Виды туризма

16 апреля 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Крым
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: I
0 926 0

 

Туристский клуб МИЭМ НИУ ВШЭ

ОТЧЁТ 

о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому 

полуострову (Украина, АР Крым) в январе 2014. 

Маршрутная книжка № 177-38/1-104 Руководитель: Захаров Андрей Сергеевич 

 

Маршрутно-квалификационная комиссия ТК МИЭМ рассмотрела отчѐт и считает, что поход может быть зачтѐн всем участникам и руководителю первой категорией сложности. 

Москва, 2014 

 

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ. 

1. Проводящая организация. 

Поход был организован и проведѐн группой туристов турклуба МИЭМ НИУ ВШЭ 

Адрес турклуба: 109028 Москва, Б.Трехсвятительский пер., д. 1-3/12, стр.8e. Сайт турклуба: "http://tkmiem.ru" rel="nofollow" 

Электронная почта руководителя as.zakharoff@ya.ru

Идея проведения похода, цели и подготовка к нему. 

Идея пойти зимой в Крым родилась за несколько месяцев до похода, когда стали думать, как отмечать предстоящий Новый год. 

Мы преследовали следующие цели: 

  • пройти пешеходный поход 1 категории сложности в Крыму зимой; 

  • встретить Новый 2014 год хорошей компанией в необычном месте; 

  • посетить природные достопримечательности Крыма; 

  • посетить исторические достопримечательности Крыма; 

  • искупаться в море в январе; 

  • отдохнуть 

Все эти цели были нами достигнуты! 

Стоит отметить, что нам не удалось найти информацию спортивных пешеходных походах зимой в Крым совершенными командами из России. 

В распоряжение были отчеты о зимних по ходах по Крыму турклуба Киевского Политехнического института (Украина). 

Подготовка к походу свелась к изучению отчетов по зимним походам в Крыму и сайта КСС (kss.crimea.ua. Автор этого отчета не исключает возможность, что сайт в скором времени изменит доменное имя в связи с присоединением Крыма к России), и консультацией с КСС Крыма. 

В частности на сайте КСС есть актуальная информация о разрешенных маршрутах и их GPS-треки, о разрешенных стоянках их GPS-точки. Можно получить on-line консультация и пререгистрацию. 

В частности на сайте КСС есть актуальная информация о разрешенных маршрутах и их GPS-треки, о разрешенных стоянках их GPS-точки. Можно получить on-line консультация и пререгистрацию. 

В КСС можно через сайт отправить нитку маршрута. Сотрудники дадут по ней заключение (согласуют или попросят изменить) и присвоят номер. После этого процедура самой регистрации сильно упрощается. Так как на месте нужно назвать только номер и сотрудники КСС поставят штамп о регистрации. 

Стоит отменить, что пререгистрация очень важна, так как в горно-лесной зоне Крыма можно передвигаться только по определенным маршрутам, и если маршрут похода не соответствует разрешенным маршрутам, спасатели попросят его изменить. Лучше это сделать еще в Москве, чем непосредственно в Симферополе при очной постановке на регистрацию в КСС. Ведь все равно сотрудники КСС не зарегистрируют маршрут, который проходит по запрещенной территории. 

Так же на сайте есть изображения с WEB-камер, метеоданные и «живой» форум. Эта информация важна для походов зимой. Так как, хоть Крым южный регион и достаточно простой, но метели, большое количество и низкая температура там вполне возможна. 

Так же на сайте КСС появляется оперативная информация о НС, что важно для координаторов похода. 

Заранее была арендована квартира в Симферополе для празднования Нового 

года.

 

Сведения о районе проведения похода. 

Крым (также — Крымский полуостров) — полуостров в северной 

части Чѐрного моря, с северо-востока омывается Азовским морем

В русских источниках конца XVIII — начала XX веков Крымский полуостров именовался также как «Таврида», отсюда название Таврической губернии. Современное же название полуострова происходит, вероятно, от тюркского слова «кырым» — вал, стена, ров. 

В результате событий 2014 года (Крымский кризис) большая часть полуострова стала предметом территориального спора между Украиной и Российской Федерацией, под контролем которой территория Крыма де-факто находится с марта 2014 года. 

Крымские горы— горная система, занимающая южную и юго-восточную часть Крымского полуострова. 

Горная система образована тремя горными грядами, простирающимися от мыса Айя в окрестностях Балаклавы на западе до мыса св. Ильи у Феодосии на востоке. 

Длина Крымских гор около 160 км, ширина около 50 км. Внешняя гряда представляет собой ряд куэст, постепенно поднимающихся до высот около 350 м. Внутренняя гряда достигает высоты 750 м. 

Наивысшая точка протянувшейся вдоль Южного Берега Чѐрного моря Главной гряды — гора Роман-Кош высотой 1545 м, находится на Бабуган-яйле. 

Климат гор умеренно-холодный и влажный. Зимние осадки чаще всего преобладают над летними, что является признаком средиземноморского климата. Зима в горах обычно длится с середины октября до конца марта. В верхних частях склонов формируется снежный покров, толщина которого может достигать метра и более. Погода в зимнее время довольно неустойчивая, например температура в январе может прыгать в пределах от −10 °C до +10 °C, в мае может выпасть снег. 

Зимой склоны нескольких горных массивов, таких как Ай-Петри, Бабуган-яйла, Чатыр-Даг и Демерджи бывают лавиноопасными. Лето в горах обычно жаркое и сухое. Но даже летом температура по ночам может опускаться до 0 °C. В течение года очень часты туманы. 

Каждый склон Крымских гор имеет свои климатические условия, так как подвергается влиянию разных господствующих ветров. 

  1. Заезд, выезд из района и прочие организационные моменты. 

Во время проведения похода Крым еще принадлежал Украине. После возвращения Крыма России транспортная ситуация резко изменилась. Так на время написания отчета (июль 2014) «прямых» проездов в Крым нет, только через Керченский пролив на пароме. Группа ехала именно на поезде – это был самый удобный и дешевый способ добраться по места проведения похода. 

Так что наша информация устарела, и ее нет смысла приводить здесь. 

Как было сказано выше, одной из главных целей данного похода была встреча Нового года. И поэтому, чтобы лучше к ней подготовиться, было решено сформировать, так сказать, «передовой отряд» (так как остальная группа могла приехать только 31 декабря вечером), который приедет на день раньше в Симферополь и решит многие организационные моменты. 

Задачи у «передового» отряда были следующие: 

  • обмен валюты и покупка СИМ-карты; 

  • заселение в заранее арендованную квартиру; 

  • закупка заранее забронированного газа; 

  • регистрация и консультация в КСС; 

  • уточнение расписание автобусов; 

  • подготовка к Новому году. 

Газ на весь поход мы покупали в магазине «Вертикаль» ("http://vkl.crimea.ua/" rel="nofollow"), предварительно забронировав его по интернету (переписка по электронной почте). Стоит отметить, что этот магазин очень удобно расположен (бульвар Ленина, д.14/2) – недалеко от ж/д вокзала, и так получилось, что и недалеко от нашей арендованной квартиры. Так же в этом магазине есть отделение КСС, но почему то вставать на учет нужно в другом месте (ул.Зои Жильцовой, 24), там же можно получить и консультацию по маршруту (для зимы это важно). 

Там спасатели сказали, что тропы по нашему маршруту сильно обледенели и передвигаться по ним трудно. Потому в последний момент перед отправлением основной группы, была взята одна пара кошек на группу. В реальности оказалось же, что тропы не обледеневшие (хотя, ситуация могла измениться в считанные дни, так как температура держалась около нуля с отклонением в обе стороны). Но даже если бы тропы были бы покрыты льдом, можно было прекрасно обойтись и без кошек - идти параллельно тропе по лесу (в большинстве своем он легкопроходим) или по траве. 

Так как наш маршрут начинался в Бахчисарая, то логичнее было бы доехать до него на поезде (проходящее поезда до Севастополя). Но в Бахчисарае мы не могли из Москвы найти съемную квартиру, поэтому решили Новый год отмечать в Симферополе, а утром 1 января на автобусе доехать до Бахчисарая. 

И поэтому «передовому отряду» нужно было уточнить расписание автобусов, и понять с какого автовокзала лучше ехать. Конечно, расписание можно посмотреть и в интернете, на сайтах типа Яндекс. расписания, но была велика вероятность того, что расписание изменено в связи с новогодними праздниками. 

В Симферополе несколько автовокзалов (Центральный автовокзал, автостанция «Западная», автостанция «Восточная», автостанция «Курортная»). Один из них (автостанция «Курортная») на площади возле ж/д вокзала. Очевидно, что с него нам было удобнее ехать (съемная квартира в 5 минутах ходьбы от него). Но с него автобусы до Бахчисарая отправляются, как выяснилось, крайне редко, и нам этот вариант не подходил. 

Нам нужна была автостанция Западная. Доехать до него можно на городском транспорте, но возникали сомнения в том, что транспорт будет 

нормально ходить 1 января утром. Поэтому договорились о заброске до вокзала с соседом нашего арендодателя (владелец микроавтобуса «Мерседес»). 

Стоимость газа, проживания и аренды автобуса приводить бессмысленно, так как цены, да и сама валюта изменились после присоединения Крыма к России. 

В итоге «передовой отряд» отлично справился со всеми задачами, и к приезду остальной группы, столы для празднования Нового годы были уже накрыты. 

За это хочу выразить большую благодарность «передовому отряду» (Медведева Лена, Карлова Лиза, Солдатских Виталий)! 

 

Маршрут. 

Бахчисарай – г. Чуфут-Кале – т/с Бешик-Тау – Тепе-Кермен (рад, 540 м, н/к) 

– разв. Горянка – т/с Высокое – пос. Плотинное – пер. седловина г. Бойко и г. Сотира (1073 м, н/к) – рад. г. Бойко (1172 м, н/к) – т/с Бойка – ур. Большой Каньон 

– т/с Кокозка – г. Орлиный залет (1026, н/к) – т/с Барская поляна – т/с Чайный домик – приют Ай-Петри – в. Ай-Петри (рад, 1234 м, н/к) – Таракташская тропа – вдп. Учан-Су – Поляна сказок. 

 

Запасные варианты и аварийные выходы с маршрута. 

Запасными вариантными были отказ от радиальных восхождений, а так же обход г. Орлиный залет по тропе севернее, затем радиальное восхождение на Орлиный залет от т/с Чайный домик. 

Так как маршрут проходил через несколько населенных пунктов и автомобильных дорог, аварийно сойти с маршрута проблемы бы не составило. 

Изменение маршрута и их причины. 

Отказались от заявленного восхождения на гору Бойко, так как была низкая видимость и световой день заканчивался. Сама вершина никакого спортивного интереса из себя не представляет, но является отличной смотровой площадкой. В нашей ситуации (туман, низкая видимость) мы бы все равно ничего не увидели, так что, отказавшись от восхождения (сильно громко звучит, конечно), мы ничего не потеряли. 

 

Состав группы. 

 

ФИО 

 

Опыт 

Должность в походе 

Захаров Андрей Сергеевич 

3 с эл. 4 ПУ (Кодар), пер. 2А 

руководитель 

Медведева Елена Михайловна 

1 ПУ (Ц. Кавказ, 2013), пер 1А 

финансист, культуролог 

Кабанов Денис Сергеевич 

2ПУ (С-З Кавказ), 1ПУ (Ц. Кавказ), пер 1А 

снаряженец 

Карлова Елизавета Дмитриевна 

1ПУ (Крым) 

завпит 

Солдатских Виталий Андреевич 

ПВД в зимних условиях с ночлегом 

фотограф 

Студилина Наталья Олеговна 

1ПУ (Калужск. обл), нк с эл. 1ГУ (Карпаты), пер 1А 

медик 

Коноваленко Федор Дмитриевич 

3ГР (Ц. Кавказ), 4ЛУ (Приполярный Урал), пер 2А 

реммастер 

 

Параметры пройденного маршрута. 

  • Сроки проведения (общие) – 30.12.13 – 08.1.14 

 

  • Сроки проведения (активная часть) – 01.1.14 – 07.1.14 

 

  • Продолжительность активной части – 7 дней; 

 

  • Протяженность – 102 км; 

 

  • Перепад высот (спуски и подъемы) – 4488 м 

 

  • Пройденные локальные препятствия: 

 

 

Название 

Категория трудности 

г. Тепе-Кермен 

н/к 

пер. Седловина г. Бойка и г. Сотира 

н/к 

г. Орлиный залет (траверс) 

н/к 

г. Ай-Петри 

н/к 

переправа ч-з р. Кача 

н/к 

переправа ч-з р. Бельбек 

н/к 

переправа ч-з р. Кокозка 

н/к 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА. 

  1. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте. 

К потенциально опасным явлениям на маршруте можно было бы отнести нестабильную погоду. Особенно в районе Ай-Петри. 

По данным Википедии «На Ай-Петри наблюдается максимальное количество туманных дней в Крыму... Максимальная сумма осадков на Ай-Петри (и в Крыму) — 1718 мм... Ай-Петри — самая ветреная точка Крыма На Ай- 

Петри зарегистрирована и наивысшая скорость ветра — 50 м/с. На плато есть ветроэлектростанция, однако из за сильного ветра были сорваны лопасти и сейчас она в нерабочем состоянии. Также на плато, на Перепелиной горе (Бедене-Кыр — 1320 м), в советские времена был сооружѐн комплекс радарных станций слежения за воздушным и космическим пространством. Из-за постоянного ветра военнослужащим год засчитывался за полтора». 

Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршруте. 

Посещенные природные достопримечательности: 

  • ур. Большой Каньон; 

  • г. Орлиный залет; 

  • г. Ай-Петри; 

  • Таракташская тропа; 

  • вдп. Учан-Су. 

Посещенные исторические достопримечательности: 

  • Бахчисарайский дворец; 

  • Успенский пещерный монастырь; 

  • средневековый пещерный город-крепость Чуфут-Кале; 

  • средневековый пещерный город-крепость Тепе-Кермен; 

  • развалины храма Христа Спасителя. 

Стоит отметить, что некоторые достопримечательности могут быть не доступны для посещения из-за праздников. 

Пешеходный поход 1 к.с. по Крымскому полуострову (Украина, АР Крым) в январе 2014. Рук. Захаров А. С. 

 

 

График движения заявленный и фактический. 

 

 

Даты 

 

Дни пути 

 

График заявленный 

 

График фактический 

30.12 

 

Москва – Симферополь 

 

Москва – Симферополь 

31.12 

01. 01 

м/н – Бахчисарай – г. Чуфут-Кале (н/к) – т/с Бешик-Тау 

м/н – Бахчисарай – г. Чуфут-Кале (н/к) – т/с Бешик-Тау 

02. 01 

м/н – Тепе-Кермен (рад) – разв. Горянка – т/с Высокое 

м/н – Тепе-Кермен (рад) – разв. Горянка – т/с Высокое 

03. 01 

м/н – пос. Плотинное – пер. седловина г. Бойка и г. Сотира (н/к) – рад. г.Бойко (1172 м, н/к) – т/с Бойка 

м/н – пос. Плотинное – пер. седловина г. Бойка и г. Сотира (н/к) – т/с Бойка 

04. 01 

м/н – ур. Большой Каньон – т/с Кокозка – г. Орлиный залет (1026, н/к) – т/с Барская поляна – кордон Чайный домик 

м/н – ур. Большой Каньон – т/с Кокозка – г. Орлиный залет (1026, н/к) – т/с Барская поляна – кордон Чайный домик 

05. 01 

м/н – приют Ай-Петри 

м/н – приют Ай-Петри 

06. 01 

м/н – в. Ай-Петри (рад, 1234 м, н/к) 

м/н – в. Ай-Петри (рад, 1234 м, н/к) 

07. 01 

м/н – Таракташская тропа – вдп. Учан – Су – Поляна сказок – Ялта – Симферополь 

м/н – Таракташская тропа – вдп. Учан – Су – Поляна сказок – Ялта – Симферополь 

08. 01 

10 

Симферополь – Москва 

Симферополь – Москва 

 

 

  1. Дневник. Тех. описание ходовых дней. 

 

Ходовой день 

Дата 

Километраж 

Набор высоты 

1 января 2014 

15 

470 

Участок маршрута 

Бахчисарай – г. Чуфут-Кале (н/к) – т/с Бешик-Тау 

 

Утром 1 января на заказанной машине доехали до автостанции «Западная», от нее рейсовым автобусом до Бахчисарая. С этой автостанции автобусы до Бахчисарая отправляются примерно каждый полчаса. Билеты есть, но даже, если по какой-то причине их не будет, можно договориться с водителем. 

Ехать до Бахчисарая примерно полтора часа. Выгрузившись на вокзале, начали пешеходную активную часть похода. За один переход дошли до Ханского дворца (Рис 2.4.1). Но он, в принципе ожидаемо, был закрыт для посещения. 

Сфотографировались, поправили одежду и снаряжение и двинулись дальше. 

 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

Рис 2.4.1. Группа на фоне Ханского дворца в г. Бахчисарай. 

Погода хорошая. Осадков нет. По ощущениям около +7о С. Снега практически нет. 

 

Еще за один переход дошли до Успенского пещерного монастыря. В этот день точное время переходов не отмерялось, но они были не больше 40 минут точно. Примерно полчаса потратили на осмотр монастыря и по тропе пошли в сторону пещерного города-крепости Чуфут-Кале (Рис 2.4.2). 

 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

Рис 2.4.2. Группа на фоне города-крепости Чуфут-Кале. Снега не видно. 

Скучающие охранники взяли с нас плату, как со студентов, но при этом билеты не дали =). Народу там практически нет. Кроме нас была еще одна группа. Так что мы могли спокойно осматривать этот исторический памятник. 

 

 

 

 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

Рис 2.4.3. Город-крепость Чуфут-Кале 

После осмотра города-крепости Чуфут-Кале по тропе пошли на смотровую площадку горы Чуфут-Кале. Там устроили обед. 

После обеда пошли к месту нашей первой ночевки – тур. стоянки (т/с) Бешик-Тау по дороге частично покрытой снегом (Рис 2.4.4). 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

 

Рис 2.4.4. На первую ночевку. По фотографии можно оценить количество и состояние снега. 

На стоянке кроме нас больше никого не было, но не было и воды. Хотя я несколько раз спрашивал у сотрудников КСС, как обстоят дела с водой на стоянках. Сказали все «ОК». На деле же мы обнаружили пересохший источник. Рядом стоял дом лесника (в Крыму лесники называются «мастера леса»), но там никого не было. Радио играло, собаки гавкали, корова в стойле мычала, но людей не было. 

Было решено топить снег, которого было не очень много, но нам хватило. У нас были полные бутылки водой еще с Симферополя. Эту воду решили израсходовать на завтрак, чтобы сэкономить время. Так как газ не рассчитывался на топку снега, развели костер в оборудованном для этого месте. 

 

Ходовой день 

Дата 

Километраж 

Набор высоты 

2 января 2014 

20 

760 

Участок маршрута 

м/н – Тепе-Кермен (рад) – разв. Горянка – т/с Высокое 

 

Подъем был в пять утра. За два часа позавтракали и собрали лагерь. Вышли с рассветом. Нам нужно было немного вернуться назад, по тропе повернуть на юг и спуститься с плато в долину реки Кача к г. Тепе-Кермен. За два перехода по 30 минут вышли к развилке. На ней одна тропа уходит на гору Тепе-Кермен к средневековому пещерному городу-крепости Тепе-Кермен. Нам туда и нужно. 

Отойдя от развилки метров 200 в кустах оставляем рюкзаки и ставим точку в GPS. 

По хорошей тропе поднимается к пещерному городу (Рис 2.4.5). Там встретили людей, причем некоторые там и ночуют, вероятно, в пещерах. 

 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

Рис. 2.4.5. Группа в городе-крепости Тепе-Кермен. 

Возможно, летом за посещение Тепе-Кермен берут деньги, но сейчас там можно прости свободно. На осмотр потратили примерно часа полтора и тем же путем вернулись на тропу, по которой пришли и по которой нам нужно продолжать движение. 

Обходим г. Тепе-Кермен с В стороны. Отсюда на нее открывается очень хороший вид. Видны все пещеры. Сверху же мы видели только небольшую их часть (Рис. 2.4.6). 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

 

Рис. 2.4.6. Тепе-Кермен снизу 

За один переход доходим до асфальтированной дороги. По ней идем на В. Пройдя с. Кудрино, поворачиваем на Ю и бродим р. Кача (Рис 2.4.7). Брод элементарный – по камушкам. 

 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

Рис. 2.4.7. Брод р. Кача. 

 

По тропе в лесу с густым подлеском выходим на полянку. Здесь делаем привал, так как нужно понять куда идти – одна тропа уходит по ходу нашего движения и еще одна дорога серпантином уходит на С. Нам нужна как раз она. Эта дорога, сделав два крутых поворота, далее идет на Ю к разв. Горянка. 

За полтора перехода приходим к разв. Горянка, там стоит церковь Луки Евангелиста (Рис 2.4.8). Устраиваем обед и пополняем запас воды из колодца. 

 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

Рис. 2.4.8. Церковь Луки Евангелиста. Можно оценить количество снега. 

После обеда продолжаем путь в том же направлении, затем поворачиваем на Ю-З и идем вдоль ЛЭП до плотины. Проходим по самой платине и идем в сторону с. Высокое. Пройдя его, находим т/с Высокое и встаем на ночевку уже почти в темноте. От обеда до места ночевки мы дошли за три перехода с привалами по 10 минут. 

 

 

Ходовой день 

Дата 

Километраж 

Набор высоты 

3 января 2014 

18 

927 

Участок маршрута 

м/н – пос. Плотинное пер. седловина г. Бойка и г. Сотира (н/к) –т/с Бойка 

 

 

Подъем был так же в 5 утра. По заснеженной топе начали движение к пос. Плотинное. Оставив его справа по ходу движения, перебродили р. Бельбек (н/к) (Рис. 2.4.9). 

 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

Рис. 2.4.9. Брод р. Бельбек. 

От м/н до брода мы дошли за 3 перехода по 40 минут. 

Погода была пасмурная, солнца не было, периодически накапывал мелкий дождик, температура около +5о С. 

После брода мы увидели массив г. Бойко (Рис. 2.4.10), куда нам нужно было 

идти. 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

 

Рис. 2.4.10. Массив Бойко. 

Прошли т/с Боготырь. Сделав два перехода по тропе покрытой раскисшим снегом, решили сделать обед. 

На перевал по тропе было подниматься достаточно сложно. Подъем был длинный и нудный, по раскисшему снегу идти тяжело. Видимость совсем упала и составляла метров 100. На седловине перевала много снега, частично пришлось тропить (Рис. 2.4.11). 

 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

Рис. 2.4.11. Седловина перевала. 

 

Погода тоже не радовала. После обеда за один переход поднялись на перевал седловина г. Бойка и г. Сотира (Рис. 2.4.12). Как удалось выяснить уже после похода этот перевал имеет название Махульдурский (или Махульдинский) 

 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

Рис. 2.4.12. На перевале. 

От посещения смотровой площадки на г. Бойко решили отказаться, так как видимости не было и уже вечерело, а еще нужно было спуститься с перевала. 

Поэтому решили ограничиться только посещением развали храма Христа Спасителя. 

Стоит отметить, что количество снега резко увеличивается с набором высоты. Хоть седловина перевала находится на высоте всего 1172 м на снега там намного больше, чем в долинах. 

Так же стоит отметить несоответствие карты ГШ и карты тур маршрутов Крыма и данных из Wikimapia. 

На карте Генштаба под названием «Бойко» (см. 1.8. Обзорная карта маршрута) обозначена восточная гора массива, а название Сотира не присвоено вершине, указана только высота 1087,0 м (по карте 1: 50 000). На карте же тур 

 

маршрутов Крыма название Бойка (окончание на «а») присвоено западной вершине массива, а восточной – Сотира (Рис. 2.4.13). 

 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

Рис. 2.4.13. Фрагмент карты туристских маршрутов Крыма. 

В данном отчете, в маршрутной книжке и справках за поход названия приведены в соответствии с картой Генштаба. 

На спуск с перевала решили на ботинки надеть бахилы, чтобы не заморозить подмокшие ноги. За один переход спустились к месту ночевки - т/с Бойка. Вод есть – из ручья. Это была самая холодная ночевка, так как было очень влажно (туман, накапывал мелкий дождик), лежал снег, и температура была ниже нуля. 

 

Ходовой день 

Дата 

Километраж 

Набор высоты 

4 января 2014 

13,8 

1055 

Участок маршрута 

м/н – ур. Большой Каньон – т/с Кокозка – г. Орлиный залет (1026, 

н/к) – т/с Барская поляна – т/с Чайный домик 

 

Подъем традиционно в 5 утра. Пройдя по тропе вперед минут 10, выходим к Большому каньону Крыма (Рис. 2.4.14). 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

 

Рис. 2.4.14. Возле Большого Каньона. 

Тропа идет сверху каньона по правому (орограф.) борту. За полтора перехода проходим каньон и выходим к «Голубому озеру» (Рис. 2.4.15). Озером это назвать сложно, просто ванна в реке, которая течет по дну каньона. 

 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

Рис. 2.4.15. Виталик на фоне «Голубого озера». 

 

Честно говоря, Большой каньон не произвел сильного впечатления. Так как тропа проходит чуть в стороне от края обрыва по лесу и поэтому нельзя хорошенько разглядеть каньон. 

Можно (и, наверное, нужно) прогуляться по дну каньона от «Голубого озера» вверх, но особого желания у нас не было, да и день нам предстоял еще напряженный. 

Далее свернули на Юсуповскую тропу, и пошли по ней на С-З. Прошли по тропе т/с Кокозка, которая осталась по левую руку по ходу движения. Нам нужно было выйти как раз к ней. Прошли еще метров 100-200 в надежде, что тропа повернет, но нет, тропа шла прямо в сторону с. Соколиное. Поэтому мы повернули почти под прямым углом налево по ходу движения с тропы и пошли по лесу азимутом в направлении примерно на Ю-З. И вскоре вышли к реке Кокозка. Чуть выше по реке возле одноименной т/с перекинуты через речку бревна. Но они оказались мокрые и скользкие. И мы отказались от переправы по ним. Пройдя чуть ниже по течению, нашли поваленное дерево через речку. По нему и переправились на другой берег (Рис. 2.4.16). 

 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

Рис. 2.4.16. Переправа через р. Кокозка. 

 

Вышли на асфальтированную дорогу, и пошли по ней в сторону с. 

Соколиное. Пройдя по ней около 200 м. увидели примыкающую к ней с левой стороны по ходу движения грунтовую дорогу. Она должна была вывести нас на г. Орлиный Залет. 

Там же обнаружили родник и пополнили запасы воды, так как были сомнения, что на Орлином Залете мы найдем воду. От «голубого озера» до родника мы дошли за два перехода по 40 минут ЧХВ. 

Далее пошли на Ю-З по дороге. Дорога часто разветвлялась, виднелась старая маркировка маршрутов. Мы старались держаться GPS-трека, который нашли в интернете. Все равно другой информации о правильном пути у нас не было. В итоге мы сбились с тропы, и пошли просто по лесу. Лес был легкопроходим, подлеска не было. Но трудность составляла достаточно «живая» осыпь на склонах горы (Рис. 2.4.17). 

 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

Рис. 2.4.17. Подъем на г. Орлиный Залет. 

Через два перехода мы подошли под стену (Рис. 2.4.18), продолжая идти без тропы по склону 20о - 25о, и уже близ вершинного плато мы вышли на тропу. 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

 

Рис. 2.4.18. Подъем на г. Орлиный Залет. 

Как выяснилось, тропа шла южнее нашего пути, и все же нужно было следовать маркировке маршрута. Далее пошли по вершинному плато 10о - 15о, и вышли к т/с Барская поляна. Со смотровой площадки открывались потрясающие виды, благо погода позволяла насладиться ими (Рис. 2.4.19). 

 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

Рис. 2.4.19. Смотровая площадка на т/с Барская поляна, г. Орлиный Залет. 

 

Здесь же и приготовили обед. 

После обеда по дороге покрытой укатанным снегом за полтора перехода по 40 минут вышли к т/с Чайный домик практически в темноте. Палатки поставили подальше от дороги, чтобы не привлекать внимания. Начали топить снег для ужина, так как никакого источник воды мы не нашли. Вскоре на квадроцикле подъехал местный житель из ближайшей гостиницы, и сказал, что вода есть в пещере в 20 метров от стоянки возле памятника. Он сам и приехал за водой и показал пещеру нам. 

 

Ходовой день 

Дата 

Километраж 

Набор высоты 

5 января 2014 

15 

330 

Участок маршрута 

м/н – приют Ай-Петри 

 

В этот день нам нужно было выйти к приюту КСС. Весь день мы двигались по одной и той же тропе по Ай-Петринской яйле и через 5 не полных переходов вышли к приюту по дороге занесенной снегом (Рис. 2.4.20). Здесь вообще больше снега. Сказывается высота (для Крыма это уже высоко) 

 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

Рис. 2.4.20. Движение к Ай-Петринской яйле (плато). 

 

Когда вышли на открытую часть яйлы (плато), сильно упала видимость, и подул сильный холодный ветер (Рис. 2.4.21). Но мы были готовы к ухудшению погоды в этом месте, поэтому и вышли рано с ночевки, чтобы был запас по времени, хотя идти было не далеко, и набор высоты был не велик. 

 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

Рис. 2.4.21. Движение по Ай-Петринской яйле (плато). 

При движении по яйле при низкой видимости стоит быть осторожным, так как по дорогам часто ездят снегоходы. 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

 

Рис. 2.4.22. «Молоко». 

На приюте есть несколько комнат разных по комфорту, душ (за отдельную плату), туалет, кухня с газовыми плитами и столовая. Цены на услуги приводить бессмысленно, так как все изменилось после возвращения Крыма России. 

Если вдруг все места в приюте заняты (в теплое время такая вероятность не исключается), думаю, можно поставить палатки на территории кордона лесничества. Так же пара местных туристов сказала, что владельцы кафе пускают к себе на постой (дают места под палатки) при условии питания в их кафе. Но эта информация не была нами проверена. 

 

Ходовой день 

Дата 

Километраж 

Набор высоты 

6 января 2014 

4,5 

300 

Участок маршрута 

м/н – в. Ай-Петри 

 

В этот день был самй ранний подъем. Около 4 часов, так как утром погода стабильнее, а вид с Ай-Петри открывается замечательный. Да сам рассвет над морем тоже хотелось понаблюдать (Рис. 2.4.23, Рис. 2.4.24). 

 

 

 

 


Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуостровуРис. 2.4.23. Рассвет. 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

 

Рис. 2.4.24. Зубцы Ай-Петри на рассвете 

 

Видимость была отличная! Но ниже нас над морем лежал слой облаков. 

 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

Рис. 2.4.25. Группа на Ай-Петри 

Вообще вход на Ай-Петри платный, в это время дня и года плату никто не собирает, так что мы прошли бесплатно 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

 

Рис. 2.4.26. Группа на Ай-Петри Вернулись тем же путем. 

Ходовой день 

Дата 

Километраж 

Набор высоты 

7 января 2014 

11,5 

274 

Участок маршрута 

м/н – Таракташская тропа – вдп. Учан-Су – Поляна сказок 

 

Утром в этот день снова было низкая видимость. По асфальтовой дороге чуть вернулись назад, повернули на права по ходу движения и прошли через ворота кордона. Далее вышли на тропу и начали спускаться с яйлы по Таракташской тропе (Рис. 2.4.27). 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

 

Рис. 2.4.27. Движение группы к Таракташской тропе. 

В некоторых местах тропа оборудована – проложены металлические лестницы или перила. 

 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

Рис. 2.4.28. Виды с Таракташской тропы. 

 

Стоит отметить, что если бы тропа не было протропленой, искать правильную дорогу было бы достаточно сложно. Так как был глубокий снег, и правильная траектория движения не была очевидной. 

 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

Рис. 2.4.29. Виды с Таракташской тропы. 

За один переход мы вышли из зоны снега, и попали в зону тропиков =) Сразу захотелось снять куртку и термобелье. Еще через один переход мы подошли к водопаду Учан-Су. И там немного сбились стропы. На тропе возле водопада есть небольшая смотровая площадка (Рис. 2.4.30) со скамейкой. Если идти налево (если смотреть со смотровой площадки в сторону моря), то тропа приведет к самому водопаду. Так мы и пошли. 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

 

Рис. 2.4.30. Смотровая площадка возле вдп. Учан-Су. 

Если же пойти направо (правильное направление) от смотровой площадки, то тропа будет спускаться и в итоге выведет на автомобильную дорогу, которая и приведет к музею «Поляна сказок». Там останавливаются маршрутки, на которых можно доехать до Ялты. 

Когда приехали в Ялту, на троллейбусе поехали на автовокзал. Там сдали рюкзаки в камеру хранения и купли билеты до Симферополя. Доехать до Симферополя проблем не составляет – автобусы идут примерно каждые 40 минут, плюс к этому постоянно ходят маршрутки. 

После всего этого, на троллейбусе поехали на набережную. В январе там очень хорошо – мало народу, нет суеты и толп отдыхающих. Прогулялись вдоль нее, затем искупались в море и поехали на автовокзал. 

Отчёт о прохождении пешеходного туристского спортивного маршрута первой (I) категории сложности по сложности по Крымскому   полуострову

 

Рис. 2.4.31. Купание в море в январе. 

По приезду в Симферополь, у нас оставалось время, чтобы купить продукты в дорогу. 

И вскоре объявили посадку на наш поезд. На этом наш поход закончился. 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. 

Перечень общественного, личного снаряжения и состав рем набора. 

 

Табл №3.1.1. Общественное снаряжение 

Наименование 

Количество 

Палатка Bask Bonzer 3 

Палатка Tramp Rock 3 

Веревка д.8 мм. дл.25 м. 

Джет боил 

Горелка (основная) 

Горелка (резервная) 

Газ, 450 г 

Экран для горелки (фольга) 

Стеклоткань 

Кастрюля 3,5 л 

Кастрюля 5 л 

Термос (0,8 л.) 

Ремнабор 

Хознабор 

Аптечка основная 

Аптечка экстренная 

GPS-навигатор с запасом аккумуляторов 

Фотоаппарат с запасом аккумуляторов 

Документация руководителя +компас 

Лавинный лист 

Термометр 

Спасодеяло 

Кошки 

 

Кошки решено было взять в последний момент после консультации 

«передового отряда» с КСС. Лишнее снаряжение, брать не стоит. 

Для приготовления пищи нами использовалась следующая система. Вода (или снег) кипятился в джет-бойле, затем переливалась в кастрюли, где еда доваривалась на обычной газовой горелке. Тем самым достигалась экономия газа. 

 

Для экономии светового времени, чай для обеда наливался в термосы с утра в те дни, когда полноценный обед (а только перекус бутербродами и сладким) не предполагался. 

 

Табл. №3.1.2. Личное снаряжение 

 

 

 

Наименование 

рюкзак 

непромокаемая куртка 

накидка на рюкзак 

куртка-ветровка 

компрессионный мешок для одежды 

пуховка или жилетка 

коврик 

шарф или баф 

штаны тонкие флис 

шапка 

свитер тонкий флис 

перчатки 

носки тѐплые 

запасные бельѐ и носки 

КЛМН 

фонарик с запасом батарей 

зажигалка 

часы наручные 

гигиеническая помада 

треккинговые палки 

зуб щѐтка, паста, мыло, туалетная бумага 

солнцезащитные очки 

ботинки трек 

личная аптечка 

носки трек 

деньги, билеты 

бахилы 

медстраховка 

штаны ветрозащитные мембрана или капрон 

телефон 

футболка ходовая или спортивное термобелье 

паспорт 

свитер (флис или полар) 

бутылка пластиковая 

Табл. №3.1.3. Состав ремнабора 

 

Наименование 

Ед. изм. 

Кол-во 

Комментарий 

наперсток 

 

Швейные работы 

нитки х/б средние 

 

Ремонт обуви, рюкзаков 

нитки капроновые средние 

 

 

булавка английская 

 

Булавки разных размеров 

игла сапожная 

 

Ремонт обуви, рюкзаков. 

игла швейная 

 

Иглы разных размеров 

шило 

 

 

заплатки 

 

Ремонт рюкзаков 

заплатки самоклеющиеся 

 

комплект 

Ремонт тентов, накидок и пр. 

фаст 25 мм 

 

 

фаст 50 мм 

 

Поясник рюкзака 

самосброс 50 мм 

 

Поясник рюкзака 

 

 

Наименование 

Ед. изм. 

Кол-во 

Комментарий 

пряжка двухщелевая 20 мм 

 

 

пряжка двухщелевая 25 мм 

 

 

пуговицы 

 

 

резинка бельевая 

м 

 

стропа 20 мм 

м 

 

стропа 25 мм 

м 

 

стропа 50 мм 

м 

 

отвертка крестовая #1 

 

в ноже 

 

отвертка шлицевая 3 -4 мм 

 

 

нож 

 

 

шкурка 

 

 

зажигалка 

 

 

пассатижи 

 

 

саморезы разные мелкие 

 

20 шт 

 

гвозди мелкие 

 

 

клей «супер-момент» 

 

 

реп шнур 4 мм 

м 

 

скотч широкий 

 

 

изолента 

 

 

 

кусок дюралевой трубки 

 

для ремонта стоек 

 

 

Особенности погодных условий. 

Для зимы погодные условия можно назвать мягкими по сравнению с другими районами. Температура днем около +5о – +7о С. Ночью слегка опускалась ниже нуля. Ветров особых не было, лишь достаточно сильно, но не продолжительно дуло на Ай-Петринском плато. 

Но нужно быть готовым и к достаточно экстремальной температуре. Как выяснилось при разговори со спасателем в приюте, многодневные периоды с температурой -20о – -25о С на Ай-Петринском плато не редкость. А если прибавить к этой температуре еще и ветер, то получится очень даже сурово. 

Снег в том количестве, в котором он может представлять трудность при перемещении, начинается примерно с высоты 900 – 1000 м. Но как отмечалось выше тропы (по крайней мере, те, по которым мы ходили) в 90 % случаев были протроплены. Участки снега для топки для приготовления пищи можно найти почти на всем маршруте. 

 

Так же как особенность погодных условий в зимний период в Крыму можно выделить возможность дождя. Дождь в вечернее время, когда температура переходит отметку «0» и кругом лежит снег, достаточно не приятное явление. 

Нужно быть к этому готовым при планировании маршрута по Крыму в зимнее время года. 

Так же возможны сильные снегопады. В основном в районе Ай- Петринского плато. По сообщениям с форума на сайте КСС, за несколько дней до нашего похода шли сильные снегопады, были перекрыты дороги. 

 

ИТОГИ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА. 

Все поставленные цели были выполнены. С уверенностью можно сказать, что поход удался. 

Все участники и руководитель открыли для себя Крым с новой стороны. До этого похода никто зимой в Крыму не был. А некоторые участники вообще не были в Крыму или были давно. 

По результату похода можно сделать следующие выводы: 

  • Зимой в Крыму пешком ходить можно! 

  • Тропы покрытые снегом протроплены. 

  • Народу мало. 

  • Не жарко. 

  • Вода есть (чаще всего). 

  • Кое-что закрыто из достопримечательностей. 

  • Может быть холодно, очень (Ай-Петри). 

  • Короткий световой день (подъем в 5 -00). 

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию