Виды туризма

30 октября 2020
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Якутский
Вид туризма: Парусный туризм
0 616 0

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюр

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюр

Нитка: с. Намцы – устье р. Алдан – п. Сангар – с. Жиганск – устье р. Джарджан – с. Сиктях – с. Кюсюр.

Протяженность: 1250 км по фарватеру; фактическая (по курсу) – около 1300 км; вынужденное маневрирование, радиальные выходы – 70 км.

Сроки: Стапель - 22 июля, антистапель – 15 августа 2020 г. Фактически маршрут начался 23 июля (первый переход), а закончился 10 августа, когда мы оказались в 25 км от Кюсюра. В оставшиеся до отъезда дни совершили несколько небольших переходов, осматривая берега, притоки и окрестности.

 

Участники: Вадим Ракитин (капитан, руководитель), Павел Мингалев (слева направо).

 

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюр

 

Плавсредство: парусный катамаран конструкции С. Новицкого, тип «Весикисса-спорт», длина 4,8 м, ширина 2,1 м, площадь парусности – 10,8 м.кв., грузоподъемность 300 кг. Катамаран – типичный т.н. «пляжник», то есть легкий (60 кг в упаковках без мотора), быстросборный (время сборки 1-2 часа). Исходно предназначен для непродолжительных выходов, парусных гонок и небольших походов. Никаких усовершенствований мы не внесли, за исключением некоторого усиления палубы и устройства дополнительных креплений ее к раме. Довольно большая для такого маленького катамарана площадь парусности имеет возможность быстро и легко варьироваться – стаксель, естественно, на закрутке, а грот имеет одну полку рифов (площадь зарифленного грота – около 4,2 м.кв.). В результате можно по собственному желанию нести от 1,5 до 10,8 м. кв. парусов.  Катамаран укомплектован съемным транцем, позволяющим использование подвесного мотора. Мы использовали Tohatsu-3,5 MFS-L (3,5 л.с., 4-тактный с удлиненным дейдвудом). Упомянутый мотор первоначально предназначался для другого моего катамарана «Негордый», отсюда и удлиненный дейдвуд. Длинноногий мотор на «Шустрике» совсем не нужен; и удлиненный дейдвуд нам в ряде случаев скорее мешал.

В качестве емкостей под бензин были взяты мягкий бак из полиуретановой ткани 25 л, две ранцевых канистры 6 л и 12 л (тоже мягких п/э), а также купленная в Якутске алюминиевая канистра 10 л. Больше 45 литров бензина на борт мы ни разу не брали.

 

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюр

 

Палатки: MSR Hubba Hubba и Эдельвейс-2; коврики, спальники, н/пр. комбинезоны, гермоупаковки.

Средства связи: мобильные телефоны с контрактами МТС, Билайн и Мегафон; спутниковый телефон IRIDIUM с минимальным контрактом (75 минут) был взят в качестве средства экстренной/аварийной связи. По большому счету не сильно пригодился.

Для зарядки телефонов и фотоаппарата использовалась гибкая солнечная батарея 10 Вт и пауэр-банк на 20000 Мач.

Навигация: приложение «Соввоенкарты» (про-версия, весь мир) на водозащищенном смартфоне, два водозащищенных навигатора (естественно, тоже с набором разных карт). Бумажных карт в этот раз не взяли, поскольку маршрут был по навигации несложным и вдобавок хорошо знакомым.

 

Район путешествия (краткое описание)

Река Лена, одна из живописнейших великих рек Сибири и всей России. Прекрасна и неподражаема вся река, от верховьев до дельты, в чем мы неоднократно убедились, совершив в разные годы несколько путешествий на разных туристических корабликах. Русло реки Лена в своем среднем и нижнем течении проходит по территории Республики Саха-Якутия.

Население Якутии относительно невелико и составляет менее 1 миллиона; большая часть людей живет в нескольких основных городах. Площадь же огромна; поэтому берега Лены мало населены. Если рядом с Якутском есть и круглогодично действующие автомобильные дороги, то уже к 70 км к северу эти дороги заканчиваются (в районе с. Намцы). До Булуса, который находится на левом берегу почти напротив устья Алдана, идут уже грунтовки, по которым местные водители на городских легковых машинах ездить отказываются. Так что летом можно рассчитывать на речной транспорт из Якутска и авиацию; сообщение не сказать, чтобы ежедневное, даже до Сангара. Не говоря уже о Жиганске и небольших селах ниже. В предыдущие годы от Якутска до Жиганска и обратно раз в неделю ходило скоростное судно. Ниже Жиганска по реке ходят только древний (1950-х годов постройки) пассажирский т/х «Механик Кулибин», отдельные круизные теплоходы и грузовые суда.

Русло реки с мощным течением (5-6 км/час) первые 600 км ниже Якутска проходит в основном среди невысоких песчаных берегов. Исключение составляет лишь каменистый правый берег на участке от устья Алдана и далее, заканчиваясь километрах в 50 ниже поселка Сангар. Наиболее типичны разливы, песчаные пляжи, протоки и острова, поросшие кустами и иногда травой. В общем, пейзажи на этом участке реки не балуют путешественников большим разнообразием.

Перед Жиганском река пересекает Полярный круг и входит в более узкое русло, окруженное сопками и иногда – скальными обрывами с распадками, в которые впадают многочисленные ручьи и реки. В общем, начинаются по-настоящему красивые (и к тому же малонаселенные) лесистые места; поселения здесь редки и малочисленны. Из деревьев преобладает лиственница; много березы, ольхи, кедра, сосны и ели. Но по лесу побродить не всегда получается – как правило, вход в лес с берега затруднен крутизной склонов, завален бревнами и корягами, остающимися здесь после весеннего паводка.

Климат резко-континентальный; температура воздуха в июле нередко достигает 30 и более градусов (вплоть до нижнего течения), а вода прогревается до 20-22 градусов. Короче говоря, летняя погода располагает к пляжному времяпрепровождению. Однако, обилие насекомых в отдельные годы мешает загару и прогулкам; чертова мошка способна изрядно попортить отдых (если не запастись качественными репеллентами).

Лена и ее притоки всегда славились обилием ценных промысловых видов рыбы и многообразием животного и растительного мира. Медведи, волки, лисы, соболи, куницы, горностаи и колонки – их вполне можно встретить летом на берегах; а если не увидеть, то услышать или увидеть свежие следы.

Щука, окунь, язь – самая легкая и наиболее вероятная добыча рыбака-любителя; при внимательном подходе на спортивную снасть можно поймать тайменя, нельму, сига, омуля, ленка, осетра, стерлядку (в самой реке или ее притоках). Тут нужно быть внимательным, поскольку ловля осетровых в Якутии запрещена от слова «совсем», а лов части других ценных видов ограничен либо количеством, либо размерами конкретной пойманной рыбы. Впрочем, для того чтобы прокормить небольшую туристическую группу, много рыбы не требуется.

Есть на этом участке реки два населенных пункта, отмеченных на картах, но запрещенных к посещению. Оба они небольшие, и являются базовыми пунктами алмазодобытчиков. Естественно, сама алмазодобыча происходит в нескольких сотнях километров от поселков, в горах и тайге; но посещение поселков возможно только по пропускам.  Это – Джарджан (расположен по правому берегу в устье одноимённой реки) и Нижнеленский (по левому берегу между селами Сиктях и Кюсюр). По большому счету делать в этих поселках особо нечего.

 

Дневник

До похода

Перед походом нам предстояло выбрать и лодку, и направление движения, поскольку одна из целей была – вывоз катамарана «Негордый» из Кюсюра, где он проводил зиму у местного охотника и рыбака Ивана Винокурова. То есть, нужно было решить, идем ли мы вверх по реке до Якутска на большом катамаране, используя наиболее повторяющиеся летом северные ветра или сплавляемся вниз по течению на маленькой лодке. В обоих вариантах были свои плюсы и минусы.

Основная неопределенность в использовании маленького катамарана состояла в том, поместимся ли мы на него, с нашим большим весом и снаряжением. Но в первую очередь, хотелось идти вальяжно, ночуя по берегам в интересных местах и заходя в притоки; в этом смысле использование неслабого течения обещало именно ненапряжный график прохождения.

Решались мы довольно долго – все-таки, лодочка такая маленькая, а один лишь экипаж весит более 200 кг. Опять же – новая лодка, неопробованная как следует; значит, перед тем как решиться, следовало с ней познакомиться получше.

Мы так и сделали. Состоялись первая сборка и катания в Строгинской пойме; мы посмотрели, как «Шустрик» собирается-разбирается, как ходит и управляется под парусами; подумали на тему, как разместить походный груз. Главной вывод был – нас с Пашей лодка везет, да еще остается резерв килограммов 100 на остальной груз (мы специально зазвали на лодку третьего, посмотреть, что будет с осадкой и всей конструкцией).

Затем продолжили знакомство с лодкой уже на Волге (в Скнятино), с помощью Артема Казакова. Походили тремя катамаранами (в компании с «Лакка» и «Негордым-2»); попробовали поставить транец и подвесной мотор. С грузоподъёмностью, размещением груза и транцем все оказалось неплохо; лодка была хорошо сцентрована (с ней хорошо справлялись мои женщины); а вот «пляжная» палуба, оправданная при коротких выходах, внушала некоторые опасения. Она довольно сильно провисала под нами; карманы с трубками для крепления к кормовой балке показались не особо крепкими. В общем, «Шустрик» был признан способным пройти намеченный маршрут; а вот палубу пришлось немного переделать, добавив карманы с трубками для крепления к продольным балкам. Но это было единственное усовершенствование перед походом.

За неделю до вылета в Якутск мы вывезли упакованную лодку и все походное снаряжение в Москву.

 

Поход

20 июля. Вылет из Москвы (23-30, время московское). За три часа до вылета мы в аэропорту Внуково. При входе – досмотр; контроль на входе (молодые люди в штатской одежде, похожие на практикантов) говорит, что мотор пахнет бензином и везти его нельзя. Нужно промыть топливный бак, чтобы исчез запрещенный к перевозке запах. Так что дескать, это ваша проблема, идите и мойте. Нет, в туалете нельзя, потому что туалет на территории аэропорта, а они нас с мотором туда не пустят. За пределами аэропорта нужно мыть. Потом они его снова обнюхают, и только лишь тогда скажут, можно ли его везти дальше. Присутствующая на пункте досмотра дежурная собака совершенно не заинтересовалась ни мотором, ни остальными нашими упаковками. Она посмотрела на нас, вильнула хвостом, потом с неодобрением перевела взгляд на контролеров, брезгливо сморщила нос, почесала за ухом и демонстративно отвернулась, явно не желая участвовать в происходящем. Ближайший автосервис, промывание шампунем, повторный досмотр и очередное пристрастное обнюхивание мотора службой контроля… вроде пропустили наш мотор. Сдача снаряжения (как дополнительного багажа), посадка в самолет, вылет по расписанию.

21 июля. 12-00 (время здесь и дальше - якутское, т. е. Москва +6 часов). Посадка самолета случилась по расписанию. Сдаем лишние вещи в камеру хранения. Гостиница «Лайнер». Поездка по городу, покупка продуктов, газа для горелок, отпугивающих средств и пиротехники, некоторого хозинвентаря и весел (Паша должен был взять свой пакрафт в комплекте; пакрафт взял, а вот весла забыл положить). Заказ такси до Булуса (или до Намцов, как получится).

22 июля. Забираем вещи из камеры хранения. 10-00 – приехала легковая машина, но не «универсал», как мы заказывали, а обычный небольшой седан. Однако, поместились; до Булуна водитель ехать не хочет, говорит, там дорога плохая. Ладно, значит, едем до Намцов. Конечно, нам интереснее доехать до Булуса, поскольку на 100 км ближе к окончанию – лишние сутки-двое нам не повредят, если мы захотим посетить притоки Лены. Теплоход от Кюсюра предварительно уходит 13 августа; однако, теперь на сайте пароходства значится, что рейс перенесен на 16-е. С одной стороны – времени теперь совсем много; с другой стороны, лишние трое суток нам не нужны, поскольку в районе 10-12 августа в этих краях обычно наступает похолодание, погода портится, случаются дожди со штормами - происходит что-то вроде перехода лета в осень. Спустя неделю, дней 10 погода как бы восстанавливается, но летнего тепла уже ждать не приходится.  Обычное дело. На северах правильнее заканчивать маршрут в районе 10-15 августа. Не успел – легко можно попасть на неделю (а то и больше) совершенно неходовой погоды.

 …Ну да ладно, 16-е, значит, 16-е. Осталось только чуть позже проверить, не перенесут ли рейс еще раз. Места – ненаселенные; речное сообщение – само по себе зависит от многих факторов, из которых погода – не из последних. В общем, в Жиганске, когда будет связь, уточним дату.

На выезде из города – покупка еще некоторого количества продуктов и пива. В Намцах – покупка 35 литров бензина. 13-30 – мы на берегу реки, неподалеку от Намцов (поселок Графский берег). Удобное место – трава, песок, пологий спуск на воду. Тепло, почти что жарко, 25-27 С.

 

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюр

 

Стапель и укладка запасов до 19-00. Промывка топливной системы мотора бензином, пробный запуск. Вроде успешно; но знаю, что при запуске на воде могут быть некоторые проблемы после шампуня. Практически уложились, но на следующий переход придется упаковать и разместить снаряжение и продукты получше. 19-15 – выход. Ветер - восток, 7-8 м/с, прямо на наш берег.

Мотор запускали минут 10. Потеряли одно весло. Искали минут 15. Не нашли (утонуло купленное в Якутске весло, оказалось без запаса плавучести). Отошли километров на 10 на правый берег протоки, встали около 21-00 на острове. Стоянка так себе (немного илисто, песок порос хвощем), но переночевать можно. Купаться – тоже.

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюр23 июля. Не торопясь, просыпаемся, пьем кофе, купаемся, и начинаем собираться. Сортируем продукты и снаряжение по упаковкам окончательно; теперь все так дальше и поедет. Пока количество упаковок довольно большое; однако, уже на следующем переходе их станет на одну меньше; через два-три дня – еще на одну. Так что палуба становится теперь более-менее свободна, а основные гермоупаковки находят себе место на наружной обвязке; идти дальше можно. Загрузка лодки – пока около 300 кг. Из них 200 кг – участники (один из участников довольно тяжелый, весит явно больше 100 кг, да и другой – почти 90 кг). Мотор – 23 кг, топливо в канистрах и мягком баке – 25 кг, бивачное снаряжение и одежда – 40 кг, ЗИП и инструменты -3 кг, фото-видео-электрика-связь- рыболовные снасти – 3 кг, продукты – 12 кг. По первости – явный перегруз. Однако, каждый день груз будет уменьшаться килограммов на 5-6 в день. Пока – будем идти аккуратно, выбирать погодные условия по возможности благоприятные. Будем постоянно улучшать размещение груза и по упаковкам, и на борту, увеличивать жизненное пространство на борту. А заодно присматриваться к лодке, внимательно присматриваться – как она себя поведет.

Пока что ясно – палуба (точнее, ее периметр) – выглядит ненадежно. Нужно найти длинную доску и просунуть ее под палубу рядом с кормовой балкой – там, где находится экипаж, и где ему приходится чаще всего перемещаться. Плюс – пока не очень удобно сидеть на бортовых баллонах-катках. Позже нужно будет сделать две мягких упаковки, примерно такого же диаметра, что и катки, и закрепить их параллельно со внешней стороны – для более удобного сидения и разгрузки ног. Забегая вперед, скажу, что вскорости мы так и сделали.

А пока – жарит солнце, температура – градусов 30, не меньше, почти полный штиль (или, если точнее, ю-в 1-2 м/с). Пока собираемся, через каждые 10 минут залезая в реку, чтобы хоть немного остыть.  Что радует – вчера вечером и сегодня днем мошки и комаров было немного. Возможно, так и остается; возможно, основная мошка еще не начиналась.

15-00 – выход. Спокойно прошли по гладкой воде около 70 километров (до стрелки в устье Алдана). Место для стоянки чуть получше, чем предыдущее – кустики, немного травы, все тот же самый песок. Ну, песок и кусты будут сопровождать нас очень долго, почти до Жиганска, где начнутся скалы, сопки, лес и галечные берега. Правда, после устья Алдана, и затем до Сангара по правой стороне тоже будут галечные участки – их километров 100 на участке от Якутска до Жиганска. Остальные же берега и острова – песок, кусты, иногда пляжи, иногда закоряженные обрывы. В принципе, стоянок полно, только они все весьма однообразны. Пока не до рыбалки – свои продукты нужно немного подъесть, поэтому рыболовные снасти даже не распакованы.

Перед устьем нас сначала встретила дымка, стелящаяся над невысокими сопками и у воды; вскоре потянуло гарью, а дымка начала сгущаться. Мы остановились практически в устье – на верхней стрелке. Хорошая стоянка – мелкая галька и много травы (стоянка 2 Алдан). Видимость здесь была уже совсем плохая – метров 500; соседних островов не было видно, как, впрочем, и солнца.

24 июля. Утром видимость еще ухудшилась. Ветра опять не было. Искупавшись, мы начали собираться, и к 11 утра были готовы к выходу. Тут подошел катер транспортной полиции. Мы их не интересовали, они шли по своим делам в Алдан, и подошли из-за плохой видимости – дно в Алдане каменистое, а входа в реку и фарватера не видно от слова совсем. Немного поболтали. Они попросили наш спутниковый телефон (их мобильники не принимали), чтобы связаться со своим начальством и доложить обстановку. Спутниковый телефон лежал у нас совсем еще далеко, поскольку мобильная связь пока еще встречалась. Здесь, например, слегка принимал «билайн». Мегафон и МТС свое присутствие не обнаружили. Но у ребят «билайна» не было. Мы дали им телефон с «билайном», и они выполнили свои нужды. Около 11:45 мы вышли – как раз включили небольшой ветер, оказавшийся нам почти попутным – ю-ю-в, 1-3 м/с. От ветра и высокого солнышка мгла начала рассеиваться и приподниматься; вскоре видимость стала 1-2 км; идти теперь вполне можно.

Шлейф продолжил рассеиваться. Скорее всего, мы миновали основные очаги пожаров. Ветер выключили через пару часов; снова пришлось идти под мотором. Сопки и скалы потихоньку начали отдаляться от берега – кряж здесь отступал от реки к востоку; поэтому пейзажи снова пошли привычные – пески, пляжи, кусты, небольшие обрывы. К вечеру, пройдя к 20-00 около 80-85 км, мы остановились на острове около то ли пересохшего ручья, то ли протоки. Стоянка выдалась вполне удобная, с плоским песчаным языком, обилием травы в 10 метрах от уреза воды и быстрым нарастанием глубины (стоянка 3). В принципе, вполне годное для рыбалки место, но рыбачить нам пока рано. Вот спиннинг и удочку достать и снарядить можно, вскорости пригодятся.

…Ах, да. Нашлась наконец подходящая доска для усиления палубы. Завтра мы ее пристроим, и будет нам от этого некоторое счастье.

25 июля. Ночью прошел дождь. Утром он было прекратился; потом пошел снова. Было тепло, градусов 22-23, поэтому около часа дня мы вышли. Шли в основном под парусом, поскольку ветер был з-ю-з, 1-5 м/с, на кратковременных шквалах из-под туч – до 12. При первом шквале мы уменьшили площадь парусов, и дальше шли уже на зарифленном гроте, а иногда приходилось скручивать и стаксель. Почти все время на переходе шел дождь, иногда прекращаясь разве что минут на 15-20. Иногда дождь превращался в ливень, и по парусам начинали сбегать струи воды; однако, как я говорил раньше, было тепло. Поскольку шквалы были кратковременные, то серьезной волны не было.

 Переход состоялся достаточно средний - километров 70. Встали на галечном берегу часов в 9 вечера (стоянка 4 Сангар). Идти дальше смысла пока не было - до поселка Сангар оставалось не больше 20 км; зайдем туда завтра.

 

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюр

 

26 июля. Вышли в полдень – сушились после вчерашних дождей. Плюс, пиво в Сангаре начнут продавать с 2 часов дня – намного раньше нет смысла приходить в поселок. 13-30 – мы под парусом подошли к берегу. Как всегда, около большого населенного пункта из воды и на берегу много металлических конструкций и предметов непонятного происхождения. Сам берег в бухте оказался илисто-песчаный и довольно топкий.

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПаша сходил пока за продуктами (в первую очередь за спреем от насекомых, поскольку их количество начало увеличиваться с каждым днем). Ну и так, немного продуктов.

После 2 дня переместились ближе к заправке. Там взяли 10 литров бензина; ну и пиво к этому времени тоже начали продавать.

Часа в 3 пошли дальше. Светило солнце; ветер был встречный, но когда мы выйдем из бухты, пойдем уже в полный бейдевинд или даже в галфвинд; а пока – лавировка. На берегах было немало купающихся; мимо нас несколько раз проехала моторка, буксирующая местного воднолыжника.

Ветер часа через два выключили, и пришлось запустить мотор. Мотору сангарский бензин не понравился – как только дозаправились, буквально через минуту движок отреагировал на новую пищу сбросом оборотов, а чуть позже и вовсе заглох. Ладно; разберемся, бензин ли в этом причина, а пока что разбавили несколько литров (чтобы хватило на сегодня) якутским бензином 50 на 50. 

Начались острова и протоки, а фарватер сделался весьма извилист. Мы иногда пытались спрямить и пройти протокой; получалось не очень. Вода была низкая, часть проток, указанных на картах, пересохла. Поэтому, зайдя в протоку, приходилось то и дело натыкаться на мели, и описывать зигзаги бОльшие, чем извилины основного фарватера. Отойдя от Сангара километров 50, около 20:30 мы встали на стоянку. Незадолго до окончания перехода нас накрыло кратковременным теплым ливнем и сопутствующим попутным шквалом; с удовольствием пролетели километров 10 в бакштаг.

Мы встали на правом высоком берегу около ручья и россыпи больших камней. Вход в лес был затруднен из-за почти отвесного бруствера высотой метров 5; этот бруствер был дополнительно завален бревнами, оставшимися от многочисленных половодий (стоянка 5).

На песке между галечными россыпями обнаружились свежие медвежьи следы.  Шли они вдоль линии воды, в двух направлениях – вниз по течению и вверх. Обычное дело, значит, гуляет тут хозяин тайги. Значит, будем ждать вечерней встречи. Придется объяснить, что на одну ночь хозяевами берега будем мы.

А пока я иду на первую спиннинговую рыбалку. Попадаются окуни, иногда до полукилограмма; попались и две щуки. Покрупнее – выпустили, а полуторакилограммовую оставили. Будет у нас хороший ужин и первая уха.

Пока варили и жарили рыбу, наступили синеватые сумерки. Обнаружился и мохнатый хозяин. Это был довольно крупный, но совсем нестарый медведь, по моим оценкам – 3-4-летка. Он шел вдоль берега и пока что находился метрах в 100-120 от лагеря. Подпустив его поближе (метров на 50), я, по своему обыкновению, пошел навстречу, сопровождая свои действия приветствиями и пожеланиями обойти нас стороной. Ну, я всегда так делаю при встрече с медведем – проверяю его на адекват. Медведь оказался (как обычно) осторожным, хотя и любопытным. Он встал на задние лапы, чтобы оценить обстановку, прислушался к пожеланиям, ничего из них не понял, но на всякий случай решил отойти чуть назад. Я продолжил движение – медведь соблюл дистанцию 50 метров, и еще немного отодвинулся. Я повернулся спиной и пошел обратно к лагерю. Медведь подтянулся к стоянке вместе со мной, соблюдая установленную ранее дистанцию. Я снова пошел навстречу – гость дистанцию сохранил. Так повторилось несколько раз, пока я не побежал к гостю с еще более решительными предложениями. Бывший хозяин берега скрылся от меня и предложений вверх по склону в кусты, но не для того, чтобы навсегда исчезнуть, а чтобы подобраться поближе и удовлетворить свое любопытство. Вскоре он образовался в 20 метрах от лагеря на бруствере, там начал активно шевелиться и громко пыхтеть. Мы пока не стали ничего предпринимать, занимаясь приготовлением ужина и разговорами.

Надолго наступило равновесие. Я время от времени предлагал таежному гостю подойти к костру и угоститься чем дадут, а он слушал, внимал, и продолжал пыхтеть в своих кустах метрах в 15 от нас. Похоже, он искал общества, но совсем близкого знакомства стеснялся. Мы поужинали. Ситуация не менялась. Нам, вообще-то, пора было идти спать. Зарядив пусковую двустволку «сигнала охотника», я пальнул из одного ствола купленным в Якутске отпугивающим боеприпасом. Если склероз мне не изменяет, он назывался «гром». Боеприпас оказался качественным. Звездануло так, что на пару секунд я реально ослеп и оглох. Что испытал и подумал по этому поводу медведь, я могу лишь догадываться, но после восстановления моей способности к восприятию окружающей действительности в кустах сделалось безмедведно, а наутро лишь струи жидкого медвежьего помета на бруствере напоминали о вечернем госте. Струи вели вверх по склону в тайгу.

 

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюр

 

27 июля. Утренняя рыбалка, еще несколько окуней и маленькая щучка, забравшаяся в лужу за камнем и пойманная руками. Это – жаркое нам на завтрак и обеденный перекус. Вышли около 11 часов в привычный штиль, перешедший во второй половине дня во встречный с-з сначала 3-5, потом – 7-8 м/с. Пытаясь спрямлять и забираясь в протоки, в скорости продвижения мы не выигрывали, зато получали удовольствие от преодоления песчаных отмелей, омываемых прозрачными речными водами.

Вышли из проток напротив некоего необозначенного на картах кордона, похожего то ли на турбазу, то ли коттеджного поселка для приема правильных гостей. Среди домиков присутствовала даже небольшая часовня.  Пересекали реку уже при ветре около 10 м/с, практически встречном. В основном русле уже гуляла острая волна; приблизившись к правому берегу, мы оказались под некоторым прикрытием, поскольку вскорости реке предстояло сделать крутой поворот вправо, к востоку. Мотор снова напомнил, что ему что-то не нравится, и начал постоянно сбрасывать обороты до минимума; через некоторое время он вновь включался, как надо, но лишь на пару минут. Затем повторялось все сначала: сброс оборотов до минимума и постепенный выход на рабочий режим, и т. д. Мне не совсем была ясна причина этого поведения. То ли бензин плохой, то ли что-то с топливной системой, то ли что-то еще. Впоследствии оказалось – таки «что-то еще»; я расскажу об этом «что-то» позже.

В общем, на мотор рассчитывать в ближайший час не приходилось. Пройдя острым бейдевиндом вдоль берега мимо кордона за рукава Лямпушки, мы остановились ниже последнего рукава на живописном галечно-песчаном берегу большого острова, пройдя свои штатные 70 км (стоянка 6).

Вечерняя добыча еды из реки на новом месте не особо задалась – количество щучьих поклевок значительно превысило число окуневых. Щуку взяли только одну (самую первую), а остальных пришлось выпускать.

Перед закатом подъехали на моторке егеря с кордона. Познакомились, поговорили. Говорят, что могли бы и зайти на кордон. Говорят, что по нашему острову бродит медведица с медвежонком, так что лучше быть внимательными. Да, обязательно будем. Да, кстати. Прогноз назавтра обещает что-то вроде шторма с севера – 12-15 м/с, так что лучше постоять. Ну да, прогноз нам известен. Постоим, конечно, и за медведицей с медвежонком присмотрим.

28 июля. Утром включили обещанный сильный встречный ветер, и по реке гуляли ослепительно-белые при ярком солнышке пенные барашки. По идее, вдоль берега можно прорваться, но для этого нужен мотор, а он вчера начал барахлить, и причина пока не вполне ясна. Пока хожу по берегу, думаю, что же такое с мотором, а время от времени вынимаю из реки щуку на 2-3 кг, иногда крупнее. Крупные рыбы нам не нужны; поэтому их опять приходится отпускать. Перед тем, как выпустить очередную зубастую хищницу, я терпеливо объясняю, что предоставляю свободу не просто так. Когда придет время, я про нее обязательно вспомню, и придется ей тогда выполнять любое мое желание. Щука внимательно слушает и в знак согласия: «мол, начальник, все поняла», кивает головой.

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрТак, собственно, и прошел этот день. Вдувало; к вечеру немного начало стихать, но торопиться нам было некуда. Потому мы спокойно отложили выход до утра.

29 июля.  Вышли около 11 утра. Было по обыкновению солнечно и тепло. Ветер встречным остался, но был он пока 3-5 м/с. Позже, часа через 3, случилось усиление метров до 7-10 в секунду. Особо долгим этот переход не получился – встали около 5 вечера на левом берегу основного русла, в песках и привычных кустах (стоянка 7). Обычный выход на рыбалку, обычные щуки вперемешку с окунями и некрупными язями, со щуками – обычная история (отпустили под честное щучье слово), остальное – вполне можно съесть.

30 июля. Утренняя рыбалка довольно скоро ознаменовалась серьезной поклевкой. Это была уже не просто крупная щука, а что-то серьёзнее. Щука, даже килограммов на 10, ходит из стороны в сторону, иногда – уходит вглубь; но она постоянно меняет направление своего движения, хотя и плавно. Тут все было совсем по-настоящему. Рыба на блесне не обращала внимание на натяжение лески – она уходила от берега по прямой, совершенно не замечая, что ее кто-то пытается тормознуть. Фрикцион исправно работал и стравливал крепкую леску (плетенка 0,15 мм). Когда из 100 метров лески у меня на катушке осталось метров 20, я слегка затормозил фрикцион. Получилось «чпок» - сначала не выдержало среднее колено углепластикового спиннинга, а парой секунд позже и «бздынь» – это уже не выдержала леска. Ну и ладно; нам все равно такую рыбу не съесть было; единственно, жаль, не удалось на нее посмотреть. Тайменю на этих пляжах делать вроде нечего, да и ведет он себя на блесне несколько по-другому. Думается, это была крупная нельма – она часто с таким упоением тащит прямо от берега вглубь; притом, местные недавно говорили, что как раз сейчас нельма должна подниматься.

Что же, еды у нас и так достаточно. Поэтому пьем кофе, завтракаем жареной рыбой и лепешками и выходим около 11 часов. Все то же солнце и жара, все тот же встречный ветер, но уже несильный, 3-5 м/с. Прошли свои штатные 60-70 км, встали на одном из островов (стоянка 8).

31 июля. Погода не поменялась. Нам сегодня нужно подобраться к Жиганску на расстояние одного перехода, поэтому вышли часов в 10 утра. Пройдя около к 10 вечера около120 км, мы остановились на очередном пляже очередного острова, в прозрачной и довольно глубокой протоке (стоянка 9). Впрочем, пейзажи были вполне привычны – бруствер высотой метра полтора; на нем травянистые барханы и кусты. Время было позднее (около 10 вечера), поэтому обошлись без рыбалки. Лагерь, костер, ужин, сон.

1 августа. Встал я по своему обыкновению пораньше, и пошел со спиннингом погулять по берегу. Обнаружилось перспективное место – глубина около 1,5 - 2 метров в 10-15 метрах от берега на быстром течении. Вскорости выяснилось, что тут кормится довольно крупный язь – 1-2 кг. В общем, через час рыбалка закончилась. Этого самого язя с дальнего заброса (метров 30-35) можно было достать сколько угодно. Даже постановочное видео удалось заснять – как я вытаскиваю язя, а потом выпускаю. Маленькая блесенка-вертушка пришлась ему по вкусу. Паша, увидев мешок добычи, сначала заругался (рыбы к этому моменту мы уже реально объелись). Однако, я засолил, а потом днем позже и завялил пойманное, развесив на солнце и ветру; спустя несколько дней мой напарник кардинально поменял свое отношение к язям.

Сегодня нам предстояло подойти вплотную к Жиганску, это около 70 км. Погода все та же самая, 3-5 м/с встречного ветра. В общем, встали на высоком левом берегу, не дойдя до Жиганска километров 5-6. Полосатые скалы с тонкими угольными и известняковыми пластами, поросшие кустами, лиственницы, ели, пихты над ними, распадок с ручьем, мошка в ветровом затишье, галечный берег, очередной мой день рожденья, случившийся, как всегда, в путешествии.

 

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюр

 

2 августа. Прекрасное тихое ясное утро началось с появления из-за поворота реки необычного речного каравана, идущего вверх по реке. Что это было, я не знаю. Но выглядело как тяжелая ракета, разделенная на ступени, погруженные на несколько понтонов. Маскировки и чехлов не было, поэтому, скорее всего, груз не был секретным. Потом на реке местные показывали мне видео из интернета, и интересовались, что за фигня тут у них проплыла. Им я отвечал так же, как самому себе – «не знаю». Не буду фантазировать, вот фото.

 

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюр

 

Торопиться нам было некуда, поскольку спиртное в Якутии начинают продавать в 2 часа дня (там, где оно есть). Поэтому вышли около полудня; до райцентра идти нам было с полчаса. Заправились бензином по практически якутской цене, купили немного продуктов, пива, спрей от насекомых (последние дни мошка началась в более чем достаточном количестве) и двинулись дальше. В принципе, вчера случился мой день рожденья; поэтому его решено было отметить. Отойдя километров на 15-20 от Жиганска, мы остановились на левом берегу. Стоянка напоминала вчерашнюю – те же обрывы, галька, кусты, ручей, распадок (стоянка 11). Вот тут мы слегка и отметили и середину Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюрмаршрута, и мой вчерашний день рождения.

 

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюр

 

3 августа. Утром вышли пораньше, около 10 часов. Солнце, ветер по-прежнему северный и встречный, 3-5 м/с, к вечеру до 7-8 м/с, волна до метра; долгий переход (120 км). Встали в песках и кустах на левом берегу – правый берег был скальный и почти без распадков. Не очень удобное место; завтра нужно уходить при первой возможности. Единственное обстоятельство, которое скрасило немного нашу стоянку здесь, это обилие разнообразной живности, см. фото «следы на песке». Волк, лисица, норка, горностай, ящерицы, вОроны, чайки – вот неполный список гостей, посетивших за ночь нашу стоянку (стоянка 12).

 

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюр

 

4 августа. Мы специально поднялись пораньше, чтобы использовать ночное и утреннее относительное затишье. Отсюда нужно было уходить в более удобное место. С утра ветер и волна были как будто слабее; однако, к нашему выходу около 9 часов снова раздуло. Мы шли в ближайший распадок на правом скалистом берегу – не для того, чтобы там надолго остановиться, а чтобы отсюда уйти.

К середине реки, ширина которой здесь достигала километра 4, волна, шедшая против течения, была уже довольно приличная по высоте (до 1,2 м), а расстояние между гребнями очень небольшое, в него с трудом помещался наш короткий (4,8 м) катамаран. В общем, вода время от времени прокатывалась по палубе, сколь я не старался лавировать между основными волновыми группами. Рассказывать долго; через час с небольшим мы благополучно подошли к распадку и высадились на каменистый берег. Там и сям на берегу встречались причудливые каменные фигуры – столбы, гроздья то ли винограда, то ли птичьих яиц, фантастические животные.

Ставить палатки здесь было как бы можно, но незачем; гулять было негде (слишком крутые склоны); можно было лишь дождаться ослабления ветра. Чем и пришлось заняться.

Часов в 7 вечера ветер начал быстро стихать; мы собрались и ушли в ночь.

 

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюр

 

5 августа. Полночь. Река и стихии выдали нам незабываемый подарок. Ночь выдалась просто чудесная. Теплый ветер, скользящий с гор (в особенности, в распадках) лишь иногда морщил рябью речные струи. Мы старались ветер по возможности не упускать. Время от времени удавалось пройти под парусом по 5-10 километров; потом вновь приходилось запускать движок. Полной темноты не наступило – все-таки мы уже в Заполярье. Каменистые мысы, скалы с небольшими водопадами, распадки в сиренево-синих сумерках медленно и величественно проплывали за бортом. Вдобавок взошла полная луна и добавила шарма и пейзажам, и нашему переходу. Короче говоря, переход удался. Утром около 8 часов мы заходили в устье Джарджана, пройдя около 130 километров (стоянка 13).

 

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюр

 

До Кюсюра теперь оставалось всего километров 250 – парочка таких же переходов, и целых 10 дней до теплохода. Уже можно расслабиться. Мы, в общем, так и сделали – сначала выспались, потом погуляли, вволю накупались и позагорали. Рыбалка не заладилась – попалась одна-единственная щука на килограмм.

Вода, кстати, начала довольно быстро прибывать – за день уровень повысился на полметра. Значит, в верховьях или в среднем течении реки прошли сильные дожди, которые нас пока напрямую не коснулись.

6 августа. Тихое жаркое утро. За ночь вода прибыла еще сантиметров на 30. Невысокие кусты довольно скоро перестали прикрывать палатки от солнца, и в 7 утра мы были уже на ногах. Вышли в 9-30; вскоре включили попутный ветер ю-ю-в 3-5 м/с; мы тут же поставили паруса. Единственное, что несколько портило нам удовольствие, это обилие мошки на реке. Поскольку скорость лодки относительно ветра была невелика, мошку никуда не сдувало; приходилось время от времени спасаться с помощью антимоскитного репеллента. Встретили поднимающийся вверх теплоход «Механик Кулибин»; вскорости нам предстоит воспользоваться его услугами. Встретили гидрографов – неподалеку стоят большой путейский корабль, а несколько моторных лодок курсировали вдоль и поперек реки, и занимались проверкой глубин. Одна из моторок подошла к нам; ребята рассказали, что на борту «путейца» сейчас проходят практику студенты, в том числе московские.

Часам к 4 дня небо на севере начало темнеть, а ветер сделался уже 5-7 м/с. Дальше идти не стоило – на небе были все признаки крепкого шквала, идущего с севера. Пока мы искали удобное место для стоянки, встречный шквал все-таки нас накрыл. Ничего особо страшного в нем пока не было – да, туча над головой, да, крепкий с-с-в, метров 10-12 в секунду; но еще севернее, за мысом, небо выглядело совсем неприятно. Мы подошли к берегу около устья небольшой реки. Сам вход в реку оказался узкий и вдобавок был прикрыт низкой косой; поэтому с воды мы его не заметили и подошли к галечно-песчаному пологому пляжу метрах в 300. Переход получился километров 70. До Сиктяха оставалось около 50-60 км.

Довольно скоро подошла моторная лодка с двумя местными жителями (из Сиктяха); они долго отсутствовали, и оставленные с неделю назад на берегу их вещи (в том числе запасной мотор) теперь либо плавали неподалёку, либо покоились на метровой глубине.

Мы помогли разобрать спутанные и занесенные песком сети, достали из реки все, что уцелело. Ущерб у них был небольшой, вот только теперь повозиться придется, приводя хозяйство в порядок. Все действо происходило под капли несильного дождя и свист сильного ветра. Погода явно собралась меняться.

Рыбаки предложили нам остановиться в избушке, которая стояла метрах в 500 от берега на высоком откосе. Мы отказались, поскольку решили встать в устье реки – там была отличная травяная поляна. Нас поблагодарили; предложили даже выпить с ними. Естественно, мы отказались и от выпивки – поскольку знаем, чем иногда заканчиваются пьяные посиделки с местными в таких краях.

Местные уехали, а мы провели катамаран в реку и встали в весьма живописном месте (стоянка 14). Палатки успели поставить до Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюрначала сильного дождя; похолодание и крепкий ветер нас не пугали – теперь можно отдохнуть и от жары, и от мошки.

Вода продолжила прибывать. Для нас это, скорее, хорошо – можно попробовать подняться по какому-нибудь притоку. Вскорости дождь начался по-настоящему, и шел он всю ночь.

7 августа. Утром дождь начал слабеть; температура – градусов 15; ветер з-с-з 3-5 м/с, идти можно, но не очень хочется. Я прогулялся по берегу со спиннингом, достал из реки и выпустил обратно с десяток крупных щук. Попутно попалось несколько окуней и один некрупный сиг; нам хватит.

Подошла на моторке семейная пара из Сиктяха. Попросили несколько литров бензина – им не хватает дойти до участка. Ну, 10 литров не можем дать (не знаем, сколько нам самим может понадобиться), а 3-5 – можем. Говорят, что вернут, дойдут до своего участка, и тут же вернут. Мы говорим – не надо; ступайте себе спокойно, нам должно хватить. У семейной пары два участка: один километрах в 10 – 15 отсюда, другой – выше Джарджана. «Ничего себе», - подумалось нам. – «Джарджан от Сиктяха находится более чем в 100 км; это же сколько горючего и времени нужно, чтобы туда ездить постоянно».

 

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюр

 

Около 18-30 мы вышли. В общем, можно было никуда не идти; но хотелось увидеть другие места. Пройдя 25 километров, встали на правом берегу в устье небольшого ручья (стоянка 15). Все тот же галечно-песчаный пляж, те же кусты и травянистые поляны, все та же крупная щука, которую приходится выпускать.

Ах да. К вечеру появилось солнышко, и мы в очередной раз искупались.

 

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюр

 

8 августа. Первая холодная ночь. Утро. Почти штиль (ю-ю-з 1 м/с). Вышли 9-30, идем в небольшое село Сиктях (около 200 жителей). 12:30 - Сиктях. Ждем открытия магазина. Пиво здесь не продают, а вот репеллент – продают. Пока Паша ходит в магазин, достаю и отпускаю двух крупных щук (к удивлению местных жителей), а также ловлю в траве под бревнами 3 тощих червяков, переворошив при этом несколько кубометров бревен и досок. Ну, сушь здесь стояла недели две, плохо с червяками.

Около 14-30 мы двинулись дальше. Дальше нас ждали высокие берега и многочисленные притоки, стекающие с гор. Самые места для стоянок и прогулок.

Погода начала снова портиться. Солнышко скрылось за тучами, иногда начинался кратковременный дождик. Но сильного ветра не включили, поэтому мы прошли еще километров 35, и начали искать стоянку. Увы, самое красивое место (устье неширокой, но глубокой реки в обрамлении скальных склонов) оказалось занято. Здесь стояли две больших современных мотолодки; подвесные двигатели на транце внушали уважение своими размерами. Рядом с ними находились десятка полтора-два разноцветных 200-литровых бочек то ли с дизельным топливом, то ли с бензином. Людей на берегу видно не было; мы на всякий случай пошли дальше вдоль берега, огибая рыболовные сети. Километров через 5 сети еще не кончились, но нужно было становиться, поскольку дальше высокий берег заканчивался, а низины и мели начинались.

Стоянка была довольно обычной для этих мест – каменистые сопки, распадок с плоским участком берега, кустами, ручьями и относительно свежими медвежьими следами (стоянка 16,17-18)). Дня два-три назад здесь он еще бродил туда-сюда, и очень похоже, что это был его участок. Но совсем свежих следов не было.

 

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюр

 

9 августа. Погода продолжила портиться. Включился дождь и северный ветер. Стоим. Вскорости к нам подошли по очереди две моторки. Одна проверяла сети, и ребята, сидевшие в ней, просто предложили нам рыбы. Рыба нам была не нужна. Следом причалил один из катеров, стоящих выше. Выяснилось, что лагерь в устье реки выше нас – что-то вроде временного пункта природоохраны. Природоохранители нас отчитали: «мол, зачем прошли мимо, подошли бы, да и встали рядом, у нас тут с этим просто. И это, вы тут поосторожнее, тут здоровенный медведь бродит, а собаки у вас нет». – «Ну, это у вас все просто, а мы навязываться и беспокоить людей не любим. А что касается медведя, так он ушел». – «Как ушел? Мы его несколько раз видели». – «А вот так и ушел. Дня два-три назад. А перед тем, как уйти, написал записку, что ухожу, мол, не нравятся мне здешние природоохранители с катерами и бочками. То моторами гремят, то сети проверяют. То собак на берег выпускают. Вот, уйду и не вернусь сюда».

Ребята поняли, что я шучу, и посмеялись.  Однако, я не совсем шутил. По следам видно было, что в какой-то момент медведь припустился крупными прыжками вверх по галечно-песчаному склону – не иначе, как его кто-то спугнул. И после этого уже не показывался у реки.

Вот так и простояли до вечера. Вода, естественно, продолжила прибывать; однако, скорость прибывания уменьшилась – до 10-15 см за сутки.

10 августа. Очередная холодная ночь. Утром небо совсем разъяснилось; но яркое солнце, казалось, не грело от слова «совсем» - резкий контраст с жарой трехдневной давности. Да, похоже, лето уже кончается. Собрались, вышли около 9 утра. Пошли не основным Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюрруслом, а узкой протокой вдоль коренного (правого) берега. И не пожалели. Иногда, конечно, в протоке мы натыкались на мели; но в целом глубины хватало, а пейзажи и берега были очень живописны.

 

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюр

 

Перед выходом в основное русло включился ветер. Он был нам почти попутным, а иногда разгонялся до 5-7 м/с и обеспечивал нам уверенное продвижение.

Часам к четырем мы под парусом дошли до устья Бесюке, и начали подниматься по одному из рукавов (нижнему). Через пару километров от устья течение стало более чем ощутимым – сначала км 5-6/час, а потом и 10-12. Хорошо хоть, воды было много, поэтому до поры до времени мы не натыкались ни на коряги, ни на камни.

Вскорости начались и коряги, и каменистые косы, и отмели. В более-менее глубоких местах вода неслась нам навстречу уже со скоростью км 15 в час. Приходилось порой прижиматься почти вплотную к обрывам, рискуя наткнуться на утонувшее дерево.

Нам такой подъем довольно быстро надоел – на 4-5 км этого подъема мы потратили около 3 литров бензина. Низкие берега уже закончились, появились обрывы (в основном, глинистые), появились галечные отмели и острова, а вода стала холодной и прозрачной. Но река еще не собиралась стать по-настоящему живописной; для этого нужно было подняться еще километров на 5-7. В принципе, это было возможно; но рисковать глубокосидящим длинноногим мотором или включать «режим подвига» и протаскивать на руках катамаран сквозь перекаты не захотелось.

Встали на галечном острове с отдельными кустиками и медвежьими следами на нижней (песчаной) косе (стоянка 19). Медвежьи следы не были свежими – ну, прошел тут мохнатый по своим делам дней пять назад. Тут ему не понравилось, и он отправился дальше искать свое медвежье счастье на левом берегу Бесюке.

Я побродил по острову со спиннингом, поискал рыбу. Всплесков хариуса или ленка не было видно; поклевок тоже не случилось, хотя, судя по характеру реки, рыба вполне могла здесь оказаться. Видимо, в связи с подъемом уровня, основная рыба сейчас находилась выше.

 

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюр

 

11 августа.  Утро выдалось вновь солнечное, тихое и теплое. Я даже искупался в довольно глубокой песчаной бухте, в которой стоял наш катамаран. Вода бодрила, ее температура была градусов 10-12, не больше. Да, кстати. Уровень воды впервые за последнюю неделю понизился – пока что сантиметров на 10-15.

Дальше был сплав под мотором – на самом малом ходу, лишь бы лодка управлялась. Эти 4-5 километров, отделяющих нас от устья Лены, мы проскочили минут за 15, так нас Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюрнесло течением.

В общем-то, до Кюсюра оставалось километров 50, а теплоход на Якутск уходил вечером 16 августа. Оставалось двигаться короткими переходами или стоять в наиболее интересных местах, чем мы и занялись.

Погода, к сожалению, к вечеру решила испортиться всерьез. Температура воздуха уже не превышала 12 градусов. Налетали дождевые заряды, а ветер стал северным и сильным, и разогнал приличную волну. Забегая вперед, скажу, что с такой погодой нам придется сосуществовать вплоть до отъезда.

Встали в знакомом мне по 2014 году распадке, под каменными обрывами (стоянка 20).

12 августа. Постояли здесь полный день. Место было весьма живописное, но вот постоянная морось не позволила в полной мере передать его красоту фотографиями.

Я бродил по берегу, и фотоохотился за парочкой кречетов, живущих в обрывах. Кречеты близко к себе не подпускали, и вообще не хотели позировать, но все-таки кое-что удалось заснять.

 

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюр

 

13-14 августа. Дневная температура теперь не поднималась выше 10 градусов, а дожди не располагали к длительным прогулкам. Мы, тем не менее, сменили стоянку, и встали совсем близко к месту антистапеля, в устье р. Берис. Просто перешли на правый берег, чтобы застраховать себя на случай шторма в последний перед отъездом день. Кроме вкусных обедов и ужинов с блинами и нескольких добытых из реки сигов, место ничем не запомнилась.

15 августа. Утром под моросящий дождь, мы попили дежурный кофе, по-быстрому свернули лагерь и отправились к Кюсюру. Стали, естественно, не в самом поселке, а в 2 километрах от него, за устьем реки с поэтичным названием Эбитеем. Сюда можно было подъехать на квадроцикле и даже на легковой машине.

Лагерь пришлось устраивать метрах в 300 от воды, под лесистым бруствером. Разобрать лодку можно было где угодно. Но снаряжения у нас было немного, а катамаран легкий. На переноску лодки и вещей ушло не более получаса.

Вместе с сильным ветром налетали холодные дождевые заряды - погода, в общем, оставалась прежней. Назавтра прогноз ничего иного не обещал; значит, придется приспосабливаться. Катамаран можно спокойно разбирать и паковать – все высохнет в упаковках, а вот палатки и спальники в отсыревшем виде везти не хотелось. Поэтому мы в первую очередь занялись лодкой, а все остальное оставили на завтра. Ближе к вечеру прогулялись по прозрачному лесу, собрали немного грибов и голубики к ужину.

 

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюр

 

16 августа. Дожди утром прекратились, поэтому немного удалось подсушиться. К полудню на квадроцикле с прицепом к нам приехал наш старый добрый знакомый Иван. У него мы оставляли в прошлом году «Негордый». Оставшуюся часть дня провели у Ивана в гостях. Довольно большой (около 2000 жителей, в основном эвенки и эвены) и колоритный северный поселок (официально – село), живущий своей трудной северной жизнью; вкусный обед (оленина, омуль), баня с парной, ожидание «Механика Кулибина» на берегу в компании со многочисленными местными жителями, погрузка нашего снаряжения на теплоход (с реки, то есть через борт), прощание с гостеприимными кюсюрцами. В общем-то, село нам вполне и давно знакомо – первый раз я заходил сюда еще в 2014 году.

 

Первый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-КюсюрПервый поход пляжного катамарана «Шустрик»: р. Лена, Намцы-Кюсюр

 

Все; теплоход отправляется вверх по реке. Нам предстоит провести в небольшой двухместной каюте четверо суток, полюбоваться напоследок знакомыми уже берегами и попрощаться с Рекой.

20 августа. Прибытие в 10 утра в Якутск. Сдача катамаранов и снаряжения в перевозку транспортной компанией. Обычное дело.

Дальше Паша отправляется в Н. Бестях, собираясь возвращаться в столицу поездами (привычка у него такая). Я тороплюсь домой, и лечу в ночь с 20 на 21-е в Москву самолетом. 

Утро 21 августа. Все, я дома. Паше еще предстоит с неделю наслаждаться пересадками с поезда на поезд и просторами страны, ну а я в ближайшие пару дней наслаждаюсь общением с семьей, а с понедельника выхожу на работу.

Немного цифр и выводов.

На маршруте находились 25 полных дней (включая стапель и антистапель). Ходовых дней – 16. Дневок– 9; из них вынужденных -2. Пройдено около 1300 км, из них под парусом около 250, мотор+парус – около 400 км, под мотором – около 650. Поход был, в общем, практически матрасно-развлекательным, без экстрима, борьбы со стихиями, многодневных переходов и пр. подвигов. Бензина было потрачено около 70 литров (оставшиеся к окончанию 10 литров отдали в Кюсюре).

Погода была в общем, обычная для этих мест - жара, штили, редкие дожди. Сильные встречные ветра, свойственные этому району в летние месяцы, конечно, случались, но реже, чем летом 2014 годакогда на этом же участке, т.е. от Сангара до Кюсюра «Негордому» дней десять пришлось буквально продираться сквозь крутую волну 1+м. Похолодание в последнюю неделю общей картины не испортило. В общем-то, это похолодание было ожидаемым – в Заполярье всегда в районе 10-15 августа происходит слом погоды, и лето меняется осенью. Холод не доставил нам большого дискомфорта, а вот изрядно надоевшую мошку он выключил полностью.

Если что-то и было экстремальное в нашем путешествии, так это сочетание легкого пляжного парусного катамарана, довольно тяжелого экипажа (85+120 кг) и относительно большой протяженности. Сразу скажу, что это сочетание учитывалось и при подготовке, и при прохождении. В серьезный ветер и волну мы, имея запас времени, спокойно оставались на берегу.

Катамаран «Шустрик» (тип «весикисса-спорт») показал себя достойно. Даже при полной загрузке (300 кг) он хорошо всходил на крутую встречную волну до 1,2 м. За все время не случилось ни одной (даже небольшой) поломки. С учетом своей легкости, надежности, небольшого времени сборки и разборки, я считаю, что походы (в том числе и дальние) на подобных парусных катамаранах имеют будущее. Меньший по сравнению с «Негордым» комфорт на борту и, соответственно, ограничение перехода по времени (оптимальное время перехода я бы оценил как 7-9 часов) и по расстоянию (стандартный переход - 70-90 км) компенсируется удобствами в эксплуатации и перевозке.

Мотор. Что же с ним такое случилось, когда он начал сбрасывать обороты. Все оказалось просто – это не был плохой бензин или засор в топливной системе. Но что это было, догадаться удалось далеко не сразу, поскольку это был мой первый 4-тактный мотор.

Возможно, это особенности 4т мотора, заливаемого волной. Движок охлаждается, и что-то случается со впрыском топлива в цилиндр. Залив карбюратора и попадание воды в топливную систему исключается – поскольку мотор тут же прекрасно заводился в штатном режиме, т.е. на рекомендованных для запуска минимальных оборотах. Будучи залитым, мотор начинает вести себя как при запуске – он должен секунд 30-40 поработать на холостом ходу на минимальных оборотах и прогреться, и лишь потом выйти на рабочий режим; если преждевременно добавить оборотов, он глохнет. Собственно, все так и происходило – поработав на малых оборотах с полминуты, движок честно обороты набирал и выходил на рабочий режим; вот только тут же подходила очередная волна, мотор снова сбрасывал обороты до минимума, и все начиналось сначала. С двухтактными ПМ у меня такого не случалось.

Справились просто – дня за два до Жиганска я, наконец, догадался, в чем дело, и одел на голову мотора прямо поверх кожуха полипропиленовый пакет, закрепив его скотчем вокруг дейдвуда. Выглядело неказисто; зато приключения с мотором тут же закончились. Движок, будучи дополнительно защищенным от воды, больше не сбрасывал обороты и на более крупной волне – ни разу. Блин, век живи, век набирайся опыта – обязательно что-то непонятное да повстречается.

 О мягких баках. У нас их было три – один на 25 литров (полиуретановый и, по словам производителя, очень крепкий), и две ранцевых полиэтиленовых канистры в рюкзачках.

Скажу, что остался доволен всеми, а в первую очередь – именно полиуретановым баком. На нем действительно можно было сидеть; а размещался он у нас на передней палубе перед мачтой. В общем, игрушка не из дешевых (более 4 т.р.), но качество отличное. Канистры тоже не подвели; однако, срок их службы (впрочем, как и стоимость) в разы меньше.

Вес всех трех предметов был около 2 килограммов; в сложенном состоянии они занимали объем меньший, чем обычный пенный туристический коврик. В общем, рекомендую.

 

Основные выводы

Отчет этот будет, наверное, немного обновляться; появятся несколько клипов и короткий фильм. Однако, лишний раз замечу, что само путешествие было довольно простым и относительно коротким. Ощущения и впечатления, оставшиеся после этого плавания, вряд ли вдохновят меня на написание баллад или более серьезного рассказа; впрочем, одна баллада и фотоальбом, скорее всего, будут. Но – позже.

Однако, есть и другие результаты, кроме литературно-творческих.

Главный вывод – что тема использования легких т. н. «пляжных» парусных катамаранов в походах (в том числе протяженных) похоже, имеет перспективы.

Судите сами. Возможность перевозки в самолете и поезде; стапель вместе с укладкой и размещением снаряжения занимает считанные часы. Да, есть ограничения на протяженность и длительность безостановочных переходов – 120 - 130 км (что тоже немало) и 10 - 12 часов; да, многосуточными переходами «без берега» на этих лодках не пойдешь.

Но. Лодка легко транспортабельна и способна идти по совсем мелководным рекам; малый вес позволяет осуществить волок и/или проводку в случае малой воды. А надежность, хорошие ходовые качества, простота в эксплуатации и небольшой вес в ряде случаев способны компенсировать отсутствие комфорта на борту. То есть, выбирать экзотические места для старта/финиша, забираться в материковые удаленные районы, с этими лодками существенно проще, по сравнению с большими разборными кораблями.

В результате у меня есть теперь и относительно большие катамараны, способные совершать морские плавания; есть и эта маленькая чудесная лодочка, которая мне пригодится на других маршрутах. Так что, дорогой мой собрат по разуму, читающий эти строки – еще увидимся. До встречи на маршруте!

Вадим Ракитин (Вадим ВРан на ютубе, ВРан на туристических и парусных форумах), negordy@list.ru

Путешествия прежних лет:

2009 Медвежьегорск-Питкяранта  2010 Кулой-Куя-Архангельск   2011 Архангельск-о.Вайгач-Беломорск

2012 Красноярск-Лабытнанги   2013 Киренга –почти Якутск  Паруса над Таймыром-2014 (Якутск-Таймыр-Дудинка)

"Негордый"-2015: внешнее Беломорье  «Негордый» и «Лакка»- 2016: из Байдарацкой губы в Мезень

«Негордый»-2017: Камчатка, Чукотка (из ППК в Анадырь)

«Негордый»-2018: Из Анадыря в Тикси

 

Приложение.

Примерная смета похода на двоих участников (кроме билетов Якутск-Москва)

1.              А/билеты Москва-Якутск – 43000 р.                                                                                                                   

2.              Авиаперевозка катамарана и снаряжения – 19600 р.

3.              Гостиница (Якутск) – 6600 р.

4.              Автотранспорт (Москва-аэропорт, а/п Якутск – Намцы)  6500 р.

5.              Продукты, отпугивающие средства, топливо д/горелок, мелкий хоз. инвентарь – 20000 р.

6.              Бензин 80 л – 4000 р.

7.              Т/х Кюсюр-Якутск (билеты плюс провоз багажа) – 27000 р.

8.              Автотранспорт Якутск (речной порт) – Якутск (офис транспортной компании) –1800 р.

9.              Автоперевозка катамарана и снаряжения Якутск-Москва – 11600 р.

10.          Контракт 75 мин. спутниковая связь – 13200 р.

11.          Ништяки + питание на т/х –10000 р.

Итого: около 164300 р.

 

Источник : "https://negordy.my1.ru/2020/ShL.htm" rel="nofollow"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию