31 мая 2021
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: V

ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА ДМИТРОВСКОГО РАЙОНА

О Т Ч Ё Т

о прохождении горного туристского спортивного похода

пятой категории сложности по Памиро-Алаю (район Фанские горы)

совершённом группой туристов Федерации спортивного туризма Дмитровского района

в период с 22 июля по 14 августа 2014 года.

Нитка маршрута: г. Душанбе – МАТЦ “Вертикаль – Алаудин” – оз. Мутное (радиально) –  пер. Алаудинский (н/к, 3730м) – оз. Дюшаха – пер. Адамташ (1Б, 4000м) – оз. Пиала – пер. Седло Бодхоны (2Б, 4595м) – пер. Гусева-Мухина Вост. + пер. Седло Ганзы + пер. Кальгаспорный + пер. Гусева-Мухина Зап. + пер. Зеленоград (2Б, 4700) –  пер. Адиджи + пер. Енисей + пер. Ход Кентавра (3А, 4930м) – оз. Мутное – пер. Казнок Зап. (2А, 4065) – оз. Бирюзовое –  пер. Кишиневский (1А, 4090) – л. Ахбасай – пер. Блок (3А, 4400) – оз. Б. Алло – р. Арчамайдан – оз. Пштикуль – пер. Зап. Пштикуль (1Б, 4230м) – пер. Ахбашер + пер. Сарымат В.(1Б, 4080) – р. Сарымат – пер. Тавасанг (н/к, 3300) – оз. Маргузор – оз. Азорчашма (радиально) – оз. Нежигон – к. Рашна - г. Душанбе

Маршрутная книжка № 34/2014

Руководитель группы: Фефелов Александр Петрович

Адрес руководителя: г.Дмитров, Московской области,  мр-н Аверьянова, дом 2, кв.64. e-mail:  fefalex@yandex.ru

Маршрутно-квалификационная комиссия Федерации спортивного туризма Московской области, рассмотрев отчёт,  считает, что поход может быть зачтён всем участникам и руководителю. Маршрут соответствует пятой категории сложности.

Отчёт использовать ___________________________________________________________

12.  Список используемых источников  …………………………………………………  163

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

1.1. Проводящая организация:

Федерация спортивного туризма Дмитровского района (Московская обл.)

1.2. Место проведения:

Таджикистан, Памиро-Алай, район Фанские горы

1.3. Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

общая

Ходовых дней

горный

пятая

22.07 – 14.08.14

1.4 Запланированная нитка маршрута:

г. Душанбе – МАТЦ “Вертикаль – Алаудин” – оз. Мутное (радиально) - пер. Алаудинский (н/к, 3730м) – оз. Дюшаха – пер. Адамташ (1Б, 4000м) –оз. Пиала – пер. Седло Бодхоны (2Б, 4550м) – пер. Гусева-Мухина Вост. + пер. Седло Ганзы + в. Б. Ганза + пер. Кальгаспорный + пер. Гусева-Мухина Зап. + пер. Зеленоград (2Б, 5306) –  пер. Адиджи + пер. Енисей + пер. Ход Кентавра (3А, 4930м) – оз. Мутное – пер. Казнок Зап. (2А, 4000) – оз. Бирюзовое - пер. Кишиневский (1А, 3900) – л. Ахбасай – пер. Блок (3А, 4400) – оз. Б. Алло – р. Арчамайдан – оз. Пштикуль – пер. Зап. Пштикуль (1Б, 4200м) – р. Ахбашер – р. Аксай – пер. Аксу Верх. (2Б, 4050) – р. Сарымат – пер. Сарымат З. (2А, 4000) – Маргузорские озера – к. Рашна – г. Душанбе

1.5. Пройденная нитка маршрута:

г. Душанбе – МАТЦ “Вертикаль – Алаудин” – оз. Мутное (радиально) –  пер. Алаудинский (н/к, 3730м) – оз. Дюшаха – пер. Адамташ (1Б, 4000м) – оз. Пиала – пер. Седло Бодхоны (2Б, 4595м) – пер. Гусева-Мухина Вост. + пер. Седло Ганзы + пер. Кальгаспорный + пер. Гусева-Мухина Зап. + пер. Зеленоград (2Б, 4700) –  пер. Адиджи + пер. Енисей + пер. Ход Кентавра (3А, 4930м) – оз. Мутное – пер. Казнок Зап. (2А, 4065) – оз. Бирюзовое –  пер. Кишиневский (1А, 4090) – л. Ахбасай – пер. Блок (3А, 4400) – оз. Б. Алло – р. Арчамайдан – оз. Пштикуль – пер. Зап. Пштикуль (1Б, 4230м) – пер. Ахбашер + пер. Сарымат В.(1Б, 4080) – р. Сарымат – пер. Тавасанг (н/к, 3300) – оз. Маргузор – оз. Азорчашма (радиально) – оз. Нежигон – к. Рашна – г. Душанбе

Восхождение на в. Б. Ганза не получилось из-за непогоды. Конец маршрута сократили в связи с болезнью участников в начале похода и получившимся отставанием от графика.

1.6. Определяющие препятствия маршрута:

Вид препятствия

Категория трудности

Название

Характеристика препятствия

Адамташ

Высота 4000м, подъем снежно-ледовый и осыпной, спуск осыпной

Седло Бодхоны

Высота 4595м, подъем снежно-ледовый и скально-осыпной, спуск осыпной.

(связка)

Гусева-Мухина В. + Седло Ганзы + Кальгаспорный+ Гусева -Мухина З. + Зеленоград

Высота 4700м, подъем снежно-ледовый, спуск снежно-ледовый и скально-осыпной

(связка)

Адиджи+ Енисей+ Ход Кентавра

Высота 4930м, подъем снежно-ледовый и скальный, спуск снежно-ледовый и осыпной

Казнок Зап.

Высота 4065м, подъем снежно-ледовый и скально-осыпной, спуск осыпной.

Кишиневский

Романцова Ольга Петровна

1972

Медик

1.9. Поход рассмотрен МКК.

2. Вводная часть

2.1 Общая смысловая идея похода

Целью этого похода было повышение технических навыков, проверка физической подготовки участников, повышение опыта в горно-спортивных путешествиях.

Первоначально был выбран и оформлен район Центрального Памира, но за 2 недели до выезда в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) начались конфликты. Выяснили, что в данный момент пропуска в этот район не дают, хотя была возможность, что район откроют. Решили подстраховаться и в экстренном порядке оформить запасной вариант маршрута на Памиро-Алай, в район Фанских гор. На разработку маршрута и оформление была неделя. В Фанских горах мы уже ходили в 2011 году. Поэтому маршрут спланировали так, чтобы пройти технически сложные   перевалы, которыми мы еще не ходили, взойти на в. Б. Ганза, и пройти по озерам в западной части Фанских гор, где мы еще не были.

За несколько дней до отъезда выяснилось, что одному из участников (Арутюняну) дают только 2 недели отпуска, что мало для участия в походе.  Так нас осталось пятеро.

Прилетев в Душанбе узнали, что район ГБАО по-прежнему закрыт, и решили не тратить время на ожидание призрачной возможности попасть на Центральный Памир.  Поэтому, закупив продукты, на следующий день с утра уехали в а/л «Вертикаль-Алаудин» в Фанах.

2.2 Особенности стратегии и тактики

В связи с тем, что маршрут проходил на высотах 4000-5000 метров, его начали акклиматизационным участком через перевалы высотой до 4000 метров. Каждый следующий перевал превышал предыдущий на несколько сот метров, планировались ночевки на перевалах для лучшей акклиматизации.

2.3 Варианты подъезда и отъезда

До Душанбе добирались самолётом авиакомпании Сомон Эйр. Стоимость билетов  туда и обратно 18967руб.

Устроились на станции туристов по адресу  ул. Нисора Мухаммада, д. 13,  (при министерстве образования, которое находится здесь же по соседству). Комендант Эмом, тел. +992-929-555-287. Напротив расположен зеленый базар. Здесь закупили основную массу продуктов и утром второго дня пребывания, выехали на большом джипе в сторону а/л «Вертикаль-Алаудин». Весь путь до а/л «Вертикаль-Алаудин» занимает 5-6 часов.

На обратном пути, спустившись в к. Рашна, на месте договорились о транспорте, на котором выехали в г.Душанбе.  Дорога от Маргузорских озер до к. Айни в плохом состоянии, особенно вдоль  Зеравшана. Скорость движения низкая. Здесь на скальных участках возможны обвалы камней и осыпных склонов. Мы попали в пробку из-за обвала склона и простояли 2 часа, пока строительная техника не расчистила дорогу. После Айни дорога хорошая асфальтовая. Выезжать от Маргузорских озер надо с утра, чтобы пораньше проехать Анзобский тоннель, т.к. после 20.00 через тоннель начинают пускать огромные китайские фуры. Тоннель находится в ужасном состоянии и большие машины создают пробки. Мы простояли перед тоннелем еще час. В итоге дорога заняла 12 часов.

2.4 Аварийные выходы и запасные варианты

Практически со стороны всех долин Фанских гор можно спускаться, не имея технических трудностей. В аварийных случаях в северо-западной части Фанских гор можно выйти к базе Артуч, в юго-западной части по ущельям рек Арчамайдан и Кштут можно выйти к кишлаку Газза, где есть медпункт и телефон. В северо-восточной части необходимо выходить по ущелью Чапдара к центру «Вертикаль Алаудин» или по ущелью Пасруд к кишлаку Маргузор. В южной и юго-восточной части по ущельям рек Арг и Каракуль можно выйти к турбазе Варзоб на озере Искандеркуль.

На случай непредвиденных обстоятельств, для определяющих перевалов были запланированы запасные варианты.

2.5 Организационные сведения

Для решения вопросов регистрации, погранпропусков и транспортных средств можно договариваться  с фирмой «Pamir Peaks»,  info@pamirpeaks.tj, Давлат Хабибов, т. +992-918-610-189  или  с фирмой «Avant Tour»,  avant.tj@gmail.com (менеджер Лутфи).

Мы связывались с фирмой «Pamir Peaks». Однако цены по сравнению с прошлым годом на фирмах значительно выросли. Стоимость регистрации через фирму  50 евро на человека, стоимость малого газового баллона 8 евро.

Хорошо, что один наш участник встретил своего знакомого в Душанбе. Он помог нам сделать регистрацию по официальной цене 30 USD на человека, и самим найти транспорт на северной окраине Душанбе у цементного завода (договорились за 700 сомани).  На фирме мы закупили только газ.

Транспорт на обратный путь можно найти на месте, т.к. у многих местных жителей есть внедорожники. Телефоны таких водителей вам подскажут. Местные водители лучше знают дорогу и содержат свои машины в лучшем состоянии, чем водители из Душанбе (по крайней мере в рабочем состоянии). Стоимость обратной дороги 1000 сомани.

2.6 Организация безопасности.

Все участники группы были застрахованы в ООО СК «Цюрих» на сумму 30000 долларов.

У группы имелся спутниковый телефон системы Иридиум. Каждый второй день группа выходила на связь с координатором. Координатор располагал всей информацией о походе (карта, нитка маршрута, график движения, координаты участников, данные страховой и турфирмы).

Сайт аренды спутникового телефона - "http://rentsat.ru/" rel="nofollow" .  Дешево и все честно.

Кроме того, имелся GPS прибор для отметки координат и высот  и контроля трека и расстояний.

Сотовая связь была в альплагере «Вертикаль-Алаудин» и его окрестностях и вблизи кишлаков. На Маргузорских озерах связь обеспечивает только оператор Tcell.  Мегафон и Билайн не работают. Поэтому советуем заранее приобрести местную sim-карту.

3. Краткая географическая характеристика района.

Фанские горы являются наиболее приятным районом для совершения горных путешествий. Этот небольшой по территории, но высокий горный узел, относится к системе Памиро-Алая. Здесь множество красивых и интересных с альпинистской точки зрения вершин, свыше десяти из которых превосходят 5000 метров в высоту и имеют стены с перепадом высот до 1500 метров. Наивысшая точка района - вершина Чимтарга (5489м). В районе большое количество разнообразных перевалов от 1А до 3Б, что дает возможность для проведения походов всех категорий сложности.

Фанские горы - это вполне обжитый район, давно и хорошо исследованный, освоенный туристами и альпинистами, воспетый Юрием Визбором. По нему доступно масса информации, в том числе и в Интернете. Много отчетов по походам различных категорий, есть и целые обзоры. С точки зрения туристской классификации Фанские горы достаточно полно охарактеризованы в "Перечне высокогорных перевалов" под ред. Анатолия Джулия, М., 2001 г.

Фанские горы - район легкодоступный: на заезд в горы уходит мало времени.

Это район компактный: маршруты характеризуются умеренным километражем. В относительно короткие сроки можно успеть посмотреть большую часть района и пройти много перевалов.

Это умеренно высотный район, не требующий от участников специального высотного опыта.

Это район с технически сложными препятствиями преимущественно скального характера. Здесь можно приобрести скальный опыт, который во многих других районах получить труднее.

Для Фанских гор характерны сравнительно малые расстояния при очень глубоких долинах. Это приводит к большим наборам высоты по косогорам на подходах к перевалам.

Фанские горы - это растущие горы, имеющие характерный красновато-желтый цвет пустыни. Как и в других горах Средней Азии, даже простые перевалы здесь часто имеют перепад высот тысяча метров и более. Снеговая линия расположена на высоте около 4000м. Наиболее распространены осыпные склоны, перевалы в большинстве имеют скальную седловину. С Гиссарского и Зеравшанского хребтов спускается до сотни ледников. Все ледники, не имеющие больших разрывов и ледопадов, продолжают быстро сокращаться. Долины, как правило, узкие, со скальными прижимами и каньонами, расширяющиеся только в верхней части.

Фаны - район исключительно живописный и не похож ни на какие другие.  Здесь есть на что посмотреть.  Для Фанских гор характерны не только высокие вершины, узкие ущелья с шумными потоками, но и многочисленные озера, чистые и разноцветные. Насчитывается до 30 озер с холодной прозрачной водой, рожденной на снежных полях вершин. Самые известные Алаудинские, Куликалонские,  Маргузорские,  Алло, и конечно – Искандеркуль, самое большое озеро Памиро-Алая.  В Искандеркуле, Алаудинских озёрах и озёрах, расположенных ниже 2800 метров, вода относительно хорошо прогревается солнцем. В этих озёрах живут микроорганизмы, которые могут вызывать у людей серьёзное расстройство желудка. Поэтому сырую воду из таких озер и рек пить не рекомендуется. Мыть посуду лучше кипяченой или обеззараженной водой. В аптечке необходимо иметь повышенный запас лекарств от расстройства желудка.

Наилучшим временем для походов считается период с конца июня до начала сентября. В это время обычно стоит устойчивая ясная теплая сухая погода. Солнце хорошо прогревает воздух, и ночи даже на высоте 2500 метров сравнительно теплые. Большая часть осадков выпадает на южных склонах Гиссарского хребта, не доходя до Фанских гор. Летние дожди, а в высокогорной зоне твердые осадки в виде снежной крупы не бывают затяжными. В горах возможны грозы с сильными грозовыми разрядами. Хотя считается, что в Фанских горах смело можно ожидать устойчивую хорошую погоду в июле – августе, однако, за период с 2000 по 2012 годы наблюдалось три лета с пасмурной дождливой погодой.

В Фанских горах можно найти лесную, степную, луговую и высокогорную растительность, начиная от персиков и кончая мхами и лишайниками свойственными тундре. Очень широко представлен животный мир. Из хищников здесь можно встретить снежного барса или медведя, очень много волков. Горные козлы пасутся на скальных склонах и человека близко не подпускают. В синей голубизне неба парит огромный гриф-кумай. Размах его крыльев достигает почти 3,5 метров. Здешние горы в целом избавлены от многих ядовитых насекомых и пресмыкающихся, которыми так богата Средняя Азия.

Местные жители очень гостеприимны. Они всегда будут рады напоить вас айраном, пригласить в гости или показать дорогу. В настоящее время действуют альплагеря “Артуч” и ”Вертикаль”, а также турбаза ”Искандеркуль”.

Заехать в Фанские горы можно из Душанбе и из Худжанда. Раньше был интересный и познавательный заезд из Самарканда, но пограничный пункт, удобный для заезда из Самарканда, теперь закрыт.

4. График движения

Оз. Дюшаха – пер. Адамташ – оз. Пиала

+1300

-1100

Моренные валы, ледник, скально- осыпной склон

Оз. Пиала – озеро у конца л. Бодхона

Левобережная морена – пер. Гусева-Мухина В. – пер. Седло Ганзы

+530

-60

Закрытый ледник, ледопад, осыпной склон

Утро  пасмурно   Обед  снег, ветер, туман          Вечер  снег, ветер, туман

Отсидка

0.0

Весь день снег, ветер, туман

Пер. Седло Ганзы – пер. Кальгаспорный – пер. Гусева-Мухина З. – пер. Зеленоград (траверс) – морена л. Сурхоб

+310

-620

Осыпные и скальные склоны, закрытый ледник, ледопад, снежно-ледовый склон

Утро  облачно  Обед  облачно Вечер  пасмурно

Морена л. Сурхоб – пер. Адиджи – пер. Енисей

+660

Моренные валы, снежно-ледовый склон, скалы

Утро  ясно   Обед  пасмурно, туман, снег          Вечер  облачно

Пер. Енисей – пер. Ход Кентавра – л. Замок – морена под пер. Яшмовые

+200

-950

Скалы, снежно-ледовый склон, сильно разорванный ледник, осыпи

Утро  ясно   Обед  пасмурно, туман, снег          Вечер  облачно

Морена под пер. Яшмовые – оз. Мутное (полудневка)

-460

+540

-760

+100

Моренные валы, снежно-ледовый склон, открытый ледник с камнями, осыпной склон

р. Казнок – оз. Бирюзовое – пер. Кишиневский – морена у конца л. Ахбасай

7.0

+710

-450

+170

Овечьи тропы, тропа, осыпной склон

Морена у конца л. Ахбасай – пер. Блок – морена у конца ледника Двойной

5.0

+600

-580

Моренные валы, осыпи, скалы, крутой ледовый и снежный склон, ледник.

Морена – оз. Верх. Алло – оз Б. Алло – оз. М. Алло

-545

+680

Утро  ясно   Обед  ясно Вечер  ясно

Кош на р. Нагнут – оз. Пштикуль – поляна под скалами пер. Пштикуль В.

+150

-150

+560

Утро  ясно   Обед  ясно Вечер  ясно

Поляна под скалами пер. Пштикуль В. – оз. Пштикуль Верх. – пер. Пштикуль З.- пер. Ахбашер – пер. Сарымат В.

+1140

130ч 17м

+12 635

-13 280

Средняя высота ночевок – 3570 м.

5. Схемы движения группы на маршруте

Отчёт о прохождении горного туристского спортивного похода пятой категории сложности по Памиро-Алаю (район Фанские горы)

Карта 1.

Карта 2.     Первый участок маршрута.

Карта 3.   Второй участок маршрута.

6. Высотный график

7. Техническое описание прохождения маршрута.

Термины «левый» («правый») берег, морена, склон, борт ущелья и др. употребляются в орографическом смысле. Исключения оговариваются.

Время в отчете используется Московское. Время на территории Узбекистана и в Фанских горах (Таджикистан) отличается от Московского времени на 1 час.

7.1   Заброска.

22.07.2014

День1

Утро - ясно Обед - ясно  Вечер - ясно

Заброска на оз. Пиала и оз. Мутное (радиально)

8 км

+900м;-900м

5ч55м

Вышли из лагеря в 6.10.  Проходим мимо красивых малых озер (ф.01).По тропе через переход поднялись до Алаудинского озера (ф.02) и чайханы у вытекающего ручья. Уже жарко и, учитывая предстоящий путь, мы съели в чайхане холодный арбуз. Далее по тропе в 8.35 дошли до оз. Пиала (ф.03), где заложили первую заброску. В этом сезоне озеро сильно обмелело и питающий ручей немного не доходит до озера, теряясь в камнях. По тропе на моренных взлетах в 12.55 пришли на Мутные озера (ф.04). Здесь у малого озера заложили вторую заброску. В этом сезоне уровень Мутных озер также упал, обнажив перемычку между ними.

На обратном пути решили пройти по безымянным озерам, лежащим в стороне от тропы. Небольшое озеро, расположенное  ниже оз. Пиала у правого борта долины, очень красивое с чистой холодной голубой водой (ф.05). В разгар жары было приятно здесь окунуться.

Озеро,  спрятанное в каменных складках рядом с Алаудинским озером также очень красивое (ф.06). Оно сравнительно большое и имеет пологие участки берега, где можно расположить палатки. Озеро лежит в стороне от основной туристской тропы и здесь не ходят местные егеря, собирающие дань с туристских групп. Группы, зарегистрированные в альплагере «Вертикаль-Алаудин», местным налогом не облагаются. Для всех остальных берется плата 15 USD с человека. Ночевка в альплагере в своей палатке обходится 2 евро с человека. Поэтому рекомендуем останавливаться на территории альплагеря и егерям говорить, что вы зарегистрированы в лагере и совершаете выходы.

В 16.40 пришли к чайхане, где поужинали. В 18.20 были в лагере.

На подъем затратили 3ч 30мин ЧХВ, на спуск – 2ч 25мин.

Ф. 01  Одно из малых Алаудинских озер около тропы.

Ф. 02  Алаудинское озеро.

Ф. 03   Озеро Пиала сильно обмелело.

Ф. 04  На Мутных озерах.

Ф. 05  Озеро между Алаудинским озером и озером Пиала.

Ф. 06  Озеро рядом с Алаудинским озером, спрятанное за каменистой грядой.

7.2  Перевал Алаудинский.

23.07.2014

День2

Утро - ясно      Обед - ясно      Вечер - ясно

Альплагерь – пер. Алаудинский – оз. Дюшаха

10 км

+1100м;-800м

6ч25м

Категория сложности - н/к; высота – 3730м; координаты: N 39,24244  E 68,19893

Перевал Алаудин расположен в Зеравшанском хребте между пиками Северный с юга и Алаудин с севера. Соединяет оз. Дюшаха и Алаудинские озера и является наиболее логичным и коротким путем от Алаудинских озер в Куликалонскую котловину. Характер перевала – травянисто-осыпной. Ориентация склонов запад/восток. Описание дается от Алаудинского озера до озера Дюшаха.

Выход в 6.10.  За один переход понимаемся до чайханы у Алаудинского озера. Отсюда виден весь перевальный взлет (ф.07). Тропа на перевал начинается у большого камня на краю поляны за чайхоной. Тропа серпантином поднимается среди камней. Идем медленно, т.к. один из участников заболел сильным расстройством желудка, сопровождаемым температурой и слабостью. Пройдя несколько взлетов, в 10.55 поднимаемся на травянисто-осыпную террасу с небольшим ручейком. Здесь альпинистские ночевки. Обедаем.  После обеда за три небольших перехода в 14.05 вышли на обширную седловину перевала (ф. 08, 09).  Сняли записку группы из Татарстана (Набережные Челны и Нижнекамск) от 22.07.2014г.

С перевала тропа спускается по осыпному склону, проходит по пологим травянистым участкам, и выводит на террасу, с которой видны Куликалонские озера и перевалы Темиртау и Флюорит (ф. 10 - 12).  С террасы несколько вариантов  троп  серпантином  по довольно крутому склону спускаются на пологую часть долины (ф. 13). Начало спуска отмечено туриками.  Далее по моренным холмам в 16.25 выходим к озеру Дюшаха (ф. 14), на берегу которого под арчей у перемычки останавливаемся на ночевку.

Расклад времени на прохождение перевала Алаудинский

Подъем от альплагеря до оз. Алаудинское

0час 40мин

Подъем от озера до альпинистских ночевок

2час 28мин

Подъем от ночевок до седловины

1час 17мин

Спуск от седловины до края террасы

1час 20мин

Спуск от края террасы до ночевки у озера Дюшаха

4час 25мин

2час 00мин

6час 25мин

+1100м

-800м

10км

Выводы и рекомендации: перевал Алаудинский соответствует своей категории – н/к. Перевал прост, проходится по тропе и интересен с точки зрения начала акклиматизации и как самый кратчайший путь от Алаудинских до Куликалонских озер.

Ф. 07  Перевал Алаудинский со стороны Алаудинских озер.

Ф. 08  Вид с перевала Алаудинский в сторону Алаудинских озер.

Ф. 09  На перевале Алаудинский.

Ф. 10  Перевал Алаудинский со стороны Куликалонских озер.

Ф. 11  Озеро Дюшаха  с края  террасы.

Ф. 12  Перевал Темиртау - 1 и перевал Флюорит -2 с края террасы.

Ф. 13  Путь спуска с террасы к озеру.

Ф. 14  На озере Дюшаха.

7.3  Перевал Адамташ

24.07.2014

День 3

Утро - ясно  Обед - ясно   Вечер - ясно

Оз. Дюшаха – пер. Адамташ – оз. Пиала

+1050м.

-1060м

6ч30м

Категория сложности – 1Б; высота – 4000м; координаты: N 39,2245  E 68,22776

Расположен в перемычке, соединяющей Зеравшанский хр. с северным хребтом Фанских гор, у стены в. Адамташ.  Ориентация склонов запад-восток. Соединяет урочище Куликалонских озер с ущельем Чапдара. Описание дается от оз. Дюшаха до оз. Пиала в урочище Чапдара.

Выход  в 6.30. От озера виден почти весь путь подъема на перевал (ф. 15). Проходим по тропе  вокруг озера Дюшаха и начинаем подниматься по осыпной ложбине, поворачивающей влево по ходу. Слегка заметная тропа доходит до моренных валов и теряется в них. Поднимаемся по моренным отложениям к леднику, прижимаясь к правому борту, где подъем более пологий и осыпь менее живая. Конец ледника – открытый лед крутизной  25-300 с трещинами в верхней части и частично покрыт тонким слоем мелкой осыпи. У правого борта под скалами почти до самого верха крутой части ледника тянется снежник. Крутизна снежника от 200 до 350 в верхней части. С осыпи переходим на снежник (ф. 16). По нему поднимаемся до его верха и по краю одной из трещин выходим на пологую часть ледника(кошки). Проходим до начала закрытой части ледника и здесь в 11.40 останавливаемся на обед,  т.к. дальше воды до самого низа не будет. Отсюда виден весь верхний цирк и скальные участки, по которым идет подъем на перевал (ф.17). После обеда поднимаемся по закрытому леднику под скально-осыпной контрфорс, отходящий от седловины (ф.18). Трещин нет.  Крутизна склона максимальна у выхода на осыпь и составляет 300. На осыпном склоне обнаруживаем заметную тропу.  По ней поднимаемся по осыпи под скальные выступы и обойдя их выходим в широкий осыпной кулуар, ведущий к седловине (ф.19).  Крутизна  склона здесь 35-450. В верхней части виден снежный карниз. Поднимаемся вдоль скал, т.к. осыпь очень живая. В удобном месте выходим  на скалы и по ним в 13.50 поднимаемся на седловину.

Седловина достаточно широкая, осыпная, без снега, только на западную сторону нависает снежный карниз. Восточный склон без снега (ф.20). Сняли записку группы туристов из Москвы под руководством В.А.Йовчика от 23.07.2014г.

Крутизна склона на спуске – от 300 до 400 (ф.21).  Склон осыпной с живой осыпью, лежащей на плотном основании. Лучше первые 500 метров идти "серпантином". Склон постепенно выполаживается и  в правой части становится травянистым. В левой части видны отдельные торчащие скалы. Левее первой же скалы идет тропа, ведущая кратчайшим путем к Алаудинским озерам в обход скал (ф.22). Нам же надо спуститься к озеру Пиала. На травяном склоне появляется тропа. По ней спускаемся на травянистую седловину. Отсюда уже видно озеро Пиала. Начинаем спускаться вправо, траверсируя травяной склон с понижением к правому борту спускового кулуара, где видна отчетливая тропа. Крутизна склона около 450, но движение облегчают многочисленные следы бараньих троп. Правый борт кулуара более осыпной и менее крутой. Тропа покрыта мелкими камушками на плотном основании, и передвигаться по ней тяжело, т. к. ноги постоянно проскальзывают и трудно удержать равновесие.  Вскоре тропа спускается к дну кулуара, переходит на левый борт, затем снова на правый и по выполаживающемуся осыпному склону приводит к озеру Пиала (ф.23). К озеру спустились в 16.20. Спуск был очень утомительный.

Интенсивное лечение заболевшего участника дало результаты и ему стало значительно легче. Но тут уже заболел второй участник с теми же признаками.

Расклад времени на прохождение перевала Адамташ:

Подъем от оз. Дюшаха до пологой части ледника

3час 35мин

Подъем от пологой части ледника до седловины

1час 00мин

Спуск от седловины перевала до травянистой седловины

Спуск от травянистой седловины до оз. Дюшаха

0час 55мин

4час 35мин

1час 55мин

6час 30мин

+1050м

-1060м

9км

Выводы и рекомендации: перевал соответствует категории сложности 1Б.  Перевал имеет интерес с точки зрения формирования акклиматизационного кольца в сочетании с другими перевалами.

Ф. 15  Вид на пер. Адамташ от озера Дюшаха.

Ф. 16  Выход с осыпи на ледник под пер. Адамташ.

Ф. 17 Верхний цирк ледника под пер Адамташ.

Ф. 18 Подъем на скально-осыпной контрфорс.

Ф. 19  Осыпной кулуар, ведущий на седловину пер. Адамташ.

Ф.20 На перевале Адамташ.

Ф. 21  Спуск с пер. Адамташ к оз. Пиала.

Ф. 22  Спуск с пер. Адамташ: 1 – здесь тропа, уходящая к Алаудинскому озеру в обход скал.

Ф. 23  Спуск с  травянистой седловины к оз. Пиала.

7.4 Перевал Седло Бодхоны

25.07.2014

День 4

Утро - ясно   Обед - ясно   Вечер - ясно

Оз. Пиала – озеро у конца л. Бодхона

+ 800м.

3ч55м

Категория сложности – 2Б; высота – 4595м; координаты: N 39,17124  E 68,30321

Расположен между в. Бодхона и в. Адиджи. Ведет с л. Бодхона в ущ. р. Сурхоб. Ориентация склонов северо-запад/юго-восток. Перевал односторонний. Определяющая сторона северо-западная – скальная стена, юго-восточный склон – осыпной с участками снежников. Описание дается от оз. Пиала в урочище Чапдара до ручья, вытекающего с морен л. Сурхоб.

Выход в 7.35.  От озера по тропе, ведущей к Мутным озерам, поднимаемся на моренный вал и выходим на пологий участок. Отсюда видно ущелье, ведущее к перевалу Седло Бодхоны (ф.24).  Здесь от основной тропы влево по ходу ответвляется тропа в ущелье Бодхоны. Тропа походит по гребню желтой морены (ф.25), затем становится менее заметной на моренных валах (ф.26). Путь отмечен турами. Идем медленно, т.к. второй заболевший участник чувствует себя плохо. В 14.00 поднялись к мутному озеру у конца ледника Бодхоны и решили остановиться здесь, чтобы дать заболевшему участнику отдохнуть и не идти с ним на следующий день на сложный перевал. Площадки под палатки разровняли на пологом участке осыпного берега с мелкими камнями (ф.27).

Интенсивно лечим заболевшего.

Ф. 24 Ущелье, ведущее к пер. Седло Бодхоны

Ф. 25 Тропа проходит по гребню желтой морены

Ф. 26  На моренных валах тропа отмечена турами

Ф. 27 Ночевка на мутном озере у конца л. Бодхона

26.07.2014

День 5

Утро - ясно            Обед - ясно          Вечер - ясно

Озеро у конца л. Бодхона – верх срединной морены

2 км

+300м

2ч13м

Выход в 8.35. Обходим мутное озеро слева по ходу по осыпному склону у кромки воды и по пологой ложбине поднимаемся на гребень старой правобережной морены (ф.28). Но идти по гребню здесь неудобно. Поэтому продолжаем подниматься в кармане морены (ф.29).  Под стенами вершины Бодхона  в основной ледник справа впадает крутой ледник Бодхона Северная. При приближении к слиянию ледников снова пересекаем гребень правобережной морены (здесь она становится пологой и невысокой) (ф.30), переходим ручей с ледника Бодхона Северная и выходим на срединную морену. Здесь видны многочисленные следы старых стоянок, кучи мусора и ржавых банок, но площадок под палатки не видно. Ровнять площадки затруднительно, т.к. камни здесь достаточно крупные. К тому же вода в ручье слишком мутная. Поэтому, проведя разведку, мы прошли еще выше по срединной морене (ф.31) и ближе к ее верхнему концу на пологих участках с мелкими камнями в 14.00 поставили палатки (ф.32). Вода рядом в небольшом ледниковом озерце. Еще рядом с палатками протекает ручеек, но вода в нем слегка мутноватая. Напротив лагеря виден скальный взлет перевала Седло Чапдары (ф.33).

Продолжаем лечить заболевшего. К вечеру ему стало лучше.

Ф. 28  Показан путь подъема от озера на гребень правобережной морены

Ф. 29  Путь подъема в кармане правобережной морены

Ф. 30  Выход из кармана правобережной морены и переход на срединную морену

Ф. 31  Подъем к верху срединной морены

Ф. 32  Лагерь в верхней части срединной морены

Ф. 33  Напротив лагеря виден скальный взлет перевала Седло Чапдары (3Б).

27.07.2014

День 6

Утро - ясно       Обед - ясно        Вечер - ясно

Верх срединной морены – пер. Седло Бодхоны

+560м

10ч40м

Выход в 5.30. Проходим до верхнего конца срединной морены и выходим на пологий сначала открытый, а затем покрытый тонким слоем плотного фирна, ледник (ф.34). Трещин нет. Ледник поворачивает влево, постепенно увеличивая крутизну. В 7.00 подошли под скальную стену. Справа виден ледопад перевала Адиджи (ф.35).

Подъем в целом проходит по наклонной скальной полке (ф.36), до которой с ледника надо подняться по крутым скалам. Первый сложный участок – подъем по скалам на осыпную террасу (ф. 37). При сравнении  с фотографиями из отчетов видно, что ледник сильно обтаял и опустился, обнажив дополнительные участки отвесных скал. При подходе к скалам крутой ледовый склон (400) покрыт тонким слоем живой мелкой осыпи. На том участке, где советовалось подниматься скалы мокрые и скользкие. Поэтому решили подниматься немного левее. Здесь скалы сухие, но крутые – от 700 до отвесных участков (ф.38,39). Зацепок мало и большинство из них наклонные и плохо держат. Пройдя около 20 метров и забив 3 скальных крюка, вышли в наклонный кулуар крутизной от 450 до 600 с хорошими уступами и зацепками. По нему поднялись в левую часть осыпной террасы. Тут оказалось, что 50-метровой веревки не хватает, чтобы провесить весь скальный склон, хотя в отчетах писали, что участок менее 50 метров. Пришлось использовать вторую веревку (немного более 10 метров). Заодно сделали перила для облегчения подъема с рюкзаками по осыпи на льду (ф. 40). Подъем с рюкзаком по почти отвесной скале проходит тяжело и медленно (ф.41). При движении в верхней части скал и по осыпной террасе веревкой и ногами сбрасываются камни, поэтому и тем, кто идет по перилам, и тем, кто стоит внизу, приходится быть аккуратными и внимательными. К тому же со скал сверху стали иногда падать камни.  Поэтому проходим  в правую часть осыпной террасы под прикрытие нависающих скал. Для подстраховки провесили перила, использовав третью веревку (ф. 42). Проходить по террасе приходится максимально быстро и внимательно. Из-под ног при движении сыпятся камни, что исключает в это время подъем по перилам для остальных.

Получилось, что для прохода в безопасную зону, где может собраться вся группа, мы использовали все три веревки и приходится ждать, когда пройдут все. Проходить же в целях безопасности можно только по одному человеку. Поэтому подъем занял много времени. В 13.20 сюда поднялся последний участник.

Выход на скально-осыпную полку идет через узкий лаз по небольшому крутому снежнику со льдом в верхней части. Проход трудностей не представляет, т.к. размер лаза позволяет аккуратно пройти с рюкзаком (ф. 43), но приходится одевать кошки.

Полка довольно широкая и прикрыта слегка нависающими скалами от падения камней сверху.  По ней можно идти без перил. С полки хорошо просматривается путь траверса с пер. Адиджи на пер. Енисей (ф. 44), который нам предстоит пройти.

В верхней части полка сужается и упирается в скальный кулуар с небольшим ручейком и ледовым столбиком. В районе полки кулуар расширяется и немного ниже переходит в осыпь. Вода ручейка вся уходит в камни.

С нашей полки надо спуститься на осыпь из кулуара и, перейдя ее, подняться на скальный уступ с узкой расселиной, за которым выйти на следующую узкую скальную полку, ведущую к водопаду с ледовым конусом (ф. 45). Но при провешивании перил в кулуаре начался камнепад. Он продолжался с разной интенсивностью около часа. Уже начала витать мысль, что нам, наверное, придется ночевать здесь. Еще почти час мы выжидали, не будет ли еще камней. И только убедившись, что камнепад закончился, продолжили навеску перил. И тут обнаружилось, что камни практически перебили веревку. Разрезали ее и связали узлом. Так у нас осталось 2 целых веревки. Одну веревку навесили вдоль узкой скальной полки до ледового конуса (ф. 46), вторую – через ледовый конус на скально-осыпную полку выше (ф.47).  Скальная полка перед ледовым конусом в начале очень узкая и приходится быть аккуратным, чтобы удержаться на ней с рюкзаком. Но затем полка расширяется  и у ледового конуса есть достаточно места, чтобы снять рюкзак и одеть кошки. Ледовый конус оказался пустотелым и напоминал вулкан, в жерло которого с шумом обрушивалась вода (ф. 48).  Для выхода на скальную полку выше надо пройти по узкому ледовому краю  жерла «вулкана», получив при этом приличную порцию брызг.

Поднявшись немного по  полке,  в 17.50 выходим на пологий скально-осыпной склон (ф. 49). Крутизна склона 25-300.  Здесь текут многочисленные ручьи (ф. 50) и можно, наконец, вдоволь напиться.

Выше склон становится чисто осыпным. Осыпь довольно живая. Поперек склона тянется снежник. Обходя его слева, обнаруживаем натоптанную на осыпи тропку, значительно облегчающую подъем. По тропе, серпантином поднимающейся по склону, в 18.45 вышли на седловину. Седловина осыпная с выходами скал, в западной части есть снежник. На седловине есть две площадки для палаток, чем мы и воспользовались, слегка разровняв их. Ставили палатки уже в сумерках. Воду на ужин топим из снега.

Сняли записку группы туристов Москвы и Ленинграда под руководством Щербакова А.А. от 12 июля 2014г.

Ф. 34  Подход к пер. Седло Бодхоны идет по пологому леднику вокруг в. Бодхона.

Ф. 35  Ледопад перевала Адиджи

Ф. 36  Скальная стена перевала Седло Бодхоны. Пунктиром показан путь по скальной полке, невидимой снизу.

Ф. 37  Нижняя часть скальной стены и путь выхода на скальную полку.

Ф. 38  Провешивание перил

Ф. 39  Провешивание перил

Ф. 40  Перила для облегчения подъема по осыпи на льду

Ф. 41  Подъем по скальной стенке

Ф. 42  Проход в правую часть осыпной террасы под прикрытие скал.   Выше видна широкая скально-осыпная полка.

Ф. 43  Выход через узкий лаз на скальную полку

Ф. 44  Вид со скальной полки на пер. Адиджи, на пер. Енисей и на путь траверса.

Ф. 45  Переход на следующую скальную полку

Ф. 46  Подъем по скальной полке к ледовому конусу

Ф. 47  Подъем по ледовому конусу

Ф. 48  Проход по краю ледового конуса

Ф. 49  Выход на скально-осыпной склон над поясом скал

Ф. 50  Осыпной склон выше скального пояса и седловина пер. Седло Бодхоны.

28.07.2014

День 7

Утро – пасмурно, снег

Обед - облачно

Вечер - облачно

Пер. Седло Бодхоны – левобережная морена л. Сурхоб

-800м +210м

2ч30м

С утра пасмурно, ветер. С перевала хорошо видны пер. Енисей и пик Кентавр (ф. 51). Решили на седловине не завтракать, чтобы не топить снег, а спуститься к воде. С седловины видно озеро, лежащее немного ниже на осыпной террасе, образованной старым моренным валом. Сделали фотографию на перевале (ф.52) и в 7.30 начали спуск. Прямо вниз ведет крутой склон с выходами сильно разрушенных скал. Поэтому уходим на склон влево, где лежит мелкая осыпь, и за 25 минут по широкой дуге, забирая вправо, спустились к озеру (ф. 53). Во время спуска пошел снег, который скоро прекратился. С комфортом завтракаем.

После завтрака продолжили спуск. Спускаемся с левого края террасы по средней осыпи. Тропы нет, идти неудобно. Спустились к выполаживанию склона (ф.54) и, чтобы не спускаться на дно долины, траверсом вышли к ручью с морен л. Сурхоб.

Расклад времени на прохождение перевала Седло Бодхоны:

Подъем от оз. Пиала до верха срединной морены

6час 08мин

Подъем от верха срединной морены до скальной стены

1час 20мин

Подъем по скальной стене до осыпного склона

8час 35мин

Подъем по осыпному склону до седловины

0час 45мин

Спуск от седловины до озера на осыпной террасе

0час 25мин

Спуск от озера до ручья с морен л. Сурхоб

16час 48мин

1час 30мин

18час 18мин

+1650м

-800м

11км

Выводы и рекомендации: перевал соответствует категории сложности – 2Б. Перевал односторонний, определяющая сторона северо-западная, скальная. Следует отметить, что камнепадоопасность перевала очень высока из-за сильно разрушенных скальных пород. Обтаивание ледника увеличивает протяженность и сложность скальных участков в нижней части. Все это при соблюдении мер безопасности увеличивает время прохождения перевала, поэтому даже ранний выход  не уменьшает вероятности камнепадов при прохождении. Возможным вариантом ускорения  прохождения перевала является навешивание перил с вечера.

Ф. 51  Вид на пер. Енисей и пик Кентавр с пер. Седло Бодхоны

Ф. 52  На седловине пер. Седло Бодхоны

Ф. 53  Пер. Седло Бодхоны от озера на осыпной террасе

Ф. 54  Пер. Седло Бодхоны с юго-востока

7.5 Перевал Гусева-Мухина Вост. + пер. Седло Ганзы + пер. Кальгаспорный + пер. Гусева-Мухина Зап. + пер. Зеленоград (связка)

Категория сложности – 2Б; высота – 4700м.

Описание дается от ручья с морен л. Сурхоб до моренных площадок под пер. Зеленоград у отрожка, разделяющего ущелье пер. Адиджи и верховье л. Сурхоб.

7.5.1 Подъем на пер. Гусева-Мухина Вост.

Высота  - 4450; координаты  39,12068   68,05281

Перевал расположен в отроге, разделяющем л. Желтый и л. Сурхоб.  Однако, насквозь его не ходят, а сочетают в связке с другими перевалами.

После спуска с пер. Седло Бодхоны поднимаемся вдоль ручья, вытекающего с морен л. Сурхоб. Поднявшись выше видим, что он вытекает  из ущелья перевала Адиджи. Проходим дальше и начинаем подниматься по валам левобережной морены л. Сурхоб.  Вскоре выходим на участок черной морены из мелких камешков. Здесь в 12.20 поставили лагерь. Отсюда хорошо видны пер. Гусева-Мухина Вост. и пер. Зеленоград (ф. 55, ф. 56). Напротив лагеря находится пер. Зард (ф. 57).

Ф. 55  Пер. Гусева-Мухина от места ночевки. Показан путь подъема.

Ф. 56  Пер. Зеленоград от места ночевки

Ф. 57  Пер. Зард от места ночевки

29.07.2014

День 8

Утро – пасмурно

Обед – снег, ветер, туман

Вечер – снег, ветер, туман

Левобережная морена л. Сурхоб – пер. Гусева-Мухина В. – пер. Седло Ганзы

+530м -60м

6ч20м

С утра пасмурно. Выходим в 6.30.  Верх хребтов закрыт облаками, но мы с вечера просмотрели перевальный взлет  и наметили путь подъема (ф. 58). Проходим до конца морен под перевальный взлет и выходим на ледник. Поднимаемся вдоль левого борта ледника, огибая нижние скальные выходы. Крутизна  снежного склона постепенно увеличивается до 400, но состояние снега позволяет делать удобные ступени, облегчая подъем. Поднявшись немного выше нижних скальных выходов, поворачиваем влево под вторые скальные выходы, чтобы выйти к верхней части зоны трещин. Приблизившись к верхним скальным выходам, увидели проход  на пологую часть ледника над зоной трещин (ф. 59).  Под скальными выходами крутизна снежного склона увеличивается до 450, но затем выполаживается.  Выходим на заснеженный склон между нижней и верхней зонами трещин (ф.60). В это время погода начала ухудшаться, пошел снег, дует ветер.  Крутизна склона постепенно увеличивается,  а слой снега уменьшается.  Поднимаемся, забирая вправо, где в зоне трещин ледник более пологий. При подходе к зоне трещин склон становится ледовым, крутизна возрастает до 40-450.  Вешаем перила (ф. 61- 63). В начале зоны трещин крутизна склона увеличивается до 600, но выше уменьшается до 40-450. Трещины небольшие и на их краях натаптываются удобные полочки. Повесили 2 веревки и вышли к верхнему краю зоны трещин (ф. 64).  Здесь склон снежно-фирновый, его крутизна  уменьшается до 25-300. По краю последней узкой трещины как по тропинке подошли под седловину перевала. Перед седловиной пересекли еще одну засыпанную снегом трещину. В 12.00 вышли на перевал. Седловина мелкоосыпная.

Идет снег, дует сильный ветер, иногда налетает туман. Поэтому фотографировались немного ниже седловины, спрятавшись от ветра (ф. 65).

Сняли записку группы туристов ТК МГУ под руководством Новоселова А.А. от4 июля 2014г.

Ф. 58  Путь подъема на пер. Гусева-Мухина Вост. Синим показан участок перил.

Ф. 59  Проход к пологой части ледника над зоной трещин у верхних скальных выходов

Ф.60  Склон над нижней зоной трещин

Ф. 61  Навешивание перил, первая веревка

Ф. 62 Вторая веревка перил

Ф. 63  Вторая веревка перил

Ф. 64 Окончание зоны трещин

Ф. 65  На перевале Гусева Мухина Вост.

7.5.2 Траверс гребня до пер. Седло Ганзы

Высота  - 4400м;  координаты  N 39,083  68,00907

С седловины пер. Гусева-Мухина Вост.  Поднимаемся по черной заснеженной осыпи на гребень между в. М. Ганза и в. Б. Ганза. Идет снег, гребень в тумане, видимость от 50 до 100м. Хорошо, что мы были здесь в 2011г. и представляем куда нам идти. Поворачиваем налево и по широкому осыпному гребню с понижением идем в направлении в. Б Ганза. При приближении к вершине осыпной склон довольно круто (30-350) уходит вниз под скалы у перевала Седло Ганзы. Пройдя  слева под скалами,  в 13.00 выходим на широкую обширную седловину перевала (ф. 66). Палатки ставим недалеко от тура ближе к скале для защиты от ветра (ф.67). Сняли записку группы туристов ТК МГУ под руководством Новоселова А.А. от 5 июля 2014г.

30.07.2014

День 9

Весь день – снег, ветер, туман

Отсидка

0 км

0ч00м

Сегодня мы должны были совершить восхождение на в. Б. Ганза, но погода окончательно испортилась (ф. 68) – снег, сильный ветер, видимости нет. Просидели на месте весь день.

Ф. 66  Седловина пер. Седло Ганзы (во время просвета в облаках)

Ф. 67  Лагерь на пер. Седло Ганзы

Ф. 68  Погода во время отсидки

31.07.2014

День 10

Утро – облачно

Обед – облачно

Вечер – пасмурно

+310м -620м

7ч40м

7.5.3 Траверс гребня от пер. Седло Ганзы до пер. Кальгаспорный

Высота - 4650м; координаты  N 39°09'45.72''   E 68°17'40.45''

Утром погода улучшилась, между облаками видно синее небо и светит солнце. Но вершина Б. Ганза по-прежнему закрыта облаком, неподвижно висящем на ней. Решили не делать восхождение, а идти дальше по маршруту. Тем более, что у нас остался всего один запасной день, а впереди еще длинный маршрут. К тому же перспектива подняться на вершину и ничего не увидеть не сильно радует. Вдобавок, кишечным расстройством заболел третий участник (прямо какая-то эпидемия!), а лекарства на исходе.

Выход в 7.00. Поднимаемся обратно по осыпному гребню (ф. 69). Проходим мимо седловины пер. Гусева-Мухина Вост. (ф.70,71). Затем по скальному гребню в 8.20 спускаемся на седловину пер. Кальгаспорный (ф. 72). Седловина пологая, длинная,  частично осыпная, частично закрыта снегом и льдом, есть вода (ф. 73). Сняли записку группы туристов из Санкт-Петербурга под руководством Газизова Д.Д. от 28 июля 2013г.

Ф. 69  Осыпной гребень при движении от пер. Седло Ганзы к пер. Кальгаспорный

Ф. 70  Пер. Гусева-Мухина Вост. с юга

Ф. 71  Пер. Гусева-Мухина Вост. с севера

Ф. 72  Спуск по скальному гребню на пер. Кальгаспорный

Ф.73  Седловина пер. Кальгаспорный

7.5.4 Траверс от пер. Кальгаспорный до пер. Гусева-Мухина Зап.

Высота - 4700м;  координаты  N 39,16782   E 68,29099

Переход до пер. Гусева-Мухина Зап. идет по леднику, который спускается к седловине пер. Кальгаспорный несложным, но крутым ледопадом. Поднимаемся на него по ледовой полке в районе ручья, наклонно стекающего с ледника (ф.74). Пройдя начальный крутой участок, выходим на пологую часть, обходя трещины. Ледник открытый, трещины хорошо видны.  С продвижением к пер. Гусева-Мухина Зап. количество трещин уменьшается, и они становятся маленькими.  В районе скального выступа слева по ходу проходим локальное понижение ледника. Здесь ледник становится закрытым, гладким и без трещин. Пройдя понижение, по плавно поднимающемуся снежному склону  в 9.30 вышли на широкую седловину перевала. Тур сложен на большом камне (ф.75) недалеко от пика Скалистый. Сняли записку  группы туристов МГИУ (Москва) от 20.08.2013г.

Ф. 74  Путь траверса от пер. Кальгаспорный до пер. Гусева-Мухина Зап.

Ф. 75  Тур на седловине пер. Гусева-Мухина Зап.

7.5.5 Перевал Зеленоград

Высота – 4600м; координаты  39,08446    E 67,98163

От седловины пер. Гусева-Мухина Зап. по снежному склону начинаем спускаться на пер. Зеленоград. Склон постепенно увеличивает крутизну.  Идем, постепенно прижимаясь к скальному гребню, спускающемуся к пер. Зеленоград от пика Скалистый (ф. 76). Появились трещины, склон стал ледовым, и его крутизна увеличилась до 40-450. Провесили 2 веревки горизонтальных перил до скального гребня (ф. 77). По скалам спустились на пер. Зеленоград в 11.10. Седловина скальная, узкая (ф. 78). Сняли записку  группы туристов из Гомеля под руководством Тихоненко В.В. от 13 августа 2012г.

Со стороны пер. ВАА на наш перевал поднимается  какая-то группа. Надо освобождать перевал, тем более что погода начала портиться.

Прямо на седловине на скальный выступ накинута веревочная петля из новой веревки. Ее мы использовали для закрепления первой веревки. Спуск проходит по заснеженному кулуару, который постепенно поворачивает влево и расширяется (ф.79). Крутизна кулуара 400.  Первая веревка приводит на скальную полку под прикрытие скал от возможного падения камней с седловины и правого борта кулуара. Здесь забиты оставленные скальные крючья. Используем их для закрепления перил, предварительно убедившись в их надежности. По второй веревке снова спускаемся со скальной полки на снежник (ф. 80, 81). Здесь его крутизна 350.  Третью и четвертую веревку провесили косым траверсом влево к левому краю снежника под скалами (ф. 82). Третью веревку крепили на ледобурах, четвертую – на ледорубе. В 15.00 вышли на осыпь и спустились по ней на пологие моренные поля. Осыпь живая с отдельными крупными камнями и выходами скал.  Спустились вовремя, т.к. хребты затянуло плотным туманом (ф. 83). Чтобы не терять высоты проходим по моренам к невысокому скально-осыпному отрожку, отделяющему ущелье пер. Адиджи (ф. 84), и на удобных площадках около большого камня в 16.30 ставим палатки (ф. 85). Вода рядом в понижении морены у конца снежника.

Провели разведку, и убедились в возможности выхода в ущелье пер. Адиджи через отрожек.

Истратили для лечения третьего заболевшего участника остаток лекарств, но ему пока не легче.

Расклад времени на прохождение связки перевалов

Подъем от ручья с морен л. Сурхоб на пер. Гусева-Мухина В.

6час 10мин

Траверс от пер. Гусева-Мухина В. до пер. Седло Ганзы

Траверс от пер. Седло Ганзы до пер. Кальгаспорный

1час 10мин

Траверс от пер. Кальгаспорный до пер. Гусева-Мухина З.

Траверс от пер. Гусева-Мухина З. – до пер. Зеленоград

+990м

-620м

6км

Выводы и рекомендации: связка перевалов соответствует категории сложности – 2Б.

Прохождение этой связки перевалов очень зрелищно. Есть возможность восхождения на в. Б. Ганза и в. М. Ганза. Но необходимое условие для этого – хорошая погода. Нам не повезло.

Ф. 76  Начало спуска на пер. Зеленоград

Ф. 77  Горизонтальные перила до скального гребня

Ф. 78 На седловине пер. Зеленоград

Ф. 79  Спуск в кулуар, первая веревка.

Ф. 80  Спуск со скальной полки на снежник, вторая веревка

Ф. 81  Вид на спусковой кулуар от конца второй веревки.

Ф. 82  Третья и четвертая веревка перил.

Ф. 83  К вечеру хребты затянуло облаками (вид на пер. Зеленоград)

Ф. 84 Подход к месту ночевки у скально-осыпного отрожка

Ф. 85  Место ночевки

7.6  Пер. Адиджи + пер. Енисей + пер. Седло Кентавра (связка)

Категория сложности – 3А;  высота – 4930м.

Описание дается от моренных площадок под пер. Зеленоград у отрожка, разделяющего ущелье пер. Адиджи и верховья л. Сурхоб, до Мутных озер.

1.08.2014

День 11

Утро – ясно

Обед – пасмурно, туман, снег

Вечер – облачно

Морена л. Сурхоб – пер. Адиджи – пер. Енисей

+660м

5ч50м

7.6.1 Подъем на пер. Адиджи

Высота – 4400м (4570м по GPS);  координаты  39,18158    68,29109

С утра ясно. От места ночевки хорошо виден пер. Зеленоград (ф.86).

Третий заболевший участник чувствует себя неважно, но идти надо.

Выход в 6.40. За один переход перешли через отрожек, прошли участок морен и вышли на небольшой ледник (ф. 87). В нижней части ледник открытый и пологий. Выше он становится закрытым, и его крутизна постепенно увеличивается до 40-450 в верхней части. В нижней трети перевального взлета склон пересекает полузасыпанный снегом небольшой бергшрунд (ф. 88), который легко проходится по надежным снежным мостам. Достаточный слой снега позволял делать хорошие ступени и не вешать перила. Ближе к седловине попадаются ледовые участки  склона. Их мы обходили.  При подъеме не следует приближаться к скалам справа по ходу, т.к. с них может сыпать (мы наблюдали падение нескольких камней). На последних метрах подъема лед кончается, и мы в 10.10 вышли на осыпную седловину пер. Адиджи (ф. 89,90).

Сняли записку группы туристов из Москвы и Санкт-Петербурга под руководством Щербакова А.А. от 13 июля 2014г.

Ф.86  Пер. Зеленоград от места ночевки и путь спуска

Ф. 87  Пер. Адиджи  с юга с правобережных морен.

Ф. 88  Перевальный взлет пер. Адиджи со стороны л. Сурхоб

Ф.89  Вид с седловины в долину л. Сурхоб

Ф. 90  На седловине пер. Адиджи

7.6.2 Траверс с пер. Адиджи до пер.Енисей

Высота  4600м (4740м по GPS);  координаты  N 39,07931  E 67,99163

Траверс до седловины пер. Енисей с постепенным набором высоты проходит по снежно-ледовому склону под скалами (ф. 91). В начале склон пологий (20-250). Поднимаемся по нему в сторону пер. Енисей. Проходим перегиб склона, за которым его крутизна увеличивается до 40-450 (ф. 92,93). Идем в связках. Снег позволяет делать хорошие ступени. Почти весь склон подрезан бергшрундом.  Проходим ниже его.  При приближении к пер. Енисей бегшрунд уходит вниз и преграждает путь. Поднимаемся немного выше по склону к месту, где бершрунд забит снегом, и по снежному мосту проходим дальше (ф. 94). После бергшрунда склон постепенно выполаживается (ф. 95). В 13.25 поднялись на широкую осыпную седловину пер. Енисей (ф. 96). Расстояние между седловинами согласно GPS  - 660м.  В это время погода резко портится – налетают облака, идет снег, ветер. Ставим палатки и обедаем.

Сняли записку группы туристов из Москвы и Санкт-Петербурга под руководством Щербакова А.А. от 14 июля 2014г.

Ф. 91 Вид с пер. Адиджи в сторону пер. Енисей.

Ф. 92  После прохождения перегиба крутизна склона увеличивается

Ф. 93  Траверс к пер. Енисей

Ф. 94  Прохождение бергшрунда

Ф. 95  На подходе к седловине пер. Енисей

Ф. 96  На седловине пер. Енисей

7.6.3  Перевал Ход Кентавра

Высота – 4930м; координаты  N 39,24918   E  68,22764

Непогода продолжается, видимости нет. Приходится сидеть и ждать. Только к 16.30 прояснилось, и мы вышли на обработку скального склона в. Кентавр (ф.97). Проходим осыпную часть склона вдоль скал, пользуясь иногда скальными полочками, т.к. осыпь довольно живая, и подходим к скальной части подъема. Из-под скал хорошо видны перевалы Седло Бодхоны и Адиджи (ф. 98) и лагерь на седловине пер. Енисей (ф. 99).

Поднимаемся на расположенную в 7 метрах выше горизонтальную скальную полку. Делаем здесь первую станцию. Затем поднимаемся вправо-вверх по крутой (450) косой полке (ф. 100) и выходим на горизонтальную скальную полку. Выше расположена наклонная довольно гладкая скальная плита. Крутизна ее от 30 до 400. Проходим в конец горизонтальной полки, где есть удобный выход на наклонную плиту и делаем здесь вторую станцию. От начала скал до второй станции хватило одной веревки 50м.

Первый проходит прямо вверх до следующей скальной стенки и затем траверсирует по наклонной плите влево до места, где можно, преодолев 6-метровый скальный взлет, выйти на следующую горизонтальную скальную полку. Веревки 50м едва хватило, чтобы сделать здесь третью станцию. Следующим удобно подниматься по перилам напрямую по наклонной плите (ф.101).

Полка достаточно широкая и на ней не требуются перила. Пройдя по полке влево, подходим к удобному для подъема кулуару, ведущему к гребню. Делаем третью станцию и вешаем третью веревку, но успеваем провесить только часть. Делаем пятую станцию в районе узла на веревке, где она была перебита. Начинаются сумерки, и мы уходим вниз. В 19.40 в темноте спустились к палаткам. На провешивание перил затратили 3ч 10мин.

Ф. 97  Начало  навешивания перил. Показан намеченный путь подъема на гребень.

Ф. 98  Вид из-под скал п. Кентавр на пер. Седло Бодхоны и пер. Адиджи

Ф. 99  Лагерь на седловине пер. Енисей и путь подъема с пер. Адиджи (вид из-под скал п. Кентавр)

Ф. 100  Первая веревка, выход на горизонтальную скальную полку и подъем по наклонной полке.

Ф. 101  Вторая веревка, подъем по наклонной плите на следующую скальную полку

2.08.2014

День 12

Утро – ясно.

Обед – пасмурно, туман, снег.

Вечер – облачно

Пер. Енисей – пер. Седло Кентавра – л. Замок – морена ледника в цирке перевалов Яшмовые

+200м  -950м

8ч35м

Выход в 7.00. Ясно. Хорошо виден почти весь путь подъема до вершины (ф. 102). Поднимаемся по первым двум веревкам и продолжаем провешивать третью веревку (ф. 103). Ее как раз хватило для выхода на гребень. Пятую станцию, на которой вчера закончили провешивание перил, оставили (все равно на третьей битой веревке узел). Так по третьей веревке может одновременно подниматься два человека, что экономит время. Поднимаемся на гребень (ф. 104). Дальнейший путь идет вдоль гребня в сторону вершины Кентавр по скальным и осыпным полкам и по наклонной скальной плите (ф.105). Под вершиной выходим на гребень, провесив 7м перил по крутому скальному взлету (ф. 106). Здесь есть скально-снежная полка, где можно одеть кошки, чтобы подняться на скальную вершину по 450 ледовому склону (ф. 107). Протяженность склона около 8 м. С полки просматривается гребень за вершиной Кентавр (ф. 108).

Пройдя короткий участок по скальной вершине, спускаемся на пологий участок гребня за вершиной (ф.109). Здесь на скалах находится тур. Это седловина перевала Ход Кентавра (ф. 110).  К туру вышли в 11.15. Сняли записку группы туристов Москвы и Ленинграда под руководством  Щербакова А.А. от 14 июля 2014г.

Погода начинает портиться. Большую Ганзу уже заволокло, скоро хмарь будет и у нас. Продолжили движение по гребню. Путь состоит из нескольких спусков и подъемов. Первый спуск проходит по крутому ледовому склону протяженностью 40м. Вешаем перила (ф. 111). Затем проходим пологий подъем и следующий крутой спуск. Спускаемся  у правого края, где склон снежный и можно делать хорошие ступени.

Далее поднимаемся по пологому снежному гребню до скальной вершинки (ф. 112).  Под ней снежно-ледовый склон становится крутым (45-500), поэтому поднимаемся к скалам (перила 15м) и по ним выходим на пологий гребень за вершинкой. Пройдя до конца снежно-ледового склона, выходим на широкий осыпной гребень (ф. 113). Здесь удобное место для отдыха и мы останавливаемся на обед.

Погода продолжает портиться. Когда мы пошли дальше, начался снег, налетали облака, ограничивающие видимость. Поднимаемся по пологому осыпному склону, проходим перегиб и спускаемся на ледник Замок. Верхняя часть ледника пологая, но дальше по описанию ледник крутой и имеет большие трещины. Видимость ограничена, идет снег, и мы останавливаемся, чтобы переждать непогоду. Через час появилась видимость, и погода стала быстро улучшаться. В просветах между облаками проглядывает солнце.

Ледник уходит с постепенно увеличивающейся крутизной  вниз и поэтому не просматривается сверху.  Провели разведку пути и обнаружили полузаметенные следы, петляющие среди трещин. Они помогли в выборе оптимального пути. Ледник был перерезан большими и средними поперечными трещинами от края до края. Первые забитые снегом трещины прошли по центру, но пришлось провесить перила, чтобы преодолеть 3-х метровый ледовый сброс. Дальнейший путь спуска проходил у левого борта ледника (ф. 114), где трещины сужаются и есть снежные мосты. В двух местах на крутых склонах у края больших трещин приходилось вешать перила. Последний спускался с нижней страховкой (ф. 115). После последнего большого разлома (ф. 116) ледник становится более гладким. Проходим к правому борту, где ледник прикрыт осыпью, и спускаемся вдоль борта до начала осыпей под в. Замок. Далее спускаемся по осыпи к концу языка ледника (ф. 117). Здесь осыпной склон выполаживается. Площадок под палатки здесь не обнаруживаем, хотя они упоминались в описаниях. Камни на осыпи довольно крупные и сделать площадку проблематично. Спускаемся по крутому осыпному склону между выходами скал ниже языка л. Замок в цирк перевалов Яшмовых и здесь на морене безымянного ледника в 19.00 встаем на ночевку (ф. 118, 119). Площадок здесь также не обнаружили, поэтому выбрали место с мелкими камнями и разровняли свои площадки. Палатки ставили уже в сумерках. Вода рядом  в ручейке в каменистом желобе.

Больному похоже становится значительно легче.

Ф. 102  Путь подъема на пер. Ход Кентавра с пер. Енисей. Синим цветом показаны перильные участки, красные кружки – места организации станций.

Ф. 103  Провешивание третьей веревки до гребня.

Ф. 104  Подъем к гребню по третьей веревке

Ф. 105  Выход под вершину Кентавр

Ф. 106  Выход на гребень под вершиной Кентавр

Ф. 107  Подъем на вершину по ледовому склону

Ф. 108  Гребень за в. Кентавр

Ф. 109  Пологий участок гребня за вершиной – это и есть перевал Ход Кентавра. Вид с вершины.

Ф. 110  На перевале Ход Кентавра. На заднем плане вершина Кентавр.

Ф. 111  Спуск по ледовому склону с пер. Ход Кентавра

Ф. 112  Траверс хребта от в. Кентавр до скальной вершинки.

Ф. 113  Выход на широкий осыпной гребень.

Ф. 114  Спуск у левого борта л. Замок.

Ф. 115.

Ф. 116  Последний большой разлом. Ниже ледник становится ровнее.

Ф. 117  Вид на л. Замок с осыпи у правого борта.

Ф. 118  Осыпь между скал под языком л. Замок (снимок сделан утром).

Ф. 119 Место ночевки на морене безымянного ледника в цирке перевалов Яшмовых.

3.08.2014

День 13

Утро – легкая облачность.

Обед – облачно.

Вечер – ясно

Морена ледника в цирке перевалов Яшмовые – Мутные озера (полудневка)

-460м

1ч20м

С утра ясно. Хорошо видны перевалы Яшмовые (ф. 120). Сегодня можно не торопиться и мы выходим в 8.00. За один переход дошли до конца безымянного ледника, покрытого моренным чехлом. За второй переход спустились по моренам и осыпным склонам к Мутным озерам (ф.121, 122). Остановились на берегу дальнего маленького озера под скальной стеной (ф. 123). Здесь есть место для 3-4 небольших палаток. Место закрыто от ветров. Вода в этом озере немного чище, чем в большом озере. Стираем и отдыхаем. Третий заболевший участник похоже выздоровел.

К вечеру обнаружили, что продолжение похода под угрозой срыва из-за отсутствия такого необходимого предмета, как туалетная бумага. Сказалась болезнь трех участников. Были вынуждены на следующий день сходить в альплагерь «Вертикаль».

4.08.2014

День 14

Утро – ясно

Обед – ясно

Вечер – ясно

Мутные озера (дневка)

0 км

0ч00м

С утра послали двоих участников в альплагерь. К обеду они вернулись и принесли не только туалетную бумагу, но и лепешки и арбуз. За день хорошо отдохнули, но отдых слишком затянулся и жалко потерянный день. Запасных дней теперь у нас нет.

Расклад времени на прохождение связки перевалов:

Подъем от морены л. Сурхоб до пер. Адиджи

2час 45мин

Траверс от пер. Адиджи до пер. Енисей

2час 15мин

Провешивание перил на склоне в. Кентавр

3час 10мин

Подъем от пер. Енисей до пер. Ход Кентавра

4час 15мин

Спуск с пер. Ход Кентавра до морены ледника в цирке перевалов Яшмовых

4час 20мин

Спуск с морены ледника в цирке перевалов Яшмовых до Мутных озер

Полное время прохождения связки перевалов

18час 05мин

+860м

-1410м

9км

Выводы и рекомендации: связка перевалов соответствует категории сложности – 3А.

Перевал Ход Кентавра фактически является связкой трех перевалов: Адиджи, Енисей и Ход Кентавра. Соответственно прохождение его может быть сделано не только с л. Сурхоб, но и с л. Бодхона. Возможно прохождение с л. М. Ганза (связка Енисей – Ход Кентавра) с соответствующим повышением сложности. Прохождение связки перевалов с л. Сурхоб является траверсом хребта от в. Адиджи через в. Кентавр до ответвления бокового хребта к в. Замок. Прохождение этой связки перевалов требует разнообразной техники прохождения ледовых и скальных участков. При прохождении открываются красивые панорамы хребтов, вершин, перевалов и долин. Это очень зрелищно. Но для того, чтобы увидеть все это, нужна хорошая погода.

Ф. 120  Вид на перевалы Яшмовые от места ночевки.

Ф. 121  Спуск к Мутным озерам

Ф. 122  Вид от Мутных озер на путь спуска

Ф.123  Место лагеря у дальнего маленького озера

7.7  Пер. Казнок З.

Категория сложности – 2А; высота – 4065м; координаты: N 39,15208  E 68,17072

Расположен в южной части Фанской «подковы» западнее в. Змея. Соединяет долины рек Чапдара и Казнок.  Ориентация склонов север-юг. Описание дается от оз. Мутное до р. Казнок у слияния с ручьем из-под пер. Двойной.

5.08.2014

День 15

Утро – ясно                       Обед – ясно                          Вечер – ясно

Мутные озера – пер. Казнок З. – р. Казнок у слияния с ручьем из-под пер. Двойной

8 км

+540м -660м

8ч00м

Выход в 6.00. С утра ясно. От места ночевки хорошо виден снежно-ледовый взлет перевала Казнок З. (ф. 124). Но самой седловины не видно, она закрыта вершиной Змея. Проходим по выступившей из воды перемычке между озер, пересекаем обширное каменистое поле за озерами и начинаем подниматься по моренным холмам. Сначала путь совпадает с подъемом на перевал Чимтарга и проходит по хорошо натоптанной тропе. Но потом тропа начинает поворачивать направо к перевалу Чимтарга. Мы же уходим левее к нашему перевалу и по моренным валам поднимаемся к леднику под перевалом Казнок З. (ф. 125). Верхняя часть ледника представляет собой открытый ледовый склон крутизной 350. Склон частично замусорен камнями, упавшими со скал. Внизу склон пересечен небольшим бергшрундом. Ниже бергшрунда склон снежный и постепенно выполаживающийся (ф. 126). Поднимаемся по снежному склону и переходим бергшрунд по снежному мосту в том месте, где меньше следов от упавших камней. За бергшрундом начинаем вешать перила (ф. 127). Со скал сверху иногда падают камни. Их траектория может пересекать наш путь подъема. Поэтому вторую веревку провешиваем под прикрытие скального выступа (ф. 128). Склон здесь свободен от камней. Третью веревку провешиваем косым траверсом к скально-осыпному кулуару, ведущему к седловине (ф. 129, 130). Это самый опасный участок. Здесь наиболее часто падают камни. К тому же это наиболее крутая часть склона и покрыта частично тонким слоем мелких камней, мешающим кошкам нормально цепляться за склон. Проходить этот участок надо максимально быстро и внимательно наблюдать за возможным падением камней. Несколько раз участникам приходилось уворачиваться от одиночных камней. Когда вся группа уже поднялась в кулуар, со скал обрушился целый поток камней, перекрыв зону подъема по третьей веревке.

Осыпь в кулуаре представляет собой смесь очень мелких и средних камней. Она очень рыхлая и на крутых участках из склона при движении вылетают достаточно крупные камни. Приходится быть очень осторожным, чтобы не спустить камни на идущих ниже. С подъемом кулуар сужается и становится очень крутым (до 600).  В верхней части кулуара натечный лед. Выше кулуар кончается и переходит в ледовый склон с карнизом. Крутизна ледового склона от 450  у конца кулуара до 600 в средней части. При выходе на седловину он выполаживается. Провесили здесь четвертую веревку к месту, где карниз заканчивается (ф. 131-133) и в 12.55 вышли на седловину перевала. Можно было бы обойти ледовый участок,  выйдя из кулуара и уйти влево, обойдя  заледеневший наддув снизу по длинной дуге по осыпному склону. Но этот вариант нам не понравился, т. к. подниматься по рыхлой осыпи  не очень приятно, а ледовый вариант короче, хотя и круче. К тому же перила уже были протянуты по верхней части кулуара, и мы только продлили их до седловины (как раз хватило 50м веревки).

Седловина перевала достаточно широкая, осыпная (ф. 134). Отсюда хорошо видна седловина пер. Казнок В. и спусковая тропа с него к нашему перевалу (ф. 135). Сняли записку группы туристов т/к «Траверс» из Кишинева под руководством Гояна Василия от 15.07.2014г.

Спуск на юг проходит по тропе по широкому осыпному кулуару (ф. 136). Осыпь в верхней части кулуара мелкая и лежит на плотном основании. Мелкие камешки начинают под ногами проскальзывать, из-за чего трудно удерживать равновесие. В средней части кулуара осыпь становится крупнее.  Она становится более рыхлой и живой (ф. 137). Спуск по такому склону очень утомителен. В нижней части кулуар сужается, появляются выходы скал. Из кулуара выходим на выполаживающийся осыпной склон с невысокой травой между камней (ф. 138) и по нему в 15.15 спускаемся к реке Казнок. Спуск занял 1ч 45мин ЧХВ. Здесь на берегу хорошие места для стоянок. Останавливаемся на обед.

После обеда начинаем подниматься вдоль реки. За два небольших перехода подходим к слиянию с ручьем из-под пер. Двойной. Впереди на зеленой террасе видно жилище типа коша. Мы не стали подходить близко и, перейдя по снежному мосту р. Казнок на правый берег, в 17.45 остановились немного ниже на пологом участке склона. Здесь в ложбине из склона вытекают чистые ручьи, впадающие в р. Казнок (Ф. 139).

Расклад времени на прохождение перевала Казнок З.:

Подъем от оз. Мутное до ледника под пер. Казнок З.

1час 34мин

Подъем по леднику до седловины пер. Казнок З.

3час 55мин

Спуск от седловины до р. Казнок

1час 45мин

Подъем вдоль р. Казнок до слияния с ручьем из-под пер. Двойной

5час 29мин

2час 35мин

8час 04мин

+540м; +100м

-760м

8км

Выводы и рекомендации: перевал соответствует категории сложности 2А.  Надо отметить, что перевал значительно усложнился по сравнению с тем, каким он был несколько лет назад. Раньше по описаниям он был заснеженным, и ледник проходился просто в кошках. Вешалась только одна веревка на крутом участке в кулуаре. Теперь ледник обтаял и стал открытым и приходится вешать по нему еще три веревки перил.

В дополнение перевал стал очень камнепадоопасным. Скалы над ледником сильно разрушены и сыпятся. Проходить этот перевал в таком  обтаявшем состоянии довольно рискованно. Для уменьшения риска камнепадов надо очень рано проходить ледовый склон. Надо учитывать, что солнце освещает скалы над ледником рано, и соответственно рано начинают сыпать камни.

Ф. 124  Пер. Казнок З. от места ночевки на Мутном озере (снято во время дневки)

Ф. 125  Моренные валы на подъеме к пер. Казнок В.

Ф. 126  Снежно-ледовый взлет пер. Казнок З. Показан путь подъема (синий цвет – перильные участки с местами станций).

Ф. 127  Первая веревка подъема на пер. Казнок З.

Ф. 128  Вторая веревка уходит под прикрытие скального выступа. Начало провешивания третьей веревки.

Ф. 129  Третья веревка выводит к скально-осыпному кулуару.

Ф. 130 Ледовый склон от конца третьей веревки.

Ф. 131  Подъем по ледовому склону на седловину.

Ф. 132 Подъем по ледовому склону.

Ф. 133  Выход на седловину пер. Казнок З.

Ф. 134 На перевале Казнок З.

Ф. 135  Седловина пер. Казнок В. с пер. Казнок З.

Ф. 136  Вид на путь спуска с пер Казнок З. на юг.

Ф. 137 Средняя часть спускового кулуара пер. Казнок З.

Ф. 138  Выход из спускового кулуара пер. Казнок З.

Ф. 139  Чистые ручьи у места ночевки. Выше виден лагерь геологов.

7.8  Пер. Кишиневский

Категория сложности – 1А; высота – 4090м; координаты: N 39,16167  E 68,29961

Перевал расположен в боковом отроге, отходящем на восток от перевала Двойной. Соединяет долины рек Казнок и Ахбасай.  Ориентация склонов север-юг. Описание дается от р. Казнок у слияния с ручьем из-под пер. Двойной до морены у конца л. Ахбасай.

6.08.2014

День 16

Утро – ясно                        Обед – ясно                      Вечер – ясно

р. Казнок у слияния с ручьем из-под пер. Двойной – оз. Бирюзовое - пер. Кишиневский – морена у конца л. Ахбасай

7 км

+710м -450м +170м

5ч10м

Выход в 7.30. Поднимаемся к кошу. Оказывается, здесь живут не пастухи, а геологи. Они угостили нас буханкой свежего хлеба, и мы сфотографировались (ф. 140). Продолжаем подниматься по зеленым склонам вдоль правого борта долины, не приближаясь к ручью из-под пер. Двойной. Немного выше лагеря геологов есть прекрасное место для стоянки – ровная зеленая полянка с чистым ручьем. Поднимаемся по хорошо набитым овечьим тропам. На правом берегу ручья из-под пер. Двойной тоже видна тропа. Продолжаем подниматься по верху зеленых холмов. Выше травяной склон расширяется, и овечьи тропы исчезают. Зеленый склон заканчивается у небольшого скального хребта (ф. 141). Поднимаемся, забирая влево, по верху зеленого холма к месту, где скальный хребет понижается и заканчивается.  Здесь в нем находится глубокий скально-осыпной кулуар. Еще левее и ниже – пологая осыпь, по которой можно подниматься в обход скального хребта, но к ней надо спускаться. Терять высоту не хочется, и мы начинаем подниматься на скальный гребень вдоль кулуара. Кое-где между камней обнаруживаем кусочки тропы. Немного выше уже хорошо заметная тропа траверсирует горизонтально влево в кулуар по скальной полке (ф. 142). В этом месте кулуар становится пологой и неглубокой ложбиной. Переходим ее и поднимаемся на ее правый борт. Здесь проходит хорошо натоптанная тропа, ведущая к перевалу Двойной. Она полого поднимается по осыпным склонам. Скальный хребет слева по ходу становится осыпным. За остроугольной скальной вершинкой начинает проглядывать пологая осыпная седловина (ф. 143). Частично она закрыта осыпным перегибом. Уходим с тропы влево и поднимаемся в направлении этой седловины. За ближайшим перегибом обнаруживаем озеро Бирюзовое (ф. 144). Координаты озера 39,18098  E 68,28352, высота 3950м. Озеро очень красивое. Берега пологие. Много мест для стоянок. К сожалению, на месте стоянок много мусора. Поднимаемся от озера по осыпному склону к седловине перевала Кишиневский. С подъема хорошо виден очень красивый цвет воды озера (ф. 145). В 12.30 вышли на седловину перевала (ф. 146). Седловина широкая, ровная, как будто вымощенная камнями.

Координаты седловины  39,15694  68,30164, высота 4085м.

Сняли записку группы туристов т/к «Траверс» из Кишинева под руководством Федекяш Александра от 10 июля 2014г. В записке перевал назван Кишинев.

С перевала хорошо видна долина р. Ахбасай и перевалы МАК и Москва (ф. 147).

В сторону р. Ахбасай седловина обрывается отвесными скалами. В левой части седловины вниз уходит крутой осыпной кулуар. По описанию в одном из отчетов кулуар кончается скальными сбросами, где группа провешивала перила. В правой части седловины на скалах есть узкая горизонтальная полка. Можно пройти по ней 15-20м. Здесь скалы не отвесные и имеют крутизну около 700. Внизу на расстоянии примерно 50м начинается осыпной склон. Судя по натоптанным следам на полке, какие-то группы, возможно, спускались здесь.

Сложность спуска вызывала большие сомнения, что это перевал категории 1А. Вообще, в отчетах встречались очень разные описания этого перевала. Посидев над картой, мы решили, что осыпная вершинка справа – это в. 4114 и перевал Кишиневский (1А) должен быть за ней. Перейдя через нее, мы убедились в правильности своих предположений. Сверху открылась обширная осыпная седловина перевала с пологим спуском в долину р. Ахбасай (ф. 148). Немного выше седловины видно маленькое мелкое озерцо. Седловина настолько велика, что спустившись, мы не сразу отыскали тур (ф. 149).

Сняли записку группы туристов из Санкт-Петербурга под руководством Карпова Д. от 31 июня 2011г. В записке перевал также назван Кишинев.

В сторону р. Казнок с седловины ведет очень пологий склон (ф. 150). Где-то здесь должна проходить тропа на пер. Двойной. Поэтому тем, кто идет на пер. Кишинев (1А), надо просто идти по тропе на пер. Двойной. Мимо такой обширной седловины вы не пройдете.

С пер. Кишиневский (1А) по пологому осыпному склону спускаемся на небольшую террасу на пути спуска с пер. Двойной. Здесь ровно и протекает небольшой ручеек. Останавливаемся здесь в 14.05 на обед. Вид отсюда на пер. Кишиневский (1А) показан на ф. 151.

После обеда спускаемся по тропе с пер. Двойной вдоль ложбины пересохшего ручья. Вскоре тропа переходит на правый борт ложбины. Чтобы не спускаться далеко вниз, начинаем отсюда траверсировать склон в сторону верховья р. Ахбасай. Отсюда хорошо видна восточная сложная седловина пер. Кишиневский (ф. 152) и варианты спуска с нее по кулуару и по скалам.

Спустившись косым траверсом к р. Ахбасай, поднимаемся вдоль нее к леднику. Перед языком ледника Ахбасай обширная ровная моренная площадка. Останавливаемся здесь на ночевку (ф. 153).

Расклад времени на прохождение перевала Кишиневский:

Подъем от р. Казнок до оз. Бирюзовое

+710м; +170м

-450м

7км

Выводы и рекомендации: Надо отметить, что существует 2 седловины перевала Кишиневский. Западная седловина ближе к озеру Бирюзовому. Северный склон простой осыпной. Южный – более сложный и крутой скально-осыпной. На наш взгляд его категория сложности не менее 2А. Координаты седловины  N 39,15694   E 68,30164, высота 4085м.

Восточная седловина простая осыпная и практически является короткой перемычкой между тропами, ведущими к седловинам пер. Двойной в долинах р. Ахбасай и р. Казнок. На наш взгляд это либо очень легкая 1А, либо н/к. Координаты седловины  N 39,16167   E 68,29961. Высота 4090м.

Высота седловин отличается от высоты, приведенной в перечне, почти на 200м.

Логично назвать эти седловины пер. Кишиневский Восточный (2А?) и пер. Кишиневский Западный (1А). Учитывая, что в контрольных записках перевал называется Кишинев, возможно, стоит изменить его название в перечне перевалов.

Ф. 140  Встреча с группой геологов.

Ф. 141  Подъем идет влево к понижению небольшого скального хребта.

Ф. 142  Тропа ведет по скальной полке.

Ф. 143  Начинает проглядывать первая седловина пер. Кишиневский. Озеро Бирюзовое под ним, но его не видно за осыпным перегибом.

Ф. 144 Озеро Бирюзовое.

Ф. 145  Сверху виден очень красивый цвет воды озера.

Ф. 146  На первой седловине пер. Кишиневский.

Ф. 147  С седловины видны перевалы МАК и Москва.

Ф. 148  Вид на пер. Кишиневский(1А) с в. 4114.

Ф. 149  На седловине пер. Кишиневский (1А).

Ф. 150  Вид с пер. Кишиневский (1А) в сторону р. Казнок.

Ф. 151  Пер. Кишиневский (1А) от террасы с ручьем (со стороны р. Ахбасай).

Ф. 152  Вид на восточную седловину пер Кишиневский из долины р. Ахбасай.

Показаны возможные варианты спуска.

Ф. 153  Место ночевки у языка л. Ахбасай.

7.9  Пер. Блок

Категория сложности – 3А; высота – 4400м; координаты: N 39,17667  E 68,23583

Расположен восточнее в. Москва и соединяет л. Ахбасай и л. Двойной.  Ориентация склонов север-юг.  Северный склон скально-осыпной, южный – ледовый. Описание дается от конца л. Ахбасай до впадения р. Зиндон в р. Арчамайдан.

7.08.2014

День 17

Утро – ясно                                  Обед – ясно                                       Вечер – ясно

Морена у конца л. Ахбасай – пер. Блок – морена у конца ледника Двойной

5 км

+600м -580м

9ч40м

Вышли в 5.40. Поднялись на гребень левобережной морены. Здесь есть готовые площадки под палатки, но воды нет. Поднимаемся по морене вдоль ледника (ф. 154). Перевал становится виден только с верхней половины ледника (ф. 155). К седловине ведет наклонный скально-осыпной кулуар, к которому ведет осыпной склон крутизной около 350. Поднимаемся по осыпи к началу кулуара. Осыпь очень живая и подъем по ней утомителен. Используем для передышек крупные камни. Нижняя часть кулуара скально-осыпная (ф. 156,157). Выступы скал облегчают подъем. Выше кулуар становится скальным, и его крутизна увеличивается до 450 (ф. 158). Подъем по скалам облегчен большим количеством  уступов и зацепок. Кулуар замыкается скальнам гребешком. На гребешок выходим по крутой стенке высотой 5м. Хорошие зацепки позволяют обойтись без веревки. При подъеме надо быть осторожным, чтобы не столкнуть плохо лежащие камни на тех, кто идет ниже. Верхушка гребешка узкая. Здесь с трудом могут разместиться 4 человека. Отсюда становится видна седловина перевала и крутая скальная стенка под ней (ф. 159). Вешаем перила, закрепляя их на веревочной петле, и спускаемся с гребешка по вертикальной стенке высотой 10м  на узкую наклонную скальную полку (ф. 160, 161), проходим по ней еще около 15 метров и поднимаемся на довольно широкий скально-осыпной участок. Закрепляем здесь второй конец перил. Здесь можно собраться всей группе. Пройдя  далее под скальную стенку, провешиваем на ней примерно 25м перил (ф. 162). Подъем облегчается наличием хороших зацепок. Выше скальной стенки выходим на 300-350 осыпной склон (ф. 163). До седловины остается около 50 метров. Поднимаемся, придерживаясь скал слева по ходу, т. к. осыпь довольно живая. В 12.00 вышли на седловину. Седловина осыпная, частично покрытая льдом (ф. 164,165). Тур находится под скальным выступом справа. Сняли записку группы туристов из Нижнего Новгорода под руководством Малеханова Александра от 16.08.2013г. С перевала хорошо видны седловины перевала Двойной (ф. 166).

Спуск с перевала в сторону оз. Б. Алло проходит по крутому (500) гладкому ледовому склону протяженностью около 300м. На седловине лед образует пологую площадку с крутым перегибом. Организуем станцию на ледобурах в середине седловины (ф. 167). Решили не спускаться по пути, описанном в отчетах, - проходить правее, где до бергшрунда меньшее расстояние. На крутом склоне кое-где вморожены камни, а эта часть склона была освещена солнцем и была опасность вытаивания камней. Кроме того, нижняя часть спуска проходит под скалами и есть опасность падения камней со скал. Решили спускаться прямо вниз, не приближаясь к скалам слева. Здесь ледовый склон был уже в тени скал. Провесили по льду 6 веревок (ф. 168, 169). Последний участник спускается при помощи ледобура-самовыверта. Шестая веревка выходит через бергшрунд на снежный склон крутизной 450, постепенно выполаживающийся ниже. Бергшрунд полузасыпан снегом. Приходится делать небольшой прыжок, чтобы пройти ненадежную часть снежного моста. Снег плотный, но верхняя часть раскисла и проскальзывает под кошками. Поэтому провесили еще одну веревку по снегу до более пологой части склона. На спуск потратили 3ч 50мин. Далее спускаемся по пологому леднику. На спуске становятся видны озера Верхнее и Большое Алло (ф. 171).  В 18.00 останавливаемся на ночевку на ровном участке морены у конца ледника (ф.172). Вода рядом в ручьях и маленьких озерцах.

Ф. 154 Подъем по правобережной морене л. Ахбасай частично проходит по длинным узким снежникам.

Ф. 155  Пер. Блок с правобережной морены л. Ахбасай.

Ф. 156  Подъемный кулуар.

Ф. 157  Подъем в кулуар.

Ф. 158  Подъем на скальный гребешок.

Ф. 159 С гребешка становится видна седловина перевала.

Ф.160 Спуск со скального гребешка.

Ф. 161  Спуск со скального гребешка.

Ф. 162  Провешивание перил на крутом скальном участке под седловиной.

Ф. 163  Последний осыпной участок подъема на пер. Блок.

Ф. 164 Седловина перевала Блок.

Ф. 165  Группа на седловине перевала Блок.

Ф. 166  С пер. Блок видны седловины пер. Двойной.

Ф. 167  Организация станции на краю ледовой площадки.

Ф. 168  Спуск по ледовому склону.

Ф. 169  Спуск по ледовому склону.

Ф. 170  Путь спуска по северному склону пер. Блок. Синим показаны перильные участки.

Ф. 171  Спуск по л. Двойной. Треугольником обозначено место ночевки. Видны озера Верхнее и Большое Алло.

Ф. 172  Место ночевки у конца л. Двойной.

8.08.2014

День 18

Утро – ясно                              Обед – ясно                            Вечер – ясно

Морена у конца ледника Двойной – оз. Верх. Алло – оз. Б. Алло – оз. М. Алло

14 км

-1430м

5ч55м

Сегодня у нас запланирована полудневка на оз. Б. Алло, поэтому выходим не рано – в 8.25. Спускаемся по моренным склонам, проходим лабиринт завала из крупных камней. Обнаруживаем здесь тропу, идущую у левого борта. Она помечена туриками. Ниже завала тропа уходит к правому борту долины и идет по осыпным склонам. Немного не доходя до оз. Верх. Алло тропа спускается на дно долины к реке. Проходим вдоль реки до озера. Озеро Верхнее Алло довольно большое, но мелкое, с чистой голубоватого цвета водой (ф. 173). По берегам озера много мест для стоянок. От места ночевки до озера дошли за 1ч 20мин чхв.

Далее по каменистому дну долины спускаемся к озеру Б. Алло (ф. 174). Обходим его по правому борту. Тропа спускается к воде. Проходим прижим по наклонной скальной полке и в 12.00 выходим на северный берег озера, где много мест для стоянок и обычно останавливаются туристы. Но в этот день их было особенно много. Все площадки были заняты. Кое-как выбрали себе место для отдыха. Обедаем, купаемся, наслаждаемся видами озера (ф. 175).

Отсутствие места для палаток и большое количество людей побудило нас после отдыха пойти дальше. Обходя озеро, проходим еще один лабиринт каменного завала. Тропа помечена турами, но их много в разных местах, и мы несколько раз сбивались с правильного пути. Далее спускаемся по тропе по старым заросшим валам с небольшими зелеными «оазисами» на ровных участках между ними. Воды нет. Спускаемся с последнего высокого вала к скальному сужению ущелья. Раньше здесь протекала река, и был брод через нее. Но в этом году сошел сель и накрыл все слоем камней (ф. 176). Река появляется только за скальным сужением, где кончился селевой поток. По тропе вдоль реки в 18.00 пришли к оз. Малое Алло и остановились рядом с ним на ночевку. Озеро в этом году сильно обмелело.

Ф. 173  Озеро Верхнее Алло.

Ф. 174  Подходим к оз. Б. Алло.

Ф. 175 Озеро Б. Алло.

Ф. 176  Сель, сошедший в скальное сужение в этом году.

9.08.2014

День 19

Утро – ясно                         Обед – ясно                         Вечер – ясно

оз. М. Алло – р. Арчамайдан – кош в долине р. Нагнут

16,5 км

-350м +680м

7ч00м

Выход в 6.50. Проходим по краю обмелевшего озера М. Алло (ф. 177). Тропа идет вдоль реки. Подошли к месту, где долина резко уходит вниз. Здесь тропа раздваивается. Одна идет вниз вслед за рекой, другая с легким набором высоты траверсирует левый  склон к виднеющемуся неподалеку кошу. Тут нам повстречалась девочка, которая посоветовала нам идти через кош, там тропа лучше. Идем через кош. От озера до коша дошли за один переход. В коше нас угостили кефиром и хлебом (ф. 178, 179). Мы в знак благодарности подарили маленьким детям теплые шапочки.

Отдохнув, пошли дальше. После коша хорошая тропа с понижением траверсирует склон в направлении р. Амшут и спускается в ее узкую долину. Вдоль реки приходим к слиянию с р. Зиндон. Здесь расположены каменные постройки местных жителей. Далее спускаемся по тропе на правом берегу р. Зиндон. По пути увидели пару абрикосовых деревьев и полакомились абрикосами. Подойдя близко к слиянию р. Зиндон с р. Арчамайдан стали размышлять, идти ли нам к мосту вниз по реке Арчамайдан или подняться выше, но надежной информации о наличии там моста не было. Но тут нам встретился мальчик, который сказал, что мост выше по реке есть.  На развилке троп после мостика через р. Зиндон уходим вверх по осыпному склону в обход скальных прижимов на р. Арчамайдан. Пройдя перегиб, тропа спускается к реке. Здесь стоит дом местного жителя и есть мост через реку (ф. 180).

Гостеприимный хозяин пригласил нас попить чая, и, т. к. день был жаркий, мы не отказались. Чаепитие превзошло все наши ожидания. Тут были кефир с хлебом, куча сладостей к чаю и даже виноград и арбуз (ф. 181). Мы не знали, как благодарить хозяина. Тут мы заметили, что у него в доме много электроприборов и электрическое освещение. Он сказал, что у него своя самодельная гидроэлектростанция, и мы пошли посмотреть на чудо техники. У реки к нам подошли местные жители. Оказывается, к нашему хозяину приехали гости и расположились здесь на пикник. Как мы не отказывались, они затащили нас за стол (ф. 182) и мы поели еще баранины с помидорами и огурцами. В общем, после такого «чаепития» нам уже не нужен был обед.

Расклад времени на прохождение перевала Блок:

Подъем от морены у конца л. Ахбасай до пер. Блок

+600м

-2560м

24км

Выводы и рекомендации: Перевал Блок соответствует категории сложности 3А. Перевал двусторонний: южная сторона скально-осыпная, северная ледовая. При прохождении перевала с юга надо иметь в виду, что седловина перевала и путь подъема видны только с верхней части л. Ахбасай.

Ф. 177  Обмелевшее оз. М. Алло.

Ф. 178  За один переход дошли до коша.

Ф. 179  В коше нас угостили кефиром и хлебом.

Ф. 180  Дом и мост через р. Арчамайдан выше впадения р. Зиндон.

Ф. 181  Сказочное чаепитие.

Ф. 182  Неожиданное продолжение «банкета».

Ф. 183 Мы с нашим гостеприимным хозяином и его семьей.

7.9  Пер. Пштикуль З.

Категория сложности – 1Б; высота – 4230м; координаты: N 39,19624   E 68,23471

Перевал Пштикуль Западный соединяет ледник Пштикуль (бассейн реки Пштикуль - река Арча-Майдан) и ущелье Ахбашер (бассейн реки Ахбашер - река Кара-Куль). Экспозиция склонов северо-восток – юго-запад.  Склоны осыпные. Описание дается от впадения р. Зиндон в р. Арчамайдан до верховья долины р. Ахбашер.

После чаепития переходим по мосту на левый берег р. Арчамайдан и поднимаемся по дороге до р. Сарымат. Мост через р. Сарымат находится не у слияния рек, а в 300м выше по течению. Проходим его, дорога уходит дальше к к. Хуморигунт, а мы возвращаемся к р. Арчамайдан и продолжаем подниматься вдоль левого берега реки уже по тропе. Вскоре тропа по мосту переходит на правый берег реки и проходит то по пологим участкам, то забирается на взлеты. Почти все пологие места обжиты, засажены деревьями, видны огороды и обработанные поля. В летовках зовут пить чай, но мы уже знаем, чем это может кончиться, а идти еще далеко. И мы проходим мимо. Пройдя около 8 км, переходим по мосту на левый берег реки. По нашим расчетам мы уже должны были подходить к нашему притоку – р. Пштикуль, но прошли какое-то ущелье справа с пересохшим руслом. Вскоре увидели приток, но по расстоянию это как-то не вязалось с масштабом карты. В устье притока была расположена летовка, на другом берегу реки зеленые обработанные поля, на правый берег ведет мост. По всем признакам на карте это должна быть р. Пштикуль, хотя это первый приток. И мы решили, что пройденное нами ущелье с пересохшим руслом и есть первый приток, обозначенный на карте, а мы подошли к нашей цели – р. Пштикуль. Наверх ведет хорошая тропа, быстро набирая высоту. Через два перехода мы поняли, что ошиблись и зашли не в ту долину. Это был действительно первый приток – р. Нагнут с пер. Мунора в верховьях. Немного выше виднелся большой кош. Мы решили не возвращаться обратно со сбросом высоты, а подойти к кошу. Наверняка от коша есть тропы в соседнюю долину, т.к. хребет, разделяющий их травянистый с гладкими склонами.

В 18.00 подошли к кошу и встали немного в стороне у реки на ночевку. Кош большой (ф. 184). Здесь живет несколько семей. Жители очень приветливы. Нас окружают любопытные ребята. Мы дали им поносить каски и подержать ледорубы (ф. 185). Они были счастливы.

Прошли от впадения р. Зиндон в р. Арчамайдан более 11 км. Это много и как-то не совпадает с картой.

Ф. 184  Кош в долине р. Нагнут.

Ф. 185  Любопытные ребята из коша.

10.08.2014

День 20

Утро – ясно       Обед – ясно        Вечер – ясно

кош в долине р. Нагнут – оз. Пштикуль – поляна в верховьях р. Пштикуль под скалами пер. Пштикуль В.

+150м -150м +560м

4ч30мин

С утра девочки из коша принесли нам кефир и хлеб. Мы отблагодарили их конфетами. Местные жители рассказали нам, что в соседнюю долину Пштикуль можно пройти двумя вариантами. Первый – по хорошей тропе, которая с легким набором высоты траверсирует хребет в направлении р. Арчамайдан и, огибая его, приводит к оз. Пштикуль. Другой вариант – подняться по тропе на травянистом склоне наверх хребта и спуститься в верховья долины. С хребта можно спуститься и к оз. Пштикуль, но с большим сбросом высоты. Второй вариант соблазнял возможностью быстро попасть в верховья долины Пштикуль. Нам же хотелось увидеть озеро Пштикуль и мы выбрали первый вариант.

Выходим в 7.30. Перейдя на правый берег реки Нагнут идем по хорошей тропе, траверсирующей правый склон долины с легким набором высоты. При выходе к долине р. Арчамайдан тропа более круто набирает высоту и, пройдя перегиб, начинает уходить вниз. Мы продолжаем траверсировать склон, не теряя высоты по многочисленным овечьим тропам. При подходе к долине р. Пштикуль снова выходим на хорошую тропу. Тропа, поворачивая в долину р. Пштикуль, полого поднимается на травянистый лоб и спускается к озеру Пштикуль (ф. 186). В 9.40 спустились к озеру. Оно зажато в скалистых берегах, цвет воды насыщенный бирюзовый (ф. 187). Подойти к озеру можно только со стороны вытекающего ручья и в месте впадения реки в озеро. Координаты озера  39,17323    68,30161   высота   2535м.

Насладившись видами озера и отдохнув, двинулись дальше. Подъем идет по левому холмистому борту долины в обход озера и скального каньона выше озера. Поднимаемся по хорошей скотопрогонной тропе почти до верха травянистого перегиба склона. Здесь тропа поворачивает и горизонтальным траверсом выводит на небольшую седловину. С траверса открывается вид на озеро Пштикуль (ф. 188). С седловины тропа спускается на ровный участок долины выше каньона (ф. 189). Здесь обедаем. После обеда продолжаем подъем. За ровным участком опять идет скальное сужение. Здесь тропа забирается по крутому травянисто-осыпному склону правого борта, а затем по пологому склону идет вдоль реки. Выше долина расширяется. По камням переходим на левый берег реки и по расширяющейся долине уже без тропы поднимаемся дальше, уходя от реки в направлении нашего перевала. Здесь нам путь перегородило большое стадо овец со злобными собаками. Но прибежали два пастуха и утихомирили собак. Оказывается, они живут под навесом огромного камня, отгородившись легкой занавеской (ф. 190). Они стал звать нас в гости, т. к. только что зарезали козу. Мы решили не отказываться от угощения и договорились прийти через час, когда мясо будет готово. Затем мы поднялись еще немного и вышли на большую поляну, замыкающуюся отвесными скалами под пер. Пштикуль В. (ф. 191). Правее видна крутая осыпь, ведущая в ущелье, где находится пер. Пштикуль З.  В 15.50 установили лагерь в конце поляны ближе к осыпи. Рядом протекает чистый ручей.

Вечер провели в дружеской компании пастухов (ф. 192).

Ф. 186  Спуск к оз. Пштикуль. Показан путь обхода оз. Пштикуль и скального каньона.

Ф. 187  Озеро Пштикуль.

Ф. 188  Вид на оз. Пштикуль сверху.

Ф. 189  Ровный участок долины выше каньона.

Ф. 190  Жилище пастухов под навесом большого камня.

Ф. 191  Большая поляна под скалами пер. Пштикуль.

Ф. 192  Вечер провели в компании пастухов.

11.08.2014

День 21

Утро – ясно         Обед – ясно          Вечер – ясно

поляна в верховьях р. Пштикуль под скалами пер. Пштикуль В.- оз. Пштикуль Верх. – пер. Пштикуль З. – пер. Ахбашер – пер. Сарымат В. – склон под пер. Сарымат В.

+1140м -350м +205м -240м

7ч20мин

Выход в 5.40. Поднимаемся по крутой осыпи по обнаруженной тропе и выходим на пологую часть ущелья. Отсюда хорошо видна пологая верхняя  часть долины р. Пштикуль (ф. 193). Поднимаемся по тропе, которая прижимается к левому борту. Ущелье постепенно расширяется, появляется травянистый склон (ф. 194). Здесь тропа теряется. Впереди посередине ущелья виден скальный массив бараньих лбов. За ним находится оз. Пштикуль Верх. Справа по ходу от бараньих лбов видно глубокое русло ручья, вытекающего из озера. Поднимаемся вдоль него и выходим к озеру Пштикуль Верх. (ф. 195). Озеро большое с чистой водой. Рядом с местом, где из озера вытекает ручей, есть небольшие ровные травянистые площадки, где можно поставить палатки. Обходим озеро справа по осыпи, проходим под скалами и поднимаемся в осыпной ложбине со снежником к морене, ведущей к перевалу. Поднимаемся по живой осыпи на морену и идем вдоль гребня, а затем и по гребню  к перевалу. С морены становится видна седловина перевала (ф. 196). При подходе к перевалу переходим в карман морены и поднимаемся в нем по снежнику. Подойдя к верхнему концу морены поворачиваем направо и поднимаемся по осыпи среди скальных выходов. Затем по осыпному склону крутизной 350 поднимаемся на седловину перевала (ф. 197). На седловину вышли в 12.50. Седловина узкая, завалена крупными камнями (ф. 198), но группе все же есть где расположиться. Вид в сторону спуска ограничен скалами, виден только пер. Ахбашер (ф. 199). Спуск с перевала проходит сначала  по крутой средней осыпи. Здесь камнеопасно и надо быть осторожным, чтобы не столкнуть камни друг на друга. Ниже склон становится немного положе, средняя осыпь перемежается с мелкой. За 20 минут в 13.40 спустились на пологий участок осыпи с большим снежником под перевалом и остановились на обед. Отсюда виден весь осыпной взлет пер. Пштикуль З. (ф. 200), пер. Пайван-Кунанда и пер. Разведочный на противоположной стороне долины (ф. 201), и пер. Ахбашер (ф. 202).

После обеда и отдыха решаем, как быть дальше. Запасных дней у нас нет. Если мы пройдем запланированный маршрут, то приедем в Душанбе вечером, а утром уже улетать. Если же случится поломка машины, есть риск опоздать на самолет. К тому же хочется день провести в Душанбе. После размышлений и споров решили сократить маршрут и пройти через перевалы Ахбашер и Тавасанг. По спутниковому телефону согласовали изменение маршрута с МКК.

Расклад времени на прохождение перевала Пштикуль З.:

Подъем от места впадения р. Зиндон в Арчамайдан до коша на р. Нагнут

4час 00мин

Переход от коша на р. Нагнут до оз. Пштикуль

1час 47мин

Подъем от оз. Пштикуль до поляны под скалами пер. Пштикуль В.

2час 35мин

Подъем от поляны до оз Пштикуль Верх.

2час 10мин

Подъем от оз. Пштикуль Верх. до пер. Пштикуль З.

1час 40мин

Спуск с пер. Пштикуль З. в верховья долины р. Ахбашер

0час 20мин

12час 12мин

12час 52мин

+2515м

-480м

25км

Выводы и рекомендации: Перевал Пштикуль соответствует категории сложности 1Б. Склоны перевала осыпные. В верховья долины Пштикуль в обход озера и каньона можно попасть из соседних долин Нагнут и Кштудак через простые травянисто-осыпные участки разделяющих их хребтов. Там даже натоптаны тропы, но как перевалы они на карте не обозначены.

Ф. 193  Пологая верхняя часть долины р. Пштикуль.

Ф. 194  Подъем по ущелью к оз. Пштикуль Верх.

Ф. 195  Озеро Пштикуль Верхнее.

Ф. 196  С морены становится виден пер. Пштикуль З.

Ф. 197  Подъем на седловину идет по осыпи.

Ф. 198  Группа на пер. Пштикуль З.

Ф. 199  С седловины виден пер. Ахбашер.

Ф. 200  Пер. Пштикуль З. с юго-запада.

Ф. 201  Пер. Пайван-Кунанда и пер. Разведочный из-под пер. Пштикуль З.

Ф. 202  Пер. Ахбашер из-под пер. Пштикуль З.

7.10  Пер. Ахбашер + пер. Сарымат В. (связка)

Категория сложности – 1Б,  высота  4085м.

Пер. Ахбашер

Категория сложности – 1Б, высота – 4085м: координаты: 39,16475  68,21926

Перевал Ахбашер расположен в верховье долины р. Ахбашер и соединяет долины рек Ахбашер и Сарымат.  Спуск в долину р. Сарымат проходит через пер. Сарымат В. Экспозиция склонов северо-запад – юго-восток.  Склоны скально-осыпные.

Пер. Сарымат В.

Категория сложности – 1А, высота – 4010м: координаты: 39,14261  68,17873

Перевал Сарымат В. Расположен в боковом отроге, отходящем от в. 4720. Самостоятельного     значения не имеет и используется в связке с пер. Ахбашер. Экспозиция склонов северо-запад – юго-восток. Склоны скально-осыпные.

Время для движения у нас еще было. Искать место для ночевки под перевалом Ахбашер не хотелось, т.к. удобных мест под палатки здесь нет. К тому же и воды здесь нет, только снежники.  И мы решили взойти на перевал Ахбашер. Подъем на него простой осыпной, седловина просторная и наверняка есть снежники и там.  Перевал имеет две седловины. Левая более низкая, но там с другой стороны склон обрывается вниз крутыми разрушенными скалами. Правая немного выше и путь лежит через нее. В 16.00 начали движение к пер. Ахбашер. Сначала хотели траверсировать осыпной склон прямо на седловину. Но осыпь оказалась крутоватой и живой, трудоемкой для прохождения. Тогда мы спустились на пологую часть и подошли под седловину. Здесь обнаружили хорошо натоптанную твердую тропу и по ней в 17.20 вышли на широкую седловину (ф. 203). Тур находится в середине седловины.  Сняли записку  группы туристов из Москвы от 5 октября 2013г. На седловине можно поставить палатки, есть снежник.  Вниз с перевала до самого низа идет довольно крутой осыпной склон. Но здесь не спускаются. С перевала хорошо видна седловина пер. Сарымат В. и тропа, ведущая к нему (ф. 204). До этой седловины небольшое расстояние и мы решили пройти до нее и заночевать там. Наверняка и там есть снежники. Идем по мощной тропе траверсом правого по ходу осыпного склона с небольшим сбросом высоты на перевал Сарымат. В 18.05 вышли на осыпную седловину пер. Сарымат  В. (ф. 205). Записки в туре не оказалось. Снежника на перевале к нашей досаде тоже не было. Ночевать без воды не хочется. Снежники видны ниже на склоне. Вниз уходит длинный крутой осыпной склон. Справа-внизу виден следующий боковой гребень с безымянной травянистой седловиной. По описаниям более удобен спуск через нее. К ней также идет скотопрогонная тропа траверсом осыпного склона. Она на 200 метров ниже перевала Сарымат В. Спускаемся серпантином по живой осыпи с участками конгломерата. Скальные выходы проходим по одному из крутых осыпных кулуаров между ними. Через 20 минут хода спускаемся на тропу. Здесь есть ручейки от тающих снежников, но на крутом склоне нет места для палаток. Все же мы нашли выход. Ниже тропы на склоне есть скальные выступы, над которыми осыпь выполаживается. Спустились на один из выступов и разровняли 2 площадки под палатки (ф. 206). На это потребовалось время, и палатки ставили уже в сумерках. Успели набрать воды из замерзающих ручейков. Ночевали с комфортом и водой.

12.08.2014

День 22

Утро – ясно           Обед – ясно          Вечер – ясно

пер. Сарымат В. – зеленая седловина – кош на р. Сарымат

5 км

-1000м

2ч10мин

Выход в 7.15. Утром ручейки со снежников замерзли, и воды не было. Выходим в 7.15 без завтрака в надежде быстро спуститься до воды.  Траверсируем  осыпной склон  с легким набором высоты и выходим на понижающуюся тропу. С тропы видна седловина пер. Сарымат В. (ф. 207, 208). В 8.30 вышли на травянистую седловину.  Отсюда хорошо видны поля в долине р. Сарымат и пер. Тавасанг (ф.209) и ведущая к нему снизу мощная тропа на противоположном берегу. Решаем спускаться к кошу у реки прямо под гребнем, в котором находится наша седловина. С перевала его не видно, но видна тропа, спускающаяся к этому месту по противоположному берегу. Это придает уверенности, что мост, обозначенный на карте, там есть.

Начинаем спуск вправо-вниз по тропе на крутом (до 400 в верхней части) склоне. Вскоре склон начинает выполаживаться (ф. 210) и мы выходим на пологую травянистую часть. Здесь тропа теряется. Спускаемся левее к месту, куда ведет тропа на противоположном берегу. В 10.00 спустились к вытекающему из склона  чистому ручью. Остановились здесь на завтрак. В это время к нам снизу подошел человек. Оказалось, внизу располагается группа велотуристов и они ищут место повыше, откуда завтра пойдут через пер. Сарымат В. и Ахбашер. Мы им посоветовали остановиться на нашем месте, т.к. выше воды нет.

После завтрака и отдыха за 15 минут спустились на большую пологую поляну с ручьем, где стояли велотуристы (ф. 211). Отсюда видна зеленая седловина (ф. 212). Велотуристы собираются и уходят вверх, а мы располагаемся на их месте (ф. 213).

У нас получилась полудневка. Стираем, моемся, общаемся с местными жителями из коша, который расположен неподалеку.  Вечером они угостили нас кефиром и хлебом, а мы отдали необходимые им лекарства.

Расклад времени на прохождение связки пер. Ахбашер + пер. Сарымат:

Подъем от верховья долины р. Ахбашер на пер. Ахбашер

1час 05мин

Спуск с пер. Ахбашер на пер. Сарымат В.

0час 30мин

Спуск с пер Сарымат В. до поляны у коша в долине р. Сарымат

2час 40мин

Полное время подъема на перевал Ахбашер

1час 05мин

Полное время спуска с перевала Ахбашер

3час 10мин

4час 15мин

+205м

-1240м

9км

Выводы и рекомендации: Связка пер. Ахбашер + пер. Сарымат В. это легкая 1Б. Склоны скально-осыпные. Большая часть проходится по тропе. Но есть участки крутой и живой осыпи с выходами скал. Возможно, когда часть склонов покрыта снегом, эта связка становится полноценной 1Б.

Ф. 203  На седловине пер. Ахбашер.

Ф. 204  Вид с седловины пер. Ахбашер на пер. Сарымат В.

Ф. 205  На седловине пер. Сарымат В.

Ф. 206  Место ночевки на склоне под пер. Сарымат В.

Ф. 207 Пер. Сарымат В. с тропы на зеленую седловину.

Ф. 208  Пер. Сарымат с тропы при подходе к зеленой седловине.

Ф. 209  Вид на долину р. Сарымат с зеленой седловины.

Ф. 210  Спуск с зеленой седловины.

Ф. 211  Место стоянки велотуристов.

Ф. 212  С места стоянки видна зеленая седловина.

Ф. 213  Наш лагерь на поляне.

7.9  Пер. Тавасанг

Категория сложности – н/к; высота – 3310м; координаты: N 39,12545  E 68,03072

13.08.2014

День 23

Утро – ясно       Обед – ясно       Вечер – ясно

кош на р. Сарымат – пер. Тавасанг – оз. Маргузор

13 км

+650м -1180м

5ч30мин

Перевал Тавасанг соединяет долину р. Сарымат с озером Маргузор. Экспозиция склонов восток – запад.  Восточный склон травянистый, западный осыпной. Через перевал ведет тропа. Описание дается от коша под пер. Сарымат В. до оз. Маргузор.

Выход в 6.45. Проходим через кош к мосту и переходим на левый берег р. Сарымат. Отсюда к пер. Тавасанг идет хорошая тропа с плавным набором высоты. С тропы открывается вид на наш спуск с зеленой седловины (ф. 214). Через два перехода выходим на основную тропу, которая более круто поднимаемся по травянистым склонам вдоль ложбины, ведущей к перевалу. Поднимаемся вместе с группой велотуристов.  В верхней части склон выполаживается и становится видна седловина перевала (ф. 215). В 11.00 поднялись на седловину (ф. 216). Седловина осыпная. Тура нет.

Спускаемся по тропе влево-вниз в цирк. Здесь тропа раздваивается. Левая поднимается на боковой гребень, чтобы потом спуститься к озеру Азорчашма. Правая спускается вниз по ручью к оз. Маргузор. Спускаемся по правой тропе и на ближайшей зеленой полянке с появившимся ручьем встаем на обед. После обеда продолжаем спускаться по тропе и в 14.15 пришли к кишлаку Тиоглы. Здесь тропа превращается в дорогу. Местные жители зовут нас в гости, но мы идем к озеру. Вскоре оно показалось далеко внизу (ф. 217). Спускаемся по тропе среди огородов, потом по дороге, серпантином спускающейся вниз. В 15.40 спустились к озеру (ф. 218) и расположились на травяной лужайке  вблизи берега озера.  Рядом дорога и магазин. Купаемся, отдыхаем, лакомимся продуктами из магазина, т. к. продукты у нас почти закончились.

Продавец в магазине сказал, что здесь у многих есть машины и дал нам телефон одного из водителей. Мы созвонились с ним и договорились, что послезавтра он отвезет нас в Душанбе от озера Нежигон.

Расклад времени на прохождение пер. Тавасанг:

Подъем от коша в долине р. Сарымат до пер. Тавасанг

3час 20мин

Спуск с пер. Тавасанг до оз. Маргузор

2час 10мин

5час 30мин

+650м

-1180м

13км

Выводы и рекомендации: Перевал Тавасанг соответствует категории сложности н/к. Восточный склон травяной, западный осыпной. Перевал  полностью проходится по тропе.

Ф. 214  Зеленая седловина и путь спуска с тропы на левом берегу р. Сарымат.

Ф. 215  Пер. Тавасанг с востока.

Ф. 216  Группа на седловине пер. Тавасанг.

Ф. 217  С дороги становится видно оз. Маргузор.

Ф. 218  Озеро Маргузор.

7.9  Маргузорские озера

14.08.2014

День 24

Утро – ясно    Обед – ясно      Вечер – ясно

оз. Маргузор – оз. Азорчашма (рад.) – оз. Нежигон

16,5 км

+260м -800м

5ч20мин

Выход в 8.00. В этот день решили посмотреть все озера. Делаем радиальный выход на оз. Азорчашма. Подъем проходит по автомобильной дороге. Через 1ч 40мин пришли к озеру (ф. 219). Озеро очень большое с чистой и холодной водой. К 11.00 вернулись в лагерь. Поймали машину с отдыхающими, которые приехали посмотреть на озера. Договорились с ними, что они отвезут наши рюкзаки к зоне отдыха у оз. Гушор, где располагаются они сами. Мы же налегке прошли вдоль всех озер (ф. 220 -224). В зоне отдыха на оз. Гушор забрали наши рюкзаки и за один переход спустились к оз. Нежигон. Остановились  у верхнего края озера, где впадает ручей. Здесь ровная площадка, заросшая кустами. Озеро Нежигон, пожалуй, самое красивое. Вода очень чистая и не очень холодная. Цвет воды меняется от голубого до фиолетового. Остаток дня купаемся и отдыхаем.  Эта долина семи озер очень популярна среди велотуристов. Пока спускались, видели несколько групп.

На следующее утро созвонились с водителем. Он сказал, что задержится, т.к. его попросили помочь на похоронах, и обещал подъехать к 12.00. Мы спустились в поселок ниже озера, чтобы купить еды в дорогу. Там и встретились с водителем в условленное время. Дорога была тяжелая. В Душанбе приехали только в первом часу ночи.

Ф. 219  На озере Азорчашма.

Ф. 220  Озеро Хурдак.

Ф. 221  Озеро Нофин.

Ф. 222  Озеро Гушор. У дальнего края находится зона отдыха.

Ф. 223  У зоны отдыха на оз. Гушор. Сзади оз. Соя.

Ф. 224  Озеро Нежигон

8. Материальное обеспечение группы.

8.1 Групповое снаряжение.

Палатка 3-х местная

Горелка газовая

шт.

Кастрюля 3 л. и 2,6 л.  (алюм.)

Стеклоткань 1х1м

Ледобур - самовыверт

Карабин

Всего

Вес группового снаряжения на 1 мужчину составил – 21,3кг, на 1 женщину -  10,6кг

8.2. Финансовые расходы.

п/п

Расходы

на 1 чел.,  руб.

на группу 5 чел., руб.

Билет Москва – Душанбе – Москва (самолет)

Душанбе – а/л Вертикаль (машина)

к. Рашна – Душанбе (машина)

Страховка

Газ (26 баллонов)

Продукты (на 24 дня)

Всего

8.3 Состав аптечки и рекомендации.