28 апреля 2020
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: II

Отчёт о пешем спортивном туристском путешествии второй категории сложности по маршруту р. Ауспия – пер. Дятлова – плато Маньпупунёр – р. Ауспия, совершённом с 13 по 31 августа 2011 года

I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

(Паспорт спортивного похода / путешествия)

1. Проводящая организация

Поход был организован и проведён спортивно-туристским клубом «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга. Руководитель – Фёдорова Мария Владимировна.

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)

Поход проходил по Северному Уралу на стыке трёх административных территорий: республика Коми, Ханты-Мансийский автономный округ, и Свердловская область. Плато Маньпупунёр расположено на территории республики Коми в Печоро-Илычском заповеднике. Географический район – Северный Урал.

3. Общие справочные сведения о маршруте и группе:

Вид туризмаКатегория сложностиПротяженность активной части похода, кмПродолжительностьСроки проведения (от-до СПб)
общаяходовых дней
пешийвторая228 км16 дней12 дней12.08 – 02.09 2011

Группа из девяти человек. Маршрутная книжка № 38/11

4. Подробная нитка маршрута:

Санкт-Петербург – ст. Ивдель – р. Ауспия – перевал Дятлова – г. Халатчахль – ур. Поритайтсори – оз. Лунгхусаптур – г. Отыртэн – г. Моттевчахль – г. Янынгхачечахль – р. Печора – – плато Маньпупунёр – г. Отыртэн – пер. Дятлова – р. Ауспия – ст. Ивдель – Санкт-Петербург

5. Определяющие препятствия маршрута

При определении категории сложности (к.с.) пеших препятствий использовался «Регламент по спортивному туризму».

Вид препятствияКатегория сложностиХарактеристика препятствияСпособ прохождения
Осыпь средняя пологая на г. Халатчахлькамни «живые», размером до 1м, крутизна склона до 20, около 4 кмИндивидуальная страховка альпенштоком или треккинговыми палками

Индивидуальная страховка альпенштоком или треккинговыми палками

Высокотравье в виде берёзового и ивового стланика13 километров движения по скрытым в карликовой берёзе и ивняке неровностям склона, углубления, выходы осыпей, при крутизне склона 10 – 20
Осыпь «живая» средняя крутая при подъёме и спуске с выс. 1073,2м1 километр движения по «живым» камням до1м при крутизне склона 30 – 35
Траверс осыпного склона г. Отыртэн при подъёме от оз. Лунгхусаптурн/к3 км траверса осыпного склона, уклон вдоль гребня 15
Болота легкопроходимыен/ксуммарно 32 км движения по заболоченным участкам глубиной 0,2 – 0,3 м
Перевал Дятлова, высота 791,8 мн/квзлётка 150 м, крутизна склона 15 – 20 , движение затруднено растительностью и выходами осыпей
Переправа через р. Ауспиян/кширина русла около 10 м, глубина 0,5 м, скорость течения около 1,5 м/с
Переправа через р. Печоран/кширина русла около 5 м, глубина 0,5 м, скорость течения около 1,5 м/с
Переправа через р. Тумпьян/кширина русла около 5 м, глубина 0,5 м, скорость течения около 1,5 м/с
Переправа через р. Ёлиман/кширина русла около 5 м, глубина 0,5 м, скорость течения около 1,5 м/с

Баллы, идущие в зачёт:

ПП:ЛП:
высокотравье 1Б – 5 балловперевал н/к – 1 балл
осыпь средняя пологая 1А – 6 баллов4 переправы н/к – 2 балла
осыпь средняя крутая 2А – 5 балловтраверс осыпного склона н/к – 4 балла
болото легкопроходимое н/к – 16 баллов
Итого: 32 баллаИтого: 7 баллов
Географический показатель – 9Показатель автономности – 1

К= 1+4,63/12 = 1,386 (перепад высот на участке, идущем в зачёт)

КС = 7 + 32 – (9*1*1,386) = 39 – 12,5 = 26,5 баллов

Протяжённость участка, идущего в зачёт составила 121 км, которые были пройдены

за 8 ходовых дней.

Протяжённость всего маршрута 228 км.

6. Сведения о руководителях и участниках

Обязанности в группе
1.Фёдорова Мария Владимировна, 1983
пеший: 1Р (Кольский п-ов),

пеше-водный комбинированный: эл. 2У пеший + 3Р водный (Приполярный Урал), водный 5Р (Тыва, Кольский п-ов)

руководитель
2.Фёдоров Николай Васильевич, 1980
пеший: 1У (Кольский п-ов), пеше-водный комбинированный: эл. 2У пеший + 3У водный (Приполярный Урал), водный 5У (Тыва, Кольский п-ов), 3Р (УТП, Карелия)завхоз
3.Кузнецов Алексей Игоревич, 1967
пеше-водный комбинированный: эл. 2У пеший + 3У водный (Приполярный Урал)оператор
4.Никитина Ксения Владимировна, 1977
9.Травкин Глеб Михайлович, 1981

II. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Общая смысловая идея похода

К выбираемому маршруту похода были предъявлены следующие требования:

поход должен проходить в наиболее автономных условиях и включать в себя посещение интересных объектов;

поход должен быть достаточно длинным и автономным, чтобы все участники и руководитель могли оценить свои силы и подготовку в преддверии планируемых в ближайшем будущем походов в такие регионы, как Камчатка и плато Путорана;

регион должен включать в себя зоны тайги, тундры и горной пустыни;

маршрут не должен пролегать в погранзоне, как можно меньше проходить по территориям ООПТ

в рамках похода было необходимо провести тестирование снаряжения и одежды, предоставленной магазином «КАНТ»: газовой горелки PRIMUS Gravity II EF 327993 и женской куртки фирмы Salewa из коллекции alpineXtrem модель Chomo GTX, сшитой из мембранной ткани Gore-TEX Pro Shell. (По результатам тестирования написаны подробные отчёты, ознакомиться с которыми можно по ссылкам: Тест горелки PRIMUS Gravity II EF Отчёт о тестировании куртки Salewa Chomo GTX )

Всем этим требованиям по имеющимся описаниям в полной мере отвечал выбранный нами маршрут к плато Маньпупунёр. Маршрут превысил по времени и километражу требования к походам второй категории сложности, но по сложности полностью соответствовал заявке.

2. Варианты подъезда и отъезда

Заброска – Выброска:

При условии кольцевого маршрута с началом и концом у брода через реку Ауспия необходимо добраться в г. Ивдель. Мы ехали туда и обратно с пересадкой в г. Москва, так как из Москвы ходит через день (расписание лучше уточнять при покупке билетов) поезд Москва – Приобье № 084М/084Е. Время его отправления и прибытия периодически изменяется.

Из г. Ивдель добраться до р. Ауспия можно на автомашине высокой проходимости типа ГАЗ66 или Урал.

Контакты:

1. +79029786709 – Владимир (работник МЧС): Есть ГАЗ66 и Урал. Также есть гусеничный транспорт. Взял при заброске всю сумму денег, к выброске приехал вовремя, хотя у него был день рождения, угостил нас по случаю дня рождения и за 500 р. с группы истопил для нас баню в Ивделе.

2. +79506386699 – Андрей (сам не возит, служит полицейским в пос. Полуночный, но может помочь найти транспорт, дал нам телефон Владимира).

Остальные контакты непроверенные:

3. 8(34386)22040 – Ивдельский спасотряд (вахтовка УРАЛ)

4. 8(34386)21575 – диспетчер, Автотранспортное предприятие Ивделя (вахтовка УРАЛ)

5. +79043875648 – Михаил (вахтовка УРАЛ)

6. +79028759411 – Александр (ГАЗ-66)

7. +79089249260 – председатель общества социально-экнономической поддержки манси Евгений Михайлович (Урал с кунгом).

8. +79126642982 – Сергей Ботин (Урал, УАЗ)

9. +79089111562 – Алексей (бортовой УАЗ), его жена +79089111559

10. Печеро-Илычский заповедник*. Администрация: 169436 Республика Коми, Троицко-Печорский р-н, пос. Якша, ул. Ланиной, д. 8. Тел: (821-38) 9-56-80, 9-56-99, факс: (821-38) 9-50-91. E-mail: pechilzap@mail.ru Директор – Якушев Алексей Борисович, заместитель директора по научной работе – Куприянов Андрей Григорьевич (к.б.н.), старший инспектор по охране – Мосин Алексей Борисович, начальник отдела экопросвещения – Бешкарев Александр Борисович.

*Хребет Маньпупунёр находится на территории Печеро-Илычского заповедника, южная граница которого проходит в истоке реки Печора по перевалу с отметкой 703 м (просека Вологодская грань). Карта заповедника прилагается к отчёту. На местности мы не видели ни одной таблички, информирующей о том, что начинается территория заповедника. В истоке р. Печора есть две таблички с информацией о самой реке. На плато Маньпупунёр на перевале с отметкой 739,1 м с 2010 г действует кордон, на котором постоянно дежурят два егеря. При этом на самом плато и на подходах к нему тропы никак не маркированы, специальных стоянок, кроме тех, которые оборудовали сами туристы, нет. Около кордона промаркирована взлётно-посадочная площадка для вертолёта.

Для посещения заповедника необходимо заранее заказать пропуск. Но есть несколько причин, по которым это делать неудобно:

– в пропуске могут отказать,
– из-за непогоды или других обстоятельств можно оказаться в заповеднике не в тот день, на который заказан пропуск.

Большинство туристов пропуск не заказывает. Егеря прямо на месте оформляют протоколы нарушения, выписывают штраф в размере 1000 р. с человека, которые надо будет оплачивать в Сбербанке. По непроверенным сведениям, некоторым туристам выписывали штраф 500-600 рублей, то есть по цене пропуска на 2011 г.

Мы пришли на плато незамеченными, поднявшись не через перевал, а прямо через высоту 809,3 м. Перед самым спуском с плато мы всё-таки столкнулись с егерем, который пошёл делать обход территории. Егерь был с нами чрезвычайно вежлив, сказал, что нам повезло, потому что у него закончились протоколы. Он предложил нам покинуть территорию заповедника, проводил нас до лагеря, но денег с нас не взял. Мы предупредили его, что до следующего утра останемся на стоянке на берегу Печоры, но это не вызвало у него никаких возражений.

В конце маршрута мы встретились с соло-туристом Борисом, который нам рассказал, что он пришёл к столбам на следующий день после нас и не смог их посетить. Егеря встретили его на подходах к истокам р. Печора, запретили ему пройти к столбам, предложили осмотреть исток реки и проводили его, чтобы убедиться, что он покинул территорию заповедника.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Через реку Ауспия в брод проходит грунтовая дорога, которая проходима до р. Ауспия для машин типа ГАЗ66 и «Урал», а затем дорога идёт вдоль р. Лозьва и доступна только для гусеничной техники. По этой дороге до р. Ауспия забрасывают большинство групп, также достаточно часто встречаются геологи. С хребта выйти на эту дорогу можно вдоль р. Ауспия, р. Лозьва и р. Большая Сосьва.

Севернее горы Янывондерсяхл в случае необходимости стоит идти до кордона егерей и обращаться за помощью к ним.

4. Изменения маршрута и их причины

Никаких серьёзных изменений маршрута мы не предпринимали, только отказались от спуска в каньон Поритайтсори, так как это увеличивало суммарный перепад высот, который и так оказался у нас несколько больше предполагаемого, потому что мы старались на ночёвки спускаться до зоны леса из-за отсутствия снежников, описанных в отчётах, являющихся основными источниками воды наверху, и очень холодной погоды с туманами, осадками и сильными ветрами.

5. График движения

Дни путиДатаУчасток пути
(от – до)
Протяжённость
в км
Ходовое времяОпределяющие препятствия на участкеМетеоусловия
116.08.брод через р. Ауспия – стоянка «с тентом»24 км9:15 – 18:30

пешком

болото легкопроходимое н/ксолнце, сильный ветер
217.08стоянка «с тентом» – пер. Дятлова – г. Халатчахль – выс. 1073,2 м – оз. Лунгхусаптур25 км9:10 – 19:45
Пер. Дятлова н/к, осыпь средняя пологая 1А на г. Халатчахль,

крутая осыпь 2А при подъёме и спуске с выс. 1073,2 м

Переменная облачность, после обеда морось и сильный ветер, заметное похолодание до +5 – + 3 С
318.08оз. Лунгхусаптур – исток р. Лозьва3 км /p>11:30 – 13:00
пешком
Высокотравье в виде берёзового и ивового стланика 1Босадки, облачно, штормовой ветер, +5 – +8 С
419.08исток р. Лозьва – траверс г. Отыртэн – г. Моттевчахль – г. Яныгхачечахль – исток р. Большая Сосьва23 км9:30 – 19:40

Высокотравье в виде берёзового и ивового стланика 1Б,
траверс осыпного склона г. Отыртэн н/к
осадки, облачно, сильный ветер, +3 – +10 С
620.08исток р. Большая Сосьва – выс. 917,2 м – г. Янывондерсяхл – исток р. Нижний ключик24 км9:30 – 18:30

пешком

Высокотравье в виде берёзового и ивового стланика 1Б, болото легкопроходимое н/кдождь, к вечеру прояснения, +2 – + 12 С
721.08исток р. Нижний ключик – г. Печерья – Таляхчахль – исток р. Печора – стоянка «база»16 км9:30 – 16:30

Высокотравье в виде берёзового и ивового стланика 1Б, болото легкопроходимое н/к,
брод р. Печора н/к
дождь, после обеда прояснения, +5 – +18 С
822.08.Радиальный выход на плато Маньпупунёр6 км10:05 – 14:00

пешком

болото легкопроходимое н/кдождь, сильный ветер,

0- +5 C

923.08.стоянка «база» – исток р. Печора – исток р. под выс. 726,2 м26 км9:20 – 17:00

пешком

Препятствия в зачёт не идутПеременная облачность, кратковременные осадки, сильный ветер, +5 – +12 С
1024.08.исток р. под выс. 726,2 м – выс. 917,2 м – исток р. Тумпья27 км9:10 – 18:20

брод р. Тумпья н/косадки в виде дождя и снега, сильный ветер,

+0 – +5 C

1125.08.исток р. Тумпья – ур. Поритайтсори – истоки р. Лозьва – пер. Дятлова – стоянка «с тентом»30 км9:20 – 20:15брод р. Ёлима н/косадки, штормовой ветер,

+2 – +5 C

1226.08.днёвкаЯсно, штормовой ветер, +8 – +16 С
1327.08.стоянка «с тентом» – стоянка «с термосом» (урез 340,4 м)12 км10:00 – 14:00Препятствия в зачёт не идутЯсно, +8 – +15 С
1428.08.стоянка «с термосом» – брод р. Ауспия12 км9:30 – 13:30брод р. Ауспия н/кНочью заморозок, первая половина дня переменная облачность, после обеда дождь, -2 – + 18 С
1529.08днёвкадождь, +5 – +10 С

Расстояния активной части похода измерено по картам 1:50000

6. Техническое описание

День 1 – 15 августа (понедельник)

Изначально мы рассчитывали, что первый ходовой день будет 15 августа, но расписание поезда Москва – Приобье изменилось, он стал ходить по другим дням и прибывать на 2 часа позже. Мы выехали из Москвы не 28., как планировали, а 29. августа, поэтому 15 августа оказалось полностью посвящено заброске

Прибытие поезда Москва – Приобье в Ивдель в 12:54.

На станции сидела группа туристов, которая рассказала нам, что на плато Маньпупунёр их поймали егеря и оформили им штрафы по протоколам.

В 13:15 за нами приехал водитель Владимир на ГАЗ66. Владимир – работник МЧС, поэтому мы оставили ему копию нашей страховки со списком группы и контрольные сроки. Таким образом, отпала необходимость заезжать в спас. отряд, тем более, что Владимир должен был нас и забрать обратно в Ивдель в конце маршрута.

У Владимира есть ещё 1 машина – Урал, но он плотно застрял в каком-то болоте так, что его можно было вытащить только с помощью гусеничной техники. Владимир договорился с геологами, которые ездят на МТЛБ, но они освобождались только к 15 сентября. Владимир срочно купил ГАЗ66 и пока что осуществлял перевозки туристов на нём.

На ГАЗ66 к р. Ауспия мы прибыли только к 21:00. В пути было три остановки, суммарно не превышающие 1,5 часов. Владимир посетовал, что на Урале было бы быстрее в два раза и комфортнее. Дорога грунтовая, после пос. Полуночный разбита карьерными грузовиками. Дорога в брод пересекает несколько рек, через них раньше были построены мосты, но всё сгорело во время пожаров. После брода р. Вижай грунтовка ухудшается ещё больше. На подъездах к р. Ауспия – это смесь луж и лежнёвки. На дорогу постоянно выходят глухари и куропатки, которые предпочитают ходить пешком вдоль дороги, совершенно не обращая внимания на машину.

ГАЗ66 перевёз нас через р. Ауспия на орографически левый берег, мы поставили лагерь на крохотной полянке около разъезженной грузовиками дороги. Владимир обещал приехать за нами 29.08. вечером, отметить с нами свой день рождения и 30. рано утром увезти нас в Ивдель. Все деньги он взял сразу, сказав, что иначе не приедет. Позднее мы поняли, что дело в большой конкуренции. За время нашего пребывания на поляне (вечер 15.08. и с вечера 28. по раннее утро 30.08.), приезжало с группами несколько машин. На прощание мы попросили Владимира организовать нам перед поездом баню.

В 100 метрах выше по течению стояла группа из Москвы с местным проводником, только что спустившаяся с маршрута. Ребята рассказали нам, что дорога до плато заняла у них 5 дней, столько же они потратили на обратный путь. Пугали нас погодой. Егеря были также с ними предельно вежливы, хотели оформить протоколы, но москвичи сказали им, что их всех зовут «Иванов Иван Иванович», а паспортов у них с собой нет. Предлагали егерям деньги – по 500 р. за человека, но они от денег отказались, пригласили москвичей к себе в домик на чай. Также москвичи нам сообщили, что на маршруте должна находиться ещё 1 группа туристов из Челябинска и окрестных городов.

Рядом с москвичами стояло двое геологов с гусеничным тягачом МТЛБ. Геологи находились в нетрезвом состоянии, так как ждали начальника экспедиции, который должен был привезти запчасти к тягачу. Они приглашали нас принять участие в распитии, но нас интересовал вопрос возможности подняться на МТЛБ по колее вдоль р. Лозьва – в 2010 году МТЛБ завёз группу до р. Большая Сосьва, в итоге путь до плато занял у группы двое суток (ссылка на отчёт: здесь). «Наши» геологи не были готовы нас везти, так как у МТЛБ «слетали» гусеницы.

К 23 часам бортовой «Урал» привёз ещё 1 группу туристов – из Екатеринбурга, явно организованную, коммерческую. Кто из них инструктор-проводник, ребят так и не сознались. В их планах также было посещение плато, их сроки были более сжатыми, чем наши. Эту группу мы больше не встретили – судя по запискам на перевале Дятлова, этой точкой их маршрут и закончился – екатеринбуржцы пришли на перевал на 1 день позже, чем мы, погода испортилась, и они повернули назад.

Фото 1: дорога к р. Ауспия

День 2 – 16 августа (вторник)

Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30. Выход в 9:15.

От брода через р. Ауспия нужно двигаться по разъезженной колёсной и гусеничной техникой грунтовке до первого заметного отворота налево на Ю-З. Примерно через 1 км лесная грунтовка превращается в разъезженную жижу, которую приходится обходить по лесу.

В 30 минутах ходьбы от развилки справа от дороги есть небольшая стоянка, после которой начинается болото. Болото легкопроходимое н/к. После болота грязная колея продолжается ещё около 2х километров, затем поворачивает на юг налево к реке, а прямо на запад уходит тропа. На развилке висит старый коричневый кофейник. У реки рядом с дорогой есть хорошая стоянка.

Идти от развилки нужно по тропе, которая то приближается к реке, то удаляется от неё. Тропа во многих местах сильно заболочена, но проходима с самостраховкой альпенштоком или треккинговыми палками, на высоких участках встречаются выходы осыпей. Очень серьёзным препятствием в августе являются грибы, растущие вдоль тропы в большом количестве.

Через примерно 500 м после развилки тропа пересекает левый приток. На орографически левом берегу притока есть стоянка «с сапогами». Все притоки переходятся в брод без проблем, н/к.

Через примерно 3 км тропа снова выходит к реке в районе уреза 310 м. В этом месте есть стоянка. Следующая хорошая стоянка «с термосом» расположена через примерно 3,5 км на орографически правом берегу левого притока.

Далее тропа заметно ухудшается, длина заболоченных участков увеличивается, снижается темп движения.

Через 40 минут ходьбы (около 2х км) тропа выходит к реке на небольшую полянку со следами кострища. Здесь мы остановись на обед и встретили идущих вниз двоих туристов. Они ходили только до перевала Дятлова, сказали, что кроме известной по отчётам стоянки «с ложкой», есть чуть выше неё по реке отличная стоянка «с тентом». По их словам, они спускались от стоянки «с тентом» 4 часа по «сплошному» болоту.

Нашей задачей было дойти хотя бы до стоянки «с ложкой». Около 15:00 мы вышли вверх по течению реки, потратив на обед и отдых примерно 1 час. Тропа, действительно, сильно ухудшилась – практически всё время шли по болоту, которое, впрочем, технических сложностей не вызывало, скорее физически выматывало.

Примерно в 1 км ниже по течению, чем урез 487,9 есть ещё 1 стоянка, довольно грязная. После стоянки опять тянется заболоченный участок до самой стоянки «с ложкой» – ещё около 2х км. Знаменитая стоянка расположена на самом реки выше по течению, чем урез 487,9. К стволу огромного поваленного дерева прислонены деревянные ложка, нож, штопор и вилка, размером в человеческий рост.

От стоянки «с ложкой» тропа идёт по самому берегу реки. До стоянки «с тентом» остаётся около 1,5 км заболоченной тропы. Стоянка расположена на орографически левом берегу левого истока реки примерно в 500 м выше слияния двух истоков. На стоянке мы были в 18:30. С 14:00 до 15:00 останавливались на обед. Темп движения был 45-50/10-15.

На стоянке действительно висел синий тент около 20 м кв., но когда мы стояли на этой же стоянке на обратном пути, тент кто-то уже снял и унёс!

Пеший поход 2 к.с. на плато Маньпупунёр через перевал Дятлова (Северный Урал)

Фото 2: знаменитая стоянка «с ложкой»

День 3 – 17 августа (среда)

Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30. Выход в 9:10.

К перевалу Дятлова от стоянки «с тентом» ведёт тропа. В отличие от предыдущего дня, сразу чувствуется набор высоты. Основной набор проходит в зоне леса, которая очень близко подходит к перевальной точке: от границы зоны леса виден перевальный камень. Подъём занял у нашей группы 50 минут, пройден за 1 переход. Поднявшись на перевал, прочитав памятные таблички погибшей группе Дятлова, мы, как и многие наши предшественники, подумали, что природные условия и конфигурация перевала не могли стать причиной гибели достаточно опытных туристов. Также на перевальном камне висит табличка памяти туриста Сергея Замахаева без указаний года. Нигде в сети Интернет нам не удалось найти информацию про эту табличку, кроме того, что появилась она на перевале где-то между 2004 и 2007 годом.

На перевале мы нашли ведёрко с записками, куда положили и свою.

Ветер начал усиливаться, г. Халатчахль закрылась облаками.

На перевале впервые увидели колею – это автотуристы на джипах и квадроциклах по старой мансийской тропе пытаются доехать до плато. К сожалению, это создаёт проблемы для пеших туристов, так как тропа превращена на заболоченных участках в жижу, некоторые стоянки испорчены. Да и психологически неприятно, когда уже 5 дней идёшь пешком по непростому рельефу, неся на себе всё своё снаряжение и продукты, подгадывая свои переходы под источники воды, а тебе вдруг встречаются туристы на машинах, только что ещё больше разбивших тропу, разбрызгавших жижу по ивовому стланику. Эта жижа потом вытирается об одежду, попадает на лицо. При этом, далеко не все автотуристы корректны в общении поведении, о чём свидетельствует приведённое в техническом отчёте ниже описание нашей встречи с квадроциклистами на стоянке под плато Маньпупунёр.

Колея с перевала уходит вниз к истокам р. Лозьва, а мы, чтобы не терять высоту, пошли траверсом г. Халатчахль по живой средней осыпи с заметным уклоном (1А). Ветер ещё усилился, видимость сократилась до 70 – 100 м. Скорость движения упала до 1,5 км/ч, так как мы боялись растянуться.

В районе останца выс. 7 м мы снова встретили колею, которая взбирается от истоков р. Лозьва. На участке до ур. Поритайтсори колея слабая, так как идёт по сухой тундре, теряясь на выходах осыпей. В условиях ухудшившейся видимости наличие колеи даже порадовало, снова возрос темп движения – до 4 км/ч. Под г. Большая Хозья в районе ур. Поритайтсори есть небольшое болотцо – один из истоков р. Лозьва. В случае необходимости здесь можно организовать ночёвку. От перевала Дятлова до ур. Поритайтсори других источников воды нет. Мы здесь организовали обед, который приготовили на газу.

Колея обходит г. Большая Хозья, поднимается на выс. 988, 7 и сваливается вниз в истоки р. Ёлима (Оунья). Мы же планировали встать на ночлег на оз. Лунгхусаптур, поэтому свернули с колеи и по крутой живой осыпи полезли на выс. 1073,2. На спуске с высотки мы упёрлись в особенно крутой участок осыпи (уклон до 50 градусов), обозначенный на карте пометкой «скал». Этот участок мы обошли с запада в месте, где уклон уменьшился до 35 градусов (по карте в районе выс. 973,6 м). Осыпь оценили в 2А. На подъём и спуск с выс. 1073,2 мы потратили около 1,5х часов, при этом длина осыпного участка составила около1 км.

После обхода осыпи с запада намснова пришлось набрать высоту до гребня уже по травянистому склону, после чего мы начали спуск траверсом к оз. Лунгхусаптур. Озеро маленькое, около 100 – 150 м в длину, закрыто с северо-западной стороны цирком, но несмотря на это, ветер на озере очень сильный. Из озера берёт начало основной исток р. Лозьва, долина которой просматривалась в разрывах облаков под нами. К 19:45 все участники группы спустились к озеру. Лагерь мы разбили на его юго-восточном берегу.

Фото 3: подъём на перевал Дятлова

Фото 4: на перевале Дятлова

Фото 5: осыпи на склонах г. Халатчахль

Фото 6: обед в районе ур. Поритайтсори

Фото 7: спуск с выс. 1073,2 м

Фото 8: на спуске с выс. 1073,2 м

День 4 – 18 августа (четверг)

Всю ночь ветер усиливался, к 7 утра выйти из палатки было сложно – ветер затруднял движение. На крохотном озерце разгулялась волна с барашками, пену с гребней волн срывало ветром. Через край цирка прямо на озеро сваливалось бесконечное плотное облако, из которого сыпалась временами переходящая в дождь морось.

Мы решили перенести подъём на 9:00. В 9:00 дежурные с трудом приготовили завтрак в складывающемся тамбуре палатки. Ветер усилился ещё – по всем признакам сила ветра превышала 20 м/с. Завтракали наспех, сидя в палатках, которые явно готовились к взлёту в космос. Выходить на гребень в такую погоду было не разумно, а оставаться на озере означало, что группа не отдохнёт. Решили спуститься в зону леса и встать на орографически левом борту долины р. Лозьва, чтобы на следующий день как можно быстрее подняться к г. Отыртэн через безымянный перевал в районе отметки 920,6 м.

Особенно экстремальным моментом было снятие палаток, но уставшая и замёрзшая группа справилась с этой задачей быстро. В 11:30 мы вышли со стоянки у озера. Идти к левому борту долины пришлось через заросли можжевелового и ивового стланика, высотой до 1,5 м без тропы. 3 км мы шли 1,5 часа. К 13:00 мы нашли более или менее ровную полку с незначительным уклоном на левом берегу левого истока р. Лозьва. Координаты стоянки – 61° 50,641СШ и 59°22,979 ВД. Потеря высоты относительно озера составила около 150 м. Весь оставшийся день мы сушили вещи и отогревались. Над нами периодически проглядывало солнце, а через озеро всё ещё валило облако.

Вокруг стоянки очень много грибов. С дровами проблем не было.

Фото 9: перед «побегом» с оз. Лунгхусаптур

Фото 10: «побег» с оз. Лунгхусаптур по можжевеловому стланику

День 5 – 19 августа (пятница)

Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30. Выход в 9:30.

Подъём на безымянный перевал по орографически левому берегу левого истока р. Лозьва через стланик с выходами осыпей занял у нас чуть больше 1 часа. Ветер несколько умерил свою силу, но видимость не улучшилась, периодически шёл дождь, холодно. Гору Отыртэн мы решили обойти траверсом с востока по осыпному склону, н/к. Гору Моттевчахль также обошли траверсом по травянистому склону с мелким стлаником от перевальной точки 952,2 м, не теряя высоты.

За горой Моттевчахль мы спустились к перевальной точке 843,6, где снова увидели колею, взбирающуюся на перевал с запада. Решили, что будем придерживаться колеи, так как видимость всё ещё не улучшалась.

За перевалом колея взбирается на выс. 1004,6 м, где теряется в осыпях. Спустившись по осыпному склону с высоты 1004,6 м, мы снова вышли колею. На перевале перед выс. 853,6 мы остановились на обед на осыпи, слегка прикрытой от ветра ивовым стлаником. Вдруг мы услышали шум двигателя и увидели, как с выс. 1004,6 м прямо по осыпям спускаются вниз 3 джипа. Это оказались автотуристы из г. Снежинск на двух УАЗ «козёл» и одном LandCruiser. У них был организованный и заявленный в МКК автопоход. Ребята сняли нашу записку на перевале Дятлова, также сказали нам, что встретили идущую назад группу туристов из Челябинска. Мы с ними разминулись, так как уходили на озеро Лунгхусаптур.

На седловине перед г. Яныгхачечахль мы снова догнали джиперов, которые останавливались на обед около сарайчика. Сарайчик расположен на самой седловине, в нём много щелей, дверь снята с петель. В сарайчике туристы оставляют записки, иногда продукты, также стоит канистра для воды. Судя по одним запискам, до воды от сарайчика около 300 м, по другим – около 1 км вниз по восточному склону.

Пока мы делали 15 минутный отдых между переходами, джиперы уехали вперёд, больше мы их не догнали. После проезда джиперов колею стало видно лучше, зато в заболоченных местах она превратилась в жижу глубиной до 1 м. Свежие брызги жижи были расплёсканы по веткам стланика, оставались на одежде и лице. В стланике приходится двигаться по колее, так как без неё через заболоченный ивняк, высотой до 2х м просто не продраться с рюкзаками.

С востока под выс. 892,6 мы встретили болотце, из которого можно начерпать воды. Мы планировали встать на истоке р. Большая Сосьва, юго-восточнее выс. 917,2. К истоку Б. Сосьвы мы пришли к 18:30, но русло оказалось сухим, хотя мы спустились уже до зоны леса.

До 19:40, продираясь через ивовые стланики, мы искали источник воды. Наконец, удалось найти родничок и полку для палаток над ним. Координаты 61° 59,775СШ и 59°28,723 ВД.

Фото 11: сарай на седловине перед г. Яныгхачечахль

Фото 12: через стланик на поиски источника воды под выс. 917,2 м

День 6 – 20 августа (суббота)

В 6:50 утра пошёл дождь, продолжавшийся до 17:30 вечера.

Подъём в 7:00 дежурных, группы в 7:30. Выход в 9:30.

Подъём на перевал под выс. 917,2 м занял около 1 часа, опять пришлось преодолевать высокий стланик. Перед выходом на перевал мы снова нашли колею, но на перевале она потерялась в осыпях, покрытых горелой травой и мхом. Видимость опять плохая. В поисках колеи мы потеряли около 70 м высоты, которые пришлось набирать обратно. Наконец, на подъёме на выс. 917,2 м мы снова нашли колею, которая выводит на самую вершину, упирается в осыпи и круто сваливается с них на седловину, на которой из ниоткуда появляется пешая тропа – это остатки старой мансийкой тропы. Тропа спускается в зону леса и опять, к сожалению, сливается с колеёй. Отсюда и до самого истока Печоры идёт участок жижи – колея заболоченная, разъезженная колёсами.

Около ручья под выс. 726,2 м есть 2 стоянки – 1 западнее колеи в ёлках на орографически левом берегу ручья, вторая восточнее колеи на орографически правом берегу ручья.

Ещё 1 стоянка есть в следующем более северном истоке этого же ручья (под выс. 694 м).

Мы пообедали на стоянке в ёлках и продолжили преодоление жижи, чтобы преодолеть г. Янывондерсяхл и встать на стоянке в истоках р. Нижний Ключик под выс. 834,8 м.

К 18:00 мы пришли на стоянку, которая оказалась разъезжена колёсами джипов, объезжавших основную колею. До следующего источника воды было ещё около 10 км, поэтому мы, разведав всё в округе, устроили стоянку на болотистой полке метрах в 15 – 20 ниже испорченной стоянки.

Фото 13: гарь на седловине перед выс. 917,2 м

Фото 14: старая мансийская тропа превращена в колею

День 7 – 21 августа (воскресенье)

Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30, выход в 9:30.

С утра непроглядный туман. До выхода из зоны леса колея продолжает идти по заболоченному ивняку с соответствующими последствиями. В районе выс. 764,2 колея выныривает из зоны леса и сваливается на восточный склон хребта, затем на выс. 796,4 м опять возвращается на западный склон, по которому траверсом обходит г. Печерья-Таляхчахль.

За горой на седловине колея раздваивается: к истоку Печоры нужно спускаться фактически строго на север, а на северо-запад уходит колея, взбирающаяся на выс. 792,8 м и теряющаяся на её вершине в осыпях. Мы взобрались на высотку, надеясь, что колея потом срежет расстояние до стоянки под плато Маньпупунёр, но, потеряв колею, решили всё-таки спуститься в исток р. Печора, заодно сфотографировать знаменитую табличку.

У истока р. Печора мы были в 13:30. Как потом выяснилось, отсюда уже начинается территория Печоро-Илычского заповедника, но никаких информационных плакатов мы не встретили. В истоке реки – большая ровная поляна с узким столиком.

Колея пересекает реку и уходит куда-то на восток, а мы по едва уловимой в кочкарнике тропе пошли по орографически правому берегу реки. Тропа быстро отошла от реки, вошла в зону леса и через 1,5 часа хода снова вывела нас к реке напротив стоянки «База», расположенной на орографически левом берегу р. Печора. В 300 м выше по течению на правом берегу есть ещё стоянка, гораздо менее популярная и более уединённая.

На стоянке «База» мы были в 16:00.

Около 22 часов вечера пришли четверо туристов из Екатеринбурга, которые вышли на маршрут на 1 день раньше нас, но из-за непогоды устраивали днёвку и две полуднёвки. Мы с ними разминулись и обогнали их. Мы предложили ребятам встать на нашей поляне, тем более, что они собирались с утра быстро сходить на столбы и после обеда выдвинуться в обратный путь.

Около 12:30 ночи мы услышали шум двигателей – приехали 7ро квадроциклистов в нетрезвом состоянии. Они хотели загнать свои машины прямо на поляну, где стояли наши палатки, а в ответ на наши возражения, стали ругаться матом и рассказывать нам, что они возмущены нашей бескультурностью и непониманием законов тайги. Мы, со своей стороны, ответили им негодованием. Наконец, после продолжительного словесного выяснения отношений, они всё-таки проехали на квадроциклах между палатками и встали в 50 м ниже по течению реки. До 3:30 ночи они пилили дрова бензопилой, орали песни и мешали спать.

После превращённой в сплошную жижу тропы и испорченной стоянки это была уже последняя капля нашего терпения – образ автотуриста сильно упал в наших глазах.

Фото 15: на спуске к истоку р. Печора

Фото 16: у истока р. Печора

День 8 – 22 августа (понедельник)

В 7:30 утра мы слышали, как екатеринбуржцы вышли на плато, но сами встали только в 8:00.

Соседи на квадроциклах не подавали признаков жизни.

Подъём по тропе, ведущей на плато прямо от стоянки начали в 10:05. Подъём до границы зоны леса занял у нас около 1 часа. Встретили екатеринбуржцев, которые уже возвращались со столбов. Ребята сказали, что обошли егерей, которые ещё спали.

Мы поднялись на высотку 809,3 м, обойдя егерский кордон с севера. На плато мы провели около 1,5 часов. Потом похолодало, пошёл снег, и мы решили, что пора возвращаться. Тут-то мы и встретили егеря, о чём подробно рассказано выше в рамках раздела «Варианты подъезда и отъезда».

В лагерь мы спустились в 14:00. Егерь был в лагере, разговаривал с квадроциклистами. Проходя мимо нас, он грустно посетовал, что у них оказались оформленные пропуска.

Через 15 минут после ухода егеря вверх на плато ушли соседи, пытавшиеся здороваться с нами и изображать приличное поведение. Мы предпочитали с ними не разговаривать.

Около 15:00 в обратный путь ушли екатеринбуржцы.

Фото 17: подъём на плато Маньпупунёр через выс. 809,3 м в обход кордона егерей

Фото 18: на плато Маньпупунёр

Фото 19: спуск с плато Маньпупунёр мимо кордона егерей

Фото 20: входим в зону леса на спуске с плато Маньпупунёр

День 9 – 23 августа (вторник)

Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30, выход в 9:20.

Идти обратный путь решили полностью по колее, чтобы не тратить время на ориентирование. К тому же, таким образом, мы могли не повторять многие участки маршрута. В 11:40 мы уже были у истока р. Печора, где даже не стали уже останавливаться. На спуске с г. Печерья-Таляхчахль нас обогнали квадроциклисты. Мы порадовались, что больше их не увидим, но всё оказалось иначе.

Вскоре нам навстречу проехало двое джиперов из Челябинска. Автотуристы начинали раздражать – мы понимали, ЧТО сейчас нас ждёт на участке и без того расквашенной колеи.

Около 13:00 мы подошли к первому участку жижи и, как назло, догнали и обогнали на нём квадроциклистов. На болотистой стоянке, которую нам пришлось обустроить на пути туда из-за испорченной джиперами поляны, мы нашли ещё тёплые угли – видимо, здесь ночевали екатеринбуржцы. Только мы сели обедать, как квадроциклисты вновь нас догнали и стали объезжать грязь прямо по полянке – в 3 метрах от нас по местам, где стояли палатки! Мы даже уже ничего им не говорили – бесполезно разговаривать с людьми, которые не признают ничего, кроме своего желания и комфорта.

Больше на эту стоянку рассчитывать не стоит, она окончательно уничтожена!

Мы в этот день дошли до стоянки под выс. 726,2 м на орографически правом берегу ручья. Встали в 17:00. Несмотря на накопившуюся усталость, темп движения увеличился – облегчились рюкзаки, и мы не тратили время на ориентирование.

Фото 21: возвращаемся к истоку р. Печора мимо остатков брошенного тягача

Фото 22: последние минуты уничтоженной автотуристами стоянки

Фото 23: священная гора Койп, прозванная нами “кучей щебенки”

День 10 – 24 августа (среда)

Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30, выход в 9:10.

Уже в 11:30 мы были на выс. 917,2 м, на этот раз никуда не блуждали. На вершине нас накрыло мокрым снегом, заряды которого потом ещё несколько раз за день повторялись.

С каждым днём всё больше холодало, да и мы просто уже устали от постоянно мокрых и у большинства группы стёртых ног, тумана и холодного ветра. В такой обстановке всем хочется нормального отдыха, поэтому решено идти не до сарая, где нет леса и до воды далеко, а, если сможем, то на 10 км дальше – до истоков р. Тумпья под г. Отыртэн.

У сарая мы оказались в районе 15:00, решили, что точно продолжим движение. Выс. 1004,6 м брали уже с трудом – усталость, мокрые камни, мокрые кроссовки. После спуска с высоты мы сошли с колеи и сделали траверс г. Моттевчахль к реке. Колея в этом месте забирается вверх по склону на г. Моттевчахль примерно на 100 м и только потом спускается к р. Тумпья. На склоне горы, видимо, на колее мы видели людей, наверное, екатеринбуржцев.

После брода р. Тумпья на орографически левом берегу есть хорошая стоянка с урезом 650 м, до которой мы добрались к 18:20. Пройдено 27 км.

Опять пошёл дождь.

Фото 24: непогода на выс. 917,2 м

Фото 25: брод истоков р. Тумпья

День 11 – 25 августа (четверг)

Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30, выход в 9:20.

Погода не улучшается – холодно, дождь, туман. С утра перед выходом решаем, что ночевать на Поритайтсори наверху в такой обстановке не хочется. В итоге, внимательно изучив карту, мы вспомнили, что от перевала Дятлова колея уходила вниз к истокам р. Лозьва, спускаясь до зоны леса, а потом снова поднималась на гребень в обход г. Халатчахль. Мы понадеялись, что сможем встать в зоне леса, не доходя перевала.

Колея поднимается от р. Тумпья на отроги г. Отыртэн. Пройдя буквально 500 м мы встретили следы палатки на крохотной полке в ивняке около ручья – подумали, что это екатеринбуржцы.

Преодолев отрог Отыртэна, колея опять теряет высоту, чтобы перебраться через крутой кулуар, из которого берёт начало один из истоков р. Тумпья. В месте брода через ручей на орографически левом берегу ручья – грязноватая от следов джипов стоянка и баня с каркасом.

Далее колея опять взбирается вверх на высоту 1005,2 м, обходит её траверсом под самой вершиной и спускается к истокам реки Ёлима, пересекая исток чуть ниже уреза 726 м. Здесь тоже есть стоянка, сам исток очень живописен с небольшим водопадом – менее 0,5 м.

Колея поднимается от р. Ёлима на отрог 912,4 м и траверсом обходит выс. 1073,2 м. От места выхода колеи на отрог 917,2 м очень легко попасть на оз. Лунгхусаптур, миновав при этом крутые осыпи выс. 1073,2 м. К сожалению, эта информация в изученных нами отчётах отсутствовала, поэтому мы на пути на плато взяли высоту 1073,2 м штурмом.

Вся эта часть дороги очень мокрая, видимо, из-за постоянных осадков и количества прошедших машин. При этом на осыпных участках колея всё время норовит исчезнуть. Видимость же опять была очень плохой – снова сильный ветер, постоянная морось, «молоко». Температура упала почти до нуля. Останавливаться даже на короткий отдых было очень сложно – сразу начинали замерзать. Даже на обед мы потратили всего около 30 минут.

В районе урочища Поритайтсори мы обогнали екатеринбуржцев, которые сказали, что собираются пройти перевал Дятлова и встать на стоянке «с тентом».

Ветер ещё усилился, но появились разрывы в облаках. Мы, хорошо помня шторм на озере Лунгхусаптур, продолжали движение в быстром темпе. Перед г. Халатчахль мы, придерживаясь колеи, спустились к истокам р. Лозьва до уреза 620 м. То, что сверху казалось ровными полками, на самом деле было покрытым травой каменистым склоном с заметным уклоном. Сам ручей течёт в крутом каньоне, орографически правый берег которого, закрытый от ветров, покрыт плотным смешанным лесом с отдельными кедрами. При этом средний уклон правого берега 20 – 30 градусов, что мало пригодно для стоянки.

Мы решили проверить следующий исток р. Лозьва, вытекающий как раз из-под перевала Дятлова. Перевалив через отрог г. Халатчахль, спустились к истоку. В принципе, можно было поставить палатки на небольшой и не очень ровной полянке, от которой до воды было около 200 -300 м, но перевал Дятлова призывно возвышался прямо перед нами, и на него взбиралась колея. Было около 7 часов вечера, ветер продолжал усиливаться, и мы пошли до стоянки «с тентом», чтобы завершить горную часть похода и на следующий день сделать днёвку. В 19:45 вся группа поднялась на перевал. Мы написали на своей же записке, что возвращаемся и, не теряя времени, начали спуск. В 20:15 впереди идущие уже были на стоянке «с тентом», к 20:25 подошли замыкающие. Спуск занял не более 30 минут, так что мы ещё раз удивились трагическим обстоятельствам гибели группы Дятлова.

На стоянке синего тента больше не было – его кто-то снял!

Около 21:00 снизу по тропе пришли пешком двое парей из Санкт-Петербурга, которые до самой р. Ауспия ехали на велосипедах, а теперь хотели взойти на перевал и, возможно, если успеют, дойти хотя бы до озера Лунгхусаптур или до г. Отыртэн. Мы предложили ребятам остаться с нами на стоянке, но они пошли дальше, надеясь до темноты успеть пройти перевал и встать сразу под ним. На прощание мы сказали им, что, если они не будут успевать пройти перевал, пусть возвращаются к нам на стоянку.

В 21:30 на стоянку спустились екатеринбуржцы, и, увидев нас, очень нервно отреагировали, что мы заняли стоянку, на которой оставалось место ещё для трёх, минимум, палаток. Мы позвали ребят к костру, предложили им воспользоваться уже заготовленными дровами, поставить платку. Но они, сделав обиженный вид, ушли на стоянку «с ложкой». Признаться честно, мы обрадовались – поведение уральских туристов на маршруте начинало нас напрягать и расстраивать. На их фоне наши двое велосипедистов показали верх культуры, тем более, что на следующий день, гуляя в окрестностях нашей стоянки, мы обнаружили палатку ребят, поставленную чуть выше нашего лагеря на некотором отдалении. Как оказалось, ребята пошли на перевал, вернулись, но не стали нас тревожить.

Фото 26: колея обходит выс. 1073,2 м

День 12 – 26 августа (пятница)

Днёвка. На стоянке много ягод и грибов, сбору которых, а также сушке вещей, мы и посвятили весь день. Наконец-то, было снова солнечно. Деревья закрывали от ветра, хотя наверху он, явно, опять усилился до штормового.

Фото 27: дневка на стоянке с тентом

День 13 – 27 августа (суббота)

Подъём в 7:30, выход в 10:00.

Около 9:30 мимо нашего лагеря вниз прошли велосипедисты, у которых поджимало время.

Шли мы не быстро и осторожно, так как мышцы после дня отдыха никак не хотели работать, да и торопиться было некуда. Путь вниз по р. Ауспия мы решили разбить на два дня, на сегодня был план дойти до стоянки «с термосом» – всего лишь 12 км.

На сам перевал Дятлова за время нашего похода на плато и обратно взошло несколько групп, которые, учитывая ежедневные дожди, сильно разбили и без того грязную тропу.

На стоянке «с термосом» мы были уже к 14:00 – всего 4 ходовых часа. Стоянка очень хорошая – ровная, на стрелке реки и притока, много грибов, есть дрова.

К вечеру, как нам показалось, потеплело.

День 14 – 28 августа (воскресенье)

Подъём в 7:00 – проснулись от холода, к утру ударил заморозок. Тенты палаток были все в инее. Отогрели замёрзшую в ботинках воду и вышли в 9:30.

Шли мы, наверное, ещё медленнее, чем накануне. Организм понял, что от него больше не требуют концентрации и напряжения, и тут же у всех всё заболело – проявилась накопившаяся усталость. Но к 13:30 мы прошли свои 12 км и перешли вброд р. Ауспия, чтобы встать на орографически правом берегу на широкой и ровной травянистой поляне. На левом берегу вставать не хотелось – поляны там маленькие и грязные. На месте, где 15. 08. стояли москвичи и геологи на этот раз опять были люди – двое лесников. Они отсыпали нам немного сахара, который у нас как раз закончился. Это был единственный продукт, которого не хватило, да и то потому, что было очень холодно, и сахар уходил быстрее нормы.

После обеда мы устроили большую стирку, развесили всё сушиться, но тут снова пошёл дождь, продолжавшийся до обеда 30 августа.

Ближе к вечеру в лагерь пришли нетрезвые представители группы, с которой мы разминулись в горах. Их записку мы читали на перевале, о них нам рассказывали джиперы на «Козлах» и «Лэнд крузере». Оказалось, что эта группа спустилась с перевала ещё 5 дней назад, забрала свою заброску и теперь занималась отмечанием всего, что только возможно. Мы вежливо пытались спровадить представителя соседей, которому алкоголь развязал язык, но это не мешало ему ещё пару раз за вечер снова заходить к нам в гости. С каждым разом его повторяющиеся рассказы становились всё менее разборчивыми.

Около 21:00 пришёл легендарный соло-турист Борис, который поведал нам свою печальную историю, как егеря не пустили его на плато, поймав ещё в истоках р. Печора. Борис уже третий раз пытается дойти до плато, но пока ему это так и не удалось. Ходит он принципиально без костров и газа на сухом пайке, свою небольшую ветроустойчивую палатку ставит на самом гребне. Одежду, состоящую, в основном, из брезента и резиновых сапог, Борис сушит на себе. Его рацион составляет 300 г в сутки. В общении человек очень культурный, интересный. Мы подарили ему лишний комплект распечатанных карт Генштаб 1: 50000, чему Борис очень обрадовался. Сам он корректирует своё движение по GPS-навигатору, в который заносит точки, но карты не закачивает.

Борис хотел присоединиться к нам в машину на выброску, мы сказали, что ничего против не имеем, но машина увозит нас только 30.08 рано утром. Борису хотелось уехать пораньше, что ему и удалось сделать поздним вечером 28 числа на попутной вахтовке.

Вообще, пока мы стояли на стоянке, в разные стороны прошло в общей сложности 3 машины.

Фото 26: брод р. Ауспия

День 15 – 29 августа (понедельник)

Днёвка, ожидание нашего шофера Владимира.

Спали долго, подъём не назначали, так как на следующий день нам нужно было вставать в 5:00 утра, а всю ночь наши нетрезвые соседи почему-то преимущественно вокруг нашего лагеря искали своего товарища с криком «Же-ня-яяяя!».

С утра соседи при встрече извинились за своё поведение. Мы ругаться с ними не стали – что возьмёшь с нетрезвых людей. В знак закрепления добрососедских отношений нас угостили волнушками горячего посола.

В обед в сторону перевала Дятлова проехало два джипа – «Нива» и «Нисан». Ребята спрашивали у нас дорогу, мы по карте показывали и объясняли им всё, что знаем про то, где проходит колея. Джиперы сказали, что им не принципиально забраться на сам перевал на машинах, что если они не смогут проехать, то дойдут пешком. Такой подход нас очень порадовал.

Ребята нам отсыпали рафинад, попрощались и уехали. Вдруг, с левого берега р. Ауспия один из ребят вернулся в брод и принёс нам 4пузырька аптечного «лекарства». Мы настолько растерялись от удивления и благодарности, что даже не сообразили, что могли бы дать ребятам в ответный подарок распечатку карт. Как потом оказалось, наши «весёлые» соседи рассказали джиперам, что мы идём с минимумом продуктов и «на сухую». Ребята решили нас порадовать и поддержать.

К 20:00, как и обещал, приехал наш водитель Владимир. Он привёз с собой много пива, которое ему заказали наши соседи, передав записку и деньги с водителем одной из вахтовок, возвращавшихся с р. Ауспия. Мы показали Владимиру, где стоят наши соседи, чтобы он мог отдать им заказ.

Для нас Владимир в честь своего дня рождения привёз угощение. Особенно порадовали свежий хлеб и помидоры. Мы в ответ накормили Владимира своими макаронами с сублимированным мясом.

День 16 – 30 августа (вторник)

Подъём в 4:45. Под дождём в темноте свернули лагерь. Выезд в 6:00.

Дороги везде размыло, реки поднялись. Мы сразу вспомнили наших вчерашних благодетелей – каково им будет возвращаться.

В 13:00 мы были уже в Ивделе. Владимир завёз нас к себе, его отец натопил для нас баню. Рядом с их домом есть магазин, где мы закупили продукты на поезд.

В 15:00 мы выехали на вокзал, чтобы успеть на поезд Приобье – Москва, отправлением со станции Ивдель в 16:00.

С Владимиром мы распрощались очень тепло, он приглашал приезжать ещё.

Вокзал в Ивделе нам очень понравился – заранее вывешена информация, с какого пути отправляется поезд, откуда нумерация вагонов. Не нужно ждать объявления. На платформе продают пирожки по 15 – 20 р. Рядом с вокзалом на площади есть магазин и столовая.

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

1) Основную сложность представляют собой участки стланика, в основном заболоченные.

2) Все осыпи «живые», часто имеют большой уклон, но большую часть осыпных участков можно обойти, если нужно упростить маршрут технически.

3) Длина маршрута очень большая, при этом переходы приходится делать длинными, так как мало источников воды.

4) Серьёзным препятствием является сильный ветер, который, судя по отчётам, здесь частое явление.

5) Постоянные сравнительно короткие спуски и подъёмы дают большой перепад высот.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте

На маршруте возможна встреча с оленеводами и оленями, очень много птиц, совершенно не боящихся людей.

Интересно посетить легендарный перевал «Дятлова» и исток р. Печора, отмеченный двумя табличками.

Основной достопримечательностью являются сами останцы плато Маньпупунёр, высотой от 30 до 42 м.

С хребта, если повезёт с погодой, открываются прекрасные панорамы окрестных гор с небольшими останцами и выраженными осыпными вершинами, напоминающими кучки щебёнки.

В августе наверху в зоне тундры вызревает очень вкусная и крупная голубика, в лесной зоне много черники, малины, грибов, есть смородина, можно насобирать кедровых шишек с орехами.

Любителей техники порадуют встречи с геологами, активно осваивающими регион на вездеходных тягачах.

9. Дополнительные сведения о походе

9.1. Перечень специального снаряжения

ГрупповоеЛичное
НаименованиеКоличествоНаименованиеКоличество
Горелка газовая Kovea Camp 11Палки треккинговые / альпешток1
Горелка газовая Primus Gravity II EF 3279931У отдельных членов группы неопреновые носки или резиновые сапоги1
Стеклоткань2

Транспортировочная верёвка25 м

GPS – навигатор Magellan Triton 15001

Термос5

9.2. Особенности общественного и личного снаряжения

Для координации движения группы на маршруте использовался GPS – навигатор Magellan Triton 1500, который работает с растровыми картами. На маршруте навигация осуществлялась по картам Генштаб масштабом 1: 50000.

Для фото и видеосъёмки использовался целый ряд фотоаппаратов, в том числе два зеркальных фотоаппарата фирмы Pentax, и 1 видеокамера.

9.3. Стоимость проживания, питания, снаряжения,

средств передвижения

Вид затратНа одного человека
1.Билеты на поезд Санкт-Петербург – Москва и обратно2000 р.
2Билеты на поезд Москва – Приобье и обратно7200 р.
2.Заброска и выброска (автотранспорт)3000 р.
3Питание по раскладке*, газовые баллоны, сбор на аптечку4500 р.
4Баня50 р.
5Страховка350 р.

Итого 17100 р., без учёта питания в поезде и в г. Москва.

* В раскладку вместо тушёнки входило сублимированное мясо, изготовленное домашним способом, а также сублимированные овощи, много восточных сладостей и смеси из орехов и сухофруктов.

III. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

Итоги:

Несмотря на откровенное невезение с погодой, наша группа прошла маршрут в достаточно сжатые сроки, в хорошем темпе, без аварий, технических и психологических проблем. Все участники показали хорошую техническую, физическую и психологическую подготовку.

В рамках похода было проведено тестирование предоставленного нам фирмой «Кант» снаряжения, о чём написаны отчёты.

Перевал Дятлова наша группа прошла два раза в составе именно 9 человек, чем лишний раз опровергла мистическую природу данного места.

Выводы:

Маршрут, безусловно, интересный, длинный и автономный, имеющий конечную цель – посещение плато Маньпупунёр. По времени и километражу он превышает требования, предъявляемые к спортивным пешим походам второй категории сложности. При этом технически, выше второй категории маршрут оценить нельзя.

Данный маршрут – хорошая проверка туристской подготовки и психологической сплочённости группы. Постоянные наборы и сбросы высоты с рюкзаками повышают физическую подготовку туристов.

Нестабильная погода и сильные ветра позволяют оценить личное и групповое снаряжение.

Рекомендации:

Во многих отчётах написано, что в истоках ручьёв есть снежники. На них не стоит надеяться – в наши сроки ни одного, даже отмеченного стабильным, снежника не было! Необходимо очень тщательно прорабатывать график движения, рассчитывать длину переходов, исходя из данных о стоянках и стабильных источниках воды.

Также необходимо проработать такое меню, чтобы как можно меньше привязывать себя к источникам воды на обедах. Мы пришли к выводу, что, если грамотно построить график и заменить часть горячих обедов на перекусы с термосами, то можно практически не готовить на газу. Это сильно облегчает рюкзаки – можно взять с собой только аварийный запас газа.

Также при включении в раскладку сублимированных продуктов и грамотном распределении дежурств и убывания «едок» можно отказаться от закладок, которые привязывают группу к определенным срокам и линии движения, могут быть разорены животными.

Пропуск в Печоро-Илычский заповедник всё-таки стоит заказывать заранее. Более того, маршрут можно сделать линейным, если не возвращаться назад к р. Ауспия, а пройти через плато Маньпупунёр насквозь, спуститься до кордона Усть–Ляга, откуда заказать лодки для сплава вниз по Илычу до г. Троицко–Печорск. Правда, такой вариант удорожает поход.

При подборе личного снаряжения особое внимание нужно уделить обуви – маршрут не требует использования жёстких треккинговых ботинок. Даже очень хорошая мембранная обувь не может противостоять уральским болотам, она промокает и начинает натирать ноги. Поэтому, как бы несовременно это не звучало, хочется всем порекомендовать иметь с собой резиновые сапоги.

IV. ОТЧЕТ ПОДГОТОВЛЕН

Отчёт подготовлен Фёдоровой М. В. на основе дневниковых записей, которые велись в походе, откорректирован Фёдоровым Н.В. В отчёте использованы фотографии Фёдоровой М.В., Никифорова С.С., Копылова Д.С., Злобиной Л.С., Кузнецова А.И., Травкина Г.М., Попова А.В. Видеосъёмку во время похода производили Фёдоров Н.В.

V. ЛИТЕРАТУРА

1. Лоция «Маньпупунёр 2004», авторы Дорохин и Компания.

2. Отчёт о пешем походе на хребет Маньпупнёр, совершённом с 6 по 9 августа 2009 г. Авторы Силантьев Д. и Хиллер С., 2009 г.

3. Отчёт о пешем походе по Северному Уралу – перевал Дятлова, Отыртэн, Маньпупунёр», совершённом с 19.07. по 02.08. 2010 г. Автор Кронин Г.

4. Многочисленные разрозненные эмоциональные описания с фотографиями и без, найденные в сети Интернет.

Приложение 1

Карта Печоро-Илычского заповедника:

Пеший поход 2 к.с. на плато Маньпупунёр через перевал Дятлова (Северный Урал)

Источник : "https://moominclub.ru/blog/peshiy-pohod-2-k-s-na-plato-manpupunyor-cherez-pereval-dyatlova-severnyiy-ural/" rel="nofollow"