Виды туризма

2 апреля 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
0 56 0

ОТЧЁТ  

 

о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части 

Республики Карелия Российской Федерации по реке Поньгома на байдарках, совершенном 

с 01 по 15 августа 2015г. 

 

Маршрутная книжка №1/4-216 

Руководитель: Кванин А.Л. 

Москва 2015 

  1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода) 

  1. Проводящая организация 

Поход был организован и проведён самодеятельной сборной группой туристов города Москвы и Московской области. 

Страна, республика, край, область, район (место проведения) 

Республика Карелия (северная часть)- оз.Поньгома- р.Поньгома. 

 

Общие справочные сведения о маршруте и группе 

 

Вид туризма 

Категория сложности 

Протяженность 

активной части похода, км 

 

Продолжительность, дней 

 

Сроки проведения 

 

водный 

 

 

108 

общая 

активная часть 

01.08.2014 – 

 

– 15.08.2014 

14 

12 (8+4) 

Маршрутная книжка №1/4-216 

 

Подробная нитка маршрута 

Ст. Кемь – оз. Вотина – оз. Цеппи – оз. Кивиярви – оз. Поньгома – р. Поньгома – оз. Номозеро – р. Поньгома – оз. Вокшозеро – р. Поньгома – оз. Бол. И Мал. Рогозеро – р. Поньгома – губа Домашняя (губа Поньгома, Белое море) – ст. Кузема. 

 

Общегеографическая характеристика района. Описание р. Поньгома. 

Река Поньгома, как и подавляющее большинство рек Карелии, по сути – озерно-речная система, состоящая из чередования озер с соединяющими их речными участками. Основным притоком Поньгомы справа является река Егут. Некогда, а именно до строительства плотины между Топозером и Левицким, Поньгома была весьма крупной по здешним меркам рекой. Нынче же, будучи отрезанной от Топозера, ее водосброс уменьшился более чем в два раза. Средний летний расход воды в истоке из Поньгомозера составляет всего 2,5 куб. м/сек. На участке между оз. Кокорино и Вокшозером он увеличивается до 8,5 куб. м/сек и плавно нарастает до 11 куб. м к устью р. Егут. Ниже — до моря он составляет от 15 до 16 куб. м/сек. Распределение стока по месяцам: июнь — 137%, июль — 88%, август — 75% от среднего летнего. Средний уклон межозерных участков 1,4 м/км, что выше, чем у Калги, Ундуксы, Воньги, Куземы и Летней. 

До Вокшозера для реки характерны перекаты и несложные шиверы. Немного сложнее следующий маленький участок реки до автомобильного моста. Здесь река становится пошире, часты отмели и заметно осложняется выбор пути. Существенно сложнее следующий короткий, около 10 километров, участок реки до Большого Рогозера. Здесь уклон заметно превышает средний по реке. Берега высокие, сухие. 

От Малого Рогозера до моста перед Роман-порогом участок технически несложный. Практически все препятствия здесь представляют собой мелкие шиверы и перекаты по 150-200 м, заканчивающихся мелководными горками. Берега либо заболочены, либо густо заросли 

смешанным лесом. На следующем коротеньком участке, примерно до впадения Егута, река пробивает себе путь через коренную породу, образуя несколько симпатичных порогов и шивер. После впадения реки Егут Поньгома расширяется почти вдвое и следующие километров двенадцать течет довольно спокойно, встречая на своем пути лишь несколько довольно мелких шивер. 

Уровень воды во время похода был крайне высокий. Большинство препятствий по такой воде не требует осмотра и проходились чисто всеми экипажами. Выходы гранита образуют на порогах и шиверах сливы и валы до 1-1,5 м. Погода в течение всего похода была прохладная (10-15оС), но зато практически бездождливая, в основном – переменная облачность. В конечной части маршрута, начиная с Бол. Рогозера – ветреная. 

Описываемый маршрут обладает целым рядом достоинств, которые делают его весьма подходящим для семейного сплава. Следует отметить простоту заброски, возможность аварийной эвакуации на полпути (по трассе Санкт-Петербург - Мурманск), а также у Роман- порога, где по хорошо сохранившейся лесовозной дороге около 20 км до дер. Кузема, относительную безлюдность (народу на порядок меньше, чем на Воньге или Охте), практическое отсутствие местного населения (редкие рыбаки и охотники), отличные оборудованные места для дневок, надежную, как говорят, рыбалку и, наконец, грибы-ягоды. 

  1. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута 

Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий, ТССР, Москва 2008 

Нитка маршрута 

К.С. 

(средний уровень воды) 

Определяющие препятствия (ОП) или 

участок с ОП 

К.Т. 

(средний уровень воды) 

К.Т. 

(высокий уровень воды) 

Р.Поньгома: Пос.Шомба - оз.Поньгома - р. Поньгома - ст.Кузема 

Пор. Стол 

2у 

Пор. Роман 

2у 

Пор. Корней 

2у 

Сведения о руководителе и участниках 

Поход проводился с использованием каркасно-надувных байдарок «Маринка-2» и 

«Маринка-3» производства мастерской ФМК (г. Подольск, МО) 

«Матрикс» («Маринка-3»): 

  • Кванин Алексей Леонидович, 1986 г.р., капитан, Командир похода, 3Р 
  • Мазурин Георгий Владимирович, 1998 г.р., матрос, без категории 
  • Кванина Варвара Алексеевна, 2008 г.р., пассажир, без категории

2. «Энтерпрайз» («Маринка-3»): 

  • Мазурин Александр Владимирович, 1983 г.р., Зам. командира похода, логист; 3У 
  • Мирошникова Мария Дмитриевна, 1987 г.р., матрос, 3У 
  • Мазурин Артем Александрович, 2010 г.р., пассажир, без категории 

«Маринка» («Маринка-2»): 

  • Яшкин Дмитрий Сергеевич, 1989 г.р., капитан, 3У 
  • Парфенова Елена Андреевна, 1994 г.р., матрос, 3У 

«Цитрус» («Маринка-3»): 

  • Бухаров Кирилл Дмитриевич, 1990 г.р., капитан, без категории 
  • Иванов Дмитрий Александрович, 1989 г.р., матрос-завхоз, 3У 

 

Картографический материал 

См. приложение. 

 

Адрес хранения отчета 

Отчет хранится в библиотеке МКК   

Рассмотрение МКК 

Поход рассмотрен   МКК   

 

Содержание отчета 

Общая идея похода 

Наша группа ходит в водные походы более десяти лет. Состав неоднократно претерпевал изменения, но общий дух команды оставался неизменным. Постепенно друзья обросли семьями, кто-то покинул нас, иные стали брать в водные походы детей. В этом году мы в первый раз взяли двоих детей в роли пассажиров, до этого был вариант только с одним ребенком. Это обстоятельство во многом определило выбор маршрута. Необходим был маршрут с простой заброской/выброской и не слишком далеко от цивилизации. Таким образом выбор пал на северную Карелию. С другой стороны, не хотелось останавливать свой выбор на суперпопулярных маршрутах, где ходит большое количество коммерческих групп. С этой точки зрения наиболее подходящим вариантом нам показалась река Поньгома изобилующая, судя по описанию, большим количеством несложных препятствий. Два из трех опытных экипажей были нагружены детьми, а один экипаж был с совсем «зеленым» капитаном. Поэтому основными целями данного похода были наработка опыта прохождения препятствий теми, у кого опыта не доставало, и обкатка детей на маршруте, чтобы в будущем их можно было брать в более сложные путешествия. 

Стоит отметить, что в этом году группа активистов из нашей команды прошла школу водного туризма турклуба «Перово», после чего впервые было решено заявиться в МКК по всем правилам. 

 

Заброска/выброска 

Заброска: Мурманским поездом до станции Кемь. От ст. Кемь группа забрасывалась на 

«Урале», заранее заказанном через интернет. До места выброски (вместо запланированной выброски на ЮЗ берегу озера Лулло, группа стартовала из протоки между оз. Вотана и оз. Цеппи) - около 100 км (около 4 часов езды). Стоимость заброски составляет - минимум 10 000 рублей. 

Выброска: От устья р. Березовки в губе Домашней брали «буханку» до ст. Кузема за 1 500 рублей (ехали около 30 минут). Место выброски популярное – всегда можно найти попутную машину даже без предварительной договоренности. Далее – любым московским или транзитным поездом до Москвы. Следует иметь ввиду, что билетная касса на ст. Кузема не работает с 2014 года – обратные билеты необходимо покупать заранее. 

Альтернативные пути заброски не рассматривались, так как вариантов тут было немного. Как показал дальнейший опыт заброситься строго по плану не получилось, но без труда удалось сориентироваться на месте. 

В качестве запасных точек выброски можно рассматривать мост на трассе Москва- 

Мурманск, ж/д мост южнее Куземы или собственно деревню Поньгома. В Поньгоме, при необходимости, можно найти транспорт до Куземы и избежать перехода по морю. Теоретически можно выброситься от обломков моста на Роман-пороге, куда подходит лесовозная дорога, но для этого необходимо иметь телефон местных жителей, готовых сюда за вами приехать. 

Техническое описание маршрута 

В тексте цитируются отчеты и лоции: 

А: Афиногенова А.М. 1996 г. "http://lib.ru/TURIZM/ponxgoma2.txt_with-icons.html" rel="nofollow" Р: Рычкова Владимира 2010 г. 

Указанные координаты соответствуют картам Яндекса в слое Гибрид. 

 

День 1. 02 августа. 

Приехали в Кемь, выгрузились, перешли по мосту через рельсы, 1:20 погрузились в машину, поехали. 

Водитель, как оказалось, знал дорогу на уровне “друг рассказал”, поэтому когда встал вопрос, куда сворачивать, ответить на него самостоятельно он оказался бессилен. В итоге Яшкину пришлось, вооружившись генштабовскими картами километровкой, и пятисотметровкой, а также навигатором Garmin, принадлежавшим водителю, но с которым последний не умел обращаться выяснять, куда же нам в принципе можно проехать. Выяснилось, что туда, куда мы изначально планировали забрасываться, на южную оконечность озера Лулло, дороги нет. Зато есть какая-то дорога на его восточный берег. Искали, не нашли, поехали дальше. В общем, доехать до воды нам удалось лишь к протоке из оз.Цеппи в оз.Вотина, таким образом активная часть маршрута сократилась почти на 9 километров. Там на пригорочке отстапелились, перетащили через болото по давно почившему в бозе настилу до протоки лодки, потом вещи, потом детей, наконец перетащились сами, погрузились и 

11:15 поход начался! 

Первый день сразу внес коррективы в то, что считается “хорошей” погодой в этом году. Единогласно было признано, что погода признается хорошей, если сверху не течет. Во время стапеля временами капало. 

Вышли, переплыли озеро Цеппи с тем, чтобы пройти вверх обозначенной на карте протокой. Протоку нашли по характерному шуму воды, стекающей, как оказалось, с бобровой плотины. 

Отчёт о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия

 

12:10 Подошли, посмотрели, проанализировали, поскольку с таким видом препятствия столкнулись впервые. По берегу обнести было невозможно, поэтому протащили лодки прямо поверх плотины. Остроты добавлял тот факт, что если ниже плотины глубина была по колено, выше - сразу можно было провалиться по шейку, что и было проделано Сашей Мазуриным с присущей ему грацией.

Отчёт о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия

Но перетащились, влезли в лодки и радостно поплыли дальше. Радость наша длилась недолго: уже через сто метров характерный шум воды возвестил о том, что преодоленная нами плотина была не единственной. Ну что ж, чертыхаясь, что де надо было идти на волок, перемахнули и через нее. Плывем дальше. Что произошло еще через сто метров? Правильно! Характерный шум воды. Перелезая   через   третью   плотину,   мы 

предавались рассуждениям, какая от бобров природе польза, а какой вред. Наконец еще через метров сто мы услышали прямо таки уже нехарактерный шум. Перед нами русло ручья завалено бревнами. Вдоль. Уже откровенно жалея, что пренебрегли волоком, начинаем думать. Нести по лесу лодки уже лень - такие жертвы принесены были, чтобы этого не делать - решаем разобрать завал по бревнышку. Заняло это больше часа, потребовался запас сноровки, смекалки, изготовленный полиспаст и три килограмма отборного мата (детей отвели в лес за черникой). 

После преодоления завала выяснилось, что мы спустили русло ручья, так что дальше - только проводка. Наконец 

15:00 вышли в озеро! Ура! Мы снова плывем! Но плыть нам было недолго. 

15:40 На том берегу озера мы нашли тропу, которая, как мы полагали, приведет нас в озеро Вуарьярви. Отправили разведчиков, которые через полчаса вернулись ни с чем. Устроили перекус. Отправили больше разведчиков. 

18:00 Оставшиеся замерзли и решили уже вставать здесь лагерем на ночевку. Волок нашли только следующим утром. 

Пройдено за день: 4,5 км. 

 

 

День 2. 03 августа. 

9:00 Проснувшиеся первыми энтузиасты, 10:00 сготовили завтрак, после которого 

10:30 пошли искать волок. Через несколько часов успех! 

14:00 Мы, как оказалось, умудрились причалить четко посередине между волоками в озера Вуарьярви и Поньгома. Решили, что если протока между ними окажется как пройденная вчера, то это будет ...(неразборчиво). Посему волочимся сразу озеро Поньгома, по пути собирая грибы. 

18:00 Через четыре ходки по часу каждая мы на берегу! Ура! 

18:30 Теперь только вниз к морю! Стали искать дневку. По лоциям хорошая стоянка имеется на острове Иван-Шаншаси, так что плывем туда, осматривая по ходу еще и безымянный остров с доминирующей высотой 117.9, 

20:00 на котором приметили также весьма неплохую стоянку с песчаным пляжиком. Оплываем вокруг Иванова острова и намек на хорошую стоянку видим в одном месте, но там уже кто-то стоит. В других местах стоянка нормальная, но нас для дневки это не устраивает - мы решаем вернуться на безымянный остров, где и 

21:20 встаем в итоге (65.333 32.977). 

Пройдено за день: 2 км - волок, 9 км сплав (3 км по прямой) 

 

Отчёт о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия

 

День 3. 04 августа. Дневка. 

Профводим день с пользой. Едим чернику, паримся в бане, поем песни. Дров много, ни в чем себе не отказываем. Желающие устроили тренировку водной техники и бросания морковок. С погодой повезло. Первую половину дня было солнечно, к вечеру небо подзатянуло, но не капало. 

Отчёт о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия

 

День 4. 05 августа. 

Бодрого утра всем! Ведь уже в 

10:15 у нас готов завтрак! Но сборы довольно вялые, так что на воду мы вышли в 13:20 и пошли к истоку реки Поньгома. 

15:10 После почти двух часов гребли, прерываемых на то пописать детям, то пописать взрослым, доплываем до плотины, символизирующей начало реки. Сразу за плотиной небольшая шивера. 

15:35 Проплыв еще несколько шивер, доплываем до моста, указанного в лоции, однако с удивлением обнаруживаем, что средний пролет его разрушен и для прохождения непригоден. Капитаны провели лодки с матросами под правым пролетом. Если кому не хочется мокнуть в водном походе - по левому берегу можно обнести. Чуть ниже на левом берегу видна стоянка. 

Затем еще час шивер и в 

16:35 мы дошли до Номоозера. Прямо на нас глядит с ближайшего мыса стоянка. На ней и встали (65.289 33.246). Погода с утра была пасмурная, но без дождя, потом распогодилось и к вечеру солнце то и дело сменялось тучами. 

Пройдено за день: 14 км. 

Техническое ходовое время: 3:15 

 

Отчёт о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия

День 5. 06 августа. 

Номоозеро - Вокшозеро, о.Изба. 

На правом берегу Номоозера мы увидели по меньшей мере четыре стоянки. На первой мы встали сами. Она на хороших камушках, есть очаг, но за дровами идти надо на болото. На следующем каменном выступе еще стоянка, но небольшая, скорее обеденная. Затем еще две, на которых с дровами должно быть получше. 

13:50 Встали на воду и в 

14:30 доплыли до конца Номоозера, который ознаменовался очередной бывшей плотиной. Вскоре в 

15:00 вошли в оз.Кокорино, в 15:20 вышли из него; 

15:45 миновали правый приток из оз.Бол.Виксламбина; 16:30 вошли в Вокшозеро, ищем стоянку, и в 

17:00 встали на следующую дневку на острове Изба (65.310 33.472). 

Весь день было пасмурно, к вечеру начало накрапывать. Получили в этот день явные признаки очень высокой воды: стволы прибрежных деревьев растут прямо из воды, имеется нехарактерное для прогонных участков карельских рек течение. Все встреченные шиверы идутся сходу по струе. Впрочем, по такой воде от некоторых шивер остались лишь намеки. 

Пройдено за день: 16 км. ТХВ: 3:10 (всего 6:25) 

 

День 6. 07 августа. Дневка на Вокшозере. 

Выползать из палаток к завтраку стали к одиннадцати. Ночью временами начинался дождь, но утром погода наладилась. Посвящаем день лени и мероприятиям культурным и бескультурным. 

 

День 7. 08 августа. 

Вокшозеро - Большое Рогозеро. Встали поздно, поэтому только в 

14:20 вышли. Прогребли Вокшозеро и в 

15:00 вошли в оз.Волина Ламбина. Где-то через полчаса пошли шиверки. 

16:00 реку пересекает трасса Москва-Мурманск. Остановились, вылезли, попытались отправить домой весточку о себе. Поймался только МТС, пытался пойматься Мегафон, но неудачно. 

16:35. Отошли от моста. Скоро будут первые категорийные пороги. Самым первым из них был 

16:50. Порог Падун (2к.с.). 

А: Двойной слив примерно по 1 м каждый. Первый -- вал через плиту, второй -- вал через зубья с "лункой", ниже -- еще два слива (небольших). Все -- практически по прямой. Осмотр обязателен, желателен сигнальщик. Проходится чисто, без цепляния камней, полными экипажами (при упомянутом уровне воды). 

В нашу воду представлял собой один мощный слив в сужении русла. Зубья все были где-то очень внизу. После осмотра решили идти по центру слива с тенденцией влево в косую бочку, так как справа за сливом мелко. Шли в порядке Энтерпрайз, Маринка, Цитрус, Матрикс. Все прошли успешно к разочарованию детей, наблюдавших за действом с берега. 

 

Отчёт о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия

Порог «Падун». Экипаж Энтерпрайз. 

 

Отчёт о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия

Порог «Падун». Экипаж Маринки. 

 

Отчёт о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия

Порог «Падун». Экипаж Матрикс. 

17:30. Закончили прохождение порога. 17:40. Подошли в порогу Стол (2к.с.). 

А: В центре -- косой крученый вал между камней, через 5 м -- грядка, перед которой нужно успеть уйти влево. Бочка умеренная, есть время увернуть. Общий перепад -- под 2 м. Можно пройти по обливной плите у скалы левого берега с ударом кормой (КНБ, одному). Осмотр обязателен, желательна страховка. Сразу за порогом -- отличное место стоянки (Л). 

 

Отчёт о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия

Порог «Стол». Экипаж Энтерпрайз. 

В нашу воду можно идти слева - там один большой слив, можно справа - там несколько маленьких, но более мелко. Левый слив справа ограничивается неприятным камнем. Первым пошел Энтерпрайз по правому сливу. Затем Маринка, Матрикс и Цитрус по левому. В принципе, все три “левых” экипажа так или иначе с камушком познакомились. 

 

Отчёт о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия

Порог «Стол». Экипаж Маринки. 

 

Отчёт о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия

Порог «Стол». Экипаж Матрикс. 

 

Отчёт о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия

Порог «Стол». Экипаж Цитрус. 

18:15. Закончили прохождение порога Стол и устроили перекус. 

19:00. Пор. Кособокий. По лоции Рычкова до него 5 минут от предыдущего порога, на деле оказалось существенно меньше. По нашей воде просто длинная шивера. Шли походным порядком Цитрус - Энтерпрайз - Матрикс - Маринка. В середине порога Цитрус черпанул воды и пристал к берегу отчерпываться, Маринка с ремнабором встала ниже в улово на всякий случай. 

19:20 сбор группы за пор.Кособокий. Идем дальше. 20:00 вышли в оз.Бол.Рогозеро. 

20:20 Встали на очередную дневку. 

Лоция показывает, что на Бол.Рогозере хорошая стоянка на песчаном мысу (65.326 33.769). К сожалению, в восемь вечера она была уже занята, но мы нашли хорошую стоянку на мысу пусть не песчаном, но весьма высоком (65.317, 33.774) для большей ветроподвластности во избежание комаросной гнусности. 

Погода весь день была “хорошая” (см. День 1), а как вошли в озеро - так вообще тишь, да гладь! Только тучи какие-то по сторонам ходят, под ними местами дождь не хилый косой. В общем, решили как причалили начинать постановку лагеря с тента и палаток, тем более появился ветер и начал крепчать. Как натянули все, что натягивается - пошел дождь, сильный с ветром. В общем, ужин готовить было всем лень, поужинали спиртом. 

Пройдено за день: 19 км. ТХВ: 4:20 (10:45) 

День 8. 09 августа. Дневка. 

Записи в дневнике за 9 августа сумбурны и неразборчивы. Согласно ревизии утром 10- го августа, завхоз остался без сала, Командор без большей части волос на голове, Цитрус с дырявым баллоном, а Маринка с дырявой шкурой. 

Весь день дул сильный ветер, временами начинался дождь. О! Вспоминается, как стояли на мысу, смотрели, как кат четверка выгребает поперек ветра и спорили, выгребут/не выгребут. Не выгребли. Снесло к берегу, прошли вдоль него. Потом еще они нам встретились на станции, рассказали, что у них тогда весло уплыло - так за веслом гонялись. 

 

День 9. 10 августа. 

14:35 После ремонтных работ и завтрака мы наконец встали на воду. 

14:55 Вошли в Малое Рогозеро. Пока шли по Мал.Рогозеру думали, туда ли вообще мы плывем, поскольку вода залила окрестные болота и шли практически по азимуту. 

15:25 Все-таки туда! Входим в реку! Нас ждет долгий переход с большим количеством шиверок. Какие-то из них остались, но большую часть залило. 

17:00 Судя по карте, нас ничего не ждет еще километра два, поэтому скатамараниваемся и устраиваем перекус на воде. 

17:30 Заканчиваем перекус - за поворотом будет шиверка. 

18:15 Подошли к Роман-порогу (2 к.с.). Дилемма: идти сейчас, или завтра. Осмотрели. Стоянка перед порогом на левом берегу (65.2923,34.008) глянулась больше, чем за ним (65.293,34.018) - пойдем порог завтра. 

А сегодня времени еще много, поэтому не спеша поставили лагерь, добровольцы сходили за грибами, а особо активные решили потренировать самосплав в Роман-пороге (тарзанка-то обещанная оборвана). Из соображений безопасности решено начинать от обломков моста, дабы под него гарантированно не затянуло. Намылив головы шампунем, энтузиасты полезли в порог. Мелковато. Байдарка пройдет везде, а вот пятая точка - как повезет. Везло не всем. По итогам голосования насчет весла при самосплаве два человека голосовали, что катамаранное весло все-таки удобнее байдарочного, два человека упорствовали, что оно совсем не нужно. 

Поужинали и легли спать. Пройдено за день: 20 км. ТХВ: 3:40 (14:25) 

День 10. 11 августа. 

Пробуждение выдалось вынужденное. Вынудили нас команды, которые подошли к Роман-порогу и решили его осмотреть. Ну да, мы ж на тропе осмотра встали. Ну и сами решили еще раз сходить, посмотреть уже пристальней, предметней на препятствие. Главная опасность исходит от разрушенного моста. Под него вообще-то не тянет, но земля Русская славится талантами. За мостом надо следить, чтоб не унесло влево за остров - там мелко. В остальном высокая вода - иди как хочешь куда хочешь в пределах разумного, только равновесие держи. Но мы таки наметили оптимальные для себя траектории, которые старались выдерживать при прохождении. 

14:45 Вышли в Роман-порог (2 к.с.). Проходили в порядке Энтерпрайз - Маринка - Цитрус - Матрикс. Дети на берегу по пути вниз собирали грибы и кушали чернику. 

 

Отчёт о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия

«Роман» порог. Экипаж Энтерпрайз. 

 

Отчёт о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия

«Роман» порог. Экипаж Маринки. 

 

Отчёт о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия

«Роман» порог. Экипаж Цитрус. 

15:35 Закончили прохождение порога в 15:45 пошли дальше. 

16:10 Пришли на Корней-порог (3 к.с.) (65.284,34.053). 

А: В отчете No2800 ЦМТБ Корней-порог квалифицирован как IIIа, что, наверное, справедливо для высокой воды. При любом более низком уровне воды этот порог, по- видимому, непроходим для байдарок. Виной тому -- начальная часть (20--30 м), 

предстафвляющая собой мощный поток через хаотическое нагромождение мелкосидящих валунов при полном отсутствии свободы маневра. После краткой паузы (5--10 м) -- мощный слив 1.5--2 м с камнями в струе. При желании можно провести по правой протоке до паузы и пройти только слив (КНБ). Обнос-проводка всего порога также вдоль правого берега. Сразу за порогом -- мелковатая выходная шивера (100--150 м). 

Р: 1-я часть (20-30 м). Проходима для байдарок только при очень высоком уровне воды. Заходить около камня за 10 м до порога, затем - во второй слева язык с касанием камня на входе. Далее - мощный поток через валуны. Отсутствие свободы маневра, мощный слив. 

После паузы 7-8 м 

2-я часть. Мощнейший слив (1,5-2 м) по гранитной плите. Слева - глубже, но камни в струе, бочка в конце слива. У ЛБ - скалы. В центре - каменный зуб, мешающий простому прохождению слива. Через 50 м - выходная шивера 100-150 м. 

В высокую воду описанных в лоции языков не видно, все камни первой ступени залиты, но чисто пройти между ними довольно сложно (тут все зацепили какие-то из камней). Вторая ступень в высокую воду выглядит угрожающе. Но проходится значительно легче, чем можно себе представить. Нужно заходить в слив по его правому краю. В этом случае, струя сама сносит лодку в основной язык, а «зуб» остается слева. Бочка на выходе – косая, довольно мощная, но проходится без проблем. 

В нашу воду (очень высокую) пройти первый слив сложности на представляет. Заход очевиден в струю. Однако из него надо выгрести во второй, в котором также никаких опасных камней и зубьев не наблюдается, однако сливающаяся вода образует “косичку”, представляющую основную опасность. Единственный порог на Поньгоме высокой воды, который мы оценили на 3 к.с. 

 

Отчёт о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия

«Корней» порог. Экипаж Матрикс в составе Кванин Алексей - Мазурин Александр 

 

Отчёт о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия

«Корней» порог. Экипаж Энтерпрайз 

 

Отчёт о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия

«Корней» порог. Экипаж Маринки 

 

Отчёт о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия

«Корней» порог. Экипаж Цитруса 

Осмотр и обнос по правому берегу. Там же стоянка. 

Согласно рекомендации МКК Гоша в порог не пошел, уступив место в Матриксе старшему брату. Проходили в порядке: Матрикс, Энтерпрайз, Маринка, Цитрус. Все прошли успешно. 

 

17:20 Закончили прохождение порога и пошли дальше. 

18:10 Правый приток Егут. Впрочем, по виду и не скажешь, кто тут чей приток. 

18:25 Решили снова устроить перекус на воде. 18:50 Закончили перекус. Снова на весла! 

20:40 Подошли к пор.Мостовой. Слышна железная дорога. Встаем на стоянку. Стоянка находится на правом берегу реки прямо на пороге (65.328,34.317). Фактически, 

даже не на берегу, а на острове, образованном протокой полутора-двухметровой ширины. По нашей воде в этой протоке весьма себе тянет, поэтому чалиться надо с осторожностью. Стоянка в общем-то так себе в плане дров и насекомых, зато с видом на порог и гидромассажной ванной в ближайшей бочке под камушком. 

Пройдено за день: 20 км. ТХВ: 5:45 (20:10) 

 

День 11. 12 августа. 

Пор. Мостовой. 

А: Осмотр - по левому берегу, неплохая стоянка - перед порогом на правом берегу. Первая часть (100--150 м) - вираж по дуге вдоль левого берега (ширина струи 2-4 м), мелковато, приличное течение. На левом берегу в середине участка - остатки моста, снесенного паводком откуда-то сверху. Вторая часть (350-400 м) - длинная и мелкая шивера. Вначале - правее центра, в середине лавировка в мелководье и уход под левый берег. Выход - у левого берега. Осмотр второй части (шиверы) малополезен. За порогом - ЛЭП. Через 200-300 м - Железнодорожный мост. 

Р: «Мостовой» - один из самых красивых порогов Поньгомы. Не в смысле его прохождения (в низкую воду здесь всё очень некрасиво), а – в смысле «общего вида». Реку перегораживают длинные гранитные плиты, расположенные в центре в «шахматном порядке». Автор лоции даже не рассматривал вариант прохождения первой ступени справа от центра (видимо, воды у коллег было поменьше). А здесь идет часть струи, образуя у самого ПБ мощный, водопадный слив ~ 1 м. Но если вовремя уйти от него влево, можно прыгнуть полулагом в косую бочку по чистому, пологому сливу. Маневр – непрост (для байдарки, конечно, каяку – пара пустяков), требуется четкий и своевременный «подтяг» с места матроса, струя пытается утащить вправо. 

Насчет красоты порога - истинная правда. В этом месте река разливается по каменным плитам, разбиваясь на множество проток. Пока не спеша утром собирались, смотрели, как проходят порог другие группы. Проходить они его пытались разными траекториями и ни одна из них не принесла желаемого успеха. Прохождение пор.Мостовой требует существенного маневра, на который из-за очень высокой воды, а как следстаие сильного течения не хватает времени. Поэтому Энтерпрайз с Цитрусом решили стартовать ниже первой части порога сразу 

в шиверу, а Маринка и Матрикс, в котором место матроса заняла Мари, поменявшись с Гошей, пошли по протоке, в которой накануне чалились. Протока представляла собой ручей шириной четыре метра, глубиной полметра с бурным течением и необходимостью маневра между камнями. Мы решили, что это интересно и уникально, и перепилили бревно, заваливавшее эту протоку. 

15:45 Вышли, прошли свои участки, кто как хотел и пошли дальше. Перед деревней Поньгома набрали питьевой воды и пошли смотреть пор.Морской. Посередине реки остров, слева мелко, справа бочка. На выходе из бочки в струе находится большой камень. Если обходить его слева, то можно не успеть зачалиться к правому берегу, буде такой маневр запланирован экипажем. Матрикс с Энтерпрайзом перечаливаются на правый берег, сгружают детей и договариваются о порядке их доставки ниже порога практически на руках. Основное время занял как раз процесс их перетаскивания с камня на камень, но в 

18:00 мы все-таки вышли в море. Начинался отлив. Мы решили, что не хотим стоять на виду у деревни и поплыли искать место на противоположный берег губы Домашней. 

18:30 Встали на последнюю в этом походе ночевку ориентировочно здесь (65.368,34.429) Дров немного, пресная вода - с собой, зато неплохо с грибами и черникой. 

Пройдено за день: 10 км. ТХВ: 2:45 (22:55) 

 

День 12. 13 августа. 

16:00 вышли около пика прилива. 

17:30 встали на антистапель (65.365,34.309). Так как причалили мы в самом начале отлива, нам удалось мягко ткнуться носами в песчаный берег. В отлив три года назад нам тут же пришлось метров тридцать таскаться чуть не по колено проваливаясь в черную донную субстанцию. 

19:55 погрузились в автомашину 20:15 прибыли на ст.Кузема. 

Пройдено за день: 6 км. ТХВ: 1:30 

Пройдено за поход: 108 км. 

ТХВ (от оз.Поньгома): 24ч. 30мин. 

 

Отчёт о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута 

  1. Группа прошла запланированный маршрут без значительных изменений и в запланированные сроки. 
  2. Ну южную оконечность озера Лулло дорога не ведет. При планировании маршрута необходимо внимательнее выбирать точку заброски. 
  3. По большой воде характер порогов на Поньгоме значительно меняется по сравнению с классическими описаниями. Практически все шиверы уходят под воду, большинство камней в определяющих порогах также скрываются под водой. Если линия движения не очевидна, то можно идти как угодно – опасности нет, разумеется, это не избавляет от необходимости пользоваться здравым смыслом. 
  4. Общие расходы составили по 11 400 рублей с человека. 
  5. Хорошо помогает детский горшок – очень удобно отчерпываться. 
  6. Дети хорошо пережили путешествие и хотят вернуться в Карелию снова. Не пренебрегайте горшком! 

 

Приложение к отчету 

 

Картографический материал 

Отчёт о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части Республики КарелияОтчёт о прохождении водного спортивного похода 2-й категории сложности в районе северной части Республики Карелия

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию