25 июня 2021
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V

ОТЧЁТ

О водном туристском походе V категории сложности

по р. Катунь с нижними участками рек: Чуя, Кадрин,

совершенном группой туристов «Клуб “Странники”» г.Йошкар-Ола в период с 26 июля по 12 августа 2013 года

Маршрутная книжка № 1/4-502  Руководитель группы Дубцов А.Г. Адрес, телефон, e-mail руководителя РМЭ, г.Йошкар-Ола, ……………………..

…………………………….algedu@mail.ru

Маршрутно-квалификационная комиссия МКК ФСТ-ОТМ  Рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен 3-м

участникам и руководителю V категории сложности, остальным участникам IV категории сложности.

Отчет использовать в библиотеке «Клуб “Странники”»

Город Йошкар-Ола, 2013 г.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Проводящая организация: самодеятельная группа туристов «Клуб “Странники”».

424007, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Васильева, д.6в-57; тел. 8-(8362) 30-40-31.

Район похода: Россия, респ.Алтай.

Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

Категория сложности

похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

дней

26 июля - 12 августа

2013 г

Средства сплава: 2-х местный катамаран “Ара” (имя собственное, К-2) пр-во судоверфи “Корвет”, катамаран “Силыч” фирмы “Уралэкспедиция” (К-4-1), 4-х местный самошивный катамаран “Барракуда” (К-4-2),.

Уровень воды: высокий в средней части р.Катунь, р.Аргут; немного выше среднего р.Чуя, выше среднего р.Кадрин и р.Катунь после р.Кадрин.

Погода: частично переменная облачность с дождями, частично ясная погода.

Подробная нитка маршрута: г.Йошкар-Ола – г.Казань (микроавтобус) - г.Новосибирск - г.Бийск (поезд) – переезд к п.Тюнгур (микроавтобус) – сплав р.Катунь до р.Аргут – разведка п.Атланты р.Аргут (пешком)– сплав р.Катунь до устья р.Чуя – пеший переход в п.Иня на поиски автомашины - переезд к п.Турбинный на р.Чуя (автомашина) – сплав р.Чуя до устья – сплав р.Катунь до р.Кадрин – сплав п.Выходной на р.Кадрин – сплав р.Катунь до п.Чемал – отъезд в г.Бийск (микроавтобус) – г.Казань (поезд) – г.Йошкар-Ола (микроавтобус). Обзорную карту см. Приложения.

Определяющие препятствия маршрута (вода выше средней и высокая):

Вид препятствия

Категория трудности

Длина препятствия (для

протяженных)

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)

Путь прохождения (для локальных препятствий)

Цепочка порогов-

ступеней в “ущелье”

IV - IV+

10 км от ручья Берткем до р.Аргут, в т.ч. основная часть 6 км (от

руч.Берткем до р.Казнахта), в т.ч наиболее

насыщенная часть 4 км (от 1- й ступени до ≈

800 м за

Аккемский прорыв, р.Катунь. Скальное ущелье. Левый берег – в основном   крутая   скальная   стена.

Правый   берег   –   менее   крутой,

крупные глыбы. В некоторых местах ширина русла не превышает 25-30 м. При высоком уровне воды можно четко выделить 3 ступени, остальная часть прорыва сливается в цепочку валов 1,2-2 м высоты с

отдельными бочками по краям валов и       относительно        спокойными

1-я ступень - обход бочки слева или справа. 2-я ступень – прохождение либо по валам у ЛБ, либо у правого берега, уходя от первой бочки и пробивая вторую и далее по валам. 3-я ступень – по валам. Далее по валам или рядом со струей в зависимости от ситуации и возможности. Чалки на

руч.Бим-Бом)

участками, несколько выделяется 6-

я ступень с 1,5 м сливом с плиты по центру русла. Открытых (обливных, полуобливных) камней в русле практически нет.

Мощная бочка стоит в центре русла в 1-й ступени. Небольшая бочка у ПБ. Обратное движение воды под ЛБ. За центральной бочкой валы на основной струе ближе к ЛБ до 0,5- 0,8 м уходящие во вторую ступень. 2-я ступень - две мощные бочки на заходе, одна в центре русла, одна ближе к ПБ. За ними, в левой части русла–валы до 2,5 м (возможно 3 м).

3-я ступень. Ориентир этого участка

- относительно большой валун, лежащий у правого берега. Порог с выраженным сливом с бочкой от

середины к ПБ. После слива валы около 2-2.5 м.

правый берег.

0,05 км

Турбинный, р.Чуя.

Порог на крутом левом повороте (около 110-120˚), река разбивается на 2 “протоки” “скалой”- выходом коренных пород. Правая протока шириной 4-5 м заканчивается косым сливом 2 м высотой, после которого через 10-15 метров струя упирается в большой надводный камень, протока проходима по-видимому только в воду выше средней ввиду крутизны слива и наличия камней внизу слива; струя в левой протоке (ширина около 5-6 м в сливе) упирается в обливной обломок скалы (длина около 15 м), на который идет сильный навал, формирующий валы в начале обломка. По обе стороны от обломка косой слив ~ 1.5 м высотой с косой бочкой. Общее падение

воды в пороге около 4 метров.

Основное прохождение левой протокой по обливному камню с пробиванием выходной бочки, в правой протоке (технически более сложная) необходимо после косого слива остаться на ровном киле и уйти резко влево от запирающего камня

Разведка и страховка с ПБ.

0,15 км

Т/к Горизонт, р.Чуя.

Порог расположен в глубоком узком каньоне (высота стенок до 50 м) за плавным правым поворотом реки. Длина около 150 м. За поворотом гряда камней делит русло на 2 желоба (шириной около 6-8 м), в которых большой уклон и скорость. В обоих проходах череда сливов, небольших бочек и валов, левый осложнен жесткими отбойными валами от стен. В конце желобов струи сходятся относительно пологими 1,5-метровыми сливами, образуя клин с валом.

Далее 40 м быстротока, левый поворот и слив по всей ширине реки через гряду подводных камней с валом до 1 м высотой и короткая

шивера. На повороте струя сильно

Заход под правым берегом, пробивая локальные сливы и основной слив на сбойке струй, уход в центр русла от прижима, пробивание выходного вала.

несет вправо в прижим - мощный и

опасный, отбойного вала практически нет, возможно наличие кармана в скале. Общее падение в

пороге 5-6 м.

III+ IV-

0,4 км

Ильгуменский, р.Катунь.

Устье р.Б.Ильгумень. Ширина реки в начале порога около 50 м. Вправо от центра два слива около метра с бочками, небольшие бочки у правого берега, далее цепочка валов по центру русла высотой до 2,5 м. Заход под левым берегом чистый. Через 150 м правый поворот, после поворота слева бочка на треть русла, по центру продолжаются валы высотой до 2-х метров, постепенно

уменьшающиеся.

Заход у левого берега или левым краем основной струи. Затем траверс основной струи для ухода от бочки в заключительной части порога. Осмотр по обоим берегам, справа в начале порога пляж, слева турбаза с домиками.

0,1 км

Выходной р.Кадрин.

Предваряется протяженной шиверой-порогом 4 КТ. Условно началом порога можно считать треугольный камень слева от центра русла в 100 метрах от устья. Основная струя пробивается между камней со сливами и бочками от правого к левому берегу, где выходит на “трек” водоскатной горки, уходящий к центру и заканчивающийся выходной бочкой,

затем струя уходит под ПБ и растворяется в Катуни.

От правого к левому

берегу, затем к центру по струе маневрируя между камнями с пробиванием выходной бочки

Череда порогов

III IV-

16 км (от р.Кадрин до руч.Кузюр)

Кадринская труба.

В воду выше средней – ряд мощных шивер с большими валами (до 1,5-2- х метров), поганками, бочками. Начинает заметно проявляться вертикальная турбулентность потока. Особенно впечатляет большая “воронка” в конце первой

трети трубы.

В большинстве случаев – движение по основной

струе с уходом по возможности от поганок и наиболее мощных валов.

IV+

0,5 км

Шабаш.

Двухступенчатый порог. В первой ступени основная струя огибает слева огромную скалу-остров. Справа от скалы по воде выше средней чистый проход. Слева от нее – основная струя выносит в две мощные бочки, затем в пульсирующие валы у левого берега до 3-3,5 м. Длина ступени около 100 метров.

Быстроток около 200 м с валами высотой до 1 м доносит катамаран до второй ступени.

Вторая ступень образована мощным жестким косым обратным валом от правого берега почти до середины русла, огромной бочкой у ЛБ, за ней еще одной. По центру – заходной язык переходит в валы до 1,5-2 м, в

конце ступени валы до 2,5 м и бочка справа.

Возможен проход первой ступени не по основной

струе, а между камней

справа от скалы-острова у правого берега. При прохождении первой

ступени по основной струе – обход по

возможности слева бочек, прохождение справа от валов или по правому

краю валов. Между

ступенями зачалиться можно, но непросто.

Прохождение второй

ступени – по центру русла по заходному языку и валам. Далее уход с

основной струи влево с валов в конце ступени. Чалка на правый берег.

1,2 км

Тельдекпень 1.

Скальный коридор длиной около 1,2 км без учета заходной шиверы.

Первые 800 м – почти ровный поток, затем за 100 метров до

автомобильного моста в скальном сужении – косой пологий слив (около 1,5 м перепада) по диагонали от скального выступа у левого

берега к центру, за ним валы до 1 м, водовороты. За мостом – большие водовороты и поганки в

продолжение скального коридора.

До основного слива – по

струе. Прохождение основного слива

возможно как по центру, так и у правого берега

(более целесообразно). Далее – по возможности уход от водоворотов.

0,85 км

Тельдекпень 2.

Скальное сужение. На основной струе – валы. В начале порога по центру и справа стоят бочки, валы. Слева – большое улово с уровнем воды выше уровня в основной

струе. Далее водовороты, поганки в скальном коридоре.

Проход слева от входной бочки, затем по струе.

Еландинский

По центру гряда камней. Справа в воду выше средней открывается более простой проход для катамаранов между камнями с невысокими валами до 1 м и небольшими бочками. Основная струя у левого берега. Валы до 2 м, пульсирующий вал до 3 м, справа от валов бочки. Водовороты, поганки

на выходе.

Возможно прохождение

справа между камнями. Другой вариант – по валам левого прохода.

Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников, их опыт и обязанности в группе.

№

Фамилия, имя, отчество

г/р

Место работы (полное наименов.

должн., тел.)

Домашний адрес, телефон

Туристская подготовка

Обязанности в группе, распределен ие по

средствам сплава

Дубцов Александр Геннадьевич

1982

ИП Дубцов Г.А. инженер-эколог 89177076176

IIIу. - р – Тохмайоки- Уксунйоки (Карелия) IV - у – Урсул-Катунь (Алтай)

IV - р – Она (Зап.Саян)

Руководитель, Капитан К-4-1

Почитаев Сергей Иванович

1968

ЗАО «Метахром», науч. сотрудник

IIIу. – у - Тохмайоки- Уксунйоки (Карелия); III – у - Умба-Колвица (Кольский п-в);

Песчаная (Алтай) IV -у – Она (Зап.Саян)

Штурман Капитан К-4-2

Сушкова Анастасия

Александровна

ООО «НПФ

«Скат», инженер- разработчик

III - у – Пистайоки (Сев.Карелия)

Летописец

Почитаева Маргарита Вилховна

1971

МарГУ, преподаватель

1. - р - Чирко–Кемь –

Охта (Сев.Карелия); Песчаная (Алтай)

1. -у – Она (Зап.Саян)

1979

ООО «НПФ

«Мета-хром», инженер- конструктор

III – у –Умба-Колвица (Кольский п-в)

IIIу. – у - Тохмайоки- Уксунйоки (Карелия); III - р – Пистайоки (Сев.Карелия)

Ремонтник К-4-2

Порошин Александр Сергеевич

ООО “Проект+” инженер

IIIу. – у – Тохмайоки- Уксунйоки (Карелия) IV -у – Урсул-Катунь (Алтай)

Хронометрист К-2

Адрес хранения отчета, наличие видео, фотоматериалов

отчет находится в библиотеке «Клуб “Странники”», фото и видеоматериалы у руководителя и участников похода.

Поход рассмотрен в МКК ФСТ-ОТМ

Содержание отчета

Общая идея похода

На этапе разработки маршрута его участники исходили из следующих целей:

• продолжение знакомства с реками Алтая (для некоторых членов команды начало знакомства с данным регионом), природой и историческими достопримечательностями региона;

• повышение мастерства участников, причем часть команды имела бы возможность повысить мастерство на препятствиях 4 к.т., часть команды – на препятствиях 5 к.т.;

• характер препятствий на р.Катунь и выбор средств сплава (в основном катамараны четверки) позволяет уменьшить риски для участников идущих впервые поход 4 и 5 КС.

Перед началом сезона перед нами стояла задача сделать выбор первой реки нашей команды, которая откроет нам путь в мир маршрутов 5 КС. После изучения отчетов (особенно отчета уральских туристов 2007 года по р.Катунь с нижними участками рек-притоков, руководители С.Б.Безроднов, Т.А.Андреева), Перечня классифицированных и эталонных маршрутов, выбор был сделан в пользу реки Катунь, которая на интересовавшем участке от п.Тюнгур до п.Чемал является рекой 4 КС, а возможность прохождения выходных порогов 5 КТ рек-притоков (Аргута, Чуи, Кадрина, Урсула) позволяло повысить сложность маршрута до 5 КС.

При выборе реки были приняты во внимание следующие соображения:

• р.Катунь является технически относительно несложной рекой, основная сложность – мощь реки в порогах, которая находит выражение в высоте валов и размерах бочек, однако ширина реки позволяет при желании обходить особо мощные участки отдельных порогов;

• маршрут по р.Катунь проходит по относительно населенной местности, на части маршрута вдоль реки идут дороги (Чуйский тракт, дорога близ п.Чемал), сложность для аварийного выхода с маршрута представляют два участка (в наличии имеются только тропы разной степени нахоженности): Аккемский прорыв и Кадринская труба;

• возможность прохождение выходных порогов рек-притоков усиливает спортивную составляющую маршрута, в случае высокой воды есть возможность легко отказаться от прохождения;

• несомненный интерес представляет природа Алтая, наличие кедра, возможность при желании посетить Каракольские озера, и много всего интересного;

• удобная заброска-выброска.

Водная составляющая маршрута:

Река Катунь

Катунь — основная водная артерия Горного Алтая. Название «Катунь» происходит от алтайского слова «кадын» («госпожа, хозяйка»), которое в свою очередь происходит от древнетюркского слова «катын» («река»).

Длина её водостока составляет 688 км; площадь водосбора 60,9 тыс. км².

Катунь берёт начало на южном склоне Катунского хребта у г. Белухи у ледника Геблера. По общему характеру долины, Катунь делится на три участка: верхняя Катунь, от истоков до реки Кокса, длиной 210 км, средняя Катунь от устья Коксы до реки Сумульты длиной 200 км, нижняя Катунь длиной 280 км, от реки Сумульты до слияния с рекой Бией.

На верхнем участке Катунь огибает Катунский хребет с южной и западной сторон и обладает наибольшими уклонами с общим падением до 1000 м. На этом участке Катунь принимает множество притоков с южного и западного склонов Катунского хребта, а также Листвяги и Халзуна. Леса здесь представлены черневой тайгой.

Средняя Катунь, от реки Коксы до реки Сумульты, проходит в области высоких горных хребтов. Общее падение на этом участке около 400 метров. Здесь река принимает главнейшие притоки с ледниковым питанием: Мульта, Кураган, Аккем, Кучерла, Аргут и Чуя. Ниже посёлка Тюнгур до реки Аргут Катунь течёт в порожистом ущелье. От Аргута до реки Чуя и несколько ниже, она протекает среди высоких террас и бомов. По составу лесной растительности, на среднем участке Катуни доминирует лиственница.

Нижняя Катунь, от реки Сумульты до устья располагается в области среднегорья и низкогорья. Общее падение реки около 400 м. Преобладающий характер долины — всё более широкое развитие террас. Из притоков на этом участке наиболее значительными являются реки Чемал и Сема. Склоны долины заняты, в основном, лиственницей. Начиная от устья Б.Ильгуменя, появляется сосна.

Ниже села Майма Катунь приобретает характер степной реки.

Общее падение от истока до устья — 2000 м. Катунь, сливаясь с Бией, в 19 км к юго-западу от Бийска, образует реку Обь, одну из самых крупных в Сибири.

Р.Аргут:

Аргут - правый приток Катуни, немного меньше последней по водности в месте их слияния. Реку Аргут с точки зрения сплава условно делят на пять участков, нас интересует последний: Быстрый Аргут - длина 25 км, уклон 5 м/км. Наиболее сложные препятствия: пор.Атланты – 5 КТ, пор. Ворота – 4 КТ. Остальные препятствия - мощные шиверы средней сложности.

Р.Чуя:

Правый приток р.Катунь. Река Чуя берет начало на западных склонах хребта Чихачева. Собственно Чую образуют два рукава: северный –р. Бугузун и южный – р. Барбургазы. Длина реки составляет 320 км. Вода в Чуе (особенно в паводковый период) имеет серо-бурый цвет. Это результат размытия в верховьях рыхлых глинисто-меловых пород. Протекая по двум котловинам (Чуйской и Курайской), река имеет спокойный характер. На всем остальном протяжении Чуя от плотины недостроенной Чуйской ГЭС до устья – бурная, порожистая река, с кульминацией перед п.Чибит – Мажойским каскадом. Ниже п.Чибит выделяются три препятствия 5 КТ – пороги Бегемот, Турбинный и Т/к Горизонт. Последние два порога на расстоянии около 5-6 км от устья представляют интерес для прохождения при сплаве по р.Катунь.

Р.Кадрин

Правый приток р.Катунь. Длина реки около 95 км. Фактически представляет собой чередование недлинных плесов и порогов 6 КТ с завалами. Своеобразная красивая река с большим падением как раз на порогах. При прохождении маршрута по р.Катунь интерес представляет п.Выходной 5 КТ и шивера перед ним.

Р.Урсул

Левый приток р.Катунь. Урсул берет начало на склонах Теректинского хребта. Длина реки — 119 км. Питание преимущественно дождевое. Среднегодовой расход воды в районе села Онгудай (32 км от устья) составляет 16,8 м³/с. В верхнем течении — небольшая горная речка. В среднем течении — между поселками Туэкта и Улюта — спокойная река, протекающая по межгорной котловине. В нижнем течении протекает в живописном каньоне, где является пригодной для спортивного сплава. При сплаве по Катуни интерес представляет возможность сплава как раз по нижнему каньону от порога Замок 4-5 КТ, длина участка около 8 км.

Тактически прохождение маршрута включало просчитанное передвижение на определенное расстояние каждый день, с ночевкой, по возможности, в заранее намеченных местах, осмотр наиболее сложных порогов (см.п.3.5. Определяющие препятствия маршрута), прохождение с выставлением страховки. Остальные препятствия с учетом уровня подготовки членов группы проходились без осмотра. Пройдены все препятствия р.Катунь, а также отдельными участниками пороги Турбинный, Т/к Горизонт на р.Чуя, п.Выходной р.Кадрин. В целях обеспечения безопасности прохождения иногда проводилась смена членов экипажей. Прохождение порогов конкретным участником дано в таблице ниже.

1. Варианты подъезда и отъезда.

Основной варианта подъезда на реку Катунь из г.Йошкар-Олы самым доступным железнодорожным транспортом: из Йошкар-Олы доезжаем пригородным поездом (автобусом, наемным транспортом, мы ехали “Газелью”) до Казани, время в пути – около 2,5 часов. Из Казани едем поездом “138 Москва- Красноярск” до Новосибирска, пересаживаемся (время пересадки около 3-х часов) на поезд “601 Новосибирск-Бийск” и утром прибываем в г.Бийск. В Бийске нас ждала заказанная “Газель” с прицепом фирмы БиАлТур (руководитель Иван Замчалов, т.89609391155, есть сайт), которая довезла нас до п.Тюнгур. При желании можно рассмотреть вариант автомобильной заброски на реку от Новосибирска или Барнаула, данные варианты проигрывают несколько в цене, дают выигрыш в времени, удобство такой длительной поездки в “Газели” или чем-то подобном остается на любителя.

Заброска на нижние пороги рек-притоков. Отдельно стоит остановиться на вариантах заброски на пороги рек-притоков. На п.Атланты реки Аргут от стрелки с р.Катунь около 4 км пешком с собранными катамаранами по тропе правого берега (ПБ), при определенном желании, возможности сдуть-надуть катамараны

можно попробовать поискать местных жителей (в р-не п.Атланты вроде есть ферма), лошади которых пасутся на правом берегу р.Аргут, и попробовать договориться о заброске на лошадях, однако такой вариант сильно на любителя при неограниченном времени. На р.Кадрин только пешком ПБ вверх по течению, насколько хватит желания. На р.Урсул к п.Замок пешком по дороге к “даче Путина” и тропам. Единственная реальная возможность заехать на нижние пороги имеется на р.Чуя. От стрелки с Катунью до п.Турбинный р.Чуя около 5-5,5 км по дороге. Сложность в одном – найти машину в Ине, вернее так – найти машину в удобное для вас время. Предварительная договоренность с Иваном Замчаловым о машине на переброску не сработала - обещанная проходящая пустая машина “превратилась” в загруженную, поэтому пришлось идти искать машину в п.Иня. Особенности поиска – см. п.4.9.

Антистапель в случае окончания похода в п.Чемал представляется оптимальным производить антистапель сразу справа за подвесным мостом перед курортом Чемал – там имеется галечный пляж, удобный для антистапеля. Отсюда можно уехать на заказанной заранее машине или разместиться за умеренную плату (200руб./палатка/сутки) в кемпингах, коих тут целых два. Неудобство кемпингов – могут попасться шумные соседи.

Отъезд – из курорта Чемал до Бийска проще добраться заказанной заранее газелью, что и было заранее сделано в упоминавшейся фирме БиАлТур, только надо встречать машину на подъезде, водители смутно представляют, где именно находятся кемпинги курорта Чемал. Из г.Бийск есть прямой поезд №658 до г.Казань. Из Казани также заказанной газелью добрались до г.Йошкар-Олы.

1. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Возможность для аварийного выхода имеется на всем протяжении маршрута, наиболее он осложнен (малохоженные тропы) с Аккемского прорыва и Кадринской трубы. Если есть возможность, с Аккемского прорыва лучше выплывать к стрелке с Чуей (подходит Чуйский тракт к реке) и п.Иня, с Кадринской трубы доплывать до “дачи Путина” в устье р.Урсул, с участков ниже

– до п.Куюс.

Запасные варианты маршрута не разрабатывались, маршрут проходил в начале августа, в случае высокой воды предполагалась отмена прохождения порогов 5 КТ, а прохождение порогов 4+ КТ по возможности предполагалось более простыми вариантами, также имелся запас дней на пережидание паводка. Угрозы габаритных непроходов и “пешком по руслу” для данного маршрута не существует (за исключением р.Кадрин).

Изменения маршрута и их причины

Движение по маршруту было выдержано до р.Чуя согласно маршрутной книжке (исключение - прохождение п.Атланты р.Аргут из-за высокого уровня воды после осмотра было признано опасным и не было осуществлено, также ввиду нескольких причин прохождение п.Замок р.Урсул осуществлено не было), на р.Чуя произошла задержка на день в связи с поиском машины для заброски на нижние пороги, на остальной части маршрута шли с небольшими изменениями мест ночевок сообразно ходу катамаранов и наличию хороших стоянок.

Прохождение препятствий отдельными участниками

10 мин

20 мин

п.Турбинный, п.Т/к Горизонт

С утра ясно, после обеда

переменная обл., t=+20+25

Шивера Выходная р.Чуя – устье р.Кадрин

46,5

4 часа

п.Ильгуменский

До обеда дождь, далее переменная облачность

t=+21

1 час 40 мин

Переменная облачность, вечером

неб.дождь, гроза t=+24

Названия препятствий маршрута взяты из туристских отчетов. Нумерация препятствий при составлении технического описания взята по известной и находящейся в широком доступе схеме расположения порогов р.Катунь (ее в частности приводит Юрин В.Е. в отчете “Вокруг да около Катуни”), но данная схема по неизвестной причине после р.Аргут сбивает нумерацию препятствий.

Техническое описание прохождения группой маршрута 30.07.2013. День первый.

В 8.00 по местному времени (здесь и далее +3 часа к московскому времени) подъем на турбазе “Зеленый дом” фирмы БиАлТур на ПБ р.Катуни п.Тюнгур. Переменчивая погода с периодическим дождем мешала и без того неспешному стапелю, тем не менее в 17.35 вышли на маршрут (фото 1). Место отхода не очень удобное – протока р.Катунь, проходимая в высокую воду, поскреблись немного через кусты. Через 7 минут после отхода прошли мост, еще через 15 минут -

р.Кучерла ПБ. Первые встреченные номерные препятствия (см.Схему в Приложениях) - шиверы №56-57 с высотой валов 0,5 м. Шивера №58 начинается перед устьем р.Деты-Кочек, после впадения реки валы вырастают до 1 м. Препятствия №59-60 – также шиверы с валами до 1-1,2 м. Привыкаем к реке, отрабатываем маневры. В 19.10, через полтора часа после выхода справа прошли р.Аккем. Через 15 минут ПБ р.Антара с указ.табличкой ”р.Антара”. В 19.35 через 2 часа после выхода причалили за 200 м перед ручьем Берткем, ПБ, в этом месте имеется неплохая стоянка где-то на 3-4 палатки. Ручей широкий, подает с горки – может служить хорошим ориентиром начала Аккемского прорыва. По нашей воде сразу за впадением ручья имелся маленький участок спокойной воды для зачаливания (фото 2), в который надо “спрыгнуть” со струи, если есть задача ночевать на ПБ ручья, где имеется хорошая стоянка. Метров через 150-200 после ручья склон берега р.Катунь становиться более крутым и забраться наверх становится всё более проблематичным. Разведка (с переходом ручья выше устья и обратно) и перечалка за ручей заняли еще 55 минут. В 20.30. окончательно встали на стоянку за руч.Берткем. За день пройдено 25 км, общее ходовое время 3 ч, чистое ходовое время 2 часа.

31.07. День второй.

Подъем в 8 часов, два человека прошли вниз по реке, нашли начало первой ступени и вернулись в лагерь. В 12.05 отчалили и под правым берегом в обход основных до 1,5 м валов входной километровой шиверы (препятствие №61) прошли до первой ступени Аккемского прорыва и через 6-7 минут зачалились перед ней в 250 метрах. Осмотр по правому берегу. Солнечно и жарко.

Препятствия 62-70 Аккемский прорыв. Скальное ущелье. Левый берег – в основном крутая скальная стена. Правый берег – менее крутой, крупные глыбы. По высокому правому берегу идет тропа обноса. В некоторых местах ширина русла не превышает 25-30 м. При высоком уровне воды можно четко выделить 3 ступени, остальная часть прорыва сливается в цепочку валов 1,2-2 м высоты с отдельными бочками и относительно спокойными участками. Открытых (обливных, полуобливных) камней в русле нет.

1-я ступень расположена на локальном левом повороте (фото 3). Мощная бочка стоит в центре русла в 1-й ступени. Небольшая бочка у ПБ. Обратное движение воды под скалами ЛБ. За центральной бочкой валы на основной струе ближе к ЛБ до 0,5-0,8 м уходящие во вторую ступень, расположенную в 200 м ниже. На камне памятная табличка Колчевникова М.Ю.

2-я ступень - две мощные бочки в одна в центре русла, одна ближе к ПБ (фото 4). За ними, в левой части русла – валы до 2-2,5 м (возможно 3 м). 3я ступень. Расположена ниже второй метров на 250-300. Ориентир этого участка

- относительно большой валун, лежащий у правого берега. Порог с выраженным сливом с бочкой от середины к ПБ. После слива валы около 2-2.5 м.

Прохождение прорыва (не разгружались) было построено следующим образом: осмотр (фото 5) всей командой 1-й и 2-й ступени, осмотр капитанами судов 3-й

ступени, утверждение линии движения судов. Прохождение 1-й ступени всеми катамаранами под ПБ в обход центральной бочки (фото 6,7,8), страховка первого катамарана (К-4-2) с берега 2-мя спасконцами, второго и третьего первым катамараном с воды, также 2-й и 3-й катамаран обеспечивали взаимостраховку при движении тандемом (расстояние между судами 40-50 м). После 1-й ступени чалка на ПБ (фото 9). Прохождение 2-й ступени тандемом К-4-1 и К-2 под правым берегом в обход первой бочки и уход в валы. Зачаливание на ПБ после ступени для страховки К-4-2 (фото 10). 3-я ступень проходилась по центру тандемом К-4-2 и К-2 с последующей страховкой К-4-1 (фото 11).

Дальнейшая часть прорыва представляла цепочку валов (фото 12), идущих то по центру, то смещающуюся к левому и правому берегу с отдельными бочками, сойти со струи бывает достаточно непросто, где-то здесь должна была быть 4-я ступень. Под высокой скальной стенкой ЛБ (в низкую воду там выделяется 5-я ступень, К-4-2 крутануло струей вокруг оси на 360 градусов). Слив через плиту высотой около 1,5 м имеется в наличии в 6-й ступени. 7,8,9 ступени-сливы, выделяемые в низкую воду, чётко идентифицированы не были.

В 14.35 К-2 и К-4-1 зачалились чтобы попить и набрать воды в р.Казнахта ЛБ, К-4-2 сразу пошел к стрелке с р.Катунь. Препятствия 71-73 представляют собой шиверы с высотой валов до 1,2-1,5 м, самые высокие валы в шивере №73. В

15.25 К-4-1 последним пристал в устье р.Аргут ЛБ на ночевку (фото 13) на стоянке “Кафе Аргут”, где имеется туристский музей. За день пройдено 10 км, общее ходовое время 3 ч 20 минут, чистое ходовое время 50 минут.

В 18.30 группа из 4-х человек отправилась на разведку на р.Аргут. Чуть больше часа занял переход 4 км до начала п.Атланты (фото 14), чуть менее часа осмотр порога и час на обратную дорогу, в 21.30 были в лагере. По итогам осмотра было принято решение отказаться от прохождения порога Атланта, т.к. вода была высокая (фото 15). Достаточно сказать, что надводный камень в центре русла в конце порога перед скальным выступом правого берега стал обливным, струя сильно была в данный выступ и уходила под него, вспениваясь за выступом большими поганками. На следующий день при осмотре порога двумя членами команды вода упала сантиметров на 20-30, но общая ситуация изменилась несильно (фото 16).

1.08. День третий

Дневка. Подъем в 9 часов. Ясно и жарко весь день. Осмотр- фотографирование порога Ворота (фото 17), организация бани (фото 18), разный мелкий ремонт, сушка вещей. Дров на баню не очень много в округе, но удалось найти сушину, также жгли плавник. Место очень симпатичное для организации дневки, довольно чистое. Вечером подошла группа с Челябинска (единственная встреченная группа до р.Чуи).

2.08. День четвертый

Подъем в 7.00. Выход на воду в 10.15. Ясно, жарко. Постепенно за устьем р.Аргут деревья с правого, а затем и левого берега исчезли – началась степь, деревья в основном около воды.

Препятствия 74-79. Участок шивер II-III категории. Несколько выделяются шиверы №74, 75 за устьем р.Аргут высотой валов до 1,5 м, валы остальных шивер не превышают 1-1,2 м. Этот участок шли без просмотра. Перед поселком Инегень (через 45 минут после отхода) над водой весит трос паромной переправы (высота до троса не менее 2—х метров даже в высокую воду). В 11.45 справа остается скала Кызыл (фото 19). В 12.00 чалка за 250-300 метров перед устьем реки Чуи (фото 20) на ПБ р.Катунь в тень деревьев.

Поднялись на надпойменную террасу р.Катунь для сеанса связи с Иваном Замчаловым. Слабо ловит МТС. Удалось выяснить, что машина которая пойдет в сторону Акташа будет полная (хотя предполагалось, что она будет пустая) и подбросить нас до п.Турбинный она не сможет, других вариантов, кроме как искать машину в Ине не было. В 15.00 на катамаране К-2 три человека переправились на левый берег Катуни на территорию платного отдыха (что-то вроде места отдыха “Золотой берег” или вроде того), руководитель с капитаном К-2 отправились в п.Иня, матрос К-2 остался сторожить катамаран. В 17.00 были в Ине, полностью пешком прошли до поселка около 8 км, обошли большую часть населенного пункта, в результате нашли машину, обратно к катамарану вернулись также пешком, в 21.00 были в лагере.

За день пройдено 23 км по воде. Общее время перехода 1 ч 45 минут (ТХВ и ЧХВ совпадают). Поход в п.Иня (8 км в одну сторону) и поиск машины занял 6 часов.

3.08. День пятый

Подъем в 6 часов. Выход всех катамаранов в течение 10 минут с 8.45. Перечаливание на ПБ Чуи. Подъем вещей и судов на надпойменную террасу р.Катунь близ смотровой площадки (фото 21) по достаточно крутой тропе закончили в 9.40. Переменная облачность, погода теплая. В 10 часов пришла машина ГАЗ-3309 (предназначена для перевозки КРС – фото 22), погрузили все катамараны (воздух с баллонов немного подспустили), погрузились сами (кто в кабину, кто в кузов) и выехали в 10.25. Через несколько минут были на месте, доехали сначала до порога Турбинный (хорошо виден с дороги) – оставили катамараны К-4-2 и К-2 на надпойменной террасе перед порогом, затем вернулись и сгрузили вещи и кат К-4-1 за порогом Т/к Горизонт. До 12 часов перетаскивали вещи на высокий берег Чуи в месте готовки обеда (костровище видно издалека) и спуска вещей к воде. Берег высокий, около 15-20 м, спуститься с вещами можно только в районе костровища (около 300-400 м за порогом), в других местах спуск проблематичен.

Порог Турбинный. Порог на крутом левом повороте (около 110-120˚), река разбивается на 2 “протоки” “скалой” - выходом коренных пород (фото 23). Правая протока шириной 4-5 м заканчивается косым сливом 2 м высотой, после которого через 10-15 метров струя упирается в большой надводный камень, протока проходима по-видимому только в воду выше средней ввиду крутизны слива и наличия камней внизу слива; струя в левой протоке (ширина около 5-6 м в сливе) упирается в обливной обломок скалы (длина около 15 м), на который идет сильный навал, формирующий валы в начале обломка. По обе стороны от

обломка косой слив ~ 1.5 м высотой с косой бочкой. Общее падение воды в пороге около 4 метров.

Обработка и прохождение порога заняло 2,5 часа (13.00-15.30). Время было потрачено на осмотр порога, перетаскивание К-2 на страховку за надводный камень ПБ, спуск К-4-2 к воде для первого прохода, затем его занос для второго прохождения.

Для первого прохождения был сформирован экипаж – Дубцов, Лоскутов, Почитаев С., Почитаева Р. Абакумов и Порошин на К-2 встали на страховке за порогом. Сушкова и Скочилова на фото-видео-съемке. Прохождение левой протокой прошло успешно (фото 24, 25, 26, 27), на выходной косой бочке нос бросает влево. Зачаливание на ПБ. Оценив мощь порога, решили К-2 оставить на страховке с Почитаевым С. и Почитаевой Р., а Абакумов и Порошин пересели на К-4-2 и с Дубцовым и Лоскутовым прошли порог практически идентично предыдущему проходу (фото 28, 29, 30).

15.30-17.30 – перенос катамаранов на место обеда (за исключением К-4-2, который был оставлен у п. т/к Горизонт) обед, спуск вещей, К-4-1 к воде, спуск К- 2 по веревке за п.Т/к Горизонт на страховку К-4-2.

17.30-18.30 Обработка и прохождение порога “Т/к Горизонт”.

Порог Т/к Горизонт. Порог расположен в 500 м ниже п.Турбинный в глубоком узком каньоне (высота стенок до 40-50 м) за плавным правым поворотом реки. Длина около 150 м. За поворотом гряда камней делит русло на 2 желоба (шириной около 6-8 м), в которых большой уклон и скорость. В обоих проходах череда сливов, небольших бочек и валов, левый осложнен жесткими отбойными валами от стен. В конце желобов струи сходятся относительно пологими 1,5-метровыми сливами, образуя клин с валом. Далее 40 м быстротока, левый поворот и слив по всей ширине реки через гряду подводных камней с валом до 1 м высотой и короткая шивера. На повороте струя сильно несет вправо в прижим - мощный и опасный, отбойного вала практически нет, возможно наличие кармана в скале (фото 31). Общее падение в пороге 5-6 м.

Для прохождения порога из добровольцев был сформирован экипаж: Дубцов (правая корма), Абакумов (левая корма), Лоскутов (правый нос), Порошин (левый нос). Про сложность организации нормальной страховки в пороге написано много в отчетах (в частности про прижим под скальной стенкой с отрицательным уклоном – с верха скалы не достать веревкой человека из прижима). Страховка была организована следующим образом – К-2 на страховке за порогом, на небольшой полочке в улово ПБ перед скальной стенкой был выставлен человек с спасконцом (в отчетах встретилось, что с этого места были попытки доставать людей из прижима, но проверять такую возможность очень не хотелось). В результате порог был пройден очень успешно, по заранее просчитанной и выдержанной траектории: правым желобом через сливы (фото 32), пробивая сходящиеся клином валы выходного слива (фото 33), затем резкий маневр по уходу вправо от прижима (фото 34), пробивая выходной вал порога.

19.15-19.30 переход около 3 км к месту ночевки на ЛБ р.Чуи в начале основной части выходной шиверы. За день пройдено немного больше 3 км, общее ходовое время 3 ч 30 мин, чистое ходовое время 20 минут.

04.08. День шестой

Подъем 8.00. На воде в 10.55. Пасмурно, накрапывает дождь.

Выходная шивера р.Чуя. Длина около 2,5 км. Камни в русле, валы до 1-1,2 м, несколько сливов с бочками. Река делает несколько поворотов. Требуется постоянный маневр, ломаная линия движения. Прохождение заняло около 15 минут. Вышли в р.Катунь.

Ининская труба. Протяженный участок шивер, начинается перед подвесным мостом к д.Инегень и заканчивается у моста в п.Иня. Берега высокие. Валы до 1- 1,5 м, в последней трети (п.Иня) возможно до 1,5 -1,7 м, отдельные бочки, сливы, начинает проявляться вертикальная турбулентность в виде отдельных небольших поганок, воронок. Пос. Иня с воды плохо виден.

11.30 - подвесной автомобильный мост от чуйского тракта в п.Инегень (фото 35). В 12.10. мост п.Иня (фото 36), сеанс связи с домом (связь МТС).

Ниже пос. Иня нумерация препятствий по неясной причине меняется в сторону понижения согласно прилагаемой общеупотребительной Схеме, приводимой в Приложениях.

13.25 – слева впадает река Б.Яломан.

13.50 – 15.45 Обед за устьем руч.Сольжар. Дождь кончился.

От р.Б.Яломан до руч.Сольжар несколько шивер с валами до 1,5 м, за 4 км перед р.Б.Ильгумень на локальных правых и левых поворотах Катуни расположены мощные шиверы с косыми валами до 1,5-2 м. Пройдены походным порядком, линия движения видна с воды. Перед р.Б.Ильгумень Чуйский тракт уходит от реки на северо-запад. В 16.35 зачалились на ЛБ на территорию турбазы для осмотра и прохождения п.Ильгуменский.

п.Ильгуменский (фото 37). Ориентиры: справа большое улово и большой песчаный пляж; слева домики турбазы, устье р. Б.Ильгумень не видно, с него уже фактически начинается порог, так же ориентиром начала порога могут служить скальные выходы по обоим берегам. Ширина реки в начале порога около 50 м. Вправо от центра два слива около метра с бочками, небольшие бочки у правого берега, далее цепочка валов по центру русла высотой до 2,5 м. Заход под левым берегом чистый. Через 150 м правый поворот, после поворота слева бочка на треть русла, по центру продолжаются валы высотой до 2-х метров, постепенно уменьшающиеся. Общая длина порога около 450 метров.

Прохождение: К-2 под левым берегом уходит к середине порога, пересекает валы и становится на ПБ на страховку и съемку. К-4-1 заходит также под ЛБ, через 50-100 метров заходит в валы, по валам обходит бочку слева на выходе и становится на страховку в конце порога. Прохождение К-4-2 аналогично К-4-1, после заканчивает прохождение К-2 (фото 38). Прохождение заняло час, и было закончено в 17.30.

За п.Ильгуменский берега снова покрываются лесом. Через 25 минут пристали в устье р.Айлагуш для оценки возможности прохождения выходной части данной реки. Воды оказалось мало, река течет протоками, поваленные

деревья в русле (фото 39, 40). Прохождение даже в условиях более высокой воды на катамаранах представляется весьма маловероятным. До р.Кадрин встретилась шивера 56 – косые валы до 1,2 - 1,5 м, отдельные поганки (по некоторым отчётам считается началом Кадринской трубы).

В 18.15. зачалились перед устьем р.Кадрин (фото 41). На высоком левом берегу Кадрина мест для стоянки не нашли, перечалились на правый берег, неплохая стоянка на 4 палатки в 100 м выше устья на низком берегу реки. Проблема на стоянке по сути одна – мало дров, хотя если полазить по окрестным склонам, можно насобирать на пару готовок; ещё небольшая проблема – сильный шум порога Выходной, впрочем, проблем с засыпанием не было.

За день пройдено 46,5 км, общее ходовое время 5 ч, чистое ходовое время 4 часа.

05.08. День седьмой

Подъем 7.30. С утра пасмурно, накрапывает дождь, переменная облачность весь день. Готовка завтрака, окончательный осмотр порога, оценка возможности прохождения. Вода выше средней, в русле камни, но траектория движения без цепляния камней просматривается. На прохождение решился Кат-2. Далее был перенос вещей с стоянки к устью, выставление страховки – спасконца у выходной бочки, катамарана К-4-2 на выходе основной струи Кадрина в Катунь, на берегу рядом с страховочным катамараном еще один спасконец; выставление фото- видео-съемки в середине порога.

п.Выходной, р.Кадрин (фото 42). Предваряется протяженной 4 КТ шиверой- порогом №24. Условно началом порога можно считать треугольный камень немного левее центра русла в 100 метрах от устья (фото 43). Рядом с камнем торчит полуобливняк (возможно залит в высокую воду). Через 25-30 метров струя наваливает на камни в центре русла, основной проход справа, в высокую воду есть возможность уйти под левый берег, где будет залит обливняк, мешающий проходу в среднюю воду. При выборе варианта правого прохода после первого центрального камня следует энергично уйти влево от каменной отмели правого берега через валы и небольшую 0,7-1 м бочку в центре русла, обогнуть “зуб”, далее струя выходит на “трек” водоскатной горки, уходящий к центру и заканчивающийся мощной выходной бочкой, затем струя уходит под ПБ и растворяется в Катуни (см.Схему порога в Приложениях).

Прохождение было выбрано как раз от правого к левому берегу (фото 44, 45, 46, 47) и было выполнено хорошо, за исключение одного – выходную бочку пробить не удалось и катамаран положило по диагонали через правый борт. Команде удалось зацепиться за катамаран и вылезти на него в конце порога, где и были зачалены брошенным спасконцом. Желающих пройти порог на кат-4 не набрался полный комплект, и было принято решение двигаться дальше.

В 12.35. выход со стоянки и вход в кадринскую трубу. Движение походным порядком с взаимостраховкой.

Кадринская труба (преп.57-67 по схеме порогов). В воду выше средней – ряд мощных шивер с большими валами до 1,5-2,5 м, отдельными бочками в скальных сужениях, на выходе из которых образуются мощные массивы поганок, сильно

препятствующие движению, т.е. заметно проявляется вертикальная турбулентность потока. Особенно впечатляет большая “воронка” в конце первой трети трубы, ориентировочно преп.59 либо преп.60. Фото 48 – на выходе из такого препятствия.

По берегам много хороших стоянок в сосновых лесочках. Заканчивается труба пор.68 Мешок – скальное сужение переходящее в небольшое круглое озеро в высоких скальных стенках. Обширные, слабые поганки. Как порог не представляет интереса, но может служить ориентиром конца кадринской трубы. Формально концом является руч.Кузюр ПБ в 300 м ниже данного места, прошли ручей в 13.40. На прохождение трубы (около 16 км) ушло немногим более часа. От ручья Кузюр до п.Шабаш около 2-х километров. В 13.55 пристали на обед в

400 метрах перед п.Шабаш на хорошее место с костровищем на ПБ. Пока готовился обед, осмотрели п.Шабаш, видели прохождение групп на рафтах. п.Шабаш. Двухступенчатый порог. Ориентир – большая галечная отмель слева и большой обломок скалы по центру. Для осмотра пристать лучше на ПБ перед скалой. Есть старое кострище. Мест для стоянки практически нет на всем протяжении порога по правому берегу, либо надо подниматься на высокую надпойменную террасу.

В первой ступени (фото 49) основная струя огибает слева огромную скалу- остров. Справа от скалы по воде выше средней есть проход. Слева от нее – основная струя выносит в две мощные бочки, затем в пульсирующие валы у левого берега до 3-3,5 м (совсем под левым берегом еще бочка). Длина ступени около 100 метров.

Быстроток около 200 м с валами высотой до 1 м доносит катамаран до второй ступени.

Вторая ступень (фото 50) образована мощным жестким косым обратным валом (от подводной каменной гряды) от правого берега почти до середины русла, огромной бочкой у ЛБ, за ней еще одной. По центру – заходной язык переходит в валы до 1,5-2 м, в конце ступени валы до 2,5 м, в т.ч. пульсирующий до 3 м и бочка справа.

В 16.45 перечалились вдоль правого берега в начало порога.

Прохождение было построено следующим образом: К-2, страхуемый спасконцом, проходит первую ступень справа от скалы под ПБ и становится на страховку в конце ступени (фото 51). Затем основным проходом слева от скалы, пробивая одну из бочек и по возможности по краю валов проходит К-4-1 и становится рядом с К-2 на страховку третьего катамарана (фото 52, 53, 54). Данные маневры были успешно выполнены. Третий катамаран К-4-2 заменил носового Почитаеву А. на Лоскутова В., при заходе ушел левее бочек и зашел в центр валов, прошел их успешно (фото 55, 56, 57), но зачалиться между ступенями не смог и ушёл во вторую ступень, пройдя её успешно по центральным валам и уйдя влево от пульсирующего вала в конце данной цепочки валов, затем перечалился за понтоны на ПБ в конце ступени, где и встал на страховку и съемку. Убедившись в том, что К-4-2 встал на страховку, тандем К-4-1 и К-2 начал прохождение 2-й ступени (фото 58), но запаса расстояния не хватило, чтобы попасть в центральную цепочку валов и пришлось взять чуть правее центра и ощутить мощь косого обратного вала ПБ, притормозившего катамараны и

попытавшегося их развернуть. В результате не удалось уйти со струи влево от конечного пульсирующего вала и прохождение прошло на гране оверкиля, которого, впрочем, не произошло, вал ограничился тем, что выбил из стремян левого носового на К-4-1, которому удалось зацепиться за стремя и в таком виде катамаран сразу причалил к ПБ.

После обсуждения прохождения, в 18.45 пошли дальше. До р.Урсул встретились несколько шивер с валами до 1 м, небольшой порожек (возможно

№71 по схеме) – смесь слива около метра с воронкой и поганкой. Урсул, впадающий в Катунь через 8 с небольшим километров после п.Шабаш был пройден в 19.20., шиверы (№72) не обнаружили. Ввиду того, что время начало поджимать график прохождения маршрута, усталости команды, прохождения в 2009 году порогов реки Урсул частью команды, было принято решение заброску и прохождение нижнего каньона Урсула не осуществлять. В 19.30 команда зачалилась на ночевку напротив т.н. (по народной молве) “дачи Путина” (фото 59, теперь она вместо турбазы) в 300 м от устья р.Сумульта на песчаном пляже правого берега. Дров немного, выручает плавник.

За день пройдено 29,5 км, общее ходовое время 5 ч 40 минут, чистое ходовое время 2 часа 50 минут.

06.08. День восьмой

Подъем 7.30. Выход на воду в 10.40. Погода до обеда солнечная. После Сумульты движение идет по щиверам II+ III- категории трудности с валами 1-1,5 м, умеренное маневрирование. Через 4 км и 20 минут сплава прошли подвесной пешеходный мост через Катунь. Перед устьем р.Каянча 1 шивера Каянча III кт (№75), валы до 1,8 м, бочки за камнями. Далее до руч.Кемечапкын несколько шивер с валами до 1,5-1,8 м (№№76-78). У ручья (были в 11.30) по правому берегу песчаный пляж, местами остовы походных бань, хорошие стоянки, часто останавливаются рафтовые группы. У подножия гор – наскальные рисунки, но место надо знать где искать. В этом месте планировалась дневка, но дойти вчера до этого места не успели, а останавливаться на полудневку не хотелось, поэтому идем дальше, к Тельдекпням. За ручьем несколько шивер послабее (№№79-80), валы до 1-1,4 м. В 12.30 остановились для осмотра п.Аяла (№81 III+ КТ) за устьем р.Б.Аяла по ЛБ. Порог представляет собой специфическое понижение – своеобразную воронку – справа камни, по центру слив 1,5 – 1,7 м с большой бочкой (можно слиться правее около камней не заходя в бочку), далее валы 1-1,2 м вправо от центральной скалы в поганки и водовороты (фото 60). Под левым берегом слева от скалы чистый проход по небольшим валам 0,5-0,7 м. Посмотрели и прошли простым вариантом.

В 13.50 прошли р.Улюта, где среди красивых скал по центру русла притаился п.Клизма (III КТ) с сливами , бочками, поганками. Однако желание пройти порог появляется по видимому в низкую воду, у нас была возможность оставить всё это слева и пройти под правым берегом. В 14.00 пристали к ПБ для получасового осмотра вдп.Бельтиртуюк (фото 61), его обязательно надо видеть. В

14.50 пристали чуть ниже водопада на левый берег для обеда, параллельно переждали сильную грозу, по правому берегу сразу за водопадом дров по стоянкам нет, там идет грунтовая дорога в п.Куюс и дальше в Еланду. В 16.50

снялись со стоянки и пошли к пос.Куюс, через 40 минут после обеда – простая шивера в поселке (№86), валы до 0,7 м, ЧХВ от р.Сумульты – 3 часа 30 минут. Если думать о ночлеге, то надо обратить внимание на левый берег от руч.Саралу до руч.Карасу перед п.Куюс, напротив поселка на выходе на ЛБ платный кемпинг, дальше стоянок не будет до р.Ороктой. Как раз практически напротив устья р.Ороктой в 18.10 на ПБ встали на стоянку и дневку. Место у реки скрыто надпойменной террасой от проезжающих в (из) п.Куюс (фото 62). На ЛБ есть стоянка на надпойменной пастбищной террасе около реки, а также стоит деревянный аил.

За день пройдено 47,5 км, общее ходовое время 4 ч 55 минут, чистое ходовое время 4 часа 15 минут.

7.08. День девятый

Дневка. Подъем в 9 часов. Погода солнечная жаркая, как раз для стирки, просушки влажных вещей. Сложили баню, начали топить (много сухого плавника

– отличный материал для топки). Вечером по соседству разместилась небольшая рафтовая группа.

Потом была баня, праздничный (дневка!) плов, песни у костра, отбой около 24.

8.08. День десятый

Подъем в 8 часов. В 10.30 часов свернули лагерь. С утра ясная погода. Собрались спускать судна на воду, как обнаружилось, что на катамаране К-4-2 при накачке лопнула тезовая оболочка рядом с зашитым несколько лет назад швом. Процесс зашивания (фото 63) и заклейки затянулся до 13.30. В 13.45 прошли р.Эдиган по правому берегу, через 5 минут зачалились на песчаном пляже ПБ в начале пор.Тельдекпень 1 (преп.№№88-89), заходная шивера залита.

Тельдекпень 1. Скальный коридор длиной около 1,2 км без учета заходной шиверы. Первые 800 м – почти ровный поток, затем за 100 метров до автомобильного моста в скальном сужении – косой пологий слив (около 1,5 м перепада) по диагонали от скального выступа левого берега к центру, за ним валы до 1 м, водовороты (фото 64). За мостом – большие водовороты и поганки в продолжение скального коридора.

Прохождение: осмотр ключевой части порога всей командой, К-4-1 (фото 65) и К-

2 (фото 66) тандемом проходят до моста, страховка спасконцом ПБ; К-2 становится на страховку под правым берегом за мостом, К-4-1 зачаливается в улово ПБ, экипаж четверки уходит на съемку и страховку спасконцом второй четверки, К-4-2 (фото 67) после прохождения сразу уходит в конец порога на страховку, К-2 уходит за ним, К-4-1 завершает прохождение 2-й части порога.

Тельдекпень 2. На расстоянии около километра за ТДП 1. Ориентиры: справа устье р. Чеба; далее широкий песчаный пляж по левому берегу; за ним местный левый поворот в скальном сужении. На основной струе – валы. В начале порога по центру и справа стоят бочки, валы (фото 68). Слева – большое улово с уровнем воды выше уровня в основной струе. Далее водовороты, поганки в скальном коридоре, по ощущениям более мощные чем в скальном коридоре ТДП 1.

Прохождение: осмотр заходной части порога, прохождение кильватерной колонной с взаимостраховкой, обходя слева входные сливы и бочки.

Прохождение тельдекпней завершено в 16.25. Решено идти без обеда до места ночевки. Начал накрапывать дождь, перешедший в ливень с грозой, ветер в лицо, грести тяжело, хорошо течение сильное. На левом повороте реки перед р.Каспа – препятствие № 91 – слив 1,5 м с плиты в центре русла, обходится ближе к левому берегу. За устьем р.Коскол в скальном сужении препятствие № 92 - водовороты, поганки. В 17.25 причалили на песчаный пляж ПБ перед порогом Еландинский для осмотра. Ориентиры порога: справа пляж, высокая скальная стенка и выход штольни, слышен шум порога и видны брызги у левого берега. п.Еландинский. По центру гряда камней (фото 69). Справа в воду выше средней открывается более простой проход для катамаранов между камнями с невысокими валами до 1 м и небольшими бочками. Основная струя у левого берега. Валы до 2 м, пульсирующий вал до 3 м, справа от валов бочки. Водовороты, поганки на выходе.

Прохождение: К-2 и К-4-1 правым проходом с взаимостраховкой. К-4-1 после прохождения подождал К-4-2, который пошел левым проходом по валам, пульсирующий вал (создал угрозу оверкиля) сильно впечатлил экипаж. После вращения в выходных водоворотах и поганках каты прошли “ворота” недостроенной Катунской ГЭС, на выходе из которых снова поганки. На осмотр и прохождение порога ушло 15 минут. Где-то на правом берегу за п.Еландинский есть стоянки с возможностью ночевки и завершения маршрута.

В 17.50, через 1ч 25 минут после п.Тельдекпень 2 прошли с.Еланда. В 18.15 слева осталась р.Апшияхта, за которой в 18.25 изрядно вымокшая группа встала на ночевку на не очень удобной стоянке на надпойменной террасе левого берега. Неудобство заключалось в подъеме на террасу, высотой около 7-10 метров, по глинистой тропинке, размокшей от дождя, а также открытости террасы всем ветрам, небольшом количестве дров, небольших стадах коров, которые внимательно приглядывались к туристам, но впрочем, подойти совсем близко не решились, хотя следы их жизнедеятельности присутствовали повсюду. Но в целом можно стоять (фото 70). В 18.40 закончился дождь, и появилась возможность немного просушиться и погреться у костра. Появляются кусты конопли, у Чемала на следующий день наблюдались местами целые плантации. Ужин в 20 часов. Отбой в 22.30. Следует отметить, что правый берег весь в кемпингах, стоянках, турбазах, ночью с их стороны – сильный шум (крики, разборки), однозначно лучше останавливаться на левом берегу.

За день пройдено 28,5 км, общее ходовое время 5 часов, чистое ходовое время 2 часа 35 минут.

9.08. День одиннадцатый

Подъем в 7.30. В 10.30 выход на воду. Ясно. До Чемала отдельные шиверы с валами до 0,7-1 м (2 КТ). В 12.00 после локального левого поворота в “предместьях” Чемала остановились в 100 м за ручьем ЛБ набрать воды, подход не очень удобный, на забор воды ушло 20 минут. В 12.30 прошли п.Чемальские ворота (препятствие №94) - заходная шивера с валами до 1 м, затем водовороты, поганки в скальном сужении (фото 71), через которое перекинут подвесной мост

(проход по мосту платный – 50 руб.), после прохода моста попадаешь в “бухту” курорта Чемал. Здесь был совершен тактический просчет – вместо зачаливания вправо на галечный пляж сразу за мостом прошли прямо до курорта и зачалились в его “шхерах” (фото 72). После звонков насчет машины (заверили, что она сможет проехать на курорт), осмотра места возможного антистапеля и предполагаемой ночевки в кемпинге (фото 73), в 14.30 началась операция по перечаливанию катамаранов (местами с использованием проводки) вдоль берега против течения к упомянутому галечному пляжу. Перечаливание заняло 50 минут было завершено в 15.20. Антистапель.

За день пройдено 19 км, общее ходовое время и чистое ходовое время 1 час 40 минут.

На следующий день пришла Газель и увезла к поезду в Бийск.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

К числу наиболее опасных препятствий на маршруте можно отнести пороги-ступени Аккемского прорыва, п.Турбинный и т/к Горизонт р.Чуя, п.Выходной р.Кадрин, п.Шабаш, пороги Тельдекпень 1 и 2. Описание порогов и их прохождение см. Техническое описание прохождения маршрута, фотографии порогов есть в Приложениях, также в Приложениях приводятся схемы расположения порогов, схема прохождения п.Выходной р.Кадрин, схемы прохождения остальных порогов можно найти в отчетах и сети Интернет.

К числу наиболее опасных явлений природы отнесем:

• Грозы. Каждый сильный ливень сопровождался грозой.
  • Отдельные представителей домашней фауны - коровы. Начинают появляться при приближении к р.Чуя, и далее повсеместно по маршруту, за исключением участка от п.Ильгумень до р.Урсул. Несколько напрягают как близким своим присутствием, так и следами жизнедеятельности.

Медведи и пр.крупные животные замечены не были. Комаров, мошки и пр. неприятных насекомых практически не было.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов

К числу интересных природных объектов относятся:

• Скала Кызыл.

Огромная скала - правый берег Катуни перед впадением р.Чуи. Завораживает монументальностью, красивым цветом (фото есть в Приложениях).

• Водопад Бельтиртуюк.

Водопад Бельтиртуюк (Бельтертуюк, Бельтыр-туюк и др.) расположен в 8 км от села Куюс в Чемальском районе Республики Алтай. Водопад Бельтиртуюк имеет статус памятника природы Республики Алтай.

Водопад виден с воды при сплаве. Сухопутный вариант - дорога к водопаду идет через село Куюс, далее нужно преодолеть небольшой брод и встречающиеся по дороге скопления камней, и по горной дороге подъехать к скалистой площадке перед водопадом.

Ручей Бельтиртуюк в своем устье образует два зрелищных каскада — 29 и 11 м длиной. На скале вблизи водопада можно различить наскальные рисунки, выбитые мелкой точкой.

В 5 км выше водопада находится обширная долина Санково Поле, в центре которой можно увидеть петроглифы — всадника на лошади и горных козлов. Дорога, ведущая к этим петроглифам, из-за большого скопления камней проходима только для ГАЗ-66.

• Каракольские озера.

Группа из семи живописных горных озёр в России, на территории Республики Алтай в Чемальском районе, расположенная на западном склоне хребта Иолго, водораздела рек Бия и Катунь у подножия перевала Багаташ. Здесь берёт начало речка Тура — приток реки Каракол, которая, в свою очередь, впадает в приток Катуни Элекмонар. Расстояние от села Элекмонар до Каракольских озёр — около 30 км. Автомобильной дороги с твёрдым покрытием до самых озёр нет.

Каракольские озёра обладают ледниково-тектоническим происхождением. Котловины их располагаются на ступенях гигантской каровой лестницы. Самое нижнее из озёр находится на высоте 1820 м над уровнем моря, самое верхнее — на высоте около 2097 м, по другим данным — 1630 и 1840 м соответственно. С увеличением высоты размер озёр и температура воды в них становятся всё меньше. Длина самого большого из озёр составляет 440 м, и ширина 350 м, а площадь — приблизительно 12 га. Озёра находятся на расстояниях 300—800 метров друг от друга и соединяются вместе ручьями. Система Каракольских озёр включает в себя широкий спектр природно-климатических зон, что обусловлено значительным перепадом высот. Нижние озёра окружены горной кедровой тайгой, выше леса уступают место альпийским лугам, а для окрестностей небольших верхних озёр типичны флора и фауна высокогорной тундры. Вода в озёрах холодная и чистая, водные растения в них практически отсутствуют, так же как и рыба.

Химический состав воды во всех озёрах различается. Вода озера № 2 содержит повышеную концентрацию серебра, вода озера № 5 — железа.

В 1978 году решением сессии Алтайского краевого Совета народных депутатов Каракольским озёрам был присвоен статус Памятника Природы Горно-Алтайской автономной области. Статус Памятника Природы впоследствии был подтверждён Постановлением Правительства Республики Алтай от 16.02.1996. Режим посещения озёр — заповедно-рекреационный.

К озёрам организуются экскурсии с туристических комплексов Чемальского района, многие маршруты конных туров по отрогам хребта Иолго не обходятся без посещения этого озёрного комплекса.

На берегу озера № 5 расположена туристическая база.

К числу интересных исторических и культурных объектов относим:

• с.Тюнгур. Памятник П.Ф.Сухову – командиру большого отряда красногвардейцев, попавших в засаду и окончательно уничтоженных у данного села.

• с.Иня. Перед селом, на южной ее окраине (в полукилометре), слева от тракта (с стороны Акташа) расположен археологический памятник - могильник Иня-1. Представляет собой задернованные каменные курганы в диаметре от 3 до 30 м, балбаны, изваяния, стелы, а также большое количество прямоугольных оградок. Объекты предположительно относятся к раннескифской эпохе, пазырыкскому периоду и Средневековью. Чуть дальше справа от дороги - могильник Иня-2, включающий 52 задернованных кургана в диаметре от 2 до 20 м. Большинство объектов предположительно относится к пазырыкской эпохе.

• с.Еланда. В двух километрах выше по течению – остатки недостроенной Катунской ГЭС. Район от Еланды до Куюса богат археологическими памятниками: это многочисленные курганы (могильник Верх-Еланда, курганная группа Бийке), пещеры и гроты, в которых проживали древние кочевники (Бийкенская и Тыткескеньская пещеры, грот Бийка, штольня возле устья р. Бийки), святилища и наскальные рисунки (скала Бийка, древние мастерские и поселения (памятник Тыткескень-2).

- п.Чемал. В районе устья реки Чемал находится Чемальская ГЭС мощностью 400 кВт, которая до недавнего времени обеспечивала электроэнергией санаторий и часть поселка, а с 2011 года ушла на пенсию и работает как экскурсионный объект. Чемальская ГЭС формирует Чемальское водохранилище — небольшой живописный водоем, в котором отражаются горы. Летом для любителей острых ощущений у плотины ГЭС работают различные аттракционы: прокат катамаранов, надувные горки и прочие "развлекухи", веревочный городок, "тарзанка" — можно прыгнуть со страховкой в слив Чемальской ГЭС, "канатная дорога" — спуск по тросу с горы на правом берегу на левый берег над плотиной ГЭС. Бойко идет торговля сувенирами, медом, медовухой, др. По "Козьей тропе" от ГЭС можно пройти к мосту на остров Патмос и храм Иоанна Богослова. В центре Чемала есть действующая Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".

Дополнительные сведения о походе

О районе путешествия написано много в отчетах. Приведем основное.

Алтай (от монгольского алтан – золотой) - горная страна, расположенная в центре Евразии, отдельные части которой находятся на территории России, Казахстана, Китая и Монголии. Алтай расположен на юго-востоке Западной Сибири. В административном отношении Российский Алтай поделен между Алтайским краем и Республикой Алтай (с 1991 г.). Эти два региона имеют общие границы с Казахстаном (в южной части), Монголией и Китаем (юг, юго-восток), Новосибирской, Кемеровской областями, респ.Хакасия (север и северо-восток), Республикой Тува (на востоке).

Алтай разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай. На территории России с севера на юг высота хребтов постепенно возрастает и достигает наибольшей величины в Катунско-Чуйской цепи, наиболее высокие хребты - Катунский (наивысшая точка Алтая - гора Белуха (4506 м)), Северный (4177 м – г. Маашей-Баши) и Южный Чуйские (3914 м – г. Иикту) достигают высоты 3000-4000 м. На вершинах многих гор лежат вечные снега, с перевалов спускаются ледники, дающие начало горным рекам. Весь район

характеризуется резкой расчлененностью рельефа, наличием глубоких эрозионных врезов. Во многих местах сохранились формы ледникового происхождения: троги, сглаженные скалы, системы моренных валов. Хребты – пикообразные, с крутыми обрывистыми склонами, осыпями, узкими ущельями и молодыми долинами рек. Для Горного Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2000 со слаборасчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими названия степей - Чуйская степь (1800 м), Курайская (1600 м) и др. Благоприятны условия для развития карста: наличие растворимых горных пород привело к образованию более трех сотен пещер (наибольшая из них имеет длину 700 м). Специфика формирования рельефа обусловила многообразие полезных ископаемых: ртуть, магний, цинк, графит, грифовые сланцы, мирабилит, медь, серебро, золото и другие.

Климат района – резко континентальный: короткое жаркое лето и морозная долгая зима. В Горном Алтае средняя температура января колеблется от -12° до - 31,8°, июля от +9° до +18°. Однако часты и экстремумы температур, как под -50° зимой, так и под +40° летом. Температура в горах понижается с подъемом на каждые 100 м на полградуса.

Осадки распределены неравномерно: в горных районах количество осадков достигает 1000 мм в год, в равнинной части – не более 500 мм. Летом край находится под влиянием воздушных масс арктического происхождения, прогревающихся над Западной Сибирью. На формирование климата оказывает влияние рельеф местности. От высоких гор на юге местность амфитеатром понижается на север и северо-запад, открывая путь арктическому воздуху, который проходит через всю территорию в долины между хребтами, из-за веерообразного расположения хребтов приходящие потоки влажного воздуха проникают вглубь гор, образуя мощную облачность. В высокогорье в летнее время часты дожди и грозы, много дней с ненастной погодой, нередки снегопады. Нередко в середине лета на окружающих горы равнинах устанавливается жаркая погода, но и тогда горы с их более прохладным климатом способствуют активизации образования осадков. Тем не менее, по мере продвижения воздушных масс с северо-запада на юго-восток содержание влаги в воздушных массах сильно уменьшается. В верховьях р. Чуя осадков выпадает очень мало. В Кош-Агаче, например, менее 130 мм в год. Наибольшее количество осадков приходится на лето (июль) и зиму (декабрь-февраль).

Флора Алтая чрезвычайно богата: в горах насчитывается 1340 видов растений. Это в 2,5 раза больше чем на Западно-Сибирской равнине. Здесь произрастает более 200 эндемичных видов растений.

В Горном Алтае ярко выражена вертикальная зональность: степная зона, лесная, высокогорная (альпийская) и каменная, лишенная растительности нивальная зона.

В степной зоне растут уникальные ленточные сосновые боры. Верхняя граница лесного пояса проходит на высоте около 2200 м, нижняя – на высоте З00- 500 м. Горы часто покрыты дремучей тайгой, чередующейся с высокотравными таежными полянами. Сами деревья являются показателями высот: береза располагается на высоте до 600 м, сосны – до 700 м, осина – до 1600 м, ель – до 1900 м. Кедры занимают верхний ярус (до 2000 м), а последние лиственницы

исчезают на высоте 2400 м. Выше границы леса располагаются альпийские луга и горная тундра.

Животный мир Алтая также богат и разнообразен. Здесь сформировались эндемики: горная индейка, алтайский сарыч, цокор, тундровая куропатка и др. В горных районах Восточного Алтая насчитывается до сорока видов промысловых животных. Охотничье значение имеют белка, соболь, выдра, норка, рысь, медведь, снежный барс, росомаха; из копытных – лось, марал, косуля, кабарга, сибирский козерог, архар, антилопа, дзерен. Однако по долинам Чуи и Катуни их не встретишь. А вот водоплавающие встречаются часто. Всего здесь обитает около семнадцати видов уток, гуси, лебеди. Пo всему Алтайскому краю запрещена охота на ряд животных и птиц, численность которых в последние годы сократилась: северный олень, выдра, дрофа. В горных реках водятся ленок, таймень, хариус. Из пресмыкающихся встречаются ужи, щитомордник, узорчатый полоз. Кровососущих насекомых в конце июля-августе практически нет.

Столицей и культурным центром республики Алтай является г. Горно- Алтайск с населением около тридцати тысяч человек. От него расходятся дороги во все основные районы области. Главной транспортной артерией Горного Алтая является Чуйский тракт, связывающий Россию с Монголией. Вдоль него расположены наиболее крупные поселки региона: Онгудай, Акташ, Иня, Курай, Кош-Агач. Также уходят дороги в сторону Телецкого озера на восток республики, и на юго-запад в сторону Усть-Кана, Усть-Коксы.

Основные населенные пункты маршрута:

Переезд до Тюнгура от Бийска проходит через пункты Майма, Усть-Сема, Черга, Барагаш, Усть-Кан, Усть-Кокса. В любом из них (возможно за исключением Черги и Барагаша) можно докупить продукты в раскладку.

с.Тюнгур (начало многих туристских маршрутов) - село в Усть-Коксинском районе Республики Алтай, входит в состав Катандинского сельского поселения.

Население — 397 человек (итоги Всероссийской переписи 2010 года). Здесь находятся турбазы “Тюнгур”, ”Высотник”, ”Зеленый дом” (БиАлТур). Имеется магазин. Левый и правый берег Катуни соединяет подвесной мост. Имеется сотовая связь МТС.

с.Иня (место поиска машины для заброски на р.Чуя) – село Онгудайского района. На 2010 год население около 800 человек (преимущественно алтайцы), имеются магазины, АЗС, кафе, детский сад, больница (?), др. Устойчивая сотовая связь МТС.

Особенности поиска транспорта: стояла задача найти автомобиль для переезда на р.Чую, в поисках машины обошли большую часть села Иня. Машин много, но нанять их не получается, основные причины: хозяева поднялись в горы (т.е. на заготовку сена), машина сломана, не устраивает время (пара предложений была забросить немедленно, а вот на следующий день как было нужно нам, не могли), до некоторых товарищей смутно доходило, что от них хотят, куда вообще ехать, некоторые отказывались, боясь продешевить, а цену не знали какую назвать. В итоге, в доме на локальном холме ближе к концу села справа от оси дороги (если идти со стороны Акташа) был взят телефон отсутствующего на тот

момент дома парня Изиндея – это была последняя надежда. В конце обратного перехода в лагерь удалось созвониться. После долгих переговоров, удалось сторговаться на цене в 1,5 т.р. Если бы он не согласился, прохождения р.Чуи не состоялось бы.

с.Еланда (возможное место окончания сплава). Село Еланда относится к Чемальскому сельскому поселению Республики Алтай. Село старое, существует с 1836 года. "Еланда" происходит от алтайского слова "змеи", "имеющий змей"; другой вариант перевода — "открытое место". Село находится на Чемальском тракте, в 20 км от Чемала. До Еланды дорога асфальтовая, после Еланды асфальт заканчивается, и в сторону Куюса идет гравийная дорога. В Еланде нет сотовой связи. Связь есть в Куюсе ("Мегафон"). В селе имеются магазины, имеется две турбазы.

п.Чемал (место антистапель). Центр Чемальского района — поселок Чемал находится в 100 км к югу от Горно-Алтайска, в 185 км от Бийска. Село расположено на берегах рек Чемал и Катунь. Чемал является центром крупной туристической зоны Горного Алтая. Он широко известен как климатический курорт, здесь находится известный туберкулезный санаторий. В Чемальском районе располагается множество турбаз, кемпингов и туркомплексов, в т.ч. в курорте Чемал. В последние годы появляются и активно строятся все новые туристический базы.

В Чемале есть банкоматы Сбербанка и Россельхозбанка. На главной улице Чемала расположено много магазинов, автовокзал, есть рынок, кафе. Сотовая связь – основные федеральные операторы.

Некоторые телефоны:

• алтайский поисково-спасательный отряд (Горноалтайск) 8-388-22-2-29-14

- Иван Замчалов (БиАлТур) 8-3854-311110, +79609391155.

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

Общая стоимость данного похода составила около 12,7 тыс. руб. на 1 человека (всего 10 человек). Основная статья расходов – транспортная. Заказ железнодорожных билетов осуществлялся через сайт РЖД.

“Газель” до г.Казань – 400 рублей (здесь и далее с человека). Поезд Казань- Новосибирск – 3450 руб. Поезд Новосибирск-Бийск – 830 руб. “Газель” до Тюнгура - 1600, и от Чемала до Бийска – 400 руб. Переброска на Чую –150 руб. Поезд Бийск - Казань – 3950 руб. “Газель” от г.Казань до Йошкар-Олы – 400 рублей.

Остальные расходы – закупка провианта на маршрут (самый дорогой продукт – мясо для приготовления сушеного мяса, тушенка), пополнение аптечки, питание в поездах– 1520 руб.

Итого: около 12700 руб. с человека (без учета личных расходов).

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Группа успешно прошла маршрут по реке Катунь с выходными порогами рек-притоков, не все запланированные пороги удалось пройти, но и пройденного оказалось достаточно, чтобы цели, поставленные на данный маршрут, были выполнены. Удалось и приобщиться к красотам Алтая, и повысить мастерство участников на порогах 4 и 5 КТ. Данный вариант маршрута представляется достаточно интересным для перехода от походов 4 КС к походам 5 КС.

Тезисно можно выделить основные моменты:

• классический маршрут 4 КС по реке Катунь усложняется до 5 КС включением прохождения локальных порогов 5 КТ рек-притоков;

• Катунь - река многорасходная, водные элементы (валы, бочки, воронки, поганки) мощные, именно их мощь создает основную опасность при прохождении реки;

• маршрут достаточно тяжелый физически (переброски, переходы), команда должна быть готова к этому, а также быть психологически устойчивой, состоять из людей сходных взглядов;

• велика вероятность высокой воды даже в конце июня – начале августа, группа должна быть морально готова к этому, как и к капризам погоды – дождю и жаркому солнцу;

• удобный подъезд и отъезд, рынок услуг по заброскам - выброскам развит, в тоже время переброски (с.Иня) могут вызвать определенные трудности, необходимо иметь время для их решения;

• имеются возможности для аварийного выхода с маршрута, относительно много населенных пунктов, где можно пополнить запасы продуктов;

• имеется много достопримечательностей, которые позволяют разнообразить прохождение маршрута при наличии времени;

• вредные насекомые в данное время года практически отсутствовали;

• встреченное местное население было настроено в целом доброжелательно.

Приложения

Фото 14. Долина р.Аргут

Фото 15. п.Атланты р.Аргут вечером. Общий вид

Отчёт о водном туристском походе V категории сложности по р. Катунь

Фото 16. п.Атланты утром. Ключевая часть.

Фото 17. п.Ворота, р.Аргут

Фото 29. Прохождение К-4-2 ”Барракуды” п.Турбинный. Проход 2-й

Фото 30. “ Прохождение К-4-2 ”Барракуды” п.Турбинный. Проход 2-й

Фото 31. Порог т/к Горизонт

Фото 32. Прохождение К-4-2. Под правым берегом.

Фото 33. Пробиваем вал выходного слива 1-й части порога

Фото 42. Порог Выходной р.Кадрин

Фото 43. Начало п.Выходной

Фото 44. Проход К-2 “Ара” п.Выходной

Фото 45. Проход К-2 п.Выходной. Обход “зуба”.