Виды туризма
ОТЧЁТ
о велосипедном спортивном туристском походе ПЯТОЙ категории сложности по Грузии
(Кахетия, Тушетия, Хевсуретия, Мцхета-Тианети, Нижняя Картли, Имеретия, Рача-Лечхуми (Нижняя Сванетия), Верхняя Сванетия),
совершённом с 31 июля по 16 августа 2011 года
Маршрутная книжка № 11 / 11
Руководитель группы Козинов Сергей Витальевич
Днепропетровск.
e-mail:
- Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
- Организация похода.
- Варианты подъезда и отъезда.
- Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
- Изменения маршрута и их причины.
- Сведения о прохождении маршрута каждым участником.
- График движения.
- Техническое описание прохождения группой маршрута.
- Меры безопасности на маршруте.
- Дополнительные сведения о походе.
- Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
- Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
- Литература и картографический материал.
Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)
1. Проводящая организация:
Днепропетровская областная федерация туризма.
2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.
Грузия (Кахетия, Тушетия, Хевсуретия, Мцхета-Тианети, Нижняя Картли, Имеретия, Рача-Лечхуми (Нижняя Сванетия), Верхняя Сванетия)
3. Общие справочные сведения о маршруте.
Вид туризма |
КС похода |
Протяжённость похода (км) |
Продолжительность |
Сроки проведения |
вело |
пятая |
1053,5 км |
17дней/16дней/ |
31.07.11 - 16.08.11 |
4. Подробная нитка маршрута.
Тбилиси – Гомбори – пер.Гомборский 1593м, а/м – Телави – Пшавели – пер.Абано 2875м, н/к – Омало – р.Тушетская Алазани – пер.Сакорно 2835 м, н/к – г.Мал.Борбало 3134 м, н/к – Арчило – Мутсо – Шатили – пер.Датвив-Джварисгеле 2676м, а/м – Барисахо – Жинвали – Душети – Гори – Хашури – пер.Сурамский 954м, а/м – Зестафони – пер.584м, а/м – Ткибули – пер. Накеральский 1217м, а/м – вдхр.Шаорское – Абролаури – пер.986м, а/м – Лентехи – пер.Загар 2623м, н/к – Ушгули – пер.Угыр 1922м, а/м – Местия – Джвари – Зугдиди.
6. Параметры похода.
Протяжённость маршрута | 1053,5 км |
из них: | |
- дороги с асфальтовым покрытием | 603,8 км |
- дороги без покрытия | 449,7 км |
в том числе | |
- каменистые горные дороги | 391,86 км |
- по туристским тропам | 36,81 км |
- без тропы | 21,03 км |
Чистое ходовое время | 87ч 18мин |
Средняя скорость движения | 12,1 км/ч |
Длительность похода 20 дней, из них: | |
- ходовых | 16 дней |
- 2 полуднёвки | 1 день |
- 1 днёвка | 1 день |
Общий набор высоты | 17 450 м |
(данные навигатора Garmin GPSMAP 60CSx) |
7. Список группы. Ф.И.О., адрес, телефон, e-mail, руководителя и участников.
N |
Ф.И.О. |
г.р. |
Тур.опыт |
Обязанности |
Адрес |
1 | Козинов Сергей Витальевич |
1982 | 5У Памир, 5Р Марокко |
руководитель, штурман | Днепропетровск |
2 | Смирнова Полина Александровна |
1983 | 5У Марокко, 2Р Крым |
экскурсовод, помощник завхоза по питанию | Киев |
3 | Касьянов Юрий Владимирович |
1988 | 4У Турция, 3Р Карпаты |
фотограф, летописец | Запорожье |
4 | Горбатюк Дмитрий Вячеславович | 1991 | 3У Карпаты | ответственный за мультитопл. горелки | Запорожье |
5 | Шатских Антон Анатольевич |
1985 | 4У Турция, 3Р Турция |
костровой, шеф-повар | Севастополь |
6 | Долбак Олег Валерьевич |
1976 | 4У Турция, 5У Памиро-Алай |
медик | Киев |
7 | Шевченко Максим Юрьевич |
1988 | 4У Турция | механик, фотограф | Запорожье |
8 | Сахно Андрей Валентинович |
1982 | 3У Прикарпатье-Молдова 3Р Черногория |
завхоз по питанию | Киев |
9 | Щербатей Александр Михайлович |
1981 | 4У Турция | завхоз по снаряжению | Киев |
10 |
Гнускин Сергей Александрович |
1990 | 3У Крым | казначей, эколог | Днепропетровск |
8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.
У руководителя группы.
Отчёт опубликован на сайте: "http://www.manturs.narod.ru/" rel="nofollow"
9. Поход рассмотрен Днепропетровской областной МКК (шифр МКК 104-00- 43555000).
Грузия была страной похода из-за разнообразия форм рельефа, большого количества горных цепей, сложных для преодоления на велосипеде, а также благодаря своей самобытности, красивым панорамам и радушию местных жителей.
Нас интересовали малонаселенные горные районы, где ввиду сложности прохождения и серьезным требованиям к подготовке участников проводятся велопоходы высших категорий сложности. Поэтому был построен оригинальный маршрут, включивший в себя переход из Кахетии (п.Омало) в Хевсуретию (п.Шатили) по Главному Кавказскому Хребту (ГКХ) вдоль р.Тушетская Алазани, посещение Нижней Картли и Имеретии и закончившийся пересечением Сванетии через пер.Загар 2623 м. Следует отметить, что по пути нашего следования расположено большое количество природных, архитектурных, антропогенных достопримечательностей.
В последние годы обстановка в Грузии становится стабильной, что дало возможность посетить закрытую ранее для туристов из-за бандитизма Сванетию, проехав через п.Ушгули и г.Местия в непосредственной близости от широко известных вершин Шхара 5068м и Ушба 4700м.
В Грузии очень доброжелательное отношение ко всем иностранцам и, особенно, украинцам.
Были выбраны классические для маршрута высокой категории сложности даты похода, когда перевалы открыты для прохождения.
Все участники похода хотели повысить уровень туристской подготовки, усовершенствовать опыт организации и прохождения сложных велопоходов, улучшить навыки вождения велосипеда, преодоления крутых горных подъемов, прохождения горных троп, поднять уровень организации биваков в условиях различного рельефа и погодных условий, пройдя поход в сложных и красивых горах Грузии. Также одной из целей было участие в Чемпионате Украины среди спортивных велопоходов, проведенных в 2011 году.
При подготовке к походу был подробно разработан маршрут, закуплены современные карты, изучены оптимальные по цене возможности переезда/перелета в Грузию, составлена смета продуктов, произведена сушка овощей, подготовлены мясные продукты, проведены тренировочные походы выходного дня.
Общение с местным населением проходило на русском языке, которым владеют все люди старшего поколения и большинство молодежи.
Краткая справка о Грузии
Грузия (груз. , Сакартвело) — государство, расположенное в западной части Закавказья на восточном побережье Чёрного моря. Грузия граничит с Арменией и Турцией на юге, Азербайджаном на юго-востоке и Россией на севере. Территории Абхазии и Южной Осетии не контролируются грузинским правительством и расцениваются им, администрацией президента США и Европейской комиссией как оккупированные Россией части Грузии. Начиная с 2008 года, Россия и несколько других государств-членов ООН признали Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств.
Девиз: | «Сила в единстве», груз.«» |
Гимн: | «Свобода» |
Дата независимости | 9 апреля 1991 года (от СССР) |
Официальный язык | грузинский |
Столица | Тбилиси |
Крупнейшие города | Кутаиси, Батуми, Рустави, Зугдиди, Гори, Поти |
Форма правления | Президентская |
Президент | Михаил Саакашвили |
Территория | 57 200 кв.км |
Население (2011г.) | 4 469 200чел. |
Плотность населения | 63 чел./кв.км |
ВВП | |
• Итого | $ 22,44 млрд |
• На душу населения | $ 4 900 |
Валюта | Лари (GEL) |
Интернет-домены | .ge |
Телефонный код | 995 |
Часовой пояс | 4 |
История Грузии
VI в. до н. э. Образовано Колхидское государство в западной Грузии.
IV-III вв. до н. э. Образовано Картлийское (Иберийское) царство в восточной Грузии.
63 год Колхида вошла в состав Римской империи.
326 год Трудами святой Нины христианство объявлено государственной религией Грузии.
853 год Тбилиси захвачен арабскими войсками под предводительством Буга-Тюрка.
1010 год Баграт III присоединил Кахети и Эрети.
1023 год Между Грузией и Византией подписан мирный договор.
1122 год Тбилиси освобождено от турок-сельджуков.
1210 год Грузия предприняла военный поход в Северный Иран.
1386-1403 Тамерлан предпринял восемь разрушительных походов против Грузии.
1403 год Тамерлан и Георгий VII подписали мировое соглашение.
1578 год Раздел Кавказа между турками и персами.
1597 год Шах-Аббас изгоняет турок из Грузии и Кавказа.
1639 год Катехинский царь Теймураз I дал присягу на верность русскому царю.
1709 год Открылась первая типография в Грузии.
1774 год Подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Согласно ему Имерети и Гурия освобождены от Турецких войск.
1809 год Российская армия заняла Поти и Кутаиси.
1819 год Начала выходить первая грузинская газета «Сакартвелос газети».
1854 год Победа в столкновении Российской армии и грузинских ополченцев против турецкого войска у реки Чолоки.
1917 год Создана Народная Гвардия Грузии.
1918 год (9 апреля по юлианскому календарю) Провозглашено создание Закавказской Демократической Федеративной Республики.
1918 год Грузия объявила создание Грузинской Демократической Республики.
1978 год После массовых демонстраций, грузинскому языку был присвоен статус государственного.
1991 год Президентом Грузии стал Звиад Гамсахурдиа.
1992 – 1993 год грузино-абхазская война.
1995 год Президентом Грузии избран Эдуард Шеварднадзе. Повторно в 2000 году.
2004 год На внеочередных президентских выборах абсолютным большинством голосов (~95 %) побеждает Михаил Саакашвили.
2005 год Осложнение политических отношений с Российской Федерацией. (Следствие – торговое эмбарго).
2008 год Полная утеря Грузией контроля над территориями в Абхазии и Южной Осетии по итогам вооружённого конфликта с участием Российской Федерации.
Население Грузии
Общая численность населения Грузии – 4 615 807. По переписи населения в Грузии (2002г.) проживают следующие национальные группы – грузины (83,7 %), азербайджанцы (6,5 %), армяне (5,7 %), русские (1,5 %), осетины (0,9 %), курды и езиды (0,5 %), греки (0,3 %), чеченцы и кистинцы (0,2 %), украинцы (0,2 %), ассирийцы, аварцы, абхазы и другие.
За пределами Грузии проживает более 1,6 млн грузин (25,7 %) , в эти 1,6 млн не входят грузины, проживающие в Азербайджане (14,9 тыс.) и Турции (1,5 млн.).
География Грузии
Грузия расположена в центральной и западной части Закавказья, между 41°07 и 43°05 северной широты и 40°05 и 46°44 восточной долготы. Расположение Грузии на рубеже полувлажного Средиземноморья, сухой с высокими температурами воздуха, испытывающей большие суточные колебания, и малым количеством атмосферных осадков Арало-Каспийской впадины и нагорий Передней Азии с континентальным климатом обусловило разнообразие ландшафта, природного и растительного мира. Черноморское побережье Грузии имеет протяженность 408 км и лишено каких-либо значительных заливов, островов или полуостровов. На севере Грузии расположен Большой Кавказский хребет. Главную роль в создании нивальных форм рельефа на высокогорном севере Грузии сыграли ледники. На востоке Большого Кавказа расположены вулканические образования, которые относятся к исторической эпохе. На юге находятся расположенные в межгорной депрессии Иверийская и Колхидская впадины. Аллювиальные равнины занимают большую часть Колхидской и Иверийской впадин. Впадины разделены Дзирульским массивом. Этими равнинами являются – Колхидская низменность, Внутреннекартлийская, Нижнекартлийская и Алазанская равнины. Южнее от Колхидского региона, на высоте 2850 метров над уровнем моря расположены Месхетский, Шавшетский, Триалетский и Локский хребты. Южно-Грузинское вулканическое нагорье занимает южную зону Грузии. Вершиной нагорья является гора Диди-Абули.
Природные условия в Грузии крайне разнообразны. На протяжении всей своей истории они не претерпели резких изменений и не вызвали решающих перемен в социальной и хозяйственной жизни государства, кроме короткого периода каменного века, в частности после последнего оледенения. Разнообразие ландшафта, гидрологического режима, почвенного покрова, растительности и животного мира является результатом неотектонических поднятий и погружений.
Территория Грузии сочетает высокогорный, среднегорный, холмистый, низменно-равнинный, плоскогорный и платообразный рельефы. В полосе Большого Кавказа расположена самая высокая географическая точка страны – вершина Шхара (5068 м). На севере Грузии находится Южный склон Большого Кавказского хребта. Хребты Южного склона Кавказского Хребта – Гагрский, Бзыбский, Кодорский, Сванетский, Харульский, Ламисский, Гудисский, Картлийский, Кахетский; северного – Хохский, Шавана, Кидеганский, Хевсуретский и Пирикитский. В высокогорной полосе страны ярко выражены горно-эрозионные, горно-гляциальные и нивальные формы рельефа, в создании которых главную роль сыграли ледники. Всего в Грузии свыше 600 ледников суммарной площадью 520 кв.км. Наиболее крупные ледники расположены в Сванетии.
На юге страны – среднегорные хребты Малого Кавказа (высоты до 2850 м), между Большим и Малым Кавказом – Колхидская низменность, имеющая форму треугольника с основанием, обращённым к Чёрному морю, а на востоке – Иверийская впадина, где течёт река Кура.
В Грузии расположены различные виды почв: от серо-бурых и засоленных полупустынных – почв сухих степей и умеренно влажных лесов – до красноземов и подзолистых почв влажной субтропической зоны и горно-луговых высокогорных. Также на территории Грузии встречаются полупустыни и пустыни, которые расположены, в основном, на востоке страны.
Грузия располагает широкой гаммой полезных ископаемых. Минерально-ресурсный потенциал страны представлен 450 месторождениями полезных ископаемых 27 видов, основными из которых являются: высококачественные марганцевые руды (Чиатура, запасы — 200 млн т, ежегодная добыча — до 6 млн т), каменный уголь (Ткибули; запасы — 400 млн т), медные руды (Марнеули, запасы — 250 тыс. т), нефть (Самгори, Патардзеули, Ниноцминда, промышленные запасы — 30 млн т).
Грузия располагает значительными запасами строительных материалов: бентонитовой глины (17 млн т), доломитов, известняка (200 млн т), глины для производства цемента (75 млн т) и кирпича (47 млн м3), гипса, талька, формовочного песка.
На территории Грузии зарегистрировано около 2 тыс. источников пресной воды с суммарным годовым дебетом 250 млрд л., 22 месторождения минеральных вод, в том числе лечебных — «Боржоми», «Саирме», «Набеглави», «Зваре» и других, общим дебетом около 40 млрд л/год. В настоящее время пресные и минеральные воды экспортируются в 24 страны мира.
Общая площадь лесных ресурсов — 3 млн га. Запасы древесины оцениваются в 434 млн кубометров. Территория страны — богатая сырьевая база для фармацевтической промышленности.
Уникальны по своим характеристикам рекреационные ресурсы страны — горные и морские курорты.
Климат Грузии находится под влиянием субтропического климата с запада и Средиземноморского климата с востока. Большой Кавказский хребет служит барьером против холодного ветра с севера. Вдоль побережья Черного моря, от Абхазии до турецкой границы, а также в районе, известном как Колхидская низменность, доминирует субтропический климат с высокой влажностью и обильными осадками (от 1000 до 2000 мм в год, а в черноморском порту Батуми даже 2500 мм в год). В этом регионе произрастает несколько разновидностей пальмовых. В январе-феврале средняя температура составляет 5 °C, а в июле-августе — +24 °C.
Экономика
В 2009 году ВВП Грузии на душу населения составил 4400 долларов США (149-е место в мире). В 2007 году, по данным МВФ, темпы роста ВВП составили 12,4 %, в 2008 году – 2,4 %. Внешнее финансирование сыграло значительную роль в обеспечении роста экономики в последние годы, а также в формировании государственной экономической политики и отраслевой структуры экономики. В 2010 году Всемирный банк объявил Грузию мировым лидером по темпам улучшения делового климата: в индексе качества инвестиционного климата Всемирного банка Грузия заняла 11-е место. Уровень безработицы в 2010 году составил 16,9 %; доля населения, живущего за чертой бедности, – 16 %. По данным на 2011 год совокупный внешний долг Грузии равняется 3,6 млрд долларов США, что составляет 45,3% ВВП.
2. Варианты подъезда и отъезда.
Перелет Киев-Тбилиси-Киев авиакомпанией МАУ был выбран как наиболее быстрый способ трансфера в Грузию. Важным обстоятельством являлось отсутствие платы за перевоз велосипеда, если суммарный вес багажа не превышает установленную норму (в нашем случае 20кг).
Участники из Запорожья (Касьянов Юра, Горбатюк Дима) и Севастополя (Шатских Антон) с целью экономии средств добирались наземным транспортом:
- поезд до Керчи;
- паромная переправа (порт Крым, порт Кавказ);
- 150км на велосипедах до Новороссийска;
- поезд Новороссийск – Владикавказ № 678. Отправление в 18:21 по московскому времени;
- 35 км на велосипедах до КПП Верхний Ларс (работает с 6:00 до 22:00);
- пересечение границы на машине;
- 10км до Казбеги на велосипеде;
- маршруткой или на велосипеде от Казбеги в Тбилиси (155км). Отправление маршруток в 9:00, 10:00, 13:30, 15:30, 17:00. Время в пути 2,5 часа. Маршрутка стоит 6 $.
В обратную сторону – аналогично. Общая сумма транспортных расходов при таком транспортном варианте – 1346 грн или 169$ (детальнее в приложении № 4), что в 2 раза дешевле авиаперелета.
Для жителей Украины въезд на территорию Грузии безвизовый, но требуется наличие загранпаспорта.
Отъезд с места окончания маршрута (Зугдиди) осуществлялся поездом, поскольку это самый удобный и дешевый транспорт для возвращения в Тбилиси. Есть ночной рейс (плацкартные и купейные вагоны) и дневной (электричка повышенной комфортности с багажными вагонами). Наша группа возвращалась дневной электричкой, погрузив велосипеды в багажный вагон.
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
В первую очередь хочется обратить внимание на работников грузинской полиции, каждый из которых отвечает за определенный район, имеет служебный джип и всегда готов прийти на помощь туристам, имея для этого все необходимое. Поэтому, в случае возникновения аварийных ситуаций, если это возможно, необходимо пытаться найти представителя полиции.
В Грузии развито автобусное сообщение между городами (маршрутки типа Mercedes Sprinter). Между Тбилиси и городами Черноморского побережья Грузии имеется железнодорожная сеть.
Несмотря на то, что сейчас в Грузии колоссальными темпами ведется строительство автодорог (недавно достроен автобан Тбилиси-Батуми, в процессе укладки новая бетонно-асфальтовая дорога от Зугдиди к центру Сванетии – г.Местия), в горных районах Грузии (в нашем случае – участок от Омало до Шатили) следует быть готовым к полному отсутствию транспорта в случае необходимости аварийного выхода с маршрута.
Важно также, что некоторые, указанные как автомобильные, перевалы в реальности могут быть пройдены до ближайшего населенного пункта только на полноприводном джипе (пер.Абано 2875м, пер.Загар 2623м и др.).
На участников похода оформлялась спортивная страховка в киевском представительстве международной страховой компании "Инго-Украина", имеющей представительство в Грузии. Она покрывает, в том числе, и случай получения травмы при передвижении на велосипеде.
Для самых сложных участков маршрута предусматривались запасные варианты, связанные со следующими факторами:
- для пешеходного участка от Омало до Шатили вдоль р.Тушетская Алазани, а затем по ГКХ – отсутствие информации о его прохождении;
- для пер.Садзелигеле 3056м, 1А – возможная непогода или усталость группы после преодоления участка Омало – Шатили.
4. Изменения маршрута и их причины.
Маршрут пройден полностью и без изменений всеми участниками похода, за исключением Долбака Олега, который, к сожалению, на 10-ый день похода был вынужден вылететь в Киев.
По информации, полученной от местных жителей, основная дорога, соединяющая Тушетию и Хевсуретию, идет теперь не вдоль р.Тушетская Алазани, а через пер.Ацунта Ю. 3431м, 1Б ск-ос. Изменять заявленный маршрут и идти через заведомо сложный пер.Ацунта 1Б мы не стали – участок от Омало до Шатили пройден по основному варианту вдоль р.Тушетская Алазани. Возможно, что на данный момент через пер.Ацунта идет тропа и он является н/к, а не 1Б.
Для пер.Садзелигеле 3056м, 1А в целях безопасности (гроза на перевале), а также по причине сильной усталости группы после 4 дней пешего преодоления участка Омало – Шатили (по туристским тропам и без тропы) был использован запасной вариант маршрута.
Прохождение данного участка маршрута по запасному варианту не снижает категорию сложности похода и соответствует заявленной сложности.
5. Сведения о прохождении маршрута каждым участником.
В маршрутную книжку было занесено 10 участников. Фотографическим материалом подтверждается прохождение всего маршрута 9-ю участниками, а также прохождение маршрута с 1-го по 9-ый день Долбаком Олегом, который проехал 450км (212км асфальтовых и 238км грунтовых дорог), что соответствует требованиям к велопоходам 2 к.с.
Дни |
Дата |
№ участ. |
Участок пути |
Про- |
ЧХВ |
Характер пути, естественные препятствия, опасные участки и ориентиры. |
Метеоусловия |
Примечания, высота над уровнем моря, м |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
31.07. 2011г |
1-й |
Тбилиси (аэропорт)
поворот на п.Гомбори |
15.04 |
0:45 |
Асфальт, |
Здесь и далее: |
Выезд на маршрут из аэропорта Тбилиси в 5:30 |
2-й |
поворот на п.Гомбори
пер. Гомборский |
40.5 |
3:56 |
Асфальт, |
tд +35°С |
1593 м н.у.м. |
||
3-й |
пер. Гомборский Телави р. Алазани, |
44.68 |
1:55 |
Асфальт, |
tв +30°С |
Встали на ночёвку в 19:25 |
||
Итого за день: |
100.22 |
6:36 |
Средняя скорость движения - 15.2 км/ч, суммарный набор высоты - 1438 м |
2 |
01.08. |
1-й |
Место ночевки
Пшавели |
15.3 |
1:04 |
Асфальт, |
tу +26°С |
Выезд на маршрут в 6:58
|
2-й |
Пшавели
мост через р.Стори |
27.0 |
3:45 |
6.5 км – разбитый асфальт. Затем каменистая горная дорога до самого перевала. Первые 15км средняя крутизна подъема 2-3%, затем 8-9%. |
tд +38°С |
Подъем на пер.Абано 2875 м. Дорога проложена по ущелью р.Стори.
|
||
3-й |
мост через р.Стори
пер.Абано, |
17.14 |
2:58 |
Каменистая горная дорога, |
tв +18°С |
2875 м н.у.м. |
||
Итого за день: |
59.48 |
7:47 |
Средняя скорость движения – 7,6 км/ч, суммарный набор высоты - 2707 м |
3 |
02.08. |
1-й |
Место ночевки мост через р.Хисос Алазани |
22.6 |
0:58 |
Каменистая горная дорога, спуск по серпантину с пер. Абано (9.2%). |
tу +18°С |
Выезд на маршрут в 10:15 Сброс 1224 м. |
2-й |
мост через р.Хисос Алазани
Омало |
8.6 |
1:15 |
Каменистая грунтовая дорога, |
tд +30°С |
2100 м н.у.м. |
||
3-й |
Омало
р.Тушетская Алазани, |
20.1 |
2:25 |
Каменистая грунтовая дорога, |
tв +24°С |
Встали на ночевку в 19:45 |
||
Итого за день: |
51.32 |
4:38 |
Средняя скорость движения - 11.1 км/ч, суммарный набор высоты - 944 м |
4 |
03.08. |
1-й |
Место ночёвки развилка на п.Ко-клота (нежил.) |
4.79 |
0:35 |
Накатанная грунтовая дорога, |
tу +20°С |
Выезд на маршрут в 8:30
|
2-й |
развилка на п.Ко-клота (нежил.)
траверс хребта по тропе параллель-но р. Тушетская Алазани |
3.04 |
1:30 |
После развилки резко начина-ется крутой (16%) подъем к п.Коклота по тракторной дороге, участок преодолеваем, толкая велосипеды рядом с собой. |
tд +30°С |
2259 м н.у.м. |
||
3-й |
траверса хребта по тропе
р. Тушетская Алазани, |
12.81 |
4:44 |
Туристская тропа, без тропы. |
tв +18°С |
Встали на ночевку в 20:02 |
||
Итого за день: |
20.64 |
6:49 |
Средняя скорость движения – 3.0 км/ч, суммарный набор высоты - 1026 м |
5 |
4.08. |
1-й |
Место ночевки
брод р. Тушетская Алазани |
10.5 |
2:52 |
Движение по тропе и без тропы вдоль р.Тушетская Алазани. Велосипеды катим, одев на плечи рюкзаки, местами перебираемся через завалы камней и переходим речку вброд. |
tу +22°С |
Выезд на маршрут в 8:25
2208 м н.у.м. |
2-й |
брод
пер. Сакорно |
4.3 |
2:25 |
Движение серпантином без тропы и по туристской тропе на перевал Сакорно 2835 м н/к. Крутизна подъема 20%. Толкаем велосипеды с рюкзаками на плечах. |
tд +18°С |
2835 м н.у.м. |
||
3-й |
пер. Сакорно ровная площадка на хребте, |
1.5 |
0:50 |
Движение по тропе и без тро-пы по Главному Кавказскому Хребту. Велобаулы одели на багажники, катим велосипеды. |
tв +12°С |
Встали на ночёвку в 18:45 |
||
Итого за день: |
16.20 |
6:07 |
Средняя скорость движения - 2.6 км/ч, суммарный набор высоты - 908 м |
6 |
5.08. |
1-й |
место ночевки
начало спуска с хребта |
3.00 |
1:16 |
Тропа идет по хребту, местами траверс по осыпям, видимость – до 20 м, движемся плотной группой с использованием раций, проходим г. Мал. Барбало 3134 м н.у.м. |
tу +11°С |
Выезд на маршрут в 8:25
|
2-й |
начало спуска с хребта
р. Андакисцкали |
5.27 |
1:42 |
Спуск по тропе, которая петляет серпантином вниз. Крутизна спуска 15.6% |
tд +25°С |
Сброс высоты 809 м. |
||
3-й |
р. Андакисцкали
место ночевки недалеко от Арчило |
5.92 |
2:18 |
Движемся по ущелью. Тропа заросшая, идет вдоль реки, местами ее нет. Часто перехо-дим реку вброд. Растительно-сть выше человеческого роста. Велосипеды катим, рюкзаки одеты на плечах. |
tв +20°С |
Встали на ночёвку в 19:30 |
||
Итого за день: |
14.19 |
5:16 |
Средняя скорость движения - 2.7 км/ч, суммарный набор высоты - 446 м |
7 |
06.08. |
1-й |
Место ночевки
Ардоти |
11.6 |
3:31 |
Движение по ущелью. Тропа заросшая, идет вдоль реки или по самой реке, местами ее нет. |
tу +16°С
tд +25°С |
Выезд на маршрут в 9:12 |
2-й |
Ардоти
Шатили, |
17.36 |
1:25 |
Автомобильная каменистая грунтовка, по которой привозят туристов на трекинг по горам. Небольшой подъем перед Шатили. |
tв +15°С |
Встали на ночёвку в 19:20 |
||
Итого за день: |
28.96 |
4:56 |
Средняя скорость движения - 5.9 км/ч, суммарный набор высоты - 223 м |
8 |
07.08. |
1-й |
Место ночевки
пер. Датвив-Джварисгеле |
25.1 |
3:10 |
Грунтовая автомобильная дорога, местами выходы гли-ны и обвалы горной породы. |
tу +16°С |
Выезд на маршрут в 9:30
2676 м н.у.м. |
2-й |
пер. Датвив-Джварисгеле Борисахо, р. Хевсурская Арагви, |
24.7 |
1:39 |
Грунтовая горная автомобиль-ная дорога. Спуск с перевала по серпантину. Далее спуск продолжается до места стоянки. После моста через р. Хевсурская Арагви покрытие – грунт с мелким гравием. |
tд +20°С
tв +18°С |
Встали на ночёвку в 18:30 |
||
Итого за день: |
49.88 |
4:49 |
Средняя скорость движения – 10.4 км/ч, суммарный набор высоты - 1196 м |
9 |
08.08. |
1-й |
Место ночевки Начало асфальто-вой дороги |
9.69 |
0:40 |
Автомобильная грунтовая дорога с мелким гравием. Равномерный спуск вниз. |
tу +10°С |
Выезд на маршрут в 9:35 |
2-й |
Начало асфальто-вой дороги
трасса Владикав-каз - Тбилиси |
41.31 |
1:55 |
Асфальтовая дорога, местами участки с разбитым асфальтом. Сброс высоты 543 м. Перед выездом на трассу Владикавказ – Тбилиси, небольшой подъем. |
tд +27°С |
Жинвальское вдхр. |
||
3-й |
Трасса Владикав-каз – Тбилиси Душети |
10.8 |
1:15 |
Асфальтная дорога. Через 6.8 км начало подъема к Душети. |
||||
4-й |
Душети
Лесополоса около автобана Тбилиси – Кутаиси, |
40.7 |
1:58 |
Асфальтная дорога. После Душети спуск к трассе Влади-кавказ - Тбилиси. Сброс 288 м. Сначала движемся по автобану Тбилиси – Кутаиси. При первой возможности (через 4 км) съезжаем на щебеночную дорогу, идущую параллельно автобану. |
tв +20°С |
Грузинская полиция не дала нам возможности проехать второстепенными дорогами от Душети к Гори, мотивируя это небе-зопасностью передвижения вдоль границы с Южной Осетией. Машина полиции сопровождала нас вплоть до выезда на трассу Тбили-си – Кутаиси. В результате мы сделали крюк на 30км и были вынуждены ехать по автобану. |
||
Итого за день: |
102.52 |
5:48 |
Средняя скорость движения – 17.7 км/ч, суммарный набор высоты - 559 м |
10 |
09.08. |
1-й |
Место ночевки
Гори |
46.8 |
1:59 |
Асфальтовая дорога (автобан Тбилиси – Кутаиси) с чередующими подъемами и спусками. С места ночевки до автобана 1.57 км по щебню. |
tу +25°С |
Выезд на маршрут в 7:30
|
2-й |
Гори Скра |
15.6 |
0:53 |
Асфальтовая дорога, идущая параллельно ж/д. |
|
|
||
3-й |
Скра
Земо-Хведурети |
9.84 |
1:16 |
Грунтовая дорога, идущая параллельно ж/д. |
tд +30°С |
|
||
4-й |
Земо-Хведурети Татанаантубани, р. Дзама, |
10.85 |
0:41 |
Асфальтовая дорога, |
tв +17°С |
Встали на ночёвку в 19:40 |
||
Итого за день: |
83.09 |
4:51 |
Средняя скорость движения – 17.1 км/ч, суммарный набор высоты - 490 м |
11 |
10.08. |
1-й |
Место ночевки Хашури |
22.6 |
1:15 |
участки щебенчатой и асфальтовой дороги; |
tу +22°С, |
Выезд на маршрут в 8:25
|
2-й |
Хашури поворот на Харагаули |
12.2 |
0:45 |
Асфальтовая дорога, |
tд +32°С, |
|
||
3-й |
поворот на Харагаули
Харагаули |
36.2 |
2:30 |
Грунтовая дорога на пер. Сурамский 954 м. На подъем идет серпантин. Набор высоты 156 м, длина подъема 3.8 км. |
954 м н.у.м.
|
|||
4-й |
Харагаули Зестафони место ночевки перед Эцери |
42.41 |
2:03 |
Асфальтовая дорога, |
tв +20°С, |
Встали на ночёвку в 20:30 |
||
Итого за день: |
113.41 |
6:33 |
Средняя скорость движения - 17.3 км/ч, суммарный набор высоты - 875м |
12 |
11.08. |
1-й |
место ночевки
Ткибульское вдхр. Ткибули |
22.6 |
1:57 |
Асфальтовая дорога, |
tу +22°С, |
Выезд на маршрут в 8:15 584 м н.у.м. |
2-й |
Ткибули
Шаорское вдхр., место ночевки и полу-дневки |
27.73 |
2:51 |
Асфальтовая дорога, |
tд +32°С,
tв +17°С, |
1217 м н.у.м.
Встали на ночёвку в 15:30 |
||
Итого за день: |
50.53 |
4:48 |
Средняя скорость движения – 10.5 км/ч, суммарный набор высоты - 1424м |
13 |
12.08. |
1-й |
Место ночевки Амбролаури
Ачара |
49.5 |
2:40 |
Асфальтовый спуск в Амбролаури (протяженность 19.3 км, сброс высоты 586 м) |
tу +22°С, |
Выезд на маршрут в 8:55
|
2-й |
Ачара
Ладжанурское вдхр.
место ночевки перед Лентехи на р.Цхенисцкали |
43.18 |
3:40 |
Асфальтовая дорога, местами разбитый асфальт. Движение по ущелью р.Ладжанури |
tд +30°С,
tв +25°С, |
986 м н.у.м.
Встали на ночёвку в 19:16 |
||
Итого за день: |
92.68 |
6:20 |
Средняя скорость движения – 14.6 км/ч, суммарный набор высоты - 1199 м |
14 |
13.08. |
1-й |
Место ночевки Лентехи |
3.16 |
0:15 |
Асфальтовая дорога, небольшой набор высоты |
tу +17°С, |
Выезд на маршрут в 8:07 |
2-й |
Лентехи
начало подъема на пер.Загар |
48.39 |
4:38 |
Профилированная горная дорога. Постоянный набор высоты (средняя крутизна подъема 2-3%), прерываю-щийся локальными спусками. |
tд +23°С, |
|
||
3-й |
начало подъема на пер.Загар заброшенный альплагерь «Айлама», |
8.65 |
1:20 |
Горная дорога с крупными камнями, местами на дороге лежат скатившиеся вниз крупные остатки горной породы, подъем на пер.Загар 2623м, н/к крутизной 7%. |
tв +16°С, |
Мост через р.Корулдаши.
Встали на ночёвку в 18:15 |
||
Итого за день: |
60.20 |
6:13 |
Средняя скорость движения – 9.7 км/ч, суммарный набор высоты - 1380 м |
15 |
14.08. |
1-й |
Место ночевки
пер.Загар |
7.54 |
1:24 |
Каменистая горная дорога. Постоянный подъем на пер. Загар 2623 м, н/к. Длина подъема 7.54 км, средний уклон 8.3%, максимальный – 11.6%. |
tу +25°С, |
Выезд на маршрут в 8:20
2623 м н.у.м. |
2-й |
пер.Загар
Ушгули |
8.46 |
0:30 |
Каменистая горная дорога, местами крупный камень. |
tд +30°С, |
|
||
3-й |
Ушгули
место ночевки рядом с р. Мулхура |
43.2 |
3:24 |
Профилированная горная дорога вдоль р.Ингури. 7,6 км подъема на пер.Угыр 1922м, а/м крутизной 7.3% по грунтовой горной дороге. |
tв +20°С, |
1922 м н.у.м. Встали на ночёвку в 19:48 |
||
Итого за день: |
59.20 |
5:18 |
Средняя скорость движения - 11.2 км/ч, суммарный набор высоты - 1284 м |
16 |
15.08. |
1-й |
Место ночевки
Местиа |
7.56 |
0:31 |
Грунтовая гравийная дорога. За 1 км до Местии начинается асфальтовая дорога. |
tу +20°С, |
Выезд на маршрут в 8:30 |
2-й |
Местиа
Лахани |
66.84 |
3:54 |
Новая бетонная дорога, местами участки, на которых ведется строительство дороги (покрытие – грунтовая гравийная дорога). |
tд +32°С, |
|
||
3-й |
Лахани место ночевки недалеко от Джварского вдхр. |
33.97 |
2:55 |
Свежеположенный асфальт, местами участки, на которых ведется строительство дороги, туннели. |
tв +20°С, |
Джварское вдхр. Встали на ночёвку в 20:00 |
||
Итого за день: |
108.37 |
7:20 |
Средняя скорость движения - 14.8 км/ч, суммарный набор высоты - 1208 м |
17 |
16.08. |
1-й |
Место ночевки
полу-дневка, |
42.69 |
2:09 |
Асфальтовая дорога, |
tу +20°С пасмурно, дождь |
Выезд на маршрут в 5:15
106 м н.у.м. |
Итого за день: |
42.69 |
2:09 |
Средняя скорость движения - 19.9 км/ч, суммарный набор высоты - 144 м |
Итого за весь поход: |
1053.50 км |
87ч 18 мин |
Средняя скорость движения - 12.1 км/ч, |
Высотный график маршрута.
7. Техническое описание прохождения группой маршрута.
Аэропорт Тбилиси. Высота н.у.м. 483 м. Начало маршрута. Фото № 1.
2,80 км – поворот направо (выезд на трассу Тбилиси - Сагареджо).
39,30 км – мост через р.Иори.
55,54 км – пер.Гомборский 1593м а/м (фото № 5), на перевале есть оборудованнй источник с небольшим расходом.
62,30 км – п.Тетоцклеби.
100,22 км – остановка на ночевку на берегу р.Алазани. Фото № 7.
100,59 – выезд на асфальтированную дорогу, поворот налево.
114,12 км – Пшавели. Фото № 9.
115,52 км – развилка, поворот направо на Омало.
142,52 км – мост через реку Стори, начало серпантина.
149,33 км – участок подъема на пер.Абано по грунтовой дороге. Остановка для отдыха. Фото № 12.
149,99 км – окончание первой серии серпантинов. Продолжение крутого (9%) подъема к перевалу по каменистой грунтовой дороге. Фото № 13, 14.
155,24 км – начало второй серии серпантинов перед пер.Абано. Фото № 15.
159,70 км – остановка на ночлег на перевале Абано 2875 м н/к. Фото № 16.
159,70 км – пер.Абано 2875 м н/к (отделяет Тушетию от Кахетии). Фото № 17, 18.
160,74 км – спуск с пер.Абано по каменистой горной дороге. Фото № 19.
168,29 км – мост через р.Чабилахи на спуске с пер.Абано.
176,80 км – развилка перед мостом. Слева – п.Хиса. Едем прямо через мост.
205,19 км – участок каменистой горной дороги на спуске к п.Бегеда. Фото № 23.
209,30 км – конец спуска, мост через р. Тушетская Алазани.
212,20 км – брод через приток р.Тушетская Алазани. Фото № 25.
215,81 км – развилка. Дорога вправо сворачивает на п.Верховани. Движемся прямо вверх к п.Коклота. Фото № 26.
217,28 км – п.Коклота. На картах обозначено как нежилое селение, в действительности 1 дом обжитый. Продолжаем подъем. Фото № 27.
218,12 км – тропа траверсом вдоль хребта. Фото № 28.
218,82 км – окончание траверса хребта. Тропа становится более выраженной, но проходит по выступающим частям скального массива, уступам, через заросли кустарника. Велосипеды и рюкзаки переносим челночным способом или по 2 человека. Фото № 29.
219,71 км – тропа снова начинает идти вдоль хребта. Открылся вид на долину р.Тушетская Алазани. Продолжаются сложные участки пути, требующие переноски велосипедов. Фото № 30.
222,41 км – крутой участок тропы с осыпями. Фото № 31.
223,42 км – крутой подъем вверх по узкой полке в скале. Челночная переноска велосипеда и рюкзака. Фото № 32.
226,92 км – кош. За кошем тропа скрыта под осыпями. Возвращаемся назад на 600 м и находим новую верхнюю тропу, идущую параллельно нижней.
231,66 км – место ночевки у р. Тушетская Алазани. Фото № 34.
232,77 км – пешеходный мостик через р.Тушетская Алазани.
237,46 км – заброшенная летовка. Продолжаем идти по трудночитаемой тропе вдоль р.Тушетская Алазани. Фото № 37.
241,16 км – жилой кош, в котором с конца мая по сентябрь живут тушины (2-3 чел.), занимающиеся разведением лошадей. Общаемся, уточняем дорогу.
243,58 км – начало подъема на пер.Сакорно 2835 м н/к. Фото № 38.
245,05 км – окончание подъема серпантином, начало хорошо читаемой узкой и крутой, с осыпями тропы на пер.Сакорно 2835 м н/к. Фото № 40, 41. Движемся аккуратно и внимательно.
246,22 км – крутой перевальный взлет к пер.Сакорно 2835 м н/к. Фото № 42.
246,46 км – пер. Сакорно 2835 м н/к. Фото № 43. Начинаем движение по Главному Кавказскому Хребту. Фото № 44.
247,86 км – остановка на ровной площадке для ночлега. Фото № 45.
249,01 км – движение по ГКХ под дождем в условиях ограниченной видимости. Движемся плотной группой, руководитель и замыкающий связываются по рации. Фото № 46.
250,22 км – траверс г.Мал. Барбало 3134 м. Тропа с мелким камнем. Фото № 47, 48. Ввиду дождя, чередующего с туманом, фотографировать получается редко.
251,32 км – крутой (15.6 %) спуск с ГКХ. Фото № 49.
253,06 км – снежник. Фото № 50.
254,45 км – преодоление многочисленных грязевых потоков, стекающих с гор во время дождя. Фото № 51.
254,76 км – спустились к реке Боркилосхеле. Неоднократно переходим ее вброд. Фото № 52.
256,13 км – р.Андакисцкали. Началась труднопроходимая тропа, заросли выше человеческого роста. Фото № 53. Часто переходим реку вброд. Фото № 54.
261,06 км – вешаем страховочную веревку для перехода через р. Андакисцкали. Фото № 55.
261,34 км – брод через р. Андакисцкали. Фото № 56.
262,05 км – остановка на ночлег на берегу р. Андакисцкали. Фото № 57.
262,05 км – вечером и утром делаем разведку от лагеря. Тропа, идущая по правому берегу на высоте 30-40 м над рекой Андакисцкали в месте впадения крупного притока обвалена и покрыта осыпями; пройти по ней траверсом не представляется возможным. На левом берегу реки есть нехоженая тропа, уходящая перпендикулярно от реки на хребет Хаманисгори; пройдя по тропе 300м убеждаемся, что она не ведет к п.Арчило.
262,887 – окончание крутого спуска по р.Андакисцкали. Фото № 62.
262,98 – брод реки Амугосхеви. Фото № 63.
263,85 км – дома чеченцев (п.Арчило). Фото № 64. Тропа просматривается лучше.
264,00 км – крутая и узкая тропа за п.Арчило. Фото № 65.
268,43 км – через р.Андаки появились мостики. Реку больше в брод не переходим. Фото № 66.
269,80 км – мост через реку, затем движемся по теснине вдоль р.Андаки. Фото № 67.
271,28 км – прошли теснину, перешли на правый берег р.Андаки. Встреча с группой пеших туристов.
276,25 км – п.Мутсо. Фото № 69.
278,05 км – погранпост. Проверка документов и оформление пропуска в приграничную зону.
291,11 км – выезд из Шатили. Фото № 71.
300,00 км – водопад. Фото № 72.
304,02 км – подъем к п.Кистани. Фото № 73.
306,51 км – п.Кистани. Фото № 74.
307,71 км – оборонительная башня в п.Лебаискари.
316,11 км – пер. Датвив-Джварисгеле 2676 м. Фото № 76.
324,91 км – п.Хахмати. Фото № 77.
333,31 км – мост через реку Хевсурская Арагви. Через 300 м поворот на Рошку. На дороге начал появляться мелкий камень.
340,89 км – остановка на ночевку на берегу р.Хевсурская Арагви недалеко от заброшенной ГЭС.
347,34 км – мост, развилка. Суапхо влево, Жинвали прямо. Едем прямо.
382,70 км – Жинвальское водохранилище. Фото № 81.
Нам приходится спуститься на дорогу Владикавказ – Тбилиси до Натахтари, а затем двигаться по достраивающемуся автобану Тбилиси – Кутаиси. Новый маршрут идет параллельно предполагавшемуся ранее, но на большем удалении от границы с Южной Осетией. Патруль пограничников сопровождает нас на протяжении 20км. В результате данных мер безопасности мы сделали крюк в 30км и вынуждены были ехать по дорогам с большим потоком автотранспорта.
413,89 км – начало спуска на трассу Владикавказ – Тбилиси.
434,89 км – выезд на автобан Тбилиси – Кутаиси.
444,98 км – выезд на автобан Тбилиси – Кутаиси. Фото № 86.
490,21 км – г.Гори.
505,81 км – п.Скра. Едем по грунтовой дороге параллельно ж/д.
512,91 км – п.Гвлеви. Фото № 89.
515,65 км – п.Земо-Хведурети, начало асфальтовой дороги, спуск в Карели.
526,01 км – развилка, поворот направо на Хашури. Грунтовая дорога с гравием.
532,51 км – начало асфальтовой дороги.
561,30 км – развилка, съезжаем с трассы влево на грунтовую горную дорогу, ведущую через пер.Сурамский 954 м к п.Харагаули. Фото № 93. Асфальтовая дорога идет прямо (на пер.Рикотский).
562,20 км – грунтовая дорога с гравием, подъем на пер.Сурамский 954 м.
573,70 км – п.Ципа. Фото № 95.
578,50 км – железнодорожный арочный мост.
607,50 км – выезд на трассу Гори – Кутаиси.
640,11 км – выезд на асфальтовую дорогу.
656,01 км – перевал 584 м а/м. Фото № 99. Ткибульское вдхр.
662,51 км – Ткибули. Фото № 100.
678,04 км – подъем по серпантину на пер.Накеральский 1217 м а/м.
679,01 км – пер.Накеральский 1217 м а/м.
680,11 км – Шаорское вдхр. Сломался барабан на задней втулке. Буксировка велосипеда до места ночевки и полудневки на берегу Шаорского вдхр.
688,74 км – съезд направо на каменистую грунтовую дорогу к Шаорскому вдхр. Едем по дамбе.
691,64 км – начало асфальтового спуска в Амбролаури. Фото № 105.
709,74 км – Амбролаури. Едем вниз по течению р.Риони.
739,94 км – Ачара. Развилка. Возле развилки источник. Поворачиваем направо и едем вверх по течению вдоль р.Ладжанури. Дорога проходит по ущелью. Разбитый асфальт. Фото № 107.
743,21 км – слева плотина и Ладжанурское вдхр. Дорога идет через туннель. Фото № 108.
743,31 км – выехали из туннеля, начало гравийной грунтовой дороги.
751,94 км – на 3-ей петле серпантина начался асфальт.
757,11 км – грейдерная дорога с пер. 986 м а/м. Фото № 111.
762,54 км – окончание спуска с перевала. Мост через р.Цхенисцкали, развилка. Фото № 112. Поворачиваем направо на Лентехи.
773,03 км – движение вдоль р.Цхенисцкали в сторону Лентехи. Фото № 113.
783,12 км – остановка на ночевку перед Лентехи на берегу р.Цхенисцкали. Фото № 114.
783,92 км – Лентехи. Фото № 115.
784,32 км – развилка, поворачиваем направо. Поломка трещетки на задней втулке (сорвало сварные швы, сделанные в Амбролаури). Скрепляем большую звезду кассеты и спицы хомутами. Фото № 116. Теперь педали приходится крутить постоянно. 786,28 км – профилированная горная дорога. Фото № 117. 816,03 км – п.Лемзагори. Есть придорожный ларек, в котом можно купить шоколадные батончики и печенье. Местные жители угощают нас вкусной природной минеральной водой, говорят, что недалеко в советское время находился санаторий с лечебными мин.водами. 830,12 км – мост через р.Корулдаши недалеко от впадения в нее р.Пхенисцкали. Вправо через мост уходит грунтовая дорога, переходящая в туристскую тропу. Едем по основной горной грунтовой дороге к пер.Загар 2623м, не переезжая через р.Корулдаши. Фото № 118. Прощаемся с шерифом, который время от времени нас сопровождал на полицейском пикапе. По его словам, дальше его джип проехать не сможет. Дорога становится более каменистой.
836,02 км – развилка. Вправо уходит дорога на альплагерь "Зеско", продолжаем движение прямо. Фото № 119.
836,55 км – участок грунтовой дороги на пер.Загар 2623м н/к. Фото № 120.
838,32 км – п.Цана (несколько дворов).
840,38 км – участок каменистой горной дороги. Фото № 122.
841,02 км – пересекаем реку. Крутой подъем (11%), очень крупный камень.
849,74 км – участок крутого подъема (11.5%) на пер.Загар по каменистой горной дороге. Фото № 125.
851,15 км – придорожный родник. Фото № 126.
851,65 км – перевал Загар 2623м н/к. Фото № 127.
857,99 км – участок каменистой горной дороги на спуске с пер.Загар в п.Ушгули. Фото № 128.
859,03 км – участки размытой грязью дороги рядом с п.Ушгули. Фото № 129.
859,24 км – Ушгули. Фото № 130.
871,79 км – участок спуска по профилированной горной дороге. Фото № 131.
877,59 км – п.Вичнаши. Фото № 132.
889,24 км – п.Богреши, начало подъема серпантином на пер.Угыр 1922м а/м. Поломка барабана на втулке заднего колеса, а также ремонт заклинивших конусов на переднем колесе. Фиксируем кассету к спицам стяжками.
897,93 км – участок горной дороги на спуске с пер.Угыр 1922м. Фото № 134.
902,24 км – мост чере р. Мулхура. Конец спуска.
908,86 км – развилка. Влево Иели, прямо – Местиа. Едем прямо. Бетонная дорога.
910,00 км – Местиа. Фото № 137.
910,94 км – грунтовая дорога в Местии, грязь. Очень активно идет строительство гостиниц, магазинов, укладывается новая дорога.
922,14 км – начало грунтовой дороги, грязь.
955,24 км – начало бетонной дороги.
971,44 км – начало гравийной грунтовой дороги.
1010,81 км – остановка на ночевку недалеко от дороги рядом с оборудованным родником. Рядом несколько заброшенных военных строений.
1038,21 км – Зеда-Эцери. Фото № 144.
1048,11 км – въезд в Зугдиди. Фото № 145.
1053,50 км – г.Зугдиди. Железнодорожный вокзал. Окончание похода. Фото № 146.
|
8. Меры безопасности на маршруте.
Принимая во внимание сложность маршрута и особенности страны, были приняты следующие меры:
- при подготовке похода собраны сведения о регионе похода и его климатических условиях,
- тщательно проверена и подготовлена техника и снаряжение (заменены некоторые покрышки и камеры, каретки, перебраны втулки, установлены новые системы, кассеты, цепи, смазаны все узлы; проверена работоспособность мультитопливных горелок и навигационного оборудования),
- движение производилось в колонне по 1-му человеку, соблюдая безопасную дистанцию,
- на спусках группа двигалась с интервалом 20-30 м между велосипедистами,
- в течение всего похода выполнялись требования правил дорожного движения,
- места ночёвок тщательно выбирались исходя из погодных условий, возможности схода камней, защищённости от ветра.
Соблюдая эти и другие предосторожности, все участники прошли поход без травм и существенных поломок.
9. Дополнительные сведения о походе.
(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов, перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)
Перечень группового снаряжения
- палатки | – 3 шт. |
- котлы | – 2 шт., 6л и 3л |
- трос – замок | – 1 шт. 6 м |
- флажки безопасности | – 2 шт. |
- пила – цепочка | – 1 шт. |
- сухое горючее | – 10 табл. |
- мультитопливная горелка | – 2 шт. |
- стеклоткань | – 1 шт. |
- обеденная клеенка | – 1 шт. |
- веревка 10мм | – 28 м. |
- веревка 8мм | – 37 м. |
- страховочная система | – 1 шт. |
- карабины с муфтами | – 3 шт. |
- КПК Asus 696 | – 1 шт. |
- GPS-навигатор Garmin 60CSx | – 1 шт. |
- GPS-навигатор Garmin Dakota 20 | – 1 шт. |
- флаг Украины | – 1 шт. |
общий вес группового снаряжения: 16,5 кг
Содержание аптечки
Анальгин | 20 таб |
Кетанов | 10 таб |
Аспирин | 20 таб |
Но-шпа | 10 таб |
Лоратадин | 20 таб |
Амоксилав | 10 таб |
Офлоксацин | 10 таб |
Бинт стерильный | 10 шт |
Бинт эластичный | 1 шт |
Вата | 50 гр |
Лейкопластырь бактерицидный | 20 шт |
Лейкопластырь рулонный | 1 рулон |
Перекись водорода | 100 мл |
Йодицерин (бетадин) | 1 флакон |
Пантенол | 1 флакон |
Офлокаин | 1 тюбик |
Левомицитин | 30 таб |
Уголь активированный | 100 таб |
Фестал | 10 таб |
Имодиум | 10 таб |
Бисакодил | 10 таб |
Валидол | 10 таб |
Нитроглицерин | 10 таб |
Аскорбиновая кислота | 150 таб |
Стрепсилс | 20 таб |
Либексин, амброксол | 20 таб |
Дексона | 1 флакон |
Нафтизин | 1 флакон |
Троксевазин | 1 тюбик |
Финалгон | 1 тюбик |
Ортофен | 15 таб |
Помада для губ | 6 шт |
Крем детский | 2 тюбика |
Термометр | 1шт |
общий вес аптечки: 1,5 кг
Содержание ремнабора
- съёмник кассеты | - 1 шт. |
- хлыст для съёмника кассеты | - 1 шт. |
- съёмник каретки | - 1 шт. |
- съёмник шатунов | - 1 шт. |
- пассатижи с кусачками | - 1 шт. |
- мультитул | - 1 шт. |
- рубашка на тормоза | - 1 шт. |
- набор шестигранников | - 3 шт. |
- выжимка цепи | - 1 шт. |
- лопатки бортировочные | - 3 шт. |
- переключатель задний | - 1 шт. |
- эксцентрики колеса передний и задний | - 2 шт. |
- шарики для подшипников втулок, разные | - 26 шт. |
- кольца на рулевую | - 2 шт. |
- гайки, болты, шайбы на все узлы велосипеда | - 20 шт. |
- конус для втулки | - 2 шт. |
- смазка жидкая | - 0,5 л |
- смазка густая | - 70 гр |
- тормоз и ручка тормоза (V-brake) | - 1 шт. |
- калипер BB7 | - 1 шт. |
- тросик тормоза | - 2 шт. |
- тросик переключателя | - 2 шт. |
- ключ спицной | - 1 шт. |
- ключ разводной | - 1 шт. |
- ключ конусный 13/15 | - 1 шт. |
- ключ № 15 (для снятия педалей) | - 1 шт. |
- надфили | - 5 шт. |
- кусок ножовочного полотна | - 1 шт. |
- насосы | - 5 шт. |
- замочек цепи на 9зв. | - 1 шт. |
- замочек цепи на 8зв. | - 1 шт. |
- педали запасные | - 1 компл. |
- клей "Момент" | - 1 тюбик |
- нитки (толстые и тонкие) | - 1 компл. |
- иголки | - 2 шт. |
- пинцет | - 1 шт. |
- скотч | - 1 моток |
- проволока | - 1 моток |
- шило сапожное | - 1 шт. |
- запасная покрышка 26" | - 2 шт. |
общий вес ремнабора: 6,2 кг
Примечание: личную велоаптечку с запасными спицам, камерами, тормозными колодками, петухами, набором латок взял каждый участник.
В походе произошли поломки:
проколы камер - 26 раз
порез покрышки - 1 раз
поломка трещетки на втулке заднего колеса - 2 раза
погнутый тормозной ротор - 2 раза
замена спиц - 1 раз (3 шт.)
ремонт стойки багажника - 1 раз
10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
Статьи расходов |
На 1 человека |
На группу |
- перелет Днепропетровск – Киев – Тбилиси – Киев – Днепропетровск | 2 950 гр. | 29 500 гр. |
- проезд Зугдиди-Тбилиси | 53 гр. | 530 гр. |
- картографический материал | 19 гр. | 190 гр. |
- страховка | 80 гр. | 800 гр. |
- расходы на продукты | 717 гр. | 7 170 гр. |
- фотоматериалы | 20 гр. | 200 гр. |
- мед.аптечка | 51 гр. | 510 гр. |
- покупка недостающего снаряжения и другие мелкие расходы | 36 гр. | 360 гр. |
Итого: | 3 926 гр. 490$ |
39 260 гр. |
Цены на группу не соответствуют действительности, т.к. 3 участника добирались более дешевым, но длительным путем (см. ниже), и с 10-го дня похода группа состояла из 9 человек (изменились расходы на питание из расчета на группу).
Транспортные расходы "эконом группы" (на одного человека).
Дорога в Грузию
поезд
Запорожье - Симферополь 46 грн
Симферополь - Керчь 25 грн
паром
порт Крым - порт Кавказ 36+25 = 61 грн
поезд
Новороссийск - Владикавказ 959 руб = 268 грн
маршрутка
пересечение границы 333 руб = 94 грн
Казбеги - Тбилиси 20 лари = 100 грн
Дорога из Грузии
маршрутка
Тбилиси - Казбеги 20 лари = 100 грн
пересечение границы 33$ = 265 грн
поезд
Владикавказ - Тонельная 959 руб = 268 грн
паром
порт Кавказ - порт Крым 160 руб + 78 руб = 67 грн
поезд
Керчь - Запорожье 52 грн
Итого: 46+25+61+268+94+100+100+265+268+67+52=1346 грн или 169$.
11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
В высоком спортивном темпе пройден сложный новый маршрут, соединивший в себе протяженные участки горных дорог, туристских троп и участки бездорожья. Была построена логичная нитка маршрута, максимально охватившая наиболее интересные районы Грузии.
По мнению участников, поход получился сложным, насыщенным и интересным.
Самой насыщенной, сложной и красивой частью похода явился переход из Тушетии в Хевсуретию вдоль р.Тушетская Алазани, а затем по Главному кавказскому хребту. Также всем участникам похода запомнилось посещение Сванетии с ее заснеженными вершинами и удивительным природным разнообразием.
Следует отметить большой набор высоты (17 450 м), который осуществлялся по горным каменистым дорогам и тропам. Высокий темп движения на маршруте обусловлен отличной физической и технической подготовкой участников похода, хорошей экипировкой и слаженной работой группы на технических участках. Все участники использовали велорюкзаки, имеющие для удобства прохождения сложных участков маршрута заплечные лямки.
Все ночевки в походе были в полевых условиях.
Бюджет не превысил запланированный перед походом.
Для посещения Грузии гражданам Украины требуется иметь в наличии загранпаспорт, куда ставятся штампы о пересечении грузинской границы. Виза не требуется.
Валюта. Менять деньги желательно в Тбилиси или других крупных городах сразу по прибытию. В мелких населенных пунктах поменять валюту невозможно. Наиболее распространенными для обмена валютами являются американские доллары, евро и российские рубли.
Язык общения. С местным населением мы общались на русском языке, которым владеет подавляющее большинство населения страны.
В Грузии большое количество источников питьевой воды (родники, мелкие горные реки, водопады, …), поэтому проблем с обеспечением группы водой не было.
Сезон похода. Для похода были выбраны классические оптимальные даты, позволяющие пройти запланированные перевалы без снега.
Поломки. Перед походом проводилась тщательная подготовка техники.
Из серьезных поломок, имевших место в походе, следует отметить ремонт барабанов на задних втулках двух велосипедов. В первом случае разборка втулки с целью ремонта удачей не завершилась, но удалось найти сварщика, который заварил барабан. Такого ремонта хватило на 2 дня, после чего воспользовались специальными стяжками из ремнабора, которыми соединили большую звезду кассеты со спицами (см. фото № 116). Вторая поломка произошла за сутки до завершения похода. Скрепили кассету со спицами, но т.к. металлических стяжек уже не было, воспользовались обычными монтажными. За 30 км до Зугдиди они порвались, но, поскольку это были последние 30 км, решили, что рациональнее взять велосипед на буксир. Нужно отметить, что в обоих случаях велосипед превращался в fixed, т.е. нужно было постоянно крутить педали.
Других серьезных поломок не было. Как для группы в 10 человек и велопохода 5к.с. общее количество поломок и проколов было небольшим.
Покрышки на всех велосипедах подходили для использования на каменистых горных дорогах.
Приграничная зона. Как таковой, отдельной пограничной службы в Грузии нет. Просто полицейские, участки которых граничат с другими государствами, также занимаются и обереганием туристов от возможного пересечения границы.
Пересечение границ с Южной Осетией и Абхазией со стороны Грузии невозможно. Нам даже пришлось по просьбе полицейских-пограничников сделать 30-км крюк на большем расстоянии от границы с Южной Осетией, чем предполагалось изначально (см. фото № 83) в связи с вопросами нашей безопасности.
Оформление пропусков доступа в приграничную зону не требуется.
В Имеретии и Сванетии (с некоторыми перерывами это участок от Зестафони до Лентехи) нашим маршрутом интересовались полицейские, иногда ехали какое-то время на некотором расстоянии сзади группы, интересовались, не требуется какая-либо помощь. В целом, впечатления от такого попечительства двойственные: с одной стороны приятно, когда доброжелательно предлагают помощь, а с другой – чувствуется какая-то несвобода от постоянных расспросов о пути движения и частичного сопровождения по маршруту.
Еда. Из Украины привезли с собой сушеные овощи, мясо в сале и некоторые другие продукты (см. Приложение № 5). Следует отметить вкусную грузинскую кухню: по ходу движения мы несколько раз обедали в хинкальных (первый день похода и несколько дней в середине похода).
Поскольку часть маршрута проходила в безлесой зоне, для приготовления пищи использовались хорошо зарекомендовавшие себя мультитопливные горелки. В качестве топлива применялся бензин.
Веломастерских, на которые можно было бы рассчитывать в случае ремонта, в Грузии нет. Исключение – столица Тбилиси.
В Грузии очень быстро развивается туризм. В сочетании с природной гостеприимностью грузинского народа путешествие становится приятным вдвойне. Кроме того, грузины по-дружески относятся к украинцам, считая нас братским народом. Это тоже приятно.
Цены на продукты практически совпадают с украинскими, но на некоторые товары немного выше.
Ориентироваться лучше всего, используя GPS и карту. Необходимо заранее создать маршруты или треки, ориентируясь на спутниковые снимки GoogleEarth и сопоставляя их с картами Генштаба.
Следует отметить некоторые неточности карт Генштаба:
- основной автомобильный перевал, соединяющий Кахетию и Тушетию каменистой горной дорогой и называющийся Абано 2875м, на картах не обозначен. Обозначен пешеходный пер.Банский 2923м, который лежит в 900м от пер.Абано. На современных туристических картах обозначения соответствуют действительности. А местные жители над этим вопросом не задумываются – ведь дорога, а соответственно, и перевал – единственные.
- устарели некоторые данные по нежилым поселкам. Так, например, Бегеда, Бочорма, Коклота стали жилыми, по крайней мере, в летнее время.
В столице Тбилиси и нескольких крупных городах – туристских центрах (Гори, Кутаиси, …) имеются специальные информационные центры, в которых можно бесплатно взять современные карты Грузии (обзорную и региональные), а также получить общую информацию по региону путешествия.
После похода появилось желание вернуться в Грузию снова – остались интересные места, в которых мы еще не были. Природа и местное население оставляют незабываемые впечатления, даря положительные эмоции и создавая хорошее настроение.
12. Литература и картографический материал.
1. Карты Генштаба масштаба 1:500 000 квадратов K-37-2, K-38-1, K-38-2,
K-38-3, K-38-4, 1978-1988 гг.
2. Карты Генштаба масштаба 1:200 000 квадратов K-37-XVIII, K-38-VII,
K-38-VIII, K-38-IX, K-38-X, K-38-XIII, K-38-XIV, K-38-XV, K-38-XVI,
K-38-XIX, K-38-XX, K-38-XXI, K-38-XXII, 1978-1988 гг.
3. Карты Генштаба масштаба 1:100 000 квадратов K-37-060, K-38-025,
K-38-026, K-38-037, K-38-038, K-38-039, K-38-042, K-38-043, K-38-049,
K-38-050, K-38-051, K-38-053, K-38-054, K-38-055, K-38-056, K-38-062,
K-38-063, K-38-064, K-38-065, K-38-066, K-38-067, K-38-068, K-38-074,
K-38-075, K-38-076, K-38-077, K-38-078, K-38-079, K-38-080, K-38-086,
K-38-087, 1975-1990 гг.
4. Карта Грузии 1:500 000. GeoLand, 2010.
5. Комплект карт Грузии 1:200 000 – 1:300 000 и 1:950 000. Изд-во Департамента туризма и курортов Грузии, 2007.
6. Векторная карты Грузии для навигаторов Garmin.
7. Путеводитель серии "Lonely planet": Georgia, Armenia & Azerbaijan. 3rd Edition, May 2008. – 364с.
8. Анохин Г.И. Восточный Кавказ. – М.: Физкультура и спорт, 1978.
9. Вимоги до складання звіту про спортивний туристський похід. Інформаційно-методичний збірник № 3; м.Київ, 2002 р.
Источник : "http://www.manturs.narod.ru/ot4et/gruz_koz/gruz_koz.htm" rel="nofollow"
Комментарии