Виды туризма
Туристский клуб «Надежда» ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
ОТЧЁТ
о прохождении горного
туристского спортивного маршрута
1 с эл. 3 (первой с элементами третьей) категории сложности
по Центральному Кавказу (Республика Кабардино-
Балкария), совершѐнном группой туристов из г. Чебоксары и Йошкар-Олы
в период со 2 по 9 мая 2015 года
Маршрутная книжка № 15-15 Руководитель группы: Львов Григорий Павлович
Адрес: г. Чебоксары e-mail: LvovGP@mail.ru
Маршрутно-квалификационная комиссия Федерации спортивного туризма Чувашской республики рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю категорией сложности.
Отчет использовать в библиотеке
Судья маршрутной квалификации
(подпись) (Фамилия, И.О.)
Штамп МКК
Чебоксары, 2015
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ (ПАСПОРТ СПОРТИВНОГО ТУРИСТСКОГО МАРШРУТА)
Сведения о проводящей организации
Проводящая организация:
Туристский клуб «Надежда» ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
Адрес:
428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Президентский бул., д. 19А, 5-й корпус ЧГПУ, цокольный этаж.
Контакты:
"http://vkontakte.ru/club2024444" rel="nofollow"
Маршрутная книжка:
№ 15-15
Общие сведения о месте проведения маршрута
Страна |
Субъект |
Районы субъекта |
Горный район |
Горный массив |
Россия |
Республика Кабардино- Балкария |
Чегемский р-н- Баксанский р-н |
Ц. Кавказ |
Приэльбрусье |
Общие справочные сведения о маршруте
Вид туризма |
Категория сложности маршрута |
Протяжѐнность активной части маршрута, км |
Продолжительность, дней |
Сроки проведения |
|
Общая |
Ходовых дней |
||||
Горный |
1 (первая) |
102,5 |
8 |
8 |
02.05.2013- -09.05.2013 |
Подробная нитка маршрута
пос. Булунгу – р. Чегем - р. Башиль-Аузсу - лед. Башиль – пер. Голубева (2А, 3700 м) – лед. Юном – ущ. Адырсу – дол. Баксан – ущ. Сылтрансу – оз. Сылтранкель – пер. Сылтран В (1А, 3478 м) – р. Кыртык – пос. В.Баксан.
Обзорная карта маршрута
Определяющие локальные препятствия маршрута
Локальное препятствие, трудность |
Общая характеристика |
Способ преодоления |
пер. Голубева (2А) |
Высота - 3765 м. Связывает долину реки Башиль-Аузсу и долину реки Адырсу. Подъѐм и спуск в весеннее время – снежные, снежно- ледовые. |
Преодолевается в связках с использованием кошек и попеременной страховки через ледоруб, на крутых участках необходимы перила |
пер. Сылтран В (1А) |
Высота - 3478 м. Связывает долину реки Сылтрансу и долину реки Кыртык. Подъем и спуск в весенний период снежные |
Преодолевается пешком |
Состав группы
Ф. И. О. участников группы |
Дата рож- дения |
Домашни й адрес, телефон |
Место работы (учѐбы) |
Тур. опыт |
Обязаннос -ти в группе |
Львов Григорий Павлович
|
1989 |
г. Чебоксары |
ЧЛСЭ |
2ГР Ц. Кавказ 5ГУ В. Памир |
Руководи- тель |
Князев Алексей Андреевич
|
1987 |
г. Йошкар- Ола |
Временно безработный |
2 ГУ, Ц. Кавказ |
Штурман |
Данильченко Сергей Владимирович
|
1984 |
г. Йошкар- Ола |
ИП |
|
|
Андреянова Марина Николаевна
|
1987 |
г. Йошкар- Ола |
ОАО Оборонэнерго |
2 ГУ, Ц. Кавказ |
Завхоз, медик |
Князеев Дмитрий Андреевич
|
1988 |
г. Йошкар- Ола |
Временно безработ-ный |
|
Фотограф |
Михайлов Александр
Валерьевич |
1991 |
г. Чебоксары |
Временно безработный |
|
Ремонтник |
Адреса хранения отчета
Отчѐт вместе с приложениями, фотоматериалами и CD-диском хранится:
Экземпляр 1:
Маршрутно-квалификационная комиссия Союза путешественников Чувашии (г. Чебоксары, Президентский бул., д. 14).
Экземпляр 2:
Туристский клуб «Надежда» ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (г. Чебоксары, Президентский бул., д. 19А, 5-й корпус ЧГПУ, цокольный этаж).
Рассмотрение маршрута
Маршрут рассмотрен Маршрутно-квалификационной комиссией Союза путешественников Чувашии.
Шифр МКК – 121-00-424521110.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЁТА
Общая идея маршрута
Идея о прохождении данного маршрута родилась из опыта предыдущих походов по Кавказу весной. Район привлекателен в первую очередь простотой трансфера и развитой сетью троп и дорог. В сети интернет имеется отчет от 2013 г. составленный Михаилом Голубевым ("http://tlib.ru/doc.aspx?id=39159" rel="nofollow"&page=1) с подробным описанием весеннего маршрута, начало которого находится в долине р. Чегем. Этот отчет и фотографии натолкнули на мысль спланировать хотя бы часть маршрута по Чегему.
Популярность района бесспорна, но вместе с тем при подготовке маршрута очень сложно было найти отчеты и описания маршрутов в период межсезонья, а отчетов по запланированной нитке маршрута найти не удалось. Не хватало фотографий перевалов и вершин, которые могли бы дать возможность оценить обстановку в весенне время.
Основной целью похода было пройти горный спортивный маршрут в период межсезонья, осмотреть район в этот период, повысить личную технику, получить опыт прохождения локальных препятствий.
Варианты подъезда и отъезда
Группа сборная, по этой причине начало пути участников разное. 2 человека из Чебоксар на маршрутном автобусе добрались до железнодорожного вокзала города Казань. Стоимость 200 р с человека плюс 50 р за рюкзак. Далее на проходящем поезде Киров-Кисловодск до Минеральных Вод. Другая часть группы на личном автотранспорте из Йошкар-Олы добралась до станции Зеленый Дол, через которую проходит поезд через тридцать минут после отправления из Казани. Поездка по железной дороге занимает 42 часа и заканчивается на станции Минеральные Воды. Стоимость билета Казань – Минеральные Воды составляет 2774 р. 80 коп. На площади перед вокзалом нас уже ждал водитель микроавтобуса, с которым была предварительная договоренность. Водителя зовут Андрей вот его контактные данные: "http://vk.com/id136263558" rel="nofollow". Его услугами мы пользовались в 2013 году – нас все устроило. Общая стоимость трансфера до заставы в поселке Булунгу в долине Чегема 4600 р. Автомобильный путь составляет порядка 150 км из которых до поселка Верхний Чегем идет асфальтированная дорога, далее, до поселка Булунгу дорога местами переходит в грунтовую, а после поселка до заставы в грунтовую, после заставы ехать можно на автомобиле повышенной проходимости, либо с водителем, которому не жаль свой автомобиль.
Обратный путь на том же автомобиле от поселка Верхний Баксан до вокзала в Минеральных Водах составляет 160 км. Стоимость поездки 4600 р. Далее на поезде Кисловодск – Екатеринбург по льготной тарифной ставке 0,5 действующей на 10.05., (1388 руб. 30 коп.) до Казани.
Вид транспорта, начальный и конечный пункты |
Стоимость (стоимость в расчете на 1 чел.) (руб.) |
Протяженность (км) |
Продолжительность (ч/мин.) |
Автобус. Чебоксары - Казань |
200 + 50 (багаж) |
170 |
2,5 ч. |
Поезд. г. Казань – Мин. Воды |
2774,80 |
1977 |
42 ч. |
Автомобиль Мин. Воды – застава Булунгу |
767 |
150 |
3 ч. |
Обратный путь:
Вид транспорта, начальный и конечный пункты |
Стоимость (стоимость в расчете на 1 чел.) (руб.) |
Протяженность (км) |
Продолжительность (ч/мин.) |
Пос. Верхний Баксан – г. Мин. Воды |
767 |
160 |
3 ч. |
Поезд. г. Мин. Воды – г. Казань |
1388,30 |
1977 |
42 ч. |
Автобус. г. Казань – г. Чебоксары |
250 |
170 |
2,5 ч. |
Аварийные выходы с маршрута
С маршрута есть следующие аварийные выходы:
-
Из долины реки Чегем и Гара-Аузсу – вниз по течению рек к поселку Булунгу;
-
Из долины Адырсу вниз по течению реки до поселка Верхний Баксан;
-
Из долины Субаши, Кыртык – вниз по течению реки до поселка Верхний Баксан.
Изменения маршрута и их причины
Во время прохождения маршрута были сделаны следующие нижеприведенные изменения.
1. При спуске в долину реки Адырсу была возможность просмотреть путь подъема на перевал Койавганауш. Весь склон, травянисто-осыпной летом, покрыт большим количеством свежего снега до самой нижней точки. Видны следы схода небольших лавин и снежных оползней. Приняв во внимание аномально снежную весну и лавинную опасность, угрожающую группе, руководитель принял решение отказаться от прохождения перевала Койавганауш и, соответственно части маршрута, в том числе перевала ВЦСПС, которые изначально были запланированы для прохождения.
График движения
Дата / день пути |
Участок маршрута |
Протяженность, км. |
ЧХВ |
Участок пути, определяющие препятствия |
метеоусловия |
Перепад высот, м |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
02.05/1 |
пос. Булунгу – р. Чегем |
10 |
3ч 30м |
Грунтовая дорога |
Переменная облачность |
+280 |
ИТОГО за день |
10 |
3ч 30м |
|
|
+280 |
|
03.05/2 |
р. Чегем – т/б. Башиль |
2 |
30м |
Тропа |
ясно |
|
т/б Башиль – лед. Башиль |
9 |
4ч 35м |
Вдоль левого борта долины по ср. и крупной осыпи. |
Переменная облачность, временами дождь |
|
|
1 |
30м |
Траверс правого борта долины. Подвижная средняя и крупная осыпь, выходы плотного лесса. Камнеопасно. |
Переменная облачность |
|
||
2 |
1ч |
Снежный склон. Снега до 1,5 м |
Переменная облачность, временами снег |
|
||
ИТОГО за день |
14 |
6ч 35м |
|
|
+571 |
|
04.05/3 |
лед. Башиль – лед. С. Башиль |
1,5 |
1ч 15м |
Снежный склон. ∟ 20°- 25°. Снега до 1,5 м |
Переменная облачность, снег |
+355 |
лед. С. Башиль |
4 |
4ч 2м |
Траверс снежного склона ∟до 25°, затем закрытый ледник. |
Переменная облачность |
+590 |
|
ИТОГО за день |
5,5 |
5ч 17м |
|
|
+945 |
|
05.05/4 |
лед. С. Башиль - пер. Голубева (2А , 3700 м) |
0,4 |
30 м |
Снежно-ледовый склон ∟30° |
Переменная облачность |
+100 |
пер. Голубева – лед. Юном |
0,7 |
1ч 30м |
3 * 50м ∟30°, местами до 35° + 25м ∟20°-25° перила по снежному склону. Снега 1 м |
Переменная облачность, туман |
-100 |
|
Лед. Юном – р. Кулумколсу |
4 |
1 ч 30м |
Закрытый пологий ледник, снега до 1 м |
Переменная облачность |
-560 |
|
р. Кулумколсу – р. Адырсу |
7 |
2 ч 30м |
Подвижная ср. и кр. осыпь, затем тропа |
Ясно |
-700 |
|
ИТОГО за день |
12,1 |
6 ч |
|
|
+100 -1360 |
|
06.05/5 |
р. Адырсу – пос. В. Баксан |
15 |
3 ч |
Грунтовая дорога |
Ясно |
-800 |
пос. В. Баксан - ущ. Сылтрансу |
8 |
2ч 30 м |
Грунтовая дорога, тропа |
Ясно |
+800 |
|
ущ. Сылтрансу |
2 |
1ч |
Слежавшаяся осыпь, снег до 0,5 м |
Ясно |
+400 |
|
ИТОГО за день |
25 |
6ч 30 мин |
|
|
+1200 -800 |
|
07.05/6 |
ущ. Сылтрансу – оз. Сылтранкель |
4 |
1ч 40 м |
Снежный пологий склон, снега до 1,5 м |
Переменная облачность, туман |
+500 |
оз. Сылтранкель – пер. В. Сылтран (1А, 3478 м) |
2 |
50 мин |
Пологий снежный склон ∟20°. Снега до 1 м |
Переменная облачность, туман |
+270 |
|
ИТОГО за день |
13 |
4 ч 26 мин. |
|
|
+770 |
|
08.05/7 |
пер. В. Сылтран – дол. Кыртык |
0,6 |
24 мин |
Снежный пологий склон ∟ до 25°. Снега до 1,5 м |
Ясно, солнечно |
-160 |
4 |
1 ч |
Снежный пологий склон. Снега до 1,5 м |
Ясно, солнечно |
-650 |
||
2 |
30 мин |
Травянистый склон ∟20° |
Ясно, солнечно |
-320 |
||
ИТОГО за день |
6,6 |
1ч 54м |
|
|
-1130 |
|
09.05/8 |
дол. Кыртык – пос. В. Баксан |
15 |
3ч |
Грунтовая дорога |
Ясно, ветер |
-800 |
ИТОГО за день |
15 |
3ч |
|
|
-800 |
|
ИТОГО за поход (пешком) |
101,2 |
37 ч 12 мин |
|
|
+3866 - 4090 |
Итого активным способом передвижения (пешком): 101,2 км Чистое ходовое время маршрута: 37 ч 12 мин
Набор высоты (м): 3866 м Сброс высоты (м): 4090 м
*ЧХВ – чистое ходовое время (в часах и минутах).
*Ор. - оргорафически
Данные по пройденному расстоянию взяты из усреднѐнных показателей GPS-навигатора и подсчѐтов расстояния по карте.
Измерение пройденного расстояния по карте осуществлялось ручным способом с коэффициентом 1,2.
Техническое описание прохождения маршрута
(время московское)
Дата: 02.05.15 |
День пути: 1 |
||
Погода за день |
|||
|
|
Переменная облачность |
|
Маршрут за день: Застава пос. Булунгу – дол. р. Чегем – ущ. Башиль-Аузсу |
|||
Пройденное расстояние, км.: 10 |
Перепад высот, м.: +280 |
ЧХВ: 3:30 |
Начало маршрута: 13:00
Застава пос. Булунгу – дол. р. Чегем
От места высадки из автомобиля по грунтовой дороге двигаемся вверх по широкой долине реки Чегем вдоль ее левого берега.
Грунтовка от заставы до т/б Башиль
ущ. Башиль-Аузсу
В месте слияния рек Гара-Аузсу и Башиль-Аузсу переходим по мосту на правый берег Башиль-Аузсу и входим в сосновый лес. Перед базой Башиль, река течет по широкой отмели и разбита на множество рукавов, здесь останавливаемся на первую ночевку. Есть дрова, площадки под палатку.
Ночевка №1
Дата: 03.05.15 |
День пути: 2 |
||
Погода за день |
|||
Ясно |
Переменная облачность, временами дождь |
Переменная облачность, временами снег |
|
Маршрут за день: ущ. Башиль-Аузсу – т/б Башиль – лед. Башиль |
|||
Пройденное расстояние, км.: 14 |
Перепад высот, м.: +571 |
ЧХВ: 6:35 |
Выход: 7:00
ущ. Башиль-Аузсу – т/б Башиль
По тропе быстро добираемся до турбазы, затем по подвесному мосту переходим на левый берег и по лесу продолжаем подъем.
Подвесной мост у т/б Башиль
Верховья р. Башиль-Аузсу
Впереди виден язык ледника и отчетливо просматривается левобортная морена. Движение по морене приводит к сбросам и бараньим лбам, обходим ее слева по снегу. В непосредственной близости от языка ледника правый борт ущелья покрыт средней и крупной подвижной осыпью связанной лессом, левый
борт камнеопасен, Солнце разогревает его и начинается непрерывный сход камней. Далее пересекаем границу снега.
Снеговая обстановка верховьев ущелья Башиль-Аузсу
На ночевку встаем чуть поодаль от левого скального борта ледника на старой слежавшейся морене.
Ночевка № 2 и дальнейший путь на лед. С. Башиль
Дата: 04.05.15 |
День пути: 3 |
||
Погода за день |
|||
Переменная облачность, снег |
Переменная облачность, снег |
Переменная облачность |
|
Маршрут за день: лед. Башиль – лед. С. Башиль |
|||
Пройденное расстояние, км.: 5,5 |
Перепад высот, м.: +945 |
ЧХВ: 5:17 |
Выход: 7:00
От места ночевки начинаем подъем к леднику Северный Башиль. Склон покрыт глубоким снегом. Поднимаемся по линии падения воды до начала ложа ледника, где имеется небольшое выполаживание склона. Далее виден язык ледника и небольшой ледопад. Летняя тропа проходит по левобортной морене, мы движемся траверсом морены по осыпи занесенной снегом в связках и снегоступах. Вышли на ледник вдоль скал левого борта ледника. На ночевку встаем в цирке ледника не далеко от перевального взлета.
Путь по леднику С. Башиль
Дата: 05.05.15 |
День пути: 4 |
||
Погода за день |
|||
Переменная облачность, снег |
Переменная облачность, снег |
Переменная облачность |
|
Маршрут за день: лед. С. Башиль – пер. Голубева (2А, 3700 м) – лед. Юном – р. Адырсу |
|||
Пройденное расстояние, км.: 12,1 |
Перепад высот, м.: +100 - 1360 |
ЧХВ: 6:00 |
Выход в 7:00
лед. С. Башиль – пер. Голубева (2А, 3700 м)
Перевал представляет собой наиболее низшую точку во всем окружении цирка и расположен в центральной части гребня, но в случае сомнений хорошим ориентиром на перевал служит скальная игла слева (по ходу) от седловины перевала.
От места ночевки движемся к перевальному взлету в связках, кошках и снегоступах. Весь подъем покрыт снегом. В районе перевала преобладают ветра северного направления, поэтому карнизы висят на нашу сторону. Обходя потенциально опасную часть склона, начинаем подъем левее (по ходу) от центра перевала по направлению к небольшому обособленному бараньему лбу. На участке подъема встречаются места с плотным настом и льдом. Крутизна склона составляет порядка 30° и если бы не присутствие снега, то в целях безопасности надо было бы провешивать перила. Движение осуществлялось в два этапа от
начала подъема до бараньего лба, под которым группа скопилась, передохнула и продолжила движение до седловины перевала. Седловина сильно переметена снегом, на южную сторону висит небольшой карниз.
Панорама из цирка лед. С. Башиль
Бараний лоб посреди подъема на перевал
пер. Голубева (2А, 3700 м) – лед. Юном
Видимость низкая, кругом снег, поэтому рельеф на спуск не читается. От седловины начинаем провешивать спусковые перила на ледорубных якорях. Последний спускается с нижней страховкой. Спуск осуществлялся по линии падения воды. Провешено 3*50 м + 25м перил. Последние 25 м не нужны и
провешивались по причине низкой видимости и плохой читаемости рельефа. Спуск по перилам заканчивается в месте завершения видимой слева (по ходу спуска) осыпи. Дальнейшее движение в связках, снегоступах по закрытому леднику Юном.
Седловина перевала Голубева
Спуск с перевала Голубева на лед. Юном
Спуск по леднику Юном
лед. Юном – р. Адырсу
На леднике много снега. После спуска с него продолжаем некоторое время идти по снегу, а затем выходим на тропу правого борта ущелья, спускаемся до р. Адырсу. Просматривается подъем на перевал Койавганауш – очень много снега, подъем лавиноопасен. Принимаем решение отказаться от его прохождения. На ночевку встаем в сосновом лесу на р. Адырсу.
Ущелье Кулумколсу. Просматривается подъем на пер. Койавганауш
Дата: 06.05.15 |
День пути: 5 |
||
Погода за день |
|||
Ясно |
Ясно |
Ясно |
|
Маршрут за день: р. Адырсу – пос. В. Баксан – р. Сылтрансу |
|||
Пройденное расстояние, км.: 25 |
Перепад высот, м.: +1200 - 800 |
ЧХВ: 6:00 |
Выход: 7:00
р. Адырсу – пос. В. Баксан
От места ночевки идем вдоль берега р. Адырсу по грунтовой дороге. Воды в реке очень мало, она прозрачная, что говорит о том, что активное таяние этой весной еще не началось. До поселка идет хорошая дорога, подъемник, расположенный у въезда в ущелье обходим по пешеходной лестнице.
Грунтовая дорога в ущ. Адырсу
пос. В. Баксан – р. Сылтрансу
От поселка В. Баксан по грунтовой дороге начали подниматься серпантином к правому (ор.) борту ущелья р. Сылтрансу. Дорога и тропа промаркированы синей краской.
Прошли полосу леса и вышли на открытое пространство, здесь ущелье сужается принимая V-образную форму. Справа по ходу остается большая травянистая площадка с хорошими местами под палатки. Мы прошли это место, так как хотели максимально использовать световое время и оставшиеся силы.
Чуть выше проходит граница снега (2400-2500 м). Перед первой ступенью ущелья встаем на ночевку на снегу.
Ущелье Сылтрансу. Ночевка № 5
Дата: 07.05.15 |
День пути: 6 |
||
Погода за день |
|||
Ясно |
Солнечно |
Ясно |
|
Маршрут за день: ущ. Сылтрансу – оз. Сылтранкель - пер. Сылтран Восточный (1А, 3478 м) |
|||
Пройденное расстояние, км.: 13 |
Перепад высот, м.: +770 |
ЧХВ: 4:26 |
Выход: 7:00
ущ. Сылтрансу – оз. Сылтранкель. От места ночевки поднимаемся по подъемным следам предыдущей группы. Добираемся до озера. Видимость низкая, озеро замерзшее, все в снегу. Начало подъема на перевал Сылтран и Сылтран В. совпадают. Для того чтобы сэкономить силы и время траверсом снежного склона идем к месту подъема на перевал. Подъем выглядит как широкий пологий распадок полностью покрытый снегом.
оз. Сылтранкель – пер. Сылтран В. Подъем по широкому распадку по глубокому снегу. Распадок сильно расширяется и выполаживается при выходе к точке перевала. Отклоняемся на СВ и выходим на широкую седловину перевала Сылтран В. Ориентиром служит вершина 3548, находящаяся западнее перевала. Ставим палатки.
По сравнению с маем 2013 года снега на перевале и в районе намного больше.
Дата: 08.05.15 |
День пути: 7 |
||
Погода за день |
|||
Солнечно |
Солнечно |
Переменная облачность |
|
Маршрут за день: пер. Сылтран Восточный (1А, 3478 м) – дол. Кыртык |
|||
Пройденное расстояние, км.: 6,6 |
Перепад высот, м.: -1130 |
ЧХВ: 1:54 |
Выход: 7:00
От места ночевки начинаем спуск с широкой заснеженной седловины перевала Сылтран Восточный. Снег утром еще плотный, снегоступы не нужны. Технической сложности спуск не представляет и проходится по линии падения воды. Иногда встречаются участки плотного наста, где для надежности, лучше идти на три такта лицом к склону.
Спуск с пер. Сылтран В. в дол. р. Кыртык
Спуск с пер. Сылтран В. в дол. р. Кыртык
Ориентиром для спуска в долину служит г. Уллукая (2856 м) в склонах которой спрятан нарзанный источник и неглубокие пещеры. У подножия горы есть кош.
г. Уллукая
Через 1 ч 24 минуты после выхода с седловины спускаемся на травянистый склон долины и идем к группе сосен возле реки. Там есть ровные места под палатки.
Ночевка № 7 в долине р. Кыртык
Долина р. Кыртык (левый берег) (05.2013)
Долина р. Кыртык (правый берег) (05.2015)
Дата: 09.05.15 |
День пути: 8 |
||
Погода за день |
|||
Ясно |
Ясно, ветер |
|
|
Маршрут за день: дол. Кыртык – пос. В. Баксан |
|||
Пройденное расстояние, км.: 15 |
Перепад высот, м.: -800 |
ЧХВ: 3 |
Выход в 8:00
От места ночевки по грунтовой дороге спускаемся к поселку В. Баксан. Путь проходит мимо кошей, дорога промаркирована синей краской. Перед самым спуском в поселок есть большая травянистая поляна на которой можно сделать последний привал перед выходом, позвонить в ПСС или дождаться свой транспорт, чтобы не ждать в поселке. От поляны до автомобильной дороги 30-40 минут ходу.
Путь спуска из долины р. Кыртык в долину р. Баксан
Потенциально опасные участки на маршруте
Перевалы. Многие перевалы Кавказа сложностью 1А и выше требуют обязательного использования специального альпинистского снаряжения для их преодоления.
-
Осыпи на склонах. Рекомендуется иметь каску, ледоруб как части личного снаряжения. Если осыпь «живая» необходимо проходить ее участки плотной группой.
-
Лавины. Весной в районе остается много зимнего снега, который может иметь неоднородную структуру. Состояние снега быстро изменяется под воздействием весеннего Солнца. Рекомендуем иметь каждому участнику лавинную ленту, заведомо опасные участки обходить по осыпи, если это не возможно, то двигаться вдоль линии падения воды, не подрезать склон, проходить опасные участки по одному, при этом, выставлять наблюдателей. В крайнем случае — отказаться от прохождения части маршрута или заменить его запасным участком.
-
Расчѐт категории сложности маршрута
Итоговые показатели маршрута:
-
Продолжительность маршрута: 8 дней.
-
Пройденное расстояние: 101,2 км.
-
Чистое ходовое время маршрута: 37 ч 12 мин.
-
Локальные препятствия:
А) Перевал категории 2А (1 шт.): Голубева,
Б) Перевалы 1А к.т. (1 шт.): Сылтран Восточный
Классификационные требования «Правил соревнований по спортивному туризму» для горных походов 1 категории сложности:
-
Продолжительность маршрута: не менее 6 дней.
-
Протяженность маршрута: не менее 100 километров.
-
Локальные препятствия: не менее 2 перевала 1А к.т.
Исходя из итоговых показателей маршрута и классификационных требований, можно установить, что пройденный горный маршрут соответствует 1 (первой) категории сложности.
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
- Нами пройден горный маршрут 1 категории сложности в интересном районе Кавказских гор, как с технической, так и с эстетической стороны.
- Физическое и психологическое состояние группы соответствовало сложности и напряжѐнности похода. Никаких травм и болезней в течение маршрута у участников не было.
- При прохождении перевала Голубева на подъем лучше провесить около 2*50 м перил. Так как в начале движения состояние склона может быть одно (мягкий снег), а по ходу подъема другое (наст, лед), а доставать и готовить снаряжение непосредственно на склоне неудобно и не безопасно.
- На спуск с перевала Голубева достаточно провесить 3*50 м перил, дополнительные 25 м были излишними.
- Для весеннего времени характерно наличие большого количества снега, мы бы рекомендовали использовать снегоступы. Наиболее оптимальным вариантом являются самодельные снегоступы Лебедева, вес которых составляет порядка 0,7 кг пара. Конструкция компактна и надевается на кошку. "http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1614/." rel="nofollow"
- При планировании маршрута почти наверняка придется вносить в него коррективы на месте, так как погода и состояние снега вносят свои коррективы, особенно весной.
- При планировании маршрута стоит отдавать предпочтение вариантам прохождения локальных препятствий (перевалов, вершин, траверсов) с Южной или Юго-Западной экспозицией склона. Склоны с этой экспозицией накапливают меньше снега.
- Потенциально лавиноопасные склоны (склоны перевалов, вершин, траверсы и т.п.), места скопления снега следует проходить рано утром, пока Солнце не растопило уплотнившийся за ночь снег.
Комментарии