6 ноября 2020

О Т Ч Ё Т

О ВОДНОМ ПОХОДЕ ПЯТОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ

ПО РЕКАМ ЖОМБОЛОК И ОКА

(ВОСТОЧНЫЕ САЯНЫ, РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ)

С 06 ПО 27 ИЮЛЯ 2013 ГОДА

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем участникам и руководителю.

Маршрут имеет категорию сложности – 5.

Отчёт использован в __________________

9. Литература…………………………………………………………42
  10. Карты и схемы……………………..………………………………43

Справочные сведения

Проводящая организация: туристский клуб филиала «ЛУР» ОАО «ДГК» Приморского края, руководитель похода – Стабровский В.Н. (690017, г. Владивосток, ул. Героев Тихоокеанцев, дом 20А, кв. 97, телефон (423) 2-64-92-31.

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяжённость активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

общая

ходовых дней

Водный

10-21.07.13

Район: Восточные Саяны, реки Жомболок и Ока (Саянская).

Нитка маршрута: г. Слюдянка Иркутской области — п. Орлик (Окинский район республики Бурятия) — зимушка на левом берегу р. Жомболок выше препятствия 42 (52°06,543’СШ 095°41,031’ВД) — р. Жомболок (пешком) — оз. Бурсагай-Нур — р. Жомболок (пешком) — зимушка на левом берегу р. Жомболок выше препятствия 42 — р. Жомболок (сплав) — хозяйство Сыренова — дорога на Орлик (авто) — мост через р. Жомболок перед шиверой «Восторг водника» — р. Жомболок (сплав) — р. Ока (сплав) — п. Верхнеокинский — г. Зима Иркутской области.

Состав группы:

Фамилия, имя, отчество

Год рожд

Опыт

Обязанности

Стабровский Виталий Николаевич

1970

Р. Ток 4Р, р. Урик 5У, р. Акишма 5У, р. Утулик 3(5)У, р. Иркут 3Р, р. Туюн 3Р, р. Ока 4У

Руководитель, врач, К22

Характеристика препятствия

Путь прохождения

Порог

Порог расположен на двух поворотах, левом и правом. На входе гребенка подводных камней, в центре один полуобливной, можно идти как справа, так и слева от него. На левом повороте слева пологий слив 1 м с валами до 1 м, справа бочка. На правом повороте чистый трек

Бильярд

Порог включает три поворота: левый, правый, левый. На первом повороте пологий слив около 1,5 м, валы, бочки до 1 м, на входе сильный боковой снос вправо. После слива, наоборот, струя сносит влево и выбрасывает на обливную плиту у левого берега на правом повороте. Вровень с этой плитой — второй слив высотой 1 м, тоже пологий, с мягкой бочкой 0,8 м. Перед сливом в центре еще одна узкая бочка глубиной 1 м. Второй левый поворот — пологий трек с валами до 0,8 м

Порог

Пологий слив 1,5 м через все русло, за ним пульсирующие валы до 1,2 м. Расположен за левым поворотом и плохо просматривается с наплыва. Наиболее простая линия движения — с правого края, где слив наиболее крутой; она позволяет обойти пульсирующие валы

Катапульта

Порог начинается косым пологим сливчиком 0,5 м с проходом слева; справа в нем длинная косая бочка, которая, скорее всего, утащит туда же. Это мешает заходу в основной водопадный слив, расположенный через 30 м. Высота этого слива немногим более 2 м. Бочка за ним глубокая и мягкая. Ниже, на плавном левом повороте, расположены еще два небольших (до 1 м) пологих слива.

Слив 1,5 м через все русло. Бочка 1 м, наиболее пологий язык слева

Недотрога

Начинается сливом 0,5 м перед правым поворотом. Порог представляет собой длинный многоступенчатый ломаный слив на резком левом повороте с общим перепадом 3–3,5 м. Слив начинается от правого поворота пологой разгонной горкой и становится наиболее крутым в конце, после левого поворота. Бочка за сливом справа и в центре достигает 1,5 м, скала на левом повороте образует мощный отбойный вал высотой 1–1,2 м

Вариант

Шивера

Обтойская

Множество завалов. Объезд по левому берегу.

Шивера

Восторг Водника

Длиной 1,5–2 км. Многочисленные бочки достигают 1 м, завалов нет, встречаются отдельные обливные камни. В середине шиверы основная струя выносит на два торчащих из воды камня

Для всех препятствий на Жомболоке осмотр и обнос по левому берегу.

р. Ока

Вид пре-пятствия

Категория трудности

Характеристика препятствия

Путь прохождения

Скала трёх геологов

Пронеси господи - 1

Каландарашвили

Шивера-горка с прижимом к скале левого берега. В скале опасные карманы

Окинский

Это сложнейший порог ущелья. Начинается за левым поворотом. Просмотр по правому берегу, чалка к галечной отмели в начале поворота. Валы до 1,5 м. Кульминация порога - в первой трети. Ближе к правому берегу здесь расположена мощная бочка, в которую затаскивает течением с трех сторон; ближе к левому - валы до 2 м, более широким кажется проход между котлом и правым берегом. В конце порога пульсирующие валы до 1,5 м

Бурятский

Пронеси господи - 2

Простая горка с прижимом к выступу скальной стенки правого берега

Ары-Бурье

Хара-Голь-ский - 1

Хара-Голь-ский - 2

Прямая труба с валами до 1,5 м, просмотр по любому берегу

Мельница

Порог-перекат в основной левой протоке. Просмотр по острову, чалка - на приверхе острова чуть правее точки разбоя. Горка с общим падением 1,5 м, валы до 1,5 м, ближе к правому берегу - пульсирующие валы и бочки, на выходе прижим влево

Центрифуга

Электронный вариант отчёта приобщены к отчёту, отчёт рассмотрен и сдан на хранение в МКК 125-00-431522200.

Содержание отчёта

Идея похода: Маршрут готовился Ларюшиным Андреем с целью прохождения порогов Лабиринт и Катапульта, которые ему не удалось пройти в предыдущее прохождение Жомболока в 2006 году. Для вхождения в физическую форму перед прохождением порогов 5 к.с. планировалось посетить Долину Вулканов.

Варианты подъезда и отъезда: от станции Слюдянка до п. Орлик есть возможность нанять автотранспорт из Слюдянки. Рейсовый автобус ходит из Улан-Удэ, что затрудняет возможность сесть на автобус в Слюдянке (нет гарантии наличия свободных мест). От Орлика до Жомболока нанимать транспорт приходится в Орлике, так как перевозчики из Слюдянки везут, как правило, только до Орлика, а потом передают пассажиров местным.

Изначально о заброске договаривался Витя. Он позвонил Борису в шляпе. Борис запросил 14 т.р. до Орлика. Виталию очень не нравится Борис за максимальный ценник (имел опыт заброски с ним). Поэтому удалось уговорить Витю отказаться от Бориса и найти более дешёвый и надёжный вариант на том простом основании, что заброска происходит до начала основного туристического сезона и есть возможность выбора.

Так как о походе на Жомболок информация была выложена в интернет, то удалось связаться с Исаевым Михаилом Викторовичем (a007ge@ yandex.ru), который предложил довезти нас в Орлик за 8 т.р. Это была максимально низкая цена, которую можно было ожидать. Согласились, договорились. Однако, позже связаться с Исаевым не удалось, имеющиеся с 90-х годов в интернете телефоны не отвечали, Исаев свой сотовый номер не предоставил. Пришлось отказаться от услуг Исаева. Имея опыт заброски в Окинский район Бурятии, провели мониторинг имеющихся возможностей по заброске с учётом стыковки машин в Орлике:

1. Урбаев Анатолий Владимирович, 1968 г.р., обр. высш., в 2012 году избран главой сельского поселения «Орликское». В связи с избранием на должность главы всю переписку по заброске ведёт его жена Людмила: urbaeva72@ mail.ru, 89246554768, 89146317559, 8(30150)51593. Ценник не дешёвый, но с гарантией качества. Большинство групп пользуются его услугами.

2. Сыренов Алексей 89243906959, его жена Светлана 999s85@ mail.ru, возможно сын: Сыренов Содном Алексеевич 1981 г.р., обр. высш., ИП «Сыренов С.А.».

3. Пронтеев Алдар, 89246511528, 89140590694, 8(30150)51628, aldar58_ pronteev@ mail.ru.

4. Буханаев Жаргал, 89243908325, 89243937891, 89834289386, 51513@ list.ru – электронный адрес не существует, но по телефону назвал цену на ЗИЛе 131-ом – 10+12 т.р.

5. Хлыбов Валентин, 89149125789, ospin-irk@ ramber.ru. Судя по его объявлению, у него КрАЗ в Орлике. Электронный адрес не работает.

6. Харханов Артём, 89140507938, 89021681541, 89149804940, artem_ kharkhanov@ mail.ru.

7. Манханов Лопсон, 89149811553, 89246530421, lopson.manxanov@ mail.ru. Электронный адрес не работает.

8. Табитуев Николай, 89148473057, nikolaitabituev@ mail.ru.

Созвонились с Манхановым. Его цена: 10 т.р. до Орлика, 10 т.р. до летника Хадарус. Нас это устроило. На микроавтобусе SsangYong Istana встретил нас на вокзале. Оказалось, что сотовые номера телефонов не Лопсона, а его сына Гончика, который нас и вёз. На визитке Гончика дополнительно: 8(30150)51550, manhanovgonchik@ mail.ru.

Выброска с маршрута производится возле Верхнеокинска. Местные называют посёлок Верх-Ока. В интернете имеется информация о двух таксомоторных компаниях в г. Зима: «Ангара» 8(39554)32300 и «Фортуна» 8(39554) 32030. Цена одинаковая: 1800 р. с машины от ВерхОки до Зимы. Сотовой связи в ВерхОке нет, по этому заказывали такси до выхода на маршрут – легковую и микроавтобус (он стоил дороже). Машины приехали за полчаса до заявленного времени. По факту заплатили 2+3 т.р.

Согласно лоциям при выходе с маршрута нужно держаться левых проток. Это оказалось не верным. У Толстого Мыса все протоки собираются вместе. Можно идти правым руслом, так как место антистапеля находится после прохождения под Толстым мысом. На левом берегу свисает мачта, на которой развешаны то ли красные трусы, то ли флаги. Там дежурят два микроавтобуса. Цена: до Зимы 800 р. с человека. Мы воспользовались их услугами и за 1500 рублей доехали до магазина в посёлке ВерхОка, чтоб пересесть на такси. Другие группы при нас пользовались их услугами, чтоб доехать до Зимы. У нас получилось дешевле (если б нас оставалось шестеро, то разница была бы несущественной).

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты. Аварийный выход с маршрута до ущелья Орха-Бом возможен в любой бурятский посёлок (на лошадях за плату, если даже не окажется машины), а после входа в ущелье – только сплавом до Верхнеокинского (может ниже ущелья подфортить с моторкой).

Изменения маршрута и их причины. План похода изменили. Решили не доверять бурятам заброску сплавных вещей без нашего присутствия. Следовательно, от прохождения пешеходной части с Хойто-Гола отказались. Решили идти от места стапеля до вулканов и возвращаться той же тропой. Место стапеля определили перед препятствием 44, на котором проходил стапель у Ларюшина и Кузьмина в 2006 году. Отказались от днёвки в пользу полуднёвок с целью ловли рыбы.

В результате движения по тропе через водные препятствия у Миши образовались мозоли, что сильно снизило темп движения группы. После прохождения озера Бурсагай-Нур ещё с километр было принято решение об отказе посещения долины вулканов в связи с тем, что мы не уложились в график движения.

Временные рамки движения по реке определялись по обстоятельствам и в связи с требованиями обстановки. Учитывались интересы рыбаков по ловле рыбы на притоках и в уловах.

График движения

П. Верхнеокинский – г. Зима

Такси

Итого

Техническое описание прохождения группой маршрута

09.07.13. Сбор группы, заброска

Сбор группы был назначен в Слюдянке по прибытию поезда из Владивостока. Первой в Слюдянку на поезде в 12.20 приехала Наталья из Кирова. Через полчаса на электричке из Иркутска (после перелёта из Владивостока) прибыл Рома. В 16.25 на поезде прибыли все остальные. Погрузились в микроавтобус и поехали. По дороге заехали в ПСО Слюдянки, но отметить маршрутку там отказались, отправили в ПСО в Кырене (burspas02@ mail.ru, 83014741153). Заехали на рынок, закупили продуктов.

На въезде в Тункинскую долину поужинали в кафе. Возле Монд пограничники у всех проверили паспорта, зафиксировали проезд у себя в журнале. Далее останавливались только раз на водопаде после устья Белого Иркута. Так как выехали вечером, то приехали в Орлик в 2 часа ночи. Гончик, чтобы не заснуть, щёлкал семечки. Предложил нам остановиться на ночь у его родителей (у Лопсона), нам приготовили ужин (за услуги мы доплатили 2 т.р.).

10.07.13. Заброска, закладка, пешка

Утром выехали в 09.00. На ЗИЛе-131 Лопсон с сыном к 10.30 довезли нас до порога 42 на реке Жомболок (фото 8011). До Хадаруса нас не довезли, так как оказалось, что нам нужно гораздо ближе – к п.

Фото 8011. Поляна перед порогом 42

Фото 8025. Перепаковка вещей у зимушки

было договориться дешевле, если б знать, что нам так далеко не надо). Пришлось отпустить машину ещё и потому, чтоб сделать закладку водного снаряжения (а на это нужно время). Вещи перепаковали, уложили сплавное снаряжение и часть продуктов в гермешки и спрятали (фото 8025).

В 13.30 пошли пешком вверх вдоль Жомболока. Прошли две переправы через притоки Жомболока по бревну. На второй переправе полил сильный ливень, пришлось остановиться под тентом, чтоб переждать непогоду. Заметили палатки на берегу Жомболока, но подходить не стали. Пошли дальше и к 20.30 дошли до стоянки на берегу Жомболока с видом на водопад. Координаты стоянки: 52°43,56’СШ, 99°17’ВД.

Тропа местами заболочена, так что тем, кто шёл в сапогах, было легче. Однако, не все взяли с собой сапоги. Короткие сапоги Виталия его не спасли (но выручили неопреновые носки). А вот у Михаила появились мозоли. Это начало тормозить группу, но надежда дойти до вулканов ещё сохранялась.

11.07.13. Пешка, баня

Вышли в 09.20. Сначала шли бодро (фото 8048). Тропа по-прежнему заболочена. Приток Бурсаг переходили по бревну. Однако бревно, хотя и толстое, расколото на две части. Переходить в месте раскола нужно предельно осторожно. Наталья, несмотря на натянутую над бревном выброску, упала в воду. Глубина притока небольшая и позволяет со страховкой перейти по дну.

Фото 8048. Часть группы на пешке

Единственна потеря Натальи (кроме намокания одежды) – её походный талисман отказался идти на вулканы и отправился самостоятельно сплавляться по реке.

Прошли озеро Бурсаг-Нур. К 13.30 дошли до второго ручья справа. Там пообедали. Посоветовались о возможности сбегать на вулканы за один день от места будущей ночёвки. Посчитали это не реальным при нашей скорости движения (и прогнозе дальнейшего её снижения) и приняли решение отказаться от посещения вулканов.

С 14.55 до 15.20 прошли обратный путь до стоянки на озере Бурсаг-Нур (фото 8062). Из кострового тента сделали баню. Попарились.

12.07.13. Пешка-возвращение, начало стапеля

Вышли в 08.35. К 14.30 дошли до озерца возле тропы. Встали на обед.

Надо сказать, что тропы в обе стороны движения не совпадают. Из-за заболоченности существует несколько троп, которые в конечном итоге сходятся.

Далее шли с 15.20 до 18.20. Достали закладку. Начали сбор катамаранов.

13.07.13. Стапель, сплав 42 - Катапульта

Закончили стапель. Пообедали. С 14.00 начали прохождение порогов.

Определились с составом экипажей. К21: Андрей и Рома, К22: Наташа и Виталий, К23: Витя и Миша. Прохождение порогов: 1) экипажи К22 и К23 выходят на страховку выбросками, фотографирование и видеозапись, 2) проходит

Фото 8062. Витя на озере Бурсаг-Нур

К21 и встаёт на страховку с воды, 3) экипаж К22 проходит и становится на фотографирование и видеозапись, 4) проходит К23. Схоженный экипаж – только Андрея и Ромы (этим же экипажем ходили Урик ещё в 2002 году). По этому идут первыми. В связи с тем, что на нашем водном маршруте все основные препятствия расположены в самом начале, проблема схоженности имела особую актуальность. В третьем экипаже шли отец и сын, что позволяло гарантировать безопасность прохождения. Во втором экипаже Виталий и Наташа, хоть и не были знакомы ранее, но каждый имел богатый опыт хождения в различных составах экипажей, что позволяло надеяться на слаженность действий. В результате разведки порога 42 выяснилось, что Наташа хорошо разбирается в воде, на основании чего была назначена капитаном катамарана.

Вода максимально высокая. В связи с зарегулированностью Жомболока озёрами на всём протяжении прохождения Жомболока вода не падала.

Порог 42 – 4 к.с.. Порог расположен на двух поворотах, левом и правом. На входе гребенка подводных камней, в центре один полуобливной. За камнем улово. За левым поворотом слева пологий слив 1 м с небольшой проносной бочкой, справа бочка с обратным валом. Для захода на слив можно идти как слева, так и справа от полуобливного камня (с траверсом налево через улово). Следует учитывать, что течение после улова сносит под правый берег. В конце порога на правом повороте чистый трек.

Первый экипаж проходил справа (фото 8112), второй и третий – слева (фото 8141). Всё прохождение на фото 8100-8149.

Следом идёт порог Бильярд – 5 к.с.

Порог включает три поворота: левый, правый, левый. На первом повороте пологий слив около 1,5 м, валы, бочки до 1,5 м, на входе сильный боковой снос вправо. После слива, наоборот, струя сносит влево и выбрасывает на обливную плиту у левого берега на правом повороте. Вровень с этой плитой — второй слив высотой 1 м, тоже пологий, с бочкой 1 м. Перед сливом в центре еще одна узкая бочка глубиной 1 м. Второй левый поворот — пологий трек с валами до 1 м.

В 2006 году Андрей с Витей этот порог обнесли. Сначала мы решили, что прохождение будет сложным. Занесли К22 и К23 ниже порога для страховки с воды. Но К21 прошёл удачно. Андрей сказал: «5 секунд удержать носы прямо и порог прошёл». Занесли суда обратно и прошли порог в обычном порядке (фото 8152-8228).

Все препятствия расположены недалеко друг от друга, так что разведку (по левому берегу) проводили, в том числе, и для поиска мест чалки к берегу перед препятствиями. Течение несёт очень быстро, так что к вопросу чалки перед препятствием относились очень серьёзно.

Фото 8112. К21 в пороге 42

Фото 8141. К23 в пороге 42

Фото 8183. К21 в пороге Бильярд

Фото 8199. К22 в пороге Бильярд

Фото 8228. К23 в пороге Бильярд

Порог 44 – 2 к.с.. После Бильярда плёс длиной около 80 м, на выходе с него прямая водопадная ступенька высотой 1 м через все русло. Бочка 1 м, весьма ощутимая.

Порог 45 – 3 к.с. Расположен за левым поворотом и плохо просматривается с наплыва. Пологий слив 1,5 м через все русло, за ним бочка с обратным валом. У левого берега отбой от обливного камня в бочку. Наиболее простая линия движения — с правого края, где слив наиболее крутой; она позволяет обойти центр бочки.

Порог 45 проходили в походном порядке с рюкзаками. К21 и К22 заходили по центру, а К23 – под правым берегом (фото 8237-8303).

После прохождения порога 45 провели разведку чалки перед Катапультой. Перечалились. В 18.20 начали обносить рюкзаки на стоянку ниже порога Катапульта. Выше порога стояла группа украинцев, которых (как оказалось) мы встречали на пешеходной части маршрута.

Украинцев 6 человек из города Черкассы. Один 4-местный катамаран и один 2-местный. В пороге Бильярд четвёрку перевернуло, двое членов экипажа получили незначительные травмы (не требующие немедленной госпитализации, но и не совместимые с прохождением порогов). Попросили нас помочь с проводкой катамаранов через пороги до выхода к дороге.

Фото 8254. К21 в пороге 45

Фото 8276. К22 в пороге 45

Фото 8300. К23 в пороге 45

Экипаж украинской двойки Володя и Костя переехали в наш лагерь. Костя оказался очень шикарным гитаристом. И мы не смогли отказать им в просьбе включить их в свою группу. Теперь нас становилось 4 экипажа. На пороги Жомболока определили последовательность прохождения: К21, К23, К22, К24 (нашим экипажем – Андрей и Рома), К4 (нашим экипажем – Рома, Наташа, Андрей, Витя).

14.07.13. Сплав Катапульта - Недотрога

В 10.30 начали прохождение Катапульты. Занесли К22 и К23 ниже порога к месту стоянки. В страховке активное участие приняли украинцы. Наличие 8-ми свободных от прохождения человек позволило организовать надёжную страховку и фото-видеосъёмку.

Порог 46 «Катапульта» – 5 к.с. Порог начинается косым пологим сливчиком 0,5 м с проходом слева; справа в нём длинная косая бочка. После бочки тащит также влево. Это мешает заходу в основной водопадный слив, расположенный через 30 м. Перед сливом улово слева. Высота этого слива немногим более 2 м. Бочка за ним глубокая и мягкая. Ниже, на плавном левом повороте, расположены еще два небольших (до 1 м) пологих слива.

При нас порог проходили каякеры из Иркутска. Женщина не смогла точно зайти в слив после косой бочки, отработала в улово и, описав круг по улову, прыгнула в слив. На катамаране такой маневр вряд ли удастся. Заходить надо стараться справа. Как это у нас получилось видно из фото 8336-8594.

Фото 8358. Падение К21 в пороге Катапульта

Фото 85ХХ. К24 после падения в пороге Катапульта

Фото 85ХХ. К4 перед падением в пороге Катапульта

Фото 85ХХ. К4 после падения в пороге Катапульта

К21 и К23 зашли одинаково. На обоих катамаранах левых гребцов выбило из посадки и ударило о раму. К22 после входной бочки не удалось отработать вправо и катамаран прыгнул с камня у левого берега. От удара о воду порвалось крепление ремня на посадке левого гребца, Виталий вылетел из посадки, катамаран перевернуло через борт.

Катамаран в перевёрнутом виде спокойно дошёл до улова у правого берега перед нашей стоянкой (страховка с воды стояла чуть ниже и не потребовалась). Там гребцы перевернули катамаран, перечалили судно в улово за островом и встали на страховку. По понятным причинам на страховке с воды, в дополнение к украинскому экипажу, всегда находился и наш экипаж.

Стоявшие до этого на страховке Андрей и Рома пошли перегонять украинскую двойку. Опыт уже появился. Прошли «на отлично». Встали на страховку.

Экипажу украинской двойки тоже захотелось пройти порог, поэтому переиграли состав четвёрки: Костя, Наталья, Витя, Володя. Прошли хорошо. Только выбило из посадки Витю.

Пообедали. Упаковали вещи. До Недотроги около километра шли походным порядком К21, К22, К24 (Володя и Костя), К23.

Порог 47 – 2 к.с... Два слива, 0,5 и 1 м с интервалом 30 м. В первом сливе слева чистый язык. Во втором бочка 1 м, наиболее мощная в центре; справа и слева слив более пологий.

Порог 48 – 2 к.с... Два слива высотой 0,5–0,7 м с валами до 0,7 м. Первый слив — просто динамическая горка, образующаяся после торможения струи о левый берег на повороте. До второго слива около 100 м и левый поворот. Слив пологий.

Порог 49 – 2 к.с.. Слив 1,5 м через все русло. Бочка 1 м, наиболее пологий язык слева.

К4 проводили отдельно после разгрузки вещей перед Недотрогой. На стоянке у порога Недотрога планировалось ночевать. Украинцы к нашему подходу уже успели перенести по берегу большую часть своих вещей (пока мы обедали) и заняли стоянку ниже порога. Мы выбрали площадку, расположенную как бы посередине порога.

Порог 50 “Недотрога” – 5 к.с. Начинается сливом 0,5 м перед правым поворотом. Слева на повороте удобное улово для чалки.

Порог представляет собой длинный многоступенчатый ломаный слив на резком левом повороте с общим перепадом 3-3,5 м. Слив начинается от правого поворота пологой разгонной горкой и становится наиболее крутым в конце, после левого поворота. Бочка за сливом справа и в центре достигает 1,5 м, скала на левом повороте образует мощный отбойный вал высотой 1-1,2 м.

Порог 51 – 2 к.с.. Пологий слив 1,2 м через 80-100 м после “Недотроги”, на левом повороте. Справа косой вал 1 м, к центру превращающийся в сбойку высотой 1,5 м.

Фото 8623. К24 в пороге Недотрога

Фото 8645. К4 в пороге Недотрога

Фото 8727. К22 в пороге Недотрога

Фото 8754. К23 в пороге Недотрога

Из порогов 5 к.с. Недотрога – самый простой. Занесли К21 и К23 на страховку за порог. Шли сразу 50 и 51 пороги. Первыми прошли порог Андрей с Ромой на К24. Затем К4 в том же составе, как на Катапульте. Потом К22. Занесли наверх К23 и прошли им порог. Фото 8595-8762.

15.07.13. Сплав Недотрога – устье Жомболока, баня

С 10.30 до 11.30 ещё раз прошли порог Недотрога. Далее 10 минут до порога Вариант. На К4 шли украинцы своим первоначальным экипажем.

Порог 52 “Вариант” – 3 к.с.. Начинается как обычный разбой, похожий на предыдущие. Напротив приверха острова есть удобное улово для чалки за травянистым мыском. За порогом обширный плес, слева хорошая стоянка. В прямой левой протоке видно только постепенное ускорение струи; завершается она водопадным сливом. Суммарное падение составляет около 2 м, включая разгонную горку. За сливом несильный снос влево; бочка и пульсирующие валы до 1,2 м. Правая протока отходит под прямым углом и описывает широкую спокойную петлю. В конце ее расположен пологий слив высотой около полуметра и зигзагообразная горка (левый, затем правый поворот), выбирающая остальные 1,5 м. Валы до 1 м. Протока заканчивается на том же плесе.

Шли, не разгружая катамараны, в походном порядке (страховка первого судна выбросками и т.д.): К21, К24, К22, К23, К4 (фото 8972-9068). К24 шёл вторым, чтоб не менять людей на выбросках и фото-видеосъёмке. Для прохождения К4 в экипаже заменили травмированных на Костю и Рому.

Фото 8984. К21 в пороге Вариант

Фото 8996. К24 в пороге Вариант

Фото 9009. К22 в пороге Вариант

Фото 9047. К23 в пороге Вариант

Фото 9063. К4 в пороге Вариант

После Варианта 40 минут до моста. Река разливается, разбивается на несколько русел, становится мелкой. На одном из перекатов несколько судов вписались в неопасный залом, но успешно преодолели его.

Обнесли мост. Экипаж К4 остался ждать машину. В этом месте их маршрут закончился.

Далее 2 часа шли. По левому берегу встретили рыбака, который попросил его довести до дома. Перед пешеходным мостом зачалались слева, напротив домов. Рыбак оказался самим Сыреновым. Договорились об объезде за 3 т.р. Автомобиль «Захар» надо было ещё подготовить к поездке, так как его не заводили с прошлого года. Повезло, что Костя оказался автомехаником. Он помог провести техническое обслуживание и сел за руль.

Фото 9073. Пешеходный мост у хозяйства Сыренова

К 16 часам доехали до заброшенного моста через Жомболок, от которого начинается шивера «Восторг водника».

Шивера 58 «Восторг водника» – 3 к.с. Длиной 1,5-2 км. Многочисленные бочки достигают 1 м, завалов нет, встречаются отдельные обливные камни. В середине шиверы основная струя выносит на два торчащих из воды камня.

Фото 9074. Хозяйство Сыренова

Фото 9130. Начало шиверы «Восторг водника»

Проходили в походном порядке без разведки со страховкой тандемом. К21 налетел на камни, но полученное смещение рамы сказалось только через 2 дня (рама протёрла надувашку). Остальные экипажи, идя следом, заранее отгребли от камней.

В 18.30 в устье Жомболока встали на стоянку выше устья. Там построена деревянная баня. Накануне ей уже кто-то пользовался, так как тепло ещё сохранилось. Надо полагать, что по указанию администрации поселения там заготовлены дрова для использования туристами. Попарились. Единственным минусом оказалось полное отсутствие берёзы в окрестностях.

16.07.13. Сплав устье Жомболока – устье р. Аятерин

Вышли в 11.00. В Хужире сходили в магазин. Если идти по центральной улице вниз параллельно реки, то слева на чердаке одного из домов видна вывеска магазина. Продавца в магазине нет, но есть кнопка его вызова из соседнего дома. Продавца ждали 10 минут.

Фото 9144. К24 на сплаве по Оке

Обедали на острове за Хужиром. В 18.30 встали на стоянку перед входом в Арха-Бом на левом берегу.

17.07.13. Сплав устье р. Аятерин – порог Пронеси господи-2

Шли с 10.10 до 14.00. Прошли пороги Скала трёх геологов, Пронеси господи – 1, Каландарашвили, Окинский, Бурятский.

Фото 9183. Весь состав группы у водопада

Фото 9189. К21 на сплаве по Оке

Порог «Скала трёх геологов» – 3 к.с. Горка с прижимом к правому берегу, валы до 1 м. Опасна сбойка идущего вдоль берега основного потока и скатывающегося с горки широкого сильно турбулентного потока.

Шли с ходу на страховке тандемом, как и все препятствия Оки за исключением порогов 4 к.с. Окинского и Бурятского. В предварительном просмотре препятствий 3 к.с. необходимости не возникло по причине наличия на трёх судах людей, проходивших Оку по средней воде (которая у нас держалась всё время сплава по Оке), а экипаж украинцев шёл третьим и выбирал траекторию по двум впереди идущим катамаранам, четвёртый катамаран страховал украинцев сзади.

Порог «Пронеси господи – 1» – 3 к.с. Прямой поток с валами до 1 м. Начинается за правым поворотом. Просмотр с левого берега.

Порог «Каландарашвили» – 3 к.с. Шивера-горка с прижимом к скале левого берега. В скале опасные карманы.

Порог «Окинский» – 4 к.с. Это сложнейший порог ущелья. Начинается за левым поворотом. Просмотр по правому берегу, чалка к галечной отмели в начале поворота. Валы до 1,5 м. Кульминация порога – в первой трети. Ближе к правому берегу здесь расположена мощная бочка, в которую затаскивает течением с трех сторон; ближе к левому – валы до 2 м, более широким кажется проход между котлом и правым берегом. В конце порога пульсирующие валы до 1,5 м.

Осматривали порог, первый экипаж страховали выбросками.

Порог «Бурятский» – 4 к.с. Просмотр и страховка по левому берегу. Горка с прижимом вправо; после горки бочка, которая легко обходится с левой стороны. На выходе прижим к выступу правого берега, пульсирующие валы до 1,5 м

Перед порогом «Пронеси господи – 2» встали на стоянку на правом береге. Устроили баню. Рыбачили на притоке справа.

18.07.13. Сплав порог Пронеси господи-2 – устье р. Шушарен

Шли с 11.10 до 14.30, облавливая все рыбные места.

Порог «Пронеси господи - 2» – 3 к.с. Простая горка с прижимом к выступу скальной стенки правого берега.

Порог «Ары-Бурье» – 3 к.с. Длинная шивера с беспорядочными валами, в конце – прижим к левому берегу. Наиболее высокие пульсирующие валы до 1,5 м – выше прижима, легко обходятся справа. Осмотр порога по правому берегу.

На стоянку встали на левом берегу напротив устья Шушарен перед устьем Хара-Гола. Рыбное место. Добротная оборудованная стоянка.

19.07.13. Сплав устье р. Шушарен – устье р. Тэргэтэ

Шли с 9.25 до 13.00, облавливая все рыбные места.

Порог «Хара-Гольский – 1» – 3 к.с. Начинается от устья р. Харагол. Валы до 2 м. На входе слева бочки до 1 м, на выходе пульсирующие валы. Просмотр по левому берегу.

Фото 9189. Рыбалка на Оке

Фото 9281. Медвежонок на левом береге

Фото 9298. Установка бани

Фото 9309. Купание после бани

Фото 9351. К23 на сплаве по Оке

Фото 9359. К24 на сплаве по Оке

Порог «Хара-Гольский – 2» – 3 к.с. Прямая труба с валами до 1,5 м, просмотр по любому берегу.

На стоянку встали на правом берегу после устья Тэргэтэ. Рыбное место. Несколько оборудованных стоянок на протяжении 150 м. Устроили баню.

20.07.13. Сплав устье р. Тэргэтэ – урочище Хитрая Падь

Вышли в 9.25. Шли, облавливая все рыбные места.

Порог «Мельница» – 3 к.с. Порог-перекат в основной левой протоке. Просмотр по острову, чалка – на приверхе острова чуть правее точки разбоя. Горка с общим падением 1,5 м, валы до 1,5 м, ближе к правому берегу – пульсирующие валы и бочки, на выходе прижим влево.

Порог «Центрифуга» – 3 к.с. Горка, прижим к правому берегу. Хорошие бочки 3-5 м. Валы до 1 м, на выходе пульсирующие валы до 1,5 м.

Шли до 19.20. Встали на косе на левом берегу у урочища Хитрая падь.

21.07.13. Сплав урочище Хитрая Падь – п. Верхнеокинский

Вышли в 9.30. Обедали 1 час. Шли до 19.35. Место чалки возле Верхнеокинского обозначено флагами. Частично просушили катамараны, оборудовали лагерь, так как выезд из Верхнеокинского был спланирован на следующий день. Отметили выход с маршрута (извозчики свозили нас к магазину для закупки продуктов).

Фото 9422. Весь состав группы на станции Зима

Стоимость питания и средств передвижения

Стоимость питания на маршруте составила около 2000 рублей на человека. Расходы на снаряжение и другие надобности составили менее 1000 рублей на человека.

Стоимость проезда до Орлика 10 т.р. на группу из 6 человек, от Орлика до места стапеля – 10 т.р. (у украинцев на шестерых вышло 8+8). Объезд Обтойской шиверы на «Захаре» (ЗИЛ-157) – 3 т.р. От реки до посёлка на двух микроавтобусах (8 человек) – 1500 рублей. Такси из Верхнеокинска до станции Зима обошлась в 5 т.р. на группу из 8 человек.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Поставленные цели выполнены. Маршрут пройден полностью. Пройдено 286 км за 12 дней. В соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов (ЕВСКТМ) [1] маршрут может быть оценён как водный 5 категории сложности. Отчёт составлен Стабровским В.Н..

Литература

1. "Русский турист": нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг. – Москва, 2001 г. – Выпуск седьмой.