Виды туризма

14 Января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Северо-Кавказкий
Год путешествия: 2000
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
0 115 0
Руководитель: Черткова Н. Р. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5681

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин

Содержание:
  1. Паспорт маршрута;
  2. Состав групп;
  3. График движения;
  4. Заброска и выход с маршрута;
  5. Техническое описание маршрута;
  6. Итоги похода, выводы, рекомендации;
  7. Картографический материал
Паспорт маршрута

Вид туризма: водный.
Категория сложности: третья с элементами четвертой.
Район путешествия: Северный Кавказ. Нитка маршрута г. Москва - г. Невиномысск - пос. Архыз (р. Б. Зеленчук) - порог
Пушка – порог Четвертый Взрывной - станица Зеленчукская - каньон Курлюк - г.
Невиномысск - г. Москва.
Протяженность сплава: 169км.
Продолжительность активной части маршрута: 6 дней.
Количество участников: группа Ширяева В.В. (4), группа Чертковой Н.Р. (4).
Средства сплава: Катамаран «Катя» - 4, Катамаран «Durex» - 2, Катамаран «Ниагара» - 2.
Время путешествия: май 2000 года.
Уровень воды в реке Большой Зеленчук: большая вода.

Состав групп

Фамилия Имя Отчество Год рождения Туристский опыт Обязанности
1 2 3 4 5
1. Ширяев Виталий Владимирович 1978 2 с эл 3(р) Пшеха,
3(у) р. Охта
руководитель, капитан К,
фотограф
2. Ефремов Руслан Геннадьевич 1980 2 с эл 3(у) Пшеха матрос К, видеооператор
3. Бобков Владимир Георгиевич 1979 2 (у) Валдай,
р. Веребушка
матрос К,
техник
4. Никитин Константин Викторович 1975 3 (р) Никодимка-Кожозеро-Кожа,
3 с эл 4 (у) Б. Зеленчук
матрос К,
завхоз,
медик
 
1. Черткова Наталья Робертовна 1977 2 (р) р. Мета
3(у) Никодимка-Кожозеро-Кожа
руководитель, капитан К-1
2. Крюков Николай Юрьевич 1976 3(р) р. Охта
3(у) р. Пшеха
завхоз,
матрос К-2
3. Шестопалов Виталий Сергеевич 1978 2 сэл 3 (у) р. Теберда техник, капитан К-2
4. Кадакин Сергей Васильевич 1973 2 сэл 3 (у) р. Пшеха медик,
фотограф,
матрос К-1

График движения

Дата День
похода
Участки маршрута Расстояние Способы передвижения
28.04.2000 1 Москва - поезд
29.04.2000 2 - - поезд
30.04.2000 3 ст. Невиномысская - Невиномысск - Архыз, стапель - поезд, автобус
1.05.2000 4 Архыз - пор. 1-й Взрывной 10км катамаран
2.05.2000 5 1-й Взрывной - пор. Пушка 7 км катамаран
3.05.2000 6 Дневка - -
4.05.2000 7 Пор. Пушка - пор. 4-й Взрывной 4км катамаран
5.05.2000 8 Дневка - -
6.05.2000 9 4-й Взрывной — ст. Зеленчукская 39км катамаран
7.05.2000 10 Ст. Зеленчукская - каньон Курлюк 55км катамаран
8.05.2000 11 Курлюк — пос. Апсой Пос. Апсой - Невиномысск, антистапель 54 км 15км катамаран автобус
9.05.2000 12 Ст.Невиномысская - - поезд
10.05.2000 13 Москва - поезд

Итого:
13 дней, из них,
4 дня - заброска и выброска с маршрута,
2-дневки,
6 дней - сплав,
26 ходовых часов.

Заброска и выход с маршрута

Заброска

Поезд Москва - Нальчик 28.04. в 16.56 №62. Приехали 30.04. в 1.35 в Невинномысск (позже узнали, почему он так называется и огорчились). Нас (не лично нас, а в принципе туристов) уже встречали двое, освоившие в качестве официального бизнеса транспортировку всякого турья до нужных мест за ну о-о-о-чень умеренную, по московским меркам, оплату (мы доехали до Архыза (!) за 40(!)$ по курсу ЦБ на чёрт знает какой древний день в восьмером со всем барахлищем). Братва, всегда, по крайней мере, в этой местности, торгуйтесь с подобного рода типами, на них не такой уж и великий спрос, тем более - не круглогодичный, а предложение довольно велико. Наших сталкеров звали Людмила&Дмитрий, живут они в Невинномысске, телефоны: домашний-8(86554)52684, сотовый-(901)4988847. Было по пути 2 или 3 ментовские проверки; в очередной раз подчёркиваем необходимость абсолютно идеального состояния документов.

По приезде (около 6 утра) мы встали выше по течению (пройдя по лесу) на слиянии рек Архыз, Псыш и Кизгыч.

Выход с маршрута

Выброска сразу за автомобильным мостом у села Апсой, ходит рейсовый автобус (последний в 17.30), несложно недорого нанять машину. Есть опасность быть в умат напоенными добродушными и несколько агрессивно гостеприимными аборигенами (село нерусское). Отсюда 15 км до Невиномысска, мы за рафик (на восемь человек) заплатили 200 рублей. В принципе выброска возможна с любого участка маршрута, особенно если вы договоритесь с машиной заранее.

Обратные билеты брали непосредственно в Невиномысске. Если вы хотите ехать на ближайшем поезде, не забудьте проверить наличие в ваших паспортах вкладышей о гражданстве.

Техническое описание маршрута

30.04.2000.

Стапель. Вода в реке - большая. Зарегистрировались в КСС, где нам популярно разъяснили опасность сплава. Посетили местный магазин (часть продуктов - крупы, чай, сахар, хлеб - можно купить здесь), заслуживают внимания местные хычины. Опробовали новые средства сплава и свои силы на небольшом участке напротив нашего лагеря.

1.05.2000.

13:30 - старт. Перед Архызом разбои - проход по центральной протоке. В конце Архыза - мост проход ближе к правому берегу.

14:10 - через 40 минут от начала сплава п. Космонавтов (почти полностью залит водой, но видны крупные полуобливные камни в струе, лавировка, валы). До Космонавтов - тоже разбои, проход по правым протокам. 15:10 - на левом берегу сетчатый забор, дорога делает легкий поворот и подходит вплотную к реке, через 5 минут - 1-й Взрывной порог. Около решетки в нашу воду чалки гораздо удобнее, чем ближе к порогу, но непосредственно перед порогом - роскошное улово слева. Справа впадает водопадик. Порог имеет две ступени. 1-я - слив 0,5 м, высокие валы. 2-я - слева мощная, но мягкая бочка, справа - мощная струя, после нее - 2 полуобливных камня. Далее несколько мест по левому берегу для чалок вплоть до разгонной шиверы 2-го Взрывного, который начинается через 0,5 км.

2-й Взрывной с берега опознается по могиле погибшего водника. Дорога идет непосредственно над рекой.

Ключевое место порога - 2 полуобливных камня по центру реки с навалом на них, все остальное в нашу воду представляют мощные валы. Проход справа, для двоек возможен слева (но здесь не очень чисто), на выходе мощная струя. Выходная шивера плавно переходит в разгонную шиверу порога Пушка. Длина шиверы около 800 м, плавно переходит в каньон (некоторые из параллельно проходящих групп называли ее 3-им Взрывным порогом, соответственно 4-й становится 5-м).

Слева достаточно мест для чалок. Ночевка на поляне между рекой и дорогой.

День ознаменовался двумя чалками с осложнениями. Перед 1-м Взрывным в результате перечалки Наташа-Кривые руки так чалила катамаран (« Du гех») на осыпь на повороте, что слетела в воду, и не смогла влезть на кат, который пошел разгонную шиверу с одним гребцом (второй греб рядышком, держась за судно). Принудительная чалка не удалась, несмотря на редкостную удачу - морковка была таки поймана спасаемыми, но сдернуть лодку со струи не представлялось возможным.

После 2-го Взрывного в момент привязывания чалки оная оборвалась, и «Катя» с тремя гребцами чалилась повторно и едва не угодили в Пушку.

Кучу времени отнимает просмотр, фото- и видеосъемка прохождения, но все это того стоит.

2.05.2000.

Условная дневка. Просмотр порога Пушка. Прохождение. Катание. Фото- и видеосъёмка.

Порог Пушка: разгонная шивера, на входе островок (отмель), делящий реку на две протоки. Правая - непроходима (мелко даже в нашу воду), в левой - камень посередине (полуобливной), 2 камня слева один за другим по диагонали. Проход возможен как справа так и слева от центрального камня. Далее в русле по центру - большой камень, на который идёт вся основная струя, образуя вал на камне и яму перед ним (ориентир - ручей слева, мост над ним). Проход возможен по нашей воде везде, в т.ч., и по этому камню. Далее - цепь бочек и валов. Чалка после левого поворота к бетонной лестнице; на внешней стороне поворота бочка, после неё - скала, за которой тоже возможна чалка.

Параллельно идет довольно большое количество туристических групп, на катание выстраивается очередь.

3.05.2000.

Просмотр и прохождение 3-го и 4-го Взрывных порогов. Мерзкая погода, идет снег, в качестве языческой жертвы богам принесён крем " Ambre Solaire ", сожжённый на костре. Некоторое время ждем улучшения погоды, потихоньку пакуемся и (испытание не для слабонервных) влезаем в гидрокостюмы под многозначительные взгляды других туристов, дожидающихся завтрашнего солнышка.

15:00. Стартуем.

3-й Взрывной расположен вскоре за Пушкой, после шиверы. Проходится по струе, которая образует несколько мощных бочек. Автомобильный мост - через 200м после 3-го Взрывного. 4-й Взрывной, расположенный буквой Z , на струе по диагонали расположены 3 больших камня, по бокам от них - бочки. Выходная шивера мощная, с расположенными в шахматном порядке бочками. После 4-го Взрывного начинаются разбои (не грабежи, а серия мелких островков). После них - хорошая стоянка на правом берегу. На левом дорога идет непосредственно над рекой, стоянка оттуда не видна. Ходовое время - около 1 часа.

4.05.2000.

Днёвка, баня. Погода улучшилась. Суда ремонта не требуют, поэтому кто-то загорает, кто-то топит баню, двое из нас ходили в горы фотографировать местные прелести. На поваленных деревьях вокруг стоянки растут грибы вешенки - неплохо для разнообразия пищевого рациона современного туриста.

5.05. 2000.

11:00 - отчаливаем. Вскоре после разбоев - шивера (в некоторых отчетах это место называют 5-м Взрывным), переходящая в каньон Косой. В каньоне валы, бочки, обливные камни. После этого река идёт по более ровному участку (расчёски, завалы, разбои, прижимы) до конца маршрута.

11:40. !!! Разрушенный мост, 2 бревна над левым пролетом, проход под ними.

Сложность в том, что справа прохода нет, слева - фильтрующая отмель, с нее вода стекает под бревно, лежащее вровень с водой. Необходимо пройти по правому краю отмели и попасть под бревна. Но не исключено, что бревно, которое представляет опасность, до следующего сезона унесет.

14:00. Через 3 часа после 4-го Взрывного - капитальный железный мост. Ещё через 20 минут - бетонный мост в Нижнем Архызе.

15:30 - 2 подвесных моста (1-й - разрушенный) в Н.Ермоловке. Лес, через который пустили реку (см более ранние описания), мы не заметили.

17:30 Доплыли до станицы Зеленчукская (есть круглосуточные телефон и почта, магазины с умеренными ценами - до 19.00, население весьма доброжелательное).

6.05.2000. 11:00 - начало ходового дня. Подвесной и деревянный мосты в Зеленчукской. Бетонный мост, после него - шивера Зеленчукская.

12:00 - 3 раза с перерывами ~ 20 минут реку пересекают газопроводы. 1-й раз - тросы довольно низко над водой. Устья реки Кяфар мы не увидели, так как река петляет в разбоях и островках. В некоторых местах приходится быть бдительными и аккуратными - может потребоваться экстренно зачалиться перед

завалом.

14:00 - через час после последнего участка газопровода - бетонный мост.

Подвесной мост в Новоисправненской.

15:00 динамичный сплав кончился позавчера, поэтому желудки начинают напоминать об обеде.

18:00 Каньон Курлюк. Начинается сразу после очень симпатичной горы по правому берегу - грибовидной формы, со словно срезанной верхушкой и пещерами. На заходе - слева прижим под отрицательную стенку, справа возможна чалка (где мы и остановились, чтобы приготовиться к фото- и видеосъемке с воды). Мост в Курлюке. Скалы образующие стенки каньона в некоторых местах смыкаются сверху, а нижняя их часть создает высокие жесткие валы, на выходе - две большие (примерно габариты средней четверки) поганки.

Эстетическая ценность вызвала споры, но однозначно - этот каньон стоит того, чтобы его прошли (есть где поболтаться на валах). Чалка после каньона справа.

Сразу после Курлюка п. Исправной, состоящий из двух изломанных сливов с мощными валами после них.

19:30 - станица Исправная, ЛЭП после неё. Здесь на каменистом берегу встаем.

На всю ночь оставляем дежурных, так как вокруг что-то слишком много ходит наблюдателей.

7.05. 2000.

12:00 - вот оно - начало конца (сегодня последний ходовой день). Стоянка намного приличнее, находится чуть ниже ЛЭП. Река идёт около часа в каньоне (прижимы под отрицательную стенку).

13:00 река окончательно теряет спортивный характер, приобретая тем не менее некоторую опасность для жизни: после автомобильного моста в с. Бесленей кроме разбоев с завалами появляются металлические штыри и куски арматуры в русле. Река постепенно мельчает.

16:40 - чалка на правом берегу сразу за автомобильным мостом в селе Апсой, антистапель.

Итоги похода, выводы, рекомендации
  1. Отправляясь на Северный Кавказ, не забудьте проверить наличие в ваших паспортах вкладышей о гражданстве.
  2. Маршрут представляет собой удачное сочетание неизменно прекрасной природы Северного Кавказа, динамичных порогов и достаточно хороших стоянок (кстати, проблем с дровами не возникает нигде), подходящих для отдыха современного человека, измотанного большим городом.
  3. Вторая часть маршрута не пользуется популярностью: большинство шедших параллельно с нами групп шли только пороги в связке с другими реками аналогичной категории сложности или просто катались на этом участке маршрута, забрасываясь обратно вверх на предварительно заказанной машине. Но не следует забывать о расположенном ниже основных порогов каньоне Курлюк.
  4. Сложность реки зависит от уровня воды: в малую воду мощность потока снижается, но оголяются камни, что требует точности при прохождении; в большую воду требуется большее мастерство для преодоления мощных струй, вертикальных турбулентностей и чалки в практически отсутствующих уловах.
  5. Кроме того, прибыв в Архыз, неплохо бы зарегистрироваться в КСС (председателя придется выискивать по поселку путем ловли языка), это как минимум позволит избежать неприятностей с милицией в Невиномысске, которые особенно рьяно проверяют прописку в дни майских праздников.
  6. Часть продуктов - крупы, чай, сахар, хлеб - можно купить в Архызе. В станице Зеленчукская есть круглосуточные телефон и почта, магазины с умеренными ценами - до 19.00.
  7. С машиной (заброска и выброска) можно договориться заранее: Людмила&Дмитрий, живут они в Невинномысске, телефоны: домашний - 8(86554)52684, сотовый-(901)4988847.
  8. Хочется отметить доброжелательность местного населения и полное отсутствие агрессии и национальной ненависти. В очередной раз подчёркиваем необходимость абсолютно идеального состояния документов.
  9. Просим извинения за малую информативность фотографий, желающим можем представить данные видеосъемки (обращаться E-mail: v_i_t@mail.ru).
Картографический материал

Отчёт о водном туристском походе III с элементами IV к.с. по реке Большой Зеленчук, совершенном с 28 апреля по 10 мая 2000 годаОтчёт о водном туристском походе III с элементами IV к.с. по реке Большой Зеленчук, совершенном с 28 апреля по 10 мая 2000 года

Фотографии:
Отчёт о водном туристском походе III с элементами IV к.с. по реке Большой Зеленчук, совершенном с 28 апреля по 10 мая 2000 годаОтчёт о водном туристском походе III с элементами IV к.с. по реке Большой Зеленчук, совершенном с 28 апреля по 10 мая 2000 годаОтчёт о водном туристском походе III с элементами IV к.с. по реке Большой Зеленчук, совершенном с 28 апреля по 10 мая 2000 годаОтчёт о водном туристском походе III с элементами IV к.с. по реке Большой Зеленчук, совершенном с 28 апреля по 10 мая 2000 годаОтчёт о водном туристском походе III с элементами IV к.с. по реке Большой Зеленчук, совершенном с 28 апреля по 10 мая 2000 годаОтчёт о водном туристском походе III с элементами IV к.с. по реке Большой Зеленчук, совершенном с 28 апреля по 10 мая 2000 годаОтчёт о водном туристском походе III с элементами IV к.с. по реке Большой Зеленчук, совершенном с 28 апреля по 10 мая 2000 годаОтчёт о водном туристском походе III с элементами IV к.с. по реке Большой Зеленчук, совершенном с 28 апреля по 10 мая 2000 года

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст

Похожие статьи

Описание
16 Января 2013
Река Кура
Описание
16 Января 2013
Река Кубань
Описание
16 Января 2013
Кубань (215 км).
Описание
16 Января 2013
Реки Теберда и Кубань
Описание
16 Января 2013
Река Кодори
Описание
15 Января 2013
Реки Большой Абакан и Абакан
Описание
14 Января 2013
Река Самур
Описание
14 Января 2013
Терек (405 км).
Описание
14 Января 2013
Река Терек
Добавить публикацию