Виды туризма
Участники |
Город | Год рожд. | Туристский опыт | Обязанности в группе | |
Григорий Кронин | СПб | 1974 | Пеший II у (Сахалин), Лыжный II у (Хибины), пеший I р (Адыгея) | Руководитель |
Сергей Иванов | СПб | 1973 | Горный II у (Кавказ), пеший I у | Фотограф, летописец |
Сергей Суханов | СПб | 1974 | Лыжный I у (Карелия) | Ремонтник |
Евгения Тананина | Москва | 1973 | Пеший II у (Приполярный Урал) | Завхоз |
Вера Чистякова | СПб | 1982 | Горный II у (Кавказ), пеший I у | Фотограф |
Все участники похода были знакомы заранее и бывали друг с другом в многодневных пеших, лыжных и горных походах.
Общая информация |
Поход не был зарегистрирован в МКК. На наш взгляд, его сложность примерно соответствует 2 категории (пешеходной). Всего пройден 101 км за 13 дней, из них две днёвки. Суммарный набор высоты не менее 2600 м. Сложность перевалов указана для летнего времени. Зимой она, как правило, на полкатегории выше.
Группа была зарегистрирована в спасательной службе г. Врокуты. Координаты спасательной службы в Воркуте: ул. Ленинградская, д. 5А, телефоны (82151)31444 (с 9 до 17 часов), (82151)35584 (круглосуточно), 912-9515440.
Население, пути подъезда, границы |
По водоразделу Уральского хребта проходит административная граница республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа. Крайняя станция в Коми – Полярный Урал, Посёлки Полярный (станция 106 км) и Харп находятся в ЯНАО. Эта же граница разделяет часовые пояса. В Коми время московское, в ЯНАО на два часа раньше.
Пайерский массив находится на расстоянии 35-50 км от железнодорожной ветки Сейда-Лабытнанги. Вдоль неё расположены населённые пункты, ближайшие к району похода. Вдали от железной дороги на Полярном Урале постоянных поселений нет. По железной дороге летом ежедневно проходят два пассажирских поезда: скорый № 22 Москва-Лабытнанги, пассажирский № 953 Воркута-Сейда-Лабытнанги.
Все поезда имеют остановки на станциях Елецкая, Харота, Полярный Урал, Харп. Местный поезд делает также остановки возле мелких разъездов и платформ. Расписание есть на сайте www.train.mza.ru.
Пеший поход можно начинать от любой из упомянутых станций. К Пайерскому массиву наиболее быстро (3 дня) можно дойти от ст. Елецкая, но этот путь по тундре летом неинтересен и утомителен. Более длинный, но интересный путь – от станции Полярный Урал (4-5 дней) вдоль северного склона Урала или через долину р. Бол. Хара-Матолоу.
Наша группа для заброски наняла вездеход от станции Харп. С водителем была предварительная договорённость о встрече и оплате. От посёлка Харп до Пятиречья (слияние рек Бур-Хойла и Левая Пайера) расстояние около 100 км, время в пути 12 часов. Водитель Максим, tnfola@Lbt.salekhard.ru, тел. 8-902-8271519, 8-902-8271518. Стоимость проезда в 2006 году 20 тысяч рублей. Вездеход может взять 6-8 пассажиров с рюкзаками.
Население посёлка Харп 7 тысяч человек, они называют себя харповчанами. Помимо печально известной колонии строгого режима, в посёлке находятся предприятия горнообрабатывающей промышленности, в окрестностях ведётся добыча полезных ископаемых. Есть продовольственные магазины, телефонный узел, почта, сотовая связь.
В 2006 году пропусков для посещения посёлка Харп не требовалось. Южная часть Полярного Урала также свободно доступна, никаких кордонов и охраны мы не встретили.
Цель похода |
Знакомство с Полярным Уралом. Посещение Пайерского горного узла. Общение, физические нагрузки, здоровый образ жизни.
Литература и Интернет |
[1] К. Бекетов, О. Чхетиани. Южная часть Полярного Урала. Обзор туристских возможностей района. tag.spb.ru/tourism/ural.html.
[2] Н. А. Рундквист. "Сто дней на Урале". www.hibaratxt.narod.ru/100ural.
[3] А. Кеммерих. Полярный Урал. hibaratxt.narod.ru.
[4] М. Ульяненков. Отчёт о пешем походе 2003 г. Библиотека отчётов tourism.ru.
[5] Н. Александров. Транс-Урал – 1989. www.skitalets.ru.
Другие отчёты о пеших, лыжных и водных походах с сайтов www.tourism.ru, www.polarural.narod.ru, www.skitalets.ru.
Использование карт |
[1] Топографические карты масштаба 1:100000. Взяты с сайта www.polarural.narod.ru. На этих картах много существенных неточностей.
[2] Карта Пайерского массива из книги Н. Рундквиста "Сто дней на Урале" www.hibaratxt.narod.ru/100ural. Масштаб 1:100000. Хорошо отражает состояние местности, но не имеет топографической привязки.
[3] Отдельные листы масштаба 1:50000.
Высоты и урезы воды на разных картах могут различаться. Например, высота г. Пайер на карте [2] обозначена как 1472,2. Та же вершина согласно карте [1] имеет высоту 1499. В случае существенного различия мы указываем это в тексте. Если не оговорено иное, то все высоты и урезы воды указаны в соответствии с топографическими картами [1] масштаба 1:100000, взятыми с сайта www.polarural.narod.ru. Несмотря на свои недостатки, это единственный обнаруженный нами комплект карт с покрытием всей нитки маршрута.
Многие географические названия имеют несколько вариантов написания. Орфография названий тоже согласована с картой [1].
Маршрут группы вокруг Пайерского массива показан на схеме, сделанной на основе карты [2].
Описание района. Особенности туризма летом |
Общее туристское описание Полярного Урала содержится в статье Константина Бекетова и Отто Чхетиани из прилагаемого списка литературы. Согласно терминологии статьи, маршрут в основном проходил в пределах Пайерского массива, массива г. Блюхера и Собского массива.
Наиболее благоприятные месяцы для пеших походов по Полярному Уралу – июль и август. В это время перевалы освобождаются от снега, тундра цветёт, в реках сравнительно мало воды. В конце сентября, как правило, устанавливается новый снеговой покров. Выше 700 метров, а часто и значительно ниже, склоны покрывает курумник – каменистые россыпи. Средняя величина камней колеблется от 30 см до нескольких метров. В среднем камни обычно крупнее там, где круче склон и больше абсолютная высота. В сырую погоду камни становятся "живыми", в среднем "живучесть" камней увеличивается вместе с высотой. На слабо освещённых склонах, в кулуарах, возле озёр круглый год сохраняются снежники.
Места, пригодные для установки палатки, имеются там, где мало камней, есть мох и горизонтальная поверхность. Обычно такие "оазисы" встречаются возле озёр и излучин ручьёв. При обустройстве ночёвки следует иметь в виду, что чем выше стоянка, тем более суров климат.
Несмотря на относительно небольшие по сравнению с другими популярными горными районами перепады высоты, Полярный Урал – это настоящие горы с ярко выраженной высотной поясностью, со всеми прелестями и опасностями, подстерегающими горного туриста. В любое время года и суток здесь следует быть в готовности к неожиданным переменам погоды.
Растения и животные |
Гористый рельеф создаёт высотную поясность почвы, климата и растительности:
– ниже 200 м – редколесье (в Азии лиственница, в Европе берёза, ива, ель);
– 200-450 м – тундра, карликовые деревья, мелкий кустарник [43_Pritok_kustarnik.JPG], грибы;
– 450-700 м – между камней встречаются отдельные островки травы, зелёного мха;
– выше 700 м горы состоят из сплошных каменных нагромождений; кроме лишайников растительности на такой высоте почти нет.
На Азиатском склоне Полярного Урала лиственничный лес есть в долинах рек Бол. и Мал. Хара-Матолоу, Бур-Хойла, Танъю на подобающей высоте. С Европейской стороны лиственницы мало. В долине р. Елец имеются труднопроходимые заросли кустарника, достигающие нескольких метров в высоту.
Наиболее заметные растения в тундре – карликовая берёза, карликовая ива, мхи и лишайники, голубика, морошка.
Из млекопитающих во время похода мы несколько раз видели мелких грызунов, зайцев и северных оленей. Встречались куропатки, крупные хищные птицы и множество мелких. Обычно в тёплое время года бывает много мошкары и комаров, но 2006 год был необычным, кусачих насекомых почти не было.
План похода |
Целью был выбран Пайерский массив. Ближайшие железнодорожные станции – Елецкая (37 км), Харота (40 км), Полярный Урал (45 км). Дойти до Пайера от пос. Елецкий можно за 3-4 дня при любой погоде. Однако, тундра труднопроходима и не настолько интересна, чтобы тратить целую неделю на утомительную ходьбу по ней. Поэтому мы решили подойти к Пайеру с южной стороны, заехав туда на вездеходе от посёлка Харп.
Маршрут делится на две части.
1. Окрестности Пайера. Посещение верховьев долин р. Лев. Пайера, Харута, Бур-Хойла, обход вокруг Пайерского массива.
2. Р. Бол. Хараматолоу и возвращение к железной дороге по р. Изъякыръю.
График похода |
Расстояния указаны "честно", без надбавки на извилистость.
Дата | Что пройдено | Км | Перепад | Краткое описание |
6.08 | Пос. Харп – р. Левая Пайера, 2 км вверх от слияния с правым притоком ручьём Ямбо-Ты-Вис | 100 | На вездеходе, 12 часов в пути. | |
7.08 | – озеро в верховьях р. Левая Пайера | 12 | +260 | Подъём по долине реки. 1,5 км по слабой вездеходной колее. Затем мелкий курумник, трава, мох. Возле притоков болотца и карликовые деревья. По мере подъёма природа беднеет, переходя в сплошные каменные россыпи. |
(12) | ||||
8.08 | – подножие ригеля, перегораживающего долину реки, левый (ор.) край | 1,5 | +60 | На восточном берегу озера крупный (2-3 м) курумник. От северной части озера плавный подъём к подножию ригеля. Камни, мох, чахлая травка. |
– подъём в обход ригеля и водопада | 0,5 | +260 | Склон крутизной 30 гр., подъём вдоль снежника до высоты уступа ригеля, затем влево через пологий гребень к руслу ручья. | |
– северо-восточный берег озера, из которого начинается р. Левая Пайера | 2 | +40 | Обход озера с запада. Склоны 15-20 гр. Крупные камни. Возле озера снежники. | |
– подъём на пер. Западно-Пайерский | 0,5 | +200 | Крутизна 25 гр. Крупные камни. | |
– спуск с пер. Западно-Пайерский к южной оконечности оз. Кёч-Пель-Ты | 2 | –400 | Крутизна 30 гр. Крупные камни, отдельные гигантские глыбы. Миновав крутой верхний участок, выходим к ручейку, вытекающему из озерца (снег, лёд). Переходим ручей и, обходя слева горку, оказываемся около озера. | |
– оз. Кёч-Пель-Ты, исток реки Правый Кёч-Пель | 1,5 | 0 | Обход озера с восточной стороны. Камни. Крутые берега чередуются с относительно пологими участками. | |
(8) | ||||
9.08 | – подъём на плато северо-западного отрога г. Пайер | 1,5 | +100 | 600 м вдоль руч. Прав. Кёч-Пель до озерка. От него подъём на север по каменистой осыпи. Из-за ошибки ориентирования (густой туман) подъём начат слишком рано. Крутая осыпь до 40 гр., крупные камни. Во исправление ошибки сместились траверсом на 300 м к северо-западу до выполаживания, оказались на пологом (10 гр.) западном склоне плато. Продолжили путь на северо-запад. |
– движение на север по плато | 1,5 | 0 | Мелкие камни, чахлая травка, борозды. | |
– спуск с плато к р. Харута, устье правого притока, стекающего с пер. Седло | 3 | –340 | Пологий спуск с плато, держа направление на северо-восток. Левый берег р. Харута обрывист, на протяжении нескольких километров спуститься негде. Группа нашла спуск возле устья ручья, стекающего с перевала Седло. Ниже этого места левый берег вновь обрывистый на протяжении 1 км. | |
Обход северного отрога г. Пайер, спуск к озеру, через которое протекает руч. Харута-Шор. | 5 | +100 –50 | Переход р. Харута вброд возле устья правого притока, стекающего с пер. Седло. Обходим горный отрог, стараясь держаться примерно на высоте 550 м. Мелкие болотца, мох, трава, камушки. Спуск к руч. Харута-Шор несложен. | |
(11) | ||||
10.08 | – озеро в начале правого истока руч. Харута-Шор, под перевалом Азиопа | 5,5 | +300 | Подъём вдоль ручья. Внизу мелкий курумник, выше крупный. Возле слияния истоков ручья на правом притоке водопад. |
Подъём на пер. Азиопа через гребень, примыкающий к перевалу с запада | 1 | +350 –50 | Каменные глыбы, крутизна склона 35 гр. Несколько участков по 5-7 м мелкой живой осыпи. | |
Спуск с пер. Азиопа к р. Бурхойла | 0,5 | –250 | При спуске по оптимальному пути крутизна не больше 25 гр. | |
Движение вдоль левого берега долины р. Бурхойла до одного из озёр | 1 | –40 | Камни. | |
(8) | ||||
11.08 | – вниз по левому берегу долины р. Бурхойла до широты вершины 994,0 | 3 | –160 | Камни. |
– подъём на перевал между вершиной 994,0 и юго-восточным отрогом массива г. Блюхера | 1,5 | +250 | Плавный подъём, крутизна 15 гр. Пересечение снежника. | |
Прогулка от перевала к вершине 994,0 (радиально) | 1 | +100 –100 | Крутизна до 15 гр., камни. | |
Спуск в долину р. Мал. Хара-Матолоу | 1,5 | –250 | По мере спуска крутизна увеличивается, достигая 30 гр. Осторожно выбираем путь прохода, огибая массивные глыбы. | |
Движение вниз вдоль р. Мал. Хара-Матолоу | 4 | –200 | Пологий спуск вдоль реки. В основном по камням. Климат становится мягче, появляются островки зелёного мха, травы. | |
(11) | ||||
12.08 | – руч. Пайта-Шор | 5 | +50 –150 | Плавный подъём на гребень. Мелкие камни, мох. Пологий спуск. |
– база геологов на левом притоке р. Мал. Хараматолоу | 5 | –50 | Обход горного отрога примерно по высоте 400 м. Трава, болотца, ягоды, карликовые деревья. Отдельные каменистые участки. Долина руч. Пайта-Шор заболочена. Труднопроходимые кусты, ручейки, лужи. | |
– два озера в истоке левого притока р. Мал. Хара-Матолоу | 2 | +50 –50 | По дороге, недавно пробитой бульдозером на правом берегу долины ручья, поднялись на склон и спустились возле озёр. | |
– водораздел – правый приток р. Бол. Хара-Матолоу | 1 | +50 –140 | Легкопроходимые болотца, слабый след вездехода. Спуск с водораздела крутой, размытый ручьём. | |
– р. Бол. Хара-Матолоу, брод вездеходной колеи | 5 | +50 –150 | Брод через правый приток р. Бол. Хара-Матолоу. Вездеходная колея со свежим следом. В низинах редколесье, на возвышенных участках тундра. | |
(18) | ||||
13.08 | Днёвка | |||
14.08 | – устье р. Изъякыръю | 3 | +20 | Вездеходная колея вдоль Бол. Хара-Матолоу вверх до устья р. Изъякырю. Редколесье, кусты, болотца. |
Подъём по вездеходной колее вдоль правого берега р. Изъякыръю до устья ручья, стекающего с южного края массива г. Степ-Рузь | 11 | +260 | Колея поворачивает вдоль р. Изъякыръю, и мы вслед за ней. Возле ручьёв и на плоских участках болотца. След всюду хорошо различим. | |
(14) | ||||
15.08 | – водораздел Европы и Азии у восточного подножия г. Степ-Рузь | 5 | +110 | Вездеходная колея. Мох, трава. Несколько каменистых участков. Часть колеи возле ручья оказалась под снежником. |
– руч. Лёк-Вож | 7 | –250 | Спуск (до 30 гр.) с водораздела к руч. Еджыдшор, затем подъём (20-25 гр.). На болотистых участках колея заросла травой, иногда разделяется, теряется. | |
(12) | ||||
16.08 | Днёвка. Радиальный выход на вершину сопки. | |||
17.08 | – руч. Хребет-Шор | 4 | –100 | Обогнув г. Шлем с юга, колея спускается к станции Полярный Урал. Вездеходный след дробится и теряется. Кустарник, болото, густая высокая трава. Следуем направлению на станцию, которая хорошо видна. Выход на вездеходный след возле руч. Хребет-Шор. |
(4) | ||||
18.08 | – станция Полярный Урал | 3 | –50 | Вездеходная колея. |
(3) |
Всего пройдено 101 км, суммарный набор высоты не менее 2600 м.
Погода |
Летняя погода южной части Полярного Урала сурова и переменчива. Устойчиво ясной погоды не бывает. Дожди и туманы могут продолжаться неделями. Ветер дует почти постоянно, принося то сухой холодный воздух Арктики, то промозглый дождь Атлантики, а также всевозможные их сочетания. Состояние неба меняется быстро. Северный ветер способен в разгар лета принести снегопад, который, бывает, столь же внезапно сменяется тридцатиградусной жарой. Возможен град, заморозки на почве в любое время лета, резкий подъём уровня воды в реках.
Во время нашего похода погода была несколько более благоприятной, чем обычно случается в начале августа. Не было затяжных дождей. Ветер ни разу не переходил в нестерпимый шквал. При резком похолодании и снегопаде 16-17 августа группа находилась на заключительном этапе маршрута и не была застигнута врасплох.
Прилагаемая таблица даёт примерное представление о погоде, которую можно застать на Полярном Урале в августе. Подчёркиваем, что при нашем прохождении маршрута погода была более мягкой, чем обычно. В "типичные" годы облачности и осадков бывает больше.
Пояснения к таблице наблюдений за погодой.
В столбце "дата" указаны числа августа. В столбце "время" – московское время в часах. Характер облаков: сл. – слоистые, пер. – перистые, куч. – кучевые. Доля облачности указана в процентах. Всё, кроме температуры, оценено грубо, без специальных приборов. Скорость ветра оценена в метрах в секунду.
Дата | Время | Где | Темп. | Ветер | Облачность | Осадки | Прим. | ||
Напр. | Ск. | Хар. | Доля | ||||||
7 | 4 | Долина р. Лев. Пайера | +12 | С | 10 | Сл. | 100 | Мелкий дождь недолго | |
7 | 10 | +13 | C | 5 | Сл. | 100 | Облака стекают с гор в долину | ||
7 | 15 | +16 | С | 5 | Сл. | 90 | |||
7 | 20 | Р. Лев. Пайера, озеро под ригелем | +10 | С | 5 | Сл. | 70 | ||
8 | 7 | +7 | С | 20 | Куч. | 40 | Облака только возле вершин | ||
8 | 10 | Р. Лев. Пайера, озеро над ригелем | +14 | С | 20 | Куч. | 20 | ||
8 | 15 | Пер. Зап.-Пайерский | +10 | С | 20 | Мы в облаке | |||
8 | 18 | Оз. Кёч-Пель-Ты | +9 | С | 2 | Сл. | 100 | ||
9 | 7 | +9 | Мы в облаке | Дождь | Видимость до 50 м | ||||
9 | 12 | Плато сев. отрога Пайера | +10 | Мы в облаке | Дождь | ||||
9 | 15 | Р. Харута | +10 | Ю | 5 | Сл. | 100 | Временами дождь | |
9 | 17 | Склон между р. Харута и Харута-Шор | +10 | Ю | 2 | Сл. | 100 | ||
9 | 19 | Руч. Харута-Шор | +8 | Ю | 1 | Сл. | 100 | ||
10 | 8 | +18 | Ю | 5 | 0 | Видны все вершины | |||
10 | 16 | Пер. Азиопа | +17 | Ю | 10 | 10 | Ветер только на самом перевале | ||
10 | 19 | Р. Бур-Хойла | +12 | Ю | 3 | Пер. | 10 | Ветер стих к ночи | |
11 | 7 | +13 | 0 | Пер. | 10 | Ветер переменных направлений | |||
11 | 9 | +22 | 1 | Куч. | 40 | ||||
11 | 12 | перевальчик | +20 | 5 | Куч. | 70 | |||
11 | 14 | Р. Мал. Хара-Матолоу | +22 | 3 | Куч. | 90 | |||
11 | 16 | +22 | 2 | Куч. | 90 | Сильный короткий дождь | Радуга | ||
11 | 17 | +25 | 0 | Куч. | 90 | Душно, влажно | |||
11 | 21 | +17 | Ю | 2 | Сл.-куч. | 100 | Ливень 2 часа | ||
12 | 7 | +14 | Ю | 10 | Сл.-куч. | 70 | |||
12 | 12 | Руч. Пайта-Шор | +14 | Ю | 10 | Сл.-куч. | 90 | ||
12 | 14 | Левый приток р. Мал. Хара-Матолоу | +14 | Ю | 15 | Сл.-куч. | 90 | ||
12 | 17 | Правый приток р. Бол. Хара-Матолоу | +14 | З | 10 | Куч. | 70 | Временами слабый дождь | |
12 | 20 | Р. Бол. Хара-Матолоу | +12 | З | 10 | Куч. | 80 | ||
13 | 8 | +20 | З | 10 | Куч. | 10 | |||
13 | 20 | +10 | З | 5 | Сл.-куч. | 40 | |||
13 | 22 | +8 | З | 2 | Сл. | 60 | |||
14 | 7 | +12 | С-З | 10 | 0 | ||||
14 | 9 | +12 | С-З | 10 | Куч. | 10 | |||
14 | 14 | Р. Изъякыръю | +14 | С | 15 | Сл.-куч. | 90 | ||
14 | 20 | +10 | С | 10 | Сл. | 100 | |||
14 | 22 | +7 | С | 2 | Сл. | 100 | Дождь | ||
15 | 7 | +8 | С | 2 | Сл. | 100 | Дождь | ||
15 | 9 | +9 | С | 3 | Сл. | 100 | |||
15 | 14 | Руч. Еджыдшор | +20 | С-З | 3 | Куч. | 50 | ||
15 | 20 | Руч. Лёк-Вож | +12 | С | 5 | Сл. | 80 | ||
16 | 10 | +12 | С | 10 | Сл. | 100 | |||
16 | 15 | +15 | С | 10 | Пер. | 10 | |||
16 | 20 | +5 | С | 10 | Сл. | 90 | Резкое похолодание ночью | ||
16 | 23 | +2 | С | 5 | Сл. | 50 | |||
17 | 9 | +15 | С | 5 | 0 | На склонах выше 700 м свежий снег | |||
17 | 10 | +18 | С | 1 | 0 | ||||
17 | 19 | Руч. Хребет-Шор | +3 | С | 1 | 0 | |||
18 | 8 | +14 | Ю-В | 3 | Куч. | 40 | Снег на склонах растаял |
Снаряжение, горючее, продукты питания |
В походе использовалось в основном обычное снаряжение для пешеходного туризма. Одежда на +5..+15 градусов. Прочные туристские ботинки. Палатки с юбками и металлическим каркасом. Треккинговые палки.
За исключением одного дня (днёвка на р. Бол. Хара-Матолоу) маршрут проходит по безлесной зоне. Для приготовления пищи использовались две бензиновые горелки. Расход бензина примерно 80 граммов на человека в день.
На каждой стоянке с помощью палок и камней устанавливался защитный тент размером 4 на 4 м. Один раз (утром второго ходового дня) ветер был настолько силён, что пришлось снять тент и разжигать горелки в щели между камней.
Раскладка продуктов была составлена из расчёта 550 г на человека в день. Из-за отсутствия дров предпочтение отдавалось продуктам быстрого приготовления – супы, сублимированное мясо, картофельное пюре.
Дрова |
Полноценные дрова (не карликовые) есть
– вдоль реки Бол. Хара-Матолоу до устья Изъякыръю,
– на р. Левая Пайера не выше 3 км от устья руч. Ямбо-Ты-Вис,
– на руч. Хребет-Шор возле станции Полярный Урал.
На остальных участках маршрута дров нет. Некоторые туристы оспаривают это утверждение, предлагая делать костёр из сухих корней карликовой ивы и берёзы. Нам это показалось совершенно не оправданным. В качестве эксперимента мы пробовали готовить на карликовых деревьях. Это оказалось возможно, но после первой попытки группа дружно отдала предпочтение бензину. По нашему мнению, при нынешней доступности бензина (газа, спирта) и удобных горелок карликовая растительность может считаться лишь аварийным топливом, на экстренный случай. Причины этого на наш взгляд, следующие:
– карликовые деревья в достаточном количестве есть далеко не везде,
– сбор дров и устройство костра в тундре требует значительного времени и сил,
– защитить от ветра и дождя костёр труднее, чем маленькую горелку,
– котёл, закопчённый сажей на костре, требует чистки перед использованием с горелкой (если не почистить, увеличивается расход горючего).
Дороги и тропы |
На протяжении маршрута группа несколько раз пользовалась вездеходными следами, как свежими, так и старыми, едва заметными. В таблице кратко указаны встреченные нами логичные "вездеходки" и их состояние.
Где | Описание |
Вдоль юго-восточного склона Уральского хребта | Мы ехали по этой "трассе" на вездеходе. Летом техника из посёлка Харп ходит регулярно, в основном забрасывают туристов-водников на реки Хара-Матолоу, Бур-Хойла, Лагорта и др. Бывают геологи. Брод через р. Бол. Хара-Матолоу при высоком уровне воды может быть непреодолим для вездехода. |
Р. Левая Пайера | База геологов в устье руч. Ямбо-Ты-Вис связана "вездеходкой" с базой на левом притоке р. Мал. Хара-Матолоу и с пос. Харп. Выше базы геологов слабая "вездеходка" обрывается через 3 км. |
Оз. Кёч-Пель-Ты и окрестности – "вездеходки" нет | Вопреки карте [1], никаких вездеходных следов мы не видели. |
Левый приток р. Мал. Хара-Матолоу. | В радиусе 2 км от базы геологов многочисленные свежие следы техники. Есть бульдозерные дороги на склонах окрестных сопок. |
Левый приток р. Мал. Хара-Матолоу – правый приток р. Бол. Хара-Матолоу – р. Бол. Хара-Матолоу. | Вездеходная колея, используемая геологами. Брод через р. Бол. Хара-Матолоу. |
Вдоль левого берега р. Бол. Хара-Матолоу. | До устья р. Изъякыръю (возможно, и выше, но там мы не были). |
Правый берег р. Изъякыръю | Старая колея, в 2006 г никто не ездил. Упрощает путь по долине реки. Удаляется от русла, срезая изгибы и обходя мелкие возвышенности. На севере выходит к перевалу на европейский склон в верховья руч. Еджыдшор. |
Ст. Полярный Урал – г. Шлем – руч. Еджыдшор | Старая колея, в 2006 г никто не ездил. На болотистых и травяных участках теряется. Удобна для быстрого доступа в горы от станции Полярный Урал. Через перевал переходит в долину р. Изъякыръю. |
В горах никаких троп нет, так как там нет почвы, сплошные каменные россыпи и снежники.
Пройденные перевалы |
Название | Высота | Кат. | Что соединяет | Направление прохождения |
Западно-Пайерский | 1030 | 1А | Юг – р. Левая Пайера, север – оз. Кёч-Пель-Ты | Юг – север |
Азиопа (другие названиия – Блюхера, Бур-Хойла) | 1100 | 1А | Юг – истоки р. Бур-Хойла, север – правый исток ручья Харута-Шор | Север – юг |
Без названия | 900 | н/к | Запад – р. Бур-Хойла, восток – р. Мал. Хара-Матолоу | Запад – восток |
Без названия | 400 | н/к | Юг – левый приток р. Мал. Хара-Матолоу, север – правый приток р. Бол. Хара-Матолоу | Юг – север |
Без названия | 560 | н/к | Юг – верховья р. Изъякыръю, север – руч. Еджыдшор. | Юг – север |
Зимой перевалы Западно-Пайерский и Азиопа имеют категорию трудности 1Б.
Описания прохождения перевалов даны ниже.
Верховья р. Левая Пайера |
Наиболее популярные подходы к Пайерскому массиву с азиатской стороны проходят по долинам рек Левая Пайера, Бур-Хойла, Лёк-Хойла. Левая Пайера была выбрана из-за того, что её описания не нашлось в Интернете, а значит, она посещается относительно редко. Кроме того, хотелось осмотреть скальный ригель в верховьях долины и через сравнительно несложный перевал Западно-Пайерский приблизиться к высшей точке Полярного Урала.
Река Левая Пайера начинается на южном склоне основной вершины массива Пайер и впадает в р. Бур-Хойла в районе так называемого Пятиречья. Протяжённость Левой Пайеры около 23 км, долина имеет меридиональное направление без значительных изгибов. Наиболее крупный приток – Ямбо-Ты-Вис (правый). Возле его устья находится действующая (2006 г) база геологов.
В верховьях несколько живописных озёр. Долина имеет плавный уклон до грандиозного уступа (ригеля), перегораживающего реку. Высота уступа около 150 м. Его местоположение указано на схеме. На берегу озера, находящегося в 1,5 км южнее ригеля, есть хоть и не слишком удобные, но всё же подходящие места для установки палаток. Места для стоянок имеются также возле русла в 100-200 метрах под подножием ригеля, который частично защищает от ветра. Выше ригеля стоянок нет. От озера можно рассмотреть путь подъёма. Для того, чтобы обойти уступ, нужно подниматься справа от него вдоль кулуара (обычно здесь лежит снежник), набирая высоту до уровня уступа, затем по пологому склону выйти на "балкон". Крутизна до 30 гр. Путь обхода ригеля показан на фотографии и схеме. С "балкона" открывается вид сверху на озёра Левой Пайеры, лежащие ниже.
Выше уступа до перевала хоть сколько-нибудь удобных мест для стоянки мы не заметили. Всюду суровые склоны, крупные камни, ручьи, снег. Посчастливилось тому, кто оказался здесь в солнечную погоду при терпимом ветре.
Перевал Западно-Пайерский |
Продолжая подъём от ригеля вдоль ручья, встречаем последнее крупное озеро. Его удобнее обходить с западной стороны. Вдоль кромки воды идти неудобно, так как в озеро обрываются скользкие неустойчивые снежники. Обходя их, группа поднялась на 40-70 метров. Траверс склона 20-25 гр., несколько участков по 3-5 м мелких живых камней. В северную оконечность озера впадает пологая лощина со снежником. Пройдя по ней 300 метров на северо-восток, поворачиваем на северо-запад и вверх, к перевалу. При хорошей видимости седловина перевала видна от лощины, при плохой можно ориентироваться по рельефу и компасу. Крутизна склона до 30 гр. Есть отдельные крупные глыбы. Подъём ровный, несложный.
На чётко выраженной седловине сложен тур. С южной стороны тура расчищена площадка, достаточная для двухместной палатки.
С северной стороны в верхней части перевал более крут, чем с юга. Несколько крупных скальных обломков участники похода обошли, держась за склон руками. Крутизна до 40 гр. Камни вполне устойчивы, значительных подвижек не замечено. Через 200 м (по горизонтали) склон выполаживается и выводит к ручейку, вытекающему из крохотного озерка со снежником. Перейдя на правый берег ручейка, огибаем слева горку и выходим к южному берегу оз. Кёч-Пель-Ты. Если нет облаков, то путь спуска и озеро Кёч-Пель-Ты видны с перевала.
Озеро Кёч-Пель-Ты |
Озеро расположено на высоте 724 м (по карте [2] 701,4 м) у северо-восточного слона г. Пайер. Из северной оконечности вытекает ручей Правый Кёч-Пель. Берега каменистые. Северо-восточный берег наиболее пологий. Места для стоянок есть в южной оконечности озера, а также в северной у истока ручья. Карликовых деревьев, травы и болотистых участков здесь нет, для них слишком высоко. С трёх сторон суровые склоны отрогов Пайера.
Обычно группы туристов, имеющие целью главную вершину Пайера, начинают восхождение отсюда, это наиболее близкие к вершине ровные места для стоянки. Логично также продолжить путь отсюда через пер. Западно-Пайерский в направлении, противоположном нашему.
Переход от оз. Кёч-Пель-Ты на руч. Харута-Шор |
Если группа, придя на оз. Кёч-Пель-Ты с Западно-Пайерского перевала, планирует содержательно продолжить маршрут и снова перевалить Уральский хребет, то один из логичных и относительно несложных путей – через перевал Азиопа, лежащий в верховьях правого истока руч. Харута-Шор. Для того, чтобы добраться до него, следует сначала перебраться на р. Харута, затем на руч. Харута-Шор. Протяжённость пути от оз. Кёч-Пель-Ты до озёр на руч. Харута-Шор, в зависимости от маршрута, от 10 до 15 км.
От оз. Кёч-Пель-Ты до р. Харута ведёт несложный перевал через плато северо-западного отрога Пайера. Подъём на перевал имеет крутизну до 20 гр. На карте [1] здесь показана "дорога" (вездеходная колея?), на местности мы её не заметили. Плато усеяно мелкими камнями, идти по нему легко. Можно и не подниматься на плато, а обойти горный отрог с северо-запада, это удлинит путь на 4-5 км.
Спуск с плато северо-западного отрога Пайера в долину р. Харута имеет в верхней части крутизну до 25 градусов. Есть отдельные более крутые участки, которые при желании можно обойти. Возле реки склон пологий, крутизна редко превышает 10 гр., но к самой р. Харута спуститься можно далеко не везде. Она течёт в крутых осыпных и скалистых берегах высотой 20-40 м. На карте [2] берега показаны как обрыв. Обозначен также проход в этом обрыве напротив устья правого притока. Следуя карте, группа сместилась вдоль верхнего края обрыва к указанному проходу и действительно нашла его. Река Харута в описываемом месте не освещается солнцем из-за высоких берегов и северного расположения долины. Здесь почти всегда лежит снег. В холодное лето 2006 года русло Харуты до уреза 400 м почти сплошь скрыто снежниками. Любопытно, что на других реках, даже на большей абсолютной высоте, мы такого не наблюдали – сказывается расположение долины реки, почти не дающее доступ солнечным лучам.
Правый приток р. Харута стекает с перевала Седло (900 м, н/к), ведущего в долину Харута-Шор. На наш взгляд, прохождение перевала имеет смысл только со спортивной или эстетической целью. Путь в обход северного отрога Пайера на 3 км длиннее, но значительно проще. При нас перевал Седло был скрыт плотными облаками.
Обход горного отрога, разделяющего Харуту и Харуту-Шор, несложен. Нам показалось удобным идти примерно по высоте 550 м, не спускаясь в болотистую тундру. Несколько топких участков, разлив ручья, мелкие камни. Спуск в долину Харута-Шор несложен. Возле озёр есть ровные места для стоянок.
Верховья руч. Харута-Шор сурово живописны. Есть водопады. С разных точек открываются виды на Пайер и прилегающие вершины.
Перевал Азиопа |
Перевал представляет собой незначительно понижение в гребне между верховьями реки Бур-Хойла (на юге) и верховьями правого истока ручья Харута-Шор (на севере). К западу от перевала восточный отрог Пайера, к востоку – плато горы Блюхера. Высота перевала 1100 м. Со стороны Харута-Шор цирк, замыкающий долину, имеет крутые северные и восточные склоны, а с южной стороны осыпной гребень более пологий, самое низкое его место и есть перевал. Седловина при хорошей погоде видна снизу, от озера в цирке, замыкающем долину. От него до седловины перепад высоты около 300 м по осыпному склону, крутизной 35-40 градусов, усеянному каменными глыбами. При плохой видимости опасно отклоняться от перевального седла, так как слева по ходу отвесные склоны горы Блюхера, а справа на склоне есть 200-метровый непроходимый скальный участок.
Когда группа подошла к подножию перевала с северной стороны, мы решили подняться не напрямик к седловине, а по другому пути – ближе к вершине Пайера, обходя скальные выходы справа, по слабо выраженному гребню. Подъём там чуть менее крут, но набор высоты на 80 м больше, чем через седловину. Крутизна подъёма достигает 40 градусов. Идти нужно осторожно, рассчитывая каждый шаг и опасаясь "живых" камней. В сухую погоду крупные камни вполне устойчивы, опасность схода камнепада незначительна. При влажной погоде подъём значительно усложняется.
Следуя избранному пути, группа вышла на гребень примерно в 300 метрах восточнее седловины. Спуск по гребню к седловине прост. Есть тур, сложенный из камней.
С южной стороны, при подходе от р. Бур-Хойла, седловина перевала видна только от цирка, замыкающего долину. Видимость от южного подножия перевала закрыта слабо выраженным гребнем и общей выпуклостью склона. Если двигаться вверх по долине Бур-Хойлы, то подъём на перевал Азиопа следует начинать от южного края озера, замыкающего долину. Значительных скал и труднопроходимых участков с этой стороны нет.
В верховьях р. Бур-Хойла есть протяжённый участок, где нет удобных мест для . Он начинается от озера, лежащего в 700 м южнее перевала Азиопа, и простирается вниз до устья руч. Лёк-Хойла. Озёр и площадок, свободных от курумника, здесь почти нет. Удобных стоянок мы не заметили, можно лишь едва примоститься кое-как на камнях.
Переход от верховьев р. Бурхойла на р. Мал. Хараматолоу |
Р. Бурхойла в верховьях представляет собой долину шириной 100-200 м, усеянную камнями. В некоторых местах водный поток скрыт под камнями, и можно перейти его, едва заметив. При движении по долине препятствий нет.
Левый берег долины представляет собой южный отрог г. Блюхера, постепенно теряющий высоту к юго-востоку.
В 4 километрах к юго-востоку от перевала Азиопа долина Бур-Хойлы делает поворот с юго-восточного направления на южное. Ниже этого поворота левый берег крут и обрывист, но перед началом крутого участка можно свернуть на восток и через перевал выйти в долину р. Мал. Хара-Матолоу.
Перевал разделяет долины Бур-Хойлы и Мал. Хара-Матолоу, высота пологой седловины 900 м. Тура нет. С севера от седловины отрог г. Блюхера, с юга – вершина 994 м. Крутизна с западной стороны до 20 гр., подъём прост. С восточной стороны есть участки крутизной до 35 гр., причём наиболее сложно движение вблизи р. Мал. Хара-Матолоу, на абсолютной высоте 700-800 м. Здесь несколько ручьёв ниспадают в долину, образуя мелкие водопады.
Вершина 994 м – интересная панорамная точка. С неё видны верховья р. Бур-Хойла во всей красе. От седловины до вершины 500 метров, крутизна до 15 гр., подъём несложен.
Долина р. Мал. Хара-Матолоу на пройденном участке изобилует мелкими озёрами. Русло разделяется на ответвления. Места для стоянки есть, и чем ниже, тем более они удобны.
Переход от р. Мал. Хараматолоу до р. Бол. Хараматолоу |
Технически сложных участков нет. Все броды простые. Двигаясь вдоль юго-восточного склона Уральского хребта, группа старалась не спускаться ниже 450 м по абсолютной высоте, чтобы избежать утомительных тундровых болот и подлеска. Ручей Пайта-Шор был перейдён вблизи высоты 452,0, затем группа обошла эту высоту с севера. Идти здесь оказалось неожиданно тяжело. Густой кустарник, болото, обилие воды.
Миновав высоту 452,0, мы повернули на север вдоль ручья, левого притока р. Мал. Хараматолоу, берущего начало из двух озёр одинакового размера. На берегу притока, примерно в 2 км южнее озёр, находится действующая база геологов. Несколько временных построек, дизельный генератор, гусеничная техника. Окрестные склоны заметно преобразованы деятельностью геологов. К близлежащим вершинам пробиты бульдозерные колеи. Вдоль ручья проходит "вездеходка". Группа двигалась по орографически правому борту долины, причём поднялась довольно высоко наверх, следуя одному из бульдозерных следов. Он вывел нас к двум озёрам в истоке ручья.
Далее следует простой перевал с левого притока р. Мал. Хара-Матолоу на правый приток р. Бол. Хара-Матолоу. Последний приток в низовьях имеет направление с запада на восток и окружён крутыми склонами, уклон которых не выражается масштабе карты. Перевал находится строго к югу от места, где заканчиваются обрывистые склоны долины. Удобно идти не вдоль озёр, а в 700 м западнее, огибая каменистую гряду высотой 410 м. Южный склон перевала очень пологий, северный до 30 градусов. Есть старые вездеходные следы.
Дальнейший путь группа проделала по используемой вездеходной колее. От брода через правый приток Бол. Хара-Матолоу она поднимается на северо-восток, петляет между сопок и выводит к р. Бол. Хара-Матолоу в 700 м выше устья притока. Местность болотистая. Встречаются островки кустарника и лиственных деревьев, достигающих в высоту 4 м. На возвышенностях каменные останцы.
В месте пересечения вездеходной колеёй река Бол. Хара-Матолоу разделена на два примерно равносильных рукава. Брод при высоком уровне воды может быть сложен. В поисках возможного удобного брода можно пройти ниже "вездеходки" – туда, где река разливается ещё сильнее. При нашем прохождении воды мало, переход реки прост. Максимальная глубина брода 50 см.
Р. Бол. Хараматолоу |
Берега реки покрыты лесом из лиственницы. На возвышенных участках изобилие грибов. Деревья растут редко, не образуя сплошных густых зарослей. По левому берегу проходит вездеходная колея. Ниже брода она свежая, используется геологами. Выше брода колея старая, давно никто не ездил. Между рекой и вездеходной колеёй есть несколько стоянок, но при сильном ветре они могут быть неудобны, и тогда лучше стоять в лесу, который, впрочем, тоже не полностью укрывает от ветра.
Р. Изъякыръю |
Река Изъякыръю – крупный левый приток р. Бол. Хараматолоу. Название Изъякыръю не подписано на карте [1]. Река начинается на юго-восточном склоне г. Степ-Рузь, впадает в Бол. Хара-Матолоу в 11 км выше другого крупного левого притока – реки Степ-Рузь. Направление Изъякыръю в основном с севера на юг, протяжённость около 15 км. Возле истока реки находится простой перевал к истокам р. Яй-Ю и Елец.
Долина Изъякыръю – удобный путь для доступа в долину р. Бол. Хара-Матолоу от железной дороги. В хорошую погоду туристской группе вполне по силам дойти от станции Полярный Урал до р. Бол. Хара-Матолоу за два дня. На всём пути вдоль Изъякыръю по правому берегу проходит вездеходная колея. В нескольких местах она отклоняется от реки, срезая излучины или огибая труднопроезжие места. В 2006 году колея была старая, не использовавшаяся в текущем сезоне, но вполне различимая везде.
Несмотря на относительную доступность и частые посещения туристами, в долине Изъякыръю есть на что посмотреть. Нигде более на маршруте мы не видели столько разнообразных каменных останцев причудливой формы. Климат здесь более мягкий, чем в долинах, пройденных нами в первой половине похода. На большем протяжении идти приходится по траве, мху и карликовым деревьям. Безжизненных каменистых участков почти нет. От верховьев реки можно совершить восхождение на г. Степ-Рузь.
Водораздел Европы и Азии в верховьях Изъякыръю не имеет явно выраженного перевального седла. Вездеходный след постепенно набирает высоту, и возле г. Степ-Рузь огибает два озерка, одно из которых имеет сток в Азию, другое в Европу.
Переход от руч. Еджыдшор до станции Полярный Урал |
Почти на всём протяжении есть вездеходный след. Он теряется лишь на пологих болотистых участках, а также в густом кустарнике вблизи ручья Хребет-Шор. Броды несложные. Места для стоянок есть в изобилии, однако дров нет. При хорошей видимости открываются величественные картины суровой северной природы. При избытке времени можно совершить восхождение на г. Шлем, находящуюся в 4 км от железной дороги. С вершины виден Пайерский массив, Собский массив, а также горы, лежащие по северную сторону от перевала, через который проложена железная дорога.
Станция Полярный Урал |
На рубеже XX и XXI веков станционный посёлок пришёл в упадок. Несколько лет даже не все поезда там останавливались. В 2006 году мы застали оживление, активное железнодорожное строительство, новое служебное здание станции. Летом 2006 года все пассажирские поезда имели здесь остановку. Кассы и зала ожидания нет. В станционном посёлке около десятка жилых деревянных домов. В 500 м к востоку от станции возле полотна стоит памятник, отмечающий границу Европы и Азии.
Координаты точек |
Название | Широта | Долгота | Высота | Описание |
00HAR | 66,66603 | 65,08314 | 100 | Вездеходная колея, ведущая из пос. Харп, пересекает р. Бол. Хара-Матолоу. |
00ST | 66,58156 | 64,32356 | 305 | Место, куда нас доставил вездеход. Возле р. Левая Пайера. 2 км вверх от устья правого притока Ямбо-Ты-Вис. |
01OB | 66,65090 | 64,38083 | 445 | Долина р. Левая Пайера. Место обеда. |
01ST | 66,68015 | 64,36434 | 550 | Озеро в верховьях левой Пайеры ниже ригеля. Восточный берег, мыс, место ночёвки. |
02OB | 66,70318 | 64,36485 | 880 | Р. Левая Пайера выше ригеля. Место обеда. |
02PER | 66,71390 | 64,37658 | 1030 | Перевал Западно-Пайерский. |
02ST | 66,73063 | 64,33581 | 720 | Место стоянки возле истока реки из оз. Кёч-Пель-Ты. |
03OB | 66,77710 | 64,38689 | 440 | Р. Харута, устье ручья, текущего с пер. Седло. |
03ST | 66,76484 | 64,46665 | 520 | Руч. Харута-Шор, западный берег озера, место стоянки. |
04POD | 66,72279 | 64,51451 | 820 | Озерцо с северной стороны пер. Азиопа, западный берег. Место обеда и отдыха перед подъёмом на перевал. |
04ST | 66,71149 | 64,51123 | 855 | Р. Бур-Хойла, озеро, левый берег. Место стоянки. Скальные глыбы, частично защищающие от ветра. Ниже этого озерца на протяжении 4 км нет удобных мест для стоянки. |
05PER | 66,69254 | 64,59441 | 900 | Перевал, ведущий с р. Бурхойлы на р. Мал. Хара-Матолоу, возле вершины 994 м. |
05ST | 66,67107 | 64,68289 | 450 | Разлив р. Мал. Хара-Матолоу, левый берег. Удобные места для стоянок. |
06GEO | 66,66728 | 64,86784 | 275 | База геологов на левом притоке р. Мал. Хара-Матолоу (точка отмечена на дороге, сама база находится в 200 м севернее). |
06BR | 66,69748 | 64,86434 | 255 | Брод через правый приток р. Бол. Хара-Матолоу. |
06ST | 66,70411 | 64,95792 | 148 | Место стоянки на левом берегу р. Бол. Хара-Матолоу. Вездеходная колея, лес, кусты. |
08OB | 66,78509 | 64,91263 | 375 | Долина р. Изъякыръю, вездеходная колея, место обеда. |
08ST | 66,82449 | 64,94330 | 460 | Место стоянки. 200 м к западу от устья ручья, стекающего с южных отрогов г. Степ-Рузь и впадающего справа в р. Изъякыръю. |
09OB | 66,88802 | 64,95725 | 400 | Место отдыха возле пересечения вездеходной колеи и руч. Еджыдшор. |
09LEK | 66,93923 | 65,03473 | 315 | Пересечение вездеходной колеи и руч. Лёк-Вож. |
09ST | 66,93927 | 65,03449 | 330 | Место стоянки возле руч. Лёк-Вож. |
10ST | 66,99579 | 65,06290 | 200 | Удобное место для стоянки перед выходом на станцию Полярный Урал. Возле ручья. |
Комментарии