18 августа 2021
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Горно-Кавказский
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: III

1Федерация спортивного туризма Воронежской области Воронежский городской клуб активного туризма и альпинизма

Отчёт

о пешем туристском походе 3 категории сложности по Кавказу в районе Приэльбрусья, Теберды и Архыза, совершённом группой туристов из г. Воронежа в период с 24 июля по 7 августа 2020 года

Маршрутная книжка № 10-20 Руководитель группы:

Остапенко Сергей Юрьевич

г. Воронеж, ул. Бульвар Пионеров, д. 2, кв. 48 pplelan@yandex.ru

906-672-29-67

Воронежская зональная маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем

участникам и руководителю категории сложности. Отчёт использовать в библиотеке

г. Воронеж 2020 г.

Справочные сведения о походе

Проводящая организация:

Федерация спортивного туризма Воронежской области. Воронежский городской клуб активного туризма и альпинизма.

Место проведения похода:

Кавказ, район Приэльбрусье – Теберда - Архыз.

Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма

Степень (категория) сложности похода

Протяжённость активной части похода, (км)

Продолжительность

13 дней

24.07.2020-

7.08.2020

Суммарный перепад высот маршрута (подъем + спуск) составил 22700 метров.

Подробная нитка маршрута

Пройденный маршрут:

пос. Верхний Баксан – р. Кыртык – руч. Уллуесенчи – пер. Кыртыкауш НК – руч. Исламчат – пер. Каракайский зап. 1А – ур. Джилы-Су – руч. Кызылкол – пер. Балк- Баши 1А – ур. Битик-Тюбю – руч. Битюктюбелкол – р. Уллу-Хурзук – руч. Енукол – р. Уллу-Хурзук – пос. Хурзук – р. Кубань – пос. Учкулан – р. Учкулан – пер. Карачайауш НК – руч. Рхи – р. Даут – руч. Кичкинясу – выс. 2672 м. – пер. Кышкаджер 1Б – руч. Кышкаджер – р. Джемагат – р. Теберда – пос. Теберда – руч. Муху – пер. Мухинский НК – руч. Мал. Марка – р. Марка – хут. Красный Карачай – р. Аксаут – пер. Цыганчат 1Б – р. Маруха – САО РАН – пос. Нижний Архыз.

Запланированный маршрут пройден с не большими изменениями:

пос. Верхний Баксан – р. Кыртык – руч. Уллуесенчи – пер. Кыртыкауш НК – руч. Исламчат – пер. Каракайский зап. 1А – ур. Джилы-Су – руч. Кызылкол – пер. Балк- Баши 1А – ур. Битик-Тюбю – руч. Битюктюбелкол – р. Уллу-Хурзук – руч. Енукол – р. Уллу-Хурзук – пос. Хурзук – р. Кубань – пос. Учкулан – р. Учкулан – пер. Карачайауш НК – руч. Рхи – р. Даут – руч. Кичкинясу – выс. 2672 м. – пер. Кышкаджер 1Б – руч. Кышкаджер – р. Джемагат – р. Теберда – пос. Теберда – руч. Муху – пер. Мухинский НК – руч. Мал. Марка – р. Марка – хут. Красный Карачай – р. Аксаут – пер. Цыганчат 1Б – р. Маруха – пер. Озерный Арзызский НК – пер. Архызское Седло НК – р. Бол. Зеленчук – пос. Архыз.

Высотный график похода

Отчёт о пешем туристском походе 3 категории сложности по Кавказу в районе Приэльбрусья, Теберды и Архыза

Состав туристской группы

Фоограф-зоолог

1 к.с. ПУ, Зап. Кавказ

Адрес хранения отчёта:

г. Воронеж,     (копии в электронном виде у руководителя и на сайте федерации спортивного туризма Воронежской области poxod36.ru).

Какой организацией, МКК рассмотрен поход:

- поход рассмотрен Воронежской ЗМКК.

Характеристика района похода

Кавка́з — географический регион, преимущественно горная страна в Евразии, расположенный к югу от Восточно-Европейской равнины, на границе Европы и Азии, которая охватывает территории: России, Грузии, Азербайджана и Армении[1], ряда непризнанных и частично признанных государств. Ограничен Чёрным морем с запада,

Каспийским морем с востока.

Северная граница Кавказа проходит по Кумо-Манычской впадине, Азовскому морю и Керченскому проливу.

Южная граница Кавказа проходит по бывшей государственной границе СССР (ныне южные границы Грузии, Армении и Азербайджана c Турцией и Ираном). Площади шести закавказских стран, а также Северо-Кавказского федерального округа РФ вместе равны 356 482 км².

Географическое положение. Горная система Большого Кавказа делится (по длине) на Западный, постепенно повышающийся от Таманского полуострова до Эльбруса (высшая точка Кавказа, 5642 м), высокогорный Центральный (между Эльбрусом и Казбеком) и Восточный, понижающийся от Казбека до Апшеронского полуострова. В центральной части горная система сильно сжата, а на западе и востоке — расширена. Северный склон её длинный и пологий, а южный — короткий и крутой. Осевой зоне Большого Кавказа соответствуют наиболее высокие хребты — Главный, или Водораздельный, и Боковой c вершинами более 4-5 тыс. м. Главный Кавказский хребет разделяет Северный Кавказ и Закавказье. Вершины Кавказа: Мижирги (5025 м), Казбек (5033 м), Джанги-тау (5058 м), Шхара (5068 м), Пик Пушкина (5100 м), Коштантау (5152 м) — вздымаются выше высочайшей точки Альп — Монблана (4807 м). Ближайшие к Кавказу «пятитысячники», высочайшая точка всей Малой Азии (Арарат, 5165 м; по сути, Закавказского нагорья) и горной системы Эльбурс (вулкан Демавенд, 5604 м) — уступают кавказским вершинам Дыхтау (5204 м) и Эльбрус (5642 м). Два из

«пятитысячников» Большого Кавказа, Казбек и Шхара, находятся на границе с Грузии. Все остальные — в Кабардино-Балкарии (включая Шхару).

Климат. Климатическая картина в регионе достаточно разнообразна и в зависимости от времени года не всегда стабильна. В летнее время года солнечная радиация столь велика, что можно наблюдать как воздушные массы, переходят в тропический воздух. Зимой картина примерно похожая, радиационные массы оказывают влияние на температуру, которая в холодное время скорее имеет положительные градусы. Такое расположение климатических поясов обусловлено следующей циркуляцией атмосферы: в летнее время года с южной части приходят субтропические области с повышенным давлением и приносят тропический воздух из Азии. Стоит отметить, что благодаря субтропическому климату в летнее время — это период сухого и жаркого воздуха. Исключением является Западная часть Закавказья,

тут процесс циркуляции атмосферы сбивается за счет дождей местного происхождения. В зимнее время года в районах Черноморского побережья, западная часть Большого Кавказа, Закавказье проходят средиземноморские циклоны, а в южной стороне региона иранские.

Наша задача при планировании данного маршрута состояла в ознакомлении с природой и достопримечательностями Центрального Кавказа, единению с природой и пребыванию в отдалении от городского шума и забот.

Пополнять продуктовый запас можно было в поселках, которые мы проходили на протяжении всего маршрута.

Проблемы с водой не было, т.к. во всех долинах были чистые горные реки.

Что касается мобильной связи, то она была в районе Джилы-Су, далее около пос.

Хурзук, Учкулан и Теберда и на финише в Нижнем Архызе.

Со спортивно-туристской точки зрения район уверенно позволяет проводить пешие походы любой категории сложности. Наш маршрут проходил в районе Приэльбрусья, Теберды и Архыза. Мы запланировали и прошли красивый и очень интересный маршрут.

Основные естественные препятствия, встречающиеся на маршруте:

• осыпные перевальные склоны;

• броды в низовьях рек;

С экскурсионно-познавательной точки зрения маршрут очень интересен, т.к. по пути следования посещаешь множество долин, перевалов и красот.

Из неприятного для туристов соседства нечего замечено не было.

Транспортная инфраструктура Кавказа представляет собой тупиковые автомобильные дороги ведущие по каждому ущелью, обычно асфальт заканчивается в большом поселке и далее идет грунтовая дорога, которая забирается высоко в горы.

В качестве вариантов аварийного схода с маршрута из каждого ущелья пройдя десяток км можно выйти на хорошую грунтовую дорогу, по которой проезжают местные жители. В районе Приэльбрусья лучше всего выходить в район Джилы-Су, далее в район пос. Хурзук и Учкулан, далее в пос. Теберда, а на финише маршрута в пос. Красный Карачай, Архыз и Нижний Архыз.

Финансовые расходы

Дорога туда:

1. Поезд г. Воронеж – г. Мин Воды 2500 руб.
  2. Заброска г. Мин Воды – пос. Верхний Баксан 800 руб.

Дорога обратно:

1. Выброска пос. Нижний Архыз – г. Невинномысск 450 руб.
  2. Поезд г. Невинномысск – г. Воронеж 2800 руб.

Расходы на еду:

Мы собирали по 3000 рублей.

Доп. расходы:

Около 1000 руб.

Общие расходы на одного участника похода составили около 10000 рублей.

Общественное снаряжение группы

Вид снаряжения

Вес

горелка + топливо

0,5

Бензиновая с защитным экраном.

горелка covea + топливо

Батареек

Запасные солнцезащитные очки

0,1

Общий вес общественного снаряжения – 21,5 кг. Общий вес общественных продуктов – 49 кг.

Вес общественных продуктов на человека в день составил 500 гр. Также брали личные продукты по 50-100 гр. в день.

Общая нагрузка по общественной еде и снаряжению на человека составила 8,8 кг.

Изменения маршрута и их причины

1. За место перевала пер. Каракайский сев. НК мы прошли пер. Каракайский зап. 1А т.к. потеряли тропу и двигались по кулуару до седловины, перевал оказался очень живописным и с него открывается прекрасный вид на Эльбрус.
  2. Пер. Кышкаджер 1Б оказался не простым и опасным. По описанию и фотографиям он должен был быть 1А, но оказался 1Б т.к. на спуск в сторону северо- запада представляет собой осыпной участок крутизной 30-50 градусов, движение по курумнику размером от 20 до 100 см, далее выполаживание до 10-30 градусов по курумнику 100-300 см.
  3. Пер. Цыганчат 1Б так же оказался сложнее описания, участок спуска является к.с. 1Б т.к. движение проходит по разбитому и заваленному склону в кулуаре и языке осыпи, крутизна спуска 20-40 градусов, под ногами курумник размером от 10 до 50 см, местами заросший травой.
  4. После выхода к р. Маруха мы решили не проходить связку перевалов Озерный Арзызский НК – Архызское Седло НК т.к. они нас выведут за один день на финиш похода, мы решили пройти еще два дня и выйти в пос. Нижний Архыз через САО РАН.

Фактический график движения

ЧХВ

Погодные условия

Поезд 136А ст. Придача 17:15 – г. Мин. Воды 12:41

Заброска г. Мин. Воды – пос. Верхний Баксан (160 км \ 2,5 часа)

пос. Верхний Баксан – р. Кыртык

18,4

5,1

ясно – ПО - облачно дождь

руч. Исламчат – пер. Каракайский зап. 1А – ур.

Джилы-Су – руч. Кызылкол.

18,2

4,8

+5+25+15

ПО

ур. Битик-Тюбю – р. Уллу-Хурзук – пос. Хурзук – р.

Кубань

4,4

+15+20+15

ПО

р. Кубань – пос. Учкулан – р. Учкулан – пер.

Карачайауш НК – руч. Рхи – р. Даут.

16,8

5,4

+15+30+15

ПО - ясно

р. Даут – руч. Кичкинясу – выс. 2672 м.

10,6

3,4

+15+20+10

ясно - ПО

выс. 2672 м. – пер. Кышканджер 1Б – руч.

Кышканджер – р. Джемагат.

12,8

+5+20+15

ясно - ПО

р. Джемагат – р. Теберда – пос. Теберда – руч.

Муху.

18,1

4,3

+15+20+15

ПО – облачно - дождь

руч. Муху – пер. Мухинский НК – руч. Мал. Марка

– р. Марка – хут. Красный Карачай – р. Аксаут.

19,8

+10+25+20

ПО - ясно

р. Аксаут – пер. Цыганчат 1Б – р. Маруха.

14,7

5,5

р. Маруха.

ясно

р. Маруха – САО РАН – пос. Нижний Архыз.

17,5

4,3

+10+25+20

ясно

Выброска пос. Нижний Архыз г. Невинномысск.

Поезд № 003С г. Невинномысск 23:34 – г. Воронеж 13:12

Всего 200 км.

Техническое описание маршрута

Первый день (25.07.2020)

Пос. Верхний Баксан – р. Кыртык.

Ночлег (N43°21'23,8434" E42°43'37,5005") на высоте 2187 метров около ручья Уллу- Артыкол (приток р. Крытык).

Пройдено за день 8,5 км. Подъем – 687 м. Спуск – 182 м. В том числе: по грунтовой дороге 8,5 км.

Грязное ходовое время – 3,5 часа. Чистое ходовое время – 2,5 часа.

Фото 1. Карта первого ходового дня (ГШ 500м).

Добравшись на поезде до города Мин. Воды вся группа собралась вместе и загрузилась в заказной микроавтобус, на котором чуть больше, чем за 2 часа добрались до пос. Верхний Баксан.

Вышли на маршрут в 16:00, двигались по грунтовой дороге, которая серпантином забирается на хребет вдоль реки Кыртык. Дорога постепенно забирается все выше и выше, вокруг открываются первые потрясающие виды горных долин и крутых вершин.

На старте похода мы были прилично загружены т.к. все продукты и снаряжение несли сразу с собой на 14 дней, вес рюкзаков получился от 22 до 25 кг в зависимости от личного и неучтенного. Общественная нагрузка на старте у всех была одинаковая и составила 8,8 кг, компенсация для девушек выражалась в том, что они за место снаряжения несут топливо и у них в день уходит в два раза больше продуктов чем у парней.

В этот поход нас собралось 8 человек, ночевать решили в трех палатках, двух тройках и одной двойке. Для приготовления продуктов взять два котла и все бензиновые горелки. Из спец. снаряжения имелась только веревка 40 м 9 мм, которую планировали использовать для возможных переправ через бурные реки.

Постепенно набираем высоту, крутизна подъема с 15-20 градусов падает до 5-15 градусов. Река по началу, текущая в глубоком ущелье, выходит из него и приближается к дороге. По склонам гор, на которых растет трава располагаются дикие пастбища для выпаса коров, овец и лошадей.

Находим хорошее место для установки лагеря около ручья Уллу-Артыкол (приток р. Крытык), были там к 19:30. Успеваем поставить лагерь и начать готовить до темноты.

Фото 2. Идем вдоль реки Кыртык.

Фото 3. Идем вдоль реки Кыртык.

Второй день (26.07.2020)

Р. Кыртык – руч. Уллуесенчи – пер. Кыртыкауш НК – руч. Исламчат.

Ночлег (N43°25'18,6550" E42°35'48,5045") на высоте 2496 метров у притока реки Исламчат.

Пройдено за день 18,4 км. Подъем – 1086 м. Спуск – 918 м.

В том числе: по туристической тропе и грунтовой дороге 18,4 км. Грязное ходовое время – 7 часов.

Чистое ходовое время – 5,1 часов.

Фото 4. Карта второго ходового дня (ГШ 500 м).

Подъем в 5, выход в 7 утра.

Температура +10+25+15. Ясно-ПО-облачно дождь.

Первые 3-4 дня самые тяжелые в походе т.к. рюкзак еще хорошо нагружен, организм не акклиматизирован и не адаптирован к постоянным нагрузкам.

Продолжаем движение по грунтовой дороге вдоль реки Кыртык, грунтовка плавно набирает высоту и выводит нас к развилке, основное русло уходит на запад, а нам надо на север к руч. Уллуесенчи.

Начинаем набор высоты двигаясь по дороге, извивающейся серпантином по слону, она ведет к кошу, который располагается у руч. Гитчеесенчи. Около слияния ручьев сворачиваем с грунтовки на слабозаметную тропу, идущую вдоль ручья Уллуесенчи, крутизна подъема 5-15 градусов.

Вскоре тропа уходит от ручья и начинается набор по склону к перевалу Кыртыкауш НК, крутизна подъема 10-20 градусов. Седловина перевала пологая,

имеется тур, были на перевале к 12:30.

На спуск также идет тропа крутизной 10-20 градусов, она движется вдоль притока река Исламчат, реку необходимо пару раз перейти по камням.

После очередного перехода реки тропа раздваивается (N43°24'21,0500" E42°36'11,8364"), при продолжении маршрута через пер. Каракайский лучше двигаться по верхней тропе. Мы пошли по нижней и потом набирали лишние 100 метров.

Погода под конец ходового дня начинает резко портиться, горы затягивают грозовые облака и на подходе к месту стоянки включают ливень. Около притока реки Исламчат находим ровную полянку, на которой можно поставить лагерь, были там к 14:00. Под стеной дождя ставим лагерь, прячем вещи и начинаем готовить ужин.

Фото 5. Движемся вдоль реки Кыртык к пер. Кыртыкауш НК.

Фото 6. Подъем на пер. Кыртыкауш НК.

Фото 7. Спуск с пер. Кыртыкауш НК.

Третий день (27.07.2020)

Руч. Исламчат – пер. Каракайский зап. 1А – ур. Джилы-Су – руч. Кызылкол. Ночлег (N43°25'33,6145" E42°26'44,7897") на высоте 2934 метра у притока реки Кызылкол.

Пройдено за день 18,2 км. Подъем – 1221 м. Спуск – 1368 м.

В том числе: по туристической тропе и грунтовой дороге 18,2 км. Грязное ходовое время – 10 часов.

Чистое ходовое время – 6,1 часов.

Фото 8. Карта третьего ходового дня (ГШ 500 м).

Температура +10+25+10. ПО-дождь-ПО.

Начали подъем вдоль притока реки Исламчат по тур. тропе, крутизна подъема 10- 30 градусов. В поросшем травой склоне потеряли тропу и решили двигаться по распадку к седловине перевала. Выбравшись наверх до высоты около 3000 метров, обнаружили, что нужный нам перевал оказался ниже, а мы попали на другую седловину. Обозначили его как пер. Каракайский зап. 1А. С перевала открывается отличный вид на обе вершины Эльбруса. Были там в 9:00.

Решили не возвращаться на нужный перевал, а спускаться с нового склона, крутизна спуска составила 20-30 градусов, двигались по кулуару с мелким курумником и травой, вероятность осыпи минимальная. Далее обошли крутой сброс траверсом до следующего кулуара и по нему вышли к основной тропе с перевала Каракайский Сев. НК.

По основной тропе крутизной 10-20 градусов выходим на поляну с множеством коров и лошадей, очень радует, что горы Кавказа используются по скотоводческому направлению и не пустуют. После поляны начинается более крутой спуск по тропе 15- 30 градусов к асфальтовой дороге ведущей на Джилы-Су. Были там в 11:15.

По дороге проходим два шлагбаума с табличками на которых указано, что Джилы-Су закрыт, но всех пускают. Вокруг множество отдыхающих на машинах,

палатки, шум и гам от которого мы уже успели немного отвыкнуть за первые ходовые дни.

Набираем нарзан во фляги т.к. другой чистой и пресной воды тут нет и переходим по покосившемуся мосту реку Малка. Далее начинается подъем по грунтовой дороге к долине реки Кызылкол. В эту долину на удивление можно проехать на полноприводном джипе по объездной дороге через гору Сирх.

Около кош Камал на карте был обозначен мост через реку, но его смыло, и мы начали искать возможность переправиться брод. Немного выше по течению реки русло расширяется и разветвляется, ширина отдельных потоков 4-5 метров, глубина 40-60 см, страхуясь трек. палками перейти не составляет большого труда.

Преодолев брод начинаем подъем по грунтовой дороге к ур. Ирахиксырт, крутизна подъема 10-30 градусов. С этого плато открывается шикарный вид на г. Эльбрус, мы обходим его с севера и любуемся мощными ледниками. Далее долина выполаживается и грунтовка уходит треверсом ближе к руслу реки Кызылкол.

Добравшись до первого притока реки, решаем ставить лагерь, были на месте к 18:00.

Фото 9. Траектория спуска с пер. Каракайский зап.

Фото 10. Брод через реку Кызылкол.

Фото 11. Путь движения между ур. Джилы-Су и Ирахиксырт.

Четвертый день (28.07.2020)

Руч. Кызылкол – пер. Балк-Баши 1А –р. Битиктете.

Ночлег (N43°24'38,1164" E42°20'29,4037") на высоте 2630 метров около ур. Битик- Тюбю.

Пройдено за день 13,2 км. Подъем – 783 м. Спуск – 1411 м.

В том числе: по туристической тропе и грунтовой дороге 13,2 км. Грязное ходовое время – 8 часов.

Чистое ходовое время – 4,8 часов.

Фото 12. Карта четвертого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 5, вышли в 7 утра. Температура +5+25+15. ПО.

Утро подарило нам прекрасный и холодный рассвет, эта ночь была самая прохладная т.к. высота ночевки составляла 2934 м.

Нам предстояло опять переходить реку Кызылкол, но уже в верховьях, по хорошо набитой тропинке добираемся до русла реки и переходим поток, глубина от 20 до 40 см, ширина русла 5 метров.

Далее начинается траверс с плавным подъемом крутизной 10-20 градусов, тропа постепенно приживается к склону и идет у крутого обрыва, если попасть на этой тропе под обильные осадки, то переход может быть опасен.

Набираем высоту и подбираемся к наивысшей точке нашего похода – перевалу Балк-Баши 1А высотой 3695 м. Погода отличная и перед наши блистает на солнце громадный ледник Эльбруса, вершина горы покрыта облаками и там дует сильнейший ветер.

К 12:00 забираемся на перевал, отсюда Эльбрус выглядит еще мощнее и

величественнее. Подъем по сухой тропе был приятным и спокойным, но изнурительным. Без акклиматизации на эту высоту лучше не подниматься т.к. будет рассказываться голова и невозможно выспаться.

На спуск с перевала идет хорошая тропа, движение проходит по открытому гребню крутизной 10-30 градусов с мелким курумником. Мы спускались под шквалистым ветром дующем с юга при температуре воздуха около +25.

Постепенно тропа забирает траверсом к притоку реки Битиктебе, переходит ручей и спускается в долину к нарзанам. Крутизна спуска 10-20 градусов. Мы проходим источники, тур. базу и направляемся ниже по долине. Около мелкого ручейка находим ровную площадку и ставим лагерь, были на месте к 15:00.

Фото 13. У подножья горы Эльбрус.

Фото 14. Подъем на пер. Балк-Баши 1А.

Фото 15. Спуск с пер. Балк-Баши 1А.

Пятый день (29.07.2020)

Р. Битиктебе – р. Уллу-Хурзук – пос. Хурзук – р. Кубань.

Ночлег (N43°26'19,1983" E42°07'49,6361") на высоте 1471 метр около притока р. Кубань.

Пройдено за день 21 км. Подъем – 45 м. Спуск – 1188 м.

В том числе: по туристической тропе и грунтовой дороге 21 км. Грязное ходовое время – 6,5 часов.

Чистое ходовое время – 4,4 часа.

Фото 16. Карта пятого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 5, вышли в 7 утра. Температура +15+20+15. ПО.

Начинаем плавный спуск по грунтовой дороге вдоль реки Битиктебе. После первых напряженных ходовых дней наконец-то у нас основательный спуск в долину и отдых. По пути находим множество кустов малины, с большим удовольствием поедаем её, объевшись проходим мимо т.к. не лезет.

По грунтовке несколько раз переходим реку и добираемся до пос. Хурзук, тут есть мобильная связь и даже интернет в роуминге. Далее по мосту переходим реку Кубань и начинаем искать притоки реки, чтобы стать на стоянку. Воды не обнаруживаем и решаем обследовать берег основного русла, спустившись к руслу находим искусственный канал около которого разбиваем лагерь, были на месте к 14:00.

Первые походные дни поразили разнообразием, обилием видов и красот гор Кавказа. Маршрут дарит множество прекрасных впечатлений, но для того, чтобы их получить необходима хорошая физ. подготовка и легкое снаряжение. Каждый день у нас приличные перепады высот, от которых не подготовленный новичок ахнет и сойдет с маршрута. На этапе подготовки к походу мы постарались тренироваться на выносливость и минимизировали вес личного снаряжения.

Для приготовления пищи использовали две бензиновые горелки с топливом Галоша. Выбор именно бензиновых горелок обусловлен тем, что в горах ночью могут быть морозы и на газу сложно будет что-то приготовить, так же докупить или долить бензин можно в любом ауле и деревне.

Фото 17. Спускаемся от подножья Эльбруса.

Фото 18. Идем вдоль реки Битиктебе.

Шестой день (30.07.2020)

Р. Кубань – пос. Учкулан – р. Учкулан – пер. Карачайауш НК – руч. Рхи – р. Даут. Ночлег (N43°28'09,3071" E41°59'15,7201") на высоте 1838 метров около притова реки Даут.

Пройдено за день 16,8 км. Подъем – 1158 м. Спуск – 1120 м.

В том числе: по туристической тропе и грунтовой дороге 16,8 км. Грязное ходовое время – 8,3 часов.

Чистое ходовое время – 5,4 часов.

Фото 19. Карта шестого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 5, вышли в 7 утра. Температура +15+30+15. ПО-ясно.

На биваке около искусственного канала мы оказались не одни – к нам заходили коровы и поодаль выли какие-то звери. Ночью шел дождик и на утро было достаточно сыро.

Продолжаем движение вдоль реки Кубань по грунтовой дороге, выходим в пос.

Учкулан, набираем там воды в ручье и переходим по мосту реку Учкулан.

Далее начинается изнурительный подъем на пер. Карачайауш НК, в начале движемся по грунтовой дороге до коша (крутизна подъем 10-20 градусов), далее по тур. тропе до перевала (крутизна подъема 15-25 градусов). Двигаться по тропе легко, но перепад высоты в тысячу с лишнем метров даёт о себе знать и на пол пути мы начинаем чувствовать усталость и тяжесть в ногах.

По пути проходим несколько мелких ручейков, в которых можно набрать воды. Всё так же все склоны гор истоптаны скотом и превращены в пастбища, практически в каждом доступном распадке стоит кош и есть загон для скота.

Выход на перевал идет серпантином по тропе крутизной 20 градусов, забрались к 13:00. С седловины открывается шикарный вид на окрестные долины и г. Эльбрус.

Спуск с перевала идет так же по тропе, в начале крутизна 20-30 градусов, далее выполаживание до 10-20 градусов. Выходим на поляну с коровками и теряем основную тропу, животные протоптали множество новых тропинок и отыскать нужную сложно.

Немного порыскав в лесу, нашли тропинку, идущую не по карте OSM, а севернее, так же был обнаружен не отмеченный на картах ручей, берущий начало на поляне с коровками.

Найденная тропа заросшая и периодически разветвляется, мы держались ближе к ручью и в итоге выбрались на грунтовую дорогу ведущую к мосту через реку Даут.

По грунтовой дороге дошли до коша и около него поставили лагерь у притока реки Даут, были на месте к 15:30.

Фото 20. Подъем на перевал Карачайауш.

Фото 21. Спуск с перевала Карачайауш.

Седьмой день (31.07.2020)

Р. Даут – руч. Кичкинясу – выс. 2672 м.

Ночлег (N43°25'16,6573" E41°55'31,6014") на высоте 2689 метров в цирке под перевалом Кышканджер.

Пройдено за день 10,6 км. Подъем – 933 м. Спуск – 87 м.

В том числе: по туристической тропе и грунтовой дороге 10,6 км. Грязное ходовое время – 5 часов.

Чистое ходовое время – 3,4 часа.

Фото 22. Карта седьмого ходового дня (ГШ 500 м).

Температура +15+20+10. Ясно-ПО.

На биваке к нам приходила бесстрашная мышка, которая нагло охотилась за едой, не страшась диких туристов.

Переходим мост через реку Даут и начинаем плавный подъем по грунтовой дороге вдоль полузаброшенных деревянных домиков. Вокруг пасутся коровки и лошадки, не одна из пройденных нами долин не пустует.

Около притока Кичкинясу выходим на лесную тропу и начинаем круто забирать в гору, крутизна подъема 20-30 градусов, тропа идет серпантином в диком и густом лесу.

Движемся вдоль ручья, который течет в каньоне, воды не видно, тропа постепенно выводит нас на поляну с заброшенным кошем и подъем выполаживается до 10-20 градусов. Около коша тропа теряется в зарослях и притоках, немного порыскав и перейдя пару раз ручей находим основную тропу севернее. Она слабо просматривается и видно, что на перевал Кышкаджер мало кто ходит по сравнению с прошлыми перевалами.

Движемся вдоль ручья периодически выходя на дикую тропинку, крутизна подъема 10-20 градусов. Выбираемся в цирк под основной взлет перевала и ставим лагерь к 12:00.

В этот день было решено сделать полудневку и отдохнуть, искупаться и постираться в ручьях. Пройдена середина похода и рюкзак уже не тяжелый, а организм привык к походному ритму и нагрузкам.

Фото 23. Путь подъем вдоль ручья Кичкинясу.

Восьмой день (1.08.2020)

Выс. 2672 м. – пер. Кышкаджер 1Б – руч. Кышкаджер – р. Джемагат.

Ночлег (N43°27'10,8881" E41°49'32,0936") на высоте 2135 метров у реки Эпчик. Пройдено за день 12,8 км. Подъем – 692 м. Спуск – 1330 м.

В том числе: по туристической тропе и грунтовой дороге 12,8 км. Грязное ходовое время – 9 часов.

Чистое ходовое время – 5 часов.

Фото 24. Карта восьмого ходового дня (ГШ 500 м).

Температура +5+20+15. Ясно-ПО.

Ночь была прохладная, но температура не падала ниже нуля.

Начинаем набор высоты на перевал, находим тропинку и по ней среди камней лезем вверх, крутизна подъема 15-30 градусов. Выше по склону камней становиться больше и тропа пропадает, решаем больше её не искать и держаться рельефа и наиболее пологих и удобных участков.

В итоге траверсом по курумнику размером 30-80 см набираем высоту и выходим к главному перевальную взлету крутизной 20-40 градусов. Тут курумник размером от 50 до 200 см, двигаться по нему опасно и тяжело.

К 9:15 забираемся на перевал и обнаруживаем, что спуск с него весьма опасен и сложен. Представляет собой крутой 30-50 градусов осыпной курумник размером от 30 до 80 см, далее выполаживание 10-30 градусов с курумником от 100 до 300 см. Спускались по парам, без трек палок, держась за камни и склон руками.

Склон с перевала крут и опасен, двигаться по нему рекомендуется только в сухую погоду, при хорошей видимости и поочередно.

Пройдя опасный участок выбираемся по сложному куруму к горному озеру с прозрачной и чистейшей водой. Были там к 12:00.

Обходим озеро с запада, перепрыгиваем ручей и огибаем пупырь, от озера идет слабо заметная тропа, периодически встречаются туры. Крутизна спуска от озера 10-20 градусов.

Движемся вдоль ручья Кышкаджер подходя и отдаляясь от него по множеству тропинок, вытоптанных пасущимися животными. Постепенно тропинки собираются в одну и погрязают в обильной растительности и болоте.

Добравшись до зоны леса тропа становится более заметная и хоженая, идти легко и приятно, но длительный спуск дает о себе знать и ноги начинают гудеть, сброс высоты более 1000 метров.

Выходим на поляну, где ручьи объединяются и образуют реку Джемагат, около притока Эпчик ставим лагерь к 16:00.

Фото 25. Траектория подъем на пер. Кышкаджер 1Б.

Фото 26. Траектория спуска с пер. Кышкаджер 1Б.

Фото 27. Выход к оз. Кышкаджер.

Девятый день (2.08.2020)

Р. Джемагат – р. Теберда – пос. Теберда – руч. Муху.

Ночлег (N43°28'29,6573" E41°40'26,7678") на высоте 1914 метра реки Муху. Пройдено за день 18,1 км. Подъем – 651 м. Спуск – 565 м.

В том числе: по туристической тропе и грунтовой дороге 18,1 км. Грязное ходовое время – 6 часов.

Чистое ходовое время – 4,3 часа.

Фото 28. Карта девятого ходового дня (ГШ 500 м).

Температура +15+20+15. ПО-облачно-дождь.

Около места стоянки находится нарзанный источник со вкуснейшей водой, которую мы набрали на дневной переход. Начали спускаться по грунтовой дороге к пос. Теберда, перед входом в поселок находится КПП заповедника, который проходим без вопросов и задержек.

Поселок разделяет на две части река Теберда, которую мы планируем перейти по переходному мосту. Путь к мосту проходит по тропинке вдоль скотоводческих полей, огороженных проволокой под напряжением. Тропинка идет очень близко к проволоке и местам нас пробивает током.

Выходим к трубопроводу над рекой, по которому оборудован пешеходный переход с поручнями. Перейдя на другую сторону реку, попадаем в цивилизацию и суету, вокруг множество людей и машин от которых мы уже успели отвыкнуть.

В поселке докупаем личные продукты, общественные у нас были с собой на все дни похода, и начинаем подъем по грунтовой дороге вдоль реки Муху. Проходим стройки и санатории по обе стороны реки и выбираемся опять в тишину природы и красоту гор. Плавный подъем по грунтовке выводит нас все выше и выше, позади открываются шикарные виды на долину реки Теберда.

Сходим с основной дороги чуть ниже и спускаемся к руслу реку, тут в кустах

спрятан мост и прекрасное уютное место для бивака. Располагаемся на не большой полянке около оборудованного стола, скамеек и трона в кронах дерева. Были на месте к 14:00.

Фото 29. Спуск вдоль реки Джемагат.

Фото 30. Подъем вдоль реки Муху.

Десятый день (3.08.2020)

Руч. Муху – пер. Мухинский НК – руч. Мал. Марка – р. Марка – хут. Красный Карачай

– р. Аксаут.

Ночлег (N43°31'10,5959" E41°33'05,5218") на высоте 1669 метров около руч. Облчад притока реки Аксаут.

Пройдено за день 19,8 км. Подъем – 952 м. Спуск – 1362 м.

В том числе: по туристической тропе и грунтовой дороге 19,8 км. Грязное ходовое время – 8 часов.

Чистое ходовое время – 6 часов.

Фото 31. Карта десятого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 5, вышли в 7 утра.

Температура +10+25+20. ПО - ясно.

Ночью лил дождь, на утро долина была полностью вымокшая и пока мы выбрались до грунтовки по заросшей тропе успели полностью промочить обувь.

Выходим на основную грунтовую дорогу и вдоль кошей продолжаем плавный подъем к перевалу Мухинский. Постепенно дорога становиться более дикая и разбитая, видно, что не вся техника сюда добирается. Проходим притоки реки Муху в которых можно набрать воду перед сухим подъемом на перевал.

Далее основная грунтовка уходит по долине реки Муху, а мы движемся по склону

в лоб до начала траверса разбитой каменной дороги, сюда давно не ездят на машинах, и дорога постепенно разрушается и обваливается. Выходим на седловину перевала к 10:20.

Спуск с перевала идет по тур. тропе, которая плавно крутит по склону и выходит траверсом к руслу реки Малая Марка. Реку необходимо проходить вброд, глубина 20- 40 см, ширина 5 метров. Далее тур. тропа теряется в тропинках скота, необходимо ориентироваться по наиболее разбитой и грязной.

Выходим в лесную зону по грязевой тропе, которую рыхлят коровы. На поляне поворачиваем на север и по поваленному дереву переходим реку Малая Марка. Проходим первый кош, около второго переходим реку Марка по мосту.

Тропа спускается вдоль реки Марка, местами двигаться сложно из-за обилия корней и камней. Ниже река зажимается в ущелье и тропа переходит русло по трем мостам.

На выходе в долину переходим засохший селевой поток, который снес лес и образовал кулуар. Ниже него начинается грунтовая дорога вдоль второстепенного русла реки Марка, через поток находим покосившейся мост, не отмеченный на карте, и переходим на другую сторону. Далее нам необходимо перейти еще раз реку Марка, по карте моста не отмечено, только брод, а по факту русло разбивается на несколько мелких потоков, через которые положены бревна.

Перейдя реку Марка, выходим к следующему руслу реки Аксаут. По карте выше по течению реки имеется мост, который оказывается тремя ровно уложенными бревнами над дико несущимся потоком воды.

От русла поднимается по долине к ручью Облчад и около него ставим лагерь, были там к 15:20.

Фото 32. Подъем на пер. Мухинский НК.

Фото 33. Спуск с пер. Мухинский.

Фото 34. Переход по бревну реки Аксаут.

Одиннадцатый день (4.08.2020)

р. Аксаут – пер. Цыганчат 1Б – р. Маруха.

Ночлег (N43°32'06,7200" E41°27'05,0122") на высоте 2076 метров около реки Маруха. Пройдено за день 14,7 км. Подъем – 1308 м. Спуск – 1322 м.

В том числе: по туристической тропе и грунтовой дороге 14,7 км. Грязное ходовое время – 7 часов.

Чистое ходовое время – 5,5 часов.

Фото 35. Карта одиннадцатого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 5, вышли в 7 утра.

Температура +10+25+15. Ясно-ПО.

По грунтовой дороге начинаем подъем на перевал, грунтовка круто забирает вверх (крутизна 20-25 градусов) и идти достаточно тяжело. Лезем всё выше и выше, выходим из зоны леса на поляну с кошем. Тут грунтовка превращается в тропу и теряется в зарослях.

Побродив по лугу, выбираемся на одну из множества тропинок, которые вытоптали коровы и продолжаем подъем. На склоне находим хорошую тропу, которая ведет траверсом к вершине 2553,7 м, решаем двигаться по ней.

Выбравшись на хребет под вершину, обнаруживаем, что сделали крюк и нужно было искать тропу ведущую на прямую к перевалу, а не траверсировать склон. В итоге по склону выбираем верное направление к перевалу и набираем высоту.

Тропу не находим, движемся ориентируясь по рельефу и обходим каменные завалы. Далее траверс усложняется и двигаться приходиться по камням. Лавируя между сбросами и курумником, выходим на перевал Цыганчат к 11:40. Седловина перевала не выделяется на склоне горы 3067,5 и её можно перепутать.

Начинаем спуск по дикому склону, крутизна 20-30 градусов, в начале движемся

по траве и мелким камушкам, далее склон обрывается подобием селевого потока, который снес всё на своем пути и образовал кулуар. По осыпному кулуару заваленному крупным курумником двигаться очень опасно, решаем пробовать его обходить, чуть южнее прижимаясь к хребту.

По травянистому склону с периодическими каменными завалами крутизной 20-

40 градусов аккуратно движемся ниже, но пройдя несколько сотен метров склон обрывается крутым сбросом. Приходится выйти на крупный курумник севернее и по нему продолжить искать варианты спуска.

Проходим участок крупного курумника и попадаем на заваленный камнями луговой склон, тут крутизна спуска 20-30 градусов, ниже склон обрывается крутым сбросом, его приходится обходить, еще севернее направляясь к осыпному кулуару, крутизна финального сброса 30-40 градусов.

Наконец выбравшись на более пологий участок целыми и невредимыми, попадаем на луг с множеством тропинок от скота, по тропинкам выходим к кошу. Ниже коша начинается грунтовая дорога, ведущая вдоль склона, на поляну. Далее спуск идет по сильно разбитой каменной дороге до реки Маруха. Около русла были к 14:00.

Фото 36. Подъем по склону к пер. Цыганчат.

Фото 37. Путь подъема к пер. Цыганчат.

Фото 38. Путь спуска с пер. Цыганчат.

Двенадцатый день (5.08.2020)

Р. Маруха.

Ночлег (N43°36'17,2958" E41°28'49,9111") на высоте 1655 метров около реки Маруха. Пройдено за день 11 км. Подъем – 55 м. Спуск – 238 м.

В том числе: по грунтовой дороге 11 км. Грязное ходовое время – 3 часа.

Чистое ходовое время – 2,2 часа.

Фото 39. Карта двенадцатого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 7, вышли в 9 утра.

Температура +10+25+15. Ясно.

В связи с тем, что план похода удается выдерживать у нас остается два запасных дня, которые хочется как-то использовать. Решаем, что выходить в пос. Архыз за один день не хочется, а интереснее за два дня дойти через обсерваторию САО РАН до пос. Нижний Архыз.

В итоге за место подъема на перевал Озерный Архызский идем вдоль реки Маруха. Проходим несколько кошей и после поворота реки сходим с основной грунтовой дороги на ответвление ведущее наверх. Поднявшись чуть от дороги, находим прекрасную полянку с ручейком и ставим лагерь, были там к 12 часам.

Фото 40. Идем вдоль реки Маруха.

Тринадцатый день (6.08.2020)

Р. Маруха – САО РАН – пос. Нижний Архыз.

Пройдено за день 17,5 км. Подъем – 776 м. Спуск – 1263 м.

В том числе: по туристической тропе и грунтовой дороге 17,5 км. Грязное ходовое время – 6 часов.

Чистое ходовое время – 4,5 часа.

Фото 41. Карта тринадцатого ходового дня (ГШ 500 м).

Температура +10+25+20. Ясно.

Отдохнув на шикарной изолированной полянке и полакомившись малиной, начинаем плавный подъем по грунтовой дороге на хребет. Грунтовка крутит по склону и постепенно выбирается из зоны леса в альпийские луга, вокруг прекрасные виды.

По хребтам так же располагаются скотоводческие поля с электрическим ограждением, практически в каждом распадке есть кош и пастух, множество животных пасутся вокруг и превращают дикие склоны в утоптанные тропинки.

По грунтовке выходим к обсерватории, которая закрыта из-за коронавируса и начинаем спуск по тропе, идущей вдоль ЛЭП. Тропинка прямолинейно спускается по склону и местами представляет собой гоночную трассу для мото и вело техники.

К 13:00 выходим через пос. Нижний Архыз на трассу к лику Христа, где на рейсовом автобусе отправляемся в г. Черкесск и далее на электричке в г. Невинномысск.

Фото 42. Поднимаемся на хребет к обсерватории САО РАН.

Карта пройденного маршрута.

Выводы и рекомендации

В связи с ограничениями из-за коронавируса было много не осуществленных планов на лето 2020 года. Вариант поехать в пеший поход на центральный Кавказ оказался верным решением. Маршрут удалось полностью пройти по графику и даже не использовать запасные дни, погода радовала нас теплом и сухими переходами, а шикарные виды поражали каждый день.

Личное снаряжение, одежда и обувь нас не подвели, а вот с общественным были проблемы – купив китайскую бензиновую горелку мы столкнулись с проблемой в резьбовых соединениях. При накручивании баллона можно незаметно ослабить соединение со шлангом и получить протечку топлива. Из-за чего горелка была потушена с большим трудом и риском взрыва. Последующее её использование и ремонт не решили проблемы с протечкой.

Группа отлично справилась с физически напряженным и продолжительным (для новичков) походом. В первые дни мы акклиматизировались и привыкали к ходовому ритму, на 5 день пошли бодро и легко и не сбавляли темпа до самого финиша.

Маршрут похода был сформирован из желания посетить три района: Приэльбрусье, Теберда и Архыз без захода в погранзону и заповедники. Пограничников мы не беспокоили т.к. были далеко от границы, а вот с заповедником сложнее т.к. Тебердинские заповедные участки хитро раскинулись по горам и обойти их полностью не удалось. Район пер. Кышкаджер находится на границе заповедника и при выходе в пос. Теберда мы проходили КПП, где могли потребовать пропуска или разрешения.

Неожиданностью оказались перевалы Кышкаджер и Цыганчат, которые были сложнее чем присвоенная им категория сложности, в связи с этим необходимо быть готовыми лезть по камням и осыпям, преодолевать крутые сбросы и страховать друг друга.

В целом я очень доволен прекрасным походом, интересным маршрутом и удачной погодой.

Отчет составил Остапенко С.Ю.