20 января 2013
( г. Апатиты )
Год путешествия: 1997
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: III
Автор - Павел Горбачев (Апатиты)

Карта района

Панские тундры как они есть

Хребет Панских тундр в центре Кольского полуострова - цепочка высоких (до 629 м) каменистых холмов, возвышающихся над окружающими болотами и тайгой. Является водоразделом Кольского, воды отсюда стекают в трех направлениях - в Ловозеро, в Варзугу и в Поной. Хребет лежит в стороне от популярных туристских маршрутов, поэтому при сборе информации о районе поисковые системы принесли лишь сведения о разведанных запасах платиновых и титановых руд, да отчет челябинских лыжников, побывавших в западной части хребта в каких-то лохматых годах.
В общем, появилась мысль совершить путешесвие в тамошние края, тем более, что живу я в Апатитах, и проблем с достижением начала маршрута не было.
В июне 2003-го собирался в Кейвы, но возникли проблемы со временем, а тут как раз подвернулось полторы свободных недели, и вооружившись черно-белой распечаткой пятисотки-карты, я выступил в поход.
Начальным пунктом стал поселок Октябрьский, у нас иначе как 45-й не называемый. Он связан с Кировком ежедневным автобусным сообщением. Выступив из поселка утром, я успел пройти пешком до реки Кицы по жуткой грунтовке около 20 километров. На Кице меня подобрал Камаз до Цаги - я-то думал, тут только вездеход пройдет, но дальнейшие события превзошли самые смелые ожидания. Грузовик ехал за геологами, которые в Панских уже плотно прописались и разведывают вовсю, на Федоровой горе (к западу от основного хребта) даже карьер выкопали. На Цаге (82-й км) - типа базы, несколько вагончиков-воркутянок, изба, вездеходы стоят. Есть телефонная связь с Апатитами и Кировском. Местный связист - замечательный человек, Валентином зовут. Все окрестности знает, может посоветовать как пройти, где избушки стоят и т.п.
Пошел дальше на восток, дорога вся в огромных лужах, навстречу вездеход проехал. Не успел пройти и пяти километров - слышу сзади мотор. Из-за поворота показался "Урал"! Едут на рыбалку на Чурозеро. Я даже не собирался так далеко забираться, но если уж подвернулась такая возможность, почему бы не побывать!
Урал - это, я вам скажу, зверь. Там на дороге следы только гусеничные, а он прет. К ночи добрались до Чурозера. Озеро большое, у самой воды берега болотистые, а выше - ягельный сосновый бор. Есть изба, но она оказалась занята. На другой стороне живет мужик из Краснощелья. Озеро богато рыбой, в ясную погоду очень живописно. На следующий день сходил к Элнйоку по моховым клюквенным болотам - сколько тут в июле морошки наверное! Если залезть на сосну повыше, на юго-западе видны каменные "шишки" Панских тундр, в остальных направлениях - бесконечные заросшие лесом холмы.
Первоначально собирался дойти до Поноя, но не смог перейти Элнйок. Эта речка оказалась совсем непохожей на другие реки Кольского - я ожидал увидеть мелкую перекатистую струю, а вышел на двадцатиметровую канаву в болоте, с берегами, отвесно обрывающимися вниз на неопределенную, но очень большую глубину, с медленным течением. Хариус на муху не ловился - холодно еще, комар не вылетел.
Вернулся к озеру и с утра вышел на хребет, сначала по дороге, потом свернул на оленью тропу и - вверх. Ягельный бор - очень красиво, ни единого следа присутствия человека, не то что в Хибинах. В потоках дождя взошел на г. Чуарвы, а оттуда пошел вниз к ручью Сунгйок. Рельеф в восточной части Панских тундр очень сглаженный, редкий лес растет даже на седловинах - высота-то небольшая, поэтому в условиях плохой видимости даже по пятисотке ориентироваться проблематично, шел просто на СЗ, чтоб к ручью выйти.
Интересная особенность сопок на востоке - плавный набор высоты, а на вершине - скальные нагромождения-"шишки", заметные издалека, но на карте почему-то не отмеченные. Сунгйок - речка красивая, с высокими сосновыми берегами, вода без желтизны, хотя из болот вытекает. Ночью снег шел - лето, блин.
На следующий день прошел вниз до пересечения с дорогой. Вдоль реки - звериные тропы, полное таежного безлюдье - а всего каких-то 100 км от железной дороги. Много птиц - куропатки, глухари, видел хищника какого-то, не разобрал кто именно.

Панские тундры как они есть

До верхнего Элнйока дошел через г. Белую, слева от безымянного, но большого озера с заболоченными берегами. На озере много уток, куликов, вообще по всей долине птичий крик не смолкает. Вдалеке виднеются Ловозерские тундры - с Чивруай-Ладва Панские тоже видны были. Вышел на вездеходную колею - первый признак цивилизации с тех пор как с дороги свернул, по ней дошел до базы геологов - несколько каркасов домиков, на дороге появились уже следы колес - значит, Урал или Камаз могут проехать.
Через несколько километров - вторая база на берегу Элнйока - такие же каркасы + вагончик. Никого нет, полевой сезон еще не начался. Оттуда - траверсом г. Коевей к Каменнику.

Первый раз за поход ясная погода, с Коевея и с Каменника особенно потрясающие виды на кольскую тайгу, огромные болота и озера. Видны одновременно Хибины, Ловозерье, Панский хребет на всю длину, Урмаварака и даже Елки-тундры на горизонте!
Ночлег в охотничьей избушке, и на следующий день возвращение на 82-й км. Там - фантастическая удача: те рыбаки с Чурозера возвращаются! Не пришлось пешком идти нудные 40 км по грязной и неинтересной дороге до 45-го. Доехал с ними прямо до Апатитов.

Панские тундры как они есть

Таким образом, пешая часть часть маршрута получилась всего 4 дня + 1 день радиалка в окресностях Чурозера, но включала в себя как раз самые интересные места Панских тундр. Как уже упоминалось, подход и выброска неинтересны, поэтому очень рекомендуется пользоваться попутным транспортом при его наличии. Был пройден весь хребет с востока на запад, совершены восхождения (если это можно так назвать) на крайнюю восточную вершину - г. Чуарвы (447 м) и высшую вершину - г. Каменник (629 м). Походы в Панских тундрах можно рекомендовать любителям нехоженых мест, охотникам и рыболовам.
Однозначно не стоит идти людям с альпинистскими склонностями - скучно будет. Панские тундры могут быть включены в зимнюю лыжную связку с Ловозерами, можно делать радиальные выходы при водных походах на Поной (через Элнйок) и Пану. Зимой очень вероятно встретить оленей и пастухов из Краснощелья. На дорогах часто встречаются следы медведей, стоит брать с собой ракетницу или фальшфаер, в июле-августе - комары, гнус примерно как в Ловозерских Тундрах. В низинах мокро, желательно иметь какую-нибудь непромокаемую обувь для прохождения болот и переправ через речки. У меня были вибрамы+бахилы от химзащитного костюма.