17 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Горно-Кавказский
Год путешествия: 1958
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: II
Отчет из библиотеки Петроградского клуба туристов

Сканирование и обработка отчета -
Григорий Кронин (Санкт-Петербург)

ЛДСО "Буревестник"
Ленинградский военно-механический институт
Туристская секция
Руководитель: Малючков С. С.
Номер отчёта в библиотеке ПКТ: I/262 Л или 262.

Краткое физико-географическое описание района путешествия
Кавказский Государственный заповедник расположен в западной части Главного Кавказского хребта. Заповедник организован в 1924 году с целью:
1. Охрана природы, типичной для горной части Западного Кавказа, в особенности местных лесов, имеющих большое водоохранное значение для всего Краснодарского края.
2. Восстановление численности ценных зверей и птиц, в первую очередь зубра, тура, серны, кавказского оленя, лесной куницы и других.
3. Изучение местного климата, режима ледников, почвенных процессов, богатой флоры и фауны в интересах рационального использования природных ресурсов в других горных районах, близких к заповеднику.

Территория заповедника охватывает 319700 га. Природа его определяется древностью этого участка суши, его приподнятостью, южным положением и близостью большого водного бассейна - Чёрного моря. Рельеф заповедника отличается большой расчленённостью. С северо-запада на юго-восток, ближе к южным границам заповедника простирается Главный Кавказский хребет. К северу от него отходит ряд боковых отрогов. Близ западных границ заповедника, несколько к северу от водораздельного гребня главного хребта, находится первая вершина, имеющая ледники, - горы Фишт (2852 м) и Оштен (2808 м), - но сам главный хребет в западной части заповедника невысок. Его гребень далеко не везде достигает альпийской зоны, местами сильно понижаясь. У горы Чугуш главный хребет сразу заметно повышается и далее к востоку его высота продолжает нарастать. Однако и тут есть понижения, используемые для перевальных путей. На участке хребта от горы Чугуш до восточных границ заповедника многие вершины поднимаются на значительную высоту. Гребни хребтов сложены глинистыми сланцами и очень остры. К некоторым вершинам со всех сторон сбегаются скальные отроги, образуя горные узлы, например, Чугуш, Ачишхо. Продвижение в таких районах без наличия специального снаряжения затруднительно. Из снежников и ледников северного склона Главного хребта берут начало притоки Кубани, в пределах заповедника: Большая Лаба, Малая Лаба с притоком Уруштен, Белая с притоком Киша. Реки южного склона - Мзымта, Сочи, Головинка впадают непосредственно в Чёрное море. К северу от Главного хребта поднимается ряд так называемых передовых хребтов, имеющих в общем то же простирание, что и Главный. Долинами рек хребты разорваны на ряд обособленных звеньев. Южный, передовой, хребет значительно выше, чем северный, Скалистый, по склонам которого проходит северная граница заповедника. Наиболее характерным для внешнего облика гор заповедника является наличие острых гребней, которые создают значительное препятствие для движения в виде скалистых башен, окружённых осыпями из пластинок сланца. На склонах и в соседних долинах можно видеть следы мощного оледенения: полузаросшие лесом древние морены, голубые горные озёра, характерные корытообразные долины, ложбины и другие образования.
Своеобразна гора Фишт, поднимающаяся массивной куполообразной глыбой, отсвечивающей розовым цветом. Соседнее с ней большое плоскогорье Лагонаки сложено легко поддающимися размыву известняками. Можно видеть следы разъедающего действия дождевой воды, богатой растворённой в ней углекислотой: провальные воронки, пещеры, цирки, безводные долины и другие формы проявления карста. Главный Кавказский хребет служит не только водоразделом, но и климатической границей. Он разделяет холодный и сухой северо-восток от тёплого и влажного юго-запада. Препятствуя проникновению на юг холодных воздушных северных течений, хребет вместе с тем ставит преграду и для распространения на север влажных воздушных масс, поднимающихся со стороны моря. Особенно обильные осадки выпадают на черноморских склонах Главного хребта в поясе гор от 1500 до 2500 м, где их годовая сумма иногда превышает 3500 мм, не уступая в этом отношении известному своими дождями Батуми. В бассейне же рек Малой и Большой Лабы, т. е. на северо-востоке заповедника, количество осадков снижается до 800-900 мм. Неравномерное распределение осадков на территории заповедника оказывает огромное влияние на видовой состав растительности и животного мира района. В то время как в западных частях заповедника преобладают влаголюбивые формы растительности, и в хвойных лесах почти безраздельно господствует кавказская пихта, на востоке в лесах появляется восточная ель и горная сосна. Разнообразные климатические условия обусловили наличие в Кавказском заповеднике вечнозелёного тисса, понтийского рододендрона, лавровишни, лиан, самшита, дуба, бука, пихты, берёзы, клёна, субальпийских высокотравных лугов и сплошных зарослей кавказского рододендрона, альпийских низкотравных лугов. Животный мир заповедника сложился на стыке трёх зоогеографических областей: европейско-сибирской, средиземноморской и центрально-азиатской. В то же время здесь имеются совершенно самобытные виды и роды животных: тур, прометеева мышь, кавказский горный тетерев, кавказская горная индейка, красная гадюка. Часто встречаются: кавказский олень, лесной кот, лесная куница, древесная лягушка, серна, рысь, бурый медведь, выдра, лисица. Водится леопард, называемый здесь барсом, кабан, косуля.
В туристском отношении Кавказский заповедник представляет большой интерес. Здесь можно провести туристские походы по маршрутам различной категории трудности.
Наиболее доступны долины рек. Мзымты, Малой и Большой Лабы, Уруштена, перевала Псеашхо, Аишхо, Ацетукский, Ахундарский, озеро Кардывач, Ацетукские озёра, Белореченский, Гузерипльский, Армянский перевалы. Для туристов, уже участвовавших в походах, можно рекомендовать районы от Фишта до Красной Поляны, район Чугуша, перевал Дамхурз.

Список участников

Дмитринская Галина Фёдоровна 1937 ЛФЭИ I
Амосова Галина Георгиевна 1935 ЛФЭИ II

График движения

День Дата Участок пути Км Ненас. местн. С преод. ест. преп.
1 8 Гузерипль – приют Армянский 18 - -

Итого

Описание маршрута

5 августа
Основная часть нашей группы собралась в городе Майкопе. Первая ночёвка состоялась под открытым небом в нескольких десятках метров от перрона станции. Палатки не ставили, а просто постелили их на землю. Ночь прошла благополучно.

6 августа
С утра начали закупать скоропортящиеся продукты (хлеб, масло, колбасу), которые нельзя было привезти с собой из Ленинграда. Всё шло хорошо до тех пор, пока мы не пошли за разрешением на вход в заповедник в управление заповедника. Несмотря на то, что из Ленинграда мы заблаговременно прислали письмо с просьбой дать пропуск в заповедник и крайне необходимую нам консультацию о районе путешествия (ознакомиться в Ленинграде с этим районом, а тем более достать хзорошие карты оказалось невозможным), ни того, ни другого мы не получили. После продолжительных уговоров был предложен для нас маршрут протяжённостью 110 (!) км, который к тому же начинался с диаметрально противоположной стороны заповедника (от посёлка Псебей), на что мы никак не могли согласиться, ибо в соответствии с маршрутными листами наш путь лежал на красную поляну через Гузерипль, г. Атамажи, г. Ачишхо. В конце концов, получив пропуск до Белореченского перевала (с дальнейшим обязательным выходом к Дагомысу) решили действовать на собственный страх и риск.
В середине дня поездом выехали до станции Каменномостская (Хаджох). Здесь на турбазе получили относительно нашего маршрута самый неутешительный ответ: из Гузерипля можно идти только через Белореченский перевал на побережье в Дагомыс.
Уже темнело, когда мы выехали на попутной машине из Каменномостской. Доехать удалось лишь до станции Даховской, где великодушный директор школы разрешил нам переночевать в одном из классов, и вовремя - через несколько минут грянул проливной дождь. Едва успели перетащить в сухое место рюкзаки. Обед, если его так можно было назвать, ибо времени было уже 9 часов вечера, удачно сготовили под навесом.

7 августа
Всю ночь шёл дождь, и дороги превратились в сплошную непроходимую грязь. Регулярного сообщения до Гузерипля нет, а попутную машину можно поймать очень редко. В такую же погоду их не было вовсе. Сидели в полном унынии и печально смотрели на пустую дорогу. В середине дня погода прояснилась, показалось солнце и попутная машина (второму мы рады были гораздо больше). На ней нам удалось проехать несколько километров, но дальнейший путь ей оказался не под силу. Постоянно буксую и съезжая назад, в конце концов не смогла одолеть очередной подъём. Шофёр, выругав туристов, которые уговорили его сюда заехать, повернул обратно, а мы были предоставлены сами себе. Ждать очередного попутного транспорта было рискованно: можно было вообще не сдвинуться с места. Решили идти пешком, и это было самое правильное: ни одна машина в тот день не прошла в Гузерипль. Итак, наш поход начался раньше, чем мы ожидали. Собственно говоря, здесь проходит маршрут плановых групп, идущих от Каменномостской до Гузерипля. Мы же хотели преодолеть этот участок на машине и начать пеший переход от Гузерипля. Дорога тянется вдоль одной из самых красивых рек Западного Кавказа - реки Белой. Высадили нас около впадения в реку Белую её притока реки Грузинки. Пройдя около 2 км, попали в Сюковское ущелье, где река Белая зажата с обеих сторон отвесными скалами. За живописным Сюковским ущельем расположена караулка Блокгаузная. У караулки дорога переходит на левый берег реки. И примерно через час пути мы прошли станицу Хамышки. В 5 км от Хамышков в р. Белую впадает её крупный правый приток р. Киша, от устья которой начинается территория Кавказского Государственного заповедника. По правому берегу реки Киши идёт вьючная тропа в зубровый парк заповедника, где содержится основное стадо зубробизонов. Этот парк располагается примерно в 20 км от устья реки Киши, у впадающей в неё реки Шиши. В полукилометре от устья реки Киши, на левом берегу реки Белой расположена караулка Кавказского заповедника - Лагерная. Спустившись вниз, мы смогли осмотреть первый водопад, который встретился на нашем пути - Топоров водопад. Идя всё время в довольно быстром темпе, заметно устали и хотели заночевать, не дойдя до Гузерипля, так как стало уже темнеть, а до Гузерипля оставалось около 10 км. И здесь нам здорово повезло: сзади послышался скрип телег, а через несколько минут наши рюкзаки и наши девочки уже находились на возах с сеном, а мужской состав группы налегке полубегом-полушагом бодро следовал за телегами. Через полтора часа были в Гузерипле. Совсем стемнело. С большим трудом отыскали турбазу. Здесь произошла радостная встреча с двумя участниками похода, которые прибыли сюда вчера с плановой группой. Все в сборе, завтра можно выходить на мершрут.

8 августа
Из Гузерипля вышли довольно поздно. Здесь имеется небольшой музей Кавказского заповедника. Во время Великой Отечественной войны в 1942 году в районе Гузерипля происходили упорные бои с фашистами, пытавшимися пробиться к Черноморскому побережью. Об этих героических днях напоминает памятник на братской могиле воинов Советской Армии, защищавших Гузерипль под командованием лейтенанта Шипа. Здесь же находятся древние каменные погребальные сооружения - дольмены.
На турбазе, расспросив директора и инструкторов, выяснили, что не имея пропуска в заповедник, практически невозможно пройти в районе г. Атамажи, зато есть другой возможный путь к Красной Поляне, не менее трудный и более длинный, - через г. Кут, г. Санаторную, г. Ачишхо - дорога к нему лежит через перевал Белореченский, до которого у нас имеется пропуск. Из Гузерипльской турбазы выходим на запад, отходя от реки Белой по её притоку р. Желобной. Погода стоит замечательная, и не верится, что этот район славится затяжными дождями и туманами, как говорят местные жители; но всё это ещё впереди, а пока надо пользоваться хорошей погодой.
Тропа идет вдоль узкоколейной железной дороги, по которой из леса вывозят дрова, а затем переходит на другой берег реки. Пройдя за мостом около 800 м, встречаем два отдельно стоящих строения. Перейдя речку Медвежку, сворачиваем вправо и идём её правым берегом по хорошо пробитой тропе, которая ведёт на подъём. Пересекаем несколько ручьёв. Вокруг густой буковый лес, иногда пихта. Подниматься с полными рюкзаками по такому затяжному подъёму довольно утомительно. Через несколько километров подъёма начинается зона хвойных лесов. Вскоре выходим на небольшую поляну, получившую название "Партизанская" со времён Гражданской войны, когда здесь базировались партизаны. Начиная с этого места рельеф становится более пересечённым. Переходим несколько ручьёв. Подъём становится круче и, пройдя на подъём около 500 м, выходим на так называемую Яворовую поляну. Это, собственно говоря, не одна, а три поляны. С третьей из них хороший вид на окружающие хребты: на юго-востоке виден Чугуш, на севере - вершина Нагой-Кош. После Яворовой поляны спуск. К концу спуска тропу пересекает большой ручей - приток реки Армянки. Тропа поворачивает к югу. Внизу, на берегу ручья расположен приют Армянский. Расстояние от Гузерипля до приюта 18 км.

9 августа
Армянский прият представляет собой большой сарай с нарами, который может вместить в себя человек 20-25 туристов - плановых, для "самодеятельных" же туристов предназначается удобная площадка несколько в стороне от сарая. Впрочем встретили нас очень хорошо. Встали в 6 часов и в 8 уже были в пути. Пройдя из приюта в направлении на юг около километра, выходим на границу леса. Пейзаж резко меняется, начинаются субальпийские луга. Справа возвышается гора Оштен, по склону которой и лежит путь группы. Слева гора Гузерипль. Между ними ярко выраженный Гузерипльский перевал (2000 м). С перевала открывается вид на Главный Кавказский хребет. Совсем рядом г. Фишт (2852 м). На перевал поднимались сначала по мокрому лугу, а затем по небольшому снежнику. осторожно ступаем на первый в этом походе снег: внизу он заметно подтаял, и под нами шумит бурный ручей. Отдыхаем на перевале и осматриваем окружающую местность. Хорошо видны ледники г. Фишт. На юго-западе отчётливо просматривается следующий перевал, который нам надо сегодня преодолеть - Армянский. Влево от него тянется Армянский хребет. Спускаемся с перевала, держась правой стороны небольшой долины, образованной окружающими её хребтами с обильными осыпями и снежниками. Движемся по склону хребта, параллельного нашему пути. Этим самым нам удаётся сохранить высоту и не подниматься снова на следующий перевал. Наш путь пересекает несколько бурных ручьёв, бегущих начало со снежников Оштена. По склону Оштена спадает небольшой водопад. Пройдя от Гузерипльского перевала около 3 км, выходим по каменистой тропе на Армянский перевал. Снова видна г. Фишт с ледниками. Справа от неё г. Чуба (2745 м), а слева - Белореченский перевал и долина р. Белой, которая представляет собой сплошное море густого леса, вплотную подходящего почти к самым вершинам хребтов, образующих эту долину. Покрытая лёгкой голубоватой дымкой, долина очень красива.
С перевала спускаемся по хорошей тропе, которая идёт через буковое молодое криволесье и приводит через 2-3 км к приюту Фишит. Всего до приюта Фишт от Армянского приюта 12 км. Приютом Фишт пользуются туристы, идущие на Гузерипля в Дагомыс. Они отдыхают здесь, поднимаются на ледник Фишта. Приют настолько благоустроен, что имеется даже волейбольная площадка. Но для нас самым главным было то, что старший (и единственный) инструктор, находящийся здесь, имел в своём распоряжении карты и кроки района приют Фишт-Красная поляна, чем мы тотчас же воспользовались. В довершение нашей радости, когда мы уже собрались уходить, появился геолог, работающий в этом районе и то же с картами. В итоге мы неплохо ознакомились с районом. Сразу же от приюта начинается подъём к Белореченскому перевалу. Немного не дойдя до перевала, оставляем рюкзаки на тропе и налегке, бодро поднимаемся к пещере, которая отчётливо видна с тропы. Входим в неё и осматриваем вблизи от выхода. Забираться далеко - некогда. Снова продолжаем подъём и через несколько сот метров выходим на перевал. Подъём от этого места до приюта занимает полтора часа. Здесь мы расстаёмся с двумя "абсолютно дикими" туристами, которые присоединились к нам в Гузерипле: они идут в Дагомыс, а нам предстоит одолеть 100-километровый участок "ненаселенки". От Белореченского перевала по слабо заметной тропе сворачиваем влево, поднимаясь по правому склону гребня. Внизу справа виден Кош. Тропа поднимается вверх и, не доходя до вершины хребта метров 100-150, огибает её справа, а затем выходит острый гребень, откуда хорошо просматриваются долины рек - Белой - слева и Бушей - справа. После небольшого пологого спуска поднимаемся на лысую вершинку. Снова спуск. В седловине хребта тропа разветвляется: одна тропа ведёт вверх на следующую вершину хребта, другая - вниз, влево. Идём по верхней и, не доходя до вершины, огибаем её слева, выходя на небольшую седловину. Впереди за глубокой лощиной виден Бзыш. Тропы дальше нет. Спускаемся вниз по травянистому склону по направлению к озерцу со снежником, которое расположено на перемычке, ведущей к горе Мзыш. Ещё до спуска мы видели, что за перемычкой на большом протяжении нет места, удобного для ночлега. Здесь же была вода и кустарник для костра. Вскоре возле поставленных палаток запылал первый костёр, в "ненаселенке".

10 августа
С ночёвки снялись в 7.30. От перемычки поднимаемся к небольшой вершинке, поросшей рододендронами, идём её гребнем. Преодолев ещё одну вершину, спускаемся по тропе, резко уходящей влево, а затем снова поднимаемся по склону на хребет. Направление юго-восток. Так идём около 2-2,5 км и выходим на острый гребень. Отсюда возможно два пути движения: вправо - через гребень и дальше по обрывистому каменистому склону и влево по тропе, вдоль хребта по левому его склону. Тропа идёт без резких перепадов на высоте, пересекая несколько небольших снежников. Каменистые склоны чередуются с травянистыми. Через 3-4 км подходим к большому снежнику. Верхняя часть его поднята почти до самого гребня, а нижняя прячется в широкой складке местности. Хорошо прокатиться на ледорубе, (а за неимением его - на простой палке) по плотному, словно утрамбованному насту. Перейдя снежник, идём сначала влево, а затем вправе и вверх, пересекаем, поднявшись по отрогу, хребет северо-западнее вершины Чихашхо, оставляя её в 150-200 м справа. Отсюда открывается прекрасный вид на красавец Чугуш и окружающие его скалистые хребты, лишённые растительности и покрытые многочисленными снежниками и ледниками на севере. А на юге - совсем иная картина: бескрайние пространства лесистых хребтов, уходящие куда-то к Черному морю. С хребта спускаемся на северо-запад к кромке леса. Лесом проходим перемычку между хребтами Бзыш-Чихашхо и Кут-Худо в районе горы Кут. От подошвы Кута поднимаемся вдоль хребта к его гребню. Пройдя от перемычки около 3-4 км, видим внизу слева небольшое озеро, которое может служить хорошим ориентиром. Поднимаемся на небольшую горку, а затем огибаем вершинку (2065 м) справа. Здесь видна тропа, которая идёт на юго-восток на юго-восток до небольшой голой вершины, где она поворачивает влево и идёт на юго-восток, пересекая седловину, по обе стороны которой видны глубокие долины.
Погода начинает портиться, накрапывает мелкий дождик. Тем не менее решили идти дальше. Пройдя седло, поднимаемся вверх и идём на восток. Огибаем справа вершину Худо. Дальше путь лежит по острому скалистому гребню, который представляет большие трудности для продвижения. Дождь перестал, но со стороны моря, с юго-запада наползает сплошная масса тумана, что делает путь по хребту ещё более сложным и опасным. Пришлось пустить в ход верёвку. Временами, в разрывах тумана слева под вертикальной стенкой видны снежники, лежащие в глубоком ущелье. Так идём около 5 км, имея справа крутой травянистый склон, а слева - каменистый обрыв. Когда гребень окончился, стало уже темнеть, а сгустившийся туман настолько затруднял обзор местности и ориентирования, что было невозможно определить местоположение г. Санаторный, около которой проходил наш путь, найти тропу, чтобы спуститься к месту, удобному для ночлега. Пришлось ночевать на одном из отрогов Санаторной, не имея ни дров, ни воды, довольствуясь сухим пайком. Вскоре, уже в темноте, удалось растопить немного снега, пользуясь молодыми побегами можжевельника, от которого было больше дыма, чем тепла. Палатки поставили на довольно крутом склоне, что не создавало удобств для сна.

11 августа
Всю ночь и первую половину дня шёл сильный дождь, палатки промокли насквозь. К полудню дождь перестал и после небольшой разведки вышли с места ночёвки. Наша задача - отыскать переседлину [переседлиной местные жители называют стык двух боковых отрогов, по которым можно перейти с одного хребта на другой, ему параллельный], по которой можно перейти к горе Зелёной. Снова всё затянуло туманом, а когда туман немного рассеивается, упорно моросит дождь. Теперь мы по достоинству оценили климат Кавказского Заповедника.
От Санаторной продолжаем движение по хребту в направлении сначала на юг, а затем постепенно уклоняемся к юго-востоку, следуя за извилинами хребта. Движение идёт по его правому склону. Вообще, для этого района Кавказа характерно то, что и туристы и местные жители не пользуются долинами рек в качестве путей сообщения, а пользуются для этого наиболее доступными хребтами и их склонами. Объясняется это тем, что благодаря необычайно влажному климату в долинах рек развивалась бурная растительность, и продвижение сквозь густые заросли леса и кустарника представляет большие трудности. По пути проходим несколько снежников и, отойдя от Санаторной километров на шесть, спускаемся по одному из правых отрогов вниз в направлении на юг- юго-запад до границы леса к небольшой травянистой площадке. Отсюда начинается водосток. Спустившись по нему на несколько метров, обнаружили тропу, по которой продолжаем спуск к переседлине, представляющей собой водораздел бассейнов рек Головинки и одного из притоков реки Белой. Ещё в Гузерипле мы слышали, что по этому маршруту до Красной Поляны в 1954 году прошла группа инструкторов. В этом году из Гузерипля вышли две, но обе, не дойдя до Красной Поляны, сошли с маршрута. Мы ни разу до сих пор не видели следов туристов, и вот теперь, здесь на переседлине, через которую неизбежно должны пройти все идущие из Гузерипля через приют Фишт на Красную Поляну, красовалась надпись "1954 г. Вода 300 м" и стрелка, указывающая путь к ручью. Это очень нас обрадовало, ибо подтверждалась правильность нашего пути. Однако, итогами дня нельзя быть довольными: из-за плохой погоды пройдено всего лишь 12 км, а улучшения погоды не предвидится.

12 августа
От места ночлега поднимаемся вверх по перемычке по направлению к горе Зелёной, обходя её справа. Справа видна г. Чура. Обойдя г. Зелёную, поднимаемся по каменистому склону на седловину хребта, отходящего от горы Чуры. После этого идём сначала на юго-восток, огибая слева отроги Чуры. После небольшого спуска выходим на острый гребень, идущий от Чуры в направлении юго-восток и по нему доходим до вершины Безымянной, расположенной восточнее г. Лесистой. Огибаем её слева и от этой вершины спускаемся в направлении северо-северо-восток - восток по хребту. Здесь видна едва заметная тропа, идущая по правому склону хребта. Она идёт сначала через заросли рододендрона, а затем уходит в лес и здесь теряется. Держась правой стороны хребта, выходим на поляну. В конце поляны, в её левом углу - тропа, слабо маркированная заломанными ветками. Метров через 50 она теряется. После этого берём левее, к гребню хребта. Пройдя густым лесом несколько десятков метров, выходим на хорошо заметную тропу, идущую перпендикулярно к направлению движения. Идём направо вниз. Слева - обрывистый склон. Тропа идёт сначала густым молодым лесом, затем более редким. Справа - овраг. Спускаемся до поляны, поросшей густой высокой травой. Расположение её очень характерно. На севере её ограничивает лес, растущий на склонах хребта, по которому мы шли. С запада - овраг, заросший кустарником, а с востока и с юга в нескольких десятках метров от наших палаток ровная площадка кончается обрывом. Внизу альпийские луга. Это один из глухих уголков заповедника. Видели несколько серн. Здесь очень удобное (по сравнению с тем, что было раньше) место для ночлега. Вода в овраге в 800 м справа.

13 августа
За ночь погода значительно улучшилась. Встали в 5 часов утра и в 7 часов были уже в пути. От поляны идём направо по густым зарослям папоротника до лесной прогалины, а затем по ней на юг. Прогалина поднимается к гребню, у которого начинается тропа, идущая лесом к сланцевому хребтику. Идём быстро и уверенно: вчера была сделана разведка на 5-6 км вперёд. Пройдя по хребтику, выходим на лесистый хребет. Тропа идёт с небольшим подъёмом в направлении на юг. В лесу - развилка. Следует идти по правой тропе, которая резко заворачивает влево через несколько десятков метров и под ходит к острой перемычке. Перейдя перемычку, тропа теряется в зарослях молодого леса. Рекомендуем идти, ориентируясь идти, ориентируясь по нашим зарубкам, держась левее гребня. Постепенно спускаемся вниз. лес редеет, и на расстоянии 2,5 км от перемычки спускаемся в небольшую балочку, по которой справа налево течёт быстрый ручей. Незадолго до этого обнаружилась тропа, которая переходит на противоположный крутой берег. Здесь очень удобное место для ночлега. Отсюда идём на восток по гребню лесистого хребта. Хребет этот выражен не очень явно, что затрудняет ориентирование. Лучше идти по зарубкам. Пройдя так около 1,5-2 км, следует подняться по крутому склону поперечно идущего хребта, который ведёт к горе Ачишхо. Тропу надо искать по зарубкам справа. Временами теряясь, она идёт на подъём и выводит на мелколесье, чередующееся с полянами, поросшими рододендроном. Выходим на левый склон отрога, ведущего к горе Ачишхо. Этот отрог на одном участке практически непроходим по гребню, обходного пути также не видно. Приходится спускаться вниз на ночлег. Спускаемся влево в долину большого ручья, берущего начало со снежников Ачишхо и впадающего в реку Берёзовую. Спуск довольно крутой, местами заметна тропа, вьющаяся лесом и кустарником. С места ночёвки открывается прекрасный вид на гору Ачишхо и живописный заснеженный цирк, образуемый Ачишхо и хребтами, сходящимися к нему.

14 августа
С вечера не было намечено пути на этот день, так как разведка не дала возможности пройти по хребту. Пришлось идти на повторные поиски. В результате маршрут определился: он лежит через вершину Ачишхо и дальше по одному из хребтов, расходящихся от него веером. На разведку потратили около 3-х часов, поэтому вышли около 9 часов. Поднимаемся вверх по долине по правому берегу ручья, а затем по сухому руслу, которое проходит между двумя каменными лбами, поросшими кустарником. Дальше идём вверх по ручью, текущему под снежником. По склону хребта идёт мало заметная тропа. Движемся по ней влево выше лбов и подходим к большому ручью, текущему со склонов Ачишхо. По нему поднимаемся на мокрый луг. Отсюда просматривается тропа, поднимающаяся под самую вершину Ачишхо к снежному карнизу. Поднявшись по тропе, вьющейся серпантином, огибаем карниз справа и выходим на хребет. Отсюда открывается вид на окружающие хребты и на долины рек Медовеевка, Чвижепсе, Ачипси, Бирючка. На юго-западе видны строения посёлка Медовеевки, а на юго-востоке - цель пути - Красная Поляна. Движемся по хребту в направлении на восток, а затем на северо-восток. Внизу, на западе, у подножия Ачишхо - небольшое озеро, в которое сползает снежник. Хребет понижается и на пути встает острый пик с обрывистыми склонами. Проход здесь невозможен. Спускаемся вниз по травянистому склону, усеянному камнями, в долину реки Ачипсе. Находим тропу. Выше её расположено небольшое озеро, которое было видно с гребня. Тропа переходит на левый берег Ачипсе, а затем резко спускается вниз. На реке два водопада. Тропа снова переходит на правый берег и становится хорошо протоптанной, поднимается вверх на хребет, направо, по снежнику. Поднимаемся на отрог, перпендикулярный основному хребту. Ещё спуск и подъём, и тропа выходит на гребень возле метеостанции. Это первое строение, которое мы увидим после приюта Фишт. Тропа спускается вниз. Отсюда до Красной Поляны возможно два пути: по правой и по левой тропе. Отсюда до Красной Поляны - 12 км. Идём по левой тропе, которая местами хорошо маркирована. Сначала тропа идёт лесом на подъём, проходим озерцо, после чего выходим на гребень. Слева видна триангуляционная вышка. Тропа идёт на спуск сухим лесом. Справа - овраг. Снова подъём, и мы выходим на поляну. Тропа теряется, искать её следует справа, левее небольшого озерца. Затем крутой спуск серпантином по лесу. Уже стемнело, где-то впереди внизу видны огни Красной Поляны. Идём, освещая дорогу фонарями. Переходим ручей. Лес редеет и после крутого спуска мы попадаем в фруктовый сад на правом берегу реки Бешенки. Мостка нет, но после продолжительных поисков удалось обнаружить бревно, перекинутое на другой берег. Переправляемся в темноте и вскоре с песней входим в Красную Поляну.

15 августа
Дневка в Красной Поляне.
Закупаем продукты на вторую часть пути. Из Ленинграда сюда была послана заявка, и питание нам обеспечено без особых трений. Знакомимся с кроками дальнейшего пути, совершили прогулку по посёлку. Это одно из лучших мест отдыха трудящихся. Здесь несколько санаториев и домов отдыха. В Красной Поляне сохранились остатки раннесредневековой крепости V века на правом берегу реки Бешенки и крепости XII века на левом берегу Мзымты. На окраине посёлка братская могила воинов Советской Армии, погибших во время Великой Отечественной войны.
В Красной Поляне встретили группу ленинградских туристов (руководитель Слепнёв), которые начинали отсюда свой поход.

16 августа
Выйдя из турбазы, идём по нижней дороге мимо парка Южного отдела Кавказского Государственного заповедника. Дорога идёт мимо лесозавода и автомастерских и выходит на ровную долину реки Мзимти (правый её берег). По дороге реки Мзимти дорога подходит вплотную к отрогу горы Ачишхо, подступающему к правому берегу и спускается мимо деревянного моста через Мзымту, ведёт ко 2-ой бригаде колхоза имени Мичурина, пересекает по мосту ручей и проходит дальше к большому сливовому саду 1-ой бригады. Здесь расположено селение Эсто-Садок. Тропа выходит на гравиевую дорогу, проходящую через селение Эсто-Садок и идёт дальше по долине Мзымты до впадения в нее притока Агипсе и далее по мосту через Агипсе. Проходим посёлок Рудник. Поднимаемся по тропе, которая вьётся серпантином, держась сначала правого склона лесистого хребта Псекохо, а затем переходит на левую сторону. Тропа идёт сначала среди берёзового и букового криволесья с примесью рябины и лавровишни. Лес кончается. Здесь, на границе леса, останавливаемся на ночлег.

17 августа
Подъём делаем рано. Надо пройти сегодня много. Тропа идёт среди субальпийских лугов и зарослей кавказского рододендрона. Переходим реку Бзерпия. Подъём становится круче, и вскоре мы выходим на небольшую площадку, с которой открывается вид на Красную Поляну, хребет Ачишхо и хребет Чугуш. Огибаем отрог хребта Псехоко и выходим на перевал Псеашхо и выходим на перевал Псеашхо. Перевал выражен неясно и определяется лишь по направлению стока ручьёв. Поворачиваем налево и идём на север, огибая справа гору Перевальную. Справа глубокое ущелье, идущее на восток. Примерно через километр ровного пути небольшой спуск. Здесь начинается река Уруштен. Слева видно круглое озеро, образующееся из трёх ручьёв, стекающих с западных склонов долины. Спуск идёт полого и через два километра подходим к пастушеским балаганам. Непродолжительный спуск по редколесью, и тропа выводит в лагерь Холодный. Лагерь Холодный расположен на краю, окруженный горными хребтами, долины речки Холодной. Отсюда хорошо видна долина и хребет Псеашхо с висячими ледниками, с которого берёт начало речка Холодная. Переправившись через неё по висячему мостику, поднимаемся на бугор, откуда продолжаем движение вниз на Север по руслу ручья. На берегу реки на бугре имеется пещера. На противоположном берегу виден стремительно падающий в реку Уруштен ручей.
Продолжаем движение по тропе, которая спускаясь вниз, вьётся в лесу. Тропа часто становится руслом ручьев, что затрудняет движение. Пересекаем несколько ручьев, стекающих с восточного склона долины реки Уруштен. Тропа подходит к берегу. Здесь в Уруштен впадает речка, текущая под большим снежником. Снежник можно обойти внизу, по берегу Уруштена, где в снежнике образовался туннель. После этого тропа вьётся в лесу, то удаляясь, то приближаясь к реке. Один из ручьев, пересекающих тропу, образует красивый ступенчатый водопад. Вдоль тропы на открытых местах заросли малины и красной смородины. Здесь мы встретили трёх туристов МВТУ, которые шли из Умыря в Красную Поляну. Они посоветовали пройти 5-6 километров до удобного дня ночлега места . Тропа несколько раз выходит на поляны, поросшие густой высокой травой, и часто теряется. Уже начало темнеть, когда на краю одной из полян мы увидели пастушеский кош. На ночлег расположились с большими, с точки зрения туристов, удобствами.

18 августа
Быстро собрались и вышли в путь. Погода и настроение прекрасное. Не верится, что всего лишь несколько дней тому назад мы не видели ни кусочка светлого неба. От балагана тропа проходит ещё несколько десятков метров по правому берегу, пересекая сухие протоки реки Уруштен, а затем кончается. Переходили реку Уруштен вброд, продолжая движение по левому берегу. Тропа идёт лесом, время от времени пересекая поляны с высокой травой. Примерно через 5 километров движения берегу проходим мимо балагана. На лесных полянах много малины. Через три километра тропа сворачивает влево и подходить к реке Аспидной. Переправляемся по поваленному бревну. На противоположном берегу Аспидной тропа разветвляется. Левая тропа к берегу к перевалу Аспидному и далее в Гузерипль. Права подходит к берегу реки Уруштен, а затем поднимается на зелёный холм, за которым крутой спуск. Внизу ручей, впадающий в реку Упуштен. На левом берегу ручья тропа поворачивает вправо и идёт лугом с отдельно стоящими деревьями, а затем лесом, почти все время тропа опускается. Идём по правой тропе и через 500-600 м подходим к мосту через Уруштен.
Переходим по мосту на правый берег. Здесь имеется две тропы. Левая идёт в низовье реки Уруштен, правая, по которой мы продолжаем движение. Тропа сначала подходит к ручью, а затем резко поднимается вверх по склону хребта и уводит налево в направлении на северо-восток. Движение идёт серпантином до седловины на хребте. Переходим на левый склон хребта в бассейн реки Алоус. Это широкая ровная долина с богатым травяным покровом. Пересекаем несколько притоков реки Алоус, а затем и её саму. Движение идёт с незначительным подъёмом по направлению к противоположному хребту до границы леса. Здесь подъём начинается более крутой2, время от времени встречаются поляны, с которых справа можно любоваться отдельно возвышающейся горой Алоус. Здесь на поляне удалось увидеть красавца-оленя. Подъём кончается ровным открытым водоразделом. На лугу встретили работников лесоэкспедиции. От них узнали, что отсюда до Умпыря осталось 10 километров, и, хотя было уже 6 часов, решили дойти до него. Ещё несколько десятков метров подъёма по лугу и тропе идёт вниз в бассейн реки Ачипсты. Справа открывается панорама хребта Псеашхо. Тропа спускается серпантином по лесу, несколько раз пересекая ручьи, и, наконец, проводит к кордону Умпырь, который расположен на реке Малая Лаба в месте впадения в нее реки Ачипста. За сегодняшний день от реки Челипси до Умпыря пройдено рекордное число километров - 28.

19 августа
Из Умпыря идём вверх по левому берегу реки Малая Лаба, переходя по мосткам её приток Агипсту. Проходим мимо гидродвижка. Тропа поднимается вверх по склону и идёт сырым лесом над рекой. Тропа местами сильно размыта стекающими со склона ручьями. Через 6 километров подходим к группе отдельно стоящих домов. Здесь можно пополнить свои запасы хлеба. Тропа ещё несколько километров идёт по ровной местности с небольшим подъёмом лесом, а затем уходит в сторону от реки крутым подъёмом, а затем возвращается к реке и идёт по крутому обрывистому склону. Влево ответвляется тропа, идущая к мосту и дальше на правый берег. Наша тропа снова поднимается и в конце подъёма выходит на луг с высоким травяным покровом.
Отсюда открывается вид на вершины и ледники Главного Кавказского хребта. Тропа уходит в лес и вскоре приводит к месту слияния Малой Лабы и её крупного правого притока. Здесь через Малую Лабу перекинут мост, двигаясь через который, можно пройти к горе Лаюб и озеро Кардывач. Наш путь лежит далее по левому берегу Малой Лабы. Поляны чередуются с небольшими перелесками, состоящими из деревьев лиственных пород. Вскоре тропа переходит через широкий ручей. Выше, по его течению, живописный водопад. Спустившись ниже, тропа через 1,5- 2 километра подходит к реке Чистой. Переправляться через неё удобнее несколько левее на каменистую отмель. Отсюда метров через 200 удобное место для ночлега.

20 августа
После ночёвки идем лесом по тропе, которая выходит на склоны, поросшие лиственным молодым лесом, а затем травянистым склоном. Переправляемся через широкий ручей и спускаемся к реке, идя по её каменистому берегу. Здесь тропа теряется. Идём вдоль реки, минуя крупную осыпь. Через несколько десятков метров берег становится обрывистым и, поднимаясь по высохшему руслу ручья, находим тропу несколько выше русла реки. Мелкий лиственный лес чередуется с травянистыми полянами. Пересекаем несколько заболоченных луговин. После ручья, текущего с правого склона, тропа выходит к остаткам балагана. Ищем тропу левее балагана. Она серпантином поднимается к перевалу, держась правого берега ручья. Сначала подъём крутой, затем более пологий, тропа идёт травянистыми склонами и, оставляя ручей справа, выходит на перевал Аишхо I. Слева большой снежник, откуда берёт начало ручей, стекающий в речку Пслух.
С перевала крутой спуск вдоль ручья (слева). После 500 метров спуска тропа выходит на пригорок, где разветвляется: правая - в Красную Поляну, левая - на перевал Аишхо II. Идём по левой тропе, серпантином спускаясь к ручью, пересекая ручей, текущий слева и после небольшого подъёма справа видим балаган. Тропа забирает влево и входит в еловый лес. Метров триста подъёма и перед нами перевал Аишхо II. С перевала открывается широкая панорама в сторону Красной Поляны. Виден лесистый Псекохо и Грушевый хребет, Чугуш, пятиглавая Аибга, Агшихо. Здесь проходит граница заповедника.
Перевалив отрог Аишхо II, тропа спускается вниз и идёт по склону. Миновав лес, выходим на поляну. Отсюда открывается вид на хребты Турьих гор, изрезанные узкими ущельями и покрытые вечными снегами. Слева на склонах горы Аишхо альпийские луга, ниже пихтовый и буковый лес. Тропа выходит к большому камню с маркировкой, затем, обойдя лощину вдоль границы леса, спускается по Длинной Поляне к пастушеским балаганам. Далее тропа сворачивает влево, спускается к безымянному ручью, рядом с которым находятся пастушеский кош, переваливают через небольшой водораздел и спускается к реке Нарзанной.
Пересекая реку, тропа взбирается вверх по склону, покрытому субальпийской растительностью, проходит через ручей с глубоким руслом, выходит на субальпийскую поляну. С поляны тропа заходит в смешанный лес и, пройдя ещё одну поляну, углубляется в густой пихтовый лес, в котором имеется небольшая примесь широколиственных пород, покрывающих отрог Аишхо II. По этому отрогу тропа резко спускается вниз серпантином на первцю Поляну Туристов. Слышен шум реки Аишхо. Здесь расположена молочная ферма. Тропа поворачивает влево, пересекает по кладке реку Аишхо, выходит на вторую Поляну Туристов. Здесь имеются минеральные источники. Перейдя через реку Аишхо, тропа выходит на широкую субальпийскую поляну, носящую название Эйгельмановой Поляны. Здесь можно устроить ночлег.

21 августа
От Эйгельмановой Поляны тропа идёт вверх по течению реки Мзымты по её правому берегу. Здесь в реке Мзымте много форели. Пройдя через лес и поляну по низине, тропа взбирается на лесистый склон Аишхо II и почти все время идёт по смешанному лесу, пересекает реки Минеральную, Сумасшедшую и многочисленные ручьи. Подъём чередуется со спусками. Здесь мы встретили группу украинских туристов, идущих по маршруту II категории трудности Сухуми - Красная Поляна. Выйдя из леса, тропа проходит по широкой поляне и пересекает речку Буйную. После переправы тропа спускается к реке Мзымте. С поляны хорошо виден Ахундарский перевал с возвышающимися на гребне тремя пихтами, а также гора Кутакеху. Слева за Аишхо виднеется цирк Кардывача.
Спустившись к Мзымте, тропа некоторое время идёт по берегу реки, поднимаясь на склон Аишхо IV, покрытый высокой травой, и выходит на широкую долину Азимты. далее тропа проходит параллельно Мзимте, пересекает два ручья с глубокими руслами, идёт вдоль крутого склона по кленовой роще и выходит снова к Мзымте. Отсюда видна гора Ацетука, левее Ахундарский хребет, г. Кутакеху, г. Аишхо IV.
При впадении в Мзымту притока - реки Бзыг, русло Мзымты круто сворачивает влево. Прямо идёт тропа на озеро Рицу. Идём по направлению к цирку Кардывача. Слева Аишхо IV, которая у озера Кардывач переходит в Лаюб, справа г. Кутакеху. Троп много, но они все гораздо хуже пробиты, чем основная. Идём по правому берегу Мзымты по наиболее пробитой тропе. Вскоре от основной тропы вправо отходит тропинка на водопад Изумрудный. От водопада тропинка через криволесье выходит на субальпийский луг. Долина Мзымты расширяется и открывается вид на озеро Кардывач, расположенное на высоте 2050 метров над уровнем моря. С трёх сторон оно окружено хребтами гор, а с четвёртой - конечная морена образует каменную запруду. Длина озера 500 м, ширина 350 м. На озере можно сделать ночлег. По всем берегам расположились группы туристов. Здесь сходятся многочисленные тропы и звучат туристские песни.

22 августа
Сегодня последний день пути. От стоянки у озера идём, огибая озеро с юга. Переходим ручей Лагерный. Тропа уходит в лес, поднимаясь круто вверх по склону лесистого хребта. Слева протекает речка Синеокая. Тропа выходит из леса, подъем более пологий. Идём правее и выходим на седловину отрога. Здесь пастушеские коши. От кошей идём по травянистым склонам горы Лаюб, постепенно набирая высоту, пересекаем ряд ручьёв. путь лежит к перевалу Кутахеку, который определяется двумя большим снежниками на своих северных склонах.
С перевала видно селение Авадхара. От перевала идём по южным склонам хребта. Пройдя 2,5-3 километров, спускаемся к Ахундарскому перевалу по гребню. Слева и справа небольшие снежники. Справа долина реки Мзымты, слева реки Мзымты и реки Авадхары. От перевала движемся попеременно то правым, то левым склоном, поросшим мелким кустарником и рододендроном. Перпендикулярно движению от хребта, по которому мы идём, справа отходит лесистый хребет, разделяющий долины притоков Мзымты. В этом месте поднимаемся на хребет и идём по его левому склону. Слева также отходят отроги - с травянистыми склонами. Пересекаем их в направлении параллельном главному хребту. С седловины хорошо виден высокий скалистый хребет с горой Ацетукой. Хребет, по которому мы двигались, постепенно уходит вправо и со склонов его открывается вид на озеро Мзи, из которого берёт начало река Мзимпа и на Ацетуксий перевал. К нему подходим по склонам хребта. Спуск с перевала идёт по небольшим хребтам, поросшим кустарником до заболоченного луга. Слева с хребта водопадом стекает ручей, образующий верхнее Ацетукское озеро. Ниже расположено второе озеро, несколько в стороне - третье. Возле второго озера коши.
От озёр поднимаемся на хребет Угловой, пересекая небольшое ровное пространство у озёр, поросшее высокой травой и имел азимут 300 градусов. Подъём идёт хвойным лесом. Обнаружили тропу, по которой поднимаемся до седловины хребта. С седловины хребта Углового спускаемся в верховья реки Лошадиной. Идём влево по ручьям, впадающим в неё, вверх. Поднимаемся на явно выраженный перевал. С перевала спускаемся по водостоку, а затем по ручьям, образующим реку Ацетокву к небольшой площадке. Отсюда открывается вид на зеленоватые воды озера Рица. Ещё 2-3 километра спуска и мы у цели - у озера Рица. Поход окончен.

Снаряжение, аптечка, ремонтный набор

Вес
1 кг

Продукты питания

а) дневной рацион одного человека

Наименование Вес в г Калории Белки Жир Угле-

4 Сыр 1000 г
5 Спирт 300 г

ВСЕГО 5400 г

Вес рюкзака в начале пути

- у мужчин - 25 кг
- у женщин - 18 кг

Смета похода

1. Проезд от Ленинграда до Майкопа поездом 200-10 = 2000 руб.
2. Проезд до и после прохождения маршрута на автомобиле 50-10 = 500 руб.
3. Питание 250-10 = 2500 руб.
4. Проезд от Гагры до Ленинграда 220-10 = 2200
5. Неприкосновенный запас 50-10 = 500 руб.
6. Почтово-телеграфные расходы 30 руб.

ИТОГО 7730 руб.

На одного человека 773 руб.

Выводы о походе

1. Район Государственного Кавказского Заповедника интересен по своей природе, имеет богатый растительный и животный мир.
2. По территории Заповедника можно совершить туристские походы I и II категории трудности. Наиболее доступны и обжиты районы по долинам рек Лабы, Мзымты, Уруштена, озера Кардывач, озера Рица, Красная Поляна. Для маршрутов II категории трудности можно рекомендовать районы г. Чугуш, хребта Ачшихо.
3. При проведении похода следует учесть особенности климата Кавказского Заповедника, характеризующегося большим выпадением осадков. Дожди носят затяжной характер, что может привести к срыву графика движения. Затрудняются подъезды к месту начала маршрута, так как многеи дороги становятся непригодными для транспорта.
4. Необходимо заблаговременно, ещё до выезда из Ленинграда согласовать маршрут с управлением Заповедника в г. Майкопе, так как в Заповеднике соблюдается строгий пропускной режим.
5. Группа в основном оказалась достаточно подготовленной для прохождения маршрута II категории трудности.
Отчёт о походе II категории трудности по Западному Кавказу  Ленинград, август 1958 Отчёт о походе II категории трудности по Западному Кавказу  Ленинград, август 1958 Отчёт о походе II категории трудности по Западному Кавказу  Ленинград, август 1958 Отчёт о походе II категории трудности по Западному Кавказу  Ленинград, август 1958 Отчёт о походе II категории трудности по Западному Кавказу  Ленинград, август 1958 Отчёт о походе II категории трудности по Западному Кавказу  Ленинград, август 1958 Отчёт о походе II категории трудности по Западному Кавказу  Ленинград, август 1958 Отчёт о походе II категории трудности по Западному Кавказу  Ленинград, август 1958 Отчёт о походе II категории трудности по Западному Кавказу  Ленинград, август 1958 Отчёт о походе II категории трудности по Западному Кавказу  Ленинград, август 1958