Виды туризма

14 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2000
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
0 813 0
2.06.2000 - 16.06.2000

Руководитель: В. Л. Буданов (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5676

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин (Москва)

Содержание:
  1. Справочные данные о путешествии:
    1. Подробная нитка маршрута;
    2. Протяжённость и продолжительность маршрута;
    3. Список группы;
  2. Сведения о районе путешествия:
    1. Общая характеристика района путешествия;
    2. Сведения о районе путешествия;
    3. Общая характеристика реки;
  3. Организация путешествия;
  4. График движения и техническое описание маршрута:
    1. График движения;
    2. Подъездные пути:
      1. Заброска на маршрут;
      2. Выезд по окончании маршрута;
    3. Техническое описание маршрута;
  5. Итоги путешествия, выводы, рекомендации;
  6. Приложения:
    1. Список использованной литературы;
    2. Картографические материалы

Средства сплава: катамараны, каяк
Маршрутная книжка №1/4-312
Категория сложности: 3 с эл. 5.

Справочные данные о путешествии
Подробная нитка маршрута

Г. Кандалакша - оз.Юрхямяярви мост у истока р. Кутсайоки (Чёртов мост) - р. Кутсайоки - озера Пюхяярви - р. Кутсайоки - радиальный выход до п.Вуорвиярви - р. Тумча - Иовское водохранилище - п. Зареченск - г. Кандалакша.

Протяжённость и продолжительность маршрута
  1. по реке Кутсайоке – 84 км.
  2. по реке Тумче – 55 км.
  3. по Иовскому водохранилищу – 60 км.
  4. радиальный выход п.Вуорвиярви – 9 км.

Заключение по заявленным материалам дано МКК Московского городского центрального туристского клуба.

Шифр 142-00-5666555.

Список группы

Фамилия Имя Отчество Год рождения Подготовка Опыт Обязанности в группе
1 Буданов В.Н. 1957 Чаткал V руководитель
2 Булгаков А.Н. 1954 Чулышман VI зам. рук
3 Алфёров С.В. 1962 Чулышман VI завхоз
4 Мелехов А.Н. 1954 Чулышман VI каякер
5 Михайлов С.Е. 1962 Чулышман VI штурман
6 Михайлов E.С. 1987 М c та III юнга
7 Васин А.С. 1961 Чулышман VI пом.завхоза
8 Кудачкин О.Ю. 1957 Мзымта III фотограф
9 Савельев М.А. 1973 Чаткал V ремонтник
10 Федоренко Р.В 1968 Мзымта III санинструктор
11 Кузнецов В.И 1957 Мзымта III дневник
12 Журавлёв Ю. А. 1961 Мзымта III охота
13 Журавлёв С. А. 1961 Мзымта III охота
14 Морозов А. В. 1964 Мзымта III капитан
15 Дёмин А.С. 1959 Пскем VI капитан

Сведения о районе путешествия
Общая характеристика района путешествия

Поход по р. Кутсайоки (река "Смерти " в переводе с финского) и реки Тумче доставит удовольствие самому искушенному путешественнику. Сочетание высоких гор, узких каньонов, мощных и очень красивых порогов с обилием ягод, грибов, хорошей рыбалкой давно привлекает туристов России.

Маршрут мало известен, так как проходит в пограничной зоне с Финляндией.

Путешествие дает прекрасное представление о природе юга Мурманской области.

Горная страна, богатая реками, озерами, трудными порогами и величественными водопадами напоминает о близости Финской Лапландии и Норвежских горах.

Климат этих мест, расположенных у полярного круга, в начале лета зачастую малоприятен и характерен резкими переменами погоды.

Маршрут весьма сложен технически (обилие порогов V - VI категории сложности) и имеет довольно удобные варианты подъезда и выезда.

Категория сложности маршрута при высокой воде, по нашему мнению, V - V с элементами VI.

Сведения о районе путешествия

Маршрут путешествия проходил по территории Мурманской области и Карельской автономной республики России. Нагорье Манселькя, по которому проложена основная часть маршрута, находится за полярным кругом на южной части Кольского полуострова. Отсюда, природные особенности района: продолжительная зима, поздний ледоход, половодье в начале лета, белые ночи. Рельеф сложный, сопки невысокие, растительность: ель, сосна, береза, осина. Реки юга Кольского полуострова имеют преимущественно осадочное питание. Очень развита гидрографическая сеть: множество болот, озер, замкнутых или соединенных протоками в единую систему (страна тысячи озер). Сток рек зарегулирован озерами, из-за чего дождевые паводки слабо выражены.

Нагорье Манселькя посещается последнее время массой туристских групп. С точки зрения нашей группы маршрут является самым сложным из известных в данном направлении. Категория сложности во паводка или большой воды - 4-5 с элементами 6.

Общая характеристика реки

Река Кутсайоки вытекает из озера Юрхямяярви, имеет длину около 84 километров, расход воды в истоке около 30 куб.м., в сек., при впадении в Тумчу - 40 куб.м. в сек. Реку можно условно разде­лить на три участка: первый - каньон короткий, второй - каньон, третий - плесы от порога - N 14 до порога N 20.

Первый участок уклон до 10 м/км (в каньонах до 20 м/км)

Второй участок уклон 5 м/км, водопады Оба-на, Маманя.

Третий участок уклон 2-3 м/км.

От слияния р.Кутсайоки и р.Тунтсайоки до порога

"Карниз" около шести километров вниз по течению. У порога "Котел" отличные стоянки, места под дневки и баню. Далее путешествие про­должается по р.Тумча и Иовскому водохранилищу. Расход воды в устье р.Тумча 100 куб.м. в сек. Длина участка от впадения Кут­сайоки до водохранилища 20 км, длина маршрута от порога "Шляпа" до пос. Зареченск - 60 км, в том числе чисто по озеру - 50 км.

Организация путешествия

Путешествие проводилось совместными силами клуба туристов Московского Радиотехнического института и командой завода "СИЛИКАТ".

Средства сплава: катамараны 4-ка (3,0; 2,5; 1,9 м. куб.), каяк стеклопластиковый.

Цель путешествия:

  1. Повышение спортивно - туристской квалификации
  2. Составление отчета для МГЦКТ

Больше половины участников группы прошло этот маршрут в прошлом году в эти же сроки. По их рекомендации (высокая сложность маршрута, близость и возможность прохождения в крайне сжатые сроки) и был выбран данный вариант путешествия.

Незначительные изменения в разработанный план похода были внесены из-за произошедших в ходе преодоления препятствий поломок судов.

Михайлов Е.С. не участвовал в прохождении порогов выше 4 категории сложности.
Порог Щель преодолели Васин А.С.; Дёмин А.С.; Кудачкин О.Ю.; Михайлов С.Е.
Мелехов А.Н. не проходил Короткий, Кавказский, Сомнительный, Тесный, Водопадный, Шляпу. До заходной шиверы порога Щель шёл на каяке.
Журавлёв С.А. не проходил Короткий, Кавказский, Сомнительный, Тесный, Водопадный, Карниз.
Журавлёв Ю.А. не проходил Короткий, Кавказский, Сомнительный.
Кузнецов В.И. не проходил Короткий, Кавказский, Сомнительный.
Доренко Р.В. не проходил Короткий, Кавказский, Сомнительный.
Булгаков А.Н. не проходил Карниз.
Алфёров С. В. не проходил Водопадный.
Савельев М.А. не проходил Ступеньку, Водопадный.
Дёмин А.С. не проходил Ступеньку, Водопадный.

График движения и техническое описание маршрута
График движения

01.06.2000г. Москва
02.06.2000г. поезд Москва - Мурманск.
03.06.2000г. Кандалакша - стапель на Кутсайоке
04.06.2000г. сплав до каньона Короткий
05.06.2000г. сплав до порога Щель
06.06.2000г. сплав до озера Пюхяярви
07.06.2000г. сплав за водопад Маманя
08.06.2000г. сплав до дороги, радиальный выход к посёлку Вуорвиярви
09.06.2000г. сплав до порога Водопадный
10.06.2000г. сплав до порога Шляпа
11.06.2000г. днёвка
12.06.2000г. сплав до посёлка Зареченский
13.06.2000г. Кандалакша
14.06.2000г. поезд Мурманск - Москва
15.06.2000г. Москва

Подъездные пути

Время в пути от г.Москвы до г.Кандалакши 30 часов для скорого поезда N 112. Отправление из Москвы в 1 час 19 минут. Прибытие в Кандалакшу в 7 часов 40 минут. В Кандалакше по тел. (81533)3-21-82, Рыбалов Валерий (можно договорится заранее, и вас встретят прямо на вокзале). Он занимается заброской групп до р.Кутсайоки на своей машине (фургон ЗИЛ-130). Как правило, довозит к реке до мест: "Голубые озера", которое находится на оз.Пюхяярви (в таком случае маршрут начинается с порога "Сомнительный"), или же "Чертов мост" (оз.Юрхяямярви), что гораздо дальше. С названиями этих мест у местных жителей путаница. Если не хотите ошибиться обратите на это внимание. Наиболее часто "Чертов мост" называют почему-то "Красненькой"

Общее время заброски до оз. Юрхямяярви около 4,5 часов, до оз. Пюхяярви примерно на час меньше. Взял с нас Валера за доставку 1900 руб.

Поезда по ж.д. ветке Кандалакша - Алакуртти не ходят из-за ремонта пути, так же в 2000 году не было автобусного сообщения.

Внимание!!! Маршрут проходит в погранзоне. Необходимо иметь маршрутные документы и паспорта - обязательно.

Заброска на маршрут

Не доходя 500 метров до плотины в г. Зареченске можно собраться на шоссе идущем вдоль реки, до автобусной оста­новки 1 час хода, или на пристани местных судов, до посёлка 40 минут пешком или подплыть к дамбе (слив плотины на­ходится у самого правого берега), обнести по левому бере­гу 800 метров и плыть 2 километра до авто моста (при от­крытой плотине за ней порог V к.с.). Перед мостом справа есть удобная поляна для сборки, на ней же можно переноче­вать.

Варианты отъезда:

  1. На рейсовом автобусе до Кандалакши. Необходимо перехватить водителя автобуса прямо на мосту при прибытии автобуса в г.Зареченск и договориться с ним о посадке. В 2000 году автобус ходил через день.
  2. Другой вариант: У паромной переправы, несколько раз останавливались и предлагали услуги грузовики, автобус, легковые машины с прицепами.
  3. Мы позвонили из посёлка Валерию и через 2 с небольшим часа он прибыл и отвёз нас в Кандалакшу за 1500 руб.

Наверное, для многих будет интересно, что можно пересечь водохранилище с помощью катера. Заказать его можно по телефону 2-33-61-390 у Николая Александровича Новожилова проживающего в пос. Колдозеро Кандалакшского р-на М.О. ул. Первомайская 2. Можно позвонить его приятелю Владимиру в г. Апатиты 4-23-12 (легче дозвониться).

Выезд по окончании маршрута

Наверное, для многих будет интересно, что можно пересечь водохранилище с помощью катера. Заказать его можно по телефону 2-33-61-390 у Николая Александровича Новожилова проживающего в пос. Колдозеро Кандалакшского р-на М.О. ул. Первомайская 2. Можно позвонить его приятелю Владимиру в г. Апатиты 4-23-12 (легче дозвониться).

Техническое описание маршрута

День первый - подъезд, стапель. (3.06.2000)

7 часов 40 минут наш поезд прибывает к вокзалу г. Кан­далакша. Идет слабый дождь. Прохладно.

На вокзале выяснили, что в этом году автобус до Алакуртти не ходит. Валера на кунге нас уже ждёт. Отправляем телеграмму в КСС, покупаем хлеб и пр., заправляемся и к началу 12 мы уже на реке. Не очень быстро т.к. у "голубых озёр" ремонтируем дорогу для всех последующих групп.

Вода необычайно высокая, как сообщали местные в прошедшем году Рано похолодало, а затем на свежий лёд выпало большое количество снега, что препятствовало его дальнейшему намерзанию. Весной при первом (для нас недавнем потеплении) произошёл грандиозный подъём воды. Весь данный отчёт для почти экстремально высокой воды и слабом попутном ветре, который сопровождал нас почти весь поход.

День второй - сплав. (4.06.2000)

От стапеля до первого порога 1,5км. река спокойная, холодно (+8), мелкий противный дождь. Ещё через 1 км. разлив и на крутом левом повороте каньон "Короткий". На общей длине метров 300 три слива. Первый самый узкий водопадного типа с прижимом к правому берегу. Далее река расширяется, и второй слив смотрится самым простым (высота ~ 1 метр), вода падает в бочку, которая сносит к левому берегу в удобный для чалки улов. Третий наиболее мощный по амплитуде с бушующими за ним валами метра 3 и ещё одним прижимом к правому берегу. Сразу за ним озеро.

Шли, не разгружаясь без пассажиров - первым средний кат. Заход у левого берега, второй слив почти по центру, в бочке снесло к самому.левому берегу, и в улове сделали телемарк. Зайдя у левого берега,

уверенно преодолели и последний слив. Зачалились к левому берегу (по которому и осматривали порог) в улов на озере. Прохождение было уверенным и без касаний тем неожиданней оказалось пробоина (царапина) на одном из баллонов через который к концу прохождения порога всей группой здорово стравило.

Вторым шёл большой - заход, облизывая левый берег, второй слив несколько правее. В улове, куда здорово снесло, обошлись, без телемарка. Третий слив - без происшествий и повреждений.

Третьим двинулся малый. Первый слив преодолели уверенно, а во втором, который шли, пожалуй, правее всех бочка вначале остановила и тут же оверкиль. Благо, что снесло очень быстро в улов (ушло только одно весло, да и то нашли). Сработала и выставленная страховка – пара "морковок" моментально была заброшена на кат. Здесь выяснилось, что левый баллон в двух местах продран. Похоже, второй слив идёт через гряду острых камней. Каяк обнесли.

Для ремонта встали на стоянку. Место для лагеря вполне приемлемое.

День третий - сплав. (5.06.2000)

За каньоном озеро. Выход примерно в центре по правому берегу. Сразу порог. При нашей воде протоки три, но одна мало пригодна для сплава - много камней и деревьев. Мы шли все правой, левая короче, круче, и жмёт на подтопленное дерево-карягу на острове. Прошли все успешно. Каяк шёл с просмотром.

Минут через 20 сплава довольно похожий порог с камнями в русле.

Далее два мощных слива с валами и бочками, метрах в 500 один от другого. Они хорошо видны с воды. Малый кат шёл с обносом вещей.

Порог "Прыжок" - на левом берегу невысокий каменный холм, правый скальный бом. Река делает левый поворот в русле крупный камень, отсекающий у правого берега небольшую протоку - по ней "просочился" каякер. Основной слив у левого берега с бочкой сбрасывающей влево.

Шли по основному сливу, чалились в нескольких метрах ниже него. Малый кат традиционно разгружался.

Ещё три слива высотой метра 1,5 и метров через 400 после "Прыжка" за группой деревьев на правом берегу (это сигнал к срочной чалке) наиболее сложный порог реки "Щель". К сожалению после первого же слива после "Прыжка" в шивере перевернулся каяк. Страховка чуть опоздала, и следующий слив разделил судно и гребца. Здесь большой кат подхватил каякера, а вот каяк нашли лишь в озере. Ремонт судна после такого самостоятельного похода удалось завершить лишь в Москве. Весь дальнейший поход каяк проделал на большом кате. От чалки за группой деревьев до озера все вещи обнесли по правому берегу с резким подъёмом вверх. Идти можно и береговой тропой, но она весьма обманчива - целые куски мягкого мха с торфом легко съезжают в реку. Зачалить ниже деревьев тоже возможно, да очень сложно вылезать - берег вертикальная скала от 1,5 метров высотой. Обнос длиной метров 600 напрямую, с крутым подъёмом и ещё более крутым спуском. Без вещей ходили по береговой тропе. Стоянка на озере - не очень. Узкая полоса более-менее ровного берега, но с пляжем.

День четвёртый 6.06 сплав.

Утром обнесли до озера малый кат и большой за "Щель" на страховку. Выставлен был и живец и три человека со спасконцами. Порог со сливом около 2-х метров. У левого берега идёт основная струя, слив здесь ниже, но прижим к вертикальной стенке украшенной парой карманов с торчащими навстречу острыми краями скал не обещает радостей. По правому берегу мощная бочка, метров через 20 улов подходящий для чалки. Прохождение задумано было нетривиальное - кат, прижавшись к правому берегу, скатывается в слив кормой. Получилось почти по задуманному, недовернули самую малость и кат, вошедший в слив немного боком кильнуло через левый баллон. Все успели зацепиться за корабль и начали на него забираться. Трое выбрались быстро, последний с помощью остальных. Все остались с вёслами и попытались выйти из бочки самостоятельно. Удалось это только с помощью спасконца и дружной гребли со второй попытки. На выходе из порога большой кат подтолкнул перевёрнутых в улов, но они обошлись бы и без этого. Страховали следующим образом: непосредственно у порога выставлен "живец" и два человека со спасконцами, за порогом с воды страховал большой кат. Отдохнув несколько минут (ждали перемещения страховки и снимающих) оба корабля прошли остаток "Крутого" каньона без затруднений. Здесь так же в двух местах выставляли страхующих. Остаток дня отдых, купания. По погоде это лучший день похода (+18) почти без облачности.

День пятый 7.06 сплав.

Выход с озера недолгий и почти сразу порог "Сомнительный", чалка для осмотра к левому берегу. Три мощных слива (особенно первые два) положенные под углом друг к другу. После первого тянет к прибрежным камням левого берега, второй сбрасывает к камню отстоящему в 2 метрах от правого. После сливов ставили страховку. Первым пошёл большой кат, вещи не разгружали, зашли у самого правого берега, бочку пробить не удалось и корабль, протащило в ней к левому берегу. Здесь выплюнуло, но следующая бочка оттащила вправо, и нос левого баллона плотно посадило на камень. Кормовой выбрался на правый берег, один из матросов на камень и несколько раз, хорошенько дёрнув, кат сняли, почти отломив кусок внутренней продолины длиной 20см. Вторым шёл средний, разогнались как можно сильней, шли почти по центру. Первую бочку преодолели уверенно, вторая здорово потянула на камень, но и здесь экипаж повис на вёслах и провёл кат впритирку. Малый кат обнесли.

Порог "Муравей" особых воспоминаний не заслуживает, хотя валы под 2 метра. Шли, не раздумывая, остановка была сделана для проведения съёмок.

Буквально метров через 300 порог-шивера БСТ. Возможность прохождения несколькими вариантами, бурное течение и несколько групп полу обливных камней делают его прохождение интересным. Первым шёл малый и преодолел порог без приключений. Следующим средний, зашли у правого берега далее смещались в центр и здесь на невысоком, но крутом сливе ударились центральной (всего 5-ть) поперечиной об обливник оставленный меж баллонами. Удар был сильный и неожиданный, правого матроса сбросило в воду. Он тут же схватился за раму и быстро выбрался на кат. Поперечину ремонтировали вечером, забили деревянную пробку. Большой проходил последним, учтя опыт предыдущих, зашли у левого берега и смещение к центру было не столь быстрым, заканчивали прохождение порога, как и остальные у правого берега. Все шли гружёными, лишь ссаживая пассажиров.

За правым поворотом реки чалка к правому берегу, впереди порог-водопад "Оба-на". Ввиду полученных к этому времени повреждений, а главное нехватке времени, вопрос прохождения практически не рассматривался. Тем, кто решится на это, в большую воду настоятельно рекомендуем обратить внимание на струю идущую от правого берега назад к водопаду. Мы столкнулись с тем, что она столь мощная, что пришлось вести каты на чалках. Как в это время выглядел поток у левого берега, где обычно и проходят водопад, нами не изучалось.

За совсем небольшим плёсом чалка к левому берегу - водопад "Маманя". Необходимо быть весьма внимательным - улететь в водопад - раз плюнуть. Подняв каты и вещи по крутому подъёму, расположились на стоянку. Вид на водопад - прекрасный. При попутном ветре долетает водяная пыль. Как-то незаметно быстро отремонтировали корабли и спустили их к плёсу за водопадом.

День шестой 8.06 сплав.

День пасмурный ветер слабый, встречный. До порога "Тесный" шли минут 40. Чалка к правому берегу. При нашей воде все камни закрыты, обливняки. Сливы мощные, навалы на берег и чуть прикрытые водой камни. Порог в узости реки, первый слив сразу за большим камнем лежащим поперёк реки по центру течения. Метров через 15 второй слив немного менее мощный в центре реки группа камней, проходы между камнями и берегом ещё уже, чем вверху. Далее короткий быстроток. Первым шёл малый, с него вещи сняли. Первый слив шли справа, второй слева, всё преодолели уверенно. Вторым пошёл средний, один из задних занимался сьёмкой. Оба слива шли справа. После второго слива в быстротоке ударились о камень. От удара второй задний слетел с корабля, но удержался за продолину и как только кат вышел на спокойную воду вернулся на место. Последним проходил большой. Слева на право, перед прохождением сняли только каяк.

Далее 3,5 часа по плёсам с редкими шиверами, разрушенный мост. После пересечения действующей дороги, минут через 15 хода, на большом расширении реки встали на стоянку на левом берегу. Палатки поставили метрах в 200-х от реки. Прекрасная поляна, редколесье. Метрах в 600-х дорога. В 4-х км по ней деревня, магазина нет, но жители очень гостеприимны.

День седьмой 9.06.сплав.

Утро встретило очередным похолоданием, температура +6. Движение по плёсам с редкими быстротоками, вскоре после старта простенький порожек не вызвавший никаких эмоций. До порога "Ступенька" шли около 3-х часов. Порог на левом повороте реки, падение воды примерно 5 метров. Начинается сливом высотой под метр, через 7 метров слив 1,5 метра и далее быстроток с едва обозначаемым прижимом к правому берегу, в реке камни требуется маневрировать. Все прошли уверенно, лишь чуть задевая обливные камни в конце порога. Первый слив шли по центру, второй у правого берега, дальше каждый экипаж избирал свою линию движения. Большой кат шёл не разгружаясь (сняли только каяк). Осмотр порога удобно проводить по правому берегу, где проходит хорошо набитая тропа. Ещё около 4-х часов движения по плёсам (миновали пару порожков, несколько быстротоков не достойных упоминания) и вышли к порогу "Водопадный".

Порог расположен за крутым правым поворотом реки, состоит из трёх ступеней. Оставив корабли у начала порога на правом берегу, встали на стоянку у окончания первой ступени. Место для стоянки весьма приятное.

День восьмой 10.06. сплав.

Наиболее сложной является первая ступень порога. У левого берега небольшой каменистый остров. Идти можно любой протокой, но даже при нашей высокой воде на выходе в правой протоке сплошные мели. Левая значительно полноводнее. Высота слива почти 3 метра, валы мощные, крутые. Следующие ступени имеют значительно менее высокие сливы, а камней в струе при нашей воде нет. Первый пошёл большой кат, зашли метрах в 5-ти от левого берега не попали в центр слива самую малость (точному заходу препятствует крутой изгиб реки вправо). Уверенно преодолели первую и сразу вторую ступени порога, после чего причалили, погрузили вещи и прошли третью ступень порога - самую простую. Следующим шёл малый, заход был скорректирован, и все получилось практически идеально. Уверенно прошёл и средний.

Последующие порожки на Кутсайоке - короткие, бурные, довольно пологие сливы легко преодолеваемые на катах. До Тумчи шли почти два часа, далее при несильном попутном ветре ещё через 30 минут добрались до порога Карниз. Порог хорошо виден с воды. Два чётко выраженных прохода. Тот, что у левого берега украшен мощнейшей бочкой. В правом высокие пенные валы. Первым пошёл малый по левому проходу. Бочка как-то мгновенно слизнула капитана и когда, он появился из воды, между ним и катом было метров 15. Не потеряв присутствия духа, кэп отрулил к б epe г y оставшимся у него в руках веслом, и спокойно дождался своего корабля.

Вторым не разгружаясь (сняли только каяк) двинулся большой. Несмотря на отчаянные усилия, бочку сразу пройти не удалось. Кат сначала стащило против течения, затем поставило бортом к нему. Корабль трясло как на вибростенде, и он начал понемногу разбираться. Всё-таки усилия команды даром не пропали - через пару минут, экипаж сумел его искрутить, и следом кат выплюнуло. Средний не разгружаясь прошёл правым проходом.

За следующие 15 минут прошли пороги "Каньонный" и "Змея" (сходу), и встали на стоянку на левом берегу у порога "Шляпа".

День девятый 11.06.

Днёвка. Баня. Ловля рыбы и прочие удовольствия.

День десятый 12.06. сплав.

Утром резко похолодало (2-3 градуса). Порог "Шляпа" проходили по правой узкой протоке. Идти по левой, украшенной высокими валами, в такую погоду желающих не нашлось. В конце протоки сильный прижим к правому б epe г y. Каждый кат задел береговую скалу, но без последствий. Дальше гребля по вяло текущей реке. На выходе в озеро (около 17 км. от порога) встретили катер и договорились доехать до Зареченска. Пока собирались несколько потеплело, полный штиль. Только стартовали начал подниматься встречный ветер. Через час он набрал такую силу, что на волнах стали появляться барашки, а когда пришли в Зареченск пошёл всё усиливавшийся дождь. Помощь катера пришлась как нельзя более кстати.

Обошлось это в 2000 руб. Цена высокая и была вызвана тем, что идти в Зареченск местные собирались дня через два. Можно договориться и за 50 руб. с носа.

День одиннадцатый 13.06.

Как описывалось выше, ночью Валерий Рыбалов на своём кунге привёз нашу группу в Кандалакшу и прождав весь день поезда сразу после полуночи стартовали в Москву.

Итоги путешествия, выводы, рекомендации
  1. Маршрут проходит по территории, контролируемой пограничными войсками, поэтому всем членам группы необходимо иметь паспорта с обозначением Российского гражданства.
  2. Пороги: "Короткий", "Прыжок", "Щель", "Кавказский", Сомнительный", "БСТ", "Ступенька", "Водопадный", "Карниз", "Шляпа", - требуют обязательного осмотра и страховки.
  3. Особую осторожность следует проявлять в районах водопадов "Оба-на" и "Маманя", порогов "Щель" и "Короткий".
  4. Видимо особенно большие изменения при подъёме воды происходят в верховьях реки. Наиболее яркий пример в этом отношении порог "Щель". При "нашей" воде это наиболее сложный и опасный порог, из преодолённых группой, несомненно, относящийся к 6 категории сложности. В тоже время порог "Кавказский" при этой воде никак не выше 5.

Краткий перечень препятствий

Номер Название порога Кат. сл. До след. препятс. Описание препятствия
0 оз. Юрхямяярви (Чертов мост) - 300
1 Порог 1.5км разлив простой, перепад 1м, сходу
2 каньон Короткий 6 1-1.5км длина 350м, уклон 20 м/км негабарит
3 Порог 3 20мин 2 протоки, ходятся обе, далее шиверы и перекаты
4 Порог 3 похож на 3, далее цепь перекатов, слева скальные бомы.
5 Ка ньон Кавказский порог Прыжок 4 100м плес водопадного типа, длина 20м., слив 2м., слабая бочка,
Шивера
6 Порог Щель 6 100м плес шивера перед порогом, длина ~30м, слив, сужение до 6м, слив 2м.
Шивера Чалка в конце шиверы справа
7 порог Крутой 5 Короткий плес длина 150-200м, перепад 8м, 2 водопадные ступени
8 порог Горка 5 длина 20м, перепад 4м, водоскат, прижим
9 Шивера 4 30 мин сложная шивера с камнями, пологий выходной слив

Выходной слив шиверы впадает в оз.Пюхяярви. Конец каньона "Крутой".

Длина каньона от порога "Прыжок" до оз.Пюхяярви 2.5 км.

Прохождение этого участка, включая предварительный обнос груза (до озера), осмотр, проводки и обносы судов занял около 6 часов (без обноса груза 3 часа).

При большой воде все пороги каньона проходимы, в этом случае интегральная сложность его прохождения не менее 6 к.с.

10 Каньон порог Сомнительный 6 15мин Чалка слева, длина 50м, ступени - 2, 1.5 и 1м До и после порога плес
11 Порог Муравей 4 1.5км 2 протоки, в левой - крутая горка 70м с бочками
12 Порог БСТ 4 200м плеса длина 120м, жандарм на входе слалом, варианты
13 Водопад "Оба-на" 6 400м плеса наклонная плита 30м перепад 10м
14 Водопад Маманя н/к 100м 20м, тропа по левому берегу хорошая стоянка
15 Порог Тесный 4-5 1.5км длина 50м

Конец каньона длиной 11км. Далее плесы, разделенные небольшими шиверами, перекатами. Через час сплава островок, обходим по правой протоке, за ним - разбой на 3 протоки. Проходили левой. Через 100м протоки сливаются. За слиянием - деревянный автомобильный мост на заброшенной дороге. Перед мостом мелко, в проходах между ряжами возможны топляки. Высота достаточная для похождения.

За мостом плес длиной около 1 км. В конце - узкая протока с перекатом. На перекате была отличная рыбалка на хариуса, попадалась и форель. После переката - плес с поворотом вправо. Здесь на левом берегу стояли (прекрасное место метрах в 70 от реки) и сделали радиальный выход к посёлку Вуоярви. Далее простая шивера и 3,5 часа плесов. Берега низкие, река петляет, по левому берегу недалеко от реки проходит дорога. Места посещаются рыбаками, здесь ловится кумжа и двухкилограммовые окуни. В конце участка по левому берегу перпендикулярно к реке подходит грунтовка. Здесь есть место для стоянки. Отсюда до порога № l6 150м.

16 Порог 2 500м длина 20м, перепад 1.5м, сходу
17 Порог Ступенька 5 2часа длина 500м, перепад 5м, входная шивера 100м, слив 2м
18 Порог Струя или Малый каньонный 3 4.5часа длина 100м, каньончик, валы, бочки, слабый прижим
19 Порог 2 100м длина 20м, слив 1м,без осмотра
20 Порог Водопадный 5 120м длина 100м, перепад 8м, скала чалка к мысу правого берега, водопад 3м, отличные стоянки
21 Порог 2-3 35мин длина 100м,
Перекат 20мин плеса
Порожек Лесенка Стоянка с лесенкой на ПБ сразу после порога
Порог Два острова 15мин Основная струя по левой протоке

Сплав по Тумче и Иовскому водохранилищу

Порог Карниз 5 6 км плеса длина 400м, водопадный слив 2,5м,
Порог Каньонный 3 100м плеса длина м,
Порог Змея 3 500м плеса длина 400м,
Порог Шляпа 4-5 длина 200м, косой слив 1.8м

пор.Шляпа - Иовское водохранилище - пос. Зареченск ===> 83 км

Постепенно река переходит в длинное и узкое озеро с величественными карельскими скалами по берегам. На пороге прекрасная рыбалка, отличные места для стоянки. Ниже удобные площадки расположены высоко и далеко от воды.

Приложения
Список использованной литературы
  1. Организация и проведение туристких походов. Библиотечка самодеятельного туриста. В.Ю. Попчиковский. Москва. Профиздат. 1987г.
  2. Водный туризм. Сост. В.Н. Григорьев. Москва. Физкультура и спорт.1976г., Краткий справочник туриста. Сост. Ю.А. Штюрмер. Москва. Профиздат. 1985г.
  3. Отчёты о путешествии по рекам Кутсайока, Тумча.
Фотографии:
Отчёт о совершенном водном путешествии по маршруту: г. Кандалакша - мост над р. Кутсайоки (Чёртов мост) - р. Кутсайоки - р. Тумча - п. Зареченск - г. КандалакшаОтчёт о совершенном водном путешествии по маршруту: г. Кандалакша - мост над р. Кутсайоки (Чёртов мост) - р. Кутсайоки - р. Тумча - п. Зареченск - г. КандалакшаОтчёт о совершенном водном путешествии по маршруту: г. Кандалакша - мост над р. Кутсайоки (Чёртов мост) - р. Кутсайоки - р. Тумча - п. Зареченск - г. КандалакшаОтчёт о совершенном водном путешествии по маршруту: г. Кандалакша - мост над р. Кутсайоки (Чёртов мост) - р. Кутсайоки - р. Тумча - п. Зареченск - г. КандалакшаОтчёт о совершенном водном путешествии по маршруту: г. Кандалакша - мост над р. Кутсайоки (Чёртов мост) - р. Кутсайоки - р. Тумча - п. Зареченск - г. КандалакшаОтчёт о совершенном водном путешествии по маршруту: г. Кандалакша - мост над р. Кутсайоки (Чёртов мост) - р. Кутсайоки - р. Тумча - п. Зареченск - г. КандалакшаОтчёт о совершенном водном путешествии по маршруту: г. Кандалакша - мост над р. Кутсайоки (Чёртов мост) - р. Кутсайоки - р. Тумча - п. Зареченск - г. КандалакшаОтчёт о совершенном водном путешествии по маршруту: г. Кандалакша - мост над р. Кутсайоки (Чёртов мост) - р. Кутсайоки - р. Тумча - п. Зареченск - г. КандалакшаОтчёт о совершенном водном путешествии по маршруту: г. Кандалакша - мост над р. Кутсайоки (Чёртов мост) - р. Кутсайоки - р. Тумча - п. Зареченск - г. КандалакшаОтчёт о совершенном водном путешествии по маршруту: г. Кандалакша - мост над р. Кутсайоки (Чёртов мост) - р. Кутсайоки - р. Тумча - п. Зареченск - г. КандалакшаОтчёт о совершенном водном путешествии по маршруту: г. Кандалакша - мост над р. Кутсайоки (Чёртов мост) - р. Кутсайоки - р. Тумча - п. Зареченск - г. КандалакшаОтчёт о совершенном водном путешествии по маршруту: г. Кандалакша - мост над р. Кутсайоки (Чёртов мост) - р. Кутсайоки - р. Тумча - п. Зареченск - г. КандалакшаОтчёт о совершенном водном путешествии по маршруту: г. Кандалакша - мост над р. Кутсайоки (Чёртов мост) - р. Кутсайоки - р. Тумча - п. Зареченск - г. КандалакшаОтчёт о совершенном водном путешествии по маршруту: г. Кандалакша - мост над р. Кутсайоки (Чёртов мост) - р. Кутсайоки - р. Тумча - п. Зареченск - г. КандалакшаОтчёт о совершенном водном путешествии по маршруту: г. Кандалакша - мост над р. Кутсайоки (Чёртов мост) - р. Кутсайоки - р. Тумча - п. Зареченск - г. КандалакшаОтчёт о совершенном водном путешествии по маршруту: г. Кандалакша - мост над р. Кутсайоки (Чёртов мост) - р. Кутсайоки - р. Тумча - п. Зареченск - г. КандалакшаОтчёт о совершенном водном путешествии по маршруту: г. Кандалакша - мост над р. Кутсайоки (Чёртов мост) - р. Кутсайоки - р. Тумча - п. Зареченск - г. КандалакшаОтчёт о совершенном водном путешествии по маршруту: г. Кандалакша - мост над р. Кутсайоки (Чёртов мост) - р. Кутсайоки - р. Тумча - п. Зареченск - г. Кандалакша
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию