17 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 2008
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV

Руководитель: Голубев А.А. (Калининград)

Автор: Роман Лебедев (Калининград)

Работы Романа Лебедева:

• Водный поход по Восточному Саяну: Билин-Бажен - Билин - Кызыл-Хем - Ка-Хем, 2010

Содержание

8.2. Краткая характеристика района путешествия
8.3. Характеристики р. Снежной
8.4. Дневник похода
8.5. Потенциально опасные участки препятствия (явления на маршруте)
8.6. Картографические материалы и координаты некоторых характерных точек на маршруте
9. Итоги похода и выводы
10. Дополнительные сведения о походе
10.1. Снаряжение в лагерь и на воду (общее на ВСЕХ)
10.2. Снаряжение в лагерь (личное на ОДНОГО)
10.3. Снаряжение катамаранное (общее на ДВОИХ)
10.4. Снаряжение катамаранное (личное на ОДНОГО)
10.5. Состав группового ремнабора

1.1. Проводящая организация

Россия. Калининградский областной союз туристов

1.2. Место проведения похода

Россия, Иркутская область и Республика Бурятия, район хребта Хамар-Дабан, река Снежная.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризмаК.с.Протяженность активной части похода, кмПродолжительность, днейСроки проведения
общаяходовых
ВодныйIV182282025.07.2008 – 22.08.2005

1.4. Подробная нитка маршрута

г. Калининград - г. Москва - ст. Слюдянка - мост через р. Хара-Мурин - р. Лангтуй - пер. Лангатуйские ворота - пер. Нухен-Дабан - р. Барун-Юнкуцук - пер. Байри - р. Снежная (сплав от устья р. Барун-Байри до оз. Байкал) - ст. Выдрино - ст. Слюдянка - г. Москва - г. Калининград.

1.5. Определяющие препятствия и факторы маршрута, опасные участки

Основной проблемой на маршруте являются частые дожди. На пешей части значительно снижается скорость движения и намного опаснее становятся обходы бомов по скользкой тропе, затрудняются броды из-за высокой воды в реках и ручьях. На водной части из-за чрезмерного водосбора за счёт осадков уровень воды в реке может подняться на метр и более, из-за чего сложность всех порогов значительно возрастает. Также опасными из-за паводка становятся шиверы с валами до 2-х метров. На всём протяжении пути отсутствуют населённые пункты, дороги и нет связи (кроме спутниковой), поэтому каждый шаг на земле и каждый гребок на воде должен быть осмысленным, а снаряжение должно соответствовать типу и категории сложности похода.

Наш поход задумывался не как спортивный, а больше как тренировочный, поэтому, от части, а может и от захлёбывающих эмоций от красот и сложности препятствий, не придали значения и как-то не подумали о записях на счёт технического описания порогов и шивер. По этой причине не привожу подробных описаний препятствий, а только в общих чертах. Да и конфигурация порогов в разную воду может в корне отличаться. Примерное описание всех основных препятствий можно почерпнуть из отчёта Бориса Карабина (2006 г), который делал отчёт на основе среднего, по их мнению, уровня воды в Снежной. Как проходили мы основные пороги в наш уровень воды (чуть ниже среднего) описано в таблице ниже. На маршруте имеется также достаточное количество "весёлых" троек и четверок, которые не дадут расслабится между именными порогами. Всё, что мы шли, было пройдены на неразгруженных катамаранах. Разведку производили всех препятствий, линия движения в которых не была явно видна с воды. Почти всегда это были опасные участки реки, которые начинались за резкими поворотами и обозначали о своём присутствии сильным шумом и брызгами, взлетающими на несколько метров над водой.

Вид препятствияК.с.Краткое описание препятствий, путь прохождения
Порог №13IVФлагманский опытнейший экипаж шёл по центру через основной слив и далее на высокой скорости по высоким валам под левым берегом с уходом от локальных бочек справа и от мощного прижима слева. Остальные прошли "неторопясь" под правым берегом с уходом от мощных бочек слева, которые расположены за большими глыбами, слегка покрытыми бурной водой.
Порог №29 «Калибр»VПод левым берегом был хороший, но не широкий проход по языку. В него точно попали два экипажа из трёх и прошли без проблем, оставив справа мощнейший пенный котёл. Борис и Роман немного не справились с управлением и влетели носом левой гондолы в скалу ЛБ и их развернуло прямо на уровне котла, но всё закончилось удачно и кормой вперёд они прошли конец порога, который представляет собой просто косичку пульсирующих относительно невысоких валов.
Порог №43 «Клык»IIIВ более низкую воду он представляет серьёзную опасность судам из–за острых подводных камней в русле и узких проходов по краям большой скалы, возвышающейся над водой и напоминающей клык волка. Она делит русло на 2 слива. В нашу воду острые камни были полностью залиты водой и это препятствие было пройдено сходу справа от клыка без проблем.
Порог №58 «Извилистый»VШли с заходом из под правого берега, предварительно миновав относительно небольшой слив с бочкой на правом повороте реки за 100 м до порога. После входа сразу резкий траверс влево через границу бочки и суводины за первой скалой, дабы не налететь или на вторую скалу, которая находится почти посередине реки, сразу за первой, на одном уровне, или не угодить в неприятный и очень опасный прижим под правым берегом с острыми камнями, торчащими из скалы, миновать которые было бы трудно по причине очень высокой скорости течения в том месте. Головной экипаж чуть–чуть не справился с запланированной линией движения и налетел на вторую скалу, сломав при этом весло, но на ровном киле вышел из порога. Остальные прошли чисто.
Порог № 59 «Мунгул– гольский»VIПо плану похода этот порог планировалось идти, но, увидев его, почти сразу приняли решение обнести. По узкой тропе ПБ перенесли рюкзаки, а суда провели по мелким разбоям вдоль ПБ до начала последней ступени. Дальше каты перенесли по скалам до стоянки перед выходной шиверой, которую прошли уже после обеда по воде. По отдельности каждая ступень в пороге кажется проходимой, но выдержать правильную линию движения из–за расположенных в шахматном порядке мощных пенных котлов на выходах с этих ступеней, чрезвычайно трудно, а невозможность установки полноценной страховки привело бы к нехорошим последствиям в случае оверкиля, который в этом пороге весьма вероятен.
Шивера–порог № 65VПорог состоит из трёх ступеней. В нашу воду хорошо просматривалась линия движения. Флагманский экипаж влоб на скорости взял первые 2 слива, а последний каскад был пройден аккуратно под скалой ЛБ, обойдя слева мощные пенные котлы на выходе. Остальные экипажи повторили траекторию на входе и на выходе, но допустили небольшую одинаковую ошибку в середине, пытаясь миновать косой слив, обойдя его под ЛБ, и налетели брюхом на большой обливник, которого с воды не видно, но кроме полной остановки и незапланированного телемарка, этот инцидент ни к чему плохому не привёл. Страховку ставили на сужении русла со скалы ЛБ после выхода с предпоследней ступени. На воде за последним сливом "дежурил" флагманский экипаж.
Шивера №76IIIЭто препятствие попало в таблицу после похода (оно находится сразу после устья р. Цаган–Гол) по причине оверкиля экипажа Бориса и Романа около скалы ЛБ. Осмотр с верха этой скалы (после удачных практических самоспасработ), показал, что здесь присутствует мощнейшая косая обратка под ЛБ, в которую, как в бетонную стенку, одной гондолой упёрся кат и его с лёгкостью положило через правый борт. Странно, но два других экипажа прошли эту шиверу без всяких проблем, но под ПБ.
Порог № 84 «Кит–Китский»IVЭтому порогу сначала не придали особого значения. Он находится сразу за устьем р. Кит–Кит на резком левом повороте. Для просмотра необходимо чалиться до ручья перед поворотом метров за 100–150 на любом из берегов, где будет удобно. Именно из–за такого его положения пришлось всем экипажам (согласно инструкции) чалиться перед ведущим, который, видя мощные брызги и резкий перепад высоты реки, оперативно затормозил и пристал к ЛБ прямо на струю. Второй экипаж, выскочив из–за поворота, также сделал такой манёвр, а для третьего места уже не хватило и в попытке зацепиться руками за катамаран, стоящий у берега, вырвало из упоров Сашу и в порог пошёл один Дима. В–принципе, в нашу воду это препятствие особой сложности нам не составило пройти, но одному эта задача не очень простая. Дима справился с ней на пять и хладнокровно и уверенно порог был пройден. Далее он был выловлен в суводине поспевшим на помощь Сашей при помощи спасконца. В нашу воду довольно чистый проход был по относительно невысоким валам немного левее центра.
Порог № 87, водопад «Хырмын–Дулю»VI, почти непроходимВодопад находится на крутом левом повороте после небольшого каньона с относительно спокойным течением. Когда–то с ПБ в реку упал огромный кусок скалы, перегородив реку, и вода проточила в ней за много лет 3 узких жёлоба, которые соединяются внизу. Основная вода идёт по левому и центральному, а в высокую воду "открывается" правый. Широченная тропа обноса длиной с километр начинается на ПБ с затончика после скального выступа, которая заканчивается метрах в 150 после "Слива". Т.е. за один приём обносятся водопад, пороги "Жаба", "Снежинка" и "Слив". Естественно, мы всё это обнесли.
Порог № 88 «Жаба»VIВ начале порога в русле лежат два огромных валуна, которые делят течение на три части. Левый камень в нашу воду был почти полностью покрыт водой, а правый, в которой бьёт с силой основная струя, очень сильно напоминает сидящую жабу, если посмотреть на него сзади, из–за чего порог и получил своё название.
Порог № 89 «Снежинка»VIНаверное своё название порог получил из–за цвета бушующей воды, белого, как у снежинки. На входе много больших, и не очень, камней, а на выходе из него русло реки сужается до нескольких метров и вся вода с грохотом обрушивается с 3–х метров, образуя огромный пенный котёл. Порог выглядит угрожающе, но по запискам, найденным на стоянке в конце тропы обноса, выяснилось, что есть опытные туристы, которые шли и весьма удачно эту связку ("Жаба", "Снежинка" и "Слив").
Порог № 90 «Слив»IVПорог расположен сразу после "Снежинки" и представляет собой довольно мощный косой слив, зажатый слева скалой берега, а справа двумя огромными валунами, лежащими в русле. Причем основная струя бьёт прямиком в тот камень, который лежит ближе к центру. Порог кажется вполне проходимым даже не совсем опытным экипажем, но река от водопада и дальше как минимум несколько километров течёт зажатая среди высоких скал и спустить суда вниз очень трудно. Даже в конце тропы обноса нам пришлось приложить немало усилий, что бы спустить наши катамараны вниз по верёвкам.
Порог № 99IVПорог находится перед "Красным" каньоном. На входе лежат две здоровые глыбы друг за другом, делящие русло на две протоки, по обоим сторонам имеют место быть довольно приличные бочки, но выход из правой через метров 15–20 упирается в огромный осколок скалы и попытка пройти этой протокой из–за высокой скорости воды может закончится навалом на эту скалу с нехорошими последствиями. Внутри порога много локальных бочек и валов. Мы шли вдоль ЛБ через левый слив. Все суда немного придержало во входной бочке, но далее особых проблем не было.
Шивера № 106IVПрепятствия в "Мрачном" каньоне просмотреть нет возможности и требуют от экипажей предельной собранности. Это еще одно препятствие, которое попало в эту таблицу после похода. Шивера находится на выходе из каньона и представляет собой неширокий проход между скалами с приличными локальными бочками, высокими валами и очень мощным прижимом под скалу ПБ, в который угодил катамаран Саши и Димы. В течении нескольких минут левую гондолу постепенно подсосало и затем судно перевернуло. Экипаж был готов к этому и уже через несколько минут грябал к берегу, сидя на кате верхом. Все остальные, немного ранее этого инцидента, прошли этот порог удачно по правому краю выходной бочки, но не без усилий, пытаясь уйти от этого прижима.
Порог № 112VПорог хорошо виден и опознаётся по длинному острову, поросшему деревьями и кустами, который делит русло реки на две протоки. В правой беспорядочная россыпь камней разного калибра, образующие на входе несколько мощных бочек, а на выходе непроходимый участок. Левую протоку не просматривали и головной экипаж пошёл по ней первым, так как знал, что она проходима (наш руководитель был на этой реке, правда, очень давно, и по отчётам ходят именно по ней). Заключительный участок порога представляет собой слив с мощным пенным котлом, но в нашу воду был проход по языку по правому краю слива. Левую протоку все прошли удачно, пришлось прилично поработать, чтобы обойти неприятные бочки и очень мощный прижим к стенке ЛБ на выходе. Вода от слияния проток также сильно тянет на лево, поэтому необходимо сильно поработать, чтобы не угодить в финальный слив. Хорошим ориентиром является небольшой осколок скалы, торчащий справа от слива. Как раз между этим осколком и сливом было расстояние около трёх метров. В этот коридор все попали без особых проблем.

1.6. Ф.И.О., адрес, телефон руководителя группы

Голубев Андрей Алексеевич, г. Калининград, ул. Галицкого д.23 кв.7, т.м. 8-4012-77-68-50

1.7. Адрес хранения отчета

Отчет в печатном виде хранится у руководителя группы. Фотовидеоматериалы и смонтированный фильм присутствуют у всех участников похода. Почта для контакта:ntikom@westrussia.ru, ICQ:152911147

1.8. Поход рассмотрен

Калининградский областной союз туристов, шифр 139-00-32443000

1.9. Состав группы

Фамилия Имя ОтчествоГ.р.ОпытОбязанности в группе
1Голубев Андрей Алексеевич1957Восточные Саяны: р.Китой – р.Онот V–р (кат), 2007 гкапитан, руководитель, левый борт, катамаран №1
2Кропачёв Андрей Аркадьевич1966Кавказ: р. Пшеха III–у (кат), 1985 гматрос, ремонтник, рыбак, правый борт, катамаран №1
3Дерягин Александр Михайлович1957Восточные Саяны: р. Урик IV–у (кат), 1989 гкапитан, оператор, рыбак, правый борт, катамаран №2
4Хмелюк Дмитрий Викторович1979Кольский п–ов: р.Умба, II–у (кат), 2006 г. Карелия: р. Кереть II–у, 2004 гматрос, рыбак, левый борт, катамаран №2
5Лапян Борис Болеславович1963Кольский п–ов: р.Умба – Белое море, II–у (кат), 2006 г. Кольский п–ов: р.Умба – Белое море – р.Колвица, III–у (кат), 2007 гкапитан, медик, рыбак, правый борт, катамаран №3
6Лебедев Роман Валерьевич1975Кольский п–ов: р.Умба – Белое море, II–у (кат), 2006 г. Кольский п–ов: р.Умба – Белое море – р.Колвица, III–у (кат), 2007 гматрос, завхоз, оператор, рыбак, левый борт, катамаран №3

2. Цели и задачи похода, выбор основного и запасных вариантов

Поход в район хребтов Хамар-Дабана был задуман очень давно, но осуществлён только в 2008 году в связи с подбором группы, члены которой почти не имели опыта сложных походов, особенно с пешкой, и очень желали посетить Прибайкалье. Основными целями похода было знакомство с новым районом, а также получение опыта по тактике и технике преодоления сложных препятствий на суше и воде. Руководителем похода был человек, который почти 20 лет назад уже проходил по этому маршруту и не раз возглавлял в походах V категории сложности. Остальные имели опыт не выше III. Все участники из Калининграда и постоянно общаются между собой и участвуют в местных мероприятиях по водному туризму (Водное ралли и ТВТ на катамаранах и байдарках). Несколько месяцев определялись с выбором маршрута средней сложности - не выше IV категории с элементами V, с пешей частью относительно небольшой длины и трудности. В итоге, опираясь на опыт руководителя, было решено выбрать маршрут по реке Снежная. Река очень интересная и имеет важную особенность: сложность препятствий на ней нарастают постепенно и есть возможность "привыкнуть" к воде. Относительно непростая пешая часть, позволившая проверить готовность туристов к подобного рода походам, необыкновенная красота этого края и рассказы нашего путеводца почти не оставили нам другого выбора. Эта река одна из немногих, которая не всегда "пускает" к себе, кто осмелится дойти до нее пешком, но те, кому посчастливилось на ней побывать, не раз туда возвращаются. Запасные маршруты не разрабатывали, из-за Литовских виз и купленных билетов туда и обратно на конкретное число. И сконцентрировались над тщательной подготовкой именно этого варианта, особенно над его пешей частью.

3. Варианты подъезда и отъезда

Подъезды. Добраться к началу водной части маршрута по Снежной можно тремя способами.

Первый путь начинается в г. Слюдянке и ведет через перевал Чертовы Ворота, вдоль р. Спусковой, затем вдоль реки Шубутуй, мимо оз. Патового, вдоль реки Субутуй и, в конце концов, выводит к верховьям Снежной. Длина пешей части маршрута в этом случае составляет от 85 до 95 км, в зависимости от точки начала сплава, определяемой уровнем воды в Снежной и ее притоке Субутуе. Доехать до Слюдянки достаточно просто, поскольку здесь останавливаются все дальние поезда, следующие по Транссибу, а также местные поезда, курсирующие на участке между Иркутском и Улан-Удэ. Ближайший аэропорт находится в Иркутске.

Второй путь начинается в пос. Мурино, который находится на южном берегу Байкала, примерно в 70 км к востоку от Слюдянки. Добраться сюда можно на электричках и местных поездах (остановка - ст. Мурино) или автотранспортом - из Слюдянки. Маршрут начинается у автодорожного моста через реку Хара-Мурин. Здесь тропа идет вверх по правому берегу Хара-Мурина, затем вдоль его правого притока Лангатуя до самых его истоков. Далее, через перевалы Лангатуйские Ворота, Нухен-Дабан, Байри и Байри-2, тропа выходит к Снежной, рядом с устьем ее левого притока - р. Зун-Байри и кордоном Байри, стоящим здесь же. Длина пешей части в этом случае составляет чуть больше 80 км.

Третий путь ведет к Снежной с юга. В этом случае следует на поезде добраться до г. Улан-Удэ, далее на автобусе или машине до пос. Баянгол, затем на тракторах или с вьючными лошадями до летнего стана на реке Мозяйка и далее пешком, через перевал Берхе-Дабан примерно 20- 22 км до р. Снежная. Тропа выходит к реке примерно на 50- 55 км выше кордона Байри. Третий путь имеет наименьшую длину пешей части, но движение по нему требует предварительных договоренностей с местными жителями, а также связано с несколькими пересадками, что при подъездах с Запада в конечном итоге почти не дает выигрыша во времени. К тому же при выборе этого варианта маршрут проходит вдали от красивых обзорных точек и интересных природных объектов, таких как пик Черского, водопады на р. Подкомарной (первый вариант), перевалов Лангатуйские Ворота и Байри-2 (второй вариант).

Нами был выбран второй вариант подходов к реке, который был известен и опробован нашим руководителем, хотя и очень давно. В Слюдянке буквально за пять минут можно дойти от вокзала до Байкала. Также, недалеко находится и пункт МЧС, где мы встали на учет. Телефон 23-8-80, код Слюдянки 395-44. Добраться до него от вокзала несложно: нужно выйти на железнодорожные пути и идти от вокзала в направлении города Иркутска (на запад). Перейдя через ж/д мост, надо сразу свернуть направо и пойти по левому берегу реки Слюдянки в сторону Байкала, к железному ангару за оградой с воротами, который виден уже от моста. В деревянном доме рядом с этим ангаром они и располагается. На ограде рядом с воротами есть соответствующая вывеска. Дежурный находится в МЧС круглосуточно.

Отъезды. Окончить водную часть маршрута можно несколькими способами.

Первый, самый простой: дойти до железнодорожного моста через Снежную в пределах поселка Выдрино и на удобной травяной полочке правого берега перед мостом можно разобраться, просушиться и упаковаться. Отсюда до железнодорожной станции Выдрино примерно километр. Идти туда надо сначала по асфальтовой дороге, расположенной в 50 метрах от поляны, и на правом ее повороте пойти прямо по грунтовке между домами. Эта дорога выходит прямо к перрону. Здесь останавливается местный поезд, на котором можно уехать в Слюдянку. Поезда дальнего следования здесь не останавливаются.

Второй, которым воспользовались мы: выйти в озеро Байкал, предварительно договорившись с местным водителем о выброске до Слюдянки, которого несложно там "поймать", пройти с километр вправо от устья до скалистых берегов или до местного пляжа, и там устроить антистапель. Там много мест для ночёвки, но нет дров и есть вероятность стать жертвами местных воров.

4. Аварийные выходы с маршрута

Выбранный нами маршрут проходит в основном по ненаселенной местности, поэтому возможности аварийно покинуть его весьма ограничены. На пешей части в случае аварийной ситуации можно вернуться назад по пути следования пешком или сплавиться по Лангатую, но только от средней его части. В верховьях много непроходимых порогов водопадного типа. Уйти пешком можно и на участке от кордона Байри до устья ручья Кит-Кит, где, судя по описаниям, есть охотничьи тропы по берегам реки. Поднимаясь вверх по ручью Кит-Кит и по реке Кит-Кит, можно попасть в долину р. Темник и по ней выйти к людям, если путь вниз по Снежной окажется по каким-то причинам невозможен. Вообще-то, Темник находится на территории заповедника, но в аварийной ситуации такой маршрут можно считать допустимым. Однако это достаточно тяжелый и длинный путь, который может занять несколько дней, причем возможно - в весьма неблагоприятных погодных условиях. Выход со среднего течения Снежной возможен только вниз по реке, ввиду отсутствия береговых троп. Берега реки и борта долины здесь зачастую круты и скалисты. В прибрежной зоне, в тайге нередки большие участки кедрового стланика и карликовой березы. Такой характер река сохраняет до устья левого притока Ара-Буректай. Вдоль Ара-Буректая идет тропа, которая в конечном итоге выводит к перевалу Лангатуйские Ворота. Через него можно попасть в Мурино. Также, ниже Ара-Буректая, появляется возможность двигаться и по берегам Снежной, хотя здесь река течет через два не очень длинных каньона. От устья правого притока Снежной - реки Селенгинки - движение по берегам возможно без всяких проблем. Это уже часто посещаемые и обитаемые места. Обобщая все приведенные сведения, необходимо подчеркнуть, что туристам, собравшимся на маршрут по Снежной, в основном следует рассчитывать только на собственные силы. Несмотря на кажущуюся относительную техническую несложность и небольшую протяженность, маршрут может представлять серьезную угрозу для здоровья и жизни именно вследствие невозможности быстрой эвакуации с него практически на всем протяжении. Поэтому даже небольшая авария или травма могут здесь иметь самые серьезные последствия.

5. Изменения маршрута и их причины

Поход прошёл почти по плану, не считая отставания от графика движения в его пешей части, которое ликвидировалось в первые дни на воде. Места ночёвок изменились от намеченных по причине незнания реальных мест стоянок и от невозможности предсказать время на прохождение препятствий. Уровень воды в реке был в пределах чуть ниже среднего в момент начала водной части похода и это позволило пройти все препятствия на воде, которые планировались, за исключением Мунгулгольского каскада, который был частично обнесён, как, впрочем, и водопад, пороги "Жаба", "Снежинка" и "Слив". Серьёзных происшествий, за исключением двух удачно закончившихся оверкилей, во время сплава не было и хватило времени на радиалочку к Соболиным озёрам, которая тоже была запланирована. Выброска (место и время) с маршрута также прошла по намеченному плану, за исключением вида транспорта.

6. Организация похода, обеспечение безопасности

Данный маршрут был выбран в качестве первого технически сложного похода для большей части нашей группы, поскольку давно известен, хорошо описан, имеет простые пути подъезда-отъезда. Пешая часть маршрута достаточно тяжела, но технически несложна. Предполагался состав группы из шести или восьми человек и трёх-четырёх лёгких катамаранов двоек в качестве средств сплава. Немаловажным считалось и то обстоятельство, что сложность препятствий на этом маршруте нарастает постепенно, что очень удобно для обучения. Судя по отчетам, все препятствия маршрута локальные и большинство из них не опасны для жизни. К факторам, усложняющим маршрут, следует отнести то, что при изменении уровня воды, подавляющее большинство препятствий на маршруте меняют не только свою сложность, но и свой вид. Максимальная сложность большинства препятствий не превышает V, хотя в большую воду некоторые пороги могут быть и сложнее. В то же время, возможность просмотра и обноса любого препятствия сохраняется при любом уровне воды. Это сочетание факторов дает возможность (при правильной организации похода) пройти маршрут даже группе, имеющей в своем составе не очень опытных участников.

Непосредственная подготовка к походу началась примерно за три месяца до его начала. Был проведен подбор участников, распределены обязанности в группе, определен необходимый объем закупок провизии, билетов и так далее. За несколько дней до поезда, когда уже были куплены билеты на 8 человек, у одного появились проблемы и группа сократилась до 7. В связи с проблемой покупки билетов (на замену), к сожалению, один экипаж распался и нас осталось 6 человек. Все участники активно физически готовились к пешей части. Была тщательнейшим образом продумана раскладка снаряжения и продуктов, чтобы свести к минимуму максимальный выходной вес рюкзаков. Катамараны двойки очень простой конструкции были дважды опробованы на реках Кольского полуострова и показали себя с лучшей стороны (очень малый вес и хорошая прочность), что, с ощущением у участников в себе хорошей физической формы, вселяло в нас уверенность в удачном завершении похода.

В интернете были найдены подробные топографические карты района проведения похода, а также очень хорошие карты для навигаторов GARMIN, что также прибавило уверенности. А наличие полной лоции реки с графическим расположением и техническим описанием всех препятствий, которые были "забиты" в спутниковый всепогодный навигатор, позволило нам в походе быть всегда в курсе нашего местоположения как на пешке, так и на реке относительно всех сложных участков. Плюс: навигатор очень помог в будущем составить реальную подробную нитку маршрута.

В качестве средств сплава, как было сказано выше, выбраны три одинаковых катамарана-двойки, имевшие минимальный вес в пересчёте на одного участника, а также имевшие хорошие показатели управляемости в сложных местах, что немало важно в данной ситуации. Пробивные качества и ходкость этих судов не самые лучшие, но мы и не планировали "лезть" в опасные бочки и котлы, а полагались на их высокую маневренность, лёгкость и прочность. Технические характеристики и внешний вид судов приведены в таблице ниже.

Тип суднаКатамаран RB–2K (куплен на www.qrshop.ru)
Число штатных членов экипажа2
Тип обводов баллонов катамаранацилиндрические, заострённые с обоих сторон
Габаритная длина баллона, м3,7
Наибольший диаметр баллона, м0,5
Материал внутренних баллоновкапрон
Материал внешних баллоновПХВ
Полное водоизмещение одного баллона, л600
Тип рамы, соединения элементов рамыплоская (прямые стержни), на вязках из ПХВ трубок диаметром 15 мм
Длина, ширина рамы, м3 x1,9 (4 поперечины и 1 диагональ)
Тип посадки гребцовКоленная на надувных седушках в самодельных упорах
Расположение багажа на суднеПосередине рамы в рюкзаках
Вес баллонов и всех веревок для сборки, кг14
Вес переносимых деталей для одного весла, кг1 (неразборное весло типа «Тритон»)

В начале похода было решено на воде идти вместе, друг от друга отставая не более чем на 100-150 метров. Флагманский катамаран (№1), как самый опытный, должен был идти впереди и при малейших признаках опасности, по команде, все должны были чалиться перед ним, плюс обязательная страховка на всех сложных участках, что позволило нам сэкономить на весе дополнительного снаряжения (запасное вёсло только одно на 1-м катамаране и запасная алюминиевая лопасть на втором (бралась больше для банных работ). Ремнабор был общий на втором катамаране. Аптечка была скомплектована при консультации профессионального врача и имела минимальный вес. У каждого в гермомешке был комплек из нескольки зажигалок и кусочков оргстекла для розжига костра при неблагоприятных погодных условиях. Продукты были распределены равномерно по всем участникам в суточных мешках (завтрак, обед, ужин) на все дни похода (минус 1). Из опыта предыдущих походов, всегда остаются продукты вследствие использования "подножного" корма (рыба, грибы, ягоды), которых на этом маршруте ожидалось в достаточном количестве, а нести на себе лишний вес не хотелось. Присутствие в команде почти "профессиональных" рыбаков придавало уверенности в том, что поход не будет голодным. Палатки, продукты, топоры, варочная и личная посуда, были распределены равномерно по всем участникам. У каждого имелся комплект карт, схем и описаний на весь маршрут, компасы. Все участники были снабжены полным комплектом страховочного и спасательного снаряжения: спасжилеты с ножами-стропорезами и встроенными обвязками, каски, гидроштаны (неопреновые брюки для похудания) и защитные костюмы поверх них. В качестве основных методов страховки предполагалась взаимная страховка с воды одним судном другого, поскольку береговая страховка на широкой реке, да еще при малочисленной группе неэффективна. Тем не менее, были взяты также и "морковки". Основным их назначением предполагалась подача спасконца со страхующего судна отдельно плывущему человеку или экипажу аварийного судна, находящемуся на нем, а также, разумеется, подача конца с берега на судно. На маршруте все члены группы соблюдали повышенные меры безопасности. Все препятствия с неочевидной линией движения просматривались с берега и линия движения обсуждалась со всеми экипажами. Преодоление препятствий сходу всегда осуществлялось со взаимной страховкой одного судна другим. Во время сплава, а также просмотра и фотографирования прохождения, все участники постоянно находились в спасжилетах и застегнутых касках. Суда во время сплава всегда находились в пределах видимости друг друга. Весь этот комплекс мероприятий позволил всем участникам преодолеть выбранный маршрут. Без пары оверкилей не обошлось в следствии кратковременной расслабленности на воде, что дало огромный урок и отличный опыт спасработ в реальных условиях. Кроме потерянного снаряжения, всё прошло нормально. Все неудачные маневры на реке, кроме описанных 2-х оверкилей, закончились лишь поправкой вязок. Рамы из толстой лиственницы и прочная "шкура" катамаранов ниразу не пострадали.

7. Графики движения

7.1. Запланированный график движения

ДатыУчасток путиПротяжен-ность, кмСпособ передвиженияОпределяющие препятствия
25–26 июляг. Калининград – г. Москвапоезд
26–30 июляг. Москва – ст. Слюдянкапоезд
30 июляст. Слюдянка – пос. Муринопоезд
30 июляпос. Мурино – Устье р. Голая~20пешкомБомы и броды
31 июляУстье р. Голая – р. Нитяная~14пешкомБомы и броды
01 августар. Нитяная – верховья р. Ланкатуй~17пешкомБомы, броды, подъём к перевалу «Лангатуйские Ворота»
02 августаВерховья р. Лангатуй – руч. Барун–Юнкуцук~20пешкомПеревал «Лангатуйские Ворота», перевал «Нухен–Дабан»
03 августаруч. Барун–Юнкуцук – пос. Байри, р. Снежная~21пешкомброд через р. Барун–Юнкуцук, перевал «Байри», спуск к р. Снежная (пос. Байри)
04 августаСтапель
05 августаСтапель
06 августапос. Байри, р. Снежная – р. Орто–Оглок~14средства сплаваПреп. №№ 01–08
07 августар. Орто–Оглок – р. Малый Митрич~12средства сплаваПреп. № 09
08 августар. Малый Митрич – руч. Кит–Кит~15средства сплаваПреп. №№ 10–28
09 августаДнёвка
10 августаруч. Кит–Кит – руч. Хамар–Жалга~9средства сплаваПреп. №№ 29 «Калибр», 30–42, 43 «Клык», 44, 45, 46 «Пелота», 47,48
11 августаруч. Хамар–Жалга – р. Мунгул–Гол~6средства сплаваПреп. №№ 49–57, 58 «Извилистый», 59 «Мунгулгольский»
12 августар. Мунгул–Гол – р. Кит–Кит~14средства сплаваПреп. №№ 60–83
13 августаДнёвка
14 августар. Кит–Кит – Водопад, «Жаба», «Снежинка»~5средства сплаваПреп. №№ 84–86. Обнос: 87 водопад «Хырмын Дулю», 88 «Жаба», 89 «Снежинка», 90 «Слив»
15 августапр. №91 – р. Ченнушка~12средства сплаваПреп. №№ 91–107
16 августар. Чернушка – р. Селенгинка~8средства сплаваПреп. №№ 108–111, 112 «Серая ямка», 113,114
17 августар. Селенгинка – ст. Выдрино~15средства сплава

ст. Слюдянка — р. Хара–Мурин

00ч 40 мин

На микроавтобусе

Микрик наняли на автовокзале за 1300 руб.

Начало тропы — Стоянка №01

05ч 35 мин

Пешком. Тропа хорошая, ровная и широкая, местами встречаются болота и ручьи

днём солнечно и тепло, как и ночью, нет комаров и мошки.

Шли по верхней тропе, с непривычки не быстро. На ночёвку встали в 50 м от слияния верхней и нижней тропы на берегу Лангатуя.

Стоянка №01 — Стоянка №02

5,5

10ч 25 мин

Пешком. Начались бомы. Тропа сухая, узкая, и сильно петляет вверх–вниз, влево–вправо, огибая скалистые выступы и заросли кедрового стланника.

Снова солнечно и местами жарко,

Брёвна через речку, где тропа переходит на ЛБ смыло паводком, строили кат для переправы. Обедали сразу за переправой на скалистой террасе. С трудом взяли 1–й бом. Потом уже нашли обход снизу по воде. Андрей Кропачёв надорвал коленные суставы, разгружаем и помогаем как можем. Идётся тяжело, пот льёт ручьём. На ночлег встали у устья речки Голой. Вечером разговаривали разговоры с местным охотником.

Стоянка №02 — Стоянка №03

09ч 00 мин

Пешком, постояные бомы и броды.

Ночью и днём ясно и тепло.

С утра из–за живого огромного камня с 5 метров вниз в реку упал с тропы Роман, побился "немного", а летящий следом этот кирбульник раздавил фотокамеру в герметике, видеокамера выжила, лежавшая там же. Сильно утомляли бомы. Обходные броды тяжелы, но на них сил тратилось гораздо меньше, чем на опасных подъёмах вверх и не менее рискованных спусках вниз. Хорошо, что не было дождя. На ночлег без сил остановились в могучем кедровом лесу в 5 км от Нитяной.

Стоянка №03 — Стоянка №04

5,5

08ч 00 мин

Пешком, снова бомы и броды

С утра сухо, после обеда пошёл сильный дождь с грозой, но всё равно было довольно тепло.

К обеду с трудом одолели последние бомы. За 1,5 км до Нитяной тропа потерялась в разбоях и болоте. После них она стала почти сухой и довольно широкой, шлось хорошо, пока не пошёл ливень. Заночевали у устья Нитяной.

Стоянка №04 — Стоянка №05

04ч 50 мин

Пешком. Переправа через Лангатуй на ПБ

Ночью лил дождь, утром он дал нам "окно" собраться, но весь день поливал почти не останавливаясь. Стало немного прохладнее.

Из–за дождя и прошедшего паводка не нашли переправу на ПБ и очень долго блудили по ЛБ по звериным тропам, крутым берегам и оврагам. Тропу нашли, перебродив реку где получилось и поднявшись вверх по склону. Из–за постоянного дождя, стали лагерем просушиться и переночевать у брода через устье р. Бильчир.

Стоянка №05 — Стоянка №06

09ч 10 мин

Пешком. Подъём к перевалу "Лангатуйские ворота"

С утра покапало, дальше только солнечно и тепло

Организм привык к нагрузкам. Шли относительно бодро, не смотря на затяжной подъём и небольшие верховые болота. Ночевали в 3,5 километрах от "Ворот" около 2–х небольших ручьёв под могучим кедром.

Стоянка №06 — Стоянка №07

10ч 15 мин

Пешком, перевал "Лангатуйские ворота"

С утра была погода ясная, солнечная и тёплая. После обеда пошёл мелкий, но пробивающий насквозь, дождь, котрорй не останавливался весь день.

Довольно резво поднялись на перевал. В долине насобирали "Золотого корня". Отчётливо просматривался Игуминовский тракт, местами даже были видны старые бревенчатые гати на болотистых участках. В истоке р. Ара–Буректай, а именно в озере, перед перевалом Нухен–Дабан обловились хариуса, где и ночевали прямо на тропе под шум дождя по тенту.

Стоянка №07 — Стоянка №08

15,5

10ч 20 мин

Пешком. Брод через р. Барун– Юнкуцук, перевал Байри и Байри–2, спуск к Снежной

Всю ночь лил дождь как, впрочем, и всё утро, день и вечер. Стало довольно прохладно.

До р. Барун Юнкуцук шлось легко. Дальше вдоль ее ЛБ по верхней тропе до старой вездеходной дороги и далее по едва заметной тропе вниз к реке – никаких проблем. Подъём на Байри и Байри–2 по той же "вездеходке" оказался выматывающим. Стоянок нет, а спуск вниз был не менее простым, заставив работать мышцы, которые "отдыхали" весь путь. Единственную стоянку от брода нашли в 7 км от Снежной около болота и небольшого ручья с тёмной водой, где и заночевали.

Стоянка №08 — Стоянка №09

6,5

03ч 20 мин

Пешком. Спуск к Снежной

Опять шёл проливной дождь всю ночь. Утром перешёл в морось и почти не переставал до обеда.

До самой Снежной "вездеходка" проходит по сплошным болотам и залитым лугам. Сухих участков мало. Местами шли по краю леса. Через 3 часа вышли к кордону Байри, где воспользовались настоящей баней. Расположились в домиках.

Днёвка, стапель

На улице было тепло, но время от времени моросил дождь. Со вчерашнего вечера уровень воды в Снежной сильно поднялся, но к вечеру сегодня спал почти на пол метра.

Решили строиться здесь. Стройматериала в радиусе 500 метров не было и за листвягой для рам ходили вниз почти за километр к острову на Снежной, на котором нашли также кучу подосиновиков. После окончания строительства катов вечером опять была баня и грибной ужин.

Стоянка №09 — Стоянка №10

29,5

09ч 00 мин

средства сплава, Пр№№:1–16

Снова солнечно и тепло, дождя ночью не было, уровень воды в реке сильно спал.

В Снежную вышли по ручью Барун–Байри. По пути удачно ловили рыбу. 13–й прошли с предварительной разведкой прошли успешно. За день ликвидировали отставание от графика. На ночёвку остановились на песчаном пляжике ПБ, не дойдя с километр до р. Сайхахтый

Стоянка №10 — Стоянка №11

06ч 15 мин

средства сплава, Пр. №№: 17–28, 29 "Калибр", 30–42, 43 "Клык",44,45, 46 "Пелота", 47–55

Погода баловала, было ясно и солнечно. Вода в реке убывала на глазах.

Встретили группу из "Новокузнецка. "Калибр" прошли успешно не разгружаясь. "Клык–шкуродёр" и "Пелота" из–за высокой воды ничего из себя не представляли. На ночлег остановились за 1,7 км до "Извилистого" на ЛБ.

Стоянка №11 — Стоянка №12

09ч 30 мин

средства сплава. Пр№№:56,57,58 "Извилистый", 59 "Мунгулгольский", 60

За ночь уровень воды упал на 15 см. Утро выдалось очень тёплым, на небе ни облачка. Такая погода стояла до вечера.

Как идти "Извилистый" обсуждали часа 2. Первый кат навалило на камень и сломали весло, остальные прошли чисто. "Мунгулгольский" потянул на шестёрку, по–этому каты провели по разливам ПБ. Рюкзаки обносили по тропе. Обедали на отличной стоянке перед последней ступенью. Догнавший нас "Новокузнецк", не долго думая, тоже обнёсся, не смотря на огромнуя чётвёрку и "Кулика 2 макси". Сразу после "Мунгулгольского" за поворотом на огромной каменисто–песочной поляне стали на ночлег перед запланированной днёвкой.

Днёвка

Изумительная погода весь день

Обустроили лагерь, пол дня строили каркас и топили баню. На берегу отличный песочный пляжик. Пытались залезть в грот на против стоянки, опасно, живые камни везде. Неплохо ловился хариус, поймали одного ленка на кило с хвостиком. После банной расслабухи на ужин ели жареные лисички и сварили компот из брусники. Днёвка удалась.

Стоянка №12 — Стоянка №13

10,5

06ч 30 мин

средства сплава, Пр. №№:61–82

С погодой опять фортит, ни облачка на небе и очень тепло весь день. Вечером были единственный раз за поход атакованы комарами, сильно, но недолго.

65–й прошли под левым берегом, но 2 экипажа зацепили обливник в одном и том же месте, правда без последствий. Очень хорошо порыбачили у устья р. Цаган–Гол. В двухстах метрах далее около высокой скалы ЛБ на 76 шивере кильнулись Рома с Борей. Утопили спиннинги, замочили видеокамеру и потеряли новую "морковку", но получили практический опыт самостоятельных спасработ. Обедали и сушились дальше за правым поворотом на ПБ. Видеокамера не перенесла пробывания в воде 20 минут и была возвращена к "жизни" только дома, было очень жаль. После происшествия решили дальше не идти. Остановились за километр с небольшим до "Кит–Китского" порога на низком галечном берегу ПБ. Слева недалеко был виден ориентир "Беловатая верхушка скалы".

Стоянка №13 — Стоянка №14

2,5

04ч 25 мин

средства сплава, Пр. №№: 84 "Кит–Китский", 86, 85 водопад "Хырмын–Дулю", 88 "Жаба", 89 "Снежинка", 90 "Слив"

Снова солнечно весь день и без намёка на дождь.

Неудачно зачалились перед "Кит–Китским", вывалился Саша из ката при попытке тормознуть, схватившись за кат Андрюх. Дима прошёл порог один, очень хладнокровно, и был выловлен в конце сливов перед прямым предводопадным участком. Водопад и пороги за ним обнесли по "штрассе" ПБ. В конце обноса на стоянке, где и заночевали, оставили записку в бутылке из под Henesy, которая лежала в корне кедрача.

Стоянка №14 — Стоянка №15

16,5

08ч 20 мин

средства сплава, Пр №№: 91–111, 112 "Бабья радость" или "Серая ямка" (кому как нравится), 113,114

Мы уже привыкли к хорошей погоде и она нас продолжала баловать.

Очень красивы и коварны каньоны. Осмотр крайне затруднён, много опасных бочек, сильнейших обраток и мощных прижимов, в один из которых угодил экипаж Димы и Саши, в результате – оверкиль, но почти без последствий. Начало 112–ого прошли после долгого осмотра по левой протоке, не разгружаясь, а финальный сливище по правому язычку (был проход шириной с кат). Остановились недалеко от устья Селенгинки на ЛБ.

Стоянка №15 — Стоянка №16

0,8

05ч 30 мин

средства сплава

Как–то не верилось, опять солнечно и никакого дождя ни ночью, ни весь день.

Сделали пешую радиалочку на красивейшие Соболиные озёра. На тропе туда повстречали много туристов. Прогулка заняла больше времени, чем планировалось, поэтому решили заночевать на освободившейся стоянке на ПБ сразу за устьем Селенгинки. Часть времени потратили на успешный сбор шишек.

Стоянка №16 — Стоянка №17

05ч 00 мин

средства сплава

С утра и днём солнечно. К вечеру, уже на Байкале, небо затянуло тучами, пошёл сильный дождь, поднялся ветер, который перерос почти в ураган.

Спокойно дошли до ЖД моста, сходили в магазин за станцией в Выдрино, "поймали" микрик на завтра за 1500 руб., вышли в оз. Байкал и устроили антистапель с ночёвкой на галечном берегу справа в километре от устья Снежной. Просушиться не дал ливень и сильный ветер.

Стоянка №17 — ст. Слюдянка

01ч 20 мин

На микроавтобусе

Всю ночь бушевала непогода, Байкал штормило покруче, чем на Балтике. С утра распогодилось, ветер полностью стих, вылезло солнце и светило весь день.

Водитель должен был приехать в час дня по местному. В 9 выглянуло жаркое солнце, которое помогло всё просушить и спокойно упаковаться. Одна рама от ката пошла на дрова и на подпорки под тент. Остальные использовали в качестве сушилки и столба для верёвок. Водила не подвёл. В Слюдянке были около 3–х, покушали в местной харчевне около автовокзала, вечером бегом впрыгнули в поезд.

ст. Слюдянка — г. Москва

86ч 11 мин

На поезде

г. Москва — г. Калининград

22 ч 00мин

Протяжённость участков пути взята из трека навигатора, расстояния в котором вычисляются по прямой от точки к точке и не учитывается перепад высот, обходы бомов и броды. Реальный километраж получится, если использовать поправочный коэффициент 1,2 (Классификация маршрутов). Пешая часть по прибору 68 км, с учётом коэфициента - примерно 82 км. Эта цифра фигурирует почти во всех отчётах, применительно к конечной точки пешки - кордон Байри. Мы планировали строиться гораздо ниже, из-за чего в планах было пройти чуть больше 90 км. На воде прошли по прибору примерно 98 км. Здесь поправку можно ввести гораздо меньше и накинуть всего пару километров. В итоге суммарная протяжённость составит примерно 182 км.

8. Техническое описание

8.1. Характеристика использованных источников информации

Этот маршрут достаточно давно известен. При выборе средств сплава и пути подхода мы опирались в основном на опыт нашего руководителя, который был на этой реке, и его отчёт, сделанный, правда, очень давно. Также хочу выразить благодарность составителю отчёта о походе на Снежную в 2006 году Борису Карабину, саккумулировавшего все основные сведения об этом маршруте, позволивший нам получить почти полное представление о районе путешествия и сразу прошу прощения за использование выдержек из этого отчёта, так как многое описать лучше, чем описано там, почти не возможно. Некоторые разделы сохранены почти без изменений, так как это просто информация, которая по правилам оформления должна быть. Ещё хочу отметить большой труд людей, которые сильно постарались над составлением отличных карт Прибайкалья для навигатор Garmin ("http://www.navi.baikalexpedition.ru/" rel="nofollow").

8.2. Краткая характеристика района путешествия

Прибайкалье, как следует из самого названия - территория, граничащая с озером Байкал. Здесь находится ряд крупных горных массивов - хребты Хамар-Дабан, Баргузинский, Верхне-Ангарский, Байкальский. Их максимальные высоты колеблются от 2 до 3 тысяч метров над уровнем моря. Территория нынешнего Прибайкалья подверглась в свое время сильным тектоническим движениям. Поэтому для нее характерны складчатые горные структуры. Часто встречается чередование хребтов и межгорных котловин, вытянутых в северо-восточном или близком к нему направлении. Тектонические движения земной коры продолжаются и сейчас, проявляясь в частности, в виде землетрясений, правда, чаще всего - без заметных смещений горных пород, оползней и обвалов. Эти явления характерны лишь для гор, вплотную окружающих Байкал. Здесь за последние 200 лет отмечено до 800 землетрясений, причем сила некоторых из них достигала 8 баллов. В результате, нагорья Прибайкалья во многих местах труднодоступны. Район в целом еще очень слабо освоен и мало заселен. Несмотря на это район неплохо изучен и в литературе нетрудно найти его подробные описания. Нас же в первую очередь интересует хребет Хамар-Дабан, со склонов которого стекает река Снежная. Хребет вытянут с запада на восток и прикрывает озеро Байкал с юга. Хамар-Дабан является естественным продолжением Восточного Саяна. Длина горного массива Хамар-Дабан около 500 км, ширина колеблется от 80 до 150 км. Средняя высота горных цепей составляет 1650 м. Наиболее высокая часть хребта расположена в междуречье Снежной и Ара-Буректая, Выдриной, Переемной, в верховьях Утулика. Самые высокие вершины хребта Хамар-Дабан - г. Хан-Ула (2374 м), Сохор (2223 м), Маргасан (2253 м). Отроги хребта, расположенные ближе к Байкалу, относят к альпийскому типу. В глубине горного массива преобладают некрутые и безлесные скалистые горные вершины - гольцы, которые к югу и юго-востоку постепенно уменьшаются по высоте. Гольцовый пояс Хамар-Дабана представляет собой слабоволнистое плато, глубоко расчлененное речными долинами. Часто встречаются формы ледникового рельефа - цирки, кары, "бараньи лбы". Хамар-Дабан, как и все Прибайкалье, лежит в поясе умеренно-континентального климата. Холодная зима продолжается здесь от 5 до 8 месяцев, случаются морозы до минус 40-50 градусов. Средняя температура января минус 20 градусов мороза. Однако лето относительно теплое, подчас даже жаркое. Наиболее высокие температуры - до 30 градусов Цельсия - в горах бывают в июле, а на побережье - в августе. Среднегодовые температуры почти всюду ниже нуля. Континентальность климата проявляется и в резких колебаниях температуры в течение суток, и в сравнительно небольшом количестве осадков, выпадающих главным образом в июле и августе. Большое влияние на распределение осадков оказывает рельеф. Склоны гор, обращенные в сторону влажных ветров, всегда получают значительно больше влаги, чем противоположные. Северо-западные склоны Хамар-Дабана, обращенные к Байкалу, получают в год до 800- 1400 мм осадков, а на юго-восточных склонах местами выпадает за год менее 300 мм. До 75-80% годовой суммы осадков приходится на теплый период года. Зимой, когда влажность воздуха невелика и преобладает ясная погода, осадков в виде снега почти всюду немного. Несмотря на длительность зимы и почти полное отсутствие в это время оттепелей, мощность снежного покрова, даже в конце зимы невелика и в большинстве районов колеблется от 30 до 70 см. Среднее количество дней с метелями за зиму доходит до 75. Весна в Прибайкалье не только поздняя и короткая, но и сухая, ветреная. Нередко случаются заморозки. В это время года на хребте наблюдается самый низкий уровень влажности. Начало весны знаменуется установлением положительных температур. Как правило, это вторая половина апреля. Лето короткое. Средняя температура июля в таежной зоне колеблется от 12 до 17 градусов тепла. Конец августа можно считать началом осени, а в горах - уже и началом зимы. На гольцах снег выпадает нередко уже в третьей декаде августа, а через две-три недели обычно устанавливается устойчивый снежный покров. Переход от осени к зиме происходит быстрее чем от весны к лету.

Хребет располагается в зоне тайги. Преобладают хвойные, преимущественно лиственничные, леса, но встречаются кедры и сосны. Из лиственных пород наиболее распространена берёза. В поясе высоких гор граница леса лежит на высотах 1100- 1500 метров. Выше неё леса сильно редеют и сменяются предгольцовым редколесьем. Днища межгорных понижений обычно заболочены, лес, как правило, там отсутствует, они заняты ерниками, иногда лугами. Для гольцовой зоны характерны небольшие островки кедрового стланика и все виды гольцовых тундр. Лишь изредка встречаются небольшие участки субальпийских и альпийских лугов. Каменные россыпи покрыты высокогорной лишайниковой тундрой с участками зарослей ерника, стланика, рододендрона. В таёжной зоне нередки заросли кустов дикой жимолости, а иногда чёрной и красной смородины. Можно найти грибы, чернику, землянику и голубику.

В горной тайге обитает медведь, благородный и северный олени, изюбр, кабарга, лось, рысь, соболь, белка, заяц. Но чаще всего, пожалуй, можно встретить бурундуков. Из птиц характерны кедровка, сойка, дятел, ястреб, куропатка и глухарь. В реках повсеместно водится хариус, встречается ленок. Фауна высокогорья беднее. Однако и здесь встречаются дикие северные олени, горные козлы и бараны, пищухи, высокогорные полевки.

Средняя плотность населения Хамар-Дабана составляет 2 чел/кв. км, при этом коренное население составляет только 1/4 часть. Основную часть населения составляют русские и буряты. Населённые пункты сосредоточены, в основном, у Транссибирской магистрали, а в глубине хребта лишь изредка встречаются охотничьи избушки.

Транспортная сеть развита крайне слабо. Горный массив Хамар-Дабан пересекается лишь вьючными тропами. Наиболее известные тропы проходят по древним караванным путям, проложенным во времена, когда берег Байкала представлял наиболее сложный участок пути с Запада на Восток. Это тропы Жемчужная а позднее Веселовская, от пос. Жемчуг в долину реки Джида (проходит через истоки реки Зун-Мурин), "Чайный тракт", а позднее Старокомарская дорога от ст. Слюдянка до реки Утулик, далее по реке Шибутуй, через озеро Патовое в долину реки Снежная. Протяженность маршрутов, пересекающих Хамар-Дабан, около 100- 120 км.

Почти все реки Хамар-Дабана начинаются в гольцовой зоне и характеризуются живописными каньонами и водопадами, особенно у истоков и основных прорывов через горные цепи. Озера немногочисленны и связаны с областями распространения последнего обледенения и днищами прогибающихся межгорных котловин. Реки северного склона питают озеро Байкал и для них характерна изумительная чистота. Долины рек круто врезаны на глубину порядка 1000 м. Для них характерны узкие, V-образные котловины и ущелья, частые выходы на поверхность твердых пород. Как следствие - значительные уклоны профилей долин, быстрое течение с водопадами, порогами и шиверами.

Питание рек главным образом дождевое. Распределение стока по сезонам неравномерно. На период летних дождей приходится 50-80% годового стока, нередки катастрофические паводки.

Основные реки хребта: Утулик, Хара-Мурин, Темник, Снежная. Последняя берёт своё начало в республике Бурятия, а с окрестностей устья ее левого притока - р. Чернушки - и до озера Байкал по ней проходит граница Бурятии и Иркутской области.

8.3. Характеристики р. Снежной

Река Снежная - самая крупная и многоводная из рек, стекающих с северного склона Хамар-Дабана. Она берет начало с горного массива Тыргын, близ горных перевалов Сангин-Дабан и Дабан-Утулик, с высоты около 2300 м. Река по площади бассейна (3020 кв. км) и наибольшему расходу воды (190 куб. м/сек) стоит после таких гигантов, как Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин. Средняя высота бассейна Снежной - 1470 м. Местное название Снежной - "Удулха" - рыбная река. Водный режим Снежной характеризуется резкими колебаниями уровня воды летом, двумя минимумами в весенний и осенний период, а также устойчивым уровнем зимой. Вскрытие реки начинается в начале мая, в верхнем течении лед тает на месте, а в низовьях бывает кратковременный ледоход. В мае начинается незначительный подъем уровня воды, который сменяется резкими подъемами в период летних дождей. В летние месяцы сток реки определяется в первую очередь осадками, причем - это поверхностный сток, четверть - подземный. По многолетним наблюдениям в течение июля и августа происходит в среднем 2-3 паводка. Колебания уровня воды при этом в среднем составляют 0,5- 1,0 м. Интенсивные ливневые дожди нередко повышают уровень воды и на 1.5- 2.0 метра в среднем и нижнем течении реки. Средние многолетние характеристики скорости подъема воды 0.5-1.0 метра в сутки, продолжительность спада 3-5 суток. На своем пути от истока до впадения в Байкал Снежная преодолевает 173 км со средним падением более 10 м/км, причем основное падение приходится на участок среднего и нижнего течения, после того как река резко поворачивает на северо-восток (после впадения правого притока Орто-Оглок), прорываясь к Байкалу. Ниже, общее направление реки меняется на северное. На этом участке находится двенадцатиметровый водопад Хырмын-Дулю, который представляет собой серьезную опасность для путешествующих по реке. После него, один за другим, следуют два очень сложных порога "Жаба" и "Снежинка", отнесенные к шестой категории сложности. Средний расход воды в точке возможного начала сплава - около 15 куб. м/сек, в устье - около 80 куб. м/сек.

8.4. Дневник похода

1-й день, 30 июля

В Слюдянку поезд приехал с небольшим опозданием, но нам торопиться некуда. На Байкале красивейший восход солнца. На улице тепло и небо потихоньку проясняется. Последние сутки в поезде на улице переменно шёл дождь. В поезде поотлежали все бока и хотелось уже в путь. Андрей Голубев и Дима пошли в МЧС поставить отметку в маршрутной книжке о постановке на учёт нашей группы. Ещё с поезда собрали небольшой пакет с вещами килограмм на 8, как показалось нам лишними на пешке, и оставили его у них. Местные МЧС-овцы уже давно наладили бизнес на туристах и имеется такса - 50 рублей место/день. Имеются небольшие площади для хранения рюкзаков и снаряжения. С нас взяли поменьше, т.к. наш пакет был маленьким и мы заплатили 400 рублей за 20 дней. Узнав об отсутствии у нас средств связи (имелось в виду спутникового телефона) и зная куда мы собираемся, пожелав нам удачи и на прощанье "Бох вам в помощь", отпустили. Пока Дима и Андрей ходили в МЧС, Роман и Андрей Кропачёв пошли на поиски микрика, который бы довёз нас до моста через реку Хара-Мурин. Было необычно увидеть на улицах почти одни праворульные аккуратные "японочки" с номерами 38RUS, учитывая отдалённость Калининграда и регион 39RUS. На местной конечной автобусной станции, которая находится 500 метров строго на север от ЖД вокзала, договориться с водилами не составило труда. Поездка с ветерком нам обошлась в 1300 рублей на группу (6 человек и 6 огромных рюкзаков). Шофер летел как будто куда-то опаздывал. Скорость по GPS-приёмнику редко снижалась меньше 80 км/ч и обычно на поворотах, а так он ехал 110-120, учитывая кривизну и качество дороги, поездка была весёлая и 60 км пролетели за 40 минут. Разгрузились, немного перепаковались и "в бой". На маршрут встали как планировали, в 9 утра по местному времени (разница с Москвой +5 часов). От моста через р. Хара-Мурин идут 2 тропы. Одна начинается от поляны прямо около моста и идёт вдоль правого относительно течения реки берега и, мягко скажем, не очень удобна для ходьбы с большими рюкзаками. Тропа узкая, ломаная, заваленная деревьями и камнями. Вторая тропа начинается в 250 метрах от моста подальше на восток - это начало Игуминовского тракта. Она отчётливо видна с дороги и просматривается автомобильная колея первый километр, но дальше тропа резко подымается вверх и метров 300-500 приходится тяжело идти, угол подъёма составляет градусов 30, а перепад высот на этом участке составляет около 100 метров. По началу шли 10 через 10: 10 минут идём, 10 отдыхаем, но потом потихоньку все начали переходить на свой удобный график, стараясь не растягиваться и ожидая отстающих. Рюкзаки были не очень лёгкие и веса колебались от 42 до 45 кг. После изнурительного подъема вначале, дальше тропа была относительно неплохой и шлось хорошо, но не быстро. Этот путь идёт в стороне от Хара-Мурина метрах в 500-600 и реку было почти не слышно. Подъёмов-спусков нет, местами встречаются ручьи с чистой водой, местами болотца, местами сухая и натоптанная тропа. Удивило почти полное отсутствие кровососущих. Устье речки Лангатуя прошли в стороне в 700 метрах, местами хотелось свернуть к реке, но тропа была хорошая и мы шли по ней. Где-то через 6 км тропа начала резко поворачивать к речке и, минуя болото и ручей, вышли к Лангатую к месту соединения с первой нижней тропой. Прошли меньше 100 метров и вышли на отличную стоянку, где и было решено сделать первую ночёвку. С непривычки ноги и плечи заметно устали, хотя переход был сравнительно не большим, всего 7 км. Было еще рано, но не зная о наличии стоянок дальше и о неведении о состоянии переправы выше по течению (по описанию тропа там переходит на левый берег), решили побольше отдохнуть перед следующим днём. Сразу отстали от графика движения, первая запланированная ночёвка должна была быть на слиянии Лангатуя и р. Голая, а туда только по прямой еще 4,5 км от нашей реальной первой ночёвки, судя по показаниям GPS. Но сил идти по незнакомой местности и не по дороге и не по прямой уже почти не было. Организм только начал привыкать к нагрузкам, ранее для многих незнакомым или забытым. Вода в реке кристально чистая, лазурная и на берегах видны следы недавнего довольно приличного паводка. Развели костёр, поставили тент, приготовили обед. Вокруг полян и вдоль троп растёт смородина и шиповник и их листья и ягоды придавали чаю приятный аромат и вкус. На обед "супчик дня" с двумя банками тушёнки и чай с остатками сладостей с поезда: халва, сушки, конфеты. Еще довольно рано, около 16 часов (в дальнейшем время будет упоминаться только местное), но организм уже хочет спать, разница в +6 часов с Калининградом еще ощущается. Попробовали половить рыбку, безуспешно. Ни на муху, ни на блесну ни одной поклёвки. Где-то около 17 к нам на огонёк пожаловал мужик на коне, с его слов он штатный охотник этих мест. Спросили про переправу и его ответ немного расстроил нас. 3 недели назад в Лангатуе сильно поднялась вода из-за долгих дождей (на 2 метра) и все брёвна посмывало. И сказал, что недалеко есть место, где можно попытаться перебродить, если набросать туда камней. Алексеич и Саша решили сходить с ним и посмотреть. Их не было 2 часа. Что охотнику на лошади не далеко, для нас пол дневной нормы. Нормальных и безопасных по их мнению мест не нашли и по возвращению было принято решение на завтра найти место для переправы, построить по-быстрому один катамаран, переправиться, разобраться и пойти дальше. По-тихоньку разошлись по палаткам, было еще рано по местным меркам, часов 9-10 вечера, но уже очень хотелось "забодать подушку".

2-й день, 31 июля

Схема дежурства давно отработана и подъем первых в 8. Погода изумительная, солнечно и тепло. Сварили кашку, забодяжили чаёк со смородинкой и, после подъема остальных, завтрака и чая с орешками, конфетами и прочими сладостями, начали неспешно собираться. Вышли около 10. Идти стало легче, организм быстро привыкал к нагрузкам, незаметно прошли с километр, перейдя по пути по брёвнам небольшой ручей, и вышли к смытой переправе. Дальше все как по нотам: одни режут жерди, другие качают гондолы, третьи собирают раму. Не прошло и часа, как катамаран был готов и мы быстренько переправили все вещи и себя на левый берег. Еще 20 минут и мы идём дальше. Через километр есть хорошая стоянка на скале. Здесь сварганили обед, перекусили, немного отдохнули и двинулись дальше. Тропа, в-принципе, не плохая и идётся ничего, но Алексеич приговаривал: скоро бомы и их 12. Прошли папоротниковую долину и что такое здешние бомы мы узнали буквально скоро. От обеда отошли километра на полтора и где-то за 50 метров до первого, у неплохой стоянки, прямо на берегу, искупнулись в речке (очень освежает, вода градусов 12-13). Тропа здесь идёт очень круто вверх, траверсируя склон с середины подъема налево. Взбираться тяжело, приходится цепляться за корешки, ветки, деревья и камни. Каждый шаг контролируешь и ошибок допускать нельзя, иначе всё может закончиться тяжело или трагично. Все ползли, прижавшись к земле и держа баланс с тяжёлым рюкзаком, на верх. По началу казалось обойти в брод по воде не удастся. Штурм высоты в 40 (по GPS) метров, это где-то 14-ти этажка, прошёл удачно, но занял больше часа и отнял много сил. В конце обнаружилось, что почти по берегу есть гораздо проще обход, который не заметила "разведка", и знали бы - нужно было идти там. Роман сбегал по нему туда и обратно и было принято решение написать про него в отчёте, как очень хорошую альтернативу первого варианта и рекомендовать его следующим группам. Наша цель на сегодня - устье речки Голой, до которой по плану не дошли вчера и потихоньку двинулись дальше. Тропа от бома идет по неширокой полке пологого склона среди высокой травы и кустарников метрах в 5 над рекой, потом подымается выше и местами, огибая небольшие бомчики, идет среди кедрового стланика и прочих деревьев, не спускаясь к воде. Светило солнце, небо ясное и было очень тепло, пот лился ручьем и идти было не очень комфортно и тяжело, но это лучше чем дождь. Тропа петляет влево-вправо, но идти довольно удобно. Тропа сухая и довольно натоптана. Местный охотник почти везде сделал пропилы в деревьях, которые лежат поперёк тропы. Он здесь часто ходит и отпечатки копыт лошади на тропе нередко встречаются. Вдоль всего пути видны следы жизнедеятельности медведей: разорённые муравейники, вывернутые камни, разрытые ямы, которые они выкапывают, как мы поняли, в целях добраться до запасов бурундуков, которых в тайге тьма-тьмущая. В лесу водятся олени, изюбры, кабаны, всевозможные птицы, но мы никого не встретили и не видели, за исключением тех самых бурундуков. Наша сегодняшняя цель была уже не далеко и около 8 вечера вышли на отличную стоянку прямо на берегу Лангатуя в 100 метрах от устья Голой. Переход в этот день оказался не большим, километров 6, но сил было потрачено очень много и единственное желание было поесть и принять горизонтальное положение. Не успели развести костёр, как к нам снова бесшумно подошёл охотник со старой одностволкой и на коне, которого мы видели на кануне. Тут же услышали удивлённый вопрос: вы от куда и кто? Он сразу не узнал нас и не ожидал увидеть на этой стороне и что мы можем переправиться без переправы, но мы же водники и получил ответ, что мы собрали катамаран и вот...Он подошёл к одному из рюкзаков, поднял его, улыбнулся и сказал: у вас "плавников" всегда перевес. Вскоре подошли отставшие немножко два Андрея и мы все вместе сели у костра и охотник достал маленькую чекушки самогонки и все месте выпили по пять капель за встречу и начали разговоры разговаривать. Выяснилось, что у него не далеко есть заимка, где он ночует и использует ее в охотничьих целях. На ужин была сварена гречка с тушёнкой и чай со сладкими баранками. Все поели, долго сидели у костра. Уже стемнело и почти все пошли спать, у костра остался только Голубев Андрей, он же Алексеич, и беседовал с гостем часов до 12. Потом, попрощавшись, он сел на своего коня Байкала, перешёл реку, что ему, а именно коню монгольской масти, не так уж сложно даже в бурной воде, и направился к себе, освещая путь налобным фонариком. Видя как за рекой удаляется силуэт человека-коня, он тут же получил погоняло "Кентавр". Дальше на пути мы его уже не встречали. Ночь была относительно тёплая. Дождя не было. Спалось отлично.

3-й день, 1 августа

Утро выдалось солнечное и тёплое. Дежурные приготовили завтрак и подняли лагерь на приём пищи, стуча ложкой по металлической тарелке. Как и вчера, к чаю много сладостей, которые тащим с собой еще с поезда. Отдохнулось хорошо. Не спеша собрали лагерь и двинулись в путь. Тропа первые метров 200 идёт почти по берегу, потом срезает левый поворот реки по кедровому стланику и выходит опять к реке. Немного отдохнули и пройдя ещё метров 150-200 вышли к очередному бому. Сделали небольшую разведочку по берегу и обнаружили обходной путь под скалой в брод. Лезть на верх желания не было, и это препятствие форсировали по воде. Опять стали на небольшой передых. Было жарко и желающие полезли в воду остудиться. От лагеря отошли уже километра на 1,5. Еще в прошлый ходовой день у Андрея обнаружились проблемы с коленными суставами, особенно с левым, и ему шлось довольно тяжело. Потихоньку стали его разгружать, дабы облегчить рюкзак и увеличить среднюю скорость группы. Микростоянка немножко затянулась в связи с купанием и, дабы не "остужать" мышцы, Роман потихоньку пошёл в перёд, а за ним подтянулись Дима и Саша. Пройдя совсем немного случилось происшествие, которое могло стать причиной аварийного выхода с маршрута. Рядом с тропой стоял большой камень, который оказался "живым" и Роман хотел скинуть его с тропы, аккуратно обойдя его, но не успел. Каменюга сдвинулась с места и , ударив его в бедро, сбросила Романа с тропы. Высота полёта оказалась около 5 метров кувырком через голову. Глыба летела следом, но всё закончилось относительно удачно. Внизу была вода и, ударившись лбом о дно, разорвав левый рукав куртки и сильно ударившись рукой о что-то, он выскочил на поверхность и при помощи Димы, который уже был в воде и всё видел метров с 15, вылез на берег. По течению поплыли кепка, очки и герметик с фото-видеотехникой. Их тут же подобрали. Кирбульник упал где-то рядом, что и спасло. Проверив герметик, оказалось, что камень проехался по нему и раздавил фотоаппарат, не задев при этом видеокамеру. Сильно по этому поводу не расстроились, пусть лучше фотик, чем голова, но все равно обидно. Хорошего фотоаппарата больше не было, а только подобие его в видеокамере, и запечатлеть красот уже не получится, будем "фотографировать" глазами. Роману оказали первую помощь, убедились, что переломов нет, только синяки, ушибы и немного побитая голова. Средство "Спасатель" из аптечки нашего медика Бориса быстро остановило небольшое кровотечение и народ двинулся дальше в поисках места на обеденный перекус и отдых. По дороге был еще один бом, который Боря, Алексеич и Саша обошли по верху, Дима и Андрей нашли брод на правую сторону, чтобы обойти его, и Дима, оставив Андрея, пошёл за Романом, который остался на месте, дабы немножко просушиться и оклиматься. Вернулись и потихоньку вместе перебродили реку и через метров 200 упёрлись в бом по эту сторону, как раз на против стоянки на перекус. Течение здесь слишком сильное и было принято решение устроить "перила" из спасконца и перейти речку, держась за верёвку. Переправу наладили за полчаса. Саша и Дима помогли перенести рюкзаки, Андрей и Роман перешли налегке. Потом один конец верёвки привязали за огромный валун, который очень удачно лежал чуть выше по течению на мелководье на середине реки около мощной струи, а за другой Дима держался, переходя реку с противоположного берега методом маятника. Переправа прошла удачно и бес происшествий, не считая купания Димы по пояс с рюкзаком, около берега, когда Саша немного не вовремя ослабил верёвку, за которую еще держался наш Ихтиандр. Но это совсем не страшно, Дима и так купался в реке при каждом удобном случае, за что и получил это погоняло. Пока "работала" переправа, Боря сварганил обед и мы подкрепились перед рывком до следующей ночёвки. Роман почувствовал боль в правом бедре и решил сегодня почелночить, вытащив из рюкзака вещей килограмм на 15 и носить рюкзак и герметик с вещами по очереди, перебежками метров по 300. Вскоре на пути встал очередной бом, высотой около 60 метров, взятие которого оказалось очень сложным и изнурительным занятием. Особенно для Романа, который преодолевал его 3 раза, перенося вещи. Команда у нас собралась дружная, всем шлось не легко, но когда могли, то помогали с переноской вещей Романа сегодня и вещей Андрея днём ранее. После этого бома тропа идёт по могучему кедровому лесу, сильно не петляя и без скалистых препятствий, и через 1,5 километра где-то к половине седьмого, сильно уставшие, вышли на отличную поляну, где и сделали стоянку. Через 20 минут подошёл Андрей, шедший почти на одной силе воле, превозмогая боль в коленях, и Роман, измученный перебежками и болью в бедре. Хотелось только одного: спать, но нужно было поужинать и восстановить потерянные калории за день. Приготовили покушать, сели вокруг костра и пустили кружку по кругу, чтобы выпить за то, что хорошо кончается, и за реку, которая нас продолжает, но не без труда, пускать к себе. Позади 3 ходовых дня и всего около 20 километров, но каких! Завтра опять бомы, броды и цель - дойти до места впадения речки Нитяная в Лангатуй. Стемнело и мы по одному разбрелись по палаткам.

4-й день, 2 августа

Спалось отлично. Как обычно завтрак в 8. К началу десятого собрали лагерь и потихоньку начали выдвигаться. Первым челночить пошёл Роман. Нога за ночь не прошла и пришлось перебежками метров по 300 по очереди переносить рюкзак и герметик с сумкой. Все помогали когда могли. Потихонечку шёл Андрюха Кропачёв, неся огромный по отношению к себе рюкзак, и борясь через немогу с болью в коленях. За день с трудом форсировали через верх еще несколько бомов. Лангатуй стал заметно уже. Вышли к заболоченному участку реки, где тропа потерялась и пришлось пробираться по грязи и воде, просто держась недалеко от берега. Метров через 300 вышли опять на "дорогу" и дальше шлось очень хорошо. Минимум завалов и почти сухо. Где-то недалеко начали слышаться раскаты грома и очень скоро пошёл дождь. Было решено как можно быстрее искать стоянку. Алексеич сказал, что в прошлый раз, когда он тут был (много лет назад), где в Лангатуй впадает речка Нитяная, есть отличное место для ночёвки. Где-то к 17 часам вышли на нее, быстренько натянули тент, развели костёр и начали готовить ужин. Было довольно тепло и еще рано. После трапезы и небольшого отдыха дождь стих и мы попробовали чего-нибудь поймать в лазурной воде реки. Безуспешно, ни одной поклёвки ни на блесну, ни на муху. Такое ощущение, что рыбы в реке нету. Зачехлили спиннинги и сели вокруг костра. Оставалось много времени на отдых и, поговорив разговоры до темноты, пошли спать.

5-й день, 3 августа

Сон и девственная природа лучшее лекарство. У Романа почти перестало болеть бедро, Кропачёв тоже потихоньку набирал форму, а у остальных явно чувствовался прилив сил. Организм начал привыкать к нагрузкам, плюс немного разгрузились рюкзаки за счёт съеденных 4-х дней. Завтрак по расписанию. На улице было относительно тепло, но чувствовалось, что сегодня дождя не избежать. Собрали мокрый тент и палатки, упаковались и двинулись дальше. Радовало то, что бомы успели проскочить до дождей и дальше просто монотонный подъём, как мы думали. По описанию километрах в 3-х от Нитяной должна быть переправа на правый берег, но по причине недавнего паводка её не оказалось, а так как тропа в районе того места, где она должна быть, потерялась, было решено сделать разведку и поискать её. Что-то подобное на тропу было найдено и пошли дальше, но очень скоро она опять растворилась под ногами. Шел дождь и довольно сильный. Уперлись в непроходимый кедровый стланик, опять сделали разведку, снова нащупали что-то похожее на звериную тропу и, пробираясь через заросли, упёрлись в бом, названный позже 13-м, которого не должно было быть. Он был не очень высоким но почти вертикальным. Вскарабкались по мокрому склону и снова тропа исчезла. Сделали остановку на отдых и решили провести глубокую разведку. Идти не по тропе через тайгу почти невозможно и отсутствие хорошо натоптанной тропы, по которой шли раньше, настораживало. Чуть дальше на пути был овраг и за ним просматривалась тропа. Перебрались через него, прошли немного и снова завязли в стланике. Опять сделали разведку и нашли крутой спуск через стланик в виде туннеля прямо к реке, но тропы дальше опять не было. Саша со своими длинными и могучими ногами перебродил Лангатуй, поднялся наверх и нашел основную, отлично натоптанную тропу. Оказывается мы промахнулись метров на 400-500, которые шли больше 2-х часов, и пришлось бродить реку там. Форсировали крутой склон метров в 30, пробираясь через кедровый стланик и скользкий мох, и остановились на небольшой отдых. Дождь не стихал, одежда промокла до резинки трусов. Рюкзаки напитали воды, но почему-то этот дополнительный вес особо не беспокоил. За 4 дня организм, измученный бомами, уже привык к тяжестям и на плавных подъёмах шлось сравнительно легко. Единственное, что беспокоило сейчас, это прохладный воздух. Когда идёшь, тепло, а стоит только остановиться больше чем на 5 минут и снять рюкзак, бросало в дрожь. Так долго идти было нельзя, но, срывая зубами по пути ягоды жимолости и любуясь красотами и резвым Лангатуем с его водопадными порогами в верховьях, забывалась усталость и холод. Сегодня в плане было выйти к притоку Бильчир. На GPS навигаторе этого ручья не оказалось и к обеду, подойдя к какой-то речке с явно выраженным распадком, сориентировавшись по компасу, GPS и карте и, сделав глубокую разведку, выяснилось, что это и есть Бильчир и тропа, минуя брод через него, через 250-300 метров резко уходит вверх в сторону перевала, до которого оставалось около 12 км и почти 800 м вверх. Было еще рано, но дальше решили не идти. Мы стояли на неплохой поляне с кострищем на краю. Речка близко, мест для тента и палаток много. Сильно лил дождь и было всего около 3-х дня. Развели костёр, немного согрелись и сделали супоужин. Где-то через часа 2 дождь кончился и дал нам возможность просушиться. Настроение было отличное, из-за туч вышло солнышко и густым туманом с сопок пошёл пар. К вечеру сварили вкусный кисель и доели оставшиеся с прошлых дней сладости (печенье, баранки, конфеты). Погода и бомы еще больше отодвинули нас назад от запланированного графика, но мы не переживали, на воде догоним. Зато было время полюбоваться изумительной красоты природой, подышать кристальным воздухом и попить чистейшей воды. Впереди подъём к воротам перевала и сегодня легли спать пораньше, набираться сил.

6-й день, 4 августа

Ночью опять поливал дождь, но не очень сильный. К утру он стих, но солнышко вылезло только к самому отходу, Перекусив хорошенечко, собрались, перебродили Бильчир, отжались и в путь. По началу подъём оказался довольно крутым, около 40-50 градусов, и тропа траверсировала склон несколько раз, но потом уклон снизился и идти стало не тяжело. Светило солнце, тропа была сухая, встречалась по дороге черника, но нагибаться за ней было тяжело, а на привалах в удовольствие поесть ягод себе отказать было сложно. У Романа совсем прошла нога и он бежал вверх как ни в чём ни бывало. Еще немного разгрузили Кропачёва и средняя скорость группы немного возросла. Уже к обеду мы почти сделали план прошлого дня и решили сварганить обед на отличной поляне под могучим кедрачём. Правда пришлось Диме бегать за водой почти 100 метров вниз к реке. Тропа вдоль Лангатуя то идёт вплотную к берегу, то уходит далеко от него. Сварили обед, вкусно поели супа и сала с чесночком и сухарями. Попили чаю со сладостями, немного полежали и двинулись дальше. Уклон вверх чувствуется, но не всегда. Тропа то шла вверх, то проходила по верховым болотам, которых на подъёме оказалось довольно много и ноги были всегда мокрые, как, впрочем, и в прошлые дни, но мы уже привыкли. Мест для присесть-отдохнуть на пути довольно много: поваленные деревья и валуны. Выяснилось, и это было интересно, что, посидев на брёвнышке или камне пару минут, не более, ощущаешь такой прилив сил, что первые 20-30 секунд рюкзака на спине не чувствуешь вовсе и хочется бежать. Организм привык и мы поняли - мы дойдём до Снежной, всё самое страшное позади, дальше только 3 перевала и река. По всюду стали часто встречаться следы деятельности медведей. Но нам они не повстречались, и это, наверное, хорошо. Начали открываться изумительные виды соседних сопок, освещённых солнцем. Лангатуй заметно уже поубавил свой пыл и потихоньку начал превращаться в маленький ручей. Сегодня хотели дойти до брода через него, где по описанию есть хорошая стоянка, но, не дойдя с километр до этого места, вышли на отличнейшую стоянку под огромным кедром. За плечами было уже больше 8 км и 450 м подъема. Все заметно устали, было уже 18 часов и решили ночевать здесь. Речка осталась далеко внизу в распадке, но рядом был хороший ручей с чистой водой. Натянули тент, развели костёр, приготовили ужин и чай. Солнце село за сопку и начало потихонько темнеть. Дождя не было целый день и по небу не скажешь что, он будет. Продолжали радовать комары и мошка, точнее их отсутствие. Сегодня все довольно прилично вымотались и долго у костра не сидели, пошли спать пораньше. Завтра штурм "Лангатуйских ворот" и по плану миновать перевал Нухен-Дабан. Решили завтра встать на час раньше.

7-й день, 5 августа

Всё идёт по плану. Подъём в 7, завтрак по-быстрому, такой же скоростной сбор лагеря и в 8 мы уже со свежими силами на тропе. Меньше чем через километр вышли на стоянку, к которой стремились вчера. Наше решение оказалось верным: та стоянка была лучше и мы правильно сделали, что не пошли сюда. Немного отдохнули, сделали фото-видео сессию с бурундуком, который бегал около нас и нисколько не пугался, и двинулись дальше. Здесь тропа заметно прибавила в крутизне и, поднявшись немного выше, среди невысоких деревьев, кустарников и валунов вдали началось просматриваться седло перевала. Открылись красивейшие, завораживающие виды гор и озёра, из которого вытекает Лангатуй. Погода была изумительная, тепло и сухо. На перевал взошли в 11 часов. Подъём оказался не очень сложным, по-видимому сказался здоровый сон и отличный воздух. На перевале на туре из камней (по-бурятски Обо, хранителе духов) нашли записочки туристов, которые проходили здесь. Одна из записок датировалась десятью днями ранее нас и группа направлялась тоже на Снежную. Долго расслабляться не стали, сделали несколько кадров на память и пошли дальше. На спуске с перевала есть еще одно озеро, по-видимому тоже безрыбное, как и то, из которого вытекает Лангатуй: на поверхности не было всплесков. Прошли его левым берегом по тропе, которая довольно хорошо просматривалась и вышли в долину, куда многие стремились, долину золотого корня. Побросав рюкзаки, все принялись к его добыче, кроме Романа и Алексеича, которые начали готовить обед. "Золотая лихорадка" продолжалась часа 2. Пообедав и собравшись, пошли дальше. Тропа плавно спускается вниз и под силой тяжести, невольно, иногда хотелось бежать. По пути встретили плакат, информирующий нас о пересечении невидимой границы Иркутской области и республики Бурятия и о том, что мы входим в Снежинский заказник и всякая охота здесь запрещена. Мы идем дальше, кое-где на тропе начали встречаются остатки гатей Игуминовского тракта. Пересекли небольшое болото, сразу за плакатом, поднялись на верх и дальше наш путь шёл по тропе, представляющей собой полку шириной несколько метров (это и есть этот тракт), местами заболоченную, местами сухую, но идти по ней легко. Слева течёт речка Ара-Буректай и, по словам Алексеича, в ней есть рыба, но она была далеко внизу и желания туда спускаться особо не было. Начался дождь. До Нухен-Дабана было еще где-то километра 3, но мокнуть еще часа 2 под дождём не хотелось. Решили начать поиск стоянки и не "брать" этот перевал, который на самом деле просто формальный, перепада высот здесь нету. Через 2 километра, форсировав ручей (приток Буректая) и болота на пути, вышли к озеру, из которого вытекает тот самый Ара-Буректай. Левым глазом были замечены всплески на поверхности воды. Не долго думая, уже через 5 минут и после 3-го заброса на блесне забился чёрный сибирский хариус. Тут же было принято решение - стоянка, не важно где, найдем место где поставить палатки. Но к счастью здесь стоянка и оказалась, места не очень, но сойдёт. Трое рыбаков отправились на рыбалку, а остальные принялись за обустройство лагеря. Через час на кукане в лагерь было принесено несколько десятков хариусов и это был отличный подарок нам на конец первой ходовой недели. В солёном и жареном виде он был отличным подспорьем к ужину. Сегодня был праздник живота. Хариусов дожаривали уже при свете костра и ели его сразу со сковородки. Сытые и довольные спать легли под шум дождя по тенту совсем поздно. Сегодня был переход в 10 км, а до Снежной еще чапать больше 20 и впереди еще перевал Байри. Отдыхаем.

8-й день, 6 августа

За ночь погода не улучшилась, почти всю ночь шел дождь и к утру не перестал. Костёр разводили из мокрых дров, но оргстекло в данном случае лучшее подспорье для разведения огня. Приготовили завтрак. Лагерь с трудом вставал. Погода настроения не поднимала. Поели и где-то около начала десятого дождик почти стих и дал нам возможность собраться. По-быстрому свернули мокрые палатки и тент и, одев сырые и холодные ботинки, двинулись вперёд. Через 400 метров прошли Обо перевала Нухен-Дабан и, не снижая скорости и без передыха, прошлёпали больше километра. Тропа больше уже похожа на дорогу, местами даже просматривалась колея. По-видимому здесь раньше ездили вездеходы. Идти хорошо и удобно. Темп явно заметно вырос. Этот первый километр проходит на высоте около 1700м и почти без перепадов, дальше идет плавный спуск к долине речки Барун-Юнкуцук, которая в 4-х километрах дальше. До неё мы дошли к 12 часам. Здесь тропа расходится на два направления. Прямо тропа выходит не известно куда, не проверяли. Мы пошли по левой тропе, во всяком случае GPS навигатор указывал нам это направление. Перебродили мелкий ручей и вышли на перекрёсток звериных троп. Долго не решались по какому из направлений иди и, после разведки, решили идти по нижней. Она оказалась самой натоптанной и где-то через метров 500-600 вышли на основную тропу, которая потом переросла в старую вездеходную дорогу. До этого всё время моросил мелкий дождик и уже очень хотелось солнца. Шлось отлично, почти не было заболоченных участков и поваленных деревьев. К началу второго дождь почти стих и местами начало выглядывать солнце. Впереди где-то должен быть брод через Барун-Юнкуцук и подъём на Байри. В навигаторе была загружена карта этой местности, но с небольшой погрешностью точности. По нему до брода оставалось около километра. Где-то за 300-400 метров до этой точки дорога расходится: прямо - это продолжение вездеходной дороги, а направо и вниз слабо натоптанная, но неплохо читаемая тропа, по которой мы и пошли. С трудом, то теряя, то снова находя тропу, вышли на стоянку, которая находится рядом со старой вездеходной дорогой, которая уходит вниз к реке. Это и оказался тот самый брод. Решили здесь сделать обед, потом перебродить и "брать" перевал Байри. Дождик снова шел не переставая, хорошо, что хоть не поливал, а просто моросил. Всё равно не приятно и холодно. Перекусив, отогревшись немного у костра и чуть просушившись, перешли реку. Отжались, прошли метров 300 и дорога поползла резко вверх. Идти было не очень легко, по колеям вниз бежала вода. На подъёме открылись виды сгоревшей тайги. Кроме кустов и мелких деревьев ничего не было на километры вокруг. Прошли 1,5 километра и, поднявшись на 100 метров вверх, вышли к туру перевала Байри, но он оказался ложным, как выяснилось позже. Довольные, что дальше только вниз, прошли еще 1,5 километра и увидели снова крутой подъем. Дело двигалось к вечеру. Стоянок на Байри нет, сплошные камни. Поднялись еще выше и вышли к настоящему Байри. Здесь высота почти 1700 метров (обед был на 1450). Вид от сюда завораживающий, просто крыша мира. Внизу течёт Барун-Юнкуцук белой тонкой ниткой, облака почти стелются по вершинам сопок, но на часах уже 7 вечера, а стоянок и воды нет. Любоваться времени не было и Диму отправили вперёд на разведку, так как он шёл быстрее всех, найти поляну для лагеря и развести костёр. Он быстро скрылся из виду, а мы начали спуск. Идти вниз оказалось даже сложнее чем наверх. За неделю привыкли работать другие мышцы и ноги стали довольно сильно болеть. Прошли ещё километра 2, стало темнеть. Начали кричать Диму, а в ответ, как говорится, тишина. Кричали каждые метров 100, ничего. Прошли развилку дороги и тропы, уходящей влево, куда мы и планировали пойти, но Дима убежал куда-то вперёд и мы пошли дальше вниз по старой вездеходке. Уже совсем почти стемнело, начали появляться мысли о ночёвке где придётся без ужина, но нам сначала нужно было найти Диму. Собрались с силами после последнего продолжительного передыха (ноги уже почти не хотели идти) и, пройдя метров 200, Дима наконец таки откликнулся и это прибавило нам сил, и мы через минут 15 дошли до него. Поляна была самой худшей из всех стоянок, на которых мы ночевали, но самой желанной и единственной на всем пути от брода через речку Барун-Юнкуцук до летника Байри, до которого нам предстояло дойти завтра. Около поляны есть ручей с не очень чистой водой, но для готовки сойдёт. Позади был самый длинный переход, больше 15 километров и перевал Байри, оказавшийся сложнее Лангатуйских ворот, как нам показалось. Может быть, если бы мы ночевали на том месте, где делали обед и со свежими силами преодолели его, то это было бы наверное проще. Но тогда, еле стоя на ногах, натянули тент, поставили, где получилось, палатки, развели костёр, сделали покушать и под рассказы Димы, как он один шёл вниз, как встретил по дороге оленей, изюбров, и потом достал из рюкзака топор от страха, дабы не встретился еще кто, после ужина рухнули спасть по палаткам. Остался последний переход по очень заболоченной дороге вниз к Снежной.

9-й день, 7 августа

Всю ночь шёл дождь, а под утро усилился ветер и почти повалил наш тент. Вылазить из палаток не хотелось. Погода была мерзкая. С трудом развели костёр, позавтракали и, выкроив минут 20, когда стих дождик, по-быстрому свернули лагерь, оделись в холодную и сырую одежду и двинулись вперёд к речке, куда уже не терпелось попасть. Старую вездеходную дорогу изрядно затопило и часто она походила просто на болото и приходилось обходить эти места по краю, пробираясь через поваленные деревья и кусты. Но идти по воде по дороге было проще, чем через дебри тайги. Иногда попадались и относительно сухие участки. В общем, не смотря на непогоду и болота, всё равно шли довольно резво и уже через час отошли от места ночёвки на 3 километра. До реки по прибору оставалось еще примерно столько же, может чуть больше. С неба постоянно моросил дождик и вокруг с сопок поднимался туман. Ручеёк, вдоль которого шли с подножий перевала, уже перерос в довольно шуструю речушку, которая неоднократно пересекала наш путь, проложив свой путь поперёк дороги в нескольких местах, в которых приходилось его бродить или обходить стороной через кусты, в поисках удобного места для переправы. В-принципе, есть возможность идти по краю склона с левой стороны, там местами просматривается тропа, на которую мы перешли за 3 километра до места запланированного выхода к Снежной. По верху шлось довольно легко и сухо, пресекли необыкновенной красоты луг с различными цветами и тропа дальше разделилась. Самая натоптанная часть опять вернулась на вездеходную дорогу и мы пошли по ней. Опять вода под ногами, но теперь постоянно. По навигатору осталось меньше километра до финиша пешки. Где-то здесь должен быть летник Байри, крыши которого мы вскоре увидели. Последний переход составил 3 часа. Подошли к домикам и увидели небольшую сибирскую баньку и, не долго думая, побежали в лес по дрова, хотя рядом с домиками их хватало, но мы их брать не стали. Дима, как заправский банщик, приступил к своим обязанностям. После тяжёлой пешки банька была как нельзя кстати. Расположились в домиках, в которых было чисто и уютно. В каждом по 6 лежанок и печка, которые сразу начали топить, дабы была возможность просушиться и почувствовать уютность, когда ляжем спать в тепле и сухости. На улице есть печка для выпекания хлеба и стационарное кострище с крюками для котлов. Там приготовили обед и кушали уже в домике в тепле под мирное потрескивание печки. Баньку топили почти 3 часа и пара хватило до самой темноты. Времени осталось предостаточно и на постерушки, и на помывку. Хотя вокруг Байри почти нет строительного материала, строиться решили всё равно здесь, а за "дровами" ходить куда-нибудь, куда узнаем завтра. Рядом течёт небольшая речка, в которой купались после парилки. Она впадает в Снежную метров через 300-400. К вечеру уровень воды в ней вырос почти на пол метра, а может и больше. Дождь стих и решили завтра, не спеша, построиться, переждать высокую воду и выйти 9 августа. В-общем нам предстояли 2 ночёвки в уютных тёплых домиках и трудное задание на завтра - найти стройматериал: хорошую листвягу. После ужина, с ощущением абсолютной чистоты и под топот мышей по полу, крепко уснули.

10-й день, 8 августа

Спалось изумительно. Единственный косяк - за ночь мыши попрыгали по лицу Димы и прогрызли 2 рюкзака, но вроде особо ничего не попортили. Утро не могло не радовать. Светило солнышко и с ближайших сопок шёл пар. За ночь уровень воды в речушке спал до того уровня, когда мы сюда пришли и с каждым часом продолжал падать, о чём свидетельствовала палочка, вставленная в воду еще вечером. Позавтракав, взяли топоры и отправились в лес за жердями для рам. У нас было 3 безымянных двойки катамарана и требовалось почти 3 десятка отборных стволов. Как и предполагали, поблизости смогли найти только несколько подходящих палок и решили прогуляться вдоль Снежной и поискать место, где есть необходимый стройматериал. Такое место нашли, оно оказалось почти в километре от нашей базы, но там была хорошая тропа и уже через несколько часов, сделав несколько ходок, нужное количество было добыто. Этим местом оказался остров, с одной стороны отгороженный от берега небольшой мелкой протокой, на котором удалось насобирать огромное количество подосиновиков. Они оказались отличным подспорьем к обеду, после которого, ошкурив листвягу, принялись к постройке рам, конструкцию которых тщательно продумал и вымерил Алексеич, пока мы стругали стволы. Рамы вязали ПХВ кембриками без гвоздей, дабы дать дополнительную степень свободы в экстренных случаях. Слаженными действиями, еще за светло, 3 ката были построены. Очищенная и прямая лиственница смотрелась очень красиво и брутально. Можно было "идти в бой". К вечеру опять истопили баньку и искупались в прохладных водах речушки под свет звёзд и луны. Уровень воды продолжал падать, что не могло не радовать. Еще вчера после обеда Снежная напоминала бурную грязную речку, несущую ветки и брёвна, а сегодня вода стала почти прозрачной и не терпелось сесть на катамараны и испытать их и себя в водах знаменитой реки. Ведь раньше эти двоечки видели только пороги рек Кольского полуострова и нам предстояло ощутить всю мощь сибирской реки. В натопленном домике ощущался домашний уют и не хотелось от сюда уходить, но завтра выходим на воду и предстояло наверстать как минимум день, потерянный на пешке. Дима и Рома добили последний пар в баньке и уже к полуночи все крепко спали.

11-й день, 9 августа

Подъём в 8. Дежурные уже накрыли на стол. Печку затушили еще вчера вечером, но тепло еще ощущалось. Вся одежда и обувь высохла и была упакована подальше. Достали водное снаряжение (спасжилеты, каски, гидрашки и т.п.), перепаковали рюкзаки для воды и принялись потихоньку доделывать мелкие недоделки на катах. В 10 мы были готовы. Убрались в домиках, баньке и, со словами благодарности тем, кто поддерживает в отличном состоянии эту заимку, пусть их и не было там, спустили наши суда к речушке и в 11 часов вышли в Снежную. Погода стояла изумительная. Вода еще немного спала, но всё-равно была на уровне среднего. Течение в речке приличное и нас несло со скоростью около 6-8 км в час. С первых метров хотелось достать видеокамеру и снимать, снимать, снимать. Необыкновенные красоты, которые почти все видели впервые: сопки, скалы, тайга по берегам, головой крутили не останавливаясь, но вскоре пришлось и поработать. Плёсов на реке нет и препятствия попадаются очень часто и внезапно, только смотри. Первые километры сплава шиверы разной сложности идут одна за одной и позволяют по-тихоньку освоиться. В этом прелесть реки, где сложность нарастает постепенно и даёт привыкнуть. Незаметно пролетали 3 километра и подошли к устью р. Юнкуцук, которую бродили перед подъёмом на перевал Байри. Здесь есть отличная стоянка со стационарной коптильней и баней. Мы решили немного порыбачить. Уже с первых забросов у Романа на спиннинге затрепыхался первый ленок на килограмм. Радости не было предела. Тут же устроили фотосессию, ведь ленка многие видели впервые. Выловили еще несколько хариусов и пошли дальше. Еще через 6 километров решили сделать остановку на обед и половить рыбу около скального выступа рядом с устьем маленького ручейка на левом берегу. Рыбалка оказалась чумовой. Ленок, правда мелкий (от 200 до 600 грамм) клевал исправно и у всех. За час наловили на уху, на засолку и испытали новое блюдо - ленок на рожне (готовка распластанной рыбки на рогатине около костра), которое оказалось очень удачным и дальше его делали каждый день. Вкус при этом получался горячего копчения. Наевшись вдоволь рыбы в разных вариантах и успокоив немного рыболовный азарт, двинулись дальше. Прошли шиверки №6,7 и 8 (еще почти 7 км), и зачалились поразмяться и поглядеть на заимку около устья речки Орто-Оглок. Она оказалась почти заброшенной, выбиты стёкла и грязно. Немного отдохнули и пошли дальше наматывать километры по быстрым и извилистым водам Снежной. Незаметно сделали еще 12 километров и к 19 часам подошли к первому серьёзному препятствию - порогу №13. Это даже не именной порог, а мощь и сложность заставили потратить на разведку и обсуждение траектории движения больше часа. Первыми на камеру показали мастер-класс два Андрея, пролетев по могучим валам и удачно обойдя большие обливники. Остальные экипажи прошли тоже без особых происшествий и где-то через километр ниже встали на первую стоянку на воде. Было уже 8 вечера и хотелось кушать. За этот день прошли 30 километров и почти попали в запланированный график движения. Погода продолжала радовать, дождя не было, светило весь день солнце и было тепло. Комары продолжали не беспокоить. Красота! После ужина с солёными хариусами и ленками, пошли спать. Стояночка оказалась неплохой и спать в палатках, поставленных на ровном песочке, было очень удобно.

12-й день, 10 августа

Снова отличная погода и солнышко потихоньку вылазило из-за скалы, постепенно освещая наш лагерь. Вставать особо не торопились, так как вчера решили поспать на час побольше, но звон мисок к 9 часам всех собрал на завтрак. Сытно покушали и, не спеша, начали собираться. Впереди нас ждали серьёзные пороги и мы основательно готовили наши суда к этому. Вышли в половину 11-го. Прошли устья р. Сайхохтый. По пути катались на высоких валах многочисленных шивер, лавируя между каменюками в воде. Через 2 километра пролетели мимо речки Буректой, в котором в ее истоках на перевали Нухен-Дабан ловили хариусов. Еще через пару километров подошли а ручью Кит-Кит, где встретили группу из Новокузнецка, которая забрасывалась через Баянгол на тракторе. Мы думали мы одни на реке, оказывается нет. Но у них поджимало время из-за высокой воды, которую они здесь пережидали на отличной стоянке. Рассказали как у них выбило гребца из четвёрки на 13-ом. Они проходили его в воду выше нашей больше чем на метр. Поговорив, мы пошли дальше. Сразу за левым поворотом с мощным прижимом подошли к порогу "Калибр" и зачалились на левом берегу с целью осмотра. Порог длиной около 300 метров и в нашу воду хорошо просматривалась траектория движения вдоль левого берега. Пенные котлы смотрелись угрожающе и совсем не хотелось туда лезть и после 40 минутного осмотра первыми как всегда пошёл экипаж Андреев. Опыт сказывается и они сделали всё как по учебнику, пройдя правой гандолой по краям сливов и не задев острых скал слева, в которые влетели Рома с Борей, недоработав перед последним сливом. Но удар на себя приняла рама, сделанная из толстенных стволов и последствий было никаких, кроме перекоса из-за смещения диагонали, который был быстро устранен. Дима и Саша шли последними и уже знали как надо здесь работать и прошли без проблем. В нашу воду этот порог был оценен как V к.с. и все были счастливы, т.к. половина из нас такой сложности пороги еще не ходили. Каты показали себя с неплохой стороны, несмотря на простую конструкцию и их дешевизну. Следующей нашей целью были пороги "Клык" и "Пелота", к которым подошли к 3-м часам дня. По дороге повеселились на шиверах разной сложности. Некоторые из них не уступают по сложности большинству именных порогов рек Карелии и Кольского полуострова. Валы в 1,5 метра и множество камней расслабляться не давали. Вода была всё еще высокая и, как выяснилось ожидаемые пороги не представляли никакой сложностии и были пройдены с ходу. По рассказам Алексеича, когда он здесь был почти 20 лет назад, на "Клыке" они изрядно порвались, но тогда было значительно меньше воды. Дело шло к вечеру и пора было искать поляну для ночёвки. Впереди были "Извилистый" и "Мунгулгольский", до которых оставалось километров 5. Долго ничего путного найти не могли и примерно за пару километров до "Извилистого" высадились на левом берегу перед шиверой №56 (по лоции). Вскоре нас нагнал "Новокузнецк", который тоже искал стоянку. Здесь место неплохое, палатки поставить есть куда. Решили ночевать здесь. После беседы, группа из Новокузнецка пошла дальше. Мы разбили лагерь и пошли порыбачить. Клёв был не очень, но на ужин наловили. Роман опять выловил килограммового ленка, а Саша на торпеду продолжал удачно ловить хариусов. Сегодня остановки на обед не делали и решили сварить супоужин с двойной порцией мяса и поджарить рыбы. Стоянка было на краю белоствольной берёзовой рощи. Тайга напоминала какой-то древний мир с папоротниками. Весело пели птицы. Комар и мошка куда-то подевались и с начала похода нам не докучали. Было солнечно тепло и на небе не было ни одного облачка. Вода в речке становилась чище и прозрачнее и ее уровень падал с каждым часом. Солнце скрылось за сопки и начало потихонько темнеть. Под шум воды и пение птиц разбрелись по палаткам и крепко уснули.

13-й день, 11 августа

Встали в 9. Погода стояла изумительная. Дежурные уже приготовили завтрак - гречневую кашу с маслом и орехами. С вечера оставался солёный хариус, который был тут же "уничтожен". Солнце уже вылезло из-за сопки и осветило наш лагерь. Покушали, собрались и вышли. Вскоре увидели мирно спящий лагерь из Новокузнецка, который расположился справа за скальными "воротами" недалеко от начала "Извилистого". Прошли еще с пол километра и зачалились на левом берегу перед правым поворотом реки, где и начинается этот порог. Долго делали разведку и обсуждали как будем идти. В нем сложного в-принципе ничего нет, за исключение большой вероятности налететь в конце порога на скалу, торчащую посередине реки. "Извилистый" начинается сливом на правом повороте реки перед высокой скалой по левому берегу. За поворотом через 100 метров посередине реки торчат 2 скалы. Первая разбивает поток на 2 струи. В нашу воду мы решили идти по правой с резким траверсом влево в обход второй скалы. Вариант без траверса, пройти справа от второй скалы был отменё из-за большой вероятности налететь на мощнейший прижим под скалу с острыми зубьями. После часа с лишним обсуждений и осмотра, расставили операторов и первыми как всегда пошли Андрюхи. Первый слив перед порогом особой трудности не вызвал, но в сам порог они вошли чуть не точно, не удалось пересечь струю и кат навалило на вторую скалу, сломало весло у правого гребца и чуть не кильнуло. Это был трюк "мотоцикл с коляской", как потом комментировал Алексеич после. Остальные экипажи прошли чётко и без происшествий. Буквально за следующим поворотом начался один из сложнейших порогов на Снежной - Мунгулгольский каскад. Мы зачалились на правом берегу и пошли смотреть. Уже с первых метров было принято решение - обнос. В такую воду порог был просто опасен. Несколько ступеней и мощные пенные котлы. Длина каскада около 400 метров а перепад высот несколько метров. Перед последней ступенью есть отличная стоянка, куда мы перенесли наши вещи, а катамараны решили не нести по хорошо натоптанной тропе, а провести по правому берегу по воде. Справа в Снежную впадает ручей Мунгул-Гол и в его устье образовались широкие разбои, по которым можно провести суда почти до последней ступени. По тропе с катами идти не удобно, она узкая и сильно виляет. Где-то к часу дня закончили обнос и решили сделать обед. Когда начали варить суп, нас снова догнал Новокузнецк. Они шли на катамаране "Кулик"-двойка и на огромной четвёрке. Не долго думая, они тоже принялись переносить вещи. В суводине после бочки около стоянки, в перерывах между купаниями Димы, Саша удачно ловил хариусов, правда небольших. Около кострища есть стационарная коптилка. Обносить дальше мы не стали и последнюю ступень шли от обеденной стоянки, благо она оказалась не сложной. Было также решено начать искать хорошую, просторную поляну с целью устроить днёвку с баней. Мы уже были в графике и решили расслабиться и помыться. Буквально за правым поворотом такое место было найдено. Справа большой песчаный пляж, слева высокая скала с пещерами. Место оказалось отличным. На берегу уже была построенная каменка для бани, правда требующая ремонта. Мест для палаток куча. В-общем красота, лучше не придумать. Затащили подальше катамараны, поставили палатки, развели костёр и начали обустройство лагеря. Сделали стол из ольховых жердей, спилили сушняк и сделали скамейки. Боря пошёл в лес на поиски сухих дров для завтрашней бани. Прямо около стоянки было полно лисичек и брусники. Через час на костре жарилась сковородка с горкой грибов. Алексеич забодяжил брусничного зелья. Пока жарились лисички, мы немного подловили рыбки на ужин. На уху пошёл пойманный Романом ниже по течению еще один килограммовый ленок и куча хариусов, которых очень продуктивно ловил Саша на муху. На засолку тоже хватило. Саша умудрялся ловить харюсишек везде, так что мы постоянно на завтрак, обед и ужин баловали себя солёной филейкой из хариуса. Ужин получился почти полностью из подножного корма - уха, жареные лисички, солёная рыба и чай с брусникой. Добавкой были сухари с салом, печенье и оладьи, которыми нас угостили туристы из Новокузнецка, которые вскоре прошли мимо нас и дальше потом мы их не встретили. Выпили за удачное прохождение сегодняшних порогов и за разговорами незаметно стемнело. Под привычный шум воды уже в темноте легли спать.

14-й день, 12 августа (днёвка)

Утро снова было чудесным. Наша поляна полностью освещалась солнцем, было очень тепло. Дежурные сделали лёгкий завтрак и после него гурьбой принялись за строительство бани. Отремонтировали кладку, начали топить, изготовили каркас из ольховых жердей в виде купола, сделали лавки, навязали веников. Сбегали в тайгу за лисичками и брусникой, которых было не счесть. Пока калились камни, Дима с Саней переправились на левый берег с целью разведать пещеры, но "живые" камни повсюду и опасные осыпи заставили их вернуться. Рыбалка заметно стихла, по-видимому основную массу мы повыловили и клевать стала заметно хуже, но перед мушками Саши редкий хариус мог устоять. Снова на обед была целая сковородка жареных грибов. Баня удалась на славу, хотя плохой она не может быть. Купание в прохладной воде этой замечательной реки после жаркого веничка было неописуемо приятным. Чистые, свежие и очень довольные сели за стол, где уже ждали нас лисички с макаронами, брусничный компот, солёненькая рыбка и сало с сухарями. Отдохнули замечательно и, как только стемнело, расползлись по тёплым спальникам.

15-й день, 13 августа

Нам просто везло. С начала сплава мы уже расслабились и не ставили тент. Погода продолжала нас баловать. Опять тепло и почти ни одного облачка на небе. За вчера набрались сил и уже хотелось снова впрыгнуть в упоры катов и вперёд. Позавтракали. Саша предложил снять с воды крупным планом прохождение ближайшей шиверы. Наша стоянка находилась перед плавным правым поворотом. Дима лёг посередине катамарана Бориса и Романа и на выходе с поворота сделали хорошие кадры на старенькую VHS камеру. Потом он вернулся по просеке, которая начиналась как раз там, где мы зачалились и заканчивалась в нашем лагере. Подождали 10 минут, пока Дима и Саша нас догонят и через 20 минут подошли к порогу №65. Здесь реку сжимают с двух сторон невысокие скалы. Минут 30 потратили на осмотр. Он состоит их 4-х ступеней. Голубев и Кропачёв шли по основной струе почти по центру, оставив с правого борта два последних пенных котла. Первые два слива миновать не возможно и, набрав высокую скорость на входе, прошли удачно. 2 других экипажа повторили абсолютно одинаковые ошибки, налетев на обливник во второй ступени, которую хотели пройти левой стороной. Получился разворот на 360 градусов, но без последствий. Камень был гладким и инерции ката хватило, чтоб с него слететь. Дальше медленно, но верно, прошли вдоль скалы левого берега остальные 2 ступени. Через 4 километра прошли мимо Зун-Сайбакта, который впадает в Снежную слева, а через 500 метров на речке Цаган-гол решили немного порыбачить. Дима сразу залез в кристально чистую воду этого ручья, который с высоты бирюзовой струйкой впивается в реку. Саша достал спиннинг и свою торпеду с мухами. С первых забросов стало ясно, что это место облюбовали хариусы, которые жадно хватали мохнатые крючки, не ожидая, что станут нашим обедом. Один раз даже удалось поймать сразу 3 рыбины, потяжки которых по началу походили на поклёвку приличного ленка. Почему-то на блесну здесь почти не клевало. Время подходило к обеду и экипаж дежурных, два Андрея, пошли вперёд с целью найти полянку и приготовить покушать. От сюда было хорошо видно 76-ю шиверку, которую они без проблем прошли прям по центру. На видеокамере Романа закончилась кассета и с мыслями, что вот он обед за поворотом и там на воде ничего сложного нет, положил ее в герметик и неплотно закрутил. На 65-м делали страховку и по этой же причине (лень-матушка) "морковку", как впрочем и 2 дорогих спиннинга просто засунули под верёвки, которыми держались рюкзаки на раме. Стояла отличная погода, мы расслабились. Боря и Рома сели на свой кат и пошли в сторону обеда. Они поддались течению, чего делать не стоило, и их снесло чуть левее к высокой скале. По их рассказам, впереди ничего не было. С берега Дима увидел, как над водой взлетели гондолы серым вверх (это обратная сторона) и в течении 20 секунд катамаран болтало на месте. Было видно Борю, который ухватился за него и, как он потом говорил: не отпущу, куда на х**, впереди куча мощных шивер. Что могло бы случиться с судном и рюкзаками, даже подумать страшно. У Романа, ударив по голове одной гондолой и немного притопив, сорвало каску. Он всплыл в нескольких метрах дальше, увидел плывущее второе весло, схватил его и потом вылез на скалу на левый берег. Боря, когда кат выплюнуло, пройдя метров 150, перебрался на нос, отвязал чалку и поплыл к правому берегу. Там пытался затормозить его вручную, но не удалось, пока не встретил на берегу деревце, за которое быстро 2 раза обмотал конец верёвки. И только тогда катамаран пристал к берегу. Дима и Саша сняли со скалы Романа, удивлённо спрашивая как это случилось, спокойно пройдя тем же путем эту шиверу, как и Андрюхи. Подошли к Боре и вместе поставили кат "на ноги". Катамаран был в перевёрнутом состоянии около 20 минут. Потери: 2 спиннинга, спасконец (уплыл и не нашли, хотя он оранжевый и видели в районе "обеда"), дорогая видеокамера Panasonic (вода просочилась в герметик, она промокла и перестала работать, сушка не помогла, починили уже в Калининграде), каску успели поймать перед порогами. Отсюда вывод - на воде НЕЛЬЗЯ расслабляться, особенно на такой. Она ошибок почти не прощает. Боря и Рома, после того, как вернули в нормальное состояние свой катамаран, переплыли на левый берег и пошли пешком посмотреть на место своего оверкиля. Сверху скалы ничего серьёзного не было видно, но есть очень мощная обратка и небольшое вздутие воды около скалы. По их рассказам, они шли и внезапно на ровном месте, как будто упёрлись в бетонную стену, и тут же их развернуло на 90 градусов и мгновенно положило через правый борт. Всё произошло за 2 секунды. Вот так бывает. Также прошёл проверку GPS навигатор Garmin MAP 60Csx. Он был под водой около 2-х минут и на экране только появилась надпись "Потерян сигнал спутников", не удивительно. Очень плохо проявил себя страховочный жилет у Романа. По его рассказам, он абсолютно не держал на воде, хоть и рассчитан был на 120 кг. Может сильно вмешалось обратное течение, но всё равно было решено на будущее покупать другой, а этот оставить для домашних рыбалок. В-общем, через час с лишним, после ухода Андреев от нас, мы с ними соединились. Уже 5 раз кипела вода. Около ручья было наловлено много хариуса и сделали уху, насолили литровую банку филейки и еще кучу поджарили. Роман и Борис, пока всё это готовили, сушили и перепаковывали вещи. Солнце светило очень ярко и было даже жарко. На раскалённых камнях всё очень быстро высохло. Катамаран в этой непонятной бочечке немного потрепало и пришлось перевязывать несколько вязок на раме. Наелись рыбы от пуза. Уже шёл шестой час. До водопада оставалось меньше 4-х километров и смысла идти до него под вечер не было никакого и мы решили искать стоянку на ночёвку. По дороге с ходу прошли несложный порог №77 и несколько шивер. Встали на правом берегу на каменистом пляже почти напротив ориентира "белая верхушка скалы". Это мраморный выступ, довольно широкий, не менне 100-150 метров (на глаз) на почти полуторакилометровой (относительно уровня моря) хребте на левом берегу реки. На поляне обнаружили свежайшие следы оленя, которого мы наверное спугнули. Мест для палаток полно, подальше от воды камней почти нет и сплошной песочек. Попытались половить рыбку, клевала, но плохо и то, только одна мелочь. Река тут течёт относительно не быстро и нет больших камней в воде. Есть небольшая заводь, куда мы зачалились. Здесь правый берег низкий и, наверное по-этому, это было единственное место, где нас за весь поход побеспокоили комары, которые, впрочем, вскоре исчезли, как начало темнеть. Ужин сделали почти к сумеркам. Как кентавры с фонариками на лбу, долго сидели у костра и обсуждали все происшествия. Эмоции захлёстывали. В кромешной темноте пошли спать.

16-й день, 14 августа

Не хочется повторяться, но мы чем-то угодили природе. Снова солнечно, и тепло. Встали раньше на час, вскоре после дежурных. Впереди был самый сложный участок с обносом, так как мыслей о прохождении "Жабы" и "Снежинки" у нас не было. Про "Прыжок белки" умолчим. Позавтракали и вышли пол десятого. Прошли несколько шивер порожистого типа. Дима и Саша немного подотстали, снимая местные красоты. С наплыва с права увидели устье Кит-Кита, около которого река резко поворачивает налево и видны брызги и пена порога №84 ("Кит-Китский"). Зачалиться на право не успели из-за высокой скорости воды. Экипаж Андреев шёл впереди метрах в 50-и. Их манёвр чалки на струе под левым берегом был неожиданностью для Романа и Бориса, так как река здесь поворачивает налево, а они шли как раз под левым берегом и за скалами их не было видно. Стоило больших усилий и прыжок Бориса с ката в воду с целью затянуть судно к берегу и не врезаться во флагманский экипаж. Течение под левым берегом довольно сильное и второй катамаран навалился на первый и притопил на половину левую гондолу. Кропачёв Андрей уже пятками сидел в воде и его баллон прыгал на течении. Через несколько минут из-за поворота выскочил третий катамаран и, соблюдая правило - чалитья перед всеми, попытались совершить этот манёвр. Они подлетели, но зачалитья не успели и Саша своей длиной рукой попытался схватить за раму катамарана Бориса и Романа. Скажем, ему это удалось, но вода то сильная. Его вырвало из упоров и он повис на руках в воде, болтаясь в струе. Дима, оставшись один, не запаниковал и, взяв себя в руки, очень хладнокровно и удачно прошёл этот порог и его, в суводине, уже вылавливал "морковкой" Саша, выскочивший из воды как пуля с мыслью: там же дальше совсем скоро водопад, а Дима один. Удостоверившись, что всё нормально, остальные по очереди прошли этот порог без проблем. Уже за следующим плавным правым поворотом мы вошли в каньончик и через 200 метров подошли к водопаду. Он находится на резком левом повороте реки. Перед ним река зажата скалами с обоих сторон и в конце этого ущелья на кустах видны сигнальные указатели - цветные пакеты и бутылки. Чалиться надо сразу на правый берег и затем провести или перенести катамараны через невысокий скальный выступ, который образует небольшую бухточку за ним. От туда видно начало широченной тропы обноса, которая резко уходит вверх по крутому склону. Мы затащили наши суда на песчаный берег бухточки и пошли смотреть знаменитый каскад. Мощь воды поражает, сплошная пенновоздушная смесь. Вода с грохотом несётся по двум протокам с высоты около 10 метров. Даже страшно подумать, что его некоторые пытались идти, судя по запискам, которые мы нашли в конце обноса, но об этом позже. Из фото-видеотехники у нас осталась только VHS камера у Саши (фотик был разбит на пешке, а цифровая видеокамера приказала долго жить после оверкиля) и было обидно, что не удалось в полной мере запечатлеть эти красоты. Основную съёмку вели на стерео визиры, которые у каждого были всегда при себе с почти бесконечным запасом памяти. Ну что ж, есть еще один повод сюда вернуться. Минут 20 разглядывали это творение реки, потом Боря и Рома вернулись к катам, разгрузились, схватили по рюкзаку и пошли в конец обноса. Тропа сначала резко идёт вверх градусов под 45, где нужно аккуратно ступать, чтоб не соскользнуть вниз по скользкому песочку и мелким камешкам. Она срезает правый поворот реки, после которого находятся два порога шестёрки. На пути встречаются огромные поваленные кедрачи поперёк тропы. Пару раз она то спускается вниз, то подымается вверх, огибая береговые сопки. Идти легко. Тропа сильно набита туристами и похожа больше на трассу, шириной несколько метров, и катамараны можно нести параллельно земле. Длина обноса оказалась 900 метров и в конце есть неплохая стоянка, правда за водой нужно ходить вниз по крутому склону метров 30. Пока Борис с Романом ходили с рюкзаками, остальные прошлись к "Жабе" и "Снежинке". Много потратили времени на их осмотр и видео съёмку. На повороте после водопада есть еще одна неплохая стоянка с баней, где нашли продукты, оставленные группой, которая здесь не так давно была. У нас запас еды был ограничен и мы решили взять 2-х литровую бутылку гречки, которая нам показалась съедобельной. Около часа дня мы все соединились, поделились впечатлениями об этих порогах и продолжили обнос, который закончили около 3-х. Дальше идти не стали, время у нас ещё было и решили сегодня отдохнуть и попытаться добыть шишек, которых было довольно много видно в кроне кедров. На стоянке нашли пятилитровую бутылку из под Henesy, на треть заполненную записками групп. Около часа потратили на увлекательное чтение. Некоторые записки содержали такого рода текст: "прошли всё, кроме водопада - не успели". Хорошее чувство юмора или нет, это никто не знает. Есть записки с информацией о прохождении "Жабы", "Снежинки" и даже "Прыжка белки" - смелые люди. Обнаружили записку и группы из Новокузнецка, которая в письменном виде передала нам привет, было приятно. Большинство групп забрасываются на Снежную через посёлок Баянгол на тракторе, некоторые идут пешком, как мы, и совсем богатые на вертолёте до летника Байри. Рядом с поляной лежал молот для добычи шишек, которым решил воспользоваться Саша и, скажем, весьма успешно. На вечер мы превратились в бурундуков. На ужин сварили найденную гречку (почти всю) с двойной порцией мяса. Мы по утрам питались порционной кашей, в пакетиках которая. Эта на вкус оказалась гораздо лучше и насыщеннее. Наелись до отвала. Пытались искать грибы и ягоды вокруг - бесполезно, их почему-то нет. Рыба тоже особо не хотела клевать. По сравнению с рыбалкой в верховьях, рыбы просто не было. Но Саша всё же на утреннюю порцию на засолку наловил. Потихоньку дело двигалось к вечеру и, доев в темноте под свет костра последние шишки, разошлись по палаткам переваривать физическую и духовную пищу.

17-й день, 15 августа

Лагерь зашевелился в 8 под стук половника по тарелке. Солнце через иголки кедров и ёлок освещало нашу травянистую поляну, похожую на лужайку для гольфа. Под корнями мощного кедрача лежала бутылка с записками, которые мы читали вчера и, следуя туристической традиции, написали свою. В ней описали наш маршрут, состав группы, дату и бросили ее внутрь. Будет приятно ее почитать в следующий раз, если конечно эта бутылка сохранится. Собрались и спустили по верёвки наши каты вниз к реке. Вышли в 10. После водопада Снежная почти везде течет зажатая между скалами и очень быстро. Почти от стоянки начинается веселье, пороги 91 и 92, но их прошли без осмотра. Флагманский экипаж опытных Андрюх был ориентиром, и мы шли почти под копирку, что на порядок упрощало нам задачу. Вскоре прошли слева речку Ара-Буректай, которая широким и мелким каменистый разливом вливается в Снежную. Очень красиво выглядят высокие скалы, в которые втискивается река, местами образуя мощнейшие прижими и сильные обратки, в одну из которых угодили Роман и Боря, и выйти от туда удалось только упёршись изо всех сил, цепляясь руками и вёслами за правую стенку скалы. В нескольких метрах с сзади бурлила и вспучивалась огромная подушка, в которую затягивало катамаран. Довольно сложным препятствием на пути у нас дальше оказался порог №99. Сходу его идти не рискнули и делали осмотр по правому берегу. Обойти его где-нибудь по "язычку" не представлялось возможным, по-этому было решено идти в левый слив высотой больше метра на максимальной скорости. В правый (здесь посередине лежит огромный валун, который делит поток на 2 части) мы лезть не рискнули, так как есть высокая вероятность вмазаться в "трамвай", лежащий в конце порогоа справа, да и перед ним хватает неприятных бочек. Перед порогом была возможность разогнаться, по-этому, хоть и с приличной придержкой в бочке, мы вполне удачно миновали это препятствие и плавно вошли в каньон "Красный". Незабываемое впечатление оставили высоченные скалы по берегам, сильно сжимающие реку. Вода была очень прозрачной, но местами дна не было видно, огромная глубина. Много ручьёв впадает в реку с кристально лазурной голубой водой высокими водопадиками. Очень хотелось заснять на камеру всё это великолепие, но наши суда несло сильным течением и безопасно почти негде было пристать. После "Красного" начинался напряжённый участок реки, который не давал нам расслабиться ни на секунду. Это был каньон "Мрачный", который оправдывает своё название. Он очень красив и коварен. Очень удобно и несложно идти за опытными Андреями, почти копируя линию движения. Но иногда появлялась мысль: плёсик бы небольшой, отдохнуть. Особенно неприятной оказалась 106-я шивера на выходе из каньона. Её шли без осмотра как и всё предыдущее. Нет возможности смотреть препятствия в нем из-за высоких скал. Андреи почти всё прошли чисто. Боря с Романом нацепляли по пути обливников и пару раз сваливались полулагом в бочки, но удачно. На выходе из шиверы справа есть мощнейший прижим под выступ скалы. Он очень опасный и в него угодили Дима с Сашей. Их кат зажало под нее и постепенно притапливало левую гондолу. Они сделали несколько попыток вылезти из него, но они только усугубляли положение. Через пару минут "поехали" вязки рамы и левый баллон затянуло под воду и катамаран оказался вверх брюхом, скинув с себя экипаж. В тот же миг его выплюнуло из под скалы. Дима и Саша предполагали, что киля не избежать, и были к нему готовы. Уже через пару минут они оба вскарабкались на катамаран и грябали к правому берегу, где в речку впадает небольшой ручеек. Кроме разбитой катушки спиннинга о подводные камни и слегка подмоченных вещей, больше последствий никаких. Было около 12 и решили по этому поводу сделать ранний обед и немного просушиться. Прошли ниже метров 250 и на плавном правом повороте зачалились на правый берег. Там есть стояночка, на которой явно недавно кто-то ночевал. Развели костёр и поставили кипятиться воду. Побегали вокруг и насобирали охапку грибов. Сварили очень вкусный грибной суп с добавлением бульонных кубиков. Покушали, попили чаю с шиповником. Саша с Димой привели в порядок своё судно и мы около 2-х отчалили. Впереди оставалось одно мощное препядствие - это 112-й, порог "Бабья радость". Сегодня идти его не хотелось, наслушавшись рассказов о нём от Голубева Андрея. Типа: мало кому удавалось пройти последний слив не вверх тормашками, лучше с утра со свежими силами. По отчётам вроде где-то в районе речки Чернушки должна быть стоянка, но дойдя до нее, мы ничего не обнаружили. Шли вперёд, оглядывая окрестности в поисках подходящей поляны, но на пути были только скалы, шиверы и несложные пороги. По карте вскоре уже должен быть 112-й, а нормальных стоянок всё нет. По пути разок останавливались на песчаном пляжике поразмяться и порыбачить. Где-то около начала пятого проскочили порог, идентифицированный как скорее всего 111-й, на выходе из которого посередине реки торчит скала в форме мужского достоинства. Роман высказал предположение о причине названия следующего порога в честь этого каменюки, но это шутка. 112-й предстал перед нами буквально через несколько минут. Мы зачалились на правом берегу. Снежная здесь расходится на два рукава, образуя посередине длинный остров, поросший лесом. Левый берег образуют отвесные скалы, а правый состоит из огромных валунов, обточенных дождями и паводками до причудных форм. Правая протока после осмотра была отнесена к категории непроходимой из-за огромной россыпи больших камней на выходе и отсутствующего коридора между ними. Вдобавок угрожающе смотрелись мощные пенные котлы на входе в нее и лежащие в ней огромные глыбы. Спустились вниз к знаменитой выходной бочке. В нашу воду справа был отличный проход по языку. Главное, чтобы в него попасть. Сам слив смотрелся угрожающе. Река всей водой здесь падает с плиты шириной около 7-8 метров. Высота слива больше метра. Левую протоку смотреть не стали. По описаниям обычно идут по ней и мы решили поступить так же. Из далека с места слияния проток были видны несколько мощных бочек и прижим к скале левого берега. Нормальной стоянки около 112-го не нашли, но здесь много смородины и малины. Было еще светло и, после обсуждения, было решено идти на неразгруженных катамаранах по левой протоке с уходом после слияния с правой под правый берег и миновать финальный слив по языку, опять же справа. Саша стал с единственной уцелевшей камерой в походе на огромный валун недалеко от финальной бочары. Заход в протоку прост, уклон реки сначала небольшой, потом плавно увеличивается и дальше приходилось маневрировать между локальными бочками до очень мощного прижима к левой стенке. Первыми шли, как всегда, наши первопроходцы. Протоку миновали успешно, но точно зайти в слив через мощный бурноток не удалось и левой гондолой зацепили его. Этого было достаточно, чтоб притопить катамаран по раму, но пару мощных гребков помогли выскочить им из "плена" и зачалиться потом в бухточку справа за грядой огромных камней. Следом за ними шёл экипаж Бориса и Романа. Отдав почти все силы в борьбе с бочками, прижимом, сливом около метра перед слиянием проток, в который они залетели полулагом (хорошо без последствий) с выкриками неприличных фраз, они пересекли струю на правый берег и, руководствуясь хорошим ориентиром (торчащий зуб справа от финальной бочки), чисто прошли по языку и присоединились к первому экипажу, стоящему рядом на страховке. Дима и Саша видели нашу траекторию движения и уже почти без проблем тоже прошли этот, без сомнения, один из мощных и интересных порогов на Снежной. После него сложного на реке почти ничего нету и она начинается потихоньку расширяться, скалы по берегам уменьшаются, а горы отступают. Вскоре на пути начали встречать по берегам отдыхающих туристов на резиновых лодках. Не дойдя буквально пол километра до устья речки Селенгинки, слева нашли отличную стоянку, где и решили заночевать. По обеим берегам реки идут очень натоптанные тропы, по которым ходят местные и приезжие туристы пешеходники. Вдоль тропы вверх от стоянки нашли много грибов (белые и подосиновики). Они были поджарены и послужили хорошей закуской к тосту у костра за удачный, полный на события и очень интересный ходовой день. Перед ужином очень удачно провели операцию по сбору кедровых шишек с использованием 2-х метрового бревна, на что потратили около часа. Спать легли рано. На завтра запланировали радиалочку на знаменитые верховые Соболиные озёра, из которых вытекает речка Селенгинка. А также хотелось бы посетить водопад "Грохотун" на притоке Селенгинки речке Грохотуха.

18-й день, 16 августа

Подъём как обычно. Мы уже привыкли к отличной погоде и она продолжала нас баловать. Уже давно не видели дождя, что не могло не радовать. Позавтракали, собрали лагерь и уже через несколько минут подошли к устью Селенгинки. Зачалились у небольшой стоянке на мысу правого берега и, оставив Андреев на месте, которые не выразили особого желания прогуляться, выдвинулись посмотреть на местную достопримечательность - Соболиные озёра. По навигатору до них было около 3,5 километров, а местный рыбак, встреченный нами около стоянки, сказал, что идти туда 45 минут с рюкзаком. Послушав его, взяли с собой пару спиннингов и пошли по хорошо натоптанной тропе вверх по левому берегу Селенгинки. Тропа сильно виляет, огибая рельеф местности и завалы из деревьев. По пути пришлось "взять" пару довольно высоких бомов с некрутыми подъёмами, но мы шли налегке и особой проблемы это не составило. Чуть больше, чем в полутора километрах от устья, через Селенгинку МЧС-овцы не так давно построили подвесной мост. Выглядит он довольно мощно, с растяжками во все стороны, но ходить по нему было всё равно чуть-чуть стрёмно. Долго разглядывали его и мощный порог под ним, который мы приняли за водопад "Грохотун", не посмотрев на карту и не увидев, что он находится в другом месте. Порог грохочет так, что было легко принять его за "Грохотуна". По мосту постоянно туда-сюда курсировали маленькие группы туристов. Мы шли по левом берегу, а мост соединяет его с правым и тропой, которая идёт вниз вдоль Селенгинки к Снежной в сторону посёлка Выдрино. Чуть ниже моста в конце порога было много местных рыбаков, которые ловили хариуса на поплавочную снасть с мухой. По-началу мы немного неправильно сориентировались и перешли на правый берег, и получилось так, что пошли назад. Потом вернулись и нашли выход на тропу левого берега в сторону озёр. До них от моста, как выяснилось, 1,7 км и 40 минут ходу. Не зря туда ломятся толпы туристов. Озёра изумительной красоты с кристальной водой и изумительным видом на прилегающие горы. Вокруг них есть отличная тропа и много стоянок. Мы немного попытались половить рыбку, раздевшись до гола и загорая на тёплом солнышке, но, кроме малыша-харюсишку, поймать ничего не удалось. Вода была холодной, но отказать себе в удовольствии искупаться в этих озёрах мы не могли. Вокруг стоянки есть большой малинник, в котором мы как медведи провели около получаса, изрядно опустошив его. Было около часа дня, суббота, и тут повалили туристы группа за группой. Мы, не спеша, оделись и пошли обратно. Путь назад занял около полутора часов и было странно, как это местные доходят туда за 45 минут с рюкзаками. Наверное тот рыбак, который нам об этом сказал, немного перепутал и забыл прибавить еще час. В общем, по показанию навигатора до озёр 3,5 километра без учёта перепад высот и мелких поворотов. И желающие туда прогуляться, а в этом есть смысл, должны рассчитывать минимум на 4 часа свободного времени. У нас ушло 5, хотя планировали обернуться за 3. По этой причине мы решили не идти сегодня никуда и заночевать на отличной поляне справа, зразу после устья Селенгинки на верху обрыва. До Выдрино оставалось несколько часов ходу, а у нас еще целый день в запасе. Было принято решение завтра выйти в Байкал, найти место для антистапеля и договориться с кем-нибудь о выброске до Слюдянки. Наш паровоз идет вечером 18 числа. Поэтому в тот день посвятили сбору шишек, которых оказалось очень много в окрестностях нашей стоянки. Как и днём раннее в этом помогло бревно, которое лежало около костра. Пару кедров удалось потрясти, забравшись на них. В итоге, натрясли около 10 килограммов шишек, было что взять домой. Через наш лагерь проходила тропа в сторону озёр, по которой до самого вечера шли группы туристов. Было также замечено, что там орудовала "банда" бурундуков, которая не давала лежать на земле шишкам больше 10 минут. Саша этим воспользовался и на приманку в виде нескольких шишек удалось снять хороший кадр крупным планом. Наш завхоз немного напутал с количеством ходовых дней (запланировано продуктов на 18 вместо положенных 20) и на завтрак уже этого дня не было сладкого и в добавок оказалось, что мало взяли сахара, который почти закончился еще несколько дней назад и выдавался уже строго к каше по утрам по чайной ложке, и к чаю по такой же дозе. Но большое количество рыбы, грибов и ягод, помогли кое-где сэкономить продукты и последняя наша обычная еда почти закончилась тем вечером. Но еще оставалось недоеденным мясо, сало и сухари. Короче, продукты ушли почти в ноль. Эти 2 дня наверное бы остались. А вот сахар надо было запланировать побольше (5 кг на 6 человек на 18 дней нам не хватило). Но на следующий день мы будем в Выдрино и там уже есть магазины и цивильная еда. С мыслями о том, что завтра будем покупать себе на обед и на ужин на последок, легли спать.

19-й день, 17 августа

Встали как обычно. К 9-ти дежурные доварили последнюю гречку и пригласили всех к "столу". Выяснилось, что Андрей Голубев почти не ел сладкое весь поход и как бурундук откладывал орехи и конфеты на потом. Его запасы, которыми он в конце поделился с остальными, были праздником на завтрак. Быстро после трапезы собрали лагерь и в 10 вышли. Река быстро несла нас по своей широкой долине. По берегам постоянно меняется растительный мир. То берёзы, то кедры, то ольха, то тополя, то кусты. До самого Выдрино ничего серьёзного на реке нет, только шиверки и перекатики. По пути 2 раза встречали аэрокатер, который возил туристов на начало тропы к Соболиным озёрам. Мы пару раз делали остановку, чтоб поразмяться. К началу первого подошли к железнодорожному мосту через Снежную. Перед ним справа есть неплохая травянистая поляна, где можно разобраться и просушиться, но мы хотели выйти в озеро Байкал. Оставив 2-х человек около катамаранов, остальные пошли в деревню за продуктами и найти водилу с микриком. Асфальтовая дорога проходит в 100 метрах от этой поляны. Местная ребятня нам подсказала, где магазин. Он, точнее их там было два, находится за железнодорожной станцией метрах в трёхстах, а сама станция в километре от моста. Идти туда надо сначала по асфальтовой дороге и на правом ее повороте пойти прямо по грунтовке между домами. Эта дорога выходит прямо к перрону, на котором можно купить копчёного омуля, как, впрочем и на любой остановке в сезон его ловли. Найдя магазины и сделав им дневную выручку, мы пошли назад. Естественно, мы не могли отказать себе в удовольствии попробовать знаменитой байкальской рыбы и прикупили немного на ужин. Не дойдя 200 метров до трассы, на просёлочной дороге встретили микрик. Мужик долго не "сопротивлялся" и за 1500 рублей мы договорись, что он нас заберёт на следующий день с пляжа на мысу Снежный, где отдыхает почти всё местное население. Обменявшись номерами мобильных телефонов, мы вернулись к реке, где нас ждали Андрей и Саша. Погрузили пакеты с продуктами, и не только, на наши катамараны и пошли в сторону Байкала, на котором никто из на ещё не был. По воде до устья чуть больше 4-х километров и в 15 часов мы вышли в Легендарное Море. Река Снежная до устья является границей между Бурятией (посёлок Выдрино) и Иркутской областью (деревня Новоснежная) и между ними есть только одно сообщение - старый подвесной мост. Очень хотелось под конец похода найти где-нибудь баньку на берегу реки и договориться об ее "аренде" на пару часов, но как то не срослось, о чем и предупреждал нас водитель, с которым мы договаривались о выброске, что бань в деревнях почти нет, по причине бичей, которые селятся в них и после которых их (бани), обычно сжигают. Выйдя в Байкал, мы повернули направо, пересекли бухту, и начали искать место, где зачалиться. Начал подыматься ветер и вместе с ним расти и волны, которые с шумом обрушивались на прибрежные камни. Выбрав место, мы по очереди на волнах выскочили на берег. Затащили катамараны на траву около дороги, которая проходит вдоль всего берега и начали неспешно разбираться. Вскоре на горизонте показались тучки, от которых мы уже подотвыкли, и сразу установили тент. Рядом развели костёр, насобирав вокруг немного хвороста, а в качестве основного горючего в ход пошли рамы от наших судов, так как нормальных дров в округе просто нет. На ужин приготовили суп из целой курицы с макаронами. Хотелось ещё картошечки, но ее в посёлке не нашли. Супчик получился очень даже. Пустили по кругу "комсомолочку" в прикуску с солёными огурчиками со словами благодарности Андрею Голубеву и всем за очень классный поход. Через некоторое время к Голубеву (он был руководителем) со словами "как же так в самом конце порвал баллон катамарана, наверное когда на волнах чалились" его на берег позвал Борис. Ни о чём не подозревая, он пошёл посмотреть, ну а дальше дело техники и, по общепринятой традиции, он, как впрочем и все в этом участвующие, искупались в водах Байкала. Весёлые и довольные, что вот, наконец поход окончен, пошли к костру сушиться. Тем временем усиливался ветер и начал накрапывать дождь. Попрятали под тент все вещи и тут ливануло как из ведра. Вытер дул со страшной силой и поднял на Байкале такие волны, что не часто и на Балтике встретишь. Начало темнеть, но дождь продолжал лить, а ветер то и норовил порвать в клочья наш тент. Зная о близости цивилизации и всего, что с этим связано (местное население, которое не прочь взять, что плохо лежит), упаковали все, что можно унести, в рюкзаки и положили под пологи палаток. Документы, деньги и билеты были у каждого на шее в гермокошельках под майкой. Всю ночь страшно шумели волны, разбивающиеся о прибрежные камни. Ветер пытался разорвать тент, но привязанный во многих местах к земле, кустам, деревьям и вёслам, он устоял. Спалось всё равно отлично.

20-й день, 18 августа

Встали пораньше, вместе приготовили завтрак, покушали от пуза (вчера набрали кучу еды) и продолжили собираться. Интересная погода в Прибайкалье. На утро погода просто чудесная. На озере полный штиль, как будто и не было никакого шторма. Только вода около берега представляла собой смесь из водорослей и ее приходилось отстаивать в котле и потом медленно переливать. Тучки мал по-малу рассеивались и из-за гор подымалось солнышко. Лагерь зашевелился. Всё было мокрое и хорошая погода была как нельзя кстати. Удалось всё постирать, высушить и упаковаться. Ровно к часу, как мы и договаривались, приехал водитель. Мы погрузились и поехали в сторону Слюдянки. Вскоре проехали точку нашего старта, мост через речку Хара-Мурин, и кольцо нашего похода замкнулось. По дороге остановились на одном из местных рынков и купили очень крупной чёрной смородины и клубники. В Слюдянку приехали около 3-х и было ещё куча времени до поезда. По очереди сходили покушать и по сувенирным лавкам. Почти все магазины там расположены вокруг автовокзала. Прикупили в дорогу поесть и немного копчёного омуля, который, честно говоря, мало чем по вкусу отличается от балтийской салаки, но всё же. Поезд приехал и мы с рюкзаками наперевес, загруженными сувенирами, местной водкой и камнями с реки, побежали к нашим вагонам, залетели и всё, мы едем домой. Впереди 5 дней в дороге, но по пути было о чём поговорить.

8.5. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

На пешей части маршрута потенциально опасными нужно принять следующие препятствия:

1. Бомы: опасные крутые и местами очень большие подъёмы-спуски по скалам, расположенным обычно на поворотах реки и мешающие двигаться вдоль берега.

2. "Живые" камни и брёвна, сухие и ломкие корни деревьев на участках тропы, идущей или по узкой полочке прямо около реки или на бомах (особенно опасно для жизни по причине большой их высоты).

3. Броды через быстроток Лангатуя. Переходить без помощи товарища или без дополнительной опоры (весло, палка или налаженные перила) может закончиться неприятностью.

4. Переправы по брёвнам (в нашем случае таких не было по причине сноса их паводком). Группам, собирающимся в поход туда в 2009 году и позднее, рекомендуем разработать план об альтернативном способе (мы стоили кат) переправе через Лангатуй в первый день (или второй, как было у нас), так как есть вероятность того, что переправу наладят нескоро.

5. Наличие хорошей обуви, которая испытывает постоянныые нагрузки: как физические, так и климатические. Сухая обувь на маршруте не будет!

6. Неподготовленность участников и "перевес" рюкзаков. Надо ответственно подходить к своим физическим возможностям, иначе возможные полученные травмы (перенапряжение суставов, вывихи т.п.) не позволят дойти до реки.

При соблюдении техники безопасности, хорошей физической подготовке и правильном распределении груза между участниками похода дойти до реки есть большие шансы, если не вмешаются непредвиденные факторы: например, снег на перевалах в период поздних походов, или, не бай бог, физические травмы, от которых, к сожалению, никто не застрахован.

На водной части маршрута потенциально опасными следует признать почти каждый сантиметр воды и перечислять именные пороги нет особого смысла. И это подтвердилось в нашем походе, где 2 оверкиля были совершены абсолютно на "ровном месте". Река ошибкок и расслабленности редко прощает и нужно быть придельно собранным всегда, находясь на воде.

8.6. Картографические материалы и координаты некоторых характерных точек на маршруте

Карты для навигатора Garmin не привожу, их можно скачать с сайта. Правда с 2009 года бесплатный доступ к закачке закрыли. Адрес сайта указан в п. 8.1.

Название точки, краткое описаниекоординаты по GPS
Начало тропы недалеко от моста через р. Хара–МуринN51 27.399 E104 24.940
Стоянка №01 около слияния верхней и нижней тропыN51 24.248 E104 25.262
Переправа с ПБ на ЛБ на, построенном по–быстрому из кривых палок, катамаранеN51 23.978 E104 24.788
Обед после переправы на фоне порога на высокой и широкой скальной полкеN51 23.769 E104 24.106
Бом №1 (один из самых сложных и опасных для жизни!!!), в невысокую воду есть обход снизуN51 23.214 E104 23.198
Стоянка №02 около устья речки ГолаяN51 22.270 E104 23.006
Место падения Романа из–за большого "живого" камня.N51 22.650 E104 22.013
Стоянка №03 в могучем кедровом лесуN51 23.220 E104 20.637
Стоянка №04 около устья речки НитянаяN51 22.436 E104 16.564
Наш брод через р. Лангатуй после стоянки у речки НитянаяN51 21.456 E104 14.856
Стоянка №05 около устья речки Бильчир и брода через неёN51 20.863 E104 13.391
Обед у мощного кедрача на отличной солнечной поляне, правда вода далеко внизуN51 19.762 E104 11.272
Стоянка №06 под огромным кедром с видом на высокие скалы распадка, в котором начинает набирать силу ЛангатуйN51 17.704 E104 10.159
Неплохая поляна для стоянки перед резким подъёмом после леса, обжитая бурундукамиN51 17.306 E104 09.950
Перевал "Лангатуйские ворота"N51 15.869 E104 09.119
Плантация "Золотого корня", растёт в основном вдоль ручья. Около огромного кедра прямо около тропы (он там один такой, "поджаренный" молнией) есть неплохая стоянка.N51 15.498 E104 09.277
Стоянка №07 на широкой полке прямо на тропе, изумительный клев хариуса в озере, из которого берёт свое начало р. Ара–БуректайN51 12.911 E104 08.979
Перевал "Нухен–Дабан"N51 12.764 E104 08.760
Обед около вездеходного брода через р. Барун–Юнкуцук, на другой стороне реки есть тоже отличная поляна для ночёвкиN51 09.734 E104 08.893
Перевал "Байри"N51 08.794 E104 08.557
Перевал "Байри–II"N51 07.503 E104 08.999
Стоянка №08 на бугристой поляне (единственной на всём протяжении от брода через Барун–Юнкуцук до самой Снежной!!!) рядом с болотом и ручьём с тёмной водойN51 06.061 E104 08.364
Стоянка №09, летник Байри, 2 домика с печками и БАНЯ!!! Всё ухожено, чисто и красиво. Уходить не хотелось.N51 03.118 E104 10.239
Летник (2 домика, но запущенных) около устья речки Орто–Оглок, рядом есть старая вездеходная дорога, идущая вдоль неё.N51 02.853 E104 20.062
Стоянка №10 на отличном песчаном бережку ПБN51 06.727 E104 24.999
Стоянка №11 на ЛБ около края леса, сплошь поросшего папоротником. Мест для палаток среди камней не много, но они ровные и песчаные. Кострище чуть дальше в лесу.N51 09.024 E104 28.200
Стоянка №12 на ПБ, на отличной огромной поляне напротив гротов в скале ЛБ. Имеется изумительный песчаный пляжек и каменка для бани. В лесу много лисичек и брусники.N51 09.385 E104 29.240
Оверкиль катамарана Бориса и Романа в коварной шивере №76.N51 11.619 E104 31.878
Стоянка №13 на низком галечно–песчаном берегу (правом) рядом с устьем небольшого ручья. Мест для палаток на песочке полно.N51 12.947 E104 33.146
Стоянка №14 на высоком берегу в конце обноса водопада и порогов "Жаба", "Снежинка" и "Слив". Хорошая ровная поляна, правда вода далеко внизу и спуск к ней очень крут.N51 13.784 E104 33.960
Оверкиль катамарана Саши и Димы на выходе из шиверы №106 под правой стенкой мощного прижима. За поворотом на ПБ есть стояночка, правда не очень удобная, полно муравьёв.N51 16.207 E104 36.471
Стоянка №15 на ЛБ недалеко от усть р. Селенгинка. По обеим берегам очень натоптанная тропа, много туристов–пешеходников. Стоянок в этих местах уже много.N51 19.592 E104 39.071
Подвесной мост через р. Селенгинка, сделанный МЧС–овцами совсем недавно.N51 19.271 E104 41.051
Поляна на Соболиных озёрах около места вытекания из них СеленгинкиN51 18.564 E104 41.065
Стоянка №16 на обрыве около устья Селенгинки. Отличная, травяная, большая и ровная поляна, но находится на тропе и туристы ходят прямо через лагерь.N51 20.280 E104 40.406
Хорошая поляна на ПБ для разборки и просушки у ЖД мост в пос. ВыдриноN51 26.766 E104 37.893
Магазины в пос. Выдрино, очень дешёвые продукты.N51 26.719 E104 38.979
Антистапель на берегу оз. Байкал, галечный пляж с большими валунами. Полно мест для стоянок, но нет дров.N51 28.795 E104 38.146

Выложить в удобочитаемом виде наш трек не представляется возможным, поэтому вот ссылка на него: Трек для навигаторов Garmin похода группы из Калининграда в составе 6-ти человек на речку Снежная. Файл расчитан на загрузку в Garmin MapSource и содержим весь маршрут с точками.

9. Итоги похода и выводы

Наша группа получила огромное удовольствие от этого путешествия. В его пешей части была возможность проверить свою физическую и моральную подготовку к подобного рода походам. Количество дней, запланированных нашим руководителем на пешку, оказалось недостаточно, но это оказалось к лучшему. Иначе бы мы, идя как слоны носом в землю только вперёд, не увидели бы всего великолепия Прибайкальской природы, не половили бы рыбы в озере на перевале Нухен-Дабан, не полюбовались бы панорамами с перевалов "Байри" и "Лангатуйских ворот" и не испытали бы кайфа от баньки на заимке "Байри". На подобного рода реке большинство из нас были впервые и с самого начала не хотелось отводить глаз от всей этой красоты, и не на секунду не выключать видеокамеры. Но река несколько раз дала нам понять, что на ней нужно быть полностью собранным и сконцетрированым с момента отхода от берега и до момента выхода на него. Был получен бесценный опыт работы на серьёзной воде и проведения практических спасработ. Задачи, поставленные перед группой, можно считать выполненными и новые реки Сибири "не за горами". А Снежная - это та река Хамар-Дабана, на которую мы обязательно вернёмся. 10. Дополнительные сведения о походе

10.1. Снаряжение в лагерь и на воду (общее на ВСЕХ)

Наименованиеколичествовег, кг
Кембрик для завязок 50 м12,0
Ремнабор общий на всех15,0
Аптечка11,0
Видеокамера Panasonic VHS, видеокамера Panasonic NV–GS330EE–S, фотокамера Panasonic FZ–18, навигатор Garmin MAP60CSX, запасные аккумуляторы и батарейки, штатив Rekam, гермоупаковка14,0
Общий вес снаряжения в лагерь на ВСЕХ35
Пересчёт веса на ОДНОГО участника, примерно5,8

10.2. Снаряжение в лагерь (личное на ОДНОГО)

Наименованиеколичествовес, кг
Шапка тёплая + антимоскитная сетка10,3
РЮКЗАК + накидка от дождя для рюкзака13,8
Пересчёт веса на ОДНОГО участника, примерно11

В зависимости от типа применяемого снаряжения, вес этого комплекта может меняться

10.3. Снаряжение катамаранное (общее на ДВОИХ)

Наименование - вес, кг

1. Гондолы катамаранные - 8,6
  2. Седушки + коленные упоры мягкие, самодельные - 2,0
  3. Поддувы на гондолы и седушки - 2,0
  4. Верёвки разные - 1,5
  5. Спасконец с карабином (длина шнура 25 м) - 0,9

Общий вес катамаранного снаряжения на ДВОИХ - 15

Пересчёт веса на ОДНОГО участника - 7,5

10.4. Снаряжение катамаранное (личное на ОДНОГО)

Наименование - вес, кг

1. Герметик 80-140 л или гермопакеты (гермовкладыш в рюкзак) + гермокошелёк под документы и т.п. - 1,0
  2. Весло типа "Тритон" - 1,0
  3. Каска защитная (водная или хоккейная) - 0,5
  4. Спасжилет + стропорез + карабин - 1,0
  5. Штормовка лёгкая (от дождя) - 0,8
  6. Гидрокостюм или неопреновые штаны для похудания + обувь на воду (кеды или гидроботинки) - 1,0
  7. Защитный костюм от повреждения "гидрашки" на воду (спортивный) - 0,7
  8. Кепка солнцезащитная + очки - 0,2
  9. Спиннинг + катушка - 0,6
  10. Снасти (блёсна, лески, "мухи") - 0,7

Пересчёт веса на ОДНОГО участника, примерно - 7,5

10.5. Состав группового ремнабора

Инструменты - Количество

1. Игла цыганская - 4 шт.
  2. Игла сапожная, кривая - 2 шт.
  3. Иглы швейные, разные - 1 компл.
  4. Шило сапожное, с крючком - 2 шт.
  5. Полотно по металлу - 1 шт.
  6. Нож сапожный - 1 шт.
  7. Ножницы малые - 1 шт.
  8. Свёрла по металлу и дереву диаметром 5, 8,10 мм - 3 шт.
  9. Наждачная бумага влагостойкая - 2 листа
  10. Напильник 3-х гранный - 1 шт.
  11. Надфиль квадратный - 2 шт.
  12. Отвёртка универсальная, с насадками - 2 шт.
  13. Пассатижи универсальные, малые - 1 шт.
  14. Ножовка по дереву, складная (забыта в долине "Золотого корня" под ёлками на стоянке) - 1 шт.
  15. Сумка для ремнабора - 1 шт.

Материалы - Количество

12. Спирт - 0,5 л

10.6. Состав аптечки

Наименование - Количество

1. Бинт стерильный (10 м х 10 см) - 2 шт.
  2. Бинт эластичный, ленточный - 2 шт.
  3. Бинт эластичный, трубчатый - 3 шт.
  4. Лейкопластырь бактерицидный - 30 упак.
  5. Йод - 10 мл
  12. Валидол - 12 табл.
  13. Баралгин - 12 табл.
  14. Анальгин - 10 табл.
  15. Активированный уголь - 20 табл.
  16. Полимиксин - 3 упак.
  17. Ланцет - 1 шт.
  18. Пинцет малый - 1 шт.
  19. Зажим хирургический малый - 1 шт.
  20. Ватные палочки - 30 шт.
  21. Глазные капли - 10 мл.
  22. Супрастин - 1 упак.
  23. Мазь "Финалгон" - 1 тюбик
  24. Мазь "Спасатель" - 2 тюбика
  25. Спирт медицинский 250 мл

10.7. Организация питания на маршруте

Завозом в походе был Роман, самовыдвинувшись на эту должность, по причине загруженности других участников похода. В интернете долго рассматривались разные варианты организации питания, но было решено, опираясь на опыт походов по рекам Кольского полуострова, составить меню, которое бы мало отличалось от нормального питания, но имело минимальный вес. Изучив ассортимент продуктов в местных магазинах, обговорив набор прудуктов (есть небольшое различие в пристрастиях к выбору пищи, точнее некоторые не едят то, что едят другие и наоборот) , было утверждено следующее: питание в поездах туда и обратно осуществлять с использованием "перроной" пищи, разбавляя её иногда ресторанной едой, за исключением первых дней, когда питались продуктами, закупленными в Москве и Слюдянке. Питание на маршруте организовать трёхразовое (по возможности). С утра каша + разные "прибамбасы" (опишу позже). На обед "супчик дня" с мясом и на ужин мегадозу калориев. Чай с ягодами и травами, само собой, всегда. Почти во всех раскладках в интернете почему-то плотный делают завтрак, но опыту похода, во всяком случае на счёт пешей её части, хочу сказать, что с набитым желудком идти некомфортно, пища просится наружу, а лёгкий завтрак, насыщенный обед и ударный ужин всем пришёлся в тему. Что касается самого меню, то оно повторялось каждые три дня. Ниже приводится таблица с этой самой раскладкой:

ДеньЗавтракОбедУжин
1Гречка. К чаю: сухарики сладкие, сухофрукты, орехи, конфетыСуп куриный с тушёнкой и вермишелью. К чаю: баранки, халваМакароны с тушёнкой. К чаю: сухарики сладкие
2Рис. К чаю: баранки, халва, орехи, конфетыСуп гороховый с тушёнкой и вермишелью. К чаю: печенье, шоколадГречка с тушёнкой. К чаю: сухарики сладкие
3Мамалыга. К чаю: баранки, казинаки, орехи, конфетыСуп мясной с тушёнкой и вермишелью. К чаю: сухарики сладкие, шоколадМакароны с тушёнкой. К чаю: печенье
4,7,10,13,16Гречка. К чаю: сухарики сладкие, сухофрукты, орехи, шоколадСуп куриный с мясом и вермишелью. К чаю: баранки, халваМакароны с мясом. К чаю: сухарики сладкие
5,8,11,14Рис. К чаю: баранки, казинаки, орехи, конфетыСуп гороховый с мясом и вермишелью. К чаю: печенье, шоколадГречка с мясом. К чаю: сухарики сладкие
6,9,12,15Мамалыга. К чаю: баранки, халва, орехи, конфетыСуп мясной с мясом и вермишелью. К чаю: сухарики сладкие, казинакиМакароны с мясом. К чаю: печенье
17Из остатков продуктовИз остатков продуктовИз остатков продуктов
18Из остатков продуктовИз продуктов с магазина п. ВыдриноИз продуктов с магазина п. Выдрино
19Из продуктов с магазина п. ВыдриноВ забегаловке ст. Слюдянка

Первые 3 дня расписаны отдельно, из-за того, что в заправке обеда и ужина, по причине скорого уменьшения веса рюкзаков, использовалась тушёнка в железных банках. В качестве "мяса" была использована куурма (планировалась только она, но количество готового продукта не хватило), которая готовилась из мяса оленины с использованием жира по определённой технологии. Куурма - выжаренное мясо животного, которое подверглось термической обработке в жиру с целью избавления от воды и упакованное в посуду с крышкой в этом жиру. Все каши брались фасованные (разовые порции). Сухофрукты - это курага. Орехи - фундук, миндаль, кешью. Баранки - маленькие, с маком или сахарной глазурью. Конфеты - карамельные, разные, которые так же, как и орехи, использовались как катамаранная "подкормка". Печенье - овсяное. Шоколад - горький с максимальным содержанием какао в фальгированной упаковке, который почти не реагирует на тепло. Халву, когда ее закупили, решили активно есть еще в поезде, так как она нам показалась слишком тяжёлой. Её было много, и остатки доели только на 2-й день на пешке. Взамен было куплено 2 лишних килограмма сахара, который шёл в чай и кашу. Кстати, при составлении меню была допущена ошибка: не была учтена доза сахара в кашу, из-за чего этого продукта нам не хватило (5 кг), с учётом докупленных 2-х к 3-м запланированным. Последние несколько дней было немного неприятно кушать кашу без сахара или без достаточного его количества, и пить несладкий чай. Взятый мёд (1,5л бутылка) закончился в конце пешки и без него совсем бы было грустно, по-этому хочу отметить, что сахара должно быть достаточно. По нашим расчётам, по итогу похода - как минимум 70 г на брата в день. Примерно такие же данные и даже больше приводит автор основного отчёта, по которому мы готовились. Наши расчёты оказались другие. Жаль, но мы, к сожалению, ошиблись, пытаясь сэкономить на весе. Из меню был выброшен 17-й день полностью, опираясь, опять таки, на собственный опыт, зная, что по пути будут точно грибы, ягоды и рыба, и что, скорее всего, не удастся всегда готовить обед или суп будет заменен ухой. Рыба и грибы с успехом замещали мясо и суп, которые попали в раскладку 17-го дня. Дополнительно были закуплены специи и бульонные кубики (мясные и грибные), которые придавали дополнительный аромат и вкус супам. Так же закупили кисели для разнообразия вместо чая и, скажем, они пошли на ура. Пшеничная мука (для жарки рыбы), блинная мука, растительное масло, топлёное масло для каш, сало (ели по желанию, 3 кг оказалось даже много, осталось), соль, чай, сухари, несколько головок чеснока, лука и немного спирта (в походе выпили всего 3 литра, бодяжив его мёдом и ягодами с речной водой) были равномерно распределены по участникам. Сами продукты были расфасованы по суточным мешкам (завтрак, обед, ужин) и не нужно было ломать голову над тем, что сегодня будем есть и у кого что лежит. Вскрыв мешок, всё было ясно. Дежурили по парам (экипажами) с утра и до вечера. Тщательнейшим образом переработав раскладку продуктов и меню, получили, что средний вес продуктов на одного человека в день составил примерно 700 г и, соответственно, примерно 12,8 кг на весь поход. Никаких резервных запасов не делали по причини конкретных сроков приезда и отъезда. Уложиться в срок нужно было "кровь из носу".

На голод в походе никто не жаловался, напротив, первые несколько дней даже оставались лишние продукты к чаю (сухарики, баранки, казинаки), которые с успехом подъедались в следующие дни. На водной части, как и предполагалось, не было недостатка в рыбе и грибах. Хариус и ленок особенно вкусны были, приготовленные на рогатинках (на рожне) около костра с добавление сырых веток и листьев ольхи в огонь. Филе хариуса слабосолёное с добавлением чёрного молотого перца или без него было постоянным блюдом на завтрак, обед и ужин. Грибов в лесу было не очень много, но всё же, несколько хороших жарёх из лисичек или подосиновиков с белыми на ужин мы получили. На реке на обеденных стоянках вокруг почти всегда можно было найти несколько грибов, которые так же отлично шли как добавка в суп. Ягоды смородины (красной и чёрной) малины и шиповника постоянно добавляли в чай, как, впрочем и их листья, что также придавало аромат. Иногда, когда находили или добывали, баловали себя кедровыми орешками из шишек, обжарив их немного в костре.

Подытожив всё, и сделав выводы о походе, можно сказать, что все чувствовали себя не голодными и жалоб к завхозу не было, за исключением косяка с сахаром, но это не смертельно. Все продукты были съедены, за исключением 1 кг сала, половины банки куурмы, мешка сухарей (около полукилограмма) и нескольки пакетиков гречки. Так же не до конца были израсходованы соль и подсолнечное масло. Весь 18-й день (без утра) и 19-й питались цивилизованной пищей, купленной в Выдрино, а затем в Слюдянке. На берегу озера Байкал особенно было приятно полакомиться местной достопримечательностью: копчёным омулем с пивом, но по нашим ощущениям, на вкус, он не особо отличается от копчёной балтийской салаки, но всё же.

Ниже в таблице приведены данные о весе продуктов с учётом того, что группа состоит их 6-ти человек.

Продуктнормакол-во "подходов"вес 1-й порции, гобщий вес, г
гречка (заводская фасовка)1 пакетик чел/раз1262,54500
рис (заводской фасовка)1 пакетик чел/раз662,51875
мамалыга (ручная фасовка)1 порция чел/раз6401800
Супчик дня (разные, 1 пакет 120 г)2 пакета 6 чел/раз15403600
Макароны (разные, упаковка 500г)1 пачка 6 чел/раз121/6 пачки6000
Вермишель в суп (быстрого приготовления, 1 пачка 50г)2 пачки 6 чел/раз151/3 пачки1500
Куурма (упаковка в тару "Curve" 1000 мл)45 г чел/раз24455400
Орехи–фундук (ручная фасовка)30 г чел/раз6301080
Казинаки (ручная фасовка)33 г чел/раз12332376
Конфеты (пакетики по 100 г)100 г 6 чел/раз121001200
шоколад (плитка 50 граммовая на 2–их или 100 грамовая на 4–ых)25г чел/раз12251800
чай (разный, весовой, порция примерная)3 г чел/раз50, примерно31500
молоко сухое (по желанию, в кашу)500
масло топлёное (по желанию, в кашу. Перелито в пластиковую 1–л бутылку )1000
сахар (фасовка в пластиковые 1,0–л бутылки)10 г чел/раз50, примерно (70 нужно было)105000 (7000 нужно было)
Сало (расфасовано на 3 части по 1–кг в х/б тряпочку, ели по желанию без ограничения)3000
масло подсолнечное (для жарки рыбы, 2 бутылки)2000
соль (для всего, упаковано в 0,5–л бутылки, всего 2 кг)2000
Мука блинная (для блинов или пирожков, пересыпана в 1,5–л бутылку)1000
Пшеничная мука для жарки рыбы (пересыпана в 1,5–л бутылку)1000
Специи (перец, лаврушка и т.п., упакованы в небольшую коробочку с крышкой)200
Кисели (разные)800
Спирт питьевой (3 л на дорогу туда и обратно в поезд, 3 л на активную часть похода)6000
Итого, общий вес продуктов в поход, примерно77000
На одного участника, примерно12830

Под "подходом" подразумевается один приём пищи одним человеком. Общий вес - это произведение веса порции на количество "подходов" и на 6 (или 5, у нас был один вегетарианец).

Первое на обед представляло собой смесь из 2-х пачек "супчика дня" + 2 пачки по 50 г вермишели быстрого приготовления + банка тушёнки (325 г) или четверть банки куурмы (250-270 г) + пару бульонных кубиков (по желанию). Саша Дерягин, по причине того, что не ел мяса, брал в дорогу рыбные консервы и сыр вместо тушёнки. Вес этого набора учли в процессе распределения поклажи.

10.8. Раскладка рюкзака

Саккумулировав все части снаряжения и продукты, получим следующую ситуацию по весам рюкзака:

• составляющие рюкзака - вес, кг
  • Снаряжение в лагерь (общее на всех) - 5,8
  • Снаряжение в лагерь (личное) - 11
  • Снаряжение катамаранное (общее на двоих) - 7,5
  • Снаряжение катамаранное (личное) - 7,5
  • Продукты - 12,8

Вес рюкзака, примерно - 44,6

Вес всех продуктов на активную часть похода, примерно - 77

Вес всего снаряжения на всех, примерно - 190

Полученный вес рюкзака - это почти максимальный вес по нашей раскладке. Примерно такой рюкзак был у двоих участников похода. У остальных вес колебался от 41 до 44 кг, в зависимости от личного снаряжения, его количества и типа.

10.9. Видео материалы

Есть монтированный фильм в двух частях. Если есть желание посмотреть, то вот ссылки:

Отчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-ДабанОтчёт о водном (катамараны) туристском путешествии IV к.с. в районе хребта Хамар-Дабан