Виды туризма
ОТЧЁТ
о прохождении автомобильного туристского спортивного маршрута второй категории сложности
по Южному федеральному округу РФ,
совершённом группой туристов г.Саратова
в период с 10.08.10 по 17.08.10
Маршрутная книжка №
Руководитель группы Машников А.Н.
410600, Саратов, ул.Зарубина, 65, кв.6
тел. 8 (845 2) 21 56 25, e-mail: man_tur@mail.ru
http: www.manturs.narod.ru/
- Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
- Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
- Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
- Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
- Изменения маршрута и их причины.
- График движения.
- Техническое описание прохождения группой маршрута.
- Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
- Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
- Дополнительные сведения о походе.
- Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
- Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
1. Проводящая организация:
Самостоятельно.
2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.
Российская Федерация. Саратовская, Волгоградская, Астраханская, Ростовская области, Ставропольский край и республика Калмыкия.
3. Общие справочные сведения о маршруте.
Вид туризма |
КС похода |
Протяжённость похода (км) |
Продолжительность |
Сроки проведения |
|
всего | ходовые | ||||
авто |
вторая |
4189 км. |
8 дней |
8 дней |
10.08.10 – 17.08.10 |
4. Подробная нитка маршрута.
Саратов - Волгоград – М.Дербеты – Цаган-Нур – т.к. 47N-46E – Утта – Лагань – Ильинка – Элиста – т.к. 46N-43E – Светлоград – т.к. 45N-44E – т.к. 45N-43E – Городовиковск – т.к. 46N-42E – т.к. 47N-43E – Пролетарск – т.к. 47N-41E – Азов – Семибалки – т.к. 47N-39E – Ростов-на-Дону – Таганрог – Шахты – Богучар – Балашов – Саратов.
6. Определяющие препятствия маршрута.
Вид препятствия |
Кп |
Длина ПП |
Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование, и т.д.) |
Асфальт |
0,8 |
3702/ 3076 |
Качество различное. До 20% плохое. |
Полевые дороги |
1,0 |
70/ 44 |
Хорошо укатанные, сухие. |
Грейдер и полевые дороги |
1,5 |
367/ 303 |
Разбитые или не укатанные. |
Песчаная колея |
2,2-2,5 |
50/ 41 |
Песок или пашня. |
7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.
N |
Ф.И.О. |
Г.Р. |
Тур.опыт |
Обязанности |
Адрес |
Фото |
1 |
Машников Александр Николаевич | 1963 | I-Р Оренбург (авто) VI-Р ЯМАЛ, (лыж.), опыт вело, горных походов |
Руководитель, фото, ЗИП. | Саратов Зарубина 65., кв.6 (8452) 21 56 25 man_tur@mail.ru |
|
2 |
Машникова Наталья Николаевна | 1963 | I-У Оренбург (авто) Опыт горных и водных походов до II кс. |
Штурман, завхоз, врач, фото. | Саратов Зарубина 65., кв.6 (8452) 21 56 25 nn0505@mail.ru |
8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.
Отчёт опубликован на сайте: "http://www.manturs.narod.ru/" rel="nofollow"
9. Поход рассмотрен МКК ТССР РФ (шифр МКК 100-00-666666653).
1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
После удачного автомобильного путешествия по Оренбургской области в 2009 году мы решили пройти поход протяжённее и сложнее.
Целью путешествия стало посещение не пройденных ни кем точек конфлюенции. Это точки, в которых параллели с меридианами пересекаются в целых числах градусов, без минут и секунд. В Интернете существует проект: посещение таких точек, и размещения в Сети фотоматериалов. Более подробно с проектом «Degree Confluence Project» можно ознакомиться на сайте "http://www.confluence.org" rel="nofollow". Посещение одиннадцати точек мы поставили своей задачей в данном путешествии.
Второй задачей похода было прохождение участка 3кс в Калмыкии: Волгоград – Мал. Дербеты – Цаган-Нур – Сарпа - Утта – Астрахань. Этот участок мы немного изменили. От Сарпы мы направились не к Утте, а через Белоозёрный к точке с координатами 47N-46E и далее через Эрдниевский и Молодёжный к Утте. Тем самым мы включили 18км полного бездорожья по песчаной полупустыне.
Заповедники. На территории республики Калмыкия расположен Государственный природный биосферный заповедник «Черные Земли». Сейчас он имеет статус биосферного резервата ЮНЕСКО.
Управление заповедника:
59240. Республика Калмыкия,
Черноземельский р-н, пос. Комсомольский, ул. Некрасова, 31
Тел./факс: (847-43) 9-14-53, 9-12-54
Мы не планировали посещение заповедника. Перед походом мы получили информацию, что работники заповедника разбрасывают на территории колючки. Это метод борьбы с браконьерами, ведущими охоту на сайгаков.
Недалеко от маршрута расположены Ростовский и Астраханский заповедники.
Бензин. На участке Малые Дербеты – Утта нет официальных заправок. В некоторых посёлках бензин можно купить у местного населения. Предприимчивые жители завозят бензин, а потом продают его пятилитровыми канистрами. Цена на 5-7 рублей выше (за литр), чем на бензоколонках региона.
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
Аварийные варианты нами не планировались, так как местность достаточно густо населена.
Запасные варианты планировались непосредственно перед началом и по ходу маршрута. В поход брали ноутбук со всем картографическим материалом. Была возможность уточнять прохождение локальных участков непосредственно на маршруте.
4. Изменения маршрута и их причины.
Маршрут пройден с использованием запасных вариантов.
Изменить маршрут пришлось после неудачного посещения точки 46N-47E. При попытке посещения этого места экипажу пришлось проехать 15км по пескам. На этом участке наблюдали, как трактор пытался вытащить «ГАЗель». Температура в это время поднималась выше +42°С. Наш автомобиль не предназначен для таких условий, это всё же городская машина. Оценив обстановку решили оставить точки 46N-47E, 45N-47E, 45N-46E на будущее и отправиться дальше через Астрахань и Элисту к 46N-43E, 45N-44E, 45N-43E.
Перед самым выездом обнаружилось, что пройдена точка 49N-42E. Было решено посетить город Таганрог (где живёт Беляков, который разговаривает с телевизором) и вернуться домой по маршруту Таганрог – Шахты – Богучар – Балашов – Саратов, исключив повторение участка Саратов – Камышин.
Заявленный маршрут: |
Пройденный маршрут: |
Саратов - Волгоград - М.Дербеты - Цаган-Нур - т.к. 47-46 - Утта - т.к. 46-47 - Ильинка (Астрахань) - Лагань - т.к. 45-47 - т.к. 45-46 - Нефтекумск - Будённовск - т.к. 45-44 - т.к. 45-43 - Светлоград - т.к. 46-42 - т.к. 46-43 - Элиста - Ремонтное - т.к. 47-43 - Пролетарск - т.к. 47-41 - Батайск - Азов - Семибалки - Ростов-на Дону - Шахты - Советское - т.к. 49-42 - Лог - Камышин – Саратов |
Саратов - Волгоград - М.Дербеты - Цаган-Нур - т.к. 47-46 - Утта - Лагань – Ильинка (Астрахань) - Элиста - т.к. 46-43 - Светлоград - т.к. 45-44 - т.к. 45-43 - Городовиковск – Сальск - т.к. 46-42 - т.к. 47-43 - Пролетарск - т.к. 47-41 - Азов - Семибалки - т.к. 47-39 - Ростов-на-Дону - Таганрог - Шахты - Богучар - Балашов - Саратов |
В итоге заявленный маршрут с 3506км удлинился до 4189км. Без учёта повторов протяжённость составила 3464км.
день пути/ дата | Участок пути | км по участку | в зачёт по участку | км/день/ в зачёт | Кп | покрытие | примечание |
1 |
Саратов - Волгоград |
400 |
400 |
637/ 634 |
0,8 |
асфальт |
|
Волгоград - М.Дербеты |
100 |
100 |
0,8 |
асфальт |
|
||
М.Дербеты - Ханата |
33 |
30 |
1,5 |
грейдер |
|
||
Ханата - Цаган-Нур |
55 |
55 |
1,5 |
полевая |
|
||
Цаган-Нур - Озёрный |
10 |
10 |
1,5 |
грейдер |
|
||
Озёрный - Сарпа |
30 |
30 |
1,5 |
полевая |
|
||
Сарпа - ночь |
9 |
9 |
1,5 |
полевая |
волки |
||
2 |
ночь - Белозёрный |
29 |
29 |
430/ 405 |
1,5 |
полевая |
|
Белозёрный - точка |
11 |
11 |
2,2 |
песок |
|
||
точка - Октябрьский |
22 |
18 |
2,2 |
песок |
47N-46E |
||
Октябрьский - трасса |
9 |
9 |
1,5 |
грейдер |
|
||
трасса - Утта |
89 |
89 |
0,8 |
асфальт |
|
||
Утта - Михайловка |
156 |
156 |
0,8 |
асфальт |
|
||
Михайловка - Зензили |
6 |
6 |
1,5 |
грейдер |
|
||
Зензили - точка - Зензили |
15 |
10 |
2,5 |
песок |
газпром |
||
Зензили - Михайловка |
6 |
0 |
1,5 |
грейдер |
|
||
Михайловка - Лиман |
20 |
10 |
0,8 |
асфальт |
|
||
Лиман - Лагань |
67 |
67 |
1,5 |
грейдер |
|
||
3 |
Лагань - Лиман |
67 |
20 |
523/ 379 |
1,5 |
грейдер |
|
Лиман - Ильинка |
88 |
88 |
0,8 |
асфальт |
волга |
||
Ильинка - Элиста |
330 |
256 |
0,8 |
асфальт |
|
||
по Элисте |
38 |
15 |
0,8 |
асфальт |
экскурсии |
||
4 |
Элиста – Манычское |
116 |
116 |
282/ 237 |
0,8 |
асфальт |
|
Манычское - точка |
18 |
18 |
1,0 |
полевая |
|
||
по пашне |
2 |
2 |
2,2 |
пашня |
46N-43E |
||
точка - Манычское |
17 |
0 |
1,0 |
полевая |
|
||
Манычское - Светлоград |
129 |
101 |
0,8 |
асфальт |
|
||
5 |
Светлоград - Искра |
113 |
113 |
428/ 333 |
0,8 |
асфальт |
|
Искра - точка |
10 |
10 |
1,0 |
полевая |
45N-44E |
||
точка - Искра |
9 |
0 |
1,0 |
полевая |
|
||
Искра - Гофицкое |
93 |
11 |
0,8 |
асфальт |
|
||
Гофицкое - точка |
5 |
5 |
1,5 |
полевая |
45N-43E |
||
точка - Гофицкое |
4 |
0 |
1,5 |
полевая |
|
||
Гофицкое - Шин-Бядл |
185 |
185 |
0,8 |
асфальт |
|
||
Шин-Бядл - точка |
9 |
9 |
1,0 |
полевая |
46N-42E |
||
6 |
точка - Городовиковск |
7 |
7 |
689/ 416 |
1,0 |
полевая |
пасека |
Городовиковск - Бурульский |
227 |
94 |
0,8 |
асфальт |
|
||
Бурульский - точка |
27 |
27 |
1,5 |
полевая |
47N-43E |
||
точка - Красный Октябрь |
218 |
82 |
0,8 |
асфальт |
|
||
Красный Октябрь - точка |
10 |
6 |
1,5 |
полевая |
47N-41E |
||
точка - Семибалки |
200 |
200 |
0,8 |
асфальт |
Азовское |
||
7 |
Семибалки - точка - Таганрог |
165 |
92 |
601/ 461 |
0,8 |
асфальт |
47N-39E |
Таганрог - Богучар |
436 |
369 |
0,8 |
асфальт |
|
||
8 |
Богучар - Поворино |
263 |
263 |
599/ 599 |
0,8 |
асфальт |
|
Поворино - Саратов |
336 |
336 |
0,8 |
асфальт |
|
||
8 дней |
ИТОГО |
4189 |
3464 |
4189/ 3464 |
6. Техническое описание прохождения группой маршрута.
День 1 - 10.08.2010. Выехали из Саратова в направлении Волгограда. В планах на сегодня пройти Малые Дербеты и как можно ближе подъехать к точке 47°N 46°E. День 2 - 11.08.2010. В 8.00 выезд с места ночёвки. Программа-максимум – посещение 2 точек (47°N 46°E, 46°N 47°E) и ночёвка под Астраханью в Ильинке. От первой точки мы находимся в 25км по прямой и она не вызывает сомнений, а вторая под вопросом, так как она в песках. Статья для сайта "http://www.confluence.org" rel="nofollow". День 3 - 12.08.2010. Получаем информацию, что до точки 45°N 47°E (50км по прямой) надо ехать через Комсомольский, а это больше 200км. Дороги Р-215 (от Лагани до Артезиана), похоже, вообще не существует и не факт, что есть дорога вдоль Кумы, на которую мы рассчитывали. Сложив эти факты и опыт вчерашнего неудачного посещения 46°N 47°E, решаем приехать в эти места ещё раз, но позже. А сейчас надо ехать в сторону Элисты и продолжать поиск оставшихся семи точек. День 4 – 13.08.2010. Утром мы отправились на экскурсию по городу. Статья для сайта "http://www.confluence.org" rel="nofollow". По своему пути возвращаемся до Дивного и едем дальше через Ипатово на Светлоград. Как и ожидалось, на следующую точку мы не успеваем. Находим гостиницу с кондиционером и душем и останавливаемся на ночлег. День 5 – 14.08.2010. Немного досадно, что за предыдущие 4 дня удалось посетить только 2 точки конфлюенции и пропустили 3 заплпнированных. Зато мы побывали в пустынях Калмыкии, в Элисте. В планах на сегодня – посещение сразу трёх точек: 45°N-44°E, 45°N-43°E, 46°N-42°E. Статья для сайта "http://www.confluence.org" rel="nofollow". От этой точки возвращаемся до села Гофицкое. От него уходим в южном направлении до Большого Ставропольского канала. Пересекли канал в 3,5 км западнее трассы и по грунтовой дороге добрались до слияния 45°N 43°E. Последние 400 метров пришлось преодолеть по пашне пешком. Статья для сайта "http://www.confluence.org" rel="nofollow".
Статья для сайта "http://www.confluence.org" rel="nofollow". Возвращаемся к пчеловодам. Ребята рассказывают о пчёлах, угощают чаем, при нас добытым мёдом. Чай плавно переходит в ужин и мы остаёмся ночевать здесь. Показываем фильмы про Аляску и Марокко, рассказываем о наших путешествиях, обмениваемся адресами. День 6 – 15.08.2010. Просыпаемся рано, быстрые сборы и мы в пути. По просёлкам выезжаем к Городовиковску и по хорошему асфальту идем в направлении Сальска. В Сальске немного поплутали, оказывается и здесь есть плохие дороги. Выезжаем на трассу в сторону Волгограда. Много машин, качество полотна оставляет желать лучшего. За предыдущие дни мы успели привыкнуть к хорошим дорогам южного округа. Проезжаем Зимовники, сворачиваем на Элисту. Через 35км начинаем искать просёлок в нашем направлении. Ещё дома эта точка была под вопросом. На космоснимках «Google» и топокартах точка расположена в середине водоёма. Но в такое аномально жаркое лето есть надежда подойти к слиянию меньше чем на 100м. Поиск места не составил особого труда. Подъехав к точке конфлюенции, мы были несколько удивлены тем, что не увидели водоёма обозначенного на картах. Озеро полностью высохло за лето и до точки мы без проблем дошли пешком. Статья для сайта "http://www.confluence.org" rel="nofollow". Сделав несколько фото едем дальше. Снова проезжаем Зимовники, озеро Маныч. От конезавода им. Будённого поворачиваем в северо-западном направлении на Ростов. За 1 километр до хутора Красный Октябрь уходим с асфальта на полевую дорогу в южном направлении. Вокруг поля подсолнечника. Точка в центре такого поля. Растения необычные, огромные. Высота до 2 метров, толщина стволов до 6-7см. Статья для сайта "http://www.confluence.org" rel="nofollow". Далее наш путь лежит к Азовскому морю, Таганрогскому заливу. До следующего пункта 200км. Слияние находится в море в километре от берега. Своими силами его не взять, надеемся нанять лодку. День 7 – 16.08.2010. Утром рыбаки на тракторах подвозят лодки. Трактор заезжает прямо в воду на сотню-другую метров и там лодки отцепляют. Дети отгоняют машину на берег, а рыбак уходит в море. Через пару часов они возвращаются с уловом. Виктор Бойко отвёз нас на точку на своей лодке. Деньги взять отказался. Статья для сайта "http://www.confluence.org" rel="nofollow". Это была последняя точка конфлюенции на нашем маршруте. Планы похода выполнены, хотя и частично, остаётся путь домой. Решаем заехать в Таганрог, ведь там живёт Беляков, который разговаривает с телевизором. Ростов-на-Дону – большой, современный, южный город. Интенсивное движение, пробки и прочие «прелести» современных городов не обошли его стороной. Проходим его «non stop» и движемся на запад к Таганрогу. Несмотря на жару, вокруг буйство зелени. Хотим проехать к морскому порту и набережной, навигатор указывает на лево, но там мост через железную дорогу закрыт на ремонт, возвращаемся. Останавливаемся около инспектора ГИБДД. Наталья успевает только приоткрыть дверь нашей машины, как тот уже кричит: «Прямо, на кольце – налево» и указывает направление. Как он узнал, что нам именно туда? В этом городе не только разговаривают с телевизорами.… Несколько часов проводим здесь, обедаем в приятном кафе. Интересно, что под большими баннерами, обещающими шашлык, морепродукты и прочие вкусности, мы обнаруживали заведения торгующие пивом, минералкой и чипсами. Но, кто ищет, тот всегда найдёт. День 8 – 17.08.2010. Уторм замечаем движение вокруг гостиницы. Это пожарные оттачивают своё мастерство, ученья идут.
|
7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
К потенциально опасным можно отнести участок – Мал. Дербеты – Цаган-Нур – Сарпа – Утта. На всём протяжении (около 300км) нет бензоколонок, дороги очень плохие, практически бездорожье. Есть места, где до ближайших посёлков более 20км, в степи водятся волки. В сочетании с температурами воздуха, превышающими 40°С, поломка может стать очень неприятным сюрпризом. На этот участок необходимо выходить с хорошо подготовленной техникой и опытной группой.
Некоторую опасность представляют участки магистралей с большим количеством участников дорожного движения.
8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
Охота за призраками. Точки конфлюенции.
Статья с сайта "http://www.green-chees.nm.ru/new/confluence.html" rel="nofollow"
С параллелями и меридианами мы все хорошо знакомы с детства. Координаты любой точки на земном шаре можно выразить в градусах, минутах, секундах широты и долготы. Есть общепринятые точки отсчета и координатные сетки. Самая распространенная из них, WGS-84, с нулевым меридианом Гринвича. Чем дальше место находится от гринвичева нуля, тем выше неточность системы. Поэтому, во многих странах помимо WGS-84, используют свои координатные сетки, астрономически вычисляя долготу и широту точки привязки. Все советские генштабовские карты графились сеткой "Пулково 42", названой по имени обсерватории под Санкт-Петербургом.
Глядя на чехарду цифр на экране GPS навигатора сложно представить, что есть точки, где минуты и секунды координат замирают на цифре ноль. Тем не менее на планете Земля их не так уж и мало (осталось еще 12334 неоткрытых). Пересечение "целых" широт и долгот чаще встречается у полюсов и разряжается по мере приближения к экватору. Подобные пересечения называются точками конфлюенции, или слияния.
И что с этим делать?
Существует некий сайт "http://www.confluence.org/" rel="nofollow" на котором собраны отчеты обо всех (удачных и не удачных) посещениях точек слияния. Адепты посещений называют себя "конфлюенц хантерами". В обычную практику охоты за точкой входит достижению места слияния, каким либо способом, фотографирование окружающего пространства (обычно 4 фотографии по сторонам света) и координат на экране навигатора, свидетельствующих о достижении цели. Фотографии вместе с отчетом на английском (и, при желании, на родном) языке, размещаются на сайте. Посещение считается удачным, если хантеру удалось побывать в 100-метровом радиусе точки.
Данная поблажка имеет свои исторические корни. Система спутниковой навигации была разработана и внедрена для американских военных нужд. Затем был налажен выпуск бытовых навигаторов для гражданского использования. Приборы были гораздо менее точными, нежели их армейские аналоги, но, дабы окончательно дезинформировать возможного противника, американцы придумали специальную помеху сигналам спутников, чтобы точность полученных координат была не выше 100 метров. Много воды утекло с тех пор - наведенную помеху убрали, а стометровый допуск так и остался.
И что в этих точках?
А ничего! В смысле ничего особенного, что выделяло бы слияние из окружающего мира. И нет никакой закономерности по которой можно было бы выделить места слияния. Точки конфлюенции - всего лишь миф, призрак, сказка... - точка карты спроектированная на местность.
А для чего все это?
Ну, по официальной версии сайта "http://www.confluence.org/" rel="nofollow" посещение точек преследует двоякую цель.
Во-первых: В путеводители по странам и континентам попадают только лучшие картинки природы и достопримечательностей. Таким образом, страна, словно конфета - прячется за фантиком - цветастым, но не отражающим суть. И только подобное, беспристрастное фотографирование позволяет показать Мир таким, какой он есть.
Во-вторых: Как говорили древние - "все течет, все меняется. Сравнивая фотографии разных лет, сделанные на одной точке, можно проследить, как изменяется окружающий мир.
И что взамен?
Некоторые, даже прочитав, изложенные на сайте высокие идеалы, не могут взять в толк: для чего мне все это надо и что я с этого имею? Отвечаю: ничего не имею. Кроме синяков на разных частях тела, выходных, проведенных в какой-нибудь перди и удовлетворенного тщеславия, от опубликованного на сайте, отчета. Еще, конечно же, азарт охотника. Охотника за новым, неоткрытым, за тем, что невозможно ни увидеть, ни почувствовать - охотника за призраками.
Вы думаете, что это интересно? Думаете, что столь иллюзорный приз - достойная плата за пройденный путь? Что ж, тогда выбирайте свою точку, вооружайтесь всем необходимым и в путь! В одиночку, или с командой, пешком или на транспорте, для достижения цели хороши все средства и открыты все дороги!
Если у Вас нет GPS навигатора, нет своей команды, но есть огромное желание открывать точки конфлюенции - напишите и, возможно, получится присоединиться ко мне во время охоты за какой либо точкой конфлюенции.
МаратычЪ
Заповедник «Черные земли».
Заповедник «Черные земли» охраняет полупустыни северо-западного Прикаспия и озеро Маныч-Гудило – водно-болотное угодье международного значения. Символ заповедника – Сайгаки.
Государственный природный биосферный заповедник «Черные земли» образован 11 июня 1990 г. Основной участок заповедника расположен на Прикаспийской низменности, между низовьями реками Кума и Волга, на территории Яшкульского и Черноземельского районов Калмыкии. Почти весь он находится ниже уровня моря.
При создании заповедника «Черные земли» ставилась задача сохранения популяции сайгака, находящейся на грани исчезновения. Эта задача выполняется на основном участке «Черные земли», представляющем малонарушенные пустынные и полупустынные ландшафты.
Кластер «Озеро Маныч-Гудило» по сути является республиканским заказником, созданным в 1975 году и расположенным в пределах республики Калмыкия и Ростовской области.
Заповедник изначально проектировался как биосферный резерват, и получил официальный биосферный статус ЮНЕСКО в 1993 г. Озеро Маныч-Гудило является водно-болотным угодьем международного значения (Рамсарская Конвенция).
Площадь участков: «Черные земли» (степной) – 94 300 га, «Маныч-Гудило» (орнитологический) - 27 600 га
Элиста.
Элиста – столица республики Калмыкия, расположена в юго-восточной части Ергеней, в самом центре обширных калмыцких степей. Город получил свое название от северного склона балки, состоявшего из рыхлых песков. «Элст» в переводе с калмыцкого означает «песчаный».
Элиста как город очень молода: она начала строиться лишь с конца 20-х годов, но как населенный пункт она имеет уже полуторавековую историю. В 40-х годах XIX в. в калмыцкую степь направляется ряд экспедиций с целью выбора мест для основания сел вдоль трактов на Астрахань, Царицын, Ставрополь.
До образования села здесь устраивали свои стоянки калмыки, кочевавшие по Манычу. Относительно благоприятные условия в районе Элисты: наличие пресной воды, значительных площадей земли, пригодной для занятия земледелием, способствовали быстрому росту села. Широкую известность Элисте принесли и ярмарки скота, самые крупные в калмыцкой степи.
28 декабря 1943 года – трагическая дата в истории калмыцкого народа. В этот день калмыки были подвергнуты насильственной депортации в районы Крайнего Севера, Сибири и Казахстана. Была ликвидирована и Калмыцкая АССР, восстановленная лишь в 1957 году.
90-е – годы культурного и духовного возрождения Калмыкии. После избрания первого Президента Республики Калмыкия К.Илюмжинова завершено строительство главного храма – Сякюсн Сюме – буддийского комплекса Геден Шеддуп Чойкорлинг, Степную жемчужину дважды посетил Его Святейшество Далай Лама ХIV – глава буддистов всего мира. Воздвигнут Казанский Кафедральный собор Элистинской и Калмыцкой Епархии, в освящении которого принял участие святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
По данным на 1 января 2002 года население столицы составляет 109,9 тысяч человек. Это более трети населения республики.
В 1998 году для проведения 33 Всемирной шахматной олимпиады, на которую съехались представители более 120 стран мира, в Элисте был построен город Сити-Чесс. Сегодня Сити-Чесс – место проведения республиканских, общероссийских и международных соревнований по шахматам, деловых симпозиумов, деловых и культурных встреч. Коттеджи шахматного города образуют гостиничный комплекс, он отвечает европейским отелям 3-х звездочного уровня, здесь размещаются туристы, прибывающие в Калмыкию. Два года назад «Сити Чесс отель» вошел в число лучших отелей восточной Европы. Решением международного экспертного совета «Global Rating» отель «Сити-Чесс» награжден золотой медалью.
В Элисте продолжается активная работа по приданию облику столицы характерного восточного колорита - если раньше столица республики по внешнему облику и архитектуре ничем не отличалась от городов центральной России, то за последние четыре года Элиста приобрела неповторимый национальный колорит. Построен ряд культовых сооружений, ставших визитной карточкой столицы.
Азовское море.
Азовское море расположено на юге России, омывает восточную часть Украины, и соединено с Черным морем Керченским проливом. В целом, географическая область окружающая Азовское море, называется Приазовьем. Азовское море – это уникальный в биологическом плане водоем, в котором за счет опреснения воды впадающими в него реками, сформировалась удивительная по разнообразию флора и фауна.
Береговая линия Азовского моря изрезана песчаными косами, пересыпями и заливами, территория которых является курортно-рекреационной зоной, по своей красоте ничем не уступающей Черноморскому побережью Крыма или Кубани. Проводя свой отдых на Азовском Море, вы не увидите буйной растительности как в упомянутых курортных районах, но здесь красота более изысканная – бесконечные ровные золотые пляжи, соседствующие с фруктовыми садами, виноградниками, пышными кустарниками и рощами белой акации, ясеня, клена, сказочно подчеркивающие морскую синеву. Отдых на Азовском море - это прежде всего отдых с детьми, семейный отдых.
9. Дополнительные сведения о походе.
(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)
9.1. Республика Калмыкия.
9.1.1. География и природа
Источник : "http://www.manturs.narod.ru/kalm/kalm.htm" rel="nofollow"
Комментарии