомчорр в восточном направлении.

 

День 7. 04.02.2013

Нитка: место ночёвки – пер. Умбозерский (560, н/к) – база КСС

Пройденное расстояние: 19 км

Набор высоты: 300 м

Сброс высоты: 315 м

ЧХВ: 5.75 ч

Погода: Средняя облачность, ветер слабый, без осадков.

Температура: утром около -5°С, вечером похолодание до -20°С

Описание:

Подъём в 7, выдвигаемся в 10:00. По вчерашним следам, двигаясь на север, доходим до реки Каскаснюнйок. Далее движение по руслу реки на запад. Первый переход по руслу, за который группа продвинулась на 1 км, проходит при тропёжке средней трудности (фото 30). Во время привала в 11:00, со стороны пер. Умбозерский в сторону Умбозера проезжает группа из 3-х снегоходов. Далее движемся по проложенному следу гораздо быстрее. В 12:00 делаем привал рядом с открытым участком воды, на развилке реки (уходящей в сторону Северного Рисчорра).

Вскоре за перегибами становится отчётливо виден перевал Умбозерский (фото 31). Выходим из лесной зоны. Перевал не представляет никакой технической сложности. Самый крутой участок подъёма проходится лесенкой за несколько минут и находится на подступах к перевалу. Сама седловина вытянутая и пологая, так что трудно определить наивысшую точку. Перевал представляет собой щель в хребте с крутыми и высокими скалистыми стенками. Слева по ходу движения видны многочисленные следы микролавин, не доходящих до дна ущелья.

Перевальный тур находится ближе к западной части седловины. Отсюда открывается вид на долину реки Кунийок. До тура доходим в 14:10. Делаем групповое фото (фото 32) и после отдыха начинаем спуск.

Спуск с перевала чуть более крутой, чем подъём. Крутизна неравномерная, с частыми выполаживаниями, на отдельных участках удаётся хорошо разогнаться. Начальный участок спуска проходит по правому берегу ручья, текущего от перевала (фото 33). В 15:10 пересекаем ручей – широкий участок с открытой водой, переходим по камням и снегу, сняв лыжи. Здесь же встречаем большую группу снегоходчиков, движущихся в сторону перевала. Перейдя реку, обедаем.

Дальнейший спуск – по дороге в лесу. На всём спуске всего несколько крутых участков, также есть незначительные подъёмы. Дорога выводит в долину р. Кунийок, прямо на большую вырубку. Масштабы вырубки поражают – лес уничтожен на километры (фото 34). В прошлом году вырубки ещё не было, долина была покрыта сосновым лесом.

Далее движемся по следу снегохода на юг в сторону КСС, сильно растянувшись, с одним привалом (руководитель ушёл вперёд, чтобы обустраивать домик). До базы группа добирается уже в сумерках. Останавливаемся в том же «Доме сурка», других постояльцев опять не наблюдаем. К вечеру сильно похолодало, небо почти безоблачное. Наблюдаем яркое полярное сияние. Ужинаем и ложимся спать в 22:00.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 30. Долина реки Каскаснюнйок, чуть западнее слияния с южным притоком.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 31. Перевал Умбозерский, вид с востока.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 32. Групповое фото на перевале Умбозерский.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 33. Перевал Умбозерский, вид с запада.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 34. Вырубка в долине реки Кунийок. Точка съёмки – граница вырубки на дороге с перевала Умбозерский.

 

Часть третья

Схема маршрута:

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

 

День 8. 05.02.2013

Нитка: база КСС – пер. Кукисвумчорр (479, н/к) - Кировск

Пройденное расстояние: 22 км

Набор высоты: 208 м

Сброс высоты: 176 м

ЧХВ: 5 ч

Погода: безоблачно, ветер слабый, без осадков.

Температура: мороз около -25°С

Описание:

         Подъём в 8:00, выходим с Базы КСС в 10:30. Движение по дороге на юг в сторону перевала Кукисвумчорр, по снегоходному следу. Движение почти без набора высоты (фото 35). Сильный мороз (скорее, непривычный после оттепели). На подступах к перевалу лес заканчивается, далее на открытой местности вдоль дороги установлены столбы (сначала бетонные, затем – в виде стволов небольших сосен). Следы снегохода здесь местами расходятся, но все ведут в сторону перевала (фото 36). Склоны с обеих сторон открытые и снежные. Следуя рекомендациям спасателя, движемся с соблюдением дистанции с распущенными лавинными лентами.

         Перевал – очень длинное и пологое ущелье с крутыми бортами, местами скалистыми, местами сильно заснеженными. Наиболее крутой участок подъёма находится в начале расщелины – пройдя его в 13:20, устраиваем привал. Далее движение до перевального тура, где быстро делаем групповое фото (фото 37) и движемся дальше. Рядом с туром установлен большой деревянный православный крест.

         Спуск с перевала осуществляем в несколько длительных переходов – этот участок выглядит наиболее лавиноопасным (фото 38). Видим с обеих сторон следы сошедших лавин (небольшие, не доходящие до дна). Первый непродолжительный привал делаем в 15:00, затем после небольшого перехода в 16:00 останавливаемся на обед. К этому моменту мы вышли из ущелья – расположились на повороте дороги в западном направлении в зоне редколесья. По ощущениям с утра немного похолодало, во время обеда мёрзнем, затем увеличиваем темп, чтобы согреться.

         Вскоре дорога огибает озеро Малый Вудъявр и после незначительного подъёма переходит в спуск. С верхней точки открывается хороший вид на окрестности Кировска. Спускаемся к асфальтовой дороге примерно в 17:00, затем проходим вдоль неё на лыжах до остановки автобуса. Доезжаем сначала до Кировска, затем до Апатитов. Поменяв билеты на поезд, вечером в 22:50 выезжаем в направлении Москвы. Маршрут окончен.

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 35. Вид на пер. Кукисвумчорр из долины реки Кунийок.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 36. Вид на перевал Кукисвумчорр с севера. В ущелье висит низкий туман.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 37. Групповое фото на перевале Кукисвумчорр.

 

Отчёт о лыжном туристском походе первой категории сложности по Кольскому п-ову

Фото 38. Спуск по ущелью перевала Кукисвумчорр.

 

 

7. Рекомендации

1.    Первая половина похода проходила в условиях плохой погоды и большого количества свежего рыхлого снега. Опыт показал, что в таких условиях перемещение в зоне леса хотя и затруднено тяжёлой тропёжкой, всё-таки является предпочтительным по сравнению с выходом на безлесные участки, где группу может застать серьёзная непогода. Также открытые участки видятся более лавиноопасными.

2.    Следует обратить внимание, что северные отроги хребта Хибинпахкчорр выше зоны леса изобилуют скалистыми расщелинами и каньонами ручьёв, которые на картах обозначены весьма условно.

3.    При температурах около -5°С даже при сильном ветре холодная ночёвка в зоне леса не представляет особых трудностей даже для новичковой группы.

4.    Перевал Южный Рисчорр видится относительно лавиноопасным с западной стороны. В верхней части ручья Рисйок под самым перевальным взлётом был обнаружен след весьма крупной лавины. На перевальном взлёте при обилии снега практически нет каменистых участков, по которым можно было бы выбирать путь подъёма.

5.    Спуск с перевала Южный Рисчорр по отрогу строго на восток до места слияния притоков реки Каскаснюнйок видится удачным решением для спуска: в конечной точке можно найти сухие дрова. Сам спуск пологий и в хорошую видимость безопасный (нужно обходить каньоны многочисленных ручьёв).

6.    Подъём на гору Партомчорр по восточному гребню не представляет трудности и какой-либо опасности. Гора крайне рекомендуется для посещения в хорошую погоду и позволяет обозреть все восточные Хибины.

7.    На перевале Умбозерский по левую сторону (при движении с востока на запад) были видны многочисленные следы микролавин, не доходящих до дна перевального ущелья. На перевале Кукисвумчорр – аналогично по обоим бортам на протяжении почти всего ущелья.

8.    Обращаем внимание, что значительная часть долины р. Кунийок вырублена под карьер. Вырубка простирается на километры. При отсутствии следов может быть затруднительно сразу найти прямой путь с перевала Умбозерский до КСС.

 

8. Транспорт. Связь. МЧС. Страховка

Транспорт

Маршрут начинается прямо от ж/д платформы Имандра, через которую раз в сутки проходит поезд Москва-Мурманск (также ходит фирменный поезд). Посёлок Имандра по всей видимости обитаем – был виден свет в окнах и слышен лай собак. В посёлке многочисленные следы снегоходов.

Через остановку «Ботанический сад» (санаторий Тирвас) до г. Апатиты ходит рейсовый автобус №128. Время в пути 40-50 мин. Через остановку также проходит автобус, идущий в Кировск. Пересадка в Кировске на автобус, идущий в Апатиты, на остановке «Почта».

 

Связь

На некоторых открытых участках маршрута была устойчивая сотовая связь. В западных Хибинах связь устойчива при прямой видимости станции Имандра (МТС). На базе КСС связь устойчива только возле домика спасателя, притом только Мегафон. В восточных Хибинах сотовой связи, по всей видимости, нет.

 

Сведения о ПСС

Мурманская область, г. Кировск, ул. Советской Конституции, д. 3. Начальник - Островский А.А. Тел.: 8(81531)58-895

Группа регистрировалась в МЧС по телефону при отправлении из Москвы и отзвонилась о завершении маршрута из Апатитов.

 

Страховка

Участники похода были застрахованы от несчастных случаев в страховой компании «Росгосстрах Банк». Страховка индивидуальная для каждого участника, при этом страхователь может быть один на всю группу. Стоимость страховки на одного человека – 566 р., покрытие 30 000 долларов.

Тел. страховой компании 8 (495) 165-01-01

 

 

9. Смета

Расходы

На группу

На человека

билеты "туда"

12443.2

1777.6

билеты "обратно"

18634.2

3105.7

еда ходовая

13125.4

1875

проезд в автобусе и еда в поезд

900

150

ночёвки на КСС

3250

250 (за ночь с человека)

баня на КСС

1500 (за 3 часа)

214

страховка

3400

567

розжиг

200

29

лекарства

1250

179

ремнабор

1121

160

Общие расходы из расчета на одного человека составили чуть менее 9000р.

Дополнительные расходы связаны с тем, что обратные билеты пришлось брать на фирменный поезд, поскольку изначально билеты покупались с учётом запасных дней, которые не были потрачены. На момент прибытия на вокзал в Апатитах билетов на дешевый отходящий поезд уже не было.

 

10. Ремнабор

Инструменты

Крепёж

Пассатижи      

2

Винты M4        

много

Отвёртка плоская        

1

Шайбы M4    

много

Отвёртка крестовая     

1

Гайки M4      

много

Ножницы

1

Саморезы для креплений

много

Шило    

1

Проволока медная

2 м

Ножёвка по металлу      

1

Изолента

1

Напильник треугольный  

1

Скотч

2

Надфиль треугольный    

1

Армированный скотч

1

Дрель

1

Застёжки и пряжки для рюкзака

много

Свёрла

4

 

 

Наждачная бумага

1

Запчасти

 

 

Крепления лыжные "Азимут"

пара

Швейные принадлежности

Гайки для креплений

4

Иголки

много

Тросики для креплений

5

Напёрсток

1

Стропы с пряжками

3

Булавки

6

Кольца для палок

9

Нитки швейные

несколько

Трубки дюралевые

4

 

 

Дюралевые пластины

3

Материалы

Фанера  - пластина

1

Стропа

много

   

Тонкая верёвка

3 мотка

   

Нитка капроновая толстая

1 катушка

   

Клей эпоксидный

2

   

Клей момент

1

   

Авизент

0.5 м

   

 

11. Аптечка

Перевязки

Антисептики

Сердечно-сосудистые

Пластырь рулонный широкий

Спирт этиловый 100 мл

Валидол

Пластырь бактерицидный

Хлоргексидин

Нитроглицерин

Марлевые салфетки

Йод - карандаш

Трентал

Бинты эластичные

Фурацилин

 

Бинты стерильные

Сульфацетамид (Альбуцид)

Витаминки

Антимикробное покрытие

 

Аскорбиновая кислота

Салфетки спиртовые

Антибиотики

Аскорбинки

Жгут резиновый

Ципролет

Компливит

 

Азитромицин

 

При простуде

 

Мази

Каметон

При аллергии

Крем для рук

Пиносол

Фенкарол

Гигиеническая помада

Доктор Мом

 

Спасатель

Стрепсилс

АЦЦ

Желудочно-кишечные

Левомеколь

Вентолин

Уголь активированный

Ацикловир

 

Рутацид

Ортофен

Обезболивающие

Лоперамид

 

Кетанов - инъекции (+шприцы)

Сенаде

Инструменты

Кетанов - таблетки

 

Ножницы

Дротаверин

Жаропонижающие

Перчатки резиновые

Парацетамол

Аспирин

Булавки английские

Ибоупрофен

Эффералган

Градусник

 

В таблице указан состав общественной аптечки. Помимо перечисленного у каждого участника имелась минимальная личная аптечка, включающая в себя бинт, пластырь (бактерицидный и рулонный), гигиеническую помаду, обезболивающее.

 

12. Снаряжение

 

Специальное личное снаряжение

Лыжи горные, прямые, с тросиковыми креплениями

Лавинная лента

Горнолыжные очки

Маска ветрозащитная

 

Общественное снаряжение

наименование

масса (кг)

Палатка-Зима

5,24

Тент для палатки

2,45

Печка

4,76

Спальники (4)*

7,2

Топор-колун

1,57

Пила двуручная

1,07

Пилы-цепочки (2)

0,37

Лопаты (3)

1,5

Лавинный лист

1,27

Каны (2), половник, губка, костровой набор, рукавицы, оргстекло

2,16

Репшнур

0,6

Термоса 1л (3)

4,5

Термометр

0,1

Аптечка

1,7

Ремнабор

6

Навигатор и батарейки к нему

0,6

Горелки (2)**

1

Бензин + газ

2

Лавинные щупы (4)

1,32

 

Полная масса общественного снаряжения – 45 кг (6,5 кг на человека в среднем)

 

* Использовалось 4 спальника-одеяла BASK V3M, спальники состёгивались попарно. Этого достаточно для группы из 7 человек в случае, если 1 человек постоянно дежурит у печки. В день холодной ночёвки удалось поместить в одну спарку 4 человека.

** Была взята одна мультитопливная горелка Kovea Booster+1 и газовая горелка Kovea Camp 4. Соответственно, взяты литр бензина и 2 баллона межсезонного газа по 450 г.

 

13. Ссылки

 

Общие

1. В отчёте использованы фрагменты туристической карты с сайта www.kirovsk.mels.ru. Эта же карта использовалась нами в походе.

"http://www.kirovsk.mels.ru/map/khib-map.jpg" rel="nofollow"

2. Основным источником информации о перевалах послужила «Хибиниада»

"http://daikicat.narod.ru/library/region/murm51/put/hibiniada.html" rel="nofollow"

 

Использованные отчёты

1. Поход 2 к.с. по Хибинам. Горная Секция МФТИ, 2012. Руководитель Гилажев А.

"http://takeoff.mipt.ru/reports/2012-Hibiny-2ks-Gilazhev/index.htm" rel="nofollow"

2. Отчет о лыжном походе 2 к.с. в районе Хибинских тундр. 1996. Руководитель Корнев И.В.

"http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?416" rel="nofollow"

 

Другие отчёты (не технические)

1. Питер Селдон Ру. Хибинские тундры, март 2005.

"http://www.peterseldon.ru/travel/hibiny0305/" rel="nofollow"

2. Поход в Хибины в марте 2010.

"http://ritunya.livejournal.com/82311.html" rel="nofollow"

 

Рассказ руководителя о пройденном походе в вольной форме можно прочитать по ссылке: "http://otachkin.livejournal.com/3255.html" rel="nofollow"

 

Источник: "http://gsmipt.ru/reports/2013-Hibiny-1ks-Otachkin/" rel="nofollow"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию