Виды туризма

23 июня 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Южно-Российский район
Вид туризма: Велотуризм Категория сложности: I
0 601 0

Федерация спортивного туризма Воронежской области

Воронежский городской клуб активного туризма и альпинизма




 

Отчёт

 

о велосипедном туристском походе I категории сложности

по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям, совершѐнном группой туристов г. Воронежа

в период с 27 апреля по 4 мая 2014 года



 

Маршрутная книжка № 5-14 Руководитель группы:

Плешанов Евгений Алексеевич

г. Воронеж, ул. Лидии Рябцевой 47/3 - 68 evtour@yandex.ru

8-910-340-8195



 

Воронежская зональная маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчѐт и считает, что поход может быть зачтѐн всем

 

участникам и руководителю категории сложности. Отчѐт использовать в библиотеке  




 

г. Воронеж 2014 г.

Содержание

  1. Справочные сведения о походе стр. 2-3
  2. Характеристика района похода стр. 4-7
  3. График движения стр. 8
  4. Техническое описание маршрута стр. 9-44
  5. Выводы и рекомендации стр.45-46
  6. Картографический материал

 

  1. Справочные сведения о походе

Проводящая организация:

Федерация спортивного туризма Воронежской области. Воронежский городской клуб активного туризма и альпинизма.

г. Воронеж, ул. Театральная, 19. "http://poxod36.ru" rel="nofollow"

 

Место проведения похода:

Российская федерация. Тамбовская, Липецкая, Воронежская области.

 

Общие справочные сведения о маршруте:

 

Вид туризма

Степень (кате- гория) слож- ности похода

Протяжён- ность актив- ной части по- хода, (км)

Продолжитель- ность

Сроки про- веде- ния

общая

ходовых

дней

велосипед- ный

1 (первая) категория

 

300

 

8 дней

 

8 дней

27.04 – 04.05

2014 г.

 

Подробная нитка маршрута:

ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ г. Мичуринск - с. Зеленый Гай - с. Жидиловка

- с. Ранино - р. Иловай (Верхний кордон) - ур. Нижняя мельница - Ярковское лесничество - к-н Новоярковский - р. Чернава.

ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ р. Воронеж - с. Кривец - д. Андреевка - с. Бори- совка - с. Большой Хомутец - с. Горицы - база отдыха р. Воронеж - детский санаторий "Мечта" - с. Капитанщино - р. Босолук - с. Желтые пески - оз.Пронькино - с. Сселки - р. Матыра - г. Липецк район НЛМК - оз. Чистое - с. Фащевка - р. Двуречка - с. Двуречки - ур. Лепяги - с. Ямань (платный пруд) -

ур. Ильинский родник - с. Карамышево - р. Воронеж - р. Кривка - р. Мещерка - ур. Лесохимучасток Куликовский - р. Боровица - с. Савицкое - с. Излегоща - р. Излегоща - с. Демшино - р. Полевая Излегоща - д. Крутчик.

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ с. Нелжа - с. Ступино - р. Воронеж - с.

Ивница - пос. Рамонь - с. Айдарово - с. Староживотинное - пост ГАИ (М4) - к-н Стрелецкий - пос. Задонье - г. Воронеж.

Состав туристской группы:

 

 

 

ФИО

 

Год рож- дения

Место работы (долж- ность),

учёбы

 

Опыт участия

Обязан ность в группе

 

Домаш- ний ад- рес

 

Те- лефон

 

1

 

Плеша- нов Евгений Алек-

сеевич

 

1960

 

ГБУ ВО "ОЦРДО"

методист

  • Памир, 5у

-Тянь Шань, 4р

  • Алтай
 

руково- дитель

 

г. Воро- неж, ул. Рябцевой, 47/3-68

 

8-910-

340-

8195

 

2

Шабано- ва Любовь Иванов- на

 

1962

 

парикмахер

  • Памир, 3у
  • Север ЕЧ
 

фото- граф

летопи- сец

г. Воро- неж, ул. Космо- навтов, д. 40 кв. 105

 

8-920-

210-

3382

 

3

Мясин Борис Григорь- евич

 

1947

 

пенсионер

 

н/к

 

завхоз

г. Воро- неж, ул. Хользу- нова, 40в, кв. 48

 

8-906-

677-

3977

 

4

Сучков Максим Лаврен- тьевич

 

1963

 

руководи- тель турклу- ба "Путник"

  • водный; 1у
  • пеший
 

техник ремма- стер

г.Вороне ж, ул.

Гроднен- ская, 87

 

8-952-

550-

6392


 

Адрес хранения отчёта:

 

г. Воронеж,                                                                                                        (копии в электронном виде у руководителя и на сайте федерации спортивно- го туризма Воронежской области poxod36.ru).

 

Какой организацией, МКК рассмотрен поход:

 

- поход рассмотрен Воронежской ЗМКК.

  1. Характеристика района похода

Район проведения похода относится к Центрально-Черноземному эко- номическому региону Центрального федерального округа Российской феде- рации. Центр Европейской части РФ достаточно плотно заселен и имеет раз- витую промышленную и сельскохозяйственную инфраструктуру. Леса здесь занимают небольшие площади и в основном тяготеют к поймам больших и малых рек. Большинство лесов - искусственного происхождения.

 

Климат умеренно-континентальный. В ясные дни по ночам в это время еще могут быть на почве заморозки, а днем температура нередко поднимается до +15- 20 градусов и даже выше. Вода в реках для купания еще холодная из- за прохладных ночей. Случаются в этот период и дожди, и первые весенние грозы. При прохождении дождевых циклонов в их тыловой части не редки холодные фронты, несущие с собой резкое похолодание с неприятными вет- рами северных направлений. Именно поэтому свой маршрут мы построили по преимущественному направлению с севера на юг.

 

Главной водной артерией, вдоль которой строился наш маршрут, была река Воронеж - ее левобережье. Река Воронеж на этом участке представляет собой небольшую равнинную реку шириной 40-70 метров с достаточно быст- рым течением. От г. Мичуринска до с. Доброе река Воронеж течет преиму- щественно с востока на запад, далее принимает генеральное направление на юг. Отсюда и далее еѐ правый берег высокий и плотно заселенный, а левый - низкий, песчаный, местами заболоченный с большим количеством пойменных озер и стариц.

На участке нашего маршрута в реку Воронеж впадает множество совсем небольших и среднего размера притоков, которые также формируют местами собственные обширные заболоченные поймы, вдоль которых сохраняются островки труднопроходимых, а посему мало тронутых человеком лесов. Из таких притоков следует прежде всего отметить р.р. Иловай, Двуречку, Ме- щерку, Боровицу, Излегощу. Нередко поймы этих рек так сильно заболочены, что через них нет никаких дорог и троп. В этих случаях нам приходилось от- клоняться от генерального направления в поисках необходимых проходов. Разведка таких путей для тех туристов, кто пойдет в след за нами, также со- ставляла одну из задач и идей нашего похода.

 

В ЦЧР трудно найти уголки природы, не тронутые человеком, но наша задача при планировании данного маршрута велопохода как раз и состояла в том, чтобы пройти по наименее обжитым природным местам, по лесным мас- сивам, вытянутым полосой вдоль низменного левобережья реки Воронеж. С этой целью мы спланировали посещение таких особо охраняемых природных территорий как Иловайский, Липецкий, Первомайский, Колодецкий заказни- ки; памятник природы регионального значения - пойма реки Излегоща.

Другая утилитарная задача, которую мы решали в процессе планирова- ния данного маршрута - это максимально избежать движения на велосипедах по сильно оживленным автомагистралям в опасном соседстве с ревущим и воняющим автотранспортом. С этой целью нами максимально использовались любые проезжие для велосипеда второстепенные проселочные, лесные, поле- вые дороги и просеки. Местами для спрямления маршрута мы вовсе покидали проезжие дороги и пользовались любыми пешеходными тропами и даже при- бегали к движению по азимуту от одной дороги до другой. Данная тактика с одной стороны постоянно заставляла нас несколько отклоняться от заплани- рованной нитки маршрута, но с другой стороны - позволила нам выбирать на местности оптимальный путь движения и посещать труднодоступные уголки природы, которые другими способами (на автомобиле или пешком в рамках непродолжительного пешего похода) достичь было бы немыслимо.

 

Поскольку довольно дикие участки лесных массивов часто перемежа- ются в этом регионе с населенной местностью, надежно связанной с район- ными и областными центрами, то на всем маршруте не было проблем с посе- щением магазинов и регулярным пополнением продуктового набора, покупкой свежих фруктов, овощей, молочных продуктов. К слову сказать, домашние молоко и овощи продаются здесь частниками вдоль дорог во многих селах.

 

Не было особых проблем и с водоснабжением. Воду брали из родников, сельских колонок и колодцев, покупали в магазинах минералку. На стоянках для готовки пользовались водой из небольших лесных речек, ручьев и про- точных озер. Эта вода, как показала практика, особенно весной и в первой по- ловине лета, вполне чистая и безопасная, при условии обязательного еѐ кипя- чения. Труднее найти питьевую воду в садовых кооперативах. Здесь ее либо подают в трубы по часам, либо она в скважинах на огороженных частных тер- риториях.

 

Что касается мобильной связи, то она хуже или лучше была почти вез- де. Следует лишь помнить, что во время стоянок в удаленных от поселков местах, прием может быть слабым, поэтому сеансы связи лучше планировать днем во время проезда населенных пунктов.

 

Со спортивно туристской точки зрения район уверенно позволяет про- водить велопоходы до 2 категории сложности включительно. Собственно го- воря, техническая сложность большинства протяженных и локальных препят- ствий нашего маршрута соответствовала именно второй, а некоторые препят- ствия - и третьей категории для велопоходов. Однако наша группа сознатель- но не ставила перед собой больших спортивных задач, а больше хотела сосре- доточиться на краеведческо-исследовательских и рекреационных задачах, по- этому мы снизили интенсивность ежедневных физических нагрузок и сокра- тили план дневных переходов до наиболее комфортного для данного персо-

нального состава группы, в которую входили не очень молодые люди. После снижения интенсивности нагрузок поход по всем параметрам стал соответст- вовать уровню 1 категории сложности.

 

Основные естественные препятствия, встречающиеся на маршруте по мере убывания их протяженности и значимости:

  • грунтовые дороги с большим количеством песка;
  • грязные труднопроходимые колеи в заболоченных поймах рек и ручь-

ев;

  • плохо укатанные лесные дороги с опавшими ветками, корнями, пере-

рытые кабанами;

  • лесные завалы в результате ветровалов и лесных пожаров;
  • пересечения оживленных автомагистралей и движение по ним на от- дельных участках;
  • участки местных автодорог с плохим асфальтовым, грейдерным или щебеночным покрытием;
  • броды через ручьи, небольшие речки, болотины, лужи;
  • переправы по щербатым и полуразрушенным мостикам и дамбам.

 

С экскурсионно-познавательной точки зрения маршрут также представ- ляет определенный интерес. На маршруте встречается множество разнообраз- ных церквей, старинных сельских построек, развалины старых плотин и мель- ниц, следы интенсивной лесохозяйственной и лесохимической деятельности.

Примерно в середине маршрута мы проехали через промышленный узел Новолипецкого металлургического комбината. Любителям урбанизации и ур- бокультуры доставило бы несомненное удовольствие лицезреть масштаб дан- ного предприятия, а также обеспечивающее данные заводы водой рукотвор- ное Матырское водохранилище с многокилометровой дамбы. Можно было, при желании выехать и в центр Липецка (мы находились от него на расстоя- нии не более 10 км) для экскурсионно-познавательных целей, однако мы этого делать не стали, поскольку все члены группы ранее неоднократно бывали в этом городе и больше склонялись к проведению максимального количества времени на природе.

 

Из природных достопримечательностей при неспешном, внимательном и бесшумном прохождении маршрута на пути не редки встречи с такими жи- вотными как кабаны, лисы, косули, олени, белки, бобры... Всех этих живот- ных, а также следы их жизнедеятельности мы смогли увидеть в этом походе. К сожалению, сфотографировать их чаще не удается, поскольку встречи бы- вают мимолетны и не успеваешь остановить велосипед, чтобы достать фото- аппарат.

Конец апреля - начало мая являются временем активных весенних изме- нений в природе, временем начала активного вегетативного периода у боль- шинства растений, временем цветения первоцветов и зацветания основной массы древесно-кустарниковой растительности. Активно цветут в этот период

терен, черемуха, вишня, абрикос; зацветают груши и яблони. В лесу, в полях и по берегам рек постоянно слышно птичье разноголосье: соловьи, зяблики, ку- кушки, дрозды, жаворонки..., на болотах - выпь, вальдшнепы, бекасы, коро- стели...

 

Из неприятного для туристов соседства необходимо особо отметить наличие местами в траве и лесной подстилке большого количества иксодовых клещей. И хотя данный район статистически не относится к энцефалитоопас- ным, но опасность заболеть боррелиозом (болезнь Лайма) и даже клещевым энцефалитом сохраняется, особенно в случае укусов большого количества на- секомых и позднем их извлечении.

Из другого неприятного соседства можно сказать лишь об активных в этот период времени муравьях всех размеров и расцветок, а также о комарах, которые при ранней весне появляются по сырым местам уже в первых числах мая. В этом году первый немассовый вылет комаров-кусак состоялся 2 мая.

 

Транспортная инфраструктура региона для заброски туристов с вело- сипедами не очень разнообразна. Удобнее всего попасть в точку начала мар- шрута - г. Мичуринск по железной дороге (ЮВЖД) Воронеж-Москва. Нам не повезло, поскольку прямо перед нашим походом РЖД по экономическим со- ображениям резко сократило количество электричек. В результате от Вороне- жа до Мичуринска осталась лишь одна электричка в неделю, курсирующая по воскресениям. В связи с этим нам пришлось резко перестраивать план-график путешествия, чтобы выехать на день раньше. Кроме того, заканчивать мар- шрут нам пришлось не в Усмани с возвращением домой опять же электрич- кой, а непосредственно в Воронеже. По этой причине пришлось увеличить километраж, исключив из графика запланированную ранее дневку. В том чис- ле и в связи с этими вынужденными изменениями часть заявленных при вы- пуске людей не смогла выйти на маршрут.

Из другого доступного транспорта остается лишь заказной автотранс- порт или поезда дальнего следования, но затраты на них высоки, а условия транспортировки велосипедов в поездах к тому же требуют дополнительной упаковки велосипедов и нервотрепки с проводниками.

 

В качестве вариантов аварийного схода с маршрута можно рассматри- вать любой населенный пункт, вязанный с цивилизацией автобусным сообще- нием. Практически в любом крупном селе на пути можно найти аптечный или фельдшерский пункт, а то и больницу.

  1. Фактический график движения

 

Дни пу- ти

 

Дата

 

Участок пути

Протя- жён-

ность, (км)

Ходо- вое время

Способ пере-

движе- ния

 

Метеоусловия

 

1

 

27.04

г. Мичуринск

- р. Иловай (мост у Верхнего кордона)

 

28,5

2 часа

20

мин.

 

вело

 

веч.+12,ясно, Штиль

 

2

 

28.04

р. Иловай (мост)

- база отдыха на р. Воронеж близ с.

Горицы

 

47

4 часа

40

мин.

 

вело

утро+21,п/о, Ю 5м/с

веч.+15,яс., ЮВ 3м/с

 

3

 

29.04

 

б/о на р. Воронеж

- р. Двуречка

 

58,3

5 ча- сов 10

мин.

 

вело

утро+19,п/о, В 5м/с веч.+11,п/о, ЮВ

3м/с

 

4

 

30.04

р. Двуречка

- р. Воронеж у с. Карамышево

 

30,5

4 часа

40

мин.

 

вело

утро+12,Дождь В 3м/с

веч.+11,пасм. Штиль

 

5

 

01.05

р. Воронеж у с. Карамышево

- р. Боровица (ле- соуч. Куликов-

ский)

 

29

 

3 часа

40

мин.

 

вело

утро+15, туман,С 7м/с

веч.+13,п/о Гро- за, Ю 4м/с

 

6

 

02.05

р. Боровица

- д. Крутчик р. По- левая Излегоща

 

41

 

6 ча- сов

 

вело

утро+18,п/о, С 5м/с

веч.+13,п/о,Гроза

, Штиль

 

7

 

03.05

р. Полевая Изле- гоща

- с. Староживотин- ное

 

40,2

3 часа

45

мин.

 

вело

утро+15,ясно, С 5м/с

веч.+9,ясно, С 3м/с

 

8

 

04.05

с. Староживотин- ное

- г. Воронеж

 

26

 

3 часа

 

вело

утро+17,ясно, Ю 4м/с

веч. +12,ясно,ЮВ 3м/с

ИТОГО:

300

     


 

  1. Техническое описание маршрута

Первый день (27.04.2014)

Выезд из Воронежа. Прибытие в Мичуринск. Переезд на р. Иловай.

Ночлег на Иловае в районе моста у Верхнего кордона.

Пройдено за день – 28,5 км.

В том числе: по асфальту - 23,7 км, по песчаной грунтовой дороге - 4,8 км.

Чистое ходовое время – 2 часа 20 мин. Средняя скорость за день - 12,2 км/час

 

В связи с тем, что РЖД отменило основную массу дальних электричек, нам пришлось приспосабливаться к новому расписанию и выезжать из Воро- нежа на день раньше, тем самым смещая весь ранее запланированный график похода.

В 12.30 сели на воскресную электричку Воронеж-Мичуринск на плат- форме "Плехановская" (под виадуком), чтобы избежать толчеи и прохождения с велосипедами и рюкзаками через пункты досмотра на привокзальной пло- щади. Электричка отправляется отсюда практически пустая, поэтому была возможность спокойно разместить груз и велосипеды, привязав их за перед- ние колеса к багажным полкам в крайних купе.


Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

До Мичуринска доехали без проблем. Высадились на платформе Мичу- ринск Воронежский в начале пятого. Поезд здесь стоит не долго, поэтому вы- садку надо организовать заранее. Если много вещей, то лучше одновременно в несколько дверей.

Перевели велосипеды с платформы к вокзалу, по пути сфотографировав железнодорожный памятник.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

 

От вокзала асфальтовая дорога ведет вдоль ж/д полотна по ходу элек- трички к развязке на трассу Р204 (Мичуринск-Доброе). Доехав до развязки, зашли в магазин, где подкупили хлеба. Затем тронулись в путь по виадуку че- рез ж/д на сев.-зап. Сразу за виадуком справа еще один магазин, где докупили черного хлеба, которого не было в предыдущем магазине. Далее без остановок двинулись на выезд из города.

В скорости дорога становится менее оживленной, поскольку влево ухо- дит значительный поток машин на Доброе-Липецк. У поселка Зеленый Гай справа открывается вид на красивый зеленый пруд. У села поворачиваем на- лево по асфальту на Жидиловку. Отсюда трасса совсем спокойная.

В Жидиловке делаем примерно километровый радиальный выезд в сто- рону д. Гавриловка, где осматриваем симпатичную отреставрированную цер- ковь.


Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 55.996 E40 19.134).

Не далеко от церкви в колодце набираем воды, которая содержит до- вольно много мела.

Дальше продолжаем свой путь по асфальту по направлению с. Ранино. В конце села сворачиваем с асфальта на сильно песчаную лесную дорогу, ухо- дящую от шоссе под острым углом влево в сосновые посадки. На развилке оборудована небольшая беседка, где наскоро устраиваем небольшой перекус, прихваченными из дома колбасками с соком.

Лесная дорога вначале практически не проезжа, но дальше в лес песка становится меньше и на многих участках удается ехать.


Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

Поскольку время было уже половина восьмого вечера, решили остано- виться на ночлег, как только выехали к реке Иловай в районе деревянного моста у урочища Вехний кордон. Сам кордон мы не увидели, хотя ночью где- то не очень далеко лаяли собаки. Ровное место для 2-3 палаток можно найти перед мостом слева, отойдя от дороги метров на 50. Судя по тому, что колыш- ки палаток часто утыкались в щебенку, ранее здесь тоже проходила дорога.













 

(N52 56.818 E40 11.755).Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

Перед мостом справа на берегу хороший пойменный родничок с чистой питьевой водой.


Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 56.856 E40 11.780).

 

Второй день (28.04.2014)

р. Иловай (мост) - база отдыха на р. Воронеж близ с. Горицы Пройдено за день – 47 км,

В том числе: по асфальту 25 км

по лесным грунтовым дорогам и просекам 22 км Чистое ходовое время – 4 часа 40 мин.

Средняя скорость за день: по грунту - 8 км/час; по асфальту - 12 км/час

 

С утра стартуем примерно в 9.15, предварительно сфотографировавшись на живописном мосту через Иловай.


Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

Затем возвращаемся 200м от моста на основную дорогу и продолжаем путь на юг вдоль Иловая. Дорога преимущественно песчаная. Местами трудно проезжа. Кое-где удается объезжать песчаные колеи по обочине или менее на- езженным объездным дорогам.


Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

Через 1,5 км на пути довольно крупное поселение в лесу - Иловайское лесничество - бывший лесохимучасток, занимавшийся сбором и переработкой сосновой живицы на скипидар и канифоль. В поселке можно проехать только по пешеходным тропам, поскольку песчаные дороги разбиты окончательно.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

 

За поселком дорога лучше. Практически везде едем на велосипедах. Проезжаем детский лагерь (справа). Лагерь, по всей видимости, действующий, поскольку в нем ведутся подготовительные работы к летнему сезону. Посто- янно в лесу встречаются следы прежней деятельности лесохимучастка - под- сечки на старых деревьях, ржавые воронки-сборники живицы.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

 

Через 2 км правое ответвление от дороги к реке в месте, где раньше на- ходилась "Нижняя мельница". Сейчас от нее сохранился перекат на реке и большой полуразрушенный деревянный дом на берегу со следами былой кра- соты (резные наличники и фризы). Недалеко от дома на берегу реки есть род- ник, оборудованный в виде колодца. Вниз к роднику ведет заметная тропа. Вода прозрачная и приятная на вкус. По всей видимости, место пользуется популярностью у местных отдыхающих, поскольку на высоком берегу обору- дован столик и хватает бытового мусора.


Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областямОтчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 55.458 E40 11.557)

 

4 км двигаемся по дорогам и просекам лесного левобережья Иловая в стороне от реки. Практически везде дорога нормально проезжа. После этого вновь подъезжаем к реке. У реки небольшой родничок, к которому идет слабо заметная тропа. Вода в роднике вполне пригодная для питья.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 53.731 E40 10.801)

 

Через 1,7 км движения по проезжей грунтовой дороге вдоль реки подъ- езжаем еще к одному мосту через р. Иловай и пересекаем по нему реку. За мостом слева оборудованная площадка для отдыха.


Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 53.160 E40 09.928)

 

За мостом мы покидаем реку Иловай и двигаемся 2 км со средней ско- ростью 7-8 км/ч до поселка Ярковское лесничество. В поселке есть магазин- чик (N52 52.460 E40 08.904). По поселку дорога грейдерная, далее снова пе- сок, но можно ехать по обочинам. Через 3 км подъезжаем к новому мостику через ручей Чернава. Ручей довольно полноводный. Вода в нем рыжеватая, но чистая. За мостиком площадка для отдыха.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 53.130 E40 06.843).

Через 3 км от ручья в точке (N52 53.231 E40 04.708) устраиваем обед, устроившись за уютным столиком под молодой сосной. Готовим на газе суп.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

После 1,5 часового обеда и отдыха едем дальше, выбирая произвольно наиболее проезжие для велосипеда лесные дорожки, идущие в западном на- правлении. Через 2 км выезжаем сначала в пойму р. Воронеж, а затем и к не- большому деревянному мосту.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 52.910 E40 03.062).

Здесь мы покидаем гостеприимный Иловайский лес. Надо отметить, что пойма     реки     Иловай     является     Мичуринским      боброво-выхухоле- вым заказником, хотя никакой информации об этом на местах мы не обнару- жили, равно как и следов жизнедеятельности бобров (а тем более выхухолей), чего не скажешь о некоторых других лесных массивах по пути нашего следо- вания. Возможно теперь, когда бобр расселился по всей России, а выхухоль, скорее всего, совсем исчез из поймы Иловая, заказник утратил свое значение.

Из поймы реки Воронеж второстепенными улочками выбираемся в центр села Кривец на асфальт (N52 52.119 E40 02.489). Через километр пере- секаем довольно оживленное шоссе на Мичуринск-Доброе. В связи с тем, что из-за сокращения количества электричек мы решили ехать до Воронежа своим ходом, что существенно увеличило первоначальный километраж похода, то в с. Доброе решено было не заезжать. Поэтому мы пересекли шоссе и по менее оживленной хорошей асфальтовой дороге двинулись в направлении сел Бори- совка - Большой Хомутец. Удовольствия от езды по этой дороге мы получили не много, поскольку мешал довольно сильный встречно-боковой южный ветер и периодически проносящиеся мимо фуры.

Бориса не преминули сфотографировать на фоне его "родовой вотчи- ны")) - довольно крупного села справа от дороги.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

За Борисовкой, напротив села Липовка наблюдали неожиданный исход на дорогу двух верблюдов, каким-то образом оказавшихся на местной ферме. Вид у них, правда, был не очень презентабельный и подходить к ним близко никто не решился.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 49.787 E39 58.173)

За селом Б. Хомутец мы свернули направо в село Горицы, проехали по приличному асфальту все село до конца в западном направлении. В конце се- ла уперлись в забор какого-то новоиспеченного коттеджа, который перегоро- дил нам дорогу к реке Воронеж. Пришлось обойти его задворками по мало хоженой тропе и таким образом попасть на берег реки в районе старых турбаз и новых, огороженных бетонными заборами, фазенд местных олигархов.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

Берег здесь красивый: песчаный обрыв, покрытый сверху сосновым ле- сом, напоминает Кривоборье в миниатюре. Однако хороших туристских стоя- нок нет, поскольку кругом заборы и овраги, а внизу пляж и подтопленная реч- ная пойма.

Поскольку был уже восьмой час вечера, то решили лучшего места не искать. Заручившись разрешением сторожа местной турбазы, расположились с палатками прямо в районе ее пляжа. Благо, что подъезд к реке перегорожен метров за 150 бетонными столбами и на машинах сюда не проехать. К тому же погода была прохладная, да и будничный день. В итоге довольно спокойно, не считая болтовни пары рыбачек, переночевали прямо на берегу реки Воронеж.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 46.423 E39 46.875)

Но надо учесть, что летом здесь такой номер не пройдет, поскольку бу- дет полно отдыхающих.

Третий день (29.04.2014)

б/о на р. Воронеж - р. Двуречка Пройдено за день – 58,3 км,

В том числе: по асфальту 41 км

по лесным грунтовым дорогам, просекам и тропам - 17,3 км Чистое ходовое время – 5 часов 10 мин.

Средняя скорость за день: по грунту - 7,5 км/час; по асфальту - 14 км/час

 

В 9.20 тронулись со стоянки сначала обратно в сторону с. Горицы. Вы- брались на грунтовую дорогу в южном направлении, а затем в западном, по которой попали на лесной асфальт, ведущий от трассы к турбазам на обрыве. Дорога эта весной практически не используется. По ней двинулись на юг в сторону с. Капитанщино. Но в середине пути на развилке ушли на грунтовые просеки сначала в западном, затем в южном направлении, чтобы оптимизиро- вать свой путь и попасть на ручей Бусулук (по другим данным - ручей Семе- новский), проходы через пойму которого мы хотели обследовать. Через 2,5 км от ухода с асфальта выехали к крупному Липецкому детскому санаторию "Мечта", обозначенному на некоторых топографических картах как кордон Бутырский.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 43.592 E39 45.610)

 

Пересекли у санатория подходящую к нему асфальтовую дорогу и про- должили движение своим направлением мимо жилых построек санаторских работников. Постепенно улучшенная дорога кончилась и снова перешла в обычную лесную. Дойдя до ручья, лесная дорога повернула вдоль него на юго-восток и пошла вдоль края надпойменной террасы. Пойма ручья оказа- лась сплошь сильно заболоченной и никаких проходов через нее не оказалось. Мы вынуждены были двигаться вниз по ручью в сторону садовых кооперати- вов. Вскоре по краю сухой террасы начались первые садовые домики. Дорога вдоль них прерывалась и приходилось двигаться по слабым лесным тропам.

Наконец мы выбрались в сплошную садоводческую застройку. Начался ас- фальт. В середине кооператива на ручье создан красивый пруд, где можно от- дохнуть, а при необходимости в дальнем его углу даже и разбить лагерь.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 42.766 E39 46.329)

Из садов выехали на оживленную трассу, поскольку только по ней пред- ставлялась возможность пересечь болотистую пойму Бусулука. На выезде на трассу есть кафе и несколько магазинов (N52 42.895 E39 46.894).

По трассе проехали чуть больше 2 км и свернули вправо по направле- нию села Желтые Пески. Перед перекрестком пересекли границу Добровского и Грязинского районов Липецкой области. Сфоткались на память.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

Далее от перекрестка идет нормальный асфальт и движения по дороге почти нет, что особенно приятно. Попутный восточный ветер создал условия для рекордных скоростей. Прокатились со скоростью до 35 км/час.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

Проскочив на одном дыхании с. Желтые Пески, ушли на грунтовую до- рогу в пойму р. Воронеж и дальше двинулись вдоль кромки леса и поймы. До оз. Пронькино около 3 км дорога нормальная, далее до начала села Сселки около километра - труднопроезжий песок.

Озеро Пронькино не оправдало наших ожиданий на обед около него. Не смотря на то, что на берегу обустроены шалманы для отдыха, подхода к воде нигде нет. Все заросло тростником, а вода у берегов гнилая. Тем не менее, большие размеры озера и наличие лодок на берегу говорят о том, что здесь ловят рыбу.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 40.907 E39 42.583)

 

На въезде в село Сселки крутой песчаный бугор и недостроенные кот- теджи. Надо сразу выбираться на верх к крайним домам. От них и дальше на- чинается асфальтовая дорога.

В Сселках набрали в колонке воды, не удержались от остановки у весь- ма красивого действующего Михайло-Архангельского храма.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

N52 39.535 E39 43.779

От Сселок началась вынужденная "цивилизованная" часть нашего мар- шрута, поскольку нам предстояло теперь проехать огромное село Сселки, пе- ресечь по длинной дамбе в потоке машин Матырское водохранилище, далее пересечь сильно загруженное шоссе Липецк-Грязи и по сплошной населенке Липецкого левобережья (район Новолипецкого металлургического комбина- та) пробираться к лесному массиву Липецкого заказника. Это заняло у нас с привалами и обедами около 3 часов времени. За это время мы проехали 24 км по сильно оживленным шоссе, а где это было возможно, сворачивали на вто- ростепенные улицы населенных пунктов, идущие в нашем направлении. Под- робно описывать траекторию именно нашего движения на этом участке нет смысла. Где-то, как, например, на дамбе Матырского водохранилища, другие варианты дорог вовсе отсутствуют,

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 36.320 E39 41.973)

а где-то этих вариантов огромное количество, поэтому каждый может выбирать свой. По необходимости можно воспользоваться нашим треком или разработать свой. Можно лишь посоветовать, чтобы снизить опасность при движении по узкому и оживленному шоссе, идущему по дамбе, от плотины и далее около 2,5 км ехать по технологическому грейдеру, идущему вдоль пара- пета с "морской" стороны.

В точке пересечения нашего пути с Грязинским шоссе (N52 33.576 E39 43.608) есть магазин, где мы купили молока и свежих булок, чем и пообедали.

Здесь же есть пост ГАИ и пешеходный переход, которым из-за сильного пото- ка машин обязательно надо пользоваться. Отсюда же лучше всего делать ра- диальный выезд для осмотра центра Липецка, если вам это интересно. До цен- тра города на правом берегу Липецкого водохранилища на р. Воронеж отсюда не более 9 км. По пути к центральной площади справа будет и знаменитый Нижний парк с источниками Липецкой минеральной воды, и зоопарк, а на центральной площади - собор с краеведческим музеем. Мы же в Липецке бы- вали неоднократно, поэтому не стали предпринимать такую экскурсию в це- лях экономии времени.

Выбравшись, наконец, из населенки в точке (N52 30.848 E39 46.340) мы свернули по грунтовой дороге в густой лиственный лес Липецкого заказ- ника. Отъехав от цивилизации на достаточное расстояние, нарушили-таки ре- жим заказника и собрали немного медуницы на салат, которая тут растет в изобилии. Грунт в этих местах не песчаный, поэтому ехать по лесу - одно удовольствие (если нет сильных дождей).

В точке (N52 29.571 E39 45.401) пересекли оживленную трассу окруж- ной Липецкой автодороги. Наша грунтовочка удачно проскочила под ее высо- кой насыпью через высокий дренажный коллектор и пошла дальше через со- сновый лес в юго-западном направлении к селу Фащевка.

Мы уже готовы были встать на ночевку, но нужна была вода. Обозна- ченное на картах озеро Чистое (N52 29.243 E39 44.935) радости не принесло, поскольку сильно заросло, превратившись в заболоченную низину с открытой водой лишь посередине водоема. Пришлось въезжать и ехать через очень длинное (около 5 км) село Фащевка до речки Двуречка.

Не доезжая моста через Двуречку, свернули вправо в проулок между крайними домами с расчетом выехать по нему на лесную грунтовку, ведущую вниз по реке, и с нее вдоль берега поискать место для стоянки. По пути сняли интересный дом, напоминающий старинный барский флигель. История дома осталась не выясненной.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 27.523 E39 41.604)

Расчеты наши оправдались и примерно в километре от поворота с трас- сы, поблудив предварительно по приречным зарослям,

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

мы нашли приличное место для стоянки на лесном берегу маленькой, но чистой речушки Двуречка. Место нам так понравилось, что на следующий день мы решили сделать здесь полудневку (отдохнуть до обеда).

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

N52 27.363 E39 40.866

 

Четвертый день (30.04.2014)

р. Двуречка - р. Воронеж у с. Карамышево Пройдено за день – 30,5 км,

В том числе: по асфальту 19,5 км

по лесным и луговым грунтовым дорогам, просекам, тропам, в том числе труднопроходимым - 11км

Чистое ходовое время – 4 часов 40 мин.

Средняя скорость за день: по грунту - 3,5 км/час; по асфальту - 11 км/час

 

Желание утром отдохнуть мы осуществили, но отчасти не по своей во- ле, поскольку дождь, который давно собирался, судя по перистой облачности и переменным ветрам предыдущих дней, наконец-то этой ночью пролился и с утра явно чувствовалось, что вылился он еще не весь. Погода была пасмурная, с веток капало, возможности просушить палатки не было никакой.

С вечера приходил местный дедок из одноименной деревни Двуречки, который пас вдоль реки овец и случайно увидел палатки. На утро он принес нам пол ведра картошки и кочан капусты со своего огорода, хотя мы ничего не просили. Мелочь, но приятно. Дед рассказал, что впервые видит в этом

районе туристов, очень здраво побеседовал о политике и, не желая быть на- вязчивым, ушел.

Из-за погоды было принято решение искусственно здесь не задержи- ваться и после неспешного завтрака и сборов около 11 часов мы вновь вышли на маршрут.

Первым незначительным препятствием стала все та же река Двуречка, которую мы форсировали в резиновых сапогах прямо напротив места стоянки. Чуть ниже по течению был мостик из одного бревна с поручнями, но мы ре- шили, что переходить вброд будет проще и безопаснее. Мужские сапоги пре- одолели препятствие без проблем, а вот один укороченный женский сапог был зачерпнут.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

В д. Двуречке, не смотря на вновь усилившийся дождь, зашли в магазин подкупить продуктов. Магазин здесь большой, типа универсама (N52 27.030 E39 40.023). Есть практически все.

Далее без проблем миновав сухой сосновый бор к западу от д. Двуречка, поскольку прошедший дождь хорошо прибил песок, мы углубились в сильно заболоченный пойменный лес напротив хуторов Бахаев и Семиколенов. Не плохая дорога в южном направлении вывела нас к старой дамбе, слева от ко- торой раскинулось огромное озеро-болото.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 26.200 E39 35.659)

Дальше мы столкнулись с серьезным несоответствием дорожной ин- формации на различных картах с реальным состоянием лесной дорожной сети на местности. Пришлось порыскать наугад по лесу, чтобы в конечном итоге миновать все болота и попасть на дорогу, ведущую от хутора Семиколенова и деревни Ямань к санаторно-оздоровительным комплексам "Прометей" и "Су- хоборье", расположенным на левобережье р. Воронеж. А озер и болот здесь в лесу очень много и воды в них, особенно по весне, достаточно, так что напря- мую пройти совершенно не возможно. Не смотря ни на что большинство во- доемов весьма колоритны и эстетически очень привлекательны, если бы не непрекращающийся дождь, хотелось бы задержаться около них подольше.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 26.270 E39 35.013) (N52 26.153 E39 34.817)

 

Непосредственно перед выходом на дорогу пришлось преодолеть не- сколько довольно сложных локальных препятствий, связанных с дренажными канавами, заполненными водой, а также вездеходными колеями, наезженными трелевочниками при вывозе леса и превратившими и без того заболоченные участки в сплошную грязь и трясину.


Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 25.630 E39 35.689) (N52 25.446 E39 35.855)

 

Зато, выбравшись на дорогу, и немного отмывшись от грязи, мы полу- чили настоящее удовольствие от ровного асфальта в лесу, практически ли- шенного какого-либо движения. К этому добавилось еще и то, что постепенно прекратился дождь и по лесу разлились весенние запахи и птичье пение. В ре-

зультате участок дороги от Семиколенова до рыборазводного пруда в Ямани оказался, вероятно, одним из самых приятных во всем походе.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

 

Не доезжая пруда у лесного кордона (N52 23.802 E39 33.971) устроили обед. Воду для приготовления традиционного супчика раздобыли тут же на кордоне в колодце. Расположились довольно уютно прямо у дороги под гриб- ком с лавочками, кои в здешних лесах понастроены на каждом километре.

После небольшого отдыха двинулись дальше. Проехали большой пруд для платной спортивной рыбалки.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 23.439 E39 33.302)

 

От него на развилке свернули вправо и дальше все время следовали главной асфальтовой дорогой по направлению села Карамышево. На этом участке дорога тоже пустынна и ехать по ней - одно удовольствие. Немного задержались лишь однажды, чтобы посмотреть состояние родника, который громко именуется "освященным Ильинским". На деле же оказался довольно заурядный источник с малым дебетом в заболоченной пойме ручья с водой

сомнительного качества. Есть подозрение, что окончательно загубили родник тогда, когда вворотили в него глухое бетонное кольцо. Из примечательного здесь лишь беседка на террасе над родником.


Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областямОтчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 23.207 E39 31.476).

Проехав довольно длинное село Карамышево, съехали на грунт и мино- вав небольшой сосновый бор выехали в пойму р. Воронеж. Поскольку решили становиться на ночевку, то не стали сворачивать по дороге, идущей лесом по краю надпойменной террасы, а углубились в пойму вниз по течению. Вскоре обнаружили затон, как нам показалось искусственного происхождения?! А за затоном уютную беседку на берегу со столиком и лавками. Решили остано- виться прямо на берегу рядом с беседкой. Ветер и дождь к тому времени окончательно прекратились, а солнышко и легкий ветерок на закате способст- вовали просушке вещей и палаток после целого дня дождей.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 21.393 E39 25.481)

Вечером ужинали, мыли велосипеды, сушились и наблюдали красивый закат над рекой Воронеж.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

Пятый день (01.05.2014)

р. Воронеж у с. Карамышево - р. Боровица (лесоуч. Куликовский) Пройдено за день – 29 км,

Все 29 км по лесным и луговым грунтовым дорогам, просекам, тропам, в том числе труднопроходимым.

Чистое ходовое время – 3 часов 40 мин. Средняя скорость за день - 8 км/час.

С утра, несмотря на то, что в небе светило солнце, нас на берегу накрыл столь плотный туман, что о раннем выезде с просушенными палатками не могло быть и речи.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

Решили с выходом сильно не спешить, благо, что время в запасе у нас к тому времени уже было. В результате отчалили со стоянки в 9.40

Попробовали прорваться на дорогу непосредственно с места стоянки, но поняли, что луг от леса отделяет полоса болот. Пришлось вернуться назад до места съезда в пойму, чтобы продолжить путь по надпойменной дороге, иду- щей краем леса. По всему видно, что дорогой пользуются крайне редко, по- этому несколько раз пришлось обносить и объезжать завалы. В остальном эта лесная дорога весьма приятная.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

Через 3 км выехали к опушке леса. На этом месте на картах обозначена нежилая деревня Яковлевка. На самом деле в ней сейчас живет довольно мно- го людей, сосредоточенных вокруг местного фермера.

Наши попытки проехать и дальше за деревней вдоль кромки поймы привели к неудаче. Напрямую нет ни дорог, ни троп, лишь густые заросли кустарника, перерытые кабанами, да куча змей, греющихся на солнышке пря- мо на дороге. Пришлось возвратиться немного назад и слабо наезженными полевыми дорогами пробираться в сторону ЛЭП. Далее вдоль ЛЭП доехали снова до леса, по возможности забирая все время западнее, чтобы вернуться на свое генеральное направление. Это нам удалось без особого труда, по- скольку за полями по коренному лесу идут в нашем направлении довольно проторенные лесные дороги, совпадающие по направлению с мередианаль- ными просеками. Выбирая наиболее проезжие дороги, двинулись генераль- ным направлением на юг.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

В преддверии праздника 9 Мая решили посетить захоронение, обозна- ченное на подробных картах как братская могила (N52 18.043 E39 27.287), но поняли, что зря. Это оказалась какая-то безымянная могила явно более позд- него и непонятного происхождения. Вернулись на свою генеральную просеку и продолжили движение на юг.

Не доезжая речки Кривка, сначала обнаружили большую поляну, плотно заросшую первоцветом.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 16.898 E39 28.212).

Стараясь не нанести существенного вреда ареалу этого редкого в наших местах растения, собрали некоторое количество листьев на весенний салат. Почти сразу после этого встретили на пути косулю, а за ней на подъезде к бо- лотистой пойме речки Кривка большой выводок кабанов. Сначала увидели самку и пару годовалых подростков, а затем буквально из-под ног высыпался целый выводок (штук 10) полосатых совсем маленьких поросят. Чтобы сильно не нервировать родительницу, немного постояли, пока поросята не скрылись с матерью в чаще, затем продолжили путь к реке Кривка. Форсировали речку по полузатопленным бревнам в резиновых сапогах.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 16.701 E39 28.202)

За основным бродом, прежде чем выбраться в сухой лес, пришлось еще преодолеть участок довольно грязной поймы.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

Дальше без особых проблем пересекли по приличному мосту довольно полноводную речку Мещерка (N52 15.482 E39 28.626). Пойма ее в районе моста тоже изрядно заболочена.

На развилке дорог у указателя "Первомайский заказник" очередное обо- рудованное место отдыха, которым мы на время воспользовались.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 15.276 E39 28.620)

Здесь нас обогнали штук 7 квадроциклов. Не понятно, какое может быть удовольствие по такому красивому весеннему лесу носиться с диким ревом и такой бешеной скоростью, что не только не успеешь ничего рассмотреть, но и думаешь, вероятно, лишь о том, чтобы не снести головой какое-нибудь встречное дерево?! Тем не менее, и без того песчаную дорогу отсюда и даль- ше до села Боровое они разворошили капитально. Местами даже приходилось проводить велосипеды пешком. И это не смотря на прошедший накануне дождь.

На развилке (N52 13.276 E39 28.712) мы свернули с меридианальной просеки на запад, чтобы попасть к урочищу лесохимучасток Куликовский. Здесь сохранились остатки деревянных срубов и масса цветущих деревьев старого заброшенного сада.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 12.919 E39 27.383)

От урочища спустились вниз к речке Боровица. Здесь остатки старого моста, ниже - озеровидное расширение реки. Вопреки предположениям, ниже озера подпуживающей дамбы не оказалось, следовательно, это озеро, по всей

вероятности, является естественным плесом. Перед рекой большая красивая лесная поляна с массой цветущих деревьев, где мы и расположились на стоян- ку. Хотя времени было еще не много (15.30), мы решили сегодня дальше не ездить по нескольким причинам: во-первых, надвигалась довольно мощная грозовая туча, во-вторых, мы не знали куда дальше двигаться, поскольку мост через Боровицу был сильно разрушен и дорога за ним дальше вообще не про- сматривалась. Поэтому требовалась тщательная пешая разведка.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

Разведку провели после того, как установили палатки и спрятали в них вещи от возможной грозы. Разведка вниз по реке никакого результата не дала. Тогда мы с большой осторожностью перешли через старый мост. Оказалось, что сам мост еще достаточно крепкий, чтобы выдержать несколько взрослых человек с велосипедами, зато подъем на него и спуск весьма шатки. В связи с этим было решено переправлять вещи, выстроившись челноком, чтобы лиш- ний раз не рисковать, преодолевая спуск и подъем по шатким доскам.

Разведка за мостом показала, что от моста уходит дамба с остатками старой заросшей и заваленной деревьями дороги, которая через 500м перехо- дит в нормальную проезжую просеку. Во время разведки наблюдали много- численные следы жизнедеятельности бобровых семей - их тропы и хатки.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

Остатки дня посвятили общению с природой, профилактике велосипе- дов и приготовлению ужина с салатом из дикоросов.

Шестой день (02.05.2014)

р. Боровица - д. Крутчик (р. Полевая Излегоща) Пройдено за день – 41 км,

В том числе: по асфальту 14 км

по лесным, полевым и проселочным грунтовым дорогам, просекам, тропам, в том числе труднопроезжим - 27 км

Чистое ходовое время – 6 часов.

Средняя скорость за день: по грунту - 6 км/час; по асфальту - 10 км/час

 

Этот ходовой день начался в 9.10.

Как и планировалось, челноком и без приключений переправились через старый мостик,

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

затем так же не спеша преодолели заросший и заваленный участок за- брошенной дороги.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

В начале проезжей просеки переобулись из резиновых сапог и скинули лишнюю одежду, поскольку день обещал быть теплым и солнечным.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 12.358 E39 28.038)

Теперь наша задача была выбраться из леса в с. Савицкое и найти мага- зин, поскольку наши запасы продуктов подошли к концу. С этой целью мы двигались лесными дорогами, которые наиболее совпадали с нужным нам на- правлением и были проезжи для велосипеда. Поскольку с вечера снова накра- пывал дождь, то проблема песка в этот день (по крайней мере, на этом участке пути) не стояла. Почти везде нормально ехали.

О первых признаках близости жилья нас известила несанкционирован- ная свалка строительного мусора на опушке.

Обилие подобных свалок еще раз убеждает в том, что в тотальном за- грязнении природы виноваты не "проклятые туристы", а прежде всего мел- кие фирмочки, не желающие оплачивать утилизацию своего мусора, сами ме- стные жители, которые привыкли гадить под себя, а также многочислен- ные шашлычники и другие "культурно отдыхающие" на четырех колесах, имеющие физическую возможность привезти с собой массу мусора.

Ни один здравомыслящий турист, даже совсем не искушенный в делах экологии, не потащит с собой в поход лишний хлам, хотя бы из-за собствен- ной лени. Отсюда напрашивается вывод, что надо максимально преградить в леса путь любому автотранспорту. Шлагбаумы и поперечные рвы помогут мало и не на долго, а вот систематическая противопожарная опашка леса, произведенная не только по периметру лесных массивов, но и прямо по лес- ным дорогам отшибет желание по ним кататься не только на паркетных пузотерках, но и у самых отъявленных джипперов. При этом, обслуживаю- щий лес грузовой транспорт и трактора, при необходимости, смогут про- ехать. Кроме того, что особенно важно, для проведения таких природо- охранных работ не потребуется больших дополнительных ассигнований и расширения штата оплачиваемых охранников и контролеров.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 10.416 E39 25.136)

Тем не менее, до самого села, мы еще долго ехали по грунтовке вдоль молодого сосняка, не желая выезжать на асфальтовое шоссе, шум с которого было хорошо слышно слева от нашего хода. Наконец, лес кончился, и мы уперлись в сельское кладбище. Тут без вариантов пришлось выехать на шоссе.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 09.914 E39 23.884)

Перед въездом в Савицкое левый поворот на с. Излегоще. Поскольку мы изначально планировали проверить, существует ли реально прямая дорога с Излегощи на Нелжу, то решили в Савицкое не заезжать, а сразу поехать на Излегощу и там зайти в магазин. Так и сделали.

По пути узнали, что в данный момент в этом районе проходят большие соревнования джипперов.

После посещения двух магазинов (N52 07.176 E39 22.029) выехали на южную окраину с. Излегоща. Обнаружили здесь огромную территорию ста- рой дубравы, огороженную глухим забором. За забором вся почва изрыта ка- банами. Предположили, что эта территория используется как место подстав- ной охоты для богатеньких лентяев.

Никакого прохода через болотистую пойму р. Излегоща в обозначенном на карте месте не обнаружили. Сплошной полузатопленный кустарник без следов когда-либо существовавшей через него дороги. Продолжили поиски прохода вверх по реке Излегоща, тем более, что вдоль границы поймы вела вполне проезжая грунтовая дорога.

Вначале мы не придали значения соревнованиям джипперов, но после нам пришлось не раз столкнуться с некоторыми проблемами, которые проис- текали для нас от этих соревнований. Главная из них в том, что дистанция со- ревнований во многом совпала с теми дорогами, по которым проходил наш маршрут. Мало того, что время от времени приходилось уворачиваться от проносившихся с диким ревом и скоростью машин, так еще и дороги они пе- репахали своими вездеходными шинами как дети песочницу. А вечером и на следующее утро они носились по деревне Крутчик, дикий рев до полуночи разносился по лесам, чередуясь с залпами салюта и другими громкими прояв- лениями этой "ярмарки тщеславия". Кроме того, вообще непонятно, кто и на каком основании дал право ставить дистанцию этих соревнований на террито- рии особо охраняемого памятника природы Липецкой области "Пойма реки Излегоща". О том, как они взмесили эту заповедную территорию, думаю, объ- яснять не требуется.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 05.112 E39 22.209)

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 05.248 E39 22.651)

Осознав, что в районе с. Излегоща проезда через пойму реки нам не найти, а дальнейшее движение вдоль границы поймы представляет большую сложность и отнимет огромное количество времени, мы решили возвратиться назад до центра с. Излегоща, (ориентир - большая полуразрушенная церковь)

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 07.114 E39 22.137)

чтобы от нее полевой дорогой в восточном направлении выехать в рас- положенное выше по р. Излегоща с. Демшино, где обозначен на карте нор- мальный мост через речку. Дорога на Демшино - вначале грейдер (до кладби- ща), затем обильный песок (до карьера), после дорога поднимается на сле- дующую террасу р. Воронеж и идет вдоль лесопосадки на большинстве участ- ков нормально проезжая. Лишь местами она перепахана и на нее попадали за- сохшие после засухи 2010 года березы. Обозначенный на картах ручей - пра- вый приток Излегощи (N52 07.584 E39 25.405) уже давно (по всей видимости, с тех пор, как выше по течению построено водохранилище) не существует.

Перед Демшино дорога 4 км идет по красивому лесу вдоль поймы реки Излегоща. Все бы хорошо, если бы не взмешенная шинами песчаная дорога, и не носящиеся по лесу джипы.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 07.659 E39 28.025)

 

Хотели в точке (N52 07.195 E39 29.729) проверить состояние обозна- ченного на карте брода через Излегощу, но уходящие по этой дороге много- численные следы джипов и рев, доносящийся оттуда, отбили всю охоту это

делать. Даже если там и был нормальный брод, скорее всего его уже превра- тили в грязное месиво.

Наконец, в Демшино переезжаем мост, за мостом у закрытого магазина (N52 06.890 E39 30.924), поворачиваем направо по асфальту, набираем вкус- ной водички из колонки (справа) и продолжаем свой путь по направлению на восток в сторону д. Крутчик. В конце села асфальт кончается. Дальше лесная дорога. Песка не много, а местами даже обходим большие лужи.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

Перед бродом через р. Полевая Излегоща, (N52 05.879 E39 27.884) на противоположном берегу которой расположено село Крутчик, снова, как черт из табакерки, выскакивают из леса джипы. Брод превращен местными в бес- платный театр. Проносящиеся здесь машины поднимают такую волну, что на берег вылетает живая рыба.

На небе снова гремит и с северо-запада надвигается большая туча. Ре- шили не испытывать судьбу и быстренько организовать лагерь на правом бе- регу (противоположном от деревни) речки Полевая Излегоща выше по тече- нию от брода.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 05.848 E39 28.104)

Место красивое, рядом большие редкие сосны. Подход к воде нормаль- ный, вода в реке достаточно чистая, чтобы на ней готовить. Единственный серьезный недостаток - это большое количество клещей, окопавшихся в ры- жей прошлогодней траве, которая здесь в изобилии и активизировавшихся на исходе теплого дня. Клеши, правда, никого покусать не успели, но поймали их за вечер 4 штуки.

Ночью был дождь.

 

Седьмой день (03.05.2014)

р. Полевая Излегоща - с. Староживотинное Пройдено за день – 40,2 км,

В том числе: по асфальту 28,2 км;

по лесным и проселочным грунтовым дорогам, просекам, тропам, - 12 км Чистое ходовое время – 3 часа 45 мин.

Средняя скорость за день: по грунту - 6 км/час; по асфальту - 14 км/час

 

Вышли на маршрут в 9.00. Начали день с форсирования брода через р. Полевая Излегоща. Перешли в резиновых сапогах без проблем, приподнимая в наиболее глубоком месте велосипед с рюкзаком, чтобы не вымывать без особой необходимости из втулок смазку.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

 

В Крутчике справа от дороги в колодце набрали вкусной водички. Еще раз наблюдали, как по деревне с бешеной скоростью и подчеркнуто пофигист- ским выражением лиц промчались два джиппера. Возник вопрос: а что если бы в это время на дорогу вышел ребенок??? Господа! - это же обычная дерев- ня, а не трасса формулы-1!

Сразу за Крутчиком дорога уходит в лес. Вернее, тут много дорог, но все они преимущественно ведут в Нелжу или в противоположную сторону, поэтому сбиться с пути трудно. Несколько раз выбирали наиболее приемле- мую для езды на велосипедах дорогу из нескольких схожих. В конце концов,

определилась основная грунтовка, которая оказалась на редкость мало песча- ной и хорошо укатанной.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

Сюда джипперы уже не добрались, поскольку в точке (N52 04.473 E39 27.283) началась Воронежская область. Об этом нас известил наш навигатор Garmin и указатель границ нового охотхозяйства с воронежскими номерами телефонов.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

Через некоторое время Воронежская область встретила нас огромным массивом сгоревшего леса. Видно, что здесь были произведены новые посад- ки. Об этом свидетельствуют сотни коробок из-под саженцев, разбросанные по всему выгоревшему полю.

Перед Нелжей снова начинается чудом сохранившийся сосновый мас- сив. Въезжаем в воронежское село Нелжа практически напротив оригиналь- ной церкви. Впрочем, церковь-то обычная, вот только новая крыша, очень по- хожая на головной убор Донкихота Ламанческого вызвала у нас улыбку и лег- кое недоумение.

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N52 02.507 E39 23.080)

В скорости начался асфальт (N52 02.321 E39 22.962), который отсюда и далее сопровождал нас до самой Рамони.

Надо сказать откровенно, что участок дороги от Нелжи до Рамони нам был хорошо знаком, и поэтому мало интересен. По этой причине мы, никуда не сворачивая, очень быстро по хорошему асфальту доехали сначала до с. Ступино, затем до моста через р.Воронеж в районе Ивниц, поднялись в гору пешочком по обочине, чтобы не мешать рычащим за спиной грузовикам. От с. Ивницы проехали через Березово. На повороте перед Рамонью на объездную дорогу поехали прямо, чтобы попасть в центр пос. Рамонь и зайти в магазин "Магнит" купить свежих молочных продуктов. В этот день было решено обед не готовить, а устроить перекус молочком с булочкой.

От "Магнита" (N51 54.645 E39 19.858) пересекли автодорогу Рамонь- Воронеж, какое-то время двигались по пешеходной аллее вдоль шоссе, затем свернули на улицу Айдаровскую нового коттеджного мирорайона Рамони. По этой улице доехали до конца (до Айдаровского лога). Не без труда пересекли лог, поскольку подъемы и спуски по пешеходным тропам здесь весьма круты, а со стороны Рамони представляют собой бытовую свалку.

На другом склоне лога - на подъеме к селу Айдарово в сосенках решили пообедать. Вид отсюда со склона на лог очень живописный. В отличие от склона рамонских новостроек мусор здесь в овраг не выбрасывают.Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

Село Айдарово проехали до крайней южной точки без проблем и осо- бых эмоций. Миновав небольшой лесок, очутились в Староживотинном. Ста- роживотинное сейчас представляет собой небольшую старую деревеньку, ок- руженную со всех сторон массированной дачной и коттеджной застройкой. Впечатление, что прежних сельских жителей здесь практически не осталось.

Добрались до центра поселка, посмотрели реставрирующуюся церковь на берегу пруда, посидели у пруда, понаблюдали, как народ массово "отдыха- ет" на природе со столами, шашлыками, шампанским... Такое впечатление, что у людей нет дома, или их дома не кормят))).

Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

(N51 53.244 E39 16.372)

От центра Староживотинного также стали выбираться на юг в сторону ГАИшных садов. Южная часть Староживотинного - это сплошные дачные участки. Попытка найти в них воду увенчалась провалом, поскольку все нако- пительные баки стоят пустые и насосы не работают. Позже ребята ездили от стоянки за водой аж в родник, что в районе ул. Песчаная в центре поселка, примерно здесь. (N51 53.124 E39 16.217).

На ночевку остановились в лесу за селом метрах в 300 м от крайних са- довых участков по дороге на ГАИшные сады. Лес здесь хороший, со множе- ством пород деревьев трав и кустарников. Есть даже посадки настоящей ели.

На ужин, кроме всего прочего был суп со снытью и салат из медуницы.Отчёт о велосипедном туристском походе I категории сложности по Тамбовской, Липецкой и Воронежской областям

Не смотря на близость поселка, ночь была очень спокойной. С вечера мимо нас проехал лишь один заблудившийся велосипедист, да машинка типа Оки проехала в одну сторону (вглубь леса). Куда и зачем она туда поехала на ночь глядя со своим клиренсом в 10 см - совершенно непонятно.



 

Восьмой день (04.05.2014)

с. Староживотинное - г. Воронеж Пройдено за день – 26 км,

В том числе: по асфальту 14,5 км

по лесным и проселочным грунтовым дорогам и тропам 11,5 - км Чистое ходовое время – 3 часа

Средняя скорость за день: по грунту - 7 км/час; по асфальту - 12 км/час

 

Это день возвращения домой. Тронулись в путь в 9.30. Миновав краси- вый лес, мы въехали в сады за постом ГАИ. Проехали через все сады с севера на юг и выехали из них по главной дороге к трассе в районе поста ГАИ. (N51 50.939 E39 12.894).

Нам очень не хотелось под завязку смазывать впечатление о хорошем походе движением в шумном и вонючем автомобильном потоке по трассе М4 "Дон", поэтому мы решили ехать домой параллельно справа от шоссе, выби- рая для этого грунтовые дороги и тропы и совсем мало загруженные асфаль- товые дорожки. Поскольку сквозной дороги параллельно М4 нет, то нам при- шлось связывать различные разрозненные участки, периодически вовсе теряя дорогу, преодолевая склоны оврагов, и лесные перемычки, не имеющие даже пешеходных троп. Таким образом мы добрались до Студгородка на 9-м кило- метре. Отсюда каждый двинулся своим, наиболее удобным для него путем в сторону дома.

  1. Выводы и рекомендации.

Наше мнение, что данная нитка маршрута похода особенно хороша для тех, кто рассматривает велосипед как средство передвижения по тем дорогам и тропам, где слишком легко идти пешком, но почти не возможно ехать на других видах транспорта. Данный маршрут редко позволяет ощутить ветер в ушах на скоростных участках дорог, зато дает возможности насладиться пол- ным включением и приобщением к миру весенней природы с ее соловьиными трелями, запахами и тайными тропами диких животных.

Это поход для исследователей природы, а не велогонщиков. Главный вопрос в конце дня в этом походе не "сколько мы сегодня проехали?", а "что мы сегодня увидели?"

Тем не менее, для успешного преодоления данного маршрута и получе- ния от движения по нему удовольствия, а не раздражения, требуется отличное владение техникой, навыки фигурного вождения груженого рюкзаком велоси- педа, владение приемами преодоления разнообразных естественных препятст- вий, не покидая седла без последствий для здоровья как личного, так и своего велосипеда.

Сам велосипед должен быть нормально подготовлен, иметь достаточно широкие шины для прохождения по песку и широкий диапазон передач. Тре- буется достаточно мощный багажник, поскольку постоянная тряска и движе- ние по извилистой кривой способны раскачать даже самые мощные стойки и ослабить любой крепеж. По этой же причине необходимо хотя бы раз в пару дней протягивать весь основной крепеж и проверять отсутствие деформаций и повреждений узлов и механизмов во избежание их дальнейшего разрушения.

Цепь и другие трущиеся части должны быть хорошо смазаны и сверху насухо протерты до похода. Во время похода из-за налипания песка смазывать детали не рекомендуется. Также не рекомендуется пользоваться дисковыми тормозами из-за того, что в них набивается песок, в результате чего возрастает износ, появляются скрипы, снижается эффективность торможения.

Закупку продуктов можно производить частично дома, а частично в ма- газинах по пути следования. Это значительно экономит вес.

Оправдало себя комбинированное приготовление пищи: там, где воз- можно - на костре, а где не возможно - на газовых горелках. С собой брали две портативные газовые горелки (в основном на случай выхода одной из строя), а также 3 безрезьбовых дешевых баллона с газом с переходником. В результате половина баллона осталась. Кроме того брали легкую защитную стенку от ветра для горелок и портативный таганок для костра.

При путешествии в начале мая обращать особое внимание на змей и клещей. Первые мало подвижны и выползают на дороги, поэтому на них легко наступить или наехать, а вторые наоборот становятся в это время активными, часто заползают в палатки, цепляются к одежде. Необходимо как минимум два раза в день (утром и вечером) раздеваться и осматривать свое тело, вытря- хивать спальные мешки и внешнюю одежду.

Лекарства мы брали по минимуму. Поскольку в группе все люди были достаточно взрослые, то каждый имел те лекарства, которые ему необходимы по жизни, а кроме этого на группу брали пинцет для извлечения клещей, зе- ленку, бинт, пластырь. Более серьезные лекарства на маршруте не требуются, потому что всегда есть возможность доставить пострадавшего в ближайший мед. пункт для оказания первой помощи.

От дождя эффективнее всего подходит обычный полиэтиленовый плащ. Все остальные, так называемые, непромокаемые куртки все равно намокают при длительном дожде. Необходимо также взять или непромокаемую накидку на рюкзак, а лучше гермомешок для спальника и теплых вещей.

Как уже говорилось, сроки маршрута и сам маршрут пришлось немного изменить по сравнению с заявленным из-за резкого сокращения количества электричек на нужном направлении. В дальнейшем необходимо более внима- тельно анализировать расписание, поскольку кардинальное улучшение ситуа- ции с транспортом в ближайшее время вряд ли произойдет.

Разработка данного маршрута производилась, плюс ко всему сказанно- му, с целью создания банка эталонных спортивных и краеведческих турист- ских маршрутов по ЦЧР для работы с детьми. В этом плане видится целесооб- разным использовать отдельные участки маршрута в качестве автономных степенных пешеходных и велосипедных маршрутов как в спортивных целях, так и с целью изучения природы и истории родного края.

 

Отчет составил Е.А. Плешанов. Фото Е.А. Плешанова, Л.И. Шабановой, М.Л. Сучкова

Дневниковые записи М.Л. Сучкова

 

Источник : "http://poxod36.ru/" rel="nofollow"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию