15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Путоранский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
0 1987 0
Руководитель: Афанасьев Ю.Б. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №6138

4. Радиальный выход к водопадам реки Иркинды;
    5. Переход к оз. Кета, сплав по озеру;
    6. Переход к р.Нерунгда, сплав до оз. Накомякен;
    7. Сплав: оз. Накомякен - р. Накта - оз. Собачье - р. Муксун - оз. Глубокое - р. Глубокая - оз. Мелкое - р. Талая - р. Норилка - п. Валёк;
  6. Обеспечение безопасности на маршруте;
  7. Дополнительные сведения о походе;
  8. Итоги, выводы, рекомендации;
  9. Перечень приложений
1. Справочные сведения
1.1. Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма - пеше-водный (катамараны)
Категория сложности - четвертая
Время путешествия - август 2002г.
Район путешествия - плато Путорана
Количество участников - пятнадцать
Нитка маршрута - р. Моя-Ачин - р. Кутарамакан - оз. Кутарамакан - оз.Кета - р. Нерунгда - оз.Накомякен - р. Накта - оз. Собачье - р. Муксун - оз. Глубокое - р. Глубокая -
оз. Мелкое - р. Талая - р. Норилка - пос. Валёк.
Протяженность активной части маршрута, км
- пешая часть: с грузом - ~60, налегке (разведка) - ~ 40 - водная часть - 210
- всего - 310
Продолжительность активной части маршрута - 21 день, в том числе 2 дневки и 3 полудневки с 3.08. по 23.08.2002г.

1.2. Подробная нитка маршрута

Вылет вертолетом Ми-8 из аэропорта "Валек" в верховья р. Моя-Ачин в точку на правом берегу реки, в километре выше границы леса - пеший переход вдоль каньона и спуск к берегу реки - сплав по р. Моя-Ачин до 1-го водопада - обнос 1-го водопада сплав до порога № 13 - обнос порога № 13 - выход на плато и по склонам левого берега р. Моя-Ачин за 9-й водопад - сплав по р. Кутарамакан - сплав по оз. Кутарамакан до точки на северном берегу напротив устья р Иркинды - радиальный пеший выход к водопадам Иркинды - перевал в среднее течение р. Орокан и подход к оз. Кета в устье Орокана - сплав по оз. Кета до устья северного притока в 8-ми километрах западнее устья р. Токингды - пеший переход до р. Нерунгда - сплав в нижнем течении р. Нерунгда - сплав по оз. Накомякен, далее: р. Накта - оз. Собачье - р. Муксун - оз. Глубокое - р. Глубокая - оз. Мелкое - р. Талая - р. Норилка - пос. Валёк.

1.3. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Категория трудности Длина Характеристика Путь прохождения
1 2 3 4 5
Порог III 200м Бурный слив с прижимом к скале слева - препятствие № 4 Правее центра русла с уходом вправо после слива
Порог IV - V 250м Длинная шивера на заходе, затем короткий мощный водопадный слив высотой ~2м Порог № 5. Лавировка на входе, прыжок в центре водопадного слива, уход от слабого левого прижима на плесе после прыжка.
Порог V 150м Мощный крутой слив по всей ширине русла. После слива сильнейшая косая отбойная "бочка", крутая лавировка, на выходе безотбойный прижим влево. Порог "Стиральная доска" Заход левее центра, затем резко вправо вдоль отбойной "бочки", затем влево по струе с уходом на выходе от прижима.
Участок порогов перед 1-м водопадом III - IV 200м Мощные сливы с отдельными камнями перед и за ними. Прохождение по центру, затем причаливание к левому берегу в 100м до водопада.
Участок обноса водопада № 1 50-60 м Высота водопада 6м, высота спуска к воде со скалы левого берега 8 м Сначала метров 30 проводка судов, затем обнос по скалам левого берега, спуск судов и вещей на веревке. Для людей несложное скалолазание.
Пороги и шиверы ниже 1 водопада. III-IV 500-600м Бурные сливы, навалы на многочисленные камни. Препятствия № 11; 12. Крутая лавировка, прижимы и выходы на камни, затрудненная чалка среди камней к левому берегу до начала мощного, 3-х ступенчатого порога № 13.
Мели, перекаты, завалы II 2 км Низовье р.Нерунгда. Быстрое течение, прижимы к завалам на поворотах. Проводка, обносы, сплав без разведки (первопрохождение).
Шивера-порог II - III 3 км Непрерывная шивера-порог на протоке Накта (из озера Накомякен). Сплав без разведки с лавировкой между камнями.

Пешеходные препятствия

Подъем на левый берег Моя-Ачина II Крутой склон, камни, мелкий кустарник. Высота около 80м. Подъем с полным грузом снаряжения.
Переправы вброд через левые притоки Моя-Ачина II Ширина ручьев 1 0 - 1 5 м, глубина до 0,6 м, скорость течения до 10 км/час. Переправа по одному или "стенкой", применение альпенштоков (ручек весел) для опоры
Переправа через последний крупный леый приток Моя-Ачина II Ширина 6-8м, мощный поток после сильного дождя. Переправа вброд невозможна. Переправа по наведенному мосту, применение веревочных перил.
Крупные и II - III Участки Перепады высот до 50м. Применение альпенштоков,
средние осыпи, скальные стенки до 200м длиной простейшие приемы скалолазания.
Густой лес, заросли кустов II Участки длиной до 0,5 км в долине Моя-Ачина Движение по азимуту.
Густой, труднопреодолимый стланик, карликовая березка, ольха II Участки длиной до 1 км в долинах рек Орокан и Нерунгда.

1.4. Список группы

Фамилия, имя, отчество Год рождения Туристский опыт Обязанности в группе
1. Андреева Лариса Ивановна 1959 р.Кутсайоки - р. Тумча - III (IV) У;
р. Жом-Болок - р.Ока - V У;
р. Билин - р.Кызыл-Хем - р.Каа - Хем - V У
Участница
2. Астафьев Борис Викторович 1957 р. Лаба; р.Риони; р.Андийское Койсу - II (V) Y
р. Китой - V У;
р. Билин - р.Кызыл-Хем-р.Каа-Хем - V У.
Фотограф
3. Афанасьев Юрий Борисович 1947 В.Саяны: р.Ока; р.Жом-Болок; р.Каа-Хем;
Р.Кызыл-Хем; р.Бий-Хем - различные варианты маршрутов по этим рекам с пешими выходами на горячие источники, в Долину вулканов, восхождения на пик Топографов - VP;
Камчатка: р. Л.Щапина - р.Жупанова - р. Авача - V Р;
Алтай: р. Катунь - V Р;
Ср. Азия: р.Чаткал - V Р;
р.Чилик - р.Чарын - V Р;
р. Ойгаинг - р.Пскем - VI У;
р. Матча - р.Зеравшан - VI Р;
Путораны: р.Бельдунчана; р.Курейка; р.Нерал;
р.Дулисмар; р.Иркинда - 3 варианта маршрутов - V Р.
Руководитель, видеооператор
4. Быко-Янко Андрей Владимирович 1958 р.Умба - III У;
р. Кутсайоки - р.Тумча - III (IV) У;
р.Риони - II (У)У.
5. Давшан Виталий Станиславович 1959 р. Чаткал - V У;
р. Матча - р. Зеравшан - VI У.
Реммастер
р. Чилик - р. Чарын - V У;
р. Ойгаинг - р. Пскем - VI У;
р. Матча - р. Зеравшан - VI У;
р. Бельдунчана; р.Курейка; р.Дулисмар; р. Иркинда - 3 маршрута - V У.
Участник
9. Кукса Валерий Иванович 1951 р. Ока- IV Р; р. Бий-Хем - р. Кызыл-Хем - р. Каа-Хем - V У Завхоз
10. Кукса Мария Игнатьевна 1954 р. Кутсайоки - р. Тумча - III (IV) У;
р. Ока - IV У.
Участница
11. Ломако Валерий Андреевич 1955 р. Кутсайоки - р. Тумча - III (IV) У. Участник
12.Макаркин Валерий Егорович 1957 р. Жом-Болок - р. Ока - V У;
р. Билин - р. Кызыл-Хем - р. Каа-Хем - V У;
р. Катунь - V У;
р. Чилик - р. Чарын - V У;
р. Матча – р. Зеравшан - VI У;
р. Нерал; р. Дурисмар; р. Иркинда- 2 маршрута- V У.
Участник
13. Макаркин Владимир Валерьевич 1981 р. Кутсайоки - р. Тумча - III (IV) У. Участник
14.Мещеряков Михаил Викторович 1963 р. Умба - р.Колвица - III P;
р. Билин - р. Кызыл-Хем - р. Каа-Хем - V У.
Врач
15. Чикунова Любовь Игнатьевна 1956 р. Тисса - р. Ока - V У;
р. Л.Щапина - р. Жупанова - р. Авача - V У;
р. Бельдунчана - р. Курейка - р. Иркинда V У.
Участница

Поход рассмотрен МКК Московской областной федерации туризма с выдачей заключения о зачете маршрута, его категории сложности и рекомендаций об использовании отчета.

2. Сведения о районе путешествия
2.1. Общегеографическая характеристика района

Район маршрута - плато Путорана - является северо-западной частью Средне-Сибирского плоскогорья, Путорана считается самым северным в мире базальтовым плато.

Средне-Сибирское плоскогорье - это крупнейшая в мире возвышенная равнина со средней высотой 500 - 700 м над уровнем моря. Северо-западный угол этой гигантской плоской "крыши" могучие подземные силы подбросили еще на километр вверх. Так образовалось плато Путорана. Предположительное время поднятия 15 - 20 тысяч лет назад, но процесс этот продолжается и сейчас со скоростью приблизительно 1 сантиметр в год.

С запада границей района является долина Енисея, с востока - долина р. Котуй.

На юге плато постепенно понижается вдоль правых притоков реки Нижняя Тунгуска до уровня высот Средне-Сибирского плоскогорья.

На севере горы крутым восьмисотметровым уступом обрывается к болотистым тундрам Северо-Таймырской низменности.

Поверхность плато Путорана покрыта "слоеным пирогом", образованным многочисленными лавовыми излияниями. Местами на плато насчитывается более 20-ти пластов базальтовых лав. Геологи называют эти образования "сибирскими траппами". Они встречаются по всему Средне-Сибирскому плоскогорью, но Путорана - единственный крупный участок, целиком сложенный базальтами.

Реки и озера Путорана глубоко (до 1280м) врезаны в поверхность плато, занимая или разрабатывая тектонические разломы. Поэтому снизу создается впечатление, что находишься в настоящей горной стране, однако горы эти - с плоскими вершинами.

Самые высокие горы плато находятся в верховьях рек Котуй, Курейка и Хета: гора Котуйская (1528м), гора Камень (1664м), гора Холокит (1542м) и наивысшая точка - гора (без названия) в истоках реки Хусана (1701м).

Расположение наивысших точек в середине северной трети плато определяет его характерную куполообразность, что подтверждается и центробежным рисунком гидрографии Путоран.

Русла рек, пробивая свой путь в "многослойном пироге" лавовых излияний, то и дело пересекают пласты более твердых базальтовых пород. В таких местах и образуются водопады. Водопадов на плато больше, чем в любом другом регионе мира. Множество лавовых пластов, слагающих горные массивы, образуют своеобразные ступеньки на пути любого водного потока. Это приводит к возникновению нескольких водопадов практически на каждом ручье или речке.

Климат на Таймыре арктический и субарктический. 263 дня в году температура держится ниже нуля. Весна, лето и осень укладываются в три месяца: июнь, июль, август. Средняя температура июля, самого теплого месяца - +12 С. Средняя температура января - -36 С.

Кроме особенностей, связанных с заполярными широтами, район расположен в полосе переменного влияния континентального и арктического воздуха. Восточная территория Путоран имеет ярко выраженный резко континентальный климат с господством устойчивого антициклона с октября по март. Среднее за год количество осадков у восточной окраины около 300мм, что в 2 раза меньше того, что получает западная часть Путоран. При этом четверть осадков выпадает в твердом виде. Здесь значительно меньше облачность, солнечных дней в году в 2 раза больше, чем в западной части.

Летом на Таймыре наблюдаются большие колебания температуры. Зачастую, после жаркого дня, когда солнце опускается за горы, температура снижается до нулевой. Как только возникает сильный ветер, сразу резко холодает. В среднем в году бывает около 300 ветреных дней. Эти ветры, как правило, приносят много осадков.

Сильные морозы зачастую приходят до выпадения снега, что способствует сохранению многолетней мерзлоты грунтов, а сильные ветры порой полностью сдувают снежный покров на склонах.

Растительность восточной части Путоран представлена исключительно лиственницей даурской - наиболее устойчивой против промерзания грунта. Примесь ели и березы здесь имеет место только по долине Котуя. Верхняя граница редколесий поднимается до высоты 750 - 800м на юге и 500 - 550м на севере. Выше редколесий следует подгольцовая зона ернико-ивняковых кустарников с участием одиноких лиственниц. Выше 600м на севере и 800-900м на юге начинаются горные тундры, которые на высотах 1100-1200м переходят в холодные каменистые пустыни. Для запада Путоран четко выражена высотная зональность растительности. Склоны и террасы до высоты около 450м заняты густыми лиственничными лесами с примесью ели и березы, густым подлеском ольховника и ернико-ивняковыми кустарниками. Выше горно-таежного пояса лесов следует пояс лиственничных редколесий.

В связи с обилием снега и повышенной влажностью верхняя граница редколесий в западной части Путоран ниже, чем в восточной. На севере она проходит на высотах 200-400м, на юге - от 600 до 720м. Выше проходит подгольцовая зона, представленная ольховниками, ивняками, ерниками.

Выше 800м на увлажненных седловинах и пологих склонах широко распространены так называемые глинистые болота. Голые глинистые пятна сравнительно глубоко оттаивают и во время сильных дождей, а особенно весной, становятся топкими и вязкими, сильно затрудняя передвижение. В сухую же погоду они высыхают, затвердевают и растрескиваются.

Ранним летом - в июне - начале июля - горная тундра расцветает пестрым покровом цветов. Повсюду видны полярные желтые маки, синий сибирский колокольчик, горная горечавка, астрагал альпийский, незабудка альпийская, камнеломка, валериана, горицвет, альпийская толокнянка и др. В сырых местах - большое количество пушицы, среди галечников по берегам рек и озер - дикий лук.

Со второй половины июля большая часть цветов отцветает, а у снежников и вблизи наледей, где весна и лето как бы запаздывают, можно и в конце июля встретить цветущую незабудку, мак, оранжевый лютик и др.

Животный мир. Наиболее значительный представитель животного мира плато Путорана - дикий северный олень. Летом, спасаясь от гнуса, стада оленей откочевывают на север, в тундру, поближе к Северному Ледовитому океану. В конце августа начинается миграция оленей на юг, в Эвенкию. За оленями следуют волки, росомахи, песцы. В лесном поясе в долинах рек и озер обитает бурый медведь, которого можно также встретить мышкующим в горных зонах арктической пустыни. Здесь обитают зайцы, лисицы, белки, горностай, соболь, лемминг. На широких лесистых излучинах рек можно встретить лося. Снежный баран - уникальный представитель животного мира Путоран. Он сохранился в небольших количествах в бассейне рек Аян и Хибарба. Этот вид занесен в Красную книгу. Из птиц в зонах тундры и лесотундры водятся гуси, различные виды уток, лебеди, белые и северные куропатки, чайки, трясогузки, полярные воробьи, белозобые и краснозобые казарки, гагары, кулики. Можно увидеть полярную сову. Из хищных птиц чаще встречается кречет, реже сапсан, беркут, скопа, орлан белохвост.

Для горных рек наиболее типичен хариус. В озерах хорошо ловится голец, кумжа, сиг. В нижнем течении горных рек встречается пелядь, муксун, еще ниже - чир, налим, окунь, щука, ряпушка.

История исследования Путоран. Первое упоминание о гряде гор к востоку от Енисея встречается у Миддендорфа. В середине девятнадцатого века (1844г.) он кочевал с ненцами по южной части Северо-Таймырской низменности и в сорока километрах к югу увидел, как ему показалось, отроги горного хребта.

Он дал ему название Северный хребет. Эта ошибка сохранялась на картах довольно долго. В 1905 году в составе академической экспедиции на плато Путорана побывали русские исследователи О.О. Баклунд и А.И.Толмачев. Кочуя с эвенками от стойбища к стойбищу, они тоже не сумели сделать правильные выводы, однако дали довольно точное описание зимней природы плато.

В 20-30-е годы двадцатого века при разработке медно-никелевых месторождений в районе Норильска исследования продолжила экспедиция под руководством Н.Н.Урванцева. Вслед за этим был разведан западный склон плато Путорана. Восточная и центральная части плато были нанесены на карту лишь в последнее время с помощью аэрофотосъёмки. Но до сих пор здесь есть места, где не ступала нога человека.

2.2. Краткая характеристика рек, туристские возможности района

Как уже было сказано, многочисленные водопады Путоран образовались из-за большого количества пластов пород разной твердости. Вода сначала вымывает нижний, мягкий слой породы, а верхний, твердый слой образует карниз водопада, который постепенно также разрушается и водопад со временем перемещается вверх по течению реки. Ниже остается каньон, стены которого также разрушаются под воздействием атмосферных осадков и боковых притоков.

Пороги также нередко имеют ступенчатую форму. Некоторые пороги представляют собой небольшие водопады с одной или несколькими ступенями.

Наряду с порожистыми участками у многих рек, как правило, крупных, имеются протяженные плесовые участки и участки с многочисленными разбоями русла. В таких местах часто образуются характерные для областей вечной мерзлоты речные наледи, лед которых к концу зимы достигает толщины 4-х метров и более. Успевая только частично растаять в течение короткого лета, наледи порой выглядят как обширные ледовые поля среди камней и зеленой растительности. Лед во многих местах пропилен водными потоками, образовавшими своеобразные каньоны, пещеры и ниши в ледовой толще. На поверхности лед легко откалывается, рассыпаясь на длинные, пальцеобразные кристаллы.

Для Путоран характерно обилие глубоких (100-420м) и длинных (50-130км) озер, которые находятся в узких впадинах тектонического происхождения с крутыми, обычно скалистыми берегами. Коренные жители, эвенки называют плато Путорана "страной озер с крутыми берегами". Это одна из версий происхождения названия "Путорана" как слова с корнями из эвенкийского языка.

На первый взгляд путоранские озера кажутся похожими на скандинавские фьорды: те же черные вертикальные стены, те же извилистые очертания узких расщелин, уходящих далеко, порой на сотню километров в глубь скалистых массивов, такое же обилие водопадов по берегам...

Но на самом деле это абсолютно разные по происхождению районы. В Норвегии морское побережье опускается, и море затопляет пропиленные ледником долины. А в Путоране идет постоянный процесс поднятия гор, а реки врезаются в них, углубляя разбивающие плато тектонические разломы.

К числу наиболее крупных характерных озер относятся Бельдунчана, Анама, Дюпкун, Лама, Тембенчи, Виви и другие. Все они являются проточными, т.е. расположены на пути или дают начало крупным рекам обычно того же названия, что и озеро.

В туристском отношении район плато Путорана представляет собой немалый интерес как множеством замечательных природных объектов, прежде всего водопадов, так и большим разнообразием всевозможных препятствий от простейших до самых сложных. Здесь имеется широкий выбор лыжных, пеших, водных и комбинированных (пеше-водных) маршрутов.

Правда, начиная с последнего десятилетия прошлого века, возможности путешествий в большинстве интересных мест района стали весьма ограниченными. Прежде всего из-за действия ограничений для посещения Государственного природного заповедника "Путоранский", расположенного на значительной части наиболее посещаемой туристами в прошлые годы территории Путоран. Об этой "особенности" района путешествий подробнее будет сказано в главе "Подготовка и организация похода". План землепользования заповедника с указанием его границ помещен в приложении отчета.

Вторым препятствием для широкого посещения Путоран спортивными туристскими группами является резко возросшая в последние годы стоимость транспортных услуг, в частности самолета до Норильска и обратно (а других разумных транспортных вариантов практически нет) и вертолета до начальной точки маршрута, без чего невозможно осуществление походов в наиболее интересных и отдаленных районах плато в приемлемые по продолжительности сроки.

И, если первая причина ограничений вполне логична и оправдана (такие места действительно следует всячески оберегать от неконтролируемого нашествия людей), то вторая вызывает немалую досаду, так как организованные спортивные туристские группы в большинстве своем не способны на такие затраты.

Одним словом, все эти проблемы делают Путораны малопосещаемым туристами районом. Здесь практически нет как, например, в Саянах набитых туристских троп и популярных маршрутов, по которым каждый сезон проходят десятки групп.

Для туристов-водников подавляющее большинство интересных маршрутов сопряжено с тяжелыми пешими подходами или переходами из одного бассейна в другой.

К сожалению, наиболее интересные в спортивном отношении участки рек зачастую сравнительно коротки и разделены порой очень протяженными участками с медленным течением или длинными озерами. Тем не менее, даже наличие таких малоинтересных и утомительно однообразных участков с лихвой окупается возможностью совершить интереснейшее по новизне и разнообразию путешествие в необычном и очень своеобразном природном районе.

Летний сезон в Путоранах довольно непродолжителен. Лучшее время для проведения здесь пеших и водных походов - с начала июля по конец августа, оптимальные - с середины июля до середины августа.

Светлые летние ночи, особенно в июле, дают возможность осуществлять движение, по желанию группы, сместив активную часть дневного перехода на более позднее время и даже на ночные часы. К этому могут вынудить и жаркое дневное солнце (на пешей части маршрута), и полчища кровососущих насекомых, немного уменьшающих свою активность к концу дня. Зачастую возможность двигаться в ночные часы используют группы, опаздывающие с намеченными сроками движения на маршруте.

Путораны считаются районом, где нет иксодовых клещей - переносчиков энцефалита и других опасных заболеваний. Не встречаются здесь и ядовитые змеи. Ну а насчет комаров, мошки и других мелких летающих кровопийц здесь, как и во всех подобных районах севера, можно не сомневаться - без соответствующих мер защиты вы наверняка получите "удовольствие" по полной программе.

История туристского освоения рек Путоран тоже сравнительно молода, тем более, это освоение в настоящее время резко замедлилось по указанным выше причинам.

Из наиболее известных рек можно считать Б.Хоннамакит, Аян, Курейка, Гулями, Горбиачин, Бельдунчана, Дулисмар, Котуй, Хаканча, Хибарба. Наиболее сложные из известных в настоящее время: Нерал (Нёрал), Оран и Моя-Ачин. Точной информации нет, но эти реки полностью пройдены туристскими группами едва ли более, чем по 5 раз каждая.

Серьезная попытка прохождения реки Оран была впервые предпринята в 1980 году группой москвичей (руководители А.Павлов и В.Вуцен). Достаточно полно Оран был пройден москвичами же, но лишь в 2003 году (руководитель С.Цветкова).

Каньон реки Нерал ниже водопада впервые попытались пройти в 1982 году москвичи (руководитель М. Афанасьев), а затем в 1983 году 3-4 км каньона прошли коломенцы (руководитель Ю. Афанасьев). Полностью Нерал с каньоном прошли в 1988 году сначала москвичи (руководитель А. Кашкаров), а буквально через неделю после и независимо от них - объединенная группа коломенцев с москвичами (руководитель Ю.Афанасьев), причем с меньшим количеством обносов "непроходов" и с прохождением 4-хметрового порога-водопада.

Река Моя-Ачин впервые была пройдена группой туристов из Королева и Москвы (руководители В.Галедин и В.Чиченин) в 1991 году. К моменту появления на этой реке нашей, коломенской группы, на ней побывали по некоторым сведениям еще 2-3 группы, в том числе и довольно сильная группа под руководством С.Климина (Москва), сплавлявшаяся по Моя-Ачину ровно за месяц до нас.

Все три перечисленные выше реки имеют препятствияПороги и шиверы ниже 1 водопада. вплоть до 6-й категории сложности, расположенные в глубоких и протяженных каньонах с очень ограниченными возможностями для спуска к воде или выхода из каньона на безопасное место. На всех трех реках на пути сплава водопады, причем на р.Моя-Ачин они на всей ее сплавной части и их аж 9, что ставит эту реку, пожалуй, на первое место по опасности и сложности среди известных туристам на настоящее время рек Путоран. Кстати, наиболее полное прохождение Моя-Ачина по праву принадлежит все же не туристам, а мастерам экстремального сплава на пластиковых каяках. В августе 2003 года все пороги и почти все водопады (!) Моя-Ачина, кроме 6-го и 9-го, прошла группа российских каякеров (организатор М.Ануфриков). Но это уже совсем другая техника и вовсе не туристский поход.

К сожалению, история прохождения путоранских рек не обошлась без серьезных потерь, чему в немалой степени способствовала малоизученность района и отсутствие необходимой информации об опасных местах, в частности, водопадах на пути водных маршрутов. Даже на современных топографических картах, доступных в наше время туристам, они отмечены далеко не все. Например, на карте р.Моя-Ачин показаны только 2 водопада из 9-ти. Поэтому, путешествуя в этих местах, туристы зачастую оказываются в роли первооткрывателей. При всей заманчивости и почетности этой роли следует уже при разработке и планировании новых маршрутов в этих краях максимально позаботиться о безопасности предстоящего путешествия, что включает в себя прежде всего сбор надежной информации об особенностях маршрута и, конечно, комплектование соответствующей по опыту и оснащенности группы.

К сожалению, полную информацию о прохождении сложных рек района туристскими группами за последние годы собрать довольно трудно, поэтому реальная ситуация может отличаться от представленной выше.

Коротко о подходах и выходах с путоранских маршрутов

Варианты маршрутов без использования дорогостоящей техники заброски по воздуху значительно увеличивают их продолжительность, не говоря уже о трудности самих подходов. Да и вариантов этих немного: до озера Лама на катере или на своих катамаранах с хорошим парусным вооружением, далее, как правило, волок на р. Б.Хоннамакит либо на р. Гулями и далее по вариантам различных маршрутов.

Есть варианты подходов на катере до озера Собачье или даже до оз. Накомякен, но отсюда до серьезных сплавных рек тоже еще очень далеко. Этот вариант, пожалуй, больше подходит для окончания маршрутов.

Окончанием маршрутов зачастую служит также река Рыбная, но сразу надо предупредить, что это малоприятный путь, включающий, как правило, все озеро Кета с его частыми встречными ветрами и нескончаемые петли Рыбной с тихим течением и унылыми пейзажами мертвого леса по берегам. Даже каскад порогов "Оран" ближе к концу Рыбной не способен заметно оживить впечатления сплава по этой реке. Коломенцы прошли пороги "Орана" полностью (включая основной водопадный слив), заканчивая маршрут 1988 года, но заряд положительных эмоций от этого иссяк еще на оставшемся участке Рыбной.

Выходом с некоторых восточных маршрутов служит пуп, по реке Хета до Волочанки, тоже однообразный и немалой продолжительности, а также путь до Хантайского озера и далее до населенных пунктов на нем. Возможны и другие варианты, требующие сбора надежной информации о местном транспорте.

Пожалуй, наиболее приемлем вариант смешанный, когда заброска в начало маршрута осуществляется воздушным транспортом, а выход - одним из приведенных вариантов.

3. Подготовка и организация похода

Идея осуществления маршрута в Путоранах возникла весной 2002 года, когда обозначилась некая вероятность покрытия основных затрат подобного мероприятия за счет каких-либо спонсоров. Эта идея получила предварительное одобрение со стороны администрации г. Коломны, а затем, в начале лета глава администрации - Валерий Иванович Шувалов дал окончательное "добро" на проведение путешествия в Путоранах с твердым обещанием найти для этого внебюджетные средства.

С этого момента и началась непосредственная подготовка:

• разработан маршрут и его варианты;
  • скомплектована группа основных и запасных участников, распределены обязанности по подготовке, проработана смета расходов;
  • определен перечень снаряжения и продуктов питания, началась активная работа по их подготовке;
  • проведена работа по сбору информации о возможности вертолетной заброски в начало маршрута;
  • осуществлена связь с руководством Государственного природного заповедника "Путоранский" с целью получения разрешения на его посещение;
  • оформлены заявочные и маршрутные документы;
  • запрошены счета на оплату авиабилетов до Норильска и обратно и вертолета в начальную точку маршрута.

Надо отметить, что поводом для столь серьезного мероприятия явилось довольно исключительное событие: 825-летие Коломны, отмечаемое в 2002 году.

Юбилей города плюс более чем благосклонное отношение к спортивному туризму городского мэра, кстати, имеющего собственный опыт туристских походов, - вот решающие обстоятельства, позволившие сделать реальностью задуманное путешествие в столь труднодоступном месте России.

Итак, основными целями путешествия явились:

• дальнейшее туристское освоение плато Путорана, знакомство большинства состава группы с новым районом путешествий;
  • повышение опыта и спортивной квалификации туристского актива г. Коломны;
  • участие в чемпионате России на лучшее путешествие;
  • испытание нового туристского снаряжения выпускаемого в Коломне (катамараны с парусным вооружением, страховочное, бивачное снаряжение и т.п.);
  • съемка видео
  • и фотоматериалов для последующего показа и популяризации спортивного туризма среди жителей города.

Конечно, все перечисленные цели, кроме первой из них, вполне подошли бы и для большинства других туристских районов России, но группа предпочла по разным причинам именно Путораны. Ну, а в какой мере нам удалось достичь эти цели будет сказано ниже в главе "Итоги, выводы, рекомендации".

Несколько подробнее об этапах подготовки

Разработка маршрута проводилась с учетом опыта ранее пройденных коломенцами трех пеше-водных походов в Путоранах. В качестве определяющего по сложности участка маршрута была выбрана река Моя-Ачин, которая являлась одним из заявленных вариантов маршрута группы коломенцев ещё в 1990 году, но по различным причинам мы тогда на нее не попали. Про Моя-Ачин, к сожалению, не удалось заблаговременно найти исчерпывающих материалов по ее прохождению. Было лишь известно, что река пройдена, на ней несколько водопадов и есть очень сложные пороги, некоторые из них придется обносить. Полученная цветная топографическая карта 2-хкилометровка давала дополнительную, хотя и неполную информацию о возможностях передвижения здесь. Запланированная заброску в начало марщрута на вертолете дозволяла надеяться на предварительную обзорную разведку реки с воздуха. В дальнейшем это и было осуществлено: вертолетчики по нашей просьбе пролетели над рекой от ее устья к месту нашего старта в верховьях.

В план похода также был включен участок сплава по реке Иркинда (Иркингда), которую в 1983 году открыли для туристов-водников именно коломенцы. Иркинда - одна из красивейших рек в Путоранах, на которой коломенские туристы после 1983 года побывали еще дважды, каждый раз включая эту реку в свои новые маршруты. Относительно несложная, Иркинда удачно вписывается во многие маршруты, предполагающие окончание в Норильске, и являет собой средоточие многих особенностей путоранских рек с их специфическими ступенчатыми склонами долин, гирляндами водопадов на них, живописными каньонами с каменными кружевами стенок.

Настоящей изюминкой реки считается красивейший водопад высотой 27 метров в нижней части реки, а также великолепный, сложного строения каньон рядом с водопадом.

Непосредственно на Иркинду группа планировала попасть, сделав пеший переход - 20 км с реки Кутарамакан в среднее течение Иркинды.

Окончание маршрута планировалось по известному пути по системе озер с выходом на р. Норилку и далее до Валька. Новым здесь был запланированный пеший переход с озера Кета на оз. Накомякен. Эта альтернатива сплаву по всему озеру Кета и реке Рыбной предполагала дополнительные трудности "пешки", неизвестности нового пути и еще одно строительство катамаранов. Однако опыт двух (из трех) предыдущих походов со сплавом по Кете и Рыбной оставил столь неизгладимые отрицательные впечатления об этом участке маршрута, что мы решили на этот раз пойти все же по-новому.

Продолжительность похода была определена в 3 недели исходя из возможностей и пожеланий большинства участников группы.

Мы остановились на IV категории сложности маршрута, т.к., пользуясь случаем, хотелось включить в состав группы максимальное число участников, определяемое грузоподъемностью вертолета Ми-8.

Сложность реки Моя-Ачин в данном случае не смущала, т.к. была известна возможность (и оговорена в МКК обязанность) обноса особо сложных препятствий или их прохождение усиленными экипажами.

4. График движения

Дни пути Даты Участки маршрута Расстояние (км) Способы передвижения
1-2 2-3.08. Коломна - Москва - Норильск - Валек Автобус, авиа, автобус
2 3.08. Резервный день - -
3 4.08. а/п Валек - верховья Моя-Ачина   вертолет
4-9 5-10.08. р. Моя-Ачин до устья. 35 сплав
10 11.08. р. Кутарамакан (12 км до устья) 20 сплав
11-12 12-13.08. Переход на р.Иркинду 20 пеш.
13 14.08. р.Иркинда до 1 водопада 25 сплав
14 15.08. дневка - -
15 16.08. До оз. Кутарамакан 10 сплав
16 17.08. До оз. Кета 16 пеш.
17 18.08. Оз.Кета 32 сплав
18 19.08. До р.Нерунгда 12 пеш.
19-22 20-23.08. Оз. Накомякен - оз. Собачье - оз. Глубокое -оз.Мелкое - р.Норилка - п.Валек 160 сплав
23 24.08. Норильск - Москва - Коломна Авиа, автобус

В смете расходов, естественно, основными статьями были затраты на авиаперелет Москва Норильск и обратно, а также стоимость вертолетной заброски из а/п Валек до верховьев Моя-Ачина.

Именно эти две статьи были обеспечены с помощью основных спонсоров, оплативших соответствующие счета.

Разрешение на посещение территории заповедника во время прохождения маршрута было получено следующим образом.

После предварительной связи по телефону с директором заповедника Лариным В.В. по его совету было оформлено официальное письмо на его имя от главы г. Коломны Шувалова В.И. с информацией о наших планах, указанием целей путешествия, обещанием посильной материальной помощи заповеднику и гарантией оплаты, в случае необходимости, спасательных работ.

Забегая вперед, следует отметить, что в беседах с директором заповедника перед началом маршрута и сразу после его окончания им были названы 3 условия, обязательные для получения разрешения на посещение территории заповедника:

1. Заявиться надо заранее, чтобы попасть в ограниченное число групп, допускаемых в предстоящем туристском сезоне;
  2. У претендентов на получение разрешения должна быть веская причина для этого, т.е. серьезные, с точки зрения руководства заповедника, цели и задачи посещения;
  3. От желающих попасть на заповедную территорию потребуется оказать какую-либо помощь заповеднику, причем, совсем необязательно материальную.

Первое условие понятно. Руководство заповедника обязано ограничивать число посетителей, причем, зная маршруты групп, можно контролировать и регулировать ограничениями нагрузку на отдельные участки заповедника.

Второе условие можно трактовать по-разному, но в любом случае согласовывать его придется с директором заповедника. В нашем случае Владимир Владимирович счел достаточно веской причиной для выдачи разрешения 825-тилетний юбилей нашего города, хотя мы и просрочили с выполнением первого условия.

Для выполнения второго условия может оказаться достаточным наличие у группы какой-либо "бумаги" от серьезной организации типа Минприроды, Академии наук и т.п.

Ну, а третье условие возникло тоже по вполне понятной, но уже банальной причине: привычной бедности наших бюджетных организаций. Отсутствие достаточного финансирования не позволяет дирекции ни обзавестись необходимыми кадрами, ни организовать достаточное количество кордонов на огромной (около 1,9 млн. гектаров) территории, ни даже обустроить собственные офисные помещения, расположенные в здании института сельского хозяйства Крайнего Севера.

Конечно, пользуясь спросом у определенной части населения (не только туристов-спортсменов), можно было бы превратить отдельные места в заповеднике в "золотое дно". Но подойдет ли в таком случае к этим местам название "заповедник"?

По нашему мнению, директор придерживается наиболее оптимального соотношения запретительных и разрешительных мер, позволяющих сохранять с минимальными потерями уникальную природу и в то же время оставлять определенную возможность людям побывать в этих сказочных местах.

Третье условие мы выполнили, подарив для офиса заповедника лазерный принтер, купленный на деньги одного из наших спонсоров. Чего греха таить, Ларин воспользовался случаем, попросив у нас такую помощь (не для себя, а для заповедника!), зная о нашей спонсорской поддержке.

В другом случае эта помощь может, например, ограничиться просто тем, что группа захватит с собой, скажем, из Москвы какой-либо попутный груз для заповедника и т.п.

Дни пути Даты Участок пути (ориентир конца участка) Протя-жен-ность, (км) Технич. ходовое время, час Абсол. ходовое время, час Характер пути, естественные препятствия, опасные участки
1 2 3 4 5 6 7
- 2-3.08. Коломна – Москва – Норильск – Валек - Моя-Ачин Автобус до Москвы, самолет до Норильска, автобус до Валька, вертолет до Моя-Ачина
1 3.08. Верховье р.Моя-Ачин 1,5 1 0,8 Переноска снаряжения от точки высадки с вертолета до берега реки. Каменистое плато, спуск к реке по пологому склону среди кустарника.
2 4.08. Дневка
3 5.08. До порога №7 ("Стиральная доска"). Полудневка 2,5 1,5 0,5 Первые пороги. Порог №5 (водопадный слив 2м), шиверы до порога №7.
4 6.08. За порог №7 (~500м). Полудневка, разведка реки на 2км 0,5 1 0,5 Порог "Стиральная доска". Мощный косой вал за основным сливом, прижим к скале влево ниже порога.
5 7.08. Дневка Разведка реки по правому берегу 10x2 (туда и обратно) 8 7 Каменистое плато, склоны притоков и склоны Моя-Ачина. Местами заросли кустарников.
6 8.08. До порога №13 3 2 1,5 До водопада №1 сливы с отдельными камнями. Обнос водопада, спуск судов и снаряжения на веревках со скал левого берега высотой 8м. Бурные сливы, протоки, забитые камнями. Проводка и обнос препятствия №13.
7 9.08. Полудневка. Разборка судов. Пешее движение по террасе левого берега до крупного притока 4,5 3 2 Подъем из каньона по крутому склону. Кустарник, затем каменистое плато. Брод ручья, относительно чистый участок пути: редкие кусты, камни, болотца
8 10.08. До левого притока -р.Налдыкан 8 4 2,5 Броды притоков Моя-Ачина, камни, мох, кустарник на склонах.
9 11.08. За р.Налдыкан 6,5 4,8 2,7 Ягельные поляны, кустарник, брод Налдыкана, скальные участки.
10 12.08. За крупным левым притоком, последним перед устьем р.Моя-Ачин 6 6 2,7 Движение вдоль притока выше по течению. Крутой спуск к руслу. Резкий подъем воды в притоке. Наведение переправы по мостику.
11 13.08. За 9-й водопад Моя-Ачина 5 5,5 3,3 Крутые спуски среди крупных камней, густые заросли, местами звериные тропы. Ближе к устью хорошая сухая тропа.
12 14.08. Сплав до оз. Кутарамакан 35 4,5 4,2 Быстрое течение, перекаты и быстрины на р.Кутарамакан. Ближе к озеру течение замедляется.
13 15.08. До кордона на берегу озера Кутарамакан напротив устья р.Иркинды. 25 4,9 4,8 Сначала слабый попутный ветер, затем безветрие на озере.
14 16.08. Дневка (для большей части группы). Радиальный выход к водопадам Иркинды (6 человек). 4x2 (по воде туда и обратно) 9х2 (пешком туда и обратно) На озере безветрие. В долине Иркинды сухие поляны, затем заросли, болотца, крутые подъемы и спуски. Местами вдоль реки звериная тропа.
15 17.08. Пеший переход до оз. Кета в устье Орокана 11 6,2 4 Сначала тропа, затем камни, болотца, высокая трава и кочки. На спуске к Орокану кочки, ерник, заросли кустарника. Вдоль Орокана сначала плоские плиты скал, затем тропа, далее мох, густая трава, слабая тропа в густом ернике, заросли кустов в устье Орокана.
16 18.08. Сплав по оз. Кета за 35 7,2 7 Временами слабый попутный ветер, движение с
устье крупного северного притока в 12км западнее устья Токингды использованием простейших парусов из тентов палаток.
17 19.08. Пеший переход почти до стрелки Правой и Левой Нерунгды 12 7,9 4,6 Подъем по склону северного берега озера Кета, лес достаточно редкий, затем курумник, ложбина ручья, ерник, небольшой подъем на плато. На спуске сначала сухие холмы, затем распадки сухих ручьев, ерник, густые заросли кустов вдоль ручьев.
18 20.08. Пеший переход за устье левого притока Нерунгды (2 км до озера Накомякен). Сплав по Нерунгде и по озеру Накомякен 5 3 4,2 1,2 2,2 1,2 Ягельные поляны в густом ернике, брод Л. Нерунгды, подъем на скальный левый берег, густые заросли в устье левого притока Нерунгды (из озер Ньюксакан), брод притока. Мели, перекаты, прижимы к завалам на поворотах. Обнос непроходимого завала, затем опять мели на входе в озеро.
19 21.08. Сплав до озера Глубокого и по нему ~10км 55 10,5 9,8 Сплав по озерам в густом тумане. Направление движения по азимуту. На реке Накта почти сплошные перекаты и шиверы. На р. Муксун течение слабое.
20 22.08. До острова "Колхозник" на озере Мелком 55 12 11 Трудности с ориентированием при движении по озерам в густом тумане.
21 23.08. До а/п "Валек" Автобус до Норильска и а/п "Алыкель" 45 8 7 На озере Мелком плотный туман, полное отсутствие любых береговых ориентиров. Движение по компасу 2,5часа (до истока Талой). На реке Талой течение быстрое, на Норилке - медленное, ближе к Вальку у левого берега обширные мели.
22 24.08. а/п "Алыкель", нелетная погода (туман)
23 25.08. Норильск - Москва - Коломна Самолет до Москвы, автобус до Коломны.

5. Техническое описание прохождения маршрута группой
5.1. Река Моя-Ачин

Начинать сплав на Моя-Ачине можно в районе устья крупного левого притока, примерно в 3-х км ниже устья правого притока - р. Благодатной. В малую воду начинать сплав придется еще ниже, а выше устья Благодатной даже в большую воду сплошные разбои и мели.

Место для посадки вертолета (на плато) можно выбрать на обоих берегах Моя-Ачина, лишь бы поблизости оказался достаточно пологий спуск к реке.

Мы на подлете выбрали точку на плато на правом берегу вблизи заметного правого притока (см. карту). Все же, из-за малой воды, пришлось еще около 1,5 км идти по плато вдоль реки вниз по течению, где мы без труда спустились к воде и нашли приемлемые для лагеря площадки среди кустов для палаток и место для сборки катамаранов.

Первый для нас порог (схема 1) представлял собой прямую несложную шиверу на входе, затем бурный слив среди средних по величине гладких камней и несильный прижим к отвесной, черной скале левого берега. В конце порога плес и удобное место для береговой страховки на небольшом галечном выступе правого берега.

Проходили порог поочередно, полными экипажами, но на разгруженных катамаранах (фото 2), с нижней береговой, а затем страховкой с воды снизу у правого берега. Из-за малой воды при прохождении почти неизбежные касания камней в сливе.

Точной идентификации этого препятствия с препятствиями по лоции из отчета группы Галедина (первопрохождение Моя-Ачина) сделать не удалось, видимо за 11 лет ситуация в русле сильно изменилась из-за наносного действия потока в реке или существенного отличия уровня воды. Предположительно это окончание препятствия №4 или начало №5.

Следующее препятствие очевидно порог №5 по лоции Галедина, но и здесь есть значительные расхождения. В нашу воду это длинная прямая шивера на входе, почти сразу за предыдущим порогом. Почти вся вода идет вблизи правого берега, основной склон которого пологий, но у самой воды невысокая скальная бровка. Заканчивается шивера мощным водопадным сливом, высотой не менее 2м, в чашу небольшого плеса, куда слева сваливаются еще несколько потоков воды, просочившейся среди камней и мелей в левой части русла (схема 2, фото 3, 4). Здесь же несильный прижим влево к скальной полке левого берега.

Непонятно, почему в нашу, малую воду падение воды в этом сливе порога выглядело столь крутым и высоким (2м). Одно из объяснений: вода в плесе ниже падения, обрамленном почти со всех сторон скальными стенками, находится как бы в чаше и при малом уровне воды в реке успевает из этой чаши вытекать, тем самым, увеличивая перепад уровней воды до и после водопадного слива, а при большой воде - наоборот: подпор воды на выходе из чаши создает повышенный уровень ее здесь, что и приводит к уменьшению высоты падения воды в сливе. Впрочем, это объяснение малоубедительно.

Этот порог мы прошли тоже поочередно на разгруженных катамаранах, усиленными экипажами. Страховка нижняя у правого берега, сначала с "морковкой", затем с воды на катамаране. Сложность прохождения водопадного слива заключалась в точности попадания в его центральную часть, что не удалось сделать третьему катамарану. Он попал правее и свалился в слив с заметным креном влево, что и завершилось оверкилем через левый баллон. Но надо сказать, что место падения и достаточно глубокий и чистый плес ниже слива сами по себе вполне безопасны даже при оверкиле. Аварийный экипаж без особого труда тут же и самостоятельно выбрался вместе с катамараном на правый берег.

Ниже предыдущего порога несколько простых сливов, кое-где отдельные камни и мели. Скорость течения невысокая. Отвесные скалы по берегам чередуются с пологими склонами, где можно разбить лагерь.

Мы остановились перед сложным препятствием №7 - "Стиральная доска" на левом берегу, откуда сходили на осмотр этого порога, а также сделали обзорную разведку каньона на пару километров вперед.

Порог "Стиральная доска". За 250м до основного слива порога крутой левый поворот русла. Правый берег на повороте - отвесная скальная стена высотой около 80м, слева крупногалечная отмель и пологий склон, который ближе к порогу резко повышается и подходит к воде уже скальной стенкой.

На прямом участке перед основным сливом в русле несколько мелких шивер-перекатов. Сам порог на крутом правом повороте, представляет собой мощный слив по всей ширине реки, ниже слива косая отбойная бочка от скал левого берега, затем сужение русла, валы, струя, разогнавшись в пороге, делает поворот влево, успокаиваясь на выходе в плесе, но перед этим налетает на стенку левого берега, образуя безотбойный и весьма коварный прижим (схема 3). При кажущейся безобидности прижим этот заставил "приложиться" к скале по очереди все три наших катамарана, причем для последнего это опять закончилось плачевно.

Перед прохождением порога мы провели катамараны, оставленные на ночь на левом берегу перед самым сливом, повыше ближайшего к порогу переката и переправились на правый берег, откуда было удобнее стартовать.

Проходили порог поочередно, полностью загруженными катамаранами с усиленными экипажами (фото 5, 6). Остальные участники, также переправившись на правый берег, осуществляли береговую страховку и фото-, видеосъемку.

Линия движения в основном сливе проходила ближе к левому берегу, где тоже надо было поточнее попасть в нужное место между полупритоплеными плитами. Далее мощный поток, не оставляя особых возможностей для маневра, выносит суда по крутому зигзагу сначала вправо вдоль косой отбойной бочки и сбоя струй от слива, затем влево по струе и... Удар о скалу у всех трех катамаранов был несильный. Первые два благополучно отскакивали от скалы и подходили к правому берегу. Третий катамаран при ударе приостановился, экипаж, не ожидая серьезных последствий и расслабившись после удачного прохождения весьма серьезного участка порога, допустил непростительные ошибки: неправильно откренивался и неправильно отталкивался от стенки, чем очень помог набегающему потоку. В результате катамаран медленно дожало днищем к скале и положило через правый борт кверху "килем".

Этот обидный оверкиль тоже произошел в относительно безопасном месте - на плесе, но ситуация резко обострилась, когда все увидели, что на поверхности появились только 3-е членов экипажа, а четвертый все никак не появлялся. Аварийный катамаран и его экипаж стали понемногу отдаляться на медленном течении, поэтому вдогонку за ним бросился экипаж первого катамарана, догнавший потерпевших метров через 100, где они сумели пристать к левому берегу. Оказалось, что четвертый член экипажа не смог освободиться после оверкиля от посадочных лямок, так как ему зажало ноги, провалившиеся между баллоном и рамой катамарана. Поэтому несколько долгих минут он провел под водой, что, естественно, закончилось потерей сознания и остановкой сердца.

Помощь экипажа первого катамарана оказалась весьма своевременной. Пострадавшего быстро освободили от лямок и вынесли на береговые плиты. Искусственное дыхание "рот в рот" и массаж сердца через пару минут вернули нашего товарища к жизни, а еще минут через 5 он уже мог передвигаться, хотя и с посторонней помощью.

Естественно, срочно была отыскана ближайшая площадка для лагеря (на правом берегу метрах в 150 ниже места оказания помощи), разведен большой костер, переодет и согрет спасенный, а также его друзья по катамарану, накормлены и, по возможности, успокоены все участники и свидетели этого драматического события, т.е. вся группа.

Решено было не только прекратить сплав в этот день (получилась полудневка), но сделать дневку и на следующий день, чтобы дать полностью прийти в себя пострадавшему да и всем остальным тоже.

Вечером, после ужина в спокойной обстановке группа проанализировала все ошибки, приведшие к случившемуся, сделала выводы и наметила дальнейшие варианты действий.

Еще после обеда в день описанных событий мы сделали разведку по правому берегу предстоящего участка реки примерно на 2 км, а во время дневки, на следующий день, совершили глубокую разведку реки не менее, чем на 10км.

На следующий день группа продолжила сплав.

На участке до 1-го водопада несколько коротких сливов средней сложности (фото 7, 8). В зависимости от уровня воды могут обнажаться отдельные камни.

Этот участок проходили "тандемом", с взаимной страховкой.

1-й водопад высотой около 6 метров. За 150 метров до него справа скальная стенка, слева россыпи камней на берегу и в воде. Здесь надо причаливать к левому берегу и дальше немного провести суда к плоским скальным плитам левого берега рядом с водопадом.

Водопад в малую воду, возможно, проходим, так как падение воды в нем довольно пологое (фото 10), но весь вопрос в прижиме к скале правого берега на выбеге потока ниже водопадного слива. Даже в малую воду весь поток, без сомнений, вопрет крупное судно в стенку, от которой уйти не хватит ни времени, ни места.

Обнос водопада по плитам и скалам левого берега. Длина обноса около 60 метров, спуск 8 метров по скальным ступеням.

Мы спускали катамараны и рюкзаки на веревках, для людей здесь несложное скалолазание.

У самой воды в месте спуска небольшая, но удобная каменная площадка, на которой одновременно могут поместиться пара катамаранов. В большую воду эта площадка может оказаться под водой.

Сразу за водопадом несколько бурных сливов, в устье левого притока, вытекающего из узкого глубокого каньона (фото 9), правый поворот, затем на левом повороте река делится на две протоки, где в левой много камней, а в правой - крутопадающий слив-порог. Дальше устье правого притока, который впадает в реку 10-метровым водопадом (фото 12) и начало сложного порога № 13.

Мы прошли этот участок "тандемом", вошли в левую протоку перед порогом 13, с трудом протискиваясь среди обливных камней с бурными потоками воды между ними, и причалили к левому берегу.

Отсюда немного проводки, затем обнос катамаранов по плитам и мелким камням левого берега за порог №13, который явно тянул на "шестерку".

В этом месте мы разбили лагерь на пологом склоне левого берега, а после значительного подъема воды в реке из-за дождей приняли решение временно прекратить сплав и обойти предстоящий участок реки по берегу, поднявшись на плато.

Собственно на этом, как оказалось впоследствии, и закончился наш сплав по Моя-Ачину. Хотя вначале планировалось пройти пешком не до самого его устья, а лишь обойти какой-то значимый участок реки, немного передохнув от напряженного и достаточно опасного в большую воду сплава, чтобы продолжить его, по возможности, на оставшейся части. Но последующие осмотры реки с целью продолжения сплава выявили либо весьма трудоемкие спуски к воде, либо каскады препятствий на реке мало привлекательные для сплава. Все-таки, в промежутках между дождями воды в реке было мало, поэтому, с учетом трудностей подходов к реке и обносов водопадов, группа предпочла в конце концов пеший способ передвижения, подойдя к берегу Моя-Ачина уже ниже последнего водопада, т.е., практически в его устье.

Для информации приводим ниже краткую лоцию не пройденной нами части реки, составленную по отчету группы В. Галедина и по результатам наших выходов на разведку реки.

Порогом 13 завершается верхний каньон Моя-Ачина, хотя разделение это несколько условное.

Следующим весьма сложным препятствием считается порог 16 "Игольное ушко" (фото 13, 14). Мы его сфотографировали сразу после продолжительного дождя, т.е., в большую воду, перед нашим отходом от реки на пешую часть. Расположен он примерно в километре ниже конца порога 13, обнос по террасе левого берега.

Далее до следующих трех водопадов (трехступенчатый каскад водопадов, фото 17, 18) около 4 км почти непрерывных мелководных шивер с характерными сливами и прижимами (фото 15, 16, схемы 4...6). В отчете приведены схемы конкретных препятствий на этом участке, но без привязки к четким ориентирам на воде (съемка во время пешей разведки). Трехступенчатый водопад (водопады №2, 3 и 4) находится за крутым правым поворотом и с воды не виден. Поэтому на подходе надо быть предельно осторожными, чтобы вовремя причалить к правому берегу, где можно стать лагерем. Как выглядят берега реки непосредственно перед водопадом №2 можно определить по фото 18 и схеме 7. Причаливать надо на галечной косе правого берега до слива с прижимом!

Водопады обносятся по правому берегу, склоны здесь довольно крутые и опасные (фото 19). Катамараны придется частично разбирать — баллоны отделить от каркаса. Длина обноса около 300м, спуск крутой, понадобятся веревки. Высота падения воды в водопадах 6,4 и 16 метров соответственно, под каждым водопадом короткий плес. Далее около 1,5км узкий каньон с высотой стен более 100 м. Препятствия в каньоне несложные.

Следующее сложное препятствие - порог №24 ("Ворота") в скальном сужении до 2 метров. Обнос справа по скалам, а еще через 100м на плавном правом повороте водопад №5 высотой 7м. Перед ним плес, чалиться для обноса к правому берегу, длина обноса около 50м.

За 200-метровым скальным коридором ниже водопада участок простых шивер приблизительно Зкм длиной, затем после плавного левого поворота у характерной скалы правого берега - водопад №6, высотой около 30м. Он отмечен на топографической карте с обозначением высоты в 32м. Чалка у левого берега не ближе 50м до водопада. Длина обноса 150м по крутой крупной осыпи и среди зарослей кустарника. Место для лагеря есть на террасе левого берега.

Далее, по мнению группы Галедина, начинается нижний, основной каньон Моя-Ачина.

До устья крупного правого притока (фото22) идет участок шивер, затем, в 100м ниже устья этого притока, порог средней сложности, затем водопад №7, высотой 5м. Водопад расположен после S -образного поворота реки в 150м ниже предыдущего порога. Чалка для обноса к правому берегу сразу за левым поворотом, длина обноса около 50м.

Далее после одного несложного, 150-метрового порога, на участке около 0,5км до устья крупного левого притока р.Налдыкан три мощных порога: короткий порог №32 (обнос слева), порог "т/к "Орбита"(№33) (проводка справа), порог 34 длиной 300м.

В устье Налдыкана порог-прижим на правом повороте, затем участок шивер 1,5км длиной, далее в скальном сужении водопад №8 высотой 5-7м, верхняя кромка водопада расположена под острым углом к направлению течения реки - продольное падение. Чалка и обнос по левому берегу, длина обноса более 100м, спуск по руслу ручейка-притока со скального обрыва высотой около 8м на веревках.

Далее скальная "труба" 0,5км и наледь на правом берегу.

Порог 38 - четыре слива нарастающей мощи на 200 м каньона.

Порог 39 - на левом повороте реки, состоит из 3-х частей, в начале 2 слива, затем каменная гряда делит реку на две протоки (правая мощнее), на выходе порога обилие камней.

До устья ручья, падающего водопадом с левого берега, еще шивера, затем порог и еще два мощных порога: короткий "Лоток" (№42) и "Зигзаг" (№43) с рядом "бочек" и косых валов.

Затем участок постепенно упрощающихся шивер длиной около 4км. Перед последним, 9-м водопадом (высота 9м, фото 28, тоже отмечен на топокарте) долина расширяется, река делает правый поворот. Чалиться перед водопадом лучше к правому берегу, за поворотом. Здесь есть место для лагеря и возможность для обноса.

В устье Моя-Ачина слева набегает поток р.Кутарамакан, создавая пенные гребни и прижим у правого скального берега, но уйти от этого прижима несложно, тем более, что воды в Кутарамакане, как правило, значительно меньше, чем в Моя-Ачине.

5.2. Переход вдоль реки Моя-Ачин к устью

На подъем выше границы растительности по склону от места прекращения сплава ушло полчаса. Далее движение по каменистому плато, пологий спуск в долину ручья, несложный брод и тоже пологий подъем. Шли дальше не набирая высоты вдоль по долине Моя-Ачина, идти достаточно легко, кое-где кусты, маленькие болотца, камни.

Для первой ночевки нашли неплохие площадки чуть выше нашего уровня движения перед понижением в распадок очередного левого притока Моя-Ачина. Граница леса гораздо ниже по склону, но здесь оказалась пара лиственниц, есть немного сухих сучьев кустарника для костра, совсем рядом какая-то лужа с чистой водой.

Перед устьем упомянутого притока на Моя-Ачине каскад из трех водопадов (фото 17 - 19), а сам приток в устье имеет два водопада (фото 20). От места нашей стоянки удалось спуститься прямо к воде для видеосъемки.

До следующего крупного притока, р.Налдыкан, на нашем пути еще один несложный брод, крупные камни, мох, кустарники. Граница леса рядом, иногда шли среди деревьев. Не доходя до Налдыкана, спускаемся ниже на террасу для выяснения возможности спуска к Моя-Ачину для продолжения сплава. Глубокую разведку сделали на следующий день. К устью Налдыкана спуститься можно, хотя и не без сложностей. Есть звериная тропа, сначала по склону правого берега Налдыкана, затем по краю каменной осыпи, потом через каменистый участок на следующую террасу. Отсюда хорошо видны водопады Налдыкана. Дальше спуск с террасы еще ниже, местами по камням. В устье холмы и скальные выходы. На берегу Моя-Ачина каменные плиты. Место для лагеря вблизи воды есть, но небольшое по площади, лучше встать повыше, на террасе. Разведка подходов к реке по левому берегу Налдыкана тоже обнаружила звериную тропу к его устью, но там террасы, заросли, кусты и осыпи не легче, чем на правом.

Разведку препятствий на реке ниже устья Налдыкана мы прекратили в километре ниже водопада №8.

Малая вода и отсутствие надежных мест для остановки и выхода из каньона склонили к решению продолжить пешее движение до устья Моя-Ачина.

Брод Налдыкана пришлось осуществлять, поднявшись выше по его долине примерно на 2 километра, так как до этого он течет в довольно крутом каньоне. Брод средней сложности, но при подъеме на склон левого берега Налдыкана и затем на плато пришлось немного заняться скалолазанием среди крупных плит и камней.

Следующий приток меньше Налдыкана, но из-за прошедшего ливня и крутых стенок его каньона пришлось опять подниматься километра на два вверх вдоль притока в поисках места спуска и переправы. Поток воды после дождя стал настолько сильным, что переправиться через него можно было только по наведенному мосту (фото 26, 27),

Дальнейший путь к устью Моя-Ачина шел среди камней, густых зарослей и по осыпям. Попытки подойти к воде выше последнего водопада потерпели неудачу - мы попали в совершенно непролазные заросли, да и сама река здесь течет в скальном коридоре. Пришлось повернуть в сторону от реки где мы вскоре нашли хорошую сухую тропу и даже не одну. По тропам и сухим грядам дошли сначала до Кутарамакана, затем свернули правее, к Моя-Ачину ниже 9-го водопада. Мест для лагеря достаточно. Водопад от места нашей стоянки оказался в трехстах метрах выше по течению.

5.3. Река Кутарамакан, оз. Кутарамакан

Еще с вертолета мы видели, что на Кутарамакане ниже устья Моя-Ачина нет серьезных препятствий. Весь участок реки до озера мы прошли не спеша менее, чем за 4 ходовых часа. Вначале было несколько перекатов и быстрин, кое-где мели. Ближе к озеру течение замедляется. В устьях притоков хорошо ловится хариус. Притоки в нижнем течении (ближе к озеру) впадая в реку становятся почти безводными, хотя выше по течению видны довольно мощные водопады на них. Очевидно, большая часть воды ближе к устью просачивается под камни на дне.

Озеро Кутарамакан окружено высокими обрывистыми берегами. Место для стоянки найти довольно трудно - везде большой уклон почти сразу от воды. Можно попытаться отыскать приемлемые площадки для палаток в устьях впадающих в озеро ручьев, но и здесь таких может не оказаться. Зато готовых сухих дров на берегах озера в изобилии: сухим плавником завалена вся береговая линия озера, особенно в его восточной части.

В центральной части озера, напротив устья Иркинды (на правом берегу озера по ходу нашего маршрута) расположены домики биостационара ГНУ НИИ СХ Крайнего Севера. Территория эта находится уже вне границ заповедника, в так называемой буферной зоне. "Хозяин" этой территории старший научный сотрудник Беглецов Олег Анатольевич - фигура достаточно одиозная для туристского люда, поэтому мы обязаны и имеем право поделиться на страницах этого отчета полезной информацией для последующих групп, путь которых может пролегать в этих местах. Коломенским туристам еще в 1990 году "посчастливилось" познакомиться с ним после завершения сплава по Иркинде. Обычно, встречая на дальних маршрутах людей (геологов, охотников, оленеводов, рыбаков и т.п.), туристы бывают приятно удивлены их гостеприимством и радушием, интересом и какой-то расположенностью к ним. В данном случае получилось все наоборот. Предъявив господину Беглецову наше оформленное по всем правилам разрешение на посещение заповедника (он по совместительству, а может быть и по собственной инициативе, выполняет еще и функции как бы егеря на кордоне заповедника), мы выслушали его весьма нелюбезную речь о том, что мы здесь в этом сезоне уже десятая группа (вот уж неправда!), что здесь у него какой-то проходной двор и все ему уже надоели, так как постоянно у него что-то спрашивают и чего-то просят. Кроме Олега Анатольевича за обеденным столом рядом с домиком сидели еще женщина и два солидных мужчины в годах. Один из них тоже протянул руку, но не для рукопожатия, а чтобы самому посмотреть наше разрешение, которое, тщательно изучив, молча вернул. Как позже выяснилось, близлежащая территория с некоторых пор принадлежит Беглецову на правах аренды. Отчасти это объясняет его отношение к туристам, но лишь отчасти. Слава Богу, нам просить у него ничего не надо было, мы только спросили каким берегом лучше идти к водопадам Иркинды. Он ответил, что лучше левым (орографически), а затем добавил, что к озеру Кета лучше идти не через перевал к Орокану, а западнее, соседним перевалом. Но у нас уже был опыт прохождения обоих этих перевалов в прежних походах и мы предпочли на этот раз опять первый из них. Ввиду чего и была дана команда отойти всем катамаранам немного назад вдоль берега к северо-востоку от домиков, после чего мы расположились лагерем на дневку.

5.4. Радиальный выход к водопадам реки Иркинды

Запланированный еще дома переход от реки Кутарамакан к Иркинде, естественно, пришлось отменить из-за потери времени и получения "глубокого удовлетворения" от незапланированной "пешки" вдоль Моя-Ачина. Поэтому экскурсия налегке к водопадам Иркинды представлялась некоторой компенсацией потерянной возможности повидать реку в целом.

Мы доверились совету Беглецова и отправились вшестером на одном катамаране на левый берег реки за ее устье.

При отсутствии ветра на озере это вылилось в 1 час усиленной гребли на почти пустом катамаране. От точки высадки сначала шли по сухой гряде с мелким кустарником. При приближении к руслу Иркинды появляются болотца и маленькие озерки, попадаются заросли и буреломы. На берегу реки обнаружилась звериная тропа, но идти по ней оказалось непросто: на пути густые заросли в устьях притоков, обрывы, крутые осыпи береговых склонов. Ближе к водопадам на пути сухие, довольно высокие холмы с глубокими впадинами между ними. Идти тяжело.

Весь путь до водопадов (по суше) занял у нас 5 часов усиленной ходьбы. К своему удивлению и досаде, уже на подходе к цели мы несколько раз видели на противоположном берегу Иркинды тех самых приятелей Беглецова, явно не спортивной комплекции, которые, двигаясь не спеша, все время лидировали на своем пути к водопадам. Видимо, им Олег Анатольевич посоветовал для экскурсии к водопадам уже правый берег реки. Забегая вперед, надо отметить, что руководитель группы (основной автор данного отчета) побывал на Иркинде после этого похода еще раз, в 2003 году и имел возможность сравнить пути пешего движения на этом участке реки на обоих берегах. Можно с уверенностью сказать, что путь по правому берегу лучше, да и по озеру от нашего лагеря до начала пешей части был бы короче. Ай да Беглецов!

Тем не менее, усилия, затраченные для того, чтобы посмотреть водопады и нижний каньон Яркинды, оказались не напрасны. Жаль, что на это не хватило духу у оставшихся членов группы - уж очень достала всех предыдущая "пешка". Главный водопад Иркинды, конечно, надо осматривать не спеша и с обоих берегов. Для группы, сплавляющейся по реке, это не составит труда. Надо сначала разбить лагерь на правом берегу ниже устья правого притока Китобо-Чаякит, перед невысоким скальным обрывом, где есть площадки для стоянки. Отсюда сходить на осмотр водопада и каньона за ним до второго водопада и даже ниже. На это уйдет полдня. Затем продолжить сплав и подойти к левому берегу вблизи водопада, соблюдая осторожность, и разбить лагерь на площадке среди скал в непосредственной близости от водопада. Здесь есть на что посмотреть, а сам водопад предстает во всем своем великолепии, причем смотровых точек и площадок для этого очень много.

Обратный путь мы все же сократили по времени за счет еще более быстрой ходьбы и немного изменив маршрут движения. Почти сразу от водопадов ушли левее от реки в обход крутых береговых BOB, но холмы и глубокие впадины между ними миновать не смогли. Дальше некоторое время т опять по звериной тропе вдоль реки, затем левее, по сухим террасам со спусками и подъемами. Ближе озеру взяли еще левее, шли мимо множества мелких озер, местами в густом ернике.

5.5. Переход к оз. Кета, сплав по озеру

От домиков на берегу озера Кутарамакан к перевалу поначалу ведет очень хорошая тропа. Выше склоне она теряется на каменной осыпи, затем обнаруживается правее и переходит через ручей, текущий с перевала. Перед перевалом тропа теряется окончательно в кочках, высокой траве и камнях, На перевале озерки и пологие сухие холмы. На спуске в долине ручья ерник, густые кусты, кочки. Мы перешли на склон правого берега ручья, где идти немного легче, попадаются ягельные поляны. Ручей впадает в Орокан метрах в 200-х ниже последнего водопада на нем (фото 33). Водопад высотой метров 8. К месту падения воды в живописном каньоне можно подойти почти вплотную по левому берегу, правда, придется в одном месте вскарабкаться на невысокий скальный склон.

Километрах в 2-х выше этого на Орокане еще два водопада, высотой метров по 15. К ним можно ходить на осмотр тоже по левому берегу реки.

К озеру Кета мы решили идти по левому берегу Орокана, где за устьем притока сначала плоские, удобные для ходьбы скальные плиты. Дальше шли километра 2 по слабой тропе, которая затем потерялась в негустом лесу. Еще дальше пересекаем русло небольшого притока, на пути болотца, кочки, ерник, кусты в лесу. Дальше решили идти понизу левого склона долины, где в густом ернике обнаружилась слабо заметная тропа. Тропа эта идет в нужном направлении, но местами очень грязная, иногда теряется в густом кустарнике. Особенно густые заросли ближе к устью Орокана. Здесь лучше идти прямо по воде в русле, где достаточно мелко. В большую воду, видимо, по Орокану можно даже сплавляться.

Ближайшее место для лагеря на берегу озера Кета недалеко от устья Орокана, среди деревьев, метрах в 30-ти от воды.

Озеро Кета длиной 95км, в восточной части имеет типичную для путоранских озер вытянутую форму, а в западной расширяется до 10км. Здесь условия сплава очень зависят от наличия или отсутствия ветра. При сильном ветре возникают довольно крупные волны, особенно в западной части озера.

В прежние годы на озере велся промысловый лов гольца, сига, хариуса. Сейчас озеро находится в буферной зоне заповедника, поэтому посещение его не запрещено, но действия людей контролируются инспекторами охраны природы. Один из них, Меркурьев Юрий Борисович встретил нас в районе изгиба озера при движении к устью Токингды. На этот раз все было совершенно иначе, чем при встрече с Беглецовым. Выяснив, кто мы и куда держим путь, Юрий Борисович дал нам несколько полезных советов по поводу пути движения, а напоследок подробно проинструктировал наших рыбаков как надо ловить на озере гольца на спиннинг. И, кроме того, указал, где у него поставлена сеть и разрешил проверить ее на наличие рыбы и взять себе ту, что уже попалась. После чего, пожелав удачи, умчался на своей моторке на базу в устье Токингды.

Мы не стали отказываться от такого предложения и пристали к берегу на обед вблизи указанной сети. Несколько крупных рыбин, вынутых из сети, заметно обогатили наш привычный рацион.

Но уже во время обеденного привала и в дальнейшем, при движении вдоль северного берега озера наши рыбаки довольно успешно поработали своими спиннингами, и к ужину у нас появилось несколько крупных (до 6кг) гольцов.

Как сообщил нам Меркурьев, на озере в нескольких местах построены гостевые домики для любителей рыбной ловли. Одна из таких точек в устье реки Токингды, которая и называется база "Токингда". Все услуги для отдыхающих, естественно, платные.

5.6. Переход к р.Нерунгда, сплав до оз. Накомякен

Этот участок маршрута вызывал определенные сомнения, так как никакой информацией о его проходимости, кроме имеющейся топокарты, группа не обладала. Да и Ю.Б.Меркурьев высказал свои сомнения по поводу возможности подъема на плато в этом месте.

Поэтому, прежде всего, была сделана разведка пути подъема на северный склон берега озера Кета в месте, расположенном в 12км западнее устья Токингды. Эта разведка показала, что подъем вполне возможен.

Мы начали пеший переход от точки на северном берегу озера, расположенной в километре западнее устья заметного притока, делающего ближе к верховью характерный изгиб на восток (смотри карту маршрута). В устье этот приток подходит к озеру совершенно сухим распадком (в нашу воду), выше на нем водопады и каньон.

Путь поначалу строго на север, без тропы, но лес достаточно редкий, подъем пологий. Кое-где мох, кусты. Затем склон становится немного круче, мы пошли наискосок по склону, градусов на 40 западнее (азимут 320). Ближе к перегибу склона на нашем пути оказался курумник, поднимаясь по которому дошли до выполаживания склона в сплошном ернике. Далее на пути широкая ложбина, которая постепенно свернула восточнее и соединилась с крутым распадком правого притока основного ручья, т.е. повела нас назад. Пришлось опять повернуть на север и, после участка пологого подъема с ерником и камнями, мы оказались на верху плато.

Спуск в долину Правой Нерунгды идет поначалу по сухим плоским холмам, кое-где поперек нашего движения на север попадаются распадки ручьев. Один из распадков, довольно узкий, подошел слева и вдоль нашего направления движения. Движемся по нему и рядом с ним до его соединения с широким, но совершенно сухим распадком, по которому и продолжаем движение среди камней. Дальнейший путь по левому берегу этого распадка, где местами кусты и участки ерника. До Правой Нерунгды вблизи точки ее слияния с Левой обширная поляна, сплошь заросшая ерником с отдельными просветами ягеля.

В Левой Нерунгде воды немного, мы перебродили ее по очень скользким камням и сразу поднялись на скалистый левый берег в районе стрелки.

В Нерунгде воды уже побольше, в русле перекаты. Сплав возможен, но что впереди - неизвестно, поэтому решаем продолжить пешее движение, не желая тратить время на разведку (воды все-таки еще маловато). Идем левым берегом, понемногу отдаляясь от русла, и оказываемся в густых, заболоченных зарослях кустарника в русле протоки из озер Ньюксакан. Пришлось возвращаться назад и идти рядом с руслом. После брода протоки в ее устье прошли по склону левого берега Нерунгды еще с километр. До озера Накомякен оставалось около 2-х километров, и короткая разведка показала, что можно рискнуть начать сплав.

За 4 часа (вместе с обедом) последний раз на этом маршруте построили катамараны и начали сплав по Нерунгде. На реке вначале несколько слабых перекатов с мелями, затем неожиданно сильный прижим на левом повороте в узком месте. Все катамараны по очереди как следует "приложились" к нему.

А в устье нас поджидал сплошной завал. Обнос по правому берегу, метров 50 длиной.

Надо сказать, что на карте, выше точки начала нашего сплава у Нерунгды вправо отходит еще один рукав реки, но он перед впадением в озеро делает широкие петли в заболоченной низине, так что там может быть еще больше завалов, но проверять это мы не стали.

На озере в месте впадения реки мели и острова. Мы свернули на восток и шли вдоль берега озера около километра в поисках достаточно широкой горизонтальной полоски суши у воды, где можно было поставить палатки.

5.7. Сплав: оз. Накомякен - р. Накта - оз. Собачье - р. Муксун - оз. Глубокое - р. Глубокая - оз. Мелкое - р. Талая - р. Норилка - п. Валёк

Этот участок маршрута достаточно прост и хорошо известен туристам-водникам, поэтому отметим лишь основные характеристики и особенности нашего движения на нем.

Еще при пешем движении вдоль Нерунгды мы не могли не заметить появление необычного тумана при полном безветрии. Этот туман постепенно сгущался в течение последних 4-х дней нашего похода и привнес специфические особенности для движения на конечном участке маршрута.

Основной версией причины появления такого тумана, как впоследствии выяснилось, оказались обширные таежные пожары в соседней Эвенкии, но запаха дыма мы практически не ощущали.

Этот туман резко сократил наши возможности по фотосъемке, но, естественно, не повлиял на работу компасов. По озеру Накомякен мы двигались кратчайшим путем на исток протоки Накта по азимуту, но силуэты берегов еще можно было различать (фото38).

Накту проскочили на одном дыхании за 50 минут, радуясь хорошей скорости движения. Река быстрая, течение бурное, сплошные перекаты и шиверы, упрощающиеся к устью.

На озере Собачьем, в его западной части тоже идем с помощью компаса примерно час, затем около получаса сразу все три наши катамарана тянул на буксире мощный водометный катер. Местные рыбаки доставили нас на свою базу на западном берегу озера в 2-х километрах до истока Муксуна, где полтора часа угощали рыбой, свежим хлебом, чаем и всем остальным, что у них было. На прощанье нам вручили большую коробку с копченой рыбой, так что мы еще раз убедились, что с гостеприимством у норильчан все в порядке, хотя и бывают редкие исключения.

На Муксуне поначалу течение заметное, затем замедляется. Ориентироваться в разветвленном русле довольно сложно, да и туман этому не способствовал. Прошли Муксун за 3 часа 40 минут. На озере Глубоком уже чаще попадаются местные жители на моторных лодках. Дважды нам и здесь помогли с буксировкой "попутные" рейсы моторок, сначала несколько минут до избы на остром мысе, расположенном в середине длины озера на правом по нашему ходу берегу. Эту избу называют "Красная шапочка" по цвету ее стен. Второй раз более получаса нас тянула моторка до избы на левом (по ходу) берегу в западной части озера. Попадание в исток реки Глубокой оказалось очень непростым из-за почти полной невозможности ориентироваться - берега расплылись в тумане, а компас и карта мало помогали, так как не понятно было, в какой точке озера мы находимся и откуда определять дальнейшее направление на исток реки Глубокой. Изба, до которой нас перед этим дотянули на моторке, на карте не определялась.

Все же мы довольно удачно оказались в истоке Глубокой, которую прошли в густом тумане и ничего примечательного не заметили. Течение медленное, на выходе в озеро Мелкое множество мелей.

До острова Колхозник от устья дошли примерно за час. Место для стоянки нашли почти сразу.

А вот к истоку Талой идти пришлось уже в настолько плотном тумане, что берега исчезли полностью (фото 39). Карта и компас в этом случае единственное спасение, если хочешь идти кратчайшим путем, но оказалось, что двигаться в таких условиях на катамаранах строго по выбранному азимуту очень сложно чисто практически. Ведь курс катамарана обычно выдерживается после его установки и выдерживается на какой-либо отдаленный видимый ориентир, как правило, на берегу. Рулевой да и все остальные гребцы катамарана непрерывно отслеживают намеченное направление и, соизмеряя усилия с реакцией на них судна, без труда выдерживают это направление при движении, время от времени сверяя его с показаниями компаса. В нашем случае рулевой ведущего катамарана вынужден был все время бросать взгляды на компас, стрелка которого постоянно поворачивалась в обе стороны от нужного положения из-за неизбежного рысканья судна. В технике есть такое понятие: "расходящаяся характеристика системы управления", упрощенно - это когда усилия по возврату объекта в исходное (нужное) положение из возмущенного либо слишком запаздывают, либо позже, чем надо прекращаются.

Короче, передовой катамаран двигался по весьма причудливому криволинейному курсу, но по-другому не получалось.

Причалив, наконец, к берегу озера где-то в районе истока реки Талой, нам пришлось решать задачу: правее или левее от него мы оказались. Предпочтение отдавалось первому варианту, и еще через некоторое время слева вдали мы смогли различить сквозь туман слабые огни маячка.

Оказалось, мы промахнулись совсем немного.

Река Талая с быстрым течением, по берегам весьма хилая растительность, а ближе к Норильску лес почти весь высох, сплошь мертвые деревья - последствия кислотных дождей и газовых выбросов Норильского комбината.

После озеровидного расширения Талой слева впадает река Рыбная и от ее устья ниже река носит название Норилка (Норильская). Течение медленное, перед аэропортом Валек русло раздваивается. За длинным островом долго тянутся песчаные мели.

Мы по старой памяти причалили вблизи здания аэропорта и, как выяснилось, очутились в запретной зоне рядом с какой-то свалкой. Охранник с выпученными глазами выскочил из служебного выхода, не зная, что с нами делать. В конце концов, мы его уговорили и немного успокоили, быстро разобрали катамараны, собрали наспех рюкзаки и прошли через служебные переходы аэропорта на площадь перед зданием аэровокзала. Ну, а по-хорошему, надо было пройти по Норилке еще пару километров и причалить у моста к левому берегу, где есть место для разборки судов и тоже можно уехать на автотранспорте.

6. Обеспечение безопасности на маршруте

Практически для любых водных маршрутов в Путоранах характерно наличие присущих именно этому району препятствий - каньонов и водопадов на реках, сложных спусков к воде, проблем с отысканием мест причаливания и выхода из каньона, трудностей при разведке и обносе препятствий, а также неминуемых для большинства сложных маршрутов участков пеших подходов или переходов из одного водного бассейна в другой.

Конкретно для нашего маршрута кроме общеизвестных средств страховки и самостраховки на воде (спасжилеты, каски, ножи, спасконцы судов, "морковки" и т.п.) потребовалось применение некоторых приемов и средств безопасности при скалолазании, на переправах через ручьи, преодолении крутых склонов.

На пеших участках маршрута мы пользовались в качестве альпенштоков ручками разборных катамаранных весел, которые были снабжены для этого съемными стальными наконечниками. Веревки нашли применение при спуске судов и снаряжения к воде со скального берега во время обноса 1-го водопада. Пришлось натягивать веревочные перила при переходе по навесному мостику через мощный и опасный после ливневого дождя приток Моя-Ачина.

По поводу весьма неприятного события, произошедшего у нас во время прохождения порога "Стиральная доска" на Моя-Ачине, надо добавить следующее. Как правило, ЧП с серьезными последствиями происходят из-за нарушения сразу нескольких правил безопасности, принятых в спортивном туризме. У нас в итоге все закончилось благополучно, поскольку в цепочке нарушений и не сработавших мер безопасности последние две ступени безопасности сработали четко: быстро подошла на выручку аварийному экипажу команда первого катамарана и вовремя и квалифицированно была оказана медицинская помощь пострадавшему.

Обидно, что сам пострадавший, благополучно прошедший этот порог сначала в качестве матроса на первом катамаране, затем в качестве капитана на втором, попался в злополучном прижиме на третьем прохождении. Вот что бывает, когда на одни и те же грабли наступают даже не дважды, а трижды!

К мерам по повышению безопасности следует отнести также получение информации о расположении в районе маршрута баз и кордонов заповедника, где при необходимости можно воспользоватъся радиосвязью или получить какую-либо посильную экстренную помощь.

Такими точками, по информации, полученной от В.В.Ларина, являются: кордоны на озере Собачьем: в устье р. Хоронен, в устье южного притока в 20 км западнее устья р. Хоронен и на мысу северного берега на изгибе береговой линии, в 10 км от истока р. Муксун; база "Токингда" в устье реки Токингда на озере Кета. Мы видели домик и людей в устье правой протоки р.Нерунгда на озере Накомякен, а на озере Кета имеются еще несколько обитаемых точек. Ну и, если совсем приспичит, придется просить помощь у "лучшего друга туристов" Беглецова О.А. на берегу озера Кутарамакан напротив устья Иркинды. Есть еще кордон на озере Манумакли в истоке Иркинды на ее левом берегу, но в последние годы он необитаем. Имеются кордоны и в других точках заповедника, которые могут оказаться вблизи планируемых маршрутов, так что консультация в дирекции заповедника по поводу их расположения будет очень полезна.

При оформлении разрешения нашей группе, кроме всего прочего, директор заповедника предупредил, что в этом сезоне местные медведи по каким-то причинам стали проявлять повышенную агрессивность, что следует учитывать во время пребывания на маршруте.

7. Дополнительные сведения о походе

Транспорт.

До маршрута мы связывались по телефону с отделом перевозок аэропорта "Валек" по поводу вертолета.

Начальник отдела перевозок Евдокимов Валерий Николаевич тел: 41-27-74 (служебный)

42-55-38 (домашний)

Финансовая группа тел.: 48-23-55; 46-32-09.

Код Норильска 3919

Стоимость летного часа вертолета Ми-8 на август 2002 года 36.762р. Причем, вертолетчики, как правило, завышают расчетный километраж и, соответственно, время полета и его стоимость.

В аэропорту "Алыкель" (Норильск) мы познакомились с водителем автобуса, которым воспользовались для проезда сначала в Норильск к дирекции заповедника, затем в аэропорт "Валек".

Водитель Сергей Евгеньевич, домашний телефон 46-12-67, готов подвозить группы по вызову. Можно созваниваться заранее, до похода. С ним же можно договориться и об обратной поездке в конце маршрута от точки его завершения на Норилке.

Цена проезда в наше время была 100 руб. с человека от аэропорта до Норильска и еще 500 руб. со в cex до Валька.

Снаряжение.

В отчете не приводятся полные и подробные списки личного, группового снаряжения, продуктов питания, аптечки и т.п. Для групп, отправляющихся в достаточно сложные походы, эти подробности необязательны. Поэтому здесь отмечены лишь некоторые особенности нашего снаряжения.

Для сплава использовались четырехместные катамараны "Витязь", выпускаемые КБ машиностроения, г. Коломна. Вес каждого с полной экипировкой около 25кг. Длина 4,7м, ширина 2 - 2,2м. диаметр баллонов 0,6м, водоизмещение 1,8 куб.м. Дополнительно каждый катамаран комплектовался несложным парусным вооружением (грот и стаксель), испытать которое практически не удалось из-за нехватки времени и отсутствия продолжительных и сильных ветров на озерной части маршрута, чему можно было только порадоваться (отсутствию ветров), так как они, как правило, встречные.

Как уже упоминалось, на пеших участках маршрута применялись в качестве альпенштоков ручки разборных весел, входящих в комплектацию катамаранов, дополнительно оборудованные съемными стальными штычками. Это обеспечивало необходимую безопасность на крутых подъемах и спусках, бродах, осыпях, каменных завалах.

В экипировку группы входило и другое снаряжение, выпускаемое КБ машиностроения: 2-х и 3-местные палатки "Весна" и "Березка", рюкзаки "Квант", надувные спасжилеты объемом 22л, водозащитные костюмы. Прошел испытания легкий складной таганок из трубок из жаропрочной стали. В группе было также 2 видеокамеры и 6 фотоаппаратов. Ввиду относительно многочисленного состава группы мы позволили себе взять в этот поход гитару.

В итоге на первой "пешке" (внеплановой) выходной вес рюкзаков у взрослых мужчин составил от 15 до 40 кг в зависимости от возраста и комплекции, 24 и 30 кг у 2-х юношей и у женщин от 22 до 25кг.

Питание.

Основной особенностью нашего питания на маршруте можно считать применение продукции небезызвестной в то время фирмы "Норд-Трек". Так называемое "экспедиционное питание" этой фирмы составило основу нашего рациона. К сожалению, при всех достоинствах (малый вес, высокая калорийность, удобная упаковка) на вкус они в большинстве своем показались нам довольно отвратными, по крайней мере, привыкнуть к ним мы не смогли и не успели.

Вес суточного рациона продуктов составил около 0,75 кг на человека.

Из "даров природы" можно отметить первый улов хариуса на реке Кутарамакан, затем немного рыбы на озере Кутарамакан и, конечно, рыбное изобилие на озере Кета, которое оказалось весьма некстати для последовавшей на следующий день "пешки", так как до этого всю рыбу съесть было невозможно. Ягоды и грибы в небольших количествах попадались на пеших участках маршрута.

Смета похода.

Укрупненно, по статьям расходов нашу смету можно представить в таком виде:

• авиабилеты Москва - Норильск и обратно - 169.000
  • Спецрейс вертолета Валек - верховье р.Моя-Ачин (по счету от ОАО "Авиакомпания "Таймыр") - 130.000 (по нашим оценкам сумма явно завышена, но это уже на совести отдела перевозок аэропорта "Валек")
  • Прочие транспортные расходы (автобусы Коломна - Москва и обратно; аэропорт "Алыкель" - аэропорт "Валек" и обратно; оплата багажа, превышающего бесплатную норму на самолете) -12.000
  • Продукты на маршруте - 19.000
  • Продукты остальные ("в пути") - 4.600
  • Прочие расходы (фото-, видеоматериалы, канц-, хозтовары, снаряжение, связь, медаптечка и т.п. - 5.000

ИТОГО: приблизительно 340.000 руб.

8. Итоги, выводы, рекомендации

Возвращаясь к заявленным целям путешествия, следует отметить их выполнение в части дальнейшего туристского освоения плато Путорана, знакомства большинства состава группы с новым для них районом путешествий, повышения опыта и спортивной квалификации участников похода.

Участвовать в чемпионате России на лучшее путешествие нам показалось сомнительной затеей из-за произошедшего на маршруте эпизода с оверкилем и последовавшим за ним серьезными неприятностями. Хотя вопрос этот спорный - ведь все закончилось благополучно благодаря в общем-то правильным действиям по ликвидации последствий этого оверкиля.

Испытания снаряжения дали положительные заключения о его эксплуатационных свойствах. Ну а фото- и видеосъемка были проведены по полной программе и их результаты многократно нашли свое применение на всевозможных выставках, собраниях, вечерах, телевидении и страницах газет.

Реку Моя-Ачин пройти удалось лишь частично. Хотя туристского опыта у основного состава группы вполне хватило бы на более полное ее прохождение. Этому помешали несколько обстоятельств: малая вода и плохая погода, ограниченный запас времени для организации безопасного сплава с многочисленными обносами, определенное отрицательное психологическое воздействие случившегося почти в начале маршрута ЧП.

В этих условиях после нескольких разведок с намерением продолжить сплав пришлось все же от него отказаться, хотя взамен мы получили довольно тяжелую и местами тоже небезопасную пешую часть.

Нам удалось проверить, по-видимому, кратчайший путь от озера Кета к озеру Накомякен. Такой выход с маршрута вполне можно рекомендовать другим группам. Пожалуй, он повеселее, чем сплав во всему озеру Кета и реке Рыбной. По времени оба эти варианта примерно равны, но, имея выбор, остается лишь оценить погодные обстоятельства и возможности группы.

В условиях более высокой воды вполне возможен сплав по р.Нерунгде с самого ее начала от стрелки Правой и Левой Нерунгды, а может и еще выше - по Левой Нерунгде. В этом случае пешая часть здесь сократится до одного дня.

Пользуясь случаем, хотелось бы отметить вот еще что. В Интернете появился отчет (кстати, без ведома автора) о маршруте с первопрохождением Иркинды группой коломенских туристов в 1983 году. А впоследствии там же, в других отчетах появились нарекания прошедших впоследствии Иркинду других туристских групп о том, что в лоции коломенцев не упоминаются два мощных порога-прижима на этой реке ниже порога №4 "Ювелирный". Вообще-то в лоции есть упоминания о ряде порогов-прижимов и о бурном сливе ниже устья правого притока с водопадом ниже порога №4, но как конкретные препятствия в лоции 1983 года эти пороги-прижимы не выделены и не обозначены.

Коломенцы, как уже упоминалось, прошли Иркинду еще дважды: в 1988 году (малая вода) и в 1990 году (большая вода) довольно сильными группами, поэтому эти пороги опять проходились сходу и воспринимались как достаточно заметные и сильные прижимы, но в ряду таких же по сложности других препятствий.

Автор отчета, сплавившись по Иркинде еще раз в 2003 году, на этот раз не спеша, наконец-то "отметил" эти препятствия, которые действительно стоит описать более подробно.

Итак, после порога 4 за основным устьем правого притока - р.Хукты - каньон продолжается. В конце правой стенки каньона устье правой протоки Хукты, а еще через 300 метров сильный прижим-трек к левой скале. Проходить здесь предельно правее, уходя от прижима.

Еще ниже справа приток-водопад (основной рукав р.Бурус), галечная осыпь в его устье, основной поток уходит влево, создавая очень крутой и мощный слив у левой скалы. Есть протока вправо, но с камнями. В центре крутое падение воды влево между крупными камнями, но уже ниже мощной продольной "бочки" у левой скалы (схема 8).

Скала эта высотой метров 5-8 и длиной 15-20, стоит на берегу отдельным останцем. На нее можно вобраться для съемки, но следует соблюдать осторожность - камни на ее склонах могут осыпаться.

Порог этот проходится с заходом от левого берега (предварительный просмотр слева очень желателен). Вход прямо в центр слива с небольшой отработкой правее, от прижима к скале вдоль отбойной косой "бочки". Ниже слива достаточно чисто, чалиться можно за скалой к левому берегу.

Опять-таки, пользуясь случаем и на правах первопроходцев, хотя и с большим опозданием, предлагаем название этому порогу - "Бурус" - по названию притока с водопадами в устье, впадающего в начале этого порога.

Вообще-то, за два десятка лет препятствия на реках могут заметно меняться и Иркинда не исключение. При сравнении старых фотографий с теперешней ситуацией в месте впадения в Иркинду Б ypyca изменения налицо. Если не врут геофизики, и поверхность плато Путорана действительно поднимается со скоростью 1 сантиметр в год, то через 20 лет должны становиться заметными некоторые изменения в русле. Хотя, скорее всего, изменения эти в значительно большей степени обусловлены наносными и размывающими действиями речного потока.

В заключение еще необходимая информация:

- Норильск в последние годы опять стал "пограничной зоной", но для россиян это не создает проблем: для приобретения авиабилетов и выхода из самолета в Норильске достаточно действующего российского паспорта. Для всех иностранцев придется оформлять пропуска в погранзону, т.е., требуются основания для их оформления: вызов, командировка, приглашение и т.п.

- Адрес Государственного заповедника "Путоранский" - г.Норильск, ул. Комсомольская, 1, здание Института сельского хозяйства Крайнего Севера (4-й этаж). Тел/факс - 46-86-84

тел. - 46-86-82

E - mail: plato@norcom.ru

Директор Ларин Владимир Владимирович.

- Можно воспользоваться услугами ООО "Северная Ойкумена", организующего туры в Путоранах. Директор Никулин Андрей Викторович. Тел.8.926.584.28.10.

9. Перечень приложений

Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002 Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002 Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002 Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002

Схемы препятствий
Схема границ заповедника "Путоранский"
План землепользования заповедника
Обзорная топографическая карта района масштаба 1: 500.000
Топографические карты маршрута масштаба 1: 200.000 - 3 шт.

Схема 1. Первый порог на маршруте.
Схема 2. Препятствие № 5. Порог-водопад
Схема 3. Порог "Стиральная доска".
Схема 4.
Схема 5.
Схема 6. Схемы 4...6 - типичные препятствия Моя-Ачина на участке ниже порога "Игольное ушко" до каскада из 3-х водопадов.
Схема 7. Схема участка реки непосредственно перед каскадом водопадов.
Схема 8. Порог-прижим на Иркинде сразу за устьем правого притока Буруса. (Порог "Бурус").
Схема 9. Границы заповедника "Путоранский" и его буферной зоны землепользования,]
План землепользования государственного заповедника "Путоранский"Таймырский
автономны
<Карты>

Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002Отчёт о пеше-водном туристском походе 4 категории сложности в Путоранах, совершенном с 4.08. по 23.08.2002