Виды туризма

9 августа 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Байкальский
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: I
0 982 0

1.Справочные сведения о походе.

Проводящая организация

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского творчества Советского района г. Новосибирска,

Россия, 630090, город Новосибирск, ул. Академическая 28, тел.3300188

Место проведения похода

Россия, Иркутская область , Ольхонский район, Прибайкалье, озеро Байкал, остров Ольхон.

 

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части, км

Продол- жительность, дней

Сроки проведения

Пешеходный

первая

136

6

21 .03– 28.03

2009 г.

Нитка маршрута:

г.Новосибирск — г.Иркутск (поезд) – поселок Хужир, о.Ольхон (автобус) – скала Шаманка — оз.Байкал – залив Нюрганская губа –– мыс Хобой – мыс Шунтэ Левый – мыс Шунтэ Правый – мыс Ижимей — мыс Хара-Хушун — падь Одены — мыс Ухан – мыс Уншуй – пролив Ольхонские ворота – пос. Сахюрта (МРС) (пешком по льду Байкала) – Иркутск (автобус) – Новосибирск – (поезд)

Активная часть ( пешком ) 136 км, за 6 дней с 5 полевыми ночлегами.

Аварийные варианты: возвращение в пос. Хужир сухопутным путем через пос. Харанцы (западный берег острова Ольхон), пос.Узуры, падь Ташкиней и падь Идиба (восточный берег острова).

Общая идея похода – посещение для нас нового туристского района — острова Ольхон в зимних условиях, повышение туристского мастерства в условиях передвижения по снежно-ледовой поверхности, знакомство с уникальными творениями водно — ледовой стихии озера Байкал.

Отправной точкой в выборе района, маршрута, сроков и тактики путешествия стала статья Л. Стрелюка «Ледовое ожерелье Байкала» опубликованная в альманахе «Ветер странствий» № 26(1). Леонид Евгеньевич Стрелюк — работник Иркутского областного центра детско-юношеского туризма, организатор многочисленных путешествий, сборов, соревнований детских туристских групп Иркутской области, в том числе и походов по льду Байкала.

2 .Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Категория трудности

Длина (ПП), км высота (ЛП), м

 

Характеристика препятствия

Способ преодоления

Кол-во баллов

Локальные препятствия

Зоны торошения льдов

Нюрганская губа 2 км Торосы до 40 см, покрыты снежным покровом до 10 см. Пешком, переноска груза челноком  
Мыс Шунтэ Левый 1,5 км Торосы до 30 см, зоны мелкобитого льда Пешком в ледоступах, переноска груза челноком  
Восточная часть острова Ольхон 4 км Зоны торошения льда (высота торосов до 50 см), трещины с выступающей водой Пешком в ледоступах, переноска груза челноком  

Протяженные препятствия

Снежный покров
Западная часть острова Ольхон н/к 40 Снежный покров до 5 см, слегка уплотнен ветром Пешком, груз на санях

10

Ледовая поверхность
Восточная часть острова 90 Голый бугристый лед с пятнами уплотненного снега Пешком в ледоступах, груз на санях

6

Географический показатель района – 8. Коэффициент автономности маршрута 1.

Общее количество набранных баллов КС = 10(ЛП) + 10(ПП)+ 8*1 = 16+ = 29,3

3. Состав группы

Ф.И.О.

Год рождения

Туристский опыт

Обязанность

в группе

Личность

 

1.

Макаров

Игорь Васильевич

 

1958

3ГУ,1ГР,2ГР С.Тянь Шань

3ПР Ю.Алтай

Руководитель

 Отчёт о пешеходном походе 1 категории сложности по Прибайкалью, остров Эльхон

2.

Иванов Игорь Владимирович

1988

2ГУ Джунгарский

1ПР,2ПУ Ергаки

медик

 Отчёт о пешеходном походе 1 категории сложности по Прибайкалью, остров Эльхон

3.

Павлов Владимир Владимирович

 

1964

1ПУ Ергаки

Заводила

 Отчёт о пешеходном походе 1 категории сложности по Прибайкалью, остров Эльхон

4.

Татарский Вячеслав Владимирович

 

1983

1ПУ С.В.Алтай

3ПУ Ю.Алтай

Реммастер

 Отчёт о пешеходном походе 1 категории сложности по Прибайкалью, остров Эльхон

5.

Смирнов Сергей Викторович

1988

ПВД НСО

Экстремал

 Отчёт о пешеходном походе 1 категории сложности по Прибайкалью, остров Эльхон

6.

Семченко Дмитрий Александрович

1991

1ПУ Кузнецкий Алатау,Ергаки

2ГУ Джунгарский

 

Зав. примусами

 Отчёт о пешеходном походе 1 категории сложности по Прибайкалью, остров Эльхон

7.

Салабай Анастасия Федоровна

 

1990

1ПУ Ергаки

 

Завхоз

 Отчёт о пешеходном походе 1 категории сложности по Прибайкалью, остров Эльхон

8.

Страхова Екатерина Вячеславовна

 

1989

1ПУ Ергаки

 

Помошник завхоза

 Отчёт о пешеходном походе 1 категории сложности по Прибайкалью, остров Эльхон

4.Характеристика района путешествия

4.1. Географическое описание

Основные географические данные

Остров Ольхон является отрогом Приморского хребта.

  • Размеры Ольхона: длина — 71,7 км, наибольшая ширина — 15 км.
  • Высшая точка Ольхона — гора Жима (1274 м.).
  • Население Ольхона — около полутора тысяч человек.
  • Рек на Ольхоне практически нет.
  • Единственная крупная река, впадающая в Малое Море — Сарма.
  • Размеры Малого Моря: длина — 76 км, наибольшая ширина — 17 км, наименьшая — 4 км.
  • Максимальная глубина Малого Моря — 200 м.
  • Самый крупный населенный пункт района — поселок Хужир с населением около 1200 человек.

Ольхон, самый крупный остров Байкала, расположен в средней части озера, вблизи западного побережья. Остров вытянут вдоль берега Байкала, длина Ольхона 73 км (между мысами Хобой и Умыш-Тамэ), ширина достигает 15 км. Площадь острова Ольхон около 700 кв.км, длина береговой линии около 210 км.

Часть Байкала, заключенная между западным побережьем озера и островом Ольхон, представляет собой уникальное водное пространство с особым микроклиматом и носит название Малое Море, говорящее об исключительности и известной самостоятельности. Юго-западная оконечность Ольхона отделена от побережья Байкала проливом Ольхонские Ворота, имеющим репутацию самого коварного места на Байкале.

Существует, по крайней мере, две версии происхождения названия острова, обе проистекают из языка коренных жителей Ольхона — бурят. Согласно первой, название острова произошло от слова «ойхон» — «лесистый», согласно второй — от «ольхан» — «сухой». Обе вполне соответствуют облику Ольхона — он одновременно и сухой, и лесистый, поэтому отдать предпочтение какому-нибудь одному варианту затруднительно.

Западное побережье острова Ольхон, омываемое водами Малого Моря, большей частью пологое, со скалистыми мысами и глубоко вдающимися в берег бухтами. Восточное, напротив, горное, скалистое, круто обрывается в Байкал, глубоких бухт здесь нет. Именно на южном побережье Ольхона находится самая высокая точка острова — гора Жима (1274 м), возвышающаяся над Байкалом на 818 метров. И всего в 11 километрах от высшей точки Ольхона находится самое глубокое место Байкала — отметка 1637 м. В этих местах крутизна подводного склона вблизи острова достигает 30-40 градусов.

Южная часть Ольхона и, частично, северная оконечность степные, на остальном пространстве произрастают сосновые, лиственничные и березовые леса. В средней части западного побережья острова, начиная от мыса Хужирский до мыса Саса, берега песчаные. Поросшие соснами и лиственницами, рассеченные скалистыми мысами, они оставляют незабываемое впечатление.

Ольхон достаточно велик для того, чтобы иметь собственные озера. Самые крупные и известные: Нурское, сливающееся с заливом Загли при высоком уровне воды в Байкале; Ханхой, с целым ожерельем археологических памятников; Шара-Нур, единственное соленое озеро на Ольхоне; Нуку-Нур, с невероятным количеством водных живых организмов.

Рек на Ольхоне нет, известна лишь пара небольших ручейков, достигающих Байкала. В лесной части острова встречаются небольшие источники, питающие немногочисленные болота.

Климат Ольхона

Самые теплые месяцы на Ольхоне — июль и август. Зима довольно мягкая и малоснежная, но более длинная, чем на материке. Весна и лето наступают позднее, чем на материке. На острове Ольхон выпадает очень малое количество осадков, около 200 мм в год — норма для полупустынь. Южная и юго-западная части острова — самые сухие места не только на Ольхоне, но и на всем Байкале. Виной тому — Приморский хребет, через который переваливают воздушные массы по пути к Ольхону. Преодолевая хребет и скатываясь в байкальскую котловину, они нагреваются, что приводит к падению относительной влажности. В итоге, дожди, предназначавшиеся Ольхону, выпадают на восточном побережье Байкала. Обычный ольхонский дождь — это десять капель в час, но случаются на Ольхоне и очень сильные дожди, и затяжные ненастья.

Ветер на Ольхоне дует часто и подолгу, при этом преобладают ветры северо-западного направления. Среднее количество дней с ветром более 15 м/с равно 148. Благодаря тому, что Ольхон вытянут вдоль Приморского хребта, сам являясь его отрогом, остров испытывает на себе всю силу горного ветра, включая самую свирепую его разновидность — сарму.

Население острова Ольхон

Люди очень давно поселились на Ольхоне — в Сарайском заливе найдена стоянка древнего человека эпохи палеолита, возраст ее оценивается более чем в 13 тысяч лет. В настоящее время Ольхон — единственный обитаемый остров на Байкале. В нескольких небольших поселках проживает около 1500 человек, в основном, коренное население — буряты. Род занятий — рыболовство и скотоводство. Самый большой поселок на острове — Хужир с населением около 1200 человек. Здесь находится единственное на Ольхоне промышленное предприятие — самый крупный на Байкале Маломорский рыбозавод.

Фауна и флора

Живая природа Ольхона в значительной степени пострадала от мощного антропогенного воздействия. По вине человека в последние десятилетия с Ольхона исчезли большой баклан, дрофа, волк, марал, косуля, сокол-балабан. Еще в XVIII веке на острове полностью извели соболя. Редкостью стала нерпа, обожавшая погреться под солнышком на прибрежных камнях. Встретить это уникальное животное теперь можно только на восточном берегу Ольхона. В самые последние годы с Ольхона полностью исчез гнездившийся здесь солнечный орел (он же императорский орел, орел-могильник). Тот самый священный Белоголовый Орел, герой многих древних байкальских легенд, сын Хозяина Ольхона, прародитель ольхонских шаманов, которому до сих пор приносятся жертвоприношения.

В настоящее время на острове обитает 135 видов птиц (кулик, утка, тетерев, глухарь, даурская галка, рогатый жаворонок, белопоясный стриж, каменка, трясогузка и др.). Двадцать видов млекопитающих (рысь, лисица, заяц, белка, хорь, ласка и др.), в том числе эндемичный зверек — ольхонская полевка, встречающийся только в прибайкальских степях; три вида пресмыкающихся и один вид земноводных. Из крупных хищников изредка в зимнее время встречаются одиночные волки, которые проникают на остров по льду. Крайне редко тем же путем заходят и волчьи стаи. Медведей на Ольхоне нет.

Археология

История Ольхона корнями глубоко уходит в древность. Остров породил множество удивительных легенд и преданий. Подтверждением богатой истории Ольхона служат многочисленные исторические памятники и археологические находки, сделанные за более чем 200 лет изучения острова. По состоянию на 1 января 1993 года на Ольхоне было известно 143 археологических памятника, многие из которых находятся под охраной государства, это наскальные рисунки, древние поселения, стоянки, погребения, культовые и оборонительные сооружения. К сожалению, многие археологические памятники были разрушены, в том числе и наиболее выразительные из них — древние каменные стены, цель возведения которых точно неизвестна до сих пор. Зато хорошо известна цель, с которой стены были разрушены в 1963 году — добытый камень употребили для укрепления мола в поселке Хужир.

Экология Ольхона

Доступность и уникальность сослужили плохую службу Ольхону. Антропогенная нагрузка, особенно на западное побережье острова, превышает все разумные пределы. Степная часть острова страдает от автотранспорта — водители не считают нужным придерживаться дорожной колеи. Это приводит к сильной эрозии почвы. Впрочем, свою лепту в уничтожение уникальной природы Ольхона в большей или меньшей степени вносят все, начиная от вандалов, оттачивающих художественное мастерство на ольхонских скалах и заканчивая археологами, не особенно усердствующими в сокрытии следов своих раскопок. В последние годы на острове участились пожары.

Памятники природы Ольхона

На территории острова Ольхон находится несколько памятников природы, охраняемых государством, хотя весь Ольхон уже пора объявить памятником природы и начать действительно охранять.

Самый известный памятник природы Байкала — Шаманский мыс, он же мыс Бурхан, относится к природно-историческим памятникам. Бурхан расположен в средней части северного побережья Ольхона на окраине поселка Хужир. Изображение мыса фактически стало визитной карточкой Байкала.

Не менее живописны ландшафтные памятники природы: мыс Саган-Хушун — великолепный беломраморный мыс в северной части Ольхона, и мыс Хобой, венчающий северную оконечность острова.

Эффектный мыс Кобылья Голова, омываемый с одной стороны водами Малого Моря, а с другой — водами пролива Ольхонские ворота, объявлен геологическим и геоморфологическим памятником природы.

Ботанические памятники представлены реликтовым ельником на западном склоне горы Жима. Ельник обнаружен в 1965 году краеведом и учителем географии хужирской школы Николаем Михайловичем Ревякиным. Уникальность ельника заключается в том, что он сохранился с ледникового периода и выжил, несмотря на засушливый климат Ольхона, благодаря наличию подпочвенных вод.

Под охраной находятся и другие памятники, имеющие научное значение: геологические и геоморфологические памятники — бухты Харанса и Харалдайская, мыс Саса, урочище Песчанка, ландшафтные памятники природы — бухты Загли и Тагай, урочище Баян-Шунген.

Как добраться до Ольхона

Летом Ольхон связан с материком паромной переправой, которая обычно действует с мая по декабрь. Паром ходит через пролив Ольхонские Вороты из бухты Малая Куркутская на материке в бухту Перевозная на Ольхоне. Когда пролив замерзает, возникает естественная ледовая переправа. В ноябре-январе и апреле-мае сообщения с Ольхоном нет. Нет его и, когда паром ломается. В разгар летнего сезона на паромной переправе часто скапливается огромное количество машин. Из города Иркутск на Ольхон можно добраться рейсовым автобусом Иркутск-Хужир за 5-6 часов

4.2. Туристская характеристика

Остров Ольхон освоен туристами водниками, пешеходниками, велосипедистами. Здесь проложено немало интересных маршрутов включающих береговую линию ( пешком по берегу летом, по льду озера зимой), и сухопутную часть острова – авто-мото , велосипедные и пешеходные путешествия с посещением достопримечательностей – обзорных точек с видами на Байкал и Малое море, вершину Жима, лесных и степных ландшафтов.

Водные путешествия совершаются на байдарках, парусных катамаранах, прогулочных катерах. Со спортивной точки зрения, походы в районе острова Ольхон не представляют большой сложности, однако в условиях озера Байкал в связи с изменчивостью погоды путешествия в этом районе подвергаются постоянной угрозе требуют соответствующей подготовки.

В отношении рекреационного туризма Ольхон,как и весь Байкал представляет собой бурно развивающуюся зону с постоянным ростом числа оборудованных мест для стоянки, кемпингов, баз, палаточных лагерей. Для посещения Ольхона не требуется никаких разрешительных документов, хотя остров и находится в Приморском национальном парке. Пребывание в национальных парках по закону не связано с оплатой, поэтому путешествовать здесь можно свободно с соблюдением некоторых правил. Однако при планировании путешествий по Ольхону лучше связаться с представителями стационарных баз и местных туристических фирм для ознакомления с обстановкой, возможным заказом транспорта и мест для ночлега. Наш опыт общения с такими фирмами с носил очень позитивный характер и позволил провести путешествие достаточно комфортно и в запланированные сроки. Вот адреса организаций, с которыми мы поддерживали контакт:

Гостевой дом «Под солнцем», поселок Хужир ул.Таежная 28, тел. 8-914-885-65-87, E-mail: olhon@inbox.ru (работает только летом);

Усадьба Никиты Бенчарова, пос. Хужир ул.Кирпичная 8, тел. +79149580612, E-mail: nikita@olkhon.irkutsk.ru (работает круглогодично).

В районе острова работает поисково–спасательноя служба МЧС, которая находится в поселке Сахюрта (МРС). Для постановки на учет достаточно позвонить по телефону 8-904-140-18-74 и указать фамилию руководителя, численный состав группы, предполагаемый маршрут и сроки проведения путешествия. По завершению похода следует также по телефону сообщить о завершении путешествия. Следует отметить, что сотовая связь представлена на острове МТС и работает на западном побережье острова. В северной , и восточной части связи нет . При движении вдоль восточной береговой линии острова связь появляется в проливе Ольхонские ворота.

5.ОБЗОРНАЯ КАРТА РАЙОНА

Отчёт о пешеходном походе 1 категории сложности по Прибайкалью, остров Эльхон

6.График движения группы

Дата

День пути

Участок пути за день

Расстояние, км

Ходовое время, час

Погодные условия

Координаты ночевок

чистое

общее

22.03

1

Пос. Хужир — Нюрганская губа

22

6,5

9,5

ясно

N53o17‘58,5″

E107o37‘08,3″

23.03

2

Нюрганская губа – мыс Шунтэ Левый

23

6

8

ясно

N53o23‘14,6″

E107o47‘07.1″

24.03

3

мыс Шунтэ Левый –

мыс Шунтэ Правый

15

3

4

Ясно, ветрено

N53o15‘40,3″

E107o45‘07,3″

25.03

4

мыс Шунтэ Правый — мыс Ижимей — падь Одены

26

6,5

9

Ясно, ветрено

N53o07‘38,1″

E107o28‘52,1″

26.03

5

падь Одены – мыс Ухан — граница леса напротив в.928

24

6

9

Пасмурно, ветрено, во второй половине дня заряды снега

N53o03‘25,4″

E107o11‘53,2″

27.03

6

граница леса напротив в.928 – мыс Уншуй – пролив Ольхонские ворота – пос. Сахюрта

26

7

10

Ясно, ветрено

N53o01‘13.4″

E106o52‘55,1″

Всего 136 км за 6 ходовых дней с 5 полевыми ночлегами.

7. Техническое описание прохождение группой маршрута

19-21.03.09 подъезд к началу маршрута

От Новосибирска до Иркутска можно добраться за тридцать часов на поезде. И хотя поездов по Транссибу ходит немало, следует тщательно выбрать дату и время поездки и позаботиться о билетах заранее. Тогда можно планировать дальнейшее движение от Иркутска на автотранспорте. Из нескольких вариантов маршрута с учетом имеющегося времени был выбран не слишком протяженный, но включающий большинство достопримечательностей береговой полосы острова Ольхон. Начало маршрута – поселок Хужир, окончание – поселок Сахюрта (МРС). До Хужира пять часов езды на автомобиле от Иркутска. Следует учесть работу ледовой переправы на остров Ольхон, поскольку в зависимости от погодных условий она закрывается в конце марта — начале апреля, и выезд с острова после ее закрытия проблематичен.

Машину мы заказали заранее в фирме «Усадьба Никиты Бенчарова», обратный выезд оговорили непосредственно с водителем. Поэтому наш путь на Ольхон не содержал временных разрывов и был весьма динамичен. Вот наш график движения к пешей части похода:

19.04.09

  • 22-30 (Новосиб. вр.) отбытие на Газели на вокзал Новосибирск главный от стен школы
  • 21-44 (Моск. вр.) отправление на поезде 340 Москва Чита.

21.04.09

  • 10-34 (местн. вр.) -прибытие на вокзал Иркутск пасс.
  • 11-00 -16-00 (местн.время) переезд до пос. Хужир и размещение на турбазе «Усадьба Никиты Бенчарова».

После размещения на базе вечером сходили на экскурсию к скале Шаманка, фотографировались на ее фоне, разведали пути выхода на лед. Вечером готовили снаряжение, упаковывали продукты, разбирались с примусами. Спали в комфортных условиях — в трех комнатах по трое и двое.

22.03.09 День первый.

Т/б Усадьба Никиты Бенчарова (пос.Хужир) – оз.Байкал, скала Шаманка — пролив Малое море — залив Нюрганская губа

Дорога на Байкал начинается по трем доскам, проложенных мимо дощатых туалетов, летних юрт и строящейся бани. Байкал открывается сразу за оградой гостеприимной усадьбы Никиты Бенчарова обрывистым берегом, искривленными лиственницами, скалами и широким простором Малого Моря.

Непосредственно выход на лед у усадьбы Бенчарова представляет крутой спуск по скально-травянистому склону, поэтому двигаемся к небольшому пляжу возле скалы Шаманка. Туда ведет колея, переходящая в тропу, расстояние ок. 800м. Рюкзаки и сани несем на себе. Байкал в этом месте покрыт снегом с корочкой наста, который слегка проминается под ногами. Упаковываем поклажу в санки и двигаемся в обход скалы Шаманка к автомобильным следам, метрах в пятистах от мыса.

Двигаться по автомобильным следам легко, снег уплотнен, ноги не скользят, санки не тормозят. Автомобильные следы уводят нас в сторону острова Харанцы вдаль от берега. Скорость движения составляет 4,5 – 5,5 км /час. Появляются пятна голого льда, прозрачного и бугристого. На льду приходится быть настороже, т.к. очень скользко. Ледоступы мы не надеваем, поскольку снежная поверхность занимает существенно больше места, нежели голый лед.

Обедаем на льду, вдали от берега. Примусы работают хорошо, поэтому проблем с водой и кипятком нет. Первоначальный план пройти 15 км и встать выполнили до обеда, поэтому идем дальше, стараясь захватить последние пятна леса на западной стороне острова. Остров Ольхон в этой части представляет собой гряду невысоких холмов, сплошь покрытых рыжей травой и круто обрывающихся к Байкалу скалистыми мысами. За этими холмами видны лесистые склоны восточной части острова и господствующие вершины. Лес представлен лиственницей и сосной, при солнечном свете имеет цвет буро коричневый, видимо из-за рыжего фона травы. Снега на острове не видно, однако прибрежная часть озера покрыта слоем снега до 30 см. Снег маскирует небольшие торосы — до 50 см, которые сплошной полосой окаймляют берег Нюрганской губы.

Что это за препятствие мы поняли не сразу. При выходе к берегу по направлению к краю лесного массива наше движение резко замедлилось. Санки стали то зарываться в снег, то застревать среди ледяных торосов. Потребовалось немало времени, чтобы принять правильную тактику движения в этих условиях, однако на последнем этапе мы прошли около километра за час и вышли на берег с поврежденными санями (четверо санок из восьми).

Палатку поставили на ровной полоске пляжа, покрытой слоем снега в 20 см. Оттяжки закрепили на лыжных палках, в качестве колышков использовали подручный материал – куски дерева, палки. На них насыпали кучи снега, который через пол часа подмерз и палатка стала стоять устойчиво. Ужин готовили на примусах, хотя дрова здесь были в изобилии. Вечером состоялось вручение подарков от болельщиков нашей команды, оставшихся на Большой земле. Особенно впечатлила плитка шоколада, которую утром пришлось делить с помощью ножа и топора.

Ночь прошла в бдении дежурных, однако потерь избежать не удалось — спальник В.В. Павлова коснулся печки, в результате — дыра в две ладони и запах горелого синтепона, сопровождавший всю эту ночевку.

За день прошли 22 км. Потеряли — одну шапку, сломали 4 санок, солнцезащитные очки и стекло керосиновой лампы.

23.03.09. День второй. Залив Нюрганская губа – мыс Саган-Хушун – мыс Хобой – мыс Шунтэ Левый

Ночь прошла в борениях дежурных со сном. Со счетом шесть ноль победил сон и в результате выход задержался на час. Хотя задержка с выходом позволила починить санки. Так же несколько разнообразило утренние сборы начало отмечания дня рождения Игорёхи. Надутые шарики и врученные подарки весь день напоминали о празднике. Помня о вчерашних проблемах с торосами, переносим весь груз на плечах до ровной поверхности. И опять двигаемся по автомобильным следам в направлении на север. Количество снега на поверхности льда уменьшается, все больше и больше места занимает голый лед. На обед остановились у мыса Саган-Хушун, место примечательное во всех отношениях – тихое, красивое и популярное у фотохудожников. Ровный голый лед сподвиг вспомнить о кёрлинге. Праздничное настроение не прекращается и за обеденным столом.

За мысом дорога идет практически по голому льду. Подсвеченный солнцем лед сияет голубым и зеленым, создавая праздничное настроение. Путь от Саган-Хушуна до мыса Хобой прошел быстро и весело. Мыс Хобой впечатляет, здесь причудливые наледи различной формы и цвета, полосы искрящегося на солнце прозрачного льда, разноцветные скалы.

Побродив немного среди ледяных гротов наиболее неугомонные члены нашей команды взошли на скалистый гребень – самый край мыса Хобой, чтобы конечно увековечить себя среди этой красоты и насладиться передвижением по чему-нибудь твердому и нескользкому, например по скале.

За мысом наш путь лежит на юг вдоль восточного берега острова Ольхон.

На поверхности льда снега нет, не видно и следов автомобилей. На закате лед становится хрупким и на его поверхности видны разбегающиеся трещины под ледоступами, очень интересное зрелище. На ночевку остановились на берегу небольшой бухты за мысом Шунтэ Левый. Поле торосов преодолели с привычной неторопливостью и осторожностью, хотя падений избежать так и не удалось.

Как и на прошлой стоянке расположились на узкой полоске пляжа, покрытого снегом. Дрова нашлись на берегу в достаточном количестве для ночного отопления, поэтому лагерь поставили быстро. Вечером празднование дня рождения продолжилось в виде выдачи и поглощения неучтенных продуктов. Палатка стала местом освоенным и обжитым, в общем, родным домом…

За день прошли 23 км, сломали один термос, тарелку и еще одну пару солнцезащитных очков.

24.06.08. День третий. Мыс Шунтэ Левый –

мыс Шунтэ Правый. Полу-дневка .

Вторая ночевка оказалась комфортнее первой. Может потому, что в палатке оказалось несколько больше места из-за перестановки печки. Но все-равно, встали не слишком рано. А вышли еще позже. Дорога опять представляет собой голый бугристый лед с полосами невысоких ледяных торосов. Двигаемся в направлении мыса Шунтэ Правый на удалении около полутора километров от берега. Ближе к берегу мешают полосы торосистого льда.

Через час показалась залив Хага-Яман с селением Узуры — несколько домиков на фоне рыжих холмов. Бухту проходим на значительном удалении. Наша цель – распадок за мысом Шунтэ Правый.

Здесь останавливаемся на ночевку. Палатку поставили на береговой террассе, на траве, укрепили камнями. Костровище, стол и лавки здесь местные, видимо место пользуется популярностью.

Особо примечательный предмет этой стоянки – большое зеркало, в котором отразились наши черные небритые и немытые, а также загорело–обгорелые физиономии.

С этого места обычно начинается восхождение на высшую точку острова Ольхон – гору Жима, которое занимает около восьми часов. Не располагая таким временем, мы решили оставить восхождение на будущее и занялись хозяйственными делами.

Полу-дневку отметили оладьями с начинкой, солеными огурцами, салом и чесноком.

За день прошли 15 км. Сломали один фотоаппарат, одни санки, потеряли один термос.

25.06.08 День четвертый.мыс Шунтэ Правый — мыс Ижимей — падь Одены.

Путешествие становится уже привычным. Ритм жизни – размеренный, препятствия на пути — однообразными. Даже погода стоит одна и та же – солнце, ясно, ветрено. Правда, в этот день ветер был довольно сильным, что при минусовой температуре привело к необходимости утепляться. Южный ветер нёс холод. Предварительные данные, полученные в инете, указывали, что в это время преобладающими являются ветры с севера, да видимо все предсказать нельзя. Короче , нам пришлось приблизиться к берегу, чтобы слегка укрыться от ветра за мысом Ижимей.

Приближение к берегу привело к необходимости лавировать между полосами торосов, а возле самого мыса опять идти мористее, обходя нагромождения льдин. Движение между торосами как то отвлекло от ветра, а за мысом его практически не стало и мы опять стали раздеваться.

Обедали на льду , применили новый прием заваривания лапши быстрого приготовления – коллективный, в котле на работающем примусе. Специи каждый кладет себе сам, главное раздать лапшу поровну. Сегодня все одели ледоступы, поэтому все идут уверенно. Ветер после обеда поутих, температура воздуха поднялась. Двигаемся часовыми переходами с небольшими перерывами. Восточный берег Ольхона не обладает глубокими бухтами и выдающимися мысами, поэтому ориентируемся с использованием рельефа береговой линии и показаний GPS навигатора.

На ночевку запланировали долину, или по местному, «падь» Одены, к которой вышли к заходу солнца. Береговая терраса возвышается над берегом метров на десять, а с берега проложены две лестницы на самую крутую часть подъема. В центре террасы кострище, стол с лавками, и еще какие — то приспособления – жерди, стойки, видимо что то рыбацкое.

Дров в долине очень много, склоны усеяны поваленными стволами лиственниц, осин, берёз, поэтому экономим бензин и бережем примуса. Палатку поставили на травянистой площадке с использованием деревянных кольев – почва за день прогрелась и оттаяла.

За день прошли 26 км. Сломали еще один фотоаппарат, одни санки, чуть не потеряли один валенок.

26.06. День пятый. Падь Одены – мыс Ухан — граница леса напротив в. 928.

С утра погода преподнесла сюрприз – небо затянуто дымкой, температура чуть ниже нуля, на берегу безветренно. Как обычно вышли около восьми (по — нашему), перенесли груз за линию торосов и двинулись вдоль берега на удалении километр–полтора. Опять голый лед с прожилками плотного снега. Двигаемся на ледоступах, средняя скорость около 5 км/час, ветер встречный 3-5 м/сек. Где-то впереди ближе к берегу среди торосов увидели две фигуры – видимо наши коллеги , тоже тянут сани и двигаются на юг.

К обеду ветер усилился, облачность стала сгущаться, появились черные тучи. Обедали всухомятку, останавливаться для приготовления пищи на ветру не стали, довольствовались мороженой сайрой, сухарями, сухофруктами и чаем из термосов. После обеда характер погоды не изменился – такой же ветер , пасмурно.

В конце дня налетел снежный заряд, видимость уменьшилась до 100 м , поверхность льда покрылась свежим снегом. Правда через пол-часа порывистый ветер усилился, появились разрывы в облаках и снег со льда стало сдувать. В разрывах облаков появилось солнце, первое за весь день.

На ночевку встали у края границы леса на небольшой террасе, примерно метров десять выше уровня озера. Место выбрали как наиболее близкое к завтрашнему финишу, обеспеченное дровами. Поскольку ветер не прекращался, палатку поставили в усиленном варианте – оттяжки с наветренной стороны обложили камнями. Ночью печку решили не топить — не холодно, температура плюсовая. В два часа ночи ветер резко усилился, пришлось сыграть аварийных подъем, обуться, укрепить центральную стойку и спинами навалиться на наветренную стену палатки. В таком положении и проспали остаток ночи, хотя ветер несколько стих уже через час.

За день прошли 24 км. Сломали несколько ледоступов, одни санки, опять чуть не потеряли один валенок.

27.06.08. День шестой. Мыс Уншуй – пролив Ольхонские ворота – пос. Сахюрта (МРС).

С ночевки снимаемся при ярком солнце. Поскольку дальше до самого материка леса не будет, берем запас дров. Опять движение по голому льду с разводьями торосов. Кое-где стала попадаться вода – она выдавливается на лед при давлении различных ледовых полей. Поля торосов становятся перпендикулярно нашему движению – видимо влияет близость пролива Ольхонские ворота. Ветер встречный 3-5 м/сек, порывами больше. Порывы ветра дали возможность испытать катание на санях под парусом. В качестве паруса использовали полиэтилен из-под палатки. К сожалению, двигаться таким образом можно только по ветру, а ветер все время встречный.

Берег Ольхона в этом месте безлесый. Склоны холмов покрыты рыжей травой и цвет скал тоже рыжий. Мыс Уншуй – юго-восточная оконечность острова виден издалека как черная метка, разделяющая горизонт на рыже-коричневую правую сторону – остров Ольхон и серо-голубую левую сторону со снежными горами на лесистых склонах материка.

Обедали по полной программе, т.е. готовили на примусах с использованием байкальской водички. Встали возле полосы торосов со свежей водой. Вначале примуса развели под прикрытием льдин, однако через двадцать минут лед пришел в движение, и кухню пришлось срочно перенести. В обеденное время также устроили катание на санях под полиэтиленом, это уже становится привычным развлечением.

После обеда преодолевали полосу торосов, стараясь не замочить ноги. Это удалось почти всем.

К мысу Уншуй подошли около трех часов. В створе пролива Ольхонские ворота видны строения рыбаков, то ли палатки, то ли укрытия от ветра. Появилась связь, по телефону связались с пунктом МЧС в поселке МРС. Там сказали, что нас уже ждут, ведь сегодня по плану мы должны были прибыть на материк. Пересекаем пролив и двигаемся вдоль мыса к бухте, где разместился поселок Сахюрта (МРС). Вышли прямо к паромной переправе в 17.47 (нск.). Поход закончен, теперь нужно искать ночлег. Ставить палатку на задворках деревни очень не хочется, поэтому нашли несколько домиков – турбаза «Панорама». После некоторых переговоров с хозяином (пришлось поторговаться) располагаемся в двух неплохих комнатах в деревянных коттеджах.

28.06.08. Отьезд в Новосибирск.

Заказанный накануне микроватобус в 10.00 уже уносил нас обратно в Иркутск. Обратный путь прошел быстрее, то ли груза у нас поменьше стало, то ли водитель домой спешил, но примерно часа за три с половиной мы прибыли на вокзал Иркутска. Поздним вечером скорый поезд унес нас из ледовой сказки в серую обыденность городской жизни. Прощай Байкал, мы вернемся…

 

Источник : "http://tk-ekvator.ru/?p=1556" rel="nofollow"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию