Виды туризма
Федерация спортивного туризма Воронежской области Воронежский городской клуб активного туризма и альпинизма
Отчёт
о пешеходном туристском походе 3 категории сложности по Кольскому полуострову горному массиву Хибины, совершённом группой туристов г. Воронежа в период с 6 августа по 22 августа 2014 года
Маршрутная книжка № 19-14 Руководитель группы:
Тураев Александр Степанович
г. Воронеж, ул. Лизюкова, д. 80, кв. 118 turaev58@yandex.ru
8-905-053-26-21
Воронежская зональная маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем
участникам и руководителю категории сложности. Отчёт использовать в библиотеке
г. Воронеж 2014 г.
Содержание
1.2 Подробная нитка маршрута 4
- ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОХОДА 6
- РАСЧЕТ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ 11
- ФИНАНСОВЫЕ РАСХОДЫ ГРУППЫ 12
- ОБЩЕСТВЕННОЕ СНАРЯЖЕНИЕ ГРУППЫ 12
- ИЗМЕНЕНИЯ МАРШРУТА И ИХ ПРИЧИНЫ 13
- ФАКТИЧЕСКИЙ ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ 14
- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА 16
Четвертый день (11.08.2014) 19
Одиннадцатый день (18.08.2014) 29
Двенадцатый день (19.08.2014) 31
Тринадцатый день (20.08.2014) 33
- ПРОХОЖДЕНИЕ ПЕРЕВАЛОВ 35
- ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 40
- ПРИЛОЖЕНИЯ 41
-
Справочные сведения о походе
-
Проводящая организация:
Федерация спортивного туризма Воронежской области.
Воронежский городской клуб активного туризма и альпинизма. г. Воронеж, ул. Театральная, 19.
Место проведения похода:
Российская Федерация. Кольский полуостров. Горный массив Хибины.
Общие справочные сведения о маршруте:
Вид туризма |
Степень (кате- гория) слож- ности похода |
Протяжённость активной части похода, (км) |
Продолжитель- ность |
Сроки проведения |
|
общая |
ходовых дней |
||||
пешеходный |
3 (третья) категория |
211 |
17 дней |
12 дней |
6.08-22.08 2014 г. |
Пройдено препятствий: 1А – 2 шт, н\к перевалов – 6 шт.
Суммарный перепад высот маршрута (подъем + спуск) составил 15587 метров.
1.2 Подробная нитка маршрута Заявленный маршрут:
Кольский полуостров. Горный массив Хибины.
г. Кировск - пер. Кукисвумчорр – КСП - пер. Северный Чоргорр (1А) - ручей Меридиональный - ущелье Аку-Аку - пер. Юмъекорр - ручей Меридиональный – пер. вост. Арсеньева – пер. Ферсмана - плато Парус - ручей Меридиональный - пер. Южный Чоргорр – КСП - пер. Северный Рисчорр (1А) - пер. Южный Рисчорр – КСП - оз. Гольцовое - пер. центральный Лявочорр (1Б) – оз. Гольцовое - пер. Южный Партомчорр – пер. Умбозерский – КСП - пер. западный Петрелиуса – ущелье Рамзая – оз. малый Вудъявр - г. Кировск
Пройденный маршрут:
Кольский полуостров. Горный массив Хибины.
г. Кировск - пер. Кукисвумчорр – КСП - пер. Северный Чоргорр (1А) - ручей Меридиональный - ущелье Аку-Аку - пер. Юмъекорр - ручей Меридиональный – пер. вост. Арсеньева - ручей Меридиональный - пер.
Южный Чоргорр – КСП - пер. Северный Рисчорр (1А) - пер. Южный Рисчорр – КСП - оз. Гольцовое – цирк около пер. центральный Лявочорр (1Б) – оз. Гольцовое – пер. Умбозерский – КСП - пер. западный Петрелиуса
– ущелье Рамзая – оз. малый Вудъявр - г. Кировск
*Цветами выделены изменения в маршруте
Состав туристской группы:
№ |
ФИО |
Год рож- дения |
Место работы (долж- ность), учёбы |
Опыт участия |
Обязанность в группе |
Домашний адрес и телефон |
1 |
Тураев Александр Степанович |
1958 |
НОП «ДОТ» |
Р – 3 к.с. Хибины У – 3 к.с. Полярный Урал |
Руководитель |
г. Воронеж, ул. Лизюкова, д. 80, кв. 118, тел. 8-905-053-26-21 |
2 |
Остапенко Сергей Юрьевич |
1990 |
ОАО КБХА, инженер-электроник |
У – 1 к.с. Папай У – 1 к.с. Тхач У -1 к.с. Папай Р – 1 к.с. Лаго- Наки |
Заместитель руководителя, рем мастер |
г. Воронеж, ул. Бульвар Пионеров, д. 2, кв 48, тел. 8-952-105-78-98 |
3 |
Потапова Анна Сергеевна |
1983 |
МБОУ Лицей №8, преподаватель |
У – 1 к.с. Лаго- Наки |
завпит |
г. Воронеж ул. Вл.Невского д.36 кв.192 тел. 8-951-562-04-81 |
4 |
Гриднев Дмитрий Сергеевич |
1988 |
ОАО "Концерн "Созвездие", инженер- электроник |
У – 1 к.с. Лаго- Наки |
завхоз |
г. Воронеж, ул. Минская, д. 29, кв 28, тел. 8-920-45-49-815 |
5 |
Попов Илья Константинович |
1990 |
НОУ "Взрыв испытания", преподаватель |
Р – 1 к.с. Лаго- Наки |
штурман |
г. Воронеж, ул. Машиностроителей, д.13/1, кв.49, тел. 8-950- 757-0432 |
6 |
Тищук Евгений Павлович |
1990 |
ВГПУ, Управление ДОТ, программист |
У - 3 к.с. Полярный Урал Р - 1 к.с. – Лаго- Наки |
фотограф |
г. Воронеж, ул. Богдана Хмельницкого, д 56 "Д", кв. 75, тел. 8-920-429- 58-95 |
7 |
Горбунов Алексей Викторович |
1977 |
ООО АРТ-Центр, ведущий разработчик |
У - 3 к.с. Полярный Урал У – 1 к.с. Лаго- Наки |
медик |
г.Воронеж, ул.Переверткина, д. 32, кв. 63, тел. 8-910-240- 65-38 |
8 |
Завалишина Татьяна Викторовна |
1983 |
ООО "Сименс Трансформаторы" |
У – 1 к.с. Теберда – Домбай – Архыз – София У – 1 к.с. Крым |
хронометрист |
г. Воронеж, ул. Минская, д. 69\2, кв. 197, т. 8-960-122-80-45 |
9 |
Божеева Елена Валерьевна |
1992 |
ВГУ, 4 курс, экономический |
У – 1 к.с. Тхач У – 1 к.с. Папай У – 1 к.с. Лаго- Наки |
летописец |
г.Воронеж, ул.Хользунова, д.42, к.51, тел. 8-920-449-78- 17 |
Адрес хранения отчёта:
г. Воронеж,
(копии в электронном виде у руководителя и на сайте федерации спортивного туризма Воронежской области poxod36.ru).
Какой организацией, МКК рассмотрен поход:
- поход рассмотрен Воронежской ЗМКК.
-
Характеристика района похода
Географическое положение. Хибинские горы расположены в центре Кольского полуострова, в 80 километрах к северу от Белого моря, севернее 67- й параллели, за Полярным кругом.
Саамское название гор - Умптэк. Хибинские тундры, Хибинские горы, Хибины - современное название. Происхождение его неизвестно. В русских говорах Кольского полуострова и Архангельской области известен термин
«Хибен», означающий «плоскогорье».
Хибинский горный массив представляет собой магматическую интрузию карбонового возраста. Это подковообразное плато радиусом около 30 км, сложенное горными породами - нефелиновыми сиенитами. Характерной особенностью Хибинского массива является кольцевое строение – комплексы пород образуют дуги, наиболее молодые породы располагаются в центре массива.
Характерными элементами рельефа Хибин служат плоские вершины гор, крутые склоны, гляциальные формы – цирки и кары, занимающие почти 30% площади массива. Кары представляют собой обширные чашеобразные углубления на склонах гор. Горные цирки - это котловины в виде амфитеатра. В цирках и карах Хибин в период оледенений была сконцентрирована деятельность ледников на протяжении длительного времени, что объясняет их грандиозные размеры. Для Хибинского массива характерны два типа цирков: простые и сложные. Простые цирки расположены главным образом в верховьях рек. Сложные цирки представляют собой систему из нескольких простых, например, цирки в верховьях рек Тулиок, Расвумиок, Петрилиуса, Вуоннемиок.
Особый интерес среди форм рельефа Хибин представляют открытые трещины и ущелья, которые располагаются на водоразделах в верховьях рек (ущелье Рамзая, перевал Юкспорлак), пересекают горные плато и отроги (перевал Сев. Чоргорр, ущелье Географов).
Наивысшая точка Хибин – гора Юдычвумчорр (1200 м над уровнем моря).
К горному массиву с запада и востока примыкают обширные долины с крупнейшими озерами края - Имандрой и Умбозером. Некоторые речные долины, подчиняясь замысловатой трещиноватости, резко, почти под прямым углом, меняют свое направление (например, долина р. Гакмана). Но характерными особенностями долин все же являются широкие днища (до 1 км) и прямолинейность, что связано с их ледниковой обработкой (долины рек Лопарской, Юкспорйок, Кукисйок, Вуоннемйок и др.).
Природные ресурсы. Хибинские горы расположены в северной таежной зоне. Для них характерна смена высотных поясов растительного покрова: лесной пояс сменяется переходным субальпийским поясом березового криволесья, а затем альпийским поясом горной тундры. Из-за суровых климатических условий почти все травы Хибин многолетние. Деревья и кустарники растут здесь очень медленно. Медленное сползание снежного покрова на склонах приводит к саблевидной форме и изогнутости стволов у берез. Под защитой снежной толщи формируются своеобразные формы древесной растительности: стелющиеся формы и ели в «юбках», когда нижняя часть кроны очень густая и начинается прямо от самой земли.
На территории Хибинского массива в настоящее время установлено около 500 минералов, десятки которых имеют практическую ценность, 110 не встречаются нигде больше. Такое сосредоточение на ограниченной территории огромного количества минералов не имеет аналогов ни в одном месте земного шара. Своеобразие геохимии Хибинского массива ведет к накоплению редких минералов и создает месторождения совершенно новых полезных ископаемых.
Водные артерии. Большое количество выпадающих осадков, низкая испаряемость и наличие скальных водоупорных поверхностей обуславливают в Хибинах значительное количество рек, ручьев, озер, болот и родников.
Реки Хибин невелики по размерам: длина реки Кунйок 39 км, р. Тульйок
- 23 км, р. Б. Белая - 20 км. Начало рек приходится либо на озера, либо на ручьи, зарождающиеся из подземных источников. Средние скорости течения составляют 0.4-0.6 м/сек., достигая в половодье 2 м/сек. Ширина рек при выходе на равнину увеличивается до 20 метров при глубине до 2 метров.
По водному режиму речную сеть Хибин можно разделить на две основные группы: сезонную или временную, и постоянную. Для сезонных рек (таких, как Подъемная, Гакмана, Поачвумйок, Тахтарвумйок, и большинство мелких рек) характерно резкое изменение режима, а также большая зависимость от атмосферных осадков. К концу лета они почти полностью пересыхают.
С двух сторон Хибины окружены большими озерами тектонического происхождения - Имандра (площадь 876 кв. км, глубина 67 м) и Умбозером (площадь 313 кв. км, глубина 115 м). Внутри горного массива свыше 30 мелких озер, среди которых наиболее значительные озера - Большой Вудъявр (площадь 3,24 кв. км, глубина 38,6 м) и Малый Вудъявр (площадь 0,67 кв. км, максимальная глубина 10,6 м).
Наша задача при планировании данного маршрута состояла в ознакомлении с природой и достопримечательностями заполярного края, единению с природой и прибыванию в отдалении от городского шума и забот. Третья категория сложности предусматривает достаточно большое кол-во перевалов и приличный километраж, мы хотели побывать во всех самых интересных и красивых местах Хибин. По плану мы собирались подняться на три категорийных перевала Северный Чоргорр (1А), Северный Рисчорр (1А) и Ферсмана (1Б).
Пополнять продуктовый запас в Хибинах негде, поэтому нам пришлось закупать все сразу на 13 дней пребывания в походе. Возможность раздобыть что-то есть только в КСП (базе спасателей).
Проблем с водоснабжением не было. Реки и озера встречались постоянно, только на перевалах и вершинах мы начинали активно использовать фляжки. Вода во всех водоемах чистая и очень вкусная, пить можно без кипячения.
Что касается мобильной связи, то она была у КСП, на перевалах и вершинах, находились операторы МТС и Мегафон. В долинах и цирках связи не было.
Со спортивно- туристской точки зрения район уверенно позволяет про- водить пешие походы до 3 категории сложности. Наш маршрут проходил по основным перевалам и частям горного массива Хибин, мы запланировали и прошли сложный и очень интересный маршрут, который нас испытывал на прочность каменно-осыпными участками и погодными условиями. Пройти получилось не все из-за сложных погодных условий на перевалах, мы обязательно еще туда вернемся и все преодолеем.
Основные естественные препятствия, встречающиеся на маршруте:
- узкие туристические тропы с каменистым и корневым покрытием;
- каменно-осыпные участки на перевалах, по которым приходилось идти очень осторожно из-за скользких и «живых» камней;
- снежники на перевалах, скользкие и с большим уклоном;
- броды через многочисленные реки глубиной до 40 см;
- переправы по полуразрушенным мостикам;
С экскурсионно-познавательной точки зрения маршрут очень интересен, т.к. приехав в Хибины можно на сравнительно небольшом участке горного
массива побывать. даже за один день, в совершенно разных условиях: от хвойного леса высотой 5-7 метров до камней и мха на вершинах. Северные аскетичные пейзажи очень красивы и не повторимы, в долинах мы видим живой нетронутый лес с невероятной растительностью на земле, а поднимаясь в горы перед нами открываются снежные перевалы, ущелья и цирки, а главное долины с видами на бескрайние северные озера и тундры.
Из природных достопримечательностей перед нами открылось очень большое разнообразие красот. В первый день мы попадаем в долину с перевалом Кукисвумчорр. За перевалом видим красивейшие озера и горный хребет Поачвумчорр. Далее двигаясь по маршруту мы преодолеваем перевал северный Чоргорр и попадаем в участок Хибин, где нет никаких дорог, только туристические тропы, отсутствие возможности туда добраться на каком-либо виде наземного транспорта делает этот участок изюминкой для любителей природы и чистоты. Идя далее, мы заходим в ущелье Аку-Аку, которое встретило нас туманом, но в таком виде оно было еще более красивым и загадочным, перед нами появлялись различные силуэты из дымки, и дорога скрывалась за нею. Идти в таких условиях по ущелью мне очень понравилось. После прохождения перевала Юмъекорр нам открылся прекрасный вид на окрестные горы и долины. Поднявшись на следующий перевал вост. Арсеньева, мы обнаружили на нем лыжи и санки, оставленные туристами зимой. С двух сторон у перевала Южный Чоргорр находятся очень красивые горные озера с голубой водой. Когда мы забрались на снежную часть перевала Северный Рисчорр, перед нами открылся вид на Умбозеро и Ловозёрские тундры. Далее по маршруту мы пошли на север к озеру Гольцовое, которое поразило своей красотой и пейзажами, открывающимися оттуда на Хибины. Горное озеро у перевала западный Петрелиуса и обрывистые скалы вокруг него создают прекрасный пейзаж, вода в озере голубая и очень чистая, а горы вокруг настолько крутые и высокие, что даже некоторые облака идут ниже их вершин. После прохождения выше описанного перевала открывается просторный и очень красивый вид на долину. Около озера малый Вудъявр на склоне горы находится старинная паровая машина для откачки воды и заброшенные шахты начала 20 века длиною более 500 метров.
Из неприятного для туристов соседства на высотах до 600 метров нас часто грызли комары, но их было не так много, т.к. был уже август и начинало холодать. Клещей обнаружено не было.
Транспортная инфраструктура горного массива Хибин представляет собой одну каменно-грунтовую дорогу, которая проходит от Кировска через Ботанический сад, КСП и до озера Гольцовое, далее дорога становится труднопроходимой и заводненной и уходит на северо-запад на Имандру.
В качестве вариантов аварийного схода с маршрута можно рассматри- вать выход к Имандре по туристической тропе вдоль реки Гольцовка, если мы находимся за перевалом Северный Чоргорр. Если мы находимся около перевала Юмъекорр, то можно выйти на ст. Нефелиновые пески. При нахождении в северной или восточной части Хибин у озера Гольцовое или на перевалах рядом, аварийным выходом является только пункт спасателей (КСП).
-
Расчет категории сложности
Протяженности (l) = 211 км
Продолжительности (t) = 13 дней (12 ходовых + дневка)
Локальным препятствиям (ЛП) = 2+2 переправа + 2+2+2+2+2+2 перевалы + 6 Рисчорр Сев.(1А) + 7 Чоргорр Северный(1А) + 2+2 Каньон = 33 Протяженным препятствиям (ПП) = 10+10 Растительный покров + 10+9+6 Осыпи, морены = 45
Району похода = 10 (Кольский полуостров) Автономности = 1 (полная автономность) Перепад высот = 15587 метров
Расчет перепада высот:
Дни |
Основной маршрут |
Радиальный выход |
||
Набор высот |
Сброс высоты |
Набор высоты |
Сброс высоты |
|
1 |
271 |
242 |
444 |
444 |
2 |
29 |
105 |
- |
|
3 |
767 |
802 |
- |
|
4 |
333 |
267 |
- |
|
5 |
459 |
404 |
931 |
931 |
6 |
588 |
663 |
- |
|
7 |
923 |
923 |
- |
|
8 |
35 |
87 |
- |
|
9 |
687 |
688 |
- |
|
10 |
575 |
503 |
- |
|
11 |
1086 |
1000 |
- |
|
12 |
- |
616 |
617 |
|
13 |
79 |
88 |
- |
Коэффициент перепада высот (К) = 1+H/30 = 1+15,5/30 = 1,516 Общее количество баллов (ОКС) = ЛП+ПП+(ГАК) = 33 + 45 + ((10*1*1,582) = 93,82
Количество баллов соответствует третьей категории сложности для пешеходного похода.
-
Финансовые расходы группы
Дорога туда:
Добираться туда мы решили с пересадкой в Москве. Поезд Воронеж – Москва № 45 стоимость 1200 рублей. Поезд Москва – Апатиты № 092А стоимость 2700 рублей.
Дорога обратно:
Поезд Апатиты – Воронеж № 285А стоимость 3600 рублей.
Расходы на еду:
Мы собирались по 2000 рублей.
Дополнительные расходы:
Доставка на автобусе от Апатит до Ботанического сада по 100 рублей (деньги из общака).
Баня у КСП по 200 рублей за два часа (деньги из общака).
Доставка автобусом от г. Кукисвумчорр до г. Апатитов по 160 рублей. Кто хотел покупали сувениры в магазине в Апатитах.
Общие расходы на одного участника похода составили около 11 000 рублей.
-
Общественное снаряжение группы
Вид снаряжения |
Количе ство |
Вес |
Описание |
Палатки |
3 шт |
4+4+4 кг |
Трехместные палатки с тамбурами и зимними юбками |
Котлы |
2 шт |
500+600 гр |
Каны, вставляются друг в друга |
Горелки |
2 шт |
400+400 гр |
Мультитопливные с ёмкостями для горючего на 0.5 и 1 литр |
Топливо |
9 шт |
8,5 литров |
Керосин 8 литров + 0.5 литра бензина |
Пила |
1 шт |
500 гр |
Лучковая |
Топор |
1 шт |
900 гр |
|
Тент |
1 шт |
800 гр |
3 на 3 метра |
Рем набор |
1 шт |
500 гр |
|
Аптечка |
2 шт |
2.5 кг |
|
Фотоаппарат |
1 шт |
1.2 кг |
Зеркальный фотоаппарат |
-
Изменения маршрута и их причины
- В первый день мы совершили дополнительный радиальный выход на высоту 800 метров около пика Марченко.
Пройдено за день - 5 км. Подъем – 444 м. Спуск – 444 м.
В том числе: по заросшему лесу 3 км, по каменисто-осыпному участку 2 км.
Грязное ходовое время - 3 часа.
Чистое ходовое время – 2 часа 30 минут.
- В пятый день мы должны были совершить радиальный выход на плато Парус через перевалы восточный Арсеньева и Ферсмана. Поднявшись на первый перевал погода начала резко портиться (налетали черные тучи и дул сильный ветер) и мы решили не лезть дальше и начали спуск. Буквально через 30 минут начался дождь, мы к этому моменту успели слезть с опасного каменистого участка. Дождь не прекращался до следующего утра.
- На девятый день мы должны были совершить радиальный выход до цирка около перевала центральный Лявочорр и подняться на сам перевал. Под постоянным дождем мы добрались только до цирка, сделали там не большой привал и пошли обратно. Подниматься на перевал в условиях сильного дождя и облаков на перевале было очень опасно.
- На десятый день мы должны были пройти от озера Гольцовое через перевалы Южный Партомчорр и Умбозерский до пункта МЧС. Но из- за облаков на перевалах, дождя и ветра мы решили не рисковать и отправились по пути пройденному в восьмой день до пункта МЧС. После прохождения во второй раз мели между озерами мы пошли на восток вдоль реки Партомъек до перевала Умбозерский и обратно. Пока шли шел дождь и дул сильный ветер.
- На двенадцатый день мы совершили дополнительный радиальный выход к паровой машине и заброшенным рудникам.
Пройдено за день 12 км.
В том числе: по каменно-грунтовой дороге 8 км, по каменно- осыпному участку 4 км.
Грязное ходовое время 4,5 часа.
Чистое ходовое время – 4 часа 30 минут.
- Фактический график движения
Дни пути |
Дата |
Участок пути |
Протя- жённость, (км) |
ЧХВ |
ГХВ |
Способ передвижения |
Метеоусловия |
1 |
8.08 |
Ботанический сад – пер. Кукисвумчорр – брод на реке Кунийок северо- восточнее горы Поачвумчорр |
18 |
5 |
4,3 |
пешком |
Утро + 15, ясно, слабый ветер Вечер + 24, облачно |
1 |
8.08 |
Радиальный выход на высоту 800 метров около пика Марченко |
5 |
3 |
2,3 |
пешком |
Ночь + 18, п\о, слабый ветер |
2 |
9.08 |
Брод на реке Кунийок северо- восточнее горы Поачвумчорр – КСП (база Куэльпорр) |
7 |
3 |
2,5 |
пешком |
Утро + 13, облачно, слабый ветер Вечер + 22, |
3 |
10.08 |
КСП – пер. Северный Чоргорр (1А) – река Маннепахк – слияние рек Маннепахк и Гольцовка |
15 |
8 |
5,5 |
пешком |
Утро + 15, облачно, ветер, туман Вечер + 17, |
4 |
11.08 |
Слияние рек Маннепахк и Гольцовка – ущелье Аку-Аку – слияние ручьев в лесу |
12 |
4 |
3,3 |
пешком |
Утро + 10, облачно, слабый ветер, туман Вечер + 13, п/о, |
5 |
12.08 |
Слияние ручьев в лесу – пер. Юмъекорр – слияние рек Гольцовка и Чеснайок |
10 |
4 |
3,4 |
пешком |
Утро + 12, облачно, слабый ветер День +20, п\о, |
5 |
12.08 |
Радиальный выход на пер. вост. Арсеньева |
18 |
6 |
5,3 |
пешком |
Вечер + 12, облачно, ветер, дождь |
6 |
13.08 |
Слияние рек Гольцовка и Чеснайок – пер. Южный Чоргорр - КСП |
15 |
7 |
5,2 |
пешком |
Утро + 14, п\о, слабый ветер Вечер + 20, п\о, небольшой дождь |
7 |
14.08 |
КСП – пер. Северный Рисчорр (1А) - пер. Южный Рисчорр - КСП |
18 |
6 |
5,1 |
пешком |
Утро + 12, п\о, ветер, Вечер + 15, п/о, слабый ветер, |
8 |
15.08 |
КСП – оз. Гольцовое |
10 |
3,5 |
3 |
пешком |
Утро + 15, п/о, слабый ветер Вечер + 20, п\о, небольшой дождь |
9 |
16.08 |
оз. Гольцовое – цирк около пер. Цент. Лявочорр – оз. Гольцовое |
17 |
6 |
5,3 |
пешком |
Утро + 10, облачно, дождь, ветер Вечер + 15, |
10 |
17.08 |
оз. Гольцовое – пер. Умбозерский - КСП |
22 |
8 |
5,4 |
пешком |
Утро + 12, облачно, слабый ветер Вечер + 15, |
11 |
18.08 |
КСП – пер. зап. Петрелиуса – ущелье Рамзая – оз. малый Вудъявр |
24 |
12 |
10,3 |
пешком |
Утро + 10, облачно, слабый ветер День + 20, п\о, |
12 |
19.08 |
Дневка на оз. малый Вудъявр |
- |
- |
- |
- |
Утро + 10, облачно, дождь |
12 |
19.08 |
Радиальный выход к паровой машине и заброшенным рудникам |
12 |
4,5 |
4,3 |
пешком |
День + 13, облачно, ветер Вечер + 15, облачно, дождь, |
13 |
20.08 |
Оз. малый Вудъявр – г. Кукисвумчорр |
8 |
2,5 |
2 |
пешком |
Утро + 10, облачно, дождь, слабый ветер Вечер + 17, п\о, |
ИТОГО: |
211 км |
-
Техническое описание маршрута
Первый день (08.08.2014)
Прибытие в г. Апатиты. Доставка на автобусе до Ботанического сада.
Переход по каменно-грунтовой дороге до брода на реке Кунийок северо- восточнее горы Поачвумчорр.
Ночлег (N67°46'08,79" E33°35'20,66") на площадке около реки Кунийок. Пройдено за день - 18 км. Подъем – 271 м. Спуск – 242 м.
В том числе: насыпной дороге - 4 км, по каменно-грунтовой дороге - 14 км. Грязное ходовое время - 5 часа 20 минут.
Чистое ходовое время – 4 часа 30 минут.
Радиальный выход на высоту 800 метров около пик Марченко. Пройдено за день - 5 км. Подъем – 444 м. Спуск – 444 м.
В том числе: по заросшему лесу 3 км, по каменисто-осыпному участку 2 км. Грязное ходовое время - 3 часа.
Чистое ходовое время – 2 часа 30 минут.
Выбравшись с поезда, мы оказались на ЖД вокзале города Апатиты на Кольском полуострове, тут уже веяло севером, но настоящие северные впечатления мы «откушаем» позже, а пока движемся в сторону автобусной остановки, нам необходимо доехать через город Кировск до Ботанического сада и оттуда начать свой путь.
Автобус мы нашли быстро и без проблем, нас без остановок, взяв всего 1000 рублей, доставили до нужного места.
Ботанический сад находится немного выше близлежащих городов, и мы смогли полюбоваться на прекрасные виды северных простор.
Накинули рюкзаки и отправились на север по каменного-грунтовой дороге, по которой периодически гоняли карьерные самосвалы и джипы. Пройдя 4 км, мы свернули на каменистую дорогу по ручью Вудъяврйок и направились к перевалу Кукисвумчорр. Погода была прекрасная, светило солнце и было не слишком жарко, мы наслаждались пейзажами горных массивов и озер. По пути встретили сошедший с вершин снежник, он очень красиво «сел» на ручей и образовал под ним тоннель.
По этой дороге мы прошли в первый день 18 км и после брода на реке Кунийок северо-восточнее горы Поачвумчорр поставили лагерь.
К вечеру начали набегать облака и немного накрапывал небольшой дождик. 8 августа солнце еще практически не заходило за горизонт и было
светло, поэтому мы решили немного прогуляться – устроить радиальный выход.
Радиальный выход мы решили делать на одну из ближайших вершин в надежде успеть сфотографировать красивые лучики солнца на склонах гор. Забираться стали на гору около пика Марченко высотой 1032 метра.
После выхода из зоны леса мы поняли, что подъем будет сложным, т.к. впереди одни только камни и многие из них шатались. Осторожно и страхуясь трекинговыми палками, мы поползли вверх, поднявшись до высоты около 800 метров, наткнулись на очень опасный осыпной участок и решили спускаться.
Обратно по лесу идти не стали, а решили вернуться по сухому руслу ручья, которое нас вывело на каменно-грунтовую дорогу и к лагерю.
Второй день (09.08.2014)
Брод на реке Кунийок северо-восточнее горы Поачвумчорр – озеро около КСП. Ночлег (N67°47'45,91" E33°35'07,63") у озера около КСП.
Пройдено за день - 7 км. Подъем – 29 м. Спуск – 105 м. В том числе: по каменно-грунтовой дороге - 7 км.
Грязное ходовое время - 3 часов 10 минут. Чистое ходовое время – 2 часа 50 минут.
Во второй день мы пошли дальше по каменно-грунтовой дороге на север и, не доходя КСП 500 метров, свернули на запад к реке Кунийок, где преодолели брод длинной 20 метров и глубиной 20-40 см. После речки прошли немного по каменно-грунтовой дороге до озера (N67°47'47,31" E33°35'06,25") и поставили там лагерь.
Погода во второй день была пасмурная, и немного накрапывал дождик, на высотах выше 900 метров были облака, которые скрывали верхнюю часть перевала Северный Чоргорр, на который нам надо было лезть на следующий день.
После обеда мы пошли в КСП отметиться и узнать насчет бани. Баня стоит 1000 рублей в час. После этого, решили сходить в небольшой радиальный выход на Красивый водопад (N67°47'42,85" E33°36'58,79"). Как оказалось, это не один водопад, а два - большой высотой около 7 метров, а маленький около 2-х.
Третий день (10.08.2014)
Озеро около КСП – перевал Северный Чоргорр (1А) – ручей Маннепахк – слияние рек Маннепахк и Гольцовка.
Ночлег (N67°49'07,70" E33°21'33,38") на поляне у слияния рек Маннепахк и Гольцовка.
Пройдено за день 15 км. Подъем – 767 м. Спуск – 802 м.
В том числе: по туристической тропе 6 км, по каменисто-осыпному участку 9 км.
Грязное ходовое время – 8 часа 30 минут. Чистое ходовое время – 5 часа 50 минут.
Проснувшись на следующий день, мы надеялись, что распогодится и что лезть на перевал мы будем под лучиками солнышка, но погода осталась такой же пасмурной и немного мокрой.
Позавтракав, мы вышли пораньше и направились на подъем по туристической тропе, которая вскоре кончилась и остались только камни и облако, которое нас ждало на высоте. Подниматься было тяжело из-за отсутствия нормальной тропы, потихоньку, поддерживая себя трекинговыми палками, забрались до снежника. По снегу на крутом подъеме было идти опасно, поэтому мы, пока была возможность, шли по камням, которые становились все больше, и нам приходилось местами не идти, а именно лезть, опираясь руками и садясь на попу.
Так мы добрались до самого перевала, в котором нам все-таки пришлось спуститься на снег и, страхуясь палками, постепенно пробираться вперед. Путь наш шел то завалам громадных валунов, то по узким тропинкам около снега. На самом перевале установлены таблички в память о погибших тут и традиционная тренога высоты, обвязанная ленточками и другой мелочью.
Перевалив перевал, начали спуск в долину, там камни были поменьше и идти было проще и приятнее; когда мы вышли из облака, перед нами открылся прекрасный вид на горы, леса и далекое озеро Большая Имандра.
Найдя хорошее место у ручья Маннепахк, мы пообедали и отправились дальше вниз до слияния рек. Спустившись в зону леса, народ периодически нападал на подножный корм (ягод - черника и голубика), которого в Хибинах полно, буквально, можно где-нибудь присесть и ползком, перемещаясь по найденному месту, набрать его целую бутыль. Лес на севере не повторим: деревья мелкие, но все живые; земли, кроме как на тропинках, не видно вообще, т.к. она полностью покрыта густыми зарослями мха, ягод и мелкого кустарника. В хорошую погоду так приятно просто лечь на эту подложку и
представить себе, что ты на перине, только естественной и очень приятной, и по которой буквально на пузике можно перемещаться и потихоньку поглощать ягодки.
Описание перевала Северный Чоргорр (1А):
Перевал Северный Чорргор находится в южнее вершины Путеличорр и имеет высоту 1000 метров.
Наиболее сложный перевал хребта. Расположен глубоким ущельем между вершинами Путеличорр и Индичвумчорр (вернее, её северной дальней безымянной предвершиной 1105м). Соединяет среднее течение реки Кунийок и среднее течение реки Гольцовки. Зимой сложность перевала завышена из-за лавинной опасности.
Подъем проходил по курумнику, чем выше мы поднимались, тем больше были камни. Размер камней до снежника составлял от 30 до 100 сантиметров, за снежником от 1 до 3 метров в диаметре. Угол подъема в среднем 25 градусов.
На вершине перевала находиться большой снежник, длинной около 1 километра, снег плотный и с ледяными наносами, проходили его по правому краю страхуясь трекинговыми палками.
Спуск с перевала представляет собой более пологий каменистый участок. После снежника камни крупные, до 1 метра, а спустившись ниже курумник становиться мелким, размер до 20 сантиметров. Угол спуска в среднем 15 градусов.
Четвертый день (11.08.2014)
Слияние рек Маннепахк и Гольцовка – ущелье Аку-Аку – слияние ручьев в лесу. Ночлег (N67°46'48,41" E33°15'00,13") на поляне у слияния ручьев.
Пройдено за день 12 км. Подъем – 333 м. Спуск – 267 м.
В том числе: по туристической тропе 8 км, по каменисто-осыпному участку 4 км.
Грязное ходовое время – 4 часа 20 минут. Чистое ходовое время – 3 часа 30 минут.
Ночью шел дождь, и на утро вылезать из палатки очень не хотелось, а тем более первыми, но мы были дежурные и деваться было некуда. Благо, что сухие, правильно уложенные дрова под тентом были, и мы, немного поколдовав с оргстеклом и топором, разожгли костер.
Позавтракав, отправились преодолевать очередной брод через реки Маннепахк и Гольцовка. Глубина брода 20-40 см, длинна 15 метров.
Далее шли по туристической тропе на запад вдоль реки до ручья, стекающего с ущелья Аку-Аку, у которого мы повернули на юг. Прошли около очень красивого озера (N67°49'14,08" E33°19'08,62") и начали подъем к ущелью. Подъем проходил вдоль ручья, и периодически нам попадались маленькие, но очень красивые водопадики.
Подойдя к ущелью мы поняли, что облака и дождь так просто нас не отпустят и будут нас проверять на прочность каждый день. Видимость была около 150 метров и, продвигаясь вперед, мы наблюдали все новые и новые силуэты гор и камней, окутанные мягкой дымкой. Пройдя часть ущелья, мы вышли к горному озеру, вода в нем была прозрачно-зеленая и очень спокойная, окружающие горы отражались в нем как в зеркале.
У этого озера с левой стороны было две тропы, ведущих дальше по маршруту: одна проходила по узкой, как будто вырубленной в скале, полочке на высоте около 10 метров над водой, а другая шла по крутому скользкому подъему. Мы решили идти по длинному пути, т.к. во время сырости лазить по узким каменистым полочкам с рюкзаками не стоит. Забравшись с помощью треккинговых палок и ног в распорку на пупырь, мы увидели наше прекрасное озеро сверху и начали не менее «прекрасный» спуск с этого небольшого пупыря вниз; спуск был очень крутым и скользким, а главное обрывистым. Спустившись, ребята покидали рюкзаки и помогли девушкам спуститься с этой «мокрой жести».
На полянке за озером мы пообедали и пошли дальше вдоль ручья. Около слияния двух ручьев (N67°46'49,02" E33°15'00,11") мы нашли прекрасную полянку для лагеря.
Пятый день (12.08.2014)
Слияние ручьев в лесу - пер. Юмъекорр – слияние рек Гольцовка и Чеснайок. Ночлег (N67°47'35,55" E33°22'38,62") на поляне около моста через реку Гольцовка.
Пройдено за день 10 км. Подъем – 459 м. Спуск – 404 м.
В том числе: по туристической тропе 5 км, по каменисто-осыпному участку 5 км.
Грязное ходовое время – 4 часа 10 минут. Чистое ходовое время – 3 часа 40 минут.
Радиальный выход на перевал Вост. Арсеньева.
Пройдено за день 18 км. Подъем – 931 м. Спуск – 931 м.
В том числе: по туристической тропе 10 км, по каменно-осыпному участку 8 км.
Грязное ходовое время – 6 часов.
Чистое ходовое время – 5 часа 30 минут.
Утром нас радовало периодически выглядывающее солнышко, но сильный ветер быстро гнал облака над горами и вскоре опять все затянуло.
Выйдя из лагеря, мы начали постепенный подъем по туристической тропе на восток. Вдалеке начал показываться перевал Юмъекорр, вокруг него быстро проносились облака, и он периодически пропадал в их дымке. Вскоре туристическая тропа кончилась, и мы пошли по камням. Поднимались мы уже в облаке с видимостью около 200 метров. Когда забрались к небольшой площадке у основной части перевала, с той стороны начало пробиваться солнышко и сказочно осветлять мокрые скалы с нашей стороны перевала.
Выйдя на ту сторону, солнце окончательно победило непогоду и освещало всю долину, раскинувшуюся перед нами на многие километры.
Спуск с перевала представлял собой сначала каменистый участок, а потом туристическую тропу вдоль ручья Меридиональный. На одной из полян во время спуска мы увидели туристический лагерь с настоящим Чумом. Дойдя до реки Гольцовка, мы перешли её по мостику и повернули на юг и, пройдя немного вдоль реки, нашли прекрасное место для стоянки.
Пока светило солнце мы посушились и пообедали. Потом начали собираться и отправились в радиальный выход на перевал вост. Арсеньева. Дорога туда шла вдоль той же реки на юг. Мы шли по туристической тропе пока она не свернула в «цирк» к перевалам Ферсмана и Крестовый, а мы
отправились далее вдоль ручья по камням траверсом на верх. Подъем чисто по камням был сложный и долгий, периодически попадались «живые» камни и осыпи, но мы не спеша забрались на перевал. Оттуда открывался вид на часть горного массива Хибины и далее на бескрайние северные озера и тундры.
Погода начинала портиться, мы, немного прогулявшись по гребню, начали спуск вниз; обратно решили идти в лоб к ручью и нашли там еле заметную тропу с камнями поменьше. По ней, страхуясь палками, спускались до воды и вышли на нормальную тропу. В конце спуска начался мелкий дождик, который усиливался, и пока мы дошли до лагеря уже были мокрыми. Кое –как под тентом покушали и легли спать. Всю ночь шел дождь.
Описание перевала Юмъекорр:
Перевал представляет собой огромную треугольную щель в хребте с высокими скальными стенами южнее вершины Хибинпахкчорр. Соединяет долины ручья Юмъекорруай (притока озера Имандра) и самого крупного левого притока ручья Меридиональный.
Крутизна в среднем 15-20 градусов. Во время подъема под ногами мелкий курумник размерами в диаметре 10-20 сантиметров. Вокруг тропы его размеры доходят до 1-2 метров в диаметре. На вершине перевала имеется снежник длинной около 100 метров с плотный и скользким настом, местами ледяные наносы. На спуске курумник мелкий 5-10 сантиметров в диаметре и из-за этого ноги по нему могут «ехать».
Описание перевала восточный Арсеньева:
Перевал восточный Арсеньева (1030м), не имеет категории сложности летом, он соединяет ручей Ферсмана и восточный исток ручья Меридианальный. Но я бы дал ему категорию 1А т.к. он не чем не уступает перевалу Чоргорр Северный.
Путь к перевалу со стороны реки Гольцовка лежит по тропе по ее левому берегу. Склон достаточно крутой, до 30-35 градусов с большим количеством живых камней. На верх мы шли траверсом без какой-либо тропы и постоянно под ногами были курумники размерами 0.5-2 метра в диаметре, многие были
«живые».
Спуск лучше всего проходить от точки перевала напрямую к цирку где берет начало река Гольцовка, по пути вниз иногда встречаются выходы скальных плит. Периодически появляется и пропадает тропа, размер курумников на ней 5-20 сантиметров и на них легко можно съехать вниз,
поэтому необходимо спускаться очень осторожно и страховать себя трекинговыми палками. Так где тропа пропадает курумник становиться больше и достигает размеров 0.5-1 метр. Крутизна склона в верхней части достигает 35 градусов, ниже в среднем 20 градусов.
Шестой день (13.08.2014)
Слияние рек Гольцовка и Чеснайок - пер. Южный Чоргорр – КСП.
Ночлег (N67°48'10,38" E33°35'49,84") на поляне у реки Кунийок около КСП. Пройдено за день 15 км. Подъем – 588 м. Спуск – 663 м.
В том числе: по туристической тропе 10 км, по каменно-осыпному участку 5 км.
Грязное ходовое время 7 часов 15 минут. Чистое ходовое время – 5 часа 20 минут.
На утро все вокруг палатки было очень сырое. Мы быстренько позавтракали и отправились вдоль реки Чеснайок к перевалу Южный Чоргорр. Сначала мы шли по туристической тропе и ближе к самому перевалу вышли на камни. У подножья перевала находится горное озеро с голубой водой, оно очень красиво смотрится на фоне обрывистых склонов горы Часначорр.
Подъем на перевал представляет собой каменно-осыпной участок, многие камни «живые», и по ним приходиться передвигаться медленно и страхуясь палками. Отдельные камни бывают размером с автомобиль и больше, и их проходиться обходить. На перевале дует очень сильный порывистый ветер, который буквально сносит.
На другой стороне тоже находится горное озеро, и с верху оно кажется очень близким, а спускаться к нему по осыпям пришлось долго и осторожно. На спуске камни меньше, но из-за этого они осыпаются и можно легко покатиться или подвернуть ногу, поэтому мы не спешили и шли осторожно.
Спустившись к озеру, мы пообедали, кто хотел искупался, и отправились дальше по туристической тропе к КСП. Пройдя по тропе 3 км, мы вышли на каменно-грунтовую дорогу, по которой дошли до полянки чуть дальше моста к КСП у реки Кунийок, на которой поставили лагерь.
Описание перевала Южный Чоргорр:
Перевал Южный Чорргор расположен между вершинами г. Индивичвумчорр и г. Часначорр. Он соединяет долину ручья Петрелиуса, переходящую в долину Кунийок и долину реки Часнайок. Южный Чорргор –
классическая U-образная седловина, которая видна уже от среднего течения реки Часнайок. Перевал некатегорийный, имеет высоту 850 метров. Седловина представляет собой котловину, заполненную средней осыпью, глубиной 5 м, диаметр 15 м. Тур стоит в восточной стороне.
Подъем на перевал идет по-крупному курумнику размером 0.5-2 метра в диаметре. Угол подъема в среднем 20 градусов. Тропы практически нет, очень редко видны места с мелкими камушками и ориентирами в виде пирамидок.
Спуск проходит по более пологому склону с уклоном в среднем 15 градусов. Тут под ногами мелкий курумник размером 5-20 сантиметров и имеется очертания тропы.
Седьмой день (14.08.2014)
КСП – пер. Северный Рисчорр (1А) - пер. Южный Рисчорр – КСП.
Ночлег (N67°48'10,38" E33°35'49,84") на поляне у реки Кунийок около КСП. Пройдено за день 18 км. Подъем – 923 м. Спуск – 923 м.
В том числе: по туристической тропе 8 км, по каменно-осыпному участку 5 км, по каменно-грунтовой дороге 5 км.
Грязное ходовое время 6 часов 10 минут. Чистое ходовое время – 5 часа 10 минут.
Лагерь, поставленный ранее, мы оставили и пошли в радиальный выход на два перевала. Дорога в начале шла по каменно-грунтовой дороге, ведущей к подножью перевала Южный Рисчорр, с неё мы свернули после ручья Рисчорр и пошли вдоль него по туристической тропе на перевал Северный Рисчорр.
У самого перевала начался каменистый участок в небольшом ущелье с обрывистыми склонами. Поднявшись на перевал по камням, мы вышли на снежник, который тянулся на ту сторону перевала и уходил вниз. Снег местами был красноватого оттенка, что немного пугало, но как мы потом узнали – этот оттенок вызван какими-то водорослями.
Спуск с перевала был опасен, т.к. снег был плотный и скользкий. По началу мы пробовали спускаться вдоль левого края снега у камней, но пройдя часть пути, уклон перевала стал круче, и мы начали скользить. Пришлось выйти на середину снежника, т.к. там был уклон меньше, и мы начали спускаться, тормозя себя палками и ставя ноги ребром.
Потихоньку спустившись вышли на каменистый участок, по которому траверсом пошли вокруг горы Каскаснюнчорр. Периодически появлялась туристическая тропа и следы от мотоциклов, которые каким-то
невообразимым образом смогли попасть на эти склоны. Видимо из-за пологих участков в этой части Хибин сюда можно заехать со стороны реки Каккаснюнйок.
Выйдя к подножью перевала Южный Рисчорр, сделали небольшой привал-перекус и отправились на верх по каменистому участку со снежниками. Подъем на перевал был достаточно пологий и не долгий. На верху установлены памятные таблички о погибших тут.
Спуск с перевала был круче и намного длиннее, чем подъем. На всем протяжении спуска до каменно-грунтовой дороги были мелкие камушки и осыпи. Вверху было достаточно круто и опасно, а, спустившись ниже в долину по камушкам, можно было уже идти спокойно, не боясь упасть.
В «цирк» у подножья перевала идет каменно-грунтовая дорога, по которой мы спускались до выхода к КСП и к лагерю.
Вечером у нас была запланирована баня в пункте спасателей, стоит она у них 1000 рублей за час, мы взяли на два часа. Банька оказалась хороша, во- первых, из-за настоящего домика из срубов и близости реки, а во-вторых, из- за сделанных нами веничков, которыми мы изгоняли из своих уставших тел грязь и пот.
Описание перевала Северный Рисчорр (1А):
Перевал соединяет долину ручья Рисчорр правого притока Рисйок и долину Северного Каскаснюнйок. Перевал расположен между вершинами Каскаснюнчорр и горой Рисчорр. Ущелье расположено на высоте 900м, ориентация З-В, сложность 1А. С восточной стороны из долины Каскаснюнйока он виден как правильная треугольная щель.
Определяющая сторона перевала восточная, именно по ней определяется сложность прохождения. Но летом вопрос направления прохождения перевала не столь актуален и возможен в обе стороны.
С востока на перевал ведет достаточно крутой перевальный взлет длиной около 100 метров, сверху на выходе из ущелья расположен язык снежника.
Подъем проходил в начале по тропе среди среднего курумника 20-40 сантиметров и небольшой растительности далее начались камни побольше размеров 0.5-1 метра.
На вершине перевала лежит снежник длинной около 700 метров, который продолжается по склону вниз, Крутизна спуска по нему около 25 градусов, снег плотный и местами с ледовыми наносами.
Мы спускались по середине снежника т.к. по краям уклон был круче и
можно было легко соскользнуть, во время спуска страховались сложенными и соединенными вместе трекинговыми палками.
Описание перевала Южный Рисчорр:
Перевал представляет собой большую седловину с плавными очертаниями склонов. Он расположен между вершинами Кукисвумчор и Каскаснюнчорр. Перевал соединяет долины рек Рисйок и долину Северного Каскаснюнйок. Перевал расположен на высоте 800 метров и является некатегорийным. Ориентация перевала З-В.
Подъем проходит по тропе с мелкими курумником размером 5-10 сантиметров, у вершины начинается снежник длинной около 200 метров, через который идет тропа на верх. Угол подъема в среднем 15 градусов.
Спуск идет по крутому осыпному склону с очень мелкими камушками размером около 5 сантиметров. Угол спуска в среднем 20 градусов.
Восьмой день (15.08.2014)
КСП – оз. Гольцовое.
Ночлег (N67°51'20,50" E33°40'37,92") на поляне у озера Гольцовое. Пройдено за день 10 км. Подъем – 35 м. Спуск – 87 м.
В том числе: по каменно-грунтовой дороге 9,5 км, по бродам и мели 300 метров.
Грязное ходовое время 3,5 часа. Чистое ходовое время – 3 часа.
После бани спалось, как никогда, прекрасно. Встали не слишком рано, т.к. этот день был полуднёвкой, собрались и пошли на север по каменно- грунтовой дороге к озерам.
Пройдя пару км от КСП, мы резко попали из леса на поля с вырубленными деревьями, которые как оказалось тут начали вырубать с 2012 под завод по добыче камня. Местами лес не просто лежал, а был еще и сожжен. Пройдя дальше к стоящим деревьям, мы обнаружили, что они тоже пострадали от того сожжения, и огонь там шел по подложке. Многие из стоящих деревьев были сухими и годились только на дрова.
Впереди нас ждал брод, через который можно было пройти либо по деревцу, либо по воде глубиной 30 см и длинной 5 метров. Мы пролезли по дереву. А далее вода была везде, дорога исчезла, и перед нами предстали два
озера- слева Гольцовое, а справа Щучье, и между ними был участок около 300 метров мели с периодическими выходами на островки. Глубина мели была от 20 до 40 см. Шли либо босиком, либо в шлепках, кому как нравилось. Пройдя этот участок, обулись и еще пару раз перебрались через мелкие броды от ручейков, впадающих в озеро Гольцовое.
По этой, так сказать, «дороге по воде» не только туристы могут пройти, но и проезжают джиперы, для которых глубина 40 см не глубина, они проезжают вдоль всего озера и едут дальше на северо-запад к Имандре, либо на северо-восток к перевалу центральный Лявочорр.
Стали мы на полянке прям около озера, на ней было дерево с табличками о группах, которые тут были в какое время и из каких городок. Мы тоже решили делать такую табличку с надписью «ВОРОНЕЖ 1829», 1829 – это количество километров по прямой до города Воронеж, подсчитанное по навигатору.
Девятый день (16.08.2014)
оз. Гольцовое – цирк около пер. Цент. Лявочорр – оз. Гольцовое Ночлег (N67°51'20,50" E33°40'37,92") на поляне у озера Гольцовое. Пройдено за день 17 км. Подъем – 687 м. Спуск – 688 м.
В том числе: по каменно-грунтовой дороге 17 км. Грязное ходовое время 6 часов.
Чистое ходовое время – 5 часа 30 минут.
Ночью шел дождь, и на утро все было сырое и промозглое. Все небо было окутано тучами, и периодически шел небольшой дождик. Мы позавтракали и отправились в радиальный выход к перевалу Цент. Лявочорр.
По пути пошел дождь, и мы начали мокнуть, но возвращаться и сидеть в палатках весь день не хотели и поэтому продолжили вылазку. Идя по каменно-грунтовой дороге, я все время удивлялся, как тут может проехать какая-либо техника, т.к. дорога была очень разбитой, с большими валунами и сложными переправами через реки.
Постепенно поднимаясь, мы преодолели три брода через реку Сев. Лявойок. Местами можно было пройти по камушкам, но это было не просто, а местами приходилось немного помочить ноги, но из-за постоянного дождя нам было уже не важно, что еще сильнее у нас промокнет, и мы шли дальше, проходя все препятствия.
Мы двигались и за счет этого согревались, если надолго остановиться в таких условиях, то можно замерзнуть, поэтому остановки делали
кратковременные и эффективные – перекусил, сфоткался и вперед.
Дойдя до «цирка» у перевала цент. Лявочорр, мы обнаружили остатки от построек, которые обеспечивали тут функционирование взрывных работ и доставку горной породы. В одном месте нашли древний взрыватель.
В таких условиях подниматься на перевал или на вершины было очень опасно, т.к. камни было скользкими и видимость из-за низкой облачности на высотах более 900 была минимальной, поэтому мы, сделав небольшой привал, начали спуск вниз.
На какое-то время дождь прекратился и даже выглянуло солнце, но всего на 10-15 минут и опять все затянуло. Идти обратно было сложнее, т.к. уровень воды в реках повысился и переходить броды было опаснее.
Дойдя до лагеря, мы были полностью мокрые, благо в лагере висел тент и были подготовленные стволы сосны, которая за счет смолы горела всегда, при правильном подходе конечно.
Табличку с надписью «ВОРОНЕЖ 1829» сделали только к ночи и прикрепили её к дереву.
Поужинав все разошлись по палаткам надеясь, что на следующий день распогодиться и подсохнет.
Десятый день (17.08.2014)
оз. Гольцовое – пер. Умбозерский – КСП
Ночлег (N67°47'47,75" E33°35'01,07") на поляне у озера около КСП. Пройдено за день 22 км. Подъем – 575 м. Спуск – 503 м.
В том числе: по каменно-грунтовой дороге 20 км, по туристической тропе 2 км.
Грязное ходовое время 8 часов.
Чистое ходовое время – 5 часа 40 минут.
Всю ночь шел дождь, и наши надежды не оправдались: вылезли из палаток и увидели, что все вершины гор были затянуты плотными облаками.
План пройти через пер. южный Партомчорр были отвергнут из-за скользких и мокрых камней и нежелания лазить по облаку. Поэтому мы пошли обратно через мель у озер Гольцовое и Щучье и, дойдя до сгоревших деревьев, решили хотя бы сходить на перевал Умбозерский.
Мы свернули с дороги на КСП и отправились на юго-восток по каменно- грунтовой дороге к перевалу вдоль ручья Партомйок. По пути преодолели три небольших брода и вышли к горным озерам на перевале.
Как и в прошлый день тут была проложена очень «убитая», но
проходимая дорога для крутых внедорожников, в некоторых местах я смотрел на их следы и не понимал, как они тут умудряются проехать, они даже вдоль озера, где вообще негде ехать, как-то по камням пробираются на ту сторону.
Пройдя второе озеро, мы залезли на небольшой пупырь, обозначающий перевал, полюбовались оттуда видами на другие озера и горы, и пошли обратно к поляне срубленного леса.
На обратном пути нас застал дождик, мы растянули тент и прямо у дороги пообедали. В это время к перевалу направлялась группа школьников с руководителем и, увидев впереди перегородившую дорогу речку, они пошли обратно. Что это за туристы такие, которые испугались попрыгать по камням и немного замочить ножки.
Дойдя до КСП, мы встали на ночевку у озера, у которого останавливались во второй день, больно нам там понравилось из-за окружающей тишины, красоты и чистоты.
Вечером нас опять радовал дождик, и было весьма прохладно.
Чувствовалось, что лето тут точно кончилось.
Одиннадцатый день (18.08.2014)
КСП – пер. западный Петрелиуса – ущелье Рамзая – оз. малый Вудъявр. Ночлег (N67°40'11,70" E33°38'12,82") на поляне у озера малый Вудъявр. Пройдено за день 24 км. Подъем – 1086 м. Спуск – 1000 м.
В том числе: по каменно-грунтовой дороге 6 км, по туристической тропе 10 км, по каменно-осыпному участку 8 км.
Грязное ходовое время 12 часов.
Чистое ходовое время – 10 часа 30 минут.
Проснувшись утром, обнаружили, что вокруг палаток все было мокрым; выяснилось, что эта ночь для палаток, пожелавших стать на открытом месте у воды, стала самой холодной. Солнышко пряталось где-то там за облаками, но главное, что не было дождя.
Мы собрались и отправились на юг, наконец-то на юг, север – это, конечно, круто, но нам ближе наша природная полоса. Шли по каменно- грунтовой дороге вдоль ручья Петрелиуса, пройдя 6 км, дорога пошла к перевалу восточный Петрелиуса, мы свернули с дороги и отправились по камням и еле заметной туристической тропе к перевалу западный Петрелиуса. Постепенно, поднимаясь и преодолевая кучи камней, мы выбрались к горному озеру под перевалом. Вода в озере была очень спокойная и в ней отражались горы и облака, было очень красиво. Вокруг нас были обрывистые
скалы и два уровня облаков: те, которые были выше гор и те, которые висели где-то посередине отвесных склонов. Периодически выглядывало солнце, и мы этому очень сильно обрадовались.
Подъем на перевал представлял собой каменисто-осыпной участок с еле заметной тропой, многие камни сильно шатались и ползли вниз при малейшем прикосновении, были участки с мелкими камушками, по которым больше съезжаешь, чем поднимаешься, а главное присутствовали участки с гладкими почвенными поверхностями, по которым было очень сложно идти, т.к. некуда было ставить ноги и приходилось подниматься, опираясь на палки и ребра ботинок.
Поднимались мы долго и тяжело, но забрались, и солнышко, наблюдавшее за нами, порадовало нас теплом на вершине перевала.
Спуск с перевала был по крупным каменным завалам и нескольким снежникам. Приходилось не просто идти, но и лезть, опираясь и поддерживая себя руками. Местами было провалы между камнями глубиной по несколько метров, через которые мы переступали.
Спуск представляет большую опасность и напряжение, чем подъем, т.к. идет сильное напряжение на связки и сухожилия, на внимание и на медленные динамические нагрузки – силовые, которые тяжелее всего. Когда поднимаешься, работает дыхалка и мышцы, если идти не быстро, и подъем проходит не так сложно. А вот спуски всегда сложны и тяжелы. Главное, делать периодические остановки и давать себе отдохнуть, ну и, конечно, перекусывать, дабы поддерживать силы в организме.
Пройдя основную-крутую часть спуска, мы сделали привал и спустились в долину, далее траверсом по туристической тропе вышли к ущелью Рамзая. Во время этого перехода солнце все еще нас радовало и очень красиво освещало долину реки малая Белая.
В ущелье Рамзая были только камни, снег и отвесные скалы, от которых мы сегодня уже успели устать, переходя прошлый перевал, но надо было идти, и мы поползли вниз.
Выйдя к ручью Поачвумйок, мы пошли по туристической тропе вниз, периодически тропа была обрывистой и можно было легко соскользнуть в реку, благо было не высоко – всего 2-4 метра, но мы все равно страховались палками.
Выйдя с тропы на каменно-грунтовую дорогу, мы повернули на восток и пошли вдоль озера Гольцовое. В кустиках нашли тропинку к прекрасной уединенной полянке, на которой разбили лагерь.
Этот день был самым тяжелым и изнуряющим, но мы шли уже налегке и организмы у нас были уже адаптированы (считается, что первые два дня
похода самые тяжелые, т.к. организм адаптируется и подстраивается под изменившиеся условия его использования) под нагрузки, поэтому мы успешно все преодолели.
Прохождение перевала западный Петрелиус:
Перевал Западный Петрелиус ориентирован на СЗ-ЮВ и имеет высоту 850 метров. Находится в верховьях двух больших долин: долина реки Малой Белой и долину ручья Петрелиуса. Перевал не сложен и классифицирован как 1а, но летом его так же часто оценивают, как н/к.
Мы осуществляли подъем со стороны ручья Петрелиуса. Угол подъема в среднем 30 градусов. Есть не очень внятная тропинка с мелкими камушками до 20 сантиметров в диаметре, в некоторых местах склон очень крутой и скользкий, вокруг тропинки крупный курумник от 0.5 до 2 метров в диаметре.
Спуск проходил по крупным камням размеров от 1 до 3 метров с заходом на три снежника с уклоном до 25 градусов. Многие камни «живые», снег очень плотный и скользкий с ледяными наносами. Спуск длительный и очень тяжелый из-за постоянных крупных камней и скользких снежников.
Двенадцатый день (19.08.2014)
Дневка на оз. малый Вудъявр.
Ночлег (N67°40'11,70" E33°38'12,82") на поляне у озера малый Вудъявр. Пройдено за день 0 км. Подъем – 0 м. Спуск – 0 м.
Грязное ходовое время 0 часов. Чистое ходовое время – 0 часов.
Радиальный выход к паровой машине (N67°39'55,44" E33°34'00,82") и заброшенным рудникам (N67°39'56,82" E33°33'33,63").
Пройдено за день 12 км. Подъем – 616 м. Спуск – 617 м.
В том числе: по каменно-грунтовой дороге 8 км, по каменно-осыпному участку 4 км.
Грязное ходовое время 4,5 часа.
Чистое ходовое время – 4 часа 30 минут.
Ночью опять шел дождь и опять все было сырое вокруг палаток, но спешить вставать уже было некуда, т.к. мы прошли основную часть маршрута, оставалось только вернуться к городам и ехать на юг.
Позавтракав и поняв перспективу сидеть целый день в палатке, мы решили пойти погулять немного вокруг озера малый Вудъявр. Благо было куда – нам рассказали, что на одном из склонов с юго-запада от озера есть паровая машина и каменоломни начала 20 века.
Мы очень заинтересовались этими объектами и пошли на поиски. Решили идти, заходя с запада на склоны, в поисках искомых объектов. В начале пошли по каменно-грунтовой дороге к «цирку» с высотой 661 метр и оттуда траверсом по камням попрыгали на восток.
Пройдя в облаке и под дождем часть камней, решили пойти чуть выше в надежде найти тропу под скалой, и мы её нашли, точнее не тропу, а её подобие почти незаметное, но все лучше, чем ничего. По ней мы шли, пока тропа неожиданно не повернула на верх и мы за ней. Выбравшись на полянку, мы обнаружили там паровую машину.
Она была вся из металла, толстого и ржавого, но не проржавевшего, видимо тогда (сто лет назад) умели делать долговечные вещи. У неё было 4 колеса и подвеска из рессоров, был один установленный бак, а второй валялся рядом. Её присутствие тут просто было невообразимым, т.к. дороги сюда не было, да и, если бы была, она бы не смогла сюда заехать – это же не крутой джип. Покумекав над её назначением и путем заезда, мы вспомнили о каменоломнях и о том, что они со слов рассказчика должны находиться на какой-то полочке.
Побродив вокруг, мы нашли хорошую тропу, ведущую по склону. Пойдя по ней на верх, мы выбрались на каменистый участок, с которого увидели входы в каменоломни.
Попасть туда оказалось не просто, т.к. шел мелкий дождь, и мы были в облаке, а камни было настолько скользкими, что просто, ступая на них, ноги ехали по наклонной, поэтому, пробираясь по препятствиям, помогая себе всеми частями тела, мы осторожно пролезли к входу.
Вход находился на узкой полочке, под которой был провал метров 50, а потом склон горы еще на 400 метров. Короче, полочка еще та, да и в такую погоду.
Фонарики мы, конечно, взяли, т.к. собирались лезть в пещеры, кстати использовали мы их первый и последний раз за поход, т.к. в августе за полярным кругом ночью еще светло, конечно, не как днем, но сумерки были всю ночь. Итак, фонари у нас были, и мы отправились вглубь.
Внутри было очень сыро, влажность была наверно 100% и холодно, около +5, наверное. Ход был шириной около 2 метров и высотой около 1.5 метров. Тоннель тянулся куда-то вдаль и, идя по нему, периодически мы встречали затопленные ответвления в неизвестность. По полу проходят везде
трубы того времени, до сих пор сохранившиеся и непроржавевшие насквозь. Пройдя по основному тоннелю около 150 метров и спустившись вниз по нему к другому выходу, мы обнаружили, что оказались немного с другой стороны горы. Вернувшись в тоннели, решили исследовать ответвления и зашли в затопленную часть, там приходилось прыгать по камушкам и использовать в качестве опор стены. Выбранный нами тоннель был тупиковым, и мы пошли в следующий, он оказался тоже тупиковым. Пройдя далее нас заинтересовал один тоннель, уходящий очень далеко, но уровень воды в нем возрастал, и мы без спец. снаряжения (бахил ОЗК или Л-1) не пошли по нему и решили возвращаться.
Выбравшись из царства камней, спускаться решили по найденной тропе, которая нас вывела к каменно-грунтовой дороге, идущей по направлению к объектам поиска. По ней мы добрались до брода через реку Вудяврйок. Брод длинной 20 метров и глубиной по камням 20 см. Далее по грунтовке мы обогнули озеро и вернулись в лагерь.
Как оказалось, паровая машина предназначалась для откачки воды из тоннелей, тащили её туда частями заключенные в начале 20 века.
Тринадцатый день (20.08.2014)
Оз. малый Вудъявр - г. Кукисвумчорр
Пройдено за день 8 км. Подъем – 79 м. Спуск – 88 м.
В том числе: по каменно-грунтовой дороге 6 км, по асфальту 2 км. Грязное ходовое время 2,5 часа.
Чистое ходовое время – 2 часа.
В последний день отъезда дождик нас особо полюбил и не хотел расставаться. Мы вышли на грунтовую дорогу, по которой гоняют карьерные грузовики, и влил такой ливень, что мы опять все вымокли, и нас даже не взяли в детский автобус от Ботанического сада. Пришлось пешком идти по полям до города Кукисвумчорр.
Город этот оказался вымирающим, половина домом заброшены и забиты досками. Люди тут работают в горной промышленности или на работающем зимой горнолыжном склоне; все, кто не занят в этом, бедствуют или уезжают от сюда в Кировск или Апатиты.
Когда мы шли по печальному городу, нас так же поливал дождик, плача, чтобы мы не уезжали, но мы наняли на конечной остановке маршрутку за 1500 рублей и добрались до вокзала города Апатиты.
Переоделись там, и пошли гулять по городу, заодно, закупив еды в
поезд. Апатиты был уже совершенно другим городом, он был живым и весьма симпатичным, конечно, чувствовалась нотка СССР в названиях, архитектуре и памятниках, но город мне понравился. Мы прогулялись по главным улицам, зашли во дворы, побывали в библиотеке, зашли в местные магазины и не заметно добрались до окраин, вот такой маленький городишко с населением около 50 000 человек.
-
Прохождение перевалов
Северный Чоргорр - подъем
Юмъекорр – подъем
Южный Чоргорр – подъем
Южный Чоргорр- спуск
Северный Рисчорр – спуск
Южный Рисчорр – подъем
Южный Рисчорр – спуск
Западный Петрелиуса – подъем
Западный Петрелиуса – спуск
- Выводы и рекомендации
Маршрут получился очень живописным, разнообразным и сложным. Мы преодолевали каменистые перевалы, снежные спуски, горные реки и почти каждый день шли под дождем в облаках.
Основные сложности при прохождении маршрута возникали из-за скользких, не устойчивых камней, которые были практически везде. Приходилось поддерживать себя трекинговыми палками, а местами просто лезть опираясь на руки т.к. палки в особо сложных местах сильно мешались.
Опыт прохождения более простых походов очень помог нам для преодоления всех физических и моральных трудностей, мы понимали, что спешить, бежать или давать себе опасные цели в таких погодных и рельефных условиях нельзя. Но все равно обойтись полностью без мелких ссадин и растяжений не получилось, сложные затяжные спуски и опасные подъемы утомляли и немного расслабившись можно нечаянно поскользнуться или упасть.
В поход мы брали рюкзаки от 60 до 120 литров. Вес на старте получился в среднем по 20-30 кг.
Во время похода случаев поломки, ремонта и износа снаряжения не возникало.
Продукты пришлось закупать и нести все сразу т.к. населенных пунктов на протяжении всего маршрута не было.
Каждодневные дожди и низкая облачность заставили нас сократить маршрут, но мы его частично наверстали за счет дополнительных радиальных выходов, местные жители посоветовали нам приезжать в будущем на 7-10 дней раньше т.к. будет теплее и суще.
На высотах в районе 300-400 метров был полноценный лес, густая растительность и возможность жечь костер. Поднявшись на высоту 500-600 метров остается только травка, мелкий кустарник, а на высотах выше 800 метров только голые камни окружали нас. Около подготовленных площадок для ночевок дров практически нету, а живой лес пилить не стоит поэтому в данный поход пришлось брать мультитопливные горелки и керосин.
Мозолей мы натерли не так много, куда же без них. Был один ушиб коленки и два легких вывиха лодыжки.
Отчет составили Остапенко С.Ю., Тураев А.С., Завалишина Т.В.
Фото Тищук Е.П. Дневниковые записи Божеева Е.В.
-
Приложения
В качестве приложений к отчету прикладывается:
- Карта общая, масштаб 2 км.
- Карта подробная, масштаб 500 м.
- Диск с отчетом в электронном виде, фотографиями по дням и видеороликами.
Комментарии