Виды туризма
1Федерация спортивного туризма Воронежской области Воронежский городской клуб активного туризма и альпинизма
Отчёт
о пешем туристском походе 2 категории сложности по озеру Байкал в районе хребтов Приморский и Становой, совершённом группой туристов из г. Воронежа в
период с 22 февраля 2020 по 8 марта 2020 года
Маршрутная книжка № 2-20 Руководитель группы:
Остапенко Сергей Юрьевич
г. Воронеж, ул. Бульвар Пионеров, д. 2, кв. 48 pplelan@yandex.ru
906-672-29-67
Воронежская зональная маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем
участникам и руководителю категории сложности. Отчёт использовать в библиотеке
г. Воронеж 2020 г.
Справочные сведения о походе
Проводящая организация:
Федерация спортивного туризма Воронежской области. Воронежский городской клуб активного туризма и альпинизма.
Место проведения похода:
Озеро Байкал в районе хребтов Приморский и Становой.
Общие справочные сведения о маршруте:
Вид туризма |
Степень (категория) сложности похода |
Протяжённость активной части похода, (км) |
Продолжительность |
Сроки проведения |
|
общая |
ходовых дней |
||||
пеший |
2 (вторая) категория |
216 |
16 дней |
12 дней |
22.02.2020- 8.03.2020 |
Суммарный перепад высот маршрута (подъем + спуск) составил 11355 метров.
Подробная нитка маршрута
Пройденный маршрут: пос. Бол. Голоустное - Падь Ушканья - Падь Нижняя - мыс Толстый - Падь Марьяная - падь Пыловка – Половинная – Шабартуй - падь Тёмная - пос. Култук - пос. Слюдянка - пик Черского - пос. Слюдянка.
Маршрут пройден без изменений.
Высотный график похода
Состав туристской группы
№ |
ФИО |
Место работы (долж- ность), учёбы |
Опыт участия |
Обязанность в группе |
1 |
Остапенко Сергей Юрьевич |
Концерн Созвездие спец. тех. поддержки |
4 к.с. ЛУ, Алтай, Катунский хр. |
руководитель фотограф |
2 |
Садовская Елена Павловна |
ЦКР Логопед |
1 к.с. ГУ, Добмай-Архыз 2 к.с. ПУ, Крым |
завпит |
3 |
Завалишина Татьяна Викторовна |
ООО "Сименс Трансформаторы" |
2 к.с. ЛУ, Южный Урал 3 к.с. ЛУ, Южный Урал |
|
4 |
Шапотайло Александр Дмитриевич |
БУЗ ВО ВОКБ №1 ОРИТ №1 |
|
медик |
5 |
Кольцов Евгений Евгеньевич |
монтажник |
2 к.с. ЛУ, Южный Урал 3 к.с. ЛУ, Южный Урал |
ремонтик |
6 |
Песков Евгений Николаевич |
ЗАО Axoft графический дизайнер |
1 к.с. ПУ Зап. Кавказ, Абхазия 1 к.с. ГУ, Зап. Кавказ, Сванетия 2 к.с. ПУ, Зап. Кавказ, Адыгея |
|
Адрес хранения отчёта:
г. Воронеж, (копии в электронном виде у руководителя и на сайте федерации спортивного туризма Воронежской области poxod36.ru).
Какой организацией, МКК рассмотрен поход:
- поход рассмотрен Воронежской ЗМКК.
Характеристика района похода
Байкал — озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды и самое большое пресноводное озеро по площади на континенте.
Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны, большая часть видов животных эндемична.
Географическое положение. Находится в центре Азии на границе Иркутской области и Республики Бурятия в Российской Федерации. Озеро протянулось с юго- запада на северо-восток на 636 км в виде гигантского полумесяца. Ширина водоёма колеблется в пределах от 24 до 79 км. Дно Байкала в самой глубокой его части на 1187 метров ниже уровня Мирового океана. Высотная отметка уреза воды Байкала установлена (так как Байкал зарегулирован) в пределе 456—457 метров над уровнем моря, но в Тихоокеанской системе высот.
Площадь водной поверхности Байкала — 31 722 км² (без учёта островов), что примерно равно площади таких стран, как Бельгия или Нидерланды. По площади водного зеркала Байкал занимает седьмое место среди крупнейших озёр мира. Площадь водосборного бассейна — 571 тыс. км². Длина береговой линии — 2000 км.
Озеро находится в своеобразной котловине, со всех сторон окружённой горными хребтами и сопками. При этом западное побережье — скалистое и обрывистое, рельеф восточного побережья — более пологий (местами горы отступают от берега на десятки километров).
Климат. Водная масса Байкала оказывает влияние на климат прибрежной территории. Зима здесь бывает мягче, а лето — прохладнее. Наступление весны на Байкале задерживается на 10—15 дней по сравнению с прилегающими районами, а осень часто бывает довольно продолжительной.
Максимальная зафиксированная температура воздуха — +34 °C, а средняя повышается в последние годы.
Район Байкала отличается большой суммарной продолжительностью солнечного сияния. Например, в посёлке Большое Голоустное она доходит до 2524 часов, что больше, чем на черноморских курортах. Дней без солнца в году в этом же населённом пункте бывает только 37, а на острове Ольхон — 48.
Особые черты климата обусловлены байкальскими ветрами, которые имеют собственные названия — баргузин, сарма, верховик, култук и другие.
Лёд. В период ледостава (в среднем, в период с 9 января по 4 мая) Байкал замерзает целиком, кроме небольшого участка протяжённостью в 15—20 км, находящегося в истоке Ангары. Период судоходства для пассажирских и грузовых судов обычно открыт с июня по сентябрь; научно-исследовательские суда начинают навигацию вслед за
вскрытием озера ото льда и завершают её с замерзанием Байкала, то есть с мая по январь.
К концу зимы толщина льда на Байкале достигает 1 м, а в заливах — 1,5—2 м. При сильном морозе трещины, имеющие местное название «становые щели», разрывают лёд на отдельные поля. Длина таких трещин — 10—30 км, а ширина — 2—3 м. Разрывы происходят ежегодно, примерно в одних и тех же районах озера. Сопровождаются они громким треском, напоминающим раскаты грома или выстрелы из пушек. Благодаря трещинам во льду рыба на озере не гибнет от недостатка кислорода. Байкальский лёд, кроме того, очень прозрачен, и сквозь него проникают солнечные лучи, поэтому в воде бурно развиваются планктонные водоросли, выделяющие кислород. По берегам Байкала можно наблюдать зимой ледяные гроты и набрызги.
Наша задача при планировании данного маршрута состояла в ознакомлении с природой и достопримечательностями озера Байкал, единению с природой и пребыванию в отдалении от городского шума и забот.
Пополнять продуктовый запас можно было в поселках, которые мы проходили на протяжении всего маршрута.
Проблемы с водой были, т.к. пробить толстенный лёд на озере не было возможности, а найти подходящую речку без наледей не просто.
Что касается мобильной связи, то на всем протяжении нашего маршрута она была.
Со спортивно-туристской точки зрения район уверенно позволяет проводить пешие походы до 2 категории сложности. Наш маршрут проходил в районе хребтов Приморский и Становой. Мы запланировали и прошли красивый и очень интересный маршрут.
Основные естественные препятствия, встречающиеся на маршруте:
-
скользкие и опасные торосы и наледи;
-
каменно-осыпные участки;
С экскурсионно-познавательной точки зрения маршрут очень интересен, т.к. по пути следования встречаешь множество достопримечательностей. Прибрежная зона Байкала прекрасна и неповторима зимой.
Из неприятного для туристов соседства зимой были замечены кабаны и лоси, которые подходили к лагерю ревели по ночам.
Транспортная инфраструктура Байкала представляет собой тупиковую
автомобильную дорогу до пос. Бол. Голоустное, далее дорога появляется в районе пос. Листвянка и следующая точка выхода к цивилизации лежит только в южной оконечности Байкала, у поселка Култук.
В качестве вариантов аварийного схода с маршрута, находясь у берега Байкала, можно выйти к цивилизации в пос. Листвянка или Култук.
Финансовые расходы
Дорога туда:
- Поезд г. Воронеж – г. Москва 1100 руб.
- Самолёт г. Москва – г. Иркутск 8100 руб.
- Заброска г. Иркутск – пос. Больное Голоустное 666 руб.
Дорога обратно:
- Поезд пос. Слюдянка – г. Улан-Удэ 600 руб.
- Самолёт г. Улан-удэ – г. Москва 6600 руб.
- Поезд г. Москва – г. Воронеж 1000 руб.
Расходы на еду:
Мы собирали по 3000 рублей.
Доп. расходы:
Пропуска в Байкальский нац. парк 100 руб. Бензин 100 руб.
Ночевка в пос. Половинная 400 руб.
Ночевка на метеостанции у пика Черского 800 руб. (2 ночи). Баня на метеостанции у пика Черского 166 руб.
Ночевка в г. Улан-Удэ 800 руб. (2 ночи) Разные мелочи 1000 руб.
Общие расходы на одного участника похода составили около 25000 рублей.
Общественное снаряжение группы
Вид снаряжения |
Вес |
Описание |
горелка covea |
0,6 |
Бензиновая с защитным экраном. Брали на всякий случай, использовали только в домиках. |
палатка Vaude Arco 2p, 2-ка |
2,3 |
В двойках прохладно. |
палатка Bask Reach 3, 4-ка |
4 |
В тройке тесновато. |
топор |
1 |
|
костровой тросик |
0,3 |
|
пила лучковая |
1 |
|
доска разделочная |
0,1 |
|
рем набор |
0,6 |
|
аптечка |
0,5 |
|
фотик |
0,8 |
Цифровой, компактный. |
навигатор - смартфон |
0,3 |
Смартфона хватает. |
комплект для розжига |
0,2 |
Орг. стекло. |
котел 2,5 л |
0,41 |
Стальной с крышкой. |
котел 3,5 л |
0,46 |
Стальной с крышкой. |
половник |
0,2 |
|
топливо для горелки |
4 л \ 2,6 кг |
Бензин очищенный. Брали на всякий случай, использовали только в домиках. |
запасной фонарик с комп. батареек |
0,2 |
|
подстилка под коврики по палаткам |
0,2 + 0,4 |
Строительный утеплитель. |
термос 1 л |
0,5 |
На двух участников. |
термос 1 л |
0,5 |
На двух участников. |
термос 1 л |
0,5 |
На двух участников. |
Общий вес общественного снаряжения – 18 кг. Общий вес общественных продуктов – 28 кг.
Вес общественных продуктов на человека в день составил 550 гр. Также брали личные продукты по 50-100 гр. в день.
Общая нагрузка по общественной еде и снаряжению на человека составила 7,8 кг.
Изменения маршрута и их причины
Поход пройден по плану.
Фактический график движения
Дата |
Данные |
Дни |
Ходовые дни |
Км |
Способ передвиж ения |
ЧХВ |
Погодные условия |
22.02 23.02 |
Поезд г. Воронеж – г. Москва. Самолёт г. Москва – г. Иркутск. Заброска г. Иркутск – пос. Бол. Голоустное (120 км / 2 часа). |
1-2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Пос. Голоустное - Мыс Белозерцева - Падь Ушканья. |
1 |
10 |
пешком |
3 |
ясно, ПО -15-20-15 |
||
24.02 |
Падь Ушканья - Падь Малая Кадильная – пещ. Часовня - Мыс Большой Кадильный - Падь Нижняя. |
3 |
2 |
20 |
пешком |
6 |
ясно, ПО -15-20-15 |
25.02 |
Падь Нижняя – мыс Соболев – скала Скрипер - Падь Большая Сенная - Падь Малая Сенная - Падь Варначья – пос. Большие Коты - Падь Жилище - Черная падь – падь солонцовая – падь Смородова – мыс Толстый. |
4 |
3 |
20 |
пешком |
6 |
ясно, ПО -15-20-15 |
26.02 |
Мыс Толстый - Падь Абунева – Падь Большая Черемшанка – пос. Листвянка – р. Ангара – пос. Байкал - Падь Марьяная – падь Темная 2 |
5 |
4 |
22 |
пешком |
6 |
ясно, ПО -15-20-15 |
27.02 |
Падь Темная 2 – падь Бол Баранчик – падь Каторжанская – падь Пыловка. |
6 |
5 |
16 |
пешком |
5 |
ясно, ПО -15-20-15 |
28.02 |
Падь Пыловка – падь Бол Шумиха – Ивановка – Пономарёвка – Половинная. |
7 |
6 |
20 |
пешком |
5 |
ясно, ПО -15-20-15 |
29.02 |
Половинная – Маритуй – падь Шабартуй. |
8 |
7 |
22 |
пешком |
6 |
ясно, ПО -15-20-15 |
1.03 |
Падь Шабартуй – Ангасольская – падь Тёмная. |
9 |
8 |
22 |
пешком |
6 |
ясно, ПО -15-20-15 |
2.03 |
Падь Тёмная – пос. Слюдянка – р. Слюдянка – карьер «Перевал» |
10 |
9 |
20 |
пешком |
5 |
ясно, ПО -15-20-15 |
3.03 |
Карьер «Перевал» – казачья поляна – метеостанция Хамар-Дабан. |
11 |
10 |
13 |
пешком |
4 |
ясно, ПО -15-20-15 |
4.03 |
Радиальный выход на первый и второй гольцы Пика Черского. |
12 |
11 |
11 |
пешком |
4 |
ясно, ПО -15-20-15 |
5.03 |
Метеостанция Хамар-Дабан - р. Слюдянка – пос. Слюдянка. Поезд пос. Слюдянка – г. Улан-Удэ. (350 км / 5 часов) |
13 |
12 |
20 |
пешком |
4 |
облачно -15-20-15 |
6.03 7.03 |
Отдых в г. Улан-Удэ. |
14 15 |
13 14 |
- |
- |
- |
- |
8.03 |
Самолёт г. Улан-Удэ – г. Москва. Поезд г. Москва - г. Воронеж. |
16 |
- |
- |
- |
- |
- |
Всего 216 км. |
60 |
- |
-
Техническое описание маршрута
Первый день (23.02.2020)
Пос. Голоустное - Мыс Белозерцева - Падь Ушканья.
Ночлег (N51°59'19,6012" E105°18'30,6807") на высоте 518 метров около пади Ушканья.
Пройдено за день 10 км. Подъем – 400 м. Спуск – 350 м. В том числе: по туристической тропе и льду 10 км.
Грязное ходовое время – 4 часа. Чистое ходовое время – 3 часа.
Фото 1. Карта первого ходового дня (ГШ 500м).
Вечером 22.02 вылетели из г. Москва, полет продлился почти 6 часов плюс мы прибавили еще 5 часов за счет смены часовых поясов. В итоге на утро 23.02 почти без сна прибыли в г. Иркутск, температура воздуха была около -15 и лежал снег, в отличии от центральной России.
Вскоре за нами заехал микроавтобус, и мы отравились докупать продукты и бензин в близлежащий магазин. Далее по асфальтированной и местами гравийной дороге за 2 часа доехали до пос. Большое Голоустное.
Прибыли на берег Байкала к 11 утра, вокруг множество людей гуляет и ездит по льду озера, толщина льда около метра и выдерживает автомобиль. Собрались и начали путь на юго-запад вдоль берега по льду.
Около поселка лёд был преимущественно свободный от снега, прозрачный и с множеством трещин. Идти по нему очень интересно и красиво, впервые в жизни настолько круто изучать поверхность, по которой идешь.
По прибрежной зоне озера проложено множество ледовых дорог, часто около нас проносились не только машины, но и судна на воздушной подушке. Двигаться можно было по ним или по тропинке на берегу, которая огибала рельеф и часто поднималась на приличную высоту. На берегу озера располагается хвойный лес, сосна и лиственница придают воздуху особый аромат и чистоту. Ровных площадок для палаток не много, они либо находятся на берегу, где дует ветер либо их надо искать в холмах, набрав по высоте под сто метров.
В первый день мы добрались до Пади Ушканья, расположившись в лесу, недалеко от турбазы Жемчужина Байкала. Были там к 14 часам. Снега, что на льду озера, что в лесу немного, с легкостью можно идти пешком без лыж и снегоступов. Поставить палатку можно на обычных колышках, воткнув их в промерзшую почву.
Фото 2. Идем вдоль берега озера Байкал.
Фото 3. Идем вдоль берега озера Байкал.
Фото 4. Идем вдоль берег озера Байкал.
Второй день (24.02.2020)
Падь Ушканья - Падь Малая Кадильная – пещ. Часовня - Мыс Большой Кадильный - Падь Нижняя.
Ночлег (N51°54'43,6752" E105°11'03,9934") на высоте 472 метра у нижней Балки. Пройдено за день 20 км. Подъем – 430 м. Спуск – 500 м.
В том числе: по туристической тропе и льду 20 км. Грязное ходовое время – 7 часов.
Чистое ходовое время – 6 часов.
Фото 5. Карта второго ходового дня (ГШ 500 м).
Встали в 7, вышли в 9:30 утра. Температура -15 -10 -15.
Климат на Байкале очень сухой, снег совершенно не мочит обувь, одежду и снаряжение, он рассыпается как песок на ветру.
Двигаемся вдоль берега по Большой Байкальской Тропе (ББТ), по пути часто встречаются указатели. Тропа проходит по краю леса, не углубляясь в дебри т.к. там располагается заповедник, вход в который разрешен только по пропускам. Мы предварительно оформили пропуска (100 руб. с чел. за посещение), но ни разу их не предъявляли, т.к. зимой нет сезона на пеших туристов и их никто не контролирует.
Глубина снежного покрова на берегу не превышает 15 см, тропа набита не везде и местами приходится чуть-чуть тропить. Красивые, извилистые берега озера поражают своей чистотой и простором, идешь и представляешь себе, насколько обширны вокруг леса и горы, они практически безграничны, т.к. простираются на сотни километров.
В этот поход мы взяли с собой две двухслойные палатки 2-ку и 4-ку. В обычных туристических палатках на морозе за ночь образуется конденсат, который переходит в состояние инея и активно сыпется на жильцов палаток. Если неаккуратно собираться с утра, то все вещи внутри спального места будут в инеи и их потом придется сушить. Чтобы хоть как-то уменьшить кол-во инея на вещях и утеплить ночевки, были изготовлены конденсатники, которые покрывали и защищали спальные мешки. На утро конденсатники были проморожены инеем и каждый вечер сушились у костра.
По пути тропинка ББТ завела нас на крутой бугор и оборвалась осыпью, мы попытались забраться выше и отыскать тропу, но крутизна склона была слишком опасна, чтобы по нему двигаться без жестких ботинок и ледорубов. Пришлось вернуться и выйти на лёд, обойти опасный участок и направиться к пещере Часовня.
Пещера располагается в пади малая Кадильная, на скальном хребте, ко входу ведет тропа. Чтобы попасть в пещеру, необходимо забраться на 4-5 метровую скальную стенку. Для облегчения этой задачи имеются прислоненные к стене стволы деревьев. Доступная часть пещеры, совсем небольшая – всего около 15 метров, дальше идет узкий лаз, по которому мы не стали пытаться пролезть.
После посещения пещеры прошли полузаброшенный кордон заповедника на мысе Большой Кадильный и в пади Нижняя нашли место для установки лагеря. Были там к 15:40.
Фото 6. На месте первой ночевки.
Фото 7. Красоты зимнего Байкала.
Фото 8. Во льдах.
Фото 9. Внутри пещеры Часовня.
Третий день (25.02.2020)
Падь Нижняя – мыс Соболев – скала Скрипер - Падь Большая Сенная - Падь Малая Сенная - Падь Варначья – пос. Большие Коты - Падь Жилище - Черная падь – падь солонцовая – падь Смородовая.
Ночлег (N51°52'08,7226" E104°57'35,9813") на высоте 526 метров в балке Смородовая.
Пройдено за день 20 км. Подъем – 630 м. Спуск – 570 м. В том числе: по туристической тропе и льду 20 км.
Грязное ходовое время – 7 часов. Чистое ходовое время – 6 часов.
Фото 10. Карта третьего ходового дня (ГШ 500 м).
Встали в 7, вышли в 9 утра. Температура -15-5-15.
В первые дни нашего путешествия мы наблюдали преимущественно свободный от снежных заносов лёд озера. Потрясающая красота трещин и пузырьков, застывших во льду, часто заставляла смотреть именно под ноги и меньше обращать внимание вокруг. Лёд был толщиной от 30 сантиметров, максимальная его толщина неизвестна, но думаю, она достигала метра. По нему могли легко перемещаться джипы весом за 2 тонны, так же мы видели, как по льду проезжали грузовики весом более 8 тонн.
Чистота воздуха и отличная погода позволяли любоваться противоположным берегом озера, до которого было около 35 км. Он был очень далеко, но все же виден и там была горная гряда Хамар-Дабан, по которой нам предстояло двигаться в конце маршрута.
К полудню становилось жарко, мы снимали куртки и даже флиски, температура приближалась к нулю. Снег немного начинал таять и чуть-чуть мочил вещи.
Прибрежные переходы по льду периодическим нам дарили незабываемые виды
подводного царства – у берега лёд был не такой толстый и можно было наблюдать камушки на дне и рыбок.
Так же, прибрежная зона льда часто упиралась в торосы, которые скапливались на площади до нескольких километров, их приходилось обходить, т.к. движения через торос очень опасно и трудно. Такое впечатление, что ты идешь по горному леднику, только тут трещины ведут не в пропасть, а в зажимы между льдинами. Между таких зажимов легко можно застрять и сломать ноги и руки, вся поверхность крайне скользкая и двигаться приходилось очень медленно и напряженно.
Двигаться по маршруту можно было практически всегда двумя путями: идти по тропе с рельефом, часто она была заметена снегом, или идти по ледяному панцирю озера. Мы старались комбинировать переходы, чтобы не надоедал один и тот же стиль движения.
К 16 часам мы прибыли к пади Смородовая и там разбили лагерь.
Фото 11. Движемся по ледяной дороге.
Фото 12. Участки отрытого льда.
Фото 13. Ледяные красоты под ногами.
Четвертый день (26.02.2020)
Мыс Толстый - Падь Абунева – Падь Большая Черемшанка – пос. Листвянка – р. Ангара – пос. Байкал - Падь Марьяная – падь Темная 2.
Ночлег (N51°51'35,7069" E104°42'56,9171") на высоте 509 метров в пади Темная 2. Пройдено за день 22 км. Подъем – 300 м. Спуск – 380 м.
В том числе: по тур. тропе и льду 22 км. Грязное ходовое время – 7 часов.
Чистое ходовое время – 6 часов.
Фото 14. Карта четвертого ходового дня (ГШ 500 м).
Встали в 7, вышли в 9 утра. Температура -15 – 10 -15.
Первая часть маршрута от пос. Большое Голоустное до пос. Листвянка заканчивается, мы выходим из территории заповедника и покидаем тур. тропу вдоль берега.
Постепенно кол-во наметенного снега на льду озера становиться больше, и мы практически не видим красивого ледяного мира под ногами, всё привычнее опять смотреть в даль и любоваться красотами вдоль береговой линии.
На подходе к пос. Листвянка начинается активная застройка, шум и большое кол- во людей от которого мы немного отвыкли за первые три дня. Обходим поселок по льду, не окунаясь в цивилизацию, вокруг гуляет множество туристов, гоняют судна на воздушных подушках и разъезжают машины.
Обойдя поселок, выходим к устью реки Ангара, которое не замерзает из-за активного течения. На берегу находится спасательная база и отмеченная колышками тропа для перехода по льду на другую сторону устья. Впервые за поход, мы видим открытую воду и двигаемся недалеко от русла. На всякий случай, сохраняем дистанцию, т.к. не знаем какая тут толщина льда.
Добираемся до другого берега устья реки и попадаем к тупиковой железной дороги, которая сейчас используется редко для снабжения мелких поселений и тур. поездок. Вдоль неё нам предстоит двигаться следующую неделю.
Добрались до стоянки к 15:30.
Фото 15. У открытой воды устья реки Ангара.
Фото 16. Бивак в пади Темная 2.
Пятый день (27.02.2020)
падь Темная 2 – падь Бол Баранчик – падь Каторжанская – падь Пыловка. Ночлег (N51°51'35,7069" E104°42'56,9171") на высоте 509 метров пади Пыловка. Пройдено за день 16 км. Подъем – 350 м. Спуск – 410 м.
В том числе: по льду, тур. тропе и ЖД путям 16 км. Грязное ходовое время – 6 часов.
Чистое ходовое время – 5 часов.
Фото 17. Карта пятого ходового дня (ГШ 500 м).
Встали в 7, вышли в 9 утра. Температура -20 – 10 – 15.
Продолжаем двигаться вдоль ЖД путей, периодически по ним проезжают небольшие грузовые составы и дрезины. Чем дальше мы продвигаемся по путям, тем больше удивляемся сколько труда и времени было потрачено для их постройки, но для чего всё это? Ветка же тупиковая и идет в никуда. Постоянно встречаются тоннели, которые были сооружены к началу 19 века, многие тоннели очень протяженные и двигаться по ним без фонаря опасно, встречаются окна для вентиляции и естественного освещения.
Двигаться постоянно по путям тяжело и нудно, пройдя очередной тоннель, спускаемся на лёд и проходим кусок маршрута, наблюдая за скалистым берегом озера со стороны.
Снега на склонах гор очень мало, его сдувает ветер и растапливает солнце.
Никаких лыж или снегоступов тут не нужно, достаточно хороших ботинок.
Проходим опустелые ЖД станции, которые законсервированы на зимовку, летом тут будет много туристов и персонала, а сейчас окна в инеи и никого нет. Около станций есть тур. домики, которые сейчас тоже закрыты за неимением спроса.
Когда спускаемся с ЖД путей на лёд перед нами открывается потрясающий мир сосулек - они застыли, когда Байкал замерзал и его воды бились о бетонные отбойники путей, и захлестывали береговые деревья и скалы.
На солнце сосульки и торосы очень красиво переливаются, где подсвечивается их внутренняя часть с пузырьками. Можно часам их рассматривать и фотографировать с разных ракурсов.
История тупиковых ЖД путей оказалась следующая: после 1949 года был введен в эксплуатацию дублирующий участок Транссибирской магистрали, который проходил выше, через Олхинское плато, где нижняя ветка с множеством тоннелей потеряла свое значение. Позже, был разобран и затоплен участок ЖД путей от пос. Байкал до г. Иркутска водами ГЭС.
Вышли на место ночевки к 15 часам.
Фото 18. Внутри ЖД тоннеля.
Фото 19. На просторах ледяного панциря.
Фото 20. Бивак пятого дня.
Шестой день (28.02.2020)
Падь Пыловка – падь Бол Шумиха – Ивановка – Пономарёвка – Половинная.
Ночлег (N51°48'09,8373" E104°21'06,1161") на высоте 464 метра в пос. Половинная. Пройдено за день 20 км. Подъем – 430 м. Спуск – 480 м.
В том числе: по ЖД путям и льду 20 км. Грязное ходовое время – 6 часов.
Чистое ходовое время – 5 часов.
Фото 21. Карта шестого ходового дня (ГШ 500 м).
Встали в 7, вышли в 9 утра. Температура -20-15-15.
Опять движемся вдоль ЖД путей, чем дальше мы продвигаемся на юг озера, тем больше становиться снега. Тропинок около путей нет, приходится немного тропить, проваливаясь в снег на 5-15 см.
Проходим дублирующие ЖД тоннели, которые сейчас без рельс. Когда-то эта ветка активно функционировала и все тоннели были необходимы для распределения составов. В пустующих тоннелях часто находим дрова и места для биваков, летом тут не протолкнуться от туристов.
На берегу озера, вдоль ЖД ветки располагаются небольшие поселки, которые находятся в запустении, многие дома разбиты и пустуют. Чем тут живут люди, загадка, сплошная нищета и развал. Только летом, когда наплыв туристов, местные жители могут немного заработать.
На расстоянии около 5 км от берега видим какие-то постройки на льду, это оказывается подводный нейтринный телескоп, к нему от берега проходит ледовая дорога. На берегу много людей, зима – сезон для глубоководных исследований.
Проходим мыс Половинный по тоннелю длинной около 800 метров, приходится пользоваться фонарем т.к. под ногами ничего не видно, а часто там валяются бетонные блоки и арматура.
Выходим к пос. Половинная и решаем поискать место для ночевки в домике, чтобы немного передохнуть от палаток. На территории тур. базы Лесная сказка, которая располагается в отдалении от поселка, снимаем домик за 400 руб. с чел. Были там к 15:30.
Фото 22. В дублирующем тоннеле.
Фото 23. Идем по льду озера.
Седьмой день (29.02.2020)
Половинная – Маритуй – падь Шабартуй.
Ночлег (N51°45'50,9528" E104°04'54,4252") на высоте 503 метра в пади Шабартуй. Пройдено за день 22 км. Подъем – 250 м. Спуск – 270 м.
В том числе: по ЖД путям и льду 22 км. Грязное ходовое время – 7 часов.
Чистое ходовое время – 6 часов.
Фото 24. Карта седьмого ходового дня (ГШ 500 м).
Встали в 7, вышли в 9 утра. Температура -20-15-15.
Отоспавшись в теплом домике и передохнув от ночевок в палатках, отправились дальше по маршруту. Около пос. Половинная обнаружили памятник паровозу в прекрасном состоянии.
Обувь для данного путешествия мы подбирали исходя из лыжного походного опыта. У большинства участников группы были обычные трек. ботинки без утепления. Когда было морозно, поверх ботинок одевались флисовые подбахильники и на них галоши с пришитой тканью, образующей гамаши. Такая конструкция позволяла, во- первых, регулировать температуру, защищать обувь и быстро всё сушить. Так же, были у нас и двойные ботинки Baffin с двумя видами вкладышей - теплыми и тонкими, такая конструкция еще удобнее и комфортнее, но стоит больших денег.
Около запустелых береговых поселков мы находили колодцы на льду озера, их пробивали пешнёй и укрывали теплыми вещями, чтобы не замерзали. Толщина льда около колодцев составляла от 30 до 60 см. Мы попробовали Байкальскую воду на вкус, она оказалась очень приятная и вкусная, не похожа на родниковую, но по своему особенная.
Противоположный берег был всё ближе и до него уже оставалось около 20 км, четче просматривались горные хребты, вскоре нам идти по ним.
На место ночевки стали к 16:30 в балке Шабартуй.
Фото 25. Редкий поезд идущий вдоль Байкала по тупиковой ЖД ветке.
Фото 26. Бивак седьмого дня.
Восьмой день (1.03.2020)
Падь Шабартуй – Ангасольская – падь Тёмная.
Ночлег (N51°44'03,5983" E103°49'15,0450") на высоте 479 метров в пади Тёмная. Пройдено за день 22 км. Подъем – 516 м. Спуск – 535 м.
В том числе: по ЖД путям и льду 22 км. Грязное ходовое время – 7 часов.
Чистое ходовое время – 6 часов.
Фото 27. Карта восьмого ходового дня (ГШ 500 м).
Встали в 7, вышли в 9 утра. Температура -20-10-15.
Постепенно подходит к концу наш прибрежный путь по озеру Байкал, уже пройдено около 100 км и осмотрена значительная часть юга Байкала. Переходы оказались достаточно простыми и немного однообразными, но комбинирование движения по льду и тропинкам давали разные ракурсы.
Проходим очередные тоннели, светим фонарями, топаем по шпалам и понимаем, что уже совсем скоро подъем в горы Хамар-Дабан. В южной оконечности озера весь лёд засыпан снегом и нет возможности полюбоваться трещинами и пузырьками. Байкал всё уже сжимается и вдалеке виднеются поселки Култук, Слюдянка и другие.
Переходы, запланированные мной по 20 км в день, оказались верным решением. Они не сложные и вечером остаётся достаточно времени, чтобы посидеть у костра и посушить вещи.
К 16:00 выходим к пос. Ангасольская и около него ставим лагерь в лесу. Для организации костров мы брали с собой топор весом 1,1 км, длинной 38 см и лучковую пилу длинной 58 см. Этого вооружения лесоруба хватало с лихвой, чтобы подготовить хвою для костра.
Фото 28. Внутри самых больших тоннелей были вентиляционные окна.
Фото 29. Ледяные торосы на фоне берега Байкала.
Девятый день (2.03.2020)
Падь Тёмная – пос. Слюдянка – р. Слюдянка – карьер «Перевал».
Ночлег (N51°36'58,7907" E103°38'37,6559") на высоте 673 метра около карьера
«Перевал».
Пройдено за день 20 км. Подъем – 355 м. Спуск – 169 м. В том числе: по тур. тропе и льду 20 км.
Грязное ходовое время – 7 часов. Чистое ходовое время – 5 часов.
Фото 30. Карта девятого ходового дня (ГШ 500 м).
Встали в 7, вышли в 9 утра. Температура -20-10-15.
От пос. Антасольская по ледовой дороге переходим озеро Байкал до пос. Слюдянка, переход получилось протяженностью 11 км. Местами задувал сильный боковой ветер и видимость падала до нескольких сотен метров. Мы впервые отошли об берега насколько далеко и ощутили, насколько велик Байкал.
Добравшись до пос. Слюдянка, закупили продукты на оставшиеся дни и отправились вдоль ручья Слюдянка наверх. В начале двигались по хорошо укатанной грунтовой дороге, далее начались ухабы и проехать реально только на вездеходе.
Чем выше мы поднимались, тем больше становилось снега вокруг, наконец-то настоящие сугробы, в которых можно застрять. Нашли хорошее место для ночевки недалеко от карьера Перевал, были там к 16 часам.
Фото 31. Переходим озеро Байкал.
Фото 32. Начало подъема вдоль реки Слюдянка.
Фото 33. Движемся вверх.
Десятый день (3.03.2020)
Карьер «Перевал» – казачья поляна – метеостанция Хамар-Дабан.
Ночлег (N51°31'45,9126" E103°35'19,7417") на высоте 1442 метра на метеостанции. Пройдено за день 13 км. Подъем – 900 м. Спуск – 150 м.
В том числе: по тур. тропе 16 км. Грязное ходовое время – 5 часов.
Чистое ходовое время – 4 часа.
Фото 34. Карта десятого ходового дня (ГШ 500 м).
Встали в 7, вышли в 9 утра. Температура -20-10-15.
Первая высотная ночевка по сравнению с уровнем озера, мы находились на высоте 673 метра, вокруг нас минимум полметра чистейшего снега и мощный хвойный лес.
С утра ощущается дикий холод, хотя на градуснике обычные -20, первые два часа шли по тур. тропе в тени и не могли согреться, предполагаю, что местами было холоднее, чем -20.
Наконец-то, выходим на солнышко, отогреваемся и делаем первую остановку. Вокруг необыкновенно красиво, нас окружают громадные скальные гребни, мощный хвойный лес и полнейшая чистота вокруг.
Тропинка становиться непроходимой для колесной техники после кафе Привал, далее идут только снегоходные пути, крутизна подъема 10-15 градусов. Дорога крутит вдоль реки и часто пересекает её по мостикам или вброд.
Выходим к месту «Горелые поляны» (OSM), отсюда начинается более крутая и интересная тропа на верх, крутизна подъема 15-25 градусов. Лес еще более заросший и мощный, глубина снега около метра.
Выходим на «Казачью поляну» и оттуда направляемся на метеостанцию Хамар- Дабан, находящуюся на высоте 1400 метров. Договариваемся с сотрудниками метеостанции о размещении в домике на две ночи по 400 руб. с чел + баня за 1000 руб. за два часа. Отдыхаем от длительного подъема и наслаждаемся шикарными видами горных хребтов вокруг. Были на месте к 14:00.
Фото 35. Подъем по тур. тропе к метеостанции.
Одиннадцатый день (4.03.2020)
Радиальный выход на первый и второй гольцы Пика Черского. Пройдено за день 11 км. Подъем – 840 м. Спуск – 840 м.
В том числе: по тур. тропе и снегу 11 км. Грязное ходовое время – 5 часов.
Чистое ходовое время – 4 часа.
Фото 36. Карта одиннадцатого ходового дня (ГШ 500 м).
Встали в 7, вышли в 8 утра. Температура -20-5-15.
Проснувшись и выглянув из окна, мы увидели прекрасное чистое небо, горы зовут нас, надо собираться и двигаться вперед к чудесным видам хребтов Хамар-Дабан.
От метеостанции к пику Черского и перевалу Чертовы Ворота идет буранка, она круто забирает на хребет и с крутизной 20-30 градусов тянется по отрогу. Местами буранка была переметена и нам приходилось тропить, утопая в снегу на 20-40 см. Преодолев подъем, начался траверс и спуск в следующую долину к перевалу Чертовы Ворота. Мы не заметили, как проскочили нужный нам поворот, т.к. его замело и пришлось вернуться.
Вернувшись на траверс по еле заметным бороздкам на снегу, нащупываем заметенную буранку, начинаем тропить по ней наверх, утопая в снегу на 20-60 см. Набиваем следы и потихоньку движемся всё выше и выше к пику Черского.
Добрались до Гольца № 1, отсюда основной подъем кончается и двигаться гораздо легче, около его вершины построена Игла и открывается великолепный вид на окрестные горы.
Далее идем на перевал с памятником погибшей туристке, тут снега почти нет, т.к.
его выдувает и начинаем подъем крутизной 20-30 градусов на Голец № 2. Путь на вершину Пика Черского проходит по крутому и опасному скальному гребню, заметенному метровым слоем снега. Ширина гребня 1-2 метра, крутизна сбросов 60-90 градусов. Двигаться без страховки рискованно, т.к. под ногами много снега и он может сойти, а дальше еще и скалы, по которым необходимо как-то пролезть без жесткой обуви.
В итоге решаем, что подъём на вершину слишком опасен и возвращаемся по пробитой тропе к метеостанции. Были на месте к 14 часам.
Фото 37. Траверс под Гольцом №1.
Фото 38. Путь подхода к пику Черского и Гольцу № 2
Фото 39. Вид с гольца № 2 на северо-запад.
Двенадцатый день (5.03.2020)
Метеостанция Хамар-Дабан - р. Слюдянка – пос. Слюдянка. Пройдено за день 20 км. Подъем – 150 м. Спуск – 1150 м.
В том числе: по тур. тропе 20 км. Грязное ходовое время – 5 часов.
Чистое ходовое время – 4 часа.
Фото 40. Карта двенадцатого ходового дня (ГШ 500 м).
Встали в 7, вышли в 9 утра. Температура -15-10-10.
На утро на хребте Хамар-Дабан погода испортилась, видимость была не более ста метров. Нам очень повезло в прошлый день полюбоваться окрестными горами, а сегодня нам предстоит спуск. Спускаемся немного по заметенной буранке, дует сильный ветер, метет снег. В лесу стало по-своему красиво и интересно. Мы покидаем горную гряду Хамар-Дабан, проходим карьер Перевал и выходим к поселку Слюдянка.
В горах было очень много снега - более метра, пройти без широких лыж или снегоступов невозможно. А на берегу озера Байкал снега совсем мало, всего 5 – 10 см. Добравшись до поселка Слюдянка, решаем менять ЖД билеты и выезжать сегодня. Садимся на поезд до г. Улан-Удэ. Поезд движется вдоль берега Байкала, который мы наблюдали из далека в течение всего нашего похода. К 22 часам прибываем в г. Улан- Удэ, заселяемся в хостел за 300 руб. в сутки с человека. У нас остается два дня до вылета в Москву, который мы посвящаем изучением местных достопримечательностей и красот.
Фото 41. Спускаемся к пос. Слядянка.
Карта пройденного маршрута.
Выводы и рекомендации
Свершилась моя давняя мечта – побывать зимой на озере Байкал. Удалось полюбоваться прозрачным льдом с множеством трещин и пузырьков. Береговая линия Байкала оказалась очень красивой и интересной. К озеру подступают крутые, скалистые горы и мощный хвойный лес. Первая часть маршрута, пройденная по Большой Байкальской тропе, поразила первозданной природой и чистотой. Вторая часть маршрута, вдоль ЖД ветки от пос. Байкал до пос. Антасольская, оказалась немного однообразной, но комбинируя движения по шпалам и льду, проходя множество тоннелей, мы разнообразили наш путь и удивлялись неимоверному человеческому труду, приложенному к постройке железной дороги. Третья часть маршрута в горах Хамар-Дабан получилась самой интересной, нам повезло с погодой и мы вдоволь полюбовались бескрайними Сибирскими горами.
Общественное и групповое снаряжение нас не подвело. Все прослужило исправно и без ремонта. В двухслойных туристических палатках ночевать на морозе не комфортно. Образуется иней, который мочит снаряжение, после чего его приходится сушить каждый день.
Пройденный нами пеший маршрут, оказался достаточно простым и доступным, не требующим спец. снаряжения и навыков. Достаточно иметь удобную обувь и трек. палки. Группа прошла поход без проблем и в хорошем темпе. Сильных морозов не было, ночью температура опускалась всего до -20. У нас получился обзорный маршрут, позволивший исследовать южную оконечность озера Байкал. За счет пешего зимнего похода у нас была возможность двигаться практически везде, не ограничивая себя льдом озера, как участники походов на коньках.
Отчет составил Остапенко С.Ю.
Фото Остапенко С.Ю.
Приложения
В качестве приложений к отчету прикладывается:
- Карта общая.
- Карта подробная.
- Диск с отчетом в электронном виде и фотографиями по дням.
Комментарии