18 сентября 2020
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Грузия
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: VI

Отчёт о прохождении водного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Грузии (Рача-Лентехи, Сванетия, Имеретия) совершенной группой туристов городов Рязани, Самары, Москвы, Воронежа и Смоленска по рекам Риони и Цхенисцкали в период с 01.08.2015 по 16.08.2015 года.

Маршрутная книжка — 19/4

Руководитель группы Крупнов Роман Николаевич

Маршрутно — квалификационная комиссия ФСТ Рязанской области рассмотрела отчёт и считает, что маршрут может быть зачтён всем участникам и руководителю ШЕСТОЙ категорией сложности.

Отчёт использовать в библиотеке ФСТ РО

1. Паспорт спортивного похода
1.1. Проводящая организация
1.2. Место проведения
1.3. Общие справочные сведения о маршруте
1.4. Подробная нитка маршрута
1.5 Определяющие препятствия реки Риони
1.6 Определяющие препятствия реки Цхенисцкали
2. Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников, распределение на судах
3. Общая смысловая идея похода, его необычность, уникальность, новизна
18. Литература
Приложения: 1 Карта маршрута. 59
Приложение 2 Координаты мест стоянок

1. Паспорт спортивного похода.

1.1 Проводящая организация:

Туристский клуб «THELEOS» РязГМУ при поддержке рязанского туристского клуба.

Адрес:390000, г.Рязань, Почтовая, дом 54. (910) 900- 65-15 e-mail: ryazturclub@mail.ru

МАРШРУТНАЯ КНИЖКА № 2/4 выдана ТСМКК Федерации спортивного туризма Рязанской области ТССР. Шифр МКК 162-00-444650000

1.2 Район путешествия:Грузия, Закавказье — регионы Рача — Лентехи, Сванетия, Имеретия.

1.3 Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Кате гория слож ности похода Протя женность активной части похода, км Продолжи тельность Сроки прове дения Уровень воды
Общая Ходовых дней
Водный Шестая(6) 108/14– 122 сплав 6- пешком Итого 128 км 15 9 с 01.08.2015 г. по 16.08.2015г. Риони- средний. Цхени- низкий

1.4 Подробная нитка маршрута:

Обзорная карта Грузии

Отчёт о прохождении водного туристского спортивного маршрута шестой категории сложности по Грузии по рекам Риони и Цхенисцкали

1.5 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута (река Риони)

Вид препятствия (название) Кате гория труд ности Длина препят ствия (м) Характе ристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п) Путь прохождения для локальных препятствий./ Прошедшие суда.
Порог «Ступенька» 3-4 200м Слив через гряду камней, далее слалом между обливных камней По основной струе, короткий слив. Выходная шивера по по основной струе./ К2-1,К2-2,К2-3, К4
Порог «Тоннель» 3-4 300 Мощная шивера на ЛП с большим уклоном и мощным течением По основной струе, лавировка между камней./ К2-1,К2-2,К2- 3,К4
Порог «Уцерский» 6 2 Мощный порог-шивера. Большой уклон около 20м/км. Со сложной линией движения в центре порога, мощным прижимом под левый берег, лавировкой между камней. Шел К4. Заход по основной струе. В центре порога через сливы с уходом вправо от прижима под левым берегом. На выходе по основной струе. К2-1на страховке
Каньон Мухли 3-4 2,5км Линия движения средней сложности. Мощная шивера, валы, череда пологих сливов до 0.5м. По основной струе, с лавировкой на заходе между камней./ К2-1,К2- 2,К2-3,К4.
Порог «Древний мост» 3-4 200м Мощный пологий слив в скальном сужении. Навал на правый берег. По основной струе. /К2-1,К2-2,К2-3,К4
Порог «Твиши» / «Мост» 5 200м Мощный слив моста с бочками ниже Ближе к правому берегу на разгоне./ К2-1,К2- 2,К4
Порог«Меквена» / «Мост-2» 4 400м S-образный участок реки с мощными косыми опроки дывающими валами, вертикальная турбулентность Сложная линия движения: мощные косые опроки дывающие валы на поворотах реки. / К2-1,К2-2,К4

1.6 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута ( р.Цхенисцкали)

Вид препятствия Катего рия труд ности Длина препя- тствия Характе ристика препятствия (характер, высота, новизна, наиме нование и т.п) Путь прохождения локальных препятствий.
Лентехский каньон- пороги №1-14 6 10 км В каньоне большой уклон до 20 м/км. Первые 2-3 километра каньона самые сложные и содержат основные препятствия каньона, включая 8 первых порогов, которые следуют один за другим. Остальные шесть порогов находятся в нижней части каньона. Одним из самых сложных и мощных является порог №14 Постоянная лавировка между камней, сливы, бочки, сложная линия движения в порогах. К2-1,К2-2,К2-3,( со сменой экипажей –экипаж с К4 пересел на катамараны двойки).
Порог №1 4-5 200 Над порогом расположен автомост. Река под мостом поворачивает направо на 90 градусов. Начало порога- гряды бочек, дальше — две бочки «галочкой». У правого берега более спокойно. Под мостом — огромная обливная плита, а у левого берега лежат остатки бетонного ограждения с торчащей арматурой. Чалка за 200метров перед мостом по ПБ или ЛБ. Основная линия движения от левого берега к правому, через сливы. Под мостом в ворота под правым берегом. Ниже моста ,возможна чалка в улове под ЛБ. К2-1,К2-2,К2-3( со сменой экипажей)
Порог №2 По нашей воде мы бы обьединили пороги 1 и 2 вместе. 4 200 Начало за порогом 1. Сначала разгонная шивера с мощной струей. Нагромождение камней в русле. Большой пологий камень делит струю на 2 части. На него умеренный навал. Слева и справа — проходы. Справа все очень тесно. Слева – крутой винтообразный слив с поворотом. Далее — ряд бочек. Проходили сразу после Пор.1. По основной струе, шли по «языкам». От камня уходили налево с «телемарком», далее линия движения к правому берегу- чалка у впадения ручья ЧОЛШУРА. Страховка у ручья по ПБ. К2- 1,К2-2,К2-3( со сменой экипажей)
Порог №3 (порог-шивера) 4 200 Сразу за пор. №2. Мощная шивера. С четко выраженной струей и воротами между камней. Шли по основной струе. Страховка в конце порога по ПБ( в месте .где автодорога подходит к реке. К2-1,К2-2,К2-3( со сменой экипажей).
Порог №4 Обнос- бревно в воротах, сливы заперты камнями 5 200 Сразу за пор.№3. Начинается грядой больших торчащих камней (в основных воротах- бревно), струя уходит влево с навалом на огромный камень у левого берега. После 100метров шиверы на выходе из порога череда сливов, запертых камнями. Большие бочки. Несмотря на то, что линия движения была понятна. Из-за торчащего бревна и сливов , которые были заперты камнями, с целью безопасности- Обнос по дороге ПБ. Стартовали из под порога №4, к началу порога №5
Порог №5 6 300 Начало через 100-150 метров после порога №4. Русло делится на две протоки. Правая – относительно маловодная. Чистых проходов нет. Левая протока начинается S- образным завалом камней — заходы забиты камнями, непроход на заходе в нашу воду. Далее – горка из бочек и сбоев струй, в правой части русла – камни. Далее струя делится грядой камней примерно 2:3. Проход есть слева, в более полноводной части. Далее — навал на скалу левого берега, после этого — мешанина из бочек и камней. Заход в порог обнесли до середины правой протоки. Оттуда стартовали в основную часть порога. Шли основной струей через сливы, бочки, заходя на языки. В конце порога чалка под ЛБ, но лучше идти к осыпи ПБ( ближе к порогу №6). Страховка перед порогом №6 К2-1,К2-2,К2-3( со сменой экипажей).
Порог №6 6 400 Начинается метров через 100 после пор. №5. Осмотр с правого берега. Начинается шиверой. Поток разделяется на 2 части островом. Правая протока чуть меньше левой. В правой — крутая горка из хаотических обливных камней и бочек. В левой протоке – большие бочки и обливники. При слиянии двух проток посредине русла — огромный обливной камень, справа от него — узкий чистый проход, за которым следует череда валов. Река поворачивает направо, косые стоячие валы и бочки, в центре реки – большой обливной камень с бочкой за ним. Далее – ряд бочек, мощная шивера. К концу порога №6 спускается колея от автодороги, идущей выше по полке. Чалки проблемные. Стартовали от ПБ и заходили в правую протоку. Воды достаточно, чтобы не садится на камни. Преодолевая бочки после ступенек, придерживались правого берега. После слияния проток проходили в правые ворота от камня. Далее через череду бочек заходили в улово (чуть ли не единственное ) по ПБ перед порогом №7. Страховка из улова ПБ морковками. К2-1, К2-2, К2-3 (со сменой экипажей).
Порог №7 Мы бы обьединили пороги № 6 и 7, т.к. чалки между ними достаточно проблематичные. 5 200 Начало сразу за порогом№6. Река мощной шиверой падает вниз. Правая часть русла заперта камнями и бревном. Струя уходит налево. Дальше валы бочки. В конце порога стоит большой камень. Справа от него обливные зубья. Проход по треку слева от камня. Стартовали из улова ПБ, шли по центру и уходили резко налево от бревна и гряды камней. Далее через бочки придерж ивались левого берега. Чалка за порогом по ПБ в улове. Из улова ПБ страховка морковками. К2-1,К2-2,К2-3( со сменой экипажей).
Порог №8 6 400 Начинается метров через 100 быстротока с бочками и валами после пор. №7. Длина порога 400 м. Слева – ручей(или снежник весною). Основная струя идет под ПБ. Мощные кусающие бочки, череда сливов между камней. После нечеткого ПП порог заканчивается мощной шиверой, требующей маневра. Ориентир окончания порога – мачта ЛЭП на правом берегу, площадка у дороги (стоянка). Далее река широко разливается и делает левый поворот. Стартовали от улова ПБ. Заходили по центру струи под ПБ. Шли через бочки, целясь на центр сливов. Чалка в уловах под ПБ, где дорога подходит к реке. Страховка спасконцами в конце порога. К2-1,К2-2,К2-3( со сменой экипажей).
Порог №9 4 100 Метров через 200 после окончания порога №8. Расположен на некрутом ПП, — свал с гряды камней у левого берега. Мощная струя. Сливы За порогом есть чалка. Шли без предвари тельной разведки. Походной колонной. Придержи ваясь основной струи. К2-1,К2-2,К2-3( со сменой экипажей).
Порог №10 5 50 Ориентир: правый поворот реки, справа место для чалки на пологом ПБ. Впереди видно сужение скал, нагромож дение камней, прохода не видно. Осмотр по ПБ. Справа впадает приток ИМИНДАРИ. Отвесная скальная стена ЛБ, по центру русла крупные скальные обломки. Трек вокруг обломков под ПБ, потом резкий уход от ПБ к ЛБ, несильный прижим к скальному ЛБ. Череда сливов до 1.5 м, бочки, валы. Чалка возможна после порога по ПБ и ЛБ. Заходили в порог по центру, далее старались попасть в трек под ПБ и на разгоне пробивали бочки. На выходе уходили от прижима к скале ЛБ направо. Страховка морковками по ПБ. К2-1,К2-2,К2-3( со сменой экипажей).
Порог №11 4 150 Начало порога – на правом повороте. Более чистый проход ближе к левому берегу. Мощная шивера. Бочки. В конце порога справа – скала, с которой стекает круто падающий ручей. Слева — тоже скала. Русло круто поворачивает направо, и не видно, что там за поворотом. Прошли походной колонной и зачалились у ручья по ПБ перед порогом №12. К2-1,К2-2,К2-3( со сменой экипажей).
Порог №12 4 400 Начинается сразу после пор. 11, за правым поворотом. После ПП в русле лежат камни, образующие ворота. Бочки. Просмотр по ПБ. Заход в порог под ПБ далее проходили череду сливов в воротах и смещались к левому берегу. Дальше продолжали движение по очевидной струе вдоль левого берега. К2-1,К2-2,К2-3( со сменой экипажей).
Порог №14 6 300 Справа большая отмель, ПБ высокий, река поворачивает направо. В пороге большое падение (около 6 метров) и представляет крутую горку. Мощная струя идет сквозь хаотично лежащих острых обломков скал(после взрывных работ). Поток идет вдоль левого берега через череду сливов, дальше основная часть струи уходит влево во вторую череду сливов, но попасть туда проблематично. Правая часть потока выходит на острые зубья. Осмотр по ПБ. Страховка ниже порога по ПБ морковками.Линия движения была под правым берегом через череду сливов и ворот с уходом влево во вторую часть сливов. Чалка по ПБ. Шел К2-2
Порог «Зуби» Габарит ный непроход 2км Сплошные камни Сплав невозможен из-за отсутствия воды.
Порог «Окуреши» Габарит ный непроход 1.5км Сплошные камни Сплав невозможен из-за отсутствия воды.

2. Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников.

Ф.И.О Возраст Опыт Обязанность, посадка по судам
1 Крупнов Роман Николаевич, г. Рязань 1978 Чонг-Кемин (5-р), Хара- Мурин — Утулик(5-р), Башкаус- Чулышман ( 5 у), Дибанг (6у) Руково дитель, Завхоз, Кат–2-1, Капитан.
2 Щенников Александр Станиславович, г.Самара 1982 Чорох ( 5 у ), Б.Лаба-Белая ( 2 с эл 5 ), Риони — Цхенисцкали 5 (у), Юпшара — Гега — Бзыбь-5у Фотограф, Кат–2- 1
3 Феоктистов Андрей Николаевич г. Москва 1981 АкАлалаха -Аргут-6у., Чуя(Мажой)-6у., Б.Нарын- М.Нарын -6у.,Фандарья-Сорбо- Канязь-6у Кат – 4-капитан, левый кормовой.
4 Рыжков Фёдор Александрович г.Воронеж 1982 Верх.Башкаус-Низ.Чулышман- 5у, Чуя(Мажой)-6у, Фандарья- Сорбо-Канязь-6у Кат – 4, правый кормовой.
5 Анциферов Евгений Геннадьевич г.Воронеж 1984 Верх.Башкаус — Низ.Чулышман- 5у, Шавла — Аргут — Катунь-5 у, Чуя (Мажой)-6у, Фандарья- Сорбо- Канязь-6у Кат4. Правый носовой.
6 Чуранов Евгений Сергеевич г.Смоленск 1988 Чуя(Мажой)-6у, Фандарья- Сорбо-Канязь-6у. Кат4. Левый носовой.
7 Сухомлинова Екатерина Андреевна Москва 1982 Юпшара — Гега — Бзыбь-5у, Верх. Башкаус — Низ.Чулышман- 5у Кат2-2
8 Рудаков Владимир Евгеньевич Москва 1986 Юпшара — Гега — Бзыбь-5у, Верх. Башкаус — Низ. Чулышман- 5у Кат2-2
9 Пронкин Алексей Валерьевич г.Рязань 1988 Б.Лаба-Белая -(2 с эл. 5), Она — 4у Кат2-3
10 Хоменко Денис Александрович МО, г.Реутов 1984 Б.Лаба-Белая (2 с эл.5), Чулышман- 6у, Китой- 6у, Чонг — Кемин — Кекемерен -5 к.с. Кат2-3
11 Богатырева Анна Михайловна МО, г.Реутов 1984 Б.Лаба-Белая (2 с эл.5), Китой- 6у, Чонг — Кемин — Кекемерен- 5 к.с. Группа обеспечения
12 Шиловская Анна Алексеевна Ряз.обл, Ухоловский р- н, пос. Богородицкое 1983 ——- Группа обеспечения

Отчет сдан в библиотеку Рязанского туристского клуба, размещен на сайте "http://taganok.ru" rel="nofollow"

3. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна.

Весной 2015 года нами уже был совершен водный поход 5 к.с. по рекам Риони и Цхенисцкали. Всем очень понравилась приветливая и колоритная Грузия со своими бурными реками. При планировании похода летом, первоначально были планы совершить прохождение Чулышмана с Язулинския каньоном, но из-за упущенного времени на организацию такого автономного и сложного похода не оставалось времени, да и транспортные расходы по заброске неимоверно возросли. Из прежней «майской» команды желание сходить еще раз окунуться в Грузинский колорит высказались два человека Роман Крупнов(Рязань) и Александр Щенников(Самара). Это и был первый экипаж катамарана двойки. Второй экипаж уже имел опыт совместных походов по рекам- Катерина Сухомлинова и Владимир Рудаков. Третья двойка «села» совместно впервые- Денис Хоменко и Алексей Пронкин,хотя каждый из участников имел уже достаочный опыт сплава на двухместном катамаране. Экипаж катамарана четверки имел достаточный опыт совместного сплава на судне и ставил перед собой амбициозные планы по прохождению порогов в походе. Целью путешествия ставилось прохождение маршрута по рекам Риони и Цхенисцкали, включая порог «Уцерский» на Риони и Лентехский каньон, пороги «Зуби» и «Окуреши» на Цхенисцкали. Основные опасения были связаны с наличием воды в реках в августе. Изучив информацию по расходу воды на реках в августе стало понятно, что вода должна была быть, но вот сколько конкретно и к чему готовиться было определенной загадкой. Полагаясь на то, что мы видели весной 15 года, решили провести выпуск на маршрут шестой категории в связке рек Риони-Цхенисцкали. По классификатору маршрут 122 включает в себя связки этих рек( "http://www.tssr.ru/files/materials/" rel="nofollow" 877/webPerechen2008_TSSR_09.12.08.pdf) и относится к шестой категории.

Как и весной 15 года на маршруте предполагалось использовать машину сопровождения для мобильного перемещения между реками и транспортировки вещей во время сплава, а также использование фотографа / видеооператора на маршруте( наличие двух участников в группе, не заявленного в основной состав). Группе предстояло пройти около 100км по Риони и около 80 км по Цхенисцкали в линейном варианте. Сплав без вещей и возможность наличия машины сопровождения повышали безопасность похода, хоть и несколько снижали автономность. Мы нашли достаточное количество отчетов, где каждая из рек связывалась с другими реками Грузии. В погоне за набором препятствий на маршруте группам приходилось интенсивно переезжать с реки на реку, что с одной стороны повышает набор препятствий, но с другой стороны снижает водный эффект от похода, не позволяя полностью ощутить всю прелесть реки. Составление маршрута из нескольких рек усложняет логистику мероприятия, потому как требуются переезды.

Чтобы выдержать такой насыщенный график, приходится иметь дело с машиной сопровожденияПри планировании маршрута использовали информацию из отчетов Цветковой С.В., Любимова А.В., Романенко И.Б., Заботиной Е.

4. Справочные сведения о районе похода

Активная часть похода проходила на территории Грузии.

Грузия (груз. Сакартвело) — государство, расположенное в западной части Закавказья. Грузия граничит с Россией на севере, с Арменией и Турцией на юге, Азербайджаном на юго-востоке, и на западе омывается Чёрным морем.

Природные условия Грузии очень разнообразны. На территории Грузии сочетается разные типы рельефа: горы, холмы, плоскогорья, плато, равнина и низменности.

Большая часть территории занята горами: на севере — хребты Большого Кавказа, на юге — Малого Кавказа (высшие точки — Шхара5068 м и Казбек 5033 м), между хребтами располагаются Колхидская низменность и Картлийская равнина, на востоке — Алазанская равнина.

Климат на западе субтропический, на востоке переходный от субтропического к умеренному. Большой Кавказский хребет образует барьер на пути холодного ветра с севера. Средние температуры января от 3оС до -2оС, августа 23-26оС. В Западной Грузии, обращённой к Чёрному морю, выпадает от 1000 до 2800 мм осадков в год – одно из самых увлажнённых мест на территории бывшего СССР; в Восточной Грузии — 300-600 мм.

Разнообразные ландшафты и климатические условия создают богатые растительный и животный миры. Стабильность климата в прошлом способствовала сохранению древних элементов флоры, реликтовых и эндемичных растений (рододендроны, самшит, лавровишня, хурма).

Реки Грузии принадлежат двум бассейнам — Черноморскому (75 % стока) и Каспийскому. Почти весь сток Каспийского бассейна выносится рекой Кура. Реки Черноморского бассейна (Западная Грузия) не образуют единой системы, впадая в море самостоятельно. Главная из них — Риони, протекающая на нижнем отрезке по Колхидской низменности. Значительна также Ингури.

Большинство рек, берущих начало в горах, имеет максимальный расход весной, при таянии снега (половодье). Реки, получающие питание главным образом из ледников, несут более всего воды летом и имеют в это время резко выраженный суточный ход расхода с максимумом в вечерние часы и минимумом перед рассветом. Горные реки замерзают редко. Они протекают в глубоких ущельях, имея значительное количество порогов.

Грузия богата гидро энергоресурсами. На многих горных реках сооружены каскады ГЭС, построены водохранилища.

Население Грузии оценивается 4,5 млн человек, более 80% из них грузины, далее по численности азербайджанцы, армяне, русские. Большинство верующих — православные христиане.

Официальный язык грузинский, грузинский алфавит интуитивно непонятен и с точки зрения россиянина абсолютно нечитаем. Однако широко распространено дублирование грузинских названий на английском языке.

Столица Грузии – Тбилиси, второй город – Кутаиси, третий – Батуми.

Территории частично-признанных республик Абхазии и Южной Осетии после конфликта 2008 года де-факто не контролируются грузинским правительством и расцениваются им как оккупированные Россией части Грузии. Вследствие этого в Грузии действует закон «об оккупированных территориях», предусматривающий уголовное наказание для иностранных граждан и лиц без гражданства за въезд в Абхазию и Южную Осетию не с территории Грузии.

Ведущими отраслями промышленности Грузии являются: пищевая (производство чая, вин и коньяков, табачных изделий, овощных и фруктовых консервов, минеральных вод, лесных орехов), лёгкая (шёлковое, шерстяное, хлопчатобумажное, обувное, трикотажное, швейное производства), машиностроение, чёрная металлургия, цветная металлургия, химическая.

За последние несколько лет были построены, восстановлены и улучшены дороги, связывающие разные районы страны. Не в малой степени это способствует развитию туризма, который для Грузии – один из национальных приоритетов. Природные условия (море, горы, источники), а также политика государства создают условия для привлечения иностранцев, а также для малого туристического бизнеса (отели, рестораны, транспортные компании, туристические агентства).

Часовой пояс UTC+4.

Денежная единица – лари GEL, 1 лари = 100 тетри.

5. Описание маршрута

Маршрут похода проходит по Имеретии, Сванетии и Рача-Лентехи.

Риони (Rioni) – одна из самых полноводных и протяжённых рек Грузии. Препятствия отличаются большой мощью. Начинается на склонах Большого Кавказа; ниже города Кутаиси течёт по Колхидской низменности. Впадает в Чёрное море у города Поти.

По гидропункту в с.Уцера (Utsera) среднемесячные расходы (м3/с).

месяц
4 5 6 7 8 9 10 11
35 60 58 60 44 31 21 14

Как видно уровень воды в августе не сильно отличается от уровня в начале мая.

Для спортивного сплава используется участок верхнего течения, находящийся в регионе Рача (Racha). Начало и окончание сплава зависит от уровня воды.

Распространённый вариант старта – а/мост через Риони, расположенному ниже притока Чанчахи (Chanchakhi). По этому мосту от дороги, проходящей вдоль Риони, уходит ответвление на курорт Шави (Shavi). Участок выше, со стартом ниже деревни Геби (Ghebi), пройден и описан как сплошная шивера; выше Геби — разбои.

Риони ниже а/моста близ устья р.Чанчахи – мощная, но несложная. Пороги локальны, между ними достаточные расстояния. В с.Уцера находится самый сложный порог участка – Уцерский каскад. В районе с.Накиети (Nakieti) несложный одноимённый порог. Далее участок разбоев, которые заканчиваются перед каньоном близ с.Мухли (Mukhli).

Ниже ещё есть короткий S-образный каньон (по некоторым лоциям Древний, или Каменный, мост) перед а/мостом у с.Химши (Khimshi).

Далее река течёт в широкой долине и уже по малой воде имеет большой расход, и даже на прогонных участках валы и сбойки струй на поворотах могут заставить понервничать.

Описаниям реки указывают на каньон перед посёлком Твиши (Tvishi) с двумя мощными порогами в начале и конце каньона. При высоком уровне воды описаны также притоки Риони – Чанчахи (Chanchakhi), Джоджора (Jejora), Лухуницкали( Lukhunistskali).

Вдоль сплавного участка по ПБ идёт грунтовая дорога приличного качества.

Цхенисцхали (Tskhenistskhali) — Хорошо известная еще с советского времени река, расположенная в регионе Сванетия (Svaneti).

По гидропункту в с.Лентехи (Lentekhi) среднемесячные расходы (м3/с)

месяц
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
14.2 14.7 21.4 68.1 118 109 73.1 45.2 33.8 27.3 21.9 19.2

Вдоль сплавного участка идёт дорога: сначала по ЛБ грунтовая, затем становится асфальтовой, а над порогом №1 Лентехского каньона переходит на ПБ.

Наиболее интересный участок реки – Лентехский каньон, расположенный от а/моста, где дорога переходит с левого на правый берег, до с.Лентехи. Каньон – название условное: берега высокие, но не скальные стенки. В каньоне череда препятсвий, следующих одно за другим. Препятствия образованы нагромождением камней в русле, перепадом высоты и поэтому представляют собой сливы разной высоты, формы, сложности, бочки, манёвры между камней.

Первая часть каскада наиболее сложна, так как, фактически, представляет собой один длинный порог. Во второй половине уклон слегка уменьшается и пороги становятся более локальными.

Ниже Лентехи расположен участок с большим расходом, где выделяют пороги Зуби и Окуреши.

6. Варианты подъезда и отъезда.

Существует несколько вариантов попасть в Грузию.

Прямые авиарейсы из Москвы в Грузию (аэропорты Тбилиси, Кутаиси и Батуми) осуществляют компании различные авиакомпании. Для поиска рейса можно воспользоваться web-сервисом типа skyscanner.ru. Летом участникам группы пришлось использовать оба варианта заброски: по железной дороге и путем авиасообщения.

Группа, как и весной, снова собиралась из разных городов. В то же время предстояло везти с собой большое количество водного снаряжения.

Часть группы на поезде можно добралась до Владикавказа или Беслана (35,5 часов и менее чем за 3000т.р.) и границу Россия-Грузия уже пересекать на автотранспорте через погранзаставы «Верхний Ларс» (РФ) и «Казбеги» (Грузия). Этот погранпереход – единственный непосредственный между Россией и Грузией, он доступен для пересечения границы только на автомобиле. Мы уже имели весенний опыт пересечения этого поста. Для пересечения границы можно договориться с одной из компаний автоперевозок («Автоколесница» "http://avtokoles.ru/" rel="nofollow" (8672) 51-29-29(8672) 51-29-29 , 51-78-48, 405-406, 40-43-40; директор Тедеев Алан Юрьевич (928)067-0720(928)067-0720 ) или частником (Сапунцов Игорь +7(988)835-9377+7(988)835-9377 ). Собственно мы и воспользовались услугами Алана «Автоколесница» о чем ни разу не пожалели.

В конце 2014 года вступили новые правила перевоза багажа железнодорожным транспортом. Теперь необходимо приобретать багажный билет, согласно которому можно перевозить крупногабаритный груз, включая катамаран. Катамаран попадает под весовую категорию 30кг. На группу бралось несколько багажных билетов, которые соответствовали количеству рам и вязанок с веслами( итого 4 шт).

Мы выбрали для себя железнодорожный вариант заброски на поезде Москва- Владикавказ(№34) , отправление из Рязани в 0ч50мин. Далее нас в Беслане должна была встретить заранее заказанная машина, под габариты нашей группы, для доставки в Тбилиси.

Некоторые участники из Москвы и Самары решили добираться самолетом в Тбилиси, где и должна была встретиться вся группа. Для заброски в начало активной части маршрута, переброски между реками и возвращения в Тбилиси удобно использовать машину сопровождения. Учитывая насыщенные сплавные участки рек и высокий темп сплава, машина сопровождения получается дешевле (порядка $100 в день для группы 6-12 человек), чем заказ транспорта на заброску-переброску-выброску. Кроме того, это избавляет от необходимости искать транспорт на месте с риском терять время и выбиться из графика. И, как обычно в таких случаях бывает, при правильном подходе водитель на время похода становится проводником и гидом группы, помогает в общении с местными. В процессе выбора машины сопровождения решили остановиться на нашем весеннем варианте сопровождения водителя( Малхази) машины с прицепом( сам водитель из Кутаиси) телефон +995 555775759. Мы остались довольны сопровождением Малхази, который к концу похода стал практически частью команды.

Группа Заботиной Евгении договаривалась о сопровождении с водителем Мевлуди Катамадзе из Кутаиси. Он раньше работал с Давидом, а сейчас возит туристов сам. Его телефон +995593754456, +995593754456 ,skype mevludi593. Машина FordTransit с верхним багажником, варьируемым количеством мест.

7. Пересечение границы и пребывание на территории Грузии

Информация по состоянию на сентябрь 2014 года.

Граждане РФ могут въезжать и находиться в Грузии без виз 90 дней в течение 180 дней. Посещение Грузии осуществляется по загранпаспорту, который на момент въезда должен быть действительным в течение 180 дней.

В Грузии действует закон «об оккупированных территориях» от 23 октября 2008 года, предусматривающий уголовное наказание для иностранных граждан и лиц без гражданства за въезд в Абхазию и Южную Осетию не с территории Грузии. То есть в загранпаспорте не должно быть отметок о посещении Абхазии и ЮО.

Надо учитывать, что билеты на транспорт, на котором будет пересекаться граница (туда и обратно), должны быть оформлены по загранпаспорту.

Стоит ознакомиться со списком подлежащих таможенному декларированию при ввозе в Грузию предметов, например на сайте Консульского департамента МИД России.

8. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Вдоль обеих рек водной части маршрута идёт дорога. Только в нижнем течение Цхенисцкали дорога отходит от реки и сплав приобретает автономный характер на ближайшие 10 км. Кроме того на всём маршруте с нами находилась машина сопровождения, что позволяет в случае необходимости аварийно сняться из любой точки.

9. Страхование жизни и здоровья участников

Поход проходит по территории другого государства, где не распространяется действие российского полиса обязательного медицинского страхования. Для иностранных граждан медицинское обслуживание в Грузии платное. Экстренная медицинская помощь, в том числе стоматологическая, оказывается бесплатно. Но для любого заграничного путешествия, а тем более спортивного, будет правильным оформить медицинскую страховку.

Страховку оформили в компании «Альфастрахование».  Страхование по программе «Классик» с дополнительным условием «спорт», страховая сумма на каждого человека 15 000 у.е., компания- SAVITAR GROUP.

10. Изменения маршрута и их причины.

Заявлен был маршрут: г. Рязань – г.Владикавказ – г. Тбилиси– пос. Саглоло — р. Риони (сплав) – пос.Намахвани – пос. Текали – р. Цхенисцхали (сплав) – пос.Матходжи – г. Тбилиси – г.Владикавказ- г.Москва

При заброске в Грузию, мы доехали не до Владикавказа, а до Беслана, как посоветовал водитель «Автоколесницы». В Беслане идет большая стоянка поезда, а расстояние до Владикавказа невелико –около 20 км, поэтому из-за экономии времени, логичнее выходить в Беслане. Получается даже небольшая экономия на билетах.

На месте произошла корректировка маршрута, связанная с погодными условиями и уровнем воды в реке.

Сплав по Риони был закончен не доходя пару километров до пос. Намахвани на поляне правого берега после железного автомоста. (42.460381, 42.760338)

При заброске на реку Цхенискали был отмечен крайне низкий уровень воды в реке, особенно ниже плотины. На машине проведена разведка и оценка возможности-точнее невозможности сплава ниже плотины в пос.Цагери. Сутки было потрачено на исследование Лентехского каньона и разработке верхнего участка для сплава. Поскольку на катамаране четверке было «не развернуться», то было принято решение на трех катамаранах двойках двумя группами поочередно. Сначала сплавлялись первые три пары, за последующие дни сплавлялись оставшиеся две пары. Итогом явился сплав всех 10 основных участников на катамаранах двойках. Сплав ниже пос.Лентехи спортивного интереса не представлял, ниже плотины в поселке Цагери воды не было совсем. Окончание сплава по Цхенисцкали было в районе порога №14.

Других изменений маршрута не было.

11. График движения.

Дата День пути Участок пути От и до Длина пути, км Чистое ходовое время, ч. Определя ющие препятствия на участке Способ передви жения/ погода
01.08 — 02.08 1 Рязань- 1600 31   Поезд
02.08 2 Беслан – Тбилиси 196 5   Машина
03.08 3 Тбилиси – мост через Риони ниже притока Чанчахи- р Риони — стапель 300 6   Машина /солнце стапель
04.08 4 мост через Риони ниже притока Чанчахи –поляна п/б перед.р.Сакаура 16 5.0 Пор. Ступенька Пор. Туннель Пор. Уцерский Сплав /солнце
05.08 5 Поляна п/б перед р.Сакаура – пос. Квишари 54 6.0 Каньон Мухли Порог «Древний мост» Сплав /солнце
06.08 6 Пос. Квишари – поляна п/б у автомоста пред 38 3.5 Порог «Твиши» Порог «Меквена» Сплав /солнце
07.08 7 Намахвани переезд на реку Тценисцкали — пос. Сакдари( начало Лентехского каньона. Пос. Сакдари- пор. Зуби- пос.Бабили 76 58 46 3,5 2 2   машина Осмотр пешком Машина Машина/солнце
08.08 8 Пос. Бабили- пос. Сакдари- пос. Чвелиери 10 3 6 4 Детальный осмотр первых трех километров лентех ского каньона, посещение церкви в пос.Сакдари машина пешком машина/солнце
09.08 9 Пос. Чвелиери-1.5 км ниже автомоста (баз. лагерь) 6 5 Пор.1-7 Сплав/ солнце
10.08 10 1.5км ниже автомоста (баз.лаге рь) — пос.Бабили (пор.№14) 8 3 Пор 8-14 Сплав /солнце
11.08 11 Автомост — 1.5 км ниже моста- пос.Бабили- баз.лагерь 10 10 4 Пор.1-14 Сплав /солнце Машина
12.08 12 Базовый лагерь- Мартвили 160     Машина /солнце
13.08 13 Мартвили- Уплесцихе- Тбилиси 300     Машина /солнце
14.08 14 г. Тбилиси- г.  Владикавказ 196 5   Машина /солнце
15.08 15 Ростов 600 10   Поезд
16.08 16 г. Рязань 1000 21   Поезд

Принятые в отчёте сокращения:

ПБ, ЛБ – правый берег, левый берег;

ПП, ЛП – правый поворот, левый поворот;

крПП, крЛП – крутой правый поворот, крутой левый поворот;

ЧХВ – чистое ходовое время – время движения без учёта остановок;

К1, К2, К3 – катамаран №1 и т.д. (см. «Состав группы и распределение по судам»);

12. Техническое описание прохождения группой маршрута.

01.08 Ночью рязанская часть группы в составе 3 человек около 0.30 подсела в поезд к уже едущим трем участникам. В Воронеже подсаживались еще двое. Дорога протекала без приключений.

02.08 Рано утром прибыли в Беслан, где нас уже ждал ,заказанный микроавтобус от «Автоколесницы». К 12.00 были уже на границе в поселке Верхний Ларс. Через два часа ( в 14.00)вышли уже с грузинской стороны без каких-либо проволочек. В 18.00 по местному времени добрались в Тбилиси, где встретились с прилетевшими Аней и Денисом. Они уже закупили необходимые продукты в супермаркете. Вечером прогулялись по Тбилиси, посетив колесо обозрения. Ночью прилетел и добрался до гостиницы Саша из Самары.

03.08 Утром ,около 8.00 ( по местному времени), загрузились в прибывший микроавтобус и начали заброску на Риони.

К месту стапеля, поляна на левом берегу ниже р.Чанчахи, прибыли в 15.00. Начали стапель. (42.693070, 43.581540) К вечеру суда были собраны. Рядом собирается группа А.Лифанова.

04.08.

Встали в 8.00. Погода солнечная. Сегодня предстоит начать сплав по реке Риони от поляны на левом берегу ниже автомоста через Риони, который расположен ниже левого притока Чанчахи( Фото 1).

Фото 1 Группа перед стартом.

Уровень воды в реке средний( даже несколько выше, чем весной 15 года). Стартовали походным порядком в 11.00. Первым шел К4, за ним двойки поочередно.

Буквально сразу после старта начался порог «Ступенька» — длина 200 метров

Ориентир: на 300м ниже а/моста через Риони, видны перепад и бетонное основание на ПБ.

Просмотр: по острову или ПБ. После беглого просмотра решили идти сходу. Порог представляет собой слив-ступеньку 0,5-1 м высотой через все русло, более чистый и пологий у ЛБ.

Прошли походной колонной со взаимостраховкой. К 4-первым,далее К2 поочередно прошли чисто ближе к правому берегу по языку. Все судна зачалились после порога на ПБ. Идем с перечалками. Подошли к порогу «Тоннель» через 10 минут сплава. Посмотрели заход в порог.

Порог «Тоннель» — длина 300 метров. Ориентир: по ПБ проходит дорога, на ней два коротких тоннеля, отлично видные с воды; ЛП реки. Над рекой проходит ЛЭП (вдоль реки, в этом месте прямо над водой). Просмотр с дороги ПБ.

Чалка справа в уловах перед первым туннелем, затем можно перечалиться ниже. Порог начинается на локальном ПП. В начале мощный поток с заметным падением и высокой скоростью течения. После ЛП реки в русле несколько больших камней, валы, но проход достаточно широкий и чистый. На выходе можно выделить небольшие ворота между камней ближе к правому берегу.

Первым стартовал К4- прошел все по основной струе — встав на ПБ на страховку.

Дальше пошли двойки. Перед заходом в порог «Тоннель» при «неудачном» маневре от «безымянной» бочки через диагональ перевернулся К2-1. Оба гребца залезли в периметр катамарана и самостоятельно зачалились на ПБ в середине порога «Тоннель». ( Фото 2)

Фото 2. Экипаж К2-1 чалится на перевернутом катамаране.

Экипаж К2-2, ближе находящийся к К2-1, сопровождал перевернутый катамаран до момента его зачаливания. К2-3 закончил прохождение порога и встал на страховку за К-4 по ПБ.

После постановки катамарана двойки на «прямой киль» экипажи К2-1 и К2-2 закончили прохождение препятствия. Завершив прохождение пор.«Тоннель», идём походной колонной- первым К4, за ним идут двойки походной колонной. Идем с перечалками. Дальше характер реки не меняется: постоянная шивера с отдельными камнями в русле, средние валы и бочки. Течение быстрое. Берега высокие, но не обрывистые, поросшие лесом. В поселке Уцера зачалились в 13.00 на каменистой отмели правого берега перед разрушенной железобетонной опорой( Фото 3).

Фото 3. Чалка перед порогом Уцера

Палящее солнце. Экипаж К2-1 принимает решение сразу обнести порог и встать на страховку катамараном в конце порога. Экипажи К2-2,К2-3 и К4 идут осматривать порог и ставить морковки на страховку. Первым собирается идти К4.

Ориентир порога «Уцера»: длина около 2 км. Находится в пос.Уцера (Utsera). На ЛБ скала, ПБ – на высоте метров 8-10 идет автодорога. После примерно километра разгонной шиверы- линия движения читается с воды, русло сужается метров до 15. По нашей воде можно было зачалиться на отмель правого берега. Справах впереди хорошо заметный бетонный а/мост дороги вдоль Риони. В конце каскада высоко над водой пешеходный мостик, на нём обычно скапливаются зрители.

Просмотр: по дороге ПБ и с навесного моста.

Порог протяжённый около 1.5-2 км, мы бы выделили три части порога:

1 часть- заходная шивера) длинной около 1 км, от железобетонной опоры на правом берегу( за ней подвесной мостик) до отмели правого берега перед автомостом справа через приток( все будет зависеть от воды).

2 часть- собственно каскад длиной метров 300 с чередой сливов высотой около 1метра от отмели правого берега перед автомостом правого берега через приток до подвесного

моста через Риони. Насчитали порядка трех ступеней с возможными проходами под правым и левым берегом.

3 часть — выходная шивера длиной около 800 метров. От подвесного моста река далее делает левый поворот, затем правый и мощь шиверы ослабевает. Чалка по правому берегу перед автомостом .

Страховочный катамаран подняли в короткую, но крутую горку, дальше пронесли около 1 км по асфальтированной дороге. Несли до автомобильного моста через Риони, под ним есть вполне нормальный спуск, хоть и тоже с небольшой в метр-полтора каменной ступенькой. Кат 2-1 встал на страховку в 13.30.

Троих человек поставили с морковками на страховку ниже пешеходного подвесного моста (двое по ЛБ-один на ПБ).

Первой прошла К4 – экипаж заходил в ворота под правым берегом, далее уходил от прижима под ЛБ и каменной гряды вправо. ( Фото 4)

Фото 4. Уход от прижима по ЛБ

Несколько зацепил кормой гряду, но выровнялся и дальше все прошел по основной струе (Фото 5). По ощущениям ребят на четверке порог оказался очень мощным и сложным технически. Остальные два экипажа двойки, приняли решение об обносе препятствия. После автомоста, из под которого стартовали идет достаточно мощная шивера. Некоторое усложнение реки в районе поселка Накиети с одноименным порогом, который особо не выделяется на общем фоне. Вся линия движения читается с воды.

Скорость течения и уклон реки позволяют читать воду и правильно выбирать необходимую линию движения.

Фото 5. К4 в центральной части порога Уцерский.

К 16.00 подошли к поляне по ПБ ( 42.610540, 43.469110 ) перед автомостом через Риони, ниже которого впадает р.Сакаура. До моста на правом берегу расположилась группа А.Лифанова. Все экипажи откровенно устали, поэтому решено встать на стоянку. С гор надвигается грозовой фронт. Вечером ураган- держим палатки, чтобы не улетели.

05.08 За прошлый день мы несколько не дошли до намеченной ночевки около пос. Нигзвнары. Сегодня предстоит наверстывать упущенное и подойти к каньону Алпана.

Старт в 10.00. Коллективное фото перед стартом ( Фото 6).

Фото 6. Коллективное фото перед стартом 2ой день сплава.

Идет постоянная шивера средней мощности. В 10.40 прошли пос. Нигзвнара с несостоявшимся местом ночевки. В 12.00 подошли к каньону Мухли.

Каньон Мухли ,протяженность около 2.5 км- ориентир- заканчиваются разбои, видно сужение реки, кр ПП ,линии движения не видно, справа крутой поросший лесом берег, большое улово для чалки.

Просмотр захода:по ПБ) Заход в каньон под ПБ. Слева забито камнями. В каньоне валы и бочки. Прохождение по основной струе. ( Фото 7)

Фото 7 Заход в каньон Мухли.

Посмотрели заход, который был логичен под ПБ. Далее было видно, что все идется практически по струе (в пределах видимости).

Прошли все ровно походной колонной, используя взаимостраховку. Шли двумя тандемама: сначала шел тандем К4-К2-1, следом К2-2-К2-3 при страховке прошедшими судами. Уровень воды несколько ниже по сравнению с весенним.

В 13.00 подошли к поселку Цеси и порогу «Древний мост» или S образный каньон.

Порог «Древний мост» (42.536123, 43.190496) длина 200 метров- ориентир- в поселке Цеси проходит пешеходный мост, отсюда начинается каньон. Далее река начинает сужаться и справа появляется забетонированная стена из камней, а слева вертикальная скала.

Порог расположен на крутом ЛП. Порог – это участок с локальным сужением всей реки до ширины около 20 м, и локальным перепадом высоты, образующим очень плавный слив, или мощный язык с сильной турбулентностью. В конце порога на обоих берегах остатки старого каменного моста, чуть ниже – современный а/мост.

Предварительный просмотр порога провели по ПБ. Сначала шел К4, следом шли катамараны двойки при страховке К4

В 13.30 сделали небольшой получасовой перекус на одном из островов, русло делится на протоки.

14.30 причалили на 5 минут к ПБ где нас встречала машина с питьевой водой- солнце просто палящее. Стали отрабатывать учебные оверкили на прямых участках реки.(Фото 8)

Фото 8 Отработка учебного киля К2-2

В 16.30 подошли к намеченной стоянке (42.547610, 42.926110 ), где нас уже встречала наша машина сопровождения и машина группы А.Лифанова. Уровень воды ниже, чем весною. Вечером у Алексея Пронкина начался озноб. Диагностировали тепловой удар, исключив другие возможные причины его плохого состояния.

Всю ночь сверкали зарницы, было очень жарко. Под утро пошел дождь. Выйдя из палатки, мы не поверили своим глазам. Все ранее сухие протоки наполнились водой цементного цвета. Вероятно ночью в верховьях прошли сильные осадки. Вода существенно поднялась( около полуметра).

Из за температурящего участника получается несплавной катамаран К2-3. Посовещавшись с соседней группой ,решаем в условиях «паводка» подождать час другой спада воды и стартовать.

Старт в 12.00. Идет К4, К2-1,К2-2 и две К4 из группы А.Лифанова.

В 12.20 прошли мост- началось «ущелье» Алпана( Фото . Линия движения читается с воды. Характеризуется мощной струей, мощными валами, бочки, встречаются прижимы.

В 13.00 прошли впадение правого притока Ладжанури. 13.10 мост через Риони.

В 13.30 подошли к порогу «Твиши»/«Мост»- как мы его назвали в весеннем походе. Порог «Твиши» / «Мост» (42.520735, 42.799028) длина 200 метров. Ориентир- в русле появляются огромные камни под ПБ, метров за 200-300 видно автомобильный мост и ПП реки, ширина реки до 100 метров. Чалка к ПБ. Ниже моста большая горка и здоровенная бочка, за которой еще одна косая (со скосом от центра к ПБ). Под ПБ бой в выступ скалы.

Осмотрев порог приняли решение о поочередном прохождении судами. Сначала проходили К4 (Фото 9-11) и вставали на страховку по ПБ и ЛБ. Затем поочередно прошли двойки (К2-1 и К2-2). Линия движения у всех судов была однотипна. Заходили ближе к опоре моста по ПБ и далее смещались вправо, стараясь уйти от огромной слива-бочки. Тем не менее пришлось пробивать пару бочек под ПБ, но основная задача была успешно решена — не попасть в центр. Чалка за порогом по правому или левому берегу.

Фото 9 Порог Твиши К4.

Фото 10 Порог Твиши К4

Фото 11 Порог Твиши К4

Фото 12 Порог Твиши К2-1

Фото 13 Порог Твиши К2-2

После порога идет участок мощной шиверы. Идет череда валов и бочек, разбросанных в шахматном порядке. Характер реки позволяет идти все сходу. Линия движения читается с воды.

В 15.00 подошли к следующему препятствию порогу «Меквена».

Порог «Меквена»/ «Мост -2» (42.477433, 42.759619) —длина 400 метров – ориентир широкая река, над водой идут провода через реку, справа видны постройки деревни Меквена, за которыми через 100-150м начинается мощный участок из косых валов, опрокидывающего характера. Страховку целесообразно проводить с воды первым прошедшим судном.

Порог проходили походной колонной в порядке нарастания обьема судов. Сначала шли четверки, затем катамараны двойки.( Фото 14)

Фото 14 Прохождение порога Меквена походной колонной

Линия движения была направлена на то, чтобы избежать попадания на косые обратные валы, бочки. Все суда выдержали намеченную линию движения и безаварийно прошли порог.

В 15.30 завершили сплав, пройдя около 2.5 км ниже порога «Меквена» и начали антистапель с подготовкой судов к переброске на реку Цхенисцкали. Чалка по ПБ за автомостом с подьемом судов на удобную большую поляну(42.460381, 42.760338). Принимая во внимание, что до темноты оставалось около трех часов было, принято решение основательно подготовиться к переезду, погрузить суда и рано утром стартовать на Цхени.

07.08 В 8.00 погрузились и выехали в направлении Цхенисцкали. Завтрак решили отложить до поселка Лентех.

В 10.00 проезжаем плотину в поселке Цагери. Водохранилище полупустое (Фото 15). Из плотины вытекает просто «ручеек». Мы еще пока не представляли, на сколько мало воды в нижних порогах «Зуби» и «Окуреши». По дороге к Лентеху отмечаем. Что воды в реке «крайне мало»- гораздо меньше, чем весной.

Фото 15 Вид на пустую плотину в Цагери

В 11.00 добрались до пос. Лентехи, легкий завтрак вкуснейшими лепешками «Кубдари». Едем дальше наверх к началу Лентехского каньона. В 12.00 у начала Лентехского каньона. Сюда же приехала и группа А.Лифанова. Единогласно решено, что уровень воды не для сплава на четырехтонных четверках. После некоторых размышлений принято решение о необходимости просмотреть нижние пороги и оценить возможность сплава по ним.

В 15.00 приезжаем к Порогу «Зуби» (42.576761, 42.681546) Воды в пороге нет совсем. Побродив над «пустым» порогом-садом камней, едем чуть выше на поляну для принятия решения о дальнейших действия.

Под палящим августовским солнцем принимаем, пожалуй единственно правильное решение в данной ситуации — едем наверх в Лентехский каньон.

1. Там более прохладно ночью и организм хоть немного отдыхает после знойного дня.

2. Низкий уровень воды не позволяет пройти нижние пороги.

3. Уровень воды в Лентехском каньоне более приемлем для двоек, катамаран четверку решено не собирать, а прохождение каньона проходить поочередно в два захода со сменой экипажей. В первом заходе идет К2-1 в своем экипаже, К2-2( Феоктистов –Чуранов), К2- 3(Рыжков-Анциферов). Во втором заходе идут Штатные экипажи К2-2 и К2-3.

К 17.30 доезжаем до поселка Бабили, переезжаем по мосту и решаем ставить лагерь на левом берегу (42.791461, 42.750770).

Осмотр Лентехского каньона. Утром в 10.00 едем к началу Лентехского каньона. По пути останавливаемся у правого притока Иминдари и спускаемся к реке для осмотра порога

№10.

К 11.00 добираемся до правого притока Чолшура (42.838464, 42.820758). Совсем рядом в 200 метрах выше по дороге мост через Цхени.

Предстояло определиться с некоторыми тактическими моментами.

1. Когда планируем начинать сплав? Первые 2-3 километра Лентехского каньона- серьезное водное препятствие, требующее детального просмотра.

2. Необходимо было определиться с местом старта и возможным местом стоянки. Мы ведь планировали поочередное прохождение каньона на двойках в сложившихся условиях с «некоторой нехваткой» воды для катамарана четверки.

На просмотр, в буквальном смысле, практически по берегу( где это возможно) ушло около трех часов. (Фото 16-28). Были намечены участки для прохождения, определены места постановки страховки после порогов, определены места чалки, найдено место для стоянки и постановки базового лагеря ниже моста через приток Чолшура около 1 км на площадке куда подходит грунтовая дорога от основной трассы ( Цхени Лагерь 42.833520, 42.812940 ) Сравнив уровень воды, приходим к мнению, что у нас воды больше, чем у Евгении Заботиной в сентябре 2014 года.

Фото 16 Заход в порог№1

Фото 26 Выход из порога №7

Фото 27 Под ПБ основная частьт пор№8

Фото 28 Выход из пор.№8

Ориентиром послужил плоский камень под мостом. В нашу воду проходы с обеих сторон, у наших предшественников слева был негабарит. На сплав планировалось три экипажа, остальные четверо « свободных» человек обеспечивали страховку морковками. При прохождении первых двух экипажей первые две морковки снимались и ставились еще ниже, что обеспечивало отсутствие задержки в постановке страховки. Такая тактика должна была обеспечить непрерывность страховки без потери времени на сплаве.

Время 14.30. Решено посетить монастырь в поселке Сакдари, отмеченный как достопримечательность на карте. 16.30 едем наверх искать место стоянки и стапеля, откуда на завтра намечен сплав. Место под лагерь находим выше поселка Чвелиери, свернув налево с дороги(42.850760, 42.858500). Здесь технологическая площадка, где может встать машина и под деревьями удобно разбить лагерь. Собираем суда с подготовкой их к завтрашнему сплаву.

09.08.

с.Чвелиери (Tchvelieri) – 1 км ниже с.Сакдари (Sakdari)

Подьем в 8.00, завтрак. Старт утром в 10.45. Река постепенно собирается из разбоев в одно русло. Входим в скальное сужение с поворотом реки налево. Берега поросшие лесом. В

11.00 подошли к Порогу №1. Чалка перед порогом на ПБ (42.840645, 42.823247).

Ориентир: крЛП, за которым виден мост. До ключевого места под мостом (где дорога переходит с ЛБ на ПБ) прямой участок около 100м. По камням ПБ посмотрели начало порога. Порог начинается разгонной шиверой. Далее идёт слив с бочкой через всё русло. После этого короткий турбулентный быстроток перед мостом. А непосредственно под мостом плоский крупный камень в центре русла и слева- справа от него бочка, проходы возможны с обеих сторон, логичнее справа.

За мостом есть улово у бетонного укрепления ЛБ и далее ПП.

За ПП ниже порога №1 следует шивера- порог с крупными камнями, по лоции она относится ещё к порогу №1. Пороги №1,№2,№3 по лоции Цветковой шли в 2 этапа. Первым шел К2-1, после его прохождения К2-2 и К2-3.

Фото 29 К2-1 Заход в Пор№1

Фото 30 В сливе К2-3. Пор №1

Сначала от улова ПБ перед автомостом проходили пороги №1 и №2-заходили под ЛБ, дальше смещались под ПБ, проходили слив и заходили в слив под мостом справа от пологого камня. Дальше шли по языкам, проходя бочки. Подойдя к пологому камню уходили резко влево и дальше смещались вправо на чалку к ПБ ниже правого притока. Все шли по основной струе. Далее после короткого просмотра прошли походным порядком пор.2-пор.3 до конца с чалкой по ПБ перед порогом №4. Страховку морковками на участке Порогов 1-3 ставили в месте впадения правого притока Чолшура( 2 морковки) и две морковки в конце порога №3. На прохождение порога ушло 30 минут.

12.00 подошли к Порогу №4.

Ориентир: локальный поворот налево. ЛБ лесистый, ПБ – отлогий, груда камней, каменная отмель, наверху по ПБ идёт дорога. Чалка, просмотри страховка логична по ПБ. Заходная шивера на излучине ЛП имеет генеральное направление от ПБ к ЛБ. Дальше основная часть потока упирается в скалу посреди русла, справа от неё есть габаритный проход, требующий манёвра. Это первое ключевое место порога. Ниже скалы идёт короткий прогонный участок с чередой камней посередине. Он заканчивается свалом 36 воды ступеньками между крупными камнями – второе ключевое место порога. Чалка в улово ПБ.

В начале порога в заходных воротах, которые были единственно логичными, разглядели бревно в воде. А выходные сливы были заперты торчащими камнями. Принято решение об обносе порога по дороге ПБ и спуск судов сразу после порога, откуда можно продолжить сплав. Суда обнесли по дороге ПБ и спустили к воде и подошли к порогу №5. (Фото 31).

Фото 31 Старт к порогу №5 из под порога №4 К2-1

Ориентир- ЛП. Начало через 100-150 метров после порога №4. Русло делится на две протоки. Правая – относительно маловодная. Чистых проходов нет. Левая протока начинается S-образным завалом камней- заходы забиты камнями, непроход на заходе в нашу воду. Далее – горка с большим уклоном из бочек и сбоев струй, в правой части русла – камни. Далее струя делится грядой камней примерно 2:3. Проход есть слева, в более полноводной части. Далее — навал на скалу левого берега, после этого череда из бочек и камней.

Заход в порог обнесли до середины правой протоки и переносились по отмели к левой протоке. Оттуда стартовали в основную часть порога по левой протоке.( Фото 32).

Фото 32 К2-1 в центре пор№5

Шли основной струей через сливы, бочки, заходя на языки(Фото . В конце порога чалка под ЛБ, оттуда шли ниже метров 200 и чалились к осыпи ПБ( ближе к порогу №6). Порядок прохождения порога №5 был такой: К2-2, К2-3,К2-1.

Фото 33. К2-2 в центральном сливе порога №5

Фото 34 К2-1 на заходе в слив пороге №5

При прохождении порога в одном из сливов погнули среднюю поперечину. Больше всего досталось «Рафтмастеру». Страховка морковками и затем судами перед Порогом №6

Ориентир: впереди видно сильное падение, остров, приток-ручей на ПБ. Просмотр по ПБ или, что удобнее, по острову. В правой протоке воды достаточно для сплава. В левой протоке, которая не видна с ПБ, воды больше, там несколько сливов ~0.5 м через гряды камней. После слияния проток ниже острова посреди русла большой камень, на который навал. Справа от него габаритный проход. В левую часть можно попасть, если идти левой протокой. Далее продолжается шивера на ПП.

После прохождения порога №5 даем команду страховщикам со спасконцами идти к месту страховки между порогами № 6 и №7. Там грунтовая дорога, проходя через место нашего предполагаемого базового лагеря подходит к реке. В этом месте река имеет стремительный характер. Чуть ниже места спуска дороги к реке имеется улово, где удобно поставить страховку.

Бегло посмотрели заход в порог и решили идти правой протокой. Стартовали от ПБ и заходили в правую протоку. Воды достаточно, чтобы не садится на камни. Преодолевая бочки после ступенек, придерживались правого берега. После слияния проток проходили
в правые ворота от камня. ( Фото 35).

Фото 35 К2-1 заходит в правые ворота после слияния проток. Порог №6.

Далее через череду бочек заходили в улово( чуть ли не единственное ) по ПБ, откуда осуществлялась страховка морковками перед Порогом №7. Все экипажи чисто шестой порог.

Ориентир: ПП, падение. Просмотр по любому берегу. Локальное увеличение уклона, камни. Начало сразу за порогом №6. Река мощной шиверой падает вниз. Правая часть русла заперта камнями и бревном. Струя уходит налево. Дальше валы бочки. В конце порога стоит большой камень. Справа от него в центре русла полуобливные зубья. Проход по треку слева от камня.

В 15.30 все экипажи успешно прошли препятствие, держась ближе к ЛБ. Через 50м. зачалились на ПБ. Здесь удобная полка, где можно оставить суда. Над нами наверху полка для нашего базового лагеря. Сплав на сегодня решено закончить. Выходим по крутому склону на полку.

Вечером сходили ополоснуться в приток Чолшура. Идти не спеша около 30 минут. С вечера сходили посмотрели еще раз на порог №8 с высокой осыпи ПБ .( Фото 36)

Фото 36 Вид на порог № 8

1 км ниже с.Сакдари – с.Бабили( порог №14).

Подъем в 8.00. Завтрак. Спускаемся к судам по крутому склону. Старт в 10.00 тремя экипажами, шедшими накануне. Из большого улова ПБ стартуем походной колонной на прохождение порога №8.

Ориентир: ПБ – осыпь со скальным выходом, на верху которой опора ЛЭП. ЛБ – скала, высоко на ЛБ водопад на притоке. Сужение русла, уклон. В реке большой прямоугольный камень (фото). Основная часть потока формирует мощную струю вдоль ПБ, слева вода растекается среди мелководного сада камней. Немного ниже прямоугольного камня на входе у ПБ крутой слив высотой ок.1.5 м, ниже второй ок.1м высотой. Далее река уходит в подобие бутылочного горлышка: струя от ЛБ смещается в центр, а потом в узкое пространство между большими камнями с ПБ и ЛБ – это выходной участок.

Порядок прохождения К2-2,К2-3, замыкает К2-1( Фото 37). Заходили по центру струи под ПБ. Шли через бочки, целясь на центр сливов. В центральной части ближе к правому

берегу между камней распертое бревно. Чалка в уловах под ПБ, где дорога подходит к реке. Порог достаточно мощный. Страховка осуществляли четыре человека с морковками.

Фото 37. К2-1 Порог №8 Центральная часть. Впереди виден К2-3.

В 10.30 проходим порог №9. Прошли походной колонной.

Фото 38 Прохождение порога №9 К2-1. Впереди виден К2-3.

Ориентир: незадолго пешеходный мост через реку, правый поворот реки, справа место для чалки на пологом ПБ. Впереди видно сужение скал, нагромождение камней, прохода не видно. Осмотр по ПБ. Справа впадает приток ИМИНДАРИ. Отвесная скальная стена ЛБ, по центру русла крупные скальные обломки. Трек вокруг обломков под ПБ, потом резкий уход от ПБ к ЛБ, несильный прижим к скальному ЛБ. Череда сливов до 1.5 м, бочки, валы. Чалка возможна после порога по ПБ и ЛБ.

Порядок прохождения К2-2, К2-3, К2-1. После просмотра все экипажи прошли быстро и без проблем, придерживаясь правого берега при прохождении трека( Фото 39).

Фото 39 Заход в порог №10 К2-2

Чалка после порога на ПБ. Страховка первого экипажа морковкой с ПБ. Остальные суда страховались катамараном с воды.

Далее река упрощается, линия движения читается с воды. Препятствия имеют слаломный характер: камни в русле, сливы, бочки. С ходу прошли препятствие №11 и зачалились у крутого ручья на правом берегу. Бегло посмотрели заход в порог №12.

Ориентир: начинается сразу после пор. №11, справа впадает крутой ручей, за правым поворотом. После ПП в русле лежат камни, образующие ворота. Бочки.

Прошли походной колонной. На дальнейшем общем фоне не выделили порог №13. Сила течения, перепад высоты и количество камней в русле позволяет идти всё с ходу. В случае выбора неоптимальной траектории максимальный риск – это плотно сесть на камень. Шли со взаимной страховкой, с промежуточными чалками. Вскоре берега расходятся, в каньон попадает солнце, течение становится более плавным.

К 12.00 наблюдаем спуск дороги к реке, широкая отмель на ПБ, удобная для чалки перед ПП, за которым начинается порог №14 (42.802770, 42.766570) .

Ориентир: незадолго пешеходный мост через реку; сужение долины, повышение осыпного ПБ, ЛБ становится скальным, впереди крутой ПП, за которым не видна река.

В пороге большое падение (около 6 метров) и представляет крутую горку. Мощная струя идет сквозь хаотично лежащих острых обломков скал(после взрывных работ). Поток идет вдоль левого берега через череду сливов, дальше основная часть струи уходит влево во вторую череду сливов, но попасть туда проблематично. Правая часть потока выходит на острые зубья. Далее выходная шивера.

Порог снизу, да и сверху производит сильное впечатление.

Фото 40. Порог №14 снизу (в конце горки).

Фото 41 Порог №14 вид сверху

Можно предположить, что порог год от года меняется( судя по фотографиям и видеороликам, которые мы видели). Линия движения в пороге достаточно сложная и самым ключевым и опасным моментом было смещение из правой части потока влево, что могло привести к попаданию на большие камни с навалом на них и оверкилю. Прохождение порога решено отложить на завтрашний день.

Мы оставляем часть команды для подготовки судов к погрузке и транспортировке их в базовый лагерь, а на машине едем пополнить запасы продуктов и хлеба в Лентех.

На сегодня планируется пройти весь Лентехский каньон после смены составов экипажей на катамаранах двойках. Сегодня планируют идти штатные экипажи К2-2 и К2- 3, а из места базового лагеря присоединяется экипаж К2-1. Страховку морковками с берега на ключевых препятствиях обеспечивают трое участников из состава К4.

В 9.45 машина с двумя катамаранами, командой страховки и группой сьемки ушла наверх. Экипаж К2-1 спустил катамаран к воде и стал ждать сеанса связи с верхней частью группы.

В 10.30 экипажи стартовали в порог №1( Фото 42). Вода постепенно падает. Под мостом слева от пологого камня уже непроход. Экипажи шли также как и первая тройка экипажей- с перечалкой ниже правого притока Чолшура и чалкой ниже третьего порога. Страховка морковками осуществлялась у притока и ниже третьего порога.

Фото 42 Экипаж К 2-3. Порог №1

Дальше обнос порога №4 по автодороге на правом берегу и спуск судов к воде. Бревно на заходе стало еще более выражено в сливе.

Подойдя к порогу №5 ( Фото 43) стартовали в него также из середины левой протоки, подойдя туда по обмелевшей правой.

Фото 43 Экипаж К2-3 в пороге №5.

Пройдя все по основной струе с элементами ТВТ, зачалились у высокого осыпного берега перед порогом №6. Страховка морковками с ПБ у осыпи. Экипаж К2-1 получил сигнал по рации о подходе основной группы и встал на страховку в конце порога №6.

Экипажи при прохождении избрали левую протоку, правая стала непригодной для сплава. Успешно пройдя череду валов и бочек на выходе из порога ушли влево от камня( справа был уже негабарит). Чалка перед порогом №7.

В 12.15 здесь присоединился к прохождению во второй раз экипаж К2-1. Порог №7, зайдя в центре и резко уйдя влево от гряды камней и бревна, дальше проходили вдоль левого берега. Чалка на ПБ откуда стартовали походной колонной в порог№8. Страховка в конце порога морковками. Порядок прохождения судов К2-1,К2-2,К2-3-замыкающий. Шли по основной струе. Экипаж К2-1 в середине порога немного посидел на полуобливном камне, но скинулся с него и продолжил прохождение (Фото 44). Воды стало меньше и высота сливов стала по ощущениям, больше. Чалка по ПБ в конце порога №8. Подкачали суда.

Фото 44 Экипаж К2-1 на камне, видно идущий следом К2-2.

Порог №9 прошли походной колонной.

В 13.00 подошли к порогу №10. Экипажи посмотрели еще раз порог по ПБ. Все экипажи прошли трек вдоль ПБ. Экипаж К2-3 «расслабился» на выходе и попал в прижим под ЛБ. Несколько минут борьбы в прижиме и катамаран вышел из него( Фото 45).

Фото 45 Выход К2-3 из прижима под ЛБ в пороге №10.

Несколько повредилась геометрия судна, но экипаж предпочел дальнейший сплав, мотивировав, что судно все же управляется.

Пороги 11-12 прошли походной колонной.

13.45 подошли к порогу №14. Катамаран экипажа К2-3 причудливой ромбовидной формы и к прохождению порога такого класса не пригоден. Экипаж К2-1 пошел на страховку ниже порога. Желание проходить возникло у одного экипажа К2-2. Заход был логичен под ЛБ, но в середине порога требовался невероятный маневр с уходом влево и пенная горка с бочками. Неудачная попытка маневра могла привести к оверкилю, а продолжение сплава вдоль ПБ к выносу на острые камни.

На страховку поставили четыре морковки ан ПБ ниже порога.

В 14.15 начали прохождение порога. Заходили через череду сливов под ПБ. Катамаран несколько ушел влево, и это дало возможность, огибая камни, правильно зайти в основную горку( Фото 46).

Фото 46 К2-3 на основной горке порога №14.

Чалка ниже порога на ПБ. При подъезде машины для погрузки катамарана произошел прокол колеса. Около часа ушло на ремонт и замену колеса. Под палящим солнцем команда готовилась к погрузке судов в машину и отправке в лагерь для проведения антистапеля.

У нас оставался один день из распланированного времени на сплав. Решено было потратить его на осмотр местной достопримечательности — каньона Мартвили с его карстовыми разломами.

К вечеру суда были разобраны, высушены и подготовлены к отъезду. На этом спортивная часть маршрута закончилась. Сплавной участок от поселка Лентех до Цагери спортивного интереса не представлял.

Утром в 09.00 выехали в сторону Мартвили. За время нашего нахождения в долине реки Цхенисцкали( шел 6ой день) не было ни единого дождя. В 11.00 проезжаем порог «Зуби»( Фото 47)- отмечаем отсутствие воды, в отличие от весеннего уровня( Фото 48).

Фото 47 Вид на верхний участок порога «Зуби» — август 2015

Фото 48 Вид на верхний участок порога «Зуби» май 2015 года( для сравнения)

Такая же удручающая картина и на пороге «Окуреши»( Фото 49-50 (весна 15г)).

Фото 49 Вид с моста на «Окуреши»-август 2015

Фото 50 Вид с моста на «Окуреши» — май 2015г (для сравнения)-большая вода

Кроме этого на пороге ниже моста стали проводить строительные работы по возведению гидроэлектростанции( Фото 51-52).

Фото 51 Строительные работы на пороге «Окуреши»

Фото 52 То же место порога «Окуреши» весной 15года

В 14.00 прибыли в Мартвили. Оплатили нашу стоянку и, взяв минимальное неопреновое снаряжение и спасательные жилеты, отправились лицезреть каньон. В каньоне очень красиво — вода лазурного цвета и отвесные стенки из известняка.

Утром в 6.30 выехали в Тбилиси. По пути решили посетить еще одну достопримечательность – Уплесцихе. 11.30 добрались в Уплесцихе. На изучение и осмотр комплекса потратили два часа. В 13.30 выехали в сторону Тбилиси. В 16.30 добрались до нашего отеля. Машина из Владикавказа должна прийти за нами ночью, чтобы к утру быть на границе. Гуляние по городу.

Перед отъездом поздравляем Анну Богатыреву- у нее сегодня день рождения. Машина пришла как по расписанию- уважение Алану с его «Автоколесницей». В 0.30 садимся в машину и выезжаем к границе.

4.30 в приграничной полосе.

6.30 проходим грузинскую таможню с паспортным контролем.

11.30 проходим российскую границу.

12.00 Владикавказ. В железнодорожной кассе берем багажные билеты. Посадка в поезд.

15.08-16.08

Дорога. Рязань-2.

13. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

1. Опасность представляют определяющие препятствия – участки с высокой скоростью течения, обилием камней, сложной траекторией движения в порогах. Участникам следует особо тщательно отнестись к выбору сплавного снаряжения-шлем, спасательный жилет, защитный костюм.

2. При организации путешествия с машиной сопровождения следует учитывать тот факт, что машина не везде может подъехать к реке. На судах следует иметь мини ремнабор, аптечку, перекус.

3. Следует серьезно отнестись к возможной высокой температуре воздуха в этот период и возможности теплового удара и солнечных ожогов. Обязательно следует потреблять достаточное количество пресной жидкости в течении суток и не допускать перегрева организма.

4. В случае дождей следует осторожно относиться к возможному подъему воды в реках. Уровень подъема воды в низовьях Риони составил порядка полуметра.

14. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

Грузия- страна с древней историей, великолепной архитектурой и потрясающей кухней. Практически в каждом поселке есть старинная церковь, на маршруте встречаются остатки крепостей и древних монастырей. Для всего этого, возможно, надо организовывать отдельный поход, но тогда уже не брать с собой катамараны.

В поселке Сакдари мы посетили древнюю древнюю церковь. Церковь расположена на возвышенности поодаль от основной дороги. Туда ведет грунтовая дорога. Больше всего привлекли внимание могильные камни местных жителей( Фото 53).

Фото 53 Могильные камни рядом со входом в церковь.

Очень красив каньон в Мартвили.

Фото 54 Каньон Мартвили

На обратном пути в Тбилиси заехали к археологическому памятнику Уплесцихе- город в скале. Город «жил» до середины 19 века. Сейчас это целый археологический комплекс. Центральным звеном древнего ансамбля является действующая церковь.( Фото 55)

Фото 55 Вид на Церковь в историко-археологическом комплексе Уплесцихе.

Тбилиси –красивый город с древней историей и своими традициями ( Фото 56).

Фото 56 Вид на Старый Тбилиси. Слева серные бани.

15. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация).

15.1 Характеристика средств сплава

Сплав осуществлялся на трех катамаранах четверках:

К4- катамаран четверка «Нарын-900» производство фирмы «Рафтсервис», рама дюралевая Д16Т 330*240,шкура:дно,бока –теза, верх – кордура. Внутренний баллон- «чернуха». Обьем около 3.8 м3, вес 80кг.

К2— производства «Рафтмастер» в штатной комплектации

Два К2— производства «Белрафт» в штатной комплектации.

На катамаран имелось по два запасных весла и две морковки. Запасные весла крепились к раме резиной. Накачка проводилась помпой. В таблице «График движения» указана погода на момент сплава. У группы имелся комплект медикаментов и необходимый ремонтный набор.

15.2 Список общественного снаряжения

Иголки 6 шт Спички 10 коробок Супрастин 10 таб Троксевазин 1 шт
Ножницы Изолента Пенталгин 10 таб Шприцы 5 шт
Бензин 0.2л Ножовка по металлу Имодиум 10 таб Ампульные препараты
Ацетон 0.2 Запасные болты для катамаранов (по размеру) Ципролет500 20т Клей БФ 1шт
Оргстекло   Капли глазные Ножницы
Клей резин 0.2л   Спирт 0.1л Валидол 10 таб
Клей Уран 6шт   Зеленка 1фл Бинт стерильный
Шило   Йод 1фл Пластырь 1шт
Скотч водостойкий   Перекись 1фл Бинт эластич 2 шт
ИТОГО 2,5 кг 5кг

15.4 Питание в походе

Наличие машины сопровождения позволяло своевременно подкупать необходимые продукты для приготовления пищи. В условиях высокой температуры воздуха продукты лучше сохранять в машине с целью сохранности. Из России заранее была закуплена сырокопченая колбаса и мясные консервы. Большая часть продуктов была закуплена в супермаркете в Тбилиси, участниками, которые прибыли раньше основного состава группы. В походе было организовано двухразовое с перекусом в середине дня.

Специальной предпоходной подготовки продуктов не требовалось.

Питание в поезде и в населенных пунктах организовывали из подручных продуктов. Все дежурства по приготовлению пищи были суточные и делились между экипажами по два человека на смену на разжигание костра и приготовление продуктов. Имеющиеся продукты равномерно распределялись перевозились в машине.

16. Стоимость проживания, питания, снаряжения и его амортизации, средств передвижения и др.

№№ Статьи расходов На одного туриста
1 Поезд Рязань– Москва — Рязань 6000
2 Багажные билеты Рязань- Владикавказ-Рязань 500
3 Трансфер Владикавказ-Тбилиси- Владикавказ 4000
5 Проживание в Тбилиси 1500
6 Питание маршрут 7000
8 Машина сопровождения 100$курс 60рза 1 у.е.
9 Прочие расходы 1000
  ИТОГО 26000

Для участников с авиазаброской добавилась цена авиаперелета за вычетом стоимости поезда и трансфера Беслан-Тбилиси-Владикавказ.

17. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

1. Маршрут пройден в запланированные сроки. Уровень воды в Риони- средний, Цхенисцкали – низкий. Несмотря на пройденный маршрут по рекам Риони-Цхенисцкали в августе, группа не в полном объеме справилась с поставленной задачей.

Частично( не всеми экипажами, только К4) пройден порог «Уцерский» на Риони. Для его успешного прохождения необходим либо больший опыт совместного сплава в экипажах, либо предварительная тренировка на других участках рек или реки.

Совершенно неожиданным оказался низкий уровень воды в Цхенисцкали, а на нижних порогах «Зуби» и «Окуреши» полное отсутствие воды( уровень воды на этом участке зарегулирован плотиной в пос.Цагери). Со слов местных жителей выдался очень жаркий год, с малым количеством осадков.

Для всех изюминкой стало запланированное прохождение Лентехского каньона с его сложными порогами. Основная часть препятствий каньона пройдены безаварийно. Порог №14 безаварийно одним экипажем К2-2.

2. Наличие машины сопровождения позволяет осуществлять прохождение связки рек, а при большей однородности группы по классу судов и компактности по численности возможно дальнейшее наращивание количества связываемых рек.

3. Маршрут однозначно можно рассматривать как тренировочный поход перед более длительными путешествиями. Наличие дороги дает потенциальную возможность группе неоднократно пройти технически интересные участки, отработать прохождение сложных участков реки. К таким «тренировочным местам» мы бы отнесли:

на Риони участок «приток Чанчахи- приток Сакаура»- позволяет поставить базовый лагерь перед притоком Сакаура на поляне и производить учебно-тренировочный сплав с верховьев до базового лагеря.

на Цхенисцкали участок Лентехского каньона. Прохождение во второй раз Лентехского каньона с порога №7 экипажем К2-1 позволило сократить время сплава и повысить безопасность прохождения.

4. На реке Цхенисцкали на пороге «Окуреши» ведется строительство ГЭС- порог ниже моста изменился и ждет своих «первопроходцев».

5. Для успешного преодоления водной составляющей маршрута считаем необходимым наличие участниками опыта сплава по рекам Кавказа. Использовать данные реки для сплава в качестве первых горных рек, считаем достаточно опасным для менее опытных групп. Как и во всех походах высшей категории сложности, участникам следует особенно тщательно подходить к выбору личного сплавного снаряжения.

6. В районе Закавказья совершен водный поход по двум рекам Риони и Цхенисцкали, который можно отнести к 6 категории трудности и рекомендовать к прохождению подготовленным группам при достаточном опыте и соответствующем снаряжении. Набор и сложность определяющих препятствий соответствуют заявленной и пройденной категории сложности маршрута.

18. Литература

1. "http://www.tk-perovo.ru/index.php?id=1029" rel="nofollow"&gid=129&gpn=4 Отчет о водном походе 5 к.с. в районе похода — Кавказ по р. Хевсурская Арагви – р. Кура (Мтквари) – р. Паравани – р. Риони – р. Цхенисцхали — р. Хеледула. 11.09. 2014 г. — 27 .09. 2014 г. Руководитель: Зaбoтинa Eвгeния.

2. "http://tlib.ru/doc.aspx?id=31108" rel="nofollow"&page=8Риони – Цхенисцхали, отчёт о водном походе IV к.с., октябрь 1973, рук-ль Шамро Ю.;

3. "http://splav.211.ru/node/129" rel="nofollow"Цхенисцкали – Хеледула, отчёт о водном походе VI к.с., май 2006, рук-ль Цветкова С.В.;

3. "http://komanda-k.ru/" rel="nofollow"отчет-о-походе/сплав-по-реке-риониРиони – Цхенисцкали, отчёт о водном путешествии с эл. IV-V к.с., май 2008, рук-ль Романенко И.Б., автор Фаустов А.В.;

4."http://tlib.ru/doc.aspx?id=38705" rel="nofollow"&page=1Ненскра-Чанчахи-Риони, отчёт о водном путешествии с эл. V к.с., май 2011, рук-ль Цветкова С.В.;

5. "http://www.ticket2ride.ru/2011/09/blog-post_11.html" rel="nofollow"«Грузия и ее бурные реки», описание путешествия по рекам Терек, Хевсурская и Пшавская Арагви, Паравани, Ненскра, Местиа, Цанери, Бжужа, август 2011, автор Свешников А.;

6. "http://alonabus.blogspot.ru/2011/10/blog-post_28.html" rel="nofollow"«Путешествие в Грузию», описание путешествия по рекам Паравани, Цхенисцхали, Риони, Ингури, Долра, Ненскра, Абаша, октябрь 2011, автор Буслаева А.;

7. "http://pandia.org/text/77/455/3086.php" rel="nofollow"Риони-Джоджора, отчёт о водном путешествии III с эл. V к.с., октябрь-ноябрь 2011, рук-ль Любимов А.В.;

8. "http://www.ticket2ride.ru/2012/06/blog-post.html" rel="nofollow" «Грузия и ее бурные реки. Продолжение гайда», описание путешествия по рекам Цхенисцхали, Хеледула, Риони, Ингури, Цанери, Мулхура, май 2012, автор Свешников А.; описание путешествия по рекам Кура, Паравани, Цхенисцхали, Риони, октябрь 2012, автор Шариков А. (Агенство Венгрова);

9. "http://tvertop.ru/blog/miha/gruziya-v-oktyabre-dopolnenie-k-gaidu.html" rel="nofollow"

«Грузия в октябре. Дополнение к гайду», описание путешествия по рекам Терек, Пшавская Арагви, Паравани, Цхенисцхали, Риони, Абаша, Техури, октябрь 2012, автор Орлов М. (Tver Kayaking team);

10. "http://www.tvertop.ru/blog/miha/zapozdalyi-tekst-pro-maiskuyu-" rel="nofollow" gruziyu.html«Запоздалый текст про майскую грузию», описание путешествия по рекам Хевсурская и Пшавская Арагви, Риони, Джоджора, Лухуницкали, Цанери, Техури, Кинтриши, Бжужа, май 2013, автор Орлов М. (Tver Kayaking team);

Приложение 1. Карта маршрута.

Приложение 2. Координаты мест стоянок

Порог №1 42.840645 42.823247
Цхени Лагерь 42.833520 42.812940
Цхени порор№14 42.802770 42.766570

СПРАВКА О ПРОХОЖДЕНИИ ТУРИСТСКОГО СПОРТИВНОГО МАРШРУТА (ТСМ)

Спортивная дисциплина, к.с. пройденного маршрута * маршрут водный (1-6 категория), 6 к.с.
Вид туризма (название маршрута путешествия и его к.с.) **
Номер маршрутной книжки 19/4
Название организации проводившей ТСМ (турклуб, спортклуб, турфирма, учебное заведение, и др.) с указанием административно-территориальной принадлежности Россия, г.Рязань, Рязанский туристский клуб ( турклуб «Телеос» РязГМУ им.акад.И.П.Павлова)
Ф.И.О. руководителя ТСМ (полностью) Домашний адрес телефон электронный адрес Крупнов Роман Николаевич

rnkrupnov@yandex.ru
Список участников ТСМ: Ф.И.О. полностью по алфавиту Анциферов Евгений Геннадьевич
Крупнов Роман Николаевич
Хоменко Денис Александрович
Чуранов Евгений Сергеевич
Щенников Александр Станиславович

Название района проведения ТСМ и подробная нитка маршрута с указанием общепринятых характеристик локальных препятствий (высота, к.т., первопрохождение и др.) г. Рязань – г. Беслан – г. Тбилиси – автомост через Риони ниже левого притока Чанчахи — р.Риони( сплав) –автомост перед д. Намахвани — пос. Чвелиери – р. Цхенисцкали(сплав) – пос Бабили- (машина)- д.Матходжи – г. Тбилиси – г.Владикавказ -г. Рязань.
Сроки проведения ТСМ в формате: дд.мм.гг — дд.мм.гг., продолжительность активной части в днях и протяженность зачетной части маршрута в километрах 01.08.15 — 16.08.15, 9 дней, 128 км.
Название МКК рассмотревшей заявочные материалы и выпустившей команду в ТСМ ТСМКК ФСТРО ТССР
Название МКК рассмотревшей и утвердившей отчет о ТСМ ТСМКК ФСТРО ТССР
Наличие элементов первопрохождений на маршруте нет
Изменение пофамильного или количественного состава участников ТСМ да (нет)
Прохождение не заявленных участков маршрута да (нет)
Прохождение запасных вариантов маршрута да (нет)
Прохождение маршрута вне календарного графика, утвержденного при заявке ТСМ в МКК да (нет)
Использование на маршруте средств передвижения, не оговоренных при утверждении заявленного маршрута в МКК да (нет)
Наличие несчастных случаев в команде при прохождении маршрута (травмы, обморожения и др.) да (нет)

* Заполняется для маршрутов пройденных на соревнованиях

** Заполняется для маршрутов пройденных вне соревнований

Источник : "http://new.taganok.ru/georgia/otchet-rioni-chenischale-6kc-avgust-2015/" rel="nofollow"