19 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: V

Дата: 29 июля - 25 августа 2004 г.

Маршрутная книжка № 35

Руководитель: Ощепков В.Н. (Пермь)

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем участникам и руководителю. Маршрут имеет категорию сложности. Отчет использовать в библиотеке МКК.
30 января 2005 г.

Обработка: Виктор Евлюхин (Москва)

Содержание

контрольные записки
список перевалов

1. Справочные сведения о походе

Проводящая организация: Пермская областная федерация спортивного туризма. 614000, Россия, г. Пермь, ул. Сибирская, 1. Телефон: 12-68-81, 12-53-83, факс 12-52-14.

Район путешествия: Западный Саян.

Вид туризма: пешеходный.

Категория сложности: V (пятая).

Протяжённость маршрута: 264 км.

Продолжительность похода: 28 дней, из них: активным способом передвижения - 22 дня. Днёвок: 1 (одна).

Маршрутная книжка № 35

Маршрут рассмотрен Пермской областной МКК.

Шифр МКК: 159-00-565630500.

Маршрут зарегистрирован: в Абаканском ЮСПСП

Нитка маршрута: г. Пермь - г. Абакан - хребет Ергаки - пер. Подъемный - (н/к) - пер. Медвежий (н/к) - оз. Б. Буйбинское - хребет Метугул-Тайга - пер. Метугул-Тайга (н/к) - оз. Мет-куль - пер. Меткуль (1Б) - хребет Ергаки - р. Б. Тайгиш - оз. Малахитовая ванна - оз. Художни-ков - пер. Курсантов Зап. (1А) - оз Мраморное - пер. Тушканчик (н/к) - Висячий камень - оз. Радужное - пер. Красноярцев (н/к) - пер. Спящий Саян (1А) - оз. Лазурное - пер. Сказка (1А) - оз. Сказка - пер. Спасателей-2 (1А) - вдп. Богатырь - вдп. Грация - оз. Глубокое - пер. Межо-зерный (1Б) - вершина 1890 м - оз. Черное - р. Тайгишонок - оз. Ледяное - пер. Близнец Вост. (2А) - пер. Близнец Зап. (1Б) - пер. Зеленый (1А) - оз. Золотарное - оз. Светлое - ТКК "Ермак" - хребет Арадан - р. Б. Бакланиха - траверс гребня с вершиной 1860 м - оз. Красное - вершина 1830 м (рад.) - пер. Прапор юности (1А) - пер. Медвежий (1А) - оз Араданское - пер. Снежный (1А) - оз. Изумрудная гитара - пер. Проходной(1А) - пер Минусинских туристов (1А, рад.) - пик Араданский (1Б, восх., рад.) - Долина Девяти озер - р. Иосифовка - пер. Слоновий (1А) - р. Прав. Араданка - р. Лев. Араданка - пер. Пещерный (1А) - р. Поганка - г. Абакан - г. Пермь.

Аварийные выходы с маршрута: в случае экстремальной ситуации выход на автомагист-раль Абакан - Кызыл (пересекает район посередине, постоянное движение автотранспорта).

Хребты Западных Саян очень компактны и при плохих погодных условиях можно выйти на автомагистраль в обход категорийных перевалов. С хребта Ергаки это долины рек Б. Тайгиш, Тайгиш, Кебеж, В. Буйба и их притоки.

С хребта Метугул-Тайга по долине рек Буйба 3-я, Ус.

С Араданского хребта по рекам правая и певая Араданки, Озёрная, Нистафоровка, Иоси-фовка.

По долинам многих рек идут хорошие тропы.

В устье речки Тушканчик имеется экологический пост ТКК "Ермак" (622 км трассы). В районе Тармазаковского моста (614 км трассы), расположены база-приют КТ "Ергаки", пост Минусин-скоко ПСО, турбаза Центра путешественников, экологический пост. На речке Оленья (609 км трассы), находится база-приют "Оленья речка", Шушенского туркомплекса "Турист". На озере Ойское (между 605 и 606 км трассы) стоит база Танзыбейского ДРСУ. На всех перечисленных объектах постоянно находятся люди, к которым можно обратиться за помощью.

2. Оценка категории сложности (КС) маршрута

Баллы за протяжённые участки (ПП)

Категория препятствия Длина препятствия, км Длина препятствия, км/баллы за него
Итого: 47 102 47
? итого: 271 163 101,4
В зачёт: 54   80

Баллы за локальные препятствия (ЛП)

Категория препятствия Число препятствий Число препятствий/баллы за него
? итого: 41 133 40
В зачёт: 7   40
? в зачёт ПП + ЛП     120

Географический показатель (Г) = 8.

Автономность (А) = 0,7.

Коэффициент перепада высот (К) = 1 + ? h/12 = 1 + 24/12 = 1 +2 = 3.

КС = ЛП + ПП + (Г х А х К).

КС (фактический) = 133 + 163 + (8 х 0,7 х 3) = 296 + 17 = 313.

КС (в зачёт) = 40 + 80 + (8 х 0,7 х 3) = 120 + 17 = 137.

Продолжительность маршрута (t) дней = 22 (по нормативам 16).

Протяжённость (L) маршрута км. = 264 (по нормативам 250).

КС = 137 (по нормативам 135-184).

По всем показателям поход соответствует V категории сложности.

3. Список участников похода (состав группы)

№ п/п Фамилия, Имя, Отчество Год рождения Туристский опыт Обязанности в группе Домашний адрес
1. Ощепков Валерий Николаевич 1958 IV рук. горн. Алтай, IV рук. пеш. Байкальский хр. VI уч. горн. Памир. Руководитель, фотограф г. Пермь, ул. Пожарского, 10-83.
2. Малегина Анна Сергеевна 1975 III рук. пеш. Сев. Урал IV уч. пеш. Байкальский хр. Зам. руководителя, ответственная за медицинское обеспечение г. Пермь, ул. Таврическая, 18-11.
3. Ломовская Евгения Викторовна 1986 III уч. пеш. Северный Урал Хронометрист Пермский район, пос. Сылва, ул. Тимирязева, 2 - 4
4. Кокшаров Сергей Николаевич 1962 V уч. пеш. Полярный Урал Завхоз г. Березники, ул. Мира, 24 - 6
5. Пермяков Александр Германович 1966 IV уч. пеш. Байкальский хр. Ремонтный мастер Пермский район п. Юго-Камский, ул. Сибирская 1А-5
6. Гашев Константин Георгиевич 1987 V уч. пеш. Полярный Урал Ответственный за костровое снаряжение г. Березники, ул. Пятилетки, 18 - 24
7. Сибирев Анатолий Виторович 1987 V уч. пеш. Полярный Урал Ответственный за снаряжение г. Березники, ул. Советская, 4 - 126

4. Общая смысловая идея похода

Западные Саяны, а особенно хребет Ергаки, очень популярен у туристов-пешеходников, и мы давно планировали совершить путешествие по этим прекрасным местам. В 2003 году, воз-вращаясь с похода по Байкальскому хребту, мы делали пересадку в г. Красноярске и приобрели там карту хребтов Ергаки и Арадан. Уже в поезде мы начали планировать, по новой карте, маршрут нашего похода.

Основной целью путешествия является попытка объединить в рамках одного спортивного похода, одним маршрутом прохождение трех горных хребтов в районе Западных Саян: попу-лярный и часто посещаемый хребет Ергаки, самый высокий хребет Западных Саян - Арадан, и незаслуженно забытый туристами-пешеходниками хребет Метугул-Тайга. Основой планирова-ния нитки маршрута стало наше желание увидеть как можно больше интересных мест. Посмот-реть хотелось все достопримечательности: озеро Художников, гору Парабола, водопады Бога-тырь и Грация, Висячий камень, Спящего Саяна, озёра Красное и Изумрудная гитара и многое, многое другое.

При составлении нитки маршрута мы столкнулись с полным отсутствием информации по хребту Метугул-Тайга, никто из наших знакомых там не бывал.

Прохождение автомобильной трассы через район даёт возможность разбить поход на 2-е части и оставить заброску. Это несколько снижает автономность, но повышает безопасность.

При выборе района были так же учтены следующие факторы:

- возможность совершения походов высоких категорий сложности;

- возможность подъезда к началу маршрута и выезда группы ж/д, и автомобильным транс-портом;

- наличие в районе перевалов 2А к.с., необходимых для спортивного и технического роста участников похода;

- разнообразие препятствий на маршруте: перевалы, вершины, броды, различной крутизны склоны. Труднопроходимая тайга, отсутствие троп (на Метугул-Тайге и частично на Арадане). Из пешеходных препятствий отсутствовали только протяженные участки болот, песков и снеж-ного покрова;

- отсутствие населённых пунктов, возможность совершить многодневный полностью авто-номный спортивный поход.

При выборе нитки маршрута мы руководствовались классической схемой построения слож-ного спортивного похода - постепенность нарастания нагрузок.

Наиболее сложные участки маршрута проходятся во второй трети пути. В этой части похода планировалось прохождение перевалов сложностью 2А и радиальное восхождение на гору 1Б. Днёвки после прохождения первой и второй трети маршрута, а так же между преодолением препятствий максимальной сложности (2А), что позволило бы группе отдохнуть, а также иметь возможность дождаться при необходимости более благоприятной погоды для восхождения.

Завершается маршрут 2-х дневным выходом из района по тропам через простые перевалы 1А к. с., а при аварийной ситуации по реке Нистафоровка или Иосифовка, минуя перевалы.

5. Характеристика района

В административном отношении территория Западных Саян относится к Красноярскому краю.

Западный Саян - это огромная страна, которую сейчас пересекают всего две шоссейные до-роги Абакан - Кызыл и Абакан - Ак - Довурак и водная артерия - река Енисей.

Западные Саяны состоит из группы горных хребтов: Ергаки (высшая точка - 2221 м, пик Звёздный), Метугул-Тайга, Балдыр-Тайга, Шепшир-Тайга, Кулумыс, Ойский, Арадан (высшая точка пик Араданский 2456 м). Местность горно-таёжная, расчленённая речной сетью. Рельеф среднегорный.

Гребни на хребтах Ергаки, Метугул-Тайга и их отрогах узкие, местами скалистые с остроко-нечными вершинами и крутыми склонами, нередко с обрывами и осыпями.на склонах распро-странены каменистые россыпи, среди которых возвышаются скалы-останцы.

Более разнообразен рельеф хребта Арадан. Центральная часть хребта сложена гранитными породами и роговиками. Поэтому здесь наблюдаются наивысшие отметки хребта и альпийский характер рельефа: отвесные стены, почти лишённые растительности, крутые вершины. Осыпи (курумы) здесь состоят из средних и крупных, устойчивых к разрушению, гранитных камней, ок-руглой формы. Для участков сложенных сланцами, на крутых склонах Арадана, характерны уз-кие гребни с остроугольными очертаниями. Обломки сланцевых пород, в виде плоских камней с острыми краями, на крутых склонах, легко приходят в движение. Таких камнеопасных осыпей на склонах хребта много.

Ещё одна особенность Западных Саян - асимметричность склонов: северные и склоны кру-че, чем южные.

Хребты Арадан и Ергаки в вершинной части имеют типичный альпийский рельеф. Для него характерны узкие гребни с крутыми склонами, острые труднодоступные пики, глубокие кары со снежниками, от которых берут начало горные реки, изобилующие в верхнем течении водопада-ми и порогами.

На юг и на север от этих хребтов рельеф сглаживается. Здесь распространен среднегорный рельеф с характерными для него поверхностями выравнивания. Вершинные поверхности хреб-тов здесь плоские, покрытые каменными россыпями, склоны более пологие. В западной части хребта Кулумыс располагается интересный природный объект Каменный город - обязанный своим появлением неоднородному геологическому строению района и деятельности процессов выветривания. Речные долины, разрезающие плато несут на себе следы недавней ледниковой деятельности. Они широкие, заболоченные и покрыты тайгой.

Основные реки Западных Саян: Ус (236 км), Казыр-Суг (86 км), Араданка (30 км), Большой Тайгиш, Большой Кебеж и другие. Все реки принадлежат бассейну Енисея и имеют ярко выра-женный горный характер. Водные потоки возникают на осевой части хребтов, в каровых озёрах ледникового происхождения, проходя иногда через целую цепочку озёр. Вытекая из озера, реки спокойно текут по троговым долинам, добегают до древних конечных морен и здесь срываются водопадами в ущелья. В среднем течении рек много красивых порогов, образовавшихся в мес-тах выхода прочных горных пород.

Температура воды в течение лета в большинстве рек держится ниже + 10° С.

С ноября по апрель реки находятся подо льдом. А сильные дожди могут вызвать высокие паводки с затоплением поймы и островов.

В Саянах много озер ледникового происхождения. Они, как правило, имеют небольшие раз-меры. Самыми крупными являются Большое Буйбинское, Большое Безрыбное, Золотарное, Светлое, Красное и Араданское озёра. В озёрах много рыбы, главным образом хариуса.

Климат Западных Саян суровый, континентальный, особенно характерен восточно-сибирский тип климата. В горах четко выражена высотная поясность.

Зима (начало ноября - март) суровая, сухая с морозами. Средняя температура января - 23-30° С; ночью - 28-35° С. Осадки выпадают в виде снега 5-8 дней в месяц, с метелями бывает 3-4 дня в месяце. Преобладающие ветры юго-восточных направлений. Весна (апрель - май) про-хладная днём температура воздуха прогревается до + 5-10° С, по ночам + 3° С, но не редки и заморозки - 2° С. Снежный покров сходит в конце мая. Осадки в виде снега и дождя бывают8-10 дней в месяце. Лето (июнь - август) прохладное. Средние температуру июля + 10-16° С днём и + 2-8° С ночью, но даже в летний период температура может понизиться ниже 0° С. В горах иногда разница температур в течение суток может достигать 30° С. Осадка преимущест-венно в июле - августе в виде ливневых дождей с грозами. Вблизи осевой линии хребта выпа-дает около 1200 мм осадков в год. Преобладают ветры юго-восточных и западных направле-ний. Осень (сентябрь - октябрь) солнечная, с ночными заморозками. Днём средняя температу-ра + 8-13° С, ночью +1 - 3° С, а может понижаться и до - 5° С. Осадки преимущественно в виде дождей в начале сезона и снегопады в конце.

В Западных Саянах хорошо выражена высотная поясность. Она представлена здесь степ-ными и лесостепными зонами в предгорьях, а также таёжной и гольцовой зоной в горах.

Наибольшую площадь в Западных Саянах занимает зона тайги. На нижних частях горных склонов, до высоты 800-850 м, раскинулась светлохвойная тайга. Она покрывает солнечные склоны, террасы широких речных долин. Светолюбивые лиственницы и сосны растут несколько разреженно, образуя "парковые" леса. Обилие света позволяет высоким травам цвести между деревьями от снега до снега.

Преобладает же в Западных Саянах тёмнохвойная тайга. Главными породами в ней являют-ся: кедр, пихта, ель. К ним примешиваются береза и осина, ольха, рябина, жимолость. По реч-ным долинам растут красная и чёрная смородина, голубика, на гарях - малина, очень много в лесах грибов.

У верхней границы леса господствует кедр. Ещё выше располагаются субальпийские луга. Травы растут высокие, часто выше человеческого роста. По мере подъёма в горы, высота тра-вы становятся ниже, растёт она разреженнее. В них пёстрый ковёр разнотравья вплетаются представители альпийской флоры: альпийская астра, болотная пушница. Сплошного пояса альпийских лугов нет.

Выше лугов располагается горная тундра. Здесь растут мхи и лишайники с редкими кустика-ми карликовой березки и рододендронов.

Животный мир Западных Саян составляют типичные представители сибирской тайги. Здесь встречаются: бурый медведь, марал, лось, кабарга, бурундук, заяц, белка, реже росомаха, со-боль, горностай. Из птиц наиболее многочисленна кедровка, а также - сойка и кукша. Часто можно увидеть дятла, клеста, глухаря, рябчика, куропатку. Ядовитые змеи - гадюки водятся по долинам рек, но редко встречаются на высоте более 900 метров.

В озерах и реках много рыбы, но разнообразие видов невелико. Чаще всего в озерах попа-дается хариус сибирский, в более крупных реках по ямам и перекатам - ленок, таймень, налим.

Типичные представители кровососущих - комары, мошка, мокрец, овод, здесь немногочис-ленны, а в горах, выше зоны леса, встречаются редко. Их много лишь в заболоченных долинах в тёплое время суток, особенно перед дождём. В предгорьях Западных Саян есть клещи. В го-рах они не встречаются.

Туристские возможности района очень разнообразны. Отдаленность от жилья, сложные природные условия, тайга, бурные реки позволяют совершать как пешие и лыжные, так и вод-ные походы различных категорий сложности. Сравнительно удобные подъезды (автомобильная трасса пересекает район почти посередине) позволяют планировать маршруты с расчётом на заброску. Довольно большое количество троп позволяет быстро преодолевать трудности таёж-ной зоны для выхода в красивейшие места района. Здесь рядом располагаются и сравнительно доступные горные хребты (Ергаки, Кулумыс, Ойский, Метугул-Тайга), где в летнее время, в свя-зи с близостью к шоссейной дороге, очень много туристов со всех уголков России, а так же дальнего и ближнего зарубежья. Не менее доступен Араданский хребет, но туристами он посе-щается значительно реже (кроме района озера Красное). Ранее по нему были проложены кон-ные тропы, теперь они постепенно зарастают, что ухудшает проходимость района, особенно в пределах таёжной зоны.

Всё выше сказанное позволяет планировать и совершать по району Западных Саян лыжные и пешеходные походы I-V категорий сложности.

6. График движения

День Участок маршрута Км Ходо-
вое время
Пере-
пад высот
Определяющие естественные препятствия, и их категория трудности Способ передви-
жения
  г. Пермь – г. Красноярск         Поезд
  г. Красноярск – г. Абакан         Поезд
  г. Абакан – мост через р. Нижняя Буйба (631 км. трассы Абакан – Кызыл). 221       Автомашина
1 Мост через р. Н. Буйба – нижний, правый приток руч. Подъёмный. 3,5 0:50 100 Тропа н/к. Пешком
2 Приток руч. Подъёмный – пер. Подъёмный – пер. Медвежий – оз. Большое Буйбинское 18 5:25 950 Тропа н/к, брод (н/к), 2 перевала (н/к) Пешком
3 оз. Б. Буйбинское – пер. Метугул-Тайга – р. Метугулка 17 7:15 1630 Тропа н/к. Средне проходимый лес (1А), высокотравье (1Б), брод (н/к). Перевал (н/к), осыпи (1Б), завалы, густой подлесок, безтропье, (2А). Пешком
4 р. Метугулка – оз. Меткуль – р. Меткуль 7,5 3:05 100 Тропа н/к. Высокотравье (1Б), завалы, густой подлесок, безтропье, (2А). Пешком
5 р. Меткуль – восточный цирк пер. Меткуль 3 2:10 260 Средне проходимый лес (1А), завалы, густой подлесок, безтропье, (2А). Осыпи (1А), Пешком
6 Прохождение пер. Меткуль 5 3:35 780 Осыпь (1А-2А), перевал (1Б). Пешком
7 Западный цирк пер. Меткуль – долина р. прав. Тайгиш – р. Большой Тайгиш, урочище «Кресты» 10 4:25 580 Осыпи (1А-1Б), труднопроходимый лес (1Б-2А), высокотравье, безтропье, бурелом. Пешком
8 р. Б. Тайгиш – р. лев. Тайгиш – оз. Малахитовая ванна – оз. Художников 13 4:10 420 Тропа н/к, средне проходимый лес (1А), завалы. Брод (1А). Осыпи (1А). Пешком
9 оз. Художников – пер. Курсантов западный – оз. Мраморное – р. Тушканчик 10 4:50 820 Осыпь (н/к-1Б), перевал (1А). Тропа н/к. Пешком
10 пер. Тушканчик – р. Н. Буйба – оз. Н. Буйбинское – Висячий камень – пер. б/н – оз. Радужное – пер. Красноярцев – пер. Спящий Саян – оз. Лазурное 15 5:40 1340 Тропа н/к, 3 перевала (н/к), перевал (1А). Осыпь (1А-2А). Пешком
11 оз. Лазурное – пер. Сказка – оз. Сказка – пер. Спасателей-2 – левый приток р. Большой Тайгиш 17 8:25 1760 Тропа н/к, средне проходимый лес (1А). Труднопроходимый лес, стланик (2А-2Б), завалы, густой подлесок. Осыпь (1А-2А), 2 перевал (1А). Пешком
12 Приток р. Б. Тайгиш – вдп. Богатырь (рад.) – вдп. Грация – плато под озером Глубокое 6 (5)* 2:20 720 Средне проходимый лес (1А-1Б). Осыпь (1А). Пешком
13 Плато под озером Глубокое – оз. Глубокое – пер. б/н – пер. Межозёрный – вершина 1890 м – оз. Черное – р. Тайгишонок – р. лев. Тайгиш – урочище «Стрелка» 13 (12) 6:50 1600 Тропа н/к. Осыпь (н/к-2А), перевал (н/к), перевал (1Б), восхождение на узловую вершину (н/к). Брод (1А). Пешком
14 Урочище «Стрелка» – руч. Ледяной – оз. Ледяное (рад.) – пер. Близнец восточный – пер. Близнец запападный – истоки руч. Большой Безрыбный 13 (11) 6:30 1420 Тропа н/к, средне проходимый лес (1А-1Б). Брод (н/к). Перевал (2А), перевал (1Б). Осыпь (1А-2А). Пешком
15 руч. Б. Безрыбный – пер. Зелёный – оз. Золотарное – оз. Светлое – ТКК «Ермак» – р. Большая Бакланиха 22 5:45 1400 Тропа н/к. Осыпь (1А-1Б). Перевал (1А). Пешком
16 р. Б. Бакланиха – траверс гребня с вершиной 1860 м – р. лев Араданка – оз. Красное. 24 6:15 1270 Тропа н/к, средне проходимый лес (1А). Траверс гребня (н/к), безтропье. Пешком
  Днёвка. Радиальный выход на вершину 1830 м. 3 (1,5)   680 Осыпь (1А). Пешком
17 оз. Красное – пер. Прапор юности – пер. Медвежий – оз. Араданское – пер Снежный – прав. приток р. М. Казыр-Суг 15 5:50 1990 Тропа н/к, средне проходимый лес (1А-1Б). Брод (н/к), 3 перевала (1А). Осыпь (1А-2А). Пешком
18 Приток р. М. Казыр-Суг – подъём к оз. Изумрудная гитара. 13 5:00 1020 Тропа н/к, средне проходимый лес (1А). Труднопроходимый лес, стланик (2А-2Б), завалы, густой подлесок, безтропье. Брод (н/к). Пешком
19 оз. Изумрудная гитара – пер. Проходной – пер. Минусинских туристов (рад.) – восхождение пик. Араданский (рад.) – Долина Девяти озёр – р. Ровный. 11 (9,5) 5:55 1612 Средне проходимый лес (1Б). Перевала (1А), радиально перевал (1Б) и вершина (1Б). Осыпь (2А). Пешком
20 р. Ровный – р. Иосифовка – 3-й лев. приток р. Иосифовка. 15 6:15 1540 Средне проходимый лес (1А-1Б). Труднопроходимый лес, стланик (2А-2Б), завалы, густой подлесок, безтропье, 2 брода (н/к). Пешком
21 Приток р. Иосифовка – пер. Слоновий – р. прав. Араданка – р. лев. Араданка – пер. Пещерный – истоки р. Поганка. 21 8:00 1340 Тропа н/к, средне проходимый лес, густой подлесок (1А-1Б), безтропье. Осыпь (1Б). 2 перевала (1А). Брод (н/к). Пешком
22 р. Поганка – разв. Станции Буйба (629 км. трассы Абакан – Кызыл). 6 1:00 430 Тропа, переходящая в дорогу (н/к), 2 брода (н/к). Пешком
  Станция Буйба (629 км. трассы Абакан – Кызыл) – г. Абакан 219       Автомашина
  г. Абакан – г. Пермь         Поезд
    271 (264)   23762

(5)* - километры идущие в зачёт.

7. Техническое описание маршрута

Расстояния измерены по картам М-ба: 1:75 000 и 1:550 000 с введением поправочного коэффи-циента 1,2.

Берега рек и склоны долин указаны орографически. В случаях, если понятия "левый" и "пра-вый" указаны по ходу движения, то в тексте делается соответствующая оговорка.

Ходовое время дано без учёта привалов.

Параметры перевалов и их номера взяты с карты Ергаки.

Категория трудности препятствий дана по методике категорирования пешеходного маршрута ("Русский турист" выпуск седьмой, 2001 г.).

29.07.04.

Поезд № 350, Москва - Благовещенск, отправление в 15:18 (время московское).

30.07.04.

Весь день едем в поезде.

31.07.04.

Приехали в Красноярск. Пересадка на поезд № 124 Красноярск - Абакан отправление в 16:02 (время московское).

01.08.04. День 1

г. Абакан - мост через р. Нижняя Буйба - правый нижний приток ручья Подъемного

прошли 3,5 км, перепад высот 100 м, Ходовое время 00:50

Прибыли в город Абакан с опозданием на 20 минут.

Нас встретил представитель фирмы ООО "Планета-Тур", которая организует нашу заброску в горы, а потом вывозит обратно. Пока грузились в "Газель" купили билеты на обратную дорогу на 23.08.04 г.

Погода хорошая, день обещает быть жарким.

Заехали на почту и отправили телеграммы секретарю Пермской МКК, потом проехали к спа-сателям и встали на учёт.

В 12-00 выезжаем к началу маршрута.

Над горами тучи, погода не радует. В карту въехали на 595 км трассы Красноярск - Абакан - Кызыл. Абакан находится на 410 км. На 601 км находится хорошая обзорная точка, сделали ос-тановку. Над хребтом Ергаки висит грозовая туча, сверкают молнии, видимость очень плохая. Дождь задел краем нас и дорогу. Проезжаем противолавинный тоннель, который на карте от-мечен как "полка", и поднимаемся на перевал.

За перевалом, под ЛЭП, слева по ходу нашего движения, установлен крест и камень с надпи-сью, обозначающие место гибели губернатора Красноярского края А.И. Лебедя и его спутников. В условиях плохой видимости вертолёт Ми-8, на борту которого они находились, зацепился за провода ЛЭП и разбился здесь 28 апреля 2002 года.

Спускаемся с перевала, погода внизу хорошая, даже солнце проглядывает, гроза прошла.

На 622 км трассы находится экологический центр ТКК "Ермак". Здесь мы планируем оставить заброску. Останавливаемся.

Зашли в домик администрации спросить про заброску. Нам сказали, что они берут по 50 руб-лей за место независимо от количества дней. За оказанные услуги выписывают квитанции.

Посмотрели их прейскурант. В него входят различные услуги, например, стоянка автомобиля на территории центра 50 руб/сутки за легковой и 100 за автобус. Баня - 300 руб/час с группы до 5 человек и 60 руб/час с человека, если группа более 5 человек. Доставка груза на озеро Свет-лое - 15 рублей за килограмм. Камера хранения - 50 рублей за место. Зимой прокат беговых лыж и другие услуги.

Едем дальше, и на 631 км, за мостом через реку Нижняя Буйба выгружаемся. С водителями договариваемся, что они нас забирают 23.08.04 г. на 629 км, у моста через реку Поганка в 08:00, местного времени.

Время 17:10. Варим обед, делим продукты и снаряжение. Дров в окрестности моста практиче-ски нет, варим на гнилушках и сырых кустах. Два раза собирался дождь, но, немного брызнув, прекращался. Собираем рюкзаки и делаем первые шаги по Ергакам.

20:50 - начали движение, идём по дороге вдоль левого берега реки Н. Буйба, через 5 минут поворот к ручью Подъёмный. Далее дорога упирается в брод через ручей. После переправы идёт конная тропа. По бревну переходим на правый берег ручья.

21:05 - привал.

21:15 - продолжаем движение по тропе. Переходим вброд первый снизу правый приток ручья Подъёмный, и на небольшой полянке встаём на ночевку.

21:50 - здесь уже кто-то до нас ночевал, есть костровище и места под палатки, дров много. Вечером сильно похолодало.

02.08.04., День 2

правый нижний приток руч. Подъемного - пер. Подъемный (н/к, 1520 м, № 63) - пер. Медвежий или Горелый (н/к, 1400 м, № 62) - руч. Золотарный - р. Верхняя Буйба (Буйба 2-ая) - оз. Большое Буйбинское

прошли 18 км, перепад высот 950 м, Ходовое время 05:25

Погода хорошая, солнце, но пока прохладно. Как обычно долгие первые сборы и поздний вы-ход.

11:05 - начинаем движение по хорошо набитой тропе.

11:25 - привал.

11:30 - идём дальше, и через 10 минут по камням переходим на левый берег ручья Подъём-ный. Перед переправой хорошее место для стоянки. Тропа постепенно уходит от ручья, и плав-но набирая высоту, выводит на перевал.

12:10 - привал.

12:25 - идём дальше.

12:50 - привал, мы уже почти вышли на высоту перевала Подъёмный (н/к, 1520 м, № 63).

С него небольшой спуск и далее, траверсом, выходим на перевал Медвежий или Горелый (н/к, 1400 м, № 62). Второе название видимо, дано после пожара, который здесь бушевал, его следы видны до сих пор.

13:50 - привал на перевале Медвежий.

От моста через р. Н. Буйба (начало маршрута), до пер. Медвежий - 2 часа 35 мин. ходового времени.

14:10 - продолжаем спуск. Справа шумит ручей, через 8 минут, почти в устье, переходим его и по долине идём к ручью Золотарный. На опушке леса, в соответствии с картой, видны дом и баня.

14:45 - привал.

14:55 - продолжаем движение по тропе. Выходим на правый берег ручья Золотарный.

15:10 - на галечнике останавливаемся на обед. Дров мало, в основном сухой ивняк.

После обеда вброд (н/к) переходим на левый берег ручья Золотарный.

17:15 - от брода по тропе поднимаемся на террасу и вскоре выходим на развилку. Налево тропа уходит на озеро Золотарное. Прямо - на водораздел между ручьем Золотарным и рекой Верхняя Буйба (Буйба 2-я). Идём прямо и через 10 минут переходим левый приток ручья Золо-тарного. Вскоре за ручьём начинается подъём на водораздел.

17:30 - привал.

17:40 - продолжаем подъём и через 15 минут мы на залесённом водоразделе. Сразу же спус-каемся до реки Верхняя Буйба и вдоль правого берега, по хорошей тропе продолжаем движе-ние в направлении озера Большое Буйбинское.

18:20 - привал.

18:30 - продолжаем движение по тропе, местами она сильно заболочена.

19:00 - привал.

19:10 - идём по тропе, через 10 минут переходим через ручей, вытекающий из озера Боль-шое Безрыбное. Тропу, которая по карте должна вести на озеро Большое Безрыбное, мы не заметили. Показанную далее на карте развилку троп, тоже не увидели, а соответственно и от-ворот на перевал Метугул-Тайга, который мы планируем проходить завтра.

19:40 - привал.

19:50 - продолжили движение, и через 5 минут вышли на тропу соединяющую озёра Большое Безрыбное и Большое Буйбинское. Сворачиваем на право и начинаем подниматься на морен-ный вал. Через 15 минут выходим к небольшому озерку. Поляна для бивуака очень маленькая и неровная. Сходили на разведку и выяснили, что до озера Большое Буйбинское 10 мин хода и там хорошая стоянка. Перешли туда.

20:20 - ставим лагерь на берегу озера, у истока реки Верхняя Буйба.

От пер. Медвежий до оз. Б. Буйбинское - 3 часа 40 минут. ходового времени.

Здесь хорошая оборудованная стоянка, костровище, стол с лавками, ровные площадки под палатки. На берегу остатки туристской бани. С дровами проблематично, нужно искать по берегу озера. На карте в этом месте нарисована изба, ещё 4 года назад она была целой, а теперь только фундамент. Рядом стоит камень с надписью "Мокшанов Сергей Иванович, 28.06.1959 - 08.08.1996".

Весь день хорошая погода с переменной облачностью. Вечером ясно, тепло. Небольшое ко-личество комаров и мошек. Ночь тёплая.

03.08.04., День 3

оз. Большое Буйбинское - хр. Метугул-Тайга - пер. Метугул-Тайга (н/к, 2020 м, № 57) - р. Метугулка

прошли 17 км, перепад высот 1630 м, Ходовое время 07:15

С утра солнце, но северный ветер тащит нехорошие тучи.

11:35 - выходим. Как говорилось ранее, отворот на перевал мы вчера не увидели, поэтому решили, спустившись с морены, напрямик идти к ручью, стекающему с перевала, а там искать тропу нарисованную на карте. С морены спустились по тропе.

11:50 - привал. Поиски тропы на перевал, как и вчера, оказались безрезультатными.

12:00 - идём по кочкарнику заросшему высокой травой. Преодолеваем насколько проток реки Верхняя Буйба, а основное русло переходим по камням. На берегу ручья, текущего с перевала, делаем привал и ищем брод, но простого брода в этом месте нет.

12:30 - делаем привал.

12:45 - идём вдоль правого берега ручья. Камни, заросшие мхом, травой и заваленные буре-ломом - идти очень тяжело, едва плетёмся. Тучи полностью закрыли небо, собирается дождь.

13:15 - привал, мы в самом конце обозначенной на карте поляны. Нашли подходящее место, где можно перейти по камням. Переправляемся. Поднимаемся на левобережную террасу ручья, и выходим на хорошую конную тропу.

13:25 - продолжаем движение к перевалу, тропа всё больше и больше уходит от ручья. Пого-да совсем испортилась, всё затянуто низкими тучами.

13:55 - привал.

14:05 - потихоньку идём вверх. Вскоре начался дождь. Постепенно вышли выше зоны леса, и почти к самым облакам.

14:35 - привал под последними елями.

14:45 - продолжаем подъём по тропе, выше зоны леса она промаркирована турами. Вошли в зону облаков, видимость сократилась до 100 метров, дождь не прекращается. Начали подни-маться на перевальный взлёт, он заметно круче остального подъёма.

15:10 - привал.

15:20 - небольшое усилие и мы выходим на седловину перевала Метугул-Тайга или Вершок (н/к, 2020 м, № 57), высота в легенде дана неверно. Прямо с седловины перевала спуск возмо-жен только по верёвкам, т.к. впереди отвесная скальная стенка, вот тебе и н/к. Погода стала ещё хуже, сплошная пелена дождя, шквальный ветер, холодно, видимость метров 20. На сед-ловине жёсткая редкая растительность и каменистая почва, поэтому тропу и какие либо следы не видать. Ориентируемся по турам, а они уходят по ходу направо, на вершину.

15:55 - мы у тура. От оз. Б. Буйбинское до тура пер. Метугул-Тайга - 3 ч. 15 мин. ходового времени. Снимаем записку туристов из Абакана и, не останавливаясь, сразу начинаем спуск. Сначала идёт непродолжительный (450-500 м) крутой (до 30°) участок предвершинного взлёта, а дальше пологий спуск.

На всём пути от ручья до тура нет воды, на подъёме выше зоны леса попались 2-а ручейка, но существуют ли они в сухую погоду, мы не знаем. Поэтому водой нужно запасаться заранее.

16:25 - немного спустившись и укрывшись от ветра, делаем небольшой перекур. Сыро, хо-лодно, долго не сидится.

16:30 - по куруму продолжаем спуск до водораздела между истоками реки Метугулка и пра-вым притоком реки Буйба 3-я. Дальше тропа идёт по склону, по зарослям стланиковой берёзки и ивы. Выходим на водораздел и далее идём по нему. Тропа спускается в небольшую ложбинку на водоразделе.

17:00 - привал, много черники, но долго стоять холодно, ветер.

17:10 - тропа поднимается на небольшой холм, на котором нет растительности, почва жёст-кая и на ней пробито множество звериных троп, которые постоянно расходятся и сходятся. Вы-ходим наверх, и от нас бросается в бегство красавец олень.

Наверху тропу теряем. Траверсируем вершину, начинаем спускаться в зону леса. Перед нами уже долина реки Буйба 3-я. Тропа видимо ушла вниз правее, и среди звериных тропок мы её проглядели. Спускаемся вниз, немного забирая вправо, в надежде найти тропу. Уже давно пора обедать, но нигде нет воды.

Спустились до первых огромных кедров. Слева большой останец и хиленький ручеёк.

17:40 - обед на склоне. Дров много, сухие ветви кедра горят жарко, а воду приходится наби-рать кружкой из ручейка. Дождь прекратился, постепенно раздувает.

Восточные склоны хребта Метугул-Тайга более крутые, много скальных стенок и останцев. Вообще с этой стороны хребет нам очень понравился. Западные склоны хребта более пологие (см. фото № 1), почти полностью залесенные, очень напоминают наши уральские горы в районе Северного Урала.

19:55 - продолжили спуск вниз. Тропы нет, идём по лесу, много камней заросших травой и мхом, часто дорогу преграждает бурелом.

20:30 - привал.

20:40 - продолжаем движение вниз по бездорожью, тропы всё нет.

21:10 - привал.

21:20 - склон становится положе, вскоре выходим к реке Буйба 3-я, а на её берегу находим тропу. Дальше идём по ней вверх по течению, в направлении озера Меткуль.

21:50 - привал.

22:00 - продолжаем движение по хорошо набитой, конной тропе. Выходим на правый приток Буйбы 3-й реку Метугулка. Она имеет широкую заболоченную дельту, заросшую карликовой берёзой и ивой. Переходим речку вброд (н/к) и в зарослях стланика теряем тропу. Через кусты пробираемся к левобережной террасе.

22:55 - под ней ставим лагерь. Вода рядом, дрова есть, спать немного кочковато, но вполне терпимо.

04.08.04., День 4

р. Метугулка - оз. Меткуль - р. Меткуль

прошли 7,5 км, перепад высот 100 м, Ходовое время 03:05

Ночь опять тёплая. С утра пасмурно, но дождя пока нет.

11:20 - поднялись на террасу, под которой ночевали, нашли тропу и пошли по ней. Начали попадаться небольшие заболоченные участки. Вышли в долину реки Меткуль. Заболоченное сырое место.

11:40 - привал. Сходили на разведку до озера Меткуль.

12:25 - вернулись, забрали рюкзаки, и пошли к озеру. Идём по тропе, перед самым озером, она переходит на левый берег реки Буйбы 3-ей. Прошли до озера, его берега низкие и болоти-стые. Правый же берег реки Метукль, которая протекает перед самым озером и впадает в Буй-бу, высокий, сухой и с прекрасной поляной.

12:45 - на поляне останавливаемся на обед.

От пер. Метугул-Тайга до оз. Меткуль - 4 ч. 40 мин. ходового времени.

Погода начала улучшаться, тучи разошлись начало проглядывать солнце.

Вокруг озера в лесочках грибы, но немного, зато прямо на берегах море черники. Пока гото-вили обед, и ели погода разгулялась, выглянуло солнце. Разложили палатки и вещи на просуш-ку.

Ещё одна неточность карты, горизонталь выше озера имеет отметку 1200 м, а эта же горизон-таль, внизу карты, возле врезки с легендой, имеет отметку 1300 м.

Озеро небольшое, почти правильной круглой формы. На берегах много лука и черемши, хо-рошая добавка к рациону.

Только пообедали и начали собираться, как из-за горы выползла туча, и начался дождь, кото-рый вскоре перешёл в грозу. Натянули тент, переждали. Гроза ушла вниз по долине Буйбы, а мы пошли вверх по реке Меткуль.

16:30 - идём по правому, заболоченному берегу реки. Кочки и трава по пояс, а между кочками вода. Вскоре долина сужается, болото кончается и начинается курумник, заросший мхом, тра-вой и заваленный буреломом. Идти тяжело, да ещё всё сырое, скользкое.

16:50 - привал. Недалеко от нас, на левом берегу зарычал медведь. Отдыхать быстро расхо-телось, и мы пошли отсюда подальше.

16:55 - характеристика пути не меняется, те же колдобины и буераки. Миша ещё пару раз рявкнул нам вслед и замолк.

17:25 - привал.

17:35 - идём дальше, дорога без изменений. Довольно много комаров. Вскоре начало погро-мыхивать и из-за хребта выползла туча. Опять надвигается гроза.

17:55 - как только начали падать первые капли дождя, остановились и натянули тент. Под тент кроме нас набилась толпа комаров.

18:40 - дождь кончился, и мы пошли дальше. Под ногами те же камни, коряги, мох и трава. Долина становится уже, склоны выше и круче.

19:15 - привал. Из-за горы выползает очередная туча, снова дождь, быстро натягиваем тент.

19:45 - пошли. Склоны всё круче, полян не стало, а уже пора бы и лагерь ставить, а из-за хребта выползает очередная туча.

20:25 - останавливаемся и начинаем приспосабливать место под бивуак. Расчищаем места под палатки, а потом заполняем ямы всевозможными предметами - камнями, ветками, личны-ми вещами. Ставим палатки и внутри ещё пытаемся выровнять дно оставшимися вещами. По-лучились жизнеспособно, а главное успели до дождя. Кухня под тентом, дров много, сухие кед-ровые сучья с руку толщиной, а вот за водой нужно спускаться по почти отвесной 3-х метровой до ручья. Дождь к ночи кончился, поужинали и спать.

05.08.04., День 5

р. Меткуль - цирк пер. Меткуль

прошли 3 км, перепад высот 260 м, Ходовое время 02:10

Только прозвенел будильник, как сразу, будто его тоже разбудили, начался дождь. Лежим. Дождь, видимости ни какой, туча вокруг нас и ниже. Дождь равномерно барабанит по тенту.

В полдень дождь утих. Варим обед и начинаем собирать вещи. Небо проясняется, прогляды-вает солнце. Успеваем собрать палатки. Ручей увеличился почти вдвое, за водой ходить стало ближе, каких то 1,5 метра по отвесной стенке.

Только собрали палатки и собрались выходить, как из-за горы выползла очередная туча и опять дождь.

15:45 - покидаем насиженное место и пробираемся по бурелому всё ближе и ближе к пере-валу.

16:00 - набольшая ходка, и опять под тентом пережидаем дождь.

16:15 - идём дальше. Поднялись на моренный вал. Здесь ещё стоят невысокие кедры с шиш-ками. Впереди виден подъём на следующий вал, но он уже безлесный.

16:45 - привал. Стоим у входа в большой цирк, вокруг зубчатые стены, красота, но из-за этой красоты всё ползут и ползут дождевые тучи.

16:55 - по куруму подошли под моренный вал, здесь проходит граница зоны леса.

17:35 - привал.

17:45 - поднялись на моренный вал и оказались в цирке на перевальном плато. По центру цирка идёт гребень, который немного не доходит до края моренного вала. Слева, от гребня, по ходу, находится цепочка озёр, но стоянок на ближнем к нам берегу нет. На разведку сходить не успели, опять начался дождь.

18:20 - натягиваем тент между камнями и укрываемся под ним. Как только дождь затих, де-лаем разведочные выходы. Находим ровную площадку, куда не докатятся камни со склонов.

19:10 - перебираемся на выбранную площадку.

19:20 - ставим лагерь. Места для палаток ровные, на альпенштоки устанавливаем тент, из камней складываем кухню. Вода в небольших лужицах между камнями. С дровами хуже. Костя с Толиком сходили вниз до зоны леса, а мы собирали вокруг лагеря ветки засохшего мелкого кедрача.

В местах, где достаточно влаги, растёт черемша.

Дожди идут с завидным постоянством.

06.08.04., День 6

Прохождение пер. Меткуль (1Б, 2000 м, № 52) с востока на запад

прошли 5 км, перепад высот 780 м, Ходовое время 03:35

Ночью несколько раз принимался идти дождь. Тепло.

С утра опять дождь, он опять идёт через каждые 1,5-2 часа. Дует довольно сильный ветер - сдует одну тучу, сразу пригоняет другую. Собираемся под тентом. Ищем по карте варианты об-хода. После обеда всё равно куда-то нужно будет идти, или вверх или вниз.

Пообедали. Погода налаживается, во всяком случае, уже продолжительное время не капает. Ветер подсушил скалы. Решили идти на перевал.

17:45 - по куруму поднимаемся выше третьего озера.

18:10 - привал. На карте нарисовано два озера, а по факту их три. Вокруг озёр много лука и черемши, можно найти места под палатки, но совсем нет дров.

18:15 - поднимаемся по курумнику крутизной 20-25°.

19:45 - привал. Поднялись до начала перевального взлёта.

20:00 - начали подниматься не перевальный взлёт, его крутизна возрастает до 35-45°.Начало подъёма по мелкой, заросшей травой осыпи, очень скользко. Выше идут открытые серые пли-ты, такой же крутизны, местами по ним сочится вода. Без рюкзака проходится легко. Решили для подстраховки провесить перила.

Погода совсем наладилась, голубое небо, солнце.

Первая верёвка (40 м) идёт по плитам, затем 2-е верёвки (40 и 50 м) по травянистому склону и последние метры подъема (примерно метров 150) проходятся по широкой каменистой, осып-ной полке.

21:25 - вся группа на перевале Меткуль или Боковой (1Б, 2000 м, № 52). Явной седловины нет, просто изрезанный гребень с небольшими понижениями. Тур находится чуть левее того места, где мы поднялись. Сняли записку туристов из Новокузнецка, они были на перевале тоже 6 августа, но прошлого года.

От оз. Меткуль до седловины пер. Меткуль - 6 ч. 55 мин. ходового времени.

Погода прекрасная, небо чистое.

С перевала отличный вид в обе стороны.

Спуск с перевала в сторону реки Правый Тайгиш простой, по куруму крутизной 25-30°, на от-дельных локальных участках до 35°. Протяжённость около 500 м.

21:40 - начинаем спуск. Местами крупный живой курум, местами - мелкая осыпь. Спускаемся на перевальное плато.

Солнце уже зашло за красивый, скальный гребень, в котором находятся перевалы Каскадный, Таймырский, Таймырский - 2 и ещё много перевалов ждущих своих первопроходцев.

Плато состоит из крупных глыб курумника, поросшего мхом, травой, черничником, кустами го-лубики и карликовой берёзкой. Немного ниже появляются чахлые ели. Идти тяжело, ноги по-стоянно проваливаются между камнями в какие-то ямы, мох и стланик сильно пружинят.

22:55 - у маленького озера ставим лагерь. Палатки ставим прямо на заросли черничника, кус-ты голубики и карликовой берёзки.

07.08.04., День 7

цирк пер. Меткуль (западный склон хр. Метугул-Тайга ) - долина р. Правый Тайгиш - р. Боль-шой Тайгиш, урочище "Кресты"

прошли 10 км, перепад высот 580 м, Ходовое время 04:25

Всю ночь с перевала дул очень сильный ветер, а утром пошёл дождь, но вскоре кончился. Пасмурно.

Цирк обрамляют красивые отвесные скалы, среди них перевал без названия с ориентировоч-ной высотой 2000 м и 1Б к.с., судя по стенкам сложность его может оказаться выше, если толь-ко нет хитрого прохода.

11:00 - начали спуск. Тропы нет, курумник, заросший черничником, кустами голубики и карли-ковой берёзкой. Плато заканчивается крутым (до 30°) и протяжённостью до 200 м, сбросом вы-соты. Ниже относительно некрутое (до 10°) курумниковое поле.

11:20 - привал.

11:35 - курум и очередной сброс (до 25°), протяжённостью 200-300 м. На втором сбросе на-чинается лес и ко всем предыдущим "прелестям" добавляется бурелом. Ниже опять относи-тельно пологий участок.

12:15 - привал.

12:25 - характеристика дороги прежняя, и вскоре третий сброс (до 25°), протяжённостью до 300 м. Далее идём по левому берегу реки Правый Тайгиш. Ориентировочно проходим место слияния правого и левого истоков. Саму реку мы не видим, а ориентируемся по общему пово-роту долины.

13:10 - привал.

13:20 - нет даже намёка на тропу, а на карте она здесь нарисована. Те же буераки и бурелом.

14:00 - привал.

14:15 - опять идём, все, как и в предыдущей ходке. Долина постепенно становится всё поло-же и шире.

14:55 - привал, много черники. Погода пасмурная, но без осадков.

15:05 - продолжаем движение. Долина стала ещё шире, и нам за каждым деревом, мерещит-ся, просвет и стоянка в урочище "Кресты".

15:55 - привал.

16:05 - идём вдоль реки. Наконец-то "Кресты". Это место так называется у туристов за то, что здесь практически в одном месте, под прямыми углами в реку Большой Тайгиш впадают ре-ки Правый и Левый Тайгиши. Переходим реку Большой Тайгиш вброд, стенкой по 2-3 человека, на левый берег (1А, ширина 12-15 м, глубина 0,8 м, скорость 1,5 м/сек). Здесь и тропа, и стоян-ка.

16:35 - встали на стоянке на обед. Очень много мусора. Только успели натянуть тент, как дождь полил как из ведра. Готовим обед, с дровами проблема, поблизости почти нет. Пообеда-ли, а дождь не прекращается. Сидим, ждём у моря погоды.

Остаемся здесь ночевать.

Вечером дождь минут на двадцать затих, и мы успели поставить палатки, а потом опять бес-конечный дождь. Вода в реке прибывает на глазах, брод уже около метра глубиной.

Пасмурно, сыро и довольно холодно.

От пер. Меткуль до урочища "Кресты" - 5 ч. 40 мин. ходового времени.

08.08.04., День 8

р. Большой Тайгиш, урочище "Кресты" - р. Левый Тайгиш - урочище "Стрелка" - оз. Мала-хитовая ванна - оз. Художников (хр. Ергаки)

прошли 13 км, перепад высот 420 м, Ходовое время 04:10

Всю ночь дождь. Холодно, в горах выпал снег, склоны, где мы вчера ночевали все белые.

Только начали собирать рюкзаки - полил дождь. Так до обеда и просидели.

14:40 - пасмурно. Вышли. Сначала спускаемся по тропе, вдоль реки Большой Тайгиш, до устья реки Левый Тайгиш, и дальше по его правому берегу идёт хорошо натоптанная тропа.

14:55 - привал.

15:00 - продолжаем движение. Поперёк тропы лежит много брёвен.

15:40 - привал.

15:50 - та же тропа. Через 30 минут выходим на берег ручья Ледяной. После дождей вода в ручье сильно прибыла. Вброд, группами по 2-3 человека переходим на левый берег (1А, тече-ние 1,5-2 м/сек, ширина 10-12 м, глубина до 0,9 м.).

16:25 - привал. Дальше тропа уходит вверх, на озеро Ледяное. Ищем продолжение нашей тропы. Нашли тропу, она продолжается прямо против того места, где мы переправились, только вверх уходит хорошо натоптанная, а нужная нам едва заметна. Видимо все, переправившись, идут сначала по тропе вверх, а потом, поняв свою ошибку, сворачивают по целине вниз, искать основную тропу.

16:35 - идём по слабой тропке, которая постепенно становится всё лучше.

Тропа ветвится, расходится и сходится. Мы где-то взяли левее, немного набрали высоту, и вышли к красивому водопаду.

17:05 - привал.

17:25 - основная тропа идёт ниже, берём на неё направление и вниз, вскоре мы на тропе. Выходим на "Стрелку" - место слияния реки Левый Тайгиш и ручья Тайгишонок. Здесь не-сколько хорошо оборудованных стоянок.

18:05 - привал. По-прежнему пасмурно, но без осадков.

18:15 - продолжаем набирать высоту, завалов попадается всё больше и больше.

18:50 - привал.

19:00 - продолжаем движение по тропе.

19:25 - привал у озера Малахитовая ванна. Озеро находится под красивым каскадом водопа-дов. Само небольшое, зелёное. В хорошую погоду, должно быть ещё красивее. На берегу остов бани, есть место для стоянки для небольшой группы.

19:35 - от озера тропа резко уходит вверх, по правому берегу ручья, вытекающего из озера Художников. Поднимаемся на моренный вал, подпруживающий озеро Художников. В самом ис-токе, по камням переходим на левый берег ручья и выходим на берег озера.

20:05 - встаем на стоянку. На поляне местами ещё лежит снег.

Места для стоянок в основном находятся на левом берегу озера, но можно встать и на пра-вом. Из-за большого количества останавливающихся здесь групп и их низкого морального вос-питания, на берегу озера вырублено всё, что можно и нельзя. На стоянках после себя посети-тели оставили очень много мусора.

От урочища "Кресты" до оз. Художников - 4 ч. 10 мин. ходового времени.

Один наш участник, Сергей, рассказывает, что когда они пришли сюда впервые, лет 10 тому назад, здесь везде рос лес.

И всё равно красивы окружающие горы, пик Звёздный, а особенно Парабола, визитная кар-точка Ергаков.

Многие стоянки заняты, много разных групп.

С дровами проблема. Рядом лежит, кем-то спиленный зелёный кедр, используем его.

К вечеру прояснило, стало очень холодно.

09.08.04., День 9

оз. Художников - пер. Курсантов западный (1А, 1820 м, № 21) - оз. Мраморное или Тушканчик - р. Тушканчик

прошли 10 км, перепад высот 820 м, Ходовое время 04:50

Утром редкие облака, проглядывает солнце.

12:40 - вышли. Поднялись по тропе на моренный вал, и подошли к избе "Мечта".

13:00 - изба - это огромный нависающий камень, служащий крышей, с 3-х сторон загорожен брёвнами. Сейчас брёвна сгнили, часть сожгли отдыхающие, поэтому стены зияют огромными брешами. Внутри лежит тетрадь, в которой все желающие могут оставить запись. Долго читаем этот сборник народного творчества.

Вокруг избы и чуть выше много стоянок.

13:50 - идём дальше по тропе в сторону перевалов Курсантов. Поднялись в цирк, вышли к озеру.

14:30 - привал. Сидим на берегу озера в перевальном цирке.

По ходу от нас слева седловина перевала Курсантов восточный (2А, 1790 м, № 28), на его склонах лежит снег. Напротив нас самое низкое место в гребне, но подъём на него проходит по отвесной стенке, и на карте он не обозначен как перевал. Справа гребень повышается, и перед пиком Молодёжным небольшоё понижение, перевал Курсантов западный (1А, 1820 м, № 21). На перевал идёт слабенькая тропа.

14:40 - от озера тропа начинает круто подниматься на перевал, идёт по крупному курумнику. Погода становится всё хуже и хуже. Решили идти запасным вариантом, через перевал Курсан-тов западный.

15:25 - привал. Опять начался мелкий дождичек.

15:35 - продолжаем подниматься по куруму, здесь уже много снега, да и дождь перешёл в снежную крупу.

16:30 - поднялись на седловину перевала. Сняли записку группы туристов из г. Новосибир-ска, они прошли перевал, 31.07.04 г., и туристов Каратузского ЦДЮТ, они прошли этот перевал сегодня утром.

От оз. Художников до пер. Курсантов западный - 2 ч. 40 мин. ходового времени.

Холодно, написали записку и вниз.

16:40 - тропа круто уходит вниз. Перевальный взлёт метров 150, довольно крутой (30°), кам-ни, трава, сыро, снег, скользко. Осадки прекратились. Далее тропа идёт по травянистому склону с небольшими скальными сбросами-полками, которые легко обходятся. Тропа всё больше за-бирает по ходу влево. Местами ещё лежит снег.

17:25 - спустились до озера Тушканчик или Мраморное. Обед. Дров немного, сухие нижние ветки одиноко стоящих кедров, но для приготовления обеда вполне достаточно.

Погода отвратительная - холодно, сильный ветер, опять дождь со снегом. Низкая облачность закрыла перевалы.

19:30 - неплохая тропа идёт по левому берегу озера. Проходим до истоков реки Тушканчик, отсюда, по левому берегу идёт хорошо набитая тропа. По ней спускаемся до водопада Мра-морный.

19:50 - привал. Дождь кончился, облачность стала выше.

19:55 - продолжаем движение. По долине, параллельно идёт несколько троп. Мы сначала уходим по верхней, которая уходит всё выше и выше. Спускаемся прямо вниз, к реке и находим тропу, идущую параллельно предыдущей. Продолжаем движение по ней. Тропа не то, что на-бита, а просто разбита, после дождика грязно, стараемся идти рядом с ней, часто попадаются заболоченные участки.

В гребне хорошо видно понижение, перевал Тушканчик. Тропа опять идёт высоко, ещё раз спускаемся к реке и находим новую тропу. Прошли по ней немного и решили, что поворот на перевал мы проскочили. Спускаемся прямо к реке Тушканчик, по какой-то едва заметной тро-пинке, и выходим прямо к упавшему через реку кедру. По нему и переходим на правый берег. Дальше тропы нет, девственный лес.

20:35 - привал. Разведка, нашли тропу, которую ранее пропустили.

20:40 - по тропе вышли на поляну. На карте здесь обозначена стоянка, место хорошее.

21:05 - встаём здесь на ночлег. Опять начал накрапывать дождь, холодно.

Дров конечно мало, но вполне достаточно для приготовления пищи.

10.08.04., День 10

пер. Тушканчик (н/к, 1700 м, № 23) - р. Нижняя Буйба - оз. Нижнее Буйбинское - Висячий ка-мень - пер. б/н (н/к, 1650, № 17) - оз. Радужное - пер. Красноярцев (н/к, 1660 м, № 15) - пер. Спящий Саян (1А, 1750 м, № 14) - оз. Лазурное

прошли 15 км, перепад высот 1340 м, Ходовое время 05:40

Переменная облачность, вершина горы Тушканчик закрыта облаками.

10:15 - по тропе дошли до конца поляны, и сразу же начался крутой подъём, на преодоление которого у нас ушло 15 минут.

10:35 - привал.

10:40 - идём по тропе, вскоре выходим выше зоны леса.

11:00 - привал у тура на перевале Тушканчик (н/к, 1700 м, № 23).

От пер. Курсантов зап. до пер. Тушканчик - 2 ч. 50 мин. ходового времени.

11:20 - дальше спускаемся по тропе, и вскоре входим в зону леса. Выходим к реке Нижняя Буйба, в том месте, где на карте обозначена стоянка. По камням переходим на правый берег.

12:05 - привал. Здесь действительно хорошие, оборудованные стоянки. Конечно, с дровами тоже плохо. Отсюда по тропе можно подняться на перевал без названия (н/к, 1650 м, № 17) или подняться до озера.

12:25 - по тропе поднимаемся до озера Нижнее Буйбинское или Каровое. Здесь много стоя-нок, но тоже мало дров.

От озера поднимаемся на хребет, прямо к Висячему камню, ещё одной достопримечательно-сти Ергаков.

13:05 - оставили под скалой рюкзаки и налегке сходили до Висячего камня.

Все возле него сфотографировались. Попытались столкнуть, но безрезультатно. Согласно легенде, когда упадёт камень, то проснётся богатырь - Спящий Саян. Что будет после этого, никто не знает, но все пытаются камень столкнуть.

Спящий Саян "курит", гонит на нас облака. Солнце появляется всё чаще и чаще.

Вернулись к рюкзакам.

13:30 - по гребню спускаемся на перевал № 17, и далее по тропе к озеру Радужное.

14:20 - на озере останавливаемся на обед. Стоянок много, народу ещё больше. Стоят здесь неделями, ходят радиально по окрестностям. Вокруг всё вырублено и ужасно замусорено. Это самое доступное место, всего 2-3 часа ходу от Тармазаковского моста.

От пер. Тушканчик до оз. Радужное через оз. Н. Буйбинское и Висячий камень - 2 ч. 15 мин. ходового времени.

Заняли свободное костровище. Дров нет. Немного было в костре, а ещё нам отдала дрова группа, которая собралась уходить.

Погода - прекрасная, солнечная, даже Спящий Саян показался нам во всей своей красе.

17:10 - поднимаемся от озера по тропе на плато.

17:30 - привал. Много черники.

17:40 - идём по плато, заросшему карликовой березкой, до маленьких озер. Они находятся в нескольких метрах, от седловины перевала Красноярцев.

18:20 - привал. Сходили до тура, на перевал Красноярцев (н/к, 1660 м, № 15), сняли записку группы из села Кишерть Пермской области.

18:30 - по тропе подходим под самую стену Спящего Саяна, и далее тропа идёт вдоль неё траверсом по широкой полке. Выводит она немного выше седловины.

19:05 - спустились к туру, на перевал Спящий Саян (1А, 1750 м, № 14), сняли записку тури-стов Каратузского ЦДЮТур, от 07.08.2004. в легенде к карте высоты перевалов Красноярцев и Спящий Саян перепутаны, так как второй перевал выше первого.

От оз. Радужное до пер. Спящий Саян - 1 ч. 35 мин. ходового времени.

19:30 - начинаем спуск с перевала. Тропа опять уходит по полке, под самую стену Спящего Саяна. Местами очень круто, скальные выходы, по которым течёт вода. Два раза пришлось снимать рюкзаки и передавать их на руках.

20:20 - привал на курумниковом плато, среди огромных камней. По плато тропа промаркиро-вана туриками. Одна уходит к перевалам Тайгиш, а вторая на озеро Лазурное.

20:30 - сначала идём по курумниковому плато, ориентируясь по турам, потом вокруг озера Лазурное по тропе.

20:50 - на ночёвку встаём на нижней оконечности озера Лазурного, среди кедров. Очень кра-сивое место.

От пер. Спящий Саян до оз. Лазурное - 1 ч. 10 мин. ходового времени.

По-прежнему хорошая погода.

Вокруг озера много обжитых стоянок, стоят каркасы от бань, оборудованные костровища. На одной из стоянок стоит группа. На правом берегу озера, в соответствии с картой, имеется вер-толётная площадка.

Места красивые, но тоже очень грязно. В озере вода покрыта плёнкой грязи, плохая проточ-ность.

К вечеру похолодало, появились комары.

11.08.04., День 11

оз. Лазурное - пер. Сказка (1А, 1830 м, № 9) - оз. Сказка - пер. Спасателей-2 (1А, 1680 м, № 6) - левый приток р. Б. Тайгиш

прошли 17 км, перепад высот 1760 м, Ходовое время 08:25

Ночью заморозки. Утром небо чистое, на траве и на палатках иней.

10:10 - по тропе, которая начинается от вертолётной площадки, движемся к перевалу Сказка.

10: 35 - привал.

10:40 - тропа идёт траверсом по довольно крутому, залесённому склону пика Мать Саяна. В нескольких местах попадаются сырые, заболоченные участки. Долее тропа выводит на откры-тый отрог гребня. С него спускаемся к ручью, вытекающему из цирка, в котором расположены перевалы Туманные и Сказка. Речей легко преодолеваем по камням. Тропа идёт в соответст-вии с картой. Поднимаемся до перевального взлёта.

11:25 - привал. Много черники. Отличная, солнечная погода.

11:35 - подъем на перевал проходит по травянистому кулуару. Крутизна от 25° до 45°.

12:00 - на седловине перевала Сказка или Черепаха (1А, 1830 м, № 9). Сняли записку группы туристов из с. Кишерть Пермской области.

От оз. Лазурное до пер. Сказка - 1 ч. 35 мин. ходового времени.

12:15 - вниз уходит очень крутой склон, до 60°, без верёвки делать нечего. Но и здесь тоже имеется хитрый, безопасный спуск, по полке. Перевальный взлёт со стороны озера Сказка, на север, намного протяжённее, чем с южной стороны. Сначала спускаемся немного вниз, затем по травянистой полке, крутизной 15-20°, по ходу направо, под вершину Сказка. Тропа выводит на курумниковое плато, по которому спускаемся до озера.

12:50 - привал. Вокруг озера трава, деревьев нет вообще.

13:00 - по слабой тропе, спускаемся до нижнего озера. Здесь уже растут пихты и оборудована стоянка, к сожалению уже тоже загаженная. После озера тропу потеряли, идём по кочкам, кам-ням, оврагам и бурелому. Решили идти дальше траверсом, не спускаясь к истоку реки.

13:40 - привал. По карте, от перевала Вспомогательный (№ 4) до перевала Спасателей-2, нарисована тропа. Идти по бурелому тяжело. Решили спуститься до реки и найти тропу.

13:50 - по бурелому, камням, заросшим травой и мхом, спускаемся до реки, по вертикали бо-лее 200 метров. Тропы нет, проходим немного вниз, ничего.

Вдоль реки идти ещё хуже, поднялись немного вверх.

14:25 - привал. Провели разведку, тропы нет. Нашли ручей, правый приток, не обозначенный на карте. Пора обедать, решил перебраться на этот ручей и здесь пообедать.

15:05 - прошли до ручья, перешли на его правый берег по камням.

15:10 - встали на обед.

17:15 - решаем набрать высоту и пройти по куруму чуть выше границы леса. Бурелом, кочки, камни…. Оттаяли комары с мошками, немного, но надоедают.

17:40 - привал.

17:45 - идем, ориентируясь на дальний отрог. Характер пути тот же.

18:25 - привал.

18:35 - опять идём по куруму, бурелому. Поднялись на седловину отрога, по карте примерно, где-то в районе нижнего останца. Отсюда хорошо виден прямо перед нами пик имени А. Лебедя и перевал Спасателей - 1, и наш перевал Спасателей - 2 справа.

19:20 - привал.

19:35 - пошли траверсом, с большой потерей высоты, иначе очень круто. Сначала шли по склону, курум, трава, завалы. Постепенно склон выполаживается и выводит нас к подъёму на перевал.

20:15 - привал.

20:25 - по пологому травянистому склону поднимаемся, вначале среди редкого леса, потом по обширным полянам на перевал.

21:25 - на перевале Спасателей - 2 (1А, 1680 м, № 6), ровная, широкая травянистая седло-вина, тура нет, воды нет, растут отдельные небольшие кедры и пихты. Высота перевала, в ле-генде, дана неправильно, так как рядом находится вершина с отметкой высоты 1700 м, а она выше седловины.

От перевала Сказка до перевала Спасателей-2 - 5 ч. 25 мин. ходового времени.

По ходу вправо, по седловине уходит тропа, которая выводит на хорошую смотровую пло-щадку. С неё великолепный вид на озеро Северное и водопады Богатырь и Грация. Внизу вид-но 2 озера, на карте они не обозначены. Перевальный взлёт на восток опускается более чем на 300 м.

21:45 - начинаем спуск. Восточный склон очень крутой, первые метров 100-150 травянистый склон, крутизной 30-35°. Ниже кустарниковые заросли ивы, рябины, ольхи и черёмухи, с про-плешинами на месте временных водотоков. Крутизна увеличивается до 45°, а местами ещё больше, вплоть до отвесных стен по 5-10 м. Видимо должен быть простой проход, но мы о нём не знаем, а визуально не видно. По ходу, забираем влево, там виден гребешок, спуск по нему положе и на нём растут кедры, а не кусты как здесь. В буквальном смысле слова, ломимся че-рез кусты, всё больше забирая влево, к кедрам. Часто попадаются русла временных водотоков, растительности в них нет, скользко, часто они обрываются отвесными стенками. Переход через них особенно сложен.

Дошли до кедров, там проходит слабая тропа, и есть даже небольшая площадка для костра. Видимо здесь и проходит тропа на перевал. Прямо вверх с рюкзаком, по кустам подняться не реально.

23:10 - спустились вниз. На берегу левого притока р. Б. Тайгиш ставим лагерь, уже в темноте.

Очень поздний ужин, отбой.

12.08.04., День 12

р. Б. Тайгиш - вдп. Богатарь - вдп. Грация - плато под озером Глубокое

прошли 6 (5) км, перепад высот 720 м, Ходовое время 02:20

Погода хорошая, лёгкие кучевые облака.

12:30 - опять по камням и бурелому идём по левому берегу ручья.

12:45 - привал на берегу озеру, которое на карте не обозначено.

12:55 - продолжаем движение по бездорожью.

13:25 - привал. Остановились на поляне, обозначенной на карте как стоянка, а вот троп нари-сованных на карте, почему-то нет. Отсюда можно идти к водопаду Богатырь, а можно к водопа-ду Грация.

13:40 - оставили рюкзаки и налегке пошли к водопаду Богатырь. Идём по куруму, размером от среднего до крупного.

14:00 - мы у водопада. Вдоль левого берега, по тропе можно подняться к озеру Северное. Подъём не сложный.

14:30 - пошли обратно.

14:55 - мы у рюкзаков.

15:00 - по куруму начинаем подниматься на плато, на котором находится озеро Глубокое.

15:20 - оставляем рюкзаки на склоне и идём смотреть водопад Грация. Этот водопад совсем не похож на Богатырь. Он изящный и легкий - настоящая Грация.

16:25 - вернулись с радиального выхода.

16:30 - продолжаем подъём. Солнце, курумный склон, жарко, но легкий ветерок.

17:00 - поднялись на плато. Обед. Дров много, черемша, черника. Насобирали ягод на ком-пот.

После обеда сходили на обзорную точку посмотреть на водопад Грация. Вид великолепный. Посидели, посмотрели, послушали, отличное место для релаксации.

Решаем устроить полуднёвку.

Весь день хорошая солнечная погода с переменной облачностью.

13.08.04., День 13

плато под озером Глубокое - оз. Глубокое - пер. б/н (н/к, 1750 м, № 7) - пер. Межозерный (1Б, 1940 м, № 8) - вершина (н/к, 1980 м) - оз. Чёрное - р. Тайгишонок - р. левый Тайгиш - урочище "Стрелка"

прошли 13 (12) км, перепад высот 1600 м, Ходовое время 06:50

Ночь тёплая, даже палатки не отсырели.

10:25 - по куруму поднимаемся в сторону озера Глубокое.

10:45 - привал.

10:50 - подошли к озеру и далее поднимаемся на перевал. Вся дорога проходит по куруму.

11:30 - у тура на перевале без названия (н/к, 1750 м, № 7), записки нет.

11:45 - небольшой спуск в цирк, в котором находятся перевалы Межозёрный и Диденко. Подо-шли к еще одной достопримечательности - камню "Компас". В цирке небольшие камни, и полно-стью отсутствует растительность выше 50 см. Здесь же стоит камень высотой около 7 м, и с южной стороны возле него растут, закрывшись от ветра, несколько кедров и елей высотой с камень.

Далее по плато, заваленному крупным курумом, идём в направлении перевала Межозёрный.

12:20 - привал.

12:25- подходим к перевальному взлёту и начинаем подниматься. Тропы нет.

12:50 - привал. Налегке идём искать тропу и воду, на плато везде сухо.

Тропу находим немного правее, а воду набираем на небольших снежниках, под стенкой.

13:20 - траверсом проходим до тропы. Она промаркирована турами, и хорошо натоптана.

Подъём сразу начинается с небольшой скальной стенки, рюкзаки передали на руках.

13:40 - привал.

13:50 - начинаем подниматься. Круто (от 25° до 45°), перевальный взлет метров 300-350. Тропа проходит по частично задернованному куруму, часто осыпаются из-под ног камни. В од-ном месте вышли к скальной стеночке, метра 1,5 высотой, рюкзаки пришлось передавать на ру-ках.

14:40 - поднялись на гребень, метров на 20 выше и левее седловины. Поднялись по гребню на узловую вершину (н/к, 1980 м), с неё открывается красивая панорама Ергаков. На перевал ведёт несколько троп и получается так, что многие, кто идёт снизу, выходят сюда. Сбегали до тура, сняли записку группы туристов из Владивостока.

От пер. Спасателей-2 до пер. Межозёрный - 6 ч. 55 мин. ходового времени.

Погода хорошая. Внизу под перевалом, на юге, озеро Двойное, левее него небольшое озерко без названия, чуть дальше озеро Чёрное, на севере озеро Северное. Взглядом можно охватить почти все Ергаки: Спящий Саян, вершины: Черепаха, Сказка, Звездный, Птица, Верблюд, Страж.

15:35 - начинаем спуск. Явно выраженной тропы нет, спускаются кому как удобнее, благо рель-еф позволяет. Перевальный взлёт, южной экспозиции положе, 25-30° и короче около 200 м по высоте. За 30 минут спустились до озера без названия, оно расположено левее, и чуть ниже Двойного. Дров практически нет, встречаются чахлые кустики ивы, и отдельные мелкие, как кус-ты, пихты. Вдоль ручья, вытекающего из этого озера, спустились чуть ниже озера Чёрного. Солнце припекает, жарко.

17:00 - по левому берегу реки Тайгишонок, имеется несколько оборудованных стоянок. На обед встаём на самую нижнюю стоянку, поближе к реке. Из-под камня бежит ручеёк, вокруг уже настоящий лес, с дровами проблем нет.

Только расположились, посушиться и отдохнуть, как из мизерной тучки начал накрапывать дождь. К счастью вскоре опять выглянуло солнце.

Над озером Чёрное, и по правому берегу, вытекающей из него реки Тайгишонок, поднимают-ся отвесные, гладкие, гранитные стены вершин: Чёрная, Сфинкс, Страж, Тугодум. Чем выше, тем стены кажутся всё круче и круче, местами кажется, что они вообще нависают над долиной.

19:25 - спускаемся вдоль левого берега реки Тайгишонк. Тропа доходит до большого курум-никового сброса, это метров 300-400 и теряется. Вниз спускаются каждый своим путём. Места-ми очень круто до 30°, крупный курум.

20:20 - привал ниже курума, по высоте сбросили метров 200. Сходили на разведку, хорошая тропа проходит по правому берегу.

20:25 - по камням переходим реку Тайгишонок, и по широкой, хорошо набитой, тропе идём вниз. Часто попадаются заболоченные участки.

21:05 - в самом конце долины, небольшой привал у живописных водопадов Тайгишонок.

21:10 - тропа становится всё больше разбитой, заболоченной. Через 10 минут подошли к ре-ке левый Тайгиш. Переправа на правый берег по брёвнам (1А, страховка верёвкой). Вода высо-кая, поток бурный. Сразу без остановки идём вниз по течению реки левый Тайгиш. На "Стрел-ке" все стоянки заняты, погода хорошая и по долине много праздношатающейся публики.

Проходим ниже.

21:50 - встаем на ночлег, на километр ниже урочища "Стрелка". Место неплохое, в принципе встать можно практически во многих местах, но мы не стали плодить бивуаки, и так речка зага-жена предостаточно. Дрова поблизости отсутствуют, нужно немного пройти в сторону от реки.

От пер. Межозёрный до урочища "Стрелка" - 3 ч. 40 мин. ходового времени.

14.08.04., День 14

р. левый Тайгиш - руч. Лядяной - оз. Ледяное (рад.) - пер. Близнец вост. (2А, 1920 м, № 39) - пер. Близнец зап. (1Б, 1890 м, № 38) - истоки руч. Б. Безрыбный

прошли 13 (11) км, перепад высот 1420 м, Ходовое время 06:30

Утром обильная роса, всё сырое.

11:00 - по тропе идём вниз по долине реки Левый Тайгиш.

11:15 - привал у ручья Ледяного.

11:25 - поднимаемся вверх по течению левым берегом ручья Ледяного. Попадается несколь-ко заболоченных участков, а в основном тропа хорошая.

12:05 - привал.

12:20 - продолжаем движение по тропе, через 20 мин, перед устьем левого притока ручья Ледяной, вброд (н/к) переходим на правый берег ручья Ледяной. Начинается резкий набор вы-соты.

13:05 - привал у каскада водопадов, на огромных скальных плитах. Очень жарко.

13:20 - продолжаем движение. Подъем постепенно становится положе, и мы выходим к сто-янке, правда, она не очень ровная. Минут через 20 подходим к очередному взлёту долины. Пе-ред ним отличное место для лагеря. Преодолеваем взлёт, и выходим к небольшому, безымян-ному озеру, обозначенному на карте.

13:50 - привал. От озера начинается подъём на перевал Близнец Восточный. В легенде к карте у перевалов Близнец Западный и Близнец Восточный перепутаны характеристики, их нужно просто поменять местами. Снизу хорошо видно, что перевал Близнец Восточный выше и по информации он 2А к. с.

Решили радиально сходить на озеро Ледяное, пока дежурный готовит обед.

14:15 - прошли безымянное озеро, и в самом его начале обнаружили отличное место для ла-геря. Есть дрова, небольшой ручеёк и по берегам огромное количество дикого лука и черемши. Отсюда уходит тропа на перевал Близнец Западный.

Выше озера тропа выходит на курумник и теряется. По некрутой морене за 15 минут подни-маемся до озера Ледяное. Озеро лежит в огромном цирке, крутые стены которого обрываются прямо в озеро - очень красиво и сурово. На берегу имеется оборудованная стоянка, но дрова нужно нести снизу.

Обнаружили ещё одну неточность. Перевал Высоцкого находится западнее пика Парус или Экстаз, а не восточнее, как на карте. На месте перевала, западнее пика Парус, есть щель, но она для прохождения менее пригодна, очень крутая, гладкая, гранитная стена. Далее после пи-ка Парус, идут вершины Динозавр и Носорог, между ними просматривается перевал, но на кар-те в этом месте ничего нет.

15:15 - вернулись на стоянку, обед.

16:45 - прямо от озера начинаем подниматься по заросшей мхом, травой и кустами осыпи в направлении перевала. Набираем высоту. Местами даже угадываются фрагменты тропы.

17:15 - привал перед входом в узкий коридор перевального взлета, ограниченного справа и слева высокими скальными стенками. Вдоль левой, по ходу, стенки проходит русло временного водотока, растительности в нём нет. Сейчас нет и воды, так небольшая капель со стены. Оде-ваем спецснаряжение.

17:35 - вначале подъёма склон травянистый, местами небольшие осыпи, легко проходится ногами. Крутизна до 35°, протяженность 250-300 м. Выше крутизна увеличивается, до 50-55°, растительности становится меньше, всё больше участков с "живой" осыпью и скальными "зер-калами", а между ними участки крупнозернистого песчаника. Навешиваем 70 м перил. Первую верёвку крепим на скальный крюк, вторую - за камень на седловине.

Камни держатся плохо, часто вылетают из-под ног, много камней сдёргиваем верёвкой, по-этому двигаться нужно так, чтобы ниже не было никого из участников. Верёвки провесили тоже по диагонали.

20:00 - вся группа на перевале Близнец восточный (2А, 1920 м, № 39). Сняли записку группы туристов из г. Югорска.

С южной стороны перевала пологий травянистый склон.

От урочища "Стрелка" до пер. Близнец вост. - 5 ч. 45 мин. ходового времени.

20:20 - самый простой вариант спуска с перевала - траверсом уйти на седловину перевала Близнец западный. И уже с него, по тропе спуск в долину ручья Большого Безрыбного.

20:30 - на седловине перевала Близнец западный (1Б, 1890 м, № 38). Этот перевал чаще по-сещается туристами, поэтому через него проходит хорошо набитая тропа.

20:40 - спустились с перевала на плато за 10 минут. Дальше тропа уходит в направлении озера Большого Безрыбного. Мы же идём по курумниковому плато в направлении перевала Зе-лёный.

Немного спустились с плато до воды. Место неудобное, дрова и вода есть, но мест под па-латки нет, большой уклон. Спускаться ниже в долину не хочется, завтра придется снова наби-рать высоту. Решаем, что легче выровнять площадки.

21:15 - встаем на ночлег.

Весь день хорошая погода, с переменной облачностью.

15.08.04., День 15

Руч. Б.Безрыбный - пер. Зелёный (1А, 1850 м, № 41) - оз. Золотарное - оз. Светлое - ТКК "Ермак" - р. Большая Бакланиха

прошли 22 км, перепад высот 1400 м, Ходовое время 05:45

Погода хорошая, солнечная, лёгкие облака.

10:10 - набираем потерянную вчера высоту, выходим на плато и двигаемся к перевалу Зелё-ный. Тропы нет, идём по куруму заросшему карликовой берёзкой и зарослями пихты. Хорошо виден спуск с пер. Высоцкого, западнее пика Парус, спуск в эту сторону с него тоже очень про-стой. Вся сложность при его прохождении с северной стороны.

10:30 - привал.

10:35 - выходим на тропу, она поднимается снизу, из долины. Подъём на перевал правее седловины по крутому (до 30°), не продолжительному (50-70 м), травянистому склону. Выходим на гребень, правее и выше перевали, и по тропе спускаемся к туру.

11:10 - у тура на пер. Зеленый (1А, 1850 м, № 41). Опять в легенде к карте, ошибка в указа-нии высоты.

Сняли записку от 12.08.2004 сборной группы туристов Москвы, Питера, Зеленограда. С пере-вала отличный вид. На западе видны озёра Безрыбные, пик Экстаз или Парус, седловина и спуск с перевала Высоцкого. На востоке перевал Пикантный, озеро Золотарное или Малахито-вое, а за ним скалы Слоники. Пик Звёздный с этой точки кажется небольшой вершинкой.

От пер. Близнец вост. до пер. Зелёный - 1 ч. 40 мин. ходового времени.

11:25 - прямо с седловины к озеру Золотарное идут почти отвесные скальные сбросы. Тропа уходит по гребню, по ходу движения вправо, а затем начинает резко спускаться вниз, огибая скальные сбросы. Прямо, можно траверсом уйти на перевал Пикантный. Спуск неприятный, крутизна 25°, местами до 30°, так как тропа сильно протоптана, по ней бежит ручей, грязно и очень скользко. Спускаемся очень осторожно.

12:00 - спустились к озеру Золотарному, привал. Появились комары и мошки.

12:20 - по тропе дошли до истока ручья Золотарного. Берега очень болотистые, местами грязь непролазная.

Перешли на правый берег ручья Золотарного, и вдоль него идём вниз. Мест для стоянки у озера нет, очень сыро. Ниже озера, на карте обозначен бивуак, действительно высокое, сухое место, но дрова нужно поискать, многие здесь останавливаются. Отсюда тропа уходит от ручья, вправо, на водораздел, между ручем Золотарный и рекой Тушканчик. Начинаем подниматься на водораздел.

13:00 - привал.

13:10 - продолжаем движение по тропе, на седловине она начинает ветвиться, но в итоге все тропинки выводят к озеру Светлому.

13:35 - вышли на озеро Светлое. Вокруг всего озера стоянки, народу очень много. Это место является своеобразной жемчужиной Ергаков. Здесь гораздо теплее, реже, чем в других доли-нах бывает непогода, и озеро действительно светлое. Подъезды сюда тоже удобные, с трассы (ТКК "Ермак", 622 км) по тропе сюда можно подняться за несколько часов, а если есть деньги, то можно нанять в ТКК "Ермак" носильщиков, которые занесут груз.

От пер. Зелёный до оз. Светлое - 1 ч. 40 мин. ходового времени.

На обед встали на свободную стоянку. Жара. Разложили на просушку вещи, палатки.

С дровами проблема, готовим на всём, что горит, разрубили трухлявый пень, сжигаем всякие щепочки, мусор.

16:45 - по тропе обходим озеро по левому берегу, до истока ручья. Перешли по камням на правый берег, немного прошли, и тропа растворилась в лесу. Поворачиваем к ручью и по буре-лому выходим на берег. По камням переходим на левый берег и поднимаемся на террасу. Да-лее идём перпендикулярно ручью и выходим на хорошо натоптанную тропу.

17:15 - привал. Тропа как тротуар в парке культуры и отдыха.

17:25 - продолжаем весело бежать вниз, через 10 минут выходим к реке Тушканчик. Это ме-сто среди туристов называется "Ресторан" и на карте обозначено как стоянка. Стоять здесь ко-нечно можно, но достанут постоянно проходящие группы.

Тропа просто разбита, поперёк, на 15-20 сантиметров, выпирают отполированные корни де-ревьев. Ступать на них нужно очень осторожно - они очень скользкие.

18:05 - привал.

18:15 - продолжаем движение по тропе. В конце ходки спускаемся с крутого обрыва Муравьи-ной горки, высотой метров 40, и по камням переходим левый приток р. Тушканчик.

18:45 - привал.

19:00 - идём дальше. Чем ближе к базе, тем тропа шире, часто попадаются, заболоченные участки и прижимы.

19:40 - вышли к ТКК "Ермак". Забрали заброску.

От оз. Светлое до ТКК "Ермак" - 2 ч. 20 мин. ходового времени.

21:00 - прошли по трассе Абакан - Кызыл за 30 минут до отметки 620 км. Здесь в долину реки Бакланиха уходит лесовозная дорога. Сворачиваем на неё и переправляемся через реку Ниж-няя Буйба. Она в этом месте разливается на 3 рукава, первый переходим по камням, а через второй и третий перекинуты брёвна. Выходим к реке Бакланиха, на хорошо оборудованную, но очень замусоренную стоянку. Встаем на ней на ночлег.

21:50 - здесь видимо был большой, стационарный лагерь, много каркасов для палаток, оби-тая рубероидом кухня, со столом и лавками. Вокруг грязь, просто жутко.

От ТКК "Ермак" до р. Б. Бакланиха - 0 ч. 50 мин. ходового времени.

Весь день хорошая погода с переменной облачностью.

16.08.04., День 16

р. Б. Бакланиха - траверс гребня с вершиной 1860 м - р. левая Араданка - оз. Красное (Араданский хребет)

прошли 24 км, перепад высот 1270 м, Ходовое время 06:15

11:00 - начинаем движение по лесовозной дороге. Переходим реку Большая Бакланиха по мосту. За мотом стоит вагончик лесозаготовителей. На карте ЛЭП нарисована немного не вер-но, она не уходит за реку Большая Бакланиха, а идёт по правому берегу, вдоль неё - лесовоз-ная дорога. По этой дороге мы и начинаем подниматься вверх на хребет.

11:25 - привал.

11:30 - продолжаем движение вверх по дороге. Доходим до обозначенной на карте развилки, но тропы идущей вдоль реки не нашли, продолжаем подниматься по дороге, которая отходит от реки и начинает подниматься на хребет. Решили выйти на хребет и траверсом пройти по нему на левый приток реки левая Араданка, по запасному варианту маршрута..

12:10 - привал. Жара.

12:20 - продолжаем подниматься по дороге. Она зигзагами поднимается под ЛЭП. Видимо эту дорогу пробили, когда тянули ЛЭП. Сейчас по ней можно проехать только на танке, много больших, глубоких промоин, иногда встречаются завалы. Дорога круто ползёт на хребет, а вме-сте с ней и мы.

12:55 - небольшое выполаживание дороги. Привал.

13:05 - продолжаем подниматься наверх. Лес кончается, солнце печет, идти очень жарко.

13:25 - вышли на перевальную седловину. Дальше ЛЭП и дорога спускаются в долину реки Поганка. Отсюда открывается прекрасный вид на хребет Ергаки.

По карте здесь должна по хребту проходить тропа, побегали, поискали, ничего не нашли.

13:40 - поворачиваем с дороги на запад и идём по хребту. Под ногами кочкарник, заросший мхом, карликовой берёзкой, кустиками голубики и черники. Ноги пружинят, идти очень тяжело.

Проходим траверсом небольшую вершинку.

Жарко. На всём протяжении, от р. Б. Бакланиха, воды нигде нет.

14:10 - спустились на небольшую седловину, привал.

14:20 - продолжаем движение по хребту.

14:40 - поднялись на вершину с отметкой 1860 м, привал. Наверху сложен тур и воткнут шест, но никакой записки мы не нашли.

Сверху открывается вид на вершину Кызыр-Суг, на Араданский хребет и озеро Красное. Пе-ревал Скалистый или Бакланиха находится где-то под нами.

14:50 - продолжаем траверс хребта. Спускаемся по некрутому, заросшему склону, выдержи-вая направление на стрелку, между ручьем, стекающим с перевала Скалистый и его первым левым притоком. Сначала идём по кочкарнику, заросшему мхом, карликовой берёзкой, кустика-ми голубики и черники. Идти тяжело, ноги пружинят как на батуте.

15:05 - непреодолимое препятствие, сплошные заросли спелой и очень крупной голубики ос-тановили нас, делаем маленький витаминный привал.

15:15 - продолжаем спуск, входим в зону леса, состоящего в основном из кедров и бурелома, да травы выше пояса.

15:35 - вышли на ручей (левый приток ручья текущего с перевала Скалистый), чуть выше его устья. Встаём на обед.

17:55 - продолжаем движение. За 15 минут спускаемся на дно долины, пересекаем сухое русло ручья бегущего с перевала Скалистый, и выходим на тропу.

18:15 - привал.

18:20 - по тропе резво бежим вниз.

19:00 - привал.

19:10 - идем по тропе. Через 15 минут переходим левый приток, с глубоким врезом долины, метров на 25. Проходим по тропе ещё немного вниз и резко уходим по ходу вправо, на водо-раздел, между ручьём и рекой левая Араданка. Минут через 10 мы в долине левой Араданки, и начинаем по её левому берегу подниматься к озеру Красное.

20:00 - привал.

20:10 - продолжаем подъём.

Избу, помеченную на карте, не обнаружили. вышли на озеро Красное. На карте здесь обозна-чено 2 места для стоянок, внизу и на мысу, почти посредине озера. На нижних стоянках стоит группа, мы уходим на мыс.

21:10 - встаем на стоянку. Место красивое, кедры вокруг, но очень много мусора. За дровами приходится идти метров за 100-150.

От р. Б. Бакланиха до оз. Красное - 6 ч. 15 мин. ходового времени.

Весь день отличная погода.

17.08.04., День 17

Дневка на оз. Красном

прошли 3 (1,5) км, перепад высот 680 м

Радиально сходили на вершину с отметкой 1830 м (н/к), находящуюся почти строго на север от нашего лагеря. Выход имел экскурсионно-познавательный характер, поэтому время выхода не фиксировалось. Вид с вершины нас не впечатлил. Подъём проходил по куруму, заросшему мхом и стланиковой берёзкой.

18.08.04., День 18

оз. Красное - оз. Танюшкино - пер. Прапор юности (1А, 1950 м, № 91) - пер. Медвежий (1А, 1900 м. № 92) - оз. Араданское - пер. Снежный (1А, 1900, № 97) - правый приток р. Малый Казыр-Суг

прошли 15 км, перепад высот 1990 м, Ходовое время 05:50

Утром отличная погода.

10:05 - по хорошей тропе прошли озеро. Вдоль левого берега ручья идёт хорошая тропа. На карте тропа выше озера переходит на правый берег, но мы этого отворота не увидели. Подня-лись по тропе до озера Танюшкино.

10:40 - привал. Дальше тропа теряется, видимо по ней туристы, ходят к озеру радиально.

10:50 - сначала по куруму, а затем по лесу, с ямами, травой и буреломом, напрямую пошли в сторону седловины перевала Прапор юности.

11:10 - вышли к ручью, впадающему в озеро Красное, он здесь ещё достаточно полноводный. Потратили 10 минут на поиски переправы, и вброд (н/к) перешли на правый берег. Поискали тропу, не нашли.

11:25 - продолжили подъём. Минут через 10 выходим выше зоны леса. Дальше начинается крутой взлёт, до самой седловины. Поднимаемся по осыпи, сложенной из крупных и средних камней, внизу она частично задернована, крутизна 20-25°, в верхней части - до 40°. Направле-ние держим немного левее седловины, в надежде всё же выйти на тропу, нарисованную на кар-те. Набрали по высоте около 200 м, и вышли на тропу, ведущую к седловине. Тропа набитая, похожа на тротуар.

12:25 - привал.

12:35 - по тропе поднимаемся к перевалу. На саму седловину, по крутому участку (до 40°), тропа поднимается серпантином.

13:00 - вышли на седловину перевала Прапор юности (1А, 1950 м, № 91). В легенде к карте высота перевала явно занижена, даже если смотреть по карте, то ниже перевала проходит го-ризонталь с отметкой 1900 м.

Сняли записку туристов из города Белово Кемеровской области от 17.08.2004.

От оз. Красное до пер. Прапор юности - 2 ч. 20 мин. ходового времени.

Погода хорошая, солнечная. Прекрасный вид на юг, на Озёрное плато.

Пытались сосчитать, сколько же на нём озер, долго спорили и сошлись на десяти, хотя на-верняка их больше, вряд ли мы видим все.

13:10 - по тропе начинаем спуск. Пытаемся, не теряя высоты, траверсом по тропе выйти на перевал Медвежий. По карте тропа так и нарисована. Да, не мы первые такие умные. Заходим за поворот, и нам открывается вид на перевал. Сразу становится ясно, что траверс не удался, стенка довольно крутая и без перил нечего туда соваться. Тропа становится размытой и вскоре исчезает. Спускаемся по осыпи к озеру под перевальной седловиной (крутизна до 45°, по высо-те сброс около 200 м). Проходим вдоль него и по осыпи поднимаемся под перевальный взлёт.

14:00 - привал. Жара, вода только в озере. Стоянки есть, но нет дров.

14:10 - начали подъём на перевальный взлёт, по высоте метров 150, крутизна 35-40°. На пе-ревал снова все поднимаются по одному пути, поэтому мы вскоре выходим на хорошую тропу.

14:25 - по тропе выходим к туру перевала Медвежий (1А, 1900 м, № 92). Высота его в легенде так же дана неверно. Сняли записку той же группы из города Белово.

От пер. Прапор юности до пер. Медвежий - 1 ч. 05 мин. ходового времени.

14:30 - начали спуск. Высота перевального взлёта в сторону озера Араданское около 250 м. Спустились к озеру Араданское, перешли на правый берег вытекающей из него речки. Тропа проходит по правому берегу нижнего озера, но постепенно становится малозаметной и вскоре совсем теряется. Идти по пружинящей под ногами растительности утомительно. Дров нет.

15:00 - привал на берегу безымянного озера.

15:05 - обходим озеро, река, вытекающая из него, уходит в каньон, склоны очень крутые, и сброс высоты в долину реки Араданка составляет около 250 м.

15:45 - траверсом выходим к маленькому круглому озерцу. Обед.

На карте здесь обозначена стоянка. Лагерь разбить, конечно, можно, но проблема с дровами, и вода в озере непроточная.

На берегу сложен из камней очаг, и лежит большой кусок сухого, кедрового ствола, принесён-ного предшественниками снизу. На обед хватит.

18:20 - от озера поднимаемся на небольшой отрог, и траверсом идём к перевалу Снежный. Если подниматься на перевал из долины реки Араданки то придётся набирать более 300 м по высоте. Нам же осталось только метров 150, и то не самой крутой части. Тропы нет, идём по куруму, заросшему мхом, карликовой берёзкой, ивой, кустиками голубики, рододендронов и черники.

18:45 - привал.

18:50 - продолжаем подъём. Тропы нет. Озеро под перевалом обходим по правому берегу. На склонах видны небольшие снежники.

Поднимаемся на широкую седловину перевала, немного выше и левее тура.

19:20 - подошли к туру, на перевале Снежный (1А, 1900 м, № 97). Сняли записку туристов из г. Новосибирска.

От пер. Медвежий до пер. Снежный - 2 ч. 05 мин. ходового времени.

19:40 - начинаем спуск. Небольшой сброс (метров 30-40, крутизной 20-25°) в висячую, каньо-нообразную долину. На спуске попался небольшой фрагмент тропы. Дальше опять по целине. Также встретилось несколько небольших снежников. Продолжили спуск вдоль левого борта до-лины. До границы леса долина имеет небольшой уклон. Как раз по границе леса начинается резкий сброс долины к реке Малый Казыр-Суг.

20:00 - встаем на ночлег, на правом берегу ручья, на карте тоже отсутствует, стекающего с перевала, на границе зоны леса. Дрова собираем по склону, их не очень много, но для приго-товления пищи хватит.

Весь день хорошая погода, небольшие кучевые облака. Вечером на юго-западе небо почер-нело, видны всполохи молний и слышны раскаты грома.

19.08.04., День 19

правый приток р. Малый Казыр-Суг - р. Мал. Казыр-Суг - подъём к оз. Изумрудная ги-тара

прошли 13 км, перепад высот 1020 м, Ходовое время 05:00

Ночью гроза дошла и до нас, но задела только краешком. Подул сильный ветер, немного по-шёл дождь, но сверкало и гремело очень сильно. Утром облачно, с прояснениями.

10:50 - начинаем спуск в долину правого притока реки Малый Казыр-Суг. Сразу начинается крутой спуск, крутизна колеблется от 25° до 55°. Тропа попадается фрагментами, сплошной бу-релом, густой подлесок.

11:20 - привал на стволе упавшего дерева.

11:25 - продолжили спуск по правому берегу ручья, текущего с перевала. Сбросили примерно ? по высоте до притока, и обнаружили на ручье небольшой водопад.

12:05 - спустились в долину правого притока реки Малый Казыр-Суг, привал. По высоте сброс составляет метров 300-350. По берега много красной смородины, наелись витаминов.

На противоположном берегу огромная осыпь, снизу кажется, что она спускается с самого вер-ха. Хороший ориентир, если подниматься на перевал Снежный из долины реки Малый Казыр-Суг.

12:25 - сразу находим тропу, и по ней переходим вброд (н/к) на левый берег. Идем по долине, вниз по течению притока, много завалов. Очень сыро, с деревьев, после ночной грозы, просто льёт.

13:10 - привал.

13:20 - продолжаем спуск. Через 20 минут выходим в долину реки Малый Казыр-Суг, и начи-наем подниматься вверх по долине правым берегом, по хорошо заметной тропе.

13:55 - привал. Много черники.

14:05 - продолжаем подниматься по долине по тропе.

14:40 - встаём на обед. Здесь на карте нарисован безлесный прочёс до самой тропы, как от лавины. Небо очистилось, солнце печёт, даже ощущается какая-то духота, не иначе быть грозе.

Разложили на просушку вещи, палатки.

17:15 - продолжили движение вверх по долине. Погода начала портиться, всё затянуло туча-ми, гремит.

На полянах тропа проложена в траве высотой в человеческий рост.

17:35 - привал.

17:40 - идём дальше. Через 30 минут выходим на поляну, где на карте обозначена стоянка, перед ручьём Водопадный. От стоянки одна тропа продолжается вверх по долине, а вторая по-ворачивает вверх по склону, в направлении озера Изумрудная гитара, нам туда. Начинаем под-ниматься по тропе.

18:15 - привал.

18:25 - начинаем карабкаться по склону, крутизна 45-50°. Тропа становится всё слабее и сла-бее, и вскоре совсем исчезает. По карте перепад высот от реки до озера чуть более 300 м.

Гроза всё ближе. Темнеет. Начинает моросить.

19:05 - под скалой, прямо на склоне, кое-как натягиваем тент, и сразу начинается ливень. Трижды сыплет град, во второй раз особенно крупный 1-1,5 см в диаметре. Сидим, гроза кончи-лась, небо ниже нас, дождь моросит, темнеет, холодно.

Сходили на разведку. Немного выше склон становится положе и стоит несколько кедров, ре-шили идти туда и ставить лагерь.

21:50 - начали подниматься.

22:10 - нашли более мене горизонтальную площадку, и под дождем ставим лагерь. Темно, сыро, холодно. Дров немного насобирали, а воды нигде не нашли.

Палатки поставили прямо на камнях, устроили пыточное ложе, не иначе. Перекусили всухо-мятку, запили водой из фляжек и легли спать.

Дождь всё идёт и идёт. Под тент, где стекает вода, поставили котелки, хоть утром будет вода.

20.08.04., День 20

оз. Изумрудная гитара - пер. Проходной (1А, 2100 м, № 110) - радиально: пер. Минусин-ских туристов (1Б, 2350 м, № 111), пик Араданский (2166 м) - Долина Девяти озёр - исток руч. Ровный

прошли 11 (9,5) км, перепад высот 1620 м, Ходовое время 05:55

Дождь прекратился только утром. Небо в сплошных тучах, но уже повыше нас.

Котелки полные, завтрак на дождевой воде.

13:20 - начали подъём по задернованной осыпи, и через 15 минут вышли к озеру Изумрудная гитара. Знать бы, что до него так близко дошли бы вчера.

На берегу стоянка, дров мало, нужно нести снизу, озеро уже выше зоны леса.

Погода улучшается, в разрывах туч проглядывает солнце.

От пер. Снежный до оз. Изумрудная гитара - 5 ч. 35 мин. ходового времени.

Ручей, из озера, вытекает каскадом водопадов, и ниже насколько видно идут небольшие во-допады, за них он и получил своё имя - Водопадный. Не останавливаясь, начинаем обходить озеро по правому берегу, постепенно набирая высоту.

13:55 - привал. По плану должны идти на перевал Поднебесный (2А, 2350 м, № 109), по ле-генде высота тоже указана неверно, с него радиально сходить на пик Араданский, затем спус-титься в долину р. Озёрная. Оттуда, через перевал Минусинских туристов пройти в Долину Де-вяти озёр.

Запасной вариант, пройти через перевал Проходной, и радиально через перевал Минусинских туристов подняться на пик Араданский. После дождя сыро скалы скользкие, погода не устойчи-вая. Решили воспользоваться запасным вариантом.

14:00 - продолжили подъём. Сначала поднимаемся в направлении седловины перевала Про-гресс. Иногда встречаются фрагменты тропы. Подъём проходит по курумниковой осыпи, зарос-шей мхом, травой и карликовой берёзкой. В некоторых местах встречаются открытые участки "живой" осыпи. После дождя камни сырые, скользкие.

14:40 - привал на скальных выходах, под перевалом Прогресс.

14:50 - продолжаем набирать высоту, уже двигаясь в направлении седловины перевала Про-ходной. Поднялись под скальную стену, между перевалами Прогресс и Проходной. Седловина перевала Прогресс уже ниже нас.

Вдоль стены, по огромным плитам выходим на седловину перевала Проходной.

15:55 - у тура, на пер. Проходной или Плиточный (1А, 2100 м, № 110). Сняли записку тури-стов-спелеологов из города Красноярска. Хорошо виден перевал Минусинских туристов, по вы-соте он намного выше нашего, а по легенде всего на 50 м. Если смотреть по горизонталям то ниже него проходит горизонталь с отметкой 2300 м, значит высота перевала не менее 2350 м. Опять ошибка в карте. Перевальный взлёт из Долины Девяти озёр небольшой, по высоте около 80 м.

От оз. Изумрудная гитара до первого озера в Долине Девяти озёр - 2 ч. 25 мин. ходового времени.

Погода всё лучше и лучше.

16:10 - начали спуск с перевала. Сначала идёт задернованный склон крутизной 20-25° протя-жённостью 150-200 м. Ниже осыпь с выходами скал, по которым бежит ручей. Внизу снежник.

На скалах снег стаял недавно и растёт буйная зелень, жарки, ромашки.

16:30 - спустились к первому озеру. Отсюда налегке пошли радиально на пик Арадан. Дежур-ные пошли до ближайших дров, готовить обед.

16:40 - начали подниматься на перевал Минусинских туристов. Подъём проходит по "живой" осыпи крутизной 30-45°, с отдельными скальными стенками, которые преодолеваются лазани-ем. По вертикали до седловины более 300 м.

17:20 - на седловине перевала Минусинских туристов (1Б, 2350 м, № 111). Спуск в долину ре-ки Озёрная, впечатляет, по карте сброс высоты более 600 м. Сняли записку туристов из города Белово.

17:30 - начали подъём на пик Арадан. Поднимаемся по широкому, задернованному склону, постепенно переходящему в скальник. По лёгким скалам выходим на вершину.

17:45 - мы на верху, у тура на пике Арадан (2466 м). Сняли записку туристов из города Бело-во. Вокруг прекрасный вид, все горы ниже нас.

18:00 - начинаем спускаться по пути подъёма, и через 35 минут мы у озера. Надеваем рюкза-ки, и бежим на очень уж поздний обед.

От первого озера в Долине Девяти озёр до пика Араданский, через пер. Минусинских туристов и обратно - 1 ч. 30 мин. ходового времени.

18:55 - ребята встали немного выше четвёртого, сверху, озера на левом берегу. Обед свари-ли на карликовой берёзке. Быстро едим, и в путь.

20:05 - начинаем спускаться вдоль левого борта долины. Тропы нет, идём по камням, покры-тым "пружинным матрасом" изо мха, карликовой берёзки и травы.

Нижнее озеро лежит ниже на 140-150 м, спуск по крутому ригелю.

Спустились с ригеля (крутизна 25-35°) к последнему озеру Долины девяти озер, прошли вдоль левого берега до истока ручья Ровный.

21:30 - встали на ночёвку. Отличное место для лагеря, ровные площадки для палаток, за камнем закуток для костра. С дровами похуже, до границы леса ещё далеко, собираем в округе всё, что может гореть. Набралось немало. Кругом растут кусты карликовой берёзы, ивы, не-большие пихты и кедры с шишками.

К вечеру погода совсем наладилась, ясно, холодно.

21.08.04., День 21

руч. Ровный - р. Иосифовка - 2-ой левый приток р. Иосифовка - 3-ий левый приток р. Иосифовка (под пер. Слоновий)

прошли 15 км, перепад высот 1540 м, Ходовое время 06:15

Погода хорошая, небольшие облака, солнце.

10:30 - вышли. По карте от озера нарисован санный волок, есть желание найти его и по нему выйти под перевал Слоновий. Сразу от лагеря начинаем подъём, и с небольшим траверсом выходим на гребень. Никаких человеческих следов не обнаружили и санного волока тоже. Под-нимались по задернованному склону.

11:00 - привал.

Погода отличная, уже жарко.

11:15 - начинаем спускаться в долину реки Иосифовка.

Спускаемся, ниже пошли сплошные заросли стланиковой берёзы и ивы, продираемся сквозь них к лесу.

Дошли до деревьев, стланик кончился, зато пошли буераки, колдобины и бурелом.

11:55 - привал.

12:05 - продолжаем спуск. К реке этот борт долины опускается резким сбросом, по высоте более 200 м, крутизна 25-30°. Спустились на дно долины. По камням и деревьям перешли на левый берег реки Иосифовка.

12:40 - привал. От ручья Ровный и до реки Иосифовка нигде нет воды.

12:50 - по бурелому идём вниз по течению, ищем левый приток, по которому нам нужно под-ниматься. Через 25 минут выходим на горельник, определяемся. Оказывается первый приток, мы проскочили ещё при движении по правому берегу, а сейчас уже спустились ко второму ле-вому притоку.

Продолжаем движение по горельнику, огромные стволы лежат на склоне в разных направле-ниях, кругом торчат, как штыки, острые сучья. Изорвали об них одежду, вывозились в саже, сильно исцарапались.

13:40 - привал, жара.

13:50 - продолжаем движение по горелому лесу. Стараемся не терять высоты, а по возмож-ности и набрать немного.

14:30 - привал на границе горельника.

14:40 - поднимаемся вверх по правому берегу второго левого притока реки Иосифовка. За-тем вброд (н/к) переходим на левый берег, и вдоль него поднимаемся вверх.

На речке много водопадиков, вообще она очень живописна. Нашли тропу, старую, но вполне читаемую.

15:20 - у небольшого водопада встаём на обед. Водопад падает несколькими ступенями, а между ними огромные каменные ванны. Жара.

17:30 - продолжаем подниматься, в заболоченных местах тропа уже заросла и её невидно, идём напрямик. На реке ещё несколько раз встречаются небольшие водопады.

17:50 - привал. Поперёк долины проходит широкая безлесная полоса, если здесь проходил санный волок, то на правом борту слишком крутые скалы. В любом случае решаем по этому прогалу подниматься на водораздел.

17:55 - начали подниматься, безлесная полоса вскоре кончилась, вошли в редкий кедровый лес.

Поднимаемся выше зоны леса и выходим на водораздел.

18:45 - привал на водоразделе между левыми притоками реки Иосифовка.

18:55 - начали спускаться с водораздела.

Открылся вид на верховья ручья и перевал Слоновий.

За 30 минут спустились к слиянию двух истоков ручья и перешли вброд (н/к) на левый берег левого истока. Берега сильно заболочены. В этом месте нарисован санный волок, но ни каких его следов мы не обнаружили.

19:35 - привал, собираем дикий лук. До темноты перевал взять не успеем, решили подняться до границы леса и там заночевать.

19:40 - поднимаемся вдоль левого берега левого истока ручья, по небольшим террасам. Бе-рега для стоянки неудобные, сыро. Поднимаемся почти к истоку ручейка, он вытекает из озера, и сразу обрывается с ригеля небольшим водопадом. Поднялись на ригель.

20:10 - перед озером, разбиваем лагерь.

Дров насобирали, хоть и растут здесь только редкие и чахлые пихты и кедры. Погода хмурит-ся, ветер не утихает, это плохо.

22.08.04., День 22

приток р. Иосифовка - пер. Слоновий (1А, 2100 м, № 102) - р. правая Араданка - р. левая Араданка - пер. Пещерный - истоки р. Поганка

прошли 21 км, перепад высот 1340 м, Ходовое время 08:00

Ночью ветер не прекратился, а стал ещё сильнее, и надула сильную грозу. Она всю ночь где-то гремела, гремела, а как только прозвенел будильник, так она добралась до нас, и пошёл дождь с градом.

Встали в девятом часу, дождь затих, вокруг палаток кучи града. Ветер не утихает, небо ниже нас, видимость - ноль, но иногда раздувает до вполне приемлемых пределов.

Дров мало, ветер сдувает костёр, решили не тратить время на завтрак. Быстро собираемся, пока ещё чего не надуло.

09:45 - выходим, и сразу начинаем подниматься вверх по травянистому, мокрому склону. В разрывах гребень виден фрагментами, и вблизи видно несколько небольших седловин, которая из них ниже определить не возможно.

10:20 - привал под перевальным гребнем. Когда немного прояснилось, увидели 2-е седлови-ны, одну прямо перед нами, вторую немного левее. По высоте кажутся обе одинаковые.

10:25 - решили подниматься на ту, что прямо перед нами, а на верху сориентироваться.

10:45 - поднялись на гребень. Тура нет. Сходили на левую, по ходу, седловину, она ниже на несколько метров и до неё не более 100 м. Нашли тур, но записки в нём не оказалось. Перевал Слоновий (1А, 2100 м, № 102). От тура вниз уходит скальная стена. В условиях ограниченной видимости определить его протяжённость и крутизну, на глаз, не возможно, но круче 50°. Опять хитрый проход - от тура направо, по гребню, идёт слабая тропа.

На гребне сильный ветер, холодно, сыро, промозгло.

От первого озера в Долине Девяти озёр до пер. Слоновий - 9 ч. 00 мин. ходового времени.

11:20 - продолжили движение по тропе вправо. Гребень широкий, идти легко, как по спине слона и заканчивается небольшим бугром - голова слона. Поднимаемся на него, от седловины будет более километра. От этого бугра - головы в долину реки правая Араданка уходит поло-гий, широкий гребень - хобот. По нему и продолжаем спуск.

12:00 - привал. Спустились ниже кромки облаков. Видимость стала хорошая, видно озеро Араданское, подъём на перевал Снежный, Озёрное плато, а вдали хребет Ергаки. Спуск от тура с перевала Слоновий отсюда смотрится как отвесная монолитная стена.

12:15 - продолжаем спускаться по гребню - хоботу, всё больше забирая по ходу вправо, к правому притоку реки правая Араданка. Тропы по гребню нет, спуск не сложный по задерно-ванному склону, с редкими камнями. Перед зоной леса идёт полоса стланиковой берёзки и ивы. Здесь крутизна немного увеличивается, до 20°. У первых кедров на берегу ручья, останавлива-емся на завтрак.

12:40 - поздний завтрак.

14:45 - продолжаем спуск. Тропы нет, идём по левому берегу ручья. Сброс высоты прилич-ный, уклон 20-25°. Высокая мокрая трава, бурелом, камни.

15:20 - привал. Погода начинает улучшаться, появляются разрывы в облаках.

15:30 - идём дальше. Приток имеет приличный сброс высоты в основную долину. Спускаемся вдоль левого берега реки, камни, заросшие мхом и высокой травой, бурелом, тропы нет. В кон-це ходки долина притока выполаживается и мы выходим в долину реки правая Араданка. Пере-ходим её вброд (н/к) на левый берег, по карте здесь должна быть тропа.

15:55 - привал.

16:00 - продолжаем спускаться вниз по долине реки, тропы практически нет, местами появ-ляется примятая трава, след прошедшей перед нами группы. Пересекли ручеёк, стекающий с Озёрного плато, на карте его нет.

16:45 - привал.

16:55 - продолжаем движение, все так же вниз по долине. Через 15 минут проходим место, где практически в одном месте в правую Араданку впадают справа и слева притоки. Левый при-ток перешли по камням.

Тропа стала чётче, по ней за 25 минут спустились до следующего левого притока. Перешли его вброд (н/к). На левом берегу притока тропа опять пропала.

17:40 - привал.

17:50 - и снова вниз. Тропа становится всё лучше и лучше, последний километр, вообще не тропа, а бродвей. Видимо раньше за ней следили хорошо, так как старые деревья лежащие по-перёк тропы пропилены, так, что свободно может пройти лошадь. Относительно свежие, 3-4 го-довалые стволы, уже никто не пилит. Тропа выходит к реке левая Араданка или Красная Речка, немного выше её слияния с рекой правая Араданка.

По огромному поваленному кедру переходим на левый берег левой Араданки. Здесь непло-хое место для стоянки.

От пер. Слоновий до слияния правой и левой Араданки - 4 ч. 50 мин. ходового времени.

19:05 - встаем на обед. Пока дежурный занят обедом, мы занимаемся разведкой. Вверх тро-па идёт вдоль берега, на озеро Красное. Нам же нужна тропа на пер. Пещерный и далее в до-лину реки Поганка. От стоянки, опоры ЛЭП видны и, в крайнем случае, можно идти прямо на них.

Погода опять хмурится, сплошная облачность, но пока не капает.

21:00 - прошли немного по тропе вверх по течению, никакого отворота наверх нет. Берём на-правление на ЛЭП и начинаем подниматься по целине.

На этот участок маршрута у нас из карт только старая туристская синька, тропа на ней нари-сована, а ЛЭП нет (как выяснилось положение тропы как раз и соответствует ЛЭП). Дошли до просеки под линией и обнаружили тропу. Она идёт по дороге, которой пользовались строители.

По тропе начинаем резкий набор высоты. Дорога сильно размыта, а местами сплошь заросла 2-3 м берёзкой, так, что идти бывает легче рядом, по лесу.

21:30 - привал, после крутого подъёма. Далее виден очередной взлёт.

21:35 - поднялись наверх, дальше виден спуск в низину и снова взлёт. Наверху тропа поте-рялась в сплошных зарослях молодой берёзы. Спускаемся в ложбину.

22:05 - привал. По дну ложбины проходит дорога перпендикулярно ЛЭП.

22:10 - дорога уходит от ЛЭП вниз, по ходу вправо, но вскоре она поворачивает и начинает набирать высоту. Постепенно выходим обратно под ЛЭП, и через 20 минут дорога выводит нас на водораздел, к пер. Пещерный (1А, 1650 м, № 73), тура нет. Высота перевала в легенде тоже дана не правильно.

Тучи всё ниже, наверху холодный пронизывающий встречный ветер.

Дальше дорога плавно, левее ЛЭП спускается в долину реки Поганка.

Идти тяжело, на дороге постоянно встречаются глубокие промоины. Чтобы быстрее спустить-ся к реке, идём без остановок.

23:25 - подошли к истокам реки Поганка. Начал накрапывать дождь.

Решаем поставить лагерь и подождать до рассвета.

Дров поблизости нет, поэтому ужин откладывается до лучших времён. Будильник заводим на 05:00.

Дождь становится всё сильнее и сильнее.

23.08.04., День 23

р. Поганка - разв. Станции Буйба (629 км трассы Абакан - Кызыл) - г. Абакан

прошли 6 км, перепад высот 430 м, Ходовое время 01:00

Проснулись по сигналу будильника. Темно, дождь. Так и пролежали до 06:30, пока не начало немного сереть. Дождь затих. Встаём и быстро собираем вещи. Тучи висят над самой головой.

07:00 - перешли по камням речку и по дороге продолжаем идти вниз.

Дорога плавно поворачивает направо и начинает спускаться вниз по долине реки Поганка. Продолжаем движение по дороге и минут через 10 снова выходим к речке, переходим на пра-вый берег вброд (н/к).

Опять начался дождь.

Через 40 минут после выхода проходим долину второго левого притока реки Поганки. Ниже его устья дорога переходит на левый берег. Переходим вброд (н/к) на левый берег. По карте до трассы не более 2-х километров.

08:00 - вышли на трассу. А дождик всё льёт и льёт.

От слияния правой и левой Араданки до разв. Станции Буйба - 3 ч. 15 мин. ходового време-ни.

Пересекли трассу и укрылись под навесом какого-то сооружения, то ли остатки старого моста, то ли погрузочная площадка. Сверху не капает и хорошо.

08:10 - подошла машина. Грузимся и едем в Абакан.

Вокруг сыро, низкая облачность, ветер, дождь.

В Абакане тепло, + 20°С, дождя нет. Заехали в ПСС, снялись с учёта.

13:25 - приехали на железнодорожный вокзал.

19:20 - отправление поезда № 67 Абакан - Москва.

24.08.04.

Весь день едем.

25.08.04.

В 15:46 приехали в Пермь.

8. Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута

Группой туристов из Пермской области совершен поход пятой категории сложности в районе Западных Саян.

Группа за 22 ходовых дня прошла 264 км (271 км с учётом радиальных выходов), посетила 3 хребта - Метугул-Тайга, Ергаки и Араданский. Было пройдено 23 перевал (из них 16 категорий-ных). Совершено 4 восхождения на вершины (из них 1 категорийное). Пройден один траверс хребта.

Заявленный маршрут пройден полностью. Из запасных вариантов маршрута двумя мы вос-пользовались в сторону упрощения маршруты из-за неблагоприятных погодных условий. Про-шли пер. Курсантов западный (1А), вместо пер. Курсантов восточный (2А) и пер. Проходной (1А), вместо пер. Поднебесный (2А).

Ещё один запасной вариант, прохождение траверсом хребта, от р. Б. Бакланиха до р. лев. Араданка наоборот, пройден благодаря хорошим погодным условиям.

Из-за дождей, в начале похода, у нас получилось отставание от графика на 3 дня, в связи с этим пришлось отказаться от днёвки на оз. Художников. Днёвку возле водопадов Богатырь и Грация нам пришлось сократить до полуднёвки.

В заключительной части похода, опять же из-за плохих погодных условий пришлось отказать-ся от последней днёвки и пойти по запасному варианту маршрута.

Западный Саян очень интересный и легкодоступный район, особенно хребет Ергаки. Ком-пактное расположение, великолепные озера, мощные вершины, хорошие тропы и подъезды, наличие неплохого картографического материала сделали этот район очень популярным среди туристов и отдыхающих. Как следствие наличие хороших троп, стоянок, но и повышенная за-грязнённость, особенно наиболее популярных и легкодоступных мест (озёра Светлое, Радуж-ное, Художников). Пока топливо для костра найти можно, но если эксплуатировать район в том же темпе, то скоро жечь будет нечего. Уже сейчас, участники нашего похода, бывавшие здесь ранее отмечают большие изменения, и как правило, в худшую сторону. Насколько решит про-блему экологии создание Национального парка покажет время.

В связи со сказанным, группам, планирующим поход в данном районе необходимо подумать о применении альтернативного топлива, чтобы ещё больше не наносить вред природе. Так же необходимо позаботиться об утилизации мусора.

При планировании стоянок выше зоны леса необходимо иметь примус или газовую горелку. Так же они могут пригодиться при экстремальной ночёвке в безлесной зоне.

Из снаряжения каждому участнику необходимо иметь индивидуальные средства защиты (кас-ку), а при планировании прохождения перевалов 2А к. с. и выше иметь полную страховочную систему и устройства для спуска и подъёма. Не зависимо от категории сложности похода, по-надобится защита от дождя. Не будет лишним каждому иметь альпеншток, или хотя бы лыжные палки.

На группу, при планировании прохождения перевалов и восхождений 1Б к. с. и выше необхо-димо иметь 2 основные верёвки (40 м). Особенно после дождей они очень даже могут понадо-биться, а так же как дополнительная страховка при преодолении водных преград.

Для ориентирования на маршруте мы пользовались картой Ергаки, масштаба 1:75 000 (в 1 см - 750 м). Сечение рельефа 20 м.

Участок перехода с р. левая Араданка на р. Поганка взят с той же карты, но уже с обзорной части масштабом 1:550 000 (в 1 см - 5,5 км). Дополнительно использовалась карта масштаба 1:200 000 и туристская "синька" масштаба 1:100 000.

К сожалению, исходных данных производителя карты и год издания мы на ней не обнаружи-ли.

Параметры перевалов взяты из легенды к той же карте.

Карта великолепна и в сравнение с "синьками", которыми раньше пользовались туристы, намного эстетичнее, а главное информативнее, в первую очередь благодаря горизонталям. Однако при всех своих плюсах карта содержит очень много ошибок. Пришлось вносить коррек-тивы. Например, высота пер. Минусинских туристов по легенде 2150 м, а ниже перевала прохо-дит горизонталь с отметкой 2300 м, и так во многих случаях.

Ещё одна неточность, это когда одна и та же горизонталь имеет разные подписи. Так гори-зонталь чуть выше оз. Меткуль имеет отметку 12200 м, а ниже, около врезки с легендой уже 1300 м. В этих случаях отсчёт горизонталей мы вели от обозначенных горных вершин.

Так же приходится вести корректировку троп, так многие нанесённые на карте, в реальности отсутствуют. Это так же явилось причиной отставания при прохождении маршрута от заявлен-ного. Например, мы много времени и сил потратили на поиски тропы нарисованной от пер. Вспомогательный, до пер. Спасателей 2, но так и не обнаружили. Не нашли мы тропу и вдоль р. правый Тайгиш. А по долине р. правая Араданка тропа появляется только недалеко от её слия-ния с р. левая Араданка, хотя по карте она нарисована от самых верховий.

Отсутствуют нанесённые на карте избушки, в частности на оз. Б. Буйбинское. Летом это ко-нечно не так существенно, а вот зимой, может привести к печальным последствиям.

Неверно нанесены и некоторые объекты гидрографии. В западном цирке пер. Меткуль на карте нанесено 2 озера, а по факту там их три.

В долине правого притока р. Б. Тайгиш, под пер. Спасателей 2, находится 2 озера, на карте их нет.

В северном цирке пер. Межозёрный, нарисован ручей, впадающий в озеро, но мы его не уви-дели. А довольно крупный приток, правого притока р. Кебеж, под вершиной Перевальная, на-оборот, на карте отсутствует. То же относится и к ручью, стекающему с Озёрного плато, в ре-альности он довольно полноводный, а на карте отсутствует.

При планировании маршрута мы хотели воспользоваться для передвижения Санным воло-ком, нанесённым на карте, на местности мы не обнаружили никаких его следов.

Тропа на карте, вдоль р. Б. Бакланиха, ведущая на водораздел с р. Поганкой, и идущая вдоль ЛЭП, в природе представляет собой дороге. Это же и с тропой идущей от трасса Абакан - Кы-зыл, на пер. Пещерный, вдоль р. Поганка. Это настоящая просёлочная дорога.

Эти и другие выявленные нами ошибки мы указали в техническом описании и нанесли на кар-ту.

В свете всего сказанного, ещё одна рекомендация руководителям при планировании похода. Тщательно ознакомиться с отчётами предшественников, особенно обратить внимание на опи-сание перевалов. Простые перевалы типа н/к и 1А к. с., могут преподнести сюрпризы, если не знать о хитрых путях их прохождения. Например, при прохождении пер. Слоновий (1А) с юга на север, всё можно увидеть визуально, но если идти его наоборот, то нужно знать, что заход на него идёт по гребню-хоботу, который начинается в 2-3 км от перевальной седловины, ниже по долине р. правая Араданка. Если же подойти к седловине перевала, то упрётесь в почти отвес-ную стену высотой в несколько сот метров. И таких перевалов в районе много.

Приложение № 1

Контрольные записки

1. Перевал Метугул-Тайга

Группа туристов в составе 6 человек совершает поход I категории сложности из города Абакана (Козульки, Камска). Нашли записку группы туристов из города Томска. Погода нормальная. Со-стояние группы хорошее. Руководитель группы Привалщекин Илья. 20.07.2004.

2. Перевал Меткуль

Группа туристов Д/тв г. Новокузнецка в количестве 12 человек, совершая пешеходное путеше-ствие III к. с. вышла к туру пер. Мет-Куль (1Б) со стороны реки Мет-Куль. Метеоусловия сносные (облачно, туман). Состояние группы хорошее. Поднялись к туру в 10-30 6 августа 2003 г. Снята записка туристов г. Новокузнецка, руководитель Шарко С. Руководитель группы: Куртухова С. А. Наш адрес: г. Новокузнецк, 654044, ул. Косыгина, 5-90.

3. Перевал Курсантов Западный

Перевальная записка.

Группа туристов Каратузского ЦДЮТ, совершая поход I категории сложности, поднялась на пер. Курсантов Зап. (1А) со стороны озера Художнков. Продолжаем движение в сторону озера Мра-морного. Снята записка туристов: не было. Метеоусловия: пасмурно, ветер 5 м/секунду (с/з). Дата и время: 09.08.2004, 10-35. Количество участников 16 человек. Руководитель Федорцов С. И.

4. Перевал Курсантов Западный

Группа туристов т/к "Экватор" ЦДТ Советского района г. Новосибирска, совершая пеший поход II категории сложности, взошла на перевал Курсантов Западный со стороны озера Художников в 09-30 31.07.04. Состав группы 11 человек. Руководитель Макаров И. В. Снята записка тури-стов из С. Петербурга-Иркутска от 30.07.04. Погода ясная, настроение доброе, идем на озеро Мраморное и далее на озеро Светлое.

5. Перевал Тушканчик

Группа города Абакана (3 человека) поднялась на перевал Тушканчик 26.07.04 со стороны озе-ра Радужное на озеро Светлое. Сняли записку группы из Лесосибирска от 22.07.04.

6. Перевал Красноярцев

10.08.04. 8 чел. Группа из Пермской области прошла перевал Красноярцев к озеру Радужному. Погода облачная. Сняли записку группы из г. Лесосибирска от 24.07.04.

Пермская область с. Кишерть, ЦДТ, Падуков.

7. Перевал Спящий Саян

Перевальная записка.

Группа туристов Каратузского ЦДЮТ, совершая поход I категории сложности, поднялась со сто-роны озера Радужное. Продолжаем движение в сторону перевала Тайгиш-1. Снята записка ту-ристов г. Зеленогорска ЦЭКиТ, руководитель Токорев В. М. Метеоусловия: облачно, ветер 15 м/секунду (с/з). Дата и время: 07.08.2004, 10-40. Количество участников 15 человек. Руководи-тель: Федорцов С. И.

8. Перевал Сказка

09.08.04. 8 чел. Группа из Пермской области преодолела перевал Сказка со стороны озера Сказка. Сняли записку туристов из Новокузнецка. Пермская область с. Кишерть, ЦДТ, Падуков.

9. Перевал Межозерный

10.08.2004 года группа туристов т/к "Вибрам" из города Владивостока поднялась на перевал Межозерный в 16-00 со стороны водопада Богатырь, спускаемся в сторону Черного озера.

Состав группы: Береснев Олег Павлович, Беленьков Евгений Андреевич, Халтурин Дмитрий Ев-геньевич, Заровный Вова, Сергеев Тёмошка, Александрова Маришка, Шкарбалюк Алёнушка.

10. Перевал Близнец Восточный

Группа туристов города Югорска, совершая поход третей категории сложности, в составе 9 че-ловек вышла на перевал Близнецы Восточные (2А) 21 июля 2004 года в 14-30 по маршруту озеро Ледяное - озеро Безрыбное. Метеоусловия: облачно, температура примерно 22 градуса. Состояние группы: хорошее. Группа уходит в направлении озера Безрыбное. Время выхода 21 июля 2004 года в 15-00.

Состав группы:

Руководитель: Голоколенов Алексей Геннадьевич

Участники: Медведев Алексей Владимирович, Прибылов Алексей Сергеевич, Гришин Даниил Вячевлавович, Максимов Илья Юрьевич, Каримова Ольга Игоревна, Бирюков Никита Алексан-дрович, Лобанов Кирилл Викторович, Лобанова Татьяна Александровна.

Снята записка группы: записки нет.

ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА г. ЮГОРСКА, 628260, а/я 183 г. Югорск, Тюменской области

e-mail: grecha@sovetsky.wsnet.ru

11. Перевал Близнец Западный

13-15, 11 августа 2004 г. Группа туристов из города Рязани в составе 6 человек под руково-дством Романова А. Н. взяла перевал Зап. Близнец со стороны озера Безрыбное. Погода хо-рошая. Просим записку прислать по адресу: 390013 г. Рязань ул. МОГЭС д. 30 кв. 59.

12. Перевал Зеленый

Группа туристов из Москвы-Питера-Зеленограда в составе 7 человек взошла на перевал Зеле-ный 12.08.2004 г. 13-54. Погода облачно-солнечно, иногда дождь. Настроение хорошее, но про-хладно.

13. Перевал Прапор юности

КОНТРОЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Группа туристов Дворца творчества детей и молодежи в количестве 9 человек, руководитель Захватова В. П., совершая пешеходный поход третей категории сложности, вышла к туру пере-вала Прапор Юности (1А, 1700 м) 17 августа 2004 года в 16-00. Погода отличная. Состояние группы хорошее. Продолжаем движение на озеро Красное.

Сняли записку группы: г. Абакан, "Инфоцентр+", 5 чел.

14. Перевал Медвежий

КОНТРОЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Группа туристов Дворца творчества детей и молодежи в количестве 9 человек, руководитель Захватова В. П., совершая пешеходный поход третей категории сложности, вышла к туру пере-вала Медвежий (1А) 17 августа 2004 года. Погода отличная. Состояние группы хорошее. Про-должаем движение на озеро Красное через перевал Прапор Юности.

Сняли записку группы: г. Новосибирска "Панда-БОБР" под руководством Ласкарь А.К.

15. Перевал Снежный

Группа туристов г. Новосибирска "ПАНДА-БОБР", совершая поход второй категории сложности в составе 14 человек вышла на перевал (к туру): Снежный (1А) 13 августа 2004 года в 10-20 со стороны: перевала Медвежьего. Метеорологические условия: солнечно и ясно. Состояние груп-пы: отличное. Видимость хорошая. Группа уходит в направлении: р. Арадан. Время выхода 10-40. Руководитель: Ласкарь А. К. Снята записка группы: с. Ермакаво - с. Казанцево от 12 августа 2004 г. Под руководством Шишкина С. В. Маршрутная книжка № 0-152-04.

16. Перевал Проходной

15-00 06.08.2004 г. Группа Красноярский спелеологов под руководством Катанаева С. Ю. (6 ч), совершая горный поход, взошла на перевал Проходной со стороны 9 озер. Идем на Изумруд-ную гитару - станем лагерем. Сняли записку от 10.07.04. Туристы из Междуреченска (рук. Че-репанов). Погода мерзкая, дождь, туман - все как всегда.

17. Перевал Минусинских туристов

КОНТРОЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Группа туристов Дворца творчества детей и молодежи в количестве 9 человек, руководитель Захватова В. П., совершая пешеходный поход третей категории сложности, вышла к туру пере-вала Минусинцев (1Б) 12 августа 2004 года. Погода отличная. Состояние группы отличное. Продолжаем движение на пик Араданский (радиально), спуск в долину реки Озерной.

Сняли записку группы: записки нет.

18. Пик Араданский

КОНТРОЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Группа туристов Дворца творчества детей и молодежи в количестве 9 человек, руководитель Захватова В. П., совершая пешеходный поход третей категории сложности, вышла к туру пика Араданского 12 августа 2004 года. Погода отличная. Состояние группы отличное. Продолжаем движение в долину реки Озерной.

Сняли записку группы: записки нет.

Приложение № 2

126 Строителей западный 2100
127 Строителей восточный 2100
128 Энергетиков 2150

* - высоты перевалов откорректированы после похода.

Фотографии:

Отчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным СаянамОтчёт о пешеходном походе V к.с. по Западным Саянам