21 января 2013

6. Смета расходов;
  7. Выводы и рекомендации

Маршрут экспедиции:
г.Благовещенск - пос.Экимчан - р.Селемджа - р.Кумусун - р.Селиткан - р.Сэги - пер.Мизонова - р.Тодо-Урях - р.Тонум- р.Эльга - р.Ир - р.Миня - р.Ними - пос.Удское.

Справочные сведения об экспедиции

1. Маршрут: г.Благовещенск - пос.Экимчан (самолет) - пос.Златоустовск (автобус) - р.Кумусун (через перевал) - вверх по р.Кумусун - р. Селиткан (через перевал) - р.Сэги - пер Мизонова - р. Тодо-Урях - р.Тонум - р.Эльга - верховья р.Эльга - р.Ир (через перевал) - р.Миня - р.Ними (через перевал) - вниз по р.Ними - база геологов - пос.Удское - пос.Чумикан (на лодке по р.Уде) - г.Николаев на Амуре (пароход) - г.Комсомольск ("Метеор") - г. Хабаровск (самолет) - г.Москва (самолет).Отчёт о пешеходной экспедиции Московского городского совета по туризму и экскурсиям по Амурской области и Хабаровскому краю в августе 1980 г.(через перевал) - вниз по р.Ними - база геологов -пос.Удское - пос.Чумикан (на лодке по р.Уде) - г.Николаев на Амуре (пароход) - г.Комсомольск ("Метеор") - г. Хабаровск (самолет) - г.Москва (самолет).(через перевал) - вниз по р.Ними - база геологов - пос.Удское - пос.Чумикан (на лодке по р.Уде) - г.Николаев на Амуре (пароход) - г.Комсомольск ("Метеор") - г. Хабаровск (самолет) - г.Москва (самолет).(через перевал) - вниз по р.Ними - база геологов - пос.Удское - пос.Чумикан (на лодке по р.Уде) - г.Николаев на Амуре (пароход) - г.Комсомольск ("Метеор") - г. Хабаровск (самолет) - г.Москва (самолет). 2. Время прохождения: с 4 августа по 25 августа.
3. Пройденное расстояние: 274 км пешком.
4. Количество ходовых дней: 19,5; количество дневок 2,5.
Чистое суммарное время движения пешком - 106 часов.
5. Категория сложности - четвертая. Пешеходная часть содержит обычные для горно-таежной местности препятствия.

Сведения об участниках путешествия:

Прошкина Лидия Васильевна 1940 медсестра 2
Сучилкин Александр Николаевич 1940 реммастер 2

Описание района путешестви

Маршрут экспедиции проходил по территории Амурской области и Хабаровского края. В районе проведения экспедиции граница между ними проходит по хребтам Селитканскому и Ям-Алинь. Эта граница не только административная, но и климатическая. Реки южнее Селитканского хребта относятся к бассейну р.Амур, а севернее - к бассейцу р.Уда, впадающей в Шантарское море.

Климат бассейна р.Уда подвержен влиянию сурового Шантарского моря, в котором не сходит лед в иные годы в течение всего лета. Район южнее Селитканского хребта открыт всем южным ветрам, климат здесь мягче, что отражается на характере растительности, особенно речных долин. В долинах рек Амурской области далеко на север внедряются элементы восточно-азиатских смешанных лесов, многие южные лиственные породы. Соответственно богаче и животный мир.

В горных районах, по которым проходил маршрут, условия в общем сходные. Это Удско-Буреинский растительный округ. Из древесных пород здесь преобладает лиственица. В поймах рек часто встречаются ивы, тополь с густым подлеском черемухи, выше примешивается береза с пихтой. Кедровый стланик начинается с высоты 800 - 900 м на северных склонах, на южных - выше и пояс поуже. Шишки на стланике вызревают на третий год. В это время сюда поднимается медведь, бурундуки, кедровки.

Выше начинается зона гольцов - тундровая растительность на каменных россыпях) (курумнике).
В лесах от поймы до гольцов много ягод: голубика, брусника, клюква, морошка, смородина, моховка (по вкусу - между крыжовником и смородиной), малина. Грибов обычно много, но в этом году из-за засухи они почти не встречались.

Разнообразен животный мир. Часто встречаются следы медведя, лося, косули, видели волка, бурундуков, ласку. Водится здесь также кабарга, колонок, горностай, россомаха, рысь, барсук, лисица, белка. Из дичи много глухаря, рябчика, тетерева, куропатки. Водится и дикуша, занесенная в красную книгу.

В горных реках достаточно рыбы - хариус, линок, заходит на нерест кета, горбуша (в удском бассейне), кижуч, чавыча.

Реки текут обычно в хорошо разработанных долинах, разбиваются на множество руковов, острова заросли густым пойменным лесом.

Многочисленные отмели образованы крупной галькой, иногда встречаются песчанные участки. В устойчивую погоду здесь удобно останавливаться на ночлег. Однако, надо учесть, что в дождь уровень воды в реках быстро поднимается на несколько метров. Даже в самые засушливые годы реки не иссякают, т.к. в жаркую погоду оттаивает временная и часть многолетней мерзлоты. Вообще же вечная мерзлота начинается с глубины нескольких метров и мощность ее несколько десятков метров.

Район богат полезными ископаемыми. В районе Экимчана, Златоустовска месторождение золота, олова, в бассейне Уды - фосфориты, ценные яшмы.

Климат в данном районе континентальный, но подвержен влиянию восточных муссонов. Зимой температура доходят до -50о, снег - 2м и более в долинах, лето теплое, и даже иногда сухое, как в этом году. Дождей в это лето не было полтора месяца. Днем было жарко до +250, ночью довольно прохладно. Колебания суточной температуры летом 14-26°.

Местного населения здесь мало. Постоянное жилье после выезда из Златоустовска – ГМС "Селемджа", далее 2 недели не встретили ни одного человека до р Ними, где в излучине реки расположена постоянная база геологов. 3 избы встретили по р. Эльге. Зимой здесь живут постоянно охотники на промысле соболя. Аборигены: эвенки, якуты занимаются оленеводством и охотой. Остатки их стоянок часто встречаются по берегам рек. Иногда между стоянками прорублены хорошие тропы. В общем же, район довольно дикий и совершенно не освоенный.

В туристском отношении район является белым пятном. Сведений о прохождении в нем туристских групп нет ни на месте, ни в центре.

Подъезды и подходы

Группа вылетела из Москвы в Зч. 55м. в ночь с I на 2 августа рейсом 45 до Благовещенска. Полет на самолете ИЛ-18 занял 12 часов с посадкой в Красноярске. В Благовещенск прилетели в 22 часа местного времени (16.00 московского). На Экимчан от 2 до 4 рейсов в день в зависимости от дня недели. Утром 3 августа достали 5 билетов на первый рейс в 8 утра местного времени и 3билета на 14 часов.

Летает самолет ЯК - 40, время полета до Экимчана с посадкой в Свободном 1 ч.20 мин., есть и прямые рейсы до Экимчана.

Аэродром расположен высоко над поселком, далеко внизу река Селемджа, совсем обмелевшая (около месяца не было дождей). В магазине докупили продукты, даже яичный порошок. В шесть вечера прилетела остальная часть группы.

На следующий день в 6 утра выехали рейсовым автобусом до Златоустовска (Харги), путь занял 3часа, дорога приличная. В Златоустовск из Экимчана летает также самолет АН - 2, но нет регулярного расписания, поэтому лучше воспользоваться автобусом.

Учитывая, что ЯК менее связан с погодными условиями, чем АН - 2, а также значительное количество рейсов, заброска в район путешествия через Благовещенск - Экимчан довольно надежна.

Техническое описание пешеходной части маршрута

4.08.80 г.- 6.08.80 г. п.3латоустовск - ГМС "Селемджа"

Поселок Златоустовск (старое название - Харга) расположен в живописной долине. Здесь раньше добывали золото шахтным способом. Заброшенные выработки до сих пор видны на крутом склоне горы над поселком. Сейчас золото добывают драгами на близлежащих реках, в частности, есть драга на р. Селемджа. Ехать до нее не меньше 2-х часов.
Поселок довольно большой. Есть почта, столовая, магазины промтоварный и продовольственный, дирекция прииска, открытый плавательный бассейн. В продмаге имеются крупы, сметана, масло, хлеб, питьевой спирт.
Мы сначала собирались выходить из Златоустовска пешком, но местные жители нас проинформировали, что до метеостанции на р. Селемджа идет тракторная дорога, по которой они ездят на рыбалку. По расстоянию это 50 км. Поговорив с местными руководителями, мы договорились о тракторе с прицепом и в 12.30 выехали в нужном нам направлении.
Дорога идет на восток по направлению к местному аэродрому, который находится на плоской вершине близлежащей сопки и связан рейсами АН-2 с Экимчаном. Далее дорога обходит летное поле с севера и углубляется в лес. В прицепе ехать неплохо, если только тракторист не включает полную скорость. Дорога в основном сухая, и мы через 2 часа спускаемся с сопки по мари к пересечению с резкой Малый Неэрген, Это половина пути до ГМС. Вскоре проезжаем мимо лесоразработки, на которой стоят остатки бараков, а еще через полчаса колея спускается вниз и на большой поляне раздваивается. Одна колея уходит через ручей направо, другая углубляется прямо в лес по болотине. Едем по ней, через 200 м она упирается в ручей, и наш тракторист, взяв чуть правее, лезет своим трактором в яму в ручье и капитально в ней застревает. Все наши усилия помочь трактору выбраться не приводят к успеху и, после того, как начало гореть сцепление, мы оставили свои попытки.
Остановились мы при впадении пленившего нас ручья в р. Б. Неэрген. Река в это время и в данном месте неглубокая, местами можно перейти в ботинках, не замочив ног, по камням или перекатам.
В данной ситуации мы не могли оставить тракториста одного,
хотя можно было еще добраться до ГМС пешком. Решили, что Вадим с Сашей пойдут вперед до ГМС (т.к. вперед ближе - ок.20 км) и сообщат по радио в Златоустовск об аварии с трактором, чтобы оттуда выслали помощь. В 17 час. они вышли налегке и уже в темноте вышли к р. Селемджа.

5.08.80 у нас дневка. К обеду вернулись наши курьеры. Отдыхаем, ловим рыбу. В речке есть хариус, в ручье - бычки. День, как и вчера, теплый, купаемся в реке. Погода, как нам сказали в поселке, уже месяц стоит жаркая, во многих местах лесные пожары (в чем мы убедились позднее).

6.08.80 выходим в 5.00. Выход колеи на другую сторону речки плохо заметен, но от места выхода ее к реке на другой стороне через поляну видна просека. Дорогой пользуются в основном зимой, так что поляна заросла высокой травой и колея на ней теряется. Через 100-150 м за поляной колея раздваивается. Направо по долине идет колея с набитой тропой. Накануне ребята шли по ней, она сильно заболочена. Мы идем по левой, более выраженной колее в направлении северо-восток. Слабый подъем в редком лесу.
Вскоре дорога выходит на водораздел и вдет вдоль склона. Через час после выхода на поляне, где много морошки, делаем привал. Морошка в это время в самой кондиции, только что поспела. Далее идем через горелый лес с густым ерником и редкими березами и через полчаса спускаемся на северный склон сопки. По колее сочится ручей - это первая вода после выхода с ночевки. Морошки здесь еще больше. Лес в основном из пихты и кедрового стланика. Здесь середина пути до р.Селемджа, идем 2 часа. Далее колея поднимается снова в восточном направлении и переваливает через сопку. Через сорок минут спуска по заболоченной колее (надеваем сапоги) выходим к речке Кабактач, притоку р.Селемджа.
Дальнейший путь в восточном направлении по мари. Кочки, трясина, много голубики. От р.Кабактач трактор летом уже не пройдет. Дорогой можно пользоваться только зимой. За марью, по которой идем 50 минут, начинается лес, такой же сырой. Мы берем вправо к крутому склону отрожка и по тропе, которая идет по нему, через 30 мин. выходим к Селемдже в устье р.Кабактач. Чистое ходовое время от р.Б.Неэрген 4 ч.15 мин. (Здесь и далее время чистое, без привалов. Это большая река шириной 50-80 м. На перекатах глубина от колен до пояса. На реке обширные отмели и обширные завалы, что свидетельствует о мощи реки в паводок. Как говорят, самые высокие паводки здесь от ливней, когда вода в течение короткого времени может подняться на несколько метров. (См. Федосеев. "Смерть меня подождет".)
Метеостанция стоит в километре выше того места,где мы вышли. Она расположена на высоком правом берегу за молодым лиственичным лесом, который совершенно скрывает строения и другие признаки цивилизации. О том, что здесь люди, можно догадаться только по лодкам, которые зачалены к берегу. В хорошую воду от драги, которая работает вблизи Златоустовска, до ГМС можно добраться на моторке за 2-3 часа. У метеорологов имеются продукты, в трудной ситуации можно на них расчитывать. Хлеб пекут сами. Много рыбачат, ловят хариуса, ленка.

7.08.80г . ГМС «Селемджа» - р.Кумусун

От ГМС идем по тропе, которая начинается от метеоплощадки в северном направлении. Лес сырой, высокий и густой, пихта и береза. Через километр выходим на марь и, пройдя по ней 10 минут влево, находим в лесу кораль (загон для оленей) у подножия крутого бугра.
От кораля в обход бугра идет хорошая тропа вверх по ключу. Тропа раздваивается, сходится вновь, сливается с другими, но сохраняет генеральное направление по дну ключа на север.
Через I час.20 мин. после выхода с ГМС начинается крутой подъем, который через 20 минут приводит на перевал в хорошем светлом лесу. После короткого крутого спуска вновь подъем и спуск до ручья, на другой стороне которого, стоит кораль. Отсюда идут две тропы: одна вниз по ручью, другая вверх восточнее. Чтобы спуститься быстрее к Кумусуну, надо идти налево вниз, тогда за час можно добраться до реки. Мы, не зная этого, поднимаемся на восток переваливаем отрог и через 40 мин. спускаемся к притоку Кумусуна, где устраиваем обед. В ручье вылавливаем пару хариусов. После обеда, пройдя вниз по ручью, около часа, выходим на Кумусун. Река шириной 30-40 м, неглубока. В данном месте и выше по течению броды по колено или чуть выше. На реке широкие отмели с окатанными камнями средней величины, есть небольшие участки песка, где можно стать на ночлег при надежной погоде. Это удобно тем, что такие места хорошо продуваются, оптимально с точки зрения комаров и пожарной безопасности. Сухой плавник всегда в наличии. В таком месте у большого залома, пройдя 25 мин от места переправы, мы и стали на ночлег.

8.08.80 - 9.08.80. Вверх по р. Кумусун

Вышли в 5.30 вверх по Кумусуну. Река неширокая, часто разбивается на рукава, разделенные галечными отмелями, иногда большими залесенными островами. Русло реки широкое, можно идти по отмелям с бродами у прижимов. Перекатов много, так что отыскание брода проблемы не представляет. Хорошая тропа оленеводов очевидно идет по правому берегу реки. (Здесь и далее берега реки и склоны долин указаны орографически.) Позднее мы на нее вышли, но сначала не нашли. Очевидно, вход ее в лес мы пропустили, а она быстро ушла вглубь террасы на удалении от берега.
В этот день идем вверх по реке, иногда выходя на правобережную тропу, теряя ее и снова двигаясь по отмелям, срезая кривуны вброд.
Через 4 ч. 35 м. проходим левый приток Б.Китему. Здесь большой правый рукав Кумусуна, по которому мы идем, делает резкий поворот направо к Б.Китеме. Тутже находим правобережную тропу и по ней углубляемся в лес. Тракт сначала уходит от реки, затем идет вдоль нее. Через 45 мин. движения по тропе пересекаем почти пересохшее русло правого притока Кумусуна М.Китемы. Погода, как и прежде, ясная, но небо заволакивает дымка, тянет гарью, впереди слышится непонятный гул, как от водопада. Подозреваем, что впереди пожар. Пройдя от М.Китемы еще 4 км, сворачиваем с тропы и по лесу выходим к реке. Перейдя на другой берег, видим, что впереди по всему склону правого берега от реки до вершин сопок движется огонь в нашу сторону. Горит сильно, но движение огня не очень быстрое. Ширина русла в месте нашей остановки небольшая, усугубленная прижимом левого берега. От греха подальше, спускаемся по реке на пару километров до расширения русла до 200 м и становимся на ночлег. Ночью устанавливаем дежурство для наблюдения за пожаром, но до Кумусуна он за ночь в этом месте не дошел.
Наутро, увидев, что скорость движения огня не представляет опасности, решаем идти по левому берегу пока будет возможно. Через километр- два находим тропу по левому берегу и идем по ней до левого притока. Тропа уходит вверх по нему, мы идем влево вдоль Кумусуна. Через 3часа после начала движения выходим к Кумусуну и устраиваем обед. Здесь долина поворачивает резко к югу. Лес на правом берегу дымится. Огонь сжег кедровый стланик и затронул лиственницы, которые иногда с сильным шумом падают.
Проходим вверх по Кумусуну еще 3 км и становимся на отмели напротив ключа, по которому нам нужно переваливать на Селиткан. Из этой долины идет сплошной дым. Разведка показала, что горит только правый склон ключа, и, если ветер не переменится, по нему свободно можно пройти.

10.08.80г. р.Кумусун - р.Селиткан

Утром, видя, что обстановка не изменилась с вечера, переходим на правый берег Кумуcуна и идем вверх по притоку. Река небольшая, в любом месте можно перейти в ботинках, общая ширина русла до 30 м. Ущелье узкое, с крутыми залесенными склонами, правый склон горит, очаги огня доходят до речки. Пытаемся погасить некоторые из них, но при таких масштабах пожара (весь предыдущий день шли вдоль него) это занятие бесполезное.
Скоро, через километр, доходим до границы горящего леса, на речке красивые скальные обнажения. Еще через два км. из бокового распадка вытекает левый приток ручья, мы идем прямо. Идем все время по отмелям, идти удобно, завалов почти нет. По правому берегу встречаются две стоянки оленеводов, но тропы по берегу не видно.
Через 3часа после выхода с ночевки речка делает крутой поворот к северу. Идем по правому притоку, который вливается с северо-запада. Распадок сужается, по левому берегу притока идет хорошая тропа с небольшим подъемом. Через I ч.50 мин. доходим по ней до перевальной точки. Она совершенно не выражена. Лес хороший, сухой и высокий. Через I ч.45 мин. по тропе с небольшим уклоном доходим до р. Селиткан и становимся на ночлег. Река в этом месте шириной метров 20, неглубокая, с широкими отмелями, часто делится на рукава с лесистыми островами. Долина широкая, по сторонам ее высокие сопки с голыми вершинами. И вообще пейзаж отменный. Ниже по течению торчит высокий конусообразный голец, который река огибает.

11.08.80 - 12.08.80г. р.Селиткан - р.Сэги

Утром после выхода за 40 мин. доходим до гольца. Здесь обсуждаются два варианта пути. Первый, который по-видимому был бы более правильным, в обход гольца слева по Селиткану до устья р.Сэги и вверх по ней. Мы же решаем идти по второму варианту: срезать излучину реки и перевалить на Сэги через отрог справа от гольца, что оказалось более трудоемким.
Итак, идем по правому распадку на север и движемся по тропе по чистому пойменному лесу 45 минут, затем идем влево через не очень густой кедровый стланик и еще через час выходим на гребень отрога с редким лесом. Вид с гребня великолепный. Отсюда открывается вся долина р.Сэги. Долина широкая, с километр, река разбивается на множество рукавов с обширными отмелями и островами.
До реки спускаемся за 25 минут по очень густому стланику, далее по участку крутого курумника с очень подвижными камнями,
забирая влево (правее еще круче и видны обнажения). У реки устраиваем обед.
В этот день идем еще 2 часа по отмелям и по тропе левого берега. Река с удивительно голубой водой, особенно в немногочисленных омутах под скалами. Течет все время в одном направлении, с севера. Четких ориентиров нет, т.к. справа и слева часто впадают ручьи из узких распадков, и без подробной карты в них не разобраться.
На следующий день находим тропу по правому берегу и идем по ней. Тропа местами теряется, хотя при более внимательном движении можно от нее не отрываться, т.к. она маркирована зарубками.
Через I ч.45 мин. начинаются прижимы, и идем по руслу реки. В 11 часов начинает капать дождь и льет с перерывами часа четыре.
Используем это время для обеда.
Далее река сильно сужается и через 5 часов после выхода с ночлега доходит до границы леса. Справа и слева стланик и курумник, но по ручью деревья идут до самых верховьев ручья, который сворачивает на запад. Останавливаемся ночевать на полянке на берегу ручья. Вокруг стланик, редко стоят сухие лиственницы, которые используем для костра. Видна седловина А – 310о, на северо-восток уходит распадок между гольцами. Возможно, по нему можно выйти в бассейн р.Б.Тонум. Видимая седловина ведет на р.Тодо-Урях.

13.08.80г. пер.Мизонова - р.Тодо-Урях

От места ночевки поднимаемся до перевальной точки I ч.15 мин. по кулуару с крупными камнями, далее в лоб по ссыпному склону 30°.
Седловина широкая вдоль и поперек. С нее открывается западный цирк, в северо-восточном склоне которого видна седловина пониже нашей. Она ведет или на правый приток Тодо-Уряха или в бассейн р.Тонум.
Перевал по праву первовосходителей - туристов предлагаем назвать именем нашего умершего товарища, который ходил с нами во многие походы, Константина Мезонова. Складываем тур и вкладываем в него записку.
Спускаемся в цирк по осыпному склону 45о и вдоль ручья через
час доходим до границы леса. Отсюда по ручью в южном направлении идет хорошая тропа, которая обходит круглое мелкое озеро диаметром метров 500 и пропадает в стланиике. По ней за два часа доходим до р. Тодо-Урях, где устраиваем обед.
Река имеет большой уклон, течет здесь в обрывистах берегах, сильно замусорена стволами деревьев. По правому берегу находим тропу, которая переходит с одного берега на другой, часто теряется, и приходится идти по бурелому. Тропу надо держать крепко, т.к. лес сильно захламлен, и приходится идти способом, как мы называли, "стипльчез". Такое название точно отражает характер движения. Через 2,5 часа после обеда становимся на ночлег при впадении правого притока.

14.08.80 - 15.08.80 р.Тодо-Урях - р.Эльга

Выходим по тропе левого берега. Река течет в западном направлении. Через I час. 40 мин. слева впадает приток. Еще через 40 мин.
из большой левой долины вытекает крупная речка, и Тодо-Урях резко
изменяет направление на север. Тропу не находим, идем через захламленный лес 2 часа и выходим к слиянию Тодо-Уряха с Б.Тонумом. Отсюда начинается р.Тонум. Далее она описывает дугу с запада на север.
Сопки по сторонам однообразные, без выраженных ущелий, двигаемся
звериными захламленными тропами по лесу и марям правого берега и
через 2 часа останавливаемся на берегу реки. :
На следующий день спускаемся по отмелям вниз по Тонуму. Отмели широкие, много проток, но подходящие броды отыскивать все труднее даже в болотных сапогах. По правому берегу попадаются выходы скал, под ними глубокие омуты. За 2 ч.45 мин. доходим до слияния Тонума с Эльгой и становимся на полудневку на прекрасной песчаной отмели Эльги. Здесь же на стрелке стоит отличная изба, как выясняется из записки, найденной там, принадлежащая Галамской геологической партии. Есть пустой лабаз, остатки большого палаточного лагеря. Отдыхаем, принимаем, как всегда, солнечные и речные ванны.

16.08.80 - 17.08.80г. р.Эльга - р.Ир

Река Эльга сразу показывает свой горный характер. Она течет в неглубоком каньоне со скальными берегами, течение быстрое. Склоны круто поднимаются к вершинам сопок. По общему мнению - это самая красивая река из всех, которые мы прошли.
Сразу находим левобережную тропу, настоящий тракт, и по ней быстрым шагом за 1ч. 20 мин. доходим до избы на поляне при впадении правого притока. Изба охотничья, явно жилая, имеется печь, топчан, весь хозяйственный скарб. Пол паркетный! Группа из 8 человек вполне может разместиться. Охотников, судя по вертолетной площадке, забрасывают сюда на зиму, на соболя.
Отсюда идем по тропе правого берега, затем переходим на левый. Река сохраняет свой прежний характер, течет между крутых скал. Во время паводка, судя по отметкам, вода поднимается метров на 5,
Через 20 мин. после избы доходим до впадения левого притока, еще через 2 км - до правого. Далее идем по левобережной тропе, пересекаем еще один левый приток и через 4 часа после избы выходим к раздвоению долины. Истоки примерно равнозначные. На левом стоит охотничья изба. Изба небольшая, для группы маловата, но тоже жилая.
Идем по правому истоку к северу и через З0 мин «доходим до очередного раздвоения речки. Судя по карте, для того, чтобы выйти на р. Ир можно идти по любому из них, но разведка показала, что по левому истоку вверх идет тропа, по правому не обнаружена.
На следующее утро выходим по левому истоку в высотном направлении. Тропа часто теряется, выходит к ручью. Он захламлен сильно, много завалов, начинается "стипльчез". С большим трудом идем по ручью 4 ч. 10 мин. Ущелье тянется бесконечно. Видим слева кулуар с ручьем, решили идти по нему. Кулуар крут, завален деревьями, живые камни, дальше выполаживается, и через- 65 мин» тяжелого подъема мы оказываемся на гребне.
На гребне негустой стланик. Восточнее, метров на 100 ниже виднеется седловина перевала, на который мы вышли бы, если бы двигались прямо по ручью. Но по времени мы выиграем, если спустимся по отрогу, т.к. выйдем гораздо ниже по реке, чем прямо с перевала. Мы так и делаем. Идем по верху правого отрога. Местами стланник, и довольно серьезный, нов основном он выжжен давним пожаром. Спуск до р.Ир занимает I ч.35мин. Здесь и устраиваем ночлег.

18.08.80 - 19.08.80 г. р.Ир - р. Ними

Река Ир неширокая, переходить можно практически в любом месте, завалов почти нет. Через 2 часа справа впадает небольшой приток, еще через 1,5 часа выходим к слиянию Ира с р.Миня, Здесь долина Мини широкая, с большими отмелями. Вверх по течению слева видно боковое ущелье с притоком. Нам нужно идти влево, чтобы выйти по притоку к перевалу на р.Ними. Но расстояние не соответствует тому, что есть на нашей карте, и мы проходим мимо. Идем по Мини в юго-восточном направлении и через 2 часа доходим до правого притока. Принимая его за нужный нам, поднимаемся по нему на северо-восток-восток. Подъем продолжаем и на следующий день. Русло ручья очень узкое, с валунами. По берегам густой лес, идти трудно. Доходим до верховьев и лезем по курумнику в лоб до седловины. Весь путь от Мини до седловины занял 4 часа.
С нее открывается вид на восток. Перед нами цирк, образованный верховьями притока, по которому мы собирались идти, но пропустили. Из него есть седловина на р.Ними. На севере видна также вершина, рядом с которой можно перевалить с правого притока Ира на левый приток Ними и выйти кратчайшим путем к базе геологов на Ними (см. далее). Сверху это хорошо видно, но снизу найти перевальную точку будет очень трудно из-за ограниченной видимости.
Решили пройти до реки по отрогам гольцов справа, что и сделали, по водоразделу идти легко. Погода хорошая и видно далеко. Во всей красе встает на юге и востоке Тайканский хребет. Мощные гольцы впечатляют крутыми склонами и глубокими ущельями. Район должен бытьочень интересным.
С этих гольцов течет р.Ними, сверху она просматривается далеко до истоков. Вниз по течению виден хребет, у которого она делает резкий поворот на запад, Река с широкими отмелями, но течет монолитно, на рукава делится редко. Спуск с места выхода на хребет до р.Ними занимает 3ч.45 мин.

20.08.80г. Вниз по р. Ними до базы геологов

По Ними идем отмелями, несколько раз переходя через реку. Вскоре встречаем на песке отпечатки сапог, первые следы со дня выхода с ГМС "Селемджа". Река уже многоводная, броды отыскиваем с трудом. При кажущемся сверху недалеком расстоянии до поперечного хребта, идем до него 6 часов. Справа впадают 3крупных притока, слева - один. Река делает резкий поворот налево, и через 50 минут мы выходим к домикам базы геологов.
База стоит на высоком левом берегу Ними при впадении левого притока. Ними отсюда резко поворачивает на север. База функционирует уже лет 10. Здесь построено несколько изб, в одной из которых нас поместили. Живут на базе несколько человек во главе с начальником партии. Геологи имеют рацию (связь с Нельканом), сюда летает вертолет, крайне нерегулярно. Зимой на "Буране" ездят до п.Удского за 3часа.
На базе делаем дневку, принимаем баню, дозаправляемся продуктами.

22.08.80 – 25.08.80 г. База геологов - п. Удское

Накануне погода испортилась. Подул северный ветер, пошел дождь. Хорошей погоды мы уже не увидим до самого Николаевска,
От базы до Удского идет зимник, по которому зимой ходят трактора и вездеходы. Расстояние по нему 58 км.
В сопровождении одного из геологов, Виктора, выходим по тропе с базы, через час сворачиваем с нее и выходим к Ними. Далее идем по правому берегу по тропе над самой водой и доходим до начала зимника. От базы до него 2 ч.15 мин. Ориентир - голая безлесная сопка на правом берегу. Зимник идет сначала по горелому лесу, затем по марям, участком леса, снова по марям.
Хороший сухой лес здесь в основном по берегам притоков, которые расположены довольно равномерно в 8-10 км друг от друга. В этих местах целесообразно устраивать обеденные привалы и ночевки. Кроме ручьев приметных ориентиров нет. Колея в марях часто теряется, бывает едва заметна. Нужно внимательно следить за дорогой. Г.Федосеев так описывает долину р.Уды, увиденную с самолета: "...волнистые мари, рассеченные многочисленными речушками и обмежеванные жалкими перелесками. Летом здесь путешественника поджидает гнус, топи и непроходимые болота. Однообразно, как в пустыне, нет ориентиров." Более точно описать эти места трудно.
Весь путь от базы до п.Удского занимает у нас 3,5 дня (20 ходовых часов). Наконец выходим к р.Уде. Река широкая, до 200 м, и глубока. На берегу стоит семья эвенков, ловит кету. Накормив нас рыбой и икрой, эвенки переправляют нас на моторке на левый берег, где мы за полчаса доходим до посёлка, который с реки закрыт лесом.
Поселок большой. Живут здесь оленеводы и охотники. Есть почта, магазин, аэродром. Ночевать устраиваемся в гостинице. Самолеты не летают уже полтора месяца. Раньше из-за пожаров не летали, от дыма многочисленных пожаров не было видимости на трассе. Последние четыре дня видимости нет из-за дождя и туманов.
Сообщение с райцентром Чумиканом возможно еще только на моторке. Договариваемся со снабженцем, и на следующий день он с товарищем на двух лодках сплавляют нас до Чумикана за 3,5 часа.
Здесь мы устраиваемся в гостинице, где и живем в ожидании транспорта 5 суток. Погода убийственно однообразна: туман, морось, дожди. Самолеты не летают. Регулярного пароходного сообщения нет. До Николаевска можно добраться еще попутным буксиром или баржей, но это ненадежно и расчитывать на это нельзя.
На пятый день наконец пришел пароход из Николаевска спецрейсом, и на нем мы ушли.

График движения

Дата Дни
пути
Участок пути км Чистое
время
Характер
пути
Метеоусловия
4.08.80 1 Златоустовск-р.Б.Неэрген 30 3 ч. 00 м. По зимнику на тракторе Солнечно, тепло
5.08.80 2 Дневка     - Солнечно, тепло
6.08.80 3 р.Б.Неэрген - р.Селемджа 18 4 ч. 15 м. По зимнику через марь Солнечно, тепло
7.08.80 4 р.Селемджа - р.Кумусун 15 4 ч. 45 м. До перевала по тропе, до Кумусуна бестропье Солнечно, тепло
8.08.80 5 Вверх по р.Кумусун 18 6 ч. 30 м. По тропе и отмелям Солнечно, тепло
9.08.80 6 Вверх по р.Кумусун до поворота на юг 12 4 ч. 00 м. Через тайгу по бурелому Солнечно, тепло
10.08.80 7 р.Кумусун - р.Селиткан 17 6 ч. 35 м. По звериной тропе Солнечно, тепло
11.08.80 8 р.Селиткан - р.Сэги 10 4 ч. 50 м. Через заросли кедрового стланника Солнечно, тепло
12.08.80 9 р.Сэги - под пер. Мизонова 14 6 ч. 30 м. Прижимы на реке, осыпи, кедровый стланник Днём 4 часа дождь
13.08.80 10 пер.Мизонова – р.Тодо-Урях 15 6 ч. 50 м. По бурелому в тайге Солнечно, тепло
14.08.80 11 р.Тодо-Урях - р.Тонум 14 6 ч. 50 м. По отмелям реки, завалы Солнечно, тепло
15.08.80 12 р. Тонум - р.Эльга 5 2 ч. 45 м. По мари Солнечно, тепло
16.08.80 13 От устья до верховьев р.Эльга 20 6 ч. 00 м. По тропе левого берега Солнечно, тепло
17.08.80 14 р.Эльга - р.Ир 11 6 ч. 40 м. По руслу реки и сильным завалам по берегам Тепло, ночью слабый дождь
18.08.80 15 р.Ир - приток р.Миня 15 6 ч.00 м. По руслу реки, прижимы Тепло, вечером покапал дождь
19.08.80 16 Приток р.Миня - р.Ними 11 6 ч.55м. По бурелому, затем по гольцам Тепло, солнечно
20.08.80 17 Вниз по р.Ними до базы геологов 21 6 ч.50 м По отмелям реки, прижимы Тепло, солнечно
21.08.80 18 Дневка       Пасмурно, туман
22.08.80-25.08.80 19-22 База геологов – п. Удское 58 20 час. Мари, болота, бестропье. В начале и в конце по зимнику Пасмурно, дожди, морось
    Итого 274 км 106 ч. 15 м.

Смета расходов

Вид расхода На одного На группу из 8 чел.
Транспорт
Самолёт Москва - Благовещенск 116 р. 928 р.
Самолёт Благовещенск-Экимчан 17 р. 136 р.
Автобус Экимчан - Златоустовск 1 р. 33 к. 10 р. 64 к.
Пароход Чумикан - Николаевск 9 р. 55 к. 76 р. 40 к.
Теплоход Николаевск - Комсомольск 14 р. 80 к. 118 р. 40 к.
Самолёт Комсомольск – Хабаровск - Москва 128 р. 1024 р.
Авиабагаж 1 р. 60 к. 12 р. 80 к.
Питание 2 р. x 20 дн. = 40 р. 320 р.
Прочие
Почтовые расходы 30 к. 2 р. 40 к.
Оплата медикаментов 65 к. 5 р. 20 к.
Оформление отчёта 1 р. 62 к. 12 р. 96 к.
Итого: 330 р. 85 к. 2646 р. 80 к.

Выводы и рекомендации

О времени похода

Наше время – август - оказалось выбранным удачно. Дождей не было почти весь июль и две первые декады августа. Погода стояла жаркая, вода в реках - низкая. Хотя такая погода создавала дополнительные трудности - во многих местах горела тайга. В конце похода, после базы геологов, пошли дожди, но в этом районе уже не было серьезных препятствий.
Видимо, следовало начало похода сдвинуть на одну-две недели раньше; в этом случае дожди не сорвали бы нам обратный отъезд из Удского на самолете.
В августе здесь очень много ягод (голубика, моржа, брусника, малина, моховка), грибов было мало в связи с засушливой погодой, в реках много рыбы, хотя наши успехи в рыбалке были более чем скромными.

О снаряжении

Наше снаряжение, в основном, было обычным, поэтому нет смысла приводить его полный список,
Для группы в восемь человек мы использовали две палатки - на 6 и 2 человека, причем в маленькой палатке ночевали дежурные; каждая палатка имела полиэтиленовый тент.
У каждого был альпеншток - прочная палка с металлическим наконечником. Альпеншток незаменим в горно-таежном походе: при переправах через реки, на подъемах и спусках при прохождении перевалов и вершин, не требующих альпинистской техники, на осыпях и травянистых склонах. На альпенштоках удобно растягивать палатки и тенты!
Из обуви нужно обязательно иметь высокие сапоги для переправ и движения по марям, болотам, которых много на маршруте; в дождливое время нужна индивидуальная полиэтиленовая накидка или прорезиненный плащ. Кроме сапог нужно иметь ботинки "вибрам" для прохождения скальных и осыпных участков маршрута.

О питании

Набор продуктов был обычным для таежного маршрута. К его особенностям следует отнести довольно широкий выбор сублимированных продуктов - мясо, творог, картофельные хлопья, сухое молоко; это позволило иметь вес рациона на одного человека в день порядка 700гр.