17 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V

Дата: 24 июля - 13 августа 2005 г.

Маршрутная книжка: № 1/4 - 515

Руководитель: Орлов Т.В. (Москва)

Отчет из библиотеки МГТЦ № 6205

6. Литература

1. Справочные сведения

1.1. Паспорт туристического путешествия

1. Район похода: Россия, Республика Алтай, Онгудайский район, массив Восточный Алтай.
  2. Вид туризма: водный
  3. Тип судов: катамараны, каяк
  4. Нитка маршрута: г. Барнаул - пос. Эдиган - верховья ручья Н. Как (начало пешей части) - устье р. В. Как (конец пешей части, начало сплава) - р. Малая Сумульта - р. Большая Сумульта - р. Катунь - пос. Еланда (конец сплава) - г. Барнаул
  5. Сроки путешествия: 24.07.2005 - 13.08.2005
  6. Продолжительность путешествия: 20 дней (активная часть - 14 дней)
  7. Протяжённость сплава: 138 км
  8. Протяжённость пешей части: 12 км
  9. Категория сложности: 5 (пятая)
  10. Уровень воды: р. Малая Сумульта (верхняя часть) - ниже среднего, р. Малая Сумульта (нижняя часть) - выше среднего, р. Большая Сумульта - средний, р. Катунь - средний.
  11. Количество участников: 12 человек

1.2. Общие сведения о районе и маршруте путешествия

Характеристика района путешествия

Бассейн рек Малая и Большая Сумульта находится в Северо-Восточном Алтае и заключён между хребтами Йолго, Куминским, Кольдеоюк и Сумультинским высотой от 2300 до 2900 м. Преимущественное направление хребтов - с юга на север. Хребты - безледниковые, в жаркое лето снежники могут таять полностью.

Климат резко континентальный, с продолжительной и суровой зимой, коротким и прохладным (в горах) летом. Лето в горах, особенно в высокогорьях, отличается неустойчивой погодой и низкими температурами (средняя температура июля 12-16°С). Обычны густые утренние туманы.

Среднегодовое количество осадков составляет 600-800 мм. Питание реки Малая Сумульта весной снеговое (вторая половина мая - июнь), летом дождевое (июль - август), характеризующееся в целом невысоким уровнем воды и внезапными бурными паводками.

Основной закономерностью в распределении растительности является высотная поясность. На Катуни и в устье Большой Сумульты - лесостепь с отдельными массивами смешанных лесов (сосна, берёза, лиственница, маральник). Выше до устья Малой Сумульты, преимущественно по северным и западным склонам хребтов, тянется лиственничная редкостойная тайга со следами сильных пожаров 15-20-летней давности. Ещё выше - до устья р. Тогускол - тёмнохвойная тайга (ель, лиственница, кедр). По речным долинам встречаются лиственные породы (берёза, осина, ветла) и кустарники (жимолость, смородина, малина, крыжовник и т.п.). До высоты 1500-1800 метров господствует тайга с преобладанием кедра. Выше расположены субальпийские степи с кедровыми рощами. Пояс альпийских лугов слабо выражен и уступает место тундровой растительности (стланик, карликовая берёза, лишайники).

Животный мир характеризуется наличием типичных обитателей тайги. В реках и озёрах чаще всего встречаются хариус и гольян. Подъём хариуса вверх по Малой Сумульте зависит от уровня воды. Из кровососущих насекомых были замечены как летающий гнус (комары, мошка), так и клещи. Встречаются осиные гнёзда.

Бассейн рек Малая и Большая Сумульта практически не населён. В зоне высокогорных лугов встречаются пастухи, в устье р. Алёс можно встретить рыбаков, и только ниже устья р. Алёс и ближе к устью Большой Сумульты расположены кордоны егерей. В верховьях рек Чемал, Малая Сумульта, Каамга проходит 77-й плановый маршрут (июнь, июль). Пропускной режим в регион Горного Алтая, охота и рыбная ловля контролируются егерскими разъездами. Здесь можно встретить конные и пешие туристские группы. Большинство плановых маршрутов организуется турбазой "Манжерок". Район бассейна Малой Сумульты был отведён для сброса ракетных ступеней и не имеет плановых маршрутов. Картография долгое время была засекречена. Наша группа не встречала следов падения ракетных тел. Напротив, мы бы сказали, что район отличается нетронутой природой, отсутствием хозяйственной деятельности, кристально чистой водой почти на всём протяжении маршрута - от горных перевалов до устья Большой Сумульты.

Характеристика водного маршрута

Малая Сумульта начинается на южных склонах хребта Йолго от слияния рек Сайгонош и Тюрдем и впадает в Большую Сумульту. Питание реки - снеговое и дождевое. В летнее время уровень воды непосредственно зависит от количества выпавших дождей. Расход воды при среднем меженном уровне составляет не более 10 м3/с у истоков и около 20 м3/с при впадении в Большую Сумульту. Протяженность реки 90 км. Уклон меняется от 5 до 20 м/км. Средний уклон по всей реке около 12 м/км. Основные питающие ручьи (от истока к устью): Тогускол (справа), Сергезю (слева), Верхний и Нижний Куртучак (слева, в низкую воду малозаметны), Алёс (справа), Евелю (справа).

Вода в реке кристально чистая и прозрачная, с низким содержанием солей. После продолжительных дождей вода мутнеет. Температура воды летом в верховьях 9-11°С, в устье - 14-15°С.

По характеру Малую Сумульту можно разделить на два участка: верхний (до устья ручья Алёс) и нижний (от Алёса до слияния с Большой Сумультой).

Верхний участок Малой Сумульты характеризуется большим средним падением (10-20 м/км) и содержит все серьёзные препятствия реки. Характерны насыщенность русла валунами и большое количество сливов, как правило, водопадного характера, высотой до 2,5 м. Плёсов практически нет. Долина реки достаточно узкая, по берегам часто встречаются каменные осыпи. Гигантскими осыпями из камней до 3-4 метров в поперечнике и образованы два наиболее сложных для сплава участка реки.

Нижний участок реки Малая Сумульта характеризуется меньшим (около 5 м/км) уклоном русла. Долина реки расширяется. Препятствия сравнительно просты и представляют собой в основном слабые шиверы и прижимы. Больше неприятностей могут доставить встречающиеся перед устьем завалы и разбои.

Большая Сумульта от устья Малой Сумульты представляет собой многоводную реку, которая прорезает Куминский хребет перед впадением в Катунь. Основные питающие ручьи на этом участке: Катышкан (слева), Болтырган (слева), Бекестень (слева), Арзум (справа). Протяженность участка - около 30 км. Средний уклон 7 м/км. Долина реки сжата крутыми горами, русло заполнено крупными камнями. Наиболее сложны первые 5 км ниже устья Малой Сумульты, где расположен каскад мощных порогов. Ниже регулярно встречаются локальные шиверы и пороги, по мере приближения к Катуни препятствия упрощаются.

1.3. Выбор маршрута и подготовка

В 2004 году большая часть группы успешно прошла р. Урик. Поэтому в 2005 году хотелось пойти на не менее интересную реку, расположенную в другом географическом районе. Была выбрана связка рек Малая Сумульта - Большая Сумульта - Катунь. Эта связка отличается нарастанием сложности препятствий и расхода воды; препятствия Катуни технически несложные, но чрезвычайно мощные. Кроме того, не хотелось выбирать слишком популярный маршрут.

Шестеро участников группы хорошо знакомы между собой и неоднократно ходили вместе в различные походы. Другие шестеро в Клубе Водного Туризма МГУ недавно, однако, получили необходимый опыт в предыдущих походах. Большая часть группы ходила в совместные походы в 2005 году.

Для координации были созданы специальный интернет-форум и почтовая рассылка, что позволило свести количество предварительных встреч к минимуму и обсудить все проблемы с минимальными затратами времени.

Группа посещала тренажёрный зал и гребную яму в течение зимы, значительная часть группы также посещала бассейн. Кроме того, было организовано несколько тренировочных выездов в апреле, посвящённых отработке навыков страховки.

Все участники похода заблаговременно сделали прививку от клещевого энцефалита.

1.4. Состав группы

№ п/пФИОГод рожденияВодный опытОбязанности в группе, распределение по средствам сплаваМесто работы, учёбы
1Орлов Тимофей Владимирович1980Урик 5у, Она 4р, Прут 3р, Тумча 3р, Писта 3р, Охта 3рРуководитель; капитан кат 4Географический ф?т МГУ
2Булгакова Анна Игоревна1981Урик 5у, Она 4у, Прут 3у, Тумча 3рВрач, фотограф; кат 4Филологический ф-т МГУ
3Орлов Алексей Владимирович1984Урик 5у, Она 4у, Прут 3у, Тумча 3у, Укса 2у, Колвица 3уМузыкант; кат 2МКИМ
4Рассказова Елена Игоревна1983Урик 5у, Она 4у, Прут 3у, Тумча 3у, Охта 3у, Укса 2уЗавхоз; кат 4Психологический ф-т МГУ
5Ильин Денис Валерьевич1987Кутсайоки 3у, Прут 3у, Тумча 3у, Писта 3уФотограф; кат 4Ф-т ВМК МГУ
6Арсеев Андрей Петрович1986Тумча 3у, Урик 4у, Ю.Буг 3у, Мста 2уКаякер; каякФ-т ВМК МГУ
7Шеманаев Виктор Юрьевич1981Она 4у, Прут 3у, Тумча 3у, Писта 3у, Охта 3у, Умба-Колвица 3у, Кожа 3уОтветственный за интернет; капитан кат 4РУСАЛ
8Мамченков Дмитрий Валерьевич1985Зун-Мурин 4у, Песчаная 3у, Прут 3уСвязист; кат 4Философский ф-т МГУ
9Осолодкин Дмитрий Иванович1985Зун-Мурин 4у, Прут 3у, Ю.Шуя 2уЛетописец; кат 4Химический ф-т МГУ
10Смолов Максим Александрович1980Она 4р, Прут 3у, Укса 2р, Балбан-Ю 3рРыбак, завспирт, ответственный за погоду; кат 2Химический ф-т МГУ
11Мартыненко Александр Евгеньевич1963Урик 5у, Она 4у, Тумча 3у, Писта 3у, Охта 3уРеммастер; кат 4ОАО «Оптрон»
12Старцева Марина Андреевна1986Прут 3у, Тумча 3уВидеооператор; пассажир кат 4Физический ф-т МГУ

2. Технический отчет

2.1. Варианты подъезда и отъезда

Традиционным способом заброски на р. М. Сумульта является подъезд на автомашине из г.Барнаула или г.Бийска до с.Эдиган в 7 км от Катуни, а затем пеший переход (как правило, с использованием лошадей) к истокам М. Сумульты. Барнаул связан с Москвой железнодорожным и авиационным транспортом, в г.Бийск есть только ж/д вокзал. Так как часть группы ехала поездом, а другая часть добиралась самолётом, было принято решение стартовать на автомашине из Барнаула. Расстояние от Барнаула до Эдигана составляет около 380 км, от Эдигана до реки около 40 км. В Эдигане можно нанять лошадей или договорится с трактором. Мы нашли автомашину повышенной проходимости (ГАЗ-66) несколько раньше - в поселке Элекмонар и решили воспользоваться данной услугой.

При невысоком (августовском) уровне воды в реках многие группы предпочитают выходить на М. Сумульту по долине ее правого притока - р.Тогускол. Маршрут можно заканчивать на Катуни практически в любом месте, начиная с Куюса, особенно если имеется предварительная договоренность с автомобилем.

Наша группа пользовалась услугами фирмы АлтайТрансТур "Заповедник" ("http://altaytranstur.narod.ru" rel="nofollow") по заброске до Элекмонара и выброске из Еланды. Автомобиль ("Газель" с прицепом) заказывали заранее из Москвы при помощи электронной почты. В целом мы остались довольны услугами фирмы, хотя не обошлось без незначительных нареканий. Все машины были предоставлены в срок. На вокзале в Барнауле нас встретил водитель на "корейце" с прицепом, что вызвало некоторые проблемы, так как внутрь "корейца" вещи было ставить практически невозможно. При выброске в Еланде нас встретил водитель на "Газели" с прицепом, что было заметно удобнее. Кроме того, мы просили представителей фирмы найти для нас ГАЗ-66 заранее, и вроде бы достигли договорённости, но в Барнауле выяснилось, что "Заповедник" ГАЗ-66 не нашёл. Поэтому нам пришлось самим искать подходящий транспорт по дороге в Эдиган, что сделало заброску дороже на 3000 р.

В Элекмонаре мы нашли ГАЗ-66, который довёз группу до вершины Как. Первоначально планировалось доехать на ГАЗ-66 к перевалу Таман-Ел и оттуда начать спуск к М. Сумульте по долине р. Тогускол. Однако непосредственно в процессе движения было принято решение объехать г. Кабарга с юга и г. Как с севера по обозначенной на карте дороге. К сожалению, из-за плотного тумана найти нужную дорогу не удалось. В итоге мы оказались южнее г. Как и прошли пешую часть маршрута по дороге, а затем по конной тропе, выходя к реке немного выше Куртучакского каскада.

2.2. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Вплоть до устья правого притока М. Сумульты - реки Алёс, возможен аварийный сход с маршрута в направлении пос. Эдиган. От Куртучакского каскада порогов и ниже по правому берегу Малой, а затем Большой Сумульты идёт тропа, позволяющая, в конце концов, выйти к Катуни и далее к поселку Куюс. Во всех случаях путь пешего выхода с этих рек достаточно продолжителен и составляет несколько десятков километров.

2.3. График движения на маршруте

11Порог Шумы2СплавЯсно; вечером дождь
12Порог Шумы — Б. Сумульта, приток Бекестень15СплавПеременная облачность
13Б. Сумульта, приток Бекестень — р. Катунь, приток Карбан47СплавОблачно
14р. Катунь, приток Карбан — дер. Еланда; антистапель30СплавЯсно; вечером сильный дождь
15дер. Еланда — г. Барнаул410Микроавтобус с прицепомЯсно
г. Барнаул — г. Москва3447Поезд, самолёт

2.4. Описание вездеходной и пешей части

Относительно неплохая автомобильная дорога от Эдигана идёт по долине р. Кайнзара, по ней переваливает хребет и спускается к Сумульте по долине р. Алёс. По этой дороге можно подъехать непосредственно к реке, но эта дорога выводит на реку ниже основного препятствия - Куртучакского каскада. Поэтому почти все группы берут в Эдигане лошадей и поднимаются по тропе к перевалу Таман-Ел. Мы предполагали, что уровень воды в Сумульте будет невысоким, поэтому приняли решение спуститься к реке чуть выше Куртучакского каскада по долине р. Тогускол.

Первоначально планировалось проехать западнее вершины Кабарга, но в процессе движения было принято решение попробовать проехать по дороге между горами Как и Кабарга, чтобы ближе подъехать к реке.

От Эдигана необходимо двигаться по правой долине (по ходу движения) вдоль реки Кайнзара, при этом река протекает справа от дороги. Выезд из Эдигана перегораживает шлагбаум без замка. Через некоторое время дорога пересекает мост и выходит на поляну со сваленным лесом. От поляны отходят две дороги. Мы двинулись по левой из них, которая круто шла вверх по притоку Кайнзары. Через некоторое время выехали на плато. Наверху было довольно влажно, много болот.

Выехав наверх, мы оказались в густом тумане и долго ехали в условиях ограниченной видимости, ориентируясь по приборам. В какой-то момент дорога встретилась с правой дорогой, идущей от поляны со сваленным лесом. Через некоторое время дорога начала спускаться вниз, и перед вершиной Кабарга была отлично видна традиционно используемая дорога, уходящая налево, на Таман-Ел и Сайгонош. Мы приняли решение попытаться найти альтернативный путь заброски на М. Сумульту, надеясь увидеть дорогу, уходящую направо (на север, северо-восток) и проходящую между горами Как и Кабарга, но из-за густого тумана или отсутствия этой дороги найти её так и не удалось.

Вездеходная часть заброски закончилась для нас на дороге южнее г. Как. Было уже довольно поздно, водитель уехал домой, и до Малой Сумульты (в месте впадения р. Тогускол) оставалось около 8 км по показаниям GPS.

Пешая часть маршрута

В литературе отсутствуют указания на тропу заброски южнее г. Как, поэтому первоначально мы пошли вниз по обозначенной на карте дороге. Дорога спускается вниз, после первого привала пересекает ручей и уходит направо вверх. Ориентир - нужник на левом берегу ручья, видимо, поставленный лесозаготовщиками. Других строений поблизости нет. Наиболее крутая часть подъема сменяется более пологим участком, на котором дорога начинает забирать всё правее и правее, т.е. на юг. Если она и подходит к Сумульте, то это, скорее всего, происходит ниже Куртучакского каскада порогов [см. карту в приложении]. С уровня седловой точки (1544 м) слева хорошо просматривается долина ручья Нижний Как. Чистое ходовое время до этой точки около 1 ч 10 мин. Гора Как всё это время остаётся позади от нас: мы как бы обходим её по дуге радиусом около 1,5 км. С седловой точки было решено попытаться сократить пути до реки и спуститься в долину р. Н. Как по бездорожью. Примерно через 200 м обнаружилась заброшенная вездеходная дорога, ведущая вниз. Через некоторое время эта дорога превратилась в малозаметную тропу. Тропа шла по ручью, и была чрезвычайно насыщена камнями. Иногда было слышно, но не видно журчащую воду. Примерно через два часа движения по этому подобию тропы обнаружили ручей. По длине пройденного расстояния мы полагали, что он может соответствовать истоку ручья Верхний Как. Оказалось, что сотней метров севернее, на левой стороне долины, под склоном, идёт хорошая конная тропа. Далее двигались по этой тропе. Тропа, траверсируя отроги Кака, время от времени забиралась вверх, и, в конце концов, подходила к Малой Сумульте. Несмотря на отсутствие развилок, затруднения создавали другие препятствия: многочисленные поваленные деревья, кочки и общая заболоченность тропы. На тропе также часто встречались скользкие лужи.

2.5. Лоция

МАЛАЯ СУМУЛЬТА

(для препятствий 7-10 уровень воды был ниже среднего, затем после прошедшего дождя уровень поднялся на полметра)

Препятствие №7, 2 к.с.

Шивера, слалом между камней, можно идти сходу. В конце впадает р. Верхний Куртучак, валы становятся больше. Между П7 и П8 участок быстротока.

Прохождение: Прошли на катамаранах походной колонной и на каяке (на каяке удалось покататься и раскататься нескольким участникам).

Препятствие №8. Куртучакский каскад

Начинается каскад островом (проход справа) и впадением р. Н. Как справа (в малую воду незаметен).

Прохождение: После пары сливов на входе мы встали в улово ПБ для разгрузки вещей. Там же возможна стоянка.

Первая ступень, 4 к.с., 2 км

От начала каскада на ПП и на 2 км далее река представляет собой непрерывную цепь невысоких (до 1.5 м) сливов разнообразного характера, от пологих горок до водопадных. В конце первой ступени выделяется один участок: метровый слив упирается в негабаритную щель шириной около метра. Щель находится приблизительно через 500 метров после левого поворота, правый берег представляет собой "пляж" из валунов.

Прохождение: В принципе, первую ступень можно идти сходу, но, учитывая, что на подобной реке многие из нашей группы были впервые, было принято решение разгрузить суда и смотреть некоторые из сливов. К концу дня дошли до левого поворота и встали на стоянку в середине первой ступени. На следующий день продолжили прохождение первой ступени от левого поворота в том же ключе (беглый осмотр участка, промежуточная чалка). С утра удалось покататься на каяке на начале первой ступени.

Все препятствия, за исключением негабаритной щели, шли сходу поочерёдно со взаимной страховкой с воды. Над негабаритом была организована принудительная чалка, катамараны пропихнули по камням ПБ. Каяк успешно прошёл все препятствия первой ступени каскада. На прохождение затрачено около 2-х часов.

Входная часть каскада заканчивается плёсом длиной около 100 м. На ПБ небольшая поляна. На ЛБ, по отчётам других групп, есть место для стоянки.

Вторая ступень "Лестница", 5 к.с., 200 м

Вторую ступень можно разбить на два участка, по 100 м каждый. Первый участок, собственно, "Лестница" и второй участок с меньшим падением, но более сложным манёвром. Участки разделены коротким плесом.

Заходная часть "Лестницы" состоит из нескольких сливов высотой от 1 до 1.5 м. Далее следует разгонная горка, и основная часть потока падает в узкий (около 1.5 м) винтообразный слив высотой около 2 м. Горка осложнена зубом, вспарывающим поток примерно посередине. После слива улово около 20 м.

Прохождение: Была намечена следующая линия движения: катамараны проходят заходные сливы и горку, а затем выбрасываются на плиту, формирующую винтообразный слив. Такой план осложнён тем, что перед плитой (между горкой и винтообразным сливом) находится довольно большой камень, который предстояло либо объезжать, либо пускать между баллонов (что было проблематично из-за его размера). Каяк решили обнести. К4-1 успешно проехал заходные сливы и горку и вылетел на камень перед плитой, пустив его между баллонов, затем экипаж покинул судно и катамаран на морковках дотащили до плиты и перекинули вниз в улово. К4-2 повторил манёвр К4-1. Экипаж К2 не стал пробовать выезжать на камень, а решил объехать его. Из-за большой скорости течения и некоторой несогласованности экипажа К2 упал в винтообразный слив и успешно его преодолел с помощью адекватного и своевременного откренивания.

Второй участок представляет собой серию сливов до 1 м с чуть меньшим падением, чем в "Лестнице". В конце участка плита разделяет реку на две части, в правой части узкий (около 1,5 м) метровый слив водопадного типа, в левой части пологий слив также на пределе габарита катамаранов, после слива необходимо уйти в правую часть русла, поскольку левая перегорожена камнем-трамплином.

Прохождение: При просмотре было намечено после серии сливов уходить в правый узкий слив в конце участка и проходить его с выездом на камень одним баллоном. Левый слив был признан негабаритным.

К4-1 неудачно вышел из последнего слива серии и был прибит к плите, разделяющей реку, носом налево. Из этого положения левый завершающий слив выглядел габаритным и было принято решение пройти там. После прохождения левого слива гребцы стали отрабатывать направо, но недостаточно активно, в результате чего выехали на камень-трамплин, где произошел переворот четвёрки. Один участник выбрался на берег сразу, трое остались с катамараном. Катамаран был зачален морковкой в 100 м ниже переворота. При самосплаве было погнуто одно весло. К4-2 учел ошибки К4-1 и прошёл, как и было запланировано, правым сливом в конце участка. К2 прошёл левым пологим сливом, успешно отработал направо после выхода, задел камень-трамплин, но из-за меньших габаритов и большей манёвренности, чем у К4-1, переворота не произошло.

Третья ступень, 5- к.с., 600 м

Начинается плавным левым, а затем правым поворотами русла реки. Река при этом огибает что-то типа острова. В нашу воду правое русло практически сухое. В конце острова начинается серия высоких и мощных сливов. Сливы разделены уловами, где возможны чалка и страховка. Далее река широко растекается среди валунов - это начало следующего, заключительного участка Куртучакского каскада.

Прохождение: Проходили участок в несколько этапов, по очереди, с предварительным просмотром, страховкой, видеосъёмкой. Первый этап - до первого мощного слива включительно, затем прохождение сливов последовательно со съемкой и страховкой. Все катамараны успешно справились с прохождением этого отрезка. Каякер проехал верхнюю часть третьей ступени до первых сливов, сливы обнёс. Затраченное время - 2 часа.

Четвёртая ступень, 4 к.с., 2 км

Русло расширяется, струя петляет от берега к берегу, но всё идётся сходу. Русло вновь сужается у начала острова. Вся вода идёт левой протокой; правая, видимо, наполняется водой лишь при паводке. У начала острова - мощная пенная горка с перепадом высоты около 2.5 метров. Важно не проглядеть зубья в пенном потоке и правильно выбрать траекторию захода на горку. Далее каскад порогов постепенно упрощается до нижней оконечности острова. Где-то в середине острова впадает р. Нижний Куртучак.

Прохождение: Мы проходили заключительную часть каскада походной колонной, с предварительным просмотром сомнительных мест (пенная горка в начале острова, порожек в конце острова). В одном из сливов заключительной части каскада произошёл переворот К4-2 из-за несогласованности действий экипажа при заходе в слив кормой и навале на камень. Катамаран тут же оказался в улове глубиной около полуметра, страховка не понадобилась: членам экипажа удалось тут же встать на ноги. Дальнейшее прохождение не вызвало затруднений. Ступень была пройдена всеми судами. Затраченное время - 1,5 часа.

Препятствия №№ 9-10, 4- к.с.

Начинаются после короткого плёса сразу за каскадом. Характер препятствий №№ 9-11 одинаков - нагромождение камней, сложные S-образные треки, невысокие сливы. Большая вероятность навала на камни. Общая длина участка около 8 км.

Прохождение: Проходили походным порядком, на загруженных катамаранах, собираясь все вместе в крупных уловах. Примерно в середине препятствия №10 на К4-2 были порваны упоры, частично разобрана рама и разошелся шов на баллоне. По счастью, на полке ПБ оказалось удобное место для стоянки и ремонта. Прошедший ночью дождь вызвал повышение уровня воды примерно на полметра. Затраченное время - 2 часа.

Препятствия №№10-11, 4 к.с.

Вода заметно поднялась и изменила характер сплава. Из каменного лабиринта река превратилась в бушующий поток.

Прохождение: Понадобилось некоторое время, чтобы приспособиться к возросшей мощи воды. Проходили весь участок сходу, отдыхая в уловах. Затраченное время - 1,5 часа.

Препятствие №12, "Щель", 4+ к.с.

Его ориентиром являются сероватые скалы ПБ на крутом правом повороте реки. У левого берега - огромное улово и полузатопленная россыпь валунов. Порог представляет собой довольно пологую горку высотой 2,5 м, осложнённую прижимом к скалам ПБ на заходе. Бревно в сливе, упомянутое в предыдущих лоциях, отсутствует. После горки на прямом участке несколько простых сливов c "бочками" по краям. Страховка и видеосъёмка с ЛБ.

Прохождение: К4-1, К2, каяк успешно прошли порог, зайдя по центру. К4-2 зашёл в порог полулагом, ударился о камень ЛБ рамой и развернулся. Сделав несколько телемарков, катамаран зачалился после ЛП реки. Удар рамой о камень привёл к повреждению баллона, для ликвидации которого понадобился очередной ремонт.

Препятствие №13, 4 к.с.

Шиверистый участок, аналогичный пр. №№ 9-11, однако несколько мощнее.

Прохождение: Пройден всеми катамаранами и каяком походным порядком, без происшествий. После впадения Алёса на ПБ есть стоянка.

Шиверы заканчиваются в устье реки Евелю, далее река приобретает значительно более спокойный характер, появляются разбои, несильные прижимы к берегам и перекаты, разделённые спокойными, но достаточно быстрыми каменистыми плёсами.

Препятствие без номера. Завал.

За 2 км до слияния с Большой Сумультой река перекрыта многолетним завалом. Короткий путь обноса в левой части завала, тропа позволяет перетащить гружёный катамаран. Требуется разведка, поскольку река в этом месте разделяется на множество проток, которые могут быть завалены ниже по течению. Общая длина обноса около 50 м. На завале много малины. Далее продолжаются плёсовые участки.

БОЛЬШАЯ СУМУЛЬТА

(средний уровень воды)

При слиянии Малой и Большой Сумульты расход реки увеличивается примерно вдвое. На ПП течение ускоряется, после несложной шиверы (3- к.с.) перед ЛП следует пристать к ЛБ для разведки препятствия № 14.

Препятствие №14, "Шумы", 5+ к.с.

Порог Шумы представляет собой самое сложное препятствие на Сумульте. Большой расход воды после слияния Малой и Большой Сумульты добавляет опасности и сложности прохождения. Порог требует внимательного просмотра и тщательной подготовки прохождения.

Структура препятствия. Порог начинается на ЛП реки. Он состоит из заходной шиверы, основного слива, "косички" и выходной шиверы. Заходная шивера требует внимательного просмотра с берега и определения ориентриров, понятных с воды. Линия движения в заходной шивере с воды не очевидна и зависит от желания экипажа пройти главный слив в той или иной его части. 2,5-метровый основной слив шириной во всю реку разделён большими скалами на несколько частей. Справа - узкий слив водопадного типа, проходимый в среднюю и высокую воду. Заход из улова над сливом. Центральный слив для успешного прохождения требует точного манёвра на заходе: левая часть центрального слива упирается в скалу, образуя мощный отбойный вал, правая часть образует большую бочку. Теоретически возможно прохождение левого слива. После основного слива большое пространство вялотекущей, но очень белой воды длиной около 20-25 метров. Под правым берегом улово. Затем начинается "косичка" - слабопадающая горка, состоящая из взаимокомпенсирующихся косых валов, отражающихся от больших камней в русле, расположенных в шахматном порядке. На выходе полутораметровый слив с навалом на камень.

Порог требут внимательности и аккуратного прохождения, необходима чёткая и слаженная работа экипажа. Весьма опасны навалы на камни, торчащие из воды на всём протяжении порога. Протяжённость порога менее 1 км, просмотр, обнос вещей и организация страховки - с левого берега.

Прохождение: Организовали страховку двумя спасконцами на отрезке быстротока ниже главного слива и одним спасконцом ниже основной части "косички". Кроме того, для страховки прохождения первого катамарана с воды, был заблаговременно обнесён катамаран-двойка. Все катамараны решили проходить главный слив в правой части центрального слива, по языку левее камня, и затем проходить "косичку" по основной струе. К4-1 прошёл слишком близко к скале под сливом, в результате чего был перевёрнут отбойным валом. Все участники экипажа спокойно вылезли на раму и продолжали путь по "косичке" в перевёрнутом виде. Катамаран зачален с помощью нижнего спасконца. Потери - погнутые запасные вёсла. К2 и К4-2 прошли тем же сливом, но несколько правее. Проблем с прохождением не было. Каякер перевернулся до захода в основной слив и отстрелился. Прошёл самосплавом основной слив и всю "косичку" и был выловлен катамараном страховки. Каяк пришёл в улово ПБ и был выловлен позже. Потери - весло и неопреновые тапки, травм нет.

Препятствие №15, 4+ к.с.

Через 800 м быстротока у осыпи ПБ начинается заходная шивера следующего порога длиной около 300 м. Она завершается прижимом к скалам ЛБ, затем следует слив-горка высотой 2 м и после 50 м быстротока - гладкий слив высотой 2,5 м, разделённый пополам полуобливным зубом. В 15 м за сливом - две больших скалы, однако отбойный вал от них выносит в улово. Оптимальный заход в слив справа.

Все катамараны успешно прошли порог, не разгружаясь. Каяк обнесли. Просмотр и страховка спасконцами с ПБ.

Препятствие №16, "Затычка", 4+ к.с.

Начинается на ЛП сразу после препятствия №15. Длина порога около 200 м, просмотр, страховка, обнос вещей - по ПБ. Основная струя идёт в левой части русла и наваливает на скалу ЛБ, затем переходит к ПБ и после слабого прижима устремляется в двухметровый слив-горку на входе в каньон, осложнённый скальными обломками. Чистый проход в правой части. Левая часть русла перекрыта большим камнем. В каньоне препятствий нет, есть улова, тропа обноса идёт довольно высоко, однако возможен подход к уловам каньона. Сразу после каньона на ПБ место для стоянки.

Все катамараны справились с прохождением порога, однако К4-1 зашёл в главный слив несколько левее, чем изначально планировал. Из-за этого прохождение порога свелось к протаскиванию катамарана по всем камням, торчащим из воды. Остальные катамараны прошли чисто. Каяк обнесли.

Препятствие № 17, фоновый сплав, 4- к.с.

Ниже каньона Большая Сумульта течет быстро, но препятствия носят локальный характер: отдельные прижимы, валуны в русле, короткие (50-150 м) пороги, образованные нагромождениями камней. Практически у всех препятствий с наплыва виден выход, что позволяет идти их сходу.

Шли весь участок походной колонной, со взаимостраховкой, выдерживая интервал 100 - 150 м между судами.

Препятствие №18, "Болтырган", 4- к.с.

После прижима к вертикальной скале ЛБ чалка к ЛБ для просмотра порога Болтырган, чуть выше устья одноименного левого притока. Чистый узкий проход по языку в левой части, широкий слив высотой 1 м с бочкой в правой части.

Катамараны прошли справа, каяк - слева.

Препятствие №19, фоновый сплав, 3+ к.с.

Далее продолжаются мощные шиверы со сливами, разделяемые всё более и более длинными плёсами. Примерно за 10 км до Катуни остаются лишь отдельные перекаты, однако затем начинается ещё один учаток мощных шивер.

Прохождение походной колонной. Затраченное время прохождения от Болтыргана до Катуни - около 4 часов.

КАТУНЬ

(вода средняя)

Препятствия Катуни несложные, и все проходятся сходу. Однако значительная мощь реки порождает большие валы и бочки. В районе препятствий сильно развита вертикальная турбулентность, из-за которой возникают поганки и воронки. Примерно через 5 км после устья р. Б. Сумульта русло Катуни сжимается скалами; над очередной шиверой через реку переброшен подвесной пешеходный мостик.

Порог "Каянча".

Сужение в скальных стенках перед устьем р. Каянча 1-ая. Валы до 1,8 м, прохождение с наплыва. После порога правый поворот, по левому берегу бом. За ним в следующих двух шиверах валы до 2,0 м. От устья р.Каянча 2-ая начинается сосновый лес с хорошими стоянками. Между устьями рр. Кемечапык и Байтыгем - две длинные шиверы с валами до 2,0 м.

Порог "Аяла".

За устьем р. Б. Аяла, в скальном сужении русла. Порог представляет собой грандиозную сбойку струй, на которой формируется воронка, способная притопить катамаран-четвёрку. Валы до двух метров. Прохождение сходу. Далее идут простые шиверы.

В устье р. Улюта - красивые скальные острова. От устья р. Бельтертуюк по правому берегу видна дорога. Чуть ниже устья реки на правом берегу немало отдыхающих с машинами. Справа по очереди впадают рр. Верхний и Нижний Куюс (плохо заметны), между ними селение Куюс (с воды не видно). Чуть ниже на левом берегу начинается полочка, поросшая сосновым лесом, много мест для стоянок вплоть до устья р. Карбан (впадает слева). Лучше всего вставать в устье ручья, поскольку вода в Катуни хотя и пригодна для питья, но содержит много песка. В устье р. Ороктой разрушенный паром, на берегах остатки опор.

Порог "Тельдекпень-1".

Начинается разгонной шиверой на местном правом повороте после устья ручья Эдиган. Валы постепенно нарастают от 1,0 до 1,8м, появляются регулярные пенные шапки. После шиверы справа большое улово и песчаный пляж, однако плёс перед основной частью порога практически отсутствует - только участок быстротока около 150 м. После местного левого поворота скальные ворота - вход в порог; за ними продолжается скальный каньончик высотой 5-8 м. В воротах очень пологий слив и валы высотой не более 1,0 м, но очень мощная вертикальная турбулентность. Через 300 м потока, насыщенного воронками и поганками, ещё одно сужение, без чётко выраженного слива, но с новым усложнением турбулентности. За ним мост, сразу после моста удобная чалка в извилистых шхерах правого берега. Прохождение со взаимной страховкой с воды.

Порог "Тельдекпень-2".

Время сплава от моста 5 минут. Ориентиры: справа устье р. Чеба, широкий песчаный пляж по левому берегу, за ним местный левый поворот. Порог начинается на этом повороте. Справа сухая протока. В основной протоке на входе от правого берега отходит гряда полуобливных камней (по большей воде она заливается). Особенность порога - обильная и исключительно сложная турбулентность в нём ещё и нестационарна. Воронки и поганки постоянно возникают, исчезают и сменяют друг друга, по большей воде к ним добавляются пульсирующие валы. Далее мощные поганки в скальных стенках высотой 6-10 м. Проходить можно сходу, но со взаимостраховкой. Время прохождения порогов "Тельдекпень-1" и -2 составило около 20 минут.

Далее простые шиверы. За устьем р.Коскол порог: вертикальная турбулентность в скальном сужении. Проходится сходу.

Порог "Еландинский".

Ориентиры: справа высокая скальная стенка и выходы штолен, слева устье р. Тыгкескен, за ним округлый утёс - "черепаха". Чалка для просмотра возможна в устье ручья. Два слива с интервалом в несколько десятков метров. Первый - в левой половине реки, правая половина забита камнями, есть чистые проходы и канализация. Второй - гряда камней через всю реку, в центре большой камень, есть несколько проходов в разных местах, слева проходы проще. Валы до 2,5 м. За порогом мощные поганки, а ближайшие улова у левого берега подняты выше уровня струи. Прохождение сходу.

Впереди через полкилометра видны недостроенные опоры моста на окраине пос. Еланда. Ныне он может служить удобным ориентиром для встречи с заказанной ранее машиной. Удобное место для чалки и антистапеля - песчаный пляж на правом берегу за мостом. Ходовое время от порога "Еландинский" - 10 минут.

Общее ходовое время на прохождение участка Катуни составило менее 7 часов. Скорость течения на плёсовых участках (замер по GPS) составляла 11-12 км/ч, на вёслах можно было разогнаться до 15 км/ч, в шиверах течение разгоняет катамаран до 18 км/ч.

Экипажи судов

[7] Орлов А. (к), Осолодкин Д., Смолов М., Мамченков Д.;

[8] Орлов Т. (к), Мартыненко А., Ильин Д., Орлов А.;

[9] Шеманаев В. (к), Осолодкин Д., Арсеев А., Мамченков Д.;

Остальные препятствия были пройдены штатными экипажами [1], [2] и [3] с пассажиром - Старцевой М. на К4-1. На прогонных участках происходили замены пассажира, не отражённые в данной таблице.

3. Дневник

3.1. Официальная часть

27 июля

В 7:50 по барнаульскому времени основная часть группы прибыла в Барнаул поездом №96 Москва-Барнаул. На вокзале нас встретил водитель фирмы "АлтайТрансТур". Количество нашего груза вызвало у водителя удивление, а когда подъехали летевшие самолётом (от аэропорта до вокзала около 40 минут маршруткой по городу), удивление водителя стало ещё более красочным. Тем не менее, все спокойно погрузились в микроавтобус с прицепом и поехали в сторону Эдигана. Погрузка и ожидание заняли немногим больше часа [Фото. 1].

В Бийске выяснилось, что ГАЗ-66, насчет которого была достигнута договорённость во время предварительных телефонных переговоров, в Эдигане отсутствует. В такой ситуации ничего не оставалось, кроме как доехать до Эдигана, и вопрос транспорта решить либо на месте, либо, при возможности, в Чемале.

В посёлке Элекмонар заметили стоящий на обочине ГАЗ-66 с надписью "Экскурсия на Каракольские озёра". Решив, что лучшее - враг хорошего, дальнейший путь решили продолжить на ГАЗе. Время в пути на микроавтобусе составило около 4-х часов без остановок и перерыва на обед [Фото. 2].

После Чемала дорога становится хуже, асфальтовое покрытие есть не везде. Однако вплоть до Эдигана дорога вполне проходима на любом транспорте. Водитель совершенно не знал, куда ехать, но у нас была карта, приёмник GPS и описание Алексея Голых, что вселяло надежду на успешное осуществление вездеходной заброски. В Эдигане водитель ненадолго остановился около дома своих знакомых, чтобы выяснить, какая дорога на данный момент наиболее легко проходима. Вскоре после этого мы поехали стандартным путём вдоль ручья Кайнзара, встретив на выезде из поселка отмечаемые в описаниях ворота, а затем, минуя отметку 1536, - налево - по дороге на плато. Наверху местами стоял плотный туман, что несколько затруднило и без того непростое ориентирование (в условиях видимости менее, чем 100 м). Поэтому расчёт добраться до Корумдоя и спуститься по тропе, отмеченной на карте, не оправдался: мы оказались около ручья южнее вершины Как. Несмотря на то, что дорога продолжалась и дальше, а туман рассеялся, водитель ехать отказался, поскольку хотел вернуться домой до наступления темноты. Мы не стали настаивать и встали лагерем около восьми вечера. Впечатление от алтайских красот с лихвой перекрывалось мастерством нашего водителя: несмотря на сложную дорогу, мы ехали практически без остановок, лишь время от времени сверяясь с GPS и картой. Ни разу не застряв и лишь в единственном месте развернувшись для объезда незамеченного вовремя препятствия, Николай убедительно демонстрировал, что этот отрезок пути явно стоил своих денег [Фото. 3, Фото. 4].

Судя по разговорам с местными жителями, этот ГАЗ-66 является единственным в Чемале и Элекмонаре. Поэтому имеет смысл договариваться с водителем заранее, а не надеяться, что он будет стоять и ждать.

28 июля

Переход до реки М.Сумульта [Фото. 5]. Подъём в восемь утра позволил уже в 11:00 выйти вниз по вездеходной дороге. В режиме 30-минутных переходов, чередуемых с 10-минутным отдыхом, скорость нашего перемещения составляла около 3 км/ч. Поначалу дорога спускалась вниз и после первого 10-минутного привала, пересекая ручей, уходила направо и вверх. Слева по ходу, в долине ручья, видны останки нужника, по-видимости, оставленного лесозаготовщиками. Других строений поблизости нет. После короткого подъема дорога забирала еще правее и в гору. Если она и подходила к Сумульте, то гораздо ниже Куртучакского каскада порогов, который нам очень хотелось пройти. Одновременно с выходом на водораздел, по левую сторону от дороги просматривается долина ручья Нижний Как. Чистое ходовое время до этой точки составило чуть больше часа. Гора Как всё это время оставалась слева от нас: мы как бы обходили её у подножия по широкой дуге [Фото. 6].

Спуск к реке по долине Н. Кака казался самым простым и коротки из вариантов, поэтому мы решили спуститься в долину по бездорожью, предварительно отправив вперед разведчиков. Разведка показала, что примерно через 200 м спуска обнаруживается заброшенная вездеходная дорога, ведущая вниз. Через некоторое время эта дорога превратилась в малозаметную тропу, ведущую вниз. Тропа шла по ручью, чрезвычайно насыщенном камнями, практически везде воду было хорошо слышно, хотя и не видно. Идти довольно тяжело.

Примерно через два часа грязного времени движения по этому подобию тропы, наконец, нашли ручей. На ручье устроили привал с перекусом и отправили несколько человек на разведку в разные стороны. Вскоре выяснилось, что буквально в сотне метров севернее, под левым склоном долины,

идёт натоптанная конная тропа. Несмотря на то, что по тропе идти гораздо удобнее, режим движения оставался прежним: из-за жары и постепенно накапливающейся усталости. Тропа траверсировала отроги Кака, время от времени забираясь вверх, и, в конце концов, подходила к Малой Сумульте вблизи устья ручья. Развилок на тропе не было, однако существенные затруднения создавали поваленные деревья, кочки и общая заболоченность. Несмотря на жару, стоящую на Алтае (по рассказам местных), на тропе часто встречались скользкие лужи.

Примерно за 3 км до Малой Сумульты часть вещей была оставлена в лесу. Прежде всего, это были рама для двойки и каяк, а также часть личного снаряжения чрезмерно уставших членов группы. Дальнейший путь был пройден менее чем за час, и около шести вечера мы встали лагерем на поляне, покрытой ягелем, на правом берегу Малой Сумульты. После небольшого перекуса, примерно через час, трое из нас отправились за оставшимися вещами, двое - на разведку реки, а остальные занялись обустройством лагеря. Все вернулись достаточно быстро, успев до наступления темноты, которая в этих краях опускается довольно быстро. Разведка реки доложила, что до Куртучакского каскада всего около 700 м.

29 июля

Стапель. Подходящее место было найдено примерно в 1,5 км вверх по течению реки. По берегу реки шла набитая тропа, а точнее, сразу три параллельных тропы, судя по всему, охотничьих. После впадения ручья шириной 2 м в ивняке на берегу устроились для стапеля. Такой выбор места был продиктован, в первую очередь, желанием раскататься перед прохождением Куртучакского каскада. Поскольку каскад достаточно сложен технически, лезть в него без предварительной раскатки не хотелось. Зная, что уровень воды в реке достаточно низкий (начало августа, засушливое лето), мы изначально решили отказаться от прохождения порога "Веер", поскольку там ожидалось большое количество негабаритных проходов. Найденное нами место стапеля располагалось значительно выше лагеря и позволяло осуществить также катание на каяке, что и было сделано [Фото. 7].

Проблем с материалом для изготовления рам мы не встретили, однако, подходящие стволы пришлось тщательно поискать по причине довольно малого процента молодых деревьев в лесу. Ночью прошел небольшой дождь, впрочем, это не повлияло на количество воды в реке сколь либо заметным образом.

30 июля

Наутро мы закончили построение катамаранов и осуществили сплав на разгруженных судах до места лагеря (это заняло около 15 минут). Встреченные нами шиверы можно категорировать не сложнее 3 к.с. Поскольку воды в реке было отнюдь не море, зачастую все гребные маневры заканчивались приездом лопатки весла в очередной камень.

В 15:50 начался сплав от лагеря на загруженных судах. После впадения с правой стороны р. Н. Как появляются крупные камни в русле, и река приобретает более заметный слаломный характер. Примерно через 15 минут сплава заметен остров со слабо выраженной левой протокой. Сразу после острова мы зачалились в большое улово справа для просмотра начинающегося отсюда Куртучакского каскада порогов. Улово оказалось достаточно удобным для разгрузки судов от вещей. Отсюда дальнейший участок реки представлял собой скопление множества крупных камней со сливами между ними [Фото. 8, Фото. 9].

Довольно часто катамараны садились на камни. При нашей воде главную сложность представлял слалом между камнями, в основном определявшийся правильностью заходов в сливы. При ошибках приходилось вручную сниматься с камней. Свою роль также играло и то, что это был все-таки первый день сплава.

Примечательно, что возле каждого большого улова правого берега с высокой вероятностью находилось место стоянки. По берегу шла хорошая тропа для обноса вещей и просмотра каскада, поэтому основная стратегия нашего движения включала обнос вещей по суше с дальнейшим движением судов от улова к улову в пределах прямой видимости друг друга. По причине невысокой сложности этого отрезка страховку специально не выставляли [Фото. 10, Фото. 11]. Первое улово, расположенное уже, собственно, в каскаде, отмечено стоящим на берегу квартальным столбом с числом 40. Поскольку здесь стоянка оказалась маловата для нас, мы проплыли до следующего улова. По соседству с ним оказалось достаточно места для удобной стоянки, а в самом улове даже удалось искупаться. Именно здесь мы и организовали базовый лагерь для прохождения основных ступеней каскада. Итак, пройдя менее 700 м по каскаду, мы зачалили суда и отправились за оставленными в его начале вещами. Встали лагерем около семи вечера.

31 июля

С утра мы продолжили прохождение первой ступени, при необходимости страхуя экипажи спасконцами. Ближе к концу этого участка встретился негабаритный проход, где большая часть реки направлялась в слив шириной 2,5 м и после короткого быстротока уходила в метровую щель. Затем начинался следующий слив также около двух метров шириной. Прохождение этой системы трех сливов на каяке не вызывало затруднений; катамараны же пришлось принудительно чалить над узким местом и проталкивать по камням к последнему сливу [Фото. 12, Фото. 13]. Экипаж К4-2 рассматривал возможность прохождения негабаритного участка разгоном сверху с последующим заходом в слив одним баллоном. При этом предполагалось, что другой баллон пройдет по камню при соответствующем откренивании силами экипажа. При небольшой ширине катамарана (около 1,85 м) и отсутствии диагонали это могло дать положительный результат. Однако группой способ был признан криминальным и не был реализован в данном сливе, хотя в дальнейшем из-за ошибок на заходе несколько сливов "Лестницы" были пройдены именно так.

Первая ступень заканчивалась семидесятиметровым плёсом, на правом берегу которого оказалось хорошее место для обеда. Отсюда начиналась "Лестница" - ключевой участок каскада, характеризующийся большим падением и сложной линией движения. "Лестница" состояла из следующих друг за другом сливов высотой не менее метра, в которых зачастую торчали зубья камней. Для прохождения этого участка пришлось активно задействовать береговую страховку.

Ключевое место "Лестницы" - винтообразный слив высотой около 3 м и шириной менее 2 м - сложная структура и узость которого делали его прохождение при низком уровне воды весьма рискованным. Кроме того, в 4-5 метрах перед винтообразным сливом располагался ещё один слив, осложнённый зубом прямо посередине. Стратегия прохождения предполагала слаломный проход вплоть до винтообразного слива с заходом справа от зуба и принудительной чалкой, затем обнос самого слива и дальнейший сплав до крупной каменистой осыпи правого берега, знаменующей собой окончание "Лестницы" [Фото. 14, Фото. 15].

К4-1 с усиленным экипажем удачно реализовал намеченную линию движения и зачалился на зубе перед винтообразным сливом. Экипаж К2 решил объехать зуб, однако немного не рассчитал скорость течения, и, в результате, на маленьком пространстве перед винтообразным сливом судно не успело отойти от струи, что повлекло заход в винтообразный слив лагом. Вероятно, именно поэтому (а также благодаря адекватному и своевременному открениванию) слив был пройден на ровном киле. Выполнив несколько элементов родео, К2 благополучно зачалился в улове ниже слива. Вторая "четверка" не смогла четко сманеврировать в верхней части "Лестницы", из-за чего несколько сливов были пройдены на одном баллоне. Кроме того, катамаран прочно сел на криминальный зуб центром рамы, что позволило ему не уйти в винтообразный слив и благополучно обнести его.

В нижней части "Лестницы" крупный камень в середине русла делил поток на две части. В правой из них двухметровый слив шириной 2 м проходил через обливной камень (чистый проход), в то время как левая струя по более мощной кривой горке выносила прямиком на камень-трамплин, встреча с которым грозила оверкилем.

Экипажу К4-1 не удалось пройти чистым, но маловодным проходом в правой части струи, что привело к долгому сидению на камнях в узком левом проходе, а после выхода из него - к наезду одним баллоном на камень-трамплин и оверкилю. Перевёрнутый катамаран без особенных трудностей был зачален спасконцом в улове несколько ниже по течению.

К2, а также К4-2 с предварительно усиленным экипажем благополучно справились с задачей ухода в правый слив перед чалкой в конце "Лестницы" и успешно миновали встречу с "трамплином". Прохождение "Лестницы" на каяке было решено отложить до лучших времен.

В сумме за этот день удалось пройти около 2 км, потратить около 6,5 часов и заночевать в том же уже привычном базовом лагере.

1 августа

К 11 часам удалось свернуть лагерь и переместиться с рюкзаками до оставленных ниже второй ступени каскада катамаранов вблизи осыпи на правом берегу. В 12:00 прохождение каскада продолжилось.

Препятствия каскада стали несколько проще "Лестницы", однако расслабляться все равно не приходилось. Сливы этого участка реки радовали своей красотой и даже умеренной фотогеничностью, поэтому поочерёдное прохождение сильно замедлялось постоянной расстановкой необходимого количества фотооператоров. Особо хочется отметить красивый двухступенчатый слив, ступени которого были расположены под углом 45° друг к другу и имели высоту больше 1,5 м каждая [Фото. 16, Фото. 17].

Прохождение последующих участков каскада осуществляли походным порядком на разгруженных судах. Несмотря на заметное падение, в русле постепенно увеличилось количество более мелких камней, кое-где нависала необходимость ручной проводки. После впадения слева Нижнего Куртучака струя стала еще более сильной, однако это не усложнило общего характера реки.

Стоит отдельно отметить забавный "слив-горку". В самом конце каскада на левом повороте при наезде на камень в полуметровом сливе произошел оверкиль К4-2 из-за несогласованности действий экипажа и непонятных подсказок с К4-1, прочно сидевшего посреди камней. Сразу после слива катамаран вынесло в улово глубиной с полметра. Кроме смеха, этот оверкиль не вызвал больше никаких эмоций.

Менее чем через 100 м - плёс, окончание каскада, а на правом берегу - традиционное место стоянки всех групп, идущих Малую Сумульту. Мы решили не нарушать традицию, оставив записку о похождениях подмосковных пятиклассниц на Малой Сумульте. Недостающие для полного комфорта рюкзаки донесли к шести часам вечера.

2 августа

Ну вот: заработали днёвку! На днёвке часть группы отправилась в радиальный выход по окрестным горам, а любители каякинга - братья Орловы пошли кататься по каскаду. Маршрут радиального выхода пролегал по просмотровой тропе правого берега до каменной осыпи у "Лестницы", а затем поднимался по этой осыпи до конца борта речной долины. Время радиалки составило около 7 ч, причём дорога туда заняла около четырех часов из-за огромного количества крупной и спелой смородины, росшей на склоне. После недолгого пребывания обратная дорога заняла всего лишь полтора часа.

"Любители каякинга" прошли весь каскад примерно за 4 часа (включая время на обнос каяка вверх по течению) с обносом начала "Лестницы".

3 августа

Вышли в полдень. Серию препятствий ниже каскада шли с наплыва, на загруженных судах. Характер препятствий напоминал препятствия каскада, но мощь их несколько больше, а линия движения видна с наплыва. Река становится все шире. Несмотря на это, приходилось двигаться достаточно медленно, регулярно отдыхая, поскольку требовалось постоянное внимание и напряжённая работа. На загруженном катамаране выполнять слалом между камнями сложнее, что приводило к более частым встречам с камнями, чем на каскаде. При этом снимать судно с камней зачастую приходилось в условиях сильной струи. В некоторых случаях возникали проблемы с вылезанием на катамаран, поскольку течение и глубина не позволяли сделать это самостоятельно. Примерно через полтора часа сплава частые удары о камни привели к тому, что на К4-2 была частично разобрана рама (развязалась одна из ключевых вязок) и порваны упоры на одном из мест, а также разошёлся шов на шкуре баллона. Дальнейшее продолжение пути в таких условиях не представлялось возможным. Катамаран удачно добрался до очередного улова, в котором другие суда также встали на отдых. К счастью, рядом с уловом обнаружилась полка, на которой можно было встать на стоянку для выполнения ремонтных мероприятий. Пришлось в этом отличном месте устроить полуднёвку.

К вечеру собралась гроза, продолжавшаяся примерно до полуночи. К середине ночи вода поднялась примерно на метр, однако, к утру суммарный подъём уровня воды составил не более 50 см.

4 августа

Из-за непредвиденного ремонта вышли поздно. Продолжение движения походным порядком в условиях поднявшейся на полметра воды позволяло практически не касаться подводных камней, однако, несколько усложняло маневрирование в резко возросшей по мощности струе. Хотя это повлекло более частые чалки для отдыха, скорость движения предсказуемо возросла.

Ходовое время до порога "Щель" составило немногим меньше часа. Мы были приятно удивлены тем, что в заходном сливе отсутствовало бревно, упоминавшееся в нескольких лоциях. Слив представлял собой горку с общим падением около 2 м, осложнённую прижимом к скале правого берега на заходе. После слива с правого берега к воде вплотную подходят почти отвесные скальные выходы, левый же берег пригоден для прохода по нему, обеда и очередного короткого ремонта К4-2 [Фото. 18].

К4-1, К2 и каяк успешно прошли "Щель", чего нельзя сказать о четвертом судне [Фото. 19]. Несмотря на сложную структуру струи в сливе, прохождение его просто при условии правильного захода: противонаправленные отбойные валы не дают коснуться камней. К4-2 зашёл в слив под некоторым углом к струе, в результате чего ударился рамой о камень левого берега, развернулся, и, сделав несколько телемарков, зачалился сразу за поворотом. В результате столкновения с камнем один из баллонов оказался пробитым. Пришлось остановиться на обед, совмещенный с ремонтом. Потратив примерно 2,5 часа, вышли дальше.

После фонового участка мы въехали в красивый скальный каньон. Несмотря на мощную струю его прохождение не вызвало особых трудностей. Постепенно река все более выполаживалась, появились разбои. Встали на правом берегу, на оборудованной стоянке в километре ниже ручья Алёс. Рядом со стоянкой обнаружили натоптанную тропу, отмеченную на карте. Как известно, это и есть единственный удобный аварийный выход с М. Сумульты. Прошли около 10 км, ходовое время 3 часа.

5 августа

Идём по плёсам. Продолжаются разбои и несильные прижимы, течение довольно быстрое. Примерно через полтора часа хода доплыли до пресловутого завала. Обнос оказался весьма простым: около 30 м по натоптанной тропе шириной 3 м, причём даже без разгрузки вещей. Оказалось, что выход по левой протоке осложнён завалом ниже по течению, выход же по правой протоке был относительно чистым. Встретив на завале огромный малинник, мы умышленно затянули обнос, несмотря на уговоры и указания руководителя.

Меньше чем через полчаса сплава от завала, на слиянии Большой и Малой Сумульты, встреченные рыбаки сказали, что незадолго до нас с маршрута снялась семейная группа, и предложили купить рыбы. Мы отказались, и это было нашей стратегической ошибкой: поймать ничего так и не удалось. На стрелке рек рыбы много; местные ловят хариуса на мормышку.

При слиянии расход реки увеличился вдвое. Вскоре не замедлило появиться первое препятствие Большой Сумульты: довольно жёсткая шивера на правом повороте. Неприступные скалы, взгромоздившиеся по правому берегу и плавный левый поворот не предвещали ничего хорошего. И действительно, как вскоре признался Тимофей, мы подобрались к порогу "Шумы" - самому хитрому и коварному препятствию нашего маршрута.

После беглого осмотра порога мы не замедлили отнести вещи на стоянку, находящуюся на левом берегу ниже порога, и отложить прохождение на следующий день. Расстояние до стоянки порядка 700 м, однако, сложность обноса состояла в основном в том, что нормальная тропа до стоянки, по сути, полностью отсутствовала.

6 августа целиком и полностью посвятили прохождению порога "Шумы".

Примерно полдня было потрачено на то, чтобы вся группа целиком, ровно, как и ее отдельные представители, как можно глубже прониклись идеей о том, что мощь реки возрастает вдвое по сравнению с Малой Сумультой, поэтому заходная шивера "Шумов" значительно более жёсткая, мощная и быстрая, чем ставшие уже привычными препятствия Малой Сумульты. После заходной шиверы, в соответствии с предсказаниями, следовал слив высотой 3 м, разделённый на две части. Правая часть в нашу воду представляла узкий слив водопадного типа с довольно сложной комбинацией струй. Именно этим сливом прыгал г-н Постнов в июне 2003-го года. В нашу воду в нём было как-то слишком мало воды [Фото. 20, Фото. 21].

После совещания на берегу были поставлены три спасконца (два сразу после основного слива, один после самой сложной части "косички" - примерно в 80 м выше лагеря). Кроме того, для страховки был обнесён К2 и поставлен в полусотне метров выше третьего спасконца. Весьма перспективной представлялась постановка спасконца на правом берегу сразу после основного слива "Шумов", однако возможность траверса струи была затруднительнав месте постановки страховки, либо предполагала долгие перемещения по обоим берегам, поэтому. Поэтому все три спасконца были поставлены на ЛБ [Фото. 22, Фото. 23].

К4-1 слишком удачно реализовал намеченную линию движения, вследствие чего прошёл по левой части языка центрального слива, за что был перевёрнут отбойным валом от камня, подпирающего слив. Более безопасным был заход впритирку с камнем в правой части слива. Спасконцы, стоявшие сразу под сливом, конечно же, не сработали (далековато было), поэтому катамаран ушёл аккурат в "косичку". Следует отметить согласованные действия экипажа при оверкиле, поскольку при заходе в "косичку" весь экипаж уже сидел на раме подобно картине "Дед Мазай и зайцы". Пройдя порог на перевёрнутом катамаране, экипаж поймал третий спасконец, благодаря чему судно было удачно зачалено в улово. Интересно, что на перевёрнутом катамаране была пройдена шивера, отмеченная в некоторых описаниях как 6 к.с. В данном случае струя несла судно по наиболее широкому и, следовательно, безопасному маршруту. Деревья, торчащие в русле, как выяснилось, не представляли опасности, поскольку находились не на основной струе [Фото. 24].

К2 зашёл в центральный слив правее, что позволило ему избежать оверкиля. Прохождение "косички" также увенчалось успехом, в итоге катамаран был удачно зачален в желаемом месте (точке дальнейшей страховки). Во время прохождения К2 страховку с воды осуществлял экипаж К4-1.

Каякер несколько не рассчитал свои силы и кильнулся в бочке ещё до захода в основной слив "Шумов". Эскимосский переворот в этот день не шел, поэтому Андрей отстрелился и заходил в основной слив уже самосплавом. Каяк занесло в улово правого берега, и там он оставался в ожидании того, когда за ним придут. Каякер же проследовал самосплавом в "косичку". Ни один из четырёх спасконцов, брошенных в сторону самосплавляющегося, не достиг цели. Пройдя самосплавом около 300 м, он был взят на борт страхующего судна и доставлен на берег. Несмотря на мощь шиверы, каякер отделался парой синяков, потерей весла, неопреновых тапок и легким испугом. Но паники все же не было.

Учтя предыдущий опыт, К4-2 под управлением усиленного экипажа достаточно уверенно повторил маршрут К2 и приехал прямо в улово напротив стоянки. Неожиданных сложностей прохождение не вызвало.

После успешного прохождения порога К4-2 четверо из нас отправились вызволять каяк из плена в улове правого берега. При этом спасательную бригаду на К2 страховали с воды силами экипажа К4-2.

В результате на прохождение "Шумов" был потрачен полноценный ходовой день (11:00 - 18:30), поэтому на ночёвку остались в том же лагере с твёрдым намерением на следующий день выйти пораньше. Вечером случилась гроза, однако это никак не повлияло на уровень воды.

7 августа

Вышли походным порядком, с рюкзаками на борту около одиннадцати утра. Однако, у первой же осыпи правого берега (около 700 м от стоянки) зачалились для осмотра следующего препятствия - красивого порога с горкой на входе и двухметровым сливом на выходе. Проходили поочерёдно, не разгружая суда. Заход в последний правый слив полулагом позволяет сразу попасть в огромное улово правого берега. Все катамараны прошли без проблем, а вот каячок-то обнесли [Фото. 25].

На ближайшем повороте начинался порог "Затычка". За чалкой к правому берегу последовали разгрузка, просмотр и организация страховки. После заходной шиверы струя сливается с небольшой полутораметровой горки в левой части русла, затем переходит к правому берегу с несильным прижимом и врывается в каньон. На входе в каньон падение составляет около 1,5 м. Левая часть струи перегорожена большим камнем, и чистый проход справа требует очень точного попадания. Все экипажи прошли порог успешно, ну а каяк… обнесли [Фото. 26].

В самом каньоне препятствий не оказалось; после каньона обнаружилась очень неплохая стоянка с избытком спелой смородины. В плёсе ниже каньона плескался мелкий хариус. Однако мормышку рыба брать почему-то не возжелала. Вдоль самого каньона, по скалам, идёт тропа обноса (весь день пасмурная погода, моросящие дожди, поэтому на скользкой дороге есть опасные места), по которой и были обнесены вещи. Тут же на стоянке организовали перекус.

После обеда продолжили движение походным порядком. Даже фоновые препятствия реки стали гораздо мощнее, кроме того, прохождение осложнялось довольно густым туманом, поднявшимся после дождя. В последнем именном пороге на Сумульте - "Болтыргане", названному так в честь одноименного притока, впадающего слева неподалеку от этого места, устроили некое подобие родео, попрыгав всеми катамаранами с обливняка в жесткую бочку в правой части русла. Каяк прошел слева.

Далее шиверистые участки постепенно упростились, одновременно с этим увеличились длина и общее количество плёсов. К вечеру туман рассеился. Около 19:00 начинаем искать стоянку на поросших лесом полках разных берегов. Это оказалось довольно непростой задачей, поскольку большинство полок не вмещали всю нашу группу. Тем не менее, примерно за 10 км до Катуни удалось обнаружить подходящую полочку под скальными выходами левого берега. Это произошло около 20:00 в двух часах хода от каньона. Ночью и на следующее утро прошел дождь, что, впрочем, никак не повлияло на уровень воды.

8 августа

Вышли в полдень. Сплав по нижнему течению Сумульты доставил массу спортивного удовольствия. Шиверы 3-4 к.с. перемежались небольшими плёсами, позволяющими отдохнуть. Всё вполне проходилось сходу, хотя иногда линия движения была довольно запутаннной. До слияния с Катунью ходовое время составило 2,5 часа. На слиянии решили пообедать [Фото. 27].

Катунь поразила многоводностью и водой цвета кофе с молоком, что при сравнении с кристальной водой Сумульты демонстрировало резкий контраст. Валы до двух метров внушали уважение. Сплав по Катуни был тяжёл физически (приходится перегребать поганки), но быстр - скорость течения реки на плёсах до 11 км/ч (замер по GPS). Вскоре после слияния на правом берегу стали появляться отдыхающие с машинами. Также было замечено немало параллельных групп, а с какого-то момента стали частыми встречи с рафтерами. Найти стоянку на Катуни довольно сложно, хотя и не невозможно. Во-первых, всегда желательно наличие в относительной близости от лагеря дров, а во-вторых, поскольку вода Катуни содержит много песка, приятнее вставать при впадении больших или малых ручьёв. Поиск стоянки дал свои результаты довольно быстро, и после четырёх часов сплава по Катуни мы остановились на левом берегу, рядом с небольшим ручьём в километре ниже пос. Куюс [Фото. 28].

9 августа

Последний день сплава доставил массу удовольствия порогами "Тельдекпень-1", "Тельдекпень-2" и "Еландинский". Все они по сути представляют собой грандиозные сбойки струй с валами до 2 м. В "тельдекпнях", кроме того, постоянно образуются огромные воронки, на которых оказалось довольно забавно кататься на катамаранах. Одна такая воронка засосала по пояс Тимофея, сидевшего на корме правого баллона К4-1. Впрочем, рассасываются они также быстро, как и образуются. Прохождение осуществляли без просмотра [Фото. 29]. Примерно за три часа дошли до недостроенного моста в Еланде и прямо за ним встали на антистапель на небольшом песчаном пляже. Общее ходовое время на прохождение участка Катуни длиной около 80 км составило менее 7 часов.

Главный недостаток этого места - практически полное отсутствие дров. В лагере рафтеров, расположенном на окраине деревни, сказали, что примерно в километре ниже по течению на берегу много плавника и они за ним ездят; продать отказались. В самой деревне дрова не продавали, поэтому за дровами пришлось сходить на ближайшую гору; впрочем, и там они практически отсутствовали. В деревне есть магазин, он же почта и клуб по интересам. Вечером у местной жительницы купили парного молока, которое имело необычно горький привкус из-за полыни, которую в это время года в основном поедают местные коровы. Тем не менее, молоко выпили с удовольствием.

10 августа

В 12:30 пришла заказанная заранее машина. К 18:30 доехали до барнаульского вокзала, где выяснилось, что багажное отделение закрывается в 19:00. До закрытия выяснить все вопросы не успели. Поскольку большую часть груза отправляли поездом, взвесили груз. Что удивительно, при этом уложились в норму 36 кг на человека, имея девять предметов на шесть человек. Оформили на каяк багажную квитанцию и в поезд зашли без проблем. Проводницы фирменного поезда №36 Барнаул-Москва больше внимания уделили проверке документов, чем каяку, что нехарактерно. До Москвы добрались без проблем и излишних приключений.

3.2. Дневник каякера

27 июля

Солнечно.

...Договорной водила встретил прямо у вагона поезда и был несколько озадачен количеством наших вещей. Но особо не говнился. В итоге погрузились вполне пристойно в его микроавтобус Дэу и ехали, по моему мнению, неплохо в смысле комфорта. Какая-то заморочка произошла с вездеходом, хотя и договаривались заранее из Москвы. Но на удачу нашли 66-ой ГАЗ по дороге в Чемал. На нём и поехали дальше. Пыль, дождь и ветер - всё было наше! Зато сколько эмоций!!! ?

...А по дороге - Горы... ну и Катунь голубовато-серого цвета.

Эдиган. Sun is shining, the weather is sweet… Передохнули, забираемся в кузов, чтобы ехать дальше, на перевал. И тут мы видим, что водила открывает инструкцию к грузовику и что-то там внимательно изучает. "Ну и как же здесь включать полный привод???"

Дорога вверх не особо плохая, а поначалу - так вполне хорошая.

Тучи сгущаются...

Вообще вёл мужик со знанием дела. Умеет он управлять своим грузовиком-вездеходом! Особенно прикольно было, когда он на ухабах, где мы летали по кузову, успевал попить из бутылки и снова ее завинтить! "Уж не водяру ли он для храбрости хлещет?!"

...А на плато (перевале) лежал туман, да притом очень густой, такой, что деревьев в 20 м уже почти не было видно. Очень таинственно выглядело. Ну в этом тумане нужный поворот мы и промахнули... Об этом догадались на следующее утро.

Лагерь разбили прям там же, где высадились: немного спустившись с перевала, на подболоченном склоне.

Чё-то за этот дорожный день я порядком подудолбался, хотя, считай, весь его провёл на собственной попе. Но здесь не город и надо держать себя в руках (хотя в городе без этого тоже нельзя)! Всё, спать...

28 июля

Проснулся скорее не по будильнику, т.к. был дежурным в то утро, а от жары: Солнце светило прям на наш склон, да притом старательно. Ну, в общем, настроение у всех неплохое, боевое. И вот начинается моя первая пешка!

Про погоду. Утреннее чистое небо вскорости стало затягивать тёмно-синими тучами, но, к моему удивлению (и радости), эти тучи двигались в строго определённом направлении довольно узкой полосой, а не равномерно во все стороны (типа как на открытой местности), и тем самым продулись мимо! В целом день был отличный: переменная облачность, тепло, но не пекло.

Пешка... жалко было тащить каяк на привязи, но ничего не поделаешь - это оптимальный вариант в нашем случае. А шли мы в основном вниз.

Ну что сказать, все работали как лошади. Никто не ныл. А главное, никто не повредился за время пешки (как, впрочем, и всего похода ?)

Ну, в общем, дотащились мы до реки... и видим...

Мне, так неплохо, а вот катамаранщикам... типа камнежопинг :)

По количеству сил, затраченных на пешку, могу сказать, что мне было не легко, но и не убийство.

...По дороге подъедали ягоды. В основном, красную чёрную (второе - сорт, первое - степень зрелости ?) смородину.

29 июля

В 1.5 км вверх по течению решено стапелиться. Типа чтоб немного раскататься перед Куртучакским каскадом, который в 1.5км ниже нашей стоянки. Ну, моё дело - лишь бы лодку допереть. Присобачиваю её кое-как к почти пустому рюкзаку и... Ну, в общем, я порядком удолбался за эти 1.5км... Был награждён (самим собой) спелой смородиной!

Надо отметить, что смородина стала главной подкормкой (основной-то еды немного... да и витаминчики свеженькие ?)

Пока ребята вязали каты, я немного катнулся на близлежащем порожке. Мелко... и при гребке погнул кончик лопатки... Ну, блин, и весло... ай да я! В целом контакт с лодкой налажен. И вот вместе с двойкой мы плывём вниз к лагерю. Было прикольно! Действительно раскатка!

Ну, в общем, к вечеру ребята на 4-ках довязались (или почти?) и пришли обратно. Раскатываться они будут завтра.

С вечера дождь...

30 июля

Ну вот и начался сплав (пока с маленькой буквы ?)

Блин, когда пишешь эту лабудень спустя месяц... я вообще ничего не понимаю. Что было стрёмно/прикольно/страшновато..? Да не подходят эти слова для хоть сколько-нибудь точного описания того, что чувствовал на самом деле. И потом, сознание ведь изменялось с каждым днём, и то, что сейчас кажется финтифлюшкой, тогда было вполне серьёзно... Ну, короче, мне очень нравилось и было очень интересно - здесь я, пожалуй, не совру !

Как ни крути, а для меня каждый новый день сплава - level up. Наверное, это не особо правильно для такого похода. Всё-таки повышать свой уровень надо в первую очередь на тренировочных выездах, а в автономных походах его закреплять. С самого начала, ещё в Москве, я понимал, что река эта достаточно серьёзная для меня, был уже морально готов обнести Куртучакский каскад, а Шумы так вообще без вопросов... Но свежий воздух опьяняет… ?

31 июля

Оставляем лагерь и сплавляемся вниз.

Ё-моё, как же К-4 тут тесно. Можно долго бить себя пяткой в грудь, крича, что 4-ки вполне подходят для этой реки, но это НЕПРАВДА!!! Без обид, ребята.

Временами это (сплав на 4-ках) вообще выглядело дико (ну опять же на мой взгляд).

...Так мы "просвистели" до плёса перед Лестницей. Ну тут уже я даю повод катамаранщикам поглумиться надо мной: заношусь.

Ребята пропрыгивают по ступенькам (делая посерёдке нетривиальный изворот-чалку).

На этом сплавной день закончен. Все довольны! (надеюсь, не соврал?)

Пожалуй,сегодня было несколько стремнин: пара крутых чалок на катах (при виде которых я впадал в ступор, т.к. не знал, что ТАКОЕ было запланировано), киль тиминого ката (прыжок левым баллоном с трамплина). Оба эти раза я, бывало, напрягался, но, увидав уверенное и жизнерадостное лицо Руководителя, успокаивался. Важно отметить, что Тимохино присутствие духа, которое, как мне кажется, почти никогда не покидало его, было движущей силой похода, залогом успеха, сильно способствовало сохранению дружеских отношений в группе. За что тебе, Тима, огромное спасибо!

1 августа

Сворачиваем старый лагерь. Сегодня встаем на столбовую стоянку в конце каскада.

С каждым днём понимание того, что лодка вывозит, становится всё отчетливее... С одной стороны, это и неплохо, концентрируешься в основном на линии движения. А с другой... когда-нибудь это сыграет против меня, и я, например, продолбаю крен...

С утра проезжаю быстренькую шиверку (потом некоторое время отдышиваюсь на берегу ?), а вот все сливы за ней (около 6 сливов/200 м) обтаскиваю: неочевидная линия движения, да и камушков многовато в них - не хотелось бы подрать капитально лодку.

Ну, видимо, я был недостаточно безбашенным для того дня...

Вооще плыть, конечно, клёво, но и обносить оказалось не так ужасно: солнечно (и уже не первый день), можно походить в плавках (хоть не беленьким приехал домой).

Про каты ничего вразумительного сказать не могу. Вроде как всё у них получалось (более или менее). Сегодня отличился Витин кат: тоже (но не тот же!) трамплин.

Ситуация была забавная ?. Ехали последний кусочек каскада: 150 м. Как обычно, сначала Тима, затем Лёша скрываются за поворотом. Думаю уже выходить из улова, как появляется Витин кат. Я отпускаю и их за поворот. Еду, поворачиваю... а вот и Витя сидит на камушках. Ну что ж, как обычно... Объезжаю. Бац, на том пути, куда я собрался, засел Тима! Я удивился и даже немного растерялся ?. Ну да каяк везде дырочку найдёт: сливаюсь сбоку. Вдруг слышу: "Киль!"... Видимо, Витя тоже растерялся при виде Тимы ??... а вот справа и стоянка.

2 августа

Днёвка.

Разделяемся: Тима с Лёшей потащили Рокит к началу каскада, Аня осталась спать, Митьки шьют (чёрта с два!) кат, я, Макс, Ден, Марина, Витя, Лена лезем наверх.

Решили подняться по осыпи ПБ, что над Лестницей. От реки казалось около 100 м вверх, но, конечно же, это была далеко не сама вершина, а только где-то треть пути ?

Сразу надо отметить, что погода выдалась удивительной: ни облачка!

Наверх лезли около 3 часов. Пару раз - привал, и много раз - объедание кустов смородины ??. На склоне она уже вовсю поспела. Попадалась и малинка ?. В общем, получили мы в тот день и хлеба, и зрелищ сполна! А зрелища были неописуемой красоты! ??? Поднявшись в итоге метров на 300-400 над рекой, мы не могли оторваться от пейзажей вокруг и вдали...

Спуск занял в пополам меньше времени (но, правда, обьеденных кустов мы оставили не меньше, чем когда поднимались ?)

В общем, прогулка удалась на все 100!

...А ОНИ, не стесняясь, проехали весь каскад (ну, кроме Лестницы)... Ужас-с-сс

Что же делать, как ехать дальше?! Чёртов спортивный азарт, соперничество...

И как я ни старался себя образумить, всё же я был задет. И эта заноза так и оставалась во мне...

... Заноза, наложившись на усталость, дала отвратительный результат... Спать!

3 августа

Мелкие порожки ступорили груженые 4-ки напрочь...

И вот, дождавшись Витю в улове, радостно узнаём, что у них отлетела вязка, порвались Митины упоры, протёрся шов на баллоне... "На сегодня приплыли", - подумал смекалистый рядовой, и смекалка его не подвела... Зато отведали супчику заместо смеси.

Но ведь фортуна с нами! И прямо над уловом, где мы ждали, оказывается хорошая стоянка! Небольшая уборка от охотничьего мусора, и она становится еще лучше. Лена с Мариной усаживаются шить, и выясняется, что шов-то прогнил вдоль всего баллона...

Кружок кройки и шитья начинает свою работу: Митя - свои упоры, причём делает это не торопясь, дошивая на следующее утро, а Лена с Мариной (и, возможно, кто-то ещё) - баллон (вот здесь чувствуются руки мастериц ?).

...Вяжется новая рама.В общем, новое рождение ката!

К вечеру погода испоганивается и начинается дождь. Вроде и не ливень, а ночью - паводок!!! Вода поднималась больше чем на метр! К утру, правда, наполовину подспала.

4 августа

То, что было каменными лабиринтами, стало мощными, практически бескаменными шиверами. Вода - коричневатая. Но с течением времени продолжает падать.

Катам - облегчение, а мне - хорошая порция адреналина, тем более что идём препятствия сходу.

Дошли до Щели. Струячит прилично! Вообще выглядит сурьёзно... а едется по прямой (и закрыв глаза в ключевом месте ?)... ну это у меня... а Красно Солнышко опять и опять... ы-ы дырка. На этот раз обошлось без супа. Пожалуй, больше всех перекусу "радовался" Макс, которому пришлось доставать каны со дна рюкзака.

Ну да не беда. Кое как (именно так!) заклеившись, тронулись дальше, чтоб встать у Алёса (или Евелю?)

Небольшое отступление

Собственно, походная колонна была следующей: Тима, Лёша, я, Витя.

С одной стороны, ехать за двойкой мне было правильно, т.к., имея близкие габариты, ребята показывали правильный путь, особенно учитвая каякомыслящего капитана Лёшу. С другой, я старался держаться от них на расстоянии, чтобы иметь возможность видеть вперёд (типа, чтоб и дальний, и ближний свет были моими), тем самым выбирая свою собственную траекторию.

Конечно, сплав без просмотра вставляет особенно! ?? Вот уж где действительно интересно!

5 августа

Пузогрейство на воде ??

Очень забавляло смотреть, как офигительно быстро проносятся камушки подо мной. Глубина 50 см и светит Солнце, отчего дно как на ладони.

В общем, полный расслабон. Лень грести и т.д. и т.п.

На завале полно спелой малины - лакомимся. Я - только в рот, а кто-то (Аня, Лена...) успевает и на компот собрать. За что этим бескорыстным труженицам - special thanx!

Миновав завал, вскоре вливаемся в Б.Сумульту. На стрелке два алтайца ловят рыбу. Одну вытаскивают у нас на глазах. Больше мы рыбы не видели... только всплески... Не пришлись московские снасти местной рыбе по душе ?…

Вот и… правильно, Шумы-ы-ы-ы…

Я был впечатлён, даже очень. Но лодку решил сегодня в лагерь не относить...

Взвалив на себя рюкзаки, идём на стоянку в конце порога. Тропки разветвляются (часть из них предательские: звериные), побоявшись скатиться с осыпи (основной путь), залезаю наверх. Наслаждаюсь отличным видом на реку. Вот только тропы-то и нет... спускаюсь где в голову ударило - почти на стоянку. ?

А на осыпи были осы! Тимохе досталось, похоже, как следует: 6 (?) укусов. От лекарств ли, но вскоре ему захорошело!

Завтра что-то будет!..

6 августа

Итак, этот день посвящён прохождению самого сложного на маршруте порога Шумы .

Его значимость ощущалась с самого утра - видимо, это она придавливала участников к земле и мешала идти к началу порога ?. Но вот все наконец занимают свои места на берегу: фото у слива, морковка, ещё одна, видео, фото в конце Косички, страховочный кат, морква... Первыми на старт отправляется Тимина команда.

time.pause

Ну что ж, теперь есть куча времени рассказать обо всём вокруг (и внутри).

Для начала о погоде. Небо то заволакивало, то прояснялось, светя при этом жарким Солнцем. Очень уж мне не хотелось дождя в это день: и так настроение несколько подавленное. А тучки бежали по небу довольно тёмные местами... Но, на удачу, бежали мимо. В итоге погоде удалось не пролиться дождём до самого вечера ?…

Просмотр. Я начал снизу, по мере подьёма от лагеря. И, на мой взгляд, успел изучить слив с Косичкой довольно тщательно. Смотрел отсюда, оттуда, снизу, сверху...

Потом смотрел заход в интересующий меня правый слив. Чтоб в него попасть, нужно, по-видимому, неплохо погрести, т.к. основная струя несёт в центральный. В него мне не хотелось из-за 90%-го киля через корму. По крайней мере, такие были ощущения, основанные большей частью на полёте в Карнизе. Ну, в общем, всё я наметил: и линию, и ориентиры, представлял детально, как буду себя вести (грести) в том или ином месте...

...Прошло хрен знает сколько времени. Должно было пройти минут 30-40 (с того момента, как Тима и Ко пошли к кату наверх), а прошло хрен знает скока...

ВРЕМЯ СВЕРНУЛОСЬ...

time.play

Поехали!

Слив!

О-о-оп!

Приехали!

Настало время для моей работы (стою за сливом с морквой). Кидаю чуть раньше, чем появляются головы (все между баллонов), всё равно не докидываю... ух,нервы!

Бегу вниз. Когда прибежал, кат с пассажирами (получается, что так, а вот из каякера пассажир уж никак не получится...) уже на берегу. Ну, думаю, навставляло им, все целы?

...и вижу довольную тимохину физиономию! Остальные, кажися, так не светились, но тоже бодрячком! Ну и слава Богу, что всё обошлось!

Черёд двойки.

time.pause

А точнее, снова временная дыра... На этот раз, пожалуй, ещё большего размера... короче, ещё 1-1.5 ч тупки на берегу.

time.fwd >>

time.play

Перцы в сливах - натюрморт!

Радостный вопль по выходу из него ? Я и сам несколько раззадорился!

Вообще, проехали они порог неэффектно, но вполне чисто. Это уверенное прохождение вселяло надежду (...на уверенное прохождение...).

Ну я пошёл.

По дороге ещё раз посмотрел заходную шиверу (её я до этого мало изучал). Не произвела она какого-то сильного впечатления. Ну, думаю, ездил же такое и раньше, прорвёмся! Здесь налево, тут поправее, а от большого камня рвёмся к сливу... Снизу, сверху осмотрел, как положено.

И вот я наверху, у лодки. А где же эта рация?! Немного нервничаю, но, в конце концов, нахожу (была под носом ?).

Приём... боевой клич каякера (видимо, как-то я не так его провопил)... Вперёд!

Делаю пару траверсов, пытаюсь катнуться на вальчиках, короче, разогреваюсь. Ведь я уже почти сутки не сидел в лодке...

Ну что ж, вроде есть контакт. Нос вниз и понеслась!..

А где же то лево?.. а может уже право?.. %"№?*

И вдруг в бочечку лагом - плюх! От непредвиденности киляюсь. Первая мысль: положение аккурат под рычаг. Вторая мысль: несолидно и ненадёжно! Автоматом перевожусь на какой-то винт (кажися, левый). Проезжаюсь спиной по камню, слегка. Осечка! И тут я почуствовал боязнь... не страх, но былая (стартовая) уверенность вдруг исчезла. И предательская рука успела дёрнуть стропу. И только потом ударила мысль, что я чертовски неправ!

Помнится, пнул лодку в сторону берега: авось забьётся в какое-нибудь улово. Сам (почему-то) к берегу не погрёб, но пытался вставлять весло в суводи за камнями, хвататься за них... Жить хотелось уже тогда!

По поводу того, почему я плыл такой траекторией, а не другой, у меня есть следующее соображение. У меня в мозгу плотно сидела линия прохождения на каяке. И когда я оказался в неожиданном положении, то от страха мозги подзаклинило и остались только те соображения, что прочно сидели там (в голове) до этого. Собственно говоря, я даже успел подумать, стоит ли мне плыть к правому сливу, но решил, что побьюсь в нём о камни. ?

И вот я у слива. Вдох. "Пи%дец!" - только и успел подумать.

Всплыл я, прямо скажем, не сразу. В какой-то момент очень захотелось дышать, но вокруг была только вода. "Где же воздух?!" И я открыл глаза. Вода была голубовато-зеленоватая, светлая от Солнца. И пузырьки... Эта картинка останется со мной надолго.

А дальше я пошёл по каячной линии, поправее. Когда несло по Косичке, успел заметить корень дерева справа. Захотелось схватиться, но сразу одумался. Кстати, об одумался. Мозги и впрямь не отключились, а продолжали посылать сигналы: камень -налево, дышим, не дышим, вон сбоку плюхнулась морковка (мимо), весло бросаем, ах ты чёрт! ловим, кат!!!

Всё... теперь можно много дышать.

Вопрос с ката: "Руки-ноги целы?"

Удивление - первая реакция. Сам не знаю, почему ?

Ну да вроде всё цело, шевелится, но как-то неохотно...

А всё-таки дышать хорошо!

Я был цел. Но моё сознание и мироощущение было расколото, разбито на куски, и собиралось обратно в течение следующих суток-двух. Но ведь сознание - не паззл, где каждому кусочку отведено определенное место, а нечто более замысловатое, и восстановить его в первоначальное состояние почти невозможно. Вроде всё стало как прежде, а всё-таки что-то изменилось; ненужное отлетело, ценное проступило.

Всей группе выражается благодарность!

...День закончился дождём. Я заново привыкал к своему организму: сколько и что я могу съесть? могу ли выпить водки?.. А ночью я остался один на один с мыслью о жизни (и смерти).

Может, всё выше написанное - слишком слюняво? Заплыл и заплыл, ну и что? Народ и на верхней Мзымте заплывал.

Но для меня этот день, 6 августа, стал вторым днём рождения! Но больше рождаться не хочу! ??

7 августа

День с самого начала был хмурый... настроение подавленное...

Надо плыть дальше. Страшно ли было садиться в то утро в каяк? Да ни хрена! Пустить в себя страх означало бы завязать с каякингом. А на это я пойтить не могу! (особенно теперь ?)

Тапки забрала бочка, но Тима поделился флисовыми носочками. В качестве обуви - сандали (скорее, шлёпанцы). Но это - фигня. Хуже было то, что я был с чужим (запаска) веслом на Вы. И это делало меня еще более неуклюжим.

Впереди ждали два хороших порога: Горка и Затычка. При виде первого из них я обругал себя в очередной раз: порог был проще, чем Шумы, и вполне проходим для меня-уверенного-в-своих-силах. "Надо остепениться, не лезь на рожон!" - первая мысль. "Сейчас бы весло старое найти, тогда можно попробовать!" - вторая.

И что я вижу! Идет Тимофей с... куском моего весла: речка съела добрых две трети, оставила одну лопасть! "Ну и славно! Мосты сожжены. Только вперёд!" (т.е. на обнос) Надо сказать, что обнос в шлёпанцах по мокрым прибрежным камням - тот ещё экстрим! Ноги уцелели каким-то чудом!

Обносить всегда грустновато, особенно когда другие проходят ?.

Но курс моей психологической реабилитации начался! Мне доверили место левого носового в Затычке! Даже Солнце выглянуло (ненадолго) на это посмотреть ?

Ну что ж, основные препятствия позади. Вроде и надо б взгрустнуть, а я, наоборот, вздыхаю с облегчением.? Но, к счастью, река до конца не успокоилась! До самой стоянки мне вставляло, а временами даже очень. Это-то и позволило оклематься (психологически).

День выдался осадочный и темноватый. Осматривая порог Болтырган, был поражён мрачным, таинственно-зловещим пейзажем вокруг: берега крутые и высокие, окутанные тучами, над рекой туман. Того и гляди, дракон вылетит из-за поворота... Туман, кстати говоря, добавлял немало неожиданности на сплаве.

И ещё немного про утро этого дня. Дождя не было, а освещение было чуть серее, чем вчера, но в целом довольно похожее. На завтрак каша: опять овсянка и опять с курагой.

"Что, опять?" - "День Сурка!" - отвечает Витя. Я плакал!

8 августа

С утра тормозим, т.к. не можем сделать нормальный костёр: очень мокро.

Долго не могу вставить линзы (у меня это и так-то не особо хорошо получалось, а в тот день вообще из рук вон плохо), в результате одну теряю... Хорошо, что одноразовые. Плохо, что ощущается лёгкая нервозность.

Сумульта на исходе. Препятствия простые. А сложных совсем и не хочется... Видимо, холодок + дождик + неполное психическое восстановление дают такой отстойный результат.

И вот ОНА, Катунь: коричневый поток колоссального размера, ревущий и вздымающийся огромными валами! Пейзаж на стрелке - просто марсианский: голый, мрачный. А главное, во всём чувствуется гигантский размах! Сумульта - домашняя, уютная речка, а Катунь - огромная, пытающаяся задавить своей мощёй при первой же встрече.

Конечно, это всего лишь личное впечатление, спровоцированное ещё и хреновыми погодными условиями. На следующий день, когда выглянуло Солнце, река вроде как стала поприветливее. Но с её мощью я так до конца и не освоился, всё время оставалось ощущение, что я не полностью контролирую ситуацию, а нахожусь частично во власти реки. В общем, я был сильно поражён!

Сплав по Катуни в тот день представлял из себя болтание на валах, поначалу пологих и создававших полнейшую иллюзию моря, а потом крутых с пенным верхом. Ветер при этом старался как мог: дул сильными порывами, так, чтобы весло приходилось держать мёртвой хваткой. Поняв, что такое сбойка по-катуньски в первый раз, захотелось попадать в них пореже! Улово-поганка со сбойкой-воронкой - оставь это для катамаранов!

Отмахав, а точнее, проговносплавившись 4 часа (воистину, греби не греби - разница невелика), встали у какого-то ручья (мнения о его названии и нахождении на карте разошлись?) Ура!!Суша!!! (до отморожения было к тому времени уже недалеко)

9 августа

ОНО снова с нами! СОЛНЦЕ!!! ?

Как же сильно при его появлении поменялся пейзаж вокруг, река, а вместе с ней и наше настроение! Нас ждало несколько часов г-сплава под ярким дружелюбным алтайским солнцем! Полный расслабон!! Только я несколько напрягался по поводу Тельдекпней: уж очень захватывающие истории про них рассказывают.

Что ж, мне и правда навставляло по самое небалуйся! Эмоций добавляли и катамараны, за которыми не видно было ни хрена!

Как говорится, долго ли, коротко ли, но добрались мы до Еланды. Поселок славен своим лагерем рафтёров ("...если хочешь к нам на лодку,приноси нам ящик водки!") и помойкой вдоль берега...

...my song is over...

Ну вот поход и подошёл к концу. В тот день это было, пожалуй, пока ещё предчувствие конца, а вот на выброске понимание стало настолько отчётливым, что чуть не резало...

В голове были ещё свежи воспоминания о заброске...

Увидимся!

4. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Водный маршрут по рекам Малая Сумульта, Большая Сумульта и Катунь, несомненно, в любое время года имеет пятую категорию сложности. Он отличается высокой насыщенностью разнообразными препятствиями. В условиях среднего августовского уровня воды маршрут чётко подразделяется на три отрезка: технически сложная, но относительно маловодная Малая Сумульта, не менее сложная, но гораздо более мощная Большая Сумульта, а также чрезвычайно полноводная, но простая и быстрая Катунь. Относительно безопасные при данном уровне воды препятствия Малой Сумульты позволяют восстановить навыки сплава перед наиболее сложным отрезком маршрута после слияния с Большой Сумультой, а выход с маршрута по Катуни позволяет отдохнуть и расслабиться после технически сложного сплава по Большой Сумульте.

Традиционно оптимальным временем года для похода на Сумульту считается июнь. В это время года уровень воды в реке, как правило, значительно выше, чем в августе, что делает сплав более быстрым и, как следствие, более напряжённым. Для прохождения этого маршрута в июне требуется значительно более высокая степень готовности группы, чем в нашем случае. В августе данный маршрут не менее интересен, но характер его меняется. Низкий уровень воды предъявляет более высокие требования к технической подготовке группы, вместе с этим физическая готовность не становится менее необходимой, и в то же время река становится объективно более безопасной.

Одним из возможных удачных путей заброски на Малую Сумульту при предполагаемом низком уровне воды можно, скорее всего, считать путь, использованный нами, то есть вездеходная заброска по дороге, обходящей г. Как с юга, а затем пеший переход длиной около 9 км по тропе по долинам ручьёв Верхний и Нижний Как. При этом достигается сразу несколько целей. Во-первых, сводятся к минимуму нежелательные контакты с местными жителями, неизбежные при поиске лошадей. Во-вторых, пеший переход короток и относительно несложен и может быть пройден за один день даже при передвижении в несколько ходок или с негабаритным грузом, таким, как рама катамарана или каяк. В-третьих, путь приводит почти к началу Куртучакского каскада. Поскольку каскад "Веер" при засушливой погоде может встретить туристов множеством негабаритов, сплав разумно начинать ниже по течению. В то же время именно Куртучакский каскад является основным препятствием Малой Сумульты, определяющим её сложность.

Наиболее подходящим судном для данного маршрута мы считаем катамаран-двойку или каяк. Катамаран-четверка, в свою очередь может быть успешно использован для тренировки слаломного прохождения препятствий.

Стоит также отметить вариабельность маршрута. Адекватным ему может быть как более быстрое прохождение, чем наше (10 ходовых дней), с последующей переброской на какую-либо другую реку (либо пешком на Кадрин (6 к.с.), либо с использованием автотранспорта на другую реку бассейна Катуни), так и более медленное прохождение, с несколькими днёвками, активной рыбалкой, охотой, сбором ягод и грибов, радиальными выходами. Выбор скорости прохождения маршрута должен быть продиктован желанием и настроением группы.

Выход с маршрута по Катуни резко отличается по мощности воды и характеру препятствий от основной части маршрута. Он позволяет расслабиться морально и физически и отдохнуть, наслаждаясь красотой великой алтайской реки. Высокая скорость течения позволяет свести к минимуму работу на вёслах, а препятствия представляют собой в основном валы и воронки, встреча с которыми оставляет неизгладимое впечатление, не неся при этом никакой опасности.

Таким образом, маршрут по Малой Сумульте, Большой Сумульте и Катуни отлично сочетает в себе все качества, необходимые для интересного и в меру спортивного похода.

5. Приложения

5.1. Картматериалы

Пешеходный переход от подножия вершины Как до р. М. Сумульта.

Условные знаки:

Схема основных препятствий на маршруте.

5.2. Общее снаряжение

Трос костровой0,3 кг2 шт
Рукавицы0,025 кг1 пара
Металлическая губка0,025 кг1 шт

Состав аптечки подбирался стандартно согласно требованиям водного похода 5 к.с.

5.3. Специальное снаряжение

Напильник1 шт
Ножницы1 шт
Т-шки2 шт

Во втором столбце указан расход данного материала. Если указано "немного" - расход пренебрежимо мал по сравнению с общим количеством (т.е. <10%). Если не указано ничего - при ремонте данный материал не расходовался.

5.6. Справочная информация

• Элекмонар - Барнаул (Газель) - 4500 р
  • Элекмонар - г. Как (ГАЗ-66) - 7000 р

Координаты водителей:

"АлтайТрансТур" "http://altaytranstur.narod.ru/" rel="nofollow", "http://www.bialtur.biysk.ru/" rel="nofollow"

водитель Сергей, тел. +73854355794;

Николай, ГАЗ-66 (пос. Элекмонар), тел. +79139936015;

Ковальчук Евгений Николаевич, Газель с прицепом,

тел. +79059800379, +79039497872:

5.7. Видеоматериалы

По материалам, отснятым за время похода, смонтирован видеоклип "Умножители энтропии". Формат MPEG-2, длительность 7 мин 58 сек.

6. Литература

Использованная при написании данного отчета:

1. Отчет группы Постнова Д., поход 2003 г, Саратов, маршрутная книжка № 1/4 - 601.
  2. Отчет группы Хлопенковой Л., Рязань, поход 1998 г.
  3. Отчет группы Голых А., поход 2002 г, Москва, маршрутная книжка № 1/4 - 511.

Изученная при разработке маршрута:

1. Сборник "Водные маршруты СССР. Азиатская часть", М., "Физкультура и спорт", 1976.
  2. Отчет группы Постнова Д., поход 1992 г, Саратов, маршрутная книжка № 25В - 92.
  3. Отчет группы Тулина А., поход 1995 г, МГКТ, маршрутная книжка № 1/4 - 501.
  4. Отчет группы Яковца М., поход 1989 г, Омск.
  5. Лоция на сайте: www.webdesign.perm.ru

Авторы отчета: Осолодкин Д., Орлов Т.

Ответственный редактор: Смолов М.

Отчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, КатуньОтчёт о водном спортивном туристском походе V к.с. по Горному Алтаю, реки М. Сумульта, Сумульта, Катунь