19 августа 2020
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Камчатский
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: V

ОТЧЁТ

совершенном группой туристов г. Санкт-Петербурга в период с 31 марта по 15 апреля 2015 года.

Маршрутная книжка № 07/15
Руководитель группы Бахвалов Денис Георгиевич
Санкт-Петербург
тел. +79217406905
e-mail: lenobltur@yandex.ru

Оглавление

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
  2. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
  3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО.
  4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
  5. Изменения маршрута и их причины.
  6. График движения.
  7. Техническое описание прохождения группой маршрута.
  8. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
  9. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
  10. Дополнительные сведения о походе.
  11. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
  12. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Проводящая организация:

Станция юных туристов, ГБОУ «Балтийский берег», г. Санкт-Петербург
адрес: индекс 191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, д.49А
тел: (812) 325-00-46
www.balticbereg.spb.ru

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Страна: Россия; полуостров Камчатка
Район:  Камчатский край;
Подрайон: Восточный хребет.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

Пятая

15дней/16дней

31.03. - 15.04.2015 г.

1.4. Подробная нитка маршрута.

п.Раздольный – р.Авача – р.Ср. Авача – падь Сырыцын –– падь Костакан – пер.Костакан (между в.1798м и в.1706м) (1Б) - р.Бакенинг – пер.Перелаз Ложный (между в.1888,2м. и в.1706м.) (1640 м, 2А) – оз.Высокое – пер.Рыжий (Бакенинг) (1А) – влк.Бакенинг (1Б, рад) – р.Правая Камчатка – пер.Весенний (между влк.Бакенинг и влк.Новобакенинг) – оз.Безымянное (Медвежье) – оз.Верхне-Авачинское – пер.Тимоновский (1585м. 1Б) (между в.1877м и в.1551м.) – Падь Тимоновская – Тимоновские ист. – подход под пер.Скрытый, (2А) – пер.между вершинами 1383,2м. и 1616,2м. (н/к) – перевал между вершинами 1474,3м. и 1616,2м. (н/к) – падь Глубокая – р.Левая Авача – р.Дзендзур –- р.Чаявая – пер.Таловский (1А) – Таловские ист. – р.Таловая – р.Горячая – Налычевские ист. – ист. р.Шумная – пер.Серединный (н/к) – пер.Авачинский (1Б) – Авачинский приют Авачинский влк (1Б, рад) – р.Сухая Речка – п.Елизово.

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

Кат. трудности

Координаты

Характеристика препятствия

Путь прохождения

Перевал между Костакан (между в.1798м и в.1706м)

N 53,867600
Е 157,978682

Снежный

Правее по ходу движения под скальные выходы (из-за лавинной опасности прямого пути на перевал) Путь подъма: 150м траверсами на лыжах крутизна 30-35°, далее пешком по линии падения воды к скальным выходам, крутизна 40°, после 30м простого лазания по скалам, далее по гребню пешком вниз на перевал – до седла перевала 55 мин. Вниз в кошках по жесткому насту первые 70м 40°,  далее правее по склону 30-35°  100м вниз до выполаживания, далее на лыжах – спуск 40 мин

Перевал Перелаз Ложный

N 53,875174
E 157,981240

Снежно-ледовый

Подъем: в кошках по рыхлому глубокому снегу, под которым ощущается лед 100м 35-40°, далее вдоль левых скал 40м, пересекаем кулуар подъема и выходим на седловину  - 40 мин. Спуск: вниз 20м 35-40°  по снежному желобу до скальной полки, далее по полке 20м вправо по ходу движения, затем 30м вниз по снежному склону до следующего выхода скал на страховке, крутизна 40-45°. Далее к следующему выходу скал вниз и направо уклон 40-45° по косым перилам 40 м, далее 70 м по перилам до следующего выхода скал 40-45°. После этого пешком с организацией мер противолавинной безопасности по линии падения воды 300м, крутизна 35-40°, далее на лыжах в долину

Перевал Рыжий  (между в. 1562м и влк. Бакенинг)

N 53,905084
E 157,043206

Снежный

Подъем: 300м пешком по левому контрфорсу,  крутизна 30°, в верней части по жесткому насту в кошках.
Спуск на лыжах придерживаясь левой стороны 300 м с крутизной 30-35°, далее по более пологому склону 20-25 в долину

Вершина вулкан Бакенинг

N 53,904142
E 158,068472

Подъем: с пер. Рыжий по правому по ходу движения контрфорсу 900м в кошках, крутизна 40° на вершину к триангуляционному знаку – 2,5 часа.  Спуск: левее подъемного контрформа по ходу движения по снежно-фирновому кулуару, крутизна 40°, в 70 м от перевала переходим обратно на подъемный контрфорс и далее на пер. Рыжий – 1 час.

Перевал Майский (Весенний)

N 53,923723
E 158,075849

Снежный

По отрогу траверсом на лыжах на вершину 1348,3 м, оттуда вниз на перевал 30 мин, далее вниз с перевала на лыжах по очевидному спуску – крутизна 15-20°

Перевал Тимоновский

N 53 ,860381
E 158,202766

Снежный

Подъем: в кошках по линии падения воды до скального выступа, который обходим слева по ходу, далее подъем над скалой, не доходя 20 до перевала начинаются скальные выходы, не доходя 20 м до них движемся траверсом вправо на перевал, всего 150м, средняя крутизна  40-45° - 45 мин. Спуск: с организацией мер противолавинной безопасности по линии падения воды 300м, крутизна 30-35°, далее на лыжах 1 км до долины ручья

Пер. между вершинами 1383,2м. и 1616,2м. (н/к)

Снежный

Подъем: к руслу ручья на лыжах, далее направо по ходу движений на перевал  крутизна 15-20° (от перевала Скрытый левее по ходу траверсируя пологую террасу на перевал – 30 мин). Спуск на лыжах по желобообразному руслу ручья, уклон 15° до долины р. Сырыцин

Пер.  между вершинами 1474,3м. и 1616,2м. (н/к)

Снежный

Подъем: 2 км на лыжах по пологой 10-15° очевидной долине Спуск: на лыжах по пологому желобообразному склону 10-15° 3,5 км

Перевал Таловский

N 53,596893
E 158,818904

Снежный

Подъем: 700м по пологому 15° склону на лыжах.
Спуск: по узкому кулуару шириной 10м пешком 150м вниз, крутизна 30-35°, далее к долине р. Таловая

Перевал Серединный

Снежный

Подъем: пологий, крутизна 15-20° на лыжах. Спуск по очевидному пути спуска 20-25° до начала подъема на следующий отрог вулкана

Перевал Авачинский

N 53,279405
E 158,771387

Снежный

Подъем: на лыжах по р. Перевальный 2 км, крутизна 20-25°. Спуск на лыжах с перевала широкий и пологий 15 – 20о приводит через 2 км. к базе МЧС, а еще через 1 км. к Авачинскому приюту

Вершина вулкан Авачинский

N 53,256547
E 158,833849

Снежно-фирновый

Подъем: с приюта Авачинский на восток по контфорсу, крутизна 20°, далее крутизна увеличивается до 25° 350м, движение в кошках, выходим на отрог направлением на северо-восток – 1ч 15 мин, далее по отрогу плавно набирая высоту 10-15°, далее мимо-скалы останца на юго-восток строго к вершине, крутизна 25-30° до кромки кратера вулкана, далее 150 метров к вершине  2 часа – итого 3ч 15 мин.
Спуск: до отрога по пути подъема, далее не доходя выхода места подъема, свернули и спустились вниз по ярковыраженному кулуару – 2 ч 30 до пер. Авачинский.

1.6,7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.

N

3ЛР   Хибины

Участник

Спб

1.8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

В библиотеке ТССР, у руководителя..
Отчёт опубликован на сайте: "http://www.manturs.narod.ru/" rel="nofollow"

1.9. Поход рассмотрен Региональной спортивной федерации спортивного туризма Санкт-Петербурга (шифр МКК 178-00-556655530).

ЦЕЛИ ПОХОДА:
Проведение спортивного похода для повышения квалификации спортсменов, которые работают c детскими и взрослыми группами в качестве педагогов и инструкторов.
Составление обновленного описания района похода.
Изучение туристских возможностей района, для дальнейшей популяризации его среди российских обучающихся.
Оценка района с точки зрения проведения спортивных походов.
Составление описания пройденных перевалов.

Только все у нас в порядке,И уютно, и светло.
На заснеженной Камчатке Сердцу вольному легко…

Какой турист не мечтает посетить Камчатский край. Легендарный край горячей земли, вулканов и источников,  омываемый океаном. Край, обросший легендами и завораживающий своим величием и красотой.
Камчатка — один из интереснейших районов с точки зрения лыжного туризма. Дополнительную пикантность району добавляет практически полное отсутствие зимних описаний. В принципе, по району немного подробных отчетов и описаний, большое количество перевалов ещё не классифицировано, а классифицированные имеют не детальные описания.  Большое количество снега в апреле, но при это достаточное количество солнечной и безветренной погоды делает район и сложным и привлекательным для лыжного туризма.  Отличительной особенностью для Камчатки является то, что практически все реки и ручьи  с открытой водой. Преодоление водных препятствий в зимних условиях, требует особых навыков, специальной подготовки и снаряжения.
Район дает новый набор трудностей для спортсменов и является невероятно привлекательными, как для сложных походов и экспедиций, так и для более простых походов.
Поход планировался как спортивное мероприятие для повышения квалификации лыжных туристов, большинство из которых работает в сфере детско-юношеского и взрослого туризма.
Помимо этого перед группой стояла задача «Рассказать», т.е. исследовать, оценить район с точки зрения лыжного туризма, составить актуальные описания, уточнить классификацию перевалов и представить отчетные документы заинтересованной аудитории. Качество информации о районе является одной из важных составляющих обеспечивающее безопасность.

Команда сложилась очень дружная, позитивно настроенная и очень веселая. Большая часть группы уже была схожена в сложных лыжных походах. Высокая степень  коммуникабельности, а также педагогический опыт участников, позволяли оперативно и эффективно решать  поставленные задачи и возникающие проблемы.

3. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

Пути подъезда:  Из Санкт-Петербурга до Камчатского края можно добраться только самолетом. Ранее летал один прямой рейс, но в связи с отменой части рейсов данной авиакомпании, авиаперелет на Камчатку   из Санкт-Петербурга возможен только с пересадкой. Удобнее всего пересадка в Москве.
Наша группа добиралась самолетами компании Аэрофлот. Суммарное время в пути 9ч 25 минут. Стоимость перелета Санкт-Петербург — Москва - Елизово (Петропавловск-Камчатский) составила на человека 11916 рублей.
Аэропорт расположен между Петропавловском-Камчатским и Елизово. После посадки в аэропорту Елизово и получения багажа, Вы окажетесь на площади перед аэровокзалом. Не советуем пользоваться такси, так как таксисты, увидев в Вас приезжего, очень сильно завышают цены за проезд. Проще пойти на автобусную остановку и дождаться маршрутного такси или одного из автобусов: в г. Петропавловск-Камчатский (автостанция) - маршруты № 102,104, в г. Елизово - маршруты № 1,7,8, 102,104, в зависимости от того, куда вам нужно
Наша группа на площади аэропорта погрузилась в заранее арендованный микроавтобус до п. Раздольный — стоимость переезда составила на группу 4000 руб.

Пути отъезда: После окончания маршрута близ поселка Елизово нас забрало маршрутное такси, стоимость которого составила  3500 руб. на группу.  Один день группа провела в Елизово и Петропавловск-Камчатске, изучая местные достопримечательности. Жилье сняли на сутки, по объявлению в интернете — 1 комнатная квартира, стоимость составила 5000 руб. из-за большого количества гостей. Обратно добирались также на самолете авиакомпании Аэрофлот. Стоимость обратного перелета Елизово (Петропавловск-Камчатский) - Москва-Санкт-Петербург составила  11756 руб. Суммарное время в пути 10 ч 5 мин.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Поисково-спасательный отряд:
Петропавловск-Камчатский, Халактырское шоссе 5, телефон: 8(4152)41-03-95.
(Сайт: "http://www.rescue-kamchatka.ru" rel="nofollow")
Добраться до ПСО можно на автобусах: №4 (от автостанции) №8 и №14 (от центрального рынка). Остановка - ул. Солнечная. По сведениям из ПСО – регистрация туристских групп возможна по факсу или телефону. Мы рекомендуем обязательно заехать лично, так как можно спокойно и обстоятельно спросить всю ситуацию на маршруте, уровень воды в реках, метеосводку, активность медведей.
Отчёт о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по Камчатскому краюГУ МЧC России по Камчатскому краю: 683003, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, дом 25, тел. (4152) 42-39-58, факс (4152)42-10-84,Отчёт о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по Камчатскому краю
e-mail: emercom@kamfire.iks.ru,
телефон пресс-службы: (4152) 42-38-95.
Природный парк «Вулканы Камчатки»:
Адрес дирекции:
684000, г. Елизово, ул. Завойко, 33
Телефон: 8 (41531) 72400,
e-mail:park@mail.kamchatka.ru,

Гостиницы:
Из гостиниц можем порекомендовать Базу по приёму юных туристов, в которой мы и остановились. Она расположена очень удобно в историческом центре города. Аккуратные номера, есть телевизор и холодильник. Рядом располагается Камчатский выставочный центр, магазины, банки, рестораны, киноцентр «Октябрьский», главпочтамт, краеведческий музей.

• База по приёму туристов Камчатского центра детско-юношеского туризма (ул. Красинцев, 2, тел. 42-05-91)
  • Авача (ул.Ленинградская , 61)
  • Петропавловск (ул.Карла Маркса , 31)
  • Русь (ул. Звездная, 11/2)

Столовые: советуем столовую «Бистро» на ул. Ленинской, 62. Здесь можно вкусно и недорого (100-150 руб.) поесть. Очень хорошая и недорогая столовая недалеко от базы юных туристов. Мы договорились о централизованном питании – очень удобно.
Магазины тур. Снаряжения: магазин «Снежный барс», 50 лет Октября проспект, 12
Тел: +7(4152) 40-40-90, Сайт: www.snejnybars.ru
Медицинские учреждения: МУЗ "Городская поликлиника №1"(Ленинградская ул, 114) Там же есть травмпункт.
Автобусные станции: В городе две автостанции: «Центральный рынок» (ул. Пограничная) и  «10 км» (ул. Победы). Автобусы в аэропорт г. Елизово отправляются с автостанции «10 км». При передвижении общественным транспортом следует учитывать, что город из-за расположения по берегам Авачинской бухты город очень растянут, поэтому дорога по городу может занять немало времени. Проще заказать автобус, например, на автостанции договориться с водителем маршрутки
Магазины: Сеть супермаркетов “Шамса” (Космический проезд, 3а; пр. Победы,  67; Садовый переулок ,2).Также в городе много других магазинов.

4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Маршрут построен с учетом возможности при чрезвычайных обстоятельствах достаточно быстро выйти к людям.

Запасные варианты:

03.апр

падь Костакан – пер. между в.1752м и в.1722м – р.Бакенинг – пер. Перелаз (1640 м, 1Б) – оз.Высокое

14,3 км

04.апр

оз.Высокое – оз. Малые – р. Ср. Авача

16,3 км

05.апр

оз. Демидова - пер. между влк Бакенинг  и влк. Ново-Бакенинг (н/к) – р. Ср.Авача - оз.Медвежье - оз.Верхне-Авачинское

9,7 км

оз. Демидова - пер. между в.1877м и в.1639м  - р. Ср.Авача - оз.Медвежье - оз.Верхне-Авачинское

12,7 км

07.апр

Тимоновские ист. - пер. 1088м (н/к) – верховья р.Сарыцын – пер.1205м(н/к) – падь Глубокая

26,8 км

падь Глубокая - р. Левая Авача - р. Дзендзур - р.Тихая

27,7 км

10.апр

р.Тихая - р. Вершинская - пер. Вершинский (н/к) - Налычевские ист.

23,2 км

р. Правая Камчатка – п. Пущино

25,2 км

9-11 день

падь. Глубокая - р. Левая Авача - р. Дзендзур - р.Тихая – пер. Вершински (н/к) - Налычевские ист.

40 км

12-14 день

Р. Шумная – Налычевские ист.

25 км

5. Изменения маршрута и их причины.

1. Изменение графика движения произошло из-за ярко выраженной реакции организмов участников на смену часового пояса, которое вместе с оттепелью, сопровождаемой подлипом, дало большую нагрузку на участников. В связи с плохим самочувствием участников, было принято выделить второй день на дневку и со 2-ого дня группа двигалась с отставанием от графика
  2. Пер. Перелаз проходился в сложных погодных условиях. Также практически полностью отсутствовали описания перевала, уже после прохождения по сумме признаков группа сделала вывод, что была взята другая седловина перевала. таким образом, группа прошла новый перевал Перелаз Ложный, ориентировочная категория трудности которого оценивается как 2А.
  3. От прохождения участка маршрута с перевалом между в. 1877 м и в.1551 м (1Б) группа решила отказаться в силу отставания от графика и риска не успеть на самолет. Группа двинулась по запасному маршруту.
  4. От прохождения пер. Скрытый (2А) группа отказалась в виду критической лавиноопасности препятствия усиленной прошедшим накануне снегопадом. Группа двинулась по запасному маршруту
  5. От прохождения участка в районе влк. Дзензур и Жупановский группа отказалась по причине повышения активности вулканов в период прохождения маршрута, и как следствия сильных выбросов пепла, что могло отразиться как на здоровье группы, так и на снаряжении и безопасности прохождения препятствии.

6. График движения.

6ч02мин

05.апр

падь Костакан – пер.Костакан
(между в.1798м и в.1706м) (1Б) - р.Бакенинг – пер. Перелаз Ложный (1640 м, 2А) - оз.Высокое

6,5

8ч30мин

06.апр

оз.Высокое – пер. Бакенинг (Рыжий) (между в. 1562м и влк. Бакенинг) (1А) –  влк. Бакенинг (1Б, рад) – пер. Майский (Весенний)(н/к) - оз. Медвежье

11ч36мин

07.апр

оз. Безымянное (Медвежье) - оз. Верхне-Авачинское –  пер. Тимоновский (1585 м, 1Б) – Тимоновские ист.

16,5

10ч18мин

08.апр

Тимоновские ист. – пер. 1008м (между вершинами 1383,2м. и 1616,2м. (н/к) - верховья р.Сырыцын - пер. 1205м (между вершинами 1474,3м. и 1616,2м.) (н/к) – падь  Глубокая

9ч10мин

падь. Глубокая – р. Левая Авача – р. Дзендзур

13ч04мин

10.апр

р.Дзендзур - р. Чаявая - Таловский пер (1А) - Таловские ист.

10ч47мин

11.апр

Таловские ист. - Налычевские ист.

3ч21мин

12.апр

Налычевские ист. – ист. р. Шумная – пер. Серединный (н/к)- северо-восточный отрог влк. Корякский

12ч08мин

2ч10мин

ИТОГО

241,4

ЭП = П + К х ТС = П + 5 х (B + Т)
П = 241,4*1,2= 289,68
В = 17, Т = 1 – 2А, 5 – 1Б и 2 – 1А = 1х6+5х4+2х2 = 30
В+Т=30+17=47
ЭП = 289+5*(30+17)=524

7. Техническое описание прохождения группой маршрута.

Начало. У здания аэропорта в Елизово.

1 день, 31 марта 2015 г.
-8° - -6°С, ясно, штиль.
Пройдено 28 км, перепад высот – 100 м., ходовое время – 5 часов.
п. Раздольный – р. Лев.Авача

Из п. Раздольный движемся на север по снегоходному следу (фото 1.1.) вдоль левого берега р. Авача до частного хутора 23 км. (5 переходов по 50 минут). Далее по целине до переправы через р. Левая Авача 5 км. Переправа расположена в 1 км выше слияния р. Л. Авача с р. Авача. В этом месте река около 40 м. шириной, более 1,5 м. глубиной и скорость потока составляет примерно 2 м/с.

Над рекой протянут стальной трос (фото 1.2.) к нему на роликах прикреплена небольшая платформа. Платформа закреплена замком к опоре троса. Река вскрылась, но нам повезло, глыбы льда образовали в районе переправы крупный затор (фото 1.3.) и мы перешли на противоположный берег без особых проблем.

Фото 1.1. Начало дороги из п. Раздольный.

Фото 1.2. Переправа через р. Левая Авача.

Фото 1.3.
Переправа через р. Л. Авача.

За переправой в трехстах метрах встаем на стоянку. Неподалеку расположен полуразрушенный хутор. Дом закрыт ан замок. Традиционно в этих местах дома не закрывают, но этот, почему-то оказался закрытым.

2 день, 01 апреля
1 – 3°С, циклон, весь день сплошной мокрый снег и шквалистый ветер.
Пройдено 0 км, перепад высот – 0 м.
Дневка

Группу накрыла акклиматизация. Последние 1,5 суток без сна плюс замена ночи днем сказались на самочувствии участников на второй день. Акклиматизация выражается в проявлении общей слабости. Просто не проснуться, не встать, сильный озноб. Приняли решение спать и привыкать к новому ритму жизни. Планирование первого ходового дня сразу же после перелета было ошибкой. Необходимо давать организму день-два на привыкание к смене часового пояса.

3 день, 02 апреля
2 – 5°С, ясно, штиль
Пройдено 22 км, перепад высот – 190 м., ходовое время – 8 ч. 40 мин.
р. Лев.Авача – падь Сарыцын

08:30 выход. Преодолевая жесточайший подлип, прошли по трудноразличимому следу снегоходной дороги 22 км до р. Сырыцын. От р. Л. Авача до р. Схасык 6 км (3 перехода по 40 мин). Р. Схасык перешли по хорошему пешеходному мосту (фото 3.1).

Снегоходный след выводит прямо к мосту. От р. Схасык до р. Сырыцын 16 км, 7 часов пути (фото 3.1а). При хорошей погоде, температура воздуха днем поднимается до 5 – 7°С и в середине дня снег подлипает и проваливается. Спокойно передвигаться можно с 07:00 до 12:00 и с 17:00 до 20:00, либо терпеть подлип с тропежкой.

Фото 3.1 Мост через р. Схасык.

Фото 3.1а Долина р. Л. Авача.

Фото 3.2. Метеостанция на р. Сырыцын.

Фото 3.2а.

Около слияния р. Сырыцын и р. Средняя Авача стоит метеостанция (фото 3.2.). Судя по старым следам, она иногда посещается людьми. Дом закрыт и все кругом в табличках о запрещении здесь находиться с угрозой штрафа в 30000 т.р. (фото 3.2а.).

Если спуститься от метеостанции к реке Сырыцын, то через 100 м. упираешься в баню, стоящую на малом русле Сырыцина. Баня открыта и в ней можно переночевать группе в 5 – 6 человек.

В 300 м. на северо-восток от метеостанции через р. Сырыцын переброшен подвесной пешеходный мост (фото 3.3.). Река шириной метров 15 открыта и не очень располагает к преодолению ее вброд.

4 день, 03 апреля
Утро -7 - -8°С, днем 0 - +2°С, ясно, штиль.
Пройдено 14 км, перепад высот – 200 м.
падь Сарыцын – р.Средняя Авача

06:30 выход. Переходим по подвесному мосту р. Сырыцын. Далее снегоходного следа нет. Тропежка 15- 20 см. Движемся далее на север, вдоль русла р.С. Авача. Проходим по снежным мостам большое количество русел р. С. Авача.

Через 5 км (3 перехода по 40 мин) подходим к основному руслу. Оно открыто, но мелкое и ширина его примерно 15 м. Глубина примерно 30 см. Переправляемся вброд с использованием подготовленных гермомешков и галош (фото 4.1., 4.2.). Движемся далее 3 км. по правому берегу р. Средняя Авача. 10:00 подошли к месту слияния р. С. Авача и р. Тимоновский.

Провели разведку дальнейшего пути. Прямо – много русел р. С. Авача и р. Тимоновский, основное русло С. Авачи открыто и глубокое.

Учитывая то, что далее нам двигаться на северо-запад к оз. Костакан, решили обойти все эти русла по правому берегу.

Через 400 м уперлись в крутой 35° склон, плавно уходящий на правый борт ущелья (фото 4.3).

Фото 3.3. Подвесной мост через р.Сырыцын.

Фото 4.1, 4.2. Переправа через р. Л. Авача.

Фото 4.3.

Склон крутой, сильно заросший подлеском лиственничных деревьев и с глубоким рыхлым снегом. Выше по течению склон переходит в почти отвесный прижим правого борта долины к р. С. Авача.

После часа попыток движения, пройдя метров 200, решили вернуться в долину и продвигаться низом, переправляясь через русла рек.

Из-за сильного отставания по графику движения принимаем решение не терять время на организацию заброски в Тимоновские источники и уходить на техническое кольцо с полным весом. Тем самым выигрываем полдня.

Возвращаемся на наш прежний след переходим по снежному мосту на левый берег и движемся вверх по течению р. С. Авача вдоль ее русла. В месте впадения р. Тимоновский в Среднюю Авачу ручей разливается на несколько русел переходим их по снежным мостам. Далее русло С. Авачи становится единым, открытым и глубоким. Практически везде подход к реке – это отвесный снежный склон 1,5 – 2 метра высотой. Идем вверх по течению по левому берегу. Примерно в полутора километрах выше слияния нашли хорошее дерево, упавшее через русло реки. Организовываем перила, спокойно переправляемся (фото 4.4, 4.5) и встаем на обед в 15:00.

Следующие 4 км движемся вверх по правому берегу реки. Берег широкими ступенями спускается от ближайших склонов с запада на восток к Средней Аваче (фото 4.6.).

Вся трудность прохождения этого участка заключается в сильной изрезанности склонов глубокими оврагами, по дну которых текут открытые и зачастую бурные ручьи. Мы их насчитали семь, что вполне соответствует карте. Каждый овраг – это поиск спуска по снежным наддувам на глубину 5 – 8 метров, поиск места перехода через ручей и подъем на крутой, занесенный снегом противоположный берег. Все это сильно выматывает и приводит к большой незапланированной нами потере времени.

Встаем около 19 часов под крутым подъемом на язык лавового потока подводящего к оз. Костакан. Организовываем разведку завтрашнего подъема на лавовый поток.

Фото 4.4.

Фото 4.5.

Фото 4.6. р. Левая Авача

5 день, 04 апреля.
Утром -5 - -7°С, днем +1 - + 3оС, ясно, штиль.
Пройдено 7 км, перепад высот – 500 м
р.Средняя Авача – падь Костакан.

Выход 08:00. Подъем на язык лавового потока, чем-то напоминает подъем на фронтальную морену ледникового языка. Перед нами хаотичное нагромождение крупных камней вздымающееся на высоту около 30 метров с уклоном под 40° густо заросшее кедровым стланником и припорошенное снегом.

Вчерашняя разведка нашла в этом нагромождении место, немногим более пологое и немногим более заснеженное, чем весь остальной склон (фото 5.1).

Здесь и пробуем подниматься. Через полчаса подъема небольшими серпантинами и «лесенкой» выходим на каменистую террасу лавового потока, которая плавно поднимается двумя ступенями в сторону озера Костакан. Терраса сильно завалена нагромождениями камней, что с учетом тяжелых рюкзаков серьезно замедляет наше движение. Движемся далее на северо-запад придерживаясь левой по ходу стороны потока и примерно через 2 км выходим на холм (фото 5.2), который плавно спускается к озеру Костакан. Озеро около 1 км переходим в северо-западном направлении (фото 5.3).

Фото 5.1. Подъем на язык лавового потока.

Фото 5.2. Подъем на язык лавового потока.

Фото 5.3. Озеро Костакан.

Фото 5.4Падь Костакан.

Фото 5.5. Каньон перед пер. Костакан.

Далее продолжаем двигаться на запад еще 2 км по левому берегу реки Пади Костакан (фото 5.4) до поворота в долину левого притока реки.

Примерно от отметки 872,5 м. начинается подъем в долину левого притока реки пади Костакан с уклоном около 15°.

Через 1,5 км однородного подъема находим безопасное место неподалеку от входа в каньон перед пер. Костакан (фото 5.5) и в 14:00 встаем на обед.

Солнце печет неумолимо, снег на склонах раскисает, до темноты остается 4,5 часа и я принимаю решение не идти сегодня на незнакомый перевал. Организовываем разведку путей подхода к перевалу и ставим лагерь. Пытаемся найти воду и через некоторое время докапываемся, на глубине 2,5 метра под снегом, до ручейка.

6 день, 05 апреля.
-5 - -7°С, облачно, небольшой снег, слабый ветер.
Пройдено 6,5 км, перепад высот – 1370 м
Падь Костакан – пер. Костакан (1Б) (между в.1798м. и в.1706м.) - р. Бакенинг – пер. Перелаз Ложный (1640 м) - оз. Высокое

Выход в 6:30. Движемся вверх по натоптанной при разведке лыжне, по дну извилистого каньона с отвесными стенами и с нависающими снежными карнизами, но это единственный путь к перевалу в хребте к западу от вершины 1706,7 м ведущему в долину р. Бакенинг (фото 6.1 и 6.2).

Протяженность каньона около километра, уклон 20 – 25°. Внутри 3 ступени, преодолеваются на лыжах «лесенкой» (фото 6.3).

Каньон через  1 переход (1 час) выводит нас под перевальный взлет перевала в хребте западнее вершины 1706,7 м.

Так как описаний данного перевала мы не нашли, то назовем его Костакан, по названию подводящей к нему с юга долины.

Фото 6.1. Каньон перед пер. Костакан.

Фото 6.2. Каньон перед пер. Костакан.

Фото 6.04. Подъем на перевал Костакан.

Фото 6.05. На перевале Костакан.

Перевальный взлет примерно 120 – 150 м, уклон примерно 35° покрыт большим количеством снега. Верхняя часть плохо просматривается из-за низкой облачности, но в верхней части угадываются крупные наддувы. Правее (по ходу) перевала склон круче и поднимается прилично выше (200 – 220 м), но видны открытые камни, а в верхней части открытые скальные выходы. Этот подъем явно безопаснее, хотя и выходи выше перевала. Выбираем более безопасный путь (фото 6.04).

Подъем, первые 150 м. с уклоном 30 – 35° короткими траверсами на лыжах. Далее пешком в лоб, по линии падения воды (уклон 40°). Последние 30 метров несложное свободное лазание по скалам. Подъем на хребет занял около 40 минут.

Поднялись на хребет представляющий собой узкий гребень в 200 м. восточнее перевала и метров на 50 выше него.

Фото 6.06. На перевале Костакан.

Фото 6.07. Спуск с пер. Костакан.

Фото 6.08. Переход к пер. Перелаз Ложный.

Фото 6.09. Подъем на перевал Перелаз Ложный.
Кулуар перевального взлета.

В этом месте спуск в долину р. Бакенинг очень крутой, несколько ниже нас просматриваются практически отвесные участки скального базальтового пояса, проходящего повсеместно в этих местах на высоте 1400 – 1600 м. Спускаемся по гребню в западном направлении на перевал. Гребень очень узкий и забит снегом. В сторону пади Костакан, на юг свисают карнизы, поэтому движемся в кошках чуть ниже гребня по северному склону гребня.

На перевале в 09:00 (фото 6.05). Перевал представляет собой плавное понижение в хребте между вершинами 1636,1 м и 1706,7 м  Соединяет Падь Костакан водосбора р. Средняя Авача и долину р. Бакенинг. Перевал ориентирован север – юг и, как и у всех перевалов этой ориентации, в этом регионе, южный склон является наиболее лавиноопасным (фото 6.06). Дует пронизывающий ветер, поэтому сразу спускаемся.

Спуск первые 70 метров с уклоном 40° в кошках по жесткому насту между камней. Далее переходим правее на снежное поле уклон 30 - 35° и спускаемся вниз по линии падения воды по глубокому слежавшемуся снегу около 100 метров по одному, соблюдая дистанцию в 50 м. до выполаживания склона (фото 6.07). Спуск занял 40 минут.

Просматриваем противоположную сторону цирка. По описанию группы К.А. Лангбурда пер. Перелаз должен быть примерно напротив перевала, с которого мы только что спустились, в северной части цирка, из которого берет начало правый приток р. Бакенинг, между вершинами 1706,7 м. и 1888,2 м. По описанию не совсем понятно, где именно в хребте этот перевал, а из-за плохой видимости визуально хребет плохо просматривается. Определяем ориентировочное направление и траверсируем, стараясь не терять высоты, восточную часть цирка (фото 6.08).

Снега много, поэтому, что бы снизить возможность «подрезания» склона сбрасываем еще метров 150 высоты. Далее идем, соблюдая дистанцию 50 м. к предполагаемому месту подъема на перевал Перелаз.

Через 30 минут, перейдя на противоположный борт цирка и не доходя метров 300 до намеченного подъема, подходим к несложному и не очень высокому кулуару, который визуально ведет к неширокому разлому в хребте.

Фото 6.10. Проход под скалами на пер. Перелаз Ложный.

Фото 6.11. На пер. Перелаз Ложный.

Фото 6.12. Начало спуска с пер. Перелаз Ложный.

Фото 6.13. Спуск с пер. Перелаз Ложный. Первая веревка.

Судя по месту и направлению, возможно, это и есть перевал Перелаз. Этот путь показался заманчивым и мы начинаем подъем (фото 6.09). Сразу одеваем кошки, что бы избежать проблем при наличии наста в верхней части подъема. Кулуар шириной 15 – 20 метров оказался забитым до самого верха большим количеством рыхлого, не слежавшегося снега. В верхней части кулуара, что бы уменьшить нагрузку на склон, переходим под скалы левее кулуара по ходу (фото 6.10).

Под скалами движемся вправо по ходу в сторону разлома в хребте (предполагаемый перевал). При пересечении кулуара под скалами, снежный склон проседает и в верхней части по снегу идут трещины. Придерживаясь скальных выходов, через 20 метров движемся к понижению в хребте и вылезаем в узкую расщелину. Похоже, что назад пути нет. Место, в которое мы вылезли слабо похоже на перевал, хотя снизу этот подъем казался вполне логичным.

Подъем 150 м. занял 40 минут. Это место я бы назвал ложный перевал Перелаз (фото 6.11). Сквозь сплошную облачность, в северо-западном направлении в 300 м от нас иногда просматривается место вероятного перевала Перелаз. Там то же понижение в гребне и нет нагромождения скал, как здесь. Двигаться в этом направлении при видимости в 100 метров представляется мне неоправданно опасным. Гребень очень острый, практически «пила» из скал, по обеим сторонам гребня висят снежные карнизы. Мысль спуститься обратно в кулуар отбрасываю из-за большой, на мой взгляд, лавинной опасности. Поэтому, решаем спускаться в сторону оз. Высокое здесь.

От расщелины вниз метров на 20 спускается узкий (2 м) желоб (35 – 40°). Упирается желоб в скальную полку, уходящую вправо по ходу под скал. Ниже полки - скальные сбросы базальтового пояса, который повсеместно проходит в верхней части близлежащих хребтов. Организуем разведку.

Спускаемся по желобу забитому снегом на полку (фото 6.12). Далее по полке влево по ходу метров 20 вдоль скал под верхушкой гребня.

Фото 6.14. Спуск с пер. Перелаз Ложный.

Фото 6.15. Спуск с пер. Перелаз Ложный.

Фото 6.16. Обзор спуска с перевала.

Фото 6.17. Каньон после спуска с перевала Перелаз.

Полка упирается в гладкий снежный склон шириной метров 30 с уклоном примерно 45 - 50°. Далее за снежным языком чуть ниже нашей полки виден скальный выход. Снега много, он рыхлый и однородный. Первый участник выходит без рюкзака на страховке. Он пробивает борозду в снегу и закрепляет свой конец перил под скалой за снежным языком. Спускаемся по проложенной тропе с самостраховкой на горизонтальные перила, утаптываем площадку под скалой (фото 6.13), собираемся на площадке все вместе. Далее опять снежный склон метров 40 и снова немного ниже нас скальный выход. Провешиваем горизонтальные страховочные перила и спускаемся на следующую площадку под скалой. Далее склон начинает немного выполаживаться (40°). Наметенного снега еще больше. Следующий скальный выход ниже нас метрах в 70 и немного правее по ходу. Первый выходит с организацией всех мер противолавинной безопасности. Снега местами по грудь (фото 6.14).

Борозда до следующей скалы пробита (фото 6.15). Под ней большой наддув и яма, в которой можно собраться и передохнуть. Далее движемся уже без веревок, пешком, по одному, с лавинными лентами, соблюдая дистанцию 100 м вниз по линии падения воды 300 метров до выполаживания.

На подошве склона в безопасном месте собираемся. Спуск занял около 1,5 часа (фото 6.16 и 6.18). Перевал можно категорировать, как 2А.

Фото 6.18. Обзор спуска с перевала (после каньона с водопадом).

Фото 6.19. На озере Высоком.

Далее одеваем лыжи и движемся вниз 1 км в северо-восточном направлении до оз. Высокое. Выход из цирка проходит через небольшой и узкий каньон, в середине которого небольшой водопад (фото 6.17). Эта ледяная ступенька коварно подстерегает разогнавшихся лыжников. Озеро Высокое (фото 6.19) протяженностью около двух километров пробегаем за полчаса и к 16-ти часам встаем на ночлег на северо-восточном берегу, неподалеку от подъема на пер. Рыжий и вулкана Бакенинг.

7 день, 06 апреля
-6 - -8°С, ясно, с утра сильный до 15 м/с ветер, днем – штиль.
Пройдено 13 км, перепад высот – 3326 м.
Оз. Высокое – пер. Рыжий (1А) – вершина влк. Бакенинг (1Б) – пер. Майский (Весенний) (н/к) – оз. Безымянное (Медвежье).

Выход 07:00. За 40 минут доходим до начала подъема на пер. Рыжий (пер. Бакенинг) (фото 7.1.).

Упоминание об этом перевале мы нашли в одном отчете о летней прогулке по Камчатке в районе вулкана Бакенинг, и не желая никого обидеть, приняли это название за основу. На перевал ведет забитый снегом кулуар. Слева и справа по ходу от кулуара поднимаются два контрфорса. Левый каменистый поднимается немногим выше перевала. Правый – тоже каменистый в верхней части уходит правее перевала на склон вулкана Бакенинг. Поднимаемся пешком по левому по ходу контрфорсу (фото 7.2.). В верхней части жесткий наст, идем в кошках. Подъем около 300 м. с уклоном 25 - 30° преодолеваем за 1 час. В 09:00 на перевале.

Фото 7.1. Путь к пер. Рыжий (Бакенинг) и на влк. Бакенинг.

Фото 7.2. Подъем по контрфорсу на пер. Рыжий (Бакенинг).

Фото 7.3. Пер. Рыжий (Бакенинг) вид на юг.

Фото 7.4. Пер. Рыжий (Бакенинг) вид на север.

Перевал представляет собой широкое понижение в западном плече вулкана (фото 7.3., 7.4.). Ориентация север – юг. Соединяет водоразделы р. Средняя Авача (оз. Высокое) и р. Правая Камчатка.

Дует достаточно сильный ветер, но ясно и видимость прекрасная. Решаем одеться потеплее, оставить рюкзаки и лыжи и сходить на вулкан Бакенинг.

Прямо от перевала движемся к правому по ходу контрфорсу (фото 7.5.), ведущему на вершину вулкана. От перевала подъем по контрфорсу (фото 7.6.) до вершины 900 метров с уклоном 30 - 35° и протяженностью около километра занял 2,5 часа (фото 7.7.).

Фото 7.5. Начало подъема на влк. Бакенинг от перевала.

Фото 7.6.

Фото 7.7. Подъем на влк. Бакенинг.

Фото 7.8. На вершине влк. Бакенинг.

Вершина представляет собой острый гребень, окаймляющий с северной и западной стороны непосредственно, глубокий разрушенный кратер. С юго-восточной стороны стена кратера совсем разрушена. Высшая точка вулкана отмечена погнутым непогодой триангуляционным знаком (фото 7.8.).

Спуск с перевала левее линии подъема по ходу на спуск. Спускаемся по снежному полю между двумя контрфорсами. Снег не глубокий и хорошо держит кошки. Примерно на уровне перевала переходим правее, на контрфорс, ведущий на перевал. Спустились на перевал за 1 час. На перевале одеваем лыжи и спускаемся в сторону р. Правая Камчатка. Спуск первые 300 метров с уклоном 30 – 35° далее выполаживается до 20 – 25°. Вначале необходимо придерживаться левой стороны цирка, затем спускаемся по неширокой долине около двух километров. Склон покрыт настом и припорошен неглубоким слоем свежего снега. Катуха.

В 13:30 встаем на обед на пологой северо-западной террасе вулкана (фото 7.11.). Ветер стих окончательно, на небе безоблачно.

Вид на юго-запад с вершины влк. Бакенинг.

Фото 7.11. Северо-западная терраса влк. Бакенинг. Место обеда.

Фото 7.12. Траверс северных отрогов влк. Бакенинг.

Фото 7.13. Траверс северных отрогов влк. Бакенинг.

В 15:00 продолжаем движение в сторону водораздела р. Правая Камчатка и р. Средняя Авача. Подъем по распадку между северными контрфорсами вулкана (фото 7.12., 7.13.).

Выходим на небольшое понижение в северном отроге вулкана (фото 7.14., 7.15.) и траверсируем отрог к вершине 1348,3 м.

Далее спускаемся на некатегорийный перевал Майский (Весенний) (1261 м.) (фото 7.16.) и продолжаем движение в восточном направлении к озеру Безымянное. От обеда до пер. Майский 1,5 часа хода.

Перевал Майский (Весенний) представляет собой широкий и пологий переход через возвышение, образованное лавовыми потоками Вулканов Бакенинг и Новобакенинг.

Перевал ориентирован с запада на восток и соединяет водоразделы рек Правая Камчатка и Средняя Авача.

Легкий спуск по пологой террасе через 2 километра приводит нас к узкому (10 – 15 м.) оврагу спускающемуся (сброс 120 м.) под углом 15 – 20° к озеру Безымянное (Медвежье) (фото 7.18.). У впадения ручья из оврага в озеро ставим лагерь. Время 17:20.

Фото 7.14. Небольшое понижение в северном отроге вулкана. Вид на восток.

Фото 7.15. Небольшое понижение в северном отроге вулкана. Вид на запад.

Фото 7.16. Спуск к пер. Весенний (1261м.).

Фото 7.17. На пер. Весенний (1261м.). Вид на восток.

Фото 7.18. Спуск к оз. Медвежье.

8 день, 07 апреля
-6 - -8°С, переменная облачность, ветер 3-5м/с – верхами до 15 м/с.
Пройдено 16,5 км, перепад высот – 1750 м.
оз. Медвежье - оз. Верхне-Авачинское – пер. Тимоновский (1585 м, 1Б) – Тимоновские ист.

Выход 06:30. Идем в юго-восточном направлении около 1 км до начала реки, вытекающей из южной оконечности озера Безымянное (Медвежье) и впадающей в оз. Верхне - Авачинское. Река открыта. Выходим на правый берег и движемся вниз по течению пробираясь через густые заросли ольшанника (фото 8.1.).

Фото 8.1. Движени сквозь ольшанник в сторону оз.Верхне-Авачинское

Фото 8.1а. Прижим к реке.

Фото 8.2. Проход прижима.

Фото 8.2а. Оз. Верхне-Авачинское.

Периодически пытаемся либо принять ближе к реке, либо отойти от нее подальше в поисках оптимального пути. Это бесполезно. Заросли ровным слоем распространились по берегу и ближайшему склону. Причем, дальше от реки отходить опасно. Во-первых, по причине встречающихся глубоких оврагов, которые периодически прорезают склон в направлении реки. И, чем выше по склону расположен овраг, тем круче и глубже борта оврага. Во-вторых, примерно в полутора километрах от истока реки восточный склон вершины 1334,3 м. вплотную подходит к реке почти отвесным откосом (фото 8.1а.). Проходить это место надо, прыгая по камням, вдоль кромки воды (фото 8.2.). И, судя по свежим разбросанным вокруг камням, здесь частенько происходят камнепады и проходить это место надо по одному и очень быстро. Опасное место тянется метров на 150 и пробежав его по одному мы снова выходим на достаточно широкий и пологий берег реки.

Пройдя после прижима еще метров 500 начинаем приближаться к руслу реки, что бы перейти реку и продолжить движение в юго-восточном направлении в сторону Тимоновского перевала. Реку перешли спокойно, в среднем течении она закрыта льдом. От места пересечения реки до оз. Верхне-Авачинское около 2 км.

В 09:00 мы на озере (фото 8.2а.), 1,5 км по озеру прошли за 20 минут и вышли на его восточный берег немногим южнее впадения в озеро ручьев, стекающих с ближайших ледников. Практически сразу поворачиваем направо по ходу и начинаем подъем на левый борт ущелья (фото 8.3.) по дну, которого течет ручей, вытекающий из под ледника у перевала Тимоновский. Этот ручей в своем нижнем течении проходит по каньону с крутыми бортами, поэтому, мы сразу круто 25 – 30° набираем высоту и одновременно траверсируем левый борт вверх по течению ручья. 150 – 200 м. выше ручья склоны более пологие (20 – 25°), чем внизу у ручья. Движемся вверх по течению, соблюдая дистанцию и используя рельеф для уменьшения возможности подрезания снега на склоне.
Правый борт ущелья выглядит более пологим, но визуально на нем гораздо больше снега. Поэтому, правый склон, невзирая на лавиноопасную крутизну, представляется мне менее опасным.

Пройдя 1,5 км, и набрав метров 250, мы приближаемся к ручью. Здесь склоны с обеих сторон от ручья не более 15 – 20° и мы спокойно переходим на противоположный, правый борт ущелья (фото 8.4.).

Фото 8.3. Левым бортом ущелья в сторону пер. Тимоновский.

Фото 8.4. Пересекаем ручей на подходе к леднику.

Фото 8.5. По леднику к пер. Тимоновский.

Фото 8.6. Подъем на перевальный взлет пер. Тимоновский.

Продолжая набирать высоту (10 – 15о) через 1 км подходим к подъему на ледник, стекающий из цирка перевала Тимоновский.

Подъем на ледник 30 – 35° около 50 метров проходим короткими траверсами. Далее движемся по гладкому леднику постепенно набирая высоту в южном – юго-восточном направлении в сторону пер. Тимоновский (фото 8.5.). Пройдя по леднику еще 1 км в 11:30 подходим к перевальному взлету перевала Тимоновский.

Перевал расположен в южной части вытянутого с запада на восток глухого цирка. По дну всего цирка стекает ледник. Перевал просматривается, как пологое понижение в хребте. К перевалу прямо от ледника поднимается ровный однородный склон крутизной 40 – 45° и высотой около 150 м. Склон забит рыхлым однородным снегом. Посередине склона просматриваются два скальных выступа, которые хочется использовать при подъеме.
Что бы избежать неприятностей в верхней части хребта, сразу внизу одели кошки. Начинаем подъем пешком по линии падения воды, соблюдая дистанцию 30 м. под левым по ходу скальным выступом (Фото 8.6.). Тропежка примерно по колено. Дойдя до скалы, обходим ее слева по ходу. Далее продолжаем подъем над скалой. Не доходя 20 м. до верха хребта начинаются гладкие скальные выходы. Что бы их обойти сворачиваем вправо по ходу и траверсом выходим на перевал (фото 8.6а.). На перевале в 12:15. (фото 8.7., 8.8.). Перевал представляет собой неширокий (5 – 7 м.) гребень. Здесь самое низкое место в этом гребне. На восток гребень становится уже и окаймляет вышеописанный цирк с юга. На запад - не изменяясь по ширине поднимается на ближайшую вершинку.

Фото 8.6а. Верхняя часть перевального взлета. Вид в сторону оз. Верхне-Авачинское.

Фото 8.7. Пер. Тимоновский вид на запад.

Фото 8.8. Пер. Тимоновский вид на восток.

Фото 8.8а. Спуск с перевального взлета пер. Тимоновский.

Фото 8.9. Спуск с пер. Тимоновский в сторону р. Тимоновский.

Фото 8.10. У водопада разворачиваемся.

Перевал ориентирован север – юг и соединяет долину р. Тимоновский с верховыми ручьями оз. Верхне-Авачинское.
Спуск с перевала не очень крутой 30 – 35° но забит большим количеством снега (фото 8.8а.). Свежий снег глубиной 30 см. лежит на тонкой снежной доске, в которую периодически проваливаются ноги выше колена. Спускаемся пешком вниз по линии падения воды соблюдая дистанцию 100 – 150 м.
В начале выполаживания встаем на лыжи и продолжаем спуск. Спуск по однородному рыхлому снегу проходит по склонам (15 – 25°) широкого цирка. В 1 км от перевала спуск входит в долину ручья и становится уже, но продолжает оставаться ровным и не очень крутым позволяя нам спускаться, используя слаломную технику на лыжах.

Спускаемся еще 1 км и в 13:30 встаем на обед в районе впадения первого левого притока у отметки 992,3 м. Дальше движемся по руслу ручья вниз еще около 2 км. Внезапно ручей входит в очень узкое ущелье (фото 8.10.), скальные прижимы подпирают ручей с двух сторон отвесными стенами, ручей во многих местах начинает выбиваться из подо льда и в самом узком месте спадает водопадом со ступени высотой 5 – 7 м.

Разворачиваемся, идем до ближайшего возможного подъема на правый борт ущелья и, поднявшись метров 50 над ручьем, траверсом обходим узкое место. Дальше опять приходится спускаться к ручью, склон становится труднопроходимым из-за кустарника, густо поросшего на крутых склонах ущелья.

Через 300 – 400 м. движения вниз по руслу ручья упираемся в очередное сужение долины, ручей все чаще открыт, впереди просматриваются скальные прижимы.

Фото 8.11. Слияние ручьев.
«Ворота» - каньон в сторону перевала Скрытый.

Фото 8.12. Тимоновские горячие источники.

Фото 8.12а. Тимоновский кордон.

Фото 8.13. Тимоновские горячие источники.

Решаем не рисковать и поднимаемся снова на правый борт ущелья. Движемся еще 500 м. вниз вдоль ручья. Внизу ручей входит в каньон и нам открываются «ворота» входа в реку (фото 8.11.), которая стекает с некатегорийного перевала с отметкой 1008,5 м. Эта река соединяясь чуть западнее отметки 823,1 м. с ручьем, по которому спускаемся мы образует Тимоновский ручей и пройдя через Тимоновскую падь впадает в Среднюю Авачу. Место слияния этих ручьев располагается в отвесном каньоне. Поэтому проходить от Тимоновских горячих источников вверх к перевалу 1008,5 надо либо по левому берегу Тимоновского ручья (там, кстати и на карте указана тропа), либо по правому берегу подниматься выше слияния основных двух притоков и переходить правый приток выше их слияния метров на 300 – 400.

После слияния двух ручьев образующих р. Тимоновский движемся около двух километров вниз по течению по правому берегу. В 300-ах метрах от Тимоновских источников спускаемся к ручью, переходим по снежному мосту на левый берег  и движемся до «ванны» горячего источника (фото 8.12, 8.13.). От «ванны» прямо вверх (25 м., 35°) поднявшись на верхнюю террасу левого берега (троп не видно) упираемся в избушку (фото 8.12а.) егерского кордона заказника «Тимоновский». В избушке есть нары и печь, что позволяет просушиться и поспать в тепле группе человек 7 – 9. Рядом с избушкой есть старая землянка человек на 5 – 6, в которой то же есть печь и нары. Судя по следам снегохода, к избушке есть подъезд снизу из долины р. Средняя Авача. Подошли к избушке и встали на ночлег в 16:30.

9 день, 08 апреля
-2 - +2°, переменная облачность, ветер 3-5м/с.
Пройдено 14 км, перепад высот – 2220 м.
Тимоновские ист. – пер. 1008,5 м. (н/к) – верховья р. Сырыцин - пер. 1205,2 м.(н/к) – падь  Глубокая

Выход в 08:00. Движемся правым берегом на восток (фото 9.1.) по нашей вчерашней лыжне около двух километров вверх по р. Тимоновский до наиболее пригодного места перехода через правый приток ручья (фото 9.2.). Переходим немногим выше слияния ручьев, 300 м. северо-восточнее каньона – «ворот», из которых вытекает левый приток р. Тимоновский, берущий начало от пер. 1008,5 м.

Фото 9.1. Вверх по р. Тимоновский.

Фото 9.2. Спуск к переходу через правый ручей.

Фото 9.4. Каньон на подходах к пер. Скрытый.

Фото 9.3. Долина, упирающаяся в пер. Скрытый.

Перейдя правый приток по снежному мосту резко набираем высоту, обходя слева по ходу каньон левого притока. Поднявшись метров 50 на плечо небольшого юго-западного отрога вершины 1622,5 м. траверсируем его и через 300 м. не теряя высоты выходим в русло левого ручья выше каньона – «Ворот». Далее идем 1,5 км по руслу ручья. Русло забито переметенным снегом. Не доходя 300 м. до некатегорийного перевала у отметки 1008,5 м. поворачиваем вместе с руслом ручья на север и поднимаемся метров 500 по дну небольшого каньона (фото 9.4.) с уклоном 15 – 20°. Каньон выводит в долину, упирающуюся в пер. Скрытый (фото 9.3., 9.4.). Долина забитая снегом плавно (примерно 10 – 15°) поднимается к перевалу. Перед перевалом справа по ходу взору открывается небольшой цирк окаймленный пилообразным хребтом. В самой левой по ходу части цирка, прямо перед нами встает заснеженная «стена» перевала Скрытый. При подходе к нему снега становится все больше. Снег свежий, не слежавшийся. Слева от нас по ходу, на склонах просматриваются языки свежих, явно сегодняшних лавин. Подходим к перевальному взлету (фото 9.5.) и встаем на привал подумать о тактике подъема.

Вчера вечером в долине шел снег и по верхам сильно дуло, весь склон завален свежим снегом. Слева свежие следы небольших лавин. Интенсивно теплеет.

Фото 9.4. Пер. Скрытый.

Фото 9.5. Пер. Скрытый. Перевальный взлет.

Фото 9.6. Спуск по долине от пер. Скрытый в сторону некатегорийного перевала между вершинами 1383,2 м. и 1616,2 м.

Фото 9.7. Некатегорийный перевал между вершинами 1383,2 м. и 1616,2 м.

Пока отдыхали и оценивали склон, в верхней части перевального взлета из-под наддувов началось самопроизвольное сползание снега. До перевала 200 метров набора высоты с уклоном около 45°. Склон широкий и ровный, в верхней части просматриваются наддувы, которые правее над скалами переходят в карнизы. Прятаться некуда. Принимаю решение отказаться от подъема, разворачиваться и идти запасным маршрутом через 2 некатегорийных перевала в падь Глубокую. От Тимоновских источников до перевального взлета пер. Скрытый 3,5 часа хода.

Идем на юго-запад по своей лыжне. Не доходя до входа в каньон на повороте ручья на северо-запад, принимаем левее (фото 9.6.) по ходу и траверсируя пологую террасу в нижней части юго-западного отрога вершины 1616,2 м. выходим на перевал у отметки 1008,5 м. Переход между перевалами занял около получаса. На перевале в 12:00.

Перевал (фото 9.7.) – широкое и глубокое понижение между вершинами соединяет долины пади Тимоновская и пади Сырыцын. Перевал ориентирован с запада на восток.

Спуск с перевала 1008,5 м. (фото 9.8.) около 2-х километров по неширокому желобообразному руслу ручья с уклоном около 15° выводит нас в широкую безлесную долину верховья р. Сырыцин. Стало тепло, начался сильный подлип. Обедаем.

Далее поворачиваем на северо-восток и еще примерно 2 км поднимаемся с уклоном 10 – 15° по равномерно поднимающейся долине (фото 9.9., 9.10.) до некатегорийного перевала у отметки 1205,2 м.

На перевале в 15:00 (фото 9.11.). Перевал – широкое и глубокое понижение между вершинами 1474,3 м. и 1616,2 м. соединяет долины пади Сырыцын и пади Глубокая. Ориентирован перевал с запада на восток.

Снега на склонах очень много и под влиянием дневного тепла он повсеместно сходит лавинами (Фото 9.12., ).

Спуск с перевала в северном направлении по пологой (примерно 15о) желобообразной долине (фото 9.13.) через 3,5 км приводит нас в широкую долину пади Глубокая.

Фото 9.8. Спуск с перевала между вершинами 1383,2 м. и 1616,2 м.

Фото 9.9. Подъем на некатегорийный перевал между вершинами 1474,3 м. и 1616,2 м.

Фото 9.10. Подъем на некатегорийный перевал у отметки 1205,2 м.

Фото 9.11. На перевале между вершинами 1474,3м. и 1616,2м.
У отметки 1205,2 м. Вид на восток.

Смотрим на не взятый нами перевал Скрытый (фото 9.14.). Северные склоны перевального хребта тоже совсем белые, то есть забиты большим количеством снега. Далее вниз по долине пади Глубокая в восточном направлении тропим еще около 2 км и встаем на стоянку в 16:30.

Фото 9.12. Кругом сходит снег.

Фото 9.13. Спуск с перевала между вершинами 1474,3м. и 1616,2м.

Фото 9.14. Пер. Скрытый. Вид с севера из пади Глубокая.

Фото 9.15. Кругом сходит снег. Спуск в долину пади Глубокая.

10 день, 09 апреля
0 - -5°, переменная облачность, ветер 3-5м/с., вечером до 15 м/с
Пройдено 30 км, перепад высот – 780 м.
Падь Глубокая – р. Левая Авача – р. Дзендзур.

Выход в 05:30. Сегодня идем по долинам, поэтому выходим пораньше, что бы пройти побольше, до подлипа. Движемся вниз по пади Глубокая (фото 10.1.) правым берегом на восток.

Река открытая, но много снежных мостов. Переходим периодически с берега на берег избегая скопления кустов. Встречаем свежие следы медведя.

Фото 10.1. Падь Глубокая.

Фото 10.2. Место слияния р. Падь Глубокая и р. Левая Авача

Фото 10.3. Переправа через р. Л. Авача.

Фотот 10.4. Переправа через р. Л.Авача.

Через 3 перехода по часу, пройдя 12 км. в 09:00 подошли к р. Левая Авача (фото 10.2.). Река открыта полностью, ширина реки метров 10, течение ровное, глубина около метра - полутора.

К реке, как везде спускаются крутые снежные отвесы 1,5 – 2,5 метра. Расходимся в разные стороны по реке в поисках переправы.

Фото 10.6. Долина р. Дзензур.

Фото 10.5. Долина р. Дзензур.

В пятистах метрах ниже по течению Л. Авачи по медвежьим следам нашли упавшее через реку дерево.
На вид вполне пригодное для перехода. Первый с опорой на маятниковую веревку, без рюкзака проходит по дереву, убирая снежные сугробы.

Наводим перила и переправляемся все (фото 10.3, 10.4.). Поиски и переправа заняли около 1,5 часа. Далее движемся на северо-восток и поднимаемся на северные отроги вершины 1072,5 м. Пытаемся найти дорогу, обозначенную на карте и ведущую на отрог. Дорогу не нашли. Траверсируем северные отроги вершины 1072,5 м. Нам надо перевалить хребет Дзензур в его пологой западной части и выйти в верховья р. Дзензур. Через 2,5 часа проходим около 6 км и встаем на обед. Начался подлип и движение сильно замедлилось.

Далее движемся на юг – юго-восток правым берегом р. Дзензур (фото 10.5., 10.6.). Через 11 км, 4 часа хода встаем на стоянку у впадения в р. Дзензур реки Вершинская крупного правого притока р. Дзензур. Стоянка в 500 метрах западнее отметки 412,2 м. К вечеру поднялся сильный ветер. Растительности в долине практически нет, прячемся за снежную стену.

11 день, 10 апреля
0 - -5° -, практически ясно, ветер 1-3м/с.
Пройдено 22 км, перепад высот – 700 м.
р. Дзендзур - р. Чаявая - Таловский пер (1А) - Таловские ист.

Выход 06:00. Дальнейший наш маршрут пойдет вверх по р. Чаявая, которая является следующим по ходу правым притоком р. Дзензур. Для прохода к нему нам необходимо перебраться через неторопливо текущую меж снегов речку – первый крупный правый приток р. Дзензур. Выходим вверх по течению притока в поисках перехода через него. Примерно в 500 м. выше слияния находим наиболее мелкое на вид место реки и, прокапав канаву-спуск к воде, переходим реку в брод с использованием наших бродовых гермомешков с галошами (фото 11.1.).

Далее движемся в восточном направлении, пересекаем небольшой отрог немногим южнее отметки 569,6 м. и через 2 км от места перехода через ручей подходим к руслу р. Чаявая (фото 11.2.).

Далее 14 км вдоль русла р. Чаявая движемся в южном направлении в ее верховья (фото 11.3., 11.4., 11.5.). Периодически появляются следы старого следа от снегохода.

Дойдя до поворота основного русла р. Чаявая на восток, напротив отметки 864,0м. продолжаем движение строго на юг в понижение между холмами.

Фото 11.1. Переправа через правый приток р. Дзензур.

Фото 11.2. Долина р. Чаявая.

Фото 11.3. Долина р. Чаявая.

Фото 11.4. Долина р. Чаявая.

Там должен быть перевал Таловский. И действительно, пройдя метров 700 очень пологого подъема, мы упираемся в крутой спуск по узкому кулуару, зажатого между двумя холмами (фото 11.6., 11.7.). Ширина кулуара 10 м, длина спуска около 150 м. с уклоном 30 – 35° (фото 11.8., 11,9.). Далее после кулуара спускаемся по очень узкой долине р. Таловая в южном направлении прямо к Таловским горячим источникам.

От перевала Таловский до горячих источников 3 км. Около Таловских горячих источников стоит гостевой дом для гостей Налычевского природного парка.

Фото 11.5. Долина р. Чаявая.

Фото 11.6. Пер. Таловский. Вид на юг.

Фото 11.7. Пер. Таловский. Вид на север.

Фото 11.8. Спуск с пер. Таловский.

Фото 11.9. Спуск с пер. Таловский.

Фото 11.10. Домик у Таловских горячих источников.

Он занят коммерческой группой французов, заброшенной сюда на вертолете для ски-туринга.

Ночью, под светом звезд, купаемся в горячих источниках. Температура воды по ощущениям 40 – 45°С.

12 день, 11 апреля
-3 - -5° -, ясно, ветер 1-3м/с.
Пройдено 9 км, перепад высот – 320 м.
Таловские ист. - Налычевские ист.

Выход 09:00. За три часовых перехода прошли 9 км по следу от снегохода в юго-западном направлении от Таловских горячих источников до Налычевских горячих источников (фото 12.1. – 12.4.). Пересекли р. Порожистая и р. Желтая по снежным мостам.

На базе постоянно дежурит смотритель. Есть несколько домиков, в которых можно снять комнату. Есть краеведческий музей. Дороги к базе нет. На базу можно попасть на снегоходах или пешком.

Фото 12.1.

Фото 12.2. База у Налычевских горячих источников.

13 день, 12 апреля
-3 - -5° -, вечером до -15°С, ясно, ветер 1-3м/с.
Пройдено 22 км, перепад высот – 990 м.
Налычевские ист. – ист. р. Шумная – пер. Серединный (н/к)- Северо-восточный отрог влк. Корякский

Выход 06:00. Абсолютно ясно и штиль. На севере серой громадой вздымается покрытый пеплом Жупановский вулкан (фото 13.1.).

Первые 6 км движемся вверх по долине р. Горячая в юго-западном направлении по широкой дороге от снегоходов идущей в сторону пер. Пиначевский (фото 13.2.).

Следующие 16 км движемся в юго-восточном направлении, траверсируя северо-восточные склоны Корякской сопки. По дороге, практически незаметно для группы, пересекаем пер. Серединный. Перевал представляет из себя понижение в одном из отрогов влк. Корякский.

Фото 13.1. Непрерывно курящийся Жупановский вулкан.

Фото 13.2. Дорога на Пиначевский и Корякский перевалы.

Фото 13.3. Верховое плато – исток р. Горячая.

Фото 13.4. Источник теплой минеральной, газированной, насыщенной углеводородом, воды.

Общий набор высоты достаточно плавный, но путь пролегает поперек большого количества вулканических барранкосов, что существенно увеличивает время прохождения маршрута.

Потоки лавы, извергаемые вулканами во время извержений, текут вниз по склонам, оставляя в теле горы глубокие овраги с крутыми бортами. Эти глубокие овраги тянутся сверху вниз вдоль склонов вулкана практически с самого верха и до рек, протекающих у подножья горы. Обходить их бессмысленно. Их можно только методически пересекать. У каждого такого оврага приходится тратить время на поиски оптимального спуска на 20-ти – 30-ти метровую глубину и такой же высоты подъема.

Поэтому, при планировании траверсов склонов вулканов необходимо учитывать, что переход в 3 км по горизонтали по времени может занять 3 и более часов. Вдобавок все склоны Корякской сопки покрыты жестким обледенелым настом с застругами на его поверхности (фото 13.5., 13.6.), что также затрудняет траверсирование таких склонов.

Встаем на ночевку в 18:15 на северо-восточном склоне Корякской сопки у высоты 1013,6 м. Закапываем шатер в снег опасаясь возникновения штормового ветра.

Фото 13.5. Жесткие заструги на северо-восточных склонах Корякской сопки.

Фото 13.6. Северо-восточные склоны Корякской сопки.

14 день, 13 апреля
-5 - -7°, пасмурно, ветер 3-5м/с.
Пройдено 9 км, перепад высот – 600 м.
Северо-восточный отрог влк. Корякский - пер. Авачинский (1Б) – Авачинский приют.

Выходим в 7:00. Продолжаем движение еще 5 км на юго-восток – юг, огибая траверсом Корякскую сопку плавно набирая высоту и пресекая лавовые овраги.

Фото 14.1. Вулканические барранкосы.

Фото 14.2. На подходах к пер. Авачанский.

Фото 14.3. Пер. Авачанский.
На дальнем плане перевальная гора Верблюд.

При заходе в южном направлении к седловине между Корякской и Авачинской сопками (фото 14.2.), при подходе к р. Перевальный, нельзя сильно набирать высоту, потому что восточные склоны г. Корякская сопка на высотах около 1000 – 1100 м. изобилуют отвесными скальными сбросами. По ручью Перевальный 2 км заходим на перевал Авачинский в 11:00 (фото 14.3.). Подъем по ручью Перевальный последние 2 км не представляют технической сложности. И видимо, категорию 1Б Авачинский перевал получил за сложно проходимые, изматывающие подходы.

Спуск с перевала широкий и пологий 15 – 20° приводит нас через 2 км к базе МЧС, а еще через 1 км к Авачинскому приюту.

Остаток дня отдыхаем в ожидании погоды для восхождения на Авачинский вулкан.

15 день, 14 апреля
-7 - -9°, ясно, ветер 3-9м/с.
Пройдено 15 км, перепад высот – 3840 м.
Авачинский приют - Авачинский влк (1Б, рад) – р. Сухая речка

Выход в 07:05 утра. Солнце за вулканом, безоблачно, безветренно. От места ночевки пересекли лог с перевала, и сразу же подъем в 20°, надеваем кошки (фото 15.2.). Глубина снега около 20см, но местами сдут до камней или обледенелого наста. Идем по контрфорсу вверх на восток. Через 400 метров уклон увеличился до 25°. Показалось солнце (фото 15.3.).

Фото 15.1. Из окна самолета. Путь подъема.

Фото 15.2. Начало подъема на Авачинскую сопку  от Авачинского перевала.

Фото 15.3. Подъем по контрфорсу на гребень отрога.

Фото 15.4. Гребень, ведущий к вулкану.

Набрав 750 метров по высоте за 75 мин, вышли на гребень отрога направлением на северо-восток с плавным правым поворотом к вулкану (фото 15.4.). После небольшого привала (15.5.) в 10 минут двинулись по отрогу, наклон около 10-15°, снег плотный (фото 15.4.).

В 10:15 прошли мимо огромной скалы-останца, движемся в восточном направлении по гребню отрога, еще через 20 минут направление движения стало на юго-восток, строго к вершине вулкана, только вверх (фото 15.6., 15.7.), наклон увеличился до 30°. На высоте 2550 метров стало ощущаться, что мы на вулкане – толщина снега около 5см, а под ним 10см пустоты – порода очень теплая.

В 11:55 вышли на кромку кратера шириной около 6 метров, видимость слабая из-за клубов пара, прошли по кромке еще около 150 метров, сфотографировались и повернули обратно (фото 15.8., 15.9., 15.10.).

Фото 15.5. Корякская сопка со склонов Авачинской сопки.

Фото 15.6. Верх по склону.

Фото 15.7. На склоне Авачи.

Фото 15.8. Гребень кратера. Лавовая пробка.

Фото 15.9. На гребне кратера.

Фото 15.10. На вершине  Авачинской сопки.

Фото 15.11. Западный гребень Авачинской сопки. Вид на юг.

Фото 15.15. Спуск с Авачинского перевала по р. Сухая Речка.

Спуск начали в 12:20. До отрога шли по своим следам, а с отрога свернули раньше, не доходя до контрфорса и спускались по кулуару расположенному справа по ходу от подъемного контрфорса.

В 14:50 вернулись на место стоянки, приготовили обед, в 16:30 выдвинулись вдоль р. Сухая речка. Снег плотный, катимся плавно вниз, наклон в 5-10°, через 5 км останавливаемся на ночевку.

16 день, 15 апреля 2015.
-5 - -7°, ясно, ветер 3-6м/с.
Пройдено 13,4 км, перепад высот – 510 м.
р. Сухая речка – п. Елизово.

Выход в 11:00 часов. Облачно с прояснениями. Катимся вниз, уклон 0-5°, местами снегоходная колея, снег размяк, идем до отчетливого поворота направо (на север) снегоходной колеи и через 400 выходим в 13:20 на угол асфальтовой дороги. Ура! Созваниваемся с родными, с транспортом и едем в Елизово.

Фото 16.1. На спуске к дороге. Вид на Авачинскую и Корякскую сопки.

Фото 16.2. На дороге в Елизово. Конец пути.

Итого за день: 13,4 км, Ходовое время 2ч 10мин, Перепад 510м.

8. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

При подготовке к путешествию, конечно, необходимо учитывать различного рода факторы, которые могут повлиять на прохождение маршрута по плану.
Камчатка красива своей неповторимой природой и очень опасна ею. Извержения вулканов, землетрясения, цунами, шторма отличают данный район от остальной части страны. На протяжении всего времени освоения полуострова люди пытались спрогнозировать катаклизмы, или хотя бы уменьшить ущерб от них. Здесь находится уникальный для нашей страны Институт Вулканологии и сейсмологии РАН. Если извержения вулканов более-менее прогнозируются, то землетрясения ни нашим ученым, ни остальному человечеству пока не удается предсказать.
Камчатка – регион со сложными для проведения похода природными условиями. Большое количество вулканов, тяжелые метеоусловия, близость Тихого океана с его разрушительными штормами и цунами – заставляют проводить более тщательную подготовку к походу.  Всем таким факторам при планировании поездки было уделено большое количество времени.
Наиболее верную и оперативную информацию о состоянии активных вулканов можно получить  у «Камчатской группы реагирования на вулканические извержения» ("http://www.kscnet.ru/ivs/kvert/" rel="nofollow").
Наличие спутникового телефона позволило ежедневно иметь текущий прогноз погоды. Также с помощью телефона можно было получить оперативную информацию о состоянии вулканов.
Если извержение вулканов еще маловероятно при прохождении маршрута, то с встреча с медведем очень вероятно! Поход совершсяался в то время, когда уже случаются первые оттепели и часть медведей выходит из спячки и голодная начинается шататься по лесам. Такого пода встречи достаточно опасны, а главное очень вероятны (по данным, полученным от инспекторов природного парка, на полуострове свыше 10 000 медведей).
Для уменьшения вероятности внезапной встречи с этим хищником были взяты свистки и фальшфейеры. И в течение всех передвижений группа свистела и громко разговаривала.

1. Конкретную опасность на данном маршруте представляла лавинная обстановка пер. Перелаз Ложный (2А) лавиноопасен, как и сам перевал Перелаз, также лавиноопасен пер. Скрытый (2А) от прохождения которого группа решила отказаться в пользу безопасности.
  2. Спуск с Тимоновского перевала заканчивается изрезанным каньоном ручья. Стоит принять меры безопасности и не разгоняться на спуске внимательно следить за изменением характера рельефа.
  3. На переправах и при движении под слоем снега могут оказаться незамерзшие ручьи, что может быть чревато, как травмами конечностей, так и простым переохлаждением при мокрых ногах в зимнее время.
  4. Также участники рискуют провалиться в кедровый стланик, поэтому движение без лыж рекомендуется только при преодолении локальных препятствий
  5. Активность вулканов и пепел от них может составить некоторую проблему на маршруте. В первую очередь в силу того, что пепел служит как абразив, и снег с пеплом может повредить скользящую поверхность лыж
  6. В апреле наступает оттепель, и поэтому часть медведей, просыпается и начинает бродить по лесам в поисках пищи, встреча с таким медведем крайне опасно. Нашей группе несказанно повезло, и она не встретила ни одного медведя, но количество свежих медвежьих следов свидетельствовало о близости данной опасности.

«Камчатской мыс по большей части горист. Горы от южного конца к северу непрерывным хребтом простираются, и почти на две равные части разделяют землю; а от них другие горы к обоим морям лежат хребтами ж, между которыми реки имеют течение….»  С.П. Крашенинников.

«Налычево» — природный парк на полуострове Камчатка, созданный в 1995 году. Площадь парка составляет около 287 тыс. га. Парк расположен в долине реки Налычева и ограничен обрамляющей её цепью вулканов. На территории парка находится большое количество горячих и холодных минеральных источников, обладающих целебными свойствами. Растительный и животный мир парка очень богат, многие виды животных и растений занесены в Красную книгу. 6 декабря 1996 года природный парк «Налычево» внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Отчёт о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по Камчатскому краюВулкан Дзендзур – это крупный, но сильно разрушенный стратовулкан. Высота его равна 2285 м. Он имеет подковообразную форму с кратером диаметром около 1 км и обрывистыми внутренними стенками высотой 200 м.
Вулкан Ааг — потухший вулкан в составе вулкана Арика, входит в состав Авачинско-Корякской группы вулканов, и ограничивает ее с северо-запада. Располагается севернее Корякской сопки. С предгорий вулкана берут своё начала речки Пиначевская и Дремучая. Абсолютная высота — 2310 м. По исследованиям вулканологов активность началась 1 млрд лет назад и закончилась 600 тыс. лет назад.
Отчёт о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по Камчатскому краюВулкан Горелый является памятником природы, который находится в 75 км к юго-западу от г. Петропавловска-Камчатского. Самый большой и красивый кратер Голубое озеро. Его неправильной формы воронка, около полукилометра в поперечнике, окружена отвесными стенами высотой 150-200 м. Дно кратера занято озером голубого цвета, частично покрытым припайным льдом и плавающими льдами.
Отчёт о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по Камчатскому краюВулкан Корякская сопка — истинный красавец, который своим ростом превосходит все остальные вулканы в Авачинской группе, высота его 3456 м. Это типичный стратовулкан, имеющий очень правильную, можно сказать, классическую форму конуса. Корякский и Авачинский представляют собой великолепную панораму местности, хорошо видны за десятки километров.
Вулкан Мутновский (Мутновская сопка)  является памятником  природы, который был внесён в 1996 г. в список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО в номинации «Вулканы Камчатки». Морфологически это сложный массив с максимальной высотной отметкой 2323 м.

Отчёт о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по Камчатскому краюОзеро Вершинское расположено на Вершинском перевале, на высоте 700 м. над уровнем моря. Диаметр зеркала 400 м. Названо топографами в середине ХХ в. по перевалу.
Отчёт о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по Камчатскому краюС перевала открывается красивый панорамный вид на долину реки Налычева. В окрестностях озера произрастают редкие виды растений, например: золотистый и розовый рододендроны.

Аагские (Чистинские) минеральные источники находятся в верховьях левого истока небольшой реки Чистой, приблизительно в 2 км. к северо-востоку от туристской тропы, спускающейся  с Пиначевского перевала к Налычевским источникам.

Река Налычева протекает на территории Природного парка «Налычево» и имеет длину 75 км. Туристы со всех стран мира приезжают на местные термальные и холодные минеральные источники с уникальным химическим составом, куда входит мышьяк, бор и кремний.Отчёт о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по Камчатскому краю

Авачинский вулкан пользуется у камчатцев, особенно жителей Петропавловска-Камчатского, необычайной популярностью. На Авачинскую сопку в ясную погоду многие люди совершают восхождение. Вид, открывающийся с кромки кратера, на Петропавловск-Камчатский, на Налычевскую долину, на соседние вулканы, потрясающий. Вулкан Авачинский — своеобразное украшение города.

Налычевские горячие источники являются памятником природы, который находится в бассейне реки Правой Налычевой. Источники активно посещаются туристами, в местах выхода термальных вод построены уютные бассейны.Отчёт о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по Камчатскому краю

Петропавловск-Камчатский  Петропавловск-Камчатский — административный центр Камчатского края, крупнейший город на Камчатке, седьмой по величине город на Дальнем Востоке. Расположен на берегах Авачинской губы Тихого океана. В городе есть несколько музеев, мы посетили два из них: Краеведческий музей и Музей Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН.
Рекомендуем сходить в Краеведческий музей. Его экспозиция довольно обширна: во время интересной двухчасовой экскурсии на двух этажах музея расскажут о флоре и фауне Камчатки, открытии полуострова, народах, в разное время населявших эти земли и об истории Петропавловска-Камчатского. В отдельном зале можно увидеть коллекцию картин, написанных местными художниками.
Любители геологии и минералогии оценят Музей Института вулканологии.  Посетить его можно только по предварительной договоренности.  Здесь можно познакомиться с  большим собранием полезных ископаемых, руд, образцов лавы из многочисленных вулканов Камчатки и из других мест в мире, а также  увидеть фотографии последних извержений вулканов Камчатки и Курильских Островов. Экскурсию проводят сами сотрудники института.
Любителям изобразительного искусства стоит посетить Камчатский краевой художественный музей – один из самых молодых музеев на дальнем Востоке. Его  коллекция насчитывает более  трёх тысяч экспонатов. Значительную часть музейного собрания составляют произведения художников Камчатки. Кроме постоянной экспозиции, в музее часто проходят  временные выставки на различные тематики.
Петропавловск-Камчатский — стратегически значимый город Дальнего Востока, здесь дислоцируется  база Тихоокеанского флота России. Неудивительно, что в городе есть несколько музеев, посвященных военной тематике, такие как Военно-исторический музей Камчатской флотилии и Музей боевой славы войск и сил на северо-востоке.
Старейший и самый известный театр города – Камчатский театр драмы и комедии.  В репертуаре театра произведения  У. Шекспира,  А.П. Чехова, Н.В. Гоголя и др. Театральный сезон открывается в октябре и закрывается в мае. В городе есть Филармония и Хоровая капелла. Более подробную информацию о музыке Камчатки можно найти на сайте www.kammusic.ru.
Очень советуем отправиться на прогулку на кораблике по Авачинской бухте к острову Старичков. Катера отходят от причала морского порта Петропавловска. Во время шестичасовой  прогулки Вы увидите красивейшие пейзажи бухты и прибрежных скал,  прокатитесь на моторной лодке к населённому топорками и чайками острову Старичков. С лодки птиц можно рассматривать с расстояния вытянутой руки. Если повезет, в море можно увидеть тюленей и нерп.
Если Вы захотите искупаться в Тихом океане, рекомендуем  съездить на  Халактырский пляж. Проезд городским автобусом от автостанции «Центральный рынок» до посёлка Заозёрный (стоимость 16 рублей), далее пешком. Мы заказали микроавтобусы – проще, хотя и дороже.
Контакты:

•  Краеведческий музей ( ул. Ленинская, 20, тел (4152)2-54-11, часы работы: с 10:00 до 20:00 (обед с 13:00 до 14:00), выходной - пн и вт, стоимость – 100р. ) .
  • Музей Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН (бульвар Пийпа, 9, (4152)29-77-17, (4152)29-77-34)
  • Камчатский краевой художественный музей (ул. Ленинская, 62, "http://kamartmuseum.ru/" rel="nofollow")
  • Областной художественный музей (ул. Ленинградская, 100)
  • Военно-исторический музей Камчатской флотилии (ул. Радиосвязи, 69)
  • Музей боевой славы войск и сил на северо-востоке (ул. Радиосвязи, 69)
  • Камчатский театр драмы и комедии (ул. Ленинская, 74, касса 42-02-94 , сайт "http://www.kamteatr.com" rel="nofollow", )
  • Филармония (ул. Ленинская, 75)
  • Камчатская Хоровая капелла (ул. Советская, 21)

10. Дополнительные сведения о походе.

(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ
Камчатская область расположена на крайнем северо-востоке России и занимает территорию 472,3 км2. В ее пределах находится весь Камчатский п-ов, с прилегающей к нему частью материка, и Командорские о-ва.
Северная точка области расположена почти у Северного полярного круга – на 65° с.ш. Здесь короткое лето и длинная зима с 40-градусными морозами и северными сияниями. Южная точка, мыс Лопатка, на параллели 50° 57' с.ш. высится скалистым обрывом над Первым Курильским проливом у места слияния вод Охотского моря и Тихого океана. В проливе преобладает пасмурная погода, часты продолжительные сильные ветры, растительный покров берегов скуден. Наибольшая ширина полуостровной части – 470, материковой – 640 км. Западный берег имеет ровную береговую линию, обусловленную выположенным рельефом. Восточное побережье имеет более сложное очертание. Далеко вдаются в пространства Тихого океана гористые п-ва Кроноцкий, Камчатский, Озерной, м. Шипунский, на севере, в Берингово море, - мысы Ильпырь и Ильинский. Между ними расположены крупные заливы - Авачинский, Кроноцкий, Камчатский, Озерной, Корфа.
Вблизи Восточного побережья находится о. Карагинский, отделенный от Камчатки мелководным (56 м) проливом Литке, а также Командорский архипелаг.
В состав Камчатской области входит Корякский автономный округ, образованный 10 декабря 1930 г. и занимающий территорию 305,5 тыс. км2. Он включает четыре района - Тигильский, Карагинский, Пенжинский и Олюторский. Здесь живут коряки, русские, чукчи, ительмены, эвены. Письменность национальных языков разработана на основе русского алфавита. На территории округа, наряду с горным рельефом с высотами до 2500 м, преобладают тундры и лесотундры, распространена многолетняя мерзлота. Основа экономики округа - рыбная промышленность, оленеводство, звероводство, охота. Ведется добыча бурого угля для местных нужд. Поддерживается развитие народных промыслов на основе меха, кожи, кости. Административный центр Корякского автономного округа - пос. Палана.
Камчатка и Курилы - единственные в стране районы современного вулканизма. Они входят в тихоокеанское огненное кольцо, образуя Курило-Камчатскую дугу. 28 действующих и около 160 потухших вулканов имеются на полуострове. Они расположены в виде двух поясов меридионального направления в восточной и юго-восточной части Камчатки. Большинство действующих и потухших вулканов сосредоточено вдоль восточного побережья от м. Лопатка до влк. Шивелуча. Второй пояс тянется по Срединному хребту, все вулканы которого, за исключенном Ичинского, являются потухшими.
Вулканы связаны с зонами глубинных разломов земной коры. Часто к одному разлому бывают приурочены несколько вулканов. Они обманно расположены недалеко друг от друга и образуют группы. Такими, например, являются Ключевская группа, расположенная в северо-восточной части Центральной Камчатской низменности, в которую входят такие действующие вулканы как Ключевской, Плоский Толбачик, Безымянный.
Естественными спутниками вулканической деятельности являются грязевые вулканы и горячие источники, в т. ч. гейзеры. В районе действующих вулканов вода вместе с газами, проходя сквозь разжиженную глинистую массу, образует грязевые вулканы. Около 200 целебных минеральных источников находится на Камчатке. Из них горячих - 150. Большинство находится в Восточном вулканическом поясе, значительно меньше - в Срединном хребте. На западном побережье и в северных районах их почти нет. Часть источников и горячих ключей находится в кратерах вулканов или на дне кальдер, другие расположены в долинах рек и на береговых террасах.
Для климата Камчатки характерно чрезвычайное разнообразие и неустойчивость погоды, обусловленные географическим положением, влиянием окружающих морей и Тихого океана, движением воздушных масс, рельефом.
Побережья полуострова имеют черты морского климата. В центральных и северных районах климат близок к континентальному. В восточных районах в течение одного дня летняя жара может смениться холодным моросящим дождем, напоминающим о глубокой осени, или туманом с пронизывающим ветром, а на смену им опять может вернуться тепло. В то время как в двадцатых числах июня на перешейке, Парапольском доле всюду лежит снег, Карагинский залив забит осколками льда, а по рекам идет половодье, в Центральной Камчатской низменности цветут черемуха и луговые травы, а в районе Петропавловска-Камчатского многие растения уже отцветают, и пляж Авачинской бухты посещается купальщиками, хотя половина Авачинской сопки еще покрыта белой снежной шапкой.
Самой холодной частью полуострова зимой является Центральная Камчатская низменность, где средняя температура января -22 °С. Самая низкая температура наблюдалась в районе с. Мильково: -57°С. Но «полюс холода» находится в пос. Верхне-Пенжино, где зарегистрирована температура -64 °С. На всей территории области в течение зимы наблюдаются оттепели, нередки случаи повышения температуры до +5 °С в январе и феврале. Наиболее высокие температуры на побережье и островах наблюдаются в августе, в центральной части полуострова зарегистрированы в июле. Наибольшее значение – в районе с. Долиновка (+37 °С.).
Число теплых дней с температурой выше 20°С на Камчатке невелико. На побережье за все лето их наблюдается от 1 до 6, в материковой части до 20-30, а в долине р. Камчатки – от 35 до 55.
На формирование климата Камчатки большое влияние оказывает циклоническая деятельность. Циклоны надвигаются через юго-восточное побережье, куда они выносят теплый и влажный воздух Японского и Желтого морей, вызывают продолжительные снегопады, метели и штормовые ветры. Одновременно повышается температура на 6-10°С.
В Центральной Камчатской низменности, защищенной от влияния циклонов мощными хребтами, преобладает морозная, сравнительно тихая, малооблачная погода континентального типа.
В пределах Камчатской области осадков выпадает больше, чем в любой другой области страны и по сезонам неравномерно. Наибольшее количество осадков – до 2500 мм в год – выпадает на восточных и наветренных склонах гор юга полуострова. В Центральной Камчатской низменности, защищенной от влияния циклонов хребтами Срединным и Восточным, оно составляет в среднем 400 мм в год. На северо-восточном побережье количество осадков вновь увеличивается до 500-600 мм в год. Наименьшее количество осадков выпадает на крайнем северо-западе области - до 300 мм в год. Лето на Камчатке дождливое. В зимнее время погодные условия очень изменчивы, что выражается, например, во внезапных снегопадах, нередко сопровождающихся сильными ветрами. Иногда за одни сутки может выпасть 100 % и более месячной нормы снега. В целом, количество осадков в холодный период почти на всей территории области больше, чем в теплый. И только на западном побережье в теплый период осадков выпадает больше, чем в холодный.
Температурный режим, характер осадков и другие климатические факторы, а также геологическое строение, рельеф обусловили современное оледенение. Всего в области насчитывается 414 ледников общей площадью 871,1 км2. Они расположены, главным образом, в высоких горных массивах и на вулканах. Самый длинный ледник Камчатки – Бильченок, расположенный на влк. Плоском Дальнем (Ключевская группа), имеет протяженность 17,7 км и занимает площадь в 21,8 км2. Интересен ледниковый массив г. Отдельной на Кроноцком п-ве, где ледники располагаются на высоте всего 600 м. Самый крупный из них – Тюшовский, длиной 5 км. Влияние ледников на климат Камчатки и ее природу в целом незначительно.
Камчатка и сегодня остается одной из наименее населенных областей нашей страны. Средняя плотность населения очень низка: на 1 человека приходится 1,6 км2, а если учесть, что из 439,4 тыс. человек 359,1 тыс. (81,7 %) составляет городское население (гг. Петропавловск-Камчатский, Елизово, Ключи), то фактически плотность еще ниже (данные приведены по состоянию на 1 января 1994 г.). Наиболее густо заселены долины р. Авачи и р. Камчатки. Остальная часть населения живет, главным образом, на побережьях, что обусловлено благоприятными природными условиями этих регионов и рыбной специализацией экономики области.
На Камчатке насчитывается до 14 100 рек и ручьев, из которых большая часть имеет длину до 10 км и только 105 — свыше 100 км. Резко выделяются по своим размерам река Камчатка (758 км) и река Пенжина (713 км). Средняя густота гидросети — 0,77 км2, но имеются районы с густотой менее 0,6 км2, а в молодых вулканических районах востока — всего около 0,03 км2.
Несмотря на незначительную длину, реки Камчатки исключительно полноводны. Средний многолетний сток на полуострове является одним из самых больших не только на Дальнем Востоке, но и в России вообще. Он составляет 1000 мм. Питаются камчатские реки на 55–56 % подземными водами, талые воды дают 35–40 %, а дожди — около 10 %.
На Камчатке свыше 100 тыс. больших и малых озёр.
На побережье распространены озера морского происхождения — лагунные: Нерпичье — самое большое на Камчатке, Большой Калыгирь, Лиственное и др. В Срединном хребте большое количество ледниковых озер.
Наиболее многочисленная группа озер — торфяные. Велики их скопления в Западной Камчатской низменности, приморских низменностях Восточной Камчатки. Есть озера, возникшие вследствие подпруживания рек потоками лавы. Озера, заполняющие кальдеры вулканов, достигают большой глубины (от 9 до 200 м и более). Наиболее крупные из них — Кроноцкое (212 км2) и Курильское (76 км2). Вскрытие озер происходит в конце мая — начале июня, а полное освобождение ото льда задерживается у некоторых из них до середины июля. Курильское замерзает только в редкие годы.

ТУРИСТСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА
«…Камчатскою землицею и Камчаткою просто называется ныне оной великой мыс, которой составляет последней предел Азии с восточную сторону, и от матерой земли в море около семи градусов с половиною с севера на юг простирается»  С.П. Крашенниников.
Туристские возможности Камчатки чрезвычайно огромны. Отдаленность от населенных пунктов, сильнопересеченная местность, сложные природные условия, тайга, бурные реки позволяют  совершать как пешеходные, так лыжные и горные походы самых высоких категорий сложности.
Район прекрасно подходит для совершения путешествий I-VI к. с. Имеется полный набор естественных препятствий для прохождения разнообразного и насыщенного похода. Есть всевозможные локальные препятствия (вершины 4А Альп. к/тр, перевалы 1А-2Б, переправы через бурные реки), протяженные препятствия (мощные ледники и фирновые поля, стланик и высокогорная тундра, тайга и шлаковые поля, луговое высокотравье). Возможны траверсы вершин и сплавы по рекам. Район мало населен, наличие тропы скорее исключение из правил. Хотя можно спланировать маршрут по простым и посещаемым природным объектам, с несложным ориентированием и нетрудным передвижением
Маршруты проходят по долинам рек и в высокогорье, по плато, где климат отличается от климата морского побережья, эти маршруты можно проходить любыми способами: пешком, на лыжах, сплавом, верхом на коне, и даже на собачьих упряжках.
Вулканы Камчатки разнообразны как по размерам, так и по категориям от 1 до 4, вулканы Авачинский, Горелый, Дзендзур, Мутновский и т.д. позволят наслаждаться видами камчатского края с высоты вулкана даже самым неопытным туристам, путь наверх проложен тропами, а в более сложных местах натянута верёвка. Такие вулканы как Корякский, Козельский, Ключевской и т.д. серьезны даже на самом простом маршруте, необходима определённая альпинистская подготовка, включающая умение работать со специальным снаряжением (кошки, ледоруб и т.п.).
Реки на Камчатке отличаются наличием разнообразных порогов и водопадов, самые длинные реки: Камчатка и Пенжина спокойные и не имеют крутых порогов, позволяя научиться водному туризму всем желающим, а по долинам этих рек проходят конные маршруты. Для более опытных туристов – река Крымская, уникальная множеством порогов, с 6 водопадами от 3 до 20 метров высотой, а также многие другие реки третьей, четвертой и пятой категории.
Конные маршруты всегда привлекают своей уникальностью многих поклонников этого вида туризма. Конные туры пролегают вдоль живописных долин рек и вокруг озер, через крутые горные перевалы и по густым лесным чащам. В основном конные маршруты проходят в Быстринском природном парке (наиболее частые маршруты проходят к оз. Икар и к Ичинскому вулкану) и в Налычевской Долине (от термальных источников, до вулкана Дзендзур).
Зима на Камчатке – идеальное время для лыжного спорта и езды на собачьих упряжках. Один из самых увлекательных видов экстремального горнолыжного спорта, особо популярных в последние годы, - спуск на горных лыжах с вулкана. Вертолёт может поднять на склон любого вулкана. Чаще всего для скоростного спуска используют вулканы Авачинский  (с отметкой 2749 м), Вилючинский (2173 м), Жупановский (2900 м), Козельский (2189 м). Туристские лыжные походы привлекают  отсутствием насекомых, высокой травы, ольховых и кедровых стлаников – все под снегом. При прохождении маршрутов можно встретить следы диких зверей и птиц. Ежегодно на Камчатке проходят соревнования по езде на собачьих упряжках (традиционному виду передвижения коренных жителей Камчатки) «Берингия». В питомнике «Сибирский клык» представлены породы "Камчатская ездовая", "Сибирская ездовая" и "Аляскинская ездовая", которых в мире ещё называют "Хаски".  В зависимости от погодных условий, состояния снега и физической подготовки участников  в упряжку будет ставиться от 4 до 8 собак. Маршруты проходят вблизи домашних вулканов Петропавловска-Камчатского.
Туристские возможности этого края практически не знают границ, давая полную свободу туристу в постановке маршрута или экспедиции.
Поэтому, несомненно, Камчатка является одной из жемчужин на туристской карте России!

КАРТЫ И НАВИГАЦИЯ.
Мы использовали карты, взятые из перечисленных ниже источников:

Карты парка Налычево:

Карты Петропавловска-Камчатского:

Для проведения похода по нашему маршруту данных карт более, чем достаточно.

Путешествующим в данный район будут необходимы:

• Карта или атлас Камчатского края.
  • Карта Петропавловска-Камчатского.
  • Топографические карты маршрута активной части
  • Схемы парков с достопримечательностями на маршруте
  • Схемы границ и кордонов природных парков

Схемы, правила поведения, телефоны можно взять в офисе парка (г. Елизово, ул. Завойко, 33).

СНАРЯЖЕНИЕ.
В связи со сложностью района и большой массой снега, а также наличию отличительных черт, снаряжения для преодоления препятствий подбиралось тщательно, особенно для переправ.
Лавинное снаряжение:
В первую очередь группа заботилась о безопасности на маршруте, поэтому в поход помимо классических лавинных лент, были взяты лавинные датчики (Перед походом было проведено несколько обучающих выездов по работе с лавинными датчиками или биперами).
Средства связи и оповещения
Кроме того был взят с собой спутниковый GPS трекер Spot, который способен посылать сигналы на спутник с координатами своего местоположения, а так же передавать специальные сигналы (SOS, Help, OK). Вся эта информация отображается на специальном веб-интерфейсе и доступна владельцам прибора по паролю. Таким образом сотрудники МКК, спасательные службы и родственники могли онлайн наблюдать за перемещениями группы.
Также бы взят спутниковый телефон для экстренной связи, уточнения прогноза погоды и уточнения информации об активности вулканов.
Оборудования для переправ
Для переправ по вскрывшимся рекам, был разработан специальный комплект снаряжения. Для группы была важна универсальность комплекта  (все участники имели разный размер ноги), малый вес, и также надежная защита от влаги.
В комплект входили: пара резиновых галош, с подшитымы к ним завязками для фиксации на обуви разного размера, тканевые гермомешки на 30л со специальными стропами для крепления на поясе. Получались некоторые импровизированные забродники малого веса. Герма, которая доставала в среднем до середины бедра, защищала ноги от влаги, а галоша герму - от повреждения, завязки поддерживали галошу на ноге. При этом общий вес комплекта составлял менее 500 гр. Таких комплектов снаряжения было три, для увеличения скорости переправы через открытые водные потоки.
Лыжное снаряжение
Группа использовала разнообразное лыжное снаряжение в силу различного опыта и привычки, а также финасовых возможностей участников. В группе были лыжи ски-тур, лыжи беккантри с насечкой типа Fisher Sbound с креплениями для телемарка или специальными креплениями аналогичными беголыжным, туристские пластиковые лыжи с мягким креплением. Вся группа имела камус.
Бивачное снаряжение
Стиль ночевок в походе был комбинированный. Группой был взят самошитый шатер с каркасом типа «зонтик». Шатер был максимально компактен и легок. Ночевки в лесной зоне были с печкой, а в безлесой зоне «по-холодному», поэтому спальные мешки были утепленными со средней температурой комфорта  -7ºС
Топливное оборудование и топливо
Газовые баллоны покупали заранее в Петропавловкс-Камчатске, т.к. перевозка в самолете газа запрещена.  И так как после прилета самолета оставалось мало времени до выхода на маршрут, баллоны были заказаны заранее по интернету с доставкой в офис природного парка Вулканы Камчатки, где мы оформляли все документы для посещения природного парка.
Приготовление пищи велось на двух мультитопливных горелках
Газ брали из расчета 85 гр./чел. в день.
Печка использовалась только для подогрева напитков во время дежурства
Список базового специального и личного снаряжения
Личное специальное снаряжение: страховочная система, ледоруб, кошки, ФСУ (восьмерка, стакан), 4 карабина, жумар, страховочные рукавицы, бипер (лавинный датчик).
Общественное специальное снаряжение:веревка статика (10мм) 50м. – 2 шт, ледобуры – 6 шт, петли – 4 шт, лавинные лопаты – 3 шт, лавинные щупы — 2 шт, бродовые комплекты — 3 шт. Большая часть снаряжения была использована в ходе маршрута. Не были использованы  ледобуры и жумары, в силу большой заснеженностью препятствий

ПИТАНИЕ
Питание в походе было рассчитано с учетом графика похода и преодоления препятствий, возможности заброски, а также половозрастного состава участников. Вес раскладки оценивается как средний. Порции на человека были одинаковыми в течение всего похода — такого рода планирование было обосновано достаточно жестким графиком входа в район и большими физическими нагрузками в начале похода.
Особенности: В раскладке были комбинированы сушеное и вяленое мясо, что сделало её более разнообразной и вкусной, хотя и несколько утяжелило.
Рекомендации по итогам похода
В первые 4 дня похода стоит уменьшить порции. Организм во втягивающем режиме не способен справиться и с физическими нагрузками и стандартной раскладкой и дабы снизить вес груза на человека, можно уменьшить вес раскладки.
Вяленое мясо прекрасно подходит не только в вечерние блюда, но и для перекусов вместо колбасы, данное введение снизит вес раскладки.
В заброску рекомендуется чуть больше сладкого и сюрпризов — это значительно повыет тонус и настроение в группе.

11. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

Статья расходов

Стоимость на 1чел. руб.

Сумма на группу 7 чел., руб.

Авиабилет по маршруту   Санкт-Петербург - Москва - Елизово (SU0015 - SU1730)

11916

Авиабилет по маршруту Елизово  - Москва - Санкт-Петербург (SU1731 - SU0020)

Транспорт Елизово — п. Раздольный

571,5

Транспорт близ Елизово — аэропорт Елизово

Питание в походе

2571,5

Расходные материалы в ремнабор и аптеку

Газовые баллоны  (11 шт)

Авиазаброска Санкт-Петербург - Елизово

Вертолетная заброска в природный парк «Налычево»  (100руб/кг)

10.

Проживание в съемном жилье (1 сутки)

ИТОГО

209684

12. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Поход получился интересным, сложным физически и технически. Разнообразие препятствий и погодных условий держали группу постоянно в мобилизованном состоянии, что не позволяло расслабляться и совершать ошибки.
Маршрут получился видовым, достаточно большое количество обзорных площадок, дало возможность группе насладиться необычной красотой края вулканов. Изюминкой похода стало восхождения на действующий вулкан Авачинский (Авачинская сопка).
Нитка маршрута пройдена с изменениями по запасным вариантам. Большинство изменений в маршруте было обосновано погодными и природными условиями.
Среди опасностей на маршруте хочется отметить лавинную обстановку, которая менялась с продвижением по маршруту. Количество снега в данном районе может достигать 15м и создавать высокую лавиноопасность, одновременно с этим в долине или на перевале с другой экспозицией может быть практически бесснежный участок, выдутый и обледенелый.
А также такой необычный для других районов вид рельефа как барранкос. Барранкосы - глубокие борозды типа крутостенных оврагов, прорезывающие склоны вулканов от кратера до подошвы. Образуются в результате размыва вулканических отложений дождевыми и талыми водами. Они придают конусам вулканов ребристый вид.
Барранкосы создают как физическую так и моральную сложность. Помимо сложности преодоления (группе необходимо время для оценки и выбора места спуска и подъема, а также реализации данного мероприятия), создается и психологическая сложность. Данное препятствие абсолютно не просматривается в перспективе, т.к. скрадываются белым цветом снега, поэтому очень сложно оценить реальное время прохождения участка маршрута, и 7 км по кажущемся гладким снежному полю, может растянуться на целый ходовой день.
Также участники рискуют провалиться в кедровый стланик, поэтому движение без лыж рекомендуется только при преодолении локальных препятствий.

Конкретную опасность на данном маршруте представляли:

1.  Лавинная обстановка пер. Перелаз Ложный (2А) и Скрытый (2А) от прохождения последнего группа решила отказаться в пользу безопасности.
  3. Повышенная активность влк Жупаносвкий и влк.Дзензур, не позволила преодолеть препятствия вблизи них.
  4. Все долинные части маршрута, имеющие лесистую часть изобиловали медвежьими берлогами, а также следами проснувшихся от оттепели медведями.

Мы настоятельно рекомендуем группам собирающимся из Западной и Центральной части России начинать маршрут после одно-двухдневной акклиматизации по смене часового пояса в г.Елизово или Петропавловке-Камчатске.
Район отличается разнообразным и неоднородным рельефом. Препятствия очень многообразны и требуют комплексной подготовки группы, имеющей опыт хождения лыжных походов в различных районах.  Данный маршрут рекомендуется для прохождения сильной группе, а также не в качестве 1ого похода данной категории сложности.

Источник : "http://www.manturs.narod.ru/ot4et/kam4_bah/kam4_bah.htm" rel="nofollow"